План конспект-урока по окружающему миру "зимние месяцы". План-конспект в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ «Мир, в котором мы живем

План – конспект урока по окружающему миру.

Программа: Перспективная начальная школа

Класс: 1 класс

Тема урока : Насекомые – часть живой природы

Цель урока: научить выявлять существенные признаки насекомых.

Задачи деятельности учителя: создать условия для уточнения представлений учащихся о насекомых, ознакомления с признаками живых организмов и выявления существенных признаков насекомых; содействовать развитию речевых навыков, мышления, внимания, воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты обучения :

Предметные : научатся раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых; называть насекомых родного края.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают многообразие и красоту мира насекомых.

Оборудование: учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь; хрестоматия «Окружающий мир»; презентация к уроку; компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Прозвенел у нас звонок начинаем наш урок.

Здравствуйте ребята, рада всех вас видеть.

Приветствуют учителя настраиваются на урок.

2.Актуализация

Отгадайте загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

Осенью в щель заберется,

А весной проснется.

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног - без копыт,

Летит – воет,

Сядет – землю роет.

Что объединяет слова – отгадки?

Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.

Отгадывают загадки

(Бабочка)

(Муха)

(Жук)

(Это насекомые)

3.Открытие нового знания

(работа по учебнику)

Откройте учебник на

Рассмотрите рисунок. Как можно узнать насекомых?

Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы?

Сколько частей тела?

Какие насекомые изображены на центральном рисунке?

Пересчитайте у них количество ног и количество частей тела.

Обратите внимание, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками

(своеобразный «скелет» насекомого).

Учитель демонстрирует рисунки с изображением насекомых и рассказывает об их жизни.

Муха, муха, Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

(К. Чуковский)

Вы знаете это стихотворение?

Кто был в гостях у Мухи?

Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя?

Учащиеся оказываются в затруднении, так как большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.

(6 ног.)

(3 - голова, грудь, брюшко).

Отвечают: стрекоза, комар, водомерка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик).

Дети пересчитывают и делают вывод: у всех насекомых – 6 ног.

(Она пригласила только насекомых)

4.Физкультминутка

Давайте отдохнём встанем из- за парт и сделаем упражнения.

Выполняют вместе с учителем упражнения.

5.Продолжение работы по учебнику

Откройте учебник на странице 17. Рассмотрите изображения паука. Как вы думаете, а паук – это насекомое?

Сколько ног у паука?

Сколько частей тела?

У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.

Пауки - не насекомые

Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз – целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.

Учитель читает рассказ «Как узнать насекомых» (хрестоматия).

(8 ног)

Учащиеся затрудняются в ответе.

6.Закрепление изученного материала.

(Работа в печатной тетради)

На свете существует много разных насекомых. Это жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары. Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.

(слайд) внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. из частей каких насекомых оно составлено?

Смотрят слайд, отвечают на вопрос учителя.

7. Итог урока. Рефлексия.

Каких насекомых относят к животным?

Назовите насекомых нашего края.

О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Подводят итог урока отвечая на вопрос учителя.

Раиса Еремеева
«Цветы». План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа ) по теме :

«Цветы » .

Цель : Познакомить детей с разнообразием мира растений. Учить детей делить его на группы : деревья, кустарники, травы, цветы . Определить с детьми названия цветов и части их строения (корень, стебель, листья, цветок , о времени цветения цветов , познакомить детей с профессией садовника. Формировать представлеие об условиях их роста (тепло, влага, свет) . Развивать умение любоваться красотой цветов .

Методы и приемы : худ. слово,сюрпризный, игровой моменты, беседа, вопросы к детям, показ картинок на которых изображены растения, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа : чтение художественной литературы про цветы , рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения, композиции с цветами , слушание музыки.

Материал : карточки сизображением цветов , аудиозапись Чайковский «Вальс цветов » , бумажные цветы на ниточках , бумажные цветы на палочках по количеству детей.

Ход НОД:

Воспитатель : Дети, нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Все мы радуемся тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаемся красотой и ароматом цветом , лакомимся дарами природы : ягодами, орехами, грибами.

А знаете ли вы, что самое большое дерево или самый маленький кустик, и даже травка : все это - растения? Растения очень разнообразные. Растениями мы украшаем помещения, дворы, а некоторые из них используем в пищу.

Посмотрите, какие растения изображены на картинках. Назовите их и скажите, где они растут?

Какие из них вы видели возле дома?

Ребята, давайте поиграем с вами. Правила такие :

1 ребенок собирает деревья, 2 – кустарники, 3 – травы, 4 – цветы .

Воспитатель : Послушайте загадку и попробуйте отгадать, про какое растение я читаю :

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут .

Ответ : цветы .

Правильно, это цветы . Все цветы распускаются , когда на улице нет снега, тепло. Давайте, повторим : что есть у цветов ?

Дети : Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый, листья (зеленые, круглые, овальные, резные, лепестки (синие, красные, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные) .

Воспитатель : В поле, на лугу, в лесу, в садах, всюду очень много цветов . Цветы на клумбах , газонах украшают улицы, парки, делают города нарядными. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам воинов, погибших на войне. Очень часто они используются в медицине, косметике.

Воспитатель : А как называются люди, которые выращивают цветы ?

Дети : Садовники. Они высаживают семена цветов в клумбы , ухаживают за ними.

Воспитатель : К нам в гости пришел садовник. Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами .

Садовник : Здраствуйте, я – Садовник. Я очень люблю ухаживать за садом : копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями. Садовником быть нелегко, потому что нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовник должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.

Воспитатель : Давайте сейчас встанем и немножко отдохнем.

Пальчиковая игра «Посадим цветы »

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим.

Дождичек польет,

Оно подрастет.

Сначала стебелек,

А за тем цветок .

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышит.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Воспитатель : Сейчас пройдите на свои места.

Возьмите по одному цветочку и назовите его . Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и цветы тихонько закачались . А теперь подул сильный ветер, цветы сильно качаются .

(Дети дуют на цветы , вырезанные из цветной бумаги на ниточках ).

Садовник : А теперь, я хочу загадать вам загадки про цветы . Слушайте внимательно :

Колоситься в поле рожь.

Там, во ржи, меня найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый (василек) .

Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (ромашка)

На зеленом шнурочке

Белые звоночки (ландыши) .

Эх, звоночки, синий цвет .

С язычком, а звона нет (колокольчики) .

В ясный солнечный денек

Золотой расцвел цветок .

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

На него подуй слегка :

Был цветок – и нет цветка (одуванчик) .

Садовник : Молодцы, ребята, все загадки угадали!

Воспитатель : Дети, а без чего не могут жить растения?

Дети : Без воды, солнца и воздуха.

Садовник : Солнце, воздух и вода необходимы для жизни и роста всем растениям.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем в игру «Садовник» .

Дети садятся в круг на коврике, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Садовник» . Начинает игру воспитатель : «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме… » Затем, дети друг за другом, включаются в игру и называют свои варианты цветов . В результате игры дети вспоминают названия знакомых им цветов .

Садовник : Ребята, мне с вами так весело было, так интересно! И сейчас я сюрприз хочу вручить. Только, вы, глаза свои закройте и посчитайте до 5! Приготовились - считаем! 1, 2, 3, 4, 5! (Садовник приносит корзинку с бумажными цветами ) . Глазки можно открывать и подарки получать (раздает цветы ) .

Вот пришла пора прощаться

Было весело у вас

До свиданья, дети!

Я приду еще не раз!

Воспитатель и дети : До свидания, Садовник!

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии .

Дети : Делили растения на группы : деревья, кустарники, травы и цветы ;

Вспоминали части строения цветов (корень, стебель, листья, цветок ) ;

О времени цветения цветов ;

Познакомились с профессией садовника;

Узнали об условиях роста цветов (тепло, влага, свет) .

Воспитатель : Все верно! Друзья, давайте послушаем песню «Вальс цветов » (под музыку можно предложить детям плавно подвигаться) .

Учитель высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Луга

План урока.

I Организационный момент (1 минута)

II Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы (5 мин)

III Проблемная ситуация (2 мин)

IV Усвоение новых знаний (15 мин)

V Закрепление новых знаний (13 мин)

VI Подведение итогов по теме (6 мин)

VII Выставление отметок (1 мин)

VIII Домашнее задание (1 мин)

Цели урока:

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

Задача:

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

Оборудование:

1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.

2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)

3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)

4. Атлас - определитель «От земли до неба» - М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)

Ход урока:

I Организационный момент (психологический настрой).

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.

Мы снова вместе - вы и я

Начинаем наш урок - он для вас

Мы будем вместе грызть

II Актуализация знания для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: Что такое водоемы?

Ученик: Водоемы - это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.

Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы Лужского района, о которых мы говорили на прошлом уроке?

Ученик: Реки и озера.

Учитель: Цифровой диктант. I вариант выписывает номера с названием рек, II вариант с названием озер.

Луга, Омчино, Сяберо, Обла, Вревка, Толони, Оредеж

I в. 1, 4, 5, 7.

Учитель: Что объединяет эти водоемы?

Ученик: Они все естественные, пресные.

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Ученик: Да.

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

III Проблемная ситуация

Учитель: Что относится еще к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?

Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.

Учитель: Из чего они сделаны?

Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.

Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.

Ученик: Из полезных ископаемых.

Учитель: Почему они так называются?

Ученик: Их добывают глубоко под землей.

Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

IV Усвоение новых знаний

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.

Практическая работа (карточки с названием полезных ископаемых).

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану с159

1. Название, где добывают.

2. основные свойства.

3. Использование.

4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Название

Основные свойства

Использование

Плакаты

1. Гранит глубоко в земле

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Памятник «Медный всадник»

2. Известняк в карьере

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор - видоизмененный известняк)

3. Глина карьер

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

4. Каменный уголь шахты глубоко в земле

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

лекарства

5. Нефть глубоко под землей

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

6. Железная руда

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.

Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.

Гранит - горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни - гранум. От этого слова появилось название - гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами - колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

А где мы видели папоротники?

Ученик: В ботаническом саду Санкт-Петербурга.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел - его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии - производству металлов.

Нефть - жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?

Ученик: Торф, песок, глину.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: высказывают свои предположения.

Учитель: (Указываю на карту Лужского района)

Ученик: Может быть, их добывают на территории нашего края?

Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52

Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.

Учитель: Посмотрите на карту нашего района. Крупнейшее в Лен. области месторождение песка - деревня Крупели, имеет запасы 600 000т.

Песок и глину используют для строительных, дорожных работ, около нашего города строится объездная дорога, где как раз используют эти полезные ископаемые; есть строительных завода, на них производят стеклянную тару, посуду, они находятся в поселке Торковичи, Плоское.

Велики в районе запасы торфа. Наиболее крупные Вердугский и Песовский массивы.

IV Закрепление знаний.

Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.

С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».

(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)

1 конверт (1 команда)

1 задание:

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2 задание:

О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее - мох - сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание:

Назовите горючие полезные ископаемые:

А - гранит

Г - каменный уголь

2 конверт (2 команда)

1 задание:

Укажите рудное полезное ископаемое:

1) природный газ

3) железная руда (правильный ответ)

2 задание:

Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

1) глина (правильный ответ)

2) известняк

3 задание:

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

3 конверт

1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

3) известняк

2 задание:

Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

1) твердость

3) текучесть

4) горючесть

3 задание:

О чем идет речь?

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

Итог по игре:

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

V Выставление отметок

Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.

Ученик: (ученики показывают)

Учитель: Понравился лм вам урок?

Ученик: Очень понравился

Учитель: Чем?

Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.

VI Домашнее задание.

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169

2) выполните задание в тетради на стр. 52

3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?

Ученик: Природный газ.

Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.

Урок окончен.

Для того чтобы наш организм был здоров, мы должны соблюдать правила здорового образа жизни.

Поработаем в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе:

Работаем тихо, дружно;

Говорим по очереди, не перебивая друг друга;

Чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.

Мы отправляемся в путешествие на разные острова.

Презентация – слайд 6.
1-ая группа отправится на остров «Чистюля» и назовёт первое правило здорового образа жизни.
Задание: Почему нужно соблюдать чистоту?
2-ая группа посетит остров «Витаминка» и назовёт второе правило здорового образа жизни.
Задание: Какое питание является здоровым?
3-ая группа изучит остров «Потрудись и отдохни» и назовёт третье правило здорового образа жизни.
Задание: Как правильно сочетать труд и отдых?
4-я группа побывает на острове «Спортивный » и назовёт четвёртое правило здорового образа жизни.
Задание: Что значит много двигаться?
Остров «Вредные привычки» мы не будем посещать, но о вредных привычках, которые разрушают здоровье, мы поговорим.

Презентация – слайд 7.
- Вы готовы к путешествию? Наш корабль на старте.
В путь дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь!

Откройте учебник на стр. 154-155 и прочитайте каждая группа о своём острове.

Предоставляем слово путешественникам, побывавшим наострове «Чистюля

Презентация – слайд 8.

- Расскажите, как вы помогаете родителям содержать в чистоте жилище и одежду?

Итак, чтобы записать название на первом лепестке – СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ГИГИЕНУ!

Давайте хором прочитаем волшебные слова:

Презентация – слайд 9.

- Запишите название на синем лепестке.

Предоставляем слово группе, которая посетила остров « Витаминка»

Презентация – слайд 10

– Объясните, как понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья».

Читаем волшебные слова и записываем название второго лепестка: ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ!



Презентация – слайд 11.

- Запишите название на фиолетовом лепестке.

Предоставляем слово группе, которая посетила остров «Потрудись и отдохни».

Презентация – слайд 12.

Да, одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня. Режим дня детей и подростков способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Как научиться соблюдать режим дня?

– Читаем волшебные слова и записываем название третьего лепестка:

СОБЛЮДАЙ РЕЖИМ ДНЯ!

– Запишите название на оранжевом лепестке.

Презентация – слайд 13.

Видео физкультминутка «Ёлочка»

Предоставляем слово группе, которая посетили остров «Спортивный»
Презентация – слайд 14.

– Какими видами спорта вы любите заниматься летом? Зимой?

– Кто из вас на зимних каникулах с семьей занимался спортом? Каким видом?

– Кто знает, какое спортивное событие было в 2013 году? (показываю символ Универсиады) Презентация – слайд 15.

– Какое спортивное событие произошло в этом 2014 году? (символ)

Презентация – слайд 16.

– Во всех городах и селах нашей страны построены спортивные сооружения для детей и молодежи.

– Какие спортивные комплексы есть в нашем селе?

– Кто из вас посещает спортивные секции?

Какие? (баскетбол, футбол, хоккей)

– Читаем волшебные слова и записываем название четвёртого лепестка - ПОДРУЖИСЬ СО СПОРТОМ.

– Запишите название на зелёном лепестке.

Презентация – слайд 17.

Остался последний пятый лепесток – НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Какие вредные привычки разрушают здоровье?

Презентация – слайд 18

- Запишите название на красном лепестке

Презентация – слайд 19

Автор:Гашигуллина Ольга Васильевна
Класс: 1 класс
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Обитатели водной стихии.
Цели: Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением;
расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей; воспитывать любовь и
бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Краткое описание: Урок окружающего мира разработан по программе «Школа
России» по курсу «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») для 1 класса и
ориентирован на работу с учебным комплектом: Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл.
В 2 ч.­ М.: Просвещение,
Плешаков А.А.Мир вокруг нас.1 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч.­ М.: Просвещение.
По тематическому планированию это 10 урок по теме « Что и кто?» По типу – это
урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями водной стихии и узнаем о
них самое интересное. (Слайд № 1)
3. Работа по теме урока.
­Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка
Вопросик, его заинтересовало, кого же увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха
предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку. (Слайд № 2)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыбы) (Слайд № 3)
­ О ком сегодня будем говорить на уроке? (О рыбах)
­Давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие рыбы? (Слайд № 4) (Ответы
детей)
­Скажите мне: Где могут жить рыбы? (В воде, в реке, в пруду, в море, в озере,
в океане) (Слайд № 5)
­ Как рыбы дышат? (Жабрами)
­ Чем покрыто тело? (Чешуёй)
­ Кто знает, как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста)
­ А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом: кого называют рыбами
? (Слайд № 6) Рыбы ­ это животные, которые живут в воде, двигаются при

­ Повторите, как вы запомнили.
­ А знаете ли вы какое строение имеет рыба? (Слайд № 7)
­ А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.
­ Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает как она называется?
­ Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? (У рыбки плавники
красного цвета и они похожи на пёрышки)
­ Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. (Дети читают и
называют)
4. Работа по учебнику.
­Откройте учебник на странице22­23. Ещё раз назовём части тела рыб.
­ А чем покрыто тело у большинства рыб? (Чешуёй)
­ Возьмём в руки карандаш и дорисуем для рыбок чешуйки. (Слайд № 8)
­ Потрудились вы на славу. Рыбки довольны своей одеждой.
­ А сейчас тихонечко все встали, будем рыбок изображать.
5. Физкультминутка. (Слайд № 9)
(Показывают движения)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с речными и морскими рыбами.
­ Вы все умные ребятки отгадайте­ка загадки. (Слайд № 10)
­ А знаете ли вы. (Слайд №11)(Отгадывают кроссворд о речных рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Драчун и забияка
живёт в воде.
Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш) (слайд № 12)
2.Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь). (Слайд № 13)
3.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука) (Слайд № 14)
4. Он всем рыбам говорил:
­Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил ­ не грязь,
А зовут меня ­…(Карась) (Слайд № 15)

3
1
2
4

р
е
к
а

­ Какое слово у нас получилось? (Река) Значит рыбы: ёрш, пескарь, щука,
карась, где обитают? (В реке) Это речная рыба.
­ Рассмотрите в учебнике речных рыб. Какую рыбу мы не назвали? (Сом)
­ А что вы знаете о соме? (Ответы детей)
­ На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются
два толстых, хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка, подплыла. В тот
же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила
рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе, а рыба сом. И червяки – тоже не
червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами ­ сом великан. Это хищник.
­ Сом­ неповоротливый, ленивый.Гоняться за добычей не любит, предпочитает
хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или
гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
­ А теперь постараемся запомнить как можно больше речной рыбы. (Слайд № 16)
­ Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». (Слайд № 17)
(Дети называют по порядку рыб и рассказывают, что знают про неё. (Карась,
ёрш, щука, окунь,сом) (Слайд № 18)
­ А знаете ли вы других обитателей? (Слайд № 19)
(Отгадывают кроссворд о морских рыбах)
Загадки о рыбах.
1. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала). (Слайд № 20)
2.
Если в шахматы играешь,
То коня ты представляешь.
На него похожа рыба,
Даже спутать их могли бы.
Всех мальков растит самец,
Он заботливый отец!

Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.
Сумку папа раскрывает,
Деток в воду выпускает.
Этот крошечный малёк­
Будущий морской…(Конёк) (Слайд № 21)
3. Кто плывёт хвостом вперёд? (Горбуша) (Слайд № 22)
4. Блещет в море чистом,
Спинкой серебристой. (Сельдь) (Слайд № 23»
1
3

4
м
о
р
е

­ Какое слово у нас получилось? (Море) Значит рыбы: конёк, горбуша,
камбала, сельдь, где обитают? (В море) Это морская рыба.
­ Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали? (Треска,
морской окунь, акула.)
­ А что вы знаете об этих рыбах? Среди этих рыб есть хищница – акула.
­ Акулы­ отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько
рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по
мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
­ Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. (Слайд №24)
Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.
­ А сейчас проведём игру на внимание. « Найди отличия в этих картинках».
(Слайд № 25)
­ Молодцы! Справились с заданием.
7. Итог урока.
­ О ком сегодня говорили на уроке? (О рыбах)
­ Кто такие рыбы? Рыбы ­ это животные, которые живут в воде, двигаются при
помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
­ Каких речных и морских рыб запомнили?
8. Домашнее задание.
­ На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали
к нам на урок. (Слайд № 26)