Коммунисты - это кто? Партия коммунистов России. Причины военного коммунизма. Кто придумал коммунизм. Зарождение теории коммунизма и основных принципов

Причины военного коммунизма

Военный коммунизм – это политика, которую проводило Советское государство на территории свой страны в 1918-1921 гг. целью было обеспечить продовольствием и оружием. Если бы правительство в те годы не пошло на такие крайние меры, оно бы не победило кулаков и представителей контрреволюции.

Национализация банков и промышленности

В начале лета 1917 года начался массовый отток капитала за границу. Сначала с российского рынка ушли иностранные инвесторы и , которым в России нужна была лишь дешевая рабочая сила, а правительство молодой страны ввело 8-часовой рабочий день сразу после Февральской революции. Рабочие стали требовать повышения зарплаты, были узаконены стачки, а предприниматели лишились сверхприбыли. В условиях трудового саботажа бежали из страны и отечественные промышленники.

После Октябрьской революции передача фабрик рабочим не планировалась, как это сделали с землей для крестьян. Появившиеся бесхозные предприятия государство монополизировало, а национализация их в дальнейшем стала своеобразной борьбой с контрреволюцией. Большевики прибрали к рукам Ликинскую мануфактуру первой, и за зиму 1917-1918 гг. было национализировано 836 предприятий.

Упразднение товарно-денежных отношений

В декабре 1918 был принят первый КЗоТ, вводивший обязательную трудовую повинность. Помимо 8-часового рабочего дня трудящиеся получили и принудительно-добровольный труд, за который не . Это были субботники и воскресники. От крестьян требовалось сдавать государству излишки, за это им выдавались товары, произведенные на заводах. Но этого на всех не хватало, и получалось, что крестьяне работали задаром. Начался массовый отток заводских рабочих в деревню, где они пытались спастись от голода.

Продразверстку ввело еще царское правительство, а большевики отточили до выгребания всех запасов у крестьян, включая и то, что было необходимо самой семье. Торговля хлебом в частном порядке была запрещена. Таким образом правительство пыталось бороться с мешочниками и кулаками, для этого Наркомпроду были переданы исключительные полномочия для заготовки продуктов питания. И вооруженные отряды стали бороздить деревни и села, отбирая и другую сельскохозяйственную продукции. Наступил голод 1920-1921 гг.

Крестьянские бунты

Крестьяне были недовольны захватом их собственности, они не получали за это практически ничего, так как хлеб покупался только государством, причем по ценам, им и установленным. Со слов Ленина, военный коммунизм – мера вынужденная, так как страна разорена войной. Такая политика отвечала интересам рабочих и армии, но никак не крестьянства. И один за другим стали вспыхивать бунты. На Тамбовщине восстали антоновцы, восстал и Кронштадт, служивший когда-то оплотом революции.

В этих условиях продразверстка военного коммунизма открыла дорогу НЭПу.

Последствия военного коммунизма

Военный коммунизм нанес колоссальный урон народному хозяйству, к 20-му году по сравнению с 1913-м упало промышленное производство в 7 раз, железнодорожные перевозки сократились до уровня 1980 года, добыча угля упала на 70%. Крестьяне требовали отмены военного коммунизма. И выходом из тупика стал переход к новой экономической политике.

Видео по теме

Источники:

  • Политика военного коммунизма

Мир так устроен, что люди всегда мечтают о социальной справедливости. Эта идея накрепко укоренилась в идеологиях а и социализма. Еще в начале прошлого века, во времена Великой социалистической революции, эти два понятия переплелись между собой. Их воспринимали как слова–синонимы.

Социализм

В основу социализма положена идея всемирного равенства и социальной справедливости. Считалось, что все средства производства должны принадлежать тем, кто на них работает, а не тем, кто ими владеет. Основоположниками этой теории являются Карл Маркс, Пьер Лу, Шарль Фурье и другие ученые.

Многие писатели в своих произведениях с уверенностью доказывают, что социализм – это вполне реальное явление, которое начало воплощаться в жизнь. Основная социальная база, на которую опираются социалисты – это рабочие и крестьяне. Во все времена, начиная с Французской революции 1789 года, рабочие выступали за свои права – сокращение рабочего дня, достойные условия работы, поднятие заработной платы, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.д. Рабочие и крестьяне - это и есть социум, т.е. общество.

Коммунизм

Коммунизм считается наивысшей стадией человеческого общества, где все люди будут равны между собой, не будет ни бедных, ни богатых. Эту идею поддерживал английский гуманист и мыслитель Томас Мор в своем романе «Утопия». Он обосновывал идею, что нужно в корне уничтожить не только классовые различия между людьми, но и сами общественные классы. Эту теорию поддерживали такие мыслители, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Ярыми сторонниками этой идеологии были Ленин и Сталин. Они аргументировали, что при коммунизме общими будут не только средства производства, но и продукция, которая на них производится. Вся продукция будет производиться на национализированном оборудовании и делиться поровну между всеми членами общества. То есть нужно все забрать у богатых и раздать бедным.

Для достижения мирового блаженства, доказывали теоретики, нужна мировая революция, которая и сможет уничтожить классовое неравенство. Фактически, «коммунизм» - это производное от «коммуна», т.е. все общее. Также при коммунизме отвергаются рыночные отношения, как проявление капитализма. Из этого следует, что если не будет классового общества, то не будет и государства как аппарата управления этим обществом.

Социализм не отвергает деньги как таковые, в отличие от коммунизма. Утверждалось, что при коммунизме деньги вообще не будут нужны и отомрут как изживший себя элемент.

Коммунизм является завершающим этапом развития общества, а социализм – лишь переходной ступенькой к идеалу и «высшему блаженству». Теоретик коммунизма Карл Маркс называл социализм «переходной фазой коммунизма». Основная идея социализма звучит приблизительно так: «Каждому по труду», а коммунизма – «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Совет 5: В чем заключалась социальная теория Карла Маркса

В сферу научных интересов Карла Маркса входили философия, политика и экономика. Совместно с Фридрихом Энгельсом он разработал целостную теорию развития общества, в основу которой был положен диалектический материализм. Вершиной социального учения Маркса стала разработка положений о бесклассовом обществе, построенном на коммунистических началах.

Учение Маркса об общественных формациях

Разрабатывая свою теорию построения и развития общества, Маркс исходил из принципов материалистического понимания истории. Он считал, что человеческое общество развивается по трехчленной системе: первичный первобытный коммунизм сменяется классовыми формами, после чего начинается высокоразвитый бесклассовый строй, в котором будут сняты антагонистические противоречия между большими группами людей.

Основоположник научного коммунизма разработал собственную типологию общества. Маркс выделил в истории человечество пять типов общественно-экономических формаций: первобытный коммунизм, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм, в котором имеется , социалистическая фаза. Основа деления на формации – преобладающие в обществе отношения в сфере производства.

Основы социальной теории Маркса

Основное внимание Маркс уделял экономическим отношениям, благодаря которым общество и переходит от одной формации к другой. Развитие общественного производства идет до состояния максимальной эффективности в рамках конкретного строя. При этом накапливаются присущие строю внутренние противоречия, что ведет к краху прежних общественных отношений и переходу общества к более высокой стадии развития.

Следствием развития капиталистических отношений Маркс называл утрату личностью своего статуса и полноты человеческого бытия. В процессе капиталистической эксплуатации пролетарии отчуждаются от продукта своего труда. Для капиталиста же погоня за большой прибылью становится единственным стимулом в жизни. Подобные отношения неизбежно ведут к изменениям в политической и социальной надстройке общества, затрагивая семью, религию и образование.

В своих многочисленных работах Маркс доказывал, что на смену обществу, построенному на эксплуатации чужого труда, неизбежно придет бесклассовый коммунистический строй. Переход к коммунизму будет возможен только в ходе пролетарской революции, причиной которой станет чрезмерное накопление противоречий. Главным из них является противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов.

Уже во времена формирования социальной теории Маркса находились противники формационного подхода к общественному развитию. Критики марксизма полагают, что его теория является односторонней, что в ней преувеличено влияние материалистических тенденций в обществе и почти не учитывается роль социальных институтов, составляющих надстройку. В качестве главного аргумента несостоятельности социологических выкладок Маркса исследователи выдвигают факт краха социалистической системы, не выдержавшей конкуренции со странами «свободного» мира.

Видео по теме

Как неполный, незрелый коммунизм и полный, зрелый коммунизм. В узком смысле коммунизм понимается как одна из двух, высшая по сравнению с фаза, ступень зрелости коммунистической формации - полный, зрелый коммунизм, итоговый результат осуществления исторической миссии .

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

Коммунистические идеи средневековья

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной - все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Светские концепции коммунизма

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм - основная составляющая буржуазных революций XVII-XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI-XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между и выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30-начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun - «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации « » (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

Определения коммунизма

Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.

Ф. Энгельс, «Принципы коммунизма» (1847 г.)

…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Коммунизм как идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - . Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм

Хоть большинство стран, ранее входивших в состав одной из самых мощных держав мира, СССР, сегодня и пытаются открещиваться от прошлого, тем не менее во многих из них коммунистические партии существуют до сих пор. Давайте рассмотрим тему «Коммунисты - это кто?» более подробно. В данном случае особое внимание обратим на некоторые исторические вехи.

Истоки коммунистической философии

Для полного и всеобъемлющего понимания сопутствующей темы «Коммунисты - это правые или левые?», а также основного вопроса о том, что же на самом деле представляет собой коммунизм, сначала обратимся к истории.

Наверное, многие помнят еще из школьного советского курса истории, что первыми научные идеи коммунизма высказали еще Карл Маркс и Фридрих Энгельс в XIX веке, а затем большую часть этих идей в России того времени позаимствовал «вождь мирового пролетариата» В. И. Ленин (хотя само понимание коммунизма пришло из Франции времен Великой Французской революции).

Если говорить вкратце, вся суть коммунистических идей сводится к полной ликвидации частной собственности (переводом ее в ранг общественного достояния), что, в свою очередь, способствует появлению полного равенства между индивидами общества и исключает его разделение на социальные классы, группы и прослойки, а также любые виды эксплуатации человека человеком. Таким образом, все средства производства и созданные с их помощью материальные блага принадлежат не одному человеку или нескольким людям, а в равной степени всем и каждому.

По сути, это можно назвать даже узаконенной философией права одного человека на имущество другого (хотя, как уже понятно, право частной собственности должно быть полностью исключено). Кроме того, при таком подходе предполагается и отмирание государства как системы управления и изъятия из обихода любого типа денежных или заменяющих их средств. Понятно, что многие называют это утопизмом. Но если вспомнить историю, так было не всегда.

Коммунисты: это кто?

Итак, коммунистами в самом простом и, наверное, логичном определении можно звать людей, строго следующих этой доктрине. Что самое интересное, история показывает, что в том же СССР коммунистами изначально считали не только членов коммунистической партии, но в некоторых случаях беспартийных людей, близких к коммунистам по своему мировоззрению и взглядам.

Были еще и разные ответвления, скажем анархо-коммунисты, которые обещали переход к новому строю через насильственное репрессивное изъятие «добра» у богачей, а также без разного рода промежуточных стадий типа буржуазных революций или переходных периодов. Но их идеи не прижились.

Впрочем, сегодня коммунисты - это последователи только основных идей философии, которая уже применяется к современным условиям развития человеческого общества.

Большевизм

В дореволюционной России в основу появления коммунизма легли идеи большевизма. При трансформации этого учения, созданного В. И. Лениным, принято было считать, что коммунисты - это большевики, состоявшие изначально в партии РСДРП (затем ВКП (б) и, наконец, КПСС).

В принципе, идеи Ленина от марксизма особо не отличались: все то же освобождение пролетариата, отсутствие разделения на классы, полная национализация средств производства и распределение материальных благ по потребностям каждого. Увы, как показывает история, коммунисты России того времени так и не достигли задуманного, хотя попытки были достаточно серьезными и глобальными. Тем не менее предполагаемых результатов это не принесло только в связи с заведомо неправильной трактовкой самого понятия коммунизма и возникновения культа личности.

Партия коммунистов в СССР

В бывшем Советском Союзе понятия коммунистической идеологии изменились еще больше. Тогда считалось, что коммунисты - это исключительно члены Компартии СССР, и никак иначе. Кстати сказать, о вступлении в ряды коммунистической партии на более позднем этапе развития социалистического строя в СССР можно было забыть, если человек, скажем, не был октябренком, пионером и комсомольцем.

Тогда весь этот учет велся намного более строго, чем даже темпы увеличения производства материальных благ. Более того, коммунистическая партия в Советском Союзе была одной-единственной, а инакомыслие преследовалось жесточайшим образом.

Конечно, потом (уже к периоду распада СССР) сама идеология, скажем, компартии России или других стран претерпела довольно значительные изменения. Вероятно, очень многие поняли, что учение марксизма-ленинизма о мировой революции или создании общества подобного типа в одной отдельно взятой стране является совершенно несостоятельным. Сегодня еще можно найти на карте мира страны, где правящей является именно коммунистическая партия или ее некое подобие. Но об этом чуть позже.

Коммунизм и религия

Интересным выглядит и вопрос отношения коммунистического учения к религии. Изначально даже не обсуждалось, что коммунист - это атеист, отрицающий веру в Бога. Взять хотя бы Ленина или Сталина. «Отец народов» так вообще получил образование в духовной семинарии, но затем снял с себя крест.

А чего стоит фраза Карла Маркса, которую потом позаимствовал известный литературный герой Остап Бендер о том, что религия - это опиум для народа? Да что говорить, во многих странах беспощадно уничтожалось все, что было связано с церковью и религиозными убеждениями. Диалектический материализм Маркса сыграл злую шутку.

Это сегодня коммунисты России или какого-то другого государства не только выходят на праздничные демонстрации, но и посещают богослужения и почитают церковные праздники.

Почему коммунистов мира называют левыми?

Сначала посмотрим, каковы сейчас коммунисты, это левые или правые партии и почему их так называют.

Прежде всего, стоит отметить, что не только коммунистов называют левыми. Сюда относят еще и социал-демократов, социалистов и т.д. Само же понятие «левых» пришло к нам из времен Великой Французской революции, когда при голосовании люди, предпочитающие оставить старый устрой государства, сидели по правую сторону, а выступающие за радикальные изменения, касающиеся, прежде всего, социального равноправия, - по левую.

Самые известные компартии мира

Сегодня в мире коммунистические идеи не так сильны, как раньше. В основном коммунисты - это обычные люди, не исключающие капиталистического пути развития держав, частенько имеющие собственный и достаточно прибыльный бизнес, располагающие отменными материальными благами, однако выступающие не то чтобы за стирание социальных граней, но, по крайней мере, за хоть какое-то выравнивание уровня жизни относительно разных классов и социальных групп населения.

Правда, в мире не все так просто. Ярким примером в свое время можно было назвать Кубу, где до недавнего времени бессменный лидер Фидель Кастро бессменно возглавлял так называемую кубинскую революцию и построение социалистического, а в перспективе и коммунистического общества. К чему это привело после 50 лет, можно увидеть невооруженным взглядом. Да, Куба является одним из самых крупных экспортеров многих видов сельскохозяйственной продукции, но вот уровень жизни населения страны является одним из самых низких в мире.

Что сказать, переходный период благодаря Фиделю Кастро и «команданте» Чегеваре уж что-то сильно затянулся. Да и за стол переговоров с теми же Штатами кубинские лидеры сели только недавно. А ведь даже в СССР была программа мирного сосуществования с капиталистическим миром.

В принципе, в качестве примера можно привести и Венесуэлу, долгое время возглавляемую лидером коммунистической партии Уго Чавесом. А ведь эта страна по оценкам того же агентства Bloomberg находится на грани дефолта и обладает уровнем жизни населения, сравнимым разве что с некоторыми африканскими странам, только стоящими на пороге развития.

Исключение здесь составляет только Китай, который развивается небывалыми темпами, хотя правящей является именно коммунистическая партия.

Заключение

В общем, если подводить некий итог, по современным меркам можно сказать, что коммунисты - это уже не те ярые последователи марксистско-ленинской философии, что были раньше. Из большинства идей и доктрин построения общества нового типа осталось разве что социальное равенство. По всей видимости, глобальная национализация средств производства и распределение материальных благ по потребностям выглядят просто невыполнимыми.

Но и здесь можно привести уникальный пример. Президент Беларуси Лукашенко добился того, что в СССР не смогли сделать за все время существования страны. Естественно, не обходится и без перегибов, но, судя по настроениям среди населения, большинство поддерживает такую политику, чего, правда, не скажешь о том, что происходит в России или соседней Украине.


Поэтому попробую дать простейшую аллегорию.


Другие жители острова могли в это время собирать фрукты, охранять селение, чинить лодки, воспитывать детей и делать кучу других дел (кто-то даже ничего не делать).


На другом – что потребности разные. И сильные охотники получат большие куски, женщины – поменьше, а старики и малые дети – ещё меньше, ибо им просто меньше надо. И коммунизм от этого никуда не денется.
На третьем – что надо учитывать заслуги и лучший и самый большой кусок отдать лучшему охотнику, поразившему кита, его товарищам по охоте – тоже отличные куски. А тем, что делал что полезное на берегу – куски по хуже и поменьше. А самые плохие куски – иждивенцам. И это тоже – коммунизм.
Почему же это не о распределении, а о справедливости?


Если, по другой «справедливости», половина кита принадлежит лучшему охотнику, а вторая половина его товарищам по охоте — они всё равно не съедят всего кита. Они начнут его делить. Кому-то дадут кусок за фрукты, кому-то – за ремонт лодки или снастей. Кому-то могут дать кусок за охрану жилищ и присмотр за детьми. Кому-то – не дадут ничего, но им дадут родственники или те, кому от этих обездоленных чего-то нужно.
И охотник в этом случае самый богатый и может заставить всех что-то делать для него за каждый кусок кита. Но если охотнику не повезло и он не добыл кита – ему никто не даст фруктов и никто не будет охранять его жилище и ремонтировать его лодку. Ну, разве что кто-то, кто запас ранее куски кита, даст ему в долг (чтобы со следующей охоты он отдал кусок побольше).


Суть общества не меняется от масштаба. Пусть это будет не остров, а коммуна, или страна, или весь мир – основа остаётся одной и той же.

Категории: Выбор Редакции , Левые , Теория , Экспертное мнение
Теги: ,

Интересная статья? Расскажи друзьям:

У коммунизма сегодня есть множество противников и множество поклонников. Но что удивляет – ни те, ни другие обычно не способны рассказать своими словами, что такое коммунизм. То есть они, по сути, противники или сторонники неведомой им самим фигни.

Каких только определений и признаков коммунизма не дают эти люди. От идиотского определения, что «коммунизм – это полное раскрепощение творческих способностей человека и ничего более», до, не более умных, рассуждений о том, что коммунизм – это всеобщая уравниловка и полное подавление инициативы индивидуума. И вот против этого шаблона в своей голове, или за него, люди и борются.

Сразу оговорюсь – коммунизмов, их много разных. Кстати, как и феодализмов, и капитализмов. Но есть то, что определяет эти формации и отличает их друг от друга.

Все формации опираются на свои представления об общественной справедливости. Для одних справедливо, чтобы всем правили и распоряжались дети тех, кто уже правит и распоряжается. Для других справедливо, чтобы каждый человек мог полностью распоряжаться всем, что он заработал, нашёл или захватил. Общей справедливости, её не существует.

Коммунистическое общество базируется на идеалах коммуны. Это та «справедливость», когда каждый член общества трудится на благо всего общества и когда каждый член общества имеет доступ ко всем благам этого общества. И здесь нет ни слова ни про уравниловку, ни про тоталитаризм или демократию. Обычно большинство видят в этой картине общества только распределение, и ни чего больше. Увы – это не так.
Поэтому попробую дать простейшую аллегорию.

Представим себе народ, живущий на острове и живущий по большей части охотой на кита. И вот лучшие охотники вышли в море, лучший из них поразил кита, и они притащили добычу к острову.
Другие жители острова могли в это время собирать фрукты, охранять селение, чинить лодки, воспитывать детей и делать кучу других дел (кто-то даже ничего не делать).

И вот тут приходит раздел добычи. Но он не о распределении, а о справедливости. Кусок кита достанется каждому островитянину.

Но на одном острове считают справедливым, чтобы каждый получил равный кусок. Это – коммунизм.
На другом – что потребности разные. И сильные охотники получат большие куски, женщины – поменьше, а старики и малые дети – ещё меньше, ибо им просто меньше надо. И коммунизм от этого никуда не денется.
На третьем – что надо учитывать заслуги и лучший и самый большой кусок отдать лучшему охотнику, поразившему кита, его товарищам по охоте – тоже отличные куски. А тем, что делал что полезное на берегу – куски по хуже и поменьше. А самые плохие куски – иждивенцам. И это тоже – коммунизм.
Почему же это не о распределении, а о справедливости?

Да потому, что куски кита, так или иначе, достаются всем островитянам при любых формациях.
Если, по другой «справедливости», половина кита принадлежит лучшему охотнику, а вторая половина его товарищам по охоте — они всё равно не съедят всего кита. Они начнут его делить. Кому-то дадут кусок за фрукты, кому-то – за ремонт лодки или снастей. Кому-то могут дать кусок за охрану жилищ и присмотр за детьми. Кому-то – не дадут ничего, но им дадут родственники или те, кому от этих обездоленных чего-то нужно.
И охотник в этом случае самый богатый и может заставить всех что-то делать для него за каждый кусок кита. Но если охотнику не повезло и он не добыл кита – ему никто не даст фруктов и никто не будет охранять его жилище и ремонтировать его лодку. Ну, разве что кто-то, кто запас ранее куски кита, даст ему в долг (чтобы со следующей охоты он отдал кусок побольше).

Это – капитализм. Он тоже распределяет блага. Но его отличие от коммунизма, что есть владельцы благ, которые не общество, а отдельные индивиды, могут заставлять других членов общества что-то делать для себя за доступ к этим благам. В том числе – и приумножать блага тому, кто даёт доступ. Вот это при коммунизме невозможно, ибо «не справедливо».

При этом не только распределение, но и частная инициатива может быть или не быть при разных формациях. Если охотники отправились за китом по своей инициативе, а не по решению других – это ни как не отменяет коммунизм. Даже если они что-то на что-то выменяли для своего похода – не отменяет. Вот сосредоточение больших благ в руках человека (без разницы – каким путём), который не может их потребить и использует для эксплуатации других людей, у которых нет этих благ – отменяет.
Суть общества не меняется от масштаба. Пусть это будет не остров, а коммуна, или страна, или весь мир – основа остаётся одной и той же.

Коммунизм господствовал в эпоху неолита, когда возникала человеческая цивилизация. Коммунизм оставался основой общества в сельской общине на большей части земли до конца 19 века. И это понятие о справедливости живёт в массах до сих пор.

Человечеству потребовалось две тысячи лет, чтобы отменить такое естественное и привычное рабство, когда человек может продавать другого человека, как вещь. Отменить во всём мире. Сейчас рабство вне закона.

Человечеству потребовалось пятьсот лет, чтобы в большинстве стран поставить вне закона сословное деление, когда права и бесправие передавались по наследству.

Интересно, будет ли когда-нибудь на Земле вне закона «священное право частной собственности»?

Да, стоит признать, что поклонников своих партия растеряла, остались только искренние, те, кто верит, что за всеобщим равенством будущее. Получается, что коммунисты - это люди, которые не боятся высказывать свои убеждения. Давайте разбираться.

Во что верили коммунисты?

Это сложный вопрос, который больше связан с реалиями современности, чем с человеческими убеждениями. В той большой стране, которой уже нет, они верили, что можно построить общество, которое каждому его члену предоставит наилучшие условия для развития. Лозунг был таким: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». К сожалению, такого не получилось. Да и не создавалось вовсе, так как у руля стояли те, кто только свои потребности и замечал, а у народа видел лишь возможности. Такое было время. Оглядываясь на те события, можно сделать вывод, что коммунисты - это лицемеры. Это все долго муссировалось в прессе, будоража умы постсоветского народа. Вот и развалилась сильнейшая страна, а с ней и ее единственная партия.

Коммунисты России

Теперь все переменилось. Коммунисты - это партия, которая отстаивает права рабочих (пролетариев). Возникла идея вместе с зарождением капиталистического строя. Она основана на негативном отношении к использованию чужого труда для личного обогащения. Идея, к сожалению, актуальна и теперь. И никакая демократия ее не заменит. Партия коммунистов в меру сил борется за то, чтобы каждый человек мог свободно себя реализовать, получая для этого все необходимое. Имеются в виду как материальные блага, так и возможности. Согласитесь, что есть за что воевать! Только силенок у адептов коммунизма маловато. Пока не придуман механизм, который может сломить «золотого тельца», полностью захватившего умы человечества. А вот деньгами как раз коммунисты (настоящие) и не воюют. Они - люди идейные. Вербуют адептов лишь верных, закаленных, способных отказываться от благ ради справедливости. Таковых пока негусто.

Что такое коммунизм

Немного о негативном к нему отношении. Оно возникло (лучше сказать, искусственно создано) на том основании, что плотно ассоциировалось с СССР - страной Дьявола для всего «прогрессивного человечества». Но коммунизма еще не было ни в одном государстве. Это строй, который строили-строили, да так и не получилось. А идея его очень прогрессивна: гармоничное развитие любой личности. Это именно то, к чему еще Иисус призывал. Не зря некоторые идеологи Запада в последнее время стали обвинять в коммунистических воззрениях, увидев в основе его деятельности ненавистные идеи. А он всего лишь выполняет заповеди Господа, призывая всех заботиться о ближних, не грешить, не обижать и так далее. Представители крупных финансов сразу забеспокоились, усмотрев даже в коммунистические идеи!

Можно ли построить общество благоденствия

Попытки уже были, но пропаганда оказалась сильнее. Пока обществом правит реклама и пропаганда, уничтожающая собственное представление личности о том, как она должна развиваться, коммунизма не построить. Этот строй так и останется утопией. У него есть лишь один шанс воплотиться в жизнь - дождаться такого краха «золотого тельца», который сделает невозможным возвращение последнего на престол. Тогда люди начнут задумываться, а так ли необходимо «отбирать» блага, куда лучше получать их, отдаваясь не борьбе, а творчеству!