Почему убили ярополка. История России. Ярополк Святославич. Ярополк Святославич: внешняя и внутренняя политика

Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории Максимов Альберт Васильевич

ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР

ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР

Итак, Свенельд, возвращаясь из Болгарии, спокойно уходит в Киев, где, оказывая влияние на Ярополка, старшего сына Святослава, захватывает от его имени власть в стране. По ТВ у Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Вскоре в битве между войсками Ярополка и другого его брата - Олега последний погибает.

Летопись сообщает, что древлянский князь Олег Святославич до этого на охоте убил сына Свенельда Люта, что и послужило причиной военных действий. Любопытная деталь: Олег был древлянским князем, а именно из-за древлянской дани погиб Игорь. Я думаю, что, возможно, и здесь боевые действия начались именно из-за дани. Свенельд, вероятно, уже считал древлянские земли своей вотчиной, послал туда с войском своего сына Люта, а Олег, защищая свои права, убил его.

Согласно АВ после гибели Олега ПЛЕМЯННИК Святослава Владимир, правивший в Новгороде=Ярославле «испугался и бежал за море». В данном случае нужно считать это бегством в Тмутаракань. Но что же послужило причиной такого панического страха? Ярополк согласно летописи не конфликтовал со своим родным (по ТВ) братом Владимиром, а случай с Олегом - особый, здесь имелась веская причина - убийство Люта. Если же принять альтернативную версию, что Владимир не родной брат Ярополка, а только лишь кузен, да и то не стопроцентный, так как у их деда Игоря было несколько жен, то ситуация заметно проясняется: если Ярополк не пожалел РОДНОГО брата Олега, то полуродному кузену есть чего опасаться.

Слово «родной» выделено не случайно. Информации об Олеге Святославиче немного. Летописи полагают Олега средним среди братьев. Но по АВ Владимир вовсе не родной брат Ярополка, да и намного его старше. А является ли Олег родным братом Ярополку?

Польский историограф Бартош Папроцкий в 1593 году ссылался на какие-то имеющиеся у него «анналы русские и польские». Речь у Папроцкого шла о происхождении знатного моравского рода Жеротинов. По утверждению поляка родоначальником рода Жеротинов был некий русский князь, который был сыном князя Колги Святославича и соответственно племянником князя Ярополка. Этот некий князь был отправлен в Чехию отцом (т. е. Колгой) из опасений перед Ярополком, от руки которого вскоре Колга и погиб. Без сомнения, речь идет о князе Олеге=Колге.

Итак, у Олега был сын, вероятно, от знатной чешки. Олег явно знал о грозившей ему опасности, но по летописи (т. е. по ТВ) смерть Олега была довольно случайна, а Ярополк сильно переживал смерть брата. Но Олег, из сообщения Папроцкого, не просто опасался за свою жизнь, он боялся и за своего сына! А это уже говорит только об одном: Ярополк хотел уничтожить ВСЮ свою родню, всю верхушку правящего рода, вот почему в это же время Владимир так «испугался и бежал за море».

Но был ли все-таки Олег родным братом Ярополка? В те времена нравы были суровы, но все же не настолько, чтобы убивать грудных (а по ТВ сын Олега мог быть только младенцем) детей родных братьев. Но был ли сын Олега грудным младенцем? Сколько же лет могло быть ему? Для этого нужно вернуться к детству князя Святослава.

В 946 году Ольга идет мстить древлянам за убийство ими князя Игоря. Ее сын «Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок». Сколько же лет могло быть Святославу? По летописным данным Святослав родился в 942 году. Что ж, четырехлетний княжич как раз мог бросить (пусть на полметра, но мог) копье перед началом сражения. В таком случае Олег - второй сын Святослава - мог родиться в лучшем случае в 959 году (и то с невероятной натяжкой), а гибнет Олег в 977 году, уже имея сына. Временная цепочка настолько неестественно напряжена, что трудно это не заметить. Ну никак не мог Олег быть отцом в это время. Или… он не был родным сыном Святослава. Может, поэтому и опасался он Ярополка? Не родной брат, а какая-то там вода на киселе. А для Свенельда он и вовсе был чужим, как и Владимир.

Через три года после гибели Олега Владимир с собранной дружиной возвращает себе Новгород и затем, включив в дружину воинов из состава славян, чуди и кривичей, идет на Ярополка в Киев. Дальше я могу привести слова из книги Франклина и Шепарда «Начало Руси: 750-1200»: «…даже если допустить, что он сумел уговорить славян и финно-угров идти с ним в такой дальний поход, шансы свергнуть Ярополка были у Владимира невелики… Владимир не решился подойти к Киеву ближе Дорогожичей, в нескольких километрах к северу от города». Но Ярополк почему-то бежит. Не потому ли бежал юный Ярополк, что Владимир не был его младшим, к тому же полузаконным, братом, как свидетельствуют летописи (ТВ), а старшим в их княжеском роду (по АВ)? И, следовательно, Владимир имел больше прав на власть, чем Ярополк.

В конце этой истории Ярополк был убит, а что стало со Свенельдом, летопись не сообщает. Вероятно, он или погиб, или бежал к своим союзникам печенегам, где и умер от старости.

Согласно «Повести временных лет» матерью Владимира была Малуша - ключница княгини Ольги. По Никоновской летописи: «Володимер бо бе от Малки, ключницы Ольжины. И бе рождение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде св. богородице». То есть Владимир родился в Будутине, куда отослала Ольга в гневе Малушу.

В «Повести…» сказано: «Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин». Историки предполагают, что речь идет о древлянском князе Мале, убившем князя Игоря. Малуша (Малка), бесспорно, считается славянкой. Пока не отрицая этого мнения, тем не менее отмечу, что оно все же не так и бесспорно. Приведенный выше фрагмент из Никоновской летописи позволяет считать, пусть и с натяжками, село Будутино родиной Малуши.

«…в Будутине веси…»: здесь слово «весь» - это небольшое село, но весью называли и финно-угорский народ, живший в районе Приладожья и Белого озера. Эту фразу при некоторых обстоятельствах можно понимать как то, что Будутино - село народа веси. Впрочем, Малуша могла быть и волжской булгаркой. Правителя Булгарии, правившего в Х веке, звали Алмушем. Сравните: Малуша и Алмуша. Если это так, то не удивляет тот факт, что именно Владимира стали называть каганом. Если он внук или, скорее, правнук Алмуша, булгарского кагана, то таким образом понятно, как он получил этот титул. Насколько это правдиво, определить, вероятно, уже невозможно.

Здесь следует отметить и одну из версий Фоменко и Носовского. Слово «малик» (МЛК) означает «царь», отсюда может следовать, что отец Малуши Малк (Мал) Любчанин означает просто «царь», а сама Малуша - это царица или царевна. При таком подходе по-иному трактуется и прозвище ее отца. Любчанин может означать уже не принадлежность его к городу Любечу, а звучать «царь любимый».

По нашим летописям у Малуши был брат Добрыня, ставший известным воеводой у Владимира и новгородским посадником. Если по ТВ Малуша была рабыней, наложницей у Святослава, а это следует из летописей, то какой незавидной должна была быть участь ее брата, сына древлянского князя Мала, убившего князя Игоря, отца Святослава? Меня долго смущала фигура Добрыни, было здесь что-то лубочное, нереальное. И вот у древнего польского историка Стрыковского обнаружил: «Бысть в Новегороде гость знатный Каплушка Малец, имея 2 дочери, Малушу и Добрыню. От сей Малуши, бывшей казначеи при Ольге, родися Святославу сын Владимир». Стрыковский пользовался какими-то промежуточными летописями, где говорилось, что Добрыня была сестрой Малуши. Ну вот, все и встает на свои места. Не было никакого братца Добрыни, все это выдумки тех, кто смело исправлял нашу историю, как выдумка и то, что Владимир был сыном Святослава.

Наконец, почему-то считается, что раз Малуша ключница у Ольги, то, значит, рабыня. А между тем ключница - это по нашим временам что-то вроде управделами при президенте. У ключницы хранились ключи от кладовых, полных добра, и не каждому Ольга в этом смогла бы довериться. Прав был Татищев, когда писал, что «чин ключницы при дворе был великий».

Итак, кто же такая Малуша? Булгарская принцесса, купеческая дочка, ключница у Ольги или просто какая-то рабыня? И самое главное: мать ли она вообще Владимиру? Увы, докопаться до истины в этом вопросе уже почти невозможно. Хотя попытаться следует, но об этом чуть ниже. А вот о вероятном возрасте матери князя Владимира решим вопрос сейчас.

По традиционной версии истории Малуша - дочь древлянского князя Мала, или по-другому Малка Любчанина. Князь Мал был убит Ольгой в 946 году, когда Святослав был еще очень мал. Отсюда получался вывод, что Малуша могла быть сверстницей Святославу, то есть родилась не ранее 940 года, если, конечно, Святослав не любил женщин в возрасте. Но такой вывод вступает в противоречие со сведениями «Саги об Олаве Трюггвасоне».

В этой саге говорится о правящем на Востоке в Гардарики конунге Вальдамаре. Мать его была настолько слаба от старости, что в палату ее вносили. Владимир правил в Новгороде в период с 972 по 980-е годы. Неужели сорокалетняя (так получается по ТВ) женщина выглядела такой старухой? Если же Владимир родился в начале сороковых годов (а это следует по АВ), то матери Владимира к 980 году могло быть примерно шестьдесят лет, если не больше. Согласно Татищеву Святослав родился в 920 году. Но, возможно, речь шла о рождении у князя Игоря в этом году не Святослава, а другого сына, по имени Улеб, будущего отца князя Владимира (это по АВ).

«Летописец Переяславля-Суздальского» утверждает, что князь Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, следовательно, он родился в 941–942 годах, что прекрасно согласуется с альтернативной версией истории и входит в явное противоречие с ТВ. Как видите, не все еще вычистили из летописей при их правке.

То есть Иоакимовская летопись, на свидетельствах которой Татищев и писал свою «Историю Российскую», просто спутала двух сыновей князя Игоря: безымянного (Улеба), сыном которого был по АВ Владимир, и Святослава. К примеру, Татищев говорит, что Святослав был женат на Предславе, дочери венгерского короля. Почему-то наши историки считают это известие выдумкой (в венгерских летописях нет такой принцессы). То, что венгерские источники о ней ничего не сообщают, это как раз не странно: сведениями о женщинах источники, как правило, скупы. Зато славянское имя венгерки удивляет. Тем не менее то, что Предслава могла быть женой Святослава, подтвердила одна из русских летописей. Верить ли этому?

Имя Предслава встречается в списке послов князя Игоря в договоре с греками и стоит шестым по счету. Здесь уже выдвигалась гипотеза, что эта Предслава, возможно, была женой Игоря, племянника князя Игоря. Роль этого забытого историей князя была вытеснена яркой личностью Святослава. Этот Игорь, под именем Икмор у греческих авторов, погиб в балканском походе Святослава, а имя его жены Предславы было перенесено летописцами на окружение Святослава.

Из того же договора Игоря с греками выходит, что женой Улеба была некая Сфандра, которая, получается, и должна быть матерью Владимира. А как же Малуша? Увы, летописные сведения о ней, скорее всего, позднейшая выдумка. Но Малуша тем не менее личность историческая, просто ее «переправили» в более ранние времена. То же, кстати, сделали и с Рогнедой, о которой мы будем говорить в следующей главе.

Полное имя Малуши - Малфрида. «Повесть временных лет» под 1000 годом сообщает вне связи с какими-либо событиями, что преставилась некая Малфрида. И, кстати, добавляет, что «в то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава». Больше событий под этим годом нет, как нет в «Повести…» больше известий о женщине по имени Малфрида. А вот Татищев на основании Иоакимовской летописи сообщает, что Малфрида была женой князя Владимира и родила ему сына Святослава. Речь идет о Святославе, который был убит Святополком Окаянным. Обратите внимание на татищевскую связку имен: Владимир - Малфрида - Святослав. Заменив тяжеловесное имя Малфрида на более ласковое славянское Малуша, мы получим связку Владимир - Малуша - Святослав. Ни о чем это вам не напоминает? По ТВ мы имеем связку Святослав - Малуша - Владимир. Люди-то разные, но имя - общее.

Боюсь, что читатели окончательно запутались в клубке, в который превратили нашу историю правщики. Поэтому, если я добавлю еще несколько странных и путанных летописных сообщений, труднее вам, думаю, уже не станет. Согласно «Повести временных лет» Владимир имел от Рогнеды четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, а от другой, безымянной, жены - Святослава и почему-то опять Мстислава. Один Мстислав явно лишний. В другом списке сыновей Владимира «Повесть…» среди 12 сыновей называет Мстислава только один раз. В главе, посвященной Ярославу Мудрому, этот парадокс летописи будет рассмотрен. Вывод там такой: Мстислав родной брат не Изяслава с братией, а Святослава, а Малфрида (не Рогнеда!) - мать не Святослава, а Изяслава и его братьев.

Почему же Иоакимовская летопись назвала Малфриду матерью именно Святослава? Для ответа на этот вопрос следует учесть, что Иоакимовская летопись - один из первых вариантов русских летописей, но отнюдь не первый. Это вариант, который по ряду причин оказался тупиковым, но он долго существовал и, естественно, неоднократно переписывался. Что-то от ее первоначального варианта взяла себе «Повесть…», а что-то уже позже вносилось в нее из самой «Повести…».

Иоакимовская летопись называет Малфриду матерью Святослава (одного из сыновей князя Владимира), но в те времена монахи-летописцы еще помнили, что тмутараканский князь Мстислав был родным братом Святослава. В то же время им необходимо было объявить Мстислава родным братом Ярослава Мудрого. Вот и появился на страницах «Повести…» князь Мстислав дважды, от двух разных матерей. Эта ошибка так и оказалась в «Повести…» неисправленной. При правке Иоакимовской летописи ошибку учли, и Мстиславу придумали отдельную мать - по имени Адиль.

Соединив, таким образом, имена Малфриды и Святослава (Владимировича), правщики истории сделали дубликат этих имен, получив Малушу, наложницу князя Святослава и мать Владимира.

Здесь уже говорилось, что князь Святослав, сын князя Игоря, якобы был женат на венгерской принцессе по имени Предслава. Имя отнюдь не венгерское. А вот что «Повесть временных лет» пишет о событиях 1015 года: «Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры». Почему же Святослав Владимирович бежал в Венгрию? Скорее всего, он-то и был женат на венгерской принцессе, но отнюдь не на Предславе. Предслава же - жена Игоря-Икмора и к угорским принцессам никакого отношения не имела.

Таким образом, информация о венгерской принцессе Предславе, на которой был якобы женат князь Святослав Игоревич, появилась путем слияния двух событий-преданий, о которых еще помнили первые летописцы. Это память о Предславе, жене Игоря - племяннике князя Игоря, погибшего в болгарском походе, и сведения о том, что Святослав Владимирович был женат на венгерской принцессе.

Какова была дальнейшая судьба Предславы? Этого никто не знает, как не знает и подробностей ее жизни. «Повесть временных лет» пишет о Рогнеде, «которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино». Не названо ли это село именем вдовы Игоря-Икмора, получившей сельцо в «пенсион»?

Мы закончили рассмотрение истории Руси времен первых Рюриковичей. Но правильнее было бы назвать эту династию - Игоревичами. Рюрика на Руси не было. Это всего лишь фантом болгарского князя Бориса. Да и летописный Олег, правивший, по летописям, пока Игорь, «сын» Рюрика, был мал, тоже оказался «слеплен» древними летописцами из двух исторических персонажей: венгерского князя Альмоша и князя (воеводы) русов Олега.

Начиная с Игоря, все герои древнерусской истории уже реальны. Однако многое в их биографиях довольно сильно искажено. Летописцы «забыли» об Улебе - старшем сыне князя Игоря. Улеб - отец князя Владимира, крестителя Руси. Но правильнее было бы назвать Владимира - крестителем Руси по греческому обряду. Владимир, как видите, оказался вовсе не сыном князя Святослава, а его племянником. Да и Олег, второй сын князя, тоже не сын Святославу. Кто он, об этом можно только строить предположения. Может быть, сын Игоря-Икмора, погибшего вместе с князем Святославом в болгарском походе? Что ж, по возрасту это вполне возможно, а имя Олег ему могло быть дано в честь деда - воеводы князя Игоря.

Святослав, как видите, вовсе не погиб от рук печенегов, а был убит в одном из сражений своего болгарского похода. После его смерти власть на Руси перешла к его сыну Ярополку, который вступает со своими «братьями» Олегом и Владимиром в смертельную схватку. Олег гибнет от рук Ярополка, но и сам Ярополк вскоре погибает, проиграв схватку за власть Владимиру, от которого и пошли все остальные князья на Руси. И среди них - его сын Ярослав, прозванный Мудрым.

Быть обиженным - пустяк, если Вы не помните это.

Конфуций

После смерти киевского князя Святослава остались три сына: старший Ярополк, средний Олег, и младший Владимир. Первые двое были знатного происхождения. Владимир же был сыном Святополка от рабыни Ольги – Малуши. Еще при жизни Святополка дети его были наделены властью. Великий князь разделил свои земли между сыновьями и те правили страной, пока Святослав находился в походах. Ярополк управлял Киевом. Олег – территорией древлян. Младший же сын управлял Новгородом. Причем новгородцы сами избрали себе в князья этого юношу. Такой пример разделения власти между сыновьями был новым для Киевской Руси. Святослав первый ввел такой порядок. Но именно такой раздел уделов между сыновьями в дальнейшем будет настоящей бедой для страны.

Первая междоусобная война на Руси

В результате преждевременной смерти князя Святослава, а также из-за попытки его разделить власть между своими сыновьями, началась первая междоусобная война между князьями. Поводом для войны послужило следующее событие. Находясь на охоте в своих владениях, Олег встретил сына Свенельда, воеводы Ярополка. Недовольный эти фактом Олег приказывает убить незваного гостя. Получив весть о смерти сына своего воеводы, а также под натиском последнего, князь Ярополк Святославович решается идти войной на брата. Случилось это в 977 году.

После первого сражения Олег не выдержал натиска армии, которой руководил его старший брат, и отступил к городу Овруч. Суть этого отхода была вполне понятна: Олег хотел получить передышку после поражения и укрыть свое войско за стенами города. Здесь и произошло самое печальное. Спешно отступая в город, армия устроила настоящую давку на мосту, ведущем в город. В этой давке Олег Святославович упал в глубокий ров. Давка продолжалась и после этого. Много людей и лошадей тогда упали в этот ров. Князь Олег погиб раздавленный телами людей и лошадей, свалившихся на него сверху. Таким образом, киевский правитель одержал верх над своим братом. Войдя в завоеванный город, он отдает приказ доставить к нему труп Олега. Это приказание было выполнено. Увидав перед собой бездыханное тело брата, киевский князь пришел в отчаяние. Братские чувства восторжествовали.

В это время Владимир, находясь в Новгороде, получил весть о том, что произошло убийство брата, и решил бежать за море, испугавшись того, что старший брат может теперь захотеть властвовать единолично. Узнав о бегстве младшего брата, князь Ярополк Святославич отправляет в Новгород своих представителей, наместников, которым и предстояло управлять городом. В результате первой русской междоусобной войны Олег был убит, Владимир бежал, а Ярополк стал единоличным властителем Киевской Руси.

Завершение правления

Вплоть до 980 года находился в бегстве Владимир. Однако в этом году, собрав мощное войско из варяг, он возвращается в Новгород, смещает наместников Ярополка и отправляет их к брату с посланием о том, что Владимир собирает войско и идет войной на Киев. В 980 году начинается этот военный поход. Князь Ярополк, видя численную силу брата, решил открытого сражения избежать и со своим войском занял оборону в городе. И тут Владимир пошел на хитрую уловку. Тайно он вступил в союз с Киевским воеводой, который сумел внушить Ярополку, что киевляне недовольны осадой города и требуют Владимира на княжение в Киев. Князь Ярополк поддался этим уговорам и решил бежать из столицы в маленький город Ротню. Туда же отправились за ним и войска Владимира. Осадив город, они вынудили Ярополка сдаться и направиться в Киев к брату. В Киеве его отправили в жилище брата и закрыли за ним дверь. В комнате находилось двое варяг, которые и убили Ярополка.

Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.

Жена князя Ярополка и мать «окаянного» князя Святополка, предполагаемого убийцы святых братьев Бориса и Глеба. По происхождению «грекиня» (из Ромейской империи). В истории осталась безымянной.

Собственная ее биография мало кого интересовала в древней Руси. Повышенное внимание древнерусских книжников к этой женщине было обусловлено исключительно тем, что, по преданию, Владимир, после убийства Ярополка, сделал ее своей наложницей — чем вызвал упорные слухи о том, что рожденный «грекиней» сын Святополк был «от двоих отцов» (Ярополка и Владимира). В связи с происхождением Святополка и упоминаются некоторые подробности биографии его матери.

В то же время показания древнерусских источников довольно противоречивы.

Так, «Сказание о Борисе и Глебе» сообщает о матери Святополка, что она прежде была черницей (монахиней), гречанкой родом, а Ярополк «поял» и расстриг ее, пленившись красотой черницы. Владимир же, убив Ярополка, захватил его жену, которая была уже беременной («непраздну сущу»). В этом незаконном браке родился «окаянный» Святополк, которого Владимир не любил, так как считал не своим сыном.

Здесь утверждается, во-первых, что матерью Святополка была расстриженная грекиня-черница (каким образом она попала в Киев, не поясняется) и, во-вторых, что Владимир не был родным отцом Святополка. Цель этих генеалогических разысканий вполне очевидна — убедить читателя в прирожденном «окаянстве» убийцы святых братьев-мучеников, проведя параллель с известным библейским персонажем — Авимелехом, незаконнорожденным сыном судьи израильского Гедеона, истребившем 70 своих братьев: «сей же Святополк, новый Авимелех, который родился от прелюбодеянья и избил (убил) братьев своих, сынов Гедеоновых».
«Повесть временных лет» (Ипатьевский список), разделяя со «Сказанием» саму идею предопределенности Святополковых злодеяний, вместе с тем толкует ее по-своему: «у Ярополка была жена грекиня, и была она черницею, ее привел отец его Святослав и выдал замуж за Ярополка, красы для лица ее» (под 977 г.). «Владимир же завладел женой братней грекиней, и была она не праздна, от нее же родил Святополка. От греховного корня злой плод бывает, поскольку, во-первых, была его мать черницею, а второе, Владимир взял ее себе не по браку, ибо был знатный прелюбодей. Но отец его не любил, ибо был он от двоих отцов, от Ярополка и от Владимира» (под 980 г.).

Разночтения со «Сказанием» весьма значительны: одни подробности появляются (оказывается, грекиню привел Ярополку из Византии его отец, Святослав), другие исчезают (о «поятии» и расстрижении грекини Ярополком). Но наиболее важны два момента. Возвещая, как и «Сказание», о рождении Святополка «от двоих отцов», летописец в то же время фактически дезавуирует это известие тем, что прямо удостоверяет отцовство Владимира фразой, что именно он «родил» Святополка (грамматическая форма, употребленная в «Сказании» — «от нее же родился сей окаянный Святополк», — наоборот, тщательно отстраняет Владимира от участия в его рождении: не Владимир «родил» Святополка, а тот как бы сам «родился» от грекини) и был его отцом. Греховность же происхождения Святополка летописец видит в монашеском чине его матери и в том, что Владимир сожительствовал с грекиней незаконным образом, то есть сделал ее своей наложницей, тогда как для автора «Сказания» корень зла заключается исключительно в рождении Святополка от двух отцов, которые к тому же приходились друг другу еще и братьями.

На территорию Византии войско Святослава вторглось лишь однажды, в ходе кампании 970 г., следовательно, только тогда оно и могло на время завладеть каким-то византийским монастырем.

Переяславско-Суздальская летопись (XIII в.), следуя в основном тексту «Сказания», дополнила его сообщением «Повести временных лет» о том, что грекиня прибыла на Русь в качестве военной добычи, и собственным уточнением о времени ее пострижения в монахини: «Сего [Святополка] мать прежде была черница, грекиня, пленена в Царьграде. И была она красива, и поял ее Ярополк, брат Владимиров; по мужней же смерти она постриглась в монастырь. Владимир же расстриг ее, из-за ее красоты».

Поздняя письменная фиксация, тенденциозность, морализаторство, смещение акцентов, разнобой в важных и второстепенных сведениях (вот еще мелкая, но характерная деталь: виновниками расстрижения прекрасной черницы оказались последовательно Святослав, Ярополк и Владимир), а также внутренние неувязки (Ярополк получает грекиню в жены после византийского похода Святослава в 970 г., а «непраздной» она становится только десять лет спустя, в 980 г.) — все эти особенности летописно-житийной разработки сюжета о рождении Святополка делают его типичным образцом литературного мифотворчества. В действительности русские писатели конца XI — начала XII вв., по всей видимости, уже не располагали почти никакими достоверными данными о Святополке и его матери.

Некоторые историки (Е. Е. Голубинский и А. В. Карташев) предполагали, что Ярополкова «грекиня» могла быть одной из женщин, которые склонили Владимира к крещению (древнерусская литература отдает первенство в этом деле княгине Ольге и ромейской жене Владимира — принцессе Анне).

Оригинал статьи на мем сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"

Точных исторических данных о рождении Ярополка нет. Также нет точных данных и о матери Ярополка. Предположительно, это могла быть угорская княжна Предслава. Впервые имя Ярополка упоминается в «Повести временных лет», когда его бабка, княгиня Ольга, заперлась в Киеве с тремя внуками при набеге печенегов в 968 году. Одним из внуков и был Ярополк.

Правление Ярополка

Князь Святослав, отец Ярополка, перед походом на Византию поручил Ярополку управление Киевом. В 972 году у Днепровских порогов в битве с печенегами погиб князь Святослав, и Ярополк стал киевским князем. Его братьям, Олегу и Владимиру, достались другие части Древнерусского государства.

Историки отмечают, что между братьями всегда были непростые отношения. Они все были рождены от разных матерей, и наставники у них были разные. Отсутствие взаимных привязанностей в дальнейшем усилило разлад и сыграло роковую роль.

Внешнеполитическая деятельность Ярополка

При Ярополке начали активно развиваться дипломатические связи с германским императором Оттоном II, русские послы посетили императора на съезде князей в декабре 973 года.

Согласно Никоновской летописи, Ярополк встречался с послами римского папы. Летописи отмечают, что он был человек кроткий и милостивый и, хотя сам не крестился, никому не запрещал. Благосклонное отношение к христианам не всегда находило понимание у киевлян.

Одним из важных моментов политики Ярополка стала чеканка собственных монет Древнерусского государства, которые имеют название «псевдодирхемы Ярополка».

Междоусобица и смерть

В 977 году тлеющая вражда между братьями разгорелась с новой силой. Боевые действия начал Ярополк. Он по наущению своего воеводы Свенельда напал на владения древлянского князя Олега. При борьбе за древлянский город Овруч Олег погиб. Союзник Олега новгородский князь Владимир бежал за границу, и в результате Ярополк стал полноправным властителем земли русской.

В 978 году Владимир вернулся с большим варяжским войском. Он занял Новгород, затем Полоцк и двинулся на Киев. Противостояние Ярополка и Владимира закончилось гибелью киевского князя. Летописи указывают, что гибель Ярополка и восхождение на киевский престол Владимира произошли в 980 году.

1040 лет назад, в 978 году, на Руси завершилась гражданская война. Новгородский князь Владимир захватил Полоцк, а затем с помощью предательства части окружения великого князя Ярополка, занял и Киев.

Предыстория


Отец Ярополка, великий русский князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. Другие его сыновья – Олег и Владимир, стали править в древлянской и новгородской землях. 972 году Святослав с малой дружиной возвращаясь в Киев попал в печенежскую засаду и погиб. В организации нападения обвинили греков (ромеев-византийцев), заинтересованных в том, чтобы устранить великого русского князя, который планировал продолжить войну за Болгарию. Однако, видимо, приказ печенегам пришел .

В это время в Киеве активизировалась т. н. «христианская партия» - союз части бояр, купечества, принявшего христианство. Эта партия была разгромлена ярым сторонником древней русской веры , когда Киев хотели крестить при княгине Ольге. И снова окрепла при Ярополке, когда Святослав был занят войной на Балканах. Возвращение Святослава в Киев вело к новому погрому христиан. Поэтому киевляне подкупили союзных печенегов, и они убили Святослава. Видимо, среди участников заговора был и один из главных сподвижников Святослава воевода Свенельд. Великий князь отправил Свенельда с основным войском в Киев сухим путем, чтобы он организовал сбор нового войска для продолжения войны с Византией. Но воевода предал его. Когда князь не дождался подмоги, он сам пошёл в Киев и угодил в подготовленную западню. В итоге Свенельд окрутил юного Ярополка и стал его ближайшим советником.

Шевченко Т. Г. Смерть Олега, князя древлянского

Гражданская война

Правление Свенельда и Ярополка привело к распаду и смуте. Очевидно, что между братьями не было близких отношений. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались. Амбиции их окружения усугубили ситуацию. При этом при Ярополке окрепла христианская партия, возможно, он и сам принял христианство. По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан и, хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую». При власти христианской партии зашевелились и иудейские купцы – хазары, которые занимались работорговлей и ростовщичеством, закабаляя вольных людей.

В результате правление Ярополка не признали древляне, где правил Олег Святославич и Новгород, где княжил Владимир Святославич с воспитателем-дядькой Добрыней. Другие также земли стали отпадать от Киева. А главный выигрыш от этой ситуации получила Византийская империя. Второй Рим мог забыть о страхе, который ему внушали яростные дружины Святослава и отказаться от выплаты, обещанной русским дани, чтобы они не воевали греков. Ромеи завершили завоевание обескровленной Болгарии, превратив её в свою провинцию. Болгарский царь Борис II униженно прошел в триумфальном шествии по Константинополю, сложил с себя царские регалии и стал второразрядным византийским придворным, а его брата Романа оскопили. Греки постарались лишить Русь выхода к Чёрному морю. Вопреки с соглашением со Святославом, по которому «Боспор Киммерийский был русским владением, греки позволили иудейским купцам (хазарам) возродить в Керчи и на Тамани свой кровавый, рабовладельческий промысел. Осколок Хазарского каганата ожил и наладил связь с Киевом, где у хазар были свои люди.

Второй Рим постарался подмять под себя Киев. Византия стала опорой для Свенельда с Ярополком. Когда князь подрос, его женили на неизвестной гречанке, якобы пленной монашке - это один из самых хитрых политических ходов – привязка политика с помощью жены. При гречанке при великокняжеском дворе появились византийские священники, понятно, что не случайные люди. Всё это методика концептуально-идеологической, информационной и тайной войны, которую люди ведут уже не одну тысячу лет.

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Считается, что войну начал Свенельд. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом: «Поди на брата своего и захвати волость его». Свенельд разгромил древлян. Олег пытался скрыть в граде Вручий: «Был мост через ров к городским воротам, и люди, теснясь на нём, пихали друг друга в ров. И спихнули Олега с моста вниз». Согласно летописи, Ярополк сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал. «Смотри, - сказал Свенельду Ярополк над трупом брата, - ты этого хотел». В дальнейшее время Свенельд исчез с политической арены, видимо, умер, и больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. Место Свенельда при киевсокм князе занял воевода Блуд.

Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» - в варяжские земли. Ярополк стал правителем всего Русского государства. Тем временем Владимир сохраняя связи с новгородцами, получил от них деньги и набрал войско из варягов (западных русов). После этого он вернулся в Новгород, убив посадника Ярополка. Владимир начал собирать армию из племенных союзов Северной Руси. Видимо, в этот период он получил поддержку русского жречества против Ярополка, которого поддерживали христиане.

Тем временем Ярополк заключил союз с Полоцкой землей. Там правила самостоятельная династия, полоцкий князь Рогволод. Княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку. Владимир попытался разрушить этот союз и сам посватался к Рогнеде. «Повесть временных лет» под 980 годом сообщает: «…послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Владимир был сыном прислуги, ключницы Ольги Малуши: «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, - и бе Добрыня дядя Володимиру» (Никоновская летопись).

Разгневанный Владимир сумел внезапным ударом взять Полоцк, не успевший приготовиться к обороне. Малая дружина Рогволода пала в бою, а Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. После этого он взял Рогнеду в жены. Стоит отметить, что будущий «святой» князь был весьма любвеобилен, имел сотни наложниц и несколько законных жен.

Народ не осудил Владимира, его поддерживала вся Северная Русь, жречество и боярство, Ярополка же осуждали за убийство Олега и предательство старой веры. После этого Владимир повёл своё многочисленное войско на Киев. Северяне, древляне и поляне без боя пропустили его войско дальше к Киеву. Ярополк, утративший поддержку народа, горожан и значительной части боярства (язычники ещё преобладали), не сумел собрать большой рати и затворился со своей дружиной в Киеве. Однако он не мог надеяться на поддержку горожан. Во время штурма киевляне могли отворить ворота и впустить Владимира.

Князь Владимир Святославич не хотел боя (великий князь имел ещё возможности к сопротивлению, в частности, мог призвать союзных печенегов) и решил договориться с боярами Ярополка. Он послал к Блуду: «Будь мне другом! Если убьют брата моего, то будешь мне вместо отца и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, а он. Я же, убоявшись этого, вышел против него». Советники великого князя во главе с Блудом поняв, что его песенка спета, решили перейти на сторону сильного. Блуд предал своего князя и посоветовал бежать, говоря ему, что киевляне тайно ссылаются с Владимиром, чтобы его выдать. Ярополк бежал в крепость Родню, в устье реки Роси, ухудшив своё положение. Оставшиеся одни киевляне подчинились Владимиру, который осадил Родню. И был в крепости большой голод, отсюда появилась поговорка «Беда, как в Родне».

И здесь Блуд снова предал Ярополка, уговорил своего князя примириться с братом, указывая ему на множество врагов вне крепости, и на то, что победить нельзя. Ярополк согласился, о чём Блуд известил Владимира: «Сбылась мысль твоя, приведу к тебе Ярополка: приготовься убить его». Друг великого князя киевского Ярополка Варяжко отговаривал его от этого, уверяя в том, что его ожидает гибель, предлагая при этом бежать к печенегам и вместе с ними идти на Владимира. Но не послушал Ярополк своего преданного слугу и пришел к Владимиру. Там его зарезали варяги. Блуд же затворил двери и не дал охране великого князя войти за ним. Варяжко прорвался из засады и бежал к печенегам, вместе с которыми он длительное время вёл борьбу с Владимиром, мстя за смерть своего князя. В дальнейшем Владимиру с трудом удалось переманить Варяжко к себе на службу, дав клятвенное обещание не причинять ему никакого зла. Блуд же стал ближайшим сподвижников Владимира, воспитывал его сына Ярослава (Мудрого) и погиб в битве с поляками Болеслава Храброго в 1018 году.

Беременную жену Ярополка, красавицу-гречанку, Владимир взял в жены. Её сын Святополк, прозванный Окаянным, стал одним из главным участников следующей гражданской войны – усобицы 1015 – 1019 гг. (есть мнение, что его оболгали победители).

Эти события происходили между 978 и 980 гг. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» («Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца») приводит точную дату вокняжения Владимира - 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.