Методология исследования экономических процессов. Курсовая работа методология исследования экономических процессов и явлений

Цель: Изучение основных экономических категорий, методы экономического анализа

План:

    Методы изучения экономических процессов. Экономические категории и законы

    Позитивная и нормативная экономическая наука

Ключевые слова: Экономические категории, экономические законы, позитивная экономическая наука, нормативная экономическая наука.

Тезисы лекций :

    Методы изучения экономических процессов . Логика научных исследований определяется совокупностьюметодов , применяемых в научном познании. В связи с этим различаются общенаучные и специфические методы.

Общенаучные  это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономики и т. д. Рассмотрим их подробнее (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Общенаучные методы: их структура

Диалектический метод. Диалектика  это наука о развитии. В связи с этим диалектический метод предполагает ответы на такие вопросы: Почему данное явление возникло? Как оно будет развиваться? И почему рано или поздно на смену ему приходит новое явление?Суть диалектики в том, что «все течет все изменяется». Ученые-экономисты, как и ученые всех других наук, используют метод диалектики как общенаучный метод.

Если основу изменений общественных явлений ученые видят в объективном, или независимом от воли и сознания человека, то в научном анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой он представляет собойметод диалектического материализма, или метод материалистической диалектики. Этот метод применяется в исследованиях марксистского направления.

Если же основу изменений ученые видят в субъективном, или зависимом от воли и сознания людей, то имеет место идеалистический метод.

Специфические  это методы, которые используются как экономической теорией, так и другими гуманитарными науками: историей, психологией, социологией и т. д. К ним относятся: методы абстракции, дедукции и индукции, анализа и синтеза, единства логического и исторического, критический метод, математический и статистический анализ, графическое изображение и т. д. Рассмотрим некоторые из них.

Метод абстракции. Абстракция  исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Чтобы понять этот метод, представьте абстрактную живопись. И вам будет все ясно. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех форм и красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. Нет! В действительности экономические теории практичны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотического набора фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, т. е. с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение.Экономическая теория  это своего рода модель, абстрактная картина всей экономики или какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны.

Метод дедукции и индукции. Дедуктивный, или гипотетический, метод  это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Таким образом, экономисты часто решают свою задачу начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Ученые могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, не проверенный принцип, называемыйгипотезой. Например, они могут предложить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когдацена на него низка, а не когда она высока. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется как бы противоположныйиндуктивный метод  движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что ученый-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов. Методы дедукции и индукции  не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования.

Достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза.

Метод анализа и синтеза. Анализ предполагает расщепление экономических явлений на простые процессы и отдельные явления. Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления объединяются или как бы синтезируются в целое.Синтез  объединение исследованных отдельных частей того или иного явления в единое целое. Это позволяет выработать новыекатегории ,законы , принципы и т. д.

Метод единства исторического и логического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю, и, соответственно, нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или жизнь, а лишь затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.

Метод допущения ceteris paribus, или «при прочих равных условиях». Экономисты в построении своих теорий допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке. Однакоэкономическая теория  не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных «реальной жизни», но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики, в этой довольно хаотической среде нередко «прочие условия» изменяются, и, соответственно, цель, теоретически обоснованная, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции, вследствие чего вместе они могут привести к теоретическим обобщениям, или экономическим принципам.

Экономический принцип обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.

Итак, сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют «описательной, или эмпирической, экономической наукой» (рис. 1.2, блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, т. е. выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией, или «экономическим анализом» (рис. 1.2, блок 2).

Рис. 1.2. Соотношение между фактами, принципами и политикой в экономике

Задача экономической теории, или экономического анализа, заключается в том, чтобы привести в систему и обобщить факты и, в конечном итоге, внести порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов  пуста, но факты без теории бессмысленны.

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, т. е. реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства ,обмена ипотребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой.

История экономических идей изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали с изменением хода событий.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики , экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработкиэкономической политики .

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может быть использовано затем для выработки экономической политики  совокупности мер или решений, обеспечивающих реализацию рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют «прикладной экономической наукой», или экономической политикой (рис. 1.2, блок 3).

Метод математического и статистического анализа. Математический анализ  формализованное описание экономических явлений на основе математического инструментария  формул. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием ЭВМ появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык  язык жесточайшей логики и разума. С применением математики вэкономической теории начался ее расцвет, появилось новое дыхание  в экономическом анализе важное место стали занимать так называемыеМОДЕЛИ . Хотя модель дает упрощенное или схематичное выражение экономической жизни, но четко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играетстатистический анализ  описание экономики на основе количественных показателей. Анализ экономики на основе статистики обеспечивает фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Графическое изображение  познание экономических явлений в двухмерном измерении через систему абсцисс и ординат. Это  также один из важных методов познания экономической жизни. В данной книге некоторые экономические теории будут выражены графически.

2.Позитивная и нормативная экономическая наука . Слово “Экономика” происходит от греческого слова, в переводе означающего “дом”, “правило”, “ведение домашнего хозяйства”. Экономика – это наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей. Если предмет науки раскрывает, что познаётся, то метод – как познаётся.

Экономические явления не протекают в чистом виде, они – часть сложной общественной жизни. Поэтому в качестве основного метода их познания применяют абстракцию. “Товар”, “деньги”, “цена”, “капитал”, “прибыль” и тому подобное – это экономические категории, они дают логический “скелет” экономической теории. Факты – исходная база познания экономической теории. Движутся по пути: сбор фактов → описание → понятие → теория.

Теория – это целостное, системное знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов, законов.

Общая экономическая теория подразделяется на четыре группы:

1) отраслевая (экономика сельского хозяйства, транспорта);

2) функциональные науки (бухгалтерский учёт, финансы, маркетинг,

экономическая статистика);

3) местная (региональная);

4) история экономики.

Под методом исследования вообще понимается последовательность этапов и совокупность способов, приёмов изучения и описания какого-либо явления. Научное познание жизни в отличие от её непосредственного восприятия позволяет проникнуть вглубь процессов и явлений, раскрыть их связи и взаимозависимости, выявить причины и движущие силы развития, если используется надёжный метод исследования.

Рис. 1.4. Методы экономической теории

Подлинно научным и всеобщим методом познания служит диалектический метод . Используя его, наука выработала и применяет различные конкретные способы и приемы познания действительности. К ним относятся: статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, анализ и синтез, индукция и дедукция, сочетание исторического и логического, математическое моделирование, постановка экспериментов и др. Эти способы и приемы познания используются как в естественных, так и в общественных науках. Но формы и границы их применения зависят от предмета науки и её характера.

В экономической теории процесс познания состоит из трех этапов:

· эмпирический (сбор и обработка фактов, относящихся к конкретной проблеме, сопоставление фактов с существующими теориями и гипотезами);

· теоретический (выведение общих принципов, закономерностей из известных фактов, создание новых гипотез и теорий);

· практический (формирование на основе выявленных закономерностей принципов, подходов экономической политики).

Учитывая специфику предмета, экономическая теория выбирает и соответствующие ему приёмы исследования. Если, например, в химии первостепенное значение имеет лабораторный эксперимент, в биологии – микроскоп, в ядерной физике – ускорители, то в экономической теории невозможно использовать ни первое, ни второе, ни третье. Здесь основными методами являются научные абстракции, анализ и синтез, сочетание исторического и логического.

На эмпирическом этапе основным способом познания является анализ и синтез собранных фактов. В процессе анализа используются группировки, определяются средние и предельные величины, выявляется динамика и др. В ходе анализа возникают обобщения и формируются новые понятия. При этом используется основной метод экономической теории – метод научной абстракции.

Метод научной абстракции включает в себя два взаимосвязанных процесса познания:

· движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному;

· движение от явления к сущности и от сущности к явлению.

Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах от случайного, преходящего, единичного и выделение с них прочного, устойчивого, типичного. Именно благодаря методу абстракции удается улавливать сущность явлений, формулировать категории и законы, выражающие эти сущности.


В результате абстрагирования выводятся экономические категории , то есть научные понятия, которые выражают суть экономических явлений (например, товар, деньги, кредит, стоимость и т.п.). Дальнейшее углубление познания позволяет формулировать экономические законы , отражающие наиболее объективные и устойчивые взаимосвязи в экономических процессах (например, законы стоимости, спроса и предложения, возвышения потребностей и др.). Однако этим процесс познания не завершается. Движение от конкретного к абстрактному дополняется обратным процессом – восхождением от абстрактного к конкретному, в ходе которого происходит как бы "превращение" простейшей экономической формы (категории) в многогранную реальность, внутренняя структура которой теперь известна. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных моментов, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом объяснено, начиная от общих основ и заканчивая конкретными формами их проявлений. Но теперь конкретное предстаёт уже не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной экономической жизни.

Другим важным приёмом, которым пользуется экономическая теория на этапе обработки фактов, является сочетание исторического и логического . Вся наша жизнь, особенно экономическая, сплошь состоит из фактов, которые необходимо собирать, классифицировать, анализировать. Факты могут быть самыми разнообразными, поэтому их надо осмыслить, найти принципы их взаимосвязей и выявить объединяющий их смысл. Например, что объединяет все войны, независимо от места и времени их протекания? Что объединяет, допустим, походы Македонского, Наполеона, Гитлера? Анализируя эти войны в историческом плане, экономическая теория отвечает, что целью всех этих и других войн был захват ресурсов. То есть логика поведения всех агрессоров, начинавших войны, одна – захват ресурсов.

Переход от эмпирического к теоретическому этапу познания происходит путём индукции, когда из фактов выводятся новые принципы или гипотезы, и дедукции, когда к сбору фактов подходят с позиции определённой теории (гипотезы). Дедуктивный метод – это способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих положений (из аксиом, законов, правил). Индукция – это способ исследования, идущий от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Наконец, при переходе от теоретического к практическому этапу познания, то есть при обосновании экономической политики используется позитивный и нормативный анализ . Позитивный анализ имеет дело с фактами, которые уже обработаны и перешли на уровень теории. Такой анализ свободен, независим от субъективных оценочных суждений. Нормативный анализ, напротив, представляет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какие меры, действия следует рекомендовать, основываясь на определённой экономической теории.

Многообразие приемов, используемых учеными, при изучении предмета экономической теории позволяет заключить, что их совокупность является надежным инструментом, позволяющим свести сложные события к простым моделям для того, чтобы обнаружить общие элементы в непохожих на первый взгляд ситуациях.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд ОБЩЕНАУЧНЫХ методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки.




Наблюдение, эксперимент, моделирование.

Обращаясь к первому методу, подчеркнем, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов , происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от этого, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явленийпо их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.

Метод научных абстракций.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий , таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи - продукты труда, предназначенные для продажи.

Анализ и синтез, системный подход.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования.



Ошибки анализа.

Обоснование экономических явлений может наталкиваться на два различного вида препятствия - «волчьи ямы» ( pitfalls ) анализа.

1. Бывает трудно различить причины и следствия явлений.

Предположим, что событиюА(причина) всегда следует событие Б (следствие).

Например, снижению цен - рост спроса, если другие факторы остаются неизменными. В действительности события А и Б хотя и происходят одновременно, причинной связи между ними может и не быть. Например, оба события вызваны событием С (дым, свет и огонь).

Например, в 1988 г. были созданы кооперативы, которые дали 1.5 % товарооборота страны (А). Одновременно возник товарный дефицит и выросли цены (Б). В этом обвинялись кооператоры. Реальные причины - рост дефицита госбюджета и заработной платы (В).

Ошибки от неправильного понимания причин и следствий называют ошибками ложного довода (софизм).

Например, определить взаимосвязь между событиями А, Б, В, где А - низкая зарплата, Б -низкий уровень жизни, В - низкая производительность труда.

Возможные варианты: А-Б-В или В-А-Б.

Предлагается учащимся определить более существенную связь.

2. Находясь в горящем помещении, каждый человек стремиться его немедленно покинуть. И это правильно. Иное дело со зрительным залом, который полон народу. Здесь такое поведение может закончиться трагедией.

Ошибка составления (композиции) состоит в неправильном суждении, что все то, что является правильным для части целого, имеет место и для целого.

С другой стороны, представление, что все, что правильно для целого, относиться и его частям, называется ошибкой деления.

Например, является правильным суждение, что высоко конкурентный рынок- благо для всего общества. Но фирма со слабым управлением обанкротится на этом рынке.

Выводы правильные на уровне микроэкономического анализа, могут таковыми и не быть на макроуровне и наоборот.

Примеры:

Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.

Зрители смотрят фильм. Ошибка происходит, когда кто-то встает, чтобы лучше видеть. Этого не произойдет, если встанут все.

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику.

Так микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д. Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.

В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом .

Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес

Различия микро- и макроэкономики:

Микроэкономика стремиться к стабильности, равновесию; макроэкономика - к динамике и росту.

Микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика - к принципу социального эффекта.

В микроэкономике - только два субъекта (фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправно присоединяется и государство.

В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Многие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.




Индукция и дедукция.

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.

Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция , ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.

Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).

Исторический и логический методы

Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

К примеру, ученые детально исследовали конкретный подход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соц. странах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т.д.


Графический метод.

Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваютсянаглядность и компактность в изложении теоретического материала.

Очень часто экономистов просят объяснить происходящие экономические события. Почему, к примеру, уровень безработицы особенно велик среди молодежи.

Когда экономисты пытаются объяснить устройство мира, они выступают в качестве ученых. Когда экономисты пытаются изменить мир, то превращаются в политиков.

В самом общем смысле существуют два типа утверждений об окружающем нас мире:

позитивные утверждения имеют описательный характер. Правильность позитивных суждений проверяется на основе фактов (закон о минимальном размере оплаты труда - основная причина безработицы).

нормативные утверждения имеют рекомендательный характер. Нормативные суждения исходят из оценки людей и подтвердить их фактическими данными невозможно (правительство обязано регулярно повышать минимальный уровень оплаты труда).

Чтобы объяснить и предсказать экономические явления, каждое теоретическое положение содержитследующие элементы:

Суждение о двух специфических переменных;

Предположения о двух переменных, которые относятся к делу;

Гипотеза о способах воздействия двух переменных: прямо или обратно пропорциональная связь;

Одно или несколько предсказаний о дальнейшем ходе событий.


Понятие метод происходит от греческого слова методос, которое означает путь к чему-то, путь познания или исследования. Как метод науки оно означает совокупность или систему приемов и операций, которые применяются экономистами для сбора, систематизации и анализа экономических фактов, явлений и процессов. Сначала экономист изучает и собирает факты, явления, которые касаются рассмотрения экономической проблемы. Далее собранные факты и явления систематизирует, обнаруживает логические экономические связи между ними, делает обобщения, изучает их взаимодействие.

В экономических исследованиях применяют методы индукции и дедукции. Под индукцией понимаем вывода принципов, законов э анализа фактов. Метод индукции означает ход мыслей от анализа фактов к теории, от частного к общему. Обратный процесс, то есть когда экономисты изучают те или иные проблемы, идя от теории к отдельным фактам и проверяют или отвергают этим теоретические положения, называется дедукцией. Индукция и дедукция - не противоположны, а взаимодополняющие методы исследования.

При исследовании экономических явлений и процессов широко применяется метод абстракции, означает очищение наших представлений от случайного, единичного и выделения из них устойчивого, типичного. Итак, абстрагирование - это обобщение. В экономике оно имеет практическое значение. Правильная теория основывается на анализе фактов и она реалистична. Теории, не согласуются с фактами, является антинаучные; применение часто приводит искажения в экономической политике.

Важным средством познания экономических процессов и явлений является использование методов анализа и синтеза. Анализ предусматривает расчленение предмета (явления или процесса) на составные части, выделение отдельных сторон, признаков. Синтез, напротив, означает сочетание разрозненных ранее частей и сторон в целостность. Анализ способствует раскрытию существенного в явлении, а синтез завершает раскрытие сути, дает возможность показать, в каких формах это явление присуще экономической действительности, ведет к обобщению.

Научное исследование экономических явлений предусматривает также сочетание логического и исторического подходов к изучению экономических процессов и явлений. Это значит, что нужно рассматривать условия, в которых явление начало развиваться, как оно менялось под влиянием изменения исторических условий. Логичны изменения, не противоречащие логическим принципам, а если противоречат, то нужно искать причины этого.

Завершающим звеном познания экономических процессов и явлений, критерием истины является общественная практика.

Отдельного внимания заслуживает использование графиков, таблиц при изучении экономических явлений и процессов. Графики и таблицы являются средствами, из которых делаются определенные выводы, выявляются определенные тенденции. На основе таблиц делаются определенные обобщения. Графики являются инструментом, с помощью которого экономисты выражают свои теории, модели. Они показывают взаимосвязь между двумя группами экономических фактов. Поэтому такие простые двумерные графики является удобным средством демонстрации взаимосвязей между экономическими явлениями, например, между доходами и потреблением, ценами и спросом, ценами и предложением товаров и другие.

Экономическую науку разделяют на макроэкономику и микроэкономику. Такое деление обусловлено тем, что экономические явления и процессы можно исследовать на макро- и микроуровне. Микроэкономика изучает деятельность отдельных хозяйственных единиц во взаимосвязи с различными экономическими субъектами. Она исследует структуру их затрат и доходов, показатели хозяйственной деятельности, проблемы организации производства, сбыта, управления, использования доходов и другие проблемы развития предприятий. Микроэкономика также исследует деятельность домохозяйств как поставщиков ресурсов, получателей доходов и потребителей товаров и услуг.

Макроэкономика изучает хозяйственную деятельность в масштабах национальной экономики, ее регионов, народнохозяйственных комплексов, сфер и отраслей и мирового хозяйства. На основе изучения макроэкономических процессов разрабатывается государственном прогнозировании и программирования, осуществляется социальное страхование, ценовая и налоговая политика, кредитование, таможенная политика и прочее. Разделение экономической науки на микро- и макроэкономику имеет условный характер. Микроэкономические процессы тесно переплетаются с макроэкономическими, четко разграничить их практически невозможно.

Все экономические науки делятся на два вида: теоретические и практические. Теоретические - это науки, которые изучают законы и существенные экономические взаимосвязи в реальной деятельности на макроуровне. К ним относятся политэкономия, макро- и микроэкономика. Прикладные - науки, которые изучают, как проявляются экономические законы и взаимозависимости в конкретных отраслях и сферах хозяйствования. К ним относятся, например, экономика промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли.

  • I. Расчет термодинамических процессов, составляющих цикл
  • II. Вывод и анализ кинетических уравнений 0-, 1-, 2-ого порядков. Методы определения порядка реакции
  • II. Основные принципы и правила поведения студентов ВСФ РАП.
  • III. Основные требования к одежде и внешнему виду учащихся
  • Экономическое исследование – сложный процесс, включающий обоснование темы, формулировку целей и задач, гипотез, выбор объектов анализа, составление программы, накопление и исследование фактов, их теоретическое обобщение, разработку мер по использованию результатов исследования на практике.

    В основе любого исследования лежит методология.

    Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Теоретической и методологической основой экономических исследований являются труды отечественных и зарубежных экономистов, многолетние достижения экономических наук.

    Методология базируется на определенном наборе методов. В науке метод определяет содержание и последовательность научных исследований, изложения и использования их результатов. Важное значение имеют методы, которые в целом определяют научность и продуктивность исследований. К ним, прежде всего, следует отнести диалектический метод, в соответствии с которым явления рассматриваются в непрерывном движении и изменении, характеризуются единством и борьбой противоположных тенденций, изучаются путем восхождения от простого к сложному.

    Экономические науки для познания сущности изучаемых явлений и процессов используют общенаучные (методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравнительного анализа, экспериментальный и некоторые другие) и специфические методы исследования (экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, нормативный, экономико-математический и др.).

    Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений.

    Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существенное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономических законов, понятий, категорий. Например, при изучении закона спроса анализируется только взаимозависимость между спросом и ценой при абстрагировании от многих других условий (ценовой политики государства, степени наполненности рынка, действия конкуренции и т. д.).

    Метод индукции связан с получением общего вывода на основе единичных фактов, то есть с ходом мысли от частного к общему, от фактов к теории. Метод дедукции предполагает обратный переход – от общего к частному и единичному.

    Путем индукции и дедукции можно выдвигать различные гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления или группы явлений, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

    Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении частных и обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов. Любой предприниматель обязан сопоставить свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать альтернативные варианты своей собственной деятельности. Хорошо известный подход «затраты-результаты» тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

    Экспериментальный метод , являющийся основным в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явлений. Эксперимент позволяет оценить влияние отдельных факторов на изучаемое явление, выявить закономерности его развития, проверить истинность гипотез.

    Экономико-статистический метод - это совокупность приемов, используемых для всесторонней характеристики общественных явлений на основе массовых цифровых данных. К основным приемам обработки и анализа статистических данных относятся группировка, расчет средних и относительных величин, индексов, графическое представление и др .

    Экономическая группировка предусматривает расчленение изучаемой совокупности на группы по существенным признакам с целью изучения типов, структуры и структурных сдвигов, закономерностей развития. Средние величины показывают типичные значения варьирующих показателей и размах их колебаний.

    Относительные величины показывают динамику развития изучаемых объектов, соотношения между их составными частями.

    Графическое представление (посредством геометрических образов - точек, линий, плоскостей, фигур и их сочетаний) дает наглядную картину изучаемых явлений и упрощает их интуитивное восприятие.

    Монографический метод предполагает изучение отдельных единиц в совокупности предприятий, которые достаточно типичны для нее или относятся к передовой их группе (это необходимо для выявления новых, прогрессивных тенденций).

    Расчетно-конструктивный метод позволяет найти научно обоснованное решение перспективных проблем. Он применяется, в частности, при разработке программ развития как отдельных организаций здравоохранения, так и всей отрасли.

    Нормативный метод представляет собой метод обоснования показателей с помощью установленных норм и нормативов, в пределах которых должны совершаться проектные, экономические, социальные, технологические явления и процессы. Нормы и нормативы представляют собой необходимую базу научной разработки региональных прогнозов, планов, программ, балансов, технико-экономических проектов. Если общим выражением пропорций является балансовый метод, то частным, единичным выражением пропорций - нормативный метод. Этим определяется тесная связь нормативного метода с балансовым. Однако нормативный метод имеет большое самостоятельное значение в регулировании социально-экономических и экологических процессов, в частности через использование норм и нормативов в определении потребностей в сырье, материалах, товарах, услугах потребительского бюджета и т. д. Состав норм и нормативов весьма разнообразен.

    Существуют три подсистемы норм и нормативов:

    ресурсная подсистема (нормы и нормативы расхода и запасов сырья, материалов, топлива, энергии на единицу продукции, услуг, использования производственных мощностей; удельные капитальные вложения; нормы продолжительности строительства и т. д.);

    подсистема эффективности общественного производства (производство продукции на один рубль затрат, фондоотдача, производительность труда и т. д.);

    подсистема социально-экономических и экологических норм (денежные доходы на душу населения, средняя заработная плата, потребление продуктов питания на душу населения, потребительский бюджет, предельно допустимые концентрации вредных веществ и т.д.).

    В современных условиях большое значение приобретают создание единой научно обоснованной системы норм и нормативов, их дифференциация на региональном уровне и поэтапное введение в каждом регионе с учетом имеющихся материальных и финансовых ресурсов. Особое внимание следует обратить на разработку научно обоснованных социальных норм и нормативов, а также норм, регулирующих финансовые отношения работодателей с бюджетами разных уровней: федерального, регионального, местного.

    Балансовый метод - это основной метод координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого явления или процесса; он широко используется при разработке различных планов.

    Балансовый методпредставляет собой способ взаимоувязки и координации процессов воспроизводства на разных уровнях управления экономикой.

    При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

    Материальные (баланс запасов, поставок и объема реализации товаров);

    Трудовые (баланс рабочей силы);

    Финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, бюджет и т.п.)

    Межотраслевые

    Экономические балансы строятся по принципу равенства величин ресурсов и их использования - соответствия показателей обеих частей с учетом создания резервов.

    Экономико-математический метод основан на использовании специальных приемов количественного анализа – математической статистики, производственных функций, экономико-математического моделирования; расчеты производятся на компьютере.

    Этот метод широко используется при оптимизации каких-либо процессов, наблюдаемых в здравоохранении, составлении моделей экономических явлений и процессов, выборе оптимального варианта управленческих решений.

    При использовании экономико-математических методов прогнозирование анализируемых процессов осуществляется в два этапа. Первый этап, индуктивный , заключается в обобщении данных и представлении соответствующих закономерностей в виде экономико-математической модели. Второй этап, дедуктивный , – это собственно прогноз, экстраполяция выявленных тенденций. В качестве прогностических моделей применяются различные виды средних (скользящие, экспоненциальные), уравнения трендов, регрессии, группировки и т. д. Получаемые на их основе прогнозы имеют смысл только в рамках тех условий, которые были учтены при разработке соответствующих моделей.


    | | | 4 |