Конспект режиссерской игры для подготовительной группы «День рождения мамы. Материал на тему: Картотека режиссерских игр

Режиссерские игры в детском саду – это развлечение дошкольников, при котором ребенок самостоятельно разрабатывает план действий, продумывает сценарий игры, придумывает главных и второстепенных героев, дает им имена. Он выбирает, чем закончится игра, составляет правила. Малыш играет роль каждой игрушки.

Игра, в которую ребенок играет в присутствии опытных профессиональных педагогов, рассказывает о его эмоциональном состоянии, уровне интеллекта и развития, о переживаниях и стремлениях.

Режиссерскими играми малыш занимается с рождения. Каждый родитель наблюдал, как дети управляют куклами, которым дают имена, строят между ними диалоги и составляют продуманный сюжет игры. Дети, которые научились ходить, берут с собой в постель мягкие игрушки, укладывают спать, катают на машинках или водят на прогулку.

Театрализованные постановки в детском саду помогают педагогам понять, в какой семейной обстановке живет малыш. Если он в процессе игры создает конфликты, то, скорее всего, семейная обстановка неспокойна.

Значение режиссерских игр для дошкольников

Сущность режиссерских игр в дошкольном учреждении (ДОУ) состоит в таких целях:

  • Обучение детей свободному открытому общению.
  • Стимулирование дошкольников первыми вступать в диалог.
  • Обучение детей формулировке предложений, осмысленному и точному выражению мыслей.
  • Обучение детей внимательно слушать собеседника.
  • Формулировка самостоятельности у дошкольников, способности делать выбор.

В ДОУ обычно находятся декорации, с помощью которых дети и воплощают сценарий, который придумали самостоятельно. Постановки для дошкольников важны, потому что при их отсутствии малыш не сможет в полной мере социализироваться и стать полноценным членом общества.

В каждом дошкольном учреждении имеется картотека театрализованных игр, с помощью которой воспитатели занимаются развитием детей.

Игры в младшей группе

Воспитанники младшей группы дошкольного учреждения не способны воплотить с помощью декораций ситуацию, предложенную воспитателем. Поэтому предоставьте им свободу действий, предварительно показав собственный пример управления персонажами.

В младшей группе поиграйте в такие игры:

  • Воспроизведение сказки «Колобок». Задача педагогов – самостоятельно сделать из бумаги или ткани персонажей. Заинтересуйте детей, проведя показательное выступление. Воспроизведите сказку, озвучивая героев правдоподобно, называйте их по именам и говорите разными голосами. Когда вы покажете детям выступление, предложите им поиграть в эту же игру. Если вы их заинтересовали, они охотно будут импровизировать, наделяя героев другими особенностями характера.
  • Игра для второй младшей группы «Превращение». Возьмите предмет, который знают дети. Посадите малышей в круг и передавайте предмет по очереди каждому. Когда он окажется у него в руках, тот должен поступить с предметом по-своему. Например, ручка станет отверткой, палкой, щеткой, градусником, расческой, мяч – яблоком, камнем или колобком, книжка – шоколадкой и т. д.

Дошкольники умеют импровизировать, но для этого им нужен пример старшего товарища. Перед тем как вовлекать в игровой процесс детей, покажите, как правильно играть на своем примере.

Игры для средней группы

Дошкольники 4–5 лет уже знают свойства окружающих предметов, им известны сказки, они осознают последствия некоторых своих действий. Для них подойдут игры:

  • Разыграйте сюжет сказки «Маша и медведь». Выберите детей, которым подойдет роль Маши, медведя, введите второстепенные роли: зайчик, ежик и т. д. Дети будут импровизировать, поскольку сказка им уже знакома, но воспитатели должны мотивировать их. Оденьте ребят в подходящие костюмы и в ходе игры рассказывайте сюжет сказки, чтобы малыши не запутались. Вы выступаете в роли ведущего.
  • Играйте с ребятами, сидя в кругу. Попросите представить себя в роли зайчика (или другого персонажа) и рассказать о себе. Поработайте так с каждым малышом в группе.

С помощью таких упражнений ребята средней группы научатся совмещать слова и действия, работать в команде и формулировать мысли при ведении диалога.

Игры для детей старшей группы

Игры для старших дошкольников учат ребят не только говорить как персонажи, но и чувствовать их эмоции. Дети осознают, что они должны правдоподобно изобразить доверенного ему персонажа.

Театрализованные игры для старшей группы:

  • Попросите ребят разбиться на пары. Одному ребенку в паре дайте волшебную палочку (любой подходящий предмет). Пусть он спросит у друга: «Что я могу сделать, чтобы тебе было хорошо?» и коснется его волшебной палочкой. Тот отвечает, чего бы он хотел. Например: «Станцуй» или «Спой». Тут у малышей неограниченный выбор. Позже ребята меняются ролями.
  • Разбейте детей на 2 команды. Одна команда будет изображать животных. Каждый малыш должен двигаться, кричать и вести себя как животное в зоопарке, в то время как вторая группа будет ходить по импровизированному зоопарку и фотографировать животных. Позже команды меняются ролями.
  • Начертите на полу или на асфальте полосу шириной не более 40 см. Объясните ребятам, что это мост, через который нужно пройти, чтобы не упасть в глубокий овраг. Идти по мосту могут 2 человека с разных сторон, чтобы он не перевернулся. Ребята самостоятельно договариваются, в каком темпе они идут и на середине моста аккуратно обойти друг друга.

Старшие дошкольники учатся договариваться между собой с помощью режиссерских постановок, взаимодействовать и находить компромисс.

Игры для подготовительной группы

Ребята, которые скоро пойдут в школу, уже многое умеют и знают. Игры для них направлены на закрепление социальных навыков и на обучение общения со взрослыми. Они являются продолжением режиссерских игр старшей группы. В подготовительной группе играйте с детьми в такие игры:

  • Воспитатель соединяет правую ладонь с левой ладонью ребенка, а левую ладонь – с правой ладонью малыша. В таком положении пара обходит препятствия в помещении. Препятствиями выступают столы, стулья, подушки и т. д.
  • Попросите ребят нарисовать картинку, в которой воплощен сюжет их любимой сказки. После этого ребенок рассказывает, что он нарисовал и объясняет историю, которую он запечатлел на рисунке.
  • Посмотрите с ребятами мультфильм, который длится до 5 минут. Заранее подготовьте костюмы и другие реквизиты. После просмотра предложите ребятам сыграть мультфильм. Распределите между ними роли, оденьте их в костюмы и дайте детям возможность импровизировать.

Условия успешной постановки

Чтобы заинтересовать дошкольников, нужно:

  • Создавать у них положительные впечатления о жизни.
  • Создать комфортные условия, обеспечив реквизитами и костюмами.
  • Дать ребятам время на импровизацию.
  • Показать пример интересной постановки.

Воспитатели – это не только ведущие, они обеспечивают полное руководство над играми детей, чтобы ребята не вступали в конфликтные ситуации. Цель упражнений – научить детей жить среди людей в комфорте, а не в напряжении. Правильно воплощенные постановки развивают ребенка как сильную личность.

Игра «Веселый Старичок - Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Старичок-Лесовичок:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

Бу-бу-буда, бе-бе-бе,

Динь-динь-динь, да трюх-трюх!

Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Старичок-Лесовичок:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!

Ого-го-го, да буль-буль-буль.

Воспитатель: А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Старичок-Лесовичок:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

Ого -ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.

Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

Закипело!

В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому, сначала воспитатель поет вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.

Игра «Моя Вообразилия».

Цель: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

В моей Вообразилии, в моей Вообразилии,

Там царствует фантазия во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются, а наши огорчения,

Сейчас же превращаются в смешные приключения;

Воспитатель достает из волшебного мешка маски «Рак» и «Лягушка». Разыгрывание по ролям мини-сценки «Рак-бездельник».

Ведущий: Жил у речки под корягой

Старый рак-отшельник.

Был он соня, белоручка,

Лодырь и бездельник.

Он позвал к себе лягушку:

Рак: Будешь мне портнихой,

Белошвейкой, судомойкой, Прачкой, поварихой.

Ведущий: А лягушка - белогрудка Раку отвечает:

Лягушка: Не хочу я быть служанкой Глупому лентяю!

Мини-сценку дети разыгрывают несколько раз различными группами. А затем предлагается придумать и разыграть продолжение диалога. В игру включаются воспитатель и родители.

Воспитатель: Я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить, а будете только двигаться.

(Звучит текст, дети имитируют движения.)

— Только в лес мы пришли, появились комары.

— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса

Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!

— На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!

(Включается веселая плясовая мелодия. Дети произвольно пляшут.)

Воспитатель читает стихотворение:

В мою Вообразилию попасть совсем несложно,

Она ведь исключительно удобно расположена!

И только тот, кто начисто лишен воображения, —

Увы, не знает, как войти в ее расположение!

Игра «Гимнастика для язычка»

Цель: учить выразительности речи.

Воспитатель: Жил был ШУМ! Ел ШУМ:

Дети: Хрум, хрум, хрум!

Воспитатель: Ел суп:

Дети: Хлюп, хлюп, хлюп!

Воспитатель: Спал так:

Дети: Храп, храп, храп!

Воспитатель: Шел ШУМ:

Дети: Бум, бум, бум!

(Дети не только проговаривают, но и имитируют движения)

Игра «Представьте себе»

Цель: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любое стихотворение, например:

Как на нашем, на лугу,

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Задания. Представьте себе:

  1. Вас обидели до слез, и вы рассказываете нам свою обиду словами этого стихотворения.
  2. У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Расскажите о ваших впечатлениях словами стихотворения. (Дети, находя нужные интонации, используя мимику, жесты, текст, стараются передать душевное состояние человека, попавшего в заданную ситуацию. Они сами могут придумать или вспомнить жизненные ситуации.)
  3. Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванну. Вдруг обнаруживаете, что не можете идти. В вашем тапочке — камушек. Ой, как больно!
  4. Вы гуляете в лесу. Кругом снег, на ваших ногах валенки, и вдруг что-то острое вонзается вам в пятку… Это кнопка!
  5. Вы сладко спите, и вдруг вас будит мама и говорит, что вы проспали. Все быстро одеваются и — бегом в детский сад. По дороге вы обнаруживаете, что надели ботинки вашей младшей сестры. Они вам ужасно малы. Но возвращаться нет времени. Вы еле дошли до садика…

— Очень болят ноги? Посидите и отдохните. Можно сделать массаж ног.

Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,

Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки.

Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки,

А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки.

Семена посеет ловко

А весною в огород

И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

  • развивать мимику и пластические способности детей;
  • развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

Цели: развивать диалогическую и монологическую речь детей;

воспитывать коммуникативные качества.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Начинает воспитатель:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова.

Вариаций может быть очень много. Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю… нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник…

— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?

Игры на пальцах

Цели: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Воспитатель загадывает загадку:

— Кто пушистый и с усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.)

Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается

Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец, поднятые вверх.

Игра с воображаемым объектом

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами; воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова. Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

Игра «Пчелы в улье»

Цели: развивать логическое и ассоциативное мышление; учить детей интонационно выразительно проговаривать фразы.

Загадка: Что за домик, мне скажите,

Кто в том домике живет,

В нем летает каждый житель?

Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.)

— Как летают и жужжат пчелы?

(Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.)

Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение.

Пчелы в поле полетели,

Сели пчелы на цветы,

Зажужжали, загудели,

Пчелка я и пчелка ты.

Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей».

— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)

Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел…

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нужную интонацию.

Игра-пантомима «Муравейник»

Цель : учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

Загадка: В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет, —

Куст листочки сбросил,

Дождь как из ведра полил,

Заяц шубу промочил. -

Мерзнет заяц под кустом:

— Никудышный этот дом!

  1. Шерсть чесать — рука болит,

Письмо писать — рука болит,

Воду носить — рука болит,

Кашу варить — рука болит,

А каша готова — рука здорова.

  1. У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она-то, злюка,

Обожгла мне руку.

  1. Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар,

А две подружки посмотрели —

Нет игрушки, сели и заплакали…

  1. Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст?

— Как быть без хруста, Если я — капуста.

(Руки отведены в стороны ладонями вверх, плечи приподняты, рот раскрыт, брови и веки приподняты.)

  1. Полюбуемся немножко,

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик книзу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый,

Кошка может быть и быстрой.

Ввысь бросается отважно,

А потом вновь ходит важно.

Игры - стихи

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

«Самолет»

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.

Получили инструктаж —

Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)

В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)

Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)

Ры-ры-ры — рычит мотор,

Мы летаем выше гор.

Вот снижаемся мы все

К нашей взлетной полосе!

Что ж — закончен наш полет.

До свиданья, самолет.

«Умываемся»

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо —

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем— вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.) (И едут.)

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

«Кошки-мышки»

Эта ручка — Мышка,

Эта ручка — Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

«Мишка»

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь,

Кто же это спит? (Медведь.)

Вот он Мишенька - медведь,

По лесу он ходит.

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый.

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят Мишку:

«Не ешь наш мед, воришка!»

Медведь к себе в берлогу,

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает…

«Звонкий день » на мотив «Ах вы, сени»

Взял Топтыгин контрабас:

«Ну-ка, все пускайтесь в пляс!

Не к чему ворчать и злиться,

Лучше будем веселиться!»

Тут и Волк на поляне

Заиграл на барабане:

«Веселитесь, так и быть!

Я не буду больше выть!»

Чудеса, чудеса! За роялем Лиса,

Лиса-пианистка — рыжая солистка!

Старик-барсук продул мундштук:

«До чего же у трубы

Превосходный звук!»

От такого звука убегает скука!

В барабаны стук да стук

Зайцы на лужайке,

Ёжик-дед и Ёжик- внук

Взяли балалайки….

Подхватили Белочки

Модные тарелочки.

Дзинь-дзинь! Трень-брень!

Очень звонкий день!

Игры на воображение

Цель: совершенствовать воображение, восприятие у детей, учить искать выразительные средства для создания яркого образа.

Ребята, представьте, что вы — художники. Руки — это кисти.

Обмакнули их в голубую краску и рисуем небо, вслушиваясь в музыку.

А теперь — в желтую краску, рисуем солнце. Круг.

А теперь — лучики, выразительные глаза.

Теперь нарисуем полянку. Она у нас какого цвета? (Зеленого.) Рисуем.

Носом вдыхаем запах: чем пахнет? (Цветами.) А какими? (Ромашками.) Рисуем. Послушайте: ветер шумит веточками дерева — какого? (Березы.) Рисуем. Итак, мы в лесу, на полянке.

Представьте, что вы — цветочки.

Самое раннее утро, солнышко выглянуло. Цветок еще спит, но вот поднимается, пошевелил листочками — это пальцы.

Прислушаемся. Слышите? Ручей бежит.

  1. А сейчас правильно подышим: правую руку положим на живот, а левую — на пояс. Живот — это воздушный шарик. Медленный вдох — выдох — «ниточка у шарика плавно распускается».

Вдох — правая рука вперед, в кулачок. Открыли кулачок, а там — маленькое перышко. Выдох — дунули на него, оно улетело.

Испугались внезапного треска сучьев — быстрый вдох. А оказывается, ничего страшного. Медленный выдох — свобода.

Вдох, и едем на лифте: 1-й этаж, 2, 3, 4, 5, 6-й — все, приехали. Все вы доехали? Кто на каком этаже сделал остановку? Теперь едем вниз.

  1. Звучит музыка с четким ритмом.

«Идем во фруктовый сад» (ходьба по залу). «Вдыхаем аромат яблок». «Пытаемся достать яблоки на деревё» (поднимаем сначала левую руку вверх, потом — правую). «Еще раз пытаемся достать яблоки» (подпрыгиваем на месте, руки по очереди вверх).

«Как же достать яблоки?» (полуприседания, руки в стороны — вниз).

«Нужно подставить лестницу и залезть на нее» (имитируем подъем на лестницу).

«Срываем яблоки и кладем их в ведро» (имитируем сбор яблок).

«Отдыхаем» (спускаемся и садимся, закрыв глаза, на ковер).

Игра «Звонкие ладошки»

Цель:

Обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов. Учить умению хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой, передавать ритмический рисунок музыки, наполнять движение эмоциональным смыслом.

  1. «Колокола».

Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.

  1. «Колокольчики ».

Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе не громкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого

  1. «Тарелка».

Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая — снизу вверх.

  1. «Ловлю комариков».

Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.

  1. «Бубен».

Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую ладонь другой. Хлопки могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.

  1. «Подушечка».

Хлопки выполняются свободными, ненапряженными, мягкими руками перед корпусом и за ним.

  1. «Вертушки».

Основаны на поворотах кистей рук от корпуса и обратно. Руки согнуты в локтях и зафиксированы в статичном положении, работают только кисти, сила удара ладони о ладонь небольшая. Движение носит игривый характер.

Иры на развитие плавных движений рук

  1. «Ветерок».

Перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

  1. «Ленточки ».

Попеременные, пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью.

  1. «Волна».

Плавное движение вверх и вниз одной рукой. Она может быть отведена в сторону или вытянута вперед. «Волна» образуется за счет пластичных движений плеча, предплечья, кисти. «Волна» может плавно перетекать из одной руки в другую.

  1. «Крылья ».

Плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

  1. «Поющие руки».

Из положения «руки в стороны» мягким движением кисти направляются друг другу навстречу, словно собирая перед собой упругий воздух. Такими же пластичными движениями руки снова разводятся в стороны. Корпус при этом помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и откидываясь назад.

Игры на развитие пластической выразительности

Цель: закреплять выразительные приемы создания игрового образа, следить за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

  1. Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. Предложить ребенку от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Предложить ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
  4. Изобразить прогулку семейства трех медведей, но так, чтобы все три медведя вели себя и действовали по-разному.

Примечание. Приведенные выше задания показывают путь, по которому можно искать.

Игры на развитие выразительной мимики .

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

  1. Соленый чай.
  2. Ем лимон.
  3. Сердитый дедушка.
  4. Лампочка потухла, зажглась.
  5. Грязная бумажка.
  6. Тепло - холодно.
  7. Рассердились на драчуна.
  8. Встретили хорошего знакомого.
  9. Обиделись.
  10. Удивились.
  11. Испугались забияку.
  12. Умеем лукавить (подмигивание).
  13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (собака).
  14. Мне грустно.
  15. Получить подарок.
  16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая копирует первую.
  17. Не сердись!
  18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

  1. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

  1. Будь внимателен.
  2. Радость.
  3. Восторг.
  4. Я чищу зубы.

Игра «Музыкальный диалог»

Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию. Заданные тексты:

  1. Два цыпленка под веревкой

Машут крыльями неловко:

— Ах, какой большой червяк!

Не достать его никак!

Предполагаемый ответ: «Это не червяк».

  1. У колодца пес сидит

И не приближается:

— На цепи ведро висит…

Может быть, кусается?

Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».

  1. Ходят куры у дорожек,

Квохчут в переулочке:

— Неужели же из крошек

Вырастают булочки?

Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».

  1. Жеребеночек из стога

Ухватил травы немного:

— Не видал я до сих пор

Таких больших и вкусных гор.

Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».

  1. На забор котенок влез,

Стал он ростом до небес.

Замяукал: «Ой, друзья!

Посмотрите — вырос я!»

Предполагаемый ответ: «Нет, не вырос».

  1. Щенок сидит у будки,

Сидит вторые сутки.

Никак не может он понять,

Куда уходит солнце спать.

Предполагаемый ответ: «За гору» и т.д.

  1. Ходит по лесу теленок,

В рыжих пятнышках бока.

— Почему в траве зеленой

Не бывает молока?

Отвечают дети.

Игра «Песенное творчество»

На полянке, на лугу

Три медведя жили,

Три медведя жили,

Малину есть любили.

Как малину найдут —

Сразу песню запоют.

Папа Миша низко пел:

«Ля-ля-ля-ля».

Мама нежно песню пела:

«Ля-ля-ля-ля».

А Мишутка-медвежонок

Звонко песню распевал

Да малину доедал:

«Ля-ля-ля-ля!»

  1. Пропеть свои имя и фамилию, адрес, имя мамы и т.д.
  2. Пропеть диалог: «Оля, где ты?» — «Я здесь». (С веселыми и ласковыми интонациями.)

Игра «Музыкальная импровизация»

  1. В руки палочки возьми,

Мишкам спеть ты помоги,

И мелодию лесную

Ты ритмично простучи.

  1. Повтори ритм на металлофоне, ксилофоне и т.д. Придумай свой.
  2. Изобрази на ксилофоне грустный и веселый дождик.

Игры на развитие пластики.

Цель: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений, умение выполнять движения по тексту.

1.Два притопа,

Два прихлопа,

Ежики, ежики (вращения кистями)

Наковали, наковали (удары кулачком по кулачку)

Ножницы, ножницы (перекрещивание рук).

Бег на месте,

Бег на месте,

Зайчики, зайчики (прыжки).

Ну-ка, дружно,

Ну-ка, вместе (пружинка),

Девочки-мальчики.

2.Нужно спортом заниматься

(«натягиваем» спинку, плечи назад):

Каждый день тренироваться.

Мы начнем сейчас без промедления.

И ногами дружно топать,

И в ладоши громко хлопать —

Выполняем правильно движения.

Повороты влево - вправо,

Занимаемся на славу.

Будем все здоровыми и сильными!

А теперь — прыжки на месте,

Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе —

Мы должны быть самыми красивыми!

3.Жили-были дед и баба

На поляне у реки

И любили очень-очень

На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы (наклоны вперед с движением рук),

Бабка тесто замесила.

Вышел ровный,

Вышел гладкий,

Не соленый

И не сладкий,

Очень круглый,

Очень вкусный,

Даже есть его

Нам грустно.

Мышка серая бежала

Колобочек увидала.

Ах! Как пахнет

Колобочек (нюхаем)

Хоть кусочек!

С колобочка

Толку мало—

Скачет глупый

Где попало.

Надо взять

Наш колобочек

И запрятать

Под замочек (показываем руками).

  1. Наклоны влево - вправо, руки скользят по туловищу.

Я повторяю по утрам (наклоны вперед - назад, руки на поясе):

Мой позвоночник —

Гибок, прям,

Когда я сплю, (руки «полочкой»)

Стою, сижу (руки на колени),

За позвоночником слежу

(замок запястьями рук, руки заводятся поочередно через каждое плечо за спину).

Я позвоночник берегу (гладим ладонью одной руки по животу, тыльной стороной другой руки — по спине)

И от болезней убегу.

5.У оленя — дом большой (руки крест-накрест над головой)

Он глядит в свое окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучится.

Дверь скорей, Олень, открой,

Там в лесу охотник злой (изобразить, что держа ружье).

Зайка, зайка, забегай (маним),

Лапу мне давай.

  1. Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу,

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем…

И начнем сначала.

  1. Я на скрипочке играю:

Тир-ли-ли да тир-ли-ли

Скачут зайки на лужайке,

Тили-ли да тили-ли.

А теперь на барабане:

Трам-там-там, трам-там-там.

В страхе зайцы разбежались

По кустам, по кустам.

  1. Я скачу, скачу, скачу

И веревочку кручу.

Ты, веревочка, крутись,

Пляске русской поучись.

  1. Как у наших у ворот,

Дворник улицу метет,

Дворник улицу метет,

Все соринки подберет.

Вышел козлик погулять

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит: «Бе-е!»

Каблучками я стучу (ковырялочка),

Пляску русскую учу (дробь)

Пляска русская моя замечательная!

Сяду-встану, сяду-встану

И как мячик поскачу.

Приседать я не устану,

Я танцором стать хочу.

  1. Лыжи весело берем

И по снегу все пойдем.

По сугробам высоко

Ноги поднимаем,

А по льду совсем легко,

Тихонечко шагаем.

Мы деревья и кусты

Змейкой обойдем,

И к пушистой елке

Вскоре мы придем.

  1. Гусь купил себе гармошку,

Но дырявую немножко.

Широко гармошка пела,

По-гусиному шипела.

  1. На паркете восемь пар —

Мухи танцевали,

Увидали паука,

В обморок упали.

  1. Наши язычки устали,

А вот шейки отдыхали.

Ну-ка, шейка, повертись,

Ну-ка, шейка, порезвись

Всем привет на свете:

Мамам, папам, детям!

Мы своей головкой покачаем ловко:

Ой-ой-ой, покачаем головой.

  1. Дети по лесу гуляли,

И должен знать повадки всех зверей.

Припев: тот же

Игра «Солдаты» (пальчиковый игротренинг)

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом).

Безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом).

Указательные пальцы — солдаты (говорят басом).

Скрещенные большие пальцы — порог избы.

Ночь. В избе все спят. Раздается стук.

Солдаты. Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Кто там? Мизинцы постукивают друг о друге.

Солдаты. Два солдата. Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Пришли переночевать!

Дети. Спросим у мамы. Мизинцы постукивают друг о друге.

Мама. Что, дети? Безымянные пальцы постукивают друг о друга.

Пришли переночевать!

Мама. Спросите у папы! Безымянные пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Папа! Мизинцы постукивают друг о друге.

Папа. Что, дети? Средние пальцы постукивают друг о друга.

Дети. Два солдата. Мизинцы постукивают друг о друге.

Пришли переночевать,

Папа. Впустите! Средние пальцы постукивают друг о друге.

Дети. Входите! Мизинцы постукивают друг о друге.

Солдаты. Ах,

Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.

Какая благодать,

Что пустили ночевать!

Сомкнутые ладони повернуть пальцами к груди, затем следует быстрый оборот рук на 180″ так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед

Чиркова Надежда Николаевна, воспитатель, МКДОУ Центр развития ребёнка «детский сад «Белоснежка»

«Режиссерская игра – как вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка»

Режиссерские игры этот вид деятельности игры чаще видят родители, чем воспитатели. Дело в том, что режиссёрские игры ребёнок, как правило, играет один. Эти игры он затевает с игрушками, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще всего не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Малыш уже способен отражать в игре не только действие с предметами, но и отношение между двумя или несколькими персонажами. У него появляется представление о роли и определяемых этой ролью действияях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие оъекты, отношений между людьми – в игру.

По мере овладения определёнными умениями дети создают всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, регулируя отношения действующих лиц, организую игру как режиссёр. Эта своеобразная позиция ребёнка и позволяет назвать игры такого типа режиссёрскими. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием, сложностью и разнообразностью. Суть режиссёрской игры заключается в многообразных переживаниях. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоени мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями которые окружают детей в повседневной жизни. Для такой игры важно правильная организация предметной среды. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетоми». Это могут быть ланшафтные макеты, макеты кукольных домиков и пр. Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Именно поэтому в детском саду уделяют большое значения режиссёрским играм. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. Благодаря игре у ребёнка формируюся и закрепляются умение принять игровую задачу; способность действовать в соответствии с общим замыслом, но развивая свою собственную сюжетно-игровую линию, стимулирует творческую активность детей;

Полученные знания о семье; о труде взрослых: врача, полицейского, пожарного, парикмахера, работников зоопарка и т.п., об их основных трудовых процессах; знания о жизни домашних животных и их детёнышах и так далее.

Вашему вниманию представлены конспекты режиссёрских игр, которые могут быть разыграны во время непосредственно-образовательной деятельности, а также и в самостоятеятельной.

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность – режиссёрская игра

«К бабушке в деревню»

Возрастная группа: 4-5 лет.

Цель : вызвать у детей устойчивый интерес к режиссерской игре как одному из способов становления и развития игровых навыков.

Задачи:

Закрепить знания детей о жизни домашних животных и их детёнышах;

Формировать умение принять игровую задачу: разыграть незавершенный сюжет;

Учить отображать в игре не только действия с предметами, но и отношения между двумя или несколькими персонажами,

Продолжать формировать навык обыгрывать игровые действия, связанные с конкретными ролями;

Продолжать развивать умение детей работать в сотрудничестве: взаимодействовать с партнером, договариваться, сообща доводить запланированную работу до конца;

Развивать творческое воображение

Воспитывать у детей умения играть дружно, приходить на помощь другу, вежливо обращаться за помощью, благодарить за ее оказание.

Методы и приемы мотивации и активизации деятельности детей.

Приемы создания положительного эмоционального настроя: сюрпризный момент, музыкальное сопровождение;

Приемы активизации мыслительной деятельности: проблемные ситуации, провоцирующие вопросы, заставляющие ребенка искать выход из ситуации во время игры;

Чередование видов деятельности.

Оборудование: макет для развёртывания игры, игрушка Кот Матроскин, игрушки животных; игра «Найди мам детёнышам; картинки из серии « Домашние животные» с изображением домашних животных; познавательная и художественная литература, тематический конструктор.

Предварительная работа по подготовке к игре.

Экскурсия на приусадебный участок.

Рассматривание картинок и иллюстраций из демонстрационного материала «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты», «Семья».

Проведение познавательных бесед из цикла «В гостях у бабушки Арины» о жизни в сельской местности.

Изготовление макета и атрибутов для организации режиссерских игр.

Организация целенаправленных наблюдений в процессе театрализованной деятельности, сюжетной и режиссерской игры с целью развития детских замыслов.

Ход деятельности

Воспитатель (управляя игрушкой): Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей) .

Да я, кот Матроскин, пришёл в гости и хочу с вами поиграть. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас узнаю.

Кот Матроскин читает стихотворение-загадку «Скотный двор».

Есть двор у бабушки в деревне Двор то не простой. Нет там лестниц и качелей, Нет песочниц с детворой. Зато гуляет лошадь, Корова и коза. Под солнце на песочнице Свинья лежит с утра, И с мамами на травке, Резвится детвора: Игривый жеребёнок, И ласковый телёнок, Щенята, поросята, Ягнята и козлята. Там человек содержит Животных в дождь и снег. Там кормит их и поит, И чистит и стрижет. Под крышей их спасает. Скажите мне, ребята, Как этот двор назвать? (Высказывания детей).

Воспитатель. Кот Матроскин предлагает вам, ребята, ответить на вопросы.

Какие животные живут на хоздворе?

Каких животных называют домашними?

Как за ними ухаживает человек?

О каких домашних животных говорится в стихотворении?

Какую пользу приносят домашние животные человеку?

Какие домашние животные дают человеку молоко и шерсть? (Ответы детей).

Воспитатель . Молодцы ребята. А теперь Кот Матроскин предлагает вам поиграть в игру «Найди мам детёнышам».

Кот Матроскин объясняет детям правила игры.

Игра «Найди мам детёнышам»

Игра проводиться в парах. Ребёнок находит себе пару, партнёры договариваются, кто будет выбирать картинку детёныша, а кто - мамы.

Дети расходятся к разным столам и выбирают картинку.

Под музыку дети с картинками гуляют по группе после окончания музыки ребёнок – детёныш звукоподражанием зовёт маму, ребёнок – мама находит его.

Кот Матроскин хвалит детей и предлагает поиграть с ним.

Пальчиковая игра «Про кошку»

1-2-3-4-5 вот кулак, а вот ладошка,

На ладошку села кошка.

И крадётся потихоньку,

И крадется потихоньку,

Значит, мышка здесь живёт.

Воспитатель. Ребята, Кот Матроскин предлагает вам, отправится в гости к бабушке в деревню и помочь ей по хозяйству. У Кота Матроскина есть волшебный мешочек, в нём лежат фанты - ваши вещи. Сейчас Кот будет доставать по одной вещи, и говорить какую роль будет обыгрывать владелец этого фанта.

Кот Матроскин достаёт фанты и называет кому, какая роль (деда, бабки, сына, дочери, внучки, внука) выпала.

^ КАРТОТЕКА РЕЖИССЁРСКИХ ИГР

РЕКОММЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕЖИССЁРСКИХ ИГР И К ПРОЦЕССУ РАБОТЫ НАД РОЛЬЮ.

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

Подготовка театрального костюма;

Использование грима для создания образа.

Игры направленные на развитие сюжетосложения


Карточка №1

Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» - карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм - одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатий и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему - одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Карточка № 2

^ Игра «Зоопарк»

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда - зрители - они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.
Карточка №3

^ Игра «На мостике»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик - полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика - аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Карточка№4

^ Игра «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Педагогические ситуации, разрешаемых с помощью режиссерской игры
Карточка№1

«Погружение в сказку»

Ц: учить создавать воображаемую ситуацию.
«Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

Карточка №2.

«Специальное» зеркало.

Ц: учить проигрывать различные эмоциональные состояния.
Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

Карточка№3

«Интересные эпизоды из сказки».

Ц: учить проигрывать отрывки из сказки по замыслу режиссёра.

Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

Карточка№4

«Мы-режиссёры».

Ц: учить режиссёрской игре.
Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.
Карточка№5

«Рисование картинок».

Ц: учить рисовать сюжет к картинке по замыслу режиссёра.

Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Карточка№6.

«Правила в играх».

Ц: учить усваивать нравственные правила и задачи по замыслу режиссёра..
Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.
Карточка№7

«Сюжеты в играх».

Ц: учить составлять сюжеты по замыслу режиссёра.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то режиссерские игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.
Карточка №8.

«Рак – отшельник».

Цель: учить выбирать сюжет; создавать сценическое пространства.

^ Действующие лица : Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины.

Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза-, красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и все­гда готов повеселиться. Мурена: злая ры­ба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источ­ник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться.

^ Описание сюжета:

Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Про­плывающие мимо дельфины советуют ему найти друга - тогда мир станет яр­че. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встреча­ет разных обитателей моря (краб, муре­на), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она то­же страдает от одиночества. Рак-от­шельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы.

^ Основные моменты режиссерской игры:

*Выбор сюжета: Для данной режиссерской игры выбрана сказка Б. Зоходера «Рак-отшельник и роза». На первом этапе сказка была прочитана детям, и каждый ребенок выбрал себе роль того персонажа, который ему понравился.

*Создание сценического пространства: На сцене с помощью декораций, музыки создана атмосфера моря, где разворачивается действие сказки, очень важный момент режиссерской игры. Чем ярче, интереснее сценическое пространство, тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой-спектаклем

*Создание сценического образа «Я» - не «Я»: В игре-спектакле «Рак-отшельник роза» сделана попытка создать пластические образы морских обитателей, создания образов были использованы такие элементы театрального искусства, как костюм и грим.

*Действие в соответствии с сюжетом сказки: Перед детьми ставится следующая задача - делать на сцене не то, что я хочу, а действовать в образе и по сюжету, т. е. я делаю то, что делает мой персонаж, Методом театральных этюдов, с помощь игры-импровизации воспитатель на репетициях помогает ребенку понять.

Конспект игры «Лунтик»

Цель: формировать чувство принадлежности к группе; помогать каждому ребенку чувствовать себя более защищено, преодолевать трудности в общении

Оборудование: игрушка – Лунтик, фломастеры, контур фигуры Лунтика, мягкие игрушки: белочка, ежик, ширма, атрибуты для оформления: бумажные лилии, плоскостные деревья, настенные зеркала.
^ Предварительная работа.

Беседа о мультипликационном фильме про Лунтика и его друзей. Выучить песню с музыкальным руководителем “Лунтик”. Муз. и слова И. Пономаревой
Ход игры.

Педагог Далеко за семью морями, в жаркой стране поселилось необычное животное. Рано утром оно просыпается и радуется солнышку. Но пока оно спит. Закройте глазки и представьте себе сказочное животное. Но вот солнышко взошло, животное открыло глазки и смотрит на вас (в руках у психолога игрушка – Лунтик).

Открывайте глазки

Солнышко припекает, и животное подставляет жарким лучам свои ладошки, мордочку, спинку. Радуется и улыбается

Покажите, как животное радуется.

Дети исполняют песню “Лунтик” Педагог Он предлагает нам, отправится в путешествие по сказочной стране. Садитесь в паровоз

^ Игра “Паровозик с именем”

(Цель: уметь работать в паре и договариваться).
Правила:

дети сцепившись за плечи друг друга двигаются по залу. Этот поезд не простой, его вагончики очень дружные, они крепко держаться друг за друга, никто не отстает, но никто и не убегает вперед. Вставайте друг за другом, положите руки на плечи.“ Паровоз”, который изображает ребенок меняется по сигналу педагога (называется имя ребенка).
Педагог

Вот наш паровоз остановился у озера. Подойдите к озеру (дети подходят к зеркалу), посмотрите в него. Лунтик тоже увидел свое отражение. Как вы думаете, ребята, он обрадовался или испугался? Ему понравилось свое отражение? Покажите как он обрадовался, испугался, удивился (показ пантомимы).

^ Раздается гудок паровоза.

Игра “Паровозик с именем”

Педагог Наша следующая остановка на лесной полянке. Слышите, кто-то ругается?
Из-за ширмы появляется белочка и еж.
Белочка: Я с тобой играть не буду! Ты меня обижаешь!
Еж: Да я тебя не обидел, а просто толкнул
Белочка: Смотри, сколько ребят к нам в гости приехало. Ты их тоже всех будешь обижать, толкать и обзывать?
Еж: А эти ребята сами могут обижать не только меня и тебя, но и друг друга. Правда, ребята?
Ответы детей.
Педагог

В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят друг с другом, но никто не обижается, так как они умеют найти общий язык. Мы можем показать Ежику, как нужно договариваться.
Лунтик для вас приготовил подарки – рукавички. Я разложу пары рукавичек с одинаковым рисунком, но не раскрашенные. Вы поднимите рукавичку и найдете себе пару. С помощью трех карандашей разного цвета постараетесь как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково (педагог при необходимости оказывает помощь в процессе работы).
Наша игра заканчивается, я предлагаю подарить ваши рукавички лесным жителям, чтобы они не ссорились.
Дети дарят рукавички белочке и ежику.
^ Правила драматизации (по Р. Калининой)

^ Правило индивидуальности . Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

^ Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

^ Правило свободы выбора . Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

^ Правило помогающих вопросов . Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

^ Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика (декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами.
Конспект режиссёрской игры по сказке «Гуси лебеди» в старшей группе
Справка : к режиссёрским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок (или взрослый) не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
^ Программное содержание :


  1. Продолжать совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

  2. Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку;

  3. Закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

Предварительная работа:
1.Чтение сказки «Гуси-лебеди», беседы по содержанию сказки;
2. заучивание скороговорок на четкость дикции;
3. дыхательные тренинги;
4. беседы на тему: «Запомни театральные слова», «Разные жанры сценической речи», «Второстепенные персонажи», «Интонация главных героев»;
5. подготовка реквизита.
Материал и оборудование: воздушный шарик; реквизит для показа сказки: изба + задний план, куклы сестры и братца, печка, яблоня, речка, изображение леса, избушка Бабы-яги, отдельные деревья, гуси-лебеди, ежик.

Ход:
^ 1.Игровая мотивация
Педагог : Ребята, к нам в окно залетел воздушный шарик, он так напуган. Говорит, что за ним гнались Гуси-лебеди, шипели, кричали. Ребята, может такое быть? Какую историю мы знаем про гусей-лебедей и можем рассказать Шарику? (сказка «Гуси-лебеди»)
Педагог (Шарику): А знаешь, Шарик, мы с ребятами не только её расскажем, но и сможем показать тебе в нашем театре. А ты удобно располагайся и смотри.
^ 2. Организация настольного театра
Педагог: Ребята, прежде чем мы начнем показ, расскажите, кто участвует в спектакле? (режиссер, актеры,художник, музыканты и т.д.) Кто такой режиссер? (Он самый главный в театре, выбирает актеров, показывает куда расставить декорации, соблюдает последовательность событий и т. д).
Педагог: Вот сейчас мы и выберем режиссера.
Педагог и дети выбирают режиссёра
Педагог: А теперь режиссер раздаст карточки с символами героев сказки. В соответствии с вашими ролями, режиссер вас расставит на игровом столе. (карточки затем убираются в коробку).

Конспект режиссерской игры «Поиск внучки Машеньки» в подготовительной /логопедической/ группе детского сада

Цель занятия:

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли.
Развивать умение подбирать игровой материал, распределять игрушки.
Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками.
Развивать творческие способности детей.
Активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление.
Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры.

Материал:

Ширма, куклы «би-ба-бо», пальчиковый театр, фигурки животных, декорации деревьев, разные домики.

Предварительная работа:

Изготовление и подбор необходимых атрибутов для игры, сюжетно-ролевые игры, дидактическая игра «Дикие животные и их детеныши», инсценирование сказок.

Ход:

Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете, чем сказка отличается от рассказа? /В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать/.

Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-ба-бо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма.

Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев. /Дедушка, бабушка, внучка,матрешка, белка, заяц с зайчиком,сорока,баба Яга /.

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подружкой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернуться, как только наберут ведерко ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что-то с ними случилось?» - подумали они и решили пойти их искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, голодная, наверное, нужно взять какую-нибудь еду, ну, морковку, орешки, конфеты, например.

Собрали дед с бабкой корзину с угощением и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец, впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья, стали кричать Машеньке, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на их головы шишки посыпались, они только головы уворачивать успевали. Наконец, они смогли посмотреть наверх, и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка и держит в лапке шишку.

-«Ты почему бросаешься на нас шишками, белочка? – спросил дед.

- «А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу нужно вести себя тихо.

- «Прости, нас белочка. Мы извиняемся перед тобой, но у нас горе большое: внучка с матрешкой потерялись в лесу, вот мы их и зовем. А ты их не видела?».

- «Нет, не видела. А вот спросите сороку- белобоку, она все новости лесные знает, везде летает».

- «Спасибо, белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас». /Спасибо/

- «Сорока-сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами пришла?»

- «Видела, они такие маленькие, как же вы их отпустили одних: у нас в лесу страшно, и волк может поймать, да и баба Яга не дремлет. Они были здесь, а потом нашли маленького зайчика, он под деревом сидел и плакал, домой дорогу не мог найти. Вот они и решили его к зайчихе отнести. Так что, хоть они и маленькие, но добрые, в беде друзей не бросают.Идите мимо сломанной сосны вон к той березе, а потом под горку, там под кустами увидите домик зайчихи. Поторопитесь». /Спасибо/.

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшновато становится, но что делать? Прошли мимо сосны, миио березы, спустились под горку, смотрят, виднеется домик. Подошли к нему, заглянули в окно, а там сидят зайчата с мамой-зайчихой за столом, а перед ними листок капусты. Постучали в окно дед с бабой, зайчата прижались к маме, трясутся.

- «Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

- «Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». /Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат/.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними.

Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела.

Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».

Вопросы:

Ребята, понравилась вам Сашина сказка или нет?
- За кого вы переживали больше всех?

Мне очень понравилась, Саша хорошо пофантазировал!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела