Поклонение волхвов в живописи. Рождество Христово: поклонение волхвов

–2). Узнав от волхвов о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить ему, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем волхвам вновь явилась звезда, которая "вела их" вплоть до места, где был Младенец. "И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою" (Мф. 2, 11 –12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф 2, 16).

Событие поклонения языческих магов Божественному Младенцу становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы, так как, следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской литературе только евангелист Матфей употребляет термин magoi в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие "маг, волшебник" в Ветхом Завете всегда имеет негативный оттенок (заклинатели мёртвых: Лев. 20, 6 ; 2 Пар 33, 6 ; прорицатели при египетском (Быт 41, 8 , 24; Исх 7, 11 , 22; Исх. 9, 11) и вавилонском (Дан 1, 20 ; Дан. 2, 2 ; Дан. 4, 4 ; Дан. 5, 7 , 11, 15) дворах); дважды в Деяниях апостолов (Деян. 8, 9 и Деян. 13, 8) словом μάγοι названы, также в негативном смысле, астрологи и заклинатели.

В античной литературе в основном существует два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа. Геродот первый упоминает магов как особое персидское племя или эзотерическое сообщество, посвятившее себя царским жертвоприношениям, ритуалам погребения, предсказаниям и толкованиям снов . Известно также определение волхвов, данное Платоном или кем-то из его учеников в разговоре об учении одного молодого персидского аристократа: "Один из них преподает магию Зороастра, сына Ормузда; суть её в почитании богов" . В данном случае имеется в виду определённая профессия, суть которой в исполнении конкретных жреческих функций. Такое понимание было определено общим античным представлением о зороастризме . Со временем акцент в понимании этого слова всё больше смещается с выполнения жреческих функций на дивинационную практику астрологических предсказаний. Плиний Младший , напр., говорит о двух функциях магов: исцеление от болезней и предсказание будущего, при этом последнее считается более важным . Таким образом, этот изначально этнический термин прочно связывается с восточной астрологией и магией вообще .

Отсутствие в рассказе евангелиста точных указаний на происхождение волхвов, их число, мотив, который побудил их отправиться в путь, уже достаточно рано послужило основанием для многочисленных предположений экзегетов , а также для развития легендарных традиций как на Востоке, так и на Западе.

Попытки экзегетов уточнить, откуда "с востока" (греч. - ἀπὸ ἀνατολῶν) пришли волхвы, приводят с учётом возможных значений термина μάγοι (греч.) к трём основным вариантам решения: многие утверждают персидское или вавилонское происхождение волхвов, реже их родиной называют Аравию . Подтверждением персидского или халдейско-вавилонского происхождения волхвов может служить указание евангелиста на мотив, побудивший их пойти и поклониться "родившемуся Царю Иудейскому": "Мы видели звезду Его на востоке" . Контакты иудеев с народами Вавилона и Персии возникли достаточно рано и постоянно поддерживались, поэтому волхвы в силу своего интереса к религиозным проблемам вполне могли иметь представление об ожидаемом иудеями царе-Мессии и о пророчестве о мессианской звезде (Чис 24, 17). Звезда (у древних звезда или комета часто была указанием на рождение великого человека) стала тем знаком, который побудил волхвов искать родившегося царя в Иерусалиме , самом известном городе иудеев. Необычное небесное явление, даже без допущения знакомства волхвов, посвятивших себя изучению звёзд, с иудейскими верованиями, могло стать причиной их путешествия, так как появление на небе необычной звезды и в зороастризме, и в халдейской магии понималось как предзнаменование события, способного изменить мир .

В обширной астрономической литературе, связанной с данным вопросом , можно выделить следующие наиболее распространенные объяснения. Во-первых, появление сверхновой звезды, что, однако, невозможно точно доказать для этого времени; затем явление так называемой кометы Галлея, которая была видна ок. 12-11 гг. до Р. Х., но для понимания евангельского рассказа это событие произошло слишком рано. Мн. исследователи более обоснованным считают явление особой звезды и ссылаются на сообщение китайских астрономов о комете или сверхновой звезде (?) в 5-4 гг. до Р. Х. . И наконец, констелляция Юпитера и Сатурна, которая трижды происходила в 7- 6 гг. до Р. Х. и была хорошо заметна. Кроме того, именно эта констелляция была предсказана вавилонскими астрономами . Такое объяснение принимается многими толкователями, поскольку Юпитер считался "царской звездой", а Сатурн, "субботнюю звезду", иногда называли "звездой евреев" .

Согласно многим экзегетам, волхвы поклонились Младенцу как Сыну Божию. Обоснование также находят в особенностях употребления греческого глагола προσκυνα (поклоняться), что по греческим представлениям подобает только богам, а по восточным - также облечённым высокой властью людям, прежде всего царям . У евангелиста Матфея это слово употребляется в значении "поклонение" Иисусу со стороны тех, кто ожидает от Него помощи (Мф 8, 2 ; Мф. 9, 18 ; Мф. 15, 25 ; ср. Мф. 20, 20), например поклонение учеников (Мф 14, 33) Воскресшему Господу (Мф 28, 9 , 17). Поклонение волхвов подчёркивает величие Христа как Сына Давидова (Мф 1, 1), Сына Божия (ср. Мф 1, 20 –21; Мф. 2, 15) и Мессии Эммануила (ср. Luz. S. 120). Противники такой интерпретации ссылаются на то, что волхвы, придя в Иерусалим, искали именно царя ("Где родившийся Царь Иудейский?" - титул "царь иудейский" достаточно редко употребляется как мессианский). Кроме того, поклонение царю и дары могли быть просто способом выражения почтения (ср. Иер 19, 1 ; Иер 42, 6), которое не выходит за рамки обычаев многих древних народов (ср.: 1 Цар 10, 27 ; Пс 71, 10) .

Спорным является и вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем . Независимо от происхождения (вавилонское или персидское) ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстояния до Иудеи они могли достичь Вифлеема не ранее, чем через несколько недель после рождения Младенца. Наибольшее распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее 2 лет, на это косвенно может указывать приказ Ирода "избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф 2, 16).

Патристическая и средневековая интерпретация

Христологическое толкование подразумевает, что сцена поклонения волхвов Младенцу Христу символизирует конец языческой магии, и мудрость мира, таким образом, получает совершенно новую оценку . Некоторые авторы считали волхвов гадателями, одержимыми бесами, которые, однако, были приведены Богом в Вифлеем, чтобы осознать грехи и признать власть Сына Божия . Многие отцы и учители Церкви осмысливают этот рассказ в контексте вопроса о христианской миссии и понимают приход волхвов как призыв язычников к спасению: волхвы - "первые из язычников" ; часто такое толкование имеет антииудейскую направленность - следствием поклонения язычников младенцу Иисусу становится "проклятие иудеев", которых в этом эпизоде представляют царь Ирод, его книжники и народ, ибо волхвы шли за звездой, а иудеи не верили своим пророкам . Назидательное толкование подчёркивает важность благочестивого поведения волхвов, в первую очередь их поклонение, принесение даров, которые часто воспринимались как символы .

Наиболее распространённым у ранних авторов является мнение о происхождении волхвов из Персии . Согласно мученику Иустину Философу и Тертуллиану , они прибыли из Аравии , реже встречается утверждение об их происхождении из Месопотамии или Эфиопии .

Имена волхвов Каспар, Мельхиор и Вальтазар появляются в раннем средневековье , позднее это мнение стало общепринятым (Иоанн Хильдесхаймский , XIV в., Иаков из Варацце , XIII в.). Встречаются описания внешнего вида волхвов: Каспар - безбородый юноша, Мельхиор - бородатый старец, Вальтазар - темнокожий , позднее - чёрный (Елизавета из Шёнау, XII в.).

Звезда, указавшая путь волхвам к месту рождения нового Царя, иногда соотносилась толкователями с мессианским предсказанием о восхождении звезды от Иакова (Числ 24. 17) языческого прорицателя Валаама . Начиная с Оригена существовало представление, что волхвы были потомками Валаама, которые из поколения в поколение передавали пророчество в своей среде, пока оно, наконец, не исполнилось в евангельской звезде Рождества .

Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение 2 года после Рождения Христа . Эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображается уже немного подросшим. Однако были отцы, считавшие, что событие поклонения произошло на 1-й неделе после рождения Иисуса, например, Августин Блаженный называет точное время - 13-й день после рождения .

В рамках христологического толкования евангельского рассказа дары волхвов (золото, ливан (ладан) , смирна) получают символическое значение: они указывают на царское, божественное и человеческое (страдание, смерть) служение Младенца . Начиная со священномученика Иринея Лионского и Оригена , смирна понималась как указание на предстоящую смерть Христа (Мк 15, 23 ; Ин 19, 39); золото подобает Иисусу как Царю, ладан - как Богу, смирна - как человеку . Иногда ладан - указание на первосвященническое служение Иисуса . Для автора толкования на Евангелие от Матфея , написанного в в., дары символизируют веру, разум и добрые дела . Для Евфимия Зигабена (XII в.) - это добрые дела, молитва и умерщвление страстей ; для святителя Григория Великого (кон. в.) - мудрость, молитва и умерщвление плоти . Начиная с позднего средневековья, существует толкование, что золото указывает на бедность Святого семейства, ладан - на зловоние в стойле, смирна была дана для здоровья Младенца .

Легендарные традиции Запада и Востока сохранили ряд особенностей и деталей жизни волхвов Один из древних текстов - "Книга сокровищ пещеры " ( в.) сообщает, что за два года до рождения Иисуса волхвы в Персии видели звезду особой формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребёнком во чреве. Волхвы взошли на гору Нуд, чтобы взять дары, которые в одной из пещер этой горы были оставлены Адамом и Евой . Адам заповедовал своему сыну Сифу взять сокровища только тогда, когда явится необычная звезда; от Сифа это завещание передавалось из поколения в поколение. Три волхва поклонились Иисусу как Мессии , а по возвращении возвестили о Нём в своих странах. После Пятидесятницы они были крещены апостолом Фомой , проповедовавшим в их странах, и присоединились к нему в деле благовествования Евангелия. О 12 волхвах говорится в сирийской легенде (Хроника Зукнина, VIII в.) о завете Адама, данном сыну, и о чудесном явлении звезды, которая вела волхвов в пещеру сокровищ и в Иерусалим. Из поколения в поколение избирались 12 мудрецов, которые должны были каждый год восходить на высокую гору, где в молитве в течение трёх дней наблюдали за светилами, чтобы увидеть таинственную звезду.

Влияние восточных легендарных традиций на западные заметно уже в в., напр. в Opus imperfectum in Mattheum , который связан с тем же источником, что и Хроника Зукнина, так как в нём упоминаются 12 мудрецов и ожидание появления яркой звезды. В XIV в. европейская легендарная традиция в развитом виде нашла отражение в книге Иоанна Хильдесхаймского "Historia trium regum", повествующей о трёх царях - Мельхиоре из Нубии, Вальтазаре из Годолии и Каспаре из Фарса. Узнав о рождении Младенца благодаря звезде, предсказанной Валаамом, они отправились в Иерусалим отдельно друг от друга и встретились там из-за тумана не сразу. Мельхиор ожидал остальных на горе Кальвар, где воздвиг часовню; после встречи и беседы с Иродом они отправились в Вифлеем, где преподнесли Христу, кроме золота, ладана и смирны, другие предметы, принадлежавшие Александру Великому и царице Савской , а также сосуды из иерусалимского храма , похищенные халдеями. Мельхиор, кроме того, поднёс золотое яблоко (державу) и 30 динариев (они были утеряны Марией и Иосифом; их нашёл один пастух и отдал в иерусалимский храм, потом они послужили платой Иуде за предательство). Вернувшись на родину, они стали возвещать о Христе, построили часовню и храмы, в которых изображали Младенца с поднявшейся над крестом звездой. После Пятидесятницы апостол Фома отправился в те края, освятил часовню и поставил волхвов епископами.

Почитание волхвов

В западных календарях память Каспара отмечается 1 января, Мельхиора - 6 января, Вальтазара - 11 января. Впоследствии память трёх волхвов была приурочена к празднику Богоявления Господня - 6 января . В этот день устраивались представления, изображающие поклонение волхвов, получившие название праздника "Трёх королей". В православных календарях не было особого дня памяти волхвов; однако в ряде византийских рукописей под 25 декабря отмечается "Поклонение волхвов" , перешедшее и в некоторые современные месяцесловы. В "Житиях святых" по святителю Димитрию Ростовскому под 25 декабря помещено, кроме текста, посвящённого собственно Рождеству Христову, и отдельное "Сказание о поклонении волхвов", где, кроме прочего, сказано: _"А имена их такие: первый - Мелхиор, старый и седой, с длинными волосами и бородой; он принёс золото Царю и Владыке. Второй - Гаспар, молодой и без бороды с лицом румяным; он принёс ливан вочеловечившемуся Богу. Третий - Валтасар, смуглый лицом, с длинною бородою, он принёс смирну смертному Сыну Человеческому"

По преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь , в в.- в Милан . В г. по желанию императора Фридриха Барбароссы мощи были увезены в Кёльн архиепископом Рейнальдом, где в память об этом 24 июля был установлен местный праздник "Трёх королей". В настоящее время мощи хранятся в Кёльнском кафедральном соборе во имя Пресвятой Богородицы и апостола Петра . О гробницах волхвов в персидском городе Сава (ныне Саве , к юго-западу от Тегерана) сообщал в XIII в. Марко Поло.

Дары волхвов до в. хранились в Иерусалиме , император Аркадий перенёс их в Константинополь , впоследствии они были помещены в храме Святой Софии . По свидетельствам паломников, когда подаренное волхвами золото подносят к уху, "чудесным образом слышится как бы шёпот" . После падения Константинополя () Мария (Мара) Бранкович , вдова турецкого султана Мурада II и дочь сербского деспота Георгия Бранковича, привезла их на Афон . Когда в нарушение древнего запрета она подымалась от пристани к монастырю святого Павла , Богородица чудесным образом воспрепятствовала ей приблизиться к обители. Мария не посмела идти дальше и передала дары волхвов в руки игумена, который вышел ей навстречу в сопровождении братии. Впоследствии на этом месте иноки воздвигли часовню.

Золото сохранилось в виде 28 небольших подвесок различной формы, поверхность каждой пластины украшена сканью. Ладан и смирна представляют собой маленькие шарики (до 60 штук). В настоящее время эта святыня хранится в ризнице монастыря святого Павла.

Иконография

Изображения волхвов, основанные на евангельском повествовании (Мф 2, 1 -12), а также на апокрифических текстах ("Протоевангелие Иакова ", Евангелие Псевдо-Матфея), известны с III в. как в живописи катакомб, так и в рельефах саркофагов. Они, как правило, включены в композиции Рождественского цикла и не встречаются в качестве единоличных образов. Наиболее распространённые сюжеты с волхвами: поклонение Богородице и Младенцу, путешествие за звездой, беседа с Иродом, возвращение в свои страны. Волхвы изображаются в коротких туниках, штанах и фригийских шапках, иногда одежды орнаментированы, что подчеркивает восточное происхождение волхвов (например, в церкви Успения Богородицы в Дафни, ок. ). В сцене поклонения волхвы с сосудами в руках представлены рядом с сидящей на престоле Богоматерью с Младенцем либо с одной стороны (например, катакомбы Каллиста, сер. III в., латеранский саркофаг, в.), либо с двух сторон (два волхва изображены в катакомбах Петра и Марцеллина, кон. III в.; в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, г. - на триумфальной арке, рядом с престолом, на котором сидит Младенец Христос, беседующими с Иродом; волхвы в обтягивающих расшитых жемчугом нарядах и фригийских шапках). В церкви Сант-Аполлинаре Нуово ( в.) сцена поклонения волхвов находится на северной стене перед вереницей мучениц, подходящих к Богоматери. В образах волхвов можно отметить новые черты, характерные для византийской иконографии: если до сих пор они изображались безбородыми, то здесь и в последующих памятниках Гаспар представлен в виде старца с седой бородой, Вальтазар - средовеком, Мельхиор - юношей. В церкви Сант-Аполлинаре Нуово иллюстрируется путешествие волхвов на конях и Акафист.

Почитание волхвов в средневековье было связано с перенесением их мощей из Милана в Кёльн (). В пространном сказании о "Трёх святых царях" Иоанна Хильдесхаймского наряду с изложением легендарной истории волхвов и повествованием об обретении и перенесения их мощей содержится возвышенная похвала Кёльну. Заключительная 46-я глава "О прославлении трёх святых царей, о том, как надлежит их хвалить" свидетельствует о значении их почитания для Церкви. Особенности местного кёльнского празднования и рождественские мистерии оказали влияние на русскую иконографию. Так, на псковской иконе "Собор Богоматери" (Государственная Третьяковскоя галерея, нач.

«Дары волхвов» или «поклонение волхвов» - упоминание в Евангелии от Матфея, известный сюжет о магах, которые пришли поклониться младенцу Иисусу с особенными подарками. Христиане и католики празднуют это событие 6 января, как день Богоявления, хотя в текстах эта дата варьируется.

Кто такие волхвы?

«Волхвы» переводится с греческого - «маги», Геродот отмечал в своих трудах, что эти люди - представители племени мидян – особой касты, которая отвечала за религиозность всего народа. Кто такие волхвы в Библии? В Ветхом Завете они упоминаются, как мудрецы и ясновидящие, живущие среди мидян и персов, а в Новом завете о волхвах написано лишь один раз, когда те признали Младенца Иисуса Царем Иудейским. По традиции, художники изображали трех магов возле Богомладенца людьми разного возраста:

  • молодой человек – из африканской расы;
  • зрелый мужчина – европеец;
  • седой старик – восточной внешности.

Дары волхвов - Библия

Кто такие волхвы и их дары? В библейских сказаниях они еще упоминаются, как три царя других стран, которые пришли признать власть нового правителя Иудеи. Святые дары волхвов насчитывают три предмета, поэтому в сказания вошли три просителя. Хотя в трудах Блаженного Августина и Иоанна Златоуста упоминается, что волхвов было двенадцать, другие легенды называют большее число.

В некоторых европейских странах день, когда властители пришли поклониться Иисусу, именуется праздником трех царей, в Испании даже устраивают 5 января пышные кавалькады. По поводу даты, когда волхвы прибыли в Вифлеем, существует несколько версий:

  1. По традициям православия – спустя двенадцать дней от .
  2. По легендам восточной церкви - минули месяцы после Рождества.
  3. В Евангелии от Псевдо-Матфея – свыше двух лет от дня Рождения Богомладенца.

Что принесли волхвы в дар Иисусу?

Ученик Христа Матфей описывает, что волхвы правили далеко на восточных землях. Когда увидели в небе Вифлеемскую звезду, сочли ее знамением и пошли за ней. Придя в Иерусалим, решили обратиться к царствующему правителю Ироду, чтобы узнать, как отыскать нового Царя Иудейского. Тот ответа дать не мог, и сам просил магов, чтобы известили, где такой есть, якобы для того, чтобы поприветствовать. Правители следовали далее за ночным светилом до Вифлеема, где и нашли Деву Марию с маленьким Иисусом.

Что принесли волхвы в дар Богомладенцу? Всем предметам сказания приписывают особое значение:

  • золото – олицетворение власти;
  • ладан – подарок Сыну Божьему;
  • смирна – признание, что Христос еще и смертен.

Что значили дары волхвов?

Дары волхвов Христу – почитаемая всеми верующими святыня, уникальное произведение искусства древних мастеров. Это 28 пластиночек из золотых нитей, спаянных в оригинальный узор, ученые определяют его, как древнюю технику филиграни с зернью. Зернь – маленькие золотые шарики, которые выступают над пластинкой и делают ее богаче. Узор любой из них – уникален, а все формы – трех и четырехугольные. К геометрическим фигурам крепятся нити из серебра с шестьюдесятью бусинками из ладана и смирны.


То, какие дары принесли волхвы Иисусу, свидетельствует, что древние маги сразу признали факт: на свет появился настоящий Царь Иудеи. Потому и выбрали дорогие подарки еще до того, как увидели Богомладенца. В символе даров современники видят напоминание от Бога людям, что пророки, предсказывающие рождение Сына Божьего, излагали правду. Есть версия, якобы дары волхвов зародили традицию обмениваться подарками на Рождество, а позднее – вручать их новорожденным.

Как звали волхвов, принесших дары?

Имена волхвов, которые явились к маленькому Христу, выложены на мозаике итальянской церкви Сан-Аполинар: Каспар, Мельхиор и Валтасар. В одном из преданий упоминается также четвертый волхв – Артабон. Ученые считают, что три царя получили эти имена только во времена Средневековья. Потому что у других народов первых, поклонившихся Иисусу, властителей называли иначе:

  1. Авимелех, Охозат, Фикол – у ранних христиан;
  2. Гормизд, Язгерд, Пероз – у сирийцев;
  3. Апелликон, Америн и Дамаскон – у греков;
  4. Магалах, Галгалах и Серакин – у евреев

Где хранятся дары волхвов?

Легенды говорят, якобы дары волхвов Иисусу Дева Мария отдала иерусалимской общине христиан, а позднее пластины из золота переправили в храм Святой Софии в Константинополе. Как только в 15 столетии город захватили турки, княжна Сербии Мария Бранкович сумела вывезти святыню на Афон, там пять столетий сберегается в монастыре святого Павла. Для реликвии сделали особенные ковчеги, иногда дары волхвов привозят в известные храмы мира, чтобы им могли поклониться верующие.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

(Поклонениецарей)

(Матфей, 2:1-12)

(1) Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: (2) где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (3) Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. (4) И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (5) Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: (6) и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. (7) Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (8) и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщатель­ но разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. (9) Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. (10) Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, (11) и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (12) И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Мф. 2:1-12)

Вопрос, на который с самого начала необходимо ответить, для того чтобы яснее осознать иконографические особенности сюжета Поклонение волхвов, касается хронологии событий евангельской истории. У Матфея рассказ о поклонении волхвов следует непосредственно за рассказом о рождении Христа. По традиции акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов. И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества (пещера, вол и осел, ясли и другие; подробнее об этом иконографическом типе см. ниже). Но если поклонение волхвов произошло сразу по рождении Христа, то не остается времени для событий, описанных Лукой, в частности всего того, что произошло в храме на сороковой день после рождения Младенца.

До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки. В сюжете с волхвами мы впервые сталкиваемся с необходимостью восполнить недостающие у Луки эпизоды рассказом другого евангелиста, в данном случае Матфея. С такой необходимостью сведения разных источников воедино с целью воссоздать связанную последовательность событий жизни Христа мы будем сталкиваться часто. Таким образом, все четыре Евангелия следует рассматривать как повествования взаимно друг друга дополняющие. Этодостаточно ясно и понятно. Трудность, однако, состоит в уразумении хроноло­гического порядка событий, восстанавливаемых подобным образом.

Итак, когда явились волхвы на поклон Младенцу? В памятниках христиан­ского искусства - и византийского, и русского, и западного - Поклонение волхвов изображается то вместе с Рождением Иисуса Христа, то отдельно. Как в византийском, так и в западном искусстве пещерная обстановка Рождения Иисуса Христа (см. РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ) иногда исчезает, иногда, как мы уже упомянули, остается. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. Дева Мария может восседать на троне, а Младенец - у нее на коленях с благословляющим жестом или со свитком в руках. В таком случае продление обстоятельств рождения на столь долгий период труднообъяснимо. Соединяя Рождение Иисуса Христа с Поклонением волхвов, художники должны были считать, что два этих события следовали вскоре одно за другим, когда Св. Семейство находилось еще в пещере; разделяя же их, они и сами события представляли себе отстоящими друг от друга на более значительный промежу­ток времени. Но они совершенно игнорировали вопрос времени, когда покло­нение волхвов, как отдельный самостоятельный акт (с взрослым Младенцем), помещали в пещере. Короче говоря, иконографический материал отражает ту неопределенность в решении проблемы хронологии, которая существовала в древних преданиях о времени, когда произошло это событие.

Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов про­изошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном, 77). Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее! - Л.М.), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).

Оправдание мнения, что поклонение волхвов произошло в пещере, встречает затруднение, с одной стороны, в тексте Матфея, который говорит, что оно произошло в доме, а не в пещере (2:11), с другой - в хронологии евангельских событий. Дело в том, что нет никаких оснований считать, что Св. Семейство еще долго после рождения Христа оставалось в пещере. Поэтому если допустить, что поклонение волхвов последовало именно в пещере, то тогда не остается времени для тех событий, которые описаны Лукой, поскольку сразу за покло­нением волхвов произошло избиение младенцев в Вифлееме и бегство Св. Се­мейства в Египет.

В свете приведенных доводов особенно примечательным оказывается Алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена , читаемый (в открытом виде) слева направо: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка).

Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов (Алтарь Колумба) (1458-1459).

Мюнхен. Старая Пинакотека.

Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождения Иисуса Христа и является как бы «синонимом» главного рождественского сюжета. Доказательством этого служит присутствие в Поклоне­нии волхвов рождественских яслей, вола и осла. Алтарь Колумба, сцены которого, естественно, читаются именно в такой последовательности - слева направо, доказывает, что художник исходил из представления, что Поклонение волхвов предшествовало Представлению Господа в храме (или - на языке того времени - Очищению Блаженной Девы Марии).

«Точный порядок событий, происшедших до возвращения Святого Семейства в Назарет, - констатирует в «Жизни Иисуса Христа» Ф. Фаррар, - может быть только предметом неуверенных гаданий. Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. 1:59; 2:21); очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. 12:4); поклонение волхвов было, «когда Иисус родился в Вифлееме» (Мф. 2:1), и бегство в Египет немедленно по уходе их. Предполо­жение, что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, хотя и не невозможное, кажется крайне невероятным. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением Св. Луки (2:22, 39), или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с «востока», для бегства в Египет и возвращения из него. Предположение это затем заключает в себе крайнюю несообразность, будто Св. Семейство возвратилось в Иерусалим, находящийся только в десяти верстах от Вифлеема, спустя лишь несколько дней после такого ужасного события, как избиение младенцев. Вероятнее всего предположить, что бегство в Египет и обстоятельства, приведшие к нему, совершились только уже после принесения в храм. Поэтому в течение сорока дней Святое Семейство пребывало в мире и неизвестности в том городе, который связан был со столькими замечательными событиями и освящен столь дорогими для него как семейными, так и народными преданиями».

Чтобы завершить обзор мнений по этому вопросу, приведем суждение Д. И. Прозоровского, много занимавшегося проблемами хронологии: «Если древ­ние писатели приурочили приход волхвов к самому рождению Спасителя, то это для нас еще не обязательно, потому что писатели не имели в виду исторической разработки вопроса. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. Иосиф прибыл в Вифлеем очень поздно, когда все жилые помещения были уже заняты, и он по необходимости должен был поместиться в вертепе; родившийся вскоре затем Спаситель был положен в ясли, свидете­лями чему были одни только пастыри. Уже в глубокой древности день рождения Спасителя окончательно определен 25 декабря; в восьмой после того день надлежало совершить обрезание, которое и совершено в Вифлееме вполне спокойно, чего не случилось бы, если бы в этот промежуток времени волхвы посетили Вифлеем. В сороковой день по рождении Спасителя следовало Иосифу и Марии явиться в Иерусалимский храм для свершения установленного законом обряда, и обязанность эта отправлена была опять совершенно спокойно, потому что в это время родившийся царь иудейский еще не был на виду у Ирода, так что Иосифу ничего не препятствовало возвратиться в Вифлеем и там готовиться к отъезду в Назарет. Вскоре после того Ирод заболел, и в это время явились в Иерусалим волхвы, возмутившие своими расспросами о новорожденном царе иудейском и без того свирепую душу Ирода, который о Вифлееме, как месте рождения Искомого, узнал только от ученых иудейских, указавших на Вифлеем согласно пророчеству Михея. Ирод раздражился еще более, когда увидел себя обманутым со стороны волхвов, не донесших ему об Искомом и удалившихся в свои страны иным путем. Злость Ирода не знала меры, и дети вифлеемские были истреблены. По свидетельству Иосифа Флавия, Ирод умер после лунного затмения, случившегося накануне еврейского весенне­го поста, а по вычислению известного астронома Лаланда, затмение это случилось в ночь с 12 на 13 марта четвертого года до начала христианской эры, следовательно, тогда был пост Есфири, бывающий в 13-й день месяца Адара. Итак, волхвы ходили в Вифлеем после 40-го дня по рождении Иисуса и поклонялись ему «в храмине», в комнате, в квартире, а не в вертепе, и именно прежде упомянутого лунного затмения» (цит. по кн.: Покровский Н. С . 129 - 130).

Мы оставляем здесь без решения вопрос о возможных перемещениях Св. Семейства между событиями сорокового дня, когда, совершив обряд очищения в Иерусалимском храме, оно отправилось в Назарет, и бегством в Египет, которое произошло из Вифлеема, как не влияющий прямо на иконографию Поклонения волхвов, хотя важный с точки зрения хронологии событий.

Итак, можно констатировать, что включение в картины Поклонения волхвов характерных особенностей, свойственных сюжету Рождение Иисуса Христа, с исторической точки зрения является анахронизмом. При этом, однако, необхо­димо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им, поклонение волхвов произошло непосредствен­но после рождения Иисуса), нежели к специальному, критически проверенно­му историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них. Примечательна в этом смысле последовательность событий, как их воспро­извел на пределле своего знаменитого алтаря «Покло­нение волхвов»: Рождение Иисуса Христа, Бегство в Египет, Представление Младенца Христа в храме («Золотая легенда» Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Св. Семейство провело в Египте семь дней).

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици .


Рассмотрим отдельные элементы, составляющие данный сюжет в живописи.

Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека

К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение - звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели - «звезду Его». Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует. Во II - III веках она обычно ассоциировалась со звездой Иакова, о которой проповедовал Валаам: «(17) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Известны римские саркофаги эпохи раннего христианства, на которых рядом или позади Марии стоит не Иосиф, а именно Валаам; иногда он указывает на звезду. Восход звезды в момент рождения правителя - знамение, чтившееся в античности. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность.

Что касается звезды, увиденной волхвами в их стране (или в их странах), то ИгнатийБогоносец,ОригениЕвсевий полагали,что этобыла особенная, специально созданная для этого случая звезда. Иоанн Златоуст считал ее разумной силой, явившейся в образе звезды.

Традиционным является изображение звезды значительно большего размера, чем другие звезды на небосклоне в этой сцене, и необычайно яркой; иногда она прямо над домом; младенец в ее лучах (примеров множество). Джотто, подчеркивая необычность звезды, изображает ее в виде кометы - случай редкий и неоправданный ни Св. Писанием, ни бытовавшими в его эпоху представлениями о небе (Джотто).

В XIII - XIV веках сюжет приобретает игривый характер: Богоматерь забавляет Младенца яблоком, Младенец треплет за волосы припавшего перед ним на колени волхва, который в свою очередь целует ногу Иисуса. Младенцу около двух лет. Художники более позднего времени, как уже было продемонстрирова­но, населяют свои картины все большим числом персонажей, используя этот сюжет для создания портретных галерей своих современников.

Неизменными участниками сцены Поклонения волхвов являются ангелами. Они частообразуют небесный хор, возносящий Ангельский гимн Господу ( ; верхняя пара ангелов явнопоет, если судитьпо ихоткрытым ртам). Часто художники пиводят слова этогогимна: «Gloria In Excelsis Deo » («Слава в вышних Богу» - Лк. 2: 14). Это первая фраза Ангельского гимна, ставшего второй частью католической мессы. В некоторых случаях ангелы поют по нотам ().

Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.

Гирландайо (как и ряддругие художников Возрождения) снабдил Ангельский хор не только текстом этогопеснопения, но и нотами григорианскогохорала. Композиторы разных эпох писали «Gloria In Excelsis Deo » - Ж. Депре, Палестрина, О. Лассо, А. Втивальди, И. С. Бах, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист...

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека

Джотто. Поклонение волхвов (1304-1306). Падуя. Капелла Скровеньи.

Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици.

Гертген тот Синт Янс. Поклонение волхвов (1490-1495). Прага. Национальная галерея.

Неизвестный среднерейнский мастер XV века. Поклонение волхвов (ок. 1420). Дармштадт. Музей земли Гессен.

Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. Флоренция. Музей Оспедале дельи Инноченти.

Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов-царей (1459-1460). Флоренция. Палаццо Медичи-Риккарди.

Рогир ван дер Вейден. Видение трех волхвов (Алтарь Бладелена) (1446-1452). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов (Алтарь Монфорт) (до 1475). Берлин-Далем. Картинная галерея Государственного музея.

Хуан Рейксах. Поклонение царей (вторая половина XV века). Барселона. Музей искусства Каталонии.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов (нач. 1570-х). Санкт-Петербург. Эрмитаж.

Якопо Бассано. Поклонение волхвов (1560-е). Вена. Картинная галерея Художествен­но-исторического музея.

© Александр МАЙКАПАР

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

И. А. Бродский

Сюжет Рождества Хри-стова в мировом искусстве постепенно заменила сцена поклонения волхвов (пастухов) . Какова же его библей-ская основа?

Три мудреца-предсказателя (волхвы — так на Руси называли звездочётов) заметили на небе новую звезду и истолковали её как знак появления на свет необык-новенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию. Каспар в знак уваже-ния царству Христа преподнёс золотые дары. Балтазар и Мельхиор преподнесли ладан (знак признания бо-жественности Христа) и благовонную смолу — смирну (пророческий знак его смерти). До настоящего времени у исследователей нет единого мнения о том, кто такие волхвы: маги, жрецы, учёные, астрологи? Как они вы-глядели? Откуда пришли: из Аравии, Древнего Вави-лона или загадочной Индии? Все эти обстоятельства позволили художникам показать собственное вос-приятие сюжета.

В духе времени воплощена библейская легенда в картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» . В отличие от предшественников, стремившихся к точ-ному воплощению евангельского текста, Боттичелли передаёт значимость и важность события.

Вершиной композиции являются Мария с младен-цем, изображённые на фоне полуразрушенных каменных стен с ветхим деревянным навесом. Из неглубоко-го пространства наш взгляд переносится на группу пышно разодетых волхвов. Многочисленные зрите-ли — это люди, принадлежавшие к светскому обще-ству, среди которых художник изобразил немало сво-их современников. И всё-таки, зачем Боттичелли включает в композицию более тридцати персонажей? Не проще ли было исключить некоторые фигуры? Сей-час трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Из-вестно только, что эта картина выполнялась по заказу церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. По-види-мому, заказчик точно указал художнику, кого и как изобразить на картине. Материал с сайта

Не каждого из них мы можем назвать, но имена не-которых нам известны точно. Изображённый у ног Ма-рии человек в чёрной с золотом одежде — основатель одной из самых известных династий Медичи, Козимо Старший. Двое коленопреклонённых волхвов в крас-ной и белой одеждах — его сыновья — Пьетро и Джо-ванни. В левой части композиции — фигура молодого человека с надменным выражением лица — это Лорен-цо Великолепный, внук Козимо, опирающийся на меч, что символизирует победу над заговорщиками. В пра-вой части картины среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в чёрном. Это брат Лоренцо — Джулиано, изображённый с закрыты-ми глазами. В XV в. на языке символов это означало, что человека нет в живых. И ещё один молодой чело-век в жёлтом плаще на первом плане справа привлека-ет наше внимание. Большинство исследователей счи-тает, что это автопортрет Боттичелли. Испытующе, немного задумчиво глядят на нас грустные глаза ху-дожника. Он словно всматривается в будущее, пытаясь прочитать судьбу каждого из изображённых современ-ников.

Да, современники, как, впрочем, и заказчики, вполне могли быть довольны. Многочисленные посети-тели одной из самых почитаемых церквей во Флорен-ции увидели на ней своих соотечественников. Таким образом, сюжет поклонения волхвов послужил для художника поводом для прославления знаменитой семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции.