Крещение Руси. Влияние православия на русскую культуру. Правильное питание по религии. Культура питания христиан

С 10 века православие становится государственной религией. В русских землях, это наложило отпечаток на дальнейшую историю развития. До 11 века (до 1054 года) оно существовало в качестве единой религии, поскольку религия - одна физических форм общественного сознания, то она - отражение жизни общества. В различных районах не может быть единых социальных условий. Следовательно, и религия одинаковой быть не могла, зарождается две формы - в западной форме - католицизм, а в восточной форме - православие. И католицизм, и православие стали отличаться, хотя до середины 11 века они были в рамках одной церкви. Православие корнями уходило в древнегреческую культуру. В центре стоит человек. Внимание уделялось духовному миру человека. Православная церковь огромное внимание уделяла душе верующего. Смысл православной веры - приготовить свою душу к загробной жизни. Католицизм унаследовал от своего предшественника приверженность к силе, к порядку, и именно поэтому девизом католичества становятся: дисциплина, порядок, власть. С точки зрения православного человека, если тебе повезло, ты накопил богатство, то ты обязан в конце жизни отдать это монастырю или нищим. В России богатство никогда не поощрялось. Если люди и наживали богатство, то не афишировали это. Как правило, наиболее почитаемыми были юродивые, у которых нет ни дома, ничего. Это в конечном итоге явилось тормозом для утверждения и развития товароденежных отношений. Если же взять протестанта или католика, то они считают, что бог создал всех людей одинаковыми, но отправил их на землю, чтобы проверить, на что они способны. Чем богаче человек, тем лучше ему будет в загробной жизни. Иными словами утверждение протестантизма в Европе способствовало буржуазному развитию. Другое влияние, очень сильное оказало на политическую жизнь страны. С точки зрения православного человека - святых нет. Если все будешь делать правильно, то попадешь в рай. Для католика и протестанта, Папа Римский - главный свет веры. Что касается православия - то святых людей нет - церковь сама свята. Православная церковь признает не любого монарха, а только законного. Поэтому в истории России вопрос о законности царя имел большое значение. Православие повлияло и на психологию россиян. Что сказал Христос - то только так и надо делать. Нигде не дал марксизм таких корней как в России, потому что россиянину можно объяснить, что сейчас нужно отказаться от благ, потому что то-то и то-то. Самоотрешенность, самопожертвование характерно для россиян. При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество . Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

Православное христианство. Пищевые предписания и посты

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Христианство возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи. Согласно христианскому вероучению, основателем христианства был Сын Божий Иисус Христос. Первоначально христианство складывалось в Палестине из течений и сект иудаизма, затем произошло размежевание с иудаизмом, имевшим этническую ограниченность. Возоб-ладала религия, которая обращалась к страждущим всех на-циональностей и провозгласила равенство всех людей перед Богом. Кризис, охвативший Римскую империю, создал ус-ловия для распространения христианства. В IV в. император Константин признал христианство и способствовал превра-щению его в господствующую религию. Закончились гонения на христиан, и христианство стало одной из мировых религий.

Христианство не является единой религией. Православие — одно из трех основных его направлений наряду с ка-толицизмом и протестантизмом. После разделения Римской империи православие становится религией Восточной импе-рии — Византии. Официальный раскол христианства на пра-вославную и римско-католическую церкви оформился в 1054 г. В XVI в. в Европе началось антикатолическое дви-жение и возник протестантизм. В настоящее время из христиан наиболее многочисленны католики, далее следуют протестанты, а затем православные.

К важнейшим обрядам христианства относятся таинства, составляющие первооснову всего культа. По учению церкви, во время совершения таинств на верующих нисходит боже-ственная благодать. Православная и католическая церкви признают семь таинств, но совершают их по-своему. Таинства в православии:

  1. Крещение, при котором человек омывается от грехов и становится членом церкви. Ритуал включает погружение младенца в купель, миропомазание и надевание креста. К крещению допускаются и взрослые.
  2. Миропомазание, посредством которого верующему по-даются дары Святого Духа. Ритуал состоит в смазывании разных частей тела освященным миро (греч. myron — бла-говонное масло), изготовленным из оливкового масла, белого виноградного вина и’ароматических веществ.
  3. Покаяние. Верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника, который прощает их от имени Иисуса Христа.
  4. Причащение. Верующий под видом хлеба и вина при-нимает тело и кровь Иисуса Христа, через это соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни. О ритуале причащения рассказано в конце данной главы.
  5. Брак — таинство, совершаемое в храме при венчании. Семья считается основой христианской церкви, хотя брак не обязателен для всех.
  6. Священство — таинство, совершаемое при возведении в сан священнослужителя.
  7. Елеосвящение (соборование) — смазывание частей тела больного освященным елеем (оливковым маслом), со-провождаемое чтением определенных молитв. Считается, что это таинство обладает целительной силой и очищает от грехов.

Помимо таинств, православный культ включает богослу-жения, поклонение кресту, почитание икон, святых и их мощей, молитвы, в том числе перед приемом пищи и после него и т. д. Важная часть культа — посты и праздники. Они регламентируют бытовой уклад жизни и в них зна-чительное место отведено обрядовому питанию.

Пищевые предписания многих религий включают деление продуктов на «чистые» и «нечистые», запреты на употреб-ление отдельных продуктов, правила кулинарной обработки пищи, ритуальной чистоты посуды и другие регламентации, связанные с питанием. Применительно к иудаизму, индуиз-му, исламу и некоторым христианским течениям и сектам эти вопросы рассматриваются в последующих главах книги.

Иное положение в православном христианстве, как, впро-чем, в католицизме и основных протестантских церквях. Здесь нет абсолютных запретов на употребление некоторых продуктов и постоянного их деления на одобряемые или по-рицаемые в питании. Только в период постов действуют ука-зания на дозволенность тех или иных продуктов и на воз-держание от определенных видов пищи вплоть до голодания. Следовательно, пищевые предписания связаны именно с пос-тами и имеют временный характер.

Древние летописи донесли до нас призывы авторитетов православной церкви — отцов церкви (святых отцов) и свя-тых подвижников — к соблюдению умеренности в питании: «потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телес-ного и духовного», «вина горячего (крепких спиртных на-питков) не держати и не пити», «обжорство с пьянством — наипачий (наибольший) грех». Святой Максим Заповедник подчеркивал: «Не пища зло, а чревоугодие». Под этими вы-сказываниями может подписаться современный врач-диетолог, пропагандирующий рациональное питание и здоровый образ жизни.

По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на пять категорий:

  1. Строжайший пост — запрещена любая пища, допус-тима только вода. В медицине это соответствует понятию о полном голодании. Православный церковный устав не пре-дусматривает абсолютного голодания без употребления воды, что характерно для дневных постов в исламе.
  2. Пост с «сухоядением» — разрешена невареная расти-тельная пища. В медицине это близко понятию о строго ве-гетарианском питании в форме сыроедения, но не равно-значно последнему, так как в дни этого поста едят и хлеб.
    1. Пост с «ядением сварения» — разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного (растительного) масла, Этот тип питания почти полностью соответствует строгому вегета-рианству.
    2. Пост с «ядением сварения с елеем» соответствует пре-дыдущему, но допустимо использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из раститель-ных продуктов. Характер питания соответствует обычному строгому вегетарианству. Елей — это оливковое масло, упот-ребляемое в церковных ритуалах, а в широком смысле слова

— любое растительное масло.

  1. Пост с «ядением рыбы», когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.

Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о пос-тах оговорены дни однократного приема пищи.

Рассмотренные пищевые предписания позволяют очер-тить круг продуктов, входящих в постную пищу. Это зер-новые (хлеб, крупы и др.), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мед, постные — растительные масла, рыба и рыбные про-дукты. К понятию «скоромная пища» относятся мясо и мяс-ные продукты, молоко и молочные продукты, животные жи-ры (сало и др.), яйца, а также содержащие их продукты, например, кондитерские изделия с включением молока или яиц. Употребление указанных продуктов во время поста означало «оскоромиться». Со временем это слово приобрело более широкое и Образное звучание. Заговением называют последний накануне многодневного поста день, когда можно есть скоромное, разговением — переход от постной пищи к скоромной. Обратим внимание и на то, что скоромными явля-ются продукты, полученные от животных и птиц, то есть теплокровных.

После принятия православия Киевской Русью в питании восточных славян обозначилось резкое разделение их стола на постный и скоромный. Это оказало большое влияние на дальнейшее развитие белорусской, русской и украинской кухни. Образование границы между постным и скоромным столом, изолирование одних продуктов от других и недопу-щение их смешивания в дни поста в конечном итоге привело как к созданию ряда оригинальных блюд, так и к некоторому упрощению всего меню.

В православном календаре около 200 дней занято постами, причем в прошлом большинство населения соблюдало пище-вые предписания постов. Поэтому в народной кулинарии больше повезло постному столу за счет естественного стрем-ления расширить ассортимент постных блюд. Отсюда обилие в старинной русской кухне грибных и рыбных блюд, склон-ность к использованию различного растительного сырья: зер-на (каши), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Например, много забытых ныне блюд делали из гороха: горох битый, горох тертый, сыр гороховый (твердо сбитый мягкий горох с постным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и т. д. В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое (привозное) и только в середине XIX в. появилось подсолнечное масло. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреб-лением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом ко-личестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с X—XI ев. на Руси применяли анис, лавровый лист, черный перец, гвоздику, а с XVI в. их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности. Богатые люди применяли пря-ности в процессе приготовления пищи, в частности попу-лярны были имбирь и шафран, которые считали целебными. В народе многие пряности из-за дороговизны не использовали при приготовлении пищи, а вместе с уксусом и солью ставили на стол и добавляли в блюда во время еды, Этот обычай дал повод впоследствии утверждать, что русская кухня якобы не употребляла пряностей.

Национальные особенности питания отражались на ха-рактере постного стола. Например, украинская кухня изо-биловала постными блюдами, которые могли не только на-сытить, но и удовлетворить разнообразные вкусы: борщи с фасолью, супы с галушками, вареник*и с постными начин-ками, пирожки с тыквой и сушеными фруктами, соленые арбузы, квашеная свекла — чем только не потчевали изоб-ретательные хозяйки домашних во время поста! И это даже без рыбных блюд, которые исстари занимали значительное место в питании украинцев. Типичным для селян постным кушаньем была таратута из отваренной и нарезанной свеклы, соленых огурцов, хрена, лука, огуречного рассола, свеколь-ного отвара и растительного масла, а также хомы — большие пампушки из разваренного и протертого гороха с толченым конопляным семенем. Таким образом, пост не давал боль-шого повода для уныния тем, кто воздерживался от мясной, молочной пищи и яиц.

Иллюстрацией выше представленных пищевых предпи-саний для разных категорий поста может служить «Столовая книга патриарха Филарета Никитича», написанная в 1623 г. В книге детально, день за днем, рассказывается о питании патриарха. Приведен характерный пример меню недельного питания во время Великого поста.

В понедельник «у Великого Государя, Святейшего Фила-рета, патриарха Московского и Всея Руси кушанья не было и яствы не держано». Следовательно, патриарх ничего не ел. Это соответствует понятию о строжайшем посте, когда разрешена лишь вода.

Во вторник патриарху подавали в «столовое кушанье капустку крошеную студеную», что характеризует пост с сухоедением — разрешена невареная растительная пища.

В среду на столе патриарха были: взвар с пшеном сорочинским, шафраном и перцем, капуста, горох зобанец, ядра миндальные, орехи грецкие, ягоды винные, хрен, грен-ки, «горшочек каши» с имбирем.

В четверг, как и в понедельник, «кушанья не было и яствы не держано» — строжайший пост.

В пятницу патриарху подавали щи из квашеной капусты с луком и перцем, грибы, горох зобанец, лапшу гороховую, ядра миндальные, орехи грецкие, взвар медовый квасной с пшеном сорочинским, изюмом, шафраном и перцем, «гор-шочек каши» с имбирем, гренки, репу пареную, резаную на ломтики с уксусом и хреном, ягоды винные, яблоки. Этот постный день, как и среда, характеризует «ядение сварения» — употребление вареной пищи, но без растительного масла.

В субботу и воскресенье у патриарха было два приема пищи. На обед подавали икру паюсную, белугу и осетр сухие и пресносольные, кашку из стерляди, уху из карасей, уху из икры, икру, варенную с маслом конопляным, тельное осетровое, вязигу, варенную с уксусом и хреном, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, а также капусту, гретую с ореховым маслом, редьку, хрен, грибы, лапшу гороховую с маслом, горошек, ядра миндальные, орехи грецкие, гренки. Сходным, но менее разнообразным по набору продуктов и блюд был и ужин в эти дни, соответствующие понятию о посте с «ядением рыбы», коща к растительной пище добав-ляют рыбу, рыбные продукты и растительное масло. Воз-можность употребления рыбы в Великий пост могла быть связана с тем, что эти дни совпадали с праздником Благо-вещения, когда великопостный запрет на рыбу отменяется.

Таким образом, недельное питание патриарха характе-ризует все категории православных постов. Разумеется, многие продукты и блюда, подаваемые к столу патриарха Московского и Всея Руси, были доступны только богатым людям.

Типичные для XVII в. названия ряда упомянутых про-дуктов и блюд требуют для современного человека поясне-ния. Так, «сорочинское пшено» означало рис, а само слово «сорочинское» было искаженным от «сарацинского». В сред-невековой Европе сарацинами называли арабов и некоторые другие народы Ближнего Востока, где выращивали рис. Вин-ные ягоды — это инжир; горох зобанец — очищенный горох; тельное — отварная или обжаренная мякоть (филе) рыбы, вязига — жилы из хребта осетра, которые, будучи хорошо разварены, превращаются в студень.

Отметим еще слова «горшочек каши». Главным кухон-ным и сервировочным сосудом в России долгое время был керамический горшок — предшественник современной кас-трюли, супницы, банки для хранения продуктов. В горшках варили супы и каши, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты, а затем подавали на стол. В силу такой универсальности размеры и вместимость горшков были раз-нообразны — от огромных до «горшочка» на 200—300 г. А кашей в старину в России называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных про-дуктов. Отсюда и «рыбная кашка», которую подавали па-триарху. Рыбу мелко крошили и, возможно, смешивали с разваренной крупой.

В самой постной пище христиане должны были соблю-дать умеренность. Отцы церкви обличали тех, кто старается излишне разнообразить и приправить постные кушанья. Судя по блюдам субботнего и воскресного стола патриарха Фила-рета, эти рекомендации имели относительный характер. Правда, дни облегчения от многодневного поста — субботы и воскресения, один из отцов церкви Иоанн Златоуст срав-нивал с местами отдыха для путешественников: «Господь да-ровал в этих днях покой, чтобы постящиеся и для тела не-сколько ослабили труд поста, и дух ободрился, и по про-шествию этих двух дней с новой бодростью продолжали свое прекрасное путешествие».

Смягчение пищевых предписаний поста допускается, если человек болен, занят тяжелым физическим трудом или находится вне дома, в пути. Особенно это относится к строгим постам — без пищи или только с невареной пищей. Однако полное нарушение поста — употребление скоромной пищи — церковным уставом отвергается. Пост не распространяется на грудных детей — их грех берет на себя мать.

Священник Алексей Чулей (1993) отмечает: «Церковь никогда не простирала строгости правил поста на немощных. Роженице, например, не возбраняется употреблять масло да-же в дни Страстной недели Великого поста. Но скажу так: болезнь выше поста физического (т. е. пищевого), но ду-ховный пост распространяется и на больных».

Тот, кто не может соблюдать предписания строгого поста, должен усугублять другие дела христианского благочестия. Иоанн Златоуст учил: «Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет не-престанную молитву, да имеет большую готовность к слу-жению слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примириться с врагами своими; всякое зло-памятство да отгонит от души своей». Слова «немощь тела» относятся не только к больным, но и здоровым людям, ко-торые «телесно» не способны выдержать строгий пост. Кро-ме того, количество дней строгих постов относительно не-большое.

Рассмотрим продолжительность постов, даты их соблю-дения в православном календаре и соответствующие пищевые предписания. По продолжительности посты подразделяют на однодневные и многодневные.

Еженедельные постные дни — среда и пятница. В среду пост установлен в скорбное воспоминание предания Иисуса Христа на страдание, в пятницу — в память самих страданий и смерти Христа. В эти дни православная церковь не до-зволяет употребление мясной, молочной и яичной пищи. Кроме того, в период от недели Всех святых (следующая за праздником Троицы) до Рождества Христова следует воз-держиваться также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых свя-тых (тех, которым совершается праздничная служба в хра-мах), разрешено растительное масло, а в самые большие праздники — рыба и рыбопродукты.

Посты по средам соблюдаются почти весь год за исклю-чением сплошных седмиц (недель) , а именно: 1) Пасхальная (Светлая) неделя; 2) двухнедельные святки — от Рождества Христова до Крещения Господня; 3) Троицкая неделя — от праздника Святой Троицы до начала Петрова поста; 4) мя-соед в неделю мытаря и фарисея перед Великим постом; 5) неделя перед самым Великим постом, которую в народе зовут Масленицей, а по-церковному — мясопустной, или сырной, неделей. Мясная пища уже запрещена, а молочные продукты и яйца едят в среду и в пятницу. Эта неделя называется «сырной», так как долгое время на Руси творог называли сыром, а блюда из него — сырными. Вспомним всем знакомые сырники. И в настоящее время на украинском языке творог обозначается как «сыр».

Кроме указанных, установлены еще следующие однод-невные посты: 1) в сочельник перед Рождеством Христо-вым — 24 декабря (6 января) . Строгий пост — есть можно только с появлением первой звезды, т. е. вечером; 2) в со-чельник перед Крещением Господним — 6 (19) января; 3) в день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября); 4) в день Воздвижения Креста Господня — 14 (27) -сентября. В два последних однодневных поста раз-решена растительная пища с постным маслом, но не рыба.

В православном календаре четыре многодневных поста: Великий, Успенский, Святых апостолов (Петров) и Рожде-ственский.

Великий пост — самый главный и строгий по пищевым предписаниям. Продолжается он 7 недель перед Пасхой. Цер-ковное название первых 6 недель поста — «Святая Четы- рехдесятница», так как 40 дней проходит с его начала до пятницы шестой недели. Седьмая, последняя перед Пасхой,

— Страстная неделя. Все дни этой недели в богослужебных книгах именуются Великими по величию воспоминаемых со-бытий. В народной традиции весь пост называется Великим. Первая часть поста — «Святая Четырехдесятница» — ус-тановлена в память тех важнейших событий, о которых речь идет в Ветхом и Новом Заветах. Вторая часть — Страстная неделя — установлена в память о страданиях Иисуса Христа, именуемых «Страстями Господними». Даты Великого поста непостоянны и зависят от даты Пасхи, которая каждый год меняется. Более подробно о Великом посте и его пищевых предписаниях рассказано ниже.

Пост Святых апостолов (Петров пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до празд-ника Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля). Пост установлен в память апостолов, которые постились, прежде чем выйти в мир проповедовать христианство. Церковный устав о питании в этот пост такой же, как в Рождественский пост. Если день праздника после поста приходится на среду или пятницу, то разговены (на-чало употребления скоромной пищи) переносятся на следу-ющий день, а в этот день разрешено есть рыбу. В прошлом народ называл этот пост «Петровка-голодовка», так как мало еще было продуктов нового урожая. Дата и продолжитель-ность Петрова поста в разные годы различны (от 8 дней до 6 недель), что лежит в основе неодинакового общего количе-ства постных дней в годовом православном календаре. Эти различия связаны с переходной датой Пасхи, отсюда — с непостоянной датой дня Святой Троицы (отмечается на 50-й день после Пасхи) и, следовательно, идущем через неделю после Троицы постом Святых Апостолов.

Успенский пост длится 2 недели — с 1 (14) по 14 (27) августа. Этим постом православная церковь почитает Пре-святую Богородицу. Успение (кончина) Божьей матери отме-чается 15 (28) августа. В Успенский пост следует питаться так же, как и в Великий пост. По церковному уставу упот-ребление рыбы разрешено только в праздник Преображения Господня — 6 (19) августа. Если праздник Успения совпадает со средой или пятницей, то в эти дни разрешается есть рыбу, а разговены переносятся на следующий день. В отличие от Петрова поста Успенский пост в народе именуют «лакомкой», так как в этот период лета много плодов нового урожая.

Рождественский (Филиппов) пост продолжается 40 дней перед Рождеством Христовым: с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января). Рождественский пост называют еще «Филиппо-вым», так как он начинается в день памяти апостола Фи-липпа. В этот пост в понедельник, среду и пятницу не следует употреблять рыбу и постное масло. После праздника свя-тителя Николы — 6 (19) декабря — рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Рождественский пост не считается строгим, за исключением последних дней — с 20 декабря (2 января) — перед Рождеством. В эти дни едят один раз, вечером, и самую простую пищу из растительных продуктов. По церковному уставу строгий пост обязателен накануне Рождества, когда только вечером, при восхождении первой звезды, возвещающей час Рождества Христова, разрешается сочиво — сухие зерна (обычно пшеницы), смоченные в воде. Допустимо сочетание зерна злаков с медом. Сочивом назы-вают и сваренные с медом зерна пшеницы или овощи. От слова «сочиво» день перед праздником Рождества именуется Сочельником.

Обратим внимание на то, что Рождественский пост и пер-вая часть (святая Четырехдесятница) Великого поста длятся 40 дней. Это число имело особое значение в Библии. Великий потоп длился 40 дней. После рабства в Египте 40 лет стран-ствовали евреи по пустыням вместе с Моисеем, пока не поя-вилось новое свободное поколение, вступившее в землю обе-тованную — Ханаан (Палестину). 40 дней постился без вся-кой пищи Моисей перед тем, как получил от Бога скрижали (каменные доски) с заповедями Божьими. После крещения Иисус Христос удалился в пустыню, чтобы молитвою и пос-том приготовиться к исполнению своего предначертания, 40 дней Христос не ел никакой пищи.

Для облегчения участи души умершего церковь предписы-вает усиленно молиться за усопшего 40 дней (Сорокоусты), по истечении которых душа предстает перед Богом для опре-деления посмертной участи.

В мистическом и магическом значении число 40 означает абсолютную законченность. Отсюда проистекает древнее ве-рование, что нормальная беременность должна длиться 280 дней (40 х 7). Распространенная в прошлом в России образ-ная мера — «сорок сороков», например, колокольный звон «сорока сороков церквей».

Великий пост — это приготовление к главному право-славному празднику Пасхе. Путем воздержания, покаяния и углубления в духовную жизнь Великий пост должен очи-щать и подготовлять верующего для участия в радостном, торжественном празднике Воскресения Христова. Традиции Великого поста сохранились в основном в православии.

Пищевые предписания Великого поста основаны на древ-ней церковной практике, а действующий в русской право-славной церкви великопостный устав относится к XIV в. Этот устав распространялся и на монахов. Так как не было отдель-ного устава для мирян — не относящихся к духовенству рядовых верующих, последние на Руси постились по пра-вилам, близким общемонашеским. Поэтому рассмотрим сна-чала предписания Великого поста на основе общих мона-стырских правил пощения.

Великопостный устав предписывал употреблять расти-тельные масла по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти наиболее почитаемых святых. Включение в питание рыбы и рыбных продуктов разрешалось только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное во-скресенье) .

Полное воздержание от пищи (строжайший пост) фак-тически требуется для трех дней Великого поста: в поне-дельник и вторник первой недели и в Великую Пятницу на Страстной неделе. В остальные дни первой недели, до пят-ницы включительно, а также с понедельника до пятницы второй—шестой недель полагалось есть хлеб и овощи, в том числе вареные, один раз в день — вечером. Так же постятся в первые 4 дня Страстной недели и в Великую Субботу (толь-ко без овощей). По субботам и воскресеньям дозволена ва-реная растительная пища с постным маслом, а также вино. Последнее разрешено и в те дни, на которые припадают торжественные воспоминания.

Уставы некоторых монастырей имели еще более строгие правила: полное голодание в течение пяти, а не двух дней первой недели или сухоядение (хлеб, сырые овощи, вода) после двух дней строжайшего поста в последующие дни, кро-ме суббот и воскресений первой—шестой недели Великого поста.

Однако многие миряне постились по более мягким, чем общемонастырские, правилам, хотя даже при разнообразии растительной пищи не всякий человек мог выдержать семи-недельный пост. Поэтому позднее правила пощения для мирян стали менее строгими и более индивидуальными. На-пример, запрещалось есть рыбу только на первой, четвертой и седьмой неделях Великого поста. В некоторых случаях без-условный запрет распространялся только на скоромную пищу. Правила пощения верующие согласовывали со своими духовными руководителями — священнослужителями или монахами. Такой подход соответствует словам древнейшего христианского произведения «Учение 12 апостолов»: «Если ты действительно можешь понести все иго Господне, то бу-дешь совершенен, а если не можешь, то делай то, что мо-жешь». Одновременно такой подход еще раз говорит о том, что те или иные пищевые предписания в пост очень важны, но сами по себе не представляют сущность поста.

Великий пост включает дни со своими пищевыми риту-алами и традициями — религиозными и народными, в том числе сугубо национальными. Например, в Украине первый день Великого поста называли не только «чистым», но и «полоскозубом» и «жилявым». «Полоскозубом» понедельник после Масленицы именовали за то, что в этот день селяне собирались в корчме, чтобы «выполоскать из зубов следы» скоромной пищи. С одной стороны, в понедельник не варили пищу и старались вообще не есть, отчего «тянуло жилы». Отсюда и название «жилявый». С другой стороны, в этот день нередко пекли из пресного теста коржи — «жиляники». Ели их, как правило, холодными, затвердевшими. Наконец, в связи с первым днем поста существовало выражение «за-правиться хреном». Хрен растирали с солью и постным мас-лом, разводили свекольным квасом и ели с хлебом. Следо-вательно, при отказе от скоромной пищи возможны были отступления от строгого церковного устава Великого поста.

В пятницу первой недели Великого поста в церквях происходит освящение колива (отваренной пшеницы с ме-дом) в память святого великомученика Федора Тирона, Он помог христианам сохранить предписания поста. В 362 г. византийский император Юлиан Отступник во время поста приказал тайно окропить кровью идоложертвенных живот-ных съестные припасы в г. Антиохия. Тирон, ранее сож-женный за христианскую веру, явился во сне епископу этого города, открыл ему распоряжение Юлиана и повелел неделю ничего не покупать на рынке, а питаться коливом. Ныне центр антиохийской православной церкви в Сирии, а коливо стало ритуальным блюдом, очень близким, но не равноз-начным кутье. О кутье как ритуальном блюде рассказано в последующих главах книги.

Накануне третьего воскресенья Великого поста в храмах для поклонения верующим выносят «честный Крест Госпо-день». Начинается четвертая неделя — Крестопоклонная. Эта неделя —«переломная. Пройдена половина пути к Пасхе. Время, когда проходила половина поста, называлось в народе среднепостье или среднекрестье. Наступало оно в ночь со среды на четверг. По древней традиции, бытовавшей у во-сточных славян до принятия христианства, в это время года пекли обрядовые хлеба. Они, по верованию, способствовали благополучному севу. В дальнейшем этот обычай приобрел христианскую символику. На среднекрестье из пшеничной муки стали выпекать печенье в форме крестов — крестцы, в которые впекались зеона разных злаков и мелкие монеты. Кому доставалась монетка, тот должен был начинать сев. Остальные крестцы съедали. В Украине, когда сеяли мак, а потом пшеницу, при себе имели пшеничные кресты («хресщ»), часть их съедали, а часть сохраняли как целебное средство.

В один из наиболее значительных православных празд-ников — Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) строгие предписания Великого поста прерываются: можно есть рыбную пищу. В этот день пекли пироги с рыбой, а состоятельные люди в России ели «благовещенскую» ку-лебяку (от финского «кала» — рыба) с вязигой (жилы из хребта осетра) «на четыре угла», например с семгой, с пе-ченью налима, с икрой судака и с грибами. Вязига при раз-варивании превращалась в студенистую массу и делала ку-лебяку сочной. Большинство из нас забыло о кулебяках. Но кулинарные рецепты остались и, будем надеяться, со вре-менем мы ими воспользуемся.

В Великий Четверг Страстной недели готовили «четвер-говую соль». Соль обжигали в печи или духовке и вместе с хлебом ставили на стол в ночь на четверг. Эту соль подавали к столу в Пасху. Часть соли хранили до посева, а также давали скоту перед выгоном на первый выпас. Этот влив-шийся в Великий пост обряд имеет глубокие древнеславянс-кие корни и связан с сезонными крестьянскими работами. По поверью, соль оберегала от несчастий, сглаза и нечистой силы. С Великого Четверга православные готовились к празднику Пасхи: в четверг красили яйца, в пятницу пекли куличи и изготовляли пасхи.

В царской России соблюдение постов было обязанностью православных. Петр I и Екатерина II издали указы о том, чтобы духовенство вело учет лиц, соблюдающих посты и бывающих на исповеди. Нарушители подвергались наказа-нию. Сами указы свидетельствуют о фактах уклонения от постов. Соблюдение поста, являясь делом личного благо-честия, отражало и то общественное отношение к посту, ко-торое в разные времена и у разных социально-сословных групп населения было неодинаковым. Приведем примеры, иллюстрирующие это положение.

На Руси монастыри — общины монахов (греч. monachos — одинокий, уединенно живущий) — появились в X—XI вв. Монах, или инок (т. е. иной, не такой, как все), добровольно принимает на себя обеты ради спасения души и живет по уставу монастыря. Уставы разных монастырей имели отли-чия, включая и пищевые предписания. В целом православное монашество полагало, что спасение души достигается аскети-ческим отказом от «плотского», ограничением потребностей, частыми постами. Монастырские уставы предусматривают умеренно скудное питание не только в пост. Но обычная уставная пища достаточна для организма, и монастырское указание «есть почти досыта» опытным путем предвосхитило современные рекомендации врачей-диетологов

Один из отцов церкви греческий богослов IV в, Василий Великий поддерживал аскетизм монашества, но одновремен-но поучал: «Пришел в монастырь инок — пусть узнает соб-ственную пищу. Он утомился в дороге? Предложи ему столь-ко, сколько нужно, чтобы возместить силы. Пришел ли кто из мирской жизни? Пусть получит образец и пример уме-ренности в пище».

Не требуя самоистязания, определяя нужное количество пищи естественной потребностью организма, Василий Вели-кий добивался того, «чтобы не выступить за пределы этой потребности». Он видел опасность излишне строгих и дли-тельных постов, так как «ослабевшая плоть становится по-датливее к дьяволу...» Однако этот вопрос не решался одно-значно. Несмотря на большой авторитет Василия Великого, многие церковные деятели утверждали, что чем строже пост, тем более он смиряет греховные помыслы. В монашестве возникло понятие «запоститься», то есть довести себя слиш-ком строгим постом до голодной смерти. Конечно, «запо-ститься» могли не только монахи. Имеются сведения, что ранняя смерть Н.В. Гоголя в какой-то мере связана с его строгими постами.

Святой Кирилл, основавший в XIV в. Кирилло-Белозерс- кий монастырь (ныне в Вологодской области), молодым ино-ком был поручен старцу, который запрещал Кириллу поститься сверх сил. Старец заставлял его вкушать пищу не через 2—3 дня, как хотел Кирилл, а ежедневно, но не до сытости. Тем не менее Кирилл часто ел только хлеб и пил воду. Уже в своем монастыре Кирилл строго следил за соблюдением постов и укорял имевших румяные лица иноков за «непостническое мирское лицо». Однако он заботился о питании монахов, на трапезах которых было «три снеди». Употребление алкогольных напитков было запрещено.

Святой Нил Сорский считался в XV в. столпом северного пустынничества (пустынь — первоначально уединенный мо-настырь в глухой местности) и вместе с тем представителем греческой школы духовной жизни. Он не был отшельником, но его путь лежал через аскезу (греч. askesis — отказ от жизненных благ, удовольствий и т. д.). Как учитель телес-ного аскетизма Нил Сорский сохранял свой закон мер: «Каж-дый питается согласно силе своего тела, но более души... Все многообразие людей нельзя объять единым правилом, поскольку различие наблюдается и в крепости тел, как отличны медь и железо от воска». Эти слова Нила Сорского можно целиком перенести и в современную книгу по гигиене питания.

Нил Сорский советовал во время еды брать «по малу», но от всех кушаний, чтобы не показывать пренебрежения пищей — творением Божьим и избежать фарисейского са- мовозношения. Эти рекомендации отличаются от трапезного устава с градацией блюд святого Иосифа Волоцкого, который в XV в. основал под Волоколамском монастырь на принципах киновии — общежительной формы монашества, когда все равны в правах и обязанностях и не имеют личного иму-щества. При стремлении к совершенному общежитию, пов-торяя многократно, что «пища и питие всем равна», Иосиф Волоцкий создал в своем монастыре три категории монахов («три устроения») по степеням добровольной аскезы. Эти категории отличались при трапезах количеством и характе-ром блюд.

Полного ухода от мира монах искал в отшельничестве. Такую возможность давало пребывание в ските — самосто-ятельно или структурно выделенном в монастыре уединенном жилище. Скитники ели только постную пищу. В строгом ските прием пищи был один раз в день, а по субботам, во-скресеньям и церковным праздникам — два раза. Хлеб ели без ограничений. Чай исключался как «средство возбужде-ния» и вместо него употребляли горячую воду с сахаром или медом, хотя и это считалось послаблением. Рекомендо-валось пить простую воду. Скитники принимали дополни-тельные обеты, особенно в отношении строгих постов. Во вновь открывшемся в 90-е годы монастыре, а также в скитах на островах Валаамского архипелага согласно монастырскому уставу мясо есть запрещено и только по большим праздникам дозволяются молочные продукты.

Таким образом, соблюдению постов в монастырях прида-валось очень большое значение, а по монастырским уставам пищевые предписания православной церкви нередко ужесто-чались, хотя есть и отдельные свидетельства чревоугодия и пьянства монахов.

Пост является частью говения, т. е. приготовления ве-рующего к одному из важнейших обрядов в христианстве

— причащению. Говение продолжается несколько дней, включает пост, молитвы, посещение богослужений и испо-ведь. Причащаться следует не менее одного раза в год, но рекомендуется причащаться четыре раза в году или чаще. Сам обряд проводится до принятия пищи: нельзя есть и пить.

Причащение (греч. eucharistia — евхаристия) — это таинство, при котором верующие вкушают хлеб и вино, воп-лощающие тело и кровь Иисуса Христа. Согласно Евангелию, это таинство установлено самим Иисусом в последнюю тра-пезу с апостолами: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил, и, раздавая ученикам, сказал: при-мите, ешьте — это есть Тело Мое. И взяв чашу, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая».

Кровь в Библии считалась символом жизни, над которой властен только Бог. Поэтому кровь запрещалось употреблять в пищу. Но теперь сам Иисус Христос отдавал свою жизнь, свою кровь людям. Издавна заключение Завета — договора Бога и людей сопровождалось обрядом окропления верующих кровью животного, посвященного Богу. Иисус Христос за-менил кровь жертвы соком виноградной лозы, вином тра-пезы, что знаменует богочеловеческую жертву.

Причащение совершается во время литургии — главного богослужения. Часть литургии называется проскомидия (греч. — принесение) от обычая ранних христиан приносить в храм хлеб и вино для совместной трапезы. Поэтому хлеб для причащения называют просфора, или просвира (греч.

— приношение). Просфора — это круглая булочка, выпе-каемая из квасного пшеничного хлеба. Она состоит из двух частей, отражая образ Иисуса Христа — Бога и человека. На верхней ее части изображены крест, инициалы Иисуса Христа—Спасителя и греческое слово «Ника» — «Победи-тель». Вино пьют виноградное (в православии обычно кагор), красное, напоминающее цвет крови. Вино смешивают с водой как символ того, что из ран Иисуса Христа истекала кровь и водянистая жидкость. В проскомидии употребляют 5 прос-фор в память насыщения Иисусом пятью хлебами более 5000 человек. Но собственно для причащения используют одну просфору, по словам апостола Павла: «Один хлеб, и мы мно-гие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». По своей величине эта просфора должна соответствовать чис-лу причастников.

Во время причащения священник из Святой Чаши дает причастнику Святые Дары — хлеб и вино, над которыми совершено благословение. После церемонии обряда причас-тившийся идет к столику, где приготовлены части просфоры и теплая вода с добавлением вина (тепло), чтобы запить вкушенное и во рту не осталось кусочков хлеба. Больных людей священник исповедует и причащает в их домах.

JI. Пантелеев в автобиографической книге «Я верую» (1989) рассказывает о детских впечатлениях от первого при-чащения. В Великий пост он готовился к исповеди и говел. Мать, не евшая скоромное весь Великий пост, детям поз-волила поститься только неделю говения. Но пост не был изнуряющим: вместо мяса дети ели рыбу. Автор пишет: «Вер-нувшись домой после первой в жизни исповеди, я лег спать не поужинав. И утром, перед обедней, перед причастием тоже ничего не ешь и не пьешь. С какой легкостью на душе и в теле идешь вместе с матерью в церковь. И вот она — главная минута. Еще издали видишь Святую Чашу и красный плат в руке дьякона. Подходит твоя очередь. «Имя?» — воп-рошает дьякон. Руки сложены крестом на груди. Открываешь рот. И видишь, как бережно подносит батюшка к твоему рту серебряную плоскую ложечку, что-то при этом произ-носит, называя твое имя. Свершилось! В тебя вошли, озарили тебя блаженством — тело и кровь Христовы. Это вино и хлеб, но это не похоже ни на вино, ни на хлеб, ни на какие другие человеческие еды и пития... Спускаешься с амвона к столику, на котором блюдо с белыми кубиками просфоры, а рядом на подносе плоские серебряные чашечки, в них розо-веет прозрачная жидкость — тепло. Кладешь в рот 2—3 кусочка просфоры, запивая теплом. Ах, как хорошо! Это радость не гастрономическая, не чувственная. Это заклю-чение того, что только что свершилось на амвоне».

В католической церкви при причащении применяют символический хлеб в виде облаток — тонких кружков из пресного теста и до недавнего времени только духовенство причащалось хлебом и сухим красным вином, а для мирян был только хлеб. В некоторых христианских сектах, отвер-гающих алкогольные напитки, вино заменяют виноградным или иным, соком плодов красного цвета. Однако в пищевых предписаниях христианства отсутствует запрет на употреб-ление алкогольных напитков. При резком осуждении пьян-ства христианская церковь не отвергала вино. Вспомним о первом чуде Иисуса Христа, совершенном по просьбе Божьей Матери на свадебном пиру, где они были в гостях: превра-щение воды в наилучшее вино.

Отметим, что обряды, связанные с употреблением хлеба и вина, имели место в Древней Греции и Древнем Риме, характерны они были для митраизма — древнеиранской религии, которая соперничала с христианством в первые века нашей эры. Конечно, в христианском культе хлеб и вино приобрели совершенно иное духовно-символическое значе-ние. Само таинство причащения в христианстве было офи-циально принято только в VII—VIII вв.




Крещение Руси. Влияние православия на русскую культуру.

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.

Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял Князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г.

Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру.

Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976-1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста.

Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено - выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем не менее его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви.

В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» - православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество - отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

С 10 века православие становится государственной религией. В русских землях, это наложило отпечаток на дальнейшую историю развития. До 11 века (до 1054 года) оно существовало в качестве единой религии, поскольку религия - одна физических форм общественного сознания, то она - отражение жизни общества. В различных районах не может быть единых социальных условий. Следовательно, и религия одинаковой быть не могла, зарождается две формы - в западной форме - католицизм, а в восточной форме - православие. И католицизм, и православие стали отличаться, хотя до середины 11 века они были в рамках одной церкви. Православие корнями уходило в древнегреческую культуру. В центре стоит человек. Внимание уделялось духовному миру человека. Православная церковь огромное внимание уделяла душе верующего. Смысл православной веры - приготовить свою душу к загробной жизни. Католицизм унаследовал от своего предшественника приверженность к силе, к порядку, и именно поэтому девизом католичества становятся: дисциплина, порядок, власть. С точки зрения православного человека, если тебе повезло, ты накопил богатство, то ты обязан в конце жизни отдать это монастырю или нищим. В России богатство никогда не поощрялось. Если люди и наживали богатство, то не афишировали это. Как правило, наиболее почитаемыми были юродивые, у которых нет ни дома, ничего. Это в конечном итоге явилось тормозом для утверждения и развития товароденежных отношений. Если же взять протестанта или католика, то они считают, что бог создал всех людей одинаковыми, но отправил их на землю, чтобы проверить, на что они способны. Чем богаче человек, тем лучше ему будет в загробной жизни. Иными словами утверждение протестантизма в Европе способствовало буржуазному развитию. Другое влияние, очень сильное оказало на политическую жизнь страны. С точки зрения православного человека - святых нет. Если все будешь делать правильно, то попадешь в рай. Для католика и протестанта, Папа Римский - главный свет веры. Что касается православия - то святых людей нет - церковь сама свята. Православная церковь признает не любого монарха, а только законного. Поэтому в истории России вопрос о законности царя имел большое значение. Православие повлияло и на психологию россиян. Что сказал Христос - то только так и надо делать. Нигде не дал марксизм таких корней как в России, потому что россиянину можно объяснить, что сейчас нужно отказаться от благ, потому что то-то и то-то. Самоотрешенность, самопожертвование характерно для россиян. При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество . Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

Несомненно, что разумное питание играет большую роль в жизни человека. Согласно Библии, первоначально для питания человека предназначалась лишь растительная пища. Впрочем, даже в райском саду первым людям было дано повеление не есть плодов определенных деревьев, а нарушение этой заповеди, как гласит Библия, привело к изгнанию людей из рая.
В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и соответственно, мясо с нестекшей кровью (в частности, "удавленину").

В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11).
Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь "чистая" пища. Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой.

С течением времени эти запреты обрастали "преданиями старцев", мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. К первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний.

Одной из составляющих нравственной чистоты, по учению Христа, является правильное отношение к еде. Заботы о хлебе насущном не должны заслонять духовных исканий, становиться целью жизни.

Удовлетворение естественной человеческой потребности в еде не должно превращаться в служение своему чреву, пища не должна порабощать человека, делаться его кумиром, порождать страсть. Таким образом, с внешнего, чисто формального выполнения Закона акцент был перенесен на внутреннее воздержание, духовное трезвение.

С течением времени в христианский обиход вошли блюда, имеющие символическое значение. У первых христиан это была рыба, символизирующая Иисуса Христа. Впоследствии в традиции закрепились пасхальные куличи, пасхи, крашеные яйца, поминальная кутья и т. п.
К IV веку, когда христианство стало государственной религией, христианское общество утратило высокий уровень нравственности, присущий первым общинам. Немногие подвижники старались удалиться от мира, презирая все его блага, чтобы сохранить душевную чистоту. Из совместных поселений монахов возникли монастыри.

Жизнь в первых монастырях была очень тяжелой. Пища допускалась самая простая: хлеб, вода, кушанья из зелени и бобов ("вариво с зелием" и "сочиво", по терминологии славянских уставов), иногда сыр. Приправу составляли соль и оливковое ("деревянное") масло. Ели один раз в день, Только в субботу и воскресенье полагалась еще вторая - вечерняя трапеза. Никто не имел ничего своего, но все было общим достоянием. Монахи проводили время в молитвах и труде. Но несмотря на это, стремление к монашеской жизни было столь велико, что число монахов в первых монастырях достигало пятидесяти тысяч. Объясняется это тем, что в монастыре человек переставал быть игрушкой в руках временщиков, холопом князей века сего..

Монастыри IV-V веков приняли преемство нравственной высоты, братской любви, христианского единства, царивших в первохристианских общинах.
В общежительных монастырях еда была общей для всех. В обычае было весь хлеб, остававшийся на братском столе после трапезы, не убирать в запас, а раздавать голодным, просящим подаяние. Многие монастыри устраивали ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся. В лихую годину монголо-татарского ига русские монастыри в неурожайные годы становились последней надеждой для притекающего к ним голодного и обездоленного люда. В один из таких годов Кирилло-Белозерский монастырь кормил 600 человек, а Пафнутьево-Боровской - 1000 человек ежедневно

В монастырях сложилась особая культура питания, соответствующая аскетическому идеалу. Основой ее была идея подчинения плоти духу, идея духовного преображения всей жизни человека. Полностью исключалось употребление мяса. Во время трапезы запрещались праздные разговоры, читались душеполезные поучения. И даже помещением для нее зачастую служила сама церковь. Тем самым трапеза как бы становилась частью богослужения и из чисто физиологического процесса принятия пищи поднималась до проникнутого светом Преображения чина ее вкушения.

В течение столетий монастыри были создателями и хранителями секретов приготовления пищи. Уединение от мира в тиши лесов и на берегах озер способствовало использованию в пищу богатых даров природы - рыбы, грибов, ягод, орехов, меда. Неутомимые земледельцы подвижническим трудом на монастырских огородах и в садах выращивали разнообразные и очень редкие и ценные овощи, зелень, фрукты и ягоды.

Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб Бородинский, рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.

Распространение в обществе аскетического идеала привело к тому, что пост стал нормой христианского быта. В последующее время особое внимание Церкви к посту было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили пост наравне с высшими нравственными обязанностями христианина (монтанисты, манихейцы), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрций, Иовиниан и другие). Учение Церкви о посте суммировалось Гангрским собором, который запретил нарушение установленных постов, но в то же время запретил осуждать собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время. Окончательно сроки православных постов были установлены только на Константинопольском соборе в 1166 году.

Вглядываясь в историю, нетрудно заметить, что при всех различиях эпох неизменной в христианстве остается главная идея - идея трезвого, нравственного отношения к еде, умеренности в удовлетворении потребностей. Существующая сейчас православная традиция является проверенной на опыте поколений реализацией этой идеи.

С давних времен в России сложилась своеобразная культура питания, отвечающая ее географическим и национальным особенностям. Она отражена в таком заменательном письменном памятнике XVI в., как "Домострой", составленный монахом Сильвестром. Строгая регламентация русского стола и секреты приготовления блюд, соответствующих православному календарю, передавались из поколения в поколение.

В XIX веке большой популярностью пользовалась книга Елены Молоховец "Подарок молодым хозяйкам". Замечательным трудом являлась "Энциклопедия питания" Д. В. Каншина.

Семидесятилетний период господства атеистического мировоззрения не прошел даром для этой области. Традиция и культура питания оказались забытыми, а во многом и невозвратимо утраченными. Изменился и сам быт, условия жизни, круг употребляемых продуктов питания.

С 10 века православие становится государственной религией. В русских землях, это наложило отпечаток на дальнейшую историю развития. До 11 века (до 1054 года) оно существовало в качестве единой религии, поскольку религия - одна физических форм общественного сознания, то она - отражение жизни общества. В различных районах не может быть единых социальных условий. Следовательно, и религия одинаковой быть не могла, зарождается две формы - в западной форме - католицизм, а в восточной форме - православие. И католицизм, и православие стали отличаться, хотя до середины 11 века они были в рамках одной церкви. Православие корнями уходило в древнегреческую культуру. В центре стоит человек. Внимание уделялось духовному миру человека. Православная церковь огромное внимание уделяла душе верующего. Смысл православной веры - приготовить свою душу к загробной жизни. Католицизм унаследовал от своего предшественника приверженность к силе, к порядку, и именно поэтому девизом католичества становятся: дисциплина, порядок, власть. С точки зрения православного человека, если тебе повезло, ты накопил богатство, то ты обязан в конце жизни отдать это монастырю или нищим. В России богатство никогда не поощрялось. Если люди и наживали богатство, то не афишировали это. Как правило, наиболее почитаемыми были юродивые, у которых нет ни дома, ничего. Это в конечном итоге явилось тормозом для утверждения и развития товароденежных отношений. Если же взять протестанта или католика, то они считают, что бог создал всех людей одинаковыми, но отправил их на землю, чтобы проверить, на что они способны. Чем богаче человек, тем лучше ему будет в загробной жизни. Иными словами утверждение протестантизма в Европе способствовало буржуазному развитию. Другое влияние, очень сильное оказало на политическую жизнь страны. С точки зрения православного человека - святых нет. Если все будешь делать правильно, то попадешь в рай. Для католика и протестанта, Папа Римский - главный свет веры. Что касается православия - то святых людей нет - церковь сама свята. Православная церковь признает не любого монарха, а только законного. Поэтому в истории России вопрос о законности царя имел большое значение. Православие повлияло и на психологию россиян. Что сказал Христос - то только так и надо делать. Нигде не дал марксизм таких корней как в России, потому что россиянину можно объяснить, что сейчас нужно отказаться от благ, потому что то-то и то-то. Самоотрешенность, самопожертвование характерно для россиян. При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.