Насильственное установление однопартийной системы в ссср. Основные этапы формирования однопартийной системы в ссср. « Железный занавес»

Гражданская война в России: причины, ход, результаты.

Начало гражданской войны обычно относят к 25 октября 1917 года . Однако до середины 1918 года оппозиция большевизму из монархических и буржуазных партий надеялась избежать начала гражданской войны и решить судьбу мирными средствами, преимущественно парламентскими. До середины 1918 года наблюдаются вооруженные выступления отдельных частей под руководством военных и политических лидеров (Керенский, Духонин, Краснов ). С мая 1918 года складываются белые армии и сопротивление большевизму приобретает организованный характер. В ход гражданской войны вмешались иностранные державы (США, Англия, Франция, Япония), осуществив интервенцию и финансово-техническую помощь белым армиям. Эти страны стремились остановить распространение большевизма на свои территории и вернуть вложенные в экономику России деньги.

Периодизация Гражданской войны:

4) III этап февраль 1919 – весна 1920;

Становление однопартийной системы в стране. 1918 – конец 20-х гг.

О формировании в нашей стране однопартийной системы можно говорить с июля 1918 г., потому что левые эсеры, не участвуя в правительстве в октябре-ноябре 1917 г. и марте-июле 1918 г., располагали местами в Советах всех уровней, руководстве наркоматов и ВЧК, при их заметном участии создавались первая Конституция РСФСР, важнейшие законы Советской власти. Активно сотрудничали в Советах в то время и некоторые меньшевики.

Подавление плюрализма началось сразу же после Октябрьской революции. Декретом «Об аресте вождей гражданской войны против революции» от 28 ноября 1917 г. была запрещена одна партия - кадеты. Сила кадетов заключалась в их интеллектуальном потенциале, связях с торгово-промышленными и военными кругами и поддержке союзников. Но как раз это запрещение партии подорвать не могло, скорее всего это был акт мести некогда самому влиятельному противнику.

Реальными соперниками большевиков в борьбе за массы были анархисты. Они приняли активное участие в установлении и упрочении Советской власти, но представляли угрозу большевикам с их требованием централизма. Они выражали стихийный протест крестьянства и городских низов против государства, от которого они видели только налоги и всевластие чиновников. В апреле 1918 г. анархисты были разогнаны. Предлогом к их разгрому послужила их несомненная связь с уголовными элементами, что дало власти повод называть всех без исключения анархистов бандитами. Часть анархистов ушла в подполье, другая - влилась в партию большевиков.

С другой стороны с большевиками соперничали правые меньшевики и эсеры, выражавшие интересы более умеренных слоев рабочих и крестьян, жаждавших политической и экономической стабилизации в целях улучшения своего материального положения. Большевики делали ставку на дальнейшее развертывание классовой борьбы, перенеся ее в деревню, что еще более увеличило разрыв между ними и левыми эсерами, образовавшийся в связи с заключением Брестского мира. В результате в июне - меньшевики и правые эсеры, а после июля - левые эсеры были исключены из Советов. В них оставались еще эсеры-максималисты, однако ввиду своей малочисленности существенной роли они не играли.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в зависимости от изменения политики партий меньшевиков и эсеров по отношению к власти Советов они то разрешались, то вновь запрещались, переходя на полулегальное положение. Попытки как с той, так и с другой стороны к условному сотрудничеству развития не получили.

Курс на искоренение политического плюрализма и недопущение многопартийности был подтвержден резолюцией XII Всероссийской конференции РКП(б) в августе 1922 г. «Об антисоветских партиях и течениях», которой все антибольшевистские силы объявлялись антисоветскими, т.е. антигосударственными, хотя в действительности большинство их посягало не на власть Советов, а на власть большевиков в Советах. Против них должны были быть направлены прежде всего меры идеологической борьбы. Репрессии не исключались, но официально должны были играть подчиненную роль.

Организованный летом 1922 г. процесс Боевой организации Партии социалистов-революционеров был призван сыграть прежде всего пропагандистскую роль. Проводившийся в Колонном зале Дома Союзов в Москве в присутствии многочисленной публики, иностранных наблюдателей и защитников, широко освещавшийся в прессе, процесс был должен представить эсеров как безжалостных террористов. После этого легко прошел Чрезвычайный съезд рядовых членов ПСР, объявивший о самороспуске партии. Затем о своем самороспуске объявили грузинские и украинские меньшевики. В литературе последнего времени преданы огласке факты о роли РКП(б) и ОГПУ в подготовке и проведении этих съездов.

Таким образом, на многопартийности в 1922-1923 гг. был окончательно поставлен крест. Думается, с этого времени можно датировать завершение процесса формирования однопартийной системы, решающий шаг к которому был сделан в 1918 г.

После разгона Учредительного собрания В.И.Ленин в проекте декрета о его роспуске заявил, что власть принадлежит Советам, в которых громадное большинство составляют партии большевиков и левых эсеров, пользующихся доверием рабочих и большинства крестьянства. Так был обозначен, пока только в первоначальном виде, курс на однопартийную монополию в государстве. В этих условиях любая советская партия, пожелавшая бы формировать вместе с большевиками правительство выступала бы в роли резонера, что и подтвердило кратковременное пребывание в составе большевистского правительства левых эсеров.

Подавление легальной оппозиции привело к тому, что дальнейшая полит. борьба стала развиваться в плоскости гражданской войны. Гражданская война вызвала необходимость чрезвычайных мер, которые были изобретены не большевиками, а правительствами воевавших в первой мировой войне стран. Они заключались в гос. монополии на важнейшие продукты питания и товары широкого потребления, их нормированном распределении, трудовой повинности, твердых ценах, установлении разверсточного метода отчуждения с/х продукта от сельского населения. Именно большевики превратили эти меры в орудие утверждения диктатуры пролетариата. Для подавления широкого сопротивления они создали жесткую систему управления армией и обществом в форме военных комиссариатов и «военного коммунизма».

Военный коммунизм - это система чрезвычайных, вызванных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1920гг.

Именно в этот период начался процесс преобразования большевистской партии России в государственную партию, когда наряду с Советами, призванными после октября 1917г. осуществлять власть, в центре и на местах стали создаваться и партийные комитеты - военные комиссариаты. Они взяли на себя полит. хозяйственные и идеологические функции, сконцентрировав в одних руках всю полноту власти в каждом уезде, волости, губернии.

Окончание гражданской войны и борьбы с интервентами имело для Советской России и возглавлявшей ее партии большевиков огромное историческое значение. Однако ситуация в стране была очень сложная: кризисное состояние экономики, реквизиции, голод, бандитизм, эпидемии. Главными полит. событиями начала 1920г. в Советской России стали: крестьянские восстания против политики «военного коммунизма». одним из важнейших элементов которой была продовольственная разверстка; страшный голод в Поволжье, унесший огромное количество жизней; Кронштадтское восстание военных моряков Балтийского флота.

Чтобы выйти из этого кризиса, сохранить и укрепить свою власть, большевикам необходимо было резко изменить свою политику, найти новые методы взаимодействия с массами, удовлетворить их главные нужды и требования. Возникла настоятельная потребность в пересмотре гос. политики во всех областях, и прежде всего в экономической сфере.

НЭП - новая экономическая политика Советского государства в 20-е гг. Началом перехода к НЭПу стал 10 съезд РКП (б), проходивший в марте 1921г. Суть этой политики состоит в использовании товарно-денежных отношений в сфере с/х, промышленности, торговли, кредитной политики и т.д.

В этот период кризисные явления распространились и на партию. Это проявилось в острых разногласиях, расколовших РКП (б) по вопросу об отношении к профсоюзам, об их роли в государстве диктатуры пролетариата. Впервые в истории большевистской партии выборы делегатов на 10 съезде РКП(б) проходили по фракционным платформам, среди которых были:

ь «платформа десяти», представленная В.Лениным, Г.Зиновьевым и др.;

ь платформа Л.Троцкого «Роль и задачи профсоюзов»;

ь платформа «рабочей оппозиции» (А.Шляпников, А.Колонтай, С.Медведев и др.);

ь платформа группы «децистов» («демократические централисты» - Т. Сапронов, Н.Осинский и др.);

ь «буферная платформа» Н.Бухарина.

Каждая из них содержала свое видение роли и методов работы профсоюзов в мирных условиях, а также ближайших задач партии.

Л.Троцкий, исходя из теории перманентной революции, считал необходимым ради сохранения Советской власти в России до начала мировой революции максимально милитаризовать государство, а профсоюзы «огосударствить», слив их с государственными хозяйственными органами по отраслям промышленности и придав им функции административно-хозяйственного управления.

«Рабочая оппозиция», наоборот, стремилась «осоюзить» государство, предлагала передать управление народным хозяйством органу, избранному на «всероссийском съезде производителей», предоставить профсоюзам исключительное право назначать работников на административно-хозяйственные посты.

Аналогичные требования содержались и в платформе «децитов», которые заявляли о «бюрократическом омертвлении профсоюзов» и наставали, чтобы президиум Всесоюзного совета народного хозяйства (ВСНХ) выдвигался руководством профсоюзов.

Обсуждение вопроса о роли и задачах профсоюзов приняло на съезде острый и принципиальный характер. Большинство делегатов пошло за В.Лениным, приняв резолюцию, составленную на основе «платформы десяти». Профсоюзы рассматривались как «школа коммунизма», школа управления в период социалистического строительства, было объявлено о необходимости партийного руководства профсоюзами и установлен принцип демократического централизма в руководстве. Реализация данной резолюции привела в дальнейшем к потере профсоюзами своей самостоятельности и подавлению инакомыслия.

Однако многие сторонники других платформ, как показали дальнейшие события, от своих взглядов не отказались. Это угрожало традиционному единству большевизма, в защиту которого на съезде выступил В.Ленин. Он разработал и предложил делегатам принять две резолюции - «О синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии» и «О единстве партии».

Первая из них оценила платформу «рабочей оппозиции», говоря словами В.Ленина, как «явный уклон синдикалистско-анархической» противоречащей основам марксизма, и заявила, что пропаганда подобных взглядов несовместима с принадлежностью к РКП(б).

Вторая резолюция - «О единстве партии», провозгласив, что единство партии есть нерушимый закон партийной жизни, предложила немедленно распустить все группировки, созданные на самостоятельных платформах, и запретила впредь создавать какие-либо фракции. Невыполнения этого решение, обеспечив под угрозой высшей меры партийного наказания механическую сплоченность РКП(б), в тоже время значительно урезало внутрипартийную демократию и лишило членов партии возможности иметь и отстаивать собственные взгляды.

Однако наличие в рядах РКП (б) «неразоружившихся» фракционеров, выходцев из др. партий, несогласных с недемократическими методами укрепления партийной дисциплины, политически неустойчивых (с точки зрения) партийного руководства и пассивных коммунистов заставило ЦК РКП (б) провести во второй половине 1921г. генеральную чистку партии. В опубликованном 27 июля 1921 в «Правде» обращении ЦК ко всем партийным организациям «Об очистке партии» говорилось о необходимости, чтобы «наша партия более чем когда бы то ни было, была вылита из одного куска». ЦК требовал, чтобы звание члена РКП (б) «носили лишь те, кто его действительно заслужили».

В марте 1922г. 11 съезд РКП(б) принял четкие правила приема в партию, которые менялись в зависимости от социальной принадлежности вступающего: легче всего было вступить в нее рабочим и крестьянам. Несмотря на эти меры, партия не стала более пролетарской по своему составу: в 1922г. примерно 15 тыс. рабочих, недовольных «буржуазным переходом» к НЭПу, вышли из ее рядов.

Во время гражданской войны в партии установился «командный стиль» руководства, местное начальство назначалось сверху. Данная практика сохранилась и в последующий период: низовые организации, нуждающиеся в руководителях, сразу же обращались в специальные ведомства ЦК (Орготдел и Учраспред), занимающийся расстановкой кадров. Эти методы также способствовали превращению большевистской партии в государственную структуру. Роль рядовых коммунистов зачастую сводилась к одобрению поступающих от руководящих органов директив, в то время как партийные «верхи», в том числе ЦК и губкомы партии, все больше отрывались от партийных масс. Поэтому осенью 1923г., еще при жизни Ленина, в партии разгорелась острая дискуссия о внутрипартийной демократии, бюрократизме и принципах партийного строительства.

21 января 1924г скончался В.Ленин. Его смерть стала серьезным потрясением для партии и народа и была использована руководством РКП(б) для создания посмертного культа вождя.

Ленин не оставил после себя безусловного преемника, который мог бы по праву занять его место в партии и стране. Характеристики, которые он дал своим ближайшим соратникам в «Письме к съезду», были весьма неоднозначными. Ленин предложил переместить Сталина с поста Генерального секретаря, выразив сомнение, что тот, сосредоточив в своих руках необъятную власть, сумеет всегда достаточно осторожно пользоваться ею. В 1927-1928гг. Сталин повел борьбу против Н.Бухарина и его сторонников, обвинив их в «правовом уклоне», в пособничестве и защите кулачества. Таким образом Сталин пытался устранить наиболее авторитетных партийных деятелей и укрепить свои позиции не только в партии, но и в государстве. Сталину и его окружению удалось пресечь все попытки организованного сопротивления, и этому во многом способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В первую очередь, к концу 1920-х гг. в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927г. 1 млн. 200 тыс. чел. Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине. В тоже время количество старых опытных большевиков уменьшалось, они были втянуты в борьбу за власть и расколоты, а затем и физически уничтожены.

В итоге в 30-е гг. 20в. окончательно оформилась такая система управления внутри самой партии большевиков, которая предусматривала строгое подчинение партийной дисциплине и отсутствие инакомыслия.

Следующим важным шагом на пути превращения РКП(б) в государственному партию и утверждения административно-командной системы управления в стране явился 17 съезд ВКП(б), проходивший в Москве с 26 января по 10 февраля 1934г. Он носил торжественно-триумфальный характер и получил в официальной печати название «съезда победителей».

Прославление Сталина достигло степени обязательного обряда. В целом же резолюции принятые на съезде, позволили партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим органам партии.

Прежде всего, съездом была введена новая структура партийных комитетов. низовые подразделения именовались уже не «ячейками», а «первичными организациями», и границы их повсюду д.б. совпадать с соответствующими промышленными или с/х предприятиями. Аппарат Центрального Комитета подразделялся на так называемые «целостные производственно-отраслевые отделы»: промышленный, с/х, планово-финансовый, торговый, народного хозяйства и государственной деятельности.

Обкомы и Центральные Комитеты республиканских компартий строились по этому же образцу. Это были параллельные отделы парткомов наряду с существовавшими уже при исполкомах Советов отделами по промышленности, с/х, культуре, науке и учебным заведениям и т.д. Однако функции этих одинаково названных отделов имели существенное различие. Полит. роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подменен власти советских и хозяйственных органов времени стало отличительной особенностью всего советского периода.

Следующим существенным решением 17 съезда явилось упразднение прежней практики партийно-советского контроля, предложенной еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная система контроля: наркомат Рабоче-крестьянской инспекции был упразднен, а Центральная Контрольная комиссия, избираемая съездом, была преобразована в Комиссию партийного контроля при ЦКП (б). Руководитель комиссии назначался из числа секретарей ЦК. Таким образом, деятельность проверяющих органов была взята под строгий контроль ЦК партии и Генсека. К тому же съезд учредил своеобразные «зоны вне критики». Новый устав, принятый на съезде, санкционировал также право ЦК учреждать там, где необходимо, политотделы, которые существенно умаляли прерогативы партийных организаций и секретарей партийных комитетов на местах.

Постепенно Сталин становится практически единственным полноправным руководителем партии и государства. Утверждение единовластия в партии сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929г. в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного полит. управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство обвиняемых, вынося свои собственные приговоры. Эта практика внесудебных приговоров была закреплена на всесоюзном уровне.

Усилению репрессивных действий во многом способствовали события, произошедшие на том же 17 съезде партии, имевшем и другое (неофициальное) название - «съезд расстрелянных». Из 1961 делегата съезда репрессиям было подвергнуто 1108, а из 139 членов ЦК, избранных на съезде, -98. Главной причиной этих репрессий, которые были организованы Сталиным, явилось разочарование в нем как в Генеральном секретаре ЦК ВКП (б) определенной части партийных работников и коммунистов. Они осуждали его за организацию насильственной коллективизации, вызванный ею голод, немыслимые темпы индустриализации, повлекшие многочисленные жертвы. Недовольство это нашло выражение при голосовании за список Центрального Комитета. 270 делегатов выразили в своих бюллетенях вотум недоверия «вождю всех времен и народов». Более того, они предложили пост Генерального секретаря С.Кирову, который. однако, данное предложение отклонил.

1 декабря 1934г. С.Киров был убит. Это убийство вызвало новый виток усиления карательных действий. Были внесены изменения в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик. Изменения касались расследования дел о террористических организациях и подобных актах против работников Советской власти. Вводились чрезвычайные формы рассмотрения и слушания дел: срок следствия был ограничен 10 днями, слушание дел допускалось без участия сторон, отменялось кассационное обжалование, приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. В марте 1935г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины, а через месяц указ о привлечении к УО детей начиная с 12-летнего возраста. По существу, это узаконивало массовый террор на государственном уровне.

К концу 1930-х гг. в стране установился режим произвола и репрессий, пресекалось всякое инакомыслие, оформлялась командно-административная и тоталитарная система.

Суть этой системы состоит в сращивании государственного и партийного аппаратов, установлении приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификации правовой системы и правоприменительной практики, тотальном контроле над жизнедеятельностью общества.

Тоталитаризм - явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни.

В экономике он означает огосударствление экономической жизни, экономическую несвободу личности. Личность не имеет собственных интересов в производстве. Происходит отчуждение человека от результатов его труда и, как следствие, лишение его инициативы. Государством устанавливается централизованное, плановое управление экономикой.

В полит. сфере вся власть принадлежит особой группе людей которую народ не может контролировать. Большевики, поставившие перед собой цель: свержение существующей системы, с самого начала были вынуждены действовать как конспиративная партия. Эта конспиративность, интеллектуальная, идеологическая и политическая закрытость остались ее существенной характеристикой и после завоевания власти. Общество и государство при командно-административной системе оказываются поглощенными одной господствующей партией, происходит слияние высших органов этой партии и высших органов гос. власти. Фактически происходит превращение партии в решающий стержневой элемент государственной структуры. Обязательным элементом такой структуры является запрет на оппозиционные партии и движения.

Характерной чертой подобных режимов является также то, что власть не опирается на законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти все права человека, которые на деле практически не выполнялись.

В духовной сфере господствует одна идеология и мировоззрение. Как правило, это утопические теории, реализующие извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном порядке, в основе которых лежит идея достижения гармонии между людьми. Такая идеология, например марксизм в СССР, превращается в некое подобие государственной религии, порождая еще один феномен тоталитаризма - культ личности.

Подобный режим со временем разлагается изнутри. Первоначально из полит. элиты выходят лица, которые становятся в оппозицию к режиму. С возникновением инакомыслия от режима отчуждаются сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Заканчивается разрушение тоталитаризма отходом от жесткого контроля в экономической сфере.

Начало формирования однопартийной политической системы

В январе 1918 ᴦ. состоялся III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он поддержал большевиков. Съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Социалистической республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны.

10 июля 1918 ᴦ. V Съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Конституция провозглашала пролетарский характер Советского государства, федеративный принцип государственного устройства РСФСР и курс на построение социализма. Избирательного права лишались представители бывших эксплуататорских классов, священнослужители, офицеры и агенты полиции. Вводилось преимущество рабочих по сравнению с крестьянами в нормах представительства при выборах в органы власти (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян). Выборы были не всœеобщими, не прямыми, не тайными и не равными. Конституция закрепляла систему центральных и местных органов власти.

Конституция декларировала введение политических свобод (слова, печати, собраний, митингов, шествий). При этом на практике это не имело реального подтверждения. Более того, первая советская Конституция не предусматривала возможность участия имущих классов и их партий в политической борьбе.

До Октября 1918 ᴦ. В.И. Ленин выражал твердую уверенность в том, что народные массы через Советы способные управлять государством. Но очень скоро оказалось, что практика расходится с прогнозом. В 1919 ᴦ. В.И. Ленин: ʼʼИз-за российской специфики, ᴛ.ᴇ. бескультурья, массы вовсœе не могут управлять государством. ʼʼДиктатура пролетариатаʼʼ в нашей стране с самого начала стала означать власть узкого слоя компартииʼʼ. Выборы в Советы проводились всœе более формально, отобранные кандидатуры заранее назначались на депутатские должности. На практике "Советская власть" и "большевистская власть" всœе более сливались. В РСФСР начала складываться однопартийная политическая система.

Экономические преобразования.

Временное правительство за короткий срок своего пребывания у власти не могло решить основные социально-экономические, политические и национальные проблемы страны. Все эти нерешенные проблемы теперь встали перед Советской властью.

До прихода к власти большевики представляли себе социалистическую экономику, как экономику без частной собственности, директивную, где государство должно взять в свои руки всœе товары и выдавать их населœению по мере крайне важно сти.

По этой причине сразу же после Октября 1917 ᴦ. большевики стали проводить линию на уничтожение частной собственности. Уже с ноября 1917 ᴦ. власть организовала "красногвардейскую атаку на капитал" Был национализирован ряд крупных предприятий и отраслей промышленности. Далее были приняты декреты о национализации банков, желœезнодорожного транспорта͵ введена монополия на внешнюю торговлю. Было положено начало создания государственного сектора в экономике. В декабре 1917 ᴦ. для руководства государственным сектором в экономике был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Переход предприятий под контроль государства закладывал основы "государственного социализма".

Весной 1918 ᴦ. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне безвозмездно должны были получить 150 млн. десятин земли, принадлежавшей помещикам, буржуазии, церкви, монастырям. Был аннулирован 3- млрд. долг крестьян банкам. Проведение в жизнь Декрета о земле бедное крестьяне встретило одобрительно. Земля делилась поровну между всœеми группами крестьян, сохранялось индивидуальное мелкое хозяйство крестьян. В стране уничтожалась помещичья собственность на землю, и вместе с ней прекращал существование и класс помещиков.

Аграрная политика большевиков вызвала социальную напряженность в деревне, так как Советская власть поддерживала бедноту. Это вызвало недовольство зажиточных крестьян-кулаков. Кулаки стали придерживать товарный (на продажу) хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим СНК перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 ᴦ. была введена продовольственная диктатура. Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян. В деревню посылались продовольственные отряды (продотряды). Οʜᴎ опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды), созданных в июне 1918 ᴦ. вместо местных Советов. "Черный передел" земли наносил удар по крупным хозяйствам помещиков, зажиточных крестьян (отрубников, хуторян), ᴛ.ᴇ. уничтожались положительные стороны аграрной реформы П.А. Столыпина. Уравнительное распределœение вело к падению производительности труда и товарности сельского хозяйства, к худшему использованию земли.

Продовольственная диктатура не оправдала себя и потерпела неудачу, т.к. вместо запланированных 144 млн. пудов хлеба собрано было всœего 13, а также привела к выступлениям крестьян против власти большевиков

Социальные преобразования.

Демократические преобразования были проведены в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована.

Национальная политика Советского государства определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 ᴦ. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределœение и образование самостоятельных государств. (См. Дополнительный хрестоматийный материал 1 и 2) В декабре 1917 ᴦ. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 ᴦ. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 ᴦ. - Белоруссии. Самоопределœение народов становилось реальностью. Национальные движения возглавлялись интеллигенцией, предпринимателями, духовенством, буржуазными и умеренными партиями, которые выдвигали ярких политических лидеров. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада (в июне) возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики.

В мае 1918 ᴦ. националистическое правительство Северного Кавказа ("Союз Объединœенных горцев Кавказа"), возникшее до Октябрьских событий, заявило о независимости Северо-Кавказского государства и отделœения его от России. В сентябре 1919 ᴦ. было создано независимое "Северо-Кавказское эмиратство" в Нагорной Чечне. Осенью 1918 ᴦ. из земель, входивших в состав Германии, Австро-Венгрии и России была восстановлена польская государственность.

Первая Советская Конституция РСФСР (принята 10 июля 1918 ᴦ.) закрепила принцип унитарности нового государства, но народы России получили право на областную автономию. Народы Российского государства в рамках автономии могли реализовать свои национальные интересы.

В 1918 ᴦ. первыми национальными областными объединœениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В марте 1919 ᴦ. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, а в 1920 ᴦ. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. К автономным областям присоединились Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.

Право на автономию было лишено казачество, формировавшееся в течении нескольких веков за счёт русского, украинского, калмыцкого, башкирского, якутского и других народов России и проживавшее компактно. В данном случае центральная власть проявила опасение по отношению к казачеству как "социально-опасному элементу". Не учтены были и интересы русского населœения.

При этом в своей практической деятельности большевистское руководство стремилось преодолеть дальнейший распад России. Используя местные партийные организации, оно способствовало установлению Советской власти в национальных районах, оказывало финансовую и материальную помощь советским республикам Прибалтики.

Брестский мир

26 ноября 1917 ᴦ. большевики приняли "Декрет о мире", в котором в числе прочего содержался призыв к народам и правительствам воюющих стран заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. Тогда Советское государство не признало ни одно государство в мире. Лишь Германия находилась на грани поражения и откликнулась на Декрет о мире.

2 декабря с Германий было подписано перемирие. После этого в ᴦ. Брест-Литовске (ныне ᴦ. Брест) начались переговоры о мире. Советская делœегация предложила заключить мир без аннексий и контрибуций. Германия стремилась воспользоваться слабостью и изолированностью Советского правительства. 1 января 1918 ᴦ. Германия предъявила России жесткий ультиматум: требуя передать ей огромную территорию - Польшу, часть Прибалтики, Украины, Белоруссии - площадью в 150 тыс. кв. км.

В большевистском государстве ультиматум вызвал острые разногласия. Так, меньшинство членов ЦК вместе с В.И. Лениным настаивало на безоговорочном принятии немецких условий, т.к. на продолжение войны сил у большевиков не было. Но большинство членов ЦК считало, что подписывать мир на таких унизительных условиях нельзя, так как это отодвинуло бы мировую революцию на неопределœенный срок. Нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий и его сторонники выступили за отказ от подписания мира на переговорах, предлагая сделать это лишь после того, как немецкие войска перейдут в наступление, и возникнет прямая угроза гибели Советской власти. Οʜᴎ предложили для Брест-Литовска следующую формулу: "Ни мира, ни войны". Н.И. Бухарин и его сторонники (получили название "левые коммунисты") считали, что Советское государство, заключив сепаратный мир с Германией, станет "пособником" германского империализма. Οʜᴎ требовали прекратить переговоры и объявить революционную войну международному империализму и спровоцировать революционный кризис в Европе.

Большевики решили затянуть мирные переговоры. Л.Д. Троцкий в феврале 1918 ᴦ. выступил со знаменитой формулой: "Мир не подписываем, войну не ведем, а армию распускаем". В ответ 18 февраля германские войска перешли в наступление по всœему фронту.

Возникла прямая угроза Советскому государству. Большевики приняли условия германского ультиматума, но немцы ужесточили свои требования. Теперь они хотели отторгнуть от России территорию в 750 тыс. кв. км. С населœением в 50 млн. чел.: всю Прибалтику, Белоруссию и часть Закавказья (Ардаган, Карс, Батум) в пользу Турции. Будущую судьбу отторгнутых от России территорий, по мирному договору, будет "определять" Германия. Россия должна была выплатить контрибуцию в 3 млрд. руб. (сумма могла быть увеличена Германией в одностороннем порядке), прекратить революционную пропаганду в центрально - европейских странах.

Никакой военной угрозы для Германии со стороны России на тот момент не существовало. Дело в том, что теоретическое обоснование крайне важно сти уничтожения России Германией было подготовлено для руководства рейха еще в 1915 - 1916 гᴦ. Программа германской экспансии на восток за счёт России стала к тому времени неотъемлемой составной частью политического мышления германской элиты. Выдвигая "разбойничьи" условия мирного договора, германский рейх приступил к первой ступени по уничтожению независимого российского государства.

3 марта 1918 ᴦ. российская делœегация без дискуссий подписала договор о прекращении состояния войны с кайзеровской Германией и ее союзников.

Спасти независимое Советское государство могла только полная победа стран Антанты над Германией.

Ноябрьская революция в Германии 1918 ᴦ. привела к крушению кайзеровской Германии. 11 ноября 1919 ᴦ. германские войска капитулировали на Западном фронте. Это позволило Москве в тот же день аннулировать Брестский мир и вернуть большую часть утраченных по нему территорий. Немецкие войска ушли с территории Украины. В Литве, Латвии, Эстонии устанавливалась советская власть. Предпосылки сохранения российской государственности были восстановлены. ("Разбойничий" характер Брестского мирного диктата во многом определил жесткость условий Версальского мирного договора, который большинство немцев восприняло как национальное унижение, хотя условия Версальского мирного договора были намного цивилизованнее, чем условия Брестского).

Вопрос 45. Гражданская война и политика военного коммунизма

Военный коммунизм (политика военного коммунизма) – название внутренней политики Советской России, проводимой во времяГражданской войны 1918-1921 годов.

Суть военного коммунизма заключалась в том, чтобы подготовить страну к новому, коммунистическому обществу, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ были ориентированы новые власти. Для военного коммунизма были характерны такие черты, как:

· крайняя степень централизации управления всœей экономикой;

· национализация промышленности (от мелкой до крупной);

· запрет на ведение частной торговли и свертывание товарно-денежных отношений;

· государственная монополизация многих отраслей сельского хозяйства;

· милитаризация труда (ориентация на военную промышленность);

· тотальное уравнительство, когда всœе получали равное количество благ и товаров.

Именно на базе этих принципов планировалось построить новое государство, где нет богатых и бедных, где всœе равны и всœе получают ровно столько, сколько крайне важно для нормальной жизни. Ученые полагают, что введение новой политики было крайне важно для того, чтобы не только выжить в условиях Гражданской войны, но также быстро перестроить страну на новый тип общества.

Начало формирования однопартийной политической системы - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Начало формирования однопартийной политической системы" 2017, 2018.

Годы «военного коммунизма» стали периодом установления политической диктатуры одной партии. Этот процесс проходил поэтапно и разнообразно. Сворачивалась издательская деятельность, запрещались небольшевистские газеты, производились аресты руководителей оппозиционных партий, которые затем объявлялись вне закона. Постоянно контролировались и постепенно уничтожались независимые институты, усиливался террор.

28 ноября 1917 г. кадетов объявили «врагами народа». После прихода к власти большевиков партия кадетовприняла активное участие в формировании различного рода вооруженных отрядов и подпольных организаций для борьбы с новым режимом. Кадеты входили в ближайшее окружение адмирала А. В. Колчака, занимали ключевые позиции в правительствах генералов А. И. Деникина, Н.Н. Юденича и др. Видные деятели партии кадетов В. А. Маклаков, П. Н. Милюков и некоторые другие, находясь за границей, сыграли большую роль в обеспечении поддержки белых армий со стороны западных правительств. К весне 1920 г. почти все наиболее активные члены партии выехали за рубеж. Подпольные организации, действовавшие на территории Советской России, в том числе в Москве и Петрограде, были разгромлены.

В апреле 1918 г. были разгромлены анархисты. Большевики, обвиняя анархистов в поддержке "буржуазных контрреволюционеров" и в создании собственных вооруженных формирований - "очагов анархобандитизма", применяли против них все методы, в том числе и карательные. В 1921 г. большинство анархистов пошло на сотрудничество с большевиками, другая часть эмигрировала.

Основными политическими соперниками большевиков в борьбе за влияние на рабочих и крестьян являлись меньшевики и эсеры.В борьбе с ними руководство большевистской партии применяло различные методы: насильственное подавление политической активности эсеров и меньшевиков; соглашение с теми фракциями и течениями, которые разделяли идеи мировой революции и признавали незыблемость принципов советской власти; доведение раскола внутри социалистических партий до окончательного организационного разрыва между теми, кто поддерживал большевиков, и теми, кто отказывался с ними сотрудничать.

Руководство партии эсеров, учитывая волю большинства местных Советов не допустить новой корниловщины, временно отказалось от тактики насильственной ликвидации большевистского режима. Меньшевики придерживались курса на соглашение с большевиками с целью создания "однородного социалистического правительства". Левые эсеры в начале ноября 1917 г. приняли решение о вхождении в состав такого правительства. В результате социалистические партии окончательно раскололись на два лагеря - на сторонников советской и парламентарной демократий (Учредительное собрание). Меньшевикам и эсерам удалось в первой половине 1918 г. укрепить свое влияние в ряде промышленных центров России и среди крестьянства. Это все дало повод ВЦИК принять постановление об исключении эсеров и меньшевиков из своего состава. Когда меньшевики и эсеры стали побеждать на выборах в местные Советы, они 14 июня 1918 г. постановлением ВЦИК были из Советов исключены. Та же участь постигла левых эсеров, к которым после фактического запрета меньшевиков и эсеров стали примыкать недовольные коммунистической политикой. 6 июля 1918 г. левые эсеры застрелили немецкого посла Мирбаха, стремясь спровоцировать войну с Германией. Большевики мгновенно воспользовались этим убийством. Левые эсеры были обвинены в мятеже, их военные отряды разгромлены, их лидеры, в т.ч. М.Спиридонова, арестованы, их депутаты исключены из Советов.



Однако в ноябре ВЦИК отменил решение в отношении меньшевиков в обмен на признание ими исторически неизбежным большевистского переворота и развертывания политической кампании на Западе против вмешательства во внутренние дела России. Эсеры окончательно отвергли попытку свержения советской власти путем вооруженной борьбы и отказались от всякого блокирования с буржуазными партиями в феврале 1919 г. Тогда же ВЦИК отменил свое решение и в отношении эсеров. Однако легализация деятельности оппозиционных социалистических партий была неполной, так как карательные органы всячески препятствовали им пользоваться свободой печати, слова, собраний и воссоздавать свои организации. Особенно напряженными отношения между ними и большевиками стали с лета 1919 г. вследствие критики эсерами и меньшевиками командно-административных методов управления и призыва отказаться от утопии непосредственного перехода к социализму.



Используя участие эсеров в антибольшевистских восстаниях, органы ВЧК с сентября 1920 г. по март 1921 г. произвели ряд арестов, что вынудило эсеров и меньшевиков перейти на нелегальное положение. В последующем они подверглись репрессиям, и к лету 1923 г. социалистическая оппозиция в России была практически разгромлена.

В отличие от других политических партий большевики были наиболее мобильны и дисциплинированны и вскоре приобрели статус правящей партии.

С мая 1918 г. ЦК РКП (б) начал постепенное подчинение себе советских, профсоюзных, молодежных и иных общественных организаций. Полностью были политизированы вооруженные силы, другие силовые структуры. Диктатуру пролетариата в форме Советов большевики на практике превратили в диктатуру своей партии. Все это позволило руководству партии проводить политику, основанную на методах принуждения во всех областях жизни страны.

Сама концепция партии, называемой коммунистической с марта 1918 г., не допускала разделения власти. Эта организация нового типа уже не являлась политической партией в традиционном понимании, так как ее компетенция распространялась на все сферы - экономику, культуру, семью, общество. В этих условиях любая попытка воспрепятствовать партийному контролю за общественным и политическим развитием расценивалась как саботаж.

Коммунистическая партия выполняла функции государственного управления, и ее руководящие органы принимали решения по всем вопросам экономической, культурной и социальной жизни.

Установление и укрепление однопартийности в СССР и БССР шло параллельно с формированием тоталитарной партии - «партии нового типа». Для реализации своих целей в начале 1920 г. были внесены изменения в структурную организацию и деятельность коммунистов. Руководство партии стало многоступенчатым. Ранее высшие органы партии не имели внутренней структуры.

На 10-ом съезде РКП (б) была принята резолюция «О единстве партии», согласно которой запрещалось создавать партийные фракции и группировки. Более строгим становился контроль над членами партии, выходцев из «чуждых классов» в партию не принимали. Была создана специальная комиссия - Центральная Контрольная Комиссия, которая смотрела, чтобы в партии не появились перерожденцы. Было введено понятие партийных чисток.

В Белорусской ССР в первой половине 1920-х гг., как и в РСФСР, установилась однопартийная система. Независимые политические партии последовательно уничтожались разными способами. Национально-демократические партии были ослаблены выделением из них разных течений. Немало представителей национал-демократии переходили на платформу компартии и советской власти. После самоликвидации Бунда часть его членов влилась в ряды КП (б) Б. В июне 1924 г. произошел самороспуск Белорусской партии социалистов-революционеров - наиболее значительной и влиятельной среди движений национальной демократии.

Основные черты АКСУ

1. АКСУ особенно заметно проявилась в осуществлении самой главной функции государства и его органов власти - законодательстве. Законодательная деятельность даже высших органов власти - Съездов Советов и ЦИК СССР - была как бы вторичной: созыву каждого съезда или сессии ЦИК, как правило, предшествовали либо Пленум ЦК партии, обсуждавший вопросы повестки дня очередного съезда Советов, либо партийная конференция или съезд партии, где обсуждались и принимались решения по кардинальным вопросам экономики, политики, культуры. Поэтому обсуждаемые на съездах Советов (высших и местных) доклады носили характер скорее информационный, отчетный, а не постановочный. К концу 1920-х гг. Всебелорусские съезды Советов представляли собой орган власти, прежде всего, советско-партийной бюрократии. Исчезла даже видимость народного представительства, демократичного характера выборов. Вся организационная работа по подготовке Всебелорусских съездов проводилась под руководством бюро ЦК КП(б)Б, которое утверждало повестку дня съездов, проекты резолюций, кандидатуры в состав ЦИК БССР, давало соответствующие указания президиуму ЦИК и коммунистической фракции съезда. С начала 1930-х гг. Советы всех уровней уже имели декоративный характер. Нарушалась регулярность созыва съездов Советов БССР: они собирались для утверждения задним числом политической линии исполнительных органов и ЦК КП(б)Б. Окончательно формализовалась деятельность ЦИК. С 1933 по 1937 г. состоялось только 9 сессий ЦИК БССР.

Внешне деятельность Президиума ЦИК выглядела достаточно бурной. Кроме того, что он утверждал от имени ЦИК и СНК БССР решения союзных и республиканских партийных органов, принималось еще множество разных постановлений, подготовленных соответствующими отделами президиума. Собирался президиум 3 раза в месяц. В повестку дня вносилось 4-6 плановых вопросов. Реально же рассматривалось до 25 вопросов за одно заседание. Естественно, что при таком объеме работы обсуждения или изменения заранее подготовленных проектов постановлений не было. Президиум фактически контролировал соответствие подготовленных чиновниками государственных решений линии партии.

Нередко законами становились не только ведомственные (наркоматские) постановления, но и партийные решения (от Политбюро до райкома). О верховенстве закона при такой массе законодательных актов говорить не приходилось.

2. Главным методом руководства при АКСУ была “чрезвычайщина” - совокупность принципов, приемов и методов управления, основанных на массовых репрессиях, судебном и внесудебном принуждении. Чрезвычайная система управления, если она и необходима (например, в условиях войны), допустима и оправдана лишь на короткое время. АКСУ сделала “чрезвычайность” не только основным принципом организации и деятельности всего государственного аппарата, но и “образом жизни”.

Пик “чрезвычайного законодательства” приходится на 1930-1932 гг. Это, прежде всего, партийные решения, связанные с проведением коллективизации и ликвидацией кулачества. Все эти законы были не только беспредельно жестоки, но и необыкновенно растяжимы: их можно было применять за любой проступок и осудить по ним на любой срок. Ужесточение уголовного законодательства за счет огромного количества “чрезвычайных” законов, направленных в первую очередь на охрану социалистической собственности и было основой АКСУ.

Как известно, АКСУ создала и органы внесудебных репрессий - “особые совещания” при наркомах внутренних дел СССР, союзных и автономных республик, при местных правоохранительных органах.

Чрезвычайные меры, вводимые законодательно с середины 1920-х гг., неизбежно вели к гипертрофии функций карательных органов, которые все больше стали выходить из-под контроля государства, будучи лишь под контролем вождя.

“Чрезвычайщина” сохранялась и в последующие годы, так как оставалась одной из характерных черт АКСУ, средством поддержания политической стабильности и “порядка”. В 1930-80-е гг. периодически издавались новые чрезвычайные законы, сфера применения которых то расширялась до предела, то сужалась.

На протяжении 1930-50-х гг. в качестве универсального средства решения всех проблем АКСУ использовала репрессии. Первая волна репрессий пришлась на 1929-1933 гг., когда на селе была проведена, так называемая, “революция сверху”, преследовавшая цель ликвидировать кулачество. Вторая - на 1937-1938 гг., когда было предпринято уничтожение всех потенциальных соперников Сталина в борьбе за власть. Третья волна (1940-50-е гг.) имела целью навечно законсервировать административно-командную систему.

3. Выдвижение на первый план государственного аппарата, его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. АКСУ потребовала реорганизации всего государственного аппарата, сложившегося в начале нэпа.

Во-первых, в конце 1920-х - начале 30-х гг. происходил стремительный рост всего управленческого аппарата, что постепенно обескровливало Советы как органы власти. Структура органов советской власти, предложенная большевиками в октябре 1917 г., содержала две ветви исполнительной власти: наркоматы и исполнительные комитеты Советов. В начале 1920-х гг. были разрешены противоречия между ними - за счет централизации путем переподчинения исполкомов местных Советов наркоматам. Для выполнения всей работы, подлежащей ведению местной власти, и для проведения в жизнь решений вышестоящих исполнительных комитетов и центральной власти в губернских исполкомах было образовано 15 отделов, в уездных - 12 . Отделы по своей структуре полностью копировали наркоматы, став их подведомственными учреждениями: наркоматы имели право давать указания соответствующему их профилю отделу исполкомов любого уровня. При этом авторитет Советов как законодательных органов существенно снизился.

Формализацию деятельности Советов как органов государственной власти усиливало развитие института «уполномоченных комиссаров» - работников, направляемых на места с конкретным поручением от партии или от представителей центральной власти. Уполномоченные проводили указания центра на местах, боролись с местной самодеятельностью. Они обладали неограниченными полномочиями в пределах своей компетенции, пользовались поддержкой ВЧК.

Уже к началу 1920-х гг. усиление роли исполкомов и большевизация Советов превратили последние в формальные органы, практически не участвующие в политической жизни.

Шло дробление, разукрупнение почти всех наркоматов - и промышленных, и непромышленных. Это касалось, прежде всего, госаппарата общесоюзного, но те же самые процессы (лишь в меньшем объеме) протекали в союзных республиках, на местах. В первую очередь они затронули управление народным хозяйством.

В органах управления социально-культурным строительством шел тот же процесс, но с более явным стремлением к централизации.

Разукрупнение наркоматов преследовало цель превратить крупные отраслевые центры, своеобразные штабы отраслей, какими были эти наркоматы, в подотраслевые, узкоспециализированные ведомства, деятельность которых легче было контролировать.

Во-вторых, с середины 1920-х гг. особенно быстро разрастался исполнительный аппарат, и именно та его часть, которая связана с административными мерами принуждения: органы НКВД, узкоспециализированные органы контроля (финансового, санитарного, планового и т.п.), всевозможные “инспекции” и “уполномоченные”. Все они были централизованы, действовали в масштабах Союза ССР, независимо от Советов.

Рост управленческого аппарата продолжался и в 1940-80-е гг., иногда замедляясь под влиянием обстоятельств (например, во время Великой Отечественной войны) или регулирующего вмешательства сверху, иногда убыстряясь, особенно в период “застоя”.

В-третьих, в 1920-е гг. возникает и развивается такой феномен, как ведомственность. Возникавшие в начале 1930-х гг. после упразднения ВСНХ отраслевые наркоматы быстро превращались в замкнутые центры административно-хозяйственных систем. Отраслевой наркомат являлся одновременно и центральным органом государственного управления, и органом хозяйствования. Постепенно каждая отраслевая система во главе со своим наркоматом-ведомством становилась замкнутой, а с увеличением числа предприятий, объемов производства и ресурсов, которые наркомат сосредоточивал в своих руках, все большее значение для такого центра приобретали его собственные интересы по выполнению планов. В сфере государственного управления ведомственность проявлялась как столкновение интересов: ведомственного (наркоматского) и общегосударственного (народнохозяйственного).

В-четвертых, АКСУ породила такое явление, как сращивание партийного и советского аппаратов. В первые годы после революции функции партийных и советских органов не были четко разграничены. Однако в то время партийный аппарат и государственный еще уравновешивали друг друга. Но уже к середине 1920-х гг. партия встала над обществом, ее руководство встало над партией и оказалось вне контроля. Партийные руководители на местах приобрели власть, которая в силу своей неподконтрольности оказывалась выше закона

По конституции 1918 г., высшими органами законодательной власти были всероссийский съезд Советов и ВЦИК, высшим органом исполнительной власти - Совнарком, имевший, однако, и законодательные полномочия. В действительности реальная власть находилась у партийного аппарата. Именем Советской власти и диктатуры пролетариата страной правила олигархия - Центральный комитет, а с его разрастанием - Политбюро ЦК РКП (б), в Конституции не упомянутые. В чем выражалось это сращивание партийного и государственного аппаратов?

На ранних этапах это были отдельные, как их тогда называли, “неправильности”: пленумы губкомов рассматривали резолюции съездов Советов и сессий губисполкомов, партийные органы назначали руководителей предприятий, рассматривали и решали вопросы советского и хозяйственного строительства и т.п. Эта “опека” партийных органов над непартийными приучала последних обращаться в партийные органы по любым, даже хозяйственным, вопросам.

В специальных циркулярах регламентировались не только содержание деятельности работников на местах, но и ее форма, и ритуал, и церемониал. Возведенное в принцип, подобное вмешательство позднее не только не вызывало возражений, но уже воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Все экономические вопросы, включая разработку и утверждение планов, решались на съездах партии, а не в Советах. Все основные постановления по этим вопросам принимало Политбюро. Все “чрезвычайные законы” хотя и издавались от имени ЦИК и СНК СССР, но разрабатывались и принимались в Политбюро, в аппарате ЦК. Сама партия из организации, коллективно вырабатывающей решения, все более превращалась в организацию, проводящую решения, в своего рода, наркомат. Коллективное руководство на всех уровнях - от высшего до низового подменялось единоличным, хотя формально демократические процедуры соблюдались.

Осуществлялось огосударствление по трем направлениям:

1. Проведение или назначение коммунистов в исполнительные органы Советов.

2. Изменение функций структурных подразделений партии и их право контроля над инфраструктурами.

3. Финансирование деятельности РКП (б) из госбюджета.

Отсутствие демократических традиций, низкий уровень политической культуры населения способствовали фактически безболезненной замене Советов парткомитетами. Принципиально важные для развития страны вопросы, касающиеся внутренней и внешней политики, решались на партийных форумах.

Установление партийного контроля за деятельностью государственных учреждений началось с унификации партийных структур. На предприятиях и в учреждениях действовали первичные ячейки большевиков, которые подчинялись парткомам и проводили их решения в жизнь конкретно на этих предприятиях, учреждениях.

Кроме контроля «снизу», который осуществляли партийные ячейки и парткомы, существовала и система партийного контроля за деятельностью госучреждений сверху. Вопросами контроля занимались ЦКК, а также члены бюро ЦК КП(б)Б.

Отчёты о деятельности центральных учреждений регулярно заслушивались на бюро и секретариате ЦК КП(б)Б и их подразделениях в райкомах, горкомах, обкомах.

Слияние компартии с государством дало возможность использовать средства и структуры для выполнения партийных задач. Парторганизации на местах субсидировались из местных бюджетов, поскольку считались агитационными отделами местных советов.

Уже III съезд Советов СССР (май 1925 г.) отметил в ряду недостатков советской системы "умаление роли Советов, как органов подлинной народной власти", подмену Советов их персональными председателями, низведение Советов до роли учреждений, регистрирующих готовые решения, непрерывное увеличение числа членов исполкомов и ЦИК, нарушение общереспубликанского законодательства из соображений "местной целесообразности" и т.п. Волокита, бюрократизм в решении простых вопросов противопоставляли власть интересам населения, делали влияние чиновников на местах практически безграничным. Недовольство крестьян, вызванное политикой государственного ценообразования, бюрократизацией Советов, привело к стихийному бойкотированию выборов в местные Советы.

В связи с этим по инициативе ЦК КП(б)Б VII Всебелорусский съезд Советов в мае 1925 г. принял решение о расширении прав и функций районных и сельских Советов. Было утверждено Положение о райсоветах и структура аппарата окрисполкомов. Они включали меньшее число членов, что делало их более работоспособными.

22 октября 1925 г. ЦИК БССР принял новое Положение о сельсоветах, однако, как и раньше, сельские Советы в своей деятельности не были свободны. Их работа полностью определялась распоряжениями райисполкомов, которые осуществляли их финансирование.

Но реальная активизация деятельности Советов привела бы к их противостоянию с партийными органами, которые стремились фактически к единовластию.

Работа исполкомов как коллегиальных органов управления продолжала вестись формально. Из состава исполкома выбирался президиум, который решал все важные для граждан вопросы.

Высшие органы советской власти республики полностью зависели от решений Центрального бюро КП(б) Б и ЦК РКП(б). Система выборов в территориальные Советы и высший орган государственной власти отвечала интересам «диктатуры пролетариата». Выдвижение кандидатов в делегаты съездов Советов осуществлялось партийными органами или при их поддержке. Если по какой-либо причине партийным органам не удавалось провести своего кандидата, сейчас же осуществлялась замена. В результате во второй половине 1920-х гг. более половины участников Всебелорусских съездов с правом решающего голоса являлись работниками аппарата административно-хозяйственного и политического управления республики. Еще больше управленцев было среди членов ЦИК.

Выборы членов ВЦИК не были ни тайными, ни прямыми, ни равными, ни всеобщими. Они избирались на специальных съездах открытым голосованием. Кандидатуры выдвигались партийными органами к избранию и утверждались бюро ЦК КП(б)Б. Готовый список на съезде «обговаривался» с представителями окружных делегаций. Как правило, голосование проходило списком, который зачитывал представитель президиума съезда. Число членов ЦИК к концу 1920-х гг. составляло более 250 человек. Обсуждение кандидатур членов высшего исполнительного органа на съездах не проводилось: число кандидатов в члены ЦИК строго соответствовало количеству мест. Как правило, самоотводы не удовлетворялись.

Выборы в высшие органы власти не были прямыми: так, делегаты на съезды Советов БССР выбирались на съездах уездных и пленумах городских Советов. Не были они и равными - городские Советы избирали одного делегата от 2 тыс. избирателей, а волостные и уездные (позднее - районные и окружные) съезды Советов - одного депутата от 10 тыс. жителей. Преимуществом в избирательном праве пользовались представители города: считалось, что в городах сконцентрирована основная часть рабочего класса. К рабочим относили также выходцев из рабочей среды, находящихся на административно-хозяйственной, партийной, профсоюзной работе и военнослужащих. Выборы в Советы уже к началу 1930-х гг. носили формально-принудительный характер: участие в них призвано было публично продемонстрировать поддержку власти, а не реальное избрание кого-либо.

Делегаты съезда, члены ЦИК, депутаты Советов выполняли свою работу на общественных началах, занимаясь профессионально другой деятельностью. Поэтому фактически все решали многочисленные чиновники, которые формально должны были только обслуживать избранных представителей советской власти.

Ротация кадров как местных, так и центральных Советов сначала была высокой -первые избирались сроком на два, вторые - на шесть месяцев. С окончанием процесса «большевизации» сроки перевыборов были значительно увеличены.

Складывалась парадоксальная ситуация, при которой Советы как реальная сила формально (по закону) обладали всеми правами и полномочиями, а фактически были отстранены от власти.

4. АКСУ держалась в значительной мере на номенклатурном принципе управления всем обществом.

Основой могущества ВКП (б) - КП (б) Б являлось установление контроля партийного аппарата за кадровыми назначениями, осуществлявшегося через оргбюро или секретариат. Декрет ВЦИК и СНК от 24 ноября 1924 г. ликвидировал прежнюю иерархию служащих и зафиксировал, что «все гражданские чины упраздняются» и «наименования гражданских чинов» уничтожаются. Но мечта о государстве-коммуне, в котором не будет профессиональной бюрократии, и все будут управленцами, осталась нереализованной. Очень скоро выяснилось, что в распадающейся, охваченной гражданской войной стране для овладения ситуацией необходима четкая система организации власти и управления. Кадровый корпус государственных служащих формировался, прежде всего, из членов РКП (б). Принципы отбора кадров изначально были простыми: личные контакты видных большевиков с будущим назначенцем по революционной деятельности, выяснение социального происхождения и степени политической преданности. Постепенно был создан четкий механизм отбора, воспитания и проверки управленческих кадров. Для ответственных работников, занятых на разных этажах государственного управления была введена категория номенклатуры.

15 ноября 1925 г. Оргбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О порядке подбора и назначения работников». В структуре партаппарата были образованы учетно-распределительные отделы. Списки номенклатурных должностей являлись строго секретными. Номенклатура - это перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате (а позднее - и в общественных организациях), кандидатуры на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются, утверждаются и отзываются партийным комитетом _- от райкома (горкома) до ЦК партии. Номенклатура просуществовала до конца 1980-х гг.

Номенклатуры не оставались неизменными, они ежегодно пересматривались и в разные гг. включали различное число должностей. Номенклатура делилась на два списка: № 1 и № 2. К первому из них, распределительному, были отнесены должности, на которые руководители назначались только по постановлению Политбюро ЦК партии, ко второму, учетно-резервному, - должности, назначение на которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Учетно-резервная номенклатура являлась своеобразным «банком данных» для распределительной номенклатуры, а также для того, чтобы ЦК имел возможность постоянного создания резерва кадров.

Кроме номенклатурных списков вводились списки выборных должностей, утверждение по которым осуществлялось через специальные комиссии, созданными ЦК РКП (б) для проведения съездов. Сюда включались члены и кандидаты в члены ЦК комсомола, члены и кандидаты в члены президиумов СНК, ЦИК союзных республик и СССР.

Подбор и назначение на должности, не входившие в списки № 1 и № 2, должны были производиться по спискам, устанавливаемым каждым государственным учреждением по согласованию с Орграспредотделом ЦК, - так называемая “ведомственная номенклатура” № 3.

Важным в формировании номенклатурной системы является 1926 г. В августе 1926 г. ЦК КП (б) Б принимает постановление «Об организации учетно-распределительной работы», в соответствии с которым «плановая работа учраспредотдела должна охватить детальное изучение и подбор людей на номенклатурные должности, подготовку резерва по отдельным отраслям, систематическое изучение процесса выдвижения, регулярное руководство работой учраспредотделов ведомств и местных парткомов». Обе номенклатуры в результате были четко структурированы. Распределительная номенклатура разбивалась на 14 групп. Аналогичные номенклатуры вводились в райкомах и горкомах партии. Структура номенклатуры райкома и горкома строилась по такому же принципу, но количество групп, на которые она была разделена, а также количество должностей было сокращено. Она включала должности районного и городского масштаба и подразделялась на 6 групп.

С существованием номенклатуры тесно связан непрофессионализм, неквалифицированность управления. В течение десятилетий падал авторитет квалифицированного труда и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в управлении. Особый урон это нанесло сфере управления. АКСУ требовала приспособленчества, тиражировала непрофессионалов, т.е. людей плохо или совсем не учившихся, не знающих дела, но усвоивших лозунги текущего момента и “генеральную линию”. Сталинская и послесталинская номенклатура была более образована, чем ленинская. Стало велением времени и престижа иметь высшее образование.

Важным и необходимым средством для создания советского аппарата управления, способного «к новым методам и формам работы по выполнению генеральной линии партии и директив правительства», стали чистки. Массовая чистка советских учреждений была проведена в 1932-1933 гг. Проводилась она под руководством и при непосредственном участии сотрудников НК РКИ специально созданными комиссиями. Чистка проводилась по трем категориям. «Вычищенные» по первой категории рассматривались как враги советской власти. Они арестовывались и осуждались. «Вычищенные» по второй категории могли заниматься только физическим трудом и направлялись работать на заводы. Третья категория позволяла оставаться на том же предприятии или в учреждении, но с понижением в должности или переводом на более низкооплачиваемую работу.

Место «вычищенных» занимали «выдвиженцы». 7 апреля 1930 г. президиум ЦИК обсудил и утвердил постановление ЦИК и СНК БССР «О выдвиженцах». Общие собрания предприятий, цехов, смен (или производственные совещания), профсоюзные и общественные организации, местные исполкомы и советы (или их секции и комиссии), общие собрания колхозников получали право «выдвигать», т.е. предлагать для руководящей работы рабочих, батраков или колхозников.

Если «выдвиженец» не справлялся с работой, его могли перевести на другую должность или уволить только по согласованию с выдвинувшей организацией. «Выдвижение» рассчитывалось на 2 года, после этого выдвиженец мог быть уволен на общих основаниях, однако, если речь шла о сокращении штатов, то только в последнюю очередь. Однако «демократизация» органов управления, связанная с введением института «выдвижения», их деятельность не улучшила.

Таким образом, административно-командная система управления наложила отпечаток на все сферы государственной жизни - на производственные отношения, экономический базис, государственный аппарат, культуру, быт и т.п., деформировав их социалистическое содержание.

Процесс сращивания партийного и государственного аппаратов, в конце концов, привел к функциональному слиянию аппаратов, к смешению компетенции различных по своему назначению органов. Пределы вмешательства партийных органов в деятельность госаппарата (поглощение его функций) расширялись с каждым годом. Всеобъемлющая регламентация усугубляла такую болезнь, как бюрократизм, а ее носители постепенно превращались в определенный слой - корпорацию партийных и хозяйственных руководителей, управленцев, использующих свое положение не в интересах дела, а в своих корыстных интересах.

В индустриальном секторе экономики АКСУ проявилась в гипертрофии государственного начала: в огосударствлении основных средств производства, в создании привилегированной и неподконтрольной обществу бюрократии, в искусственном подхлестывании индустриального развития, что приводило его к частым сбоям.

В аграрном секторе экономики АКСУ использовалась для внеэкономического принуждения крестьян. Это выражалось в отчуждении большей части произведенной крестьянами продукции, чем подрывался принцип социалистического распределения по труду. Внеэкономическое принуждение, прикрепление к земле (запрет выдавать колхозникам паспорта), обязательно-принудительный труд дополнялись и экономическим принуждением. Колхозы создавались на основе объединения крестьянских средств производства: пай крестьянина попадал в неделимый фонд колхоза и не подлежал возврату. Но и сами колхозы не имели права распоряжаться своим неделимым фондом, были лишены главных средств производства - техники, которая находилась в руках государства. Государство через МТС предоставляло технику колхозам за натуроплату.

В духовной сфере административно-командная система насаждала “единомыслие”, создавала атмосферу страха, подозрительности, неуверенности.

В области национальных отношений АКСУ проявилась в виде грубых деформаций, связанных с нарушением социалистической законности, как в отношении целых народов, так и в отношении отдельных граждан определенной национальности: а) принудительное переселение в 1930-40-е гг. тысяч представителей отдельных национальностей в Казахстан, Сибирь, Среднюю Азию; б) ликвидация в гг. войны национальной государственности ряда народов; в) незаконные репрессии в отношении национальных кадров тактически всех республик страны (так называемые “ленинградское дело”, “дело врачей” и т.п.).

1.Формирование однопартийной политической системы…………………3

2.Политическая борьба в руководстве большевистской партии в 1920-е годы. Складывание режима личной власти И.В.Сталина………………8

3.Политическая система СССР в конце 1920-х годов……………………18

Формирование однопартийной политической системы.

В 1922 году состоялся суд над группой эсеров, обвинявшихся в заговоре против советской власти, контрреволюционной пропаганде, пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам. Суд признал их виновными по всем пунктам обвинения. С эсеровским движением было окончательно покончено. В 1923 году началась непримиримая борьба с меньшевиками, которые еще имели определенное влияние в обществе. Была поставлена задача «окончательно разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Эта задача была выполнена в короткие сроки. Меньшевики тоже были социалистами, и мировое социалистическое движение негативно относилось к преследованию меньшевизма. Поэтому большевики не рискнули провести над ними показательный процесс. Они развернули мощную кампанию по «разоблачению» недавних партийных товарищей. В результате меньшевики стали восприниматься в обществе как носители крайне враждебной, антинародной идеологии. Меньшевистская партия быстро теряла сторонников и в конце концов распалась, прекратив свое существование. Уже к 1924 году в стране окончательно установилась однопартийная политическая система, в которой РКП(б) получила безраздельную власть.



В годы Гражданской войны партия большевиков фактически исполняла функции органов государства. Сложилась «диктатура партии», как было признано на XII съезде РКП(б). Это было продиктовано военной ситуацией в стране. В ходе войны в 1919 сформировался также новый партийный орган - Политбюро ЦК РКП(б), тесный круг большевистских лидеров, которые и принимали основные решения. Ситуация не изменилась и после Гражданской войны: Политбюро стало главным политическим центром страны, определявшим пути развития советского государства.

Руководить партийной работой Ленину помогал секретариат ЦК. При Ленине это был технический орган, созданный для сугубо аппаратной работы. Но в 1922 году Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести дела в отсутствие вождя. А чтобы поднять авторитет новой должности, придумали ей эффектное название – генеральный секретарь. На эту незначительную должность назначили Сталина. Но Сталин сумел поставить работу так, что секретариат стал главным органом управления в партии, а должность генерального секретаря – главным постом.

Так появились не только основные структуры партии, но и оформилась ее роль в государстве. В течение всей советской истории компартия будет осуществлять фактическое руководство страной, а пост лидера партии всегда будет высшим постом в СССР.

В январе 1923 года Ленин продиктовал «Письмо к съезду», в котором он предлагал переместить Сталина с должности генсека. Вождь предупреждал, что такие черты характера Сталина как нетерпимость и грубость несовместимы с должностью генсека. Письмо было оглашено на XIII съезде РКП(б) в мае 1924 года, после смерти Ленина. Но делегаты решили оставить Сталина на посту генсека, мотивируя свое решение сложной обстановкой внутри партии и угрозой ее раскола со стороны Троцкого. Тем самым съезд РКП(б) определил и путь, по которому пойдет страна. Под руководством Сталина сформируется политическая система советского государства, которая останется практически неизменной в течение всего времени существования СССР.

Сталин, опираясь на отдельные высказывания Ленина, выдвинул новую идеологическую установку о том, что социализм может быть построен «в одной отдельно взятой стране». Резко против такой установки выступил Троцкий, убежденный сторонник мировой революции. В партии разгорелась непримиримая борьба.

У конфликта была и другая причина. В 1923 году Троцкий подверг критике порядки, сложившиеся в РКП(б). Он заявил, что партия разделилась на две части – на функционеров, выбираемых сверху, и на партийную массу, от которой в партии ничего не зависит. Это был выпад против Сталина, руководившего партийным аппаратом. Троцкий категорически возражал против растущего влияния Сталина в РКП(б).

Сталин, в свою очередь, резко осудил Троцкого в том, что тот не верит в возможность построения социализма в СССР.

В 1926 году XV конференция ВКП(б) приняла сталинский тезис. Троцкий потерпел поражение.

Другой причиной конфликта стала политика партии в деревне. Против «деревенского нэпа» выступили Каменев и Зиновьев. Они объединились с Троцким и решили выступать единым блоком. В 1927 году оппозиционный блок попытался организовать демонстрацию протеста. Попытка не удалась, а Троцкий, Каменев и Зиновьев были исключены из партии. В 1928 году Троцкий был выслан в Алма-Ату, а в 1929 году – выдворен из страны.

Новый политический конфликт вспыхнул в 1927 году в связи с продовольственным кризисом.

По утверждению Сталина, мелкое крестьянское хозяйство неспособно удовлетворить растущие потребности страны, а крупные производители-кулаки саботируют хлебозаготовки. Он выступил за массированную индустриализацию страны и за коренные реформы в деревне, результатом которых должно стать появление крупных коллективных хозяйств (колхозов).

Оппонентом Сталина стал Бухарин. Причиной хлебозаготовительного кризиса, по его мнению, стали ошибки руководства страны. Он выступил за сохранение нэпа в деревне, высказался против создания крупных коллективных хозяйств, считая, что индивидуальные крестьянские хозяйства еще долго будут основой аграрного сектора.

Сталин обвинил Бухарина и всех приверженцев нэпа в «правом уклоне». Общество поддержало Сталина. По всей стране прошли собрания и митинги с разоблачением взглядов Бухарина, Рыкова и их сторонников. В прессе была организована массированная и безжалостная критика «правоуклонистов». В 1929 году Бухарин был выведен из состава Политбюро, Рыков смещен с поста председателя СНК СССР. За «правоуклонизм» из партии были исключены около 150 тысяч человек.

Реализация политических уроков Кронштадта, так же как и экономических, началась на Х съезде РКП (б). Среди решений съезда была не только резолюция о замене продразверстки продналогом, но и строго секретная, хотя и не менее значимая для дальнейшей судьбы страны резолюция «О единстве партии». Она запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения и отстаивающих ее на всех уровнях и различными методами (очень популярными в тот период были общепартийные дискуссии).

Введя единомыслие в своих рядах, большевистское руководство принялось за своих политических оппонентов вне рядов РКП (б).

В декабре 1921 г. по предложению председателя ВЧК Ф. Э. Дзержинского ЦК РКП(б) принял решение провести открытый судебный процесс над эсерами. Суд над эсерами состоялся в июне-августе 1922 г. Трибунал ВЦИК обвинил арестованных в разное время органами ВЧК видных деятелей партии социалистов-революционеров в организации заговоров с целью свержения советской власти, в пособничестве белогвардейцам и иностранным интервентам, а также в контрреволюционной пропаганде и агитации. И это при том, что сами большевики приступили к практической реализации экономических и хозяйственных требований, выдвинутых эсерами и меньшевиками еще в 1919-1920 гг., облачив их в одежды «новой экономической политики». Двенадцать подсудимых приговорили к смертной казни. Но после протестов мировой общественности казнь была отложена и поставлена в зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле. Естественно, что после судебного процесса партия эсеров была обречена.В июне 1923 г. в ЦК РКП (б) была разработана секретная инструкция «О мерах борьбы с меньшевиками», в которой ставилась задача «вырвать с корнем меньшевистские связи в рабочем классе, окончательно дезорганизовать и разбить партию меньшевиков, совершенно дискредитировать ее перед рабочим классом». Большевики не рискнули провести над меньшевиками такой же «показательный» процесс, как над эсерами, учитывая негативную реакцию мирового социалистического движения. Однако большевики развернули мощную кампанию по шельмованию своих недавних партийных товарищей. Слово «меньшевик» на долгие годы встало в ряд самых негативных идеологических понятий. В 1923 г. начался распад меньшевистской партии.

Политическая оппозиция вне большевистской партии прекратила свое существование. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.