Организация нетрадиционных форм работы с родителями. Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в современном доу на примере крыловского сада. «Педагогическая конференция - аукцион»

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Дошкольное образовательное учреждение - это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями. Стоит отметить что, какой бы высокой ни была квалификация педагога, как бы глубоко не продумывались содержание и формы образовательной деятельности с детьми, положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Партнерское взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников предполагает: - взаимо помощь,

Условия успешной работы с родителями:

  • изучение социального состава родителей, уровня образования, социального благополучия, выявление семей группа риска;
  • дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • целенаправленность, систематичность, плановость;
  • доброжелательность и открытость.
  • Формы взаимодействия с семьей.

Среди традиционных форм взаимодействия детского сада и семьи выделяют:

  1. Знакомство с семьей : встречи-знакомства, анкетирование семей.
  2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса : дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление визуального ряда посредством создания и размещения информационных стендов, альбомов, папок организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток.
  3. Образование родителей : проведение родительских собраний, всеобучей, лекций, семинаров, семинаров-практикумов.
  4. Совместная деятельность : привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Остановимся более подробно на нетрадиционных формах взаимодействия с родителями воспитанников, которые являются наиболее актуальными. Среди нетрадиционных форм работы с родителямиможно выделить следующие подгруппы: познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно-информационные

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационноаналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов

родителей, уровня их педагогической грамотности

⁻ Проведение социологических опросов

⁻ Анкеты

⁻ Индивидуальные беседы

⁻ Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства)

⁻Переписка по электронной почте

Познавательные

Ознакомление родителей с

возрастными и

психологическими

особенностями детей

дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических

навыков воспитания

⁻ Семинары-практикумы

⁻ Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

⁻ Мини-собрания

⁻ Педагогическая гостиная

⁻ Устные педагогические журналы

⁻ Исследовательская, проектная деятельность

⁻Интернет-журнал

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами,

⁻ Совместные досуги, праздники

⁻ Интерактивные досуговые мероприятия

родителями, детьми

⁻ Выставки работ родителей и детей

⁻ Семинары

⁻ Мастер-классы

⁻ Дни добрых дел

⁻ Турниры знатоков

Наглядноинформационные: информационно-

ознакомительные; информационнопросветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,

особенностями

воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии

⁻ Буклеты

⁻ Электронные газеты

⁻ Дни (недели) открытых дверей

⁻ Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

⁻ Выпуск стенгазет

⁻ Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

⁻ Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

Ниже представлены некоторые формы проведения нетрадиционных родительских встреч в детском саду:

"Педагогическая гостиная"

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На таких встречах обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что воспитатель ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких встречах подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Педагогическая конференция»

При подготовке мероприятия поводится подготовительный этап, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

За две недели до встречи родителям раздаются материалы на определенную тему, воспитатель просит прокомментировать то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, встреча во второй младшей группе может быть посвящена теме

«Кризис 3-х лет».

Родителям предлагается прокомментировать несколько высказываний классиков: как они понимают это высказывание, затем родители и педагоги дают свои советы по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

«Педагогическая конференция - аукцион»

«Семинар-практикум»

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Например, если встреча посвящена теме детских страхов, то в качестве ведущего такой встречи будет выступать педагог-психолог. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления, могут обыгрываться небольшие ситуации.

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок - левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Мастер-класс»

На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д.

«Ток-шоу»

Встреча, организованная в такой форме подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо.

Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Тренинг»

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тренинговые задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др.

Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

Методы активизации родителей:

На родительских встречах нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей.

«Мозговой штурм» - это метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос» - этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений» - такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.

Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

«Ассоциации» - на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы). Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, встреча на тему «Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.

«Коллективная запись» - каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен?», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. При этом вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда?

Этот метод подходит для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии. Можно также объединять эти вопросы между собой, чтобы получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 4 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители могут увидеть и нестандартные пути их решения.

«Мини-эксперимент». Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу.

Разделы: Работа с родителями

  1. Актуальность проблемы.
  2. Организация взаимодействия педагогов и семей воспитанников.
  3. Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей.
  4. Формы, методы и средства взаимодействия.
  5. Заключение.

Актуальность

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности ДОУ. Взаимодействие родителей и педагогов исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы), то для родителей наиболее значимо – как “вписывается” и в режим, и в реализацию программы их ребенок.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Очень много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.

С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике. Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Нетрадиционные формы работы с родителями – т.е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого.

Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:

  • привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка
  • целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения
  • формирования активной позиции воспитательной роли семьи

Организация процесса взаимодействия педагогов и семей воспитанников

Основной аспект плодотворного взаимодействия педагога и родителя, по мнению авторов, строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

  1. Психология доверия. Родители, должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку. Воспитатели, в свою очередь не должны торопиться с оценками в его развитии.
  2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями.
  3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей (таблица контроля в приложении).
  4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, присутствовать на занятиях, во время режимных моментов, практикуется в “Дни открытых дверей”, по просьбе педагога, либо по желанию родителей.
  5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания (собрания-дебаты, индивидуальное общение, встречи по интересам в “Родительском клубе”)
  6. Дифференцированный подход. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания (например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон)

Реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях:

Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей

Формы, методы и средства взаимодействия педагогов и семей воспитанников

Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это:

  • групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов,
  • “Родительский клуб”, мастер классы для родителей
  • “Дни открытых дверей”,
  • проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т.п.);
  • организация проектной деятельности педагог – дети – родители
  • оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей

Традиционной формой работы с родителями в любом образовательном учреждении является родительское собрание. Мы проводим собрания в нетрадиционных формах.

Собрания

Собрания – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей. Приобщение родителей к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой папы и мамы размышляют над проблемами воспитания, им доставляют удовольствие совместные с ребёнком игры, общая командная победа. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Мы считаем, что собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т.к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для “галочки”, а для пользы дела. Н.М. Метенова рассматривает нетрадиционную методику проведения. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Мы разработали этапы или методы работы педагога с родителями с целью привлечения родителей к посещению собрания.

  1. Обдумать оригинальное нестандартное название мероприятия.
  2. Лично пригласить, поинтересовавшись удобным временем для посещения, предоставив выбор, не позже чем за неделю-две до собрания.
  3. Заинтересовать объявлением по собранию в рекламной форме (оформить рекламный буклет), оставив недосказанность, интригу.
  4. Включить в собрание выступление детей по теме собрания, видеозапись и др. сюрпризные моменты, проинформировав об этом родителей.

Начнем с первого этапа “обдумать оригинальное нестандартное название”.

1. Оригинальное название и приглашение на мероприятие имеют большое значение в привлечение родителей к самому мероприятию, чем интересней оно будет называться и чем эмоциональней будет продуман текст приглашения, тем больше шансов, что мероприятие посетят наибольшее количество родителей. Придумать название не сложно, главное, чтобы оно затрагивало современные запросы общества, запросы родителей, завуалировав тем самым скучную по меркам родителей педагогическую тему. Например, тема общего родительского собрания “Мой ребенок будущий миллионер”, цель показать родителям, что у ребенка миллион возможностей, задатков, талантов нужно их только помочь раскрыть, а поможет в этом игра. Всеобуч для родителей по сюжетно-ролевой, дидактической игре, а также играм-макетам, которые несложно сделать дома совместно с ребенком. Следующее собрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”. Цель: помочь родителям понять важность развития речи в дошкольном возрасте, научить родителей некоторым приемам развития речи.

2. Конечно, немало важным является и то, когда и как вы пригласите родителей на собрание или другое мероприятие информационного, просветительского характера.

Начнем со времени “когда”, под понятием времени в данном случае подразумевается насколько заранее, вы приглашаете родителей за день, два или неделю до собрания. За две недели до собрания это оптимальный период времени, когда родители могут скоординировать свои планы. Вы можете в течение этого времени готовить их к мероприятию посредством приглашений, объявлений, индивидуальных бесед и др. Раньше, чем за две недели возможно родитель передумает из – за длительной отсрочки мероприятия, а позже не успеет проникнуться идеей. Во все нужна мера.

3. Как пригласить на собрание? Есть некоторые тонкости и в этом вопросе. Можно кратко изложить тему собрания, оставив недосказанность. Включить в приглашение текст, который заинтересовал бы родителей темой собрания, это могут быть выдержки из актуальности темы, например,

Дорогие наши мамы и папы”

В преддверии праздника “День семьи” приглашаем Вас посетить конференцию на тему “Ребенок и компьютер или ребенок и книга”.
Бесконечное сидение у телевизора, компьютера может отрицательно сказаться на здоровье ребенка, на его поведении, на взаимоотношениях в семье.
Специалисты утверждают, например, что немало семей распадается оттого, что семейный ужин, который еще недавно был символом семейного счастья, с появлением телевизора превратился в “кинозал”.
Отсутствие общих тем для разговора, глухое недовольство тем, что включили не тот канал, не тот фильм, не ту передачу, – все это отнюдь не способствует укреплению семейных уз.
Однако периодические просмотры телевизионных передач, работа с компьютером не могут принести так уж много вреда…
Какие плюсы и минусы СМИ и книг для семьи вы можете узнать на конференции. Приглашаем Вас, будем очень рады, обещаем интересную форму проведения.
Конференция состоится 20__ года
в музыкальном зале в 17.30”

4. Также посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям.

Cобрание “Искусство самопрезентации. Ребенок и общество”.

Уважаемые родители!

Все родители без исключения, хотят видеть своих детей здоровыми и успешными. Чтобы они шли по жизни с гордо поднятой головой и были уверены в себе.
А для этого не мало важно овладеть искусством самопрезентации. Что же такое самопрезентация, какие ее главные составляющие вы можете узнать на родительском собрании, которое пройдет …..в……
Также для вас выступят дети со сказкой…..
Приходите, будем рады встрече с вами!!!

Но если собрание было не продумано в плане организации, подбора материала оно обречено на неудачу, а вместе с тем в следующий раз родители десять раз подумают прийти ли к вам на мероприятие. Мы выявили следующие возможные положительные и отрицательные стороны организации и проведения собрания:

положительные

отрицательные

Нетрадиционная форма проведения (конференция, дебаты, мастер-класс, деловая игра и др.)

Ограничено во времени

Собрание длится больше 1 часа

Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, ДОУ

Тема без учета возможных трудностей, интересов родителей

Качественно подготовленное собрание

Слабое, плохо подготовленное собрание

Проходит в форме диалога. Родители непосредственные участники, обсуждают, спорят, доказывают

В форме монолога. Родители только слушают.

Привлечение узких специалистов ДОУ, выступления детей (музыкальная композиция, сценка, подарки друг другу)

Выступает один воспитатель

Исходя, из всего выше сказанного можно прийти к выводу: для того, чтобы мероприятие прошло успешно воспитателю необходимо заинтересовать родителей, узнать интересы и вопросы самих родителей, привлечь их внимание к проблеме, качественно подготовить собрание, что нетрудно сделать, используя все выше перечисленные методы.

Родители регулярно (и многие с удовольствием) посещают родительские собрания. Практически во всех группах родители активно включались в обсуждение педагогических проблем, связанных с воспитанием собственного ребёнка. Вот только некоторые отзывы о проведенных собраниях:

“Огромное спасибо организаторам за создание и проведение этой конференции “Искусство самопрезентации”. Все предоставленные доклады, игры и упражнения были интересными и познавательными…” И.В. Рочева

“Собрание понравилось, особенно, тем, что можно было активно дискутировать на определенную тему. Очень много полезной информации и позитива. Спасибо организаторам” Захарова.

Родительский клуб

Это одна из интересных форм работы, которая имеет большой успех у родителей детей разных возрастных групп. Прежде, чем начать работу в данной форме, были запущены опросники с перечнем тем на выбор родителям. Затем составлялся план работы по актуальным темам для родителей и готовился материал информационного и практического характера. Вот некоторые из тем родительского клуба: “Страна пальчиковых игр. Развитие мелкой моторики руки”, “Права детей. Кто их защитит”, “Досуг семьи – как его проводить”. Родители во время таких встреч узнавали новое для себя в плане воспитания, обучения детей, а также могли обсудить некоторые трудности в общении с детьми по данной теме друг с другом. Также большое удовольствие родители получали при выполнении какого– либо практического занятия, которое потом могли дома применить вместе с ребенком (бумажная пластика в изо деятельности, пальчиковые игры, игры – забавы своими руками и многое другое).

Дни открытых дверей (технология организации)

По мнению авторов: О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А. А. Майер появление у родителей желания разобраться, чем живет, чем занимается ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проделанной с ними работы. Проанализируем наиболее распространенные виды проведения Дней открытых дверей, практикуемые в нашем ДОУ. Основной критерий анализа – цель, поставленная коллективом педагогов. Одна из них – ознакомление родителей вновь прибывших детей с детским садом, распорядком дня, деятельностью детей, требованиям к ним. Характерно, что первый для родителей День открытых дверей иногда дает два противоположных эффекта: один успокаивает настолько, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду (“Там все так хорошо устроено, что не о чем беспокоиться). Другой, напротив, побуждает этот интерес (“Я и не думал, что с малышом столько проблем”).

Дни открытых дверей на сегодня, самая популярная форма среди родителей взаимодействия с ДОУ. Педагоги приглашают родителей в один из дней, информируют заранее о мероприятиях, проводимых в детском саду. Так как в основном родители работают, то могут выбрать режимный момент или занятие, время посещения, когда им удобно будет прийти в группу. Родителям предлагается понаблюдать за ребенком в разных ситуациях: на занятии познавательного характера, на музыкальном, творческом (рисование, лепка) занятии. В игровой деятельности, когда можно увидеть, как взаимодействует ребенок со сверстниками. И просто узнать, чем живет ребенок в детском саду.

Рассчитывая на результат, о чем говорилось выше, педагогический коллектив стремиться “озадачить”, а не успокоить родителей воспитанников. День открытых дверей предоставляет для этого наилучшие возможности благодаря особой наглядности: ребенок наблюдается в обычной для него обстановке, его действия и поведение воспринимаются в контексте реальных взаимоотношений с окружающими. Данная форма работы с родителями отличается тем, что в ней познавательное начало как бы скрыто за внешней видимостью обычного знакомства с жизнью детей. Подготовить хорошее занятие, организовать игру или обогатить воспитательными приемами прогулку-это всего лишь полдела. Не менее важно найти формы объяснений, позволяющие действительно научить даже тогда, когда человек на это не настроен: он шел в детский сад, руководствуясь желанием просто посмотреть.

Подготовка к открытому занятию для родителей включает не только моменты, предусмотренные методическими рекомендациями, но и тщательное обдумывание сведений, сообщаемых присутствующим. Объяснения даются вначале (вступительная беседа) и в конце как заключение. Они должны быть изложены последовательно и в доступной для родителей форме.

Наиболее рациональна следующая структура вступительной беседы: вначале сформулировать воспитательные цели, затем указать, какая задача ставится перед детьми и каким образом они должны ее разрешить. Анализ должен касаться особенностей деятельности успеха или неуспеха.

Помимо дифференцированного подхода возникают требования к отбору деятельности для наблюдения. Успешность любых видов деятельности определяется тем, как дети овладели необходимыми знаниями и умениями. Важно довести до сознания родителей, что занятия с ребенком (физические упражнения, изобразительное творчество, ручные поделки и т.д.) помогут ему достичь лучших результатов. Если же объект наблюдения носит показательный, а не учебный для родителей характер, то и требования к нему иные (тогда его следует отнести к разряду досугов, развлечений). Участие родителей в досуговых мероприятиях также способствует установлению доброжелательных отношений между взрослыми и детьми, создают атмосферу праздника, радости и взаимопонимания. Вместе с тем любые соревнования чреваты для дошкольников сложными переживаниями, поэтому требуют большой осторожности и не могут проходить без комментария взрослого, умело расставляющего нужные акценты.

Газета для родителей

Ещё одна новая форма взаимодействия педагогов и родителей – родительская газета. Выпуском газеты “Здоровый образ жизни детей в детском саду и дома” нам хотелось придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада в направлении “Физическое воспитание”, обеспечить единства физического воспитания в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей дошкольного возраста; обеспечение своевременной информации об особенностях работы нашего дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Мы решили, что газета поможет сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. И это удалось сделать.

Групповая родительская газета стала эффективным способом педагогического информирования родителей о возможных мероприятиях с детьми дома и в саду по проблеме укрепления здоровья дошкольников, развитии их двигательной активности.

Преимущество групповой газеты в том, что она строго ориентирована на конкретных родителей, учитывает уровень их образования, запросы, интересы. А, главное, газета пишет о наших детях, их достижениях и их проблемах. Газета читается родителями. Газета для родителей, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можно читать, можно просмотреть, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка.

Выпуск газеты – достаточно трудоемкая работа, требующая определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т.к. наша газета не традиционная как из типографии, а сделанная своими руками. Все педагоги, работавшие над выпуском газеты, искренне стремились выполнить это дело компетентно и качественно. Основные критерии, на которые ориентировался педагог при выпуске газеты:

наличие информации о:

  • мероприятиях группы с детьми в данном направлении
  • информационных рубрик с привлечением специалистов, ст. медсестры
  • эстетичность, оригинальность оформления газеты
  • размещение в уголке для родителей

Детский сад - это первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья ребёнка, а его роль - дополнить воспитание и образование, которое дошкольник получает дома. Кажется очевидным то, что для этого нужно тесное сотрудничества между педагогами и родителями, но на практике оно не устанавливается.

Результаты исследования, которое приводит Н. Л. Антонова в статье «Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании» говорят о том, что родители и педагоги чаще всего настроены на принятие ситуации как есть, а не на то, чтобы выстраивать партнёрство и сотрудничество. Причин тому несколько:

  1. Разное представление того, какова роль детского сада. Родители считают, что основная причина пребывания их ребёнка там — сохранение и укрепление физического здоровья, а педагоги видят развитие способностей как основную задачу.
  2. Занятость родителей является барьером становления партнёрских отношений и причиной того, что роль инициатора почти всегда достаётся воспитателю.

Вывод напрашивается сам собой — нужно и семью просвещать в вопросах педагогики, и воспитателю совершенствовать своё мастерство, при этом важно владеть большим набором методов работы с родителями в ДОУ, чтобы знать, как заинтересовать в сотрудничестве каждую семью. Примерно того же требует и законодательство, о чём вы можете прочитать подробнее в статье «Работа с родителями в ДОУ» (мы не будем останавливаться подробно на рассмотренных в ней формах взаимодействия с родителями).

Традиционные формы работы с родителями в ДОУ

  1. Родительское собрание.
  2. Посещение семьи ребёнка . Это помогает установить контакт с ребёнком, его родителями, окружением, выяснить как проходит домашнее воспитание и обучение. Первое посещение нужно для того, чтобы выяснить общие условия, последующие же — должны планироваться и предусматривать более конкретные задачи, например, обсуждение педагогической литературы.
  3. День открытых дверей . Самый распространённый формат — экскурсия по детскому саду, демонстрация родителям того, как и где проходит воспитание и обучение их детей, знакомство с творчеством воспитанников.
  4. Родительский комитет . Он должен работать на основе Положения о родительском комитете. Его задача — помогать педагогу в организации мероприятий, установлении контактов с другими семьями, содействовать их педагогическому просвещению.
  5. Совместные праздники и соревнования помогают раскрыть таланты участников, их увлечения и интересы.

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ

Когда обычных методов оказывается недостаточно, чтобы заинтересовать семью воспитанника, стоит попробовать прибегнуть к альтернативным, примеры которых приводит портал maam .ru .

  1. Родительская конференция.
  2. Сайт детского сада . Оказывается, это не только необходимость, но и площадка, на которой родители могут высказать свои пожелания, написать отзыв о работе ДОУ, познакомиться с разнообразной информацией об учреждении, фотографиями, рисунками дошкольников.
  3. Почта доверия . Это — красивое название для книги жалоб и предложений, в которой родители могут оставлять записи со своими пожеланиями или вопросами к педагогу, которые будут освещаться на родительских собраниях. Чтобы совсем круто было, можно оформить не в виде тетради, а коробки для записок.
  4. Мастер-классы . Участники выполняют педагогическое задание, например, делятся советами о том, как научить ребёнка одеваться, умываться или убирать за собой игрушки.
  5. Круглый стол . В рамках этого мероприятия обсуждаются актуальные проблемы воспитания, в нём должны участвовать не только родители, которые согласились, но и приглашённые специалисты.
  6. Брошюры и буклеты — то, что подойдёт семьям, которые постоянно заняты. Если их красиво и интересно оформить, то они помогут родителям узнать общую информацию о детском саде, не посещая его. Если выпускать их периодично, например, раз в месяц, то можно держать родителей в курсе предстоящих событий и мероприятий.
  7. Тренинг или деловая игра . Такая форма взаимодействия хороша тем, что участники получают новые педагогические знания, «пропуская» их через себя.
  8. Совместные экскурсии помогают родителям и воспитателям сблизиться на фоне общего интересного дела, которое нравится детям и способствует их развитию. Видеоролик по итогу экскурсии можно опубликовать на сайте, а фотографии там же, или в буклете.

«Родительский университет»

В «Законе об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Это даёт основание для организации комплексной формы взаимодействия «Родительский университет», которая является двусторонним процессом:

  • детский сад помогает семье оптимизировать её влияние на ребёнка путём повышения педагогической грамотности и культуры на родительских собраниях, консультациях и т. д.;
  • семьи помогают детскому саду, активно включаясь в образовательный и воспитательный процессы, организуют кружки, коллективные мероприятия, экскурсии.

В «университете» могут быть организованы специальные кафедры, например:

  • «Кафедра грамотного материнства» для мам;
  • «Кафедра эффективного родительства» для мам и пап;
  • «Кафедра семейных традиций» для бабушек и дедушек.

Цель данного проекта — создать такую форму сотрудничества, которая понравится всем участникам: и педагогам, и членам семьи.

Результаты, которых следует ожидать

  1. Позитивный опыт из-за выстраивания взаимодействия на основе сотрудничества.
  2. Разнообразный и интересный семейный досуг, который оказывает положительное влияние на социализацию ребёнка.
  3. Комфортность для всех, которая способствует разностороннему развитию дошкольника, укрепляет его физическое и психическое здоровье.
  4. Решение трудностей в отношениях между детьми и родителями.

Не важно, какие формы работы с родителями в ДОУ вы предпочитаете, важно подобрать такие, которые будут давать результат. Не менее важно педагогу отнестись к этой части своей работы с ответственностью и не воспринимать родителей как «придаток» ребёнка. В этом вам помогут следующие пять советов.

  • Определитесь с целями. Общение с семьёй — это не просто выполнение требований законодательства. Ведите разговор так, чтобы это дало полезную информацию для дальнейшей работы, для этого нужно держать цели в уме во время общения с родителями.
  • Общайтесь с родителями воспитанников как можно чаще и не откладывайте на потом. Если в какой-то момент пришлось поднять проблемную тему, это будет намного проще, если у вас уже выстроились хорошие отношения.
  • Говорите не только об их ребёнке, но и обо всей группе. Важно давать понять, что вы ответственны не только за одного конкретного мальчика или девочку, это поможет родителям лучше воспринимать вашу точку зрения и одобрять те решения, которые ориентированы на группу целиком.
  • Подстраивайте способы общения под родителей. Спросите, какие формы им подходят больше всего. Даже если большинство предпочитает говорить по телефону, не ограничивайтесь только этим. Если для кого-то это не подходит — предложите переписку по e -mail , WhatsApp или в вашем блоге на сайте. Не игнорируйте возможности смартфонов и то огромное количество приложений, которое можно использовать, чтобы сделать общение с семьями проще и эффективнее.
  • Следите за своим прогрессом. Обращайте внимание на то, какие методы работают, а какие нет. Что родителям интереснее? От чего зависит то, пришли они на мероприятие или нет?

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей (21, с 96)

Презентация дошкольного учреждения

Цель, познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель, привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Родительские конференции.

Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается для затравки, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Мини-собрания.

Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

Педагогические консилиумы.

В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:

Наличие сведений об особенностях конкретной семьи;

Определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;

Разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Деловая игра - простор для творчества.

Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Тренинговые игровые упражнения и задания.

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов.

Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение

родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

В работе с родителями следует использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой -- моя новая профессия).

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя).

«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций).

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

«Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам.

Каждая "страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам. Например, первая страница "Устного журнала" посвящается обучению детей правилам дорожного движения. Дети готовят сценки и стихи, посвящённые профилактики ДТП. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3--6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Встречи за “Круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуж-дением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Дежурства родителей. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для " наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенная помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс.

Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

«Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов

родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получает отклик у родителей - они задают разнообразные вопросы, о которых не же-лали говорить вслух.

Досуг родителей и детей позволяют заполнить спортивно -- массовые

мероприятия. Например: «Мама, папа и я - спортивная семья». Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары- практикумы, школу молодых родителей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Встречи с родителями, такие как «Педагогический калейдоскоп, «Юморина», «Валентинов день» позволяют не только выявить педагогические знания родителей, их кругозор, но и помогают сблизиться друг с другом, вызвать эмоциональный отклик от общения, от проведенного мероприятия, а также вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами.

Большое значение в воспитательном процессе имеет проведение совместных мероприятий таких, как театрализованные представления. На общих родительских собраниях можно показать выступления родителей и детей в спектаклях. Это оказывает огромную радость на родителей и детей при подготовке и показе театрализованных представлений. Совместный успех можно разделить за чашкой ароматного чая.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Целью является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Привлекают, способствуют сближению педагогов, родителей и детей различные творческие мастерские, кружки ""Очумелые ручки”, «Копилки идей». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно

установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.

Совместные экскурсии, походы, пикники.

Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка -- стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома».

В создании газеты могут участвовать администрация детского сада, педагоги, специалисты.

Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, педагогические гостиные, лектории, неформальные беседы, пресс - конференции, клубы отцов, бабушек, дедушек.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителям, построены по типу теле-визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», брей-ринг, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать педагогическую библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом), выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

С родителями также можно использовать:

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

Объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

Просьбы о помощи;

Благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что

освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Доска объявлений.

Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Письменные отчеты о развитии ребенка - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

Таким образом, творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных ("Устный журнал", дискуссионный клуб, вечер вопросов и ответов и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.