Система чтения по брайлю. Рельефно-точечный шрифт Брайля. Как печатают шрифтом Брайля

Как правильно держать грифель?

Грифель держат металлическим кончиком вниз. Возьмите рукоятку грифеля так, чтобы она упиралась в основание указательного пальца у самой ладони.

Теперь крепко возьмите грифель тремя пальцами: указательным сверху, большим и средним с боков.

Чтобы получилась точка, нужно просто надавить на бумагу сверху вниз - так же, как ходит игла в швейной машинке.

Как писать по Брайлю?

Заправьте бумагу в прибор. Возьмите грифель и аккуратно, не нажимая, поместите кончик грифеля в первую клетку от правого края прибора. Попробуйте провести кончиком грифеля внутри контура клетки. Чувствуете углубления? Попробуйте почувствовать, где находятся все шесть углублений в брайлевской клетке.

При письме по Брайлю рука движется справа налево, потому что точки накалываются с обратной стороны бумаги.

У каждой точки-позиции в клетке есть свой номер. В первой колонке по ходу движения руки (справа налево!) находятся точки 1, 2 и 3, а во второй колонке - 4, 5 и 6.

Попробуйте надавить грифелем на бумагу в точке 1 - вы услышите щелчок. Держите грифель строго вертикально. Попробуйте проколоть все шесть точек так, чтобы получилось полное шеститочие.

Чтобы потренироваться, напишите такие точки:

  1. точка 3
  2. точки 1, 2
  3. точки 1 и 6
  4. точки 1, 3, 5
  5. точки 2, 4, 5, 6

Как пишутся русские буквы по Брайлю?

В системе Брайля нет отдельных заглавных и маленьких букв. Заглавная буква обозначается точками 4 и 5, которые ставятся перед словом.

Как пишутся знаки препинания?

Тире и дефис по Брайлю не различаются, это один и тот же знак. После запятой и перед тире не ставится пробел.

Как пишутся английские буквы по Брайлю?

Система Брайля применяется во всех языках, даже в японском и китайском. В отличие от «зрячих» алфавитов, которые могут очень сильно различаться в разных языках, брайлевские очень похожи друг на друга.

Как пишутся цифры по Брайлю?

Перед записью цифр и чисел ставится специальный цифровой знак (точки 3, 4, 5, 6)

Цифры по Брайлю пишутся так же, как первые 10 букв латинского алфавита. Перед записью чисел цифровой знак пишется только один раз - перед всем числом.

Что ещё можно написать по Брайлю?

По Брайлю можно написать всё то же самое, что и обычным плоскопечатным шрифтом: номера телефонов, списки покупок, стихи, ноты, математические формулы, химические символы… Но если по-зрячему можно придумать огромное количество разных символов, то количество возможных сочетаний точек в шеститочии ограничено. Их всего 63, не считая пробела. Поэтому в брайле один и тот же символ может обозначать разные вещи. Например, точки 1-2-4-5 могут обозначать русскую букву Г, латинскую G, цифру 7 или ноту «фа».

Некоторые символы обозначаются сочетаниями нескольких брайлевских знаков. Например, значок & обозначается так:

Для записи сложных математических и физических формул и уравнений существует расширенный восьмиточечный брайлевский код. В нём добавлено ещё две точки: 7 под точкой 3 и 8 под точкой 6. Это позволяет создать 255 различных символов (не считая пробела).


Теги: Брайль

Рельефный специальный шрифт для слепых и слабовидящих одно из основных средств адаптации среды для данной категории маломобильных лиц. Источник: МДС 31 10.2004: Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного… …

Шрифт Брайля - рельефно точечный шрифт для письма и чтения слепых... Источник: Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 1. Общие положения … Официальная терминология

шрифт Брайля - лингв. Шрифт Брайля является тактильным шрифтом. Он был изобретен в 1821 году слепым французом Луи Брайлем (Louis Braille), который был вдохновлен ночными записями тисненного кода в виде точек, используемого французскими военными. До этого… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Шрифт Брайля - Рельефно точечная азбука для слепых, разработанная в 1829г. французом Луи Брайлем. Буквы здесь изображаются при помощи комбинации шести точек. Например: Я читаю – Я ч и т а ю ●● ●● ○● ○● ●○ ●○ ●○ ●● ●○ ●● ○○ ●● ○● ●○ ○○ ●○ ○○ ○● … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Тип: консонантно вокалическое письмо Языки: английский … Википедия

Чешский календарь с шрифтом Брайля Слово ⠏⠗⠑⠍⠊⠑⠗ (фр. premiere, первый) выбитое на перилах муниципального архива Марселя Шрифт Брайля шрифт для слепых. Он был разработан французом Луи Брайлем (фр. Louis Braille), сыном сапожника, который в… … Википедия

шрифт - 23.06.35 шрифт : Набор знаков, имеющий единую базовую конфигурацию (дизайн). Пример 9 пунктовый шрифт «Курьер». Примечание Единый шрифт может иметь разные размеры. Источник: ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382 23 2004: Информационная технология. Словарь.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

БРАЙЛЯ ШРИФТ - система обозначения букв, цифр, математических, химических и нотных знаков для слепых. Изобретен французским ученым Луи Брайлем (1809–1852). В возрасте трех лет, играя с быком, он повредил глаз, после чего полностью лишился зрения. Обучался в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Рельефно точечный шрифт для письма и чтения слепых, разработанный французским тифлопедагогом Луи Брайлем (L. Braille; 1809 52). В основе Брайля шрифта лежит комбинация 6 точек, дающая возможность обозначать буквы, цифры, знаки препинания,… … Большой Энциклопедический словарь

брайля шрифт - (Braille type) Рельефно точечный шрифт для чтения слепыми, буквы, цифры и другие знаки которого состоят из различных комбинаций рельефных точек, различимых на ощупь … Шрифтовая терминология

Книги

  • Магнитная азбука. Шрифт Брайля (С-274-57238307) , . Набор "Магнитная азбука" с рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для детей от 3- х до 8 лет. Комплектность: Буквы - 52 шт. Упаковка - 1 шт. Сделано в…

Имя Луи Брайля свято для всех людей на земле, кто по разным причинам потерял зрение. Луи Брайль создатель уникального рельефно-точечного шрифта, позволяющего читать и писать слепым людям.

В этой статье мы хотим рассказать о жизни этого замечательного человека, а также об удивительной женщине Анне Александровне Адлер, силами которой метод Брайля появился и был внедрен в нашей стране.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье ремесленника в маленьком французском городке Кувре. Его отец занимался изготовлением конской упряжи. У Луи были две старшие сестры и брат.

Однажды, когда мальчику было 3 года, он играл в мастерской отца и повредил себе глаз. В глаз попала инфекция, и воспаление перешло и на здоровый глаз. Постепенно мальчик ослеп. Родители очень переживали за своего маленького сына, ведь слепых людей ожидало печальное будущее: нищенское существование и голодная жизнь на милостыню.

Но отец решил развивать мальчика. Он сделал для сына специальные дощечки с прорезями, по которым учил алфавиту. Позже Луи научили писать. Отец всюду старался брать сына с собой. Он учил его различать пение птиц, крики животных и ароматы цветов. А еще отец рассказывал сыну о Боге.

С семи лет Луи начал посещать школу в Кувре. Мальчик удивил учителей своими способностями и очень быстро стал лучшим учеником. А в 10 лет родители решают отдать сына в Королевский Институт для слепых детей.

И в Институте Луи стал первым учеником по всем предметам. Особенно ему нравилось заниматься музыкой: он освоил пианино и орган. В 16 лет мальчик получает оплачиваемое место органиста в небольшой церкви рядом с Институтом. Большую часть жизни он служит органистом в различных храмах Парижа.

Обучение в институте основывалось на выслушивании и запоминании. Письмо практически отсутствовало. В библиотеке имелось небольшое количество книг, напечатанных по методу Валентина Гаюи. Несмотря на то, что книги были тяжелые и громоздкие, а на чтение уходило много времени, это было любимое занятие Луи.

С 12 лет Луи Брайль начинает свои эксперименты по созданию алфавита для слепых. Он использовал каждую свободную минуту, иногда проводя за своими экспериментами целые ночи. Полностью он закончил свою работу к 15 годам. Метод состоял в использовании различных комбинаций 6 выпуклых точек, каждой букве французского алфавита соответствовало свое расположение точек. Так же отображались знаки препинания и цифры. Продолжая свои изыскания, Луи адаптировал метод для нотной записи.

В 1829 году Луи Брайль выпустил небольшую книгу, в которой рассказывалось о возможностях придуманного им рельефно-точечного шрифта. Новый метод с воодушевлением приняли учащиеся родного для Брайля Института. Однако ученые профессора и чиновники не торопились внедрять новшество в жизнь.

Живя в Институте, Луи Брайль был очень деятелен: он изучал орган, принимал участие в богослужениях в качестве органиста, учился в Колледже Франции. В 17 лет он стал учителем в младших группах, а в 19 лет преподавал почти всю программу Института (арифметика, география, грамматика, музыка). Ученики обожали своего юного наставника за его бесконечную доброту и сострадание.

Неутомимую деятельность Луи Брайля ничто не могло остановить, даже то, что к 26 годам он был болен туберкулезом. А основное лечение было отдых.

Луи продолжал работу над улучшением своего метода. Он задумался над тем, что не много зрячих людей владеет его методом, а слепым надо знать обычный алфавит. Что бы его слепые подопечные могли общаться со своими зрячими родными и друзьями, он придумал специальную иглу, с помощью которой можно было рельефно изобразить обычные буквы. Однако этот способ занимал много времени.

Решить эту задачу Брайлю помог Пьер Фуко. Он ослеп в 6 лет, но был одаренным человеком, особенно в вопросах механики. Фуко предложил использовать изобретенную им машину, которую он назвал «Клавишный Печатник». При нажатии на кнопку появлялся чернильный оттиск обычной буквы, и одновременно эта буква приобретала рельеф. Такой текст могли прочесть и слепые, и зрячие. Так появилась на свет бабушка пишущей машинки.

Здоровье Брайля продолжало ухудшаться. Он проводил отпуск в родном Кувре, дышал полезным горным воздухом, но душой и сердцем был со своими учениками и работой. Он не мог долго оставаться один.

О своих нуждах и своем здоровье Брайль беспокоился очень мало. Из получаемых им денег лишь небольшую часть он тратил на себя, покупая самое необходимое, а остаток откладывал, чтобы помогать другим. Он использовал свои сбережения для приобретения книг и приспособлений для письма по его методу для бедных студентов.

Луи Брайль был известен своей бесконечной добротой, за которую никогда не искал благодарности. После смерти в его личных вещах друзья нашли небольшую коробочку с надписью: «Сжечь, не открывая». Надпись заинтриговала людей, и коробочка была вскрыта. Там находились сотни расписок о данных в долг деньгах. Друзья исполнили волю Брайля: коробочка и ее содержимое были сожжены.

Казалось, что здоровье Брайля улучшилось, и он вновь занимается преподаванием. Однако он был очень слаб и, чтобы сберечь силы, говорил тихо. Но состояние его здоровья не отражалось на качестве преподавания. Он по-прежнему любим и уважаем учениками.

В это время рельефно-точечный метод Брайля активно используется в Институте: ему обучают студентов на занятиях, на нем печатают книги и ноты. По отпечатанным таким образом нотам исполняют классическую музыку и церковные службы. Метод становится все более и более известным в Европе. Придет время, и о нем узнает весь мир!

Здоровье Брайля вновь ухудшается, и он просит отпустить его на покой. Руководство Института знает, что у Брайля нет средств для достойной жизни, и его оставляют в качестве учителя музыки. Он преподает фортепиано в те дни, когда неплохо себя чувствует.

В декабре 1851 года состояние здоровья Луи Брайля значительно ухудшилось. Но он сохранял спокойствие, убежденный в том, что его земная миссия закончена. «Господу было угодно, чтобы перед моими глазами всегда стояло ослепляющее великолепие вечной надежды » – сказал он своим друзьям перед смертью. Луи Брайль умер 6 января 1852 года, ему было 43 года. Его похоронили на кладбище родного города Кувре.

В 1852 году методом Брайля пользовались в основном в стенах Королевского Института для слепых и немногочисленными энтузиастами за его пределами. Но уже в 1854 году метод Брайля был официально признан во Франции и начал распространяться в европейских странах.

А в 1878 году на всемирном конгрессе в Риме метод Брайля был утвержден, как наиболее подходящий метод чтения и письма для слепых людей.

Спустя 100 лет после смерти Луи Брайля его тело было перенесено во французский Пантеон и захоронено вместе с другими выдающимися людьми Франции. До наших дней сохранился дом, где родился и провел детство Луи Брайль. Теперь там организован его музей.

***

Анна Адлер родилась в Москве 2 февраля 1856 года в дворянской семье полковника русской армии. Её детство и юность прошли в Казани.

В 1874 году Анна Александровна окончила с серебряной медалью Казанскую Мариинскую женскую гимназию. В стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе. Впоследствии педагогика и просветительство стали смыслом всей её жизни. В 1875 году она окончила Казанские педагогические курсы и получила звание домашней учительницы.

Сразу по окончании курсов Анна Адлер с головой ушла в общественную деятельность. Она участвовала в благотворительных организациях в годы русско-турецкой войны (1877-1878), помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.

1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Умы передовых людей того времени занимали мысли об изменении отношения государства и общества к инвалидам. Содержание людей с физическими недостатками, например слепых, за счёт пожертвований благотворителей в богоугодных заведениях способствовало лишь их биологическому выживанию.

Инвалиды фактически были лишены возможности самореализации в общественно-полезном труде. Чтобы решить проблему востребованности обществом незрячих людей, необходимы были учреждения, создающие возможность трудовой деятельности незрячих, которая способствовала бы раскрытию их потенциала. Необходимыми условиями полноценного физического и интеллектуального развития слепых и вовлечения их в общественную жизнь являлись грамотность, профессиональная подготовка и возможность последующего трудоустройства.

Анна Адлер решает самостоятельно заняться книгопечатанием для слепых, что требовало большого труда и значительных денежных затрат. В 1883 году Анна Александровна Адлер была избрана попечительницей Московской школы для слепых детей.

В том же 1883 году она осуществила перевод нотной системы на рельефно-точечный шрифт. Воспитанники Московской школы стали обучаться игре на фортепиано, скрипке и виолончели не на слух, а по выпуклым нотам, что позволяло им точно воспроизводить мелодию. Знание нотной системы на точечном шрифте давало возможность изучения элементарной теории музыки и открывало путь к профессиональному владению инструментом или голосом.

Анна Адлер привлекла к музыкальным занятиям со слепыми и свою подругу Варвару Дмитриевну Цветаеву, урождённую Иловайскую, дочь известного историка Д.И. Иловайского и супругу Ивана Владимировича Цветаева, впоследствии основателя Музея изящных искусств им. Императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Нельзя не согласиться, что взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику оказались актуальны и по сей день:

«Ничем так верно не определяется степень образования общества и государства, как степенью их внимания к воспитанию подрастающего поколения. Воспитание молодого поколения есть долг гражданский и предмет общей заботы всех членов общества.

Самые древние нравоучителя считали мудрость и доброту лучшими качествами человеческой личности. Поэтому существенная задача воспитания состоит в том, чтобы сообщить воспитаннику верный взгляд на жизнь, сделать его сердце чистым, приимчивым ко всему хорошему и благородному, приготовить его на жизненную борьбу за веру и правду.

Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашел себя, 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3)имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдет себя способным к выполнению главного назначения человека на земле…»

В 1884 году Анна Адлер на свои средства заказала в Берлине типографское оборудование – пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности – с тем, чтобы приступить к печатанию книг шрифтом Брайля в России.

Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Стали нарастать проблемы со здоровьем. Однако это не останавливало ее. Вот что мы видим из ее писем.

«…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят еще две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом еще я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удается отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».

«Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик, до сих пор мною истрачено еще только 325 руб., на переплет положила приблизительно 50 р., а бумагу еще Вы не оценили. Относительно же оценки труда при первом издании не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да и можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд, а это в будущем ни к чему ни в каком случае не обязывает. Наконец, для своей школы я могу дешевле отдать, потому что денег у нас очень мало, а Мариинское попечительство может заплатить несколько дороже…»

В конце 1885 года работа над первой книгой, которая была названа «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Н.А. Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь – работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II – царь освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая Анной Адлер с немецкого языка.

Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей шрифтом рельефного шеститочия – шрифтом Луи Брайля. Книга была выпущена тиражом 100 экземпляров. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России.

Анна Адлер позаботилась и о том, чтобы дать незрячим школьникам материал для их профессиональной ориентации. С этой целью она поместила во второй своей книге очерк о замечательном слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере Клоде Монтале. Он явился зачинателем профессии слепых настройщиков музыкальных инструментов, и его заслуги были отмечены высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона.

В 1891 году состоялся первый выпуск учащихся Петербургской школы слепых детей. В следующем году первая группа слепых окончила Московскую школу. Незрячие юноши и девушки вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовалась не только соответствующая литература, но и организация библиотечного обслуживания. Анна Адлер взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Помогали ей в этом видные деятели культуры того времени.

Известный филолог и искусствовед, профессор Московского университета И.В. Цветаев, работавший хранителем отделения изящных искусств Московского Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека им. В.И. Ленина), узнав от Адлер о проблеме библиотечного обслуживания слепых и, согласовав вопрос с директором Румянцевского музея В.А. Дашковым, предложил ей открыть при музее небольшое отделение для первоначального решения проблемы. В 1895 году в специально отведённом помещении читателям был поставлен стол и выделены полки для размещения брайлевского фонда.

Особое место в общественной деятельности А.А. Адлер занимал Политехнический музей, в котором она начала работать с 1888 года. Став сотрудницей музея, Анна Александровна организовала в нём комиссию по образованию слепых. В 1894 году она была избрана председателем секции обучения слепых Комитета русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.

В 1898 году, благодаря её стараниям в музее (зал № 56) была открыта «Коллекция по воспитанию и обучению слепых». В помещении музея А. Адлер создала и библиотеку, которая стала собранием книг по вопросам обучения, воспитания и общественного положения незрячих в России и за рубежом. Услугами библиотеки пользовались преимущественно учителя школ для слепых, испытывавшие острую потребность в тифлологической литературе, которая издавалась крайне малыми тиражами. В библиотеке существовал открытый доступ к книгам, книги выдавались на руки.

Революционные потрясения, первая мировая, а затем гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто в этих областях.

Всё предстояло налаживать заново. В марте 1923 года в Москве была образована инициативная группа по созданию Всероссийского общества слепых (ВОС). В её состав вошли видные общественные деятели, ослепшие воины и рабочие. Председателем группы был избран Борис Петрович Мавромати – слепой с детства, юрист по образованию, работающий политруком в московской школе для слепых детей. В работе группы принимала участие и Анна Александровна Адлер. Несмотря на возраст и пошатнувшееся здоровье, она помогала группе незрячих активистов, которым была поручена разработка первого Устава ВОС.

22 июля 1924 года Анны Александровны Адлер не стало. Она умерла на 68-м году жизни после тяжёлой болезни. Похоронена Анна Адлер в Москве на Немецком (Введенском) кладбище.

Анна Александровна Адлер не дожила всего несколько месяцев до открытия I съезда Всероссийского общества слепых. 44 года своей жизни она отдала служению незрячим людям. Остановилось сердце человека, который своей неиссякаемой энергией вдохновлял людей на добро, честный и бескорыстный труд во имя милосердия и любви.

Азбука Брайля - это система письменности, позволяющая людям с дефектами зрения распознавать буквы и символы при помощи тактильной чувствительности пальцев.

Навыки чтения и письма по методу Брайля позволяют слепым и слабовидящим людям быть грамотными и независимыми, получить работу, общаться по интернету с друзьями и коллегами из других стран.

Система чтения для незрячих людей

Азбука для слепых Брайля на французском языке была изобретена в первой половине 19 века французом Луи Брайлем, который сам потерял зрение в трехлетнем возрасте.

В школе для незрячих в Париже мальчика научили чтению слов, напечатанных большими выдавленными буквами, ощупывая их пальцами. Тексты были просто громадные.

В 15 лет он придумал другие буквы, состоящие из выпуклых точек.

Азбука Брайля содержит 65 основных символов.

Он взял за основу ячейку из 6 точек — два столбца по 3 точки в каждом. Любая точка может быть проколота - существует всего 63 возможные комбинации. Затем добавили еще две точки, усовершенствовав шрифт.

Этого хватало не только на все буквы французского алфавита, знаки препинания и цифры, но и на часто используемые слова и буквосочетания, математические символы, обозначения химических элементов и даже ноты.

Недостатки системы:

  • Наибольшая скорость чтения по этой системе - почти 150 слов за минуту. Это в два раза ниже, чем у хорошо видящих людей.
  • Книги, созданные методом Брайля - просто огромные по величине.

Как писать шрифтом Брайля вручную

1 способ - используя брайлевский прибор и металлический грифель.

Прибор состоит из пластины с выдавленными шеститочиями и крышки с отверстиями. Между ними вставляется бумага большей плотности, чем обычно. Грифелем, похожим на шило, надавливают на бумагу через отверстия крышки и получают брайлевский знак.

Читают тексты, перевернув страницу. Поэтому писать их нужно в обратном порядке, справа налево.

2 способ - используя брайлевскую печатную машинку.

На ее клавиатуре располагаются:

  • Кнопка пробела - в центре.
  • По 3 кнопки справа и слева от пробела. Они соответствуют точкам брайлевской ячейки.
  • Кнопка возврата назад.
  • Ручка для вращения строки вверх-вниз.

При написании буквы нажимаются сразу все кнопки-точки, из которых она состоит.

Напечатанный этим способом текст не нужно переворачивать для чтения.

Азбука Брайля на русском языке

Русский шрифт Брайля был создан в 1881году, его корректировали только 1 раз - в 1918 году, когда отменили буквы «i», «фита» и «ять».

В Российской Федерации при работе с брайлеровскими текстами используются листы обычного размера повышенной плотности. По международному стандарту промежуток между точками равен 2,5 мм, а количество строк на листе - не больше 25.

Азбука Брайля: таблички

Указатели, мнемосхемы и таблички, выполненные шрифтом Брайля и информирующие о графике работы и месторасположении офисов в здании, давно используются во многих странах:

  • В образовании: колледжами, университетами, детсадами, простыми и спортивными школами, интернатами.
  • В медицине: поликлиниками, частными медицинскими клиниками, больницами, реабилитационными центрами, санаториями.
  • Ощественными учреждениями: муниципалитетами, службами социального и пенсионного обеспечения и т. п.
  • Предприятиями, магазинами в торговых центрах, банками.
  • Общественным транспортом: метро и автобусами.
  • Библиотеками, театрами, выставками, музеями, филармониями.

Несколько лет назад Евросоюз издал закон об обязательном наличии надписей для слепых и слабовидящих людей в пассажирских лифтах и на маркировке всей производимой фармацевтической продукции.

Общемировое значение системы Брайля

Метод чтения Брайля используется всеми языками мира, даже для японских и китайских иероглифов. В последние годы его также применили для ряда языков Парагвая, Бутана, Руанды и Бурунди.

Системой Брайля можно воспроизвести:

  • любой алфавит;
  • цифры;
  • математические знаки, уравнения;
  • музыкальные ноты;
  • компьютерные символы;
  • сложные схемы и графики.

Еще в двадцатом веке одним из основных недостатков брайлеровского метода была невозможность общаться, беседовать «здесь и сейчас», то есть в режиме реального времени.

В настоящее время азбука Брайля позволяет слепым людям не только читать или писать, но и пользоваться Интернетом.

Они могут вводить текст в компьютер при помощи клавиатуры с рельефными клавишами, а для чтения ответа существуют дисплеи для слепых, представляющие собой узкую панель, на которой находятся брайлеровские ячейки.

Текст с компьютера преобразуется в импульсные электрические сигналы, которые воздействуют на часть стержней в ячейках и выталкивают их вверх. Незрячий человек, проводя пальцем по всем ячейкам, ощущает выдвинутые стержни как точки и читает слова.

А распечатать текст для чтения незрячими людьми можно с помощью брайлевского принтера.

Появился в результате череды удивительных событий. История появления азбуки для слепых началась во времена правления Людовика IX . Король потерпел сокрушительное поражение в очередном Крестовом походе и решил, что ему нужно изменить свою жизнь. Он стал больше времени уделять благотворительности. Благодаря этому решению в середине 13 века в Париже был открыт приют для слепых людей. Первыми жителями этого приюта были 300 рыцарей из армии короля, которые потеряли зрение в Крестовом походе.

Спустя 500 лет на одной из улиц французской столицы было разыграно театральное представление. В конце выступления актеры сняли маски и оказалось, что все они слепы . Представление поразило одного из зрителей – Валентина Гаюи. Этот человек всерьез задумался над тем, как слепые живут в мире зрячих. Спустя несколько лет, он дал монетку слепому мальчику и тот одним касанием определил ее номинал. И лингвист Валентин Гаюи решил разработать азбуку для слепых. В помощники и ученики он взял того самого попрошайку.

Спустя 6 месяцев, Гаюи представил мальчика комиссии Королевской академии наук и тот показал свои способности по чтению письма по деревянным буквам . Это был прототип современного шрифта для слепых.

Как появился шрифт Брайля?

В начале 19 века во Франции родился Луи Брайль. Мальчик был совершенно здоров, но в возрасте 3-х лет в результате травмы он полностью лишился зрения. Однако, это не помешало мальчику получить хорошее начальное образование, позволившее ему поступить в школу Гаюи. Обучение в этом учебном заведении было недешевым. Книги были слишком дорогими и молодой Брайль стал искать пути удешевления обучения .

Однажды он узнал о работе Шарля Барбье, предлагавшего французской армии систему слепой коммуникации с помощью рельефных точек и тире, выдавленных на толстой бумаге . Предложенный вариант азбуки был слишком сложным для освоения. Но молодой человек смог разглядеть в ней перспективу. У него возникли идеи по усовершенствованию этой азбуки. Луи Брайль понимал, что не сможет справиться с работой в одиночку и обратился за помощью к Шарлю Барбье, но получил отказ. Поэтому юноша работал над новой азбукой для слепых в свободное время . Работа заняла несколько лет.

В 1824 году директору школы Гаюи была представлена азбука Брайля. Шрифт Брайля – это алфавит из 33 букв, состоящих из двух вертикальных рядов, каждый из которых имеет по три точки. Сначала его не принимали, но уже через 30 лет он был признан официальным шрифтом для слепых во Франции, а позднее и во всем мире.

Как пользоваться шрифтом Брайля?

Азбука для слепых наносится на толстую бумагу унифицированными инструментами. То есть, в любой стране мира конфигурация букв, размеры и их совместное расположение остаются неизменными.

Всего в шрифте Брайля 64 символа: 63 соответствует буквам и 1 пробелу. Сегодня во всем мире пользуются расширенной системой, содержащей 255 знаков. Это объясняется тем, что число сочетаний символов ограничено. Поэтому пришлось разработать многоклеточные символы , состоящие сразу из нескольких знаков, каждый из которых выполняет свои функции. Из-за этого у каждого знакового сочетания может быть сразу нескольких значений.

Символы в шрифте Брайля выделяются с помощью специальных знаков, которые могут указывать на заглавные или малые буквы, математический корень, верхний и нижний индекс, курсивное или подчеркнутое начертание.

Современный шрифт для слепых имеет некоторые грамматические отличия от обычной азбуки. Это приводит к тому, что человек, обученный работе со шрифтом Брайля, начиная работать на не адаптированном для слепых компьютере будет неизбежно делать ошибки. Шрифта Брайля имеет следующие грамматические отличия:

  • Прописных букв не существует.
  • После запятых и тире никогда не ставятся пробелы.
  • Нет промежутка между знаком номера и число.
  • Один и тот же символ может означать сразу несколько знаков препинания.

Для устранения грамматических недочетов незрячему человеку для работы на обычном компьютере нужно пройти дополнительное обучение.

Преимущества и недостатки азбуки для слепых

Шрифт, разработанный Луи Брайлем нельзя назвать идеальным. У него есть как преимущества, так и недостатки.

Преимущества шрифта Брайля

  • Простота освоения и использования.
  • Простота создания текстов.
  • Он обеспечивает возможность нормального обучения слепых людей.
  • Незрячим людям проще ориентироваться в окружающем мире.
  • Шрифт Брайля является инструментом социализации.
  • Благодаря ему незрячие люди могут заниматься наукой и полноценно работать.

Недостатки системы

  • Низкая скорость чтения.
  • Невозможность общения в реальном времени при работе с этим шрифтом.

Новые технологии и дальнейшее развитие азбуки для слепых

Сегодня многие компании занимаются разработкой электронных устройств, которые позволили бы незрячим людям работать на компьютере с использованием шрифта Брайля. В этом направлении достигнуты определенные успехи. В частности, созданы дисплеи, в которых вместо обычного текста выдвигаются стержни. Незрячие люди проводят по всем ячейкам и считывает слова.

Пока внедрить эти дисплеи в широкую практику не представляется возможным. Они весят несколько килограммов и стоят не меньше 2 000 долларов.

Более перспективной выглядит идея специальной перчатки. В ней на каждый из четырех пальцев (большой не используется) приходится по 6 надавливающих точечных элементов, которые с помощью специальной компьютерной программы могут формировать буквы шрифта Брайля. Более того, такая перчатка будет создана, то незрячие смогут пользоваться этим инструментом не только для чтения, но и для мгновенного ввода текста.

К сожалению, до реализации этой идеи еще очень далеко.

Заключение

Система Брайля навсегда изменила жизнь незрячих людей. Да, она непроста в освоении и использовании, но она позволяет слепым не чувствовать себя зависимыми от других людей и повышает уровень жизни.