Притча о фарисее и мытаре толкование. Закон Божий: "Притча о мытаре и фарисее". «Фарисей» значит «отделившийся»


( Евангелие от Луки 18 :9-14)

9. Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

10. два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12. пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14. Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.


Истолкование притчи:


Молитва - это не высказывание, не доклад, а осмысленный, откровенный разговор с Богом, как с любимым и уважаемым человеком, другом. Если вы хотите говорить с Господом, как с другом, сначала убедитесь, что Он действительно ваш Друг. Стиль и содержание наших бесед с кем-либо полностью зависят от того, как мы к ним относимся. Несомненно, с дружелюбным соседом вы будете разговаривать иначе, чем с хулиганом, которого застали в момент, когда он испачкал краской дверь вашего дома. Так и наша молитва зависит от того, как мы относимся к Богу. Если вы видите в Нем любящего Создателя, знающего все ваши слабости и понимающего проблемы, готового в любую минуту помочь вам, - тогда ваши молитвы, славословия и прошения станут дыханием вашей души. Правильное представление о Господе рождает доверие, которое возрастает с каждым днем и является основанием дружбы с Ним. Пытались ли вы установить дружеские отношения с кем-либо, не вступив с ним в разговор? Без общения это просто невозможно. Если вы хотите полюбить Иисуса, - говорите с Ним, и Он будет отвечать вам. В этом как раз и заключается сущность молитвы.

В притче, фарисей предстоит перед нами, как воплощение абсолютного самодовольства. Фарисей - исполнитель закона, соблюдающий все религиозные правила - приходит и молится в благодарении: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю и вот я прихожу и благодарю Тебя». Нужно сказать, что фарисей имел некоторые основания быть довольным собой. Ведь он был представителем интеллигентного слоя общества, был, по-своему, религиозен, образован и начитан; он, по-видимому, твердо хранил религиозные верования и традиции, выполнял религиозные предписания, давал на нужды своей религии десятую часть от своего имения. Очевидно, будучи человеком , по-своему религиозным, он не делал явного зла и, вполне возможно, в житейском смысле, был неплохим человеком, к которому может быть, многие относились с большим уважением.

Но самодовольство фарисея как бы доминировало в том духовном состоянии, в котором он находился, настолько доминировало, что совершенно закрыло от него самого подлинную картину того, что происходило в его душе. Ничем не ограниченн ая его гордость и самодовольство настолько его захватило, что он совершенно забыл, что все его, так называемые, добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божьим.

А вот другой - мытарь, сборщик налогов. Эта профессия в древнем мире была окружена всеобщим презрением. Мытарь, по-видимому, ничего не исполняет от закона, но, чувствуя своё ничтожество, только бьёт себя в грудь и молится: «Боже, милостив, будь ко мне, грешному!» Скромный мытарь, сконцентрировал свои духовные силы на своей греховности, на своем несовершенстве перед лицом Бога. Он понимал всю тщетность оправдание внешними делами. Обратите внимание, что молитва мытаря была молитвой покаяния, осознания своих грехов. Иисус Христос говорит в этой притче, что мытарь пошел оправданным более, чем фарисей.

Вот эти два различных состояния - с одной стороны, молитва, начинающаяся с благодарения: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Это как бы призвание Бога, что Бог выбрал этого человека, а на самом деле - утверждение своего «я». Ибо сердцевина гордости, есть «хваление своих трудов». Фарисей исполняет закон и закон трудный, ибо нелегко следовать всем предписаниям закона, хотя бы и Ветхого. Но тщетно это, ибо у него нет смирения. Господь ведь знает душу фарисея, а он говорит: «Я не таков, как все прочие - грабители, обидчики, прелюбодеи, - я не таков, как сей мытарь». Фарисей как бы и верит, и любит Господа, как бы ищет Его помощи, а на самом деле унижает ближнего и бесстыдно превозносится. Он подходит уже к величайшей степени гордости. С одной стороны фарисей благодарит Бога за то, что он соблюдает Его заповеди и что он те такой как этот мытарь. С другой стороны фарисей оправдывает себя и возвышается над мытарем. Фарисей сильно гордиться и через его гордость, через его возвышение над мытарем Бог не удобряет Его молитву. Как часто мы сами, оправдываем самих себя и говорим что мы не такие грешники как другие. Вот, например, я часто слышал такие выводы: «я не воровал, я никого не у бил, плохие дела не делаю, я не виновен!» Вот, рядом со мной грешник (мытарь стоит).

Фарисей утверждал, что он не такой. Но пред Богом они были разные. Бог смотрит не на лицо человека, Он обращает внимание на сердце человека. «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств 16:7) . Иисус Христос говорит народу, что мытарь пошел более оправданным, нежели фарисей. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. (Евангелие от Матфея 6:5) Обратите внимание! Иисус Христос видели знал, что многие в то время молились как лицемеры на показ людям. Эти молитвы были неугодные Богу. Бог желал, чтобы люди молился Ему от чистого сердца.

Давайте прочитаем следующий стих:

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.(Евангелие от Матфея 6:6)

Бог желает усл ышать простую молитву, но от чистого сердца человека.

Молитва должна быть простой.

7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. (Евангелие от Матфея 6:7-8) .

Иисус Христос осуждает книжников и фарисеев 14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. (Евангелие от Матфея 23:14) . Проблема книжников и фарисеев заключалась в том, что они молились на показ пред людьми, они считали себя выше всех людей.

Иисус Христос научает народ известной на сегодня молитвою «Отче Наш» 9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10. да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь. (Евангелие от Матфея 6:9-13)

Вмолитве Отче Наш, Иисус Христос, показывает нам, как нужно молиться, что нужно просить в молитве, как правильно поблагодарить Бога, как просить прощение и многое другое. Молитва Отче Наш есть самой главной молитве в библии.

И когда мы молимся, мы должныверить, что получим просимое. 22. и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите. (Евангелие от Матфея 21: 22)

Молитва есть необходимая для каждого человека. Молитву можно сравнять с дорогой, которая ведет до Бога.Молитва это просьба человека направлена к Богу. Мы каждую минуту нуждаемся в молитве. 16. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь, друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. (послание Иакова 5:16) . Когда мы согрешили нужно покаяться перед Богом и в молитве осознать свою вину и тогда Бог простит нам. Когда нам трудно в жизни бывает, мы должны молиться! Если хотим получить исцеления - мы должны молиться! Когда Бог помогает нам, мы должны благодарить его молитвами благодарения.Иисус Христос очень часто молился Своему Отцу Небесному. Давайте будем искренно молиться нашему Богу! Через молитву человек может получить прощение грехов, исцеление от болезней, помощь в трудных обстоятельствах жизни.

Стоит нам задуматься, как мы молимся? Наша молитва подобна молитве фарисея или молитве мытаря ? Я считаю, что лучше помолиться в простоте как мытарь, нежели как фарисей оправдывать себя. Бог желает от нас искренней молитвы. Наша молитва не должна быть заученной или слишком длинной.

Мы должны серьёзно относиться к молитве, потому что молитва - это разговор с Богом. И молясь Богу, мы должны осознать, что стоим не перед человеком, а перед живым Богом. И когда мы молимся, мы должны осознать, что мы грешники.

Придите к Иисусу Христу такими, какие вы есть. Если благодарность наполняет ваше сердце при мысли, что Бог - ваш друг, - скажите Ему об этом! Говорите: «Господи, я благодарю Тебя, что Ты - мой Друг».

- Вас мучают грехи? Признайтесь Ему: «Господи, мои грехи тревожат меня».

Если вы хотите, чтобы Бог простил вас, попросите Его об этом. Вы устали от забот? Вам нужно лучше узнать Бога? Вы нуждаетесь в силе, способной помочь вам преодолеть скверные привычки, грехи? У вас недостаточно мудрости, чтобы принять правильное решение? Вы переживаете о родных, близких, родственниках? - Расскажите об этом в молитве своему Небесному Отцу, и Он услышит вас, и ответит на ваши просьбы. Аминь!


картинки к притче "о фарисее и мытаре"



Между слушавшими Иисуса Христа были люди, которые о себе думали, что они праведники, превозносились и унижали других. Иисус сказал им следующую притчу:

Два человека пришли в церковь помолиться: один был фарисей, в другой – мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, развратники или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю в церковь десятую часть всего, что получаю».

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза к небу; но, ударяя в грудь, говорил: «Боже, милостив: будь ко мне, грешнику!» Я вам говорю, – прибавил Иисус, что мытарь, а не фарисей, пошел из церкви прощенный в дом свой, ибо всякий возвышающий себя унизится, а унижающий себя возвысится.

Гордость противна Бога; нет порока, который был бы нам вреднее гордости. Она мешает нам замечать свои собственные слабости и недостатки, а у кого их нет? Они есть и у самого лучшего человека, и потому всем нам должно с сокрушением сердечным повторять слова мытаря: Боже, милостив будь мне, грешнику!»

Притча о мытаре и фарисее читается в церкви за несколько времени перед великим постом, чтобы напомнить нам о смирении, без которого не может быть покаяния и исправления. В это же время поется и следующая церковная песнь или стихира:

Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, о чисти рабы Твоя.

Фарисей не только гордился своими собственными добродетелями, но и презирал ближнего своего. А это грех весьма большой и противный Богу. Как можно нам презирать брата, когда за него умер Господь Иисус Христос? К тому же у всех нас много своих недостатков, и мы не знаем, не искупает ли брат наш свои недостатки добродетелями, нам неизвестными» Будем же снисходительны в суждениях о ближнем своем, помня и нашил собственных грехах и том, сколько мы нуждаемся сами в снисхождении и милосердии.

«Что ты смотришь на спицу в глазе брата твоего, – сказал однажды Иисус, – а в своем глазе бревна не чувствуешь?», то есть что ты осуждаешь малый недостаток в ближнем твоем, между тем как не замечаешь своего собственного большого порока?

«Или, – продолжает Иисус, – как можешь сказать брату твоему: Дай, я выну спицу из глаза твоего, тогда как у тебя в глазу бревно?» «Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть спицу из глаза брата твоего». (Матф. 7, 3–5).


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

В православном церковном календаре Неделя о мытаре и фарисее (наряду с Неделей о блудном сыне, мясопустной и сыропустной неделями) является одной из четырёх подготовительных к Великому посту.

Эта неделя посвящена Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее.

Притча о мытаре и фарисее

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14).

Притча о мытаре и фарисее рассказывает о важности искреннего покаяния и образно выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

"Два человека вошли в храм помолиться". Два человека, два грешника, с тою только разницею, что фарисей не признавал себя грешником, а мытарь признавал. И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью.

В притче фарисей предстоит перед нами, как воплощение абсолютного самодовольства. Ведь он был исполнителем Закона, соблюдающим все религиозные правила и традиции, был образован и начитан; давал на нужды Храма десятую часть от своего имения. Очевидно, будучи человеком по-своему религиозным, он не делал явного зла и, вполне возможно, в житейском смысле, был неплохим человеком, к которому может быть, многие относились с большим уважением. Но самодовольство фарисея как бы доминировало в том духовном состоянии, в котором он находился, настолько доминировало, что совершенно затмевало от него самого подлинную картину того, что происходило в его душе. Ничем не ограниченное самодовольство настолько его захватило, что он совершенно забыл, что все его, так называемые, добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим. Его главная ошибка была в том, что он подумал, что уже достиг Цели. Он остановился, пламя тоски по Господу погасло. А дорогу в Божественные высоты нельзя осилить никакими личными достижениями.


А вот другой - мытарь, сборщик налогов. Эта профессия в древнем мире была окружена всеобщим презрением. Мытарь, по-видимому, ничего не исполняет от закона, но, чувствуя своё ничтожество, только бьёт себя в грудь и молится: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Скромный мытарь сконцентрировал свои духовные силы на своей греховности, на своем несовершенстве перед лицом Бога. Он понимал всю тщетность оправдания внешними делами. Он "не смел даже поднять глаз на небо" - так глубоко было его сокрушение о своих грехах.

Вот эти два различных состояния - с одной стороны, молитва, начинающаяся с благодарения: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Это как будто призывание Бога, а на самом деле - утверждение своего «я», ибо сердцевина гордости, по преп. Иоанну Лествичнику, есть «бесстыдное проповедание своих трудов». Господь ведь знает душу фарисея, а он говорит: «Я не таков, как все прочие - грабители, обидчики, прелюбодеи, - я не таков, как сей мытарь». Фарисей как будто и верит, и любит Господа, как будто ищет Его помощи, а на самом деле унижает ближнего и бесстыдно превозносится, он подходит уже к величайшей степени гордости - отвержению Бога. Зачем ему Бог, когда он всё выполнил и только хвалится перед Богом своими добродетелями? Самодовольный фарисей всерьез думает, что он достиг совершенства, что он знает всё. Самодовольство ослепляет и понуждает довольствоваться малым, делает человека нравственно минималистом, который доволен своими легкими внешними успехами и думает о количестве, а не качестве своих добрых дел. Вот и фарисей называет цифры: "два раза пощусь, отдаю десятую часть "...Эти счёты не нужны Богу. Ему нужно наше сердце. Думать о количестве добрых дел приводит к законничеству, формализму. Фарисей исполняет Закон и закон трудный, ибо нелегко следовать всем предписаниям Закона, хотя бы и Ветхого, но тщетно это, ибо у него нет смирения.

А есть и другой подход. Это подход к Богу того, кто нуждается в Нём, чтобы очистить свои грехи. Поэтому-то мытарь и молится: «Боже, милостив буди мне, грешному» , - он нуждается в Боге, он просит, понимая, что ничего еще не сделал, он не проповедует своих, может быть и имеющихся, добродетелей, но не их, а «грехи свои полагает на главу свою перед Богом». После своей смиренной молитвы мытарь был перед Богом чище и праведнее, хотя вся его жизнь в сравнении с фарисеевой и выглядела безнадежно пропавшей.

Притча о мытаре и фарисе - это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас.

Мы можем опознать фарисея в себе, прежде всего, по приданию чрезмерного значения себе. Фарисей считает себя лучше и достойнее других, свой дух - чище, взгляды - глубже, чем у других людей. Фарисей хочет переделать остальных по своему вкусу и не может сам подстроиться под другого человека, стать с ним на одну ступень. Фарисей смотрит сквозь пальцы на свои слабости, но безжалостен к слабостям других.

Самый бесспорный признак фарисейства - желание получать за свое благочестие почет и уважение среди людей . Поэтому современный фарисей делает свои добрые дела при свидетелях и любит публичность. Он предпочитает улыбаться на страницах газет и журналов, нежели в реальной жизни в обществе несчастных и неудачников. Он любит говорить на публике об искоренении бедности и о внимании к изгоям общества, но сам обходит бомжей за километр и не дает нищим ни гроша, если никто при этом на него не смотрит. Иди и поступай иначе, и спасешься.

Крепко запомним слова Христа: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя, возвысится» (Лк. 18:14) .

Значение Недели мытаря и фарисея

Для настоящей духовной жизни нужно себя приучить соблюдать равновесие между проявлениями внутренней и внешней религиозности. Необходимо соблюдать Закон - Заповеди Божии и церковные Уставы. Но этого мало. Нужно обладать еще смирением мытаря.

Добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ. В ерные последователи Христа познаются не делами, а смирением. Я могу накормить кого-нибудь во имя Божие, не приписывая ничего себе - и буду иметь в этом случае истинное христианское делание. А если я буду делать то же самое, но по каким-либо другим соображениям, для каких-либо других целей - каковы бы они ни были, дело это будет не Христовым...

На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели - это смирение и покаяние, а главное препятствие - гордость .

Церковь внушает готовящимся к Великому Посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего Закона и следовательно сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.

В наших молитвословах утреннее правило начинается с молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Изо всех молитв святая Церковь избрала её, потому что чувство, которое испытывал мытарь,- именно то чувство, с каким нужно молиться. Поэтому, говоря: "Боже, милостив буди нам, грешным" и вспоминая притчу о мытаре и фарисее, можно настроиться на правильное молитвенное делание. Молитва мытаря — «Боже, милостив буди мне грешному» — принята Церковью как общеупотребительная, уместная всегда и для каждого из нас.

«Молитва - есть зеркало духовного устроения, - говорят св. Отцы Церкви, - посмотри в это зеркало, посмотри, как ты молишься - и ты можешь сказать безошибочно, каково твоё духовное устроение». В молитве наиболее полно открываются наши хорошие и тёмные стороны, духовное умирание и духовное возрастание.

Молитва - это не проговаривание слов и не выбор их правильного порядка, даже не методика созерцания. Молитва - это оставление себя наедине с Богом и начало уподобления Ему. По этой причине к молитве нельзя относиться небрежно. Готовясь к Великому Посту, очень важно понять, какое состояние души благоприятно для молитвы. Господь принимает только ту молитву, которая идет из смиренного сердца, когда человек осознает свою греховность перед Богом.

Смирение - это не просто одна из добродетелей, но основа всей духовной жизни. По словам прп. Исаака Ниневийского, подвижники получают награду не за свои труды, а за смирение в них.

Смирение необходимо, ибо без него нет милосердия и любви. Там же, где гордыня, там всегда будет осуждение ближнего. Когда человек переполнен сам собой, он начинает переливаться через край и стремится заполнить и других людей собой и своими мнениями.

Отцы Церкви сравнивали три подготовительные недели перед Великим Постом с последними днями перед началом войны, когда чистится и приводится в порядок боевое оружие. В старину частью подготовки к войне были и повествования о богатырях и подвигах былых времен, с которыми полководцы обращались к воинам. Точно так же и христианам следует перед Великим Постом читать жития святых и рассказы об их победоносном подвижничестве.

Главное оружие христианина в Великий Пост - покаяние и смирение . Им противостоят гордыня и высокомерие - пороки, сбросившие верховного ангела Люцифера с небес. Борьба с ними тяжелее, чем любая другая внутренняя борьба, ибо в этой борьбе и добродетели могут перейти на вражескую сторону. Дела, хорошие сами по себе, вдруг становятся источником зла - человек начинает использовать свои добродетели, чтобы возвыситься над другими людьми или подчинить их себе.

Особенности седмицы

Неделя о Мытаре и Фарисее - в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам - пост отменяется даже в среду и пятницу . Таким образом даже церковные правила напоминают нам о недостаточности соблюдения правил.

С этого воскресенья начинаются 2 недели, данные нам для обновления души и приготовления ее к посту. Литургические темы этих двух недель призывают христиан к покаянию по образу мытаря, к честному поиску в себе такого же фарисейского ханжества.

Великий пост - совершенно неповторимый период в церковном годе. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят. Евангелие первой подготовительной недели - притчу о мытаре и фарисее - читала вместе с «Фомой» Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, заведующая отделом теории литературы ИМЛИ им. Горького РАН.

«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 10-14).

Действующие лица

Прежде всего, нам нужно понять, кто такой мытарь и кто такой фарисей.

Мытарь, если искать ему соответствий в нашем времени, более всего похож на нынешнего коллектора: это был человек, скупавший у государства долги и налоговые обязательства населения и потом собиравший с населения эти долги с процентами, пользуясь бандитскими методами.

А фарисей – это примерно нынешний активный прихожанин: человек, регулярно посещающий храм, молящийся по уставу, убежденный, что вера – центр человеческой жизни и жить должно по законам и регламенту, определенному священным писанием.

Полагаю, что если мы это вспомним, притча уже покажется нам гораздо более неоднозначной, чем при том прочтении замыленными глазами, когда мы помним не исходный смысл слов, а лишь и именно те значения, которые развились у слов уже на основании этой притчи.

Говорят, эта притча о гордости и об уничижении гордящегося. Возможно, она говорит и об этом тоже – но не только об этом. И, возможно, она говорит об этом не так (и не то), как мы думаем.

О чем просит фарисей?

Поразительно – но он ни о чем не просит! Его молитва – это молитва благодарения, а не молитва нужды; по-видимому, он молится самой совершенной из молитв. И он не приписывает себе заслугу своих достоинств и своей совершенной жизни – он заслугу того, что он все заповеданное исполняет, относит всецело на счет Бога. Он чувствует себя любимцем Бога, созданным иным, чем прочие люди, погрязшие во грехах и не соблюдающие закона. Фарисей же исполняет даже больше, чем требуют закон и регламент: постится больше заповеданного и отдает больше, чем требует закон, согласно которому десятина взималась лишь с урожая и скота (а не со всего приобретенного). Фарисей здесь является как вещь , целиком и даже с небольшим избытком заполнившая свои границы, занявшая положенные ей пределы, полностью осуществившаяся. Вещь, с которой ее Творцу как бы нечего больше делать.

О чем просит мытарь?

Мытарь просит Господа о примирении (таково целевое значение употребленного здесь глагола ʻιλάσκομαι: умилостивить, чтобы восстановить мир). То есть – он не просит ни о чем конкретном – он просит лишь о том, чтобы снова войти в соприкосновение с Богом. О том, чтобы та определенность его, которую он создал своими грехами и которая висит над ним, как крышка гроба, заслоняя его от неба, была снята – и ему снова открылось поле возможностей .

Фарисей благодарит за то, что он совершен, то есть – завершён – мытарь же просит о возможности начать.

Толкование в контексте

Но не будем заблуждаться – любая (даже самая правильная и хорошо оформленная) определенность сковывает человека гробницей – о чем и говорит Иисус, сравнивая фарисеев в другом месте с гробами окрашенными, красивыми, внутри которых лишь кости и прах (Мф. 23, 27).

Заметим – так удаленные части Евангелия открывают истинное значение друг друга.

Но еще больше помогают открыть значение друг друга близкие друг другу евангельские эпизоды – на первый взгляд, разрозненные и даже вызывающие в нас недовольство прерывистостью сюжетного хода. Полагаю, в ряде случаев, плавность сюжетного хода приносилась в жертву именно смысловым стяжениям и соответствиям. Как в случае с притчей о мытаре и фарисее. Ибо сразу за этой притчей у Луки следует эпизод о приносимых к Иисусу младенцах – и слова о том, что только приняв Царствие Божие, как дети, мы можем войти в него (Лк. 18, 17).

Пусть дети идут ко Мне. Карл Блох. Дата неизвестна

Почему нужно быть как дети?

Св. отцы, бывшие в большинстве своем монахами и детей видевшие редко, толковали этот эпизод в том смысле, что для вхождения в Царствие небесное нужна детская незлобивость, смирение и кротость. Мы, будучи мирянами, можем только удивляться тому, как детям можно приписать эти свойства. Во всяком случае, дети ими обладают так же редко, как и взрослые. Чтобы точно понять, что здесь сказано, нужно выделить свойство, неустранимо присущее детям, конституирующее свойство «детскости». Такое свойство только одно – это способность расти . Взрослый тем и отличается от ребенка, что он уже вырос . Таким образом, в Царствие небесное входят те, кто не потерял способности расти. В Царствие небесное врастают . А те, кто утрачивает эту способность, становятся красивыми гробами самих себя задолго до своей очевидной смерти. Господь же – не Бог мертвых, но Бог живых (Лк. 20, 38) – и Ему нечего делать с раскрашенными гробами.

В связи с этим становятся понятны и финальные слова притчи: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Возвысивший себя сам оказался выше всех – и потому ему расти больше не нужно. Он прекратит рост, потому что уже на всех смотрит свысока. Когда все ниже тебя – это препятствие в развитии.

Унижающий себя, видящий вокруг тех, кто выше – открывает себе пространство роста и в себе – желание роста. Потому что очень интересно посмотреть – что там, на уровне тех, кто выше. Потому что когда кто-то выше – это стимул развиваться.

«Фарисей» значит «отделившийся»

Слово «фарисей» происходит от древнееврейского глагола со значением «отделяться», «обособляться». И наш фарисей чувствует себя завершенной вещью еще и в том смысле, что он «не таков, как прочие люди». Меж тем, христианство учит нас, что каждый наш шаг навстречу Богу – это одновременно наш шаг навстречу каждому человеку, что нас рост в сторону Бога – это одновременно рост к слиянию с каждым. Принимая в причастии кровь Христову, мы не только даем возможность течь в наших жилах крови Бога – но мы и даем простор течь в наших жилах крови всех причастившихся. В Царствие Божие «врастают», «увеличиваясь» сразу во многих направлениях, открывая в каждом ближнем Бога и открываясь Богу в каждом ближнем. Поэтому в христианстве всего две заповеди – о любви к Богу и о любви к ближнему – и это, как мы видим, тоже заповеди роста. Любить ближнего как себя – это значит (во всяком случае – в одном из смыслов) увидеть в нем не отдельного, а тоже себя. «Дорасти» до общности с ним. Так пальцы руки могут внезапно осознать свою причастность одной ладони.

Что же мы должны вынести для себя из этой притчи?

Думаю, неверно было бы сказать по прочтении: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как тот фарисей». Мы просто должны понять, что цель мытаря – открыть новое поле возможностей – вполне может быть достигнута и средствами фарисея – то есть выполнением всех законов и регламентов – в том случае, если мы будем в них видеть средство, а не цель. Средство выхода на новый уровень – в новую степень близости и любви с людьми и Богом.

[Христос] Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 18:9-14).

В апостольские времена существовало несколько духовных школ, и к учению Христа наиболее близки были фарисеи. Господь бывал у многих фарисеев в гостях, беседовал с ними - вспомним ночной разговор с Никодимом. Слово «фарисей» означает «отделенный», то есть человек, внутренне отделившийся от мира, решивший вести особенно благочестивую жизнь. И, несмотря на такую духовную близость, многие из этих благочестивых людей оказались противниками Господа, так что само слово «фарисей» сделалось нарицательным.

Почему так сложилось? Фарисей из притчи - верующий человек, стремившийся к исполнению заповедей. Он соблюдал посты, жертвовал на храм. Многим из нас до него далеко. Разве он хуже нас?

Духовный Закон не требовал, чтобы фарисей постился каждую неделю, да еще и дважды. Обязательным постным днем считался единственный день в течение года, День очищения и общенародного покаяния. Однако к тому времени фарисеи установили два постных дня в неделю - понедельник и четверг. Но даже для фарисея пост в эти дни считался не обязательным, а только желательным. Фарисей придерживался этого благочестивого обычая, и в этом, разумеется, не было ничего плохого.

Этот человек жертвовал на храм десятую часть от всего, что получал. Раввины много дискутировали о том, как согласовать ветхозаветные законы о десятине, что именно должно облагаться десятиной и с какой целью. Этому вопросу посвящались целые трактаты. Наиболее ревностные верующие отдавали десятину со всего, что приносили их поля и сады. Судя по всему, этот фарисей был особенно набожен.

Евангелие говорит, что фарисей себя возвысил, превознес. Но как именно он себя превознес? Очевидно, он отнесся к мытарю с презрением. А почему, собственно, он не мог превознестись? Праведному иудею разрешалось и даже предписывалось унижать неправедных. Благочестивый иудей в ежедневной молитве благодарил Бога за то, что он не раб, не язычник и не женщина. Христиане должны были на это ответить, и они ответили устами ап. Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Но до того времени унижение нечестивцев было в порядке вещей. Посмотрите, какие выражения по отношению к неправедным употребляются в Псалтири. Можно ли винить этого фарисея?

Кроме того, фарисей выглядел смиренно. Разве он приписывал свои благие дела самому себе? Он благодарил не себя, а Бога; он обращался с молитвой к Богу, Его прославлял за свое благочестие. Он воздавал благодарение Богу, а не себе. Таков был этот благочестивый человек. Мы тоже должны благодарить Бога за то, что Он нам дарует.

Я думаю, теперь понятно, почему мы хотели бы видеть в церкви скорее благочестивых фарисеев, чем мытарей. И когда я читаю эту притчу, не могу не задать себе вопрос: каких людей - верующих фарисеев или обирающих народ мытарей - я хотел бы в будущем видеть мужьями моих дочерей? Вы видите, это действительно нелегкий вопрос.

Иногда говорят, что любая притча подобна фотографии. В самом деле, рассказчик, как фотограф, выхватывает и запечатлевает то или иное мгновение жизни. Но саму жизнь не поймать, она в постоянном движении. Можно схватить только отдельный момент. Наша жизнь - это не фотография, а, скорее, документальный фильм. Сегодня я смиренен, завтра - горделив. Послезавтра я источаю любовь, а на следующей неделе, может быть, буду вести себя как отпетый мерзавец. Это означает, что смирение и покаяние не могут быть мгновенным слепком. Они не происходят в один миг, когда я вроде бы могу сказать, что смирился и покаялся. На самом деле смирение и покаяние - это наше каждодневное соприкосновение с разными людьми и ситуациями, это то, как мы проживаем свою жизнь.

Поэтому никто не может знать, не поменялись ли на другой день фарисей и мытарь ролями. Ведь у мытаря осталась возможность в своей следующей молитве произнести: «Слава Богу, что я не такой, как этот фарисей!»

Скажем, человек пришел сегодня в церковь. Мы можем представить, что этот человек - хороший семьянин. Он находит возможность жертвовать средства и время для Господа. Он много делает для общины и ближних. Он надел свой лучший костюм и пришел в храм. И теперь этот образцовый христианин сидит и думает:

«Господи, как же я Тебе благодарен! Я стремлюсь избегать греха и с радостью приношу людям добро. Я не разгильдяй, а честный труженик. Меня уважают за это, и я с уважением отношусь к другим людям. Все это исходит от Тебя, и Тебя, Боже, я за все это благодарю. Я хорошо помню историю о фарисее и мытаре, так что молюсь Тебе: Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»

Но сколько бы фарисей ни повторял слова мытаря, он не станет от этого мытарем. Слова мытаря остаются для него чужими, так что он не мытарь, а только попугай. Все остальное в его молитве сводится к тому же самому, что в молитве фарисея из сегодняшней притчи. Да, он благодарит Бога, но пришел он не для того, чтобы что-то просить. Фарисей намеревается продать Богу Его же дары. Он ничего не просит у Бога, а предлагает Ему свой товар. Вот, что это такое - торговля с Богом. Ты, Господи, даровал мне благочестие. Но я продам этот дар Тебе же, и продам дорого - в обмен на спасение и вечную жизнь с Тобой.

Вот в чем настоящее самопревозношение фарисея: в том, что он возносит себя не только над окружающими, но над Самим Богом. Это марает все его благочестие и вызывает гнев Божий. «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено» (Ис 2:12) - читаем мы сегодня в книге пророка Исайи. Если я фарисей, то я сам себе Бог, а истинного Бога я могу купить и подкармливать своим благочестием, и Он никуда не денется, будет сидеть у меня в кармане.

Что же мытарь? Может быть, он был праведником, который смиренно прикидывался грешником? Вовсе нет. Он знал, кто он такой, у него не было иллюзий. Когда в дом влезал вор, нечистой считалась только та вещь, которую он уносил. А когда в дом заходил мытарь, нечистыми начинали считать все вещи в доме, потому что он мог прикоснуться к каждой, оценивая, какой налог следует получить. За что не любили мытарей? Не только за то, что мытарь собирал налоги в пользу оккупантов, работал на чужеземных захватчиков. Мытари были заинтересованы в том, чтобы обирать народ - они получали разницу между тем, что взыскивали, и тем, что отправляли в казну. Поэтому мытарь в отношении себя не заблуждался. Он знал, что праведник из него никогда не получится. Ему не на что было рассчитывать. Он не мог торговаться. У него не было ничего, что он мог бы продать Богу.

По ветхозаветному Закону, раскаявшемуся мытарю надлежало сменить работу и вернуть все, что несправедливо отнял у людей, дополнительно приложив к тому пятую долю (Лев 6:5). Но мытарь еще не успел ничего из этого сделать, а Бог показал, что покаяние мытаря уже принято и его отношения с Богом восстановлены. Почему? Потому что молитва мытаря - это просьба о милости. Он не перечисляет свои грехи, как фарисей перечисляет свои добродетели. Он признает даже не какие-то конкретные грехи, а признает, что он - грешник.

Вот в этом все дело. Не в том, что мы согрешаем в том или в другом, а в том, что мы - грешники. Мы можем воображать, что исполняем заповеди. Но Христос в Нагорной проповеди говорит, что если даже я не запускаю руку в чужой карман, это еще не означает, что я не вор. Если я не касаюсь посторонней женщины, это не означает, что я не прелюбодей. Если я не выхожу на большую дорогу, это не означает, что я не грабитель и не убийца. Бог смотрит на сердце. И Он видит лучше, чем мы, что наше обновленное и просвещенное Св. Духом сердце соседствует и борется со старой, греховной, адамовой природой. Хорошо не быть грабителем, обидчиком, прелюбодеем, поститься и жертвовать на благие дела. Нехорошо исполнять мерзкую работу и обирать народ. Но все наши настоящие добрые дела, совершенные без оглядки, без стремления покрасоваться перед ближними и самими собой, без давления заповедей, поместятся в одной пригоршне. И мы хотим на это выменять вечную жизнь с Богом?

Потому очень важно, что мытарь исповедует не просто какие-то из своих проступков, но исповедует, что он - грешник. Он не может исполнить ничего, чем бы мог оправдаться. Он верит, что всё, в том числе его жизнь и спасение - в руках Божиих. Он не заслуживает спасения, и только по милости Господней он может наследовать жизнь с Богом. Потому ап. Павел говорит: «…Мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:28). Это не означает, что вера не побуждает нас к добру или что нет нужды восполнить ущерб, причиненный нами другим людям. Это означает, что оправдание, спасение, вечная жизнь не зависят от того, что будет написано в наших некрологах, - о том, какими мы были человечными людьми, хорошими супругами, незаменимыми работниками, надежными друзьями и даже искренними христианами.

Я помню, как люди слушали одного проповедника, говорившего об этой притче. Когда он предлагал перейти от фарисейства к подражанию мытарю, прихожане вслух поддакивали: «Да, конечно!», «Господи, прости меня, грешного!» Определенно, им нравилось порисоваться в обличии мытаря. Но это выглядело как-то… по-фарисейски. Прихожане, казалось, соревновались в том, кто успеет вслух произнести эту краткую молитву. Если бы кто-то оказался недостаточно расторопным, другие могли подумать, что он ничего не понял и не достиг их уровня духовного развития.

Поэтому мы не будем сейчас играть в эти игры. Вернее, у тебя есть еще время сыграть с самим собой в фарисея и мытаря. Это простая игра: нужно поймать себя на фарисействе и тут же произнести молитву мытаря. И обнаружить, что фарисей никуда не исчез: он стоит там, где стоял, и гордо поглядывает по сторонам - ну что, видели, какой я мытарь? Тогда игру можно начать сначала - ловить мытаря в фарисее и фарисея в мытаре. Достаточно только подумать: «Боже, благодарю Тебя за то, что я молюсь не как фарисей, а как мытарь». Можно заиграться, постоянно себя бичевать и в то же время гордиться самоистязанием, упиваться своей болью и смирением. Это не глубины духовности, это примитивная игра в фарисея и мытаря, которые наступают друг другу на пятки.

Ты, разумеется, можешь в это сыграть. Но только до тех пор, пока не выйдешь к алтарю. Потому что этот Хлеб и эта Чаша - выше любых твоих игр. Господь знает, что наше обновленное сердце таскает с собой и нашу старую фарисейскую природу. Именно поэтому Он дает нам Свои Тело и Кровь. Эта Чаша не зависит от того, что мы - грешники, и продолжаем совершать грехи в каждый день нашей жизни. Она не зависит и от того, сколько добрых поступков мы совершили. Эта Чаша не зависит даже от того, насколько верующими или неверующими мы себя ощущаем. Тело Христово остается Его Телом, и Кровь Господня остается Его Кровью. То, что совершилось на Кресте Христовом, совершилось навсегда и дается нам как дар, а не награда. Сегодня мы читаем: «… все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим 3:23-24).

Все наше добро и зло - ничто перед этим Хлебом и этой Чашей. Наш грех не может с ними ничего сделать. Христос приходит в хлебе и вине, чтобы простить тебе всё - слышишь, ВСЁ, - и вновь обновить твои силы. Доверимся Господу и исповедуем нашу святую христианскую веру.