Методические рекомендации. Анализ коррекционного занятия. Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Всего будет опубликовано 36 занятий (одно занятие в неделю). Каждое занятие рассчитано на 5-15 минут в зависимости от возможностей и желания ребенка (ни в коем случае не следует принуждать ребенка: пользу приносит только то, что усваивается на положительном эмоциональном фоне), но ребенок может быть не готов к занятию такой длительности, тем более на первых порах. Таким образом, одно занятие может распадаться на 2-3 части по 5-7 минут каждая. Компоновка этих частей легко просматривается: обычно это первое упражнение "разминочного" характера, с ним можно соединить второе, в следующий раз соединяем первое с третьим, затем первое с четвертым... Таким образом, вы работаете с ребенком не один, а два-три раза в неделю по 5-7 минут.

Если ребенок хорошо справляется с целым занятием и работает с удовольствием, с ним тоже следует работать 2-3 раза в неделю. Для этого в тексты занятий заложены разные варианты одного упражнения. Организовать такие варианты легко самому, меняя заданный цвет, имена и действующие лица (вместо медведя Миши - заяц Степашка и т. д.), используя другие кубики, другие наборы разрезных картинок, другие наборы для сериаций и т. д. Неизменной остается только структура занятия, последовательность упражнений, имеющих определенную методическую и дидактическую цель.

Часть детей в этом возрасте вообще с удовольствием позанимается с вами по тому же тексту еще раз. Остальные воспримут это же занятие как совершенно новое, если вы внесете в него незначительные внешние изменения, указанные выше.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать еще больше. Три года - это возраст исследователя, главное для этого возраста - знакомство с предметами и их качествами . Ваша задача - помочь ребенку в этом. Форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение, соотношение между частями - вот те свойства и отношения (кроме вкуса, ощущения теплоты или холода, твердости или мягкости, прочности, качества материала и т. д.), которые привлекают ребенка, но в то же время они являются характеристиками объектов, которые либо поддаются измерениям, либо подчинены определенным закономерностям логического или математического характера.

Иными словами, на этих занятиях мы выделяем группу качеств (свойств) объектов, которые в дальнейшем станут базой для построения в сознании ребенка математизированной модели этих объектов.

Игра-занятие, которое предлагается детям этого возраста, строится в основном на действиях ребенка с разнообразными предметами. Среди заданий есть упражнения, направленные на развитие зрительной и словесной памяти, на формирование концентрации и расширение объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, на формирование и развитие специальных умственных умений (сравнение, обобщение, сериация, синтез, анализ).

Малыш учится замечать и выделять различные качества и свойства объектов, убеждается в их значимости, учится замечать и учитывать разнообразные варианты видения одной и той же вещи. Постепенно учится выделять и количественные соотношения между множествами и в одном предмете.

В результате ребенок постепенно осваивается в объеме предлагаемых закономерностей, постепенно усваивает и осваивает значимость этих неявных, но столь важных для математики признаков. Система "неслучайных случайностей", организованная и реализованная в ходе занятия, - не просто элемент воспитывающей среды, она является фактором, обеспечивающим целеобразование в неустойчивой познавательной сфере трехлетнего ребенка.

Каждое упражнение само по себе, естественно, имеет методическую, дидактическую и психологическую цель (эти цели специально сформулированы перед каждым упражнением для удобства занимающегося с ребенком), но организация нескольких упражнений в систему (занятие), внешне объединенную либо сюжетом, либо единым дидактическим материалом, позволяет выйти на качественно иной уровень воздействия на ребенка.

Занятие "многослойно" и имеет "дальний прицел": те представления и способы действий с предметами, которые постепенно формируются у ребенка, будут являться базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.

Таким образом, цель занятия на этом возрастном этапе - не усвоить или "отработать" какие бы то ни было математические понятия, а ввести ребенка в специально организованные ситуации (занятие), которые образуют в его восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание.

Иными словами, ребенок не знает, что он учится математике. Он общается с вами, играет, он занят интересным делом, которое у него хорошо получается (это ваша задача - организовать успешную деятельность), и испытывает радость, утверждается в своем умении делать все эти интересные вещи.

Занимаясь с ребенком, помните, что его действия только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он очень легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка этого возраста может быть сосредоточено только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает, но так же легко и пропадает. Занимаясь с ребенком, будьте искренни - ребенок должен видеть и чувствовать, что вам тоже интересно. Занимаясь с ребенком, не отвлекайтесь сами. На протяжении занятия вы должны быть для ребенка заинтересованным партнером, внимательным и азартным, а не вечно укоряющим и поправляющим занудой.

Занятие может проводиться индивидуально, либо с 2-3 детьми в зависимости от сюжета и вашей возможности быть внимательным и мгновенно реагирующим партнером для всех участников. (Нельзя заставлять ребенка этого возраста дожидаться своей очереди на получение вашей реакции.) Нельзя также объединять в пару или группу для занятия детей, которые не ладят между собой. Не объединяйте детей "быстрых" (холериков и сангвиников) с "медленными" (флегматиками и меланхоликами), т. к. "быстрые" дети будут во всем опережать "медленных", не давая им подумать. Если ребенок занимается с вами один, но по складу своего характера любит компанию, посадите рядом любимого медведя, куклу, собачку - они сыграют роль компании.

Будьте терпеливы, если ребенок задумался, но будьте и чутки, умейте вовремя уловить момент, когда ребенок готов признать поражение и отказаться от выполнения задания. В этот момент легкая подсказка действием поможет ребенку справиться с работой и послужит укреплению его уверенности в себе. Укрепление уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта - одно из главных условий формирования познавательного интереса и познавательных способностей.

· Не давать ребенку для постоянного пользования специально сделанные дидактические наборы, кубики, комплекты геометрических форм и т. д., чтобы у него не пропал интерес к ним и чтобы детали не пропадали.

· Во время занятия ребенка не должны отвлекать посторонние предметы, люди и звуки. Все лишнее надо убрать из поля зрения малыша.

· Если вы чувствуете, что одно из упражнений "не идет", не настаивайте, не давите на ребенка. Пропустите его и идите дальше к концу занятия. Через день-два попробуйте вернуться к этому упражнению (к его упрощенной модификации).

Однако если вы чувствуете, что ребенок отказывается от выполнения задания только из нежелания затруднять себя умственным усилием, будьте настойчивее, стремитесь, чтобы ребенок довел дело до конца.

Особое внимание при выполнении заданий следует уделять неправильным ответам. Не следует просто говорить ребенку, что его ответ неверен. Надо обязательно проанализировать с ребенком путь решения и вывод, который был сделан, помочь ему понять не только ошибочность решения, но и причины его появления. Доброжелательная оценка взрослого, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяет ребенку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение.

Предлагаемая последовательность занятий является строго обязательной, поскольку каждое следующее занятие является логическим следствием и продолжением предыдущего.

Поскольку курс "Математическое развитие ребенка дошкольного возраста" базируется на принципиально ином концептуальном решении, чем традиционный курс "Формирование элементарных математических представлений", их не следует смешивать.

Курс "Математическое развитие дошкольников" построен на основе использования моделирования как основного способа изучения объектов и отношений между ними и имеет целью формирование у ребенка моделирующей деятельности и на этой основе - построение системы начальных математических представлений. Поскольку форма и пространственные характеристики объектов являются более удобными для построения доступной непосредственному восприятию модели, а также более удобными для организации детского экспериментирования, именно они являются базой для построения предлагаемого содержания.

Таким образом, формирование представлений о числе и счете не является центральной проблемой курса, а есть лишь одна из его составляющих. Поэтому вам не следует по своему разумению "догружать" занятия этим материалом. Дети, занимавшиеся по курсу "Математическое развитие дошкольников", считают ничуть не хуже детей, обучавшихся по традиционному курсу, но, кроме этого, они показывают высокий уровень сформированности логических приемов умственных действий и познавательных способностей (анализирующее наблюдение, структурированное запоминание, образная память и др.)

Конспектирование лекции – важный шаг в запоминании материала, поэтому конспект лекций необходимо иметь каждому студенту. Задача студента на лекции – одновременно слушать преподавателя, анализировать и конспектировать информацию. При этом как свидетельствует практика, не нужно стремиться вести дословную запись. Таким образом, лекцию преподавателя можно конспектировать, при этом важно не только внимательно слушать лектора, но и выделять наиболее важную информацию и сокращенно записывать ее. При этом одно и то же содержание фиксируется в сознании четыре раза: во-первых, при самом слушании; во-вторых, когда выделяется главная мысль; в-третьих, когда подыскивается обобщающая фраза, и, наконец, при записи. Материал запоминается более полно, точно и прочно.

Хороший конспект – залог четких ответов на занятиях, хорошего выполнения устных опросов, самостоятельных и контрольных работ. Значимость конспектирования на лекционных занятиях несомненна. Проверено, что составление эффективного конспекта лекций может сократить в четыре раза время, необходимое для полного восстановления нужной информации. Для экономии времени, перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции, внести исправления, выделить важные аспекты изучаемого материала

Конспект помогает не только лучше усваивать материал на лекции, он оказывается незаменим при подготовке экзамену. Следовательно, студенту в дальнейшем важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты культурологической идеи были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии.

Практические занятия являются одним из видов занятий при изучении курса дисциплины «Экономическая теория» и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, конспектирование предложенной литературы, составление схем, таблиц, работу со словарями, учебными пособиями, первоисточниками, написание эссе, подготовку докладов, решение задач и проблемных ситуаций.

Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов. В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится:

1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками;

2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;

3) выступать перед аудиторией;

4) рационально усваивать категориальный аппарат.

Самоподготовка к практическим занятиям включает такие виды деятельности как:

1) самостоятельная проработка конспекта лекции, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы;

2) конспектирование обязательной литературы; работа с первоисточниками (является основой для обмена мнениями, выявления непонятного);

3) выступления с докладами (работа над эссе и домашними заданиями и их защита);

4) подготовка к опросам и контрольным работам и экзамену.

Собранные сведения, источники по определенной теме могут служить основой для выступления с докладом на занятиях по дисциплине «Экономическая теория».

Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад (по содержанию, близкий к реферату). Выступление с докладом выявляет умение работать с литературой; способность раскрыть сущность поставленной проблемы одногруппникам, ее актуальность; общую подготовку в рамках дисциплины.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные ориентиры работы над докладом, студент должен ответить на следующие вопросы:

ТЕМА → как это назвать?

ПРОБЛЕМА → что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

АКТУАЛЬНОСТЬ → почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ → что рассматривается?

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ → как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

ЦЕЛЬ → какой результат, работающий над темой, намерен получить, каким он его видит?

ЗАДАЧИ → что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → что не очевидно в объекте, что докладчик видит в нем такого, чего не замечают другие?

Отличительной чертой доклада является научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Этапы работы над докладом:

    подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 4–10 источников);

    составление библиографии;

    обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;

    разработка плана доклада;

    написание;

    публичное выступление с результатами исследования.

Общая структура такого докладаможет быть следующей:

1) формулировка темы выступления;

2) актуальность темы (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам уделялось недостаточное внимание в данной теме, почему выбрана именно эта тема для изучения);

3) цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы выступления и может уточнять ее);

4) задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие);

5) методика проведения сбора материала (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов);

6) результаты. Краткое изложение новой информации, которую получил докладчик в процессе изучения темы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым мыслям. Желательно продемонстрировать иллюстрированные книги, копии иллюстраций, схемы;

7) выводы. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. В заключении выводы должны быть пронумерованы, обычно их не более четырех.

При подготовке к сообщению (выступлению на занятии по какой-либо проблеме) необходимо самостоятельно подобрать литературу, важно использовать и рекомендуемую литературу, внимательно прочитать ее, обратив внимание на ключевые слова, выписав основные понятия, их определения, характеристики тех или иных явлений культуры. Следует самостоятельно составить план своего выступления, а при необходимости и записать весь текст доклада.

Если конспект будущего выступления оказывается слишком объемным, материала слишком много и сокращение его, казалось бы, невозможно, то необходимо, тренируясь, пересказать в устной форме отобранный материал. Неоценимую помощь в работе над докладом оказывают написанные на отдельных листах бумаги записи краткого плана ответа, а также записи имен, дат, названий, которыми можно воспользоваться во время выступления. В то же время недопустимым является безотрывное чтение текста доклада, поэтому необходимо к нему тщательно готовиться. В конце выступления обычно подводят итог, делают выводы.

Способы заинтересовать слушателей доклада:

    Начать выступление:

– с проблемного или оригинального вопроса по теме выступления;

– с интересной цитаты по теме выступления;

– с конкретного примера из жизни, необычного факта;

– с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;

– начать с истории, интересного случая;

    Основное изложение:

– после неординарного начала должны следовать обоснование темы, её актуальность, а также научное положение – тезис;

– доклад допускает определенный экспромт (может полностью не совпадать с научной статьей), что привлекает слушателей;

– используйте образные сравнения, контрасты;

– помните об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования;

– рассказывая, будьте конкретны;

    Окончание выступления:

– кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в докладе;

– процитировать что-нибудь по теме доклада;

– создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.

Воспитатель: Усынина Елена Геннадьевна

Требования к воспитателю в коррекционном учреждении

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя.

Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 8 до 10 часов в сутки и более). Отношение педагога - воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в детском доме, но и в последующие годы.
Педагог - воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества (взаимодействия) с ним, воспитатель должен уметь создавать условия «семейных» доверительных отношений. Многоплановость профессиональной деятельности педагога - воспитателя и её специфика предъявляет определённые требования к умениям взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями.

Воспитатель в коррекционной школе:

  • прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;
  • контролирует выполнение режима дня воспитанниками, своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга;
  • осуществляет совместно с врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников;
  • поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом; привлекает детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.

Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.

Воспитатель должен:

  • проводить работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития детей, их социальную адаптацию;
  • изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации и назначения врачей - психиатра и педиатра;
  • В своё рабочее время несёт большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.

Необходимо приучать детей к точному началу воспитательного часа (т.е. в точно установленное время). Заранее воспитатель готовит помещение к занятию - организует проветривание, проверяет чистоту и порядок (нельзя заниматься в грязном, замусоренном помещении), готовит влажную тряпку, мел, делает необходимые записи на доске, готовит дидактический материал.

Во время проведения занятий воспитатель контролирует дисциплину и порядок.

Перед проведением занятия необходимо собрать всех воспитанников. Чтобы не сбивать ритм занятий, нужно приучать, чтобы они ходили в туалет перед воспитательным часом.

Воспитательный час должен проводиться в разнообразных формах. Это может быть беседа, инструктаж, викторина, тестирование, диспут, практическое занятие, экскурсия. В процессе самого занятия также необходимо применять разнообразные методы и приемы. Неправильно все занятия строить на монологе воспитателя, самому задавать вопросы и отвечать на них. Необходимо ставить воспитанников в активную позицию, обращаясь к их личному опыту.

Каждое отдельное воспитательное занятие - это маленький кирпичик в общей системе занятий, поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и создавать основу для будущего. По каждому отдельному разделу необходимо продумывать структуру взаимосвязанных занятий.

При проведении занятий воспитатель должен четко понимать для себя следующие вещи:

Тема занятия - о чем он будет говорить, что объяснять, над чем работать.

Цель занятия - это очень важный момент, часто воспитатель сам не может внятно объяснить, какую цель он ставит, проводя занятие (т.е. получается бесцельное занятие), а если цель не ставилась, то и результата в итоге нет.

Методы и приемы. Каждый вопрос внутри занятия - это его маленькая ступенька. Под каждый вопрос (а также, под каждую задачу) воспитатель подбирает методы и приемы (в зависимости от группы, места действия в общей структуре подготовки и т.д.). Разнообразие методов и приемов пробуждают интерес детей, делают обучение легким и приятным, незаметным для ребенка.

Это может быть - викторины, тестирование, проблемные вопросы, дискуссии, инструктажи, работа с карточками, игровые формы.

При разборе занятия воспитатель должен быть готовым отвечать на вопросы:

При решении этой (указанно у него) задачи какие методы и приемы Вы применяли?

Почему Вы выбрали именно их (обоснуйте целесообразность)?

Насколько удачным оказалось их применение?

Обязательно необходимо продумать и записать те вопросы, которые воспитатель будет задавать детям.

Задачи занятий - большая цель разбивается на отдельные, узкие задачи. В конечном итоге, при самоанализе своего занятия, ответив на вопрос - насколько успешно были решены поставленные задачи, воспитатель может сказать об успешности занятия.

Задачи занятий условно можно разделить на три типа:

  • дидактические (учебные)
  • коррекционно-развивающие (коррекция….расширение…)
  • воспитательные (формирование... воспитание...)

Как правило, в методически грамотном занятии выделены задачи всех трех типов, иначе получается обучение без воспитания, или абстрактное воспитание, или воспитание (обучение), не учитывающее особенности психического развития ребенка.

Вопросы - это подразделы темы. Например, тема «Кухонная посуда» может включать вопросы:

Виды кухонной посуды.

Правила ухода (за посудой разного типа).

Средства ухода за посудой.

Обязательно следует учесть, что направление занятия на объяснение нового материала, его закрепление, систематизацию, расширение знаний, на контроль усвоения, на формирование новых навыков и умений, их закрепления, на контроль их сформированности.

Это важный момент, и необходимо соблюдать логическую последовательность в подаче материала.

Воспитатель должен честно уяснить для себя: в результате занятия, какие конкретно знания будут даны (или закреплены, или расширены, систематизированы, проконтролированы) и какие конкретно умения, навыки будут отрабатываться (формироваться, закрепляться, контролироваться).

Методически грамотно выделять в любом занятии три психолого-педагогические и организационные части:

Вступление, организационная часть. В этой части: проверка наличия детей, их готовность. Далее необходимо мотивировать детей, объявить тему (либо дать им самим догадаться), объяснить (привести примеры) почему она важна, заинтересовать ею, провести игровую разминку.

Основная часть. При необходимости, перед подготовкой нового материала, здесь можно повторить, закрепить или проверить ранее изученный. После этого идет работа с новым материалом.

В заключительной части - проводится рефлексия занятия. «Что мы сегодня узнали нового, чему научились? Что Вам особенно понравилось, что нет, почему? И т.д.

Необходимо обязательно учитывать валеологические аспекты:

Контроль осанки, физкультминутки, паузы для отдыха глаз и т.д.

Для более успешного проведения воспитательных занятий можно рекомендовать воспитателю готовить конспект, где указать тему, задачи, вопросы, методы и приемы, использованную литературу.

Хорошо проведенное занятие - это результат большой кропотливой работы (особенно для начинающих воспитателей). Алгоритм проведения работы такой:

Посмотрите тему, посмотрите на какие вопросы Вы ее разобьете.

Определите порядок прохождения вопросов (что вначале, что потом).

Сформулируйте задачи занятия.

Продумайте по виду занятия - эти задачи легче решить через инструктажи, практические занятия, игровые формы, экскурсии или их комбинацию.

Подумайте, какие методы и приемы Вы будите использовать по каждому вопросу.

Определите структуру занятия:

Как Вы будете мотивировать детей в водной части. Как Вы их заинтересуете, удивите, привлечете внимание!

Как в основной части Вы будете решать поставленные задачи? Как будете поддерживать интерес детей.

На что обратите внимание в заключительной части. Какие вопросы зададите?

Еще момент: как эта тема связана с предыдущей? Буду ли я на этом задании повторять, закреплять, контролировать ранее изученный материал? Как?

И конечно, перед такой работой необходимо посмотреть дополнительную литературу, газеты, журналы. Если нужно, заранее подготовить карточки и другой раздаточный материал.

Попробуйте несколько раз отрепетировать занятие, если нужно, перед зеркалом или магнитофоном. Все ли проходит гладко? В чем затруднение? В конце репетиции ответьте себе на вопрос: Я достиг поставленной цели? Мне нравится мое занятие? Если дети будут «засыпать», что я буду делать?

Условно можно выделить два основных момента, на которые обращает внимание администрация при проверке знаний:

Результативность - насколько занятие оказалось понятным для детей, в какой степени решены поставленные задачи, какие знания и умения воспитанники получили.

Яркость, интересность - от этого момента зависит первый момент. Насколько детям было интересно, насколько воспитатель сумел их увлечь, пробудить интерес.

Если система занятий у воспитателя такова, что дети с ужасом и унынием ждут воспитательного часа, сидя, считают минуты до его окончания, сидят с пустыми лицами и занимаются своими делами - это приговор воспитателю как педагогу о его проф. непригодности. Необходимо не допускать такого состояния и после первых занятий с таким исходом очень внимательно и честно проанализировать - что я делаю не так, в чем причина, что необходимо изменить?

Необходимо постоянно работать над собой, профессионально расти - осваивать новый педагогический опыт, читать методическую литературу, ходить на занятия более опытных коллег, собирать необходимый материал.

Методика проведения беседы

Беседа - организованный разговор воспитателя с детьми, посвящённый одному какому - либо вопросу.

Диалог - разговор, беседа - является основной формой речевого общения ребёнка со взрослыми и своими сверстниками.

В школьной педагогике термином «беседа» называют один из методов передачи теоретических знаний по любому предмету. В процессе беседы развивается умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности.

Тему беседы воспитатель планирует заранее: подбирает к ней материалы, иллюстрации, проводит подготовительную работу с детьми, продумывает ход беседы. Тема настоящей беседы должна быть близка и понятна детям.

Продолжительность беседы 25 - 40 минут. В беседе вполне уместны игровые приёмы эмоционального характера: небольшие словесные игры, игровые упражнения, загадки, слушание музыки, чтение художественной литературы, физкультминутки.

В каждой беседе воспитатель применяет наглядный материал. Назначение его разнообразно: он помогает сосредоточить внимание детей, уточняет или обогащает их знания, облегчает участие в беседе подключением разнообразных анализаторов. Материал, используемый в качестве наглядности, должен ярко иллюстрировать программное содержание беседы. В беседе воспитатель:

Уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобретают во время наблюдений под руководством педагога в разнообразной деятельности, в семье, в школе.

Воспитывает у детей правильное отношение к окружающему миру.

Приучает детей целеустремлённо и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы.

Учит просто и понятно излагать свои мысли.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными её участниками. В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Основным приёмом обучения в беседе являются вопросы. Используются вопросы различной сложности: как по содержанию, так и по форме. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связи между объектами.

В беседе используются различные приёмы словарной работы, для обучения родному языку, для активизации, обогащения, уточнения словарного запаса детей.

Ирина Дуденкова
Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях ?. Можно оборудовать спортивный уголок дома . Сделать это очень просто : одни пособия можно купить в специализированном магазине, другие смастерить самим. Спортивный уголок дома помогает организовать свободное время детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в детском саду, развитию ловкости, самостоятельности, уверенности. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложными предметами различного назначения.

Существует много способов, которые обеспечивают физическое развитие детей : совместные подвижные игры и физические упражнения , закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях и др.

Но наиболее хороших результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться , сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно -оздоровительном комплексе, которое включает разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность тренировки вне зависимости от погоды, наличия свободного времени у родителей .

Главное назначение спортивного уголка - развитие практически всех двигательных качеств : силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе :

Делают каждодневные занятия физкультурой более эмоциональными и разнообразными;

Воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

Позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для родителей .

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств : игрушек, воздушных шариков и т. п. Они привлекут внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий не играет большой роли. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в шортах и хлопчатобумажной майке.

Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему : «Умница, ты уже до самого верха лесенки долез!»

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит : «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам, затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики, затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.

Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений .

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

Также обязательно нужно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Ниже приведём несколько комклесов.

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1.

Послушаем свое дыхание

Цель : учить детей прислушиваться к своему дыханию, оп-ределять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

(как удобно в дан-ный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному ды-ханию и определяют :

Куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно) ;

какое дыхание : поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания : часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;

Тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической на-грузки или после , чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель : учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от пре-дыдущей физической нагрузки ) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да-же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель : учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а ле-вую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка» .

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять мышцы органов брюшной по-лости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытя-нуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка : на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - жи-вот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивает-ся к спине.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель : учить детей укреплять межреберные мышцы, концен-трировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять и стимулировать верхние ды-хательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку поло-жить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным под-нятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель : учить детей укреплять дыхательные мышцы всей ды-хательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Исходное положение - стоя или в движении.

2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с» , выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» .

Комплекс 2.

Цель данного комплекса : укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движе-нии.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из ком-плекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновре-менно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой» , резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Дыхательная гимнастика совместно с физической культурой хорошо влияют на здоровье детей.

В заключении скажем, нужно как можно чаще хвалить ребёнка даже за, казалось бы, незначительные успехи. И тогда у него появится стимул быть ещё сильнее, ещё быстрее, ещё лучше.

Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития. Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. Содержание образования в ОУ ДОД обычно определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования, разрабатываемых педагогическими работниками самостоятельно. При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально — авторские, модифицированные, развивающие программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и другие, используя основную форму организации образовательного процесса занятие.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает целым рядом особенностей:

Менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участ­ников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятель­ности;

Более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.

В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей. Методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования, учителями школ, занимающиеся внеурочной деятельностью, кружковой работой.

Занятие — основной элемент образова­тельного процесса в МБУ ДО «Центр «Луч», но се­годня существенно меняется его форма организации. Глав­ное не сообщение информационных знаний, а выявление опыта обучающихся, вклю­чение их в сотрудничество, активный поиск необходимых знаний. Занятия в учреждении посещают дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет, развивая свой творческий потенциал. А педагоги Центра «Луч», ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами).

Занятие в учреждении, прежде всего, это то время, которое проводят с детьми педагоги, организуя различную образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компо­нент является приоритетным в содержании образовательной деятельности, и основное внимание педагогом уделяется развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание, осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр .).

Каждое учебное занятие является запланированным и проводится педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно — тематическим планом реализуемой образовательной программы.Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.

Творческое объединение «Юный художник» МБУ ДО «Центр «Луч »работает по комплексной общеразвивающей образовательной программе «Школа художественного творчества». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в ней рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека. Каждое занятие в данном объединении имеет четкую структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной формы.

В своей деятельности педагоги руководствуются методикой подготовки к учебным занятиям, которая включает в себя:

1. определение темы занятия;

2. продумывание общего хода занятия;

3. продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5. подбор методических материалов по теме занятия;

6. выполнение практической работы;

7.составление плана занятия (при необходимости).

Рассмотрим Методические рекомендации педагогу художественной направленности МБУ ДО «Центр «Луч» по проведению занятия на тему «Изменение цветового пространства в разное время суток», представленного в образовательной программе в разделе «Пейзаж».

Педагогу, прежде всего, следует продумать специфическую особенность занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определиться с объемом образовательного компонента учебного материала.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогу следует обратить внимание по постановку задач, направленных

на развитие реальных творческих способностей детей, нравственной и эмоциональной областей личности ребёнка.

В данном занятии на развитие творческих способностей следует обратить внимание на самостоятельную индивидуальную работу обучающихся при создании пейзажа. А нравственное и эмоциональное воздействие на детей необходимо отследить в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.

При разработке содержания данного занятия педагогу необходимо обращать внимание на:

  • четкость в определении содержательных компонентов занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
  • связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
  • единство воспитательной, развивающей, обучающей целей занятия;
  • применение принципа ценностной ориентации;
  • применение необходимых методов образования;
  • сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися.

Очень важно при организации учебного занятия педагогу следует придерживаться технологической цепочки:

— организации работы обучающихся на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемле­мом для них темпе;

— чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном уровне теоретического материала по данной теме образовательной программы;

— установки не на механическое запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

— обязательный контроль или итоговая проверка, осуществляемые в контексте объяснения новой темы, после ее изу­чения и как итоговая проверка;

— реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии.

На первоначальном этапе занятия педагогу необходимо создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные детьми работы.

По теме занятия «Изменение цветового пространства в разное время суток», педагогу следует подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио — видеотеку и дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, итоговые задания, тесты и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. А также подготовить индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определить объем и формы самостоятельной работы с детьми. Педагогу необходимо обратить внимание на выбор методов обучения, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых

Для решения учебно-воспитательных задач.Методы обучения на занятии должны соответствовать:

·задачам занятия;

·характеру и содержанию учебного материала;

· уровню знаний, умений и навыков обучающихся;

·материальному обеспечению занятия;

·личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;

· индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;

· регламенту времени.

В течение всего занятия в работе над темой педагог обязан осуществлять психолого — педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:

  • создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
  • гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с индивидуально — психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
  • оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; и в соответствии с мотивацией к обучению.

Педагогу не следует забывать о соблюдении государственных санитарно- гигиенических норм, временном режиме занятия в данной возрастной категории детей, о методике здоровье сбережения.

Поскольку в запланированном занятии обучающимся предъявляются для личностного осмысления и проживания, следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора., то педагогу необходимо продемонстрировать и рассказать о своих работах по теме проводимого занятия.

Данное занятие разработано в системе личностно – ориентированного образования и направлено на инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу. Поэтому педагогу ещё раз важно обратить внимание на использование форм организации работы на занятии:

· педагог – детский коллектив

· индивидуальная работа каждого обучающегося (изображение на плоскости по впечатлению или воображению).

А также на методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

Обоснованность выбора именно этих методов наилучшим образом будут способствовать достижению поставленной цели, обеспечивать развитие познавательной деятельности. Выбор этих методов позволит педагогу учитывать возрастные возможности обучащихся, поскольку дети в возрасте 8 – 9 лет наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы.

Педагогу также важно соблюдать демократический стиль общения с обучающимися. Не следует забывать технологию построения занятия, подразделяющегося на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:

·организационный;

·проверочный;

·подготовительный;

·основной;

·контрольный;

·рефлексивный;

·итоговый;

А каждый последующий этап отличается от другого этапа сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами.

2.План-конспект занятия художественной направленности по теме «Пейзаж»

В качестве практического материала предлагается план – конспект занятия педагога живописи МБУ ДО «Центр «Луч» по теме: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток» и анализ проведённого педагогом занятия.

Тема занятия: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток».

Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).

Цели занятия:

1. развивающая цель — развивать воображение, творческую фантазию;

2. воспитательная — воспитывать эстетическое отношение к природе;

  1. обучающая — учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.

Методы проведения занятия: словесный : рассуждение, беседа; наглядный : демонстрация репродукций картин, презентации; практический : практическая работа красками; частично – поисковый : самостоятельная работа по подбору цвета

Материально- техническое оснащение:

· презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом

· работы педагога по данной теме

· пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».

· гуашь, акварель (по выбору),

· кисти, палитра,

· ватман (формат А- 4).

Зрительный ряд : И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,

А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,

К. Фридрих «Утро в горах», Л.В.Пискунова «Вулканы в солнечных лучах»

Музыкальный ряд : К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».

Литературный ряд : стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева

Ход занятия по теме:

« Изменение цветового пространства в течение суток».

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию (приложение1).

Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.

2.Беседа . « Изменение цветового пространства в течение суток».

2.1 Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:

что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?

2.2 Вводное слово педагога. Побудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса. Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа. Педагог акцентирует внимание детей на особой атмосфере пленяющих нас картины природы: рассвете, различных оттенках летних цветов, тенистых долинах, вершинах гор, освещённых заходящим солнцем, туманом в лесу, неподвижной поверхности воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.

2.3 Диалог – обсуждение цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.

Звучит стихотворение А. Кондратьева (приложение1). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток. Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремится изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.

Рассматриваем картины художников.

Примерные вопросы к картинам:

·По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?

·Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?

·Как изменяется цвета листвы, травы в течение суток?

·Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?

·Какое время суток вам больше нравиться? Почему?

Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами. Какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и

И. Никитина, воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток.

Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и картинах.

2.4 Просмотр презентации о природе родного края.

После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.

Примерные вопросы:

— Видели ли вы подобные пейзажи?

— В чем их красота?

— Кому какое время суток больше нравиться? Почему?

— Как надо относиться к родной природе?

Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению? Каким образом?

2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж (утренний, вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение. 2.6. Подводим итог беседы .

Обобщение . Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод : Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.

Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).

Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)

День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко.

Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого цвета до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)

2.7 Обобщени е. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации

3.Физкультпауза (приложение1).

4. Практическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа (утреннего, вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.

Этапы работы:

1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.

2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).

3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток. Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».

4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба или элементов ландшафта.

5. Изображение других элементов пейзажа с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.

5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.

Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.

В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.

6. Анализ эффективности занятия. Используются методы: самоконтроля, устный контроль (вопросы), письменный контроль

(опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявления тех сторон методики и организации своей работы на занятии, которые приведут обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.

Вопросы для детей:

·Что узнали нового на занятии?

·Что понравилось, что нет?

·Что хотелось бы сделать по – другому?

·Был ли воспитательный эффект на занятии?

Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (приложение1)

Критерии оценки детских работ:

·детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;

·детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.

·в детском рисунке должна чувствоваться родственная причастность к природе.

2.1 Анализ проведённого педагогом занятия по теме «Пейзаж»

На данном занятии присутствовали следующие этапы:

Организационный этап.

Задачей организационного этапа были: постановка целей, сообщение темы и плана занятия, первоначальную проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме, создание мажорного психологического настроя обучающихся на познавательную деятельность, применение приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.

Подготовительный этап ( подготовка к новому содержанию).

Сообщение педагогом темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный кроссворд и др.) На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.

Основной этап

Усвоение новых знаний и способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах, разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео — материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.

Итоговый.

Педагог проанализировал образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания. На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке.

Рефлексивный этап

Педагог оценивал работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы. На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.

Распределение времени на занятии:

1 этап – 2 минуты

2 этап – 2 минуты

3 этап- 15 минут

4 этап — 20 минут

5 этап — 2 минуты

6 этап- 2 минуты

7 этап – 2 минуты

Всего занятие -45 минут

Выводы

Проанализировав посещённое занятие, можно сделать вывод, что методические рекомендации на подготовительном этапе педагогом были учтены. Цели занятия и запланированный объём занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира.

В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).

Характер общения обучающихся и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным. Доказательством всему этому стали интересные детские работы, творческие пейзажи. Творчество детей и творчество педагога – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.

Представленное в данной работе занятие — один из пунктов этого увлекательного путешествия.

Список литературы

1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования

Детей. – Ростов — н-Д, изд- во « Учитель».

2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.

3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г

Приложение №1

Приложение. СтихотворениеА. Кондратьева

Весенний лес хранит в секрете

Что он увидел на рассвете,

КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ

В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.

День работал целый день –

Переделал много дел:

И жалел под вечер,

Что заняться нечем.

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес…

День погрустил немного и исчез.

Звезд полно на небе – и в небе, и в воде

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли.

Приложение. Приветствие

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приложение. Физкультпауза.

Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),

На ветках яблоки висят (круг руками),

Качает ветер ветки (взмах руками).

Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)

Весёлые, как лето….

Закаты на одном боку (наклон туловища влево),

А на другом — рассветы (наклон туловища вправо)

Приложение.

Опросный лист.

1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?

Баллы- 0 1 2 3 4 5

2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия? . .