Основные черты политической системы общества. Политическая система общества. Понятие политической системы


Политическая система: понятие, структура и функции

Выполнил студент 2-го курса

12-й группы дневного отделения

Путятин Д. Г.

Понятие политической системы...................................................................................3

Структура политической системы................................................................................7

Функции политической системы............................................................................ .....10

Литература......................................................................................................................15


«Ассоциация может быть названа политической постольку, поскольку принудительное введение ее порядка осуществляется постоянно на данной территории путем применения или угрозы применения физической силы со стороны административного аппарата».

Макс Вебер.

Понятие политической системы

Понятие «политической системы» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной, и функциональной сторонах политики.

Прежде чем раскрыть понятие политической системы необходимо кратко остановиться на интерпретации понятия система и определить его смысл применительно к социально – политическим явлениям.

Понятие системы очень широко и общо. В очень широком значении его можно определить как «взаимозависимых элементов, т. е. они так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменяться остальные тоже и, следовательно, изменится вся совокупность», писал Людвиг фон Берталанфи. Таким образом, уточнение понятия имеет огромное значение.

Система (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в.: а) в рамках так называемой «общей теории систем», преимущественно на уровне биологических организмов (Л. Фон Берталанфи – основатель школы, М. Месарович, А. Раппопорт, У. Эшби и др.); б) в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Бир и др.); в) в социологии (Ч.Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.); г) в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.), позднее в «менеджеризме»; д) в экономике (В. Леонтьев).

Из отечественных ученых следует отметить А.А. Богданова (Малиновского), работы которого посвящены общей организационной теории. Его труд «Тектология» (1912 г.), в некотором роде эскиз общей теории систем, представляет значительный интерес и в настоящее время, а некоторые идеи Богданова были развиты кибернетикой. В теорию систем внесли свой вклад А.А. Гастев, П.К. Керженцев, О.А. Ерманский, А.И. Берг, В.М. Глушков.

Таким образом, в разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области следует отметить плодотворные попытки В.Г. Афанасьева, А.К. Белых, Ф.М. Бурлацкого и др.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который определял политическую систему как подсистему общества, назначение которой, определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений. Но это было только начало. Основателем же теории политических систем считается американский политолог Д. Истон.

Нередко и у нас, и на Западе имеет место фактическое отождествление понятий "политическая система" и "системный подход" в политике. Такое смешение не чуждо таким известным политологам Запада, как Д. Истон, К. Дойч, М. Дюверже и др. Однако не составляет труда доказать, что системный подход является одним из методологических направлений в политологических исследованиях и его никак нельзя путать с политической системой. Это разноплановые категории, которые нельзя смешивать без существенных издержек с точки зрения качества и достоверности результатов исследования.

Большинство западных политологов под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе. Одно из них принадлежит Д. Истону, по мнению которого "можно идентифицировать политические взаимодействия (интеракции) в обществе как его политическую систему, нежели как правительство, государство, власть или комплекс процессов принятия решений". Как считает Истон, "мы можем охарактеризовать политическую систему как поведение или комплекс взаимодействий, с помощью которых достигается и осуществляется для общества властное размещение ресурсов (или обязывающие решения)". При таком подходе под данное понятие подводится почти любое общественное отношение, в котором имеет место оказание политического влияния или принятие авторитетно властных решений. Политическая система предполагает наличие не только системы отношений, но и в первую очередь структур институциональной инфраструктуры, на основе которых могут развертываться эти отношения. Как подчеркивал Т. Парсонс, структура составляет "анатомию" социальной системы, а функции - ее "физиологию". Этот постулат в не меньшей мере верен и применительно к политической системе.

Справедливости ради следует отметить, что в принципе сторонники системного анализа, например Г. Олмонд, признают необходимость выделения при анализе политической системы структур, выполняющих политические функции. Но при этом, определяя политическую систему как "набор взаимодействующих ролей, или ролевую структуру", Олмонд понимал под структурой "стандартизацию взаимодействий". Исходя из этого, определял уже саму политическую систему как "стандартизованное взаимодействие ролей, влияющих на решения, подкрепленные угрозой физического принуждения". Очевидно, что при таком подходе вопрос об институциональной структуре, "анатомии" политической системы как бы теряет актуальность.

Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию решений к принятию политических решений в сфере государственных отношений.

С точки зрения Уорда и Макридиса, политической системой является механизм выявления, постановки проблем, выработки и принятия решений в сфере государственных отношений.

Ряд политологов предполагают, что политическую систему необходимо связывать, прежде всего, с теми субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер. И саму политическую систему необходимо рассматривать как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нормативно закрепляют отдельные виды политических отношений. В этом усматривается специфика данного понятия, которая и дает ему право на существование. При этом нужно исходить из того, что властные отношения в современном обществе реализуются, главным образом, через политические институты. Мельник

Первой исторической формой таких институтов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институциональный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-властными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.

Разумеется, политическая жизнь общества не ограничивается деятельность политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти.

Таким образом, по их мнению, политическую систему общества можно определить как комплекс соответствующих институтов (государство, партии, общественные объединения), складывающихся между субъектами политики отношений и регулирующих эти отношения политических и правовых норм. Данный подход к пониманию политической системы характерен и для ряда зарубежных авторов, в числе которых американский политолог Майкл Паренти. Под политической системой он подразумевает различные органы государственной власти, а также политические партии, законодательство, лица и группировки представителей частных интересов, которые воздействуют на государственную власть.

Структура политической системы

Среди политологов не наблюдается единства мнений относительно структуры политической системы.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).

Соловьев А.И. в качестве основополагающих структурных компонентов политической системы выделяет следующие:

Институциональный, раскрывающий наиболее характерные для данного общества способы артикуляции и агрегирования социальных интересов; тип формирования политических ассоциаций, партий, групп интересов; набор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной борьбе за власть; особенности электоральной системы, государственного строя и т.д.;

Нормативный, характеризующий устоявшийся в обществе тип принятия решений; господствующие методы политического принуждения; формы государственного контроля за принятыми решениями; технологии контроля общественности за властью; особенности конституционной и судебной систем; принципы и нормы политической этики и т.д.;

Информационный, демонстрирующий принятый в обществе тип культурного языка; традиции, обычаи, символы, ритуалы, используемые для обеспечения политического процесса; особенности политической семантики, форм межличностного и межгруппового общения и т.д.

Существует и другая структура политической системы общества предложенная Мельником В.А. Он включает в структуру политической системы следующие элементы: государство, политические партии, общественные организации и движения, политические и правовые нормы.

Мельник В.А выделяет несколько свойств государства, которые придают ему статус основного компонента политической системы: во-первых, это право государства на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы; во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов общества.

Политические партии не являются непосредственно органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии является достижение политической власти, борьба за овладением органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Партия учувствуют в разработке политического курса страны и его осуществления, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование представительных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, общественной организацией является также церковь. Политическая роль каждой из этих объединений выражается в оказании влияния на ход избирательных компаний, а также давления на политические партии и органы государства. Некоторые из общественных объединений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР.

Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики – как первичными, так и вторичными. Политическая норма – это образец, привило, принцип деятельности, признанный субъектом политики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные, универсального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются одновременно и правовыми нормами. Совокупностью политических и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.

Функции политической системы

Надо отметить, что среди политологов существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Видно, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки.

Одна из важных характеристик политической системы – это рассмотрение ее в качестве системы управления, призванной гибко адаптироваться к меняющимся условиям общественного развития. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ее функций с помощью тех или иных методов и средств, отражающих конкретно-историческую обстановку.

Функции политической системы определяют ее структуру, институты и процесс действия. В научных исследованиях функции, однако, выделяются очень редко. Возможно, это происходит потому. Что раскрытие природы политической системы, призванной воплощать власть класса, народа и достигать удовлетворения классовых, общественных интересов, признается достаточным для выражения направленности ее деятельности. Но этого мало, поскольку при таком подходе не выявляется в полной мере содержательность действия системы в целом. Ведь функционально-целевое единство служит одной из ее определяющих характеристик.

Определение функций политической системы не простое дело, поскольку нельзя механически переносить функции составных частей на функции в целом, ведь первым присущ собственный набор функций.

В связи с изучением функциональных аспектов развития политической системы требуется уточнить само понятие «функции». Оно обычно используется в трех смыслах: как определение задачи, как деятельность и как результат или вклад. Адекватным определением понятия «функция» является характеристика его как свойства субстанции, находящей свое проявление в определенном роде деятельности.

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции: система должна соответствовать своей «модели», особенно в аспекте управления и короля над обществом; она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами; она должна интегрировать свои функции и задачи, т.е. определять отношения между составляющими ее элементами; система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие меры, ориентировать на них население.

В связи с этим, по мнению Краснова Б.И, основными функциями политической системы как единого целого являются следующие:

Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными (по времени осуществления); экономическими, социальными, политическими, идеологическими (по содержанию). Бесцельная политика – это кризис развития общества;

Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление его целей и задач;

Укрепление единства общества;

Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

Урегулирование конфликтов. Любая политическая инстанция, обладающая монополией на законное принуждение, порождена необходимостью справляться с конфликтами.

Говоря о функциях политической системы, мы собственно, ведем речь о «работе» политической системы, ее функционировании.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения. Лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них – отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации или ориентация на личный успех, дающей уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществлять с помощью политической рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Литература

Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. - №5. – С. 67 – 80

Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5. С. 83.

Жан-Мари Денкэн «Политическая наука» Издательство МН ЭПУ Москва 1993

Основы теории политической системы. – М., 1985. – 248 С.

Соловьев А.И Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб для ВУЗОВ. – М.: Аспект Пресс, 2001.–559 С.

Г.А. Белов «Политология». Учеб. Пособие. – М.: ЧеРо, 1996

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 432 с.

Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

К.С. Гаджиев Политическая наука Пособие для преподавателей, аспирантов, и студентов гуманитарных факультетов. Москва 1994 г.


См.: Жан-Мари Денкэн «Политическая наука» Издательство МН ЭПУ Москва 1993

См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. - №5. – С. 67 – 80

См.: К.С. Гаджиев Политическая наука Пособие для преподавателей, аспирантов, и студентов гуманитарных факультетов. Москва 1994 г.

См.: Г.А. Белов «Политология». Учеб. Пособие. – М.: ЧеРо, 1996

См. напр.: Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

См. напр.: Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5. С. 83.

См.: Соловьев А.И Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб для ВУЗОВ. – М.: Аспект Пресс, 2001.–559 С.

См.: Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

См.: Основы теории политической системы. – М., 1985. – 248 С.

См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. - №5. – С. 67 – 80

См.: Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 432 с.

Понятие политической системы является одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой. Данное понятие позволяет, с одной стороны, выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни, а с другой – свести воедино основные элементы политической жизни общества.

Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.

Анализ функционирования политической системы предполагает характеристику ее внутренней структуры. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве своих частей. В то же время она состоит из относительно самостоятельных подсистем.

В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:

1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.

Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.

2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.

Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.

3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.

Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.

Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.

5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.

Каждая из главных подсистем политической системы общества организована на трех уровнях власти:

Мегауровне (центральный аппарат государственного управления);

Мезоуровне (региональная и муниципальная власть);

Неинституционализированном микроуровне (массовое участие общественных групп и граждан в политике).

Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.

Политическая система призвана решать следующие задачи:

Политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

Согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);

Ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);

Восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).

Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем:

Демократия

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит много аспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы, и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Системность

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. {2}

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

1.Понятие «политическая система общества» ее структура и функции.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. {1}

ТЕМА 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Сущность, структура и функции политической системы.

Политическая система является одной из систем об­щества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой дея­тельности. Специфика политической системы проявляет­ся, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для все­го общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки об­щества, которая предопределяется экономическим бази­сом. В-третьих, она имеет относительную самостоятель­ность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, фун­кций и ролей. Отношения в ней регулируются специаль­ными правовыми и политическими нормами.

Политическая система общества - это система по­литических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политичес­ких субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.

Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним мож­но отнести:

Определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;

Мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

Политическую социализацию общества;

Формирование политического сознания граждан;

Политическую связь элементов системы, системы и среды;

Укрепление общественно-политического строя, обеспечение его безопасности;

Нормотворчество;

Легитимацию, т.е. достижение максимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

В структуре политической системы выделяются следу­ющие ее основные элементы: политические организации и институты; политические и правовые нормы, политичес­кие отношения, политическое сознание и политическая культура В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.

Составной частью, фундаментом политической систе­мы является политическая организация общества. Она представляет собой совокупность конкретных институтов, которые взаимодействуют с массами, осуществляют волю определенных социальных групп. Политическая органи­зация цементирует политическую систему в целостный ор­ганизм, придает ей устойчивость, формирует средства воз­действия на общество, создает нормы политической жизни. Посредством политической организации обеспечи­ваются необходимые организационные формы и возмож­ности участия масс в управлении обществом, их влияние на принятие государственных решений.

Все структурные элементы политической системы вза­имосвязаны друг с другом. Например, партии тесно связа­ны с политической идеологией, государство - с правом. Политическая культура накладывает отпечаток на все эле­менты политической системы. Вместе с тем каждый из элементов политической системы обладает своей определен­ностью и самостоятельностью.

Политический институт - это самостоятельное яв­ление политической жизни, элемент политической систе­мы (государство, политические партии, общественные ор­ганизации, коллективы, избирательные системы).

Важный признак политических институтов состоит в том, что они активно взаимодействуют в процессе осущес­твления власти и социального управления, причем как по горизонтали (государство, партии, избирательные систе­мы и т д.), так и по вертикали (политические институты страны, области, района).

Среди политических институтов важнейшее место за­нимает государство, которое представляет все общество, обладает суверенитетом в рамках государственных границ и независимостью за их пределами.

Институтом любой развитой политической системы яв­ляются политические партии, играющие значительную роль в жизни современного общества. Для их деятельнос­ти характерны усилия на объединение различных соци­альных слоев и групп вокруг своих идей и программ для достижения политических целей.

На политическую жизнь того или иного общества силь­ное влияние оказывают такие элементы политической сис­темы, как общественные организации и движения, тру­довые коллективы, церковь, средства массовой информации . Без них невозможны ни эффективное управ­ление, ни развитие демократии. Чем более развиты в об­ществе разнообразные политические институты, тем бла­гоприятнее их влияние на общественное развитие.

Важным элементом политической системы является также совокупность социально-политических норм, осно­ву которых образует право. Именно право служит глав­ным нормативным регулятором всех общественных отно­шений, нормативной базой функционирования как государственных, так и общественных организаций.

Эти нормы регулируют политические отношения в об­ществе, через них официально признаются и закрепляются определенные социальные интересы и политические ус­тои. Правовыми нормами являются прежде всего конституции, на которых базируются законы и другие нормативные акты. Важную роль в осуществлении поли­тической деятельности играют нормы, создаваемые общес­твенными организациями, прежде всего уставные, кото­рые регулируют отношения внутри них.

В систему социально-политических норм, кроме того, входят политические традиции и обычаи, моральные нор­мы, соблюдение которых особенно необходимо в условиях демократического общества.

В состав политической системы общества входят и по­литические отношения. Это отношения политических субъектов, разновидность общественных отношений, ко­торые формируются в процессе осуществления политичес­кой власти.

Политические отношения как элемент политической системы складываются в зависимости от наличия тех или иных классов, социальных групп, типа государственного устройства, однопартийной или многопартийной системы, формы управления, установившегося режима.

Один из элементов политической системы - полити­ческое сознание. Сюда входят политическая идеология и психология, которые влияют на мировоззрение и полити­ческие убеждения людей, на процесс формирования об­щественного мнения, а все вместе - на политические от­ношения и процесс функционирования политической системы.



Политическая система общества адекватно отражает изменяющиеся условия, рост политической и общей куль­туры.

Политическая культура - это элемент политичес­кой системы, определяющий уровень, характер и содер­жание политических знаний, идеологию, ценности, тради­ции, убеждения, навыки и действия.

Политическая система не должна уподобляться закры­той системе, где процесс принятия политических решений зависит от немногих людей, не контролируется народом.

Типология политических систем.

В отечественной полити­ческой литературе длительный период выделялись два ти­па политических систем: буржуазная и социалистичес­кая. Однако в наше динамичное время эта типология не может быть исчерпывающе объективной в силу ряда об­стоятельств, новых явлений жизни. В частности, многие капиталистические государства в настоящее время могут быть с достаточными на то основаниями по ряду призна­ков разделены на государства капиталистического класси­ческого типа и социал-демократической направленности. Во многих буржуазных странах уровень социализации капитала и обобществления производства достиг такой степени, что явно просматриваются элементы социализма. И поэтому анализировать и оценивать социально-эконо­мические структуры как чисто капиталистические было бы неправильно.

Политическая система общества – организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Формы политических систем:

· Демократия

· Теократия

Выделяют следующие компоненты политической системы, определяющие каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны:

· организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурныйкомпонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороныполитической власти

И политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).


8.Политические режимы, их классификация.

Политические режимы – совокупность средств и методов осуществления политической власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Характер пол. режима определяется:

интересами политических групп, на которых опирается режим демократичностью средств и методов властвования ролью насилия и принуждения в гос. Управлении соблюдением правителем законов отношением власти к правам и свободам человека уровнем пол. Участия и пол. Культуры граждан возможностями свободного соперничества правящей и оппозиционной элит

Признаки демократического режима:

Источник власти – народ; наличие «среднего класса» - соц. Основа демократии; гос. Устройство по принципу «разделения властей»; разрешено все, что не запрещено законом; пол. Плюрализм, благоприятные условия для развития гражданского общества

Признаки тоталитарного режима:

Всеобъемлющий контроль гос-ва над обществом; доминирование адм.-командных методов управления обществом; глава гос-ва и правительства – лидер, не подотчетный гражданам; принцип «запрещено все, что не разрешено законом»; власть манипулирует общественным сознанием и поведением

Неограниченная власть одного лица или гос. Органа; методы принуждения, стремление к тотальному контролю над обществом; закрытые методы подбора и выдвижения гос. Лиц; система запретов; структуры гос-ва манипулируют сознанием и поведением граждан

Олигархия – власть немногих, форма гос. Управления, при кот. Управляет обществом небольшая группа представителей финансового капитала.

Полития – гос. Правление, сочетающее принципы монархии, аристократии и народовластия.