Можно ли молиться в нетрезвом состоянии. Молитва в состоянии опьянения

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, высокая статистика гласит о том, что довольно часто настигает смерть наших сограждан, умерших от передозировки алкоголя и наркотиков. Отсюда возникает вопрос: Можно ли отпевать таких людей? Не является ли в таких случаях смерть самоубийством?

Т акже о. Александр попутно предлагает разобраться в следующих вопросах: Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Е сть такое понятие — презумпция невиновности, этот юридический термин обозначает особый подход по отношению к определению вины подозреваемого в преступлении человека. Он считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Думаю, это справедливо не только в юриспруденции, но и в жизни. Поэтому, если есть малейшая возможность предположить невиновность человека, я предпочитаю так и делать. Предпочту это делать и по отношению к тем, кто упомянут в вопросе: если есть малейший повод предположить лучший из возможных вариантов, я его и предполагаю. Если есть повод считать, что человек сознательно не стремился к смерти, то я на этот повод и опираюсь.

Именно намерение человека в данном случае является решающим фактором: ведь не считаем же мы самоубийцей, к примеру, Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру вражеского дзота. Он понимал, что идет на верную смерть, но делал это не по причине усталости от жизни, а ради спасения жизней своих соотечественников. Поэтому поступок его — не самоубийство, а самопожертвование.

Печальной реальностью нашей жизни являются случаи смерти вроде бы верующих, вроде бы крещеных людей, от далеко не православного образа жизни. Но не думаю, что горький пьяница пьет с намерением поскорее покончить с жизнью, для этого есть другие, более быстрые и более надежные способы. Такой человек, учитывая его намерение, — не самоубийца, а жертва. Жертва собственной страсти, которой он не в силах противостоять. То же самое и наркоман: он употребляет наркотик не ради приближения своей смерти, а сначала — ради кайфа, а затем — чтобы снять «ломку», избежать боли. Я не вижу в этом умысла на самоубийство.

Да, он безвольный, да, несчастный, да, часто опустившийся человек и преступник, но не самоубийца. Говорят, бывает, что передозировка устраивается специально — так называемый «золотой укол», однако же чаще такое случается непреднамеренно, когда наркоману попадается не так сильно, как обычно, разбавленный порошок.

Короче, сам по себе факт смерти, в результате перепоя или передозировки, без каких-то дополнительных сведений (предсмертной записки, к примеру) не является основанием для утверждения о самоубийстве человека. Умершие такой смертью нуждаются не только в отпевании, а в усиленных молитвах о прощении грехов и упокоении души, потому что их образ жизни внушает серьезные опасения за их посмертную участь.

— Можно ли молиться за кремированных усопших? Говорят, что молятся только за тех, кого предали земле, что только такое погребение Богу угодно. Это правда?

— Нет, молиться за усопших можно и нужно, каким бы образом они ни были погребены. Другое дело, что способ погребения у представителей различных религий может быть разным, и в этом отношении способ погребения может свидетельствовать о вере.

Известно, что индуисты своих умерших сжигают, — естественно, за них мы молиться не можем. А вот, к примеру, святой Поликарп Смирнский был сожжен за отказ приносить жертвы идолам, и это нисколько не препятствует нам не то что молиться за него — к нему самому обращаться за молитвенной помощью.

Способ погребения имеет значение не для Бога и не для умерших, а для нас, живущих. Предание земле чрезвычайно символично, оно рождает в нас ощущение посеянного зерна. Зерно бросают в землю, но это только видимость его смерти, а на самом деле — начало роста этого зерна и преображения его в нечто несравнимое с его прошлым существованием — в живой и обильный дарами колос. Подобно зерну, земле предается наше тело, которое апостол Павел называет «душевным», а восстанет из земли на Страшный Суд тело духовное, преображенное и намного более, чем сейчас, пропитанное жизнью. Поэтому Церковь и отдает предпочтение захоронению, как наиболее поучительному для нас способу погребения».

Меню раздела

Алкоголь, водка, пиво АСД Библия, авторы и персонажи Библия. О Книге книг Бог есть любовь! Вечеря Воскресение мертвых Второе Пришествие Десятина и пожертвования Дом и семья, брак Духовные дары Закон, грех Здоровье и красота, спорт Иисус Христос, Его жизнь Ислам и Коран Крест Крещение Личное служение Молитва Музыка и христианство Небо, ангелы и небожители Непознанное Ной, ковчег и потоп Нравственность выбора, этика Об авторах и сайте Освящение Пасха, праздники Пост Прощение и исповедь Религия, обряды и церковь Сатана и демоны Секс, эротика и интим Слова и выражения из Библии Смерть, рай и ад, душа и дух Спасение Суббота Творение Толкование Писания Троица в христианстве Разное

Поиск по этому разделу

Обновления сайта

Употребление алкоголя в любом его виде и количестве. Грех ли это?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.50. Олег Рыжаков (ryzhakova@???.ru)…

Большинство людей регулярно прибегают к разным видам анестезии. Всем нужен некий «костыль», чтобы идти по жизни. Вот только разные виды обезболивания имеют разный побочный эффект.

Библия в дискуссии насчет (не)приемлемости употребления алкоголя почти не прибегает к медицинским аргументам. Я этот момент уже разбирал в теме «Почему я не ем свинину». Медицины в современном смысле не существовало до конца ХІХ века. Да и не дают научные исследования сколько-нибудь последовательной картины этого вопроса. Одни покажут вред алкоголя, другие будут утверждать его пользу.

Гораздо легче увидеть социальные, психологические и духовные эффекты винопития

Это главная причина разводов в Украине (а сейчас распадается порядка 40% семейных пар), а в мире это одна из важнейших причин уголовных преступлений, бытового насилия, дорожно-транспортных происшествий (80% случаев!), а также факторов сердечно-сосудистых заболеваний. В Украине от инфарктов и инсультов ежегодно умирает порядка…

В Библии много неодобрительных слов говорится об употреблении алкогольных напитков. «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином.» (Исаия 5:11). «Плохо будет тем, кто пьёт слишком много вина и крепких напитков. Такие люди часто ссорятся и дерутся. У них красные глаза, они шатаются и могут попасть в беду. Они могли бы избежать этих несчастий. Так что будь осторожен с вином. Оно красиво искрится в бокале и легко пьётся. Но потом оно кусает, словно змея.» (Притчи 23:29-32 Современный перевод).

Библия не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Но верующим людям следует сторониться опьянения. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.» (К Ефесянам 5:18). Пьянство вызывает зависимость, которая начинает господствовать над человеком. А это противоречит правильной жизни христианина. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» (1-е…

«Вари другим, как хотел бы, чтобы …» (Парафраз известной всем цитаты)

(от редакции: учитывая остроту поставленной темы, мы снимаем с себя ответственность за сделанные в статье выводы, а также предупреждаем, что мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции)

«Вот ваши ключи,» – пробормотала секретарь, когда я зашел за ключами к университетскому офису, в котором я собирался готовится к защите диссертации по богословию. – «Кажется, вам досталась Старая пивоварня».

Название меня заинтриговало. Позже я понял, что оно идет еще от старого предназначения этого здания. Абердин был основан в 15 веке и использовался для подготовки монахов к служению. На пивоварне монахи производили весомое количество шотландского эля, которое сами же потом литрами употребляли во время трапез. И вот я, профессор-постфундаменталист, студент, изучающий Писание, в солодовой обители, где в средние века студенты библейского колледжа дружно хлопались чарками в едином порыве…

Вопрос: Почему пить спиртные напитки считается грехом?

Ответ: Еще древние говорили, что вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? — говорит Библия. — У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: «били…

Проблема злоупотребления спиртным не является исключительно русской проблемой. Пьянство как явление греховного порядка существует во всем мире и с давних пор. Еще задолго до Рождества Христова ветхозаветный праотец Лот, «убежденный дочерьми, упился вином, и удобно вовлек его диавол в любодеяние». Но в России проблема пьянства всегда стояла особенно остро, а в последнее время приобрела и вовсе размах, угрожающий национальной безопасности. Можно перечислять множество причин подобной симпатии русского человека к «зеленому змию», но одно можно сказать с уверенностью: «зеленый змий» сыграл в судьбах наших соотечественников ту же роль, что и «древний змий» в судьбе первых людей Адама и Евы в том смысле, что принес и продолжает приносить в семьи многих из нас неизбывные беды.

Губительные последствия увлечения вином были всегда для человека плачевны и не могли не найти отклика в учении святых отцов Церкви, всегда проявляющих пастырскую заботу о…

Многие стихи из Библии одобряют воздержание от алкоголя (Левит 9:10; Числа 6:3; Второзаконие 14:26; 29:6; Судьи 13:4; 7:14; 1-я Царств 1:15; Притчи 20:1; 31:4,6; Исаия 5:11,22; 24:9; 28:7; 29:9; 56:12; Михей 2:11; Луки 1:15). Однако, писание не запрещает христианам употреблять пиво, вино и другие алкогольные напитки. Христиане должны избегать опьянения (Ефесянам 5:18). Библия осуждает пьянство и его последствия (Притчи 23:29-35). Христиане, также, призваны не позволять чему – либо «господствовать» над своим телом (1-е Коринфянам 6:12; 2-е Петра 2:19). Писание запрещает верующим ущерблять других верующих своими поступками или подталкивать их к соблазну (1-е Коринфянам 8:9-13). В свете этих принципов, мы можем сказать, что употребление алкоголя не приносит славу Богу (1-е Коринфянам 10:31).

Иисус превратил воду в вино. И даже Иисус иногда пил вино (Иоанн 2:1-11; Матфея 26:29). Во времена Нового Завета вода была достаточно грязной.Никакой санитарии не существовало, вода была…

Лєна ответил в теме Разрешает ли Писание умеренное употребление алкогольных напитков?

Это важный вопрос. К сожалению, как верно заметил Тимур, сейчас многие свои дела по-плоти оправдывают местами из Библии. Но давайте посмотрим, что нам говорит Новый Завет.» Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.»
(1Кор.6:12)
А также » Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.»
(1Кор.10:23)
Теперь давайте выясним: вино нас назидает? вино может овладеть человеком? Тогда возникает вопрос: зачем мне его употреблять?
Теперь по поводу » знать меру». Меру нужно знать во всём. И это правильно. «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.»
(1Кор.10:28)То есть, если нам скажут, что пить нельзя, мы ответим, что нам можно, нам Бог разрешил? Тогда ещё и местами из Писания…

Введение

Данная работа затрагивает этический аспект библейского учения об алкоголе в контексте современной России. На нынешнем этапе развития страны проблема алкоголизма весьма актуальна. За последние два года количество хронических алкоголиков в стране выросло на 30%. Пьянство в России имеет глубокие исторические корни, русский человек к нему генетически предрасположен.
Церковь Евангельских Христиан Баптистов пытается бороться с этим явлением полным запретом на употребление спиртных напитков среди своих членов. Данная работа отвечает на вопрос, насколько этот этический выбор соответствует учению Библии.
В первой части работы исследуется вопрос употребления алкоголя в Ветхом и Новом заветах. Делается вывод о том, что в целом Библия не запрещает употреблять алкогольные напитки, однозначно осуждается лишь пьянство. Вместе с тем, Новый Завет вводит дополнительный принцип для христианских общин – необходимо отказываться от употребления вина, если это ведет к соблазну…

Священное Писание – это текст, написанный довольно иносказательно и малопонятно для современного человека, и это часто становится поводом для многих к тому, чтобы использовать слова из Библии в своих интересах.

Мы любим трактовать то, что говорится в Священной Библии, так, как нам удобно: когда это в наших интересах, мы понимаем библейские тексты буквально, а когда нам не выгоден такой подход – говорим, что тот или иной отрывок из Слова Божьего следует понимать в переносном смысле. Более всего это касается человеческих слабостей, одна из которых – тяга к спиртному – вот уже много тысячелетий способна сковывать душу человека, как кандалы. «Пей, но не упивайся», «Вино веселит сердце человека», «Употребляй немного вина ради желудка твоего и частых недугов»…

Просмотр полной версии: В Библии не написано, что употреблять спиртное — грех. В чем же дело?

Страницы: 2 3

23.04.2009, 15:40

Прямого определения что употребление спиртного это грех нет. Что же в самом деле имеется ввиду? Какой вред это приносит?

23.04.2009, 15:49

Можно сразу определить, что пораженность алкоголизмом — это уже крайнее состояние. Но в чем собственно дело?

Рыбакова

23.04.2009, 15:52

Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: (Притчи 23:20)
…….. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; (Притчи 23:32)
Андрей, а о чем по вашему здесь говориться?

Эльмир Омисум

23.04.2009, 15:56

Вообще это мужское дело выпивка а женщинам действительно противопоказано. Ивсе мужики становятся пьяницами от…

«Пришел Сын Человеческий … который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам…» Мф 11:19
Евангелие от Луки, глава 7

34, Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. 35, И оправдана премудрость всеми чадами ее.

Ввиду того, что все христиане названы священством (1Пет.2:9) они должны быть трезвыми «вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши,»(Лев.10:9).

Из приведённых мест Писания совершенно ясно, что мы – священники и что тело есть храм Духа Святого, а место (Лев.10:9) запрещает нам пить, когда мы входим в храм. Так что же нам прогнать Духа Святого и принять дух вина? А что дальше произойдёт — 1Пет 5:8; 1Фес 5:6-8?

Теперь по поводу Иисуса активно пьющего алкогольное вино….

В чем смысл слов Иисуса oт Матфея 11:16-19? Он говорит о том что сердца этого народа нельзя…

Для поиска введите слово:

Облако тэгов

Вопрос священнику

Количество записей: 181

Доброго дня всем! Добрый день, игумен Никон (Головко). У меня несколько ситуаций и несколько вопросов… На телефоне и на других электронных носителях у меня есть изображения многих икон.Можно ли молиться на них когда нет возможности молиться дома перед настоящими иконами? Ведь бывают такие моменты, например в дороге или в местах где нет икон, а электронные носители всегда со мной.И можно ли изображения икон ставить на фоновый рисунок? Еще вопрос: моя знакомая беременна, ей все вокруг говорят, что нельзя стричь и красить волосы во время беременности, а у нее всегда была короткая стрижка, она хочет сохранить ее, т.е. периодически стричься… А как на это смотрит православная церковь? И наконец, произошла такая ситуация: я ношу золотую цепочку с крестиком, раньше никаких проблем не возникало, а сейчас учусь в институте,…

Полное собрание и описание: молитва в состоянии опьянения для духовной жизни верующего человека.

Количество записей: 775

диакон Илья Кокин

иерей Александр Белослюдов

игумен Никон (Головко)

иерей Александр Белослюдов

игумен Никон (Головко)

иерей Владимир Шлыков

игумен Никон (Головко)

иерей Александр Белослюдов

иерей Владимир Шлыков

игумен Никон (Головко)

иеромонах Викторин (Асеев)

иерей Александр Белослюдов

Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя - услышать рабов Твоих (назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем (болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоем (имя) - да подаждь ему. (изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь.

Можно ли молиться, если человек выпил (пьяный), это не грех?

Был случай такой. Описан в житиях, и значит имеет душеполезное содержание.

Один монах, одолеваемый блудными мыслями удалился от братии для молитвы. И единственным уединенным местом в тот момент оказался туалет. А по возвращении был упрекнут другим монахом за молитву в неподобающем месте (уж не помню, как второй прозрел сей факт).

Тогда первый ответил, что избавлялся от нечистот разума. И разве туалет, место предназначенное для избавления от нечистот, не подходящее место для этого?

Грехом же является любое злоупотребление. В вашем вопросе это пьянство (поясню. не винопитие грех, а пьянство). Но даже если в этом состоянии человек смог подумать о Боге, это хорошо и даже очень. Многие и на трезвую голову не вспоминают о Боге.

Молитва, т.е. общение с Богом, что это слово и подразумевает, грехом быть не может. Пьянство – грех. Но если пьяному человеку угрожает опасность и он взмолится Богу – то, я верю, Он, по своей доброте, не откажет в помощи. Совсем другое дело, что жизнь человеку нужно привести в соответствие с волей Божьей, т.е. покаяться в грехах и не грешить больше.

Но если человек выпил немного вина перед трапезой и поблагодарил Бога за хлеб насущный,то это грехом не считается.

Априори пьянство является великим грехом, и если человеку под алкогольными парами начать молиться,то это будет простым неуважением к Богу.Ведь пьяный человек до конца не будет понимать то, что он говорит,это просто будет набор слов из его уст.

Если вы выпили без принуждения, а потом начинаете молиться, то это можно считать грехом, по сути – пренебрежение к чистоте молитвы. Если же, выпив, вы почувствовали себя очень плохо и начинаете молится, прося бога о помощи и обещая не повторять больше подобного, то эта молитва может быть услышана, хотя и греховность поступка сохраняется. Если же вас насильно заставили выпить, заставляя сделать греховные поступки, то тут молитва о божьей помощи будет весьма кстати и, возможно, не поставится вам в вину. В любом случае, всегда важны мотивы и пред история совершения того или иного греховного действия.

В самих церковных таинствах используется вино. А значит его можно свободно пить, молится, и это не будет считаться грехом. Другое дело злоупотребления. Если человек желает вознести молитву в состоянии оскорбляющем человеческое (и не только) достоинство, это уже является проявлением не уважения к Богу. Что является для любого верующего человека недопустимым.

Я считаю, что человек который нарушив одну из заповедей Божьих (возможно по случайности), который сразу же замаливает (вымаливает прощения) свой грех и молится искренне получает прощение от Всевышнего не только за содеянное сегодня, а и за подобные прегрешения, такие же прегрешение, которые совершались ранее, но с условием что это в последний раз.

Ну если использовать в качестве основы первоисточник, а именно библию в оригинале без комментариев, то там таких ограничений нет, значит можно, но в храм могут и не пустить, но это уже силы вполне земные и правила светские.

А вот если Вы мусульманин, тогда даже не молитва, а сам факт употребления алкоголя есть грех.

Канонически категорически не приветствуется, однако, кто может запретить человеку пропустившему рюмку-другую помолиться в душе. Вот в храм под шафе не стоит являться по ряду всем известных причин. А так молитесь на здоровье

Сама по себе молитва не грех, молиться можно всегда, если это идёт от чистой души. Молитва – общение с Богом, поэтому как и при обычном общении перед молитвой стоит извиниться – покаяться в своём грехе – пьянстве.

Молиться можно в любой ситуации – я считаю так. А вот сам по себе алкоголизм, пьянство – это грех. Но если человек совершает грех, это не значит, что он не может обратиться к Богу. Он наверняка добрый, милосердный и выслушает всех.

Да,действительно это грех.Хотя обстоятельства бывают разные,и не мне судить о том,прав ли данный человек в данной ситуации.

Положение мусульманина, умершего в состоянии опьянения

Вопрос: ассаламу аллейкум! Если человек умер в состояние опьянения (является ли это смертью на куфре)?

Ответ: Уа алейкум салям брат

Употребление одурманивающего является одним из числа величайших грехов в Исламе, относительно которого есть множество устрашающих текстов!

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Собрались после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр ас-Сыддыкъ, Умар ибн аль-Хаттаб и другие люди из числа сподвижников, и стали обсуждать какой грех является самым большим. Но у них не было знания об этом, и они послали меня к Абдуллаху ибн Амру ибн аль-Асу, чтобы я спросил его об этом. Он сообщил мне, что самый великий грех – это употребление вина. После этого я вернулся к ним и сообщил им об этом. Но они возразили этому и направились к нему все вместе. Тогда Абдуллах сообщил им, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, один правитель из числа сынов исраиля принудил одного человека сделать выбор между питьем вина, убийством ребенка, прелюбодеянием или поеданием свинины, а в случае отказа убьет его. И тот человек выбрал питье вина, после чего не удержался ни от чего, что требовали совершить от него». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тогда сказал нам: «Кто бы не выпил вино, не будет принята от него молитва в течении сорока ночей. И если он умрет в то время, когда в его мочевом пузыре осталось что-то из вина, то Рай обязательно станет для него запретным! И если он умрет в эти сорок ночей, то умрет смертью джахилии!» ” аль-Хаким 4/163, ат-Табарани в «аль-Аусат» 357, Ибн Аби ‘Асым в «аль-Ахад» 810. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 2695.

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Ахмад 2/272. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих аль-джами’» № 6549.

От Умм ад-Дарды сообщается (да будет доволен ею Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тем, кто выпьет вино, Аллах не будет доволен в течении сорока дней. А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» Абу Я’ля 4/273, ат-Табарани в «аль-Кабир» 428, аль-Хатыб 1/360. Имам Абуль-Къасим аш-Шайбани и имам аль-Хатыб аль-Багъдади назвали иснад хадиса хорошим. См. “аль-Фауаид” 46, “аль-Мууаддах” 1/360.

Таким же образом относились к этому великому греху и сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) после него! Ну’ман ибн Аби ‘Ийяш рассказывал: “Однажды я послал к ‘Абдуллаху ибн ‘Умару с тем, чтобы узнать о самом великом грехе, и он сказал: «Вино! Поистине, тот, кто выпьет вино, не будет принята от него молитва семь раз, а если он опьянеет, то не будет принята молитва от него в течении сорока дней. Если же он умрет в это время, то умрет смертью джахилии!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр подтвердил достоверность. См. “аль-Истизкар” 24/309.

Хайсама рассказывал: “Я сидел с ‘Абдуллах ибн ‘Амром и речь зашла за тяжкие грехи, а потом упомянули вино, словно один человек относя к нему с пренебрежением. И тогда ‘Абдуллах сказал: «Кто бы ни выпил вино днем, он станет мушриком до вечера!»” Ибн Аби Шайба 5/99. Иснад достоверный.

Однако эти тексты не указывают на то, что пьяница или умерший пьяным становятся неверными, если были до этого мусульманами. Нет. Эти хадисы и слова сподвижников являются устрашением и указанием на тяжесть этого греха, дабы удержать от него мусульман. В шариате часто многие тяжкие грехи именуются куфром (неверием), тогда как речь не идет о большом неверии, выводящем из Ислама. В качестве примера можно вспомнить известный хадис: «Не становитесь после меня неверными, которые будут рубить друг другу головы».

Или хадис: «Кто совокупился с женщиной во время месячных или в зад или пришел к предсказателю, тот проявил неверие по отношению к тому, с чем был послан Мухаммад!»

Что же касается упомянутых выше хадисов о пьяницах, то именно так и их разъясняли имамы, что речь идет либо об устрашении, либо о том, кто пил вино, считая его дозволенным, так как дозволение запретного, является неверием! Имам Ибн Хиббан о хадисе: «Если человек умрет пьяницей, то он встретит Аллаха как идолопоклонник!» сказал: “Смысл этого хадиса о том, кто встретил Аллаха, будучи пьяницей, считавшим дозволенным питье вина”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 12/168.

Имам ар-Рафи’и о хадисе: «А если он умрет в таком состоянии, то умрет кафиром!» сказал: “Пьющий вино был уподоблен неверному из-за сурового наказания, которое ожидает их”. См. “ат-Тадуин” 1/110.

Читается ли молитва-джаназа за таким человеком?

Над любым мусульманином можно читать джаназа-намаз, даже если он совершал тяжкие грехи. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Мусульмане единогласны в том, что нельзя оставлять совершение молитвы джаназа над грешными мусульманами, даже если они совершали великие грехи (кабаир)!” См. “аль-Истизкар” 7/238».

Однако есть случаи, когда за тех, кто совершал тяжкие грехи открыто не совершается джаназа-намаз имамами, знающими или влиятельными мусульманами, чтобы это послужило уроком для других. И довод этому то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал джаназа-намаз над самоубийцей, должниками, теми, о ком отзывались плохо и т.п.

Но обычные мусульмане делают джаназа за грешного мусульманина. Имам Ахмад говорил: “Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане”. См. “Задуль-ма’ад” 1/515.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то не встал на молитву за одного из них (должника, самоубийцу и т.п.), для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратится с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния”. См. “аль-Ихтиярат” 52.

Развод в состоянии опьянения

Если человек употребил опьяняющие напитки или наркотические вещества случайно, что, безусловно, почти невозможно, мнение богословов всех времен едино: проговоренный им в таком состоянии развод (талак) недействителен.

Если же человек употребил опьяняющее его по собственному намерению и желанию, основная часть мусульманских богословов высказывались за то, чтобы наказать его, засчитав слова о разводе действительными, имеющими каноническую силу и следствие.

Я не согласен с мнением этого большинства: почему из-за его личного греха, за который в шариате предусмотрено наказание пред Богом и обществом, его жена и дети должны страдать?! Со времен самого пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть очень авторитетное мнение меньшинства: проговоренный в состоянии опьянения развод (талак) не имеет никакой канонической силы и следствия, независимо от того, преднамеренно ли человек употребил опьяняющие его, одурманивающие вещества или непреднамеренно. Таково мнение сподвижников Пророка Ибн ‘Аббаса и ‘Усмана, таково мнение считающегося пятым праведным халифом ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза; оно же является одним из мнений имама Ахмада ибн Ханбаля, с этим согласились такие великие ученые ханафитсткого мазхаба, как Зуфар и ат-Тахави, а также ученый шафиитского мазхаба аль-Музани. И это лишь некоторые из имен крупных мусульманских ученых, согласившихся с этим мнением. Их заключение звучит следующим образом: «Развод (талак) пьяного человека недействителен. И это из-за отсутствия у него намерения разводиться, так как он не в состоянии управлять собою и, возможно, не имеет действительного желания разводиться. Он потерял рассудок подобно умалишенному».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия, и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок ». Также заключительный Божий посланник подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся, зачтется] в соответствии с намерением».

Также, например, в государственных законах Египта и Сирии прописана недействительность развода (талака), проговоренного в состоянии опьянения. Судебная практика не принимает подобное во внимание.

Ответы на вопросы о талаке в пьяном состоянии

Мой муж и выпивает, и гуляет, и в игровые автоматы играет. У нас двое детей. В очередной его загул, когда узнала, что у него на стороне появился ребенок, я потребовала развода. На следующий день он пришел в стельку пьяный и трижды произнес, что разводится со мной. Протрезвев же, раскаялся, сказав, что такое не считается. Я хочу сохранить семью. Прочитала у вас, что трижды сказанный развод можно засчитать как один. Но я и официальную регистрацию тоже вынудила расторгнуть. Есть ли выход у нас? И.

Слова развода, проговоренные в пьяном состоянии, не могут считаться действительными, тем более что муж, протрезвев, забрал свои слова обратно. Официальную регистрацию брака вам следует восстановить.

Мнения Ибн ‘Аббаса и ‘Усмана ибн ‘Аффана приводит в своем своде хадисов великий имам и мухаддис аль-Бухари, который также придерживался мнения меньшинства в данном вопросе. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, в начале пункта № 11 в главе «Развод».

Зуфар (728–775 гг. по григорианскому) - выдающийся мусульманский ученый-богослов. У него было много учителей, но, наверное, самым известным из них является Абу Ханифа, у которого он учился, сопровождая его, двадцать лет. Абу Ханифа называл его лучшим из своих учеников.

Ахмад ат-Тахави (умер в 321 г. по хиджре, в 933 г. по григорианскому) - египетский ученый-богослов ханафитсткого мазхаба. Автор нескольких очень авторитетных богословских трудов. Кстати, упомянутый в данном материале Исмаил аль-Музани был его родным дядей.

Исмаил аль-Музани (175–264 гг. по хиджре; 791–878 гг. по григорианскому) - египетский ученый, ученик имама аш-Шафи‘и. Сыграл исключительную роль в распространении религиозно-правовых постановлений имама аш-Шафи‘и.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6883; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 489; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 522.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 9. С. 6883, 6884.

Совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле, и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День.

Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадисы № 4462 и 4463, оба «сахих».

Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

Материалы

Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными,будучи в состоянии полового осквернения.

Всевышний запретил своим верующим рабамприближаться к намазу в состоянии алкогольного опьянения, пока они нестанут понимать смысл произносимых слов. Этот запрет подразумеваетзапрет на приближение к мечетям и другим местам моления, и поэтомупьяным людям запрещается входить в мечети. Он также подразумеваетзапрет на совершение намаза в нетрезвом виде, и поэтому пьянымзапрещается молиться и поклоняться Аллаху, пока их рассудок остаетсяпомутненным, пока они не понимают того, что произносят. Всевышнийвозвестил, что этот запрет остается в силе до тех пор, пока к человекуне вернется трезвый рассудок.

Этот прекрасный аят аннулированкатегорическим запретом на употребление всего, что одурманиваетрассудок. В первые годы распространения ислама вино не было запрещено,однако впоследствии Всевышний Аллах начал подготавливать Своих рабов ккатегорическому запрету на его употребление.

«Они спрашивают тебя обопьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех,но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2:219).

Потом Всевышний запретил мусульманамупотреблять вино перед намазом и ниспослал обсуждаемый нами аят. Послеэтого Всевышний категорически запретил употреблять вино в любое время исказал:

«О те, которые уверовали!Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (илиидолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола.Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол припомощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вамивражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза.Неужели вы не прекратите?» (5:90-91).

Несмотря на это, запрет на употреблениевина перед совершением намаза является еще более суровым, посколькуподобный поступок приносит молящемуся мусульманину огромный вред. Егомолитва теряет всякий смысл, поскольку он совершает ее без чувствасмирения перед Аллахом, которое является душой намаза. Вино опьяняетдушу человека, мешает ему поминать Аллаха и отдаляет его от намаза.

Из смысла этого откровения следует, чтонельзя молиться, когда человеком овладевает непреодолимая дремота,которая не позволяет ему вникать в то, что он говорит или совершает.Более того, это откровение содержит намек на то, что перед началомнамаза мусульманин должен избавиться от всего, что может занимать егомысли во время молитвы. Это может быть сильное желание отправитьестественную нужду или желание поесть, о чем сообщается в достоверномхадисе.

Затем Аллах запретил приближаться к намазу в состоянии половогоосквернения. В таком состоянии человек может только пройти черезмечеть, но ему не разрешается оставаться в ней, пока он не искупается.Одним словом, мусульманину в состоянии полового осквернения запрещаетсяприближать к намазу до того, как он искупается, однако разрешаетсяпроходить через мечеть.

Если же мусульманин болен или находитсяв дороге, если он отправил естественную нужду или имел близость сосвоей женой, и не смог найти воду, то ему разрешается очиститьсяпеском. Аллах позволил больным очищаться песком при любыхобстоятельствах, независимо от того, есть у них вода или нет, потомучто причиной этого предписания является болезнь, при которойиспользование воды является тягостным для больного. Аллах такжепозволил очищаться песком во время путешествия, поскольку в дорогечеловек зачастую не может найти воду. И если путешественник не можетнайти воду, а имеющиеся у него запасы воды необходимы ему для питья иудовлетворения других нужд, то ему разрешается очиститься песком. Аллахразрешил очищаться песком после мочеиспускания, испражнения и половойблизости с женщинами, если человек не может найти воду как впутешествии, так и на постоянном местожительстве, о чем свидетельствуетобщий смысл обсуждаемого нами аята.

Одним словом, Всевышний Аллах позволилочищаться песком в двух случаях: при отсутствии воды как в путешествии,так и на постоянном местожительстве; а также во время болезни и придругих обстоятельствах, когда использование воды являетсязатруднительным.

Толкователи Корана разошлись во мненияхотносительно близости с женщинами, которая упоминается в этом аяте?Если под этим выражением подразумевается половая близость, тообсуждаемый нами аят однозначно свидетельствует о законности очищенияпеском при половом осквернении, что также подтверждаетсямногочисленными достоверными хадисами. Если же под ним подразумеваетсяприкосновение к женщине рукой с вожделением, при котором вероятнопоявление прозрачного уретрального выделения, то из этого аята следует,что прикосновение к женщине с вожделением делает омовениенедействительным.

Поскольку Аллах разрешил очищатьсяпеском тем, кто не нашел воды, мусульманские богословы считалиобязательным искать воду при наступлении времени намаза. Аллах несказал, что очищаться песком может всякий, кто не имеет воды и даже неискал ее. Очищаться песком дозволено только после того, как человекискал воду, но не нашел ее. Из этого откровения также следует, что есликачества воды изменились под влиянием попавших в нее чистых вещей, томусульманам разрешается очищаться

ею. Более того, они обязаны поступать так, поскольку она продолжаетоставаться водой. Некоторые богословы оспаривают это мнение, ссылаясьна то, что такая вода не является безусловной, однако их доводыявляются сомнительными.

Этот прекрасный аят свидетельствует озаконности великого предписания, которое Аллах сделал милостью длямусульманской общины. Этим предписанием является позволение очищатьсяпеском, и мусульманские богословы единодушны по этому поводу. Хвала жеза это надлежит одному Аллаху.

Для очищения песком можно использоватьчистую землю и любой чистый грунт, независимо от того, есть на немпесок или нет. Однако существует мнение, что для очищения пескомследует использовать только грунт, на котором есть песок, потому что ваяте об омовении из суры “Трапеза” говорится: “Если же вы больны илинаходитесь в дороге, если кто-либо из вас пришел из уборной или если выимели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то очиститесь чистойземлей и оботрите ею ваши лица и руки” (5:6). Если же на грунте нетпеска, то им невозможно обтереть лицо и руки. Обтирать песком следуетвсе лицо и руки до запястий, о чем свидетельствуют достоверные хадисы,причем желательно прикасаться руками к земле всего один раз, чтоподтверждается хадисом Аммара. Из этого аята также следует, что приочищении песком в состоянии полового осквернения, как и в другихслучаях, достаточно обтереть только лицо и руки.

Из этого откровения также следует, чтообтирать лицо и руки обязательно полностью, что разрешается очищатьсяпеском, даже если время намаза не истекает, и что искать водуобязательно только после наступления времени намаза. А лучше всего обэтом известно Аллаху.

В конце этого аята Аллах упомянул свои прекрасные имена -Снисходительный и Прощающий. Он прощает своим верующим рабам многиепрегрешения и облегчает для них религиозные предписания самымсовершенным образом, дабы религиозные обязанности не былиобременительными для рабов и не ставили их в затруднительное положение.

Снисходительность и всепрощение Аллахапроявляются в том, что Он смилостивился над мусульманами и позволил имочищаться песком вместо воды, если они не в состоянии очиститься водой.Его снисходительность и всепрощение также проявляются в том, что Онраспахнул для грешников ворота покаяния, призвал их покаяться в грехахи обещал простить кающимся любые прегрешения. Его снисходительность ивсепрощение также проявляются в том, что Он прощает правоверномупрегрешения даже величиной с землю, если он предстает перед Ним, неприобщая к Нему сотоварищей.

По православному календарю 1 января по н.ст. (19 декабря по ст.ст.) празднуется память – святого, которому молятся об избавлении от пьянства. Но сегодня, к сожалению, этот день в России стал днем всенародного пьянства и тяжелого похмелья. О том, какой вред человеческой душе, родственникам пьяницы и его близким наносит грех сладострастия, говорят священники Артемий Владимиров , Димитрий Фетисов , Дионисий Каменщиков и Димитрий Выдумкин .

«Господь призывает нас расстаться с грехом сладострастия
так же решительно, как это сделал святой Вонифатий»

, старший преподаватель кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина:

– Не люблю современный вакханальный Новый год из-за того, что Рождество Христово превращается лишь в жалкий довесок к этому поистине всенародному празднику. В этом разгуле на фоне пустых ожиданий «нового счастья» (часто «счастье» встречают на новом кафеле вытрезвителя или больницы) видна кощунственная диавольская усмешка.

Не менее кощунственной мне кажется и всенародная попойка в день памяти того святого, которому молятся об избавлении от недуга пьянства, ведь 1 января по новому стилю совершается память мученика Вонифатия.

Этот человек в прежней своей жизни был подвержен греху сладострастия во многих его проявлениях, так как, будучи рабом знатной госпожи, он состоял с ней в преступной связи и помимо этого страдал алкоголизмом. Посланный этой грешной женщиной для того, чтобы разыскать и привезти мощи святых мучеников, он, видя их чудесное мужество и решимость терпеть за Христа лютые мучения, сам последовал их примеру.

На мой взгляд, это промыслительно, что память приходится на Новый год. Господь этим как бы призывает нас расстаться с грехом сладострастия так же решительно, как это сделал святой. А решительность здесь – самое главное.

Пока алкоголик решительно не возненавидит не только саму спиртосодержащую жидкость, но и даже упоминание о ней – он останется алкоголиком. Пока страждущий от недуга винопития обманывает себя, говоря перед вхождением в запой: «Ну, я только рюмку опрокину, и всё…», – он никогда не справится со своей страстью.

Ведь страсть, ставшую уже частью души, можно только ампутировать, как в случае с заболеванием раком или гангреной. Если вовремя этого не сделать, то безвозвратно погибнет весь организм. Но для этого, опять же, нужна решимость.

В преддверии новолетия хочется всем читателям пожелать решимости святого мученика Вонифатия, чтобы провести эти дни благочестиво, стараясь не нарушать языческим разгульным непотребством святых дней Рождественского поста. И тогда Господь нам, верным в малом, даст великие духовные дары.

«Свойство всех страстей и в том числе пьянства – поражение воли»

, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

– Грех этот – очень губительный, потому что человек очень быстро превращается из существа богоподобного в потенциале – в существо скотоподобное. Это стремительная деградация, страшнее которой могут быть только наркотики. Причина данного греха – духовная жажда, которая удовлетворяется только в Боге, только в молитве и участием в Таинствах. Человек, не слышавший о Боге, не знающий о церковной жизни, интуитивно ищет, где бы эту жажду утолить. И находит ее во всевозможных суррогатах – чаще всего в пьянстве. Не случайно на иконе Божией Матери Пресвятая Дева указывает верующим, где нужно искать Источник, из которого человек получает жизнь вечную и утоляет свою душевную жажду. К сожалению, многие наши соотечественники пытаются утолить эту духовную жажду какими-то суррогатами в виде алкоголя. Утолять духовную жажду алкоголем – это то же самое, что тушить костер бензином. Это так же бессмысленно и опасно.

Людям, близкие которых пьют, прежде всего нужно молиться. Я много знаю случаев, когда жены и матери вымаливали своих сыновей и мужей, потому что молитва любящего человека очень сильная. Есть в нашем народе пословица о том, что материнская молитва со дна моря достает. Молитва человека, который любит, переживает, сострадает, умоляет Бога помочь, всегда бывает услышанной. У человека, о котором молятся, укрепляется воля, и он постепенно выздоравливает. Я не знаю чудес, когда человек бы не хотел бросить пить и бросил. В основном бывает так: человек сам понимает, что ему нужно остановиться, потому что он может погибнуть. Очень часто после принятого решения побороть грех винопития у человека не хватает силы. И здесь важна божественная помощь. Тогда Господь посылает благодать, и воля человеческая укрепляется. Когда решил человек бросить пить, тогда Господь ему помогает; когда человек не хочет бросить – это беда. Свойство всех страстей и в том числе пьянства – поражение воли. И выздоровление начинается с выздоровления воли.

Православный христианин должен быть примером для молодежи и для тех, кто страдает алкоголизмом. Если мы попадаем в компанию, где есть человек, страдающий винопитием, то христианину лучше вообще не пить. Апостол Павел говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». По этому принципу должен жить православный христианин. Если мы видим, что наших друзей можем соблазнить, то лучше не пить. Конечно, запрета на употребление вина в христианстве нет, это было бы абсурдно.

Когда ситуация в стране изменится к лучшему и зависимость от алкоголя будет меньше, тогда можно будет выпить бокал, другой за столом. Сегодня мы должны показать своим примером, что жить и радоваться можно и без спиртного.

«Страсть к алкоголю – это “ловушка для узурпатора”,
которым становится всякий, “покусившийся на счастье” без духовного подвига»

, настоятель храма Рождества Богородицы пос. Образцово (Московская епархия), руководитель приходского отделения Библейско-богословских курсов имени преподобного Сергия Радонежского:

– Человек призван Творцом к духовной свободе, свободе от всякого земного пристрастия. Это необходимо как важнейшее условие достижения цели жизни – духовного единения с Творцом. Пристрастие к алкоголю опасно, прежде всего, тем, что радикально лишает человека такой свободы и делает его рабом «сладости греха». И, кстати, эта память о сладости греха становится потом для него главным барьером на пути преодоления страсти. Начинается же всё с «узурпации права на блаженство». Я поясню. В человека заложено законное стремление к радости и счастью. Это отголосок, своего рода – генетическая память о состоянии человека в раю, а также здоровая интуиция души, понимающей, что призвана она к вечному блаженству. Но вне Христовой истины человек не знает и не понимает пути, ведущего к этому блаженству. И велика опасность «сорвать зеленое яблоко» и получить «несварение желудка». Модель такого поведения показана нам еще в третьей главе книги Бытия. Адам и Ева, призванные к обожению, поддались на провокацию диавола, обещающего обожение здесь и сейчас, и вкусили запретный плод. Последствия всем известны. Но также и всякий человек, поддавшийся на провокацию того же диавола, может присвоить себе право на «блаженство» здесь и сейчас, и, разумеется, тут же «вырастают» и схожие последствия в виде алкоголизма, наркомании и прочих маний. Страсть к алкоголю – это, если хотите, «ловушка для узурпатора», которым становится всякий, «покусившийся на счастье» без духовного подвига. Подобный «узурпатор» становится рабом, владыка которого – страсть, а цепи – сласть. Отсюда и понятие «сладострастие».

Как мы помним на примере тех же Адама и Евы, раб, променявший Бога на иного «владыку», теряет адекватный взгляд и на себя, и на окружающий мир. Отсюда и все вытекающие последствия. Во-первых, по слову святителя Тихона Задонского, «бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет». Во-вторых, через подобный образ жизни человек подвергается духовному насилию от бесов. «Пьянство, – говорит святитель Василий Великий, – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». Наконец, «главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным небо и не позволяет достичь вечных благ, так что, вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на небе ожидает тягчайшее наказание» (святитель Иоанн Златоуст).

Алкоголизация человека по своему духовному значению подобна раковой опухоли и не ограничивается одним страдальцем, стремясь повсюду пустить свои «метастазы». Если алкоголик имеет семью, то члены его семьи вместе с ним пьют эту «горькую чашу». Алкоголик, ввиду утерянной адекватности, оставляет за собой порой одно лишь право выпить, отвергая какие-либо обязанности. Отсюда рождается бесконечное зло для окружающих: дурной пример для детей, сквернословие, опущение всех семейных обязанностей, ссоры и полное разрушение семьи. Немалая духовная проблема для близких алкоголика состоит в том, что они становятся созависимыми. Что такое созависимость? Согласно одному из определений, созависимость – концентрация внимания на болезни другого, увлеченность болезнью другого человека. Близкий родственник пьющего человека (мать, отец, жена, муж) порой всё содержание своей внутренней жизни приносят в жертву пьющему родственнику. Все мысли, желания, молитвы, дела оказываются связанными исключительно с ним. А собственная жизнь, духовная и личная, «забрасывается» далеко на периферию. Такое всецелое «погружение в пьющего родственника» становится настоящей проблемой-болезнью для созависимого, которая проявляется в гнетущей депрессии, отчаянии, нежелании жить, а порой и вовсе превращает созависимого родственника в собутыльника. Зачастую все члены семьи пьющего человека являются в той или иной мере созависимыми. Поэтому очень важно на ранних стадиях алкоголизации человека обращать внимание на начавшуюся проблему.

«Поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства»

, старший священник и духовник Алексеевского женского монастыря, член Союза писателей России:

– Мы дожили до того благодатного времени, когда церковный стал государственным.

Это значит, что 1 января – всего лишь начало очередного финансового года. Обаяние семейного праздника советских времен, не отягощенного материалистической идеологией, уходит, исчезает, растворяется в таинственном свете Рождественской ночи.

Люди, мало-мальски причастные к Православию, стараются в завершение поста не повредить собственной душе невоздержанием, не рассеяться, не потерять духовную радость накануне Сочельника и Рождества Христова...

Вот почему светское новогоднее веселье требует от воцерковленных людей мудрости и собранности. Важно и приветливость сохранить, и на поздравления ответить с учтивостью, и соблюсти душу и тело в воздержании и чистоте, чтобы не огорчить Человеколюбца Христа.

Но теми, кто остается за оградой Матери-Церкви, эта ночь воспринимается как «всешутейшая и всепьянейшая». Пусть только не обидятся на меня те тихие, интеллигентные горожане, которые сами страдают от ночной пальбы и бесчинных воплей уличной толпы. Ведь известно, что все обобщения весьма приблизительны.

Однако нельзя не признать: многие только того и ждут, чтобы выпустить «джина из бутылки». Действительно, новогодняя ночь – абсолютная рекордсменка по числу несчастных случаев, насилий, травм, что является расплатой за нечестие и помрачение разума. Какой контраст между мажорным началом мирского празднества и его трагическим завершением! Подлинно, «без Бога не до порога»…

Итак, поопасимся, друзья, от воздействия духов блуда и пьянства, привыкших собирать столь обильные урожаи на постсоветском пространстве в гражданские праздники!

Мудрые люди говаривали в старину молодежи: «Смотрите, чтобы бес над вами не посмеялся». А потешается он над безвольными пьяницами и жалкими распутниками, лишающими себя и образа Божия, и человеческого облика. Пусть же демоны плачут по нам. Так бывает, когда мы блюдем христианское достоинство личности – целомудрие и меру во всем, бережем ясность ума и мир сердечный.

И нам не будут страшны ни конец, ни начало финансового года, а Богомладенец Христос одарит нас Своей Царственной улыбкой, когда мы со страхом и трепетом приблизимся к заветной Вифлеемской пещере.

И в заключение немного лирики…

Ах, в эту ночь пальба и дым,
Дрожат от криков стёкла.
И страшно выходить за тын,
Там мрачно всё и мокро.

Советский шумный Новый год
Справляют по старинке,
Ушедшему – творит народ
Весёлые поминки.

Запрос один – на оливье
И рыбные закуски;
Прилавки голы в январе –
Скупаем всё по-русски!

Меж тем волхвы ещё в пути,
А пастыри – на поле.
Звезду нам, грешным, не найти –
Нет жажды света боле.

О, тайна чудна Рождества!
От душ людских сокрыта…
Спал Вифлеем, спит и Москва,
И мы все у корыта…

Но верю: тонкие лучи
Развеют мрак кромешный…
Прийти к Тебе нас научи
И укажи путь Млечный!

Ты – Жизнь, Ты – Истина, Ты – Свет,
Младенец златокудрый!
К Твоим стопам спешит поэт
В ночи… уж брезжит утро…