Кому сейчас принадлежит исаакиевский собор. Передача Исаакиевского собора епархии может запустить механизм возвращения церковного имущества. Церковь сможет претендовать на принадлежавшие ей монастырские подворья, богодельни и даже на экспонаты в Эрмитаже,


Многострадальный Исаакиевский собор. Чей он?

Исаакиевский собор вместе со Спасом на Крови и Сампсониевским собором относится к государственному памятнику-музею «Исаакиевский собор». Ранее к нему также относился Смольный собор, который в 2015 году был возвращен в безвозмездное пользование церкви. Сампсониевский собор также сейчас проходит процедуру передачи.

Собор — выдающийся памятник позднего русского классицизма середины XIX века. Внутри проводятся экскурсии, рассказывающие о его скульптуре, художественном убранстве и библейских сюжетах в живописи храма. В подвале здания расположена мемориальная экспозиция, посвященная работе музейных сотрудников в годы блокады Ленинграда. Одной из главных туристических достопримечательностей собора является смотровая площадка колоннады, которая позволяет взглянуть на Петербург с высоты 37 метров.

С 1931 по 1986 год под куполом собора висел самый тяжелый в мире маятник Фуко — устройство, наглядно демонстрирующее суточное вращение Земли. В 2016 году маятник достали из запасников, но вешать на прежнее место не стали.

Осенью 2015 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к правительству города с просьбой предоставить собор в пользование церкви. Губернатор Георгий Полтавченко ответил отказом, указав, что храм приносит городу прибыль. Решение было поддержано министром культуры Владимиром Мединским, который назвал текущий статус объекта «оптимальным».

На этом борьба за контроль над зданием не прекратилась. 10 апреля с просьбой вернуть Исаакий обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В то же время Фонд возрождения христианских ценностей «Священная лига Святого Георгия» направил в суд иск о незаконности решения городского правительства. Заявление не было принято по формальным причинам. Представители РПЦ отрицали любую связь с действиями активистов.

По сведениям «Фонтанки», повторно отказывая митрополиту Варсонофию, Григорий Полтавченко высказывал готовность передать Исаакиевский собор после личной встречи с патриархом. До этого, по словам вице-губернатора Владимира Кириллова, патриарх Кирилл уже обращался к президенту Владимиру Путину с просьбой вернуть собор. В итоге встреча Полтавченко и патриарха Кирилла состоялась в середине декабря 2016 года. Источники в администрации города тогда утверждали, что по ее итогам началась подготовка документации по передаче собора под контроль церкви.

12 января на сайте комитета по имущественным отношениям было опубликовано распоряжение, предполагающее передачу Исаакиевского собора на 49 лет в безвозмездное пользование РПЦ. При этом опубликованной заявки от самой Церкви, как положено по закону, до сих пор никто не видел.

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ вокруг него снова поднялась большая общественная дискуссия. У многих вызывает сомнение, сможет ли РПЦ правильно распорядиться Исаакием. Однако как бы там в итоге не сложилось, самые тёмные времена у собора уже явно позади — РПЦ при всём желании не переплюнуть советскую власть.

В 1921 году на территориях, контролируемых большевиками, властвовал голод. Бедствие охватило 35 губерний, в том числе Поволжье, Крым и Западную Сибирь. "Помощь голодающим" стала главным предлогом для печально известного декрета ВЦИК "О ценностях, находящихся в церквах и монастырях". Декретом предписывалось изымать из храмов и музейных фондов все золотые, серебряные и драгоценные изделия. Их отправляли в специально организованный Центральный фонд помощи голодающим.

Церковь отреагировала на декрет неоднозначно. В первый год голода прихожане и священнослужители самостоятельно жертвовали церковную утварь, которая не имела богослужебного назначения. Однако декрет постановил изымать предметы, которые использовались в богослужениях. Это вызвало недовольство патриарха Тихона, который назвал изъятия актом святотатства.

Большевики изъяли церковного имущества на 4,5 миллиарда рублей, из которых непосредственно на помощь голодающим пошёл только один миллион. Из Исаакиевского собора было изъято 48 килограммов золотых украшений и ещё около двух тонн серебряных. Навстречу советскому грабежу пошли только обновленцы — раскольническое движение, которое охотно сотрудничало с новой властью. Тех же, кто поддерживал патриарха Тихона, ждала суровая участь.

Среди них был и настоятель Исаакия Леонид Богоявленский, который был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Обновленцы тут же освободили Богоявленского от всех должностей и лишили сана. Изначально его приговорили к смертной казни, однако впоследствии её заменили на пять лет лишения свободы.

Священник больше года провёл в петербургских "Крестах", а затем был выпущен по амнистии. В Исаакий он не вернулся — в дальнейшем он служил ещё в ряде церквей в небольших населённых пунктов. В 37-м Богоявленского снова арестовали, на этот раз по обвинению в антисоветской деятельности. В том же году он был расстрелян.

В конце концов "тихоновская" Церковь была объявлена контрреволюционной и Церковь перешла в руки обновленцам. Исаакиевский собор не стал исключением. Под флагом обновленчества он работал до 1931 года. К этому моменту обновленческая Церковь пришла в упадок и собор закрыли.

После этого в Исаакии открыли так называемый Государственный антирелигиозный музей (ЛГАМ). Самым ярким эпизодом в его семилетней истории стала публичная демонстрация маятника Фуко, которая была призвана показать триумф науки над религией.

Какова экономическая подоплека передачи

Исаакиевский собор — один из самых посещаемых музеев в России и единственный, не получающий дотаций из бюджета. Каждый год храм посещают не меньше 3,5 миллиона человек (при этом, по информации музея, только 1 % из них являются паломниками). Так, выручка музея от оказания платных услуг в 2015 году составила 728 393 000 рублей (больше 90 % приходится на продажу билетов). В прошлом году общие доходы музея составили 783 миллиона рублей, из них более 100 миллионов рублей было потрачено на реставрацию, 100 миллионов рублей было выплачено в качестве налогов. Остальные средства были направлены на содержание соборов музейного комплекса.

Церковь, в свою очередь, уже дала понять, что не намерена брать на себя значительные финансовые обязательства. Глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что РПЦ рассчитывает на бюджетное финансирование. Позднее в комментарии «Коммерсанту» Чернега упомянула, что закон позволяет разделить бремя по содержанию собора между собственником (Санкт-Петербургом) и пользователем (РПЦ).

Наконец, в четверг точки над «i» расставил вице-губернатор Михаил Мокрецов: собор останется в собственности Петербурга, все расходы по реставрации собора после передачи РПЦ также будет нести город, оплачивать оперативное содержание и нужды собора будет митрополия.

Как заявил председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Леонид Калинин, на содержание собора должно хватить денег от экскурсионной деятельности (плату за вход, как выяснилось позже, в рамках новой модели в РПЦ брать не собираются). «Если нам не будет хватать средств, и это будет объективно, люди это увидят — я вас уверяю: принесут и помогут», — добавил он.

Почему многие против передачи собора РПЦ

Аргументов у противников несколько. Во-первых, дополнительные траты появятся у петербургского бюджета: собор в его нынешнем виде не только содержал себя и другие объекты, относящиеся к музейному комплексу, но и фактически оплачивал дорогостоящие реставрационные работы. РПЦ же готова взять на себя только оперативное содержание Исаакия. Николай Буров заявил ТАСС, что реставрационные работы в храме распланированы до 2028 года. На данный момент администрация музея пытается подсчитать ущерб, который понесет городской бюджет при изменении статуса собора. По сути, после отмены платы за вход горожане будут оплачивать туристам посещение популярнейшего экскурсионного объекта.

Во-вторых, в государственном музейном комплексе «Исаакиевский собор» заявили, что передача здания собора РПЦ «приведет к уничтожению музея в нынешнем виде»: собор является важным источником дохода музея, и после передачи здания РПЦ музей перестанет быть самоокупаемым. Также в результате без работы могут остаться 400 сотрудников музейного комплекса.

В-третьих, многие справедливо опасаются, что, несмотря на обещания, музейная и экскурсионная работа в соборе в результате будет ограничена: о приоритете храма над музеем представители Церкви говорят открыто. Кроме того, оппоненты отмечают, что передача собора исторически несправедлива: еще до революции из-за высоких трат на содержание храм был в государственной собственности, находясь под управлением МВД, а не Церкви.

К полудню 13 января петиция против передачи Исаакиевского собора РПЦ на сайте Change.org набрала более 160 тысяч подписей.

Хотелось бы узнать ваше мнение "За" и Против" и почему?

Оригинал записи и комментарии на

Северин долинин

Исаакиевский спор

Слухи о том, что Исаакиевский собор все-таки передадут в пользование Русской православной церкви, появились еще перед Новым годом. Все прояснилось, когда губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил: «Вопрос решен». Собор будет передан РПЦ в пользование, дальнейшее содержание его будет осуществляться за счет церкви. При этом губернатор добавил, что по договоренности между ним и патриархом собор сохранит музейно-просветительскую функцию.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова подтвердила, что экскурсионная и просветительская деятельность в Исаакиевском соборе после его передачи епархии будет сохранена. Средства от экскурсий будут направлять на содержание и реставрацию собора.

Напомним, летом позапрошлого года епархия уже обращалась к правительству Петербурга с просьбой передать ей в пользование Исаакиевский собор, ссылаясь при этом на принятый в 2010 году федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения». Тогда обращение церкви вызвало бурное общественное обсуждение, много публикаций на эту тему, причем с разных позиций, было тогда на страницах и нашей газеты. В конце концов власти города отказали церкви, приняв решение о сохранении здания собора в оперативном управлении музея.

В апреле 2016 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий снова поднял вопрос об Исаакиевском соборе, обратившись к премьер-министру Дмитрию Медведеву. Обращение было направлено и губернатору Петербурга.

И вот решение принято. Очевидно, после серьезных консультаций на самом высоком уровне. И сразу возобновилась приутихшая было дискуссия, наиболее горячие граждане заговорили о пикетах и народных сходах, развернулся сбор подписей против передачи Исаакия епархии.

Страсти кипят, хотя стоило бы спокойно и без эмоций разобраться в происходящем.

С одной стороны, дело понятное и вполне естественное: храмы, построенные для верующих, должны в первую очередь использоваться для богослужений. Это нормальное положение вещей. Поэтому главное предназначение храма должно быть восстановлено. Музей в храме - это все-таки анахронизм богоборческих времен (кто хочет убедиться - пусть заглянет в Музей Арктики и Антарктики).

Однако именно с Исаакием - разговор особый. Противники его передачи церкви утверждают: здесь не может идти о классической церковной реституции. До революции Исаакиевский собор являлся государственной собственностью.

Исаакий формально церкви никогда не принадлежал, - напоминает историк Арсений Соколов, автор научной монографии «Государство и Православная церковь в России в феврале 1917 - январе 1918 годов». - Он не был передан в духовное ведомство, хотя причт у них действительно был. Исаакиевский собор числился по министерству внутренних дел, и деньги на содержание храма выделялись через его сметы.

Сторонники передачи храма на это парируют: до революции церковь не была отделена от государства, в документах использовался даже термин «ведомство православного вероисповедания». Принадлежность к тому или иному ведомству могла носить условный характер. В истории Казанского собора, например, было время, когда не только само здание, но и даже причт были подчинены придворному ведомству. А Петропавловский собор до революции хоть и находился в ведении церкви, но, когда средств на его поддержание не хватало, помогало главное казначейство...

И главное: Исаакиевский собор был именно храмом, он являлся кафедральным собором Петербургской епархии - и поэтому закон о передаче имущества религиозного назначения имеет к нему самое прямое применение.

У недовольных передачей храма другой аргумент: богослужения в Исаакиевском соборе были возобновлены еще в 1990 году, более четверти века здание используется совместно музеем и церковью, причем в последние месяцы службы в храме совершаются каждый день - утром и вечером. И на эти службы могут приходить все желающие - без музейного билета. «Что же еще нужно РПЦ?»

Их оппоненты парируют: в соборе сегодня слишком мало храма, службы идут только в левом приделе. И когда во время богослужения через алтарь проходит дама в униформе служителя музея, для верующих это неприемлемо. К тому же у музея, говорят они, выходной день по средам, даже если на среду выпадает церковный праздник.

Еще один довод противников: музей находится на полном самообеспечении, да еще и платит налоги городу. Ежегодный бюджет музея оценивают в сумму около 650 млн рублей, а в минувшем году он заработал еще больше - около 800 миллионов рублей. За счет этих средств проводится и реставрация собора. И с чисто прагматической, экономической точки зрения государству гораздо выгоднее сохранение нынешнего статуса собора.

Встречный довод сторонников: после передачи собора РПЦ в Исаакий можно будет попасть без билета, то есть этот бесспорно выдающийся памятник истории и архитектуры станет доступнее для всех. К тому же заявлено, что содержание храма будет осуществляться на счет средств РПЦ. И не все, в конце концов, определяется экономической выгодой, есть и соображения высшего порядка.

Решение принято, дискуссия продолжается. Важно понимать при этом, что Исаакиевский собор - действительно очень непростое сооружение. Он требует постоянного, практически каждодневного ремонта и реставрации; неравномерная осадка гигантского здания собора давно является предметом тревоги реставраторов. В епархии, надо полагать, все это хорошо понимают. Протоиерей отец Вячеслав Харинов, настоятель Скорбященской церкви на Шпалерной улице, еще полтора года назад, во время прошлой дискуссии о судьбе Исаакиевского собора, говорил:

Я не знаю православных действующих храмов, переданных епархии, которые были бы в запущенном состоянии. Конечно, они могут находиться на длительной реставрации, но это в любом случае процесс улучшения их состояния. И я не знаю ни одного храма, в котором после его передачи епархии были бы загублены святыни и музейные ценности!

Как бы то ни было, вопросов в связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ остается немало. В том числе и о судьбе музея-памятника «Исаакиевский собор» как культурного учреждения. Из его ведения в пользу епархии уже изъяты Сампсониевский и Смольный соборы, после передачи Исаакия останется только Спас-на-Крови, который епархия тоже хотела бы видеть в своем ведении. Фактически речь идет о судьбе самого музея, судьбах десятков опытных музейщиков, отдавших этой работе много лет.

Официальных документов, подтверждающих передачу храма в управление церкви, в епархии пока не получали. А чиновники отмечают, что реально процесс передачи растянется надолго: так, могут возникнуть сложности с предметами Государственного музейного фонда, которые находятся в Исаакиевском соборе и которых тысячи.

Дискуссия продолжается, решение принято.

В истории Исаакиевского собора открыта новая страница.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии

Самое читаемое

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

В Союзе музеев России доказали, что Исаакиевский собор никогда не принадлежал РПЦ

© Фото Анатолия Трофимова, предоставлено «Свидетелями маятника Фуко»

В статье сообщается, что изначально здание находилось в ведении Комиссии о построении Исаакиевского собора. В 1864 году с упразднением комиссии здание передали Министерству путей сообщения и публичных зданий.

«Но православная церковь настаивала, чтобы кафедральный собор в центре столицы был передан ей в полное ведение. По указу императора была создана специальная комиссия, возглавил ее А.И. Резанов, которая „отклонила полную передачу здания в безраздельное управление Духовного ведомства (при Исаакиевском соборе постоянно приходится проводить сложные работы как в техническом, так и в художественном отношениях)“. В результате конфликта Министерства путей сообщения и публичных зданий и церкви император Александр II издает именной указ за № 49192 от 28 января 1871 года об изъятии здания из ведения Министерства путей сообщения и передаче его в Министерство внутренних дел. С этого момента больше императоры ни в какое другое ведомство Исаакиевский собор не передавали», — говорится в статье.

Исаакиевский собор будет передан в безвозмездное пользование Московскому патриархату РПЦ на 49 лет. Губернатор Петербурга сообщил, что соответствующее решение принято. Передача должна завершиться в марте 2019 года. Сейчас музей самостоятельно финансирует содержание и реставрацию здания. Кто будет финансировать содержание собора после передачи РПЦ, неясно. В Петербурге прошло несколько акций за сохранение статуса собора.

Почему несостоятельны аргументы противников передачи Исаакиевского собора под управление Церкви

В дискуссии о передаче Исаакиевского собора в пользование Церкви часто звучит такой тезис: Исаакий и до революции никогда не принадлежал Церкви, но был в собственности государства. А раз так, то нечего и огород городить. Если в царской православной России этот храм не принадлежал Церкви, то сейчас и подавно. Так ли это? Давайте разбираться.

Во-первых, независимо от того, в чьей собственности находился Исаакиевский собор до событий 1917 года, это был храм. Храм, а не музей. А именно этот момент является и сегодня принципиальным. Так что если указывать на дореволюционную практику как на образец, то, опять-таки, надо поддержать превращение музея — в храм. Храм должен быть храмом - то есть, в первую очередь, местом для богослужения. Но с активной и масштабной музейной и экскурсионной работой.

Во-вторых, до революции Церковь не была отделена от государства. Напротив, Церковь была государственной. Более того, Ведомство православного вероисповедания, то есть Святейший правительствующий синод, было фактически одним из государственных министерств - таково было тяжелое наследие Петровских реформ, устранивших Патриаршество.

Наконец, в-третьих, кому же фактически принадлежал Исаакиевский собор? Действительно, до 1871 года — Министерству путей сообщения и публичных зданий. В 1871 году храм передали в ведение МВД. Кстати, никаких дискуссий о передаче его Церкви в тот момент не было.

А вот через пару лет ситуация еще раз изменилась. После освящения московского Храма Христа Спасителя специальное Особое Совещание разработало порядок управления обоими кафедральными соборами. Порядок был такой: "в хозяйственном отношении" соборы подчинялись Ведомству Православного Вероисповедания, а "в техническо-художественном" - МВД.

А вот уже в 1883 году, действительно, была сделана попытка передать собор полностью в ведение Церкви, но она не была поддержана. После Особой Комиссии порядок управления был рассмотрен Государственным Советом. А 25 мая 1883 года «мнение Государственного Совета» было утверждено уже самим императором Александром III.