Настольно печатные игры по трудовому воспитанию. Дидактические игры по трудовому воспитанию. Ознакомление с трудом взрослых

Игра «Кому это нужно?»

Цель .
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Цель .
Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растение? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птичка.)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковер.)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное белье.)
- Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевать поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель.)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.


по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности
Подборка дидактических игр
Д/игра «Генеральная уборка»
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать
бытовые трудовые навыки.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг,
кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы
встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель
предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или
отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно,
одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.
Д/игра «Что нужно маме?»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому, закреплять
навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и
просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья
посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая
соответствующее действие.
Д/игра «Путаница»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по
наведению порядка в доме, уходу за растениями, прививать интерес к трудовой деятельности.
Оборудование: предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и
т.д.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной
куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной
куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у
каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой.
Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас
берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем
ли месте оказались предметы или нет.
Д/игра «Конкурс»
Цель: приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые
навыки в повседневной жизни.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила
игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную
обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и
разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под
веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой
деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их
выполнения.
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово, закреплять
знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.

Д/игра «Доскажи словечко»

Ход игры: Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать,
договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны …
(дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы,
шланг нужны … (садовнику). И т.д.
Д/игра «Наведи порядок»
Цель: приучать детей к чистоте и порядку вокруг себя, закреплять умение использовать бытовые
трудовые навыки.
Оборудование: игрушки и предметы групповой комнаты.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов и игрушек в групповой
комнате. Как вы считаете, все предметы и игрушки находятся на своем месте? Конечно же, нет. А вы
помните, где должны находиться машинки? А посуда? А мячи? Давайте все вместе наведем порядок в
группе и посмотрим, как хорошо вы знаете месторасположение предметов и игрушек в нашей группе.
Дети расставляют предметы и игрушки в группе на свои места. После наведения порядка воспитатель
вместе с детьми проверяет правильность расположения всех предметов и игрушек в группе.
Д/игра «Чему нас научили взрослые?»
Цель: активизировать глаголы, учить соотносить слово с действием, закреплять знания о способе
выполнения того или иного вида деятельности.
Оборудование: фоновая мелодичная музыка.
Ход игры: Воспитатель, проговаривая слова «Взрослые научили нас …» показывает движения, дети
повторяю слова за воспитателем, повторяют действие, называют его: мыть посуду, стирать одежду,
копать землю, подметать пол, протирать мебель, поливать цветы и т.д.
Д/игра «Покажи, как это делать»
Цель: закреплять умения выполнять разные виды трудовой деятельности, закреплять навыки
правильного выполнения трудовой деятельности, воспитывать уважение к труду людей.
Оборудование: два стола, инвентарь для манипуляций в разных видах деятельности.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель, предлагает детям сыграть в д/игру «Покажи, как
это делать». Правила игры: ребенок выходит к столу, на котором расположены разные предметы для
выполнения разных видов деятельности. Воспитатель просит ребенка: «Покажи, пожалуйста, всем
нам, как нужно правильно протирать листья у цветов», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно
правильно стирать платочки», «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно развешивать на
веревку одежду, «Покажи, пожалуйста, всем нам, как нужно правильно складывать вещи» и т.д. и т.д.
Д/игра «Прояви заботу»
Цель: закреплять навыки ухода за комнатными растениями и животными уголка природы,
воспитывать любовь к природе и живым существам.
Оборудование: инвентарь по уходу за растениями и животными уголка природы.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, вы все
красивые, опрятные, в чистой одежде, обуви, заплетенные, расчесанные. Вам нравиться, как вы
выглядите? А кто помогает вам быть такими опрятными и чистыми? Кто вам стирает одежду,
расчесывает, моет? Правильно, мамы, бабушки. А как вы думаете, если бы мамы, бабушки не
заботились о вас, не стирали бы вам одежду, не заплетали и т.д., то вы бы были такими же опрятными
как сейчас? Конечно же, нет. Вот теперь посмотрите на растение. Показывает запыленное растение с
сухой землей и подвядшими листьями. Вам нравиться, как оно выглядит? Нет, не нравиться. А теперь
посмотрите на это растение. Показывает другое растение с чистыми листьями, без сухих листьев с
влажной землей. А это растение вам нравиться? Мне тоже оно нравиться больше чем предыдущее
растение. Как вы думаете, почему это растение красивое, листья его блестят, а это тусклое, пыльное,
с сухими листьями? Правильно, об одном растении заботятся, ухаживают за ним, как о вас заботятся
ваши мамы, а о другом не заботятся, поэтому они и по­разному и выглядят. Ребята, а растение может
само о себе позаботиться, протереть себе листья, полить себя, подрыхлить землю? Нет, не может, у
них нет рук. Ребята, у вас есть руки, и вы многое умеете делать сами, но вам все равно нужна помощь

взрослых. А у растений нет рук, и они не могут позаботиться о себе сами. Поэтому предлагаю вам
позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за
растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за
растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.
Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за
животными уголка природы.
Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или
иной профессии, развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии
в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для
выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске
рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или
ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.
Д/игра «Юные экологи»
Цель: закреплять представления о необходимости соблюдения чистоты вокруг нас (дом, улица),
закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности.
Оборудование: выносной материал: лопатки, грабли, метелки, пакетики для мусора, лейки,
маленькие лопатки, перчатки для сбора мусора, веточек, камешков.
Ход игры: В процессе прогулки по участку воспитатель обращает внимание детей на мусор, сухие
сломанные веточки, большие камешки, сухую землю в клумбах и т.д. Ребята, посмотрите, сколько
вокруг много мусора на земле лежит. Как вы считаете, это правильно? Почему? Правильно, вокруг
нас должна быть чистота, как дома, так и на улице. Когда вокруг чисто и прибрано, тогда и мир
становиться красивее, не правда ли? Предлагаю вам навести порядок на нашем участке и сделать его
красивым и чистым. Дети приступают к уборке территории, уходу за цветами в клумбах. Воспитатель
контролирует и корректирует деятельность детей на протяжении всего трудового процесса, обращая
внимание на правильность и соответствие выполнения действии тому или иному случаю. Например:
мусор, камешки собирают в мешки; веточки, сухие листики собирают граблями в кучки; в клумбах
рыхлят землю и поливают цветы и деревья, растущие на участке.
Д/игра «Назови как можно больше предметов»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, закреплять знания о разных профессиях и их
предметах труда.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать как можно больше предметов
необходимых для работы …. (дворника, садовника, строителя, помощника воспитателя, швеи и т.д.).
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши
не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что
нужно для копания земля?», «Что нужно для того, чтобы постирать одежду» и т.д.

Д/игра «Для чего нужны предметы»
Цель: активизировать глагольную лексику, закрепить знания о способах использования предметов
труда.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос
«Для чего нужен веник?» (Подметать мусор), «Для чего нужна лейка?» (Поливать цветы), «Для чего
нужен пылесос?» (убирать пыль и мусор) и т.д. Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя.
Д/игра «Для чего это нужно делать?»

Цель: развивать логическое мышление, умение рассуждать, делать умозаключения на основе
имеющихся знаний, закреплять знания о пользе, которую приносит выполнение разных видов
деятельности, воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду задавать вам
вопросы, а вы должны подумав ответить на мой вопрос. Желающие ответить поднимают руку».
Примерные вопросы воспитателя:
­ Для чего необходимо мыть посуду? (игрушки, стирать, гладить и аккуратно складывать одежду,
сервировать стол)
­ Для чего необходимо поливать цветы? (рыхлить землю, протирать и опрыскивать листья, обрезать
сухие листья и цветки, пересаживать большие растения)
­ Для чего необходимо наводить порядок в доме? (пылесосить, протирать пыль, мыть полы,
заправлять кровати, раскладывать игрушки, предметы и вещи на свои места (полочки, шкафы))
­ Для чего необходимо умываться? (мыть руки, головы, ноги и т.д.)
­ Для чего необходимо самому уметь одеваться? (раздеваться, обуваться, складывать одежду
аккуратно, ставить обувь на обувную полочку)
И т.д.
Д/игра «Что сначала, что потом?»
Цель: закреплять знания о правильном способе выполнения разных видов деятельности, учить
различать понятия «сначала», «потом», правильно использовать данные слова, развивать логическое
мышление.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.
Сначала берем лопату, а потом…. (копаем землю)
Сначала убираем моем посуду, а потом…. (расставляем посуду в шкаф)
Сначала стираем одежду, а потом… (гладим одежду)
Сначала рыхлим землю у цветка, а потом…. (поливаем цветы)
Сначала вытираем стол, а потом…. (расставляем посуду)
Сначала сложим одежду, а потом…. (уберем ее на полочку)
Сначала играем с игрушками, а потом…. (убираем игрушки на места)
Сначала берем дощечку для лепки и пластилин, а потом…. (лепим из пластилина)
И т.д.
Д/игра «Последовательность»
Цель: учить определять правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности по предложенным сюжетным картинкам, закреплять осознание последовательности и
однонаправленности временных отрезков одного звена системы временных эталонов; развивать
логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображением последовательных этапов, какого­либо вида трудовой
деятельности.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске ряд сюжетных картин. Затем обращает внимание детей на
то, что картинки расположены в хаотичном порядке. После чего предлагает детям разложить
картинки в правильной последовательности в соответствии с временными отрезками данного сюжета
так, чтобы они отразили правильную последовательность выполнения разных видов трудовой
деятельности. Дети раскладывают картинки, в правильной временной последовательности объясняя
свое решение. Если ребенок допустил ошибку, то воспитатель вместе с детьми анализирует
последовательность картинок, исправляя ошибку, и объясняя свое решение.

Д/игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях,
закреплять знания о последовательности выполнения трудовой деятельности и средств
необходимых для нее.
Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем­то
рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того
как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы воспитателя:

«Однажды днем, когда на небе уже светила луна, мама решила помыть посуду и взяла пылесос.
Включив холодную воду, мама стала мыть посуду. Помыв посуду, мама сразу поставила мокрую
посуду на стол, положила в нее котлеты, налила в нее суп и чай».
«Наступило лето. Садовник пошел убирать снег с цветочных клумб. Садовнику было так холодно, что
он стал убирать снег в одной футболке и штанах. Убрав снег, садовник пошел подвязывать цветы.
Подвязав цветы, он достал садовые ножницы и обрезал их. У садовника получилась красивая
цветочная клумба».
«Дворник обрадовался наступлению зимы. «Теперь не надо убирать снег, можно просто подмести
опавшие листья и пыль на дорожке», - сказал Дворник. Собрав мусор в кучки, дворник оставил их
на дороги до наступления весны».

Игра «Кому это нужно?»

Цель.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.

Цель.
Ход игры:

Воспитатель называет предметы, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости - ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Зачем нужно растение? (Лейка.)
— Почему нужно кормить? (Птичка.)
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно гладить? (Рубашка.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Что нужно менять? (Постельное белье.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
— Зачем засевать поля? (Зерно.)
— Зачем сажать? (Картофель.)
— Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
— Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
— Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
— Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
— Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь — не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
. Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
. Мытье горшка.
. Укладывание камушков на дно горшка.
. Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
. Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
. Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
. Срезание загнивших корней.
. Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
. Уплотнение земли.
. Установка горшка с растением на поддон.
. Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор — тракторист.
Машина — шофер.
Экскаватор — экскаваторщик.
Комбайн — комбайнер.
Подъемный кран — крановщик.
Поезд — машинист.
Корабль — капитан.
Самолет —летчик (пилот).
Космический корабль — космонавт.
Пожарная машина —пожарный.
Бульдозер — бульдозерист.
Гоночная машина —гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик — кроликовод.
Теленок — телятница.
Овца — овцевод.
Олень — оленевод.
Виноград — виноградарь.
Чай — чаевод.
Хлеб — хлебороб.
Сад — садовод.
Цветы — цветовод.
Пчела — пчеловод.
Поле — полевод.
Гаечный ключ — слесарь.
Ведро и швабра—уборщица.
Билет — кондуктор.
Касса — кассир.
Рубанок — столяр.
Краска и кисть —маляр.
Мастерок — штукатур.
Кульман — инженер.
Молот и наковальня — кузнец.
Огнетушитель — пожарный.
Шприц — медсестра.
Электропила — лесоруб.
Рыбацкая сеть —рыбак.
Зубоврачебное кресло — стоматолог.
Доильный аппарат —доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» пос. Усть-Омчуг

Консультация для педагогов:

«Использование

дидактических игр

в трудовом воспитании

дошкольников»

Подготовила: Соловей Л.А.

воспитатель II младшей группы

2016г.

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский

Проблема трудового воспитания детей является одной из приоритетных в дошкольном возрасте. Она направлена на формирование психологической готовности к труду, ответственному отношению к процессу труда и его результату. В дошкольном возрасте ребенка больше привлекает процесс труда, чем его продукт. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:

· сюжетно – ролевая игра.

· театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

· дидактическая игра.

Сегодня я расскажу вам о дидактической игре. Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр огромное т.к. они способствуют усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков полученных в специально организованной образовательной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка во все режимные моменты, развиваютумственные способности. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра, как и все виды игр, развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Например, в дидактической игре «Кому это нужно?» в младших группах воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель усложняет задачу. Подбираются разные картинки с изображением предметов, например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессии, где могут использоваться эти предметы, для чего они нужны. Или попросить найти среди картинок предметы используемые в профессии врача и т.д.

Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разной национальности.

Еще раз повторюсь, что содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы" и др.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

Рассмотрим все эти виды по отдельности.

Игры с предметами

Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используются такие игры с предметами как "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов), "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак? В младшем возрасте кукла используется для формирования у детей сенсорно-мотрных и элементарным трудовым навыкам (самообслуживанию).

Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку . Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Подбор картинок на запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.

Словесные игры

Дидактические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. Дидактические словесные игры в основном используются в старшем дошкольном возрасте.

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.: "Педагогическое Общество России", 2000.- 128с.

2. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А. Васильево, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 208с.

3. Примерная основная образовательная программа

4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.


игры для детей 3-5 лет.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла).
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло (подставляет кукле называемые предметы).
- Как вы думаете, что она будут делать? (Стирать.) Правильно.
- А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшённая.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Детям показывают эти предметы (утюг, стопка кукольного белья – для глажения; ведро и лейка – для полива грядок и т.п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая детям угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш – подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребёнок рисует предметы на доске (выкладывает картинки), а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее. Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.
Игра «Выбираем работу»
Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызвать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры Воспитатель вместе с детьми встаёт в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать В космонавты мы пойдём
И работу выбирать. И ракеты поведём.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полёт ракеты, действуя по показу воспитателя).
В капитаны мы пойдём, (Дети показывают, как капитаны смотрят в бинокль.)
Корабли мы поведём.
В вертолётчики пойдём, (Дети бегут и делают круговые движения над головой.)
Вертолёты поведём.
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в лётчики пойдём, В комбайнёры мы пойдём Мы в пожарные пойдём
Самолёты поведём. И комбайны поведём. И пожар тушить начнём.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующую то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растениям? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птиц)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковёр)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное бельё.)
- Кого нужно купать? (Ребёнка.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевают поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель?)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине молоко (хлеб, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.
Игры для детей 5-7 лет
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию»
Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры Воспитатель называет машины и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор – тракторист. Экскаватор – экскаваторщик.
Комбайн – комбайнёр. Машина – шофёр.
Бульдозер – бульдозерист. Самолёт – лётчик (пилот).
Космический корабль – космонавт.
Поезд – машинист.
Пожарная машина – пожарный.
Гоночная машина – гонщик и т.п.
Корабль – капитан.
Подъёмный кран – крановщик.
Игра «Угадай профессию»
Цель. Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик – кроликовод. Телёнок – телятница. Овца – овцевод. Олень – оленевод. Виноград – виноградарь. Чай – чаевод. Хлеб – хлебороб. Сад – садовод. Цветы – цветовод. Пчела – пчеловод. Гаечный ключ – слесарь. Ведро и швабра – уборщица. Билет – кондуктор. Касса – кассир. Рубанок – столяр. Краска и кисти – маляр. Мастерок – штукатур. Молот и наковальня – кузнец. Огнетушитель – пожарный. Шприц – медсестра. Электропила – лесоруб. Рыбацкая сеть – рыбак. Зубоврачебное кресло – стоматолог. Доильный аппарат доярка и т.п.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим. Например: ножницы, телефон, носилки, гвозди, кассовый аппарат, карандаш, кисть, поднос, звонок.
Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.