Науки, изучающие организм человека. Какая наука изучает организм

Психология как наука, изучающая внутренний мир человека Психика – внутренний мир живого существа, человека. Психология – наука о душе, внутреннем мире человека.

Метод самонаблюдения Идеал – высшее совершенство, цель человеческого стремления. Интроспекция (самонаблюдение) – один из способов изучения психических явлений. Тест – испытание, задача или проба.

Метод самонаблюдения Сознание – это восприятие человеком происходящего в его уме. Это первое определение сознания, данное английским философом Джоном Локком в XVII в. Дж. Локк Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно представляющих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

Психологическая структура моего «Я» Структура личности человека, разработанная советскими психиатрами Надсознательное (не поддающееся волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач, творческая интуиция) Сознание (осознаваемые человеком чувства и умственные образы) Бессознательное (глубинные психические процессы и состояния, которые человек не осознаёт, проявляются, например, в сновидениях)

Психологическая структура моего «Я» Структура личности по Зигмунду Фрейду Сверх-Я (система моральных норм и требований к поведению человека) конфликт Я (результат выделения человеком самого себя из окружающей среды) конфликт Оно (бессознательное сосредоточение инстинктивных побуждений, сексуальных и агрессивных) З. Фрейд

Причины разнообразия представлений человека о самом себе Темперамент – психологическое проявление типа нервной системы человека. Тип темперамента Свойства темперамента Холерик Сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Отличается высокой активностью, инициативностью, повышенной возбудимостью, резкой сменой настроений, вспыльчивостью, иногда – агрессивностью. Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энергичен, активен, доброжелателен, спокоен, легко сходится с людьми, привыкает к новой обстановке. Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный тип. Высокая работоспособность, выдержка, терпение сочетаются с медлительностью, малой реактивностью и пластичностью. Меланхолик Слабый тип нервной системы, для которого характерны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, робость, замкнутость, склонность к глубоким переживаниям.

Причины разнообразия представлений человека о самом себе «Я знаю всё, но только не себя» ? Франсуа Вийон Л. Н. Толстой «Человек, если прожил долгий век, то пережил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитём, потом взрослым, потом старым. Но как не переменялся человек, он всегда говорил про себя «Я» . И этот «Я» был в нём всегда один и тот же. Тот же «Я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это – то непеременное «Я» и есть то, что мы называем душой» .

Вопрос 1. Какие органы тела человека ответственны за возникновение ощущений?

Органы чувств ответственные за возникновение ощущений. К органам чувств относят глаза, уши, язык, кожу, нос.

Вопрос 2. Почему человека называют биосоциальным существом?

Человек – это часть природы, в то же время он не может без социума, общества.

Человек является неотъемлемой частью природы. Ему, как и любому биологическому организму, свойственны саморегуляция, обмен веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Биологическая сторона жизни человека характеризует особенности строения и функционирования его организма, работу его органов чувств, простейшие психические реакции. Как и другие живые существа, человек может быть здоровым или больным.

Однако своей деятельностью он создаёт «вторую природу» , надстроенную над естественной средой обитания. Люди, человеческое общество являются как преобразователями природы так и творцами, создателями культуры. Главное качество человека – общественное (социальное) , и состоит оно в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом.

Вопрос 3. Что изучает психология?

Вопрос 4. Как можно представить возникновение духовных запросов человека в процессе эволюции? (Обдумывая ответ, обратите внимание на то, что любознательность – важнейшая черта человека.)

Человек всегда искал поддержку извне, потому что не мог объяснить явления природы и другие события, происходящие с ним. Поэтому человек придумывал себе богов, которых он изображал и покланялся им. Духовные потребности, познание окружающего мира, самовыражение. Каждый человек нуждается в развитии и самореализации. Чем больше информации он получает, тем активнее расширяется его сознание.

Вопрос 5. У всех здоровых людей строение мозга сходно, а психика индивидуальная у каждого. Почему так получается?

Все люди разные и не только в физическом плане, но и по врожденному функционально-ролевому предназначению, каждый из нас носитель неизменного определенного врожденного психотипа. Системная психология дает универсальный ключ к пониманию человеческого предназначения, души, разума, ментального, духовного начал в человеке. Базируясь на выделении восьми психотипов или, точнее, векторов в человеке, дает возможность понять глубинные причины поведения человека, его отношений – внутри себя, в паре, в обществе, в группе, выявить причинно-следственную связь наших поступков и действий. Осознав и приняв свой врожденный векторный набор, мы начинаем максимально использовать весь заложенный в нас потенциал. Понимание себя дает, прежде всего, возможность жить полноценной, здоровой, счастливой и творческой жизнью.

Вопрос 6. Человек учится говорить, значит, речь – приобретённая черта. Но ни одно животное нельзя обучить членораздельной речи. Значит, чего-то врождённого не хватает. Чего?

Нет ни одного млекопитающего, который мог бы освоить все звуки человеческого языка: необходимые для этого движения губ, языка, контроль дыхания – недоступны даже человекообразным обезьянам. Но обезьян можно научить языку жестов, которые использую глухонемые.

Вопрос 7. Чему могут научиться дети-маугли?

Дети-маугли могут научиться имитировать поведение животных, подражать звукам, которые они издают.

Вопрос 1. Кого и что изучает психология?

Психология – наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Вопрос 2. Что можно назвать материальной основой психических явлений?

Материальной основой психических явлений является головной мозг.

Вопрос 3. Что человек наследует от родителей, а чему учится у них и у других людей в течение жизни?

Человек наследует у родителей внешние признаки, черты характера, возможно даже предрасположенности к различным заболеваниям. А в течение жизни человек приобретает ценный жизненный опыт, стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Вопрос 4. Какие признаки человека отсутствовали, а какие были присущи детям-маугли и почему? До какого возраста ребёнок должен научиться ходить и разговаривать?

Считается, что ребенок должен научиться ходить в период с 8 до 18 месяцев. Существует так называемый активный словарь и пассивный. Активный – это те слова, которые произносит ребёнок, пассивный- это запоминание и удержание в памяти незнакомых слов. Когда эти слова повторяются взрослыми, ребёнок их хорошо запоминает и когда- нибудь произнесёт. В возрасте 2 лет идёт активное запоминание новых слов, накопление пассивного словаря. Для развития речи необходимо взрослым больше разговаривать с малышом, показывать картинки с изображением предметов, пусть он повторяет все названия.

Вопрос 5. На примерах докажите, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Проанализируйте для этого ситуации после посещения музея, просмотра театральной постановки или кинофильма и т.д.

У каждого свой взгляд, например, на музыку, картину или кинофильм. Это доказывает, что психические процессы отражения реального мира субъективны. Один человек может искренне восхищаться картиной художника, а для другого эта же картина будет полнейшей безвкусицей.

Вопрос 6. Какие слова будут использовать в разговоре о поведении человека физиологи, а какие – психологи?

Поведение в физиологии – определённый сложившийся образ взаимодействия живого существа с окружающей средой.

Поведение как предмет психологии – это активность человека, которая служит средством удовлетворения его потребностей, относящихся к разным сферам жизни: социальной, физиологической и биологической.





Сознание – это восприятие человеком происходящего в его уме. Это первое определение сознания, данное английским философом Джоном Локком в XVII в. Дж.Локк Сознание – способность человека думать, чувствовать, желать и знать об этом. Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общест- венно-историческому существу. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувствен- ных и умственных образов, непосредственно представ- ляющих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.




Психологическая структура моего «Я» Структура личности человека, разработанная советскими психиатрами Надсознательное (не поддающееся волевому контролю уровень психической активности при решении творческих задач, творческая интуиция) Бессознательное (глубинные психические процессы и состояния, которые человек не осознаёт, проявляются, например, в сновидениях) Сознание (осознаваемые человеком чувства и умственные образы)


Психологическая структура моего «Я» Структура личности по Зигмунду Фрейду З.Фрейд Сверх-Я (система моральных норм и требований к поведению человека) Оно (бессознательное сосредоточение инстинктивных побуждений, сексуальных и агрессивных) Я (результат выделения человеком самого себя из окружающей среды) конфликт


Причины разнообразия представлений человека о самом себе Темперамент – психологическое проявление типа нервной системы человека. Тип темперамента Свойства темперамента Холерик Сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Отличается высо- кой активностью, инициативностью, повышенной возбудимостью, рез- кой сменой настроений, вспыльчивостью, иногда – агрессивностью. Сангвиник Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энер- гичен, активен, доброжелателен, спокоен, легко сходится с людьми, привыкает к новой обстановке. Флегматик Сильный, уравновешенный, инертный тип. Высокая работоспособ- ность, выдержка, терпение сочетаются с медлительностью, малой реактивностью и пластичностью. Меланхолик Слабый тип нервной системы, для которого характерны повышенная чувствительность, ранимость, неуверенность в себе, робость, замкну- тость, склонность к глубоким переживаниям.


Причины разнообразия представлений человека о самом себе «Я знаю всё, но только не себя»? «Человек, если прожил долгий век, то пережил много перемен, - был сначала младенцем, потом дитём, потом взрослым, потом старым. Но как не переменялся человек, он всегда говорил про себя «Я». И этот «Я» был в нём всегда один и тот же. Тот же «Я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это – то неперемен- ное «Я» и есть то, что мы называем душой». Л.Н.Толстой Франсуа Вийон

Психология (греч. Psyche – душа и logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Психология как наука изучает факты, закономерности, механизм психики.

Психология изучает внутренний мир (душевных) субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение, изучает объективные закономерности и проявления психики.

Предметом психологии является психика, или душа. Она образует внутренний или душевный мир человека, который легко обнаруживается с помощью своеобразного внутреннего зрения. Душа является нам в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, решений, фантазий и тому подобное. Все эти явления называются психическими, или субъективными. Протекая в определенной последовательности и причудливым образом сочетаясь друг с другом, они образуют богатую и неповторимую картину душевной жизни, которая для каждого человека столь же реальна, как и окружающие его предметы.

Однако то, что непосредственно открывается нашему внутреннему созерцанию, образует только сравнительно небольшую осознаваемую часть души. Наиболее характерным для нее является то, что человек знает о ее существовании и в той или иной мере отделяет от окружающего мира как нечто самостоятельное.

В отличие от других явлений окружающего мира душа не обладает никакими известными физико–химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т. Поэтому она не досягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. До сих пор неизвестно ее местонахождение. Попытки найти ее в теле человека не увенчались успехом.

Большую загадку представляет проблема взаимоотношений души и тела. В психологии достаточно хорошо известно, что душа воздействует на тело и проявляет себя через движения, действия и поступки человека, то есть через предметную деятельность и общение. Однако непонятным остается сам механизм такого воздействия.

В содержательном плане душа представляет собой своеобразную модель мира, воссоздающую в субъективной форме его объективные свойства и закономерности. Примером такой модели является любой субъективный образ предмета. В нем зафиксированы его соответствующие свойства: твердость, химический состав, форма, вес, температура и др. В образе эти свойства предмета обретают какую-то иную форму существования.

Свойства и функции психики

Выделяют следующие свойства и функции психики.

    Душа – это особая реальность, существенным образом отличающаяся от предметов и явлений окружающего мира и не соответствующая известным законам естествознания.

    Душа – это наиболее важная часть человека, в которой заключена его сущность. Человек никогда не сомневается в ее существовании, поскольку она дана ему непосредственно, но вместе с тем, она не доступна для внешнего наблюдения.

    Душа определяет сущность социального бытия, в основе которого лежат такие психические функции, как побуждение, целеполагание, ориентировка в окружающей действительности и в других людях, планирование, принятие решения, регуляция поведения, контроль, оценка, смыслообразование.

    Душа тесно взаимосвязана с телом человека и особенно с такими его органами, как головной мозг и органы чувств. Можно сказать, что это единая система, в которой постоянно осуществляются переходы и трансформации от телесного к душевному и наоборот.

    Душа – это постоянно изменяющая и развивающаяся реальность.

    Душа каждого человека совершенно уникальна и неповторима.

У названия своя задача - названием автор ставит смысловой акцент. Ведь когда он выбирает для главы имя собственное, то вольно или невольно фокусирует, настраивает внимание читателя на мысль, которую считает центральной. А у этой статьи названия нет, потому что содержание ее многопланово и многотемно.

Мир и человек в нем - нет сегодня у науки более актуальной, более важной и более трудной проблемы.

Какую бы область жизни мы ни взяли, везде главное действующее лицо - человек.

Какую бы отрасль науки ни представили, она так или иначе затрагивает человека. Человек удостоен самого пристального внимания.

Справедливости ради надо признать, что человечество на протяжении истории всегда размышляло о своем значении и сути. В народной мудрости, увековеченной в сказках, притчах, пословицах, в трудах великих мыслителей древности и высказываниях современных выдающихся деятелей культуры живёт убеждение в непреходящей и безусловной ценности человека, увенчанного уникальным титулом - «венец творения».

И когда бы ни шла речь о человеке, жила уверенность в необходимости его постижения.

«Тот не человек, кто себя не знает»,- не сомневаются в народе.

Об этом же говорит великий поэт Гёте: «Главным предметом изучения человечества является человек».

О «главном предмете изучения» современная наука знает достаточно много. Она в силах ответить, что же такое человек. Эти знания рождались долго и трудно, задачи проникновения в человеческую сущность, бытие, жизнь решались в муках поисков и сомнений, ошибок и озарений, открытий объективных закономерностей - в ходе бескомпромиссной борьбы за истину.

На двух основополагающих посылках покоится учение о человеке.

Вот первая. «Человек есть телесное, обладающее природными силами, живое, действительное, чувственное, предметное существо...».

Будучи природным существом, человек - живой организм, как и любой другой, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Он - биологический вид, он - Homo sapiens, один из многочисленных видов, обитающих на Земле. Его особенности, так же как и особенности его соседей по планете, закреплены в наследственности. Видовая принадлежность человека - типологические черты «человека разумного» - запрограммирована природой от века. В генах записан «план», по которому неукоснительно «строится» человек. Это настолько универсальный закон, что оперируют им, не задумываясь о его великой сути, когда у рождённого младенца ищут - и находят! - глаза матери, губы отца, нос деда, фамильный подбородок.

Истоки родства «человека разумного» всему живому на Земле корнями уходят вглубь веков и связаны с биологической эволюцией, когда благодаря «вписыванию» организма в среду возникло диалектическое единство человека и природы.

Но человек обладает особенностью, выделяющей его из многообразного мира живого. «...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Таково второе, подчёркивающее суть человека, свойство. Такова вторая основополагающая посылка.

Это значит, что, будучи биологическим объектом, результатом эволюции жизни на Земле, в то же время человек - существо социальное. Своим появлением он изменил земную обстановку. Он стал не только приспосабливаться к жизни, но и приспосабливать жизнь к себе, стал производить необходимые средства для жизни. Труд создал человека, он же и определил дальнейший ход человеческой истории.

Комментируя известное положение о роли труда в становлении человека, академик В.Г. Афанасьев заметил: «Человек не потому человек, что он состоит из органов, тканей, клеток, что он дышит лёгкими и кормит молоком своих детей, а потому, что он способен трудиться, мыслить и говорить, способен производить орудия труда, при помощи которых воздействует на окружающий мир, природу, что способен в процессе труда, жизни вступать в общественные отношения с другими людьми».

Если рассматривать «по отдельности» биологические предпосылки и социальную сущность человека, они представляются нам как две неразрывные подсистемы, два уровня организации единой живой системы.

Биологическое, природное можно, упрощая, назвать системой «что живёт», а социальное - «как живёт».

Но ведь и «что живёт» и «как живёт» слились в единое целое, в социальное существо по имени Человек. Природное функционирование его организма социально обусловлено, зависит от тех объективных исторических условий, в которых человек живёт и которые им же и созданы путём преобразования окружающей среды для удовлетворения своих развивающихся материальных и духовных потребностей.

Возьмём хотя бы один из важнейших для организма процессов - процесс терморегуляции. Казалось бы, уж тут-то социальное ни при чем, поскольку этот процесс целиком вроде бы определяется слаженной работой соответствующих физиологических механизмов (изменением интенсивности теплообразования внутри организма и изменением теплоотдачи через кожу). Все это, конечно, так, но разве не с той же целью человек «приручил» огонь, научился строить жилища и придумал одежду «по сезону»? Кстати говоря, изощрённое разнообразие покроя и форм одежды, воцарение всесильной моды - это уже следствие социального развития, основная же, «первородная» функция одежды сохраняется и по сию пору: тёплая меховая или какая иная шапка зимой сначала все- таки шапка, а потом лишь все остальное, определяемое вкусами и социальными претензиями ее владельца, мастерством того, кто ее шил.

Другой пример того же рода - питание. Оно по природе своей процесс сугубо биологический. Но и его мы никак не можем сейчас оторвать от социального бытия: способа добывания, производства пищи и совершенно иного, чем в остальном животном мире, ее употребления.

Понятно, что на этих двух примерах невозможно полностью раскрыть проблему соотношения социального и биологического в человеке, да они и мало подходят для этого. И все же ссылка на такого рода примеры оправдана, если иметь в виду тему - человек и его здоровье. Благодаря своей наглядности даже они хорошо показывают, что тут следует говорить не столько о «соотношении», сколько о диалектическом единстве, которое не разъять простым делением.