Основные методы социального познания. Социальное познание. Психология феномена. Раздел IV. Социальная философия
Последнее обновление: 23/03/2014
Социальное познание
- предмет одного из разделов социальной психологии, который рассматривает как раз то, как люди обрабатывают, хранят и применяют информацию о других людях и ситуациях социального взаимодействия. Он сосредоточен на роли, которую когнитивные процессы играют в нашем взаимодействии с другими людьми. То, что мы думаем о других, очень сильно влияет на то, как мы думаем вообще, как ощущаем мир вокруг нас и взаимодействуем с ним.
Представьте, что Вы собираетесь пойти на свидание вслепую. Вы беспокоитесь не только о том, какое впечатление производите на человека, но и о том, как нужно интерпретировать сигналы, подаваемые Вам. Другими словами, о том, как именно Вы должны понять поведение другого человека.
Это лишь пример, иллюстрирующий влияние социального познания на единичный случай социального взаимодействия, и наверняка каждый сможет вспомнить подобные случаи из своей повседневной жизни. Мы проводим значительную часть дня, взаимодействуя с другими людьми, и именно этот раздел психологии призван помочь нам понять, что мы чувствуем, как думаем и как ведём себя в ситуациях социального взаимодействия.
Что мы можем узнать, изучив социальное познание?
- Как мы интерпретируем чувства и эмоции других людей? Как вообще мы можем выяснить, что они думают или чувствуют? Какие их сигналы мы используем для того, чтобы делать какие-либо предположения?
- Какое влияние наши мысли оказывают на наши чувства?
- Как мы формируем отношение к чему-либо или кому-либо? Какую роль это отношение играет в нашей социальной жизни?
- Как формируется наша самооценка? Как она влияет на наши отношения с другими людьми?
- Какие психические процессы влияют на наше восприятие окружающих или как мы формируем впечатления о других людях?
Определяя социальное познание
«Таким образом, изучение процессов, связанных с нашим восприятием друг друга и стремящихся „выяснить, что же мы знаем“ о людях в нашем мире, по существу, включает не столько процесс восприятия нами поведения окружающих, сколько индивидуальные особенности процесса познания каждого из нас - наше социальное познание. Социальное познание, таким образом, подразумевает изучение психических процессов, участвующих в восприятии, внимании к чему-либо, запоминании, размышлениях о чём-либо и осознании людей в нашем социальном мире».
(«Социальное познание: понимая себя и других», Гордон Б. Московиц)
«Социальное познание - концептуальный и эмпирический подход к пониманию социально-психологических тем, затрагивающий исследование когнитивной подоплёки любого изучаемого социального явления. То есть, акцент делается на анализ того, как обрабатывается и хранится информация в памяти, а также того, как она используется при восприятии социального мира и взаимодействии с ним. Социальное познание нельзя назвать областью социальной психологии - это, скорее, подход к изучению любой из областей социальной психологии. Таким образом, в перспективе социальное познание может быть использовано в изучении большого количества тем: например, восприятия человека, формирования и изменение отношения, формирования стереотипов и предрассудков, принятия решений, становления самооценки человека, социальной коммуникации и влияния, а также межгрупповой дискриминации».
(«Социальное познание: основные положения социальной психологии» под редакцией Дэвида Л. Хэмилтона)
О культурных различиях
«Один из краеугольных камней теории социального познания и посвящённых ей исследований заключается в том, что разные люди могут понимать и ту же ситуацию совсем по-другому, поскольку они смотрят на неё через призму различных знаний, целей и чувств. Китаяма и его коллеги (1997) считали, что различие культур может привести к различию коллективных, общих для каждой отдельной культуры способов построения, определения и извлечения смысла ситуации. Поэтому в разных культурах одна и та же ситуация может иметь разный смысл… Так как люди следуют велению своей культуры, реализуя культурно обусловленные модели мышления, чувства и поведение, они в конечном счете укрепляют саму культуру, которая изначально породила эти модели. Поскольку Вы думаете и действуете в соответствии со своей культурой, Вы поддерживаете и воспроизводите её».
(«Социальное познание: понимая людей», Зива Кунда)
О возможных недостатках
«В настоящее время научные исследования и создание теорий в социальном познании осуществляются, в основном, индивидуалистическим направлением, которое забывает, что суть познания лежит в общественной жизни, во взаимодействии и общении людей. К сожалению, изучение моделей обработки информации фокусируется на социальном познании в когнитивных процессах без учёта его содержания и контекста. Таким образом, многие социальные, коллективные, общие, интерактивные и символические особенности человеческого мышления, опыта и взаимодействия часто игнорируются и забываются».
(«Социальное познание: полный вводный курс», Августинос, Уолкер & Донахью)
что такое Социальное познание?
- Социальное познание* процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. Это оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов субъектов познания. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. К ним относятся: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; мнения, суждения, оценки людей. Отбор и объяс-нение этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко. Объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. Ограничена и возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент. Наиболее распрост-раненным методом социального исследования является научная абстракция, поэтому в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов. Главным источником получения знаний об обществе является социальная практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении толь-ко относительных истин. Понять и правильно описать общественные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. В социальном познании особое внимание уделяется индивидуальному, но на основе конкретно-всеобщего, закономерного Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия. Между объектом и субъектом познания существуют разные источни-
ки (письменные, археологические и др.) , т. е. социальная реальность предстает в текстах, в знаково-символическом выражении. - Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо в широком смысле весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
Курс лекций
по «Социальной философии»
Все права защищены законом
Коммерческое использование
2006 г.
Тема №8
Общество как объект познания
Тема №8. Общество как объект познания
1. Социальное познание и его особенности
Познание (вообще) – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).
Оно включает в себя: 1) процесс отражения действительности в мозгу человека и 2) ее дальнейшее объяснение.
Понятие объекта и субъекта в гносеологии (в познании):
Субъект познания – тот, кто познает (человек), исследователь.
Объект познания – то, что познается.
Объект познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.
Источники и способы познания : человеческие чувства, разум, интуиция.
(см. виды знания у Спинозы! – эмпиризм, рационализм, интуиция)
Тесная, диалектическая связь чувственного (эмпирического) и рационального и разума.
Ведущая роль у разума, рационального познания (понятийное отражение, абстракции, теоретическое мышление).
Однако, человеческий разум в познании не всесилен.
Т.к.к за его пределами и помимо его действуют силы, ему неподвластные.
См. Кант: «Критика чистого разума» (рационализма).
Иррационализм – критика рационализма, указание на ограниченность человеческого разума в познании. Наличие в мире иррационального фактора и причин (интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.), играющих важную роль в жизни общества и в познании .
Иррационалисты: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Гартман, Бергсон, Хайдеггер и др.
Социальное познание – приобретение и система знаний об обществе (социуме) .
Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).
Особенности социального познания:
1. Сложность и трудность социального познания по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).
2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).
3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.
В качестве объекта выступает:
- деятельность самих субъектов познания (людей);
- взаимодействие между объектом и субъектом познания (т.е. в самом объекте изначально присутствует и его субъект).
Наличие и комбинация всех указанных факторов (особенностей) обуславливает многообразие точек зрения и теорий , объясняющих развитие и функционирование общественной жизни.
Все это определяет особую специфику и трудности социального познания.
Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.
Стороны социального познания:
(онтологическая, гносеологическая, ценностная)
1. Онтологическая сторона – (онтос – сущее) – касается объяснения бытия (существования) общества , закономерностей и тенденций его функционирования и развития, а также человека как члена общества .
Сложность и динамичность общественной жизни (здесь действуют люди, наделенные волей, разумом, своими интересами) – объективная основа сложности данного познания о сущности социального бытия людей и, соответственно, наличия множества различных точек зрения и теорий.
Например : Что же считалось основой бытия общества в истории философской мысли:
Платон: идея справедливости;
Августин Блаженный – божественный замысел;
Гегель – абсолютный разум;
Маркс – экономический фактор;
Фрейд – борьба инстинкта жизни и инстинкта смерти;
Географическая среда – Монтескье, Чаадаев. И др.
Задача социальной науки – найти объективные закономерности , тенденции функционирования и развития общественной жизни.
Вопрос: есть ли они? Если объективных законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, т.к. наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос на сегодня не существует.
Например:
1. Неокантианцы (В.Виндельбанд, Г.Риккерт): никаких объективных законов в обществе нет и быть не может, так как все явления здесь носят неповторимы й и индивидуальный характер.
2. Последователи неокантианцев: само общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий», не как объективная реальность.
Однако, все-таки (?) существуют
Объективные основы существования человеческого общества:
1. Природная основа – общество возникает и развивается объективно, независимо от субъекта познания, от того, познает его кто-либо или нет.
2. Уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей.
Возможно также взаимовлияние самых различных факторов, например, географическая среда или субъективные представления о мире.
2. Гносеологическая сторона социального познания
Связана с особенностями самого социального познания:
Роль общественной практики в социальном познании
Личный опыт познающего субъекта ; (возраст и опыт. Но: Лермонтов – в 15 лет написал пророческое стихотворение «Предсказание» - «Настанет год, России страшный год…»)
Роль социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании;
Возможности человеческого разума в познании общества и человека (Ограничения. Плохо и хорошо, т.к. не знаем своего будущего).
Признание ученым объективного существования общества и наличия в нем объективных законов (или отрицание этого), то есть его позиция по онтологической проблеме социального познания;
Каким образом осуществляется познание общественных явлений;
Каковы возможности их познания и каковы границы познания;
3. Ценностная (аксиологическая) сторона социального познания
(гр. Аксиос – ценный)
Любое социальное познание связано с определенными ценностями исследователя. Эти ценностные приоритеты определяют выбор объекта познания, его методы, специфику истолкования полученных результатов исследования.
Будет ли истинным полученное таким образом знание? Скорее всего – да, т.к. ценностные приоритеты определяют лишь характер и специфику самого исследования, а не существование, функционирование и развитие объекта исследования.
Выводы:
Все три стороны (аспекта) социального познания (онтологическая, гносеологическая и ценностная) тесно взаимосвязаны между собой и образуют целостную структуру познавательной деятельности человека.
Тема №14. Общество как объект познания
Раздел IV. Социальная философия
Тема №13. Познание, его возможности и границы
Познание – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).
Оно включает в себя:
1) процесс отражения действительности в мозгу человека;
2) ее дальнейшее объяснение .
Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).
Объект познания – то, что познается.
Объекты познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.
Осн. источники познания: чувства, разум, интуиция.
Метод познания - система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.
Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносеология!).
Научные методы познания : сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.
Анализ - метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы.
Однако, человеческий разум в познании не всесилен, т.к. за его пределами и помимо него действуют иррациональные силы, ему неподвластные. (См. Кант: «Критика чистого разума» - рационализма).
Иррациональные методы познания - интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.
Формы познания:
1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
2) Формы рациональной , более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.
Уровень познания , опирающийся на повседневный жизненный опыт человека - обыденный .
Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.
Виды истины:
Абсолютная истина – полное, законченное знание.
Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.
Критерий истины , считающийся главным (в первую очередь в марксистской гносеологии) - практика.
Независимость истины от познающего субъекта означает ее объективность .
Скептицизм - философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины.
Темы №14-18
№14. Общество как объект познания
№15. Историческое развитие социальной философии
№16. Общество как целостная саморазвивающаяся система
№17. Основные сферы жизни общества
№18. Духовная жизнь общества
Социальное познание - есть приобретение и система знаний об обществе (социуме) .
Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).
Особенности социального познания:
1. Сложность и трудность по сравнению с другими видами познания (например, природы) из-за высокой разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделенных волей, страстями, желанием и т.п.).
2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).
3. Исторические условия социального познания – определенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.
Отсюда - многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общества.
Все это определяет специфику и трудности социального познания.
Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.
§ 2. Предмет, функции и роль социальной философии
в познании общественных явлений
Социальная философия – одна из социальных наук, изучающих проблемы общества, а также одна из философских дисциплин.
У нее свой особый объект и предмет познания.
Объект познания социальной философии: человеческое общество.
Общество – есть особая форма бытия, отличная от природы, это социальная реальность , основанная на сознательном взаимодействии людей.
Предмет социальной философии - изучение наиболее общихпроблем возникновения, существования и развития общества и человека как члена общества.
Основные направления исследований социальной философии:
1. Закономерности существования и развития человеческого общества;
2. Структура общества, его модели и способы функционирования;
3. Человек как субъект и объект исторического процесса.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - исследование и раскрытие имманентной логики развития человеческого общества, анализ социальных феноменов и процессов. Мир - социальный и природный - многообразен и является объектом как естественных, так и общественных наук. Исследование мира предполагает, что он адекватно отражается в познавательной деятельности субъектов, иначе нельзя было бы раскрыть его внутреннюю логику и закономерности развития. Кроме того, в основе любого познания лежит убеждение в объективности внешнего мира. С.п. обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой самого объекта исследования.
Во-первых, в качестве такого объекта выступает общество, которое одновременно является и субъектом. Физик, например, имеет дело с природой, т.е. с таким объектом, который противопоставлен ему. Во-вторых, общественные отношения имеют свои особенности. На макроуровне они состоят из материальных, политических, социальных и духовных отношений, которые настолько переплетены между собой, что только в абстракции можно оторвать их друг от друга. Но, кроме макроуровня, есть еще микроуровень общественной жизни, где связи и отношения различных элементов социума носят еще более запутанный и противоречивый характер, их раскрытие тоже представляет немало сложностей и трудностей. В-третьих, С.п. имеет не только непосредственный, но и опосредствованный характер. Одни явления отражаются непосредственно, а другие - опосредствованно. Так, политическое сознание отражает политическую жизнь непосредственно, т.е. оно фиксирует свое внимание только на политической сфере общества. Что касается такой формы общественного сознания, как философия, то она опосредствованно отражает политическую жизнь в том смысле, что политика не является для нее прямым объектом исследования, хотя те или иные аспекты ее философия затрагивает. В-четвертых, С.п. может осуществляться через ряд опосредствующих звеньев. Это значит, что духовные ценности в виде определенных форм знаний об обществе передаются из поколения в поколение, и каждая генерация использует их при изучении и выяснении тех или иных сторон социума. Ни один историк античности не может проигнорировать исторические труды Геродота и Фукидида. И не только исторические произведения, но и философские работы Платона, Аристотеля и других корифеев древнегреческой философии. В-пятых, субъекты истории не живут изолированно друг от друга. Они принадлежат к определенным группам, сословиям и классам. Поэтому у них формируется не только индивидуальное, но и сословное, классовое, кастовое сознание и др., что тоже создает определенные трудности для исследователя общества. В-шестых, общество изменяется и развивается быстрее, чем природа, и наши знания о нем быстрее устаревают. Поэтому необходимо их постоянно обновлять и обогащать. В-седьмых, С.п. непосредственно связано с практической деятельностью людей, заинтересованных в том, чтобы использовать результаты научных исследований в своей практической деятельности.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 536.