Не знаете, как повысить грамотность? Мы подскажем

Повышение орфографической грамотности учащихся – одна из важнейших задач методики преподавания русского языка в средней школе. Ни для кого не секрет, что для подавляющего большинства детей, допускающих орфографические ошибки, просьба учителя сформулировать то или иное орфографическое правило не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Таким образом, следует научить школьников видеть свои ошибки, выработать так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Безусловно, это одна из проблем, требующих взаимодействия методистов и психологов.

Психологи считают, что для успешного обучения, в том числе орфографии, необходимы:

  • мотивация учителя на данный вид деятельности;
  • обеспечение условий для формирования мотивационной сферы учащихся;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • стремление преподавателя перейти от педагогики назидательной, поучительной к педагогике сотрудничества.
Не отрицается и необходимость индивидуального подхода к учащимся. При этом имеется в виду учет как уровня подготовленности ребенка, так и его психологических особенностей: воли, внимания и т.п. «В зависимости от качества и ступени развития у учащихся этих особенностей меняется удельный вес различного рода тренировочных упражнений: в одних случаях увеличивается количество упражнений, рассчитанных на развитие зрительной памяти, в других – большое значение приобретают упражнения, имеющие целью дисциплинировать волю и внимание учащихся, приучить их к самостоятельности при выполнении домашних заданий».

Наша орфография трудна, ведь большинство русских слов при несоблюдении норм правописания могло бы иметь огромное количество вариантов написаний. Но благодаря орфографии мы имеем возможность написать их только в одном, единственно правильном. Конечно, овладеть искусством грамотного письма трудно, однако обучаться ему необходимо.

Исходя из опыта педагогов-новаторов, я считаю, что развитию у учащихся подлинной грамотности помогают:

  • нетрадиционные задания;
  • применение эталонных в речевом отношении текстов для анализа;
  • доступная детям подача форма подачи лингвистических знаний.
В качестве примера нетрадиционных заданий назову задания из «Методических рекомендаций к курсу русского языка» под редакцией М.М. Разумовской.

В некоторых случаях требуется указать по схеме принадлежность слова к той или иной части речи или объяснить значение слова, опираясь на его схему:  ист . (Ответ: шахматист, гитарист, парашютист – то есть человек определенной профессии, занятия.) А с каким удивлением и радостью открытия знакомятся ученики со знаменитой фразой академика Л.В. Щербы о «глокой куздре»!

В своей практике я использую лингвистическую игру «Аукцион», суть которой заключается в том, что учащимся предлагается рассказать о слове, например, зимушка, с точки зрения разных разделов лингвистики:

  1. фонетика – 7 букв и 7 звуков, три слога, 1-ый – ударный, звуки з, м – звонкие, звуки ш и к - глухие и т.д.; 
  2. словообразование – зимушка – зима + -ушк- (суффиксальный способ образования);
  3. морфология – имя существительное, неодушевленное, нарицательное, 1-го склонения, женского рода, единственного числа, в именительном падеже.
Таким образом, мы говорим о слове, давая ему различные характеристики. Победителем оказывается тот, кто последним назовет отличительный признак данного слова.

В качестве нетрадиционных упражнений можно назвать и работу с различными сигнальными карточками:

  • карточками-буквами для закрепления навыка написания слов;
  • карточками-морфемами с целью показа состава слова или способа его образования;
  • карточками – членами предложения;
  • карточками – словами «да» и «нет» для утвердительного или отрицательного ответа на вопрос учителя;
  • карточками разного цвета, формы, которые можно использовать в зависимости от игровой, поисковой или другой ситуации.
Также необходимо обратить внимание на тексты для анализа. Они должны быть эталонными в речевом отношении. Хорошим подспорьем для учителя являются тексты учебника-практикума по русскому языку для старших классов А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2004), практического курса Т.М. Пахновой (М.: Вербум – М, 2001). Текст, на мой взгляд, должен быть еще и интересным, познавательным для учащихся, поэтому я часто работаю со сборником А.Г. Нарушевича «Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку» (Библиотечка «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ», серия «Русский язык», выпуск 23. М.: Чистые пруды, 2008), текстами сборников, рекомендованными ФИПИ.

Каким же способом формирования прочных навыков орфографического письма я руководствуюсь?

Во-первых, успешность обучения орфографии зависит от того, насколько хорошо учитель реализует принцип преемственности между начальными классами и средним звеном. При этом педагог выясняет фактическое состояние орфографической подготовки учащихся, пришедших в 5-ый класс, поскольку уровень освоения учебного материала в разных классах существенно различается. Учитывая особенности программы (в 5-ом классе в первом полугодии орфографических тем нет), учитель имеет возможность основательно закрепить те орфографические умения и навыки, которые ученики получили в начальных классах. Но чтобы быть уверенным в знаниях детей, необходима серьезная диагностика. Срезовые работы, диктанты, проводимые, как правило, в первый месяц занятий, позволяют представить точную картину знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому важно спланировать повторение материала начальной школы по орфографии. Причем вопрос, что повторить и как, - далеко не праздный.

Итак, повторение группы орфограмм, затем закрепление знания отдельных «трудных» для младших школьников орфограмм и, наконец, комплексное закрепление всех орфограмм, изученных в начальном звене, - это тот методический путь, который избран мною для совершенствования орфографических навыков учащихся 5-го класса в первом полугодии, что позволяет не снижать уровень их грамотности.

Во-вторых, при изучении непроверяемых написаний необходимо активизировать зрительную память и внимание. Согласно наблюдениям психологов, учебные результаты часто улучшаются благодаря установке на запоминание. Поэтому я часто использую следующую технологию обучения.

Группа из 5 – 7 слов заранее записывается на доске. Учитель читает слова, четко проговаривая каждый звук. Дети ни в коем не списывают и не записывают под диктовку эти слова, а сначала должны в течение минуты запомнить их. Важно объяснить детям, что уже сегодня все или почти все напишут данные слова без ошибок.

Для этого нужно:

  • внимательно посмотреть на слова и постараться их запомнить;
  • проговорить вслух негромко каждое слово по слогам, потом закрыть глаза и представить слово написанным, а затем открыть глаза и проверить себя;
  • молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
  • проговорить слова по слогам соседу по парте.
Следовательно, этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями должен складываться из нескольких строго обязательных элементов:
  • зрительное и слуховое восприятие слов;
  • запоминание с опорой на главный тип памяти;
  • запись слов под диктовку;
  • самоконтроль.
В-третьих, одним из важнейших принципов деятельности педагога-словесника считаю прогнозирование и предупреждение ошибок. Хорошим помощником в этом является орфографический словарь. Я использую его почти на каждом уроке: сначала проводится коллективная работа со словарем, затем – индивидуальная. Так у учащихся формируется чувство ответственности: дети привыкают контролировать свою учебную деятельность; учителю они задают вопросы только тогда, когда не могут найти ответы в словаре.

Иногда я использую так называемые «ненаучные» приемы запоминания написания трудных слов. Например: Костя пришел в костюме, а Павел – в пальто; Кот, который сидел в котле, съел котлету; Жанна носит жакет и любит жасмин. Такие шуточные предложения ученики легко и с интересом составляют сами.

Опираюсь я и на такой прием, как списывание с правильных образцов. Как показывает практика, списывание как один из приемов обучения орфографии наиболее эффективно именно в 5 – 7 классах. Объем текстов для списывания должен быть достаточно большим (иначе работа теряет всякий смысл), но не превышать разумных размеров: 15 – 20 строк книжного текста в первые две – три недели обучения и до 25 – 30 строк – в последующие. Такое списывание вместе с проверкой займет 30 – 45 минут, а орфографическая зоркость, которая будет постепенно формироваться у учеников, приведет к сокращению этого количества времени. Задания по списыванию дети должны получать ежедневно. Следует непременно убедить учащихся в том, что надо записывать не слово за словом, а словосочетание за словосочетанием или даже предложение за предложением, если они не велики по объему. Это даст возможность удлинить процесс удержания в памяти зрительных образов слов, что благотворно скажется на результатах обучения.

Важнейший этап – проверка правильности списывания. Ее можно возложить на родителей учащихся, а можно на самих учеников, то есть можно организовать взаимопроверку. Значимость такого подхода очевидна: проверяя по тексту работу своего товарища, ребенок развивает собственную орфографическую зоркость и память. Далее следует взаимооценка или самооценка. Нормы оценки строги: «5» ставится, если работа выполнена без ошибок, описок, исправлений; «4» - если допущена одна неточность (ошибка, описка, исправление); «3» - если допущены две неточности (ошибки, описки, исправления); и п.д. Взыскательность оценки определяется принципиальной важностью недопущения учащимися ошибок при списывании. Через один – два месяца у детей формируется ответственное отношение к слову, они делают меньше ошибок, старательно избегают неправильных написаний, а это и есть важнейшая предпосылка достижения орфографической грамотности.
Для формирования умения применять грамматико-орфографические правила в практике самостоятельного письма я с успехом использую так называемые специальные орфографические упражнения. К ним относятся упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими задачами, и диктанты различных видов. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором. Стержнем системы орфографических упражнений я считаю высокую степень самостоятельности учеников в ходе выполнения заданий. При этом педагог всегда должен учитывать связь классной и домашней работ.

При определении системы орфографических упражнений надо иметь в виду:

  • степень самостоятельности учащихся;
  • участие зрения, слуха, рече-двигательного восприятия;
  • характер умственной деятельности учеников, связанной с применением орфографических правил;
  • особенности изучаемых орфограмм (варианты орфограмм);
  • конкретные затруднения детей при применении орфографических правил.
Несколько лет назад мною был разработан алгоритм обучения орфографическому правилу, который я успешно применяю на практике. Алгоритм прост, несмотря на то что состоит из десяти этапов. Для достижения необходимых результатов важно соблюдать последовательность перехода от этапа к этапу строго по порядку (особенно в пятом классе), чтобы учащиеся могли привыкнуть к такой работе, почувствовать и понять ее «системность».

1-й этап
Знакомство с орфограммой, вывод орфографического правила
Желательно, чтобы ученики сами находили закономерность в написании. Например, при изучении темы «Буквы а-о в корне -кос-/-кас-» я записываю на доске следующее:
  
касание прикосновение
  
касаться коснуться
 
есть а нет а
Данная запись позволяет учащимся быстро сделать вывод о правописании корня
-кос-/-кас-.

2-й этап
Объяснение орфограммы на подобранных учителем примерах
На данном этапе необходимо следить за четким проговариванием слов и объяснением, почему в слове пишется именно эта буква, а не другая. Здесь и далее в качестве примера рассматривается правило правописания корня -кос-/-кас-. Например, на доске записано:
    
Прикасаться, коснешься (нет а), прикосновение (нет а), касательная.
При этом обязательно обращается внимание учеников на графическое обозначение орфограммы.

3-й этап
Кодирование правила
Данный этап наиболее любим учащимися, поскольку позволяет им проявить творческую фантазию, находчивость. Ученики 5 – 7-х классов любят играть, а кодирование правила (составление схемы) может легко превратиться в увлекательную игру.
Педагог предлагает всем детям придумать краткую запись правила; можно использовать условные знаки и сокращения. Затем выбирается наиболее удачный вариант. Например, в результате обсуждения появляется такая запись:
 
кАс --------- а
 
кОс --------- а нет

4-й этап
Выбор примеров на изучаемую орфограмму из слов с омонимичными корнями, приставками и т.д.
На данном этапе учащийся понимает, что необходимо учитывать лексическое значение морфемы. Запись на доске может быть следующей:
Костер, коснулся, косой, косичка, касание, касса, коснуться.
Учитель предлагает выбрать только слова на изучаемую орфограмму, а затем ученик объясняет, почему не подходят другие слова. Педагог может при этом попросить отвечающего графически выделить орфограмму в подходящих примерах.

5-й этап
Работа с сигнальными карточками или сигнальным полотном
В распоряжении каждого ученика есть сигнальные карточки: буквы а и о. Учитель диктует слова (темп диктовки постоянно возрастает), а учащиеся показывают необходимую карточку-букву.
Недостаток работы с сигнальными карточками – невозможность оценить деятельность каждого учащегося. Однако этот недостаток легко устраняется на следующем этапе.

6-й этап
Буквенный диктант
Что легче написать без ошибок: слово или одну букву? Конечно, букву! Буквенный диктант помогает учащемуся поверить в свои силы; результаты выполнения подобного диктанта всегда высоки, несмотря на строгость оценки. Диктант обычно состоит из 12 слов. Если ученик допустил одну ошибку, ставится «4», две – «3». Такой диктант занимает несколько минут, легко и быстро проверяется, результаты объявляются сразу. Иногда я использую метод взаимопроверки.

7-й этап
Словарный диктант
На данном этапе постепенно формируется навык правильного написания слов с данной орфограммой.

8-й этап
Выборочный диктант или диктант, состоящий из словосочетаний
Подробно о выборочном диктанте можно прочитать в специальной литературе, например, в сборнике Блинова Г.И., Анохиной В.А. (Блинов Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1986.) Диктант, состоящий из словосочетаний, позволяет попутно повторить и другие орфограммы, изученные на предыдущих уроках.

9-й этап
Предупредительный или объяснительный диктант, представляющий собой связный текст

10-й этап
Контрольный диктант
Результаты контрольного диктанта будут положительными, если последовательно, от этапа к этапу, применять данный алгоритм.

Иногда можно пропустить тот или иной этап, если правило усваивается быстро. После первого этапа можно перейти к третьему, а второй и четвертый – объединить. Все зависит от степени трудности изучаемого материала.

В течение многих лет я проверяла действенность технологий, описанных в данной статье. Результаты показали, что использование этих технологий положительно сказывается не только на формировании и повышении уровня орфографической грамотности учащихся, но и на общем развитии детей. Конечно, сегодня - время использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, все мы, педагоги, стараемся идти в ногу со временем, не отставать от наших учеников в овладении информационными компетентностями. Поэтому вполне можно перевести алгоритм обучения орфографическому правилу на «язык» компьютерных технологий и использовать его в работе. Но какие бы мы ни использовали технологии, какими бы методами и приемами ни руководствовались при обучении детей, главным, на мой взгляд, остается творческий подход к делу со стороны педагога и интерес учащихся к изучаемому предмету! Положительный результат – это сотрудничество учителя и ученика, помощь администрации школы и родителей детей. Ведь только совместными усилиями можно добиться желаемого.

Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966, С. 45.

Козлова Марина Иванова
E-mail: [email protected]

Сегодня мои коллеги, учителя русского языка и литературы, в один голос твердят, что дети стали безграмотно писать, они плохо запоминают правила, не ставят запятых… В чем же причины безграмотности?

    Первая, которую всегда называют учителя, - отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, но и все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, - там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.

    Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.

    Ухудшение памяти детей, преобладает краткосрочная память – «на один урок», ответил и забыл.

    Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах.

    Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном - середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Что же необходимо, чтобы улучшить "грамотность"?

Любая работа, направленная на повышение грамотности, должна проводиться не время от времени, а систематически.

Первый метод – читайте классическую литературу. Пользу от чтения хороших книг трудно переоценить. Даже если вы в свое время прочитали всю литературу, предусмотренную школьной программой, есть еще много новых произведений, которые – поверьте – обязательно вас заинтересуют. Не исключено, что и некогда прочитанное вы осмыслите по-другому – благодаря приобретенному жизненному опыту. Читая, вы можете прочувствовать стилистику произведения, сочетаемость слов, пунктуационные особенности. Непременно расширится ваш словарный запас. Кроме того, чтение способствует развитию зрительной памяти. Но читать нужно медленно, вдумчиво, осмысливая каждую фразу. Особенно обращайте внимание на сложные слова и длинные предложения со сложной пунктуацией.

Второй метод – вооружитесь словарями. Это может быть как книжный, так и электронный вариант. Если вы сомневаетесь, как правильно написать то или иное слово, или столкнулись с новым словом, значения которого до этого момента не знали – не поленитесь заглянуть в словарь. С течением времени вы будете нуждаться в нем все реже.

Третий метод – учите правила русского языка. Одного правила в день вполне достаточно.

Четвертый метод – слушайте аудиокниги. Для развития грамотности очень полезно слушать правильную «живую» речь. Слуховая память вам не помешает.

Пятый метод – пишите диктанты. Начинайте с нетрудного текста, со временем увеличивая его сложность и объем.

Шестой метод – возьмите себе за правило писать правильно везде. Даже в социальных сетях, чатах и форумах – там, где в порядке вещей считается коверкать слова, передавая только их смысл («ваще», «как-нить»).

Седьмой метод – попробуйте сделать аудио- или видеозапись своей речи. Если вы послушаете себя со стороны, вам будет легче понять, в чем ошибки вашей речи.

Восьмой метод – развивать грамотность можно и в игровой форме. Не стесняйтесь увлекаться кроссвордами и компьютерными играми, которые помогают развивать ваши интеллектуальные способности (анаграммы, шарады, ребусы и другие…)

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе - плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть. Просто учить правила – метод абсолютно неэффективный, так как в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила понимаются только в процессе практической деятельности. Я стараюсь, чтобы каждый ученик “поглощал знания с аппетитом”, использую на уроках различные « уловки».

Руссий язык ведь очень логичный. Возьмем для примера Антошку: что у него на носу - веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатый". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с - т - п - к - х - ч - ш - щ - ц - ф. Трудновато, да? Внимание - включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? - Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу - чин, жене - щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Орфоэпия

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Баба Фёкла копала свЁклу, а Коко Шанель любила щавЕль

Не говори катАлог , а только каталОг .

А твОрог ? Можно твОрог , а можно и творОг !

А у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы!

Для строителей в момент
Привезет шофЁр цемЕнт.

МолЯщий в списки вас включИт,
ПонЯвший душу облегчИт.

КорЫсть прокрАлась в квартАл бухгАлтеров.

В чистоте чтоб жил народ, придуман мусоропровОд.

БАрмен поместил в свой блог каталОг и некролОг

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

Правописание Н – НН.

Рифмовки.

    Священный и желанный,

негаданный, нежданный.

Не применяя правил знанья,

пиши две «эн» без колебанья.

    Зато смышленый, жеваный,

приданое и кованый –

запомнить можно без труда,

что в них одна лишь «эн» всегда.

    Свиной, зеленый, синий, рьяный,

Юный, пряный и румяный.

Здесь ты суффикс не ищи

и одну лишь «эн» пиши.

    Брошенный, данный и лишенный,

пущенный, купленный и решенный.

Хоть без приставки, но совершенный вид,

Поэтому две «эн» стоит.

    Мошенник украл у труженика

и смышленого механика

в гостинице одну «эн» .

Ввиду дождей, вследствие бури

Вместо тепла ветры подули.

По причине такой в течение дня,

в продолжение суток

Насчёт погоды идёт пересудок.

Волнует не то, ждать ли тепла,

А как писать эти слова:

Гром гремел в течение суток,

В течении реки прорвало запруду.

Имейте в виду, чинить я не буду,

Лучше приму я участие в следствии

Об этом грамматическом стихийном бедствии.

Выучу

впоследствии....

8. Правописание не с глаголами. Всякий школьник это знает – Не глагола избегает. Не забудьте же, друзья, Слитно их писать нельзя!

Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!

Уже несколько лет я со своими учениками использую методику «Хочу быть грамотным!».

    Ежедневное чтение текста в течение 15 минут

Пояснения:

    текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они подобраны с учётом возраста детей.

    читайте так, словно вы стоите перед классом , а все одноклассники слушают вас;

    читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;

запомните: важно не количество прочитанного текста, а качество (поэтому я и не пишу, сколько нужно прочитать за эти 15 минут, ведь техника чтения у каждого разная.)

    Ежедневная письменная работа в течение 15 минут

Пояснения:

    переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который ставите.

    переписав первое предложение, проверьте его с исходным текстом, снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);

    переписав текст (у каждого количество предложений за это время будет разным), вы подчеркните красной пастой те слова , в которых, по-вашему, вы могли бы сделать ошибку, или слова, вызывающие у вас затруднение;

    далее нужно выписать эти слова после текста ( первый раз ) и в словарик ( второй раз ), запомнить их правописание.

в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте их в тетрадь по два раза .

На чём основана методика

Память человека бывает нескольких видов

    логическая (мы запоминаем материал, вдумываясь в его содержание, понимая его, а не просто зазубривая)

    механическая (вот здесь мы именно зубрим: таблицу умножения, стихотворение, даты по истории и пр.)

    слуховая (многие легко воспринимают материал на слух, поэтому различные аудио - уроки для них – это настоящий клад; в нашем случае - это постоянное проговаривание слов вслух)

    моторная (человек запоминает движения, действия; при переписывании происходит развитие этой механической памяти, рука «запоминает», как слово пишется)

    зрительная (чем большее количество раз вы напишете слово, тем лучше запомните его написание)

Таким образом , в данной методике получают развитие буквально все виды памяти.

Интересен факт: психологи пришли к выводу, что надолго запоминается информация, которая была воспринята и понята 8 раз ! Вспомните-ка пословицу: «Повторенье - мать ученья»! Примерно 8 раз и вы, ребята, будет проговаривать слова.

А хотите узнать, к какому выводу вы придёте уже через пару недель?

А вывод очень прост и в то же время интересен : оказывается, слова-то мы произносим и пишем примерно одни и те же !!! В активном обороте находится определённое количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.

Помните: данная методика ничуть не исключает изучение правил, заучивание их, а если надо - зазубривание. Но это, как говорят, «уже другая история».

Работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У меня все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Что еще помогает подружиться с родным языком?

Из опыта работы делаю вывод, что залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров является ассоциативная форма обучения. Для возникновения прочных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жёсткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы. Отыскиваю мудрые мысли, группирую по темам. В качестве учебного дидактического материала рекомендую пособие Н.Л.Векшина “Русский язык в афоризмах”.

Разнообразить работу на уроке помогают приложения к сборнику упражнений по русскому языку Т.В.Шкляровой: самостоятельные работы “Вставь букву”, “Найди ошибку”. Эти пособия для 5-9 классов позволяют значительно увеличить темп урока, не давая сильным ученикам “скучать”. В результате работы отрабатываются орфограммы, расширяется кругозор, развивается орфографическая зоркость.

Важное место на уроке должны занимать словарные работы. Я провожу это так. В начале урока даю ученикам группу словарных слов (20 слов). На следующий урок – проверка слов под диктовку. Не перехожу к новым словам, пока не освоим эти. После трёх неудовлетворительных оценок, поставленных в тетрадь учителя, дети обычно запоминают данную группу слов. После выученных пяти групп слов даю контрольный словарный диктант (выборочный). Количество слов в 9 классе - 30. Важный момент: домашнее задание включает составление с этими словами предложений (1 день), во второй день ученики придумывают текст на определённую тему, используя словарные слова.

Очень хорошо помогает повысить орфографическую зоркость работа с текстом на доске. В записанном на доске тексте буквы не пропущены, но ученики находят в словах орфограммы, устно объясняют их у доски. Эта работа занимает несколько минут и важна тем, что развивает устную речь учащихся.

Для достижения цели (повышение грамотности, орфографической зоркости) постоянно провожу предупредительные диктанты. Методика проста и известна всем: сначала ученики устно повторяют основные правила орфографии и пунктуации, на которые даётся диктант. Перед записью текст разбирается устно (под руководством учителя) с орфографической точки зрения и пунктуационной (в зависимости от цели урока). Такой разбор может охватить все трудные в том или ином отношении написания, встречающиеся в данном тексте, или некоторые из них (имеется ввиду одно из нескольких правил, проходимых или повторяемых в данный момент). Очень люблю пособие для преподавателей русского языка “Сборник диктантов” М.Б. Коржиковой, цель которого – дать учителю материал для работы над повышением грамотности учащихся, а также для контроля усвоения правил после прохождения темы.

Очень любят ученики работать с компьютером. Я часто использую на уроках диск «Репетитор по русскому языку». Здесь тщательно подобраны задания по всем разделам русского языка. Кроме того, Интернет позволяет проводить онлайн-тесты практически по любой изученной теме. Дети с огромным удовольствием (особенно сильные учащиеся) отвечают на вопросы и видят свои успехи и ошибки. Для учителя это большая экономия времени: не нужно проверять работу ученика. В этот момент можно провести индивидуальную работу с отстающими.

Самое главное, конечно, чтобы у ребенка возникло желание быть грамотным человеком. Золотое правило отличника: лучше всех сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много.

Русский язык, а также культура речи – это одни из основных предметов в школьных программах. Однако далеко не всегда знания усваиваются учащимися надлежащим образом, а еще чаще они просто теряются за последующие годы жизни. Между тем, знать русский язык и уметь не только грамотно выражаться, но и правильно писать очень важно. Смешно и грустно, когда слышишь, как телеведущие или политики несут какую-то белиберду, произнося слова совершенно неправильно, или когда читаешь в газетах, журналах или том же интернете вроде бы серьезные и полезные статьи, но видишь, что слова в них написаны как попало, например, вместо «налицо» пишут «на лицо», вместо «к маме» пишут «к мами», вместо «непогода» пишут «не погода» и т.д. Но, по сути, не имеет значения, какие цели и задачи вы ставите перед собой, знать русский язык нужно, причем хотя бы по той простой причине, что тем самым вы выражаете уважение к родной речи и культуре, проявляете уважение к себе и окружающим людям.

И сегодня мы поговорим на тему того, как можно уже взрослому человеку. Но перед описанием подготовленных для вас десяти способов устранения пробелов в знаниях, мы хотели бы указать на один крайне важный момент.

На самом деле повысить свою грамотность достаточно просто, но следует понимать, что сделать это за неделю или две не получится. В лучшем случае этот процесс может занять у вас несколько месяцев, а то и лет. Поэтому, приняв решение о том, что вы действительно хотите в должной степени овладеть родным языком, позаботьтесь, чтобы такие книги как грамматический справочник и словарь русского языка стали вашими верными спутниками. Не обязательно, конечно, всегда иметь их с собой (хотя можно скачать на планшет, ноутбук или смартфон), но сделать своими настольными пособиями нужно обязательно.

И если вдруг в какой-то ситуации вы испытываете затруднение, к примеру, не уверены точно, как пишется слово или что оно означает, не пренебрегайте использованием словаря. Точно так же и когда узнаете новый термин, уделите минутку на выяснение его точного определения. Поступая так, вы всегда будете повышать свою грамотность и расширять словарный запас.

Итак, если вы готовы, предлагаем вашему вниманию способы устранения пробелов в грамотности по русскому языку.

10 способов устранить пробелы в грамотности

Каждый из представленных способов по-своему интересен. Использовать их вы можете как по-отдельности, так и в комплексе. К слову, если вы отдадите предпочтение второму варианту, ваши успехи будут более впечатляющими, а сам процесс будет проходить намного быстрее.

Способ первый – читать

Чтение – это, пожалуй, самый лучший и верный способ повышения грамотности по русскому языку. Но с учетом того, что многие люди привыкли интеллектуально лениться, большую часть информации они получают, слушая радио, смотря новости, тематические передачи, кино и т.п. Это, конечно, хорошо, но грамотнее (в прямом смысле этого слова), к сожалению, не делает. Повысить уровень знания родного языка и улучшить правописание вам поможет чтение.

Дело в том, что книги содержат в себе невероятное количество слов. И во время чтения человек получает сразу несколько преимуществ: во-первых, расширяется его словарный запас, во-вторых, развивается навык сочетания и комбинирования лексических единиц, и, в-третьих, при чтении мозг визуально фиксирует правильное написание различных терминов и понятий, благодаря чему уменьшается количество орфографических ошибок на письме (кстати, если вы ознакомитесь с нашим , вы сможете пройти небольшой тест на правописание). А еще одним существенным плюсом чтения является расширение кругозора.

Способ второй – писать

Несмотря на то, что уроки (сеансы) чтения крайне полезны, конкретно правописание можно улучшать, если больше писать. Уделяйте этому хотя бы по 30 минут каждый день, и уже совсем скоро вы заметите, что при написании различных слов у вас появилась уверенность. К тому же это позволяет изучить всевозможные тонкости пунктуации. Но, конечно, работать этот способ будет только в том случае, если написанное (правильность написания слов и расстановки знаков препинания) вы всегда будете проверять.

Если же вас волнует вопрос – что именно писать, то здесь подойдет абсолютно все. Можете написать небольшую историю из жизни, описать прошедший день, изложить в краткой форме содержание любимого фильма. Также полезно вести дневник. Кстати, если писать ручкой на бумаге вам почему-то не хочется, воспользуйтесь текстовым редактором на компьютере. При желании можно даже задаться целью вести собственный блог в интернете на интересную тему (а если вам понравится, со временем вы сможете сделать это одним из источников дохода или даже основным).

Способ третий – проверять и устранять сомнения

Хорошие способы изучения русского языка – это не только чтение и писательство, но и постоянная самопроверка и устранение своих сомнений. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы пишите что-то или даже просто говорите о чем-то, а у вас возникают сомнения, что вы написали или произнесли это правильно (сюда же можно отнести вопрос смысловой правильности употребления терминов и понятий).

Так вот: такие ситуации не следует считать чем-то из ряда вон выходящим, с ними сталкивается каждый. Но вопрос в том, что вы будете делать с этим. Мы рекомендуем не жалеть времени и уделить его поиску ответов и устранению сомнений. Загляните в интернет или откройте словарь, чтобы удостовериться: не совершили ли вы ошибки. Кстати, именно такие случаи позволяют запоминать информацию лучше всего, ведь даже небольшая неуверенность в чем-то – это всегда микростресс, сопровождаемый эмоциональной реакцией. А, как известно, то, что вызывает у человека эмоции, запоминается надолго. Таким образом, устраняя сомнения, вы будете усваивать полученные уроки на всю жизнь.

Способ четвертый – использовать онлайн-сервисы

Доступ к интернету есть сегодня практически у каждого человека, и если еще лет десять назад это можно было назвать диковинкой, то сейчас иметь под рукой планшет, смартфон или ноутбук стало так же естественно, как чистить зубы по утрам. Кроме того, точки доступа к всемирной Паутине есть в настоящее время во множестве публичных мест и заведений.

Во-первых, в интернете можно найти специализированные курсы по русскому языку. К таким относится на 4brain, а также материалы таких платформ как «Универсариум », «Интуит », «Лекториум », «ПостНаука », «Лекторий » и другие (более подробно о них вы можете прочитать ). А во-вторых, существует немало «облегченных» сервисов, где есть возможность, например, просто ввести слово и узнать его правописание или значение. Также такие ресурсы зачастую предлагают проверку грамматики, пунктуации и т.д.

Поэтому, когда возникают какие-то затруднения, смело обращайтесь к таким сайтам как gramota.ru , therules.ru , online.orfo.ru , text.ru , languagetool.org и другим. Это, конечно, не уроки по русскому языку, но все равно хорошие способы изучения.

Способ пятый – установить приложение «Слово дня»

Приложение «Слово дня» представляет собой очень простой и в то же время эффективный инструмент для пополнения словарного запаса. Очень хорошо, кстати, о нем написал Игорь Манн в своей книге « ». Приложение совершенно просто устанавливается на компьютер или гаджет – вот .

Когда вы установите его, ваш словарный запас будет увеличиваться на одно слово ежедневно. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, но это будет неправильно. Дело в том, что ежедневно мы все общаемся, используя по большей части только знакомые нам слова, а новые узнаем лишь случайно. Поэтому «Слово дня» станет хорошей альтернативой этим «случайностям».

А если провести несложные математические расчеты, то за год вы узнаете 365 новых слов, за два года – 730, за пять лет – 1825 и т.д. Согласитесь, неплохой результат? Таким образом, уже по прошествии даже одного месяца вы заметите, что ваша речь стала богаче, а стиль письма – более совершенным. Плюс ко всему – глядя на высветившееся на экране слово, даже хорошо вам известное, вы будете запоминать его правописание.

Способ шестой – учить правила

Если уроки по русскому языку – уже пройденный вами этап, а, например, репетитор по какой-то причине неактуален, но повышать грамотность необходимо, учите правила самостоятельно. В идеале этот способ предполагает изучение одного правила ежедневно. Но если взять во внимание то, что, скорее всего, у вас есть работа, хобби, семейные дела и все прочее, а правила нужно не только зазубривать, но и усваивать, вы можете уделять на изучение чего-то одного два или три дня.

Можно, например, сегодня выучить, немного попрактиковаться, а завтра повторить правило и снова попрактиковаться. А уже послезавтра – выполнить несколько упражнений без повторения правила.

Если подобные способы изучения правил русского языка станут неотъемлемой частью вашей жизни, со временем вы овладеете этим предметом в совершенстве. И если спешить вам некуда, занимайтесь спокойно, ведь даже медленно идущий достигнет своей цели, пока толпы зевак будут стоять и смотреть. А узнавать и изучать эти самые правила можно при помощи все тех же учебников, сборников правил и онлайн-сервисов.

Способ седьмой – перечитывать и редактировать

Это способ очень подходит тем, кто по какой-то причине вынужден или просто любит общаться с друзьями, родными, коллегами или партнерами через специальные программы наподобие Skype, ICQ, QIP, Viber, WhatsUp или даже в социальных сетях типа «Вконтакте» и «Одноклассники». Звучит несколько необычно, но даже из такого общения можно извлечь пользу, чтобы повысить свою грамотность.

В то время как большинство людей предпочитают изъясняться при помощи «пасибки», «мне нра», «спс», «прива» и «досвидос», мы советуем вам подходить к процессу онлайн-общения осознанно. Просто писать грамотные и правильные сообщения. Как только написали что-то, не спешите жать на Enter, а перечитайте написанное, исправьте ошибки, поставьте соответствующие знаки препинания и только потом отправляйте.

Пусть на это вам потребуется немного больше времени, зато вы научитесь грамотно писать. А если копнуть немного глубже, то так горячо любимые многими новомодные сокращения просто-напросто ухудшают культуру речи, снижают активность головного мозга, пагубно сказываются на внимательности, концентрации и развитии мышления вообще.

Способ восьмой – заниматься с репетитором

Репетиторство – один из лучших способов повышения грамотности по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Грамотный репетитор всегда использует индивидуальный подход в обучении, учитывает особенности своего ученика и имеющиеся у него знания и навыки. Если что-то непонятно, он доходчиво это объяснит, поможет устранить пробелы и разобраться с трудностями. Помимо прочего, профессиональный специалист может существенно ускорить образовательный процесс.

Заметим, что нанимать репетитора можно в любом возрасте, и в этом нет ничего зазорного. Напротив, если вам помогает репетитор, значит, вы заинтересованы в получении новой информации, исправлении ошибок, своем образовании, в конце концов. По этой причине, если вам не хочется заниматься самообучением, смело нанимайте личного педагога и занимайтесь с ним.

Но все же отметим, что подобные занятия могут ударить вам по карману, ведь услуги квалифицированных преподавателей стоят недешево. А если заниматься с неквалифицированными специалистами, это может закончиться выброшенными на ветер деньгами. Впрочем, если вопрос затрат вас не сильно беспокоит, найти профи не составит большого труда.

Способ девятый – курс по русскому языку от 4BRAIN

Отдельно о нашем курсе по русскому языку. Если рассматривать разные способы изучения предмета, он занимает среди них далеко не последнее и даже не девятое (как в этой статье) место. Он составлен профессионально – при создании использовались лучшие педагогические материалы и опыт наших коллег. Да и к его подготовке мы подходили со всей серьезностью и желанием сделать действительно полезный концентрированный материал.

Курс включает в себя пробное тестирование, позволяющее определить проблемные места во владении русским языком, индивидуальный график обучения, позволяющий оптимально распределять время и нагрузку, множество ежедневных непродолжительных занятий и различные способы промежуточного контроля усвоения материала. Всего же программа позволяет достаточно хорошо подтянуть русский язык всего за три недели.

Рассчитан курс по русскому языку от 4BRAIN на людей от 10-12 лет, знакомых с основными правилами, но испытывающих определенные затруднения. Чтобы узнать о курсе более подробно и получить дополнительную информацию, перейдите по . Мы с радостью предложим вам полноценную и адаптивную программу обучения.

Способ десятый – прочие варианты

В заключение скажем несколько слов о других вариантах устранения проблем с русским языком. Среди них такие способы изучения и проверки знаний как разгадывание кроссвордов и сканвордов – это позволяет не только узнавать новые слова, но и запоминать их правописание. Также сюда относятся всевозможные тесты, ребусы, головоломки и анаграммы, развивающие когнитивные и интеллектуальные способности.

А если хочется совместить приятное с полезным, нужно смотреть больше документальных фильмов, выступления ораторов и публичных людей. Так вы сможете учиться правильно говорить, узнавать новые слова и подмечать ошибки, которые совершают другие.

Помните о том, что не имеет значения, какие способы изучения русского языка вам нравятся больше: репетитор и частные уроки, онлайн занятия, чтение или что-то еще, самое главное – работать над собой и стремиться к улучшению своих результатов. Желаем вам в этом деле успеха и непоколебимой мотивации!

Грамотно писать и говорить – это желание большинства людей. Употребление правильно подобранных слов, написание текстов без ошибок, к сожалению, дано не всем. Но научиться писать и говорить грамотно никогда не поздно. Кстати, не стоит забывать, что грамотным нужно быть не только при построении предложений, грамотность должна быть везде. Психолог и юрист должны быть грамотны в той отрасли, какую они выбрали. Именно тогда они будут прекрасно справляться со своей работой, и помогать людям. Поэтому повышать свою грамотность в различных отраслях человеческой жизни, никогда не поздно.

Как стать грамотным человеком

Узнать о грамотности человека можно по тому, как он разговаривает. Его речь даст представление, на сколько человек умеет грамотно не только говорить, но и писать. Так как устная речь тесно пересекается с письменной. Чтобы узнать, как стать грамотным человеком придется потратить определенное количество времени. Для этого существуют самые разные методики. Подбирая что-то для себя нужно исходить из уровня знания языка, да и подготовки в общем. Если обратиться за помощью к преподавателю, то он может посоветовать для повышения грамотности сформировать языковую компетенцию. Так что понадобятся книги по грамматике, собрания правил правописания и другая литература, которая прошла одобрение министерства образования. Чтобы стать грамотнее нужно будет выучить много правил, которые потом будут применяться на практике. Главное, научиться правильно использовать выученный материал. Также для того, чтобы стать грамотнее, будет полезно писать изложения и сочинения. Когда человек пишет тексты, то у него начинает срабатывать механическая память и материал усваивается намного лучше. Можно писать тексты под диктовку, а потом проверять свои ошибки. Так будет легче знать, в чем именно пробелы. Грамотно нужно, как писать, так и говорить. Это взаимосвязано. Чем больше получиться читать разнообразной литературы, тем лучше. Зрительная память поможет запомнить многое из грамматики и синтаксиса, а также словарный запас будет постоянно обновляться. У грамотного человека в речи должны правильно употребляться глаголы, склоняться существительные, ударение должно быть поставлено правильно. Этого же нужно придерживаться и при написании текстов, не забывая о том, где правильно ставить запятые. В том случае, если самостоятельно не получается стать грамотным, то можно обратиться за помощью к репетитору.

Как стать грамотным юристом

Для этого необходимо для себя решить какая именно интересует специализация. Это важно, так как тогда будет проще знать, куда именно поступить, чтобы потом стать грамотным юристом. Гражданско-правовая, государственно-правовая или уголовно-правовая специализация – нужно подобрать то, что больше всего интересует. При этом не стоит забывать о том, что нужно думать и на будущее. Будет ли именно эта отрасль юридической науки в нем актуальна. Чтобы понять, как стать грамотным юристом стоит постоянно следить за изменениями в законодательстве. Это делает юриста хорошо осведомленным. Здесь идет речь не о нумерации статей, нужно уметь хорошо разбираться в законах. Быстрота и точность – вот что характеризует в этом вопросе хорошего и грамотного юриста. Все ответы должны быть точными, а не приблизительными. Люди, которые готовы быстро среагировать и процитировать нужное законодательство относятся к ряду настоящих профессионалов. Чтобы стать хорошим юристом, необходима практика. Без нее никак. Отличное знание теории здесь не поможет. Поэтому прохождение практики в качестве помощника адвоката или секретаря в суде поможет приобрести необходимый опыт. Публичные выступления готовят юриста к его будущей профессии. Так как потом часто придется выступать перед аудиторией. Умение убеждать людей поможет стать грамотнымюристом.

Как стать грамотным руководителем

Это мечта многих людей, которые занимают положения руководителя. На самом деле это не так сложно. Чтобы понять, как стать грамотным руководителем, нужно делать следующее:

1. Научиться грамотно координировать деятельность работников

2. Быть лидером и научиться входить контакт с каждым сотрудником, находить к нему свой подход

3. Уметь проводить аналитику рабочего времени (своего и сотрудников), а также использовать его разумно

4. Научиться в команде правильно распределять роли, при этом не забывать о возможностях и личностных качествах каждого работника

Хороший руководитель должен понять, что очень важная задача состоит в том, что надо достигнуть грамотной концентрации усилий всех работников на одной общей цели. Контроль над выполненной работой должен происходить в обязательном порядке. Грамотный руководитель уважает своих подчиненных и всегда готов придти к ним на помощь.


Приветствую вас, дорогие друзья! На связи Павел Ямб. Несмотря на то что по статистике Россия входит в число самых грамотных стран мире, так как умеют читать и писать почти все её граждане, я очень часто встречаю такие слова как «симпОтичный», «день рождениЕ» или «день рожденЬя» и т.д.

Вы согласны, что грамотно написанные статьи приятнее читать, чем текст, кишащий ошибками? Вроде в школе уроки русской литературы и языка были у всех, но большинство, кажется, полученные навыки или растеряли, или вовсе не слушали учителя. Так как же освежить их в памяти? Как «поднять» грамотность по великому, могучему взрослому человеку? Ведь грамотные люди добиваются успеха быстрее!

Давайте сначала трезво посмотрим на ситуацию, на каком уровне наша грамотность. Не довольны? Приступаем к обогащению знаний.

Что и как читать?

Один из способов стать гуру по русскому языку, который нам постоянно советуют – больше читать. С одной стороны, правильно: когда много читаешь, больше слов запоминаешь и знаешь, как они пишутся. Только вот не вся литература одинаково полезна. Самый лучший вариант для полезного чтения – это классика. Очень много интересных произведений не вошли в школьную программу, некоторые мы читали в сокращенной «демо» версии, а другие подзабыли, так что приятные эмоции гарантированы. Например, с учебников, единственное, что мне запомнилось это «Мастер и Маргарита».

Есть такая методика как орфографическое чтение. Ее принцип в том, что детей учат читать так, как написано, а не так, как принято говорить. Особое внимание уделяют длинным и сложным словам, которые проговаривают по слогам. В этом случае слуховая память подключается к зрительной. Именно так мы быстро запоминаем, как пишутся слова. Потом уже по методу «нравится-не нравится» можно интуитивно определить, как пишется незнакомое слово.

Читая вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите. Что как не чтение способствует этому?!

Настольная книга? Словарь!

Повышение уровня грамотности – дело не одного дня и даже не нескольких месяцев. Если решили основательно подтянуть грамотность, то вашей настольной книгой должен стать словарь русского языка. При малейшей неуверенности в правильности написания необходимо обращаться к нему. Встретили незнакомое слово? Тоже откройте словарь, узнаете смысл и как писать. Еще один хороший способ пополнения своего словарного запаса.

Не бойтесь, что объемные тома заполнят комнату. Ведь электронные версии всех словарей есть в Интернете в свободном доступе. Вот, dic.academic.ru .

У современных людей также есть возможность повышать грамотность в режиме online с помощью специальных ресурсов. Например, есть такой полезный сервис - Gramota.ru , с пояснениями, правилами, справочными материалами. Заходим на сайт, набираем сомнительное слово в строке, нажимаем на Enter – и правильный ответ перед глазами. Удобно! И это не единственный такого рода сайт.

Обратите внимание на такие ресурсы как:

  • «Тотальный диктант» – полная онлайн-школа, все бесплатно;
  • «Верные слова» – курсы по родной речи для детей начальной и средней школы, лингвистические игры, онлайн-олимпиады. Сервис платный, но есть возможность попробовать бесплатный вариант;
  • «Могу писать» – уроки русского языка, платные, бесплатные курсы, вебинары, учебники, тесты;
  • «Образование на русском» – бесплатные интерактивные учебники, онлайн-платформы для изучения русского как иностранного;
  • «Пишите живее» – бесплатный курс, который поможет избавить ваши тексты от словесного мусора;
  • «textologia.ru» – онлайн журнал о русском языке и литературе.

Играем и повышаем грамотность

Можно учиться грамотности легко и играючи. Любите разгадывать кроссворды? Прекрасно! Значит, узнаете новые слова и запоминаете, как они пишутся. Словесные головоломки, тесты, анаграммы, шарады, ребусы также превосходно развивают наши интеллектуальные способности.

Если собственными силами не получается добиться хороших результатов, посетите курсы повышения грамотности. С помощью специалистов дело пойдет гораздо быстрее. Такие курсы доступны и онлайн.

Есть и сервисы-помощники для повышения грамотности, например, Tutoronline.ru . Оставьте заявку, и занимайтесь с репетитором по русскому языку или литературе по скайпу.

Соблюдение требований русского языка обязательно по умолчанию в любой сфере. Значит, вспоминаем или учим правила. В случае, когда работы перед отправкой проверяет , то почему бы не попросить его сообщать о каждом нарушении языковых норм? Выучили правило – повысили грамотность. Будете действовать так постоянно – сможете соревноваться с проверяющим.

Но коллега корректор есть не у всех. Тогда ваше спасение – учебники. Не ленитесь, открывайте их почаще, читайте правила самостоятельно!

Сегодня – диктант

На мой взгляд, это лучший способ повышения грамотности в кратчайшие сроки. Даже помощники не нужны: интерактивных диктантов для вставки пропущенных знаков препинания и орфограмм в сети достаточно. Польза двойная: интересно и познавательно.

Пишите!

Ежедневно пишите, так вы повысите уровень грамотности в ближайшие сроки, выработаете навык узнавания ошибок на уровне интуиции. Постоянно, много, интересно! Врожденной грамотностью может похвастаться не каждый, придется потрудиться, чтобы получить столь полезное преимущество. Чем больше пишем – тем меньше делаем ошибок. Проверено на практике!

Есть еще способ повышения знания языка как каллиграфическое письмо. Каллиграфический почерк вырабатывает сосредоточенность, помогает фиксировать фразу в памяти и даже вспомнить правило! Писать не спеша – этот метод работает и при наборе текстов на компьютере. Думать, а не мчаться во весь опор.

Интересно, что первоначальное ошибочное написание врезается в память. Появляется стойкий навык письма с ошибками. Чтобы избавиться от него, придется не менее ста раз написать слово правильно. Где-то через сто повторений в свое время я перестал писать «Здраствуйте» – постоянно на уровне навыка пропускал букву “в”.

Знаете, даже не обладая супер грамотностью, можно хорошо зарабатывать . Чем выше ваши знания по языку, тем выше заработки.

Аудиокниги

Знакомо вам выражение «сюда просится запятая»? Логика изложения, ритм предложения подсказывают, что здесь нужен знак препинания. Чтобы прочувствовать эту ритмику, слушайте аудиокниги, обращайте внимание к произносимым фразам. Так вы научитесь определять в какие места «просится запятая».

Ситуации, из ряда вон выходящие

К сожалению, или к счастью, русский язык на самом деле очень гибкий. Если ключевом слове заказчика обнаружили ошибку, не торопитесь исправлять. Вполне возможно, что это специальное требование, то есть так и положено. Причина простая. Поисковые запросы набирает с ошибками большая часть пользователей Интернета. Когда число запросов с ошибками заметно возрастает, некоторые веб-мастера используют подобные слова как ключевые.

Немного статистики

Как показывает статистика, русский язык состоит примерно из 500 000 слов. Но в повседневной жизни мы используем только около 3000.

По данным textologia.ru , словарный запас школьника составляет 2000 – 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 – 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Итак, подытожим, как быстро повысить уровень грамотности:

  1. Много читайте, особенно классическую литературу.
  2. Почаще заглядывайте в словарь, как в томах, так и в Интернете.
  3. Пусть online ресурсы как Gramota.ru станут вашими друзьями.
  4. Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы.
  5. Если самостоятельно не получается достичь результатов, занимайтесь с репетитором.
  6. Посещайте курсы повышения грамотности.
  7. Пишите.
  8. Слушайте аудиокниги!

А вам пока. С вами был Павел Ямб. Будьте грамотными, пишите комментарии к этой статье без ошибок:)

P.s. А с какими словами у вас возникали проблемы?

А вот и крутой совет по нашей сегодняшней теме: