Конспект игры совушка. Бег со скакалкой. Игры, направленные на физическое развитие дошкольников

Подвижные игры

«Совушка »

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле ») сидит или стоит «Сова ». Воспитатель говорит: « День наступает – все оживает ». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: « Ночь наступает, все замирает, сова вылетает ». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова » медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова » отправляет к себе в «дупло ». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова » забрала к себе. После этого выбирают новую «сову » из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова », которая забрала себе большее число играющих.

«Бездомный заяц »

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник » и «бездомный заяц ». Остальные «зайцы » стоят в обручах – «домиках ». «Бездомный заяц » убегает, а «охотник » догоняет. «Заяц » может встать в домик, тогда «заяц », стоявший там, должен убегать. Когда «охотник » поймал «зайца », он сам становится им, а «заяц » - «охотником ».

«Лиса в курятнике »

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры: На одной стороне площадки очерчивается «курятник ». В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры ».

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой », остальные – «куры ». По сигналу «куры » спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу: «Лиса! » - «куры » убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса » старается утащить «курицу », не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры » снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса » поймает двух-трех «кур ».

«Пробеги тихо »

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки. Если водящий услышит, он говорит «Стой! » и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

«Самолеты »

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

Ход игры: Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы! ». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели! » разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку! » играющие направляются на свою сторону площадки.

«Зайцы и волк »

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры: Одного из играющих выбирают «волком ». Остальные – «зайцы ». В начале игры «зайцы » стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы » выходят из домиков, воспитатель говорит:

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк » выходит из оврага и бежит за «зайцами », они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев » «волк » отводит к себе в овраг.

«Охотник и зайцы »

Цель: учить метать мяч в подвижную цель.

Ход игры: На одной стороне – «охотник », на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца ». «Охотник » обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев », затем возвращается к себе. Воспитатель говорит: «Выбежали на полянку зайцы ». «Зайцы » прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник », «зайцы » останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц », в которого попал «охотник », считается подстреленным, и «охотник » уводит его к себе.

«Жмурки »

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.

Ход игры: Жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят на середину площадки, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На мосту.

- Что в руках?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

«Удочка »

Цель: учить правильно подпрыгивать: оттолкнуться и подобрать ноги.

Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель с веревкой в руках, на конце которой привязан мешочек. Воспитатель крутит веревку, а дети должны перепрыгнуть.

«Кто скорее до флажка? »

Ход игры: Дети распределяются на несколько команд. На расстоянии 3 м от исходной черты ставятся флажки. По сигналу воспитателя надо прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и бегом возвратиться в конец своей колонны.

«Птички и кошка »

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка », за кругом – «птички ». «Кошка » засыпает, а «птички » впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка » просыпается и начинает ловить «птиц », а они убегают за круг. Пойманных «птичек » кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

« Не попадись! »

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; развивать ловкость.

Ход игры: Кладется шнур в виде круга. Все играющие стоят за ним на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится внутри круга. Остальные дети прыгают в круг и обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся внутри. Через 30-40сек. Воспитатель прекращает игру.

« Ловишки »

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры: С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Дети стоят в одной стороне. По сигналу дети перебегают на другую сторону, а ловишка старается их поймать. Пойманный становится ловишкой. В конце игры говорят, какой ловишка самый ловкий.

«К названному дереву беги »

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.

Ход игры: выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводит на скамейку штрафников.

«Найди листок, как на дереве »

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку; развивать наблюдательность.

Ход игры: Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья ». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

«Кто скорее соберет? »

Цель: учить группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы » и «Огородники ». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

«Пчелки »

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Ход игры: Все дети - пчелки , они бегают по комнате, размахивают крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж ». Появляется медведь (выбранный по желанию) и говорит: Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают:

Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж!

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

«Жуки »

Цель: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети-жуки сидят в своих домах (на скамейке) и говорят: «Я жук, я тут живу, жужжу, жужжу:ж-ж-ж ». По сигналу педагога «жуки » летят на поляну, греются на солнышке и жужжат, по сигналу «дождь » возвращаются в домики.

«Найди себе пару »

Цель: учить быстро бегать, не мешая друг другу; закреплять названия цветов.

Ход игры: Воспитатель раздает разноцветные флажки играющим. По сигналу воспитателя дети бегают, при звуке бубна находят себе пару по цвету флажка и берутся за руки. В игре должно принимать участие нечетное кол-во детей, чтобы один остался без пары. Он и выходит из игры.

«Такой листок - лети ко мне »

Цель: развивать внимание, наблюдательность; упражнять в нахождении листьев по сходству; активизировать словарь.

Ход игры: Воспитатель с детьми рассматривает листья, упавшие с деревьев. Описывает их, говорит, с какого они дерева. Через некоторое время, раздает детям листья от разных деревьев, находящихся на участке, и просит внимательно его послушать. Показывает лист от дерева и говорит: «У кого такой же листок, бегите ко мне! »

«Зимующие и перелетные птицы »

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы » бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички ».

После этих слов «перелетные птицы » бегут к Солнцу, а «зимующие » - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

«Пчелки и ласточка »

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети- «пчелки » сидят на корточках. «Ласточка » - в своем гнезде. «Пчелки » (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел ». Пойманный становится «ласточкой ».

«Песенка стрекозы »

Цель: развивать координацию движений; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети становятся в круг, произносят хором слова, сопровождая их движениями:

Я летала, я летала, устали не знала.

(Плавно взмахивают руками.)

Села, посидела, опять полетела.

(Опускаются на одно колено.)

Я подруг себе нашла, весело нам было .

(Плавные взмахи руками.)

Хоровод кругом вела, солнышко светило.

(Водят хоровод.)

«Кот на крыше »

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центре – «кот ». Остальные дети – «мыши ». Они тихо подходят к «коту » и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса: Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот » гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот » не имеет права забегать.

«Журавль и лягушки »

Цель: развивать внимание, ловкость; учить ориентироваться по сигналу.

Ход игры: На земле чертится большой прямоугольник – река. На расстоянии 50 см от нее сидят дети- «лягушки » на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль ». «Лягушки » усаживаются на кочки и начинают свой концерт:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

И, надувшись, как пузырь,

Стали квакать из воды:

«Ква, ке,ке, Ква,ке,ке.

Будет дождик на реке ».

Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль » вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки » прыгают в воду, где «журавлю » ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка » остается на кочке до тех пор, пока «журавль » не улетит и не вылезут «лягушки » из воды.

«Охота на зайцев »

Цель: развивать внимание, ловкость, быстрый бег.

Ход игры: Все ребята- «зайцы » и 2-3 «охотника ». «Охотники » находятся на противоположной стороне, где для них нарисован дом.

Воспитатель: -

Никого нет на лужайке.

Выходите, братцы-зайки,

Прыгать, кувыркаться!..

По снегу кататься!..

«Охотники » выбегают из домика и охотятся на зайцев. Пойманных «зайцев » «охотники » забирают себе в дом, и игра повторяется.

«Жмурки с колокольчиком »

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями.

«Воробушки »

Ход игры: Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают », дети раскрывают глаза, громко говорят: « Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют ». После этих слов дети разбегаются по участку. На слова педагога: « В гнездышко полетели! » - возвращаются на свои места.

«Зайка »

Цель: развивать ловкость, быстрый бег.

Ход игры: Выбираются 2 ребенка: «зайчик » и «волк ». Дети образуют круг, взявшись за руки. За кругом – «зайчик ». В кругу «волк ». Дети ведут хоровод и произносят стихотворение. А «зайка » прыгает за кругом:

Скачет зайка маленький около завалинки,

Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка!

«Волк » старается выбежать из круга и поймать «зайчика ». Когда «зайчик » пойман, игра продолжается с другими игроками.

« Лисичка и курочки »

Цель: развивать быстрый бег, ловкость.

Ход игры: На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку! » По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.

Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

«Зайцы и медведи »

Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.

Ход игры: Ребенок- «медведь » сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы » прыгают вокруг и дразнят его:

Мишка бурый, мишка бурый,

Отчего такой ты хмурый?

«Медведь » встает, отвечает:

Я медком не угостился

Вот на всех и рассердился.

1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!

После этого «медведь » ловит «зайцев ».

«Где мы были »

Цель: развивать двигательные навыки и умения; развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, дыхание.

Ход игры: Считалкой выбирается водящий. Он выходит за веранду. Оставшиеся дети сговариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего. Он говорит: « Здравствуйте, дети!

Где вы были, что вы делали? »

Дети отвечают:

« Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем! »

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать – снова водит.

«У медведя во бору »

Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание.

Ход игры: На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для медведя. На противоположном конце обозначается линией дом детей. Воспитатель назначает одного из играющих медведем (можно выбрать считалкой). Остальные играющие - дети, они находятся дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять ». Дети направляются к опушке леса, собирают грибы, ягоды, т. е. имитируют соответствующие движения и говорят :

« У медведя во бору,грибы, ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит ».

Медведь с рычанием встает, дети убегают. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного он отводит к себе. Игра возобновляется. После того как медведь поймает 2-3 играющих, назначается или выбирается новый медведь. Игра повторяется.

«Перелет птиц »

Цель: учить двигаться в одном направлении, быстро убегать после сигнала.

Ход игры: Дети стоят в одном углу участка – они птицы. В другом углу – скамейки. По сигналу педагога: «Птички улетают! », дети, подняв руки, бегают по площадке. По сигналу: «Буря! », бегут к скамейкам и садятся на них. По сигналу взрослого: «Буря кончилась! », дети слезают со скамеек и продолжают бег.

«Огуречик… огуречик… »

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик, Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет ». После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

«Ловишка, бери ленту! »

Цель: развивать ловкость, воспитывать честность, справедливость при оценке поведения в игре.

Ход игры: Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги! » дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя" «Раз, два, три. В круг скорей беги! » дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

«Цветные автомобили »

Цель: учить в соответствии с цветом флажка выполнять действия, ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети размещаются по краям площадки, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, дети, имеющие круг этого цвета разбегаются в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

«Картошка »

Цель: познакомить с народной игрой; учить перебрасывать мяч.

Ход игры: Игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг-другу не ловя его. Когда какой-нибудь игрок роняет мяч - он садится в круг (становится "картошкой"). Из круга, подпрыгивая из положения сидя, игрок пытается поймать мяч. Если поймает, то снова становится к играющим, а тот игрок, который упустил мяч - становится картошкой.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок или не надоест.

«Птицы и автомобиль »

Цель: развивать двигательные умения и навыки; развивать слуховое внимание; умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Это «птички » в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя:

Прискакали птички, птички-невелички,

Весело скакали, зернышки клевали.

Дети – «птички » летают и прыгают, размахивая руками. По сигналу воспитателя: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та-та, берегись, посторонись ». Дети- «птички » убегают от автомобиля.

«Мышеловка »

Цель: развивать ловкость, умение действовать после сигнала.

Ход игры: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку, начинают ходить по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Развелось их – просто страсть.

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот захлопнем мышеловку,

И поймаем сразу вас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя «Хлоп » стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.

«Пробеги и не задень »

Цель: развивать ловкость движения.

Ход игры: Из больших снежков выкладывают цепочку. Задача игроков - пробежать между снежками и не задеть их.

«Снежная баба »

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры: Выбирается «Снежная баба ». Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая,

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит.

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба » просыпается и ловит детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой ».

«Утка и селезень »

Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения.

Ход игры: Двое играющих изображают Утку и Селезня. Остальные образуют круг и берутся за руки. Утка становится в круг, а Селезень за кругом. Селезень пытается проскочить в круг и поймать Утку, при этом все поют:

Селезень, ловит утку,
Молодой ловит серую.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

«Попади в обруч »

Цель: развивать меткость, глазомер.

Ход игры: Дети бросают снежки в обруч с расстояния 5-6 м.

«Снежки и ветер »

Цель: развивать двигательные навыки.

Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. По сигналу воспитателя: «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь, снежинки! » - разбегаются в разных направлениях по площадке, расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Воспитатель говорит: « Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки в круг! » - дети сбегаются в кружок и берутся за руки.

«Берегись, заморожу »

Цель: развивать ловкость.

Ход игры: Все играющие собираются на одной стороне площадки, воспитатель с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу », говорит воспитатель. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в домике.

«Пустое место »

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

Ход игры: Дети держатся за обруч правой рукой, и двигаются по часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко глажу,

К одному я подойду

И тихонько постучу:

«Тук-тук-тук ».

Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришел? » ведущий называет имя ребенка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займет пустое место у круга.

«Лохматый пес »

Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,

И посмотрим что-то будет !

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

«Мы веселые ребята »

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят:

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать.

1,2,3 – лови!

После слова «Лови! » дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот, кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

«Карусель »

Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

Ход игры: Играющие стоят в кругу. На земле лежит веревка, концы которой связаны. Они подходят к веревке, поднимают ее с земли и, держась за нее правыми {или левыми) руками, ходят по кругу со словами:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слова «бегом » бегут.

По команде руководителя «Поворот! » они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону. На словах:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра.

Движение карусели постепенно замедляется, а с последними словами останавливается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь сесть на карусель, то есть взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего звонка (хлопки). Опоздавший на карусели не катается.

«Котята и щенята »

Цель: учить красиво передвигаться на носочках, соединять движение со словами; развивать ловкость.

Ход игры: Играющих делят на две группы. Дети одной группы изображают «котят », Другой – «щенят ». «Котята » находятся около скамейки; «щенята » - на другой стороне участка. Воспитатель предлагает «котятам » побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята! » - вторая группа детей перелезает через скамейки. Они бегут за «котятами » и лают: «Ав-ав-ав ». «Котята », мяукая, быстро влезают на скамейку. Воспитатель все время находится рядом. «Щенята » возвращаются в свои домики. После 2-3-х повторений, дети меняются ролями, и игра продолжается.

«Пузырь »

Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь! ». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп! ». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш ». затем снова становятся в круг.

«Кот Васька »

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: Дети водят хоровод, в середине «спит » кот.

Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.

Кот просыпается, ловит мышей. Мыши убегают в домики.

«Капуста »

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин » садится рядом с капустой и говорит:

Я на камешке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород », схватить «капусту » и убежать. Кого «хозяин » поймает – из игры выбывает.

«Кто где живет »

Цель: учить группировать растения по их строению; развивать внимание, память, ориентацию в пространстве.

Ход игры: Детей делят на две группы: «Белочки » и «зайчики ». «Белочки » ищут растения, за которыми могут укрыться, а «зайчики » - под которыми могут спрятаться. «Белочки » прячутся за деревья, а «зайчики » - за кустики. Выбирают водящего – «лису ». «Зайчики » и «белочки » бегают по поляне. По сигналу: «Опасность - лиса! » - «белочки » бегут к дереву, «зайцы » - к кустам. Кто неправильно выполнил задание, тех «лиса » ловит.

«Дети и волк »

Цель: развивать двигательные умения и навыки; учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: На одном стороне площадки перед начерченной линией стоят дети. На противоположной стороне, за "деревом" (стулом или столбиком), сидит "волк" - ведущий. Воспитатель проговаривает:

Дети в лесу гуляли, землянику собирали,
Много ягодок везде – и на кочках, и в траве.

Дети расходятся по площадке, бегают. Воспитатель продолжает:

Но вот сучья затрещали…

Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью, - убегайте!

Дети разбегаются, «волк » их ловит. Пойманный ребенок становится «волком », и игра начинается сначала.

«Бабочки, лягушки и цапли »

Цель: развивать двигательную активность, внимание.

Ход игры: Дети свободно бегают на площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут «крылышками », кружатся), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произнесет: «Снова побежали! », они снова начинают бегать по площадке в произвольных направлениях.

«Голубь »

Цель: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве; упражнять в произношении звуков.

Ход игры: Дети выбирают «ястреба » и «хозяйку ». Остальные дети – «голуби ». «Ястреб » становится в стороне, а «хозяйка » гонит «голубей »: «Кыш, кыш! » «Голуби » разлетаются, а «ястреб » их ловит. Затем «хозяйка » зовет: « Гули-гули-гули » - и «голуби » слетаются к «хозяйке ». Тот, кого «ястреб » поймал, становится «ястребом », а прежний «ястреб » - «хозяйкой ».

Один из играющих - «совушка» - находится в небольшом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек лягушек. По сигналу взрослого: «Ночь наступает!» - все останавливаются, а совушка вылетает на охоту. Все играющие замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в гнездо. Когда играющие услышат: «День!» - все снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают новую совушку. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшиеся в гнездо.

Правила: 1)Совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком.

2)Вырываться от совушки нельзя.

3)Если совушка не заметит пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День», то она улетает в гнездо одна, без добычи.

    

Подвижные игры

Ловишка с колокольчиком

Дети становятся в круг и выбирают ловишку, которому дают колокольчик. Ловишка находится в центре круга. Дети говорят:

«Здесь веселые ребята

Любят бегать и скакать Ты попробуй их догнать! Приготовься, посмотри

И кому-то позвони!»

На последних словах дети разбегаются и стараются найти любое возвышенное место (скамейка, бревно, лестница, пенек). Ловишка должен успеть кого-либо задержать, позвонить в колокольчик и передать колокольчик пойманному. Ловишка приводит задержанного в центр круга, после этого все играющие спускаются вниз и снова образуют круг. Игра продолжается с новым ловишкой.

    

Подвижные игры

Сардины

Выбирается один игрок, который идет прятаться, в то время пока все остальные закрывают глаза и считают до 30. Затем играющие идут искать прячущегося. Когда ищущий обнаружит прячущегося, он присоединяется к нему. Цель игры: как можно быстрее найти прячущегося игрока. Последний игрок становится водящим.

    

Подвижные игры

Волк и козлята

Линиями отделяют «Дом волка» и «Дом козлят». Между этими «домами» «поляна».

Дети делятся на две команды волки и козлята. Волки ложатся спать, а козлята выходят на поляну гулять. Козлята спрашивают: «Волк, волк ты спишь?» Волк говорит: «Сплю еще». Так несколько раз, затем волки просыпаются и догоняют козлят. Это должно быть неожиданно.

Волк может быть один ребенок.

    

Подвижные игры

Будь ловким

Дети стоят лицом в круг, у ног каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Осаленные дети выходят из игры. Нового водящего выбирают из тех, кого ни разу не коснулся предыдущий водящий.

    

Подвижные игры

Кого назвали, тот лови

Дети ходят, бегают, прыгают и т. д. по площадке. Взрослый находится среди детей, он держит в руке большой мяч. Затем он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный подбегает, ловит мяч и бросает его вверх, называя по имени кого-нибудь из играющих, который в свою очередь подбегает, ловит мяч и т. д.

    

Подвижные игры

Загони льдинку

На снегу цветной краской нарисован большой круг, от него в разные стороны 8-10 цветных линий - лучей, их длина 2,5-3 м. В конце этих линий стоят дети. У носка правой ноги каждого играющего лежит льдинка. По сигналу, подпрыгивая на правой ноге, все стараются быстрее загнать свою льдинку в круг. Здесь можно стоять на двух ногах, ожидая остальных игроков. После этого каждый гонит свою льдинку обратно, подпрыгивая на левой ноге и стараясь придерживаться начерченной линии, передает льдинку другому игроку. Отмечается пришедший первым.

Ирина Рохина
Подвижные игры и упражнения для детей подготовительных групп

Подвижная игра «Ловишки»

С помощью считалки выбирается водящий-ловишка и становится на середину зала (площадки) . По сигналу воспитателя «Раз-два-три-Лови!» все играющие разбегаются и увертываются от ловишки, который старается догнать кого-либо и коснуться рукой. Тот, кого ловишка коснулся, отходит в сторону. Когда будут пойманы 2-3 игрока, выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3 раза. Если группа большая , то выбираются двое ловишек.

Подвижная игра «Не оставайся на полу»

С помощью считалки выбирается водящий-ловишка. Ловишка бегает вместе с детьми по залу (площадке) . Как только воспитатель произнесет «Лови!» все дети разбегаются и стараются забраться на любое возвышение (скамейки, кубы, гимнастическая стенка) . Ловишка старается осалить. Ребята, до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

Подвижная игра «Удочка»

Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает мешочек на веревке по кругу над самой землей (полом, а дети подпрыгивают, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает детям, как следует подпрыгивать : энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Воспитатель вращает мешочек в обе стороны попеременно.

Подвижная игра «Не попадись»

На полу чертят круг (или выкладывают из шнура) . Все играющие становятся за кругом на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится в круг в любом месте. Дети прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Ребенок, до которого водящий дотронулся, отходит в сторону. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра повторяется со всеми детьми.

Подвижная игра «Совушка»

Выбирается водящий-«совушка» , остальные дети изображают бабочек, птичек и т. д. По сигналу воспитателя : «День!» - дети бегают по всему залу, на команду : «Ночь!» - замирают и останавливаются в том месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится, забирает к себе. Игра повторяется.

Подвижная игра «Перелет птиц»

На одной стороне зала находятся дети-птицы. На другой стороне располагают различные пособия – гимнастические скамейки, кубы, модули и т. д. – это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы улетают!» дети, помахивая руками как крыльями, разбегаются по всему залу. По сигналу «Буря!» все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое-либо место. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась!» , дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу – «птицы продолжают свой полет» . Страховка воспитателя обязательна.

Подвижная игра «Ловишки с лентами»

Дети становятся в круг; у каждого ребенка имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга находится ловишка. По сигналу воспитателя : «Раз-два-три-лови!» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-либо ленточку. По сигналу педагога : «Раз-два-три – в круг скорей беги!» - все строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, то есть проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям, игра повторяется с новым водящим.

Подвижная игра «Фигуры»

По сигналу воспитателя все дети разбегаются по площадке (залу) . На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят :

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три-лови!

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Ребенок, которого ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечет черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «По местам»

Играющие образуют круг. Перед каждым ребенком лежит предмет (кубик, мешочек, кегля) . По сигналу воспитателя все разбегаются по залу в разные стороны, а воспитатель убирает один предмет. На сигнал «По местам!» все играющие должны быстро встать в круг и занять место у какого-либо предмета. Тот, кто остался без места, считается проигравшим. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу. Расстояние между детьми один шаг. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, обходит круг за их спинами и дотрагивается до одного ребенка – он становится лисой. Играющие открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, угадывая, кто же из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Дети спрашивают хором сначала тихо, потом громче : «Хитрая лиса, где ты?» После трехкратного произнесения этих слов хитрая лиса выходит на середину круга, поднимает руку и произносит : «Я здесь!» Все разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманных отводит в свой дом (заранее определенное место) . Когда лиса поймает 2-3 детей , воспитатель говорит : «В круг!» . Все играющие встают в круг, и игра возобновляется.

Подвижная игра «Попрыгунчики – воробышки»

Воспитатель выкладывает на полу круг из веревки (или чертит на земле) (ориентирами также могут быть мешочки с песком или кубики) . Выбирается водящий – коршун. Он становится на середину круга. Остальные дети – воробышки, они стоят за кругом. Воробышки прыгают в круг и из круга. Коршун бегает в кругу и не дает воробышкам долго там находиться. Воробышек, до которого водящий дотронулся, останавливается, поднимает руку, но из игры не выбывает . Воспитатель отмечает тех, кого коршун ни разу не поймал. Игра повторяется после небольшого перерыва.

Подвижная игра «Догони свою пару»

Играющие встают на одной стороне площадки : одна группа детей впереди , вторая – позади (расстояние между ними не менее двух шагов) . По сигналу воспитателя первые быстро убегают на другую сторону площадки, вторые их ловят (осаливают) . Перебежав на другую сторону площадки, дети меняются ролями. Игра повторяется 3-4 раза. Заканчивается игра ходьбой в колонне по одному.

Подвижная игра «День и ночь»

Играющие распределяются на две команды – «День и Ночь» . По середине зала (площадки) проводится черта (или кладется шнур) . На расстоянии двух шагов от черты спиной друг к другу становятся команды. Воспитатель говорит «Приготовились!» , затем дает одной из команд сигнал к бегу, например, произносит : «День» . Дети убегают за условную черту, а игроки второй команды быстро поворачиваются кругом и догоняют соперников, стараясь запятнать их, прежде чем те пересекут условную линию. Выигрывает та команда , которая успеет запятнать большее количество игроков противоположной команды.

Подвижная игра «Два Мороза»

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих (Мороз – красный нос и Мороз – синий нос) выходят на середину площадки, становятся лицом к детям и произносят :

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые,

Я Мороз – красный нос,

Я Мороз – синий нос,

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают в другой дом, а морозы стараются их заморозить (коснуться рукой) . Замороженные остаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят там до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько ребят им удалось заморозить. После двух перебежек выбирают других морозов.

Подвижная игра «Паук и мухи»

В одном углу зала обозначается кружком (или шнуром) паутина, где живет водящий – паук. Остальные дети – мухи. По сигналу воспитателя все мухи разбегаются по залу, «летают» , жужжат. Паук находится в паутине.

По сигналу воспитателя «Паук!» мухи останавливаются в том месте, где их застала команда. Паук выходит и внимательно смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит в свою паутину. После двух повторений подсчитывается количество пойманных мух. Игра возобновляется с другим водящим.

Подвижная игра «Ключи»

Играющие становятся в круги, начерченные в любом порядке (или выложенные из коротких шнуров) на расстоянии не менее 2 м один от другого. Выбирается водящий. Он подходит к одному из игроков и спрашивает : «Где ключи?» Тот отвечает «Пойди к… (называет одного из детей , постучи!». В это время другие дети стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять свободный кружок во время перебежки. Если водящий долго не может занять кружок, он кричит : «Нашел ключи!» Тогда все играющие меняются местами, оставшийся без места становится водящим.

Подвижная игра «Лягушки в болоте»

На одной стороне зала (за чертой) находится водящий-журавль. В середине зала – болото (круг, выложенный из шнура) . Вокруг сидят дети-лягушки и произносят :

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

Кве-ке-ке, ква-ке-ке,

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают в болото. Журавль ловит лягушек, не успевших прыгнуть. Пойманная лягушка идет в гнездо к журавлю. Когда журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля, из числа тех, кто не разу не был пойман. Игра возобновляется.

Подвижная игра «Охотники и утки»

Дети делятся на две равные команды – охотники и утки. Утки становятся в середину большого круга. Охотники бросают мяч (большой диаметр, стараясь осалить им уток. Утка, которой коснулся мяч, выбывает из игры . Когда большинство (примерно треть) уток будет осалено, команды меняются местами.

Подвижная игра «Волк во рву»

Посередине зала (площадки) проводят две параллельные черты (или кладут веревки) на расстоянии 80-90 см одна от другой – это ров. С одной стороны площадки за чертой находится дом коз. Выбирают водящего – волка. Все козы располагаются в доме (за чертой) . Волк становится в ров. По сигналу педагога «Волк во рву» козы бегут на противоположную сторону зала, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать (коснуться рукой) . Пойманных коз волк отводит в сторону. Вновь подается сигнал. После двух перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом, и выбирается новый водящий.

Подвижная игра «Горелки»

Играющие строятся в две колонны, взявшись за руки парами. Впереди – водящий. Ребята хором произносят :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо :

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз-два-три – беги!

После слова «беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут в начало колонны : один справа, другой слева от колонны. Водящий пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, он берется за руки с пойманным, и они встают впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности можно разделить детей на две команды .

Подвижная игра «Карусель»

Дети образуют круг, держась за шнур правой рукой, идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух :

Еле, еле, еле, еле,

Закружились карусели,

А потом, кру-гом, кру-гом,

Все бегом, бегом, бегом.

После того как дети пробегают 2 – 3 круга, воспитатель останавливает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают ходьбу и бег. Затем педагог вместе с детьми произносит :

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется. На словах «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются, кладут шнур на землю (пол) и расходятся по площадке.

Игровые упражнения для детей подготовительных групп

«Пингвины»

Играющие встают в круг. У каждого ребенка мешочек, который он зажимает между колен. На счет педагога «1-8» дети выполняют прыжки на двух ногах по кругу. По сигналу «Хоп!» дети прыгают в круг боком, возвращаются на свое место в кругу. Задание выполняется в другую сторону.

«Догони свою пару»

Дети встают в две шеренги; расстояние между шеренгами 3-4 шага. По сигналу воспитателя выполняется бег на противоположную сторону площадки (дистанция 15-20 м) . Игрок второй шеренги старается дотронуться до игрока первой, прежде чем тот пересечет условную линию. Воспитатель подсчитывает количество проигравших. При повторении игрового задания дети меняются ролями.

«Быстро встань в колонну!»

Играющие строятся в три колонны (перед каждой колонной кубик или кегля своего цвета) . Воспитатель предлагает детям запомнить свое место в колонне и цвет кубика. По сигналу педагога (удар в бубен, свисток) играющие разбегаются по всему залу (площадке) . Через 30-35 секунд подается сигнал «Быстро в колонну!» , и каждый ребенок должен быстро занять свое место в колонне. Воспитатель определяет команду-победителя. Повторить 2-3 раза.

«Прокати обруч»

Дети строятся в две шеренги, расстояние между шеренгами 4-5 м. В руках ребят одной шеренги обруч (диаметр50см) . По сигналу воспитателя каждый ребенок прокатывает обруч партнеру из второй шеренги, а тот возвращает обруч обратно, и так несколько раз подряд.

«Точный пас»

Играющие распределяются на пары. У каждого ребенка клюшка, у одного ребенка в паре в руках шайба. Дети становятся на расстоянии 2-2,5 м друг от друга и перебрасывают шайбу клюшками плавными, несильными движениями, чтобы она попадала точно на клюшку партнера.

Дети лепят снежки, строятся в шеренги и кладут снежки около ног, встав около исходной черты. Задание : метание снежков на дальность. В качестве ориентиров ставятся несколько цветных предметов (кегли или кубики, на расстоянии 10-12 м от детей .

«По дорожке поскользи»

Дети распределяются по трое, подходят к условной черте и берутся за руки. После небольшого разбега двое продолжают бег по снегу (утрамбованному, а третий (стоящий в середине) скользит по ледяной дорожке, стоя на двух или на одной ноге. Играющие поочередно меняются местами.

«Кто быстрее»

Играющие образуют круг, в центре круга снеговик. В руках у каждого ребенка снежок. По сигналу воспитателя дети прыжками (как зайчики) продвигаются до снеговика и кладут свои снежки примерно в метре от него. Поворачиваются кругом и прыжками возвращаются на исходную линию. После небольшого отдыха дети снова направляются к снеговику, забирают снежки и возвращаются на свое место. Воспитатель отмечает первых трех участников. В зависимости от физической подготовленности детей игру повторяют .

«Проскользи – не упади»

Дети по очереди выполняют разбег и скольжение по ледяной дорожке (длина 2,5-3 м, начиная разбег только тогда, когда предыдущий ребенок сойдет с дорожки. Каждый выполнивший задание должен быстро отойти в сторону. Для осуществления страховки педагог находится сбоку дорожки (примерно на середине) . Вторая группа детей в это время катает друг друга на санках (заранее определяются пары детей , примерно равных по физическим возможностям).

«Хоккеисты»

Играющие строятся в две шеренги. В руках у каждого игрока шайба и клюшка. На исходную линию выходит первая шеренга; дети свободно располагаются в 2-3 шагах друг от друга. Задание : провести шайбу с одной стороны площадки на другую (дистанция 10 м, стараясь не отрывать клюшку от шайбы, а затем забить шайбу в ворота (несколько ворот строятся из снега заранее) . Затем упражняется вторая группа . И так попеременно несколько раз.

«По местам»

По кругу или в две шеренги одна напротив другой ставят санки. Дети садятся на санки парами (если группа малочисленная , то по одному) . По сигналу воспитателя дети встают и разбегаются по всей площадке, кружатся в разные стороны. На сигнал «По местам!» все играющие должны быстро занять свои места на санках. Игра повторяется 2-3 раза.

«Точная подача»

Дети распределяются на пары; у каждого ребенка по клюшке и одна шайба на пару. Один игрок становится на расстоянии 1,5 м от ворот, а другой – в 2 м от первого. Задача второго игрока – бросить шайбу первому, а тот должен отбить ее в ворота. Через некоторое время дети меняются местами.

«Попрыгунчики»

Санки ставят по кругу, боком к ним стоят играющие. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах примерно треть круга, затем остановка и продолжение прыжков на двух ногах по кругу. Поворот кругом и повторение задания.

«Пас другу»

Дети становятся парами, в руках у каждого ребенка клюшка и одна шайба на пару. Ребенок несильным движением подает шайбу партнеру на клюшку, тот, поймав ее, тем же движением возвращает обратно. Шайбу следует не подбрасывать как мяч, а передавать скользящим движением друг другу.

«Мяч о стенку»

Дети становятся в 3-4 колонны перед стенкой. У игрока, стоящего первым в колонне, мяч малого диаметра. Игрок бросает мяч о стенку, затем уходит в конец своей команды. Второй игрок должен поймать мяч после отскока о пол и бросить его в стенку. И так далее. Побеждает команда, быстро и без потерь мяча выполнившая задание.

«Пас ногой»

Играющие встают в круг по 3-4 человека. В центре каждого круга водящий, перед ним лежит мяч большого диаметра. Водящий прокатывает игрокам мяч ногой (пас ногой) ; каждый ребенок, получив мяч, на несколько секунд задерживает его, принимая ногой, и снова посылает водящему.

«Ловкие зайчата»

Педагог кладет на пол два шнура (длина 3м) параллельно, расстояние между шнурами 2м. На расстоянии 1м от шнуров лежит обруч, в котором находится мяч. Задание : встать боком к шнуру и на двух ногах перепрыгивать через него справа и слева, и так до конца шнура, затем подойти к обручу, встать в него и поднять мяч над головой. Выполняется двумя колоннами, победитель определяется в каждой паре. Повторить 2-3 раза.

«Проведи – не задень»

Вдоль зала (площадки) по двум сторонам ставят кегли (или кубики, набивные мячи) ; (6-8 штук; расстояние между предметами 30 см) . Дети строятся в колонну по одному и по сигналу педагога выполняют по одной стороне зала ходьбу между кеглями в среднем темпе на носках, руки на пояс (или за голову, сохраняя хорошую осанку (голову и спину держать прямо) ; по второй стороне бег «змейкой» между кеглями. Повторить 2-3 раза.

«Поймай мяч»

Играющие распределяются на тройки. Двое ребят становятся на расстоянии 2 м друг от друга, в руках у каждого из них мяч (большой диаметр) ; между ними находится третий игрок. Дети перебрасывают мяч друг другу, а игрок, который находится между ними, старается коснуться мяча. Если ему это удается, он меняется местами с тем игроком, от которого направлялся мяч.

«Ловкие прыгуны»

На площадке в две линии в шахматном порядке выкладываются обручи (по 6-8 штук) . Дети двумя колоннами выполняют прыжки в обручи на двух ногах – то вправо, то влево (без паузы) переступают условную черту и поворачиваются кругом. Упражнение повторяется в обратную сторону (3-4 раза) . Педагог отмечает команду-победителя.

«Проведи мяч»

Педагог ставит кубики в две линии (4-5 штук; расстояние между ними 1,5 м) . Задание : провести мяч ногами, не отпуская его далеко от себя, проводя между кубиками.

«Мяч водящему»

Играющие образуют 3-4 круга, встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В центре каждого круга находится водящий, который поочередно бросает мяч игрокам, а те возвращают его обратно. Как только все играющие выполнят упражнение , водящий поднимает мяч высоко над головой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой водящих.

«Кто скорее до кегли»

Играющие строятся в две колонны и встают на расстоянии одного шага друг от друга. По сигналу воспитателя дети по очереди прыгают от исходной черты на двух ногах через шнур, справа и слева от него, продвигаясь вперед, и так до конца (дистанция 3-4 м, обегая предмет и обходя колонну с внешней стороны, чтобы встать в ее конец. Следующий в колонне ребенок начинает прыжки после того, как первый пройдет треть дистанции. Повторить 2-3 раза.

Правила движения:

Сегодня будем играть в игру «Два Мороза». На противоположных сторонах площадки – два дома, здесь живут дети. Между домами по середине стоят два мороза. Один Мороз – Красный нос, другой Мороз – Синий нос. По сигналу воспитателя: «Начинай» - оба мороза говорят:

Мы два брата молодые

Два Мороза удалые

Я Мороз – Красный нос

Я Мороз – Синий нос

Ну-ка кто из вас решиться

В путь – дорожку опуститься.

Все играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам Мороз!

После слов «Мороз» все перебегают в дом на противоположной стороне, а Морозы стараются их поймать.

Распределение ролей:

За окошком Мороз

Нос смотри не отморозь

Снег блестит на дороге

Раз, два, три водить тебе. (считалка).

Ход игры:

Начинаем игру.

«Не ветер бушует над морем,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз – воевода дозором

Обходит владенья свои».

Дети, будьте ловкими и постарайтесь не попасть в руки Мороза.

Дозировка: 3-4 раза.

Окончание игры:

А теперь подсчитаем, какая пара Морозов заморозила больше число играющих. Все играли хорошо, Морозы оказались ловкими.

Подвижная игра «Совушка»

подготовительная группа

Программное содержание:

1.Упражнять детей в легком беге с увертыванием, действуя по сигналу.

2. Развивать быстроту, ловкость, увертливость.

3. Воспитывать желание играть дружно, с интересом.

Пособие для игры:

Полумаски «Совушка», «жучки», «бабочки».

Сбор детей на игру :

Прилетела к нам сова

Умная голова.

На детей глядит –

Играть велит.

Создание интереса:

Ах ты, Совушка – сова,

Ты, большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела –

Во траву свалилася

В яму покатился!

Объяснения правила игры:

Начинаем игру «Совушка». Птички, жучки, бабочки летают в ходе чтения стиха: «В лесу…». После слов «Как полетит» убегают от совы – вышла на охоту.

Распределение ролей:

Считалка:

Пой-ка, подпевай-ка,

Пять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Ну, а это – Совушка,

Сонная головушка.

Ход игры :

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка - сова,

Большая голова,

На суку сидит

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

Дозировка: 3-4 раза.

Окончание игры :

Вот мы и поиграли в интересную игру «Совушка». Много бегали, прыгали. Молодцы, внимательно слушали и выполняли сигналы совы. Вам понравилась игра?

Русская народная игра «Уголки»

подготовительная группа

Программное содержание:

1. Развивать внимание детей и умение двигаться в пространстве.


2. Умение действовать в соответствии с правилами игры, запоминать слова необходимые в ирге.

Сбор детей на игру:

«Колокольчик всех зовет

Колокольчик нам поет

В уголке играть идем!»

Создание интереса:

В гости к нам ребята пришел Петрушка. Он говорит: «Здравствуйте ребята. Знаете откуда я сейчас иду? Я был у своей бабушки, и она мне показала очень интересную игру. Эта игра мне понравилась и я решил с вами в нее поиграть она старинная, моя бабушка когда была маленькая, играла в эту народную игру, которая называется «Уголки». Давайте поиграем! Вот народная игра,

Собирайся, детвора!

А Петрушка с чудесами

Поиграем вместе с вами.

И игру вам объяснит,

И в игре всех рассмешит.

Объяснение содержания игры:

В игру «Уголки» будут играть пять человек. Один, из них будет водить, а четверо встанут в уголки квадрата, который начерчен на асфальте. Водящий подходит к одному из участников и говорит: «Кумушка дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» Пока водящий отвернулся и не видит остальные игроки перебегают из угла в угол. Если же водящий успеет занять чей то угол, то на его место встает игрок который остался без угла.

«Будь хитрее чем всегда,

Не давай занять угла!».

Распределение ролей:

Играть будем по пять человек: сначала одна группа потом вторая группа.

Ход игры:

Давайте с помощью считалки выберем ведущего:

«Пчелы в поле полетели

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы, на цветы.

Мы играем – водишь ты!»

Итак, у нас водит Миша. Все остальные встали в свои уголки. Миша подходит к одному играющему и говорит слова. Тот ему отвечает. А пока Миша отворачивается дети перебегают из угла в угол. Затем в ходе игры ведущие меняются.

Дозировка: 4 раза.

Окончание игры:

«Вот и кончилась игра,

Всем идти домой пора

Завтра мы придем опять

Будем в уголки играть».

Подвижная игра «Горелки»

подготовительная группа

Программное содержание:

1. Упражнять детей в беге по сигналу.

2. Развивать внимание, увертливость.

3. Воспитывать интерес к игре, взаимопомощь.

Сбор детей на игру:

На лужок пришли бельчата,

Медвежата, барсучата.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок.

Создание интереса:

Дети, послушайте меня и скажите, в какую игру мы сейчас будем играть:

Дети парами стоят,

Слова песни говорят

Мальчик впереди стоит,

Он в игре пока «горит».

Кого он рукой достанет,

Тот тогда с горелкой встанет.

Будет в паре с ним стоять,

А другому догонять.

В какую игру мы будем играть? Догадались?

Объяснение содержания игры:

Правила движения:

Тогда сейчас мы выберем «горелку», а сами встанем парами. «Горелка» встанет впереди, мы будем говорить слова, а горелка будет глядеть вверх. По сигналу дети последней пары разбегутся в разные стороны, а «горелка» их будет ловить. Но если детям удастся взяться за руки, «горелка» им не страшен. Если «горелка» поймал одного из ребят, то они встают в начале колонны, а тот, кто остался «горит». Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Распределение ролей:

Раз, два, три, четыре, пять:

В горелки будем мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы,

А горелкой будешь ты.

Ход игры:

Остальные дети строятся парами. «Горелка» впереди пар на два шага. Дети говорят нараспев слов:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле:

Ходят грачи,

Да едят калачи,

Птички летят.

Колокольчики звенят.

- «Горелка» смотрит на небо, а дети последней пары отпускают руки и бегут по разным сторонам колонны. Когда они поравняются с «горелкой»,дети громко кричат:

«Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь».

- «Горелка» догоняет одного из ребят. Если он не поймал, то он «горит» во второй раз. А играющие поют ему песню:

Огарушек, Огарушек!

Стань на черный камушек

Плохо стоишь,

Совсем сгоришь!

Если «горелка»поймал одного из ребят, то он встает с ним впереди колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Дозировка: 4-5 раза

Длительность: 8-10 мин.

Окончание, игры, подведение итогов:

Вот, мы с вами поиграли,

Вы как будто не устали?

Что ж придется нам тогда,

Поиграть еще раз – два.

В конце игры:

Все вы хорошо играли,

Не стояли, не молчали,

Быстро бегали, смеялись,

Вдоволь, верно, наигрались.

Подвижная игра «Коршун и наседка»

подготовительная группа

Программное содержание:

1. Упражнять детей в беге колонной.

2. Развивать у детей сообразительность, ловкость,

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Сбор детей на игру:

Зазывалка:

Ой, ду-ду всех ребяток соберу

Детки все сюда идите

Поиграть со мной хотите?

Ребятки послушайте загадку и скажите про кого она.

Клохочет, Клохочет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

Правильно, это курочка.

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло!

Объяснения правила игры:

Во время игры наседка не должна хватать коршуна руками, она может только перегородить ему путь. Коршун вылетает из гнезда только после слова воспитателя «коршун»

Распределение ролей:

Коршуна и наседку мы выбираем по считалке, а остальные будут цыплятами.

Мы собрались поиграть

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Ход игры:

Цыплята становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди за наседкой. На противоположной стороне площадке очерчиваем кружок - это будет гнездо коршуна. По сигналу «коршун» он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка распускает крылья защищает своих цыплят, не дает схватить цыпленка. Пойманного цыпленка коршун отводит к себе в гнездо. Игра возобновляется с новым коршуном и наседкой.

Окончание игры:

Все ребята играли хорошо, и дружно.

Подвижная игра «Передай мяч»

Подготовительная группа

Программное содержание:

1. Упражнять детей в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель, в беге с увертыванием, закрепляют навык построение в круг.

2. Развивать у детей умение выполнять движения ритмично, развивать ловкость, выдержку.

3. Воспитывать чувство коллективизма.

Сбор детей на игру:

Зазывалка:

Ой, ты бубен наш играй.

Всех ребяток созывай

Вы ребятки не стесняйтесь

И в кружочек собирайтесь!

Создание интереса:

Дети, послушайте стихотворение про мяч:

Вот красивый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь.

Ты по кругу пробегись,

И на Оле остановись.

А теперь мы поиграем в игру «Передай мяч».

Объяснение и содержание игры:

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг друга. Воспитатель дает первому из играющих мяч. По слову воспитателя «начинай» дети начинают передавать мяч друг другу в одно направление. При этом все играющие хором говорят слова (четверостишие). В конце четверостишия слово «Я». Тот у кого на слово «Я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорят: «Раз. Два, три-беги». Все дети разбегаются, а все стоящие в кругу бросают мяч в убегающим. По слову воспитателя «в круг беги скорей» дети становятся в круг.

Распределение ролей:

«Мой, веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь,

Красный, синий, голубой,

Выбирай себе любой».

Ход игры:

Дети, встаньте в круг. Я говорю «начинай» передавай мяч друг другу в одном направлении произносите слова:

«Раз, два, три: мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять! Бросить, кто умеет! Я!

Саше попалось «Я»! Выходи на середину, говорит: «Раз, два, три – беги». Все разбегайтесь, а ты Саша бросай мяч. Смотрите, Олю мячом задело. Я говорю, «в круг скорей беги» дети продолжают играть. А Оля выходит из игры на время. Игра продолжается.

Окончание игры. Подведение итогов:

Молодцы. Ребятки, хорошо играли, весело!

Подвижная игра «Лягушка и цапля»

подготовительная группа

Программное содержание:

1. Упражнять детей в прыжках в высоту с места.

2. Развивать умение действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

3. Воспитывать интерес к игре.

Сбор детей на игру:

Зазывалка:

Раз, два, три, четыре, пять.

Перестали все кричать,

Быстро встанем мы в кружочек,

Прозвенит в руках звоночек,

И начнется вот тогда,

Наша новая игра.

Создание интереса:

Если вы отгадайте эти загадки, то сможете мне назвать игру:

Живут они в болоте,

Прыгают, как кошки

Любимое их лакомство-

Комары да мошки. (Лягушки)

На одной ноге стоит.

Себя тревожить не велит

Длинный клюв, как штиль у ноты,

Место жительство – болото.

Лягушек любят есть она.

А как красива и стройна! (Цыплята).

Объяснение содержания игры:

В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами в 4-6 м. это «болото», где живут «лягушки». В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка или кубиков над землей составляла 10-15см.

Ход игры:

По сторонам квадрата протягивается веревка к концу каждой веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на кубики или колышки. В одном из углов площадки очерчивается « гнездо цапли». Лягушки живут в болоте, а цапля – в своем домике. Когда я скажу «цапля», то она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. А лягушки, спасаясь от цапли, должны выскочить из болота, прыгая через веревку любым способом, отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега – лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, они временно выбывают из игры (пока не смениться цапля). Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала., она возвращается после к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2-3 лягушки.

Правила игры:

1. Цапля может ловить лягушек только в болоте.

2. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.

3. Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.

Распределение ролей:

Дети, вы сейчас сами выберете цаплю по считалке, которую вы знаете, а остальные будут лягушками – они стоят или прыгают в болото (кто-то один говорит считалку).

Окончание игры, подведение итогов:

Дети, как называется игра, в которую мы сегодня играли? Понравилась вам она? Интересно вам было играть в нее? Мне очень понравилась, как вы все сегодня играли, были очень внимательными, ловкими, все правила соблюдали, играли, хорошо и дружно. Молодцы!

психологические упражнения для тренингов

Игра «Совушка»

Цель : формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение нарушения осанки, развитие связной устной речи.

Количество игроков : 6-15 человек.

Инструкция . Выбирается водящий – совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 метра – это гнездо совушки. В круге стоит совушка, принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:

Ах ты, совушка - сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подается команда:

День наступает,
Все оживает!

Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит:

Ночь наступает,
Все засыпает!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка не правильная. Через 3-6 секунд дается команда «День!» - и игра продолжается.

Как только совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а бывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались совушке, и совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.

Методические указания . Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:

  1. «Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.
  2. «Пистолет»: полуприсед на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.
  3. «Флюгер»: полуприсед, руки в стороны ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.
  4. «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.