Михаил лазарев сонатал. Оздоровительно-развивающая программа М.Л. Лазарева «Здравствуй. Исследовательские проекты и гранты

Михаил Львович Лазарев – док­тор медицинских наук, основоположник дородового обучения в России, даёт научное обоснование метода

Более ста лет назад ученые-морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется опреде­ленный процент атрофированных нейронов. Была выдвинута гипотеза, что эти нейроны атрофированы вследствие их невостребованности за период вну­триутробного развития плода.

С другой стороны, существовала до­стоверная научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определя­ет уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка.

В связи с этим в последние десятиле­тия сначала в Европе, а затем и в США возникли идеи о целесообразности вос­питательного процесса в дородовом периоде жизни человека с целью сохране­ния и развития наибольшего количества нейронов головного мозга.

С конца семидесятых годов появилась новая отрасль психологии, педагогики и медицины - дородовое воспитание.

С созданием новой медицинской ап­паратуры (ультразвук, волоконная опти­ка, гидрофонные акустические системы аудиозаписи) появилась возможность проводить наблюдения за поведением и состоянием плода.

В 1982 г. японские ученые с помощью гидрофона определили, что внутриутроб­но ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. При этом все звуки носят приглушенный ха­рактер, теряя до 30% своей громкости. Наиболее громким звуком оказался шум работы материнского сердца.

Известно, что у четырехнедельного зародыша уже определяется сердечная пульсация - 145 ударов в минуту, то есть сердце начинает свою деятельность задолго до того, как возникает необхо­димость в его основной - насосной - функции. Пятинедельный зародыш уже реагиру­ет на стимулы. С помощью специальной аппаратуры, позволяющей проникнуть в полость матки, удалось показать, что прикосновения к его тельцу вызыва­ют ответную двигательную реакцию. С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С двенадцатой недели лицо зароды­ша начинает приобретать собственные черты и отражать то, что происходит в окружающей среде. В четырнадцать недель плод начинает реагировать на звук. Выявлено, что дети способны внутриутробно воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них.

К концу 1980-х годов беременные женщины начали слушать музыку че­рез аудиоплеер, помещая наушники на живот, чтобы их малыши тоже слушали нравящуюся им музыку.

Еще никогда в истории развития человечества между беременной жен­щиной и ее ребенком не было таких осознанных отношений. Но корни этого явления исторически очень глу­боки. Например, в Китае 2000 лет назад практиковали дородовое воздействие на ребенка - беременные женщины ежедневно занимались многочасовым пением; в Японии беременных жен­щин помещали в специальные общи­ны, расположенные в красивой мест­ности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. До последнего вре­мени в странах Северной Европы было обычным явлением, когда беременные женщины подолгу сидели на ступеньках своего дома и пели народные и религи озные песни. А в Полинезии и сейчас практикуются специальные танцы и ритмические действия с беременными женщинами.

Всемирно известный калифорний­ский врач-акушер Рене Ван де Кар 60 лет занимается разработкой методики работы с беременной женщиной и пло­дом. Он использует тактильное воздей­ствие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяю­щимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10-20 минут, начиная с середины бере­менности до родов.

Во Франции большую известность получил метод родов Мишеля Адена, который включает в программу подго­товки к родам сеансы хорового пения беременных женщин.

В научных дородовых программах ис­следовались разные подходы к общему элементу - звуковым вибрациям, до­стигающим мозга малыша. Оказалось, что наиболее важным источником запечатляемой информации является постоянное биение сердца. Из всех видов звуков именно сердечный ритм вызывает отклик в человеческом пове­дении: успокаивает плачущего ребенка, увеличивает вес новорожденного, умень­шает время засыпания, является базисом основных психических структур.

С помощью гидрофонных систем уда­лось записать уровень громкости ударов материнского сердца, которое 24 часа в сутки внутриутробно слышит будущий ребенок. Громкость внутриутробных звуков оказалась на 35 децибел выше, чем громкость внешних звуков.

Следующим научным фактом, опре­деляющим значимость сердечных зву­ков, стал тот факт, что сердце будущего ребенка начинает биться через три не­дели после зачатия, а надобность в нем как в моторе возникает только через два месяца.

Американский пренатальный психолог Брент Логан предложил гипотезу о том, что сердечные сокращения будущего ребенка являются первым звуковым генератором, стимулирующим общую пси­хофизиологическую деятельность его ор­ганизма. По мнению Брента Логана, про­стые повторяющиеся вибрации являются основным импринтинговым¹ фактором, стимулирующим деятельность прежде всего нейронных клеток и спасающим от бездействия протомозг, включая те его 90%, которые не включены в работу у нестимулированного будущего ребенка.

Кроме двух перечисленных факторов (значимость звуков материнского сердца и важность наиболее полного включения нейронов мозга в работу до рождения), Брент Логан указывает и третий важный фактор, который еще более усиливает важность дородовой стимуляции. Он описывает исследования, проведенные в Бруклинском университете (Кали­форния, США) неврологом-анатомом К.Даймон. Американская исследова­тельница обнаружила факт увеличения глиальной прослойки нейронов мозга у молодых крысят после стимуляции звуком беременных крыс, от которых родились крысята. Исследования, про­веденные К. Даймон по изучению структуры мозга А. Эйнштейна, также показали увеличение процента глиальных клеток мозга. Отсюда Брент Логан делает вывод, что звуковая стимуляция будущего ребенка не только улучшает функционирование его мозга и способ­ствует дифференциации нейронов, но даже способствует их продуцированию (то есть появлению новых нейронов).

Для того чтобы дать мозгу допол­нительную информацию, Брент Логан предлагает беременным женщинам для прослушивания набор из 16 звуковых программ, представляющих собой за­писи звуков, напоминающих удары материнского сердца (16 вариаций по частоте и ритму). По его программе «Бэйби+» (метод сердечной стимуляции развития плода) прошли пренатальную подготовку более 130 тысяч детей в Ма­лайзии и Индии.

Отметим, что при построении музы­кального метода стимуляции развития будущего ребенка (метода «Сонатал»), учитывались не только особенности развития мозга и способности прена­тального ребенка, но и возможности влияния музыки на человеческий орга­низм. В настоящее время известны три фактора такого влияния:

психолого-эстетический (ассоциа­ции, эмоции, образный ряд);

физиологический (функциональ­ный, с помощью которого можно трени­ровать отдельные функции организма);

вибрационный (вибрации, как физическое явление, оказывают вибра­ционное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы в них).

В качестве доказательств наличия этих факторов можно приводить бесчис­ленные данные из научной литературы.

Так, в Амстердамском медицинском центре были получены данные о том, что спокойная музыка с четким ритмом нормализует дыхание новорожденных. Шведский врач X. Лагеркрану в книге «Неродившийся человек» утверждал, что мозг новорожденного содержит больше нервных клеток, чем мозг взрослого, и что внутриутробно будущий ребенок способен воспринимать не только звуки, но и мелодии, и сказки (отличая их по­сле рождения).

Еще в начале XX века немецкий философ и педагог Рудольф Штейнер показал, что при воздействии опреде­ленного звука на измельченную ма­терию (песок, стружка) та, находясь на железном листе, принимает ту или иную форму. То есть под воздействием звука материя начинает колебаться и принимать определенную физическую форму. Эти идеи сегодня подтверждены в Зальцбургской лаборатории музыки.

Наблюдения Р. Штейнера дали воз­можность понять, что вибрационный фактор воздействия музыки на орга­низм будущего ребенка является одним из основных музыкальных факторов. Многолетние исследования С. Гуревича и М. Вальчихина (Санкт-Петербург) показали, что для процесса обмена веществ в организме характерны те же частоты, что и частоты колебаний звуков. Например, у фермента, помо­гающего усвоить кислород, частота на два герца ниже ноты фа-диез малой октавы, а расщепляющие глюкозу фер­менты совершают колебания, близкие к ми и соль второй октавы и т.д., то есть ферменты при совпадении собственной частоты с вибрацией звуков как бы «звучат». Те же исследователи считали, что у каждого органа есть своя музы­кальная партитура: дыханию и передаче нервного импульса соответствуют высокие частоты; голодный желудок чувствителен к низкому регистру, сы­тый - повыше и т.д.

Японские ученые городка Цукуба пришли к выводу, что душевное со­стояние человека отражают комбина­ции альфа- и бета-волн, генерируемых мозгом.

Было отмечено, что слышат не только уши, но и каждая клетка. Звуковое колебание прогибает заряженную клеточ­ную мембрану, и механическое действие переходит в электромагнитное, то есть возникает сигнал.

Выяснилось, что при пении самой беременной женщины возникает много физиологических реакций как в орга­низме самой женщины, так и в организ­ме пренатального ребенка. Например: изменение эмоционального статуса жен­щины приводит к поступлению в кровь пренатального ребенка соответствую­щих гормонов; давление диафрагмы на кишечник и полость матки приводит к кинетическому давлению; задержка дыхания при пении - к дозированной гипоксии ребенка, что стимулирует его двигательную активность.

Что же касается психологического фактора воздействия музыки на орга­низм человека, то, как показали экс­периментальные исследования ученых и наш опыт работы, внутриутробный ребенок чутко реагирует на характер музыки и человеческой речи. Уместно здесь привести некоторые наблюдения и замечания женщины (Ирины), кото­рая начала заниматься по программе «Сонатал» на 18-й неделе беременно­сти:

«Я слушала „Моцартиану" Чайковско­го. Это привело к усилению шевеления ребенка. Малыш больше всего двигался, когда звучала арфа, особенно средние и высокие звуки. Обычно он шевелится, когда я ему пою колыбельную»;

«во время интересного разговора мужа со мной плод все время двигался»;

«я слушала по радио русские романсы, ребенок начал шевелиться»;

«я решила проверить реакцию и вы­ключила радио. Сразу почувствовала, что он перестал двигаться»;

«иногда ребенок шевелится, когда я слышу шум воды»;

«когда дочке было 8 месяцев, я за­пела мелодию, которую пела во время беременности. Девочка сразу сосредо­точилась, как будто пыталась что-то вспомнить»;

«ребенку 18 месяцев. Она ежедневно требует все новых и новых мелодий и стихов. И сама сочиняет стихи и музыку».

Как видно из приведенных примеров, музыка позволяет заложить основу для максимально раннего духовного обще­ния матери и ребенка. Кроме обще­психологических феноменов, которые возникают в сознании будущего ребенка и мамы, музыкальное воздействие по­зволяет формировать у пренатального ребенка специфические психологиче­ские феномены, которые ранее не рас­сматривались.

Так, например, через пение песен, со­держащих оздоровительные, развиваю­щие образы, беременная мама формиру­ет у пренатального ребенка мотивацию здорового поведения, проявляющуюся в раннем возрасте (феномен «эмоционального моделирования»). Для самой мамы музыкальные занятия могут быть наилучшим антистрессовым фактором.

Подводя итог вышесказанному, мож­но отметить, что в нашем собственном исследовании представляли огромный интерес как способ импринтинговой стимуляции развития мозга пренаталь­ного ребенка (сердечный метод), так и способ комплексного многофакторного музыкального воздействия с формированием врожденной мотивации здорового поведения (музыкальный метод).

Михаи л Львович Лазарев - действительный член Академии педагогических и социальных наук, док­тор медицинских наук, профессор Международной академии наук и искусств, руководитель лабора­тории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава.

М. Л. Лазарев - основоположник идеи пренаталь ного воспитания в России. В 1984 году им была от­крыта при врачебно-физкул ь турном диспансере № 4 г. Москвы первая школа пренатал ь ного обучения. Он является создателем метода музыкального разви­тия плода «Сонатал», рекомендованного Министер­ством здравоохранения и социального развития РФ. В России и за рубежом этот метод применяется с 1983 года.

М. Л. Лазарев - изобретатель уникального му­зыкального пояса для беременных женщин «Ма матоник», который позволяет будущему ребенку общаться с мамой с помощью производимых им самим звуков.

М. Л. Лазарев написал более 1000 детских песен в созданном им музыкальном жанре «Музыка дет­ства и материнства». Им созданы программы «Интоника» (раннего развития детей с помощью музыки), «Здравствуй!» (формирования здоровья дошкольников), «Цветок здоровья» (формирования здоровья младших школьников). Эти программы имеют гриф Министерства образования и науки РФ «Допущено к применению в образовательных учреждениях».

Родился 3 марта 1953 года в г. Магнитогорске. Врач-педиатр, руководитель лаборатории формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ (исследования в области восстановительной педиатрии, педагогики здорового поведения). Кандидат психологических наук (РАО), доктор медицинских наук, профессор, действительный член АПСН (Академия педагогических и социальных наук).

Окончил: 1972 год – Магнитогорское музыкальное училище им. Глинки (хоровое дирижирование). 1982 год – II-ой Московский медицинский институт им. Пирогова (педиатрия, детская хирургия).

В 1984 году создал первую в России Школу здоровья для детей, страдающих бронхиальной астмой при Врачебно-физкультурном диспансере № 4 г. Москва.

В том же году основал первые в России: дородовую Школу здоровья (метод «Сонатал») и Школу здоровья для детей раннего возраста (программа «Интоника»). В период до настоящего времени по этим программам прошло подготовку более 30 тысяч детей в городах: Набережные Челны, Сыктывкар, Москва, Соликамск, Магнитогорск, Самара и др. (более 100 городов).

В январе 1989 года основал ассоциацию «Учителя здоровья» при международном движении «Педагоги за мир и взаимопонимание», а в1990 году – первый в России Центр восстановительного лечения для детей с бронхиальной астмой, которым руководил по 1995 год.

В рамках работы Школы здоровья и Центра восстановительного лечения для детей были проведены российско-американские астма – лагеря в США (1990, 1996 г.г.) и лагеря здоровья в Артеке (1989-1992 г.г.), Болгарии (1998-2002 г.г.), США (2004 г.)

Один из инициаторов создания Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья ВОЗ/ЕС/КЕС. В январе 1994 года решением МЗ и МО РФ был назначен национальным координатором этой организации.

В 1996 году разработал программу формирования здоровья детей «Здравствуй!», которая в 2003 году разрешена Министерством образования России к использованию в дошкольных образовательных учреждениях РФ. В настоящее время по данной программе работают более 2 тысяч детских садов в более чем 60 городах России.

В 1998 году защитил докторскую диссертацию по медицине в Международной Академии Наук и Искусств. Там же ему было присвоено звание профессора.

С 1998 года руководит лабораторией формирования здоровья детей Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства Здравоохранения Российской Федерации.

Автор Сонатал-педагогики – педагогики здорового поведения, формируемого с пренатального возраста. Центры Сонатал-педагогики с различными аспектами оздоровительной деятельности (программы для детей пренатального, раннего, дошкольного и школьного возрастов, школа здоровья для детей с бронхолегочной патологией, летние лагеря здоровья) работают сегодня в различных территориях Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Поволжье, Дальний Восток, Север, Сибирь, Урал, Краснодарский край, Удмуртия и др.) и за рубежом (Литва, Эстония, Латвия, Англия, США).

Организовал Федерацию детских игр здоровья – Здравиаду. Под патронажем Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России в рамках спортивных фестивалей молодежи с 1999 по 2004 годы проводил Московские, Всероссийские и Международные детские игры здоровья – Здравиаду в городах Москва, Сызрань, курортный комплекс Албена (Болгария), детский лагерь Киллоква (США).

Автор проекта «Дети-звезды». Проект предполагает создание культурных эталонов в области детского здоровья, в том числе образы положительных героев сказок о здоровье. Написаны серии сказок «Дети – звезды, или Фырка на Планете здоровячков».

В 1996 году метод «Сонатал» (метод оптимизации психофизиологического развития плода с помощью музыки) был рекомендован Минздравом РФ (№ 13-03/10-279 от 30.09.96 года). В 2001 году по заказу Минздрава РФ в рамках Федеральной программы «Безопасное материнство» по методу «Сонатал» был снят методический видеофильм «Сонатал. Музыка рождения».

В 2004 году выиграл тендер Министерства образования Республики Татарстан по программе «Образование и здоровье детей в дошкольных учреждениях РТ», на основании которого был заключен Государственный контракт между Министерством образования Республики Татарстан и Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии МЗ РФ. В рамках данного контракта обучил более 1000 педагогов и медиков дошкольных образовательных учреждений РТ по программе формирования здоровья дошкольников «Здравствуй!». Использование оздоровительных программ М.Л. Лазарева в городе Набережные Челны на уровне большой популяции детей, начиная с пренатального возраста (более 5 тысяч человек) позволило на 8 промилей снизить младенческую смертность в городе.


Автореферат диссертации:

Лазарев Михаил Львович

Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей

общая характеристика работы

Актуальность исследования

Состояние здоровья детей является одной из наиболее значимых ценностей , от развития которой зависит благополу­чие любого общества. Традиционно решением этой задачи занимается медицина. Но на современном этапе культурно - исторического развития усилий одной медицины уже не дос­таточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему, требующую участия в ее решении таких наук, как психология, педагогика, экология, право и др. На это положе­ние справедливо указывают многие психологи, философы, физиологи - И.А. Аршавский, А.Г. Асмолов, И.И. Брехман, В.П. Зинченко, Ю.П. Лисицын, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и др.

Существенным аспектом данной проблемы является определение основных принципов, на которых могут строить­ся конкретные программы укрепления здоровья детей и одним из ведущих таких принципов является личностно-деятельностный подход [Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.], по­зволяющий рассматривать ребенка как целостную систему в многоплановых взаимосвязях с миром людей и вещей.

В связи с актуализацией в современном обществе роли человека, который берет на себя значительную долю ответст­венности за собственное психическое и физическое здоровье, растет внимание к его деятельности, к произвольной ее составляющей. [Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.]

Другим принципом выступает единство сознания и деятельности [Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.]. Он тесно взаимосвязан с принципом развития [Выготский Л.С., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.] и принципом, субъективной ответственности человека за свое здоровье. И, наконец, важным принципом является соотношение психического и физического в развитии ребенка как активного субъекта жизнедеятельности .

Однако, если вопросы психического развития личности достаточно широко и глубоко изучены в отечественной и зарубежной психологии, то проблемы взаимопроникновения психического и физического разработаны все еще недостаточно. Именно социальная значимость данной проблемы и недостаточная ее разработанность определили выбор темы настоящего исследования.

Объектом исследования явились психологические воздействия, определяющие укрепление физического здоровья детей.

Предметом исследования стали особенности влияния эмоций, мотивации и степени самосознания на развитие здоровых детей и восстановление здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой.

Цель исследования состояла в выявлении наиболее значимых психологических факторов, обеспечивающих развитие физического здоровья детей разных возрастов.

Гипотеза исследования заключалась в том, что, воздействуя специально разработанными психологическими приемами на эмоции, мотивацию и самосознание ребенка можно не только управлять процессами развития и восстановления физического здоровья, но и обеспечить формирование потребности быть здоровым и личностной ответственности за собственное здоровье и здоровье других людей. При этом музыка выступает одним из действенных компонентов сознательной регуляции дыхательной функции - психоэмоциональным фактором.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы взаимовлияния психических процессов и физического здоро­вья вообще и, в частности здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой;

2. Выявить психологические факторы (эмоции, мотивации, осознание) и рассмотреть их воз­растную динамику в ходе онтогенетического развития ребенка,

3. Разработать методики, позволяющие выявить психологические факторы и определить сте­пень их влияния на здоровье детей на разных ступенях возрастного развития;

4. Разработать методики активизации психических процессов, обеспечивающие возможности ребенка самостоятельно заниматься развитием своего здоровья в условиях семьи , дошкольного учреждения, школы и летнего детского лагеря.

5. Определить организационные формы, позволяющие посредством психологических фак­торов воздействовать на укрепление здоровья детей.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические положения отечественной психологии о закономерностях психического развития ребенка (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.); социально-нормативная концепция развития личности в он­тогенезе (Фельдштейн Д.И.); концепция оздоровления (санологии) (Лисицин Ю.П.); концепция формирования здоровья (Брехман И.И.).

В работе использовался комплексный метод исследования, включающий эксперимент (как естественный, так и лабораторный), наблюдения, анкетирование, психолого-медицинское тестирование, анамнез, катамнез, беседы с детьми и их родителями, анализ дневников самонаблюдений и рисунков детей, анализ дневников их родителей и пр.

При этом особое место занимал разработанный авто­ром метод музыкального эмоционально-дыхательного тренинга ребенка в процессе вокально-речевой деятельности - ме­тод музыкальной психорегуляции дыхания (МПД).

Базой исследования явились Школа здоровья при Врачебно-физкультурном диспансере N 4 г. Москвы, Центр восстановительного лечения г. Москвы, детские сады и школы Москвы и ряда других городов России (Екатеринбург, Магнитогорск, Сыктывкар, Мурманск, Тамбов), летние лагеря здо­ровья в России и США. Всего исследованием было охвачено 3099 человек. Из них: 2563 ребенка (разных возрастов), 386 беременных женщин, 150 родителей. Кроме того, в исследо­вании участвовали 1505 учителей здоровья.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что определены основные психологические факторы, влияющие на укрепление физического здоровья детей; впервые разработаны методики оптимизации развития плода с помощью музыки; создана комплексная система реабилитации детей, страдающих бронхиальной астмой, основанная на использовании музыкальной психотерапии; раскрыты способы формирования мотивации здоровья, в частности через организацию музыкальных уроков здоровья.

Практическая ценность исследования состоит в раз­работке методики и организационных форм воздействия на психику ребенка, обеспечивающих развитие его здоровья. В частности это: а) система до- и послеродовой музыкальной стимуляции развития ребенка, которая используется работе женских консультаций и дошкольных учреждений; б) адаптированная американская программа "Познай себя" и авторская программа Здравствуй!", продуктивно применяемые в до­школьных и школьных учреждениях; в) система развивающей терапии детей, страдающих бронхиальной астмой, применяемая в детских учреждениях Москвы, Набережных Челнов, Бердянске.

Апробация результатов исследования проводилась путем обсуждения на заседании лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологиче­ского института РАО. Материалы работы докладывались автором на Всесоюзной научно- практической конференции "Научные основы физкультурно-оздоровительной работы сре­ди населения" (г. Таллинн (22-23 апреля 1986 г.), на всесоюзном съезде по ЛФК и СМ (1987 г. Ростов-на-Дону), на городских (Москва) конференциях аллерологов, на Конгрессе "Общественное развитие и общественная информация" Меж­дународной Академии Информатизации (ноябрь 1995, Моск­ва). Основные положения и результаты исследований докла­дывались на совместной Российско-Американской научно-практической конференции по укреплению здоровья в школе (июнь 1996, Москва).

Материалы исследования используются в лекционных и лабораторных занятиях , проводимых диссертантом со сту­дентами Магнитогорского педагогического института и Мос­ковского психолого-социального института.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Наиболее значимыми психологическими факторами, влияющими на состояние здоровья ребенка, являются эмоции, мотивация и самосознание.

2. Эмоции, как психологический фактор, наиболее тесно связаны со многими физиологическими системами, в особенности с дыханием растущего человека.

3. Мотивация выступает необходимым условием активизации оздоровительной деятельности детей.

4. Самосознание, начиная с дошкольного возраста (осознания "Я сам") приобретает роль инстанции, регулирующей собственную оздоровительную деятельность ребенка.

5. Музыкальная психорегуляция дыхания позволяет воздействовать на эмоции, мотивацию, дыхательную и двига­тельную сферы ребенка, способствуя укреплению его физиче­ского здоровья.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Текст рукописи иллюстрирован таблицами, графиками, схемами, ри­сунками.

В первой главе диссертации, во-первых, рассматрива­ется взаимосвязь, взаимообусловленность психического и физического здоровья. Во-вторых, раскрывается содержание как психического, так и физического его аспектов. Особую значимость при этом приобретает взаимосвязь между психическим и физическим в структуре личности больного ребенка. Эта взаимосвязь только в последнее время стала предметом как теоретического, так и экспериментального исследования.

Раскрывая понятие "здоровье", многие исследователи подчеркивают, что здоровье предполагает внутреннюю уравновешенность и уравновешенность с внешней средой [Павлов И.П., 1903], которая зависит от адекватности адаптационных процессов , определяя развитие психофизиологических возможностей человека [Казначеев В.П., 1983].

Важным подходом к здоровью является постулирование ценностного смысла здоровья [Иванюшкин А.Я., 1982]. Е. Гольдсмит определяет здоровье как длительно сохраняю­щуюся способность к восстановлению после химических, физи­ческих, инфекционных, психологических или социальных воз­действий. Некоторые исследователи рассматривают здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-политических констант (Лисицын Ю.П., 1988). Другие считают, что психическое здоровье в большей мере определяет здоровье физическое; что психическое, являясь свойством мозга, само ста­новится фактором, изменяющим организм [Мясищев В. А., 1969].

Говоря о влиянии психического здоровья на физическое, нельзя не упомянуть о современных западных теориях дезаптации, как основы многих психосоматических заболева­ний (гипертонии, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальной астмы, заболеваний кожи). Так О. Тоффлер (1972), придерживающийся теории "болезней цивилизации и социальной дезаптации", считает, что темпы жизни достигли такого ускорения, которое порождает шок, особенно при столкновении с перспективами дальнейшего развития цивилизации, ведет к массовой дезаптации со всеми ее последствия­ми- тревогами, апатией, враждебностью. Этот шок, замечает Тоффлер, "можно охарактеризовать как физический и психи­ческий недуг, вызываемый перегрузкой физических адаптив­ных систем человеческого организма и психологических про­цессов принятия решений. Проще говоря, шок от столкновения с будущим это реакция на чрезмерные нагрузки".

Среди разных исследований, направленных на изучение закономерностей укрепления здоровья, формирования здоро­вого образа жизни, лечения болезней в диссертации выделя­ются те, в которых подчеркивается влияние психологических факторов и условий на состояние, укрепление, развитие физи­ческого здоровья. Так, Ю.В. Баскаков отмечает, что физические упражнения повышают общий энергетический потенциал человека, создавая предпосылки успешного реше­ния личностных проблем.

В работе подробно анализируется психологические исследования, которые позволяют уточнить и расширить представление о взаимовлиянии психического и физического: труды Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, и др.

При этом особо вычленяется роль эмоции и мотиваций, как психологических факторов, влияющих на здоровье, уча­ствующих в процессе его восстановления . Уже П.К. Анохин определял эмоции как "физиологическое состояние, имеющее ярко выраженную субъективную окраску...".

Рассматривая проблему эмоций с точки зрения предмета исследования, диссертантом выделяются такие внешние факторы (звуки, речь, музыка), которые вызывают первичные эмоциональные реакции. Кроме того, обосновывается возможность исследования эмоций в пренатальном периоде.

Исходя из того, что мотивация выступает движущей си­лой "здорового" поведения, а отношение человека к собственно­му здоровью является показателем его культуры (Ю.П. Лиси­цын), может быть выстроен особый алгоритм "здоровых" по­требностей и мотивов, который подчиняясь общим закономер­ностям развития мотивации, обладает и рядом специфических особенностей. Здесь выделяется ряд показателей мотивации здо­ровья: желание (потребность) ребенка быть здоровым, интерес к проблемам здоровья, к самому себе, как к человеку, который мо­жет взять свое здоровье в собственные руки и ставить перед со­бой сознательные цели, связанные с укреплением здоровьем.

В диссертации обосновывается понимание дыхания как интегральной психофизической функции, обеспечивающей здо­ровую жизнедеятельность человека. Показано, что дыхание име­ет наивысший индекс психосоматичности (Молдавану И.В.), оно связано с невербальным планом общения (Блонский П.П.), с самочувствием человека, являясь "чутким барометром эмоцио­нального состояния" (Леонтьев А.Н.), представляя собой сово­купность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, и выступая главной жизненной витальной функцией. Дыхание рассматривается автором в качестве одного из показателей состояния мотивационно-потребностной сферы.

Резюмируя сказанное, диссертант приходит к выводу о том, что важное место среди множества психологических фак­торов влияющих на укрепление физического здоровья детей за­нимают эмоции и мотивация. В работе выявлена связь эмоций и мотивации с дыханием, которое является интегральной психофизической функцией. Причем особенно отчетливо эта связь обнаруживается при патологии дыхательной функции.

Во второй главе излагаются теоретические положения, определившие пространство поиска и разработки методов и методик исследования. Здесь прежде всего учитывались утвердившиеся в отечественной психологии методологические принципы (принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип непрерывности развития психики и др.); известный в физиологии и психологии факт связи между эмоциями и дыханием и их взаимовлиянием; постулировалась связь психических и физических процессов.

Для решения исследовательских задач была разработа­на методика дозированного эмоционально-дыхательного тренинга, впоследствии названная "методом музыкальной психорегуляции дыхания" (МДТ).

При этом дыхание рассматривалось как индикатор здоро­вья. В качестве модели для выбора методов и методик воздейст­вия психологических факторов на физическое здоровье исследовалась патология дыхания, в частности, бронхиальная астма.

В работе специально обосновывается выбор бронхиальной астмы как такой формы заболевания, в которой обна­жаются все психологические механизмы и связи, обеспечи­вающие процесс дыхания, и изучение которой позволяет построить методику укрепления здоровья детей .

В данном контексте проанализированы глубинные физиологические, биохимические, нейрогуморальные механизмы патогенеза бронхиальной астмы, приводящие к тому, что у детей, длительно подверженных этому заболеванию возникает комплекс негативных эмоций; показано, что бронхиальная астма является следствием дезадаптации организма ребенка к среде обитания (природной и социальной), выступая комплексной проблемой, включающей не только биологический (медицинский), экологический, но и социопсихологический аспекты. В этом плане акцентируется авторский подход к этиологии бронхиальной астмы, на основании которого вы­деляются четыре ее этиотипа (иммунный, экологический, фи­зический и психологический), что позволяет дифференциро­вать методы лечения и оздоровления детей.

В качестве наиболее активного средства воздействия на жизнедеятельность ребенка вычленяется музыка. Аргументами в пользу такого выбора явились ритмическая организация как музыки, так и дыхания, а также эмоциональная природа музыки.

В целях разработки единого метода исследования автором написана специальная музыка, направленная на активное формирование психологических качеств ребенка, обеспе­чивающая преемственность ее воздействия на разных этапах онтогенеза.

Особо рассматривается применение метода дозирован­ного эмоционально-дыхательного тренинга к разным возрастным группам.

При этом методика на каждом возрастном этапе пре­терпевает изменения, которые определяются не только возрастными, но и индивидуальными особенностями детей в том числе и детей, больных астмой.

Дородовый период исследовался в созданной автором дородовой школе ВФД N 4 г. Москвы, а также во всех дет­ских поликлиниках и женских консультациях г. Набережные Челны (386 беременных женщин, методика "Сонатал"). Ран­ний период (О- 3 года) изучался диссертантом в организован­ной им Школе здоровья при ВФД N 4 и Центре восстанови­тельного лечения детей г. Москвы (65 детей, методика "Интоника"). Дошкольный период (3- 6 лет) расследовался в детских садах N 56 и N 1738 г. Москвы (52 ребенка, методика "Здравствуй!"). Младший школьный возраст (6- 10 лет) исследовался в ряде школ Москвы и других городов России (975 школьников, методика "Познай себя"). Подростковый и стар­ший школьный возраст (10-17 лет) изучались в детских летних лагерях России и США (832 ребенка, программа "Юные учителя здоровья"). Дети, страдающие бронхиальной астмой, (3- 15 лет) были исследованы в Школе здоровья ВФД N 4 и Центре восстановительного лечения г. Москвы, а также в летних астма-лагерях России и США (639 детей, методика "Цветок здоровья").

В работе использовались также такие методы, как наблю­дение, анкетирование, медико-педагогическое и медико-психологическое тестирование, сбор медицинского анамнеза, анализ рисунков детей, индивидуальные беседы с детьми и роди­телями, анализ дневников самонаблюдения (детей), анализ днев­ников родителей, самооценка детей после тестирования.

В третьей главе обсуждаются ход, процесс и результа­ты проведенного исследования , которое состояло из шести последовательных этапов, объединенных общей идеей выяв­ления особенностей воздействия психологических факторов на укрепление физического здоровья детей.

На первом этапе участвовало 386 беременных жен­щин. Они занимались по программе "Сонатал". В итоге были: а) обнаружены элементарные формы эмоциональных реакций в их связи с двигательными реакциями плода; б) выявлены некоторые особенности активности плода: интенсивность, избирательность, дифференцированность по виду движения.

На втором этапе (в нем участвовало 65 детей от 0 до 3 лет) продолжалось музыкально- оздоровительное воздействие на разные сферы младенца (эмоциональную, двигательную и дыхательную).

Здесь удалось не просто выделить специально форми­рующиеся виды деятельности детей (пение, речь, рациональ­ное дыхание, движение под музыку, танец), но и уточнить и подкрепить избирательное отношение ребенка к комплексу воздействий и требований взрослых. Так, одни дети проявили большой интерес ко всем видам занятий (46 человек), у других проявился избирательный интерес (они хотели петь и не хоте­ли танцевать (9 человек)), третьи оставались нейтральными, равнодушными (6 человек), четвертые выказывали резкое не­желание заниматься (4 человека).

Показательно, что дети, прошедшие программу "Интоника", отличались от сверстников, не получивших курс дородовой подготовки, такими характеристиками, как чувство юмора, доброжелательность, благодушие, положительный эмоциональный настрой, умение концентрировать внимание. Многие из них выражали активное желание слушать новые песни и сказки, новую музыку, танцевать.

На третьем этапе (52 ребенка в возрасте 3-6 лет, которые не прошли ни программы "Сонатала", ни "Интоники) задачи решались по программе "Здравствуй!" (запланированные в ме­тоде МПД): велась тренировка дыхательной функции, обогаща­лась эмоциональная сфера, формировалась мотивация здоровья через осознание своего "Я".

Анализ рисунков детей на тему здоровья и болезни показал, что у большинства детей (82%) уже сформировано представление о болезни и здоровье. Причем представления о здоровье отличались от представления о болезни достаточно выразительными признаками: рисунки о здоровье изобража­ются яркими красками, занимают почти весь лист, темы ри­сунков связаны с прогулками, играми, овощами и фруктами, отдыхом; рисунки болезни характеризуются преобладанием темных, мрачных тонов, дети изображаются маленькими, ху­дыми, лежащими в постели.

Оказалось, что у детей не только сформированы пред­ставления (образы) о здоровье и болезни, но и имеется опреде­ленные знания о существенных признаках того и другого.

Одновременно были выявлены и особенности эмоцио­нальных реакций детей на занятия (положительные реакции отмечались у 37 детей, нейтральные - у 9, отрицательные- у 6)

Оздоровительная деятельность привела к тому, что у детей возник интерес к урокам здоровья, который повлиял на их общую учебную активность, а музыкальные занятия спо­собствовали развитию эмоциональной сферы, формированию чувства ритма (см диаграмму!)

Диаграмма 1

Диаграмма изменения показателей по методике "Здравствуй "" через год после начала занятий (% детей, у которых отмечается высокий уровень показателя)

На четвертом этапе исследования (975 младших школьников) по программе "Познай себя" решались общие для всех этапов задачи повышение общей активности расту­щего человека, развитие и обогащение эмоциональной сферы ребенка, повышение уровня сознательности участия в оздоро­вительной деятельности, улучшение "качества дыхания", организация оздоровительной деятельности, вызывающей у ребенка специальной интерес к ней.

Следует подчеркнуть, что решение этих задач осущест­влялось в контексте реальной учебной деятельности школьни­ков. В целостную учебную программу включались уроки здо­ровья. На этих уроках в определенной последовательности дети изучали темы связанные со здоровьем, знакомились с элементарными, а затем и с более сложными оздоровитель­ными приемами.

Материалы исследования свидетельствуют о том, что по итогам года заметно расширились представления детей о здоро­вье и болезни, повысился уровень их знаний в области здоровья, возникла и сформировалась особая форма активности, которая легла в основу оздоровительной деятельности. Эта деятельность включала в себя несколько конкретных видов а) проведение обязательной первичной и заключительной диагностики четырех физических параметров (рост, вес, артериальное давление (АД), выносливость), б) проведение уроков здоровья (по питанию, движению, психогигиене и т д.)

Так, диагностика выносливости, а также физического развития и состояния организма ребенка (АД) показала очень большой индивидуальный разброс полученных данных На этом основании была поставлена задача разработки индивиду­альных, отражающих статус ребенка, и коллективных про­грамм оздоровления Всего было составлено 85 таких про-грамм-"карт". Характерно, что все дети активно участво­вали в данном процессе, осознавая важность составления "карты", специфику своих "показателей", а также необходи­мость собственной оздоровительной деятельности. Дети об­суждали поставленные перед ними задачи в семье, получали согласие родителей на эту деятельность и, наконец, заключали "контракт здоровья" (подписывая его).

Причем интерес к урокам здоровья в течение года повышался и даже выходил за рамки учебной деятельности (см. график 1).

График 1.

На пятом этапе исследования по программе "Юные учи­теля здоровья" решались такие задачи, как: подготовка подрост­ков (11-15 лет) к самостоятельной организованной деятельности, включающей специальные семинары на основные темы по фор­мированию здоровья, специализированные программы обуче­нию профессиональным навыкам оздоровления и навыкам рабо­ты с другими людьми (сверстниками и взрослыми). В этом ис­следовании приняло участие 32 школьника.

Реальную оздоровительную деятельность подростки осуществляли в условиях летних детских лагерей (Артек, Орленок; лагеря Подмосковья, лагеря "Килоква" и "Супер-стар"-в США).

Анализ результатов деятельности юных учителей здо­ровья показал, что, во-первых, они самостоятельно разраба­тывали формы оздоровительной деятельности, такие, как: клубы по массажу, психологическому тренингу; во-вторых, они вполне профессионально (конечно, под контролем взрос­лых) проводили психолого-медицинскую диагностику в нача­ле и в конце смены (в диагностике участвовало 800 детей) Разумеется, юные учителя здоровья принимали участие только в первичной обработке, в анализе полученных данных, в со­общении результатов диагностики детям, которые ее прохо­дили. В-третьих, юные учителя здоровья проводили в каждом отряде психологические игры, в-четвертых, проводили роле­вой тренинг, направленный на обучение детей умению выхо­дить из конфликтных ситуаций.

Все юные учителя здоровья широко использовали в оздоровительной деятельности музыкальные программы, ко­торые они прошли сами и которые были разработаны специ­ально для лагеря. Одним из результатов их деятельности явились вполне сформированные коммуникативные качества и умения. Они могли собрать вокруг себя большое количество детей, пробудить у них интерес к оздоровительной деятельности во вполне адекватных формах осуществляя взаимодействие со взрослыми (воспитателями, вожатыми, врачами и др.).

Анализ полученных данных убеждает в том, что у под­ростков удалось сформировать ответственность не только за свое здоровье, но и за здоровье других людей, развить у них такие качества, как самостоятельность, инициативность и коммуникабельность, сознательное отношение к оздорови­тельной деятельности, ее высокую мотивированность.

1. От первого к пятому этапу активность ре­бенка развивается, дифференцируется, во­площается в разных видах деятельности, при­обретая новое психологическое содержание.

2. От первого к пятому этапу прослеживается возникновение и развитие мотивации здоро­вья во всем многообразии ее связи с другими видами мотивации.

3. От первого к пятому этапу выявлено развитие эмоциональной сферы - от элементарных эмоций (удовольствие- не удовольствие) до все более сложных их форм. Одна из таких форм - эстетическая эмоция, сформированная через дыхательно-эмоциональный тренинг, ядром которого является музыка.

4. От первого к пятому этапу все большее зна­чение в оздоровительной деятельности детей приобретают сознательное отношение к ней (познавательная активность).

Специфика исследования на шестом этапе по про­грамме "Цветок здоровья" состояла в том, что оно проводи­лось применительно к детям с бронхиальной астмой (в иссле­довании участвовало 639 детей и 150 родителей).

Особую важность на этом этапе приобретает диагно­стика здоровья, состояние функции внешнего дыхания и лич­ностных характеристик детей. Именно данные диагностики послужили основанием для разработки тренинга: ориентиро­ванного для больных детей, включающего активную музы­кальную терапию с использованием дыхательных музыкаль­ных тренажеров.

Специально организованная реабилитационная дея­тельность привела к тому, что: а) значительно улучшилась функция внешнего дыхания детей; б) сократилось количество заболеваний детей (общее снижение заболеваемости в году по дням болезни составило 41,6%).

У больных детей, в отличие от здоровых, большую роль играет понимание причин, симптомов приступов удушья, представление о механизмах, участвующих в этом процессе, а также четкое знание приемов, способов снятия приступов, помощи самому себе. Оказалось, что уровень понимания кор­релирует с показателями функции внешнего дыхания.

Программа «Здравствуй!» направлена на оздоровление и раннее развитие детей в детском саду и в семье. Она разработана в лаборатории формирования здоровья детей Российского научного Центра восстановительной медицины и курортологии Росздрава и имеет Гриф Министерства образования и науки РФ «Допущено к использованию в дошкольных образовательных учреждениях». Программа выпущена издательством «Мнемозина» в виде Учебно-методического комплекса (для младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада), 2000-2008.

Цель программы - помочь педагогам и родителям организовать оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста, сформировать у них мотивацию здоровья и поведенческие навыки здорового образа жизни, воспитать ответственность за свое здоровье, повысить резервы их здоровья.

Программа «Здравствуй!» представляет собой музыкальные уроки здоровья, которые включают обширный сказочный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Курс дошкольной подготовки «Здравствуй» предназначен для работы с детьми 3-7-летнего возраста, разработан на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов, написан и систематизирован с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста (как здоровых, так и ослабленных), а также из разного уровня их психического развития.

Составляющие УМК «Здравствуй!»: Оздоровительно-развивающая программа, учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ, предшкольная подготовка: для учебно-методическое пособие для педагогов. Книга сказок в четырех частях («Фырка и здравик. Воздушный волшебник. Синяя капелька. Музыкальная радуга здоровья»); Рабочая тетрадь в четырех частях («Я расту. Я дышу. Я закаляюсь. Я пою и говорю»); Книга песен (ноты) в четырех частях. В программу курса входят все необходимые оздоровительные и познавательные элементы, способствующие гармоничному воспитанию и развитию личности ребёнка, формированию у него культуры здорового и безопасного образа жизни. Содержание включает в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Основное внимание автор уделяет сохранению естественности психического развития ребенка, построению прочного фундамента жизнеутверждающей, созидающей и творческой личности. Программа помогает расширить кругозор детей, развить их как физически, так и эстетически. Особая роль отводится музыке, которая является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Методическое пособие: Музыкальный альбом для детей и взрослых на двух компакт-дисках «Здоровячок!» - это путешествие с главным здоровячком – Здравиком с Планеты Семитония по разноцветным странам. По дороге дети будут петь и играть в музыкальные игры: Красная страна Пламия – школа движения, оранжевая страна Орсия – школа психологии, желтая страна Светия – школа интеллектуального развития, зеленая страна Ростия – школа питания, голубая страна Эфирия – школа воздушного закаливания и дыхательного развития, синяя страна Акватония – школа закаливания водой, плавания и гигиены, фиолетовая страна Витония – школа речевого и вокального развития.

Курс предшкольной подготовки «Здравик» предназначен для подготовки к школе детей в возрасте 5-6 лет с целью психологической и физической подготовки детей к школьным нагрузкам, обеспечение плавного перехода из дошкольного учреждения в школу. Предшкольный курс «Здравик» может быть самостоятельной программой или преемственной с дошкольной программой «Здравствуй». Дидактический материалпредшкольного курса «Здравик» представляет собой сказки о здоровье, в процессе чтения которых ребенок вместе с педагогом и родителями выполняет несложные задания тренирующие его память, улучшающие речь и концентрацию внимания, расширяющие кругозор, повышающие уровень развития двигательных качеств, формирующие навыки самостоятельной работы. Цветомузыкальное пособие «Цветоник» - это книга-игрушка с цветными мелодиями. Мелодии дети могут сами сыграть на фортепиано (синтезаторе, металлофоне, духовой мелодике и т.д.), на клавиши которого наклеены цветные маркеры-кружочки. Выполняя такие задания, дети смогут закрепить знания о семи цветах радуги и семи нотах гаммы. Материал пособия стимулирует творческую активность, формирование музыкального слуха и навыков художественного цветомузыкального моделирования явлений окружающего мира.

Тест «Здравик» дается в руки ребенку 3-7 лет как инструмент самонаблюдения с целью задействовать ведущие психологические факторы, влияющие на здоровьеразвивающую деятельность, такие как эмоции, мотивация и самосознание]. Тест рассматривается как один из элементов культуры здорового материнства и детства, предполагающей использование специальных здоровьеразвивающих технологий, посредством которых формируется здоровая личность ребенка, начиная с внутриутробного периода.

1. Скоростная выносливость.

2. Память.

3. Звуко-дыхательная проба.

4. Самооценка.

5. Здоровьеустойчивость (отсутствие заболеваний).

Данные тестовые задания выделены на основе наиболее высоких корреляционных связей с другими показателями здоровья и развития детей, выявленных в процессе многолетних исследований.

Каждый из этих тестовых показателей связан с целой группой других показателей развития: скоростная выносливость - с остальными двигательными качествами, росто-весовым индексом; память – с общим кругозором, речью; звуко-дыхательная проба – с остальными показателями функции внешнего дыхания, чистотой интонирования, кардио-респираторным индексом; самооценка – со знанием своего организма, умением анализировать свое состояние, эмоциональным настроем; здоровьеустойчивость – с уровнем иммунитета, состоянием всех органов и систем организма.

Литература

    М.Л.Лазарев. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здравствуй!». М., «Мнемозина», 2004.