Марат Александрович Гельман. Биографическая справка. Собственная галерея искусства. Кто войдет в большое правительство

Искусствовед, публицист, политтехнолог, галерист Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе в семье известного советского драматурга и сценариста Александра Гельмана.

В 1977 г. Марат Гельман поступил в Московский электротехнический институт связи. Во время учебы он некоторое время работал машинистом и рабочим сцены в столичных театрах - МХАТе, "Современнике" и театре имени Маяковского.

После окончания вуза (1983 г.) Гельман до 1985 г. работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода "Альфа", а в 1985 г. - инженером кишиневского Наyчно-исследовательского института по разработке методов и средств неразрушающего контроля материалов и изделий (НИИНК).

В 1985-1990 гг. Марат Гельман занимал должность генерального директора "Центра научно-технического творчества молодежи" в Кишиневе.

С 1988 г. он коллекционирует произведения современного искусства и организует выставки.
В 1990 г. Гельман переехал в Москву и в том же году основал одну из первых частных галерей современного искусства в России - "Галерею Марата Гельмана", где проходили выставки культовых художников ХХ века Йозефа Бойса и Энди Уорхола. Известность галерее принесли широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги" и др.

C 1991 г. Марат Гельман занимается политическими технологиями, сотрудничает с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

В 1995 г. баллотировался на выборах в Государственную Думу РФ второго созыва по федеральному списку избирательного молодежного блока "Поколения рубежа" (блок не преодолел 5-процентный барьер); на выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва в 1999 г. был помощником Сергея Кириенко, руководителем предвыборного штаба "Союза правых сил".

Позже как политтехнолог он принимал участие в целом ряде крупных избирательных кампаний, среди которых выборы мэра города Москвы (1999), губернатора Нижегородской области (2001), депутатов Верховной Рады Украины (2002), депутатов Государственной Думы РФ (2003).

В 1995 г. в сотрудничестве с Глебом Павловским Гельман создал АОЗТ "Фонд эффективной политики" (ФЭП), совладельцем которого он был до 2002 г. (в апреле 2002 года официально объявил о своем выходе из ФЭП и обмене принадлежащих ему акций фонда на акции Lenta.Ru.).

В 1997 г. совместно с Павловским Гельман издавал ежемесячный публицистический журнал "Пушкин".

Известность Марату Гельману принес инициированный им в 1997 г. референдум по поводу сноса установленной в Москве статуи Петра I работы скульптора Зураба Церетели.

Он пытался организовать сбор подписей за референдум в Москве, а затем объявил об отмене сбора подписей (в связи с террористическими актами против памятников Николаю II и Петру I, устроенными террористами-комсомольцами из группы "Революционный военный совет РСФСР").

С конца 2000 г. он участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России, вошел в правление "Медиасоюза". В 2001 г. стал председателем гильдии интернет-журналистики творческого союза работников СМИ "Медиасоюз".

С июня 2002 года по февраль 2004 года занимал должность заместителя генерального директора телекомпании ОРТ (с июля 2002 года - "Первый канал"), возглавлял аналитическую дирекцию ОРТ.

В 2003 г. параллельно с работой на ОРТ Гельман сотрудничал с Сергеем Глазьевым, выступая консультантом создаваемого экономистом избирательного блока левых и национал-патриотических партий и организаций под рабочим названием "Товарищ" (блок "Родина").

В марте 2005 г., после раскола "Родины" на сторонников Глазьева и Рогозина, поддерживавшие последнего депутаты парламентской фракции "Родина" сочли оскорбительными и кощунственными экспонаты организованной Гельманом выставки "Россия-2" и обратились в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к ответу ее организаторов за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

Летом 2005 г. Марат Гельман вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР).

Весной 2006 г. СДПР объявила о создании движения "Интернационал", эта инициатива, по данным СМИ, принадлежала Гельману. Главной задачей нового движения называлось противостояние неофашизму и ксенофобии. Осенью 2006 г. Гельман вышел из СДПГ.

В октябре 2008 года Марат Гельман был назначен директором Пермского государственного музея современного искусства PERMM. В должность Гельман официально вступил в декабре 2008 г. Чтобы сосредоточиться на создании музея современного искусства в Перми, он в марте 2009 г. продал 50% своей московской галереи бизнесмену-коллекционеру Александру Смузикову.

В сентябре 2009 г., в соответствии указом президента РФ Дмитрия Медведева, Марат Гельман стал членом Общественной палаты России созыва 2010-2012 гг.

В апреле 2010 г. Гельман возглавил Пермский центр развития дизайна, созданного по инициативе губернатора Олега Чиркунова, по просьбе которого арт-директором центра стал Артемий Лебедев.
Тогда же стало известно, что Гельман является членом рабочей группы проекта создания инновационного центра в Сколково и занимается созданием концепции культурной жизни наукограда.

В мае 2010 г. Гельман объявил о том, что в сентябре покинет пост директора музея современного искусства PERMM. Свое решение он объяснил тем, что "музей на полтора года входит в ремонтную стадию". Однако совсем отказываться от сотрудничества с музеем Гельман не собирается - галерист заявил о намерении стать председателем попечительского совета PERMM.

В июне 2010 г. новый проект Гельмана "Культурный альянс (региональный аспект)" получил поддержку партии "Единая Россия".

Марат Гельман упоминается в СМИ как владелец, обозреватель и идеолог проектов "Современное искусство в сети" (Guelman.ru), информагентства "Культура" (Gif.ru) и дизайн-бюро "GuelmanGraphic", а также как председатель созданной им самим Ассоциации Независимых Кураторов, и. о. председателя Интернет Академии.

Он удостоен медали Российской Академии художеств (2008).

Марат Гельман женат, имеет двоих сыновей и дочь.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Искусствовед, публицист, политтехнолог, галерист Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе в семье известного советского драматурга и сценариста Александра Гельмана.

В 1977 г. Марат Гельман поступил в Московский электротехнический институт связи. Во время учебы он некоторое время работал машинистом и рабочим сцены в столичных театрах - МХАТе, "Современнике" и театре имени Маяковского.

После окончания вуза (1983 г.) Гельман до 1985 г. работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода "Альфа", а в 1985 г. - инженером кишиневского Наyчно-исследовательского института по разработке методов и средств неразрушающего контроля материалов и изделий (НИИНК).

В 1985-1990 гг. Марат Гельман занимал должность генерального директора "Центра научно-технического творчества молодежи" в Кишиневе.

С 1988 г. он коллекционирует произведения современного искусства и организует выставки.
В 1990 г. Гельман переехал в Москву и в том же году основал одну из первых частных галерей современного искусства в России - "Галерею Марата Гельмана", где проходили выставки культовых художников ХХ века Йозефа Бойса и Энди Уорхола. Известность галерее принесли широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги" и др.

C 1991 г. Марат Гельман занимается политическими технологиями, сотрудничает с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

В 1995 г. баллотировался на выборах в Государственную Думу РФ второго созыва по федеральному списку избирательного молодежного блока "Поколения рубежа" (блок не преодолел 5-процентный барьер); на выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва в 1999 г. был помощником Сергея Кириенко, руководителем предвыборного штаба "Союза правых сил".

Позже как политтехнолог он принимал участие в целом ряде крупных избирательных кампаний, среди которых выборы мэра города Москвы (1999), губернатора Нижегородской области (2001), депутатов Верховной Рады Украины (2002), депутатов Государственной Думы РФ (2003).

В 1995 г. в сотрудничестве с Глебом Павловским Гельман создал АОЗТ "Фонд эффективной политики" (ФЭП), совладельцем которого он был до 2002 г. (в апреле 2002 года официально объявил о своем выходе из ФЭП и обмене принадлежащих ему акций фонда на акции Lenta.Ru.).

В 1997 г. совместно с Павловским Гельман издавал ежемесячный публицистический журнал "Пушкин".

Известность Марату Гельману принес инициированный им в 1997 г. референдум по поводу сноса установленной в Москве статуи Петра I работы скульптора Зураба Церетели.

Он пытался организовать сбор подписей за референдум в Москве, а затем объявил об отмене сбора подписей (в связи с террористическими актами против памятников Николаю II и Петру I, устроенными террористами-комсомольцами из группы "Революционный военный совет РСФСР").

С конца 2000 г. он участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России, вошел в правление "Медиасоюза". В 2001 г. стал председателем гильдии интернет-журналистики творческого союза работников СМИ "Медиасоюз".

С июня 2002 года по февраль 2004 года занимал должность заместителя генерального директора телекомпании ОРТ (с июля 2002 года - "Первый канал"), возглавлял аналитическую дирекцию ОРТ.

В 2003 г. параллельно с работой на ОРТ Гельман сотрудничал с Сергеем Глазьевым, выступая консультантом создаваемого экономистом избирательного блока левых и национал-патриотических партий и организаций под рабочим названием "Товарищ" (блок "Родина").

В марте 2005 г., после раскола "Родины" на сторонников Глазьева и Рогозина, поддерживавшие последнего депутаты парламентской фракции "Родина" сочли оскорбительными и кощунственными экспонаты организованной Гельманом выставки "Россия-2" и обратились в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к ответу ее организаторов за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

Летом 2005 г. Марат Гельман вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР).

Весной 2006 г. СДПР объявила о создании движения "Интернационал", эта инициатива, по данным СМИ, принадлежала Гельману. Главной задачей нового движения называлось противостояние неофашизму и ксенофобии. Осенью 2006 г. Гельман вышел из СДПГ.

В октябре 2008 года Марат Гельман был назначен директором Пермского государственного музея современного искусства PERMM. В должность Гельман официально вступил в декабре 2008 г. Чтобы сосредоточиться на создании музея современного искусства в Перми, он в марте 2009 г. продал 50% своей московской галереи бизнесмену-коллекционеру Александру Смузикову.

В сентябре 2009 г., в соответствии указом президента РФ Дмитрия Медведева, Марат Гельман стал членом Общественной палаты России созыва 2010-2012 гг.

В апреле 2010 г. Гельман возглавил Пермский центр развития дизайна, созданного по инициативе губернатора Олега Чиркунова, по просьбе которого арт-директором центра стал Артемий Лебедев.
Тогда же стало известно, что Гельман является членом рабочей группы проекта создания инновационного центра в Сколково и занимается созданием концепции культурной жизни наукограда.

В мае 2010 г. Гельман объявил о том, что в сентябре покинет пост директора музея современного искусства PERMM. Свое решение он объяснил тем, что "музей на полтора года входит в ремонтную стадию". Однако совсем отказываться от сотрудничества с музеем Гельман не собирается - галерист заявил о намерении стать председателем попечительского совета PERMM.

В июне 2010 г. новый проект Гельмана "Культурный альянс (региональный аспект)" получил поддержку партии "Единая Россия".

Марат Гельман упоминается в СМИ как владелец, обозреватель и идеолог проектов "Современное искусство в сети" (Guelman.ru), информагентства "Культура" (Gif.ru) и дизайн-бюро "GuelmanGraphic", а также как председатель созданной им самим Ассоциации Независимых Кураторов, и. о. председателя Интернет Академии.

Он удостоен медали Российской Академии художеств (2008).

Марат Гельман женат, имеет двоих сыновей и дочь.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Марат Гельман
Имя при рождении:

Марат Александрович Гельман

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:

СССР
Россия

Отец:

Мара́т Алекса́ндрович Ге́льман (род. 24 декабря , Кишинёв , СССР) - публицист, политик/политтехнолог, коллекционер произведений современного искусства, галерист, основатель «Галереи Марата Гельмана », директор «Центра современного искусства», директор Пермского музея современного искусства «PERMM», директор Пермского центра развития дизайна, владелец дизайн-бюро «GuelmanGraphic», проекта GiF.Ru - «Информагентства Культура», издательства «ГИФ», проекта Guelman.ru - «Современное искусство в сети». Постоянно включается в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника» .

Биография

Марат Гельман - сын драматурга и писателя Александра Исааковича Гельмана . Учился в школе № 34 Кишинёва (окончил в 1977 году). В 1983 году окончил . До 1990 года работал в Кишинёве заведующим лабораторией, инженером, директором «Центра научно-технического творчества молодежи ». С коллекционирует произведения современного искусства, начинает организовывать выставки.

C 1991 года Марат Гельман занимается политикой. На выборах 1995 года в Государственную думу входил в список кандидатов от блока молодежных организаций «Поколения рубежа». На выборах 1999 года в Государственную думу - руководитель избирательного штаба блока «Союз правых сил » [уточнить ] , а на выборах мэра Москвы - руководитель избирательного штаба Сергея Кириенко . C 1997 года является соиздателем журнала «Пушкин» (совместно с Глебом Павловским).

В апреле 2002 года Гельман уходит из созданного им и Глебом Павловским в 1995 году АОЗТ «Фонд эффективной политики » (ФЭП). По его словам, ФЭП «превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента ». С июня 2002 по февраль 2004 года был заместителем генерального директора ОАО «Первый канал », руководителем аналитической дирекции. 16 февраля 2004 подал в отставку, заявив, что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании». Цитата: Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой (Коммерсантъ , 17 февраля 2004 ). С весны по октябрь 2003 года работал в штабе избирательного блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина (название изменялось с «Товарищ» на «Товарищи», затем на «Родина »). Участвовал в президентских выборах на Украине в 2004 году - был политтехнологом в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко . Гельман сказал по этому поводу: «За власть в стране борются бывший заключенный и политик, который не является общенациональным лидером. Для России такая ситуация выглядит как в блокбастере „Чужой против Хищника“. Безусловно, Ющенко для Москвы - Чужой, а Янукович - Хищник» . С 2005 года Гельман - член Социал-демократической партии России (СДПР).

В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана, в ходе которого был избит сам Гельман, и уничтожены 20 работ грузинского художника Александра Джикии. Гельман заявил по этому поводу: «Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно». Также в августе 2008 года Гельман сообщил в своём ЖЖ , что ему по телефону угрожала «смертью» «героиня одного из постов» : комментаторы установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Жанна Буллок , жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.

В 2009-2010 годах в Пермском Законодательном собрании активно обсуждался приказ о присуждении Гельману премии Пермского края «За достижения в сфере культуры и искусства за 2008 года». Депутаты несколько раз откладывали принятие решение по этому вопросу (с декабря 2009 был перенесён на февраль 2010, когда было отказано принимать), пока в июне 2010 года всё-таки не решили наградить всех остальных номинантов в списке, исключая Марата Гельмана.

С июня 2010 года - руководитель проекта партии Единая Россия «Культурный альянс» .

В марте 2012 года Гельман по приглашению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева посетил Краснодар , где под его руководством будет создаваться музей современного искусства . По замыслу автора проекта, центр искусства будет завершен к 2014 году. Его строительство начнут уже осенью, а через полтора года покажут первую коллекцию, где активно продвигал идею вступления в некий «Культурный альянс», обещающий одарить культуру города «столичным куратором». Несмотря на скандальный шлейф, тянущийся за этим проектом и его автором, местным мэром Азаровым был подписан протокол о намерениях. Соглашение о вступлении Самары в проект Марата Гельмана было подписано без проведения тендерного конкурса.

Бизнес

В 2001 году галерист Марат Гельман так объяснял суть своего бизнеса:

Если мы продаем работы художников галереи, то галерея имеет процент. Если нет - то я работаю бескорыстно. Мне уже не нужно сегодня изощренным способом получать проценты, ставя в щекотливое положение себя или музей. Мой бизнес строится не на том, чтобы получить деньги с музея, а на том, что в музее показывается современное искусство, и какой-нибудь важный житель города может захотеть иметь у себя дома произведение того же автора и желательно такого же размера - и обратится в галерею, с которой работает музей. Эту модель я опробовал, сотрудничая с музеем города Оклахома в США, купившим у меня около двадцати работ русских художников. И какие-то люди из Оклахомы до сих пор приезжают к нам в галерею и хотят купить произведения тех художников, работы которых висят в их музее.

Интервью «Мраморный дворец М. Гельмана»

Известный публицист, деятель искусств и политолог Марат Гельман родился в Молдавии 24 декабря 1960 года. Биография Марата Гельмана – это увлекательное путешествие в мир искусства, политики, скандалов и личных амбиций. Его девизом стала некогда сказанная им же фраза: «В историю попадает не картина, а художник».

Биография

Марат Александрович с самого детства мечтал быть художником, чем страшно огорчал свою маму, которая считала что художник – это человек с вечно грязными руками. Он так и не написал ни одной картины, но детское желание «пачкать руки» краской осталось с ним на всю жизнь.

Сын знаменитого А. И. Гельмана первым в России открыл частную галерею, стал курировать самые скандальные и куртуазные выставки современного художественного творчества.

Пытаясь выйти из тени знаменитого отца, Марат сделал поистине звездную карьеру. Закончив в 1983 году МЭИС, молодой человек работал инженером в Кишиневе и был генеральным директором центра НТТМ. Как только в 1986 году отменили закон о тунеядстве, Гельман бросил работу, которая не оставляла времени на написание романа и открытие собственного бизнеса.

Начиная профессиональную деятельность в качестве коллекционера, Гельман был вынужден получить специальные знания, позволяющие грамотно и выгодно продавать произведения искусства. Что привело к тому, что он стал первым арт-дилером в Советском Союзе.

Уже в начале 1987 года Марат провел первую выставку, познакомившую жителей Кишинева с работами московских художников. Коммерческий успех предприятия был невероятным для того времени. Галерея, созданная Маратом Александровичем, стала прямым доказательством символической и финансовой ценности современного искусства.

Марат Гельман познакомил российских деятелей с профессией «политолог», когда совместно с Павловским они основали «Фонд эффективной политики». Общественная деятельность закружила его так, что вернуться к искусству он смог только в 2004 году.

Марат Гельман, подаривший Русскому музею более 55 картин современных художников, фигурирует в романах Пелевина и Сорокина в качестве полноценного персонажа.

Столичные эстеты считают Гельмана эгоистичным человеком с сомнительной репутацией, который использует современное искусство как площадку для удовлетворения личных амбиций. Но дело в том, что галерист помнит о своих художниках даже во время походов во власть, всячески пытаясь заострить внимание политиков на проблемах современного российского искусства.

Сам Гельман считает себя грамотным и успешным политтехнологом, главным достижением которого стали парламентские выборы 2003 года и «исчезновение коммунистов как политической силы».

Деятель искусств часто в интервью заявляет, что политика его никогда не интересовала. Однако в 2010 году Гельмана исключили из Общественной палаты РФ за нелицеприятный отзыв о генеральном плане, Юрии Лужкове и политике президента. Он и сейчас позволяет себе остро и метко высказываться насчет политического строя, существующего в России, и президентского правления.

В 2012 году Гельман свернул свою галерейную деятельность, сетуя на нестабильность российской экономики и перепады политических настроений. Неожиданностью для всех стало открытие продюсерского центра «Культурный альянс», проводившего выставки для художников из стран СНГ и России.

После шумного, разоблачительного и скандального увольнения с руководящей должности в ПЕРММ политолог с семьей перебрался в Черногорию, где активно помогает правительству маленькой, но очень дружелюбной страны создавать собственную культурную политику. Гельман внимательно следит за ситуацией в России и периодически комментирует действия президента, санкции, войну на Украине.

Личная жизнь Марата Гельмана

Личная жизнь публициста, в отличие от общественной, надежно скрыта от посторонних глаз. Он не комментирует постоянно появляющиеся слухи.

Известно только, что с Юлией Радошовецкой, которая была не только женой, но и партнером деятеля, Гельман прожил около 20 лет. У Юлии и Марата есть сын и дочь.

Вскоре после развода в его жизни появилась новая любовь, Анастасия Борохова, которая родила ему сына. Недавно Гельман заявил, что опять готовится стать отцом. А пока у Марата четверо детей: две дочери и два сына.

В одном из интервью Марат Александрович сказал: «После пятидесяти я понял: исполнять свои желания – очень важное дело». И теперь все свободное время посвящает молодой жене и детям, путешествиям, чтению стихов. Очень любит организовывать диспуты в «ЖЖ» и «Твиттере». Неоднозначная личность Растиньяка из Кишинева вызывает много разговоров как среди людей, не принимающих и не понимающих выходки экспрессивного деятеля искусств, так и среди друзей и соратников. Одни его ругают, называя циничным и морально нечистоплотным человеком. Другие, наоборот, готовы следовать за ним, поддерживая любую, даже саму невероятную идею.

Марат Александрович Гельман (24 декабря 1960, Кишинёв, СССР) - российский искусствовед, публицист, политик/политтехнолог, коллекционер произведений современного искусства, галерист, основатель «Галереи Марата Гельмана», директор «Центра современного искусства», директор Пермского музея современного искусства «PERMM», директор Пермского центра развития дизайна, владелец дизайн-бюро «GuelmanGraphic», проекта GiF.Ru - «Информагентства Культура», издательства «ГИФ», проекта Guelman.ru - «Современное искусство в сети».

Биография

Марат Гельман - сын драматурга и писателя Александра Исааковича Гельмана. В 1983 году окончил Московский институт связи. До 1990 года работал в Кишинёве заведующим лабораторией, инженером, директором «Центра научно-технического творчества молодежи». С 1988 коллекционирует произведения современного искусства, начинает организовывать выставки.

В 1990 году Гельман переезжает в Москву и основывает одну из первых частных галерей России - «Галерею Марата Гельмана». В галерее, в частности, проходили выставки таких художников XX века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты «Седьмому съезду народных депутатов посвящается…», «Конверсия», «Выбор народа», «Телесное пространство», «Новые деньги».

C 1991 года Марат Гельман занимается политикой. На выборах 1995 года в Государственную думу входил в список кандидатов от блока молодежных организаций «Поколения рубежа». На выборах 1999 года в Государственную думу - руководитель избирательного штаба блока «Союз правых сил», а на выборах мэра Москвы - руководитель избирательного штаба Сергея Кириенко. C 1997 года является соиздателем журнала «Пушкин» (совместно с Глебом Павловским).

В апреле 2002 года Гельман уходит из созданного им и Глебом Павловским в 1995 году АОЗТ «Фонд эффективной политики» (ФЭП). По его словам, ФЭП «превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента». С июня 2002 по февраль 2004 года был заместителем генерального директора ОАО «Первый канал», руководителем аналитической дирекции. 16 февраля 2004 подал в отставку, заявив, что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании». Цитата: Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой (Коммерсантъ, 17 февраля 2004). С весны по октябрь 2003 года работал в штабе избирательного блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина (название изменялось с «Товарищ» на «Товарищи», затем на «Родина»). Участвовал в президентских выборах на Украине в 2004 году - был политтехнологом в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко. Гельман сказал по этому поводу: «За власть в стране борются бывший заключенный и политик, который не является общенациональным лидером. Для России такая ситуация выглядит как в блокбастере „Чужой против Хищника“. Безусловно, Ющенко для Москвы - Чужой, а Янукович - Хищник». С 2005 года Гельман - член Социал-демократической партии России (СДПР).

В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана, в ходе которого был избит сам Гельман, и уничтожены 20 работ грузинского художника Алекандра Джикии. Гельман заявил по этому поводу: «Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно». Также в августе 2008 года Гельман сообщил в своём ЖЖ, что ему по телефону угрожала «смертью» «героиня одного из постов»: комментаторы установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Жанна Буллок, жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.

В марте 2009 года М. Гельман продал 50 % своей галереи известному коллекционеру Александру Смузикову в связи с назначением директором Пермского музея современного искусства.

В 2009-2010 годах в Пермском Законодательном собрании активно обсуждался приказ о присуждении Гельману премии Пермского края «За достижения в сфере культуры и искусства за 2008 года». Депутаты несколько раз откладывали принятие решение по этому вопросу (с декабря 2009 был перенесён на февраль 2010, когда было отказано принимать), пока в июне 2010 года всё-таки не решили наградить всех остальных номинантов в списке, исключая Марата Гельмана.

На заседании Общественной палаты РФ 9 апреля 2010 года, посвященном обсуждению Генплана развития Москвы до 2025 года, выступил с резкой критикой как самого Генплана, так и мэра Москвы Юрия Лужкова.

С июня 2010 года - руководитель проекта партии Единая Россия «Культурный альянс».