Религия и российское государство. Религия в россии. Буддизм в россии


Современная Конституция определяет Россию как светское государство, однако, несмотря на это, религия в России играет очень важную роль. Единой государственной религии в России не существует, потому что российское законодательство утверждает право человека на свободу вероисповедания, а также равенство граждан перед законом, независимо от их убеждений и религий.


Опросы, посвященные религиям современной России, показали, что верующими себя считают 85-90% жителей страны. Однако при этом сооружения культа регулярно посещают не более 15% россиян.


Самой распространенной религией в России на сегодняшний день является православие, которое исповедуют около 75% жителей страны. На втором месте по популярности находится ислам, распространенный среди народов Северного Кавказа, а также среди приезжих из стран Средней Азии и Азербайджана. Доля приверженцев этой конфессии в России составляет около 5%. На католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и прочие религии в стране приходится примерно по 1%.

История религии в России: как все начиналось

История религии в России уходит своими корнями в глубину веков и начинается примерно тогда же, когда и история России в целом. Уже в Древней Руси большую роль в жизни общества играли различные культы и верования. В славянском пантеоне были божества плодородия, солнца, огня, ветра и т.д. Словом, всего, что окружало жителей Древней Руси и от чего напрямую зависело их благополучие.


В 988 году при правлении князя Владимира произошло крещение Руси, после которого народные традиционные религии России отошли на второй план. При поддержке власти православие начало быстро распространяться по территории страны и постепенно превратилось в официальную религию в России.


На протяжении многих веков общественная и политическая жизнь страны были неразрывно связаны с религией. Во времена СССР православие оказалось под запретом, однако заменить религиозность партийностью власти так и не удалось. Сейчас религия в России снова набирает популярность.

Православие: основная религия России

Итак, в настоящее время православие является основной религией России. Его исповедуют все славянские народы, проживающие на территории страны, а также часть крупных неславянских этнических групп (например, чуваши, мордва, коми, грузины, осетины, армяне и т.д.). К другим религиям народов России относятся католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм,ислам,а также некоторые традиционные верования, которые до сих пор распространены в некоторых этнических группах.


Несмотря на то, что Конституцией РФ предусмотрена свобода вероисповедания, а также равенство всех религий, православие все-таки занимает особое место в жизни страны и общества. Многие даже называют его национальной религией России.


Социологические опросы, посвященные теме вероисповедания в России, показывают, что около 76% россиян, называющих себя православными, соблюдают церковные традиции. Правда, почти каждый второй признался, что религия для него - это скорее традиция предков, чем осознанный выбор.

Религия в России

Материал из Википедии - свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org)

Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой , проверенной 17 апреля 2011 .

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию , проверенную 17 апреля 2011, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требует 1 правка .

Перейти к: навигация , поиск

Динамика религиозности в России по данным опросов общественного мнения

Религия в России - совокупность религиозных течений , утвердившихся на территории Российской Федерации .

Действующая (от 1993 года ) Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство . Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» . Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений» .

Вероисповедные и национальные ограничения, которые были законодательно закреплены в законах Российской империи , были отменены Временным правительством 20 марта 1917 года .

В России отсутствует специальный федеральный государственный орган , призванный заниматься контролем соблюдения законодательства религиозными объединениями (каковым в СССР был Совет по делам религий при Совете Министров СССР); но, по мнению экспертов , внесённые в июле 2008 года поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года, могут свидетельствовать о готовящемся создании соответствующего «уполномоченного органа исполнительной власти». 26 августа 2008 года сообщалось, что указом президента Республики Татарстан М. Шаймиева Совет по делам религий при Кабинете министров Татарстана преобразован в Управление по делам религий, таким образом вернув себе полномочия государственного органа .

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие , есть также католики и протестанты ), а также ислам и буддизм .

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны распределяется по конфессиональной принадлежности следующим образом:

    Православие - 75 %.

    Ислам - 5 %.

    Католицизм , Протестантизм , Иудаизм , Буддизм - по 1 % и меньше.

    Неверующие - 8 %.

Христианство в России

В России представлены все три основные направления в христианстве - Православие , Католицизм и Протестантизм .

Христианские конфессии

Официальная статистика о доле жителей России, исповедующих различные религии, отсутствует. Однако, по некоторым оценкам, около 50 % населения являются неверующими и 30-40 % - православными .

Согласно опросу ВЦИОМ, 75 % населения , причисляет себя к православным. В основном это люди старше 40 лет [ источник не указан 68 дней ] . В религиозных обрядах участвует 66 % .

Количество католиков приблизительно оценивается в 400-500 тысяч (в юрисдикции Римско-католической церкви находится 230 приходов - при этом четверть из них не имеет своих храмовых зданий). Армянская апостольская церковь располагает 65 приходами ; протестантов - около 1 млн, свидетелей Иеговы - около 150 000 .

Православие

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I «О свободе вероисповеданий», в преамбуле содержит признание «особой роли православия в истории России» .

Православие (в понимании термина государственными органами и религиоведами ) в РФ представлено Русской Православной Церковью , старообрядческими объединениями , а также рядом неканонических (альтернативных ) православных организаций русской традиции.

Русская православная церковь - крупнейшее религиозное объединение на территории России; полагает себя исторически первой христианской общиной в России: официально-государственное начало было положено святым князем Владимиром в 988 году (см. статью Крещение Руси ), согласно традиционной историографии (См. статью Русская православная церковь ).

Наиболее крупные неславянские народы России с преимущественно православным вероисповеданием - чуваши , марийцы , мордва , коми , удмурты , якуты , осетины .

По мнению руководителя «Русского Общественного Движения » политолога Павла Святенкова (январь 2009 года), РПЦ де-факто занимает особое положение в современных российских обществе и политической жизни: «Русской православной церкви было разрешено возродиться при Сталине в качестве института, в который канализировалась архаичная русскость. <…> РПЦ является своего рода русской автономией в составе сначала СССР, а потом Российской Федерации. <…> Именно церковь, стоя рядом с государством, легитимизирует его как государство русского народа » . Исследователь Николай Митрохин писал (2006 ): «Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности. <…> Однако при кадровых назначениях или подготовке общественно значимых инициатив вряд ли кто из чиновников будет учитывать мнение представителя Церкви.»

Распространенность православия в России

В 2007 году по данным ВЦИОМ , православными себя считали в РФ 63 % респондентов ; по другим данным того же ВЦИОМ , всего о том, что они «верят в Бога» (то есть, не только православные) в 2007 году заявило 55 % опрошенных .

Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года) , доля называющих себя последователями православия (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России увеличилась с 70 % до 75 %, достигнув, максимального значения за все время измерения.

Процент россиян, посещающих церковные службы

От 1 до неск. раз в месяц

От 1 до неск. раз в год

Не посещали

Число опрошенных

Источник: Борис Дубин. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) .

Косвенные показатели распространенности

В качестве косвенных показателей распространенности православия в России используют данные по посещаемости храмов, отношению россиян к православным праздникам, заповедям и др.

По оценкам МВД , посещающие богослужения лица составляют менее 2 % населения. Так, на Пасху 2003 года , в период с 20:00 Великой Субботы до 6 утра пасхального воскресенья в храмы Москвы , по данным МВД, зашло 63 тысячи человек (по сравнению со 180 тыс. в 1992 -1994 ), то есть около половины одного процента фактического населения города. В 2009 году в службах в московских храмах приняли участие 137 тыс. человек . На Рождество 2010 года праздничные богослужения в соборах, храмах и церквях посетили более 135 тыс. верующих . По мнению Андрея Кураева, проблема связана с острой нехваткой храмов в Москве. Он утверждает, что по социологическим подсчетам, активно церковными являются около 5 % москвичей, а храмы могут вместить лишь пятую часть .

Однако чаще, чем раз в месяц, ходят в храм лишь 6 % россиян. Реже одного раза в год посещают храмы 18 % россиян, а несколько раз в год - 31 %. .

10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский выразил свое несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих» . Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.

Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II : «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов» .

Согласно опросу ФОМ , Рождество с религиозным содержанием праздника ассоциирует 13 % россиян; в общей сложности, 46 % опрошенных связывают Рождество с колядованием и гаданиями . Во время Великого поста 83 % россиян сохраняют свой обычный режим питания.

По данным опроса ВЦИОМ от 2008 года, 27 % респондентов, назвавших себя православными, не знают ни одной из десяти заповедей , заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса .

Интерпретация данных социологических опросов

По мнению аналитиков, данные социологических опросов свидетельствуют, что большинство отождествляет себя с православием на основе национального самосознания .

Протоиерей Александр Кузин, комментируя результаты опроса ВЦИОМ, в соответствии с которыми большинство россиян призывают церковь пересмотреть нравственные нормы, заметил :

По приведенным данным можно только сказать, что 30 % - действительно христиане, 35 % хотят быть христианами, но не тверды еще в нравственных устоях, а 14 % - это просто не христиане

Католицизм

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

Историческое присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси. В разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности. В настоящее время католическая община России насчитывает несколько сот тысяч человек.

После Октябрьской революции 1917 года Католическая церковь некоторое время продолжала свободную деятельность в России, однако с начала 20-х годов Советская власть начала политику искоренения католичества в России. В 20-х и 30-х годах XX века было арестовано и расстреляно множество католических священников, закрыты и разграблены почти все храмы. Практически все активные прихожане были репрессированы и сосланы . В период после Великой Отечественной войны в РСФСР осталось только два действующих католических храма, храм св. Людовика в Москве и храм Лурдской Богоматери в Ленинграде.

С начала 1990-х годов Католическая церковь получила возможность свободного функционирования в России. Были созданы две Апостольские администратуры для католиков латинского обряда, которые впоследствии были преобразованы в епархии; а также колледж католической теологии и высшая духовная семинария.

По данным Федеральной регистрационной службы за декабрь 2006, на территории России функционирует около 230 приходов , четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

    Архиепархия Матери Божией

    Преображенская епархия в Новосибирске

    Епархия Святого Иосифа в Иркутске

    Епархия Святого Климента в Саратове

Оценка числа католиков в России носит приблизительный характер. В 1996-1997 гг. их было от 200 до 500 тысяч человек .

Ислам

Районы в России с мусульманским большинством.

Мечеть Кул-Шариф в Казанском Кремле

По данным экспертов (во время последней переписи вопрос о религиозной принадлежности не задавался), в России насчитывается около 8 млн мусульман . По утверждениям Духовного управления мусульман европейской части РФ, мусульман в России проживает около 20 миллионов. Согласно данным ВЦИОМ по итогам всероссийского опроса (январь 2010 года), доля называющих себя последователями ислама (как мировоззрения или религии) за 2009 год в России снизилась с 7 % до 5 % опрошенных .

Среди них большую часть составляют так называемые «этнические» мусульмане, не исполняющие требований мусульманского вероучения, и относящих себя к исламу в связи с традицией или местом проживания (особенно много таких в Татарстане и Башкортостане). Более сильны общины на Кавказе (исключая христианский регион Северная Осетия ).

В большинстве своём мусульмане живут в Волго-Уральском регионе, а также на Северном Кавказе , в Москве , в Санкт-Петербурге и Западной Сибири .

Религиозные организации и руководители

    Талгат Таджуддин - верховный муфтий (муфтий шейх-уль-ислам) Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ (ЦДУМ) (Уфа)

    Равиль Гайнутдин - председатель Совета муфтиев России , глава Духовного управления мусульман европейской части России (Москва)

    Нафигулла Аширов - глава Духовного управления мусульман азиатской части России, сопредседатель Совета муфтиев России

    Магомед Албогачиев - и. о. председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Ислам в истории России

Основная статья : Ислам в России

На ряде земель, входящих сейчас в состав России, ислам веками существовал в качестве государственной религии. В исламский период Золотой Орды (1312-1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости от мусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III и его преемниками, часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости от православной монархии, а часть была аннексирована Российским государством.

Впервые ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии в 922 году (современные Татарстан , Чувашия , Ульяновская и Самарская области). Конкуренция Волжской Булгарии с Киевской Русью завершилась в середине XIII века , когда оба государства были завоёваны татаро-монголами. В 1312 году в Улус Джучи (Золотой Орде ) государственной религией был принят ислам . Государственная власть ставила князей в подчинение эмирам , баскакам и прочим представителями татаро-монгольских ханов . Гражданским законом в Улус Джучи служила Великая Яса , авторитет которой восходил к Чингисхану . Важнейшие решения принимались знатью совместно на курултаях . На территории Улус Джучи разрешалось отправление христианской веры, хотя православным митрополиту и духовенству под страхом смерти вменялось в обязанность «молиться Богу за хана, семейство и воинство его» .

Преемниками Улус Джучи были Большая Орда (Улуг Улус , 1433 -1502 гг.), Ногайская Орда (XIV -XVIII века ), а также ряд ханств, часть которых сохранилась на территории России вплоть до конца XVIII века . Например на территории Краснодарского края до 1783 года располагалось часть Крымского ханства .

В 1552 году Иван IV Грозный присоединил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно, и другие исламские государства были присоединены к царской Руси и России военным путём.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в состав Российской империи были введены Северокавказские территории, населённые преимущественно мусульманами.

По данным всероссийской переписи 2002 года , татары занимают второе по численности место среди народов, населяющих современную Россию (более 5,5 млн чел.). Татары составляют подавляющее большинство мусульман в России и являются самым северным мусульманским народом в мире. Традиционно, татарский ислам всегда отличался умеренностью и отсутствием фанатизма. Женщины-татарки нередко играли важную роль в общественной жизни татар и, в отличие от других мусульманских народов, никогда не носили паранджу [ источник не указан 350 дней ] . Одной из самых первых женщин-мусульманок, ставших руководителями государств, была Сююмбике - царица Казанского ханства в XVI веке.

Постсоветская история

Одновременно с распадом СССР в стране начался и распад объединённых духовных управлений. Духовное управление мусульман Северного Кавказа распалось на 7 управлений, после чего образовались ещё два. Потом распалось Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе. Первым из его состава вышло Духовное управление мусульман Республики Татарстан , затем Башкортостана , вслед за ними было образовано Духовное управление мусульман Сибири.

Лишь в 1993 году начался обратный процесс и было принято решение о создании Духовного управления мусульман европейской части России. В июле 1996 года главы самых авторитетных духовных управлений решили создать Совет муфтиев России. Совет собирается не реже двух раз в год на расширенные заседания с участием руководителей исламских учебных заведений. Председатель Совета избирается на 5 лет.

Мусульмане Северного Кавказа создали свой собственный координационный центр. При этом, духовные управления мусульман Чеченской Республики, Республики Северная Осетия, Республики Адыгея, Республики Ингушетия входят и в Совет муфтиев России.

Иудаизм

Число иудеев - около 1,5 млн . Из них, по данным Федерации еврейских общин России (ФЕОР ), в Москве проживает около 500 тыс., а в Санкт-Петербурге - около 170 тыс. В России действуют около 70 синагог.

Наряду с ФЕОРом, другое крупное объединение религиозных еврейских общин - Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России .

Буддизм

Районы в России с буддийским большинством.

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Буддизм традиционен для трёх регионов РФ: Бурятии , Тувы и Калмыкии . По сведениям Буддийской Ассоциации России, число людей, исповедующих буддизм, составляет 1,5-2 млн.

В 90-х годах XX века усилиями иностранных миссионеров и отечественных подвижников в крупных городах стали появляться буддистские общины , обычно принадлежащие к дальневосточной школе дзэн или тибетскому направлению.

Самый северный в мире Дацан «Гунзэчойнэй» , построенный ещё до Революции в Петрограде , сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры . Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве , который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике .

Ранние формы религии и язычество

Некоторые жители сибирских и дальневосточных регионов - Якутии , Чукотки а также часть финно-угров (марийцы , удмурты и др.) и чувашей - практикуют анимистические и языческие обряды наряду с основными религиями. Помимо этого отмечается тенденция возрождения славянского язычества-родноверия в русских национальных кругах.

О русском язычестве см. Славянская религия , о попытках его реконструкции в условиях современной России см. Родноверие .

Всего в РФ, из нескольких сотен общин, официально зарегистрировано 8 языческих организаций.

Религия и государство

Россия согласно Конституции является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной. Доминирующей тенденцией в современной России является клерикализация страны - постепенная реализация модели с господствующей (некоторые утверждают - государственной) религией . На практике в России нет четкой демаркационной линии между государством и религией, за которой кончается государственная жизнь и начинается конфессиональная. Некоторые [ кто? ] сторонники православия полагают, что провозглашённое Конституцией отделение религиозных объединений от государства является следствием коммунистических стереотипов в общественном мнении [ неавторитетный источник? ] . Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В. Кувакин считает большой исторической ошибкой нынешнего руководства России желание превратить православие в государственную религию, то есть в государственную идеологию, что прямо противоречит Конституции .

Клерикализация

Религия проникает практически во все сферы общественной жизни , в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование . Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения . В российских школах появились учебные предметы «основ религиозных культур » , в некоторых государственных вузах существует специальность теология . В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность - военный священник (капеллан ) . Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики . 7 января (православное Рождество ) - официальный нерабочий праздничный день в России .

Религиозная культура в школах

См. также , Основы православной культуры

Введение в программу общеобразовательных государственных школ курса «Основы православной культуры » на факультативной основе началось в отдельных регионах страны в конце 1990-х годов . С 2006 года курс стал обязательным в четырёх областях: Белгородской , Калужской , Брянской и Смоленской . С 2007 года к ним планировалось добавить ещё несколько регионов . Опыт введения курса в Белгородской области подвергался критике и поддержке . Сторонники предмета и представители Русской православной церкви утверждали, что «Основы православной культуры» - курс культурологический, не ставящий своей целью приобщить учеников к религиозной жизни. Они подчёркивали, что знакомство с православной культурой может быть полезно и представителям других вероисповеданий . Противники курса указывали, что в соответствии с законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство должно обеспечивать светский характер образования, что по Конституции все религии равны перед законом и ни одна из них не может устанавливаться в качестве государственной, а также что обязательное изучение подобного предмета нарушает права школьников, принадлежащих к другим вероисповеданиям, и атеистов .

С 1 апреля 2010 года Министерство образования и науки Российской Федерации включило в школьную программу предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России, а при успешном течении эксперимента - во всех регионах с 2012 года . Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения:

    «Основы православной культуры »

    «Основы исламской культуры»

    «Основы буддийской культуры»

    «Основы иудейской культуры»

    «Основы мировых религиозных культур»

    «Основы светской этики»

Экспертами был сделан однозначный вывод о недопустимости использования в российских школах учебников по модулям основ религиозных культур, выпущенных в 2010 году. Учебники содержат многочисленные признаки грубого нарушения Конституции РФ , агрессивно навязывают ученикам определённую религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству. Учебники несостоятельны в научном плане, в них не определено понятие «религиозная культура» и вместо неё вводится плоско поданная религиозная доктрина, приводящая к подмене культуры вероучением. Никакого научного обсуждения этих учебников и не предполагалось, процесс создания учебника в части модулей основ религиозных культур сознательно был спланирован так, чтобы полностью передать его конфессиям, отстранив учёных от какого-либо участия .

Дискуссия вокруг письма академиков

Основная статья : Письмо десяти академиков


Территории России существует множество представителей других конфессий. Конечно, число религиозных объединений не пропорционально численности приверженцев той или иной конфессии.

Распространение христианства . Из пяти направлений современного христианства (православие, католицизм, протестантизм, несторианство и монофиситство) абсолютное большинство российских христиан исповедует православие). Которое стало с конца Х века, после крещения Руси, государственной религией.

Из коренных россиян на Севере европейской части и Северном Урале православия придерживается основная масса верующих карелов, вепсов, коми, коми-пермяков, удмуртов; в бассейне Волги - большинство верующих марийцев, мордвы и чувашей; в Сибири - большая часть верующих хакасов, шорцев и якутов; на Северном Кавказе - более половины верующих осетин. Кроме того, православие исповедуют часть алтайцев, бурятов, ненцев, хантов, манси, эвенков, эвенов, чукчей, коряков и другие верующие из числа малых народов Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Вперемешку с приверженцами тех или иных форм православия живут последователи разных сект духовных христиан.

Католицизм исповедуют проживающие в России поляки, литовцы, венгры, часть немцев. Большинство же верующих немцев - протестанты. Лютеранство исповедуют также некоторые из проживающих в России латышей, эстонцев и финнов.

Распространение ислама. Процесс религиозно-культурного возрождения происходит и в мусульманской России. Возникнув в VII веке н.э. в Аравии (самая молодая мировая религия), ислам широко распространился в мире.

Приверженцы ислама в РФ - верующие татары (Поволжье, Западная Сибирь и другие регионы), башкиры (Урал), кабардинцы, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, часть осетин (Северный Кавказ), а также немногочисленные удмурты, марийцы и чуваши. Суннитами-ханифитами является также некоторая часть проживающих в Российской Федерации казахов, узбеков, каракалпаков, киргизов, таджиков, туркмен, уйгуров, дунган, абхазов, аджарцев и т.д.

В 1991 г. в Москве на базе соборной мечети был открыт Исламский центр, при котором действует медресе (ИЦМ). В Дагестане существует Исламский институт имени имама Аш-Шафии.

Включение в свое время в состав Российской империи мусульманских народов никогда не сопровождалось искоренением ислама и насаждением православия. «Покоритель Кавказа» генерал Ермолов на личные деньги построил мечеть. Православные, мусульмане и буддисты порой столетиями жили бок о бок в мире и добрососедстве.

Распространение буддизма . В сравнении с приверженцами христианства и ислама сторонников буддизма - самой ранней из мировых религий (VI-V века до н.э.) - в Российской Федерации меньше.

В нашей стране буддизм появился в XVI веке, причем первые ламы были родом из Монголии и Тибета. Официально же буддизм признан соответствующим указом императрицы Елизаветы Петровны. В Российской Федерации верующие исповедуют преимущественно ламаизм. В Калмыкии, Бурятии и Тувы, также в Иркутской и Читинской областях и в ряде крупных городов (Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске, Перми, Ростове-на-Дону и др.) существуют Буддийские общины. Центральное духовное управление буддистов Российской Федерации находится в Улан-Удэ.

Другие религии . Известное распространение в России получил ортодоксальный иудаизм, который не является мировой религией. Его исповедуют только представитель одной нации. С 1990 г. в России существует Всероссийский совет еврейских религиозных общин, который осуществляет координирующую и представительные функции. Синагоги расположены во многих крупных городах. В Москве действует хоральная синагога, при которой открыты культурный центр, служба милосердия, маце-пекарня.

Ранних форм религии на территории современной России осталось не много. На Крайнем Севере, в Тыве, на Алтае можно встретить представителей анимизма, тотемизма, культа предков, шаманизма. Люди здесь веками одухотворяли природу. Они верили, что каждое явление природы - живое, верили, что весь мир населен добрыми и злыми духами.

3.6. Движение наций к самоопределению и стремление к образованию супернаций.

В советской научной литературе смысл понятий «национальный интерес» и «государственный интерес» обычно совпадали. Проводя аналогию, старались показать внутреннее единство населения государства, однородность его жизненных условий и интересов. Однако, как мы уже видели, тождественность понятий «нация» и «государство» далеко не бесспорно.

Различие этих понятий особенно остро воспринимается, когда речь идет о внешнеполитических интересах и мотивах. Нередко идею «национальной» тенденции называют стремление какого-либо государства к расширению сфер своего влияния или намерение включить в свой состав родственные группы населения, проживающие на территории других государств. Что часто является предлогом расширения влияния, территории, т.е. в действительности речь идет об экспансионистских поползновениях под националистическими лозунгами.

Очевидно, что механический перенос понятий «национальный интерес», «государственный интерес» на словосочетание «государственные границы» - «национальные границы» способен привести лишь к межэтническим конфликтам. Далеко не все представители каждого этноса проживают в пределах одного государства и далеко не каждое государство мононационально.

Во всем мире сейчас около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. На территории 32 европейских стран более 100 национальных меньшинств. При этом многие из них дисперсно «распылены». Так, немцы за пределами Германии живут в Бельгии, Дании, Франции, Польше, России, Румынии, Италии, Чехии, Сербии и т.д. Болгары проживают в Югославии, в Румынии, Греции, на Украине; греки - на Кипре, Турции, Болгарии, Албании, Румынии, России, на Украине; каждый шестой поляк живет за пределами Польши и т.д.

Аналогичная картина наблюдается и в пределах Российской Федерации. В России проживает около 143 миллионов человек. Из них русских - 80 процентов, татар – почти 4 процента, украинцев – 2 с лишним процента. Всего же в России - представители около 160 народов и народностей. Иногда их расселение достаточно компактно, а иногда они рассредоточены по территории Российской Федерации, проживая среди представителей других этнических групп.

Невозможно себе представить, к каким трагичным последствиям привела бы попытка отдельных народов осуществить на практике принцип тождественности национальных и государственных границ. Между тем это происходит в реальной жизни. Например, распад бывшей Югославии и кровавый конфликт в Боснии наглядно иллюстрируют реализацию принципа тождественности государственных и национальных границ и возникновение межэтнических конфликтов.

Национальный вопрос встает в противоборстве двух общих тенденций. Во-первых, движения наций к самоопределению. Во вторых, стремления к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций, где органично были бы соединены этносы, различные традиции и культуры. Обе эти тенденции имеют одну и ту же цель: преодоление всех форм национально-этнического неравенства и демократизацию межнациональных отношений.

С другой стороны, ни независимое развитие этносов, ни их сотрудничество в рамках «суперэтносов» само по себе не обеспечивают успеха. В любом случае торжество одного народа может обернуться унижением другого, ущемлением прав национально-этнических меньшинств. Длительное время образ США сравнивали с гигантским котлом, где представители сотен народов «переплавились» в американцев. Однако процесс «переплавки» означает утрату народами своих специфических черт. Поэтому образ «котла» в США уступил образу огромного «лоскутного одеяла». Механизм ни одного, ни другого варианта не дает достаточных гарантий ни для демократического, ни для экономическогоразвития общества.

Реализация права на самоопределение в любых условиях не должна затрагивать такие же права на суверенитет других народов государства. Строго говоря, право наций на самоопределение противоречит другому принципу международного права - права на территориальную целостность государства. Поэтому принцип права народов на самоопределение - никогда и нигде не реализовался как чисто правовой принцип, а всегда был ориентирован на политическую и экономическую целесообразность.

В Европе одновременно два сложных процесса - экономического и политического сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточной. Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. При этом происходит и подъем национальных движений во Франции, попытками отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады, и севера Италии от остальных территорий и т.д.

Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят часто противоположный характер: разделительные процессы национальным развитием и размежеванием, сочетаются с объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близких по языку и культуре этносов в один.

В любом случае, национальный вопрос является продолжением социальных условии развития этноса. Он тесно связан с взаимодействием и условиями свободного их развития в многонациональном государстве. Поэтому государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя системы воздействия средствами массовой информации, законодательные акты и т.п.

Государственно-правовые формы решения национального вопроса существуют и широко используются (Испания, Великобритания, Дания) - создание автономий и т.д.

Сложившиеся в Европе в XYIII-XIX вв. государства выступали, прежде всего, как факторы национального строительства. Государство создавало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эффективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической интеграции. Оно способствовало возникновению общности исторических судеб, в частности, в отношениях с другими народами и общую идеологию, отражающую национальные проблемы. Способствуя созданию суперэтноса (нации), а во многих случаях было инициатором обособлением национальной религии.

Варианты объединения различных этносов в пределах одного государства без ущемления интересов отдельных этносов существуют и достаточно хорошо реализуются в рамках федеративного или конфедеративного государства - объединения самостоятельных государств, имеющих свою конституцию, верховные органы власти, законодательство и гражданство. При этом все эти признаки переносятся и на общефедеративный уровень. При существовании единой территории, денежной единице, и вооруженных сил полномочия федерации и ее субъектов строго разграничены. Полномочия федеральных органов включают оборону охрану границ формирование высших органов власти и решения спорных вопросов между членами федерации, а также между ними и центром.

Россия является федеративным государством – Российская Федерация. В соответствии с новой Конституцией РФ края и области получили столько новых прав и полномочий, сколько республики не получили за 70 лет советской власти.

Тем не менее, до идеального варианта далеко. Требуется упрочнение формы национально-культурной автономии. Особенно это касается народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров). Будущее России может быть связанно лишь с добровольным объединением этих этносов, но не в единый однородный этнос, а суперэтнос с сохранением и развитием культуры отдельных субэтносов.

Попытки игнорировать национальные образования вообще, как и попытки утверждения понятий "коренной нации" и подчинения всех интересов, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страны, и нации.

Россия - это огромное государство, объединяющее множество наций одним словом «россияне». Однако это не мешает каждому народу иметь свои религиозные традиции и обычаи. Многих иностранцев удивляет и восхищает то, как в нашей стране относятся к вопросу вероисповедания. В России ни одно из религиозных течений не может принять статус главенствующего, так как на законодательном уровне страна признана светским государством. Поэтому народы могут выбирать для себя ту веру, которую желают, и никто не станет преследовать их за это. Но все же, какие вероисповедания существуют в России? Действительно ли в стране так много разнообразных течений, которые мирно соседствуют друг с другом? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в статье.

Рассмотрим тему под призмой закона

Свобода вероисповедания в России закреплена конституционно. Граждане сами решают, во что именно им верить и какие храмы посещать. Также всегда можно остаться атеистом и не поддерживать ни одну из конфессий. А их на территории страны немало: по последним данным, выделено семьдесят религиозных конфессий, активно действующих в государстве. Исходя из этого можно смело делать выводы, что вопрос вероисповедания в России не стоит остро. Верующие соблюдают права и свободы друг друга, не посягая на чуждые религиозные традиции.

На законодательном уровне закреплен запрет на оскорбление чувств верующих и совершение действий, которые могут трактоваться как неуважение к ним. За подобные деяния предусмотрено уголовное наказание.

Такое отношение к религии обеспечивает неприкосновенность и неизменность свободы вероисповедания в России. Многие ученые считают, что это предопределено исторически. Ведь наша страна всегда была многонациональным государством, где конфликты на почве религиозной розни не возникали никогда. Все нации и народы уважали права и убеждения друг друга на протяжении многих столетий. Данная ситуация наблюдается и в наши дни.

Однако многим интересно, какое вероисповедание в России можно считать самым главным? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе в следующих разделах статьи.

Религиозный состав населения России

Виды вероисповедания в России определить несложно. Это приблизительно может сделать каждый житель страны, имеющий достаточное количество друзей и знакомых. Скорее всего, среди них будут христиане, буддисты и даже приверженцы ислама. Однако это далеко не все религии, представленные в государстве. На самом деле каждая из них имеет ответвления и немногочисленные религиозные объединения. Поэтому в реальности религиозный «ковер» выглядит гораздо более пестрым.

Если ориентироваться на официальные статистические данные, то основным вероисповеданием в России можно назвать христианство. Примечательно, что его придерживается большая часть населения. Но при этом религия представлена всеми основными ответвлениями:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Какое вероисповедание в России можно поставить на второе место по распространенности? Как ни странно для многих, но эта религия - ислам. Она исповедуется в основном на юге нашей страны.

Третье и последующие места занимают буддизм, даосизм, иудаизм и иные религиозные течения. В следующем разделе мы более подробно расскажем о вероисповедании народов России.

Статистические данные

Чтобы узнать о вероисповедании в России в процентах, необходимо обратиться к официальным источникам. Однако с ними в стране существует некая напряженность. Дело в том, что благодаря свободе вероисповедания, государство не контролирует количество верующих. Оно не может привести точных данных о конфессиях и религиозной самоидентификации граждан. Поэтому сколько-нибудь полезную информацию возможно извлечь только из социологических опросов населения, а за их достоверность ручаться сложно. Более того, большинство данных социологов довольно противоречивы и только после тщательного сравнительного анализа можно делать какие-то выводы.

Если ориентироваться на последние данные Российской академии наук (2012-2013 годов), то в процентном соотношении религиозная картина выглядит следующим образом:

  • православными считают себя семьдесят девять процентов опрошенных;
  • мусульманами - четыре процента россиян;
  • к другим религиозным течениям причислили себя не более одного процента граждан страны;
  • не отнесли себя ни к одной религии девять процентов респондентов;
  • атеистами назвались семь процентов населения.

А вот как выглядит список вероисповедания в России на те же годы в процентах согласно данным одной из социологических организаций:

  • православие исповедуют шестьдесят четыре процента россиян;
  • иные христианские течения - один процент;
  • ислам - шесть процентов;
  • другие религии - один процент;
  • не могут самоопределиться около четырех процентов граждан.

Как видите, информации из разных источников немного отличается друг от друга. Однако подобная статистика вероисповеданий в России общей картины не искажает.

Христианство в России

За последние десятилетия население нашей страны все активнее стало возвращаться к религиозным традициям своих предков. Люди вновь потянулись в храмы и стали стараться соблюдать религиозные традиции и предписания. Большая часть населения осталась верной традиционному вероисповеданию - христианству. В России его исповедует более половины населения страны. Однако не все из тех, кто причислил себя к данной религии, посещают храмы и службы. Чаще всего они называются христианами номинально, подразумевая под этим вековые традиции славянского народа в целом.

Но не стоит забывать, что сама религия имеет несколько течений и представители практически каждого живут на территории российского государства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • старообрядцы и другие немногочисленные по составу течения.

Если констатировать факты, не вдаваясь в подробности, то подавляющее своим большинством последователей вероисповедание в России - православие. И только потом следуют остальные течения. Но все они однозначно заслуживают уважения и внимания.

Православие

Если мы говорим о том, какое вероисповедание в России - православие или христианство, может претендовать на звание «основной религии», то стоит отметить некомпетентность самого вопроса. Многие несведущие в религиозных вопросах почему-то разделяют эти понятия и иставят их по разные стороны барьера. Однако на самом деле православие является всего лишь одной из равных конфессий христианства. Но в нашей стране ее последователями является большинство населения.

По некоторым данным, православие исповедуют более восьмидесяти миллионов человек. Они живут в разных субъектах Российской Федерации и преобладают в них. Естественно, что основная часть верующих является русским населением. Но и среди других народов православных немало, к ним относят себя:

  • карелы;
  • марийцы;
  • чукчи;
  • энцы;
  • эвенки;
  • тофалары;
  • калмыки;
  • греки и так далее.

Социологи насчитывают не менее шестидесяти народностей, которые из большого количества видов вероисповеданий в России делают свой выбор в пользу православия.

Католицизм

Данное вероисповедание в России присутствует со времен принятия христианства. За столетия численность общины постоянно менялась, как и отношение к конфессии. В одни времена католики пользовались большим уважением, в другие - подвергались гонениям со стороны государственной власти и православной церкви.

После революции семнадцатого года количество католиков значительно сократилось и лишь в девяностые годы, когда отношение к религии в общем изменилось, последователи латинских обрядов начали активно открывать в России свои храмы.

В среднем католиков в нашей стране насчитывается около пятисот тысяч, они сформировали двести тридцать приходов, объединенных в четыре крупные епархии.

Протестантизм

Эта христианская конфессия является одной из самых многочисленных в нашей стране. По данным трехлетней давности, она насчитывает около трех миллионов человек. Такое невероятное количество верующих может вызывать сомнения в правильности подсчетов, однако необходимо учитывать, что протестантская община разделена на многочисленные течения. К ним можно отнести баптистов, лютеран, адвентистов и другие общины.

По информации социологических служб, среди христианских конфессий протестанты по количеству верующих уступают только православным.

Православные объединения на территории России: старообрядцы

Мы уже упоминали, что многочисленные вероисповедания в России, и христианство в том числе, раздроблены на небольшие группы, отличающиеся друг от друга обрядами и формами служения. Православие не является исключением. Верующие не представляют собой единую структуру, они относятся к различным течениям, имеющим свои приходы и храмы.

На бескрайних российских просторах проживает обширная община старообрядцев. Это православное течение сформировалось в семнадцатом веке после непринятия церковной реформы. Патриарх Никон повелел привести все религиозные книги в соответствие с греческими исходниками. Это вызвало раскол православной церкви, длящийся до сих пор.

При этом сами старообрядцы тоже не едины. Они разделены на несколько церковных объединений:

  • поповцы;
  • беспоповцы;
  • единоверцы;
  • древлеправославная церковь;
  • андреевцы и тому подобные группы.

По довольно грубым подсчетам каждое объединение насчитывает по несколько тысяч последователей.

Ислам

Данные по поводу численности мусульман на территории России часто искажаются. Эксперты утверждают, что ислам исповедует около восьми миллионов жителей страны. А вот само высшее духовенство называет совсем иные цифры - приблизительно двадцать миллионов человек.

В любом случае эта цифра не статична. Социологи отмечают, что ежегодно приверженцев ислама становится на два процента меньше. Эту тенденцию связывают с военными конфликтами на Ближнем Востоке.

Примечательно, что большая часть мусульман называет себя «этническими». Они традиционно связаны с этой религией, но сами не придерживаются определенных обрядов, традиций и очень редко посещают мечеть.

Историки отмечают, что славяне очень тесно связаны с исламом. В четырнадцатом веке он являлся государственной религией на части российских территорий. Когда-то они представляли собой мусульманские ханства, но были присоединены к землям Руси в результате завоеваний.

Самый многочисленный народ, исповедующий ислам, - это татары. Они играют важную роль в управлении конфессией и сохранении культурных традиций своих предков.

Иудаизм

Представителей этого религиозного течения в России не менее полутора миллионов человек. В своем большинстве они представляют собой еврейский народ. Иудеи проживают в основном в крупных городах. Приблизительно половина верующих обосновалась в Москве и Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день в стране функционирует семьдесят синагог. Отличительной особенностью иудеев, проживающих на территории России, является их приверженность традициям. Они регулярно посещают синагогу всей семьей и совершают все положенные обряды.

Буддизм

Буддистов в нашей стране около двух миллионов человек. В основном это население трех российских регионов:

  • Бурятия;
  • Тува;
  • Калмыкия.

Основная часть представителей этой конфессии является этническими буддистами. Они из поколения в поколение исповедуют одну религию и передают традиции своим детям. За последние десятилетия буддизм стал крайне популярен. Многие начинают изучать его основы ради интереса и потом становятся его активными последователями.

О популяризации данного религиозного течения свидетельствуют планы постройки дацана в Москве. Этот храм должен получиться одним из самых больших и роскошных в России.

Иные религии и распространенные верования

Невысокий процент последователей некоторых верований не позволяет выделить их в крупные и значимые конфессии, однако в последние годы отмечена активизация всевозможных религиозных объединений.

Большой интерес вызывает оккультизм, восточные практики и неоязыческие культы. Данные течения имеют свои обряды, традиции и нормы служения. С каждым годом православная церковь с большой тревогой отмечает рост последователей различных религиозных верований. Однако сдерживать его им пока не удается.

Не стоит забывать и о шаманизме. Многие народы, в том числе удмурты, марийцы и чуваши, несмотря на то, что самоопределяются как православные, сохраняют приверженность древним обрядам и ритуалам предков. Шаманизм очень развит на этих территориях.

Жители отдаленных российских сел также возвращаются к вере предков. В поселениях нередко можно встретить последователей родноверов. Они возрождают давно забытые традиции и поклоняются силам природы. Существует и такое течение, как народное православие. Оно чем-то сродни язычеству, но имеет яркие отличительные черты.

Запрещенные вероисповедания в России

Несмотря на то, что в нашей стране свято соблюдается свобода вероисповедания, существуют определенные организации, которые запрещены в России. В эту категорию попадают деструктивные секты и группы экстремистского толка. Что нужно понимать под этой формулировкой? Попробуем разобраться.

Не всегда человек приходит к вере простым и понятным путем. Порой на его дороге встречаются люди, которые состоят в религиозных группировках. Они подчиняются духовному лидеру и часто находятся полностью под его контролем. Организаторы подобных групп обладают гипнотическими способностями, знаниями по нейролингвистическому программированию и другими талантами, позволяющими управлять массами. Объединения с лидерами, которые умело управляют и направляют свою паству таким образом, что наносят вред их психическому и физическому здоровью, а также материальному благополучию, называются «сектами». Причем большая их часть имеет приставку «деструктивные». Они воздействуют на сознание людей и наживаются за их счет. К сожалению, таких организаций в России появлялось немало. О некоторых запрещенных сектах мы упомянем в данном разделе более подробно:

  • «Белое братство». Лидером организации стал бывший сотрудник КГБ, который умело применял свои знания на практике. Приблизительно десять лет назад руководство секты оказалось на скамье подсудимых, но до этого им удалось буквально зомбировать несколько тысяч людей. Они полностью лишились своего имущества и отправились жить в секту, где влачили бесправное существование впроголодь.
  • «Неопятидесятники». Пришедшая к нам из Америки секта сумела заполучить в свои ряды около трехсот тысяч адептов разного возраста. Целью работы лидеров организации было обогащение. Они умело управляли толпой, доводя ее словами и красочным шоу практически до экстаза. В этом состоянии люди готовы были отдать лидерам все свое имущество и остаться ни с чем.
  • «Свидетели Иеговы». Эта секта знакома практически любому россиянину, ее адепты имеют привычку стучаться в каждую квартиру в поисках новых членов организации. Технология вербовки сектантов настолько тонко продумана, что люди даже не замечали, как становились частью религиозной организации. Однако деятельность лидеров преследовала сугубо меркантильные цели.

Многие экстремистские организации, основывающие свою деятельность на религиозных убеждениях и существующие ради террора, обычному человеку неизвестны. Однако их список довольно обширен, привести его полностью в рамках статьи мы не можем. Но некоторые группировки перечислим:

  • «Исламское государство». Вряд ли найдется человек, не знающий это название. Организация, устраивающая террористические акты по всему миру, запрещена на территории России уже в течение двух лет.
  • "Джебхат ан-Нусра". Данная группировка также считается запрещенной религиозной террористической группой.
  • «Нурджулар». Эта организация является международной и ее деятельность на территории нашей страны наказывается по законам РФ.

Многие страны считают, что пример России, сумевшей объединить множество народов и религиозных течений, необходимо рассматривать в мировом масштабе. Ведь в некоторых государствах проблема вероисповедания стоит очень остро. Но в нашей стране каждый гражданин сам выбирает, в какого бога ему стоит верить.