Консенсус как средство решения конфликта. Способы разрешения конфликтов. Политический консенсус и методы его достижения

Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.

Консенсус как средство решения конфликта

Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие) - состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Попытки игнорировать консенсус как метод решения спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.

Термин "консенсус" был введен в научный оборот О. Контом, в сочинениях которого он имел две трактовки:

1. Без консенсуса нельзя мыслить элементы системы в качестве развивающихся, ибо движение предполагает согласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.

2. Консенсус - субъективное согласование, т.е. форма социальной солидарности, особым способом связывающей человечество в единый коллективный организм - "Великое существо".

Консенсус как средство решения конфликтов использовался в период буржуазной демократии. Механизм плюралистического выбора, имеющий ключевое знание, "сегодня приводит к консенсусу в той мере, в какой мнение тех, кто предлагает варианты программ, становится мнением некоего декларированного большинства, хотя в действительности, как правило, это политика, существующая благодаря терпимости индифферентных масс"

В современном либерально-демократичесом государстве «консенсус распространяется лишь на максимально гибкие процедуры решения конфликтов внутри общества. В тоталитарном государстве требуется полное, безоговорочное согласие, которое при необходимости внушается с помощью соответствующей, приспособленной для этого пропаганды»В авторитарном обществе «властьимущие не терпят внешнего проявления инакомыслия в отношении а целей, та и средств политики».

Следовательно в любом государстве должны существовать политические институты, способные справиться с конфликтом и обладающие монополией на законное принуждение. Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в политической практике как неотъемлемые элементы социальной системы Процесс институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.

Современная политическая наука выделяет следующие пути и методы управления конфликтами.

ü стратегические, ориентированные на предупреждение конфликтов и кризисов на основе научного прогноза и упреждающего создание правовых, политических, экономических и социально-психологических институтов и условий для стабильного развития социальной системы.

ü тактические, включающие контроль и урегулирование возникающих конфликтов с использованием силовых средств по отношению к их участникам посредствам налаживания переговорного процесса.

ü оперативные, которые предполагают разовые действия по ограничению конфликта и устранению его последствий.

В условиях консенсусной демократии стратегические, тактические и оперативные пути управления конфликтами взаимодополняют друг друга.

Относительная оценка уровня консенсуса в обществе может быть «дана на основе трех различных параметров; во-первых, системы правил и регулирующих механизмов разрешения конфликтов, возникающих внутри этой системы; в третьих, метода разрешения конфликта»

Для либерально демократического государства характерна демократия, т.е. низкий уровень оппозиции к существующему внутри государства своду правил и механизмов разрешения политических конфликтов, что является свидетельством легитимности существующего государственного строя и стабильности государства; низ0ий уровень конфликтности относительно существующей власти, т.е. речь идет о характере и интенсивности политических расхождений между партиями; широкие возможности создания коалиции, наличие эффективного механизма предупреждения конфликта, заложенного в корпоративных отношениях.

Таким образом, полнота реализации принципа консенсуса и содержание консенсусной демократии обусловлены такими факторами, как формы правления, тип политического режима, направленность деятельности партий и общественных движений, исторические, этнические, религиозные, культурные особенности страны и т.д.

Путь к консенсусу предполагает сложный и длительный процесс обмена требованиями, встречными предложениями, которые обоснованы, объяснены с точки зрения пользы, справедливости, взаимной выгоды сторон, участвующих в конфликте.

«Именно таким образом политические и законодательные программы прокладывают путь к исполнительным учреждениям, законопроекты проводятся через законодательные органы, административные нормы, находят поддержку у бюрократии. Проблема поиска соглашений в этих системах обширна и сложна не только в силу многообразия интересов и идей, но и потому, что процесс формирования и реализации политики открыт для различных влияний и интересов, и правительство вынуждено реагировать на многочисленные противоречивые требования».

Наиболее благоприятные условия достижения политического консенсуса возникают при всеобщей распространенности норм приверженности легитимным процедурам, идеям всеобщего благосостояния, стремлению разрешить противоречия интересов личности, этических, экономических, религиозных, лингвистических и иных групп. Роль примирения различных интересов призваны решать политические институты, законодательные органы, суды, коалиционные политические партии, публичные школы. «Гражданское согласие на основе консенсуса усиливает легитимностный характер политической системы, делает ее более стабильной, укрепляет взаимосвязь с гражданским обществом. При этом различают два вида консенсуса: персонифицированный и общественный. Персонифицированный консенсус распространяется на тех, кто занимает ключевые позиции в государственных органах и общественных органах и принимает решение, влияющее на жизнедеятельность людей. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между подавляющим большинством граждан по наиболее важным социальным проблемам.

Консенсусу в обществе может способствовать система контроля за конфликтной ситуацией. Она включает:

ü Взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы.

ü привлечение арбитров, беспристрастный подход которых конфликтующим сторонам гарантирован.

ü полное использование существующих или принятых новых правовых норм, административных актов и процедур, способствующих сближению позиций противоборствующих сторон.

Конфронтация (соперничество, конкуренция, соревнование, подавление, доминирование) активное и самостоятельное поведение, направленное на удовлетворение собственных интересов без учета интересов другой стороны, а то и в ущерб им. Под поведением в данном контексте подразумеваются любые попытки урегулировать конфликт на условиях одной стороны. Если одна сторона выбирает эту стратегию, она добивается удовлетворения своих притязаний и старается убедить или принудить другую сторону пойти на уступки. Сравнивая диалог и давление на партнера как способы преодоления противоречий, следует заметить, что возможные различия между ними связаны с тем, что хотя в любом случае партнеры стремятся оказать влияние друг на друга, но в случае борьбы участники конфликта фактически не признают право другого на непринятие этого влияния и не стесняются в средствах своего воздействия друг на друга (Н.В. Гришина).

Зиммель же пишет о естественной враждебности между человеком и человеком, цитируя скептических моралистов, для которых homo homini lupus est (человек человеку волк). Он выводит это отношение из защитного инстинкта и называет его априорным инстинктом борьбы: личность даже, не подвергаясь нападению, лишь реагируя на самовыражения других, не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию, что первый инстинкт, при помощи которого она себя утверждает, есть отрицание другого (Г. Зиммель Человек как враг: Социологический журнал, 1994, N2, С.114.) Таким образом, мы видим, что соперничество зачастую выбирается автоматически, без рационального расчета: Драка так и лезет из меня, - цитирует своего знакомого пятилетнего ребенка Е.Н. Иванова

Для сегодняшнего дня характерно еще большее развитие конкурентности в отношениях между людьми: Современная культура экономически основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко отталкивать в сторону. Превосходство одного нередко означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является смутная враждебная напряженность между людьми. Каждый представляет собой реального или потенциального соперника для любого другого (К. Хорни Культура и невроз: Психология конфликта (под ред Н.В. Гришиной), с. 101). Именно при этой стратегии часто используются власть, сила закона, авторитет, связи и т.д., чтобы оправдать оценку своих интересов как высоких, а интересов соперника - как низких.

Условия эффективности использования данной стратегии:

  • проблема имеет жизненно важное значение для стороны конфликта;
  • вторая сторона легко идет на уступки;
  • сила действия одной стороны значительно превосходит силу противодействия, на которое способна другая сторона;
  • требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной ситуации;
  • наличие большого авторитета для принятия решения и очевидно, что данное решение наилучшее;
  • участник конфликта в данный момент лишен другого выбора.

Стратегию соперничества можно наблюдать на разных уровнях взаимодействия. Для конкретного анализа используют описание тактик конфликтного взаимодействия, под которыми понимают совокупность различных приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии. Ничего неизбежно разрушительного и губительного в тактиках соперничества нет. Негативным скорее оказывается результат, к которому ведет применение этих тактик.

Тактики соперничества отличаются друг от друга по степени тяжести. К разряду легких тактик мы относим те, последствия, применения которых либо благоприятны, либо нейтральны для другой стороны. Напротив, тяжелые тактики - это тактики, приводящие или грозящие привести к неблагоприятным или дорогостоящим последствиям для другой стороны.

Тактики соперничества чаще всего используются по принципу возрастания их последствий от легких ко все более тяжелым. Это объясняется тем, что легкие тактики, как правило, обходятся для применяющей их стороны дешевле, чем тяжелые. И такая последовательность в их употреблении служит для другой стороны, а также для возможных наблюдателей знаком, что первая сторона действует благоразумно, то есть прибегает к тяжелым тактикам только как к последнему средству.

Если сторона прибегает сначала к тяжелым тактикам (пускает в ход обаяние), существует опасность, что другая сторона и прочие наблюдатели сочтут первую задирой, пытающейся всеми средствами навязать свою волю. Более того, могущий случиться сдвиг к более легким тактикам может создать впечатление, что первая сторона слаба: она не смогла добиться своего силой, и вынуждена была занять более мирную позицию. При таких обстоятельствах легкие тактики могут рассматриваться как подкуп, как попытки первой стороны купить себе победу, раз другие ее попытки не удались.

Разумеется, в ряде случаев переход от легких тактик к тяжелым представляется нецелесообразным. И нередко одна сторона прибегает сначала к тяжелым тактикам вроде угроз, чтобы припугнуть другую сторону, а потом переходит к легким тактикам, пуская, например, в ход обаяние. По контрасту с тяжелыми, легкие тактики кажутся столь приятными, что могут действовать весьма эффективно. Особенно впечатляюще бывает такая смена тактик, когда разные участники с одной стороны используют и тяжелые и легкие тактики, последовательно выступая в ролях плохого и хорошего полицейского. Этот прием называется также черная шляпа белая шляпа или дрянной малый добрый малый, плохой полицейский хороший полицейский.

Но все-таки надо признать, что более обычным бывает применение сначала легких, а потом уже тяжелых тактик.

Мягкие или легкие тактики не предполагают нанесения тяжелого физического или психологического ущерба оппоненту, но они, тем не менее, предполагают твердое настаивание на своей позиции. К ним относят:

    • обольщающие тактики или тактика дружелюбия, предполагающие корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, прощение;
    • тактика взъерошивание перьев;
    • тактика скрытых укоров;
    • тактика сделок взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта. Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:


1) предупреждение открытых форм проявления конфлик­тов, сопровождающихся насильственными действиями (война­ми, массовыми беспорядками и др.);

2) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;

3) формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, пере­вод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается сознательно-деятельным путем. В свя­зи с этим велика роль посредника как действующего лица кон­фликта. Роль третейского судьи должно выполнять государство, так как в его руках закон, средства массовой информации, воо­руженные силы. Государство обязано вмешиваться в ход собы­тий, когда конфликты угрожают интересам многих людей; когда участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; когда конфликт превращается в причину затяжного массового насилия. Посредником в конфликте может быть и от­дельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих кон­фликтующих сторон.

Политической практикой выработаны некоторые общепри­знанные положения, которые необходимо учитывать при урегу­лировании конфликтов:

1) в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов;

2) необходимо стремиться к достижению как можно боль­шей сферы согласия между конфликтующими сторонами;

3) нужно локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных фак­торов;

4) следует избегать упрощения проблем, послуживших ос­нованием политического конфликта ;

5) не допускать промедления в принятии конструктивных усилий, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха;

6) использовать накопленный опыт урегулирования кон­фликтов с учетом их национальной специфики.

Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и при­кладная политология выявляет ряд методов урегулирования по­литических конфликтов:


Применение I

«Избегание» конфликта

Временный уход с политической аре­ны, уклонение от встреч с противником и др.

Подмена конфликта

Перемещение его в иную плоскость

Конфронтация

Жесткие, «революционные» решения

Приспособление

Действия, акции, направленные на са­мостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе

Откладывание

Временная уступка сильному оппо­ненту

Примирение сторон

Сближение их позиций через посред­ника.

Третейское разбирательст­во или арбитраж

Переговоры

Наиболее распространенный и пер­спективный способ разрешения поли­тических конфликтов.

Альтернативное разреше­ние конфликтов

Конфликт регулируется самими участ­никами путем взаимного сотрудниче­ства и соглашения

Каждый из этих методов обладает рядом достоинств, не­достатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным явля­ется комплексное применение различных методов в зависимо­сти от конкретных условий и характера конфликта. В любом случае выбор конкретных методов урегулирования должен обеспечивать предотвращение развития насильственной стадии конфликта ; разрешение противоречий, вызвавших конфликт; снижение уровня противостояния сторон и переход к поиску совместного решения проблемы. Наиболее благоприятным ре­зультатом разрешения конфликта является достижение кон­сенсуса.


Термин консенсус (от лат. - взаимопонимание, общность чувств, мыслей). Консенсус - это соглашение значи­тельного большинства людей любого сообщества относитель­но наиболее важных принципов политической организации, рас­пределения ценностей, власти и прав в обществе. Консенсус - универсальный принцип демократии , позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряжен­ность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинст­ва, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, на­личие толерантности (т. е. терпимости, лояльности) в обществе, существование институциональных форм разрешения конфлик­та, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом. Теория консенсуса разрабатывалась А. Токвилем, кото­рый обосновал вывод о том, что общество существует только тогда, когда большая часть людей имеет общий взгляд на раз­ные проблемы, общие привычки. Господствующие в конкрет­ном обществе ценности и идеалы предопределяют модели пове­дения индивида. Общность этих ценностей заставляет индивида приспосабливаться к позициям других людей, тем самым дости­гается равновесие всей общественной системы.

В законченной форме теория консенсуса сложилась в 1950-1960-е годы в трудах Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др. Она строится на убежденности в способности человека предот­вратить различные конфликты и вести дебаты в умеренной ат­мосфере.

В демократических обществах обычно выделяются три объекта возможного соглашения, которые могут быть транс­формированы в соответствующие им уровни консенсуса:


Первый уровень консенсуса показывает, разделяет ли дан­ное общество одинаковые ценностные представления и цели. Он означает согласие по базовым нормам и принципам большинст­ва общества.

Второй уровень консенсуса устанавливает правила поли­тического поведения, фиксируемые в конституциях. Он означа­ет согласие большинства относительно главных «правил игры» (например, признание результатов состоявшихся выборов).

Третий уровень консенсуса выдвигает на передний план проблему «власть - оппозиция». Консенсус по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (например, согласие с суще­ствованием данной формы правления). При этом разногласия могут существовать по поводу разного отношения к членам правительства, а не к форме управления.

Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий:

1. Обмен конфликтующих сторон требованиями;

2. Выдвижение встречных предложений;

3. Выявление общих позиций.

Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаим­ную выгоду там, где только возможно, а где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами незави­симо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных пере­говоров лежат следующие нормы:

а) ведение переговоров по конкретному конфликту, недо­пущение ситуации спора по прежним конфликтам;

б) равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;

в) отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;

г) использование объективных критериев при обосновании своей позиции;

д) разграничение между участниками дискуссии и обсуж­даемыми проблемами;

е) учет цивилизационной, национально-этнической и со­циокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияния на его специфику.


Существует два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его при­нятии; 2) отсутствие прямых возражений против принятия ре­шений со стороны хотя бы одного из участников.

Таким образом, консенсус - это не единогласие, но отсут­ствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при реше­нии спорной проблемы вряд ли возможно.

На разрешение конфликта оказывает и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сто­рон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна сторо­на, то его исход может зависеть исключительно от третьей сто­роны (арбитра, судьи) или от случая. Именно третья сторона анализирует конфликт и дает готовые решения. Если в урегули­ровании противоречия принимает участие только одна кон­фликтующая сторона, то она чаще всего подвергается проверке, где она должна доказать свою правоту. Однако на практике до­биться этого очень сложно. Если обе противостоящие стороны участвуют в разрешении конфликта, тогда, как правило, меха­низм урегулирования приобретает формы борьбы между ними. Обе стороны вызывают к жизни новые виды конфронтации тем, что они в равной степени борются за недостающие им ценности.

Политические противоречия и конфликты - неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной полити­ческой культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом.

Мы рады приветствовать Вас

на школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию!

Желаем успехов!

10 класс

    Что является лишним в ряду. Дайте краткое пояснение.

      Земля, труд, налоги, капитал, предпринимательство ___

      Анимизм, синтоизм, фетишизм, тотемизм. ___

      Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество ___

    По какому принципу образованы ряды.

2.1 Конституционное право, земельное право, гражданское право ___

2.2 Водитель, академик, аспирант, лауреат Нобелевской премии ___

    Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует.

    1. Люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ___

      Общество, это, основное, искусство, и, средство, политика, управление. ___

    Решите задачи.

    1. Гражданин Л., работая по трудовому договору, с согласия родителей был признан судом полностью дееспособным в 17 лет. Может ли гражданин Л. Принять участие в референдуме. Ответ обоснуйте.

      Адвокат Васильев защищал Короедова. Короедов обвинялся в краже компьютеров. Во время беседы он рассказал адвокату, что совершил кражу не один, и назвал фамилии соучастников. Имеет ли право следователь допросить адвоката об этих обстоятельствах. Ответ обоснуйте.

5. Прочитайте текст.

Власть варьируется от состояния анархии до состояния жестокой диктатуры… Как показывает исторический опыт, всякаяанархия , беспорядок,революция кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Если в обществе господствуют нетерпимость, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формыдиктатуры.

В новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. В правовом государстве четко и точно определены как пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемыенормами права .

5.1 Дайте определения всем выделенным курсивом терминам.

5.2 Какая словесная формула, выдвинутая английским философом в 17 в., использована в тексте? Назовите этого философа. В каком контексте он ее использовал?

6. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «…». При этом учитываются «…» его характеристики. Понятием «…» определяют систему «…» характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь «…» как продолжающийся «…» процесс усвоения культурных норм и социальных «…». Для ребенка до 10 – 12 лет решающим является мнение «…»; подростку необходимо мнение «…».

7 .Задания на соответствия

Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы.

Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.

Века

Науки

Имена ученых

    IVв. до н.э.

В данной лекции изучаются политический конфликт и консенсус как основные способы достижения целей таких субъектов политики, как граждане и лидеры, партии и социально-политические движения.

Под политическим конфликтом следует понимать такой способ взаимодействия людей, социальных общностей и политических институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой стороны, вступают в противоречие с политическими целями или интересами своего противника или конкурента. Для возникновения конфликта необходимы противоречия двух и более политических акторов, цели которых объективно или субъективно воспринимаются как несовместимые.

Наибольшую значимость представляют те политические конфликты, которые связаны с распределением таких недостающих ценностей, как власть, материальные блага и социальный престиж. Наличие власти у одних неизбежно порождает стремление добиться перераспределения власти со стороны других, что сопровождается неизбежным развёртыванием политических конфликтов. Не меньшую роль в возникновении политического конфликта играют материальные блага и духовные ценности. Ресурсы в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей всех членов общества, как правило, в современной экономике и политике отсутствуют. Нехватка определённых ресурсов, к которым стремятся различные социальные группы, влечёт за собой социально-политические конфликты. Поэтому разногласия и политические конфликты по поводу распределения весьма ограниченных ресурсов являются неизбежными. Таким образом, одной из важнейших причин возникновения и развертывания социально-политических конфликтов выступает неравное положение, которое занимают люди в обществе, в организациях и ассоциациях, связанное с властью и собственностью.

Такое явление, как компромисс, проявляется во взаимных уступках, соглашениях, в поисках того, что сближает участников конфликта, а не разделяет их. В демократических странах общепризнанным является согласование интересов противоборствующих и конфликтующих сторон. Предпосылкой политического компромисса является осознание конфликтующими сторонами общей ответственности субъектов политики за благополучие, стабильность, поиск решений в урегулировании сложных политических проблем и противоречий. Следует отметить, что эффективность политического компромисса очень высока, если он достигается на основе целостного решения, которое охватывает все стороны возникшей проблемы и все высказываемые способы их разрешения.

Важное место в урегулировании политических конфликтов занимает такое политическое явление, как консенсус (лат. consensus – согласие, единодушие, соучастие, согласованность) – понятие, означающее наличие сходных познавательных и практических ориентаций между двумя и более индивидами, позволяющее им установить взаимопонимание и (или) взаимодействие в каком-либо отношении. Консенсус означает согласие социально значимого большинства любого сообщества относительно наиболее важных аспектов господствующего в нём социального и политического порядка, которое получает выражение в согласованных действиях людей, поддерживающих существование политического режима и политической системы данного сообщества.

В своём понимании политического консенсуса американский социолог Толкотт Парсонс утверждал, что консенсус в качестве рационально осознанной солидарности является органическим свойством нормальной социальной и политической жизни людей. В качестве «идеального типа» консенсус не содержит никаких ментальных (лат. mentis – мышление), осознанных установок или специальных договоренностей, а фиксирует некий минимум согласованности во взаимных ожиданиях и действиях политических акторов, что является предварительным условием возможности социальных и политических договоров. При этом политическим поведением, ориентирующимся на политический консенсус, можно считать даже такое поведение, которое, будучи направленным против отдельных политических институтов, внешне отвечает предписываемой форме политического поведения, с уважительным отношением к центру политической системы, включающему политические институты, политические роли, верования и нормы поведения. Акцентируя значение консенсуса как необходимой составляющей социально-политического согласия и стабильности, способствующих установлению сотрудничества политических акторов в решении общих задач и вызовов, стоящих перед политической системой, Парсонс учитывал, что для этого вполне достаточно «умеренное» согласие между правящими группами, олицетворяющими центр политической системы и управляемыми на периферии политической системы.

Полный и всеобъемлющий политический консенсус исключает противоречия, существующие между индивидами и социальными группами как субъектами политики, принадлежащим к центральной институциональной и культурной системе и представителями «периферийных страт» (слоёв общества). Тем не менее, следует учесть, что полной ассимиляции граждан в единый политический консенсус, распространяющийся на всё общество, противостоят «относительно солидарные» субсистемы классов, этнических и религиозных групп. Поэтому «полный» политический консенсус оказывается практически невозможным для всех больших обществ.

Именно поэтому такие критики Парсонса, как профессор Нью-Йоркского университета Денис Ронг и ректор Сент-Энтони колледжа Оксфордского университета Ральф Дарендорф, утверждают о его концепции «сверсоциализированного человека» как о совершенно утопической и поэтому недостижимой гармонии между индивидом и обществом. Таким образом, Парсонс в своих работах акцентировал проблематику социальной интеграции (лат. integer ― целый; сплочение, слияние в единое целое) явно в ущерб проблематике конфликта и дезинтеграции. Фактически Парсонс в своих работах в недостаточной степени придавал значение политическому конфликту.

Подводя итоги изучения ключевых проблем конфликтных и консенсуальных отношений в современной политике, рассмотренных во время проведённого лекционного занятия, следует обозначить некоторые выводы о том, что политический консенсус является одним из средств интеграции различных сил в обществе. Политический консенсус следует понимать не только как средство социально-политической самоидентификации акторов, но и существенный фактор преодоления пагубных воздействий социально-политического конфликта.

В начале 1990-х гг. произошла дифференциация и поляризация основных политических сил России на сторонников и противников существующего конституционного режима, при этом главную роль оппозиции конституционно-демократическому политическому режиму стали играть коммунистические и национал-патриотические партии. Однако переходный период от советского к существующему ныне политическому режиму в России не сопровождался широкомасштабными политическими конфликтами. Таким образом, поиск идейного консенсуса российских политических элит и масс граждан (обывателей) продолжается и остаётся одной из самых актуальных задач сохранения стабильности и устойчивости политического режима современной России.

Лекция 8 Оглавление Лекция 10