Познавательная игра умники и умницы. Самый эрудированный зритель игры. Музыкальная пауза «Угадай мультфильм по песне»

Интеллектуальная игра в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет «Умники и умницы»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, воспитатель-методист, Дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», г.Шахтерск.
Описание :
Методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных учреждений. Игра содержит разнообразные задания для детей старшего дошкольного возраста, которые развивают психические процессы, сообразительность, самостоятельность. Основная цель проведения игры: диагностирование уровня подготовки детей к обучению в школе.

Тема . Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель :
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;
- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Материал :
1.Карточки с заданиями
2. Музыкальное сопровождение («Учитель танцев», «Фанфары» (начало, награждение, Диск с музыкальными фрагментами из детских мультфильмов)
3. Презентация
4.Герой - Мэри Поппинс

Ход игры:

Звучит музыка.
Ведущий:
Рано-рано сонце встало,
Доброго утра всем пожелало.
И я вас дети, поздравляю,
Чудесного настроения всем вам желаю.
День необычный сегодня у нас,
Игра позвала - пришёл её час.

Звучит музыка, заходят дети.

Пора поближе нам узнать
Героев дня - интеллектуалов,
Представьтесь, милые друзья,
Нам познакомиться всем надо.
Представление участников игры

- Итак, мы познакомились с командой участников, а сейчас мы представляем вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется принимать непростые, очень важные решения.
Представление жюри

Звучит музыка. На зонтике «прилетает» Мэри Поппинс.
Мэри Поппинс
В сказку я открою двери,
Все узнали Поппинс Мэри?
И для взрослых и детей
Я всегда полна идей!
Чтоб могли Вы развиваться,
С любой трудностью справляться,
К вам на помощь я спешу,
В страну знаний приглашу!
Дошколята, подтянитесь,
Все смотрите на меня.
Повторим со мною вместе
Клятвы добрые слова:
Клянемся дружными мы быть
ДЕТИ : Клянемся!
И слезы горькие не лить.
ДЕТИ : Клянемся!
С улыбкой трудности встречать.
ДЕТИ : Клянемся!
Все смело преодолевать.
ДЕТИ : Клянемся!
Ведущий : Итак, наша интеллектуальная игра открыта, и мы начнем ее с небольшой разминки (Слайд №2)


Мэри Поппинс
Слайд 3


Я задам вопросы каждому участнику. За каждый правильный ответ участник получает один балл.

1.Какое дерево боится ветра? (осина)
2.Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
3. Кто быстрее плавает: курица или утка? (утёнок)
4. Какой сейчас день недели?
5. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
6. Сколько времен года ты знаешь? (4)
7. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)
8. Какой напиток можно получить от животного? (молоко)
9. Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
10. Какой цветок колит пальцы? (роза)
11. На какой планете мы живем? (Земля)
12. Из какой крупы варят плов? (рис)
13. Животное, которое вытянул из болота Айболит? (бегемот)
14. Что можно увидеть на небе в теплое время года после дождя? (радуга)
15. Какие овощи необходимы для приготовления борща?
16. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
17. В какое время года бывает вьюга?
18. Сколько человек тянули репку? (3, остальные животные)
19. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)
20. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)


Ведущий
- Разминка закончилась. Жюри подводит первые итоги. А мы приглашаем участников занять свои места.

Ведущий : В нашем зале собрались умные, веселые и находчивые ребята. А выбрать самого умного нам поможет жюри и наши конкурсы. Слайд 4 (Ведущий перечисляет конкурсные задания)

Мэри Поппинс выбирает квадрат «Занимательная математика»

Ведущий : Ребята, а вот и первое задание - необычные фруктовые примеры.
Задание: Вам нужно правильно решить каждый пример и в пустых клеточках написать цифру, соответствующую количеству фруктов в примере. Слайд 5


Мери Поппинс собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Помогите нам, пожалуйста, выбрать следующий конкурс на нашем разноцветном квадрате.
Мэри Поппинс выбирает квадрат «Подумай - отгадай»
Слайд 6


Ведущий : И снова задание с карточками. Ребята, рассмотрите картинку. Слева расположены разные предметы, а справа – графическое изображение их частей.
Задание: найдите пару предмета и его графического изображения и соедините их прямой линией.

Ведущий : Наша гостья выбирает следующий квадрат…..
Мери Поппинс выбирает квадрат «Загадочный мир природы»

Ведущий : И… нам придется еще немного поработать с карточками. Итак, задание: определите, что где растет, соединив прямой линией Слайд 8


Ведущий : Мэри Поппинс! Мы снова просим Вас назвать следующий конкурс.
Мери Поппинс выбирает квадрат «Азбука безопасности» Слайд 9


Ведущий : Ребята, мы просим Вас подойти к экрану.
Дети подходят к экрану.

Вам предстоит ответить на вопросы, которые вам зададут врач, инспектор ГИБДД и сотрудник МЧС. За правильный ответ вы получаете один балл. Кто будет первым отвечать на вопрос?
Дети по очереди отвечают на задаваемые вопросы.
Инспектор ГИБДД
1. Место, отведенное для ходьбы пешеходов, называется...а) тротуар; б) шоссе; в) улица. Слайд 10

2. Как правильно перейти дорогу, если рядом нет светофора. Слайд 11


3. На какой машине – «Вольво», «Ауди» или « Мерседес» - ты бы согласился покататься с незнакомцем? Слайд 12


Пожарный
1. Что делать, если в квартире появился дым: а) обмотать лицо мокрой тканью и побыстрее покинуть квартиру; б) открыть окна и двери, чтобы дым улетучился. Слайд 13


2. Что надевает на лицо пожарный, входя в горящее помещение, и для чего он это делает? Слайд 14


Доктор
1.Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты, имеющиеся в доме. (Аптечка.) Слайд 15


2. С помощью какого органа человек дышит: а) мозг; б) сердце; в) легкие. Слайд 16


3. Тренировка организма холодом. (Закаливание.) Слайд 17


Жюри подводит итоги конкурса, а наша гостья Мэри Поппинс называет следующий конкурс.

Мери Поппинс выбирает квадрат «По сказочным дорожкам»
Ведущий : Ребята, вы любите сказки? Тогда мы предлагаем Вам прогуляться по сказочным дорожкам.
(На экране воздушные шарики под номерами. Ребенок выбирает шарик с номером.)

Слайды к сказкам Слайды 18 - 27:
1. «Золотой ключик» – колпак, азбука, театр


2. « Сестрица АЛЕНУШКА» - копытце, козленок., девушка


3. «Царевна-лягушка» - стрела, болото, Иван-царевич


4. «Три медведя» - тарелка, стул, медведь


5. «Маша и медведь» - короб, пирожки, девочка


6. «Снежная королева» - дворец, сани, мальчик


7. « Дюймовочка» - крот, кувшинка, ласточка


8. «12 МЕСЯЦЕВ» - КОСТЕР, корзина с подснежником, мачеха с сестрой


9. «Сказка о рыбаке и рыбке» - корыто, невод, старик.


10. «По щучьему велению» - печь, ведра, щука.


Мэри Поппинс : А сейчас разрешите мне объявить творческий конкурс «Покажи высший класс!»
Дети танцуют под музыку «Учитель танцев» вместе с Мэри Поппинс

Ведущий : Жюри непросто будет подвести итоги этого конкурса. Вы все, ребята, такие молодцы!
- Предлагаем Вам снова присесть за столы, а Мэри Поппинс назвать следующий конкурс разноцветного квадрата.

Мери Поппинс выбирает квадрат «Грамотей-ка».
Ведущий : Для выполнения этого задания вам нужно сделать звуковой анализ слов: кот, петух, лиса и написать первую букву слова. Слайд 28


Молодцы, справились


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Ведущий : Уважаемая Мэри Поппинс! Выберите, пожалуйста, следующий конкурс!
Мери Поппинс выбирает «Найди лишнее»
Ведущий : Вот, ребята, у нас и осталась последняя карточка. Послушайте задание: нужно зачеркнуть в каждой группе предметов один лишний.
Слайд 29


Ведущий собирает карточки, отдает их жюри.
Мэри Поппинс: Я с удовольствием называю мой любимый конкурс «Угадай мелодию» и попрошу вас всех подойти ко мне. Давайте встанем в одну линейку и сейчас для каждого из вас будет звучать мелодия из любимых песен, мультфильмов, а вы должны будете назвать ее.
Итак, звучит мелодия для игрока под номером 6 (кто стоит первым и т.д.)
Ведущий : Дорогие друзья! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все очень хорошо потрудились, с достоинством прошли нелегкие испытания, показали свои знания и смекалку. Слово нашему жюри.
(Жюри объявляет результаты интеллектуальной игры, проводит награждение)

Игра строится в соответствии с одноименной телепередачей и рассчитана на учащихся 3—4 классов.

Из числа зрителей-«теоретиков» путем ответов на вопросы выбираются 3 игрока, получившие наибольшее количество «орденов». Среди них происходит розыгрыш дорожек, на которых они будут играть. Кто быстрее отгадает загадку, тот получает право выбора дорожки.

Красная дорожка — самая короткая. На ней ошибаться нельзя. На желтой дорожке можно ошибиться один раз. Зеленая дорожка — самая длинная, на ней можно ошибиться два раза. Игроки, не прошедшие дорожку, занимают места среди «теоретиков». Неиспользованные вопросы адресуются «теоретикам» и дают им возможность получить «орден».

Реквизиты: изображение трех дорожек (красная, желтая, зеленая), ордена «Умник» и «Умница».

Первый агон

Отборочные вопросы первого агона

Прибор, отличительная особенность Карлсона. (Пропеллер)

Дерево, украшенное золотой цепью. (Дуб)

Умывальников начальник. (Мойдодыр)

Грозный разбойник, враг Айболита. (Бармалей)

Название сказки, в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращенного в чудовище. («Аленький цветочек»)

Как называется самый известный сборник арабских сказок? («Тысяча и одна ночь»)

В какой сказочной стране живет Шалтай-Болтай? (Зазеркалье)

Любимые грибы Бабы Яги. (Мухоморы) Представление первой тройки участников.

♦ Голубые волосы, огромные глаза —

Она в театре кукол гордость и краса. (Мальвина)

♦ Эту героиню жаба украдет,

Но не упрячет в нору старый крот. (Дюймовочка)

Используя антонимы (слова с противоположным значением), догадаться, какая сказка скрывается под выражением «Бодрствующая дурнушка». («Спящая красавица»)

Эту уродливую деревянную куклу с большой головой и огромным зубастым ртом подарили на Рождество девочке Мари. Как звали куклу? («Щелкунчик»)

Из какой сказки отрывок: «На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, какуголь, брошку». («Стойкий оловянный солдатик» Андерсена.)

Если герой сказки влезет этому коню в правое ухо, а в левое вылезет, то станет таким молодцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А если поступит наоборот, т. е. влезет в левое ухо, а вылезет в правое, то снова станет таким, как прежде. Как зовут этого коня? (Сивка-Бурка)

Имя девочки, заменившей на время куклу наследника Тутти? (Суок)

Узнать сказку по нескольким словам из нее: «война», «петух», «звездочет», «царь», «девица». («Сказка о золотом петушке» А. Пушкина)

Подведение жюри итогов первого агона.

Второй агон

Отборочные вопросы второго агона

Кому удалось собрать оброк с чертей? (Балде)

Кто летал на пушечном ядре? (Барон Мюнхгаузен)

Самый известный милиционер на свете. (Дядя Степа)

Как называется поле, на котором Буратино посадил денежку? (Поле Дураков) . В кого превратилась царевна-лягушка? (В Василису Прекрасную.)

Как звали мальчика, у которого жили игрушечные зверюшки: медвежонок, ослик, поросенок, кролик, сова и другие? (Кристофер Робин)

Самая несчастная птица из сказки Андерсена. (Гадкий утенок)

Петрушка, Василек, Хвощ, Колобок, Букашка, Сморчок, Синичка — чьи это имена? (Гномов)

Представление второй тройки участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

♦ По известной всем причине

Не спалось мне на перине. («Принцесса на горошине»)

♦ Уж теперь-то всякий знает,

Кто в старой лампе обитает. (Джинн)

Вопрос игроку на красной дорожке

Что общего между сказками «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво»? (Автор — Андерсен.)

Вопросы игроку на желтой дорожке

Английский народный герой, которого называли защитником слабых и борцом за справедливость, вместе со своими друзьями, веселым монахом Туком и самым настоящим богатырем Маленьким Джоном, поселился в Шервудском лесу и не упускал случая нападать на богачей, врагов народа, забирать их золото и отдавать его бедным людям. Кто он? (Робин Гуд)

Исправить ошибки в названиях известных сказок:

— «Снежная принцесса» («Снежная королева»);

— «Волк и пятеро козлят» («Волк и семеро козлят»);

— «Мальчик и Карлсон» («Малыш и Карлсон»).

Вопросы игроку на зеленой дорожке

Сейчас эти предметы называются: компас, роликовые коньки, самолет. А как они назывались в старых сказках? (Волшебный клубочек, сапоги-скороходы, ковер-самолет)

Назвать не менее трех героев сказок, обитателей водоемов. (Кикимора болотная, водяной, русалка, золотая рыбка, щука)

Как зовут девочку-сорванца, которая, в отличие от других детей, живет одна, сама по себе, в доме, который называется «вили Вверхтормашками»? Она великая выдумщица. Ее друзей зовут Томми и Анника. (Пеппи Длинный чулок)

Подведение жюри итогов второго агона.

Третий агон

Отборочные вопросы третьего агона

Кличка крысы из сказки о приключениях Буратино. (Шушара)

Кто путешествовал в страну лилипутов и в страну великанов? (Гулливер)

Героиня, ставшая женой эльфа. (Дюймовочка)

Друзья Белоснежки. (Гномы)

Кому удалось рассмешить царевну Несмеяну? (Емеле)

Птица, чьи перья светятся ярким светом. (Жар-птица)

Многоглавый огнедышащий дракон. (Змей Горыныч)

Герой, который был помещен на шпиль самой высокой башни. (Золотой петушок)

Представление третьей тройки участников.

Загадки для розыгрыша дорожек

♦ Герой с морской фамилией каждому знаком,

К тому же, он является хозяйственным котом. (Матроскин)

♦ Зловредная старуха в шляпе старомодной,

В пакостях своих она неугомонна. (Шапокляк)

Вопрос игроку на красной дорожке

Перечислить не менее трех сказок, в названии которых встречаются числа. («Али-Баба и сорок разбойников», «12 месяцев», «Три поросенка», «Цветик-семицветик» ...)

Вопросы игроку на желтой дорожке

Самой знаменитой из героинь сказок Г. -X. Андерсена поставлен памятник в гавани Копенгагена, города, где долгое время жил и сочинял сказки Андерсен. Что это за героиня? (Русалочка)

Назвать не менее трех золотых предметов, действующих в сказках. (Золотое руно, золотой петушок, золотой ключик, златая цепь, золотое яйцо)

Вопросы игроку на зеленой дорожке

Перечислить не менее трех сказок, в названиях которых встречаются цвета. («Красная Шапочка», «Аленький цветочек», «Синяя Борода», «Курочка Ряба»)

После выхода в свет известнейшей книги Дефо о приключениях человека, попавшего на необитаемый остров, многие писатели начали подражать автору и писать книги о приключениях людей, оказавшихся отрезанными от мира. Такие приключения в честь главного героя стали называть «робинзонадами». Как зовут героя Д. Дефо? (Робинзон Крузо)

Назвать не менее трех героев сказок, отличающихся от своих сородичей маленьким ростом. (Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, конек- горбунок, Карлсон)

Подведение жюри итогов третьего агона. Поздравление и награждение победителей.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» во 2 классе

Цель:
- развивать внимание, память, речь, умение работать в команде;
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать чувство уважения.

Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

В. А. Сухомлинский


Я хочу представить 5 команд 2-х классов и жюри

Девиз сегоднящих соревнований:

Пусть каждый смело вступит в бой, в азарт соревнования. Успех придет не сам собой –помогут ваши знания.

Представление команд
1. Задания «Разминка» (за правильный ответ 1 балл) Каждая команда выбирает карточку с номером, под номерами представлены вопросы разной сложности) Отвечать надо быстро.

Разминка будет по теме «Мир растений» каждая команда получит (по 1 вопросу)

1.
Растет ли дерево зимой?
(Нет, оно замирает)
2.
У какого дерева ствол белый?
(У березы)
3.
Какая самая быстрорастущая трава?
(Бамбук – за день вырастает на полметра. Но растет только 40 дней. Из стеблей делают удочки, лыжные палки. Растет в жарких странах.)
4.
Почему у хвойных деревьев не происходит ежегодного листопада?
(Смола в иголках)
5.
Как называется отец желудя?
(Дуб)

2. Блиц-турнир
В мире животных (по 2 вопроса)

1.
Куда зайцу бежать удобнее с горы или на гору?
(На гору, т.к. задние лапы у него длиннее передних, поэтому с горы заяц скатывается кубарем.)
2.
Какие звери летают и спят вниз головой?
(Летучая мышь. Она за ночь съедает до 200 малярийных комаров)
3.
Какая корова сытнее живет хвостатая или бесхвостая?
(Хвостатая, т.к. хвостом она отгоняет назойливых насекомых в то время, как щиплет траву.)
4.
Какое самое большое животное на свете?
(Кит – некоторые весят 150 тонн)
5.
Кто из зверей бегает быстрее всех?
(Гепард – его скорость до 140 км в ч)
6.
У кого из животных самая толстая кожа?
(У бегемота – 2,5 см)
7.
Кто из животных никогда не спит?
(Акула – она всегда охотится)
8.
Какое животное самое высокое?
(Жираф – 6м, язык почти 50 см, бегает со скоростью 50 км в ч. У него практически нет голоса.)
9.
Какого цвета хамелеон?
(Он меняет окраску в зависимости от обстановки)
10.

Что ест зимой жаба?
(Ничего, она спит)


3. Птицы – наши друзья (По 1 вопросу)
(В Австралии и в американском городе Бостоне поставлены памятники воробью за спасение урожая от волосатой гусеницы) Какая самая маленькая птица?
(В нашей стране – королек, съедает за лето 10 млн. мошек. А в мире – колибри. Живет в Северной Америке. Ее длина от кончика клюва до кончика хвоста – 8 – 10 мм. Колибри умеет зависать над цветком в воздухе благодаря частоте взмахов крыльев – 55 раз в секунду)

1.
Какая птица самая большая?
(Африканский страус – рост 3 м, вес 150 кг, длина шага 3,5 м, бегает со скоростью 70 км в ч)
2.
Птенцы какой птицы не знают матери?
(Кукушки. За час она может съесть 100 гусениц))
3..
Какую птицу называют санитаром леса?
(Дятла)
4.
Какие птицы не летают?
(Пингвин и страус)
5.
Какая птица выводит птенцов зимой и почему?
(Клест, кормится шишками)

4. Насекомые (По 1 вопросу)
1.
Куда осенью деваются бабочки?
(Большинство гибнет, некоторые забираются в щели, под кору деревьев и там зимуют)
2.
Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
(Она умирает, т.к. не может вытащить жало из-за зазубринок на нем и вместе с ним в коже человека остаются ядовитая железа и часть кишечника. Ранка на брюшке пчелы очень большая, поэтому она умирает. Чтобы собрать 100 кг меда, пчеле надо облететь 100000 цветков)
3.
У какого насекомого ухо на ноге?
(У кузнечика)
4.
Какая самая тонкая нить в природе?
(Паутина – в тысячу раз тоньше человеческого волоса. На разрыв вдвое прочнее стальной нити такой же толщины)
5.
Сколько лапок у жука?
(6)
5. Занимательная математика (по 1 вопросу)

1.
У кошки Мурки родились котята: Беляш, Босяк, Клякса и неугомонный Мурзик, который всюду сует свой нос. Сколько хвостов и ушей в кошачьем семействе?
(5 хвостов и 10 ушей)
2.
На огороде 5 грядок с морковкой, 3 – с луком, 6 – с картофелем и еще 1 маленькая, на которой Митя сам посеял винтики и гаечки. Сколько грядок дадут урожай?
(5+3+6=14)
3. Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 10 варежек. Сколько детей лепили снежную бабу? (5)

4.
Горели 6 свечей. 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
(2)
5.

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец вытянули репку. Сколько глаз увидели репку? (12)


6. Пословицы Задание: закончить пословицы.
1. Маленькое дело лучше большого (безделья)


Труд человека кормит, а лень (портит)


2. Ученье – свет, а не ученье – (тьма)
По одежке встречают, по уму (провожают)

3. Терпение и труд все (перетрут)

Глаза боятся, а руки (делают)

4. Не ищи сто рублей, а ищи (сто друзей)

Правда в огне не горит и в воде (не тонет)


5. Не спеши языком – торопись (делом)
Семь раз примерь, один раз (отрежь 0


7. «ПРЯТКИ».

Ребята вы любите играть в прятки? В этом испытании слова от вас тоже спрятались. Они часто играют в прятки и надеются, что вы их быстро найдёте.

Давайте попробуем найти два хитрых слова.

ш утка

у крот итель

А сейчас все команды получат хитрые слова. Нужно как можно быстрее их найти.

16; 17 слайд

М УЖ ЧИНЫ

ГОЛО СОВА НИЕ

Д ОСА ДА

П ОСЁЛ ОК

СЕР ЁЖ КА

ЗА СЛОН КА

КОНЬ КИ

С КИТ АЛЕЦ

С ОЛЕНЬ Е

ПО БЕЛКА

Пока команды ищут спрятавшиеся слова, проверим, как знает природу зал.

8. Книжное царство – мудрое государство

Что за прелесть – эти сказки!
- Итак, друзья, начнем следующее состязание

Затей у нас большой запас

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки

Кто быстрее даст ответ?
1.
Героиня какой сказки потеряла туфельку, но нашла свое счастье? Кто автор?
(«Золушка» Шарль Перро)

Кто говорил: - Помни, все исчезнет после 12 часов?
(Фея из «Золушки» Ш. Перро)

2.
В каком литературном произведении ехали медведи на велосипеде? Кто автор этого произведения?
(«Тараканище» Корней Чуковский)

Как звали девочку, которая из норы крота отправилась на ласточке в теплые страны? Кто автор?
(Дюймовочка, Андерсен)
3.


(Подснежники)

Сколько монет было у Буратино и куда они делись? Кто автор произведения?
(5 золотых закопали в стране дураков лиса Алиса и кот Базилио, автор - Алексей Толстой)
4.
Из чего солдат варил кашу? Кто автор?
(Из топора, рус. нар. сказка)

Как звали трех медведей из сказки Л.Толстого «3 медведя»?
(Михайло Потапович, Настасья Петровна, Мишутка)

5. Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»?
(Подснежники)
Героиня какой сказки уснула, уколов руку о веретено? Кто автор?
(Спящая красавица, Шарль Перро).

Вижу, сказки вы знаете! А сами сочинить не пробовали?

Давайте сами попробуем сочинить сказку. Обычно как ими словами она начинается? Правильно! «Жил-был» или «В некотором царстве…» Каждой команде я дам по листочку, на нем написаны слова, которые помогут вам.

Сочини сказка про...

Жил-был_________________. Раз пошел_____________________. Вдруг видит __________________________________. Испугался ________________________________________________,

хотел было _______________________, как вдруг ________________________из-за_________________________

выскочил_______________и___________________давай ________________________________________________.

Глянул__________________на_______________________ и____________он_______________отправился_________________________________________________________________________________________________________________.

(В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В 1897 году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? 40 000 страниц! Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь изобрести, надо положить 1 процент врожденной гениальности и 99 процентов упорного, тяжелого труда.)


И вот кончается игра… Итоги подводить пора:
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много мудрых слов,
И много всяких всячин,
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен!

Вопросы для работы с залом.

1. Кто из этих животных впадает на зиму в спячку: заяц, лось, белка, медведь .

2. Кто из этих животных не живёт в тайге: волк, жираф , лиса.

3. Хлеб всему голова. Что это? Загадка, пословица , колыбельная, сказка.

4. Какое из перечисленных растений является лекарственным: крапива , колокольчик, василёк.

5. Какой из этих грибов существует на самом деле? Лисички , Зайчишки, Медвежки, Енотики.

6. Какой из грибов ядовитый: белый гриб, дождевик, белый навозник .

7. Кого называют королём грызунов: суслик, бобр , хомяк.

8. Это животное хищник, питается дождевыми червями, яйцами, грибами, может даже съесть змееныша; на зиму впадает в спячку. Ёж , крот, волк, лиса.

9. Кого называют глазастым охотником: варан, стрекоза, лягушка .

10. Это растение используют в лекарственных целях, оно символ России, и девчонки гадают на нем. Цветик-семицветик, ромашка , одуванчик, роза.

11. Как называется насекомое, которое собирает нектар и пыльцу с цветов, складирует их в ульях, имеют острые жала для защиты? Пчела , оса, шмель, муха.

12. Как называется наша планета? Меркурий, Земля , Венера, Россия.

13. Какие из этих птиц занесены в красную книгу: утка-мандаринка , сокол, воробей.

14. Какие из перечисленных змей ядовитые: гадюка, уж, кобра.

15. Это часть тела человека, которая может поднять, схватить, сжать, погладить, постучать, покрошить, похлопать. Рука , нога, глаз, живот.

16. Этот гриб называют царем грибов. Поганка, мухомор, красноголовик, белый гриб .

17. Назовите перелётных птиц: кукушка, ласточка, стриж .

18. Эта птица не умеет летать, относиться к семейству страусиных, довольно большого размера. Эму , фламинго, павлин, курица.

19. Это животное живет непосредственно в водоеме, строит себе хатки из деревьев, срезая их собственными зубами. У них очень мощный хвост. Утка, бобр , ондатра, хомяк.

20. Какое из этих животных живёт в пустыне: верблюд , тигр, волк.

Кто быстрее

(1 балл за правильный ответ)

Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

Какую траву узнает даже слепой? (крапиву)

Что растёт вниз верхушкой? (сосулька)

След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

Трава от 99 болезней? (зверобой)

Пористые, слоистые, кучевые … что это? (облака)

Какое из перечисленных животных впадает в спячку?

Белка крот ёж кабан (ёж)

Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов

«Умники и умницы».

Составила учитель начальных классов Латыпова Л.Л.

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»:

    Создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивной деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

    Расширять творческое воображение детей, фантазию, мышление.

    Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе и уметь радоваться успехам товарищей.

    Прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи конкурса-игры:

    активизировать познавательную деятельность детей;

    способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

    создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

    содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование : класс украшен воздушными шарами, плакатами. В классе установлены 2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами, реквизит для музыкальных пауз, карточки с заданиями, фишки,презентация.

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 35-40 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», «Чтение».

Звучит песня «Чему учат в школе».

Ход проведения мероприятия.

Ведущая . Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы»! Название этой игры не случайно. Она для умных, смекалистых и сообразительных детей.

В нашем зале присутствуют болельщики. От них тоже зависит победа команд.

Напоминаем правила поведения: НЕЛЬЗЯ: кричать, шуметь, мешать, подсказывать.

МОЖНО: болеть за команду, отвечать, тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.

В зале также присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.

Представляю вам команды участников: это команда «Почемучки» и команда «Знайки».

Каждая команда проводит презентацию-приветствие.

Ведущая . Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Девиз команды «Почемучки»:

«Мы пытливые умы, Мы с вопросами на «ты».

«Почему» - вопрос любимый, Помогает, нам расти».

Девиз команды “Знайки”: «Мы любим учиться, мы любим читать, хотим все науки на свете познать!»

Разминка (на доске вопросы Кто? Что?, каждая команда поочереди на скорость выходит и записывает слова,слова необходимо выбрать из карточек) Какая команда первой выполнит задание, та и выигрывает право первой отвечать на вопросы конкурса.
1 ТУР - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Ведущая по очереди задает командам вопрос. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 очко.

1 задание.

✓ Какой герой А. Толстого продал азбуку и купил билет в кукольный театр? (Буратино)

✓ В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)

✓ Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли)

✓ В кого превратился гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена? (В лебедя)

2 задание . Доскажи словечко - назови самых известных литературных героев.

Вопросы для 1-й команды. «Почемучки»

Баба- ... (Яга).

Муха- ... (Цокотуха).

Черепаха... (Тортилла).

Пчела... (Мая).

Сова... (Бумба).

Братец... (Кролик).

Сивка- ... (Бурка).

Вопросы для 2-й команды «Знайки»

Курочка- ... (Ряба).

Крокодил... (Гена).

Домовенок... (Кузя).

Почтальон... (Печкин).

Красная... (Шапочка).

Кощей... (Бессмертный).

Старик... (Хоттабыч).

3 задание . Найди рифму и назови произведение и автора.

✓ Вместо шапки на ходу он надел... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

✓ И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула... (в нос.) (К. И. Чуковский. «Айболит».)

✓ Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка

Золотого... (петушка).

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

✓ У тебя на шее вакса,

У тебя под носом... (клякса).

(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

✓ Пошла муха на базар

И купила... (самовар).

(К. И. Чуковский. «Муха-Цокотуха».)

✓ Кот кататься не привык,

Опрокинул... (грузовик). (А. Барто)

Музыкальная пауза «Угадай мультфильм по песне»

Игра «Прилетели птицы». (для болельщиков)

Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы

Мухи и стрижи…
-Что неправильно? (Мухи)
-А мухи - это кто? (Насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обратили внимание на куниц, учитель объявляет счёт: «Один ноль в мою пользу. Куницы - вовсе не птицы».
-Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,

Комары, кукушки…
(Дети топают и объясняют)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы!

II ТУР - ЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

✓ Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет)

✓ Перед каким человеком всегда снимают головной убор? (Перед парикмахером.)

✓ Какой город самый сердитый? (Г. Грозный)

✓ Как называется ребенок курицы? (Цыпленок)

✓ Каким образом можно пронести воду в решете? (Заморозить)

✓ Дом для денег? (Кошелек)

✓ От чего утки плавают? (От берега)

✓ По чему летают самолеты? (По небу)

    Она все пробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб. (Пила)

    Каких камней не найти в море? (Сухих)

III ТУР - КОНКУРС «Угадай кто?»

Каждая команда получает карточку со словом, например: «учитель» и «врач». Капитан 1-й команды называет представителю 2-й команды свое слово. Игрок 2-й команды должен без слов, с помощью пантомимы, жестов, движений, объяснить своей команде, какое слово было загадано. На это дается.3 попытки. Затем команды меняются местами.(водитель, спортсен, портной, уборщица)

Игра «Угадай сказку по смайлам»

IV ТУР – РЕБУСЫ Отгадай героя книги («Малыш и Карлсон», «Чиполлино»)

Конкурс «Доскажи словечко» (для болельщиков)

Ребята, а вы знаете вежливые слова? Вот я сейчас и проверю…

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

V ТУР- СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ Предлагается командам собрать пословицы из разрезанных картинок.

Игра для болельщиков

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка!..

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

В доме том в конце концов стало множество жильцов.

Из чего фея сделала карету для золушки?
«А журавль все клюет и клюет, пока все не съел»- из какой сказки эти слова?

Как зовут мальчика, которого вырастили волки в джунглях?
Из какой сказки эти слова «Не печалься, ступай себе с Богом, будет тебе новое корыто»?
Где находится смерть моего друга Кощея Бессмертного?

Ведущая.

Наша игра пришла к финалу.

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

И команды наградить!

Проводится награждение команд.

Учащиеся разделены на команды по 4 человека.

Каждая команда подбирает себе название, связанное с русским языком, например: «Звуковички», «Весёлые слоги», «Буковки», «Грамотеи», «Азбуковеды», «Руссия» и т. п.

Ход игры

Начало игры : команды представляются и по очереди обыгрывают название команды.

«Звуковички»:

Изучает фонетика нас,

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

«Буковки»: Любое слово состоит из разных звуков. Но звук прозвучит и исчезнет. Можно ли как-то остановить звуки, для того чтобы можно было встретиться с ними ещё много раз?

Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для обозначения звуков. Каждая фигурка-буква - это как бы застывший звук.

«Весёлые слоги»: Слоги - это кирпичики, из которых строятся слова, а потом - предложения. Если бы не было этих кирпичиков, не было бы слов, предложений, исчезла бы речь.

«Азбуковеды» : Народная мудрость гласит: «Аз да буки, а там и науки». Только освоив грамоту, можно познать другие науки.

«Грамотеи» : «Грамоте учиться - всегда пригодиться». Но начинать учиться грамоте надо с ранних лет. Зная грамоту, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.

«Руссия»: Русский язык - самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее.

Затем учитель знакомит учащихся с правилами игры.

1. Отборочный тур.

Та команда, которая наберёт большее количество орденов, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти сразу три команды.

2. Основной тур.

Право выбора первой дорожки предоставляется той команде, которая набрала большее количество орденов, вторую дорожку занимает команда, набравшая второе по счёту количество орденов, третью дорожку занимает команда, которая набрала третье по счёту количество орденов.

Первая из команд выбирает любую дорожку. Вторая команда выбирает любую из оставшихся двух дорожек. Третья команда занимает оставшуюся свободной дорожку.

Учитель. Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.

На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.

На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить ошибки.

Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.

После того как первые три команды ответили на вопросы и завершили свой путь по дорожкам, их место занимают следующие три команды (если позволяет время, отведённое на игру).

3. Подведение итогов.

1. Командное. Три команды получают грамоты (дипломы) соответственно за первое, второе и третье места.

2. Личное первенство. Трое учащихся, набравших большее количество орденов, получают дипломы и призы.

Оценивает знания предварительно выбранное жюри.

Вопросы и задан и я для отборочного тура.

1. Найти ошибки в словах и исправить их.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Дым на улице стоит, дом из труб его валит.

В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке, рыбаки сидят у печки.

Возле дома у дорожки воробьи клевали брошки.

Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

2. Разгадать ребусы.

3. Разгадайте кроссворд «Знаете ли вы сказки?».

1. У неё были хрустальные башмачки, но один из них она потеряла. (Золушка)

2. Весёлый деревянный человечек, сын папы Карло. (Буратино)

3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

4. Друг Карлсона. (Малыш)

5. У всех котов бывают только

клички, а у этого была фамилия. (Матроскин)

4. Поставьте слова во множественное число.

Ёж, озеро, звезда, гнездо, стол, стул, ведро, слеза.

5. Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Первый клип комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами сушами.

Ус хорошо, а два лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

6. Рассмотрите рисунки.

Почему их объединили в пары?

Какой следует сделать вывод? (Слово одно, а предметов, которое оно обозначает, несколько)

Как называются такие слова? (Многозначные)

7. Юмористические загадки.

Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

Камень в воду упал. Каким он стал? (Мокрым)

Сколько согласных в словах: стог, стол, стоп? (Сто)

Сколько гласных в словах: семья, сорока? (Семь, сорок)

Задания для игроков, стоящих на дорожках.

Красная дорожка (I)

1. Внимательно послушайте и продолжите фразы:

Ползёт, как... (черепаха).

Молчит, как... (рыба).

Трещат, как... (сороки).

2. Соедините слова парами:

Красная дорожка (II)

1. Что не так?

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

Изумрудная Шапочка.

Волшебник Снежного города.

Красный ключик.

Золотая королева.

2. Какое слово лишнее?

Марина, Тамара, Николай, Ирина, Галя.

Жёлтая дорожка (I)

1. Внимательно послушайте словосочетания.

Золотой перстень; золотой характер; золотая рожь; золотое сердце; золотые руки; золотое кольцо.

В каких из них слово «золотой» употреблено в прямом значении? В каких - в переносном?

2. Что не так?

Измените фразы, чтобы получилось правильно:

Трусливый, как медведь.

Голодный, как осёл.

Неуклюжий, как заяц.

Упрямый, как волк.

3. К данным словам подберите синонимы:

юная - _______________ ; пожилая - _______________; отважная - _______________.

Жёлтая дорожка (II)

1. Выберите подходящее слово и закончите предложения: Марина пошла на (прут, пруд).

Выступал индийский (маг, мак).

По реке плывёт (плот, плод).

2. Замените одним словом:

задирать нос; путаться под ногами; во всю Ивановскую; знать назубок.

3. Послушайте стихотворение.

Ах, опять ты, шар воздушный,

Улетаешь, непослушный!

Вот моя ладошка -

Отдохни немножко.

Какова тема данного стихотворения?

Зелёная дорожка (I)

1. Что не так?

Юля подмела пол и посуду.

2. «Пятый лишний».

Пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.

3. Какое слово заблудилось?

шиповник

4. Послушайте стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и ребёнок.

Что они обозначают?

Зеленая дорожка (II)

1. Какая буква исчезла из слов?

2. Узнайте, о чём идёт речь.

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Дополнительно: как известно, именно его оторвали на базаре любопытной Варваре.

3. Поменяйте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. МАЯК КАРЕТА

4. Представьте, что вы - поэты. Закончите строчки.

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали...

Михаил играл в футбол

И забил в ворота...

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли...

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько...

Резерв

Данные задания можно использовать в то время, когда жюри подводит итоги игры.

1. Восстановите предложение.

Под окном пряли три вечерком девицы поздно.

2. Закончите стихотворение, вспомнив фразеологизм.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни...

3. Добавьте к словам букву «я».

Какие новые слова получились?

Беда (ябеда).

Мак (маяк).

Пол (тля).

Кол (Коля).

4. Замените одним словом.

Крыша из железа. Дом из кирпича. Лента из шёлка. Варенье из клубники. Кисель из малины. Здание, где хранится зерно. Машина, которая роет землю.

5. Замените данные слова антонимами.

Смелый; добрый; быстрый.

6. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..