Сферы жизни общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни

Политическая сфера и политические институты. Отношения между людьми в процессе полтической деятельности. Политическая сфера. Политические организации и учреждения. Политическое сознание людей, которое направляет деятельность.

Слайд 11 из презентации «Политика и политическая власть» . Размер архива с презентацией 413 КБ.

Обществознание 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Шахтёр» - Условия работы. Описание работы. Учебные заведения по профессии. Люди, прославившие профессию. Общественная значимость профессии. Предъявляемые требования к специалисту. Семейная гордость. Шахтёр. Изотов Никита Алексеевич. Профессионал - семейная гордость. История профессии.

«Социальный прогресс» - Разные народы развиваются с разной скоростью. Социальный прогресс. Прогресс. Что такое общество. Уровень развития. Социальный прогресс и развитие общества. Поток информации. Время. Ряд закономерностей. Равномерное развитие. Прогресс. Возможен ли социальный прогресс.

«Понятие социальной сферы жизни общества» - Основные типы социальных групп. Становление достигаемого статуса. Нормы поведения. Острые социальные конфликты. Большие социальные группы. Социальная структура. Социальные конфликты. Социальная роль. Социальный статус. Социальные группы. Социальная сфера жизни общества.

«Вопросы по обществознанию» - Социальный статус. Общество. Приличествующий уровень жизни. Проверка домашнего задания. Дочь. Бедность. Неполные семьи. Черты, присущие сословиям. Богатые и бедные. Стратификация. Слова. Престиж. Суждения о социальной группе. Понятия. Практика. Черты, присущие всем социальным группам. Черты сходства. Прожиточный минимум.

«Политика и политическая жизнь» - Функции политической партии. Политическая партия. Деятельность. Контроль полученных знаний. Виды политики. Политика. Заполните схему. Политическая сфера жизни. Основные признаки политики. Политика и политическая жизнь. Государственная власть. Сферы жизни общества. Знание общественного устройства. Сущность политики.

«Семейная экономика» - Подумать о заочной учебе (учеба требует расходов). В семейной экономике нет контролеров. Семья не может обеспечить себя всем необходимым только своими силами. Фундамент семейного благополучия- заработок. Доходы и расходы семьи. Есть два выхода. Что такое семья? Что вы знаете о бюджете своей семьи? Наука, изучающая повседневную жизнь, называется семейной экономикой. Расходы должны соответствовать доходам, а не превышать доход!

Раздел «Политическая сфера»

С общественным разделением труда, формированием частной собственности, образованием классов появляется особая сфера общественной жизни - сфера политики. Слово «политика» греческого происхождения и означает искусство управления государством. Эта сфера охватывает взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, центральным моментом которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, т. е. отношение к государственной власти. Поскольку эти отношения строятся через определенные учреждения и организации, система учреждений (институтов), регулирующих отношения между социальными общностями с целью сохранения общественной структуры в интересах правящего класса и общества в целом, составляет политическую сферу (политическую систему). К ней относятся государство и его органы, политические партии, общественные организации и движения, политические организации .

В современной литературе существует более широкое понимание этой сферы, в которую включают политическое сознание, политические отношения, политические институты и организации и политические действия.

Возникновение политической сферы, ее развитие и функционирование обусловливаются определенными причинами. Самые глубокие корни появления различных организаций связаны с материально-производственной деятельностью людей. Именно коллективная материально-предметная деятельность, общественный труд потребовали координации совместных усилий, развития начал управления.

Другим объективным фактором появления политических организаций в обществе является потребность регулирования отношений между социальными общностями и внутри них, поскольку этим общностям для реализации их интересов, защиты собственной целостности, налаживания отношений с другими общностями необходимы определенные общественные институты.

Следовательно, политическая сфера - одна из подсистем общества, обеспечивающая интеграцию всех элементов общества, его существование как целостного организма.

Исторически первым и важнейшим политическим институтом, ядром политической системы является государство. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая характерна для всех этапов истории, выступая в разных формах и изменяя свое содержание, функции и т. д.

В истории философской мысли существовали различные теории , объясняющие происхождение государства. Самыми первыми были теократические теории, согласно которым государство возникает в силу божественного установления. Эти теории получили особое развитие в эпоху феодализма. Но уже в античности появились концепции государства, пытающиеся найти его естественную основу. Так, греческий философ Платон, отождествляя «общество» и «государство», рассматривал возникновение последнего как выражение присущих людям естественных потребностей. Появлением этих потребностей он объяснял возникновение сословий: работников, воинов-стражей и правителей-философов, высшая добродетель которых - мудрость. Его последователь Аристотель, в большей степени различая понятия государство и общество, рассматривал государство как высшую форму общения между людьми, подлинной целью которого является всеобщий порядок.

Особенно популярной была теория «общественного договора», предложенная английским философом Т. Гоббсом и развитая французским просветителем Ж.-Ж. Руссо. Согласно Т. Гоббсу, исходное естественное состояние общества - «война всех против всех» - сменяется рано или поздно в силу общественного договора гражданским обществом. Страх за свою жизнь в условиях, когда «человек человеку - волк», заставляет людей создать государственную власть и подчиниться ей. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею, что возникновение государства было вызвано появлением частной собственности на средства производства, а также имущественным и социальным неравенством. Государство явилось изобретением богатых, чтобы держать под контролем неимущих, в то время как, по мнению Руссо, оно должно служить порядку. Если же государство злоупотребляет властью, используя ее во вред народу, оно должно быть заменено другим государством, исправно выполняющим свои обязанности. Близких к этим взглядов придерживался Гегель, видя начало государства в насилии.

Согласно современным представлениям, государство - явление историческое. Предпосылки его возникновения можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на традициях, моральном авторитете старейшин, представляющих всеобщие интересы. Но разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества.

С одной стороны, господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе; такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. С другой стороны, государство является органом, управляющим делами всего общества, оно возникает из объективной потребности регулировать общественные отношения в интересах всех социальных групп.

Следовательно, возникновение государства обусловлено двумя основными причинами:

1) внутриобщественными противоречиями, связанными с разделением общества на противоположные классы;

2) общественными потребностями в выполнении общих дел, поддержании порядка, управлении.

Следовательно, современная политическая система должна стать залогом правового государства . Его отличительные признаки : верховенстство закона во всех сферах общественной жизни, реальность и незыблемость прав, свобод и интересов личности, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей - законодательной, исполнительной, судебной. Правовая регуляция деятельности людей в таком государстве должна осуществляться по принципу: разрешено все, что не запрещено законом, при осуществлении эффективных форм народного контроля за осуществлением законов и других юридических актов. Все это требует повышения уровня политической культуры граждан, являющейся показателем политического состояния общества, степени его развитости и демократичности.

Политическая сфера - это совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношения в обществе.

Основными подсистемами политической сферы являются:

государство, политические партии, общественные организации (профсоюзы и т. п.), политические отношения, в том числе международного характера, политическое сознание (политические программы, политические решения партий) и т. п.

Политика как искусство управления людьми не имела социально-групповой, классовой направленности; была потребность в организации совместных действий, в регулировании отношений между людьми и племенами. Она удовлетворялась выдвижением вождей, старейшин (или совета старейшин), имевших соответствующие полномочия. Однако со временем такая власть приняла форму государства: выделилось управленческое звено (публичная власть и ее аппарат), возникла потребность в армии, полиции, тюрьмах, разного рода принудительных учреждениях; произошло разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В структуру государства входили, особенно в эпоху средних веков, также и церковные организации; интересы церкви сливались нередко с интересами класса феодалов и государства, проводившего политику этой немногочисленной социальной группы.

К характерным признакам государства, кроме отмеченных структур (власти, армии, полиции или милиции, судебной системы и др.), относятся также наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства, наличие определенного населения, наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных государством, наличие службы сбора налогов, необходимых для содержания властного органа, его подразделений, армии, судебных учреждений и т. п.

Структурное разделение власти на три подсистемы имеет в своей основе соответствующее разграничение функций: органы законодательной власти осуществляют функцию законодательства, разработку и принятие законов (парламент, законодательные органы на местах); исполнительная власть в центре и на местах имеет цель реализовать принятые законы (правительственные учреждения и исполнительные органы в регионах); судебная власть осуществляет функцию судопроизводства.

Кроме отмеченных трех функций, которые (как и другие) имеют задачей обеспечение нормального функционирования государственной системы, государство имеет также ряд других (регулирование экономических и социальных отношений, представление интересов страны в системе международных отношений). Если ряд функций государства достаточно емко выражает интересы господствующего социального слоя (или социальной группы), то при выполнении других функций, особенно при организации борьбы с последствиями стихийных бедствий, при развертывании борьбы с преступностью, при организации вооруженной защиты страны и т. п., оно может и обязано демонстрировать надклассовый, всеобщий свой характер в соответствии с изначальным пониманием этого центрального органа политической сферы.

Существует ряд форм государства, а основание их разграничения - формы правления (правовое положение и соотношение высших органов государственной власти), другое - формы государственного устройства. В одном и том же государстве сочетается одна форма правления с одной какой-либо формой государственного устройства.

В истории общества сложились две основные формы организации верховной государственной власти - монархия и республика.

Монархическая форма правления характеризуется наследственным принципом замещения главы государства. В зависимости от объема полномочий монарха выделяют такие разновидности данной формы правления, как абсолютная и конституционная монархия. Причем если отличительным признаком абсолютизма служит практически нелегитимированная власть главы государства (ведущая нередко к полному произволу монарха), то конституционная монархия характеризуется ограничением его полномочий. В настоящее время около сорока государств мира являются монархиями, при этом большинство из них представляют собой парламентские монархии (Великобритания, Япония, Швеция, Норвегия и др.).

Республика представляет такую форму правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным предста-вительным учреждением. Выделяются три основные разновидности республиканской формы правления - сильная президентская власть, избрание главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства, назначение правительства президентом, ответственность правительства перед президентом (например, США); парламентская республика - избрание президента парламентским путем, решающая роль в управлении главы правительства, премьер-министра, формирование правительства парламентским путем, ответственность правительства перед парламентом (Италия, Германия, Швейцария и др.), полупарламентская республика - избрание президента или главы государства независимо от парламента путем всеобщего голосования, сильная президентская власть, ответственность правительства перед парламентом (Франция, Португалия, Финляндия и др.).

Форма государственного устройства - это территориально-политическая организация государства. Возможны следующие формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная . Унитарное государство является единым государством. Оно чаще всего оказывается разделенным на административно-территориальные единицы в зависимости от географических, экономических и других факторов; политической самостоятельностью эти части государства не обладают. Федеративным является государство, которое имеет части (регионы) с собственной конституцией, в основном сориентированной на общегосударственную конституцию; отношения между частями федерации и центром регулируются на основе договоров, заключаемых между официальными представителями их

законодательных, исполнительных и судебных органов (Индия, Россия и др.). Конфедерация есть союз государств, действующий для достижения конкретных совместных целей; этот союз имеет договорные отношения со всеми частями (или между всеми государствами), входящими в конфедерацию; каждое из таких государств остается независимым.

Государства характеризуются также политическими режимами , которые могут быть разными не только у разных государств, но также у одного и того же государства в разных периодах его существования. В истории человечества выделились в основном два типа политического режима: демократический и диктаторский (тоталитарный и авторитарный).

Слово «демократия» означает «власть народа». Она имела место и до образования первых государств и существует в деятельности множества различных объединений людей. С возникновением первых классовых обществ, с образованием городов-полисов такого рода непосредственная или прямая демократия существовала в тех местах, где как считают исследователи, было возможно собрать вместе население численностью не более 5-6 тысяч: именно при таком (или меньшем) количестве можно было достаточно точно учесть большинство и меньшинство, перепроверить (при необходимости) результаты подсчета голосов и принять бесконфликтное решение в качестве общего. Существует и поныне подобная демократия также и в качестве производственной демократии. Деятельность общественных организаций зачастую подчинена принципу непосредственного демократического управления . Демократия государственно-политического устройства связана в течение уже многих столетий не с непосредственным участием населения, а с его участием в делах государства опосредованным путем, например, через выборщиков (это так называемая представительная демократия). Государству, имеющему демократический характер, свойственны следующие признаки: признание воли большинства в качестве источника власти, установление и соблюдение прав и свобод граждан, их равноправия, возможность управлять процессами общественной жизни, выборность основных органов власти, верховенство закона. К этим признаваемым многими учеными-обществоведами признакам нередко добавляют другие: функционирование многопартийной системы, высокий уровень жизни населения и т. п. Следует к тому же иметь в виду, что проявление воли демократического большинства еще не есть гарантия справедливого государства. От демократии до охлократии (власти толпы) - один шаг. Сущность демократии не столько в выражении воли большинства (оно может быть и формальным), сколько в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство, которому должен подчиняться и сам народ, при этом меньшинство должно при этом иметь право голоса и право быть услышанным большинством.

Характерными признаками тоталитарного политического режима являются: контроль и управление всеми сферами государственной и общественной жизни и жестокое подавление всех попыток высказать самостоятельное мнение со стороны как индивидов, так и социальных групп; интенсивное функционирование идеологии, претендующей на все-общность и непогрешимость, радикальное преобразование общества и человека, всего мира, насильственное претворение на практике различных утопий (националистических, социальных, религиозных); постоянная и непрерывная политизация всех членов общества с целью их унификации во имя выполнения поставленных целей; мобилизация всех членов общества для достижения безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе; постоянная борьба с внутренними и внешними врагами; широкое использование террора и тайной полиции в качестве важнейшего инструмента внедрения идеологии в повседневную жизнь каждого человека; ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций, формирование, как правило, одной государственной политической партии, которая руководит массовыми организациями (профсоюзными, молодежными и др.); запрет основных прав, в особенности прав на собрания, демонстрации, свободу печати, свободное развитие науки, искусства и литературы; система централизованного бюрократизма , создание тоталитарной элиты, перед которой беспомощны и члены государственной партии; дуализм и противоречивость деятельности партийных и государственных органов, отсутствие четкого разделения компетенций, приводящее на практике к произволу. Тоталитарное господство, как правило, носит ярко выраженный харизматический характер, люди подчиняются одному политическому деятелю не только с верой в его непогрешимость и пророческие откровения, но и с любовью.

Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство, в котором самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна. Единый властный центр призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать, правосознание исходит от предпосылки: все непредписанное - запрещено, есть только государственный интерес , строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление - всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой. Однако такое всеобъемлющее управление осуществимо только при проведении самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти , на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре.

  • 7. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита.
  • 8.Софисты. Этический рационализм Сократа.
  • 9.Философия Платона.
  • 10.Философия Аристотеля.
  • 11.Эллинистический этап античной философии (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм).
  • 12.Особенности, этапы развития и основные проблемы философии Средневековья.
  • 13.Философия Августина Блаженного.
  • 14.Философия Фомы Аквинского.
  • 15.Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения.
  • 16.Новоевропейская философия: учения ф. Бэкона и р. Декарта.
  • 17.Философская мысль эпохи Просвещения: механистический материализм и атеизм.
  • 18.Философия и. Канта.
  • 19.Философия г.В.Ф. Гегеля.
  • 20.Антропологический материализм и атеизм л. Фейербаха.
  • 21.Основные положения философии марксизма.
  • 22.Становление иррационалистической философии: а. Шопенгауэр и ф. Ницше.
  • 23.Философия позитивизма и ее эволюция.
  • 24.Философия экзистенциализма и ее разновидности (м. Хайдеггер, ж.-п. Сартр и др.).
  • 25.Философия постмодернизма.
  • 26.Становление российской философии: г.Сковорода, м.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
  • 27.Антропологическая и религиозная направленность философских учений ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
  • 28.Философия в.С. Соловьева.
  • 29.Обоснование национальной идеи и будущего общества в российской философской мысли хх в. (с. Л. Франк, н. А. Бердяев).
  • 30.Философия русского космизма. Основные проблемы космоантропоцентризма (н. Федоров, к. Циолковский, в. Вернадский).
  • 31.Онтология как философское учение о бытии. Основные формы бытия
  • 32.Категория материи в онтологии. Развитие представлений о материи; современная научная и философская картина мира.
  • 33.Сущность движения, пространства и времени как характеристик бытия; их качественная специфика и взаимосвязь.
  • 34.Диалектика – философское учение о развитии и универсальных связях бытия. Исторические формы диалектики и ее альтернативы.
  • 35.Сознание: происхождение, сущность, структура. Сознание, деятельность, мышление и язык.
  • 36.Гносеология как философская теория познания.
  • 37.Познание как процесс и деятельность. Проблема субъекта и объекта познания.
  • 38.Структура и закономерности процесса познания. Объяснение и понимание.
  • 39.Познание и творчество. Рациональная и нерациональная стороны познания.
  • 40.Теория познания о достижении истины. Современная концепция истины и ее альтернативы.
  • 41.Научное познание, его сущность и специфика. Динамика научного знания.
  • 42.Философия техники.
  • 43.Основные уровни научного исследования.
  • 44.Философский анализ общества как особого типа реальности: история и современность.
  • 45.Философия истории: специфика формационного и цивилизационного подходов к всемирной истории.
  • 46.Субъекты и движущие силы социального развития.
  • 47.Культура и цивилизация: проблемы соотношения.
  • 48.Материально-производственная сфера общественной жизни.
  • 49.Социальная сфера общественной жизни.
  • 50.Политическая сфера общественной жизни.
  • Политическая сфера
  • 51.Духовная сфера общественной жизни.
  • 52.Общественное сознание как философская проблема.
  • 53.Философская антропология как комплексное учение о человеке.
  • 54.Проблема сущности человека в истории философии.
  • 55.Антропо-, социо- и культурогенез о важнейших факторах становления и развития человека.
  • 56.Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
  • 57.Ценности человеческого существования. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни.
  • 58.Философские проблемы эстетики.
  • 59.Глобальные проблемы современности, их социально-философский анализ.
  • 60.Философия постиндустриального общества.
  • 50.Политическая сфера общественной жизни.

    В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования - сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называютсферами общественной жизни.

    Сфера жизни общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

    Сферы общественной жизни представляют собойкрупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

    Каждая сфера включает в себя:

    определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

    социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

    сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

    Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

    социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

    экономическую (производительные силы, производственные отношения)

    политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

    духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

    Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества - это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

    Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично - он вписан во все сферы жизни общества.

    Политическая сфера

    Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

    Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

    Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - олитические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

    Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

    Остановимся на характеристике некоторых политических институтов: государства, политических партий, профессиональных организаций. При этом оговоримся, что цель наша - не подробное описание этих институтов, а стремление уловить их особенности как элементов политической сферы.

    Государство. Государство является самым древним и развитым политическим институтом.

    Рассмотрим некоторые особенности государства как политического института общества.

    Прежде всего следует подчеркнуть, что государство - это институт общественной власти, что ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. В принципе эта важнейшая особенность государства понятна, исходя из той его роли в системе общественных отношений, о которой речь шла выше. Власть же есть «реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее. если необходимо, другим лицам; политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы и индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах» .

    1 Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. М., 1970. С. 83.

    Система государственной власти включает в себя определенные структурные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Эти люди связаны определенным образом, между ними распределены функции управления. Существуют и действуют свои принципы организации работы этого аппарата, его связей с другими организациями, социальными группами.

    Во-вторых, идеологическая программа политической власти. Несколько выше мы уже писали об этой программе. Это провозглашение цели, задачи деятельности данного политического института, обоснование этих целей, оценка современной действительности, задача ее преобразования и т.д. Данная идеологическая программа пронизывает всю деятельность политического института, выступая его идеологической основой. Вместе с тем она представляет мощное средство политического управления обществом. Весь опыт современной государственно-политической машины общества свидетельствует о том, какое большое значение играет это духовно-идеологическое обеспечение государственной деятельности.

    В-третьих, это система права. Государство издает законы, регулирующие самые разнообразные стороны жизни общества, общественных отношений и обязательные для всех. Правотворчество является важным орудием осуществления политической власти определенного класса.

    В-четвертых, в систему политической власти входит и материальное обеспечение. Ведь ясно, что в обществе никакая власть не сможет функционировать, если она не будет опираться и на материальную силу. Эта сила - целая совокупность органов материального принуждения. Сюда же следует отнести и налоговую систему, государственные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности.

    И наконец, в-пятых, в систему политической власти входит территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления. При помощи деления государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

    Конечно, все эти компоненты государственной власти существуют и действуют не параллельно и не независимо друг от друга, а в комплексном единстве. Взаимодействие этих факторов и обеспечивает функционирование такого политического института общества, как государство

    Общества? Это определенная категория стабильных взаимоотношений между самыми разнообразными и всеобъемлющими социальными объединениями, группировками и субъектами. Каждая такая сфера является обширной, относительно самостоятельной, устойчивой подсистемой деятельности человека. Всякая подсистема (или сфера) включает в свой состав деятельность во всех ее видах, социальные институты, отношения между общностями или индивидуумами.

    Политологи и философы выделяют четыре главных сферы жизни:

    Социальная, состоящая из разных групп и их отношений (нации, возрастные группы, классы и пр.).

    Экономическая, включающая и производственные отношения.

    Духовная - группы людей и их отношения, позволяющие создавать предметы культуры, духовные памятники, ценности и т.п.

    Политическая сфера - это единство политических движений, партий, государства как такового.

    Первоначальное значение слова «политика» - искусство управления.

    Политическая зародилась вместе с разделением труда, возникновением, появлением и развитием частной (индивидуальной) собственности. Она охватывает весь спектр взаимоотношений между любыми социальными группами или общностями (например, классами, конфессиями). Центр этого взаимодействия - отношение к государственной власти, а цель - завоевание, сохранение и использование в собственных интересах этой власти. Политическая сфера - это еще и институты власти, системы организаций, призванных так регулировать чтобы они соответствовали интересам общества или правящего класса. Это само государство, его органы управления, всевозможные политические партии, разнообразные движения (политические и общественные), формальные и неформальные организации.

    Некоторые современные философы и политологи считают, что, кроме всего вышеперечисленного, политическая сфера включает Сюда же входят подобного рода отношения и действия.

    Почему же возникла политическая сфера общества?

    Потому, что коллективная деятельность по производству материальных благ не могла развиваться стихийно. В какой-то момент она потребовала координации усилий всех участников трудового процесса, развития управленческих начал. Также возникла необходимость регулировать отношения между множественными социальными объединениями (общностями), чтобы соблюсти их интересы, защитить целостность, наладить контакты с другими группами и создать необходимые институты.

    Из всего вышесказанного следует, что политическая сфера отвечает за интеграцию всех составных частей общества, а так же непосредственно за существование, движение, функционирование единого общества как нераздельного организма.

    Что характерно для политической сферы?

    Прежде всего, наличие государства как первой, единственной организации, выступающей в разных формах, но имеющей место быть в разные исторические периоды.

    Во-вторых, политическая сфера требует обязательного наличия партий как ячеек, отражающих интересы и мировоззрения определенных групп населения (классов). Они призваны регулировать общение с прочими классами, общностями.

    В-третьих, любая политическая сфера имеет политические институты, движения, организации. Они так же, как политические партии, отражают взгляды конкретной части общества, но, в отличие от политиков, не стремятся проникнуть во власть. Тем не менее, именно такие объединения (движения) поднимают самые «наболевшие» вопросы, а также помогают контролировать государственные решения. По мнению некоторых политологов, именно общественные группы и движения служат не просто важной частью политической жизни, но главным механизмом развития государства.

    Политическая сфера неразрывно связана с остальными во многом зависит от них, в свою очередь, влияя на изменение духовной, социальной, экономической областей.

    Политическая сфера. Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

    Политическая сфера - одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

    Политическая сфера - это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

    Греческое слово politike (от polis - государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выраженияобщественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

    политические организации и институты - социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

    политические нормы - олитические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

    политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

    политическая культура и идеология - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

    Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

    Остановимся на характеристике некоторых политических институтов: государства, политических партий, профессиональных организаций. При этом оговоримся, что цель наша - не подробное описание этих институтов, а стремление уловить их особенности как элементов политической сферы.

    Государство. Государство является самым древним и развитым политическим институтом.

    Рассмотрим некоторые особенности государства как политического института общества.

    Прежде всего следует подчеркнуть, что государство - это институт общественной власти, что ему присущи определенные властные функции, распространяющиеся на все общество. В принципе эта важнейшая особенность государства понятна, исходя из той его роли в системе общественных отношений, о которой речь шла выше. Власть же есть «реальная способность осуществлять свою волю в социальной жизни, навязывая ее. если необходимо, другим лицам; политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы и индивида проводить свою волю, выраженную в политике и правовых нормах» .

    1 Бурлацкий Ф. М. Ленин, государство, политика. М., 1970. С. 83.

    Система государственной власти включает в себя определенные структурные компоненты, благодаря которым она и функционирует именно как политическая власть. Во-первых, это особый аппарат политического управления. Это объединение людей, профессионально занятых политико-управленческой деятельностью. Эти люди связаны определенным образом, между ними распределены функции управления. Существуют и действуют свои принципы организации работы этого аппарата, его связей с другими организациями, социальными группами.

    Во-вторых, идеологическая программа политической власти. Несколько выше мы уже писали об этой программе. Это провозглашение цели, задачи деятельности данного политического института, обоснование этих целей, оценка современной действительности, задача ее преобразования и т.д. Данная идеологическая программа пронизывает всю деятельность политического института, выступая его идеологической основой. Вместе с тем она представляет мощное средство политического управления обществом. Весь опыт современной государственно-политической машины общества свидетельствует о том, какое большое значение играет это духовно-идеологическое обеспечение государственной деятельности.

    В-третьих, это система права. Государство издает законы, регулирующие самые разнообразные стороны жизни общества, общественных отношений и обязательные для всех. Правотворчество является важным орудием осуществления политической власти определенного класса.

    В-четвертых, в систему политической власти входит и материальное обеспечение. Ведь ясно, что в обществе никакая власть не сможет функционировать, если она не будет опираться и на материальную силу. Эта сила - целая совокупность органов материального принуждения. Сюда же следует отнести и налоговую систему, государственные долги, обеспечивающие денежно-финансовую базу государственной деятельности.

    И наконец, в-пятых, в систему политической власти входит территориальное деление общества на отдельные ячейки государственного управления. При помощи деления государственная власть охватывает своим влиянием все население страны.

    Конечно, все эти компоненты государственной власти существуют и действуют не параллельно и не независимо друг от друга, а в комплексном единстве. Взаимодействие этих факторов и обеспечивает функционирование такого политического института общества, как государство