Когда умер гафт. Народный артист россии валентин гафт. Поступление в школу-студию мхат

Валентин Гафт – блистательный театральный и киноактер сначала СССР, а затем России. Наибольшую известность и популярность ему принесли роли, сыгранные в фильмах Эльдара Рязанова. Режиссер, писатель и поэт. Мастер колких эпиграмм. Как его назвал друг Александр Филипенко, «Гениальный Автор Феноменальных Текстов» (ГАФТ). Народный артист РСФСР. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» трех степеней и «Орденом дружбы».

Детство и семья

Мальчика, родившегося осенью 1935 года в семье юриста Иосифа Рувимовича Гафта и домохозяйки Гиты Давыдовны Гафт, назвали Валентином. Родители, оба родом с Украины, переехав в Москву, поселились на четвертом этаже пятиэтажной коммуналки на улице Матросской Тишины, где и рос маленький Валя.


С детства он запомнил соседские здания, в которых расположились тюрьма, психиатрическая лечебница и общежитие студентов МГУ. Между всем этим великолепием расположились еще рынок и пустырь, на котором местные мальчишки играли в футбол.

Мама Вали, Гита Давыдовна, родилась в семье, где было тринадцать детей. Ее отца, ломового извозчика, меньше всего интересовало образование дочери, но Гита много читала, и ей очень нравился театр. С ней было интересно разговаривать на любые темы. Будучи малышом, Валя считал, что его мама знает ответы на все вопросы. Когда они приезжали на лето к дедушке, он обязательно просил отнести его в сарай, где стояли корова с теленком, которого можно было погладить и ощутить его шершавый язык на своей ладошке.

21 июня 1941 года семья собиралась в очередной раз к дедушке в гости. Домработница Гафтов простояла всю ночь в очереди (достать билеты летом было трудно), а затем ей предложили купить с рук, как потом оказалось, фальшивые билеты. Пришлось покупать новые – на 22-е. Но началась война, о которой сообщил голос Вячеслава Молотова, и семья уже никуда не поехала.

Валентин Гафт: Чужую жизнь играю, как свою. Документальный фильм

Ему особенно врезались в память проводы в армию двоюродного девятнадцатилетнего брата Исаи. Шестилетний ребенок не смог сдержать горьких слез, обняв брата, едва дотянувшись до его пояса. Валя с мамой остался в Москве. На всю жизнь он запомнил жуткое ощущение бомбоубежища и рев воздушной тревоги, который доводил мальчика до дрожи.

Иосиф Рувимович тоже в числе первых добровольцем ушел на фронт, дослужился до майора. Папой своим Валентин очень гордился. Бережно относился к фронтовому подарку – трофейному фонарику, который отец передал с фронта. Потом в 1944 году пришло известие, что майор Гафт тяжело ранен. Он был перевезен в московский госпиталь. Когда Валя с мамой навещали его, всего забинтованного, мальчик приходил домой и тыкал ножиком в газеты, где были снимки фашистов, чтобы отомстить за папу тем, кто его ранил. Когда кончилась война, Валентину исполнилось десять лет. Отец вернулся с войны с медалью «За боевые заслуги» и умер много лет спустя, в 1969 году.

Однажды Валентин увидел дома у товарища пианино и загорелся идеей стать музыкантом, для чего стал просить маму купить такой же инструмент домой. Мама идею поддержала, но в тот момент в семье не было денег, и лишь через некоторое время, когда отец сумел заработать, вся семья отправилась в магазин немецких трофеев. Инструментов было много, но пианино с подсвечниками, какое хотела купить мама, отсутствовало. Так и не довелось Гафту-младшему стать музыкантом. Но слушать блатные песни под гитару во дворе ему очень нравилось.

Нравилось и ходить в кинотеатр «Орион» – смотреть фильмы со своими любимыми артистами: Аллой Тарасовой, Павлом Массальским, Владимиром Дружниковым. «Без вины виноватые» Валя пересмотрел раз десять, даже изображал потом Массальского в школьном капустнике. А посещение спектакля «Особое задание» по Сергею Михалкову в четвертом классе настолько поразило воображение мальчика, что он думал, будто все происходящее на сцене – реальность.


Будучи старшеклассником мужской школы, Валентин решил, что станет актером, поскольку участвовал в самодеятельности, играя в школьных постановках женские роли. Наиболее ему запомнился образ невесты в спектакле «Предложение» по Антону Чехову . Профессия актера казалась ему легкой и необременительной: вышел на сцену, сказал «кушать подано» и купайся в аплодисментах.

Но когда он, десятиклассник, прошел на второй тур в прославленную Школу-студию МХАТа, то начал переживать. Для второго тура Валентин выбрал басню Ивана Крылова «Любопытный», не вполне понимая ее сути. Размышляя сам с собой, он брел по «Сокольникам» и вдруг остолбенел: ему навстречу, выгуливая двух сеттеров, шел легендарный актер Сергей Столяров. Гафт подошел и сразу стал объяснять великому артисту свою проблему. На его удивление, Сергей Дмитриевич предложил приехать к нему домой, чтобы подробно разобрать басню:

«Поймите, молодой человек, это ведь разговаривают два разных человека, – объяснял Столяров позже. – Один идет по улице, такой мягкий, дородный, спокойный. А другой только что был в паноптикуме, видел что-то необыкновенное и всем об этом хочет рассказать. Человек иногда чем меньше знает, тем больше хочет говорить о том, чего не знает».

До сих пор Гафт считает Столярова своим первым педагогом, который принял такое живое участие в его актерской судьбе. Экзамены он с честью выдержал, а увидев свое имя в списке поступивших, от восторга пробежал до дома, где со счастливым выражением лица объявил родителям, что стал студентом театрального вуза. Реакция родителей на это сообщение была несколько своеобразной. Как впоследствии вспоминал артист, мама вообще решила, что его приняли в геофизический кружок, а папа разочарованно вздыхал: «Ну какой же ты артист? Вот Миша Козаков, – у него и бабочка есть, и костюм. А ты что?».

Театр

Выпускниками МХАТа одновременно с Валентином стали Евгений Урбанский, Олег Табаков , Майя Менглет. А друзья Гафта – Игорь Кваша и Михаил Козаков – окончили вуз годом раньше. По рекомендации Дмитрия Журавлева, знаменитого в то время преподавателя студии и чтеца, в 1957 году молодого актера Гафта приняли в Моссовет.


Примерно год Валентин играл пресловутое «кушать подано», но к тому моменту, как ему надоели невзрачные роли, он познакомился со знаменитым Эрастом Гариным, худруком Театра Сатиры. Гафт вспоминал позже, как великий актер предложил ему роль в постановке «Тень»:

«Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли вы роль ученого?». Он пригласил меня репетировать к себе домой… Помню, шли мы к нему в кабинет через несколько комнат. И в одной из них стояла кровать с сеткой, в которой под простынкой лежал… труп. Безжизненная рука свисала с кровати, личико – кожа да кости. Мне показалось, что это ребенок. Эраст Павлович, не обращая внимания, провел меня в свой кабинет и заговорил о Мейерхольде… Я мучительно думал: «Господи, кто бы ему сказал...» Сам я так и не решился. И хорошо, потому что это была жена Гарина, Хеся Локшина, его помощница и непревзойденный мастер дубляжа. Она просто спала. А выглядела так всегда, это было для нее нормально».

На дебют Гафта в Театре Сатиры пришли родители и его будущая жена. А он настолько переволновался, что перепутал, к кому из партнерш по сцене должен обращаться, да к тому же чуть не свалил декорацию в оркестровую яму. На этом первая часть сотрудничества актера с именитым театром закончилась.


Несколько лет он работал в театре Андрея Гончарова, а через четыре года перешел в Ленком, которым тогда руководил Анатолий Эфрос. Вместе с Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным Гафт пытался встать на защиту режиссера, когда его пытались изгнать из Ленкома. Но из затеи пробиться к высокому начальству ничего не вышло, и многие актеры, в том числе и Валентин Гафт, в 1960 году перешли вместе с Эфросом в театр на Малой Бронной.

Возможно, артист так и остался бы там, но из-за примы театра Ольги Яковлевой , которая, по мягкому выражению Гафта, «занимала слишком много места, хоть и была артисткой замечательной», ему пришлось уйти, как и Олегу Далю , Алексею Петренко и другим актерам.


Валентин уехал в Ялту. На пляже его соседом по лежаку оказался Андрей Миронов , предложивший актеру сыграть графа Альмавиву в легендарной теперь постановке «Фигаро». И Гафт сыграл. Да так, что после одного из спектаклей к нему в гримерку зашел Олег Ефремов и пригласил в театр «Современник».


И актер расцвел. На этих театральных подмостках он сыграл свои главные роли и первую из них – Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» в постановке Галины Волчек . Его ввели вместо Михаила Козакова. Позже Гафт вспоминал, как было обидно, когда на первом спектакле услышал из зала на свой счет: «Да… Не Козаков…» Помог ему справиться с ролью Евгений Евстигнеев , когда они вместе с «Современником» отправились на гастроли в Ташкент. Именно он тогда сказал одно-единственное точное слово, мол, Адуева нужно играть «репризно», то есть просто и крупно.


Зрители полюбили актера за его Гусева из «Валентина и Валентины», Глумова из «Балалайкина и Ко», Фирса из «Вишневого сада», Лейзера в «Трудных людях», Лопатина в спектакле «Из записок Лопатина». Гафт удостоился нескольких театральных премий, в числе которых «Фигаро» (национальная премия имени Андрея Миронова) и «Хрустальная Турандот» за многолетнее служение театру.


Кинокарьера

Дебют в кино у Гафта состоялся на втором курсе вуза у Михаила Ромма, снимавшего тогда «Убийство на улице Данте». Когда юный студент увидел на площадке прославленного Ростислава Плятта , он не мог связать толком и двух слов, за что был припечатан разочарованной фразой второго режиссера: «Как мы в этом парне ошиблись!».


В тот момент для Валентина словно все застыло, а когда он потом не раз еще переступал порог киностудии, это ощущение появлялось у него на протяжении последующих двадцати лет. Шестидесятые годы не принесли актеру значимых ролей, его фактура и внешность мало соответствовали героям тех времен.


Когда в 1975 году на телеэкранах впервые появилась картина «Здравствуйте, я ваша тетя!», где главную роль блестяще воплотил Александр Калягин , зрители тепло отметили, насколько ироничен и точен в роли лакея Брассета был Гафт с его «Как сюда попала этот сэр?».


В 1978 году на экранах появилась комедия Николая Рашеева «Короли и капуста» с Валентином Гафтом в главной роли. Его игра в «легком жанре» по мотивам О’Генри понравилась режиссеру Эльдару Рязанову , который по рекомендации Лии Ахеджаковой пригласил актера на роль председателя кооператива Сидоркина в свою драматичную комедию «Гараж». Реплики его героя вскоре «ушли в народ», а Рязанов навсегда полюбил этого нестандартного, необычайно талантливого и разнопланового актера.


В рязановском водевиле «О бедном гусаре замолвите слово» Гафт органичен в роли отца-командира гусарского полка полковника Покровского, в «Забытой мелодии для флейты» блестяще воплотил образ руководящего служаки-болвана Одинкова, в «Небесах обетованных» – предводителя бомжей Президента, а в «Старых клячах» – благородного генерала. Последней совместной работой Гафта с прославленным режиссером стала картина «Карнавальная ночь-2».


Работал актер и с такими потрясающими режиссерами, как Юрий Кара (Артур из «Воров в законе», Берия из «Пиров Валтасара или ночь со Сталиным», Воланд из «Мастера и Маргариты»), Петр Тодоровский (Костя из картины «По главной улице с оркестром», Федор Виноградов из фильма «Анкор, еще анкор!»).


У Александра Митты Гафт снимался в «Затерянном в Сибири» (Берия), у Александра Муратова в «Гонках по вертикали» (Алексей Дедушкин), у Михаила Козакова в «Визите дамы» (Альфред Илл).


Неподражаемыми стали его роли Аполлона Сатанеева в новогодней телевизионной ленте «Чародеи» Константина Бромберга и папы-фокусника в «Сироте казанской» Владимира Машкова . Одна из последних на данный момент киноролей Валентина Гафта – в притче «Четвертый», режиссерском дебюте Кирилла Сафонова .


Личная жизнь Валентина Гафта

Первой юношеской влюбленностью Валентина Гафта стала студентка Дина Василенок, жившая в общежитии МГУ. Окна общежития выходили на пустырь, где он мальчишкой играл в футбол. Как только девушка выглядывала в окно, Вале казалось, что он – лучший нападающий, и преображался настолько, что забивал гол за голом. О влюбленном в нее мальчике нынешний доктор физико-математических наук узнала лишь много лет спустя.

«Замечательной» назвал Гафт свою первую жену Алену – манекенщицу Елену Изергину. Она была настолько красива, что люди на улице просто замирали, увидев ее. Вместе с Домом моделей девушка объездила почти весь мир.


После свадьбы молодые поселились у тещи Валентина, разделив единственную комнату на низком первом этаже досками. Окна постоянно дребезжали от проезжавших мимо троллейбусов, но влюбленные поначалу не замечали ничего вокруг. Но потом Гафта стала напрягать любовь жены к животным:

Я тоже их люблю, но не до такой степени. Она каждый день приносила домой или котенка, который писал на батарею, или безногих голубей, которые летали над нашими головами. Пахло в доме невозможно… Тараканы и клопы так вписывались в общую картину, что их жалко было давить. Я ходил весь в перьях и шерсти.

Но даже не это стало причиной расставания. Оба были слишком молоды, чтобы не обращать внимания на других женщин и мужчин. Елена встретила киноведа Даля Орлова, развелась с первым мужем и вышла замуж во второй раз. Гафт рад, что женщина обрела семейное счастье, но отношений с первой женой не поддерживает никаких.

Вскоре после развода у него случился яркий, но короткий роман с Еленой Никитиной, художницей. Девушка ничего от артиста не требовала, даже о рождении сына Вадима (1971 г.р.) Валентин узнал лишь через три года, когда художница с ребенком отправилась на ПМЖ в Бразилию. Впервые Гафт увидел сына лишь в 2014 году.


Вторую жену, дочку лауреата Сталинской премии Инну Елисееву, Валентин, сам того не подозревая, увел у драматурга Эдварда Радзинского . Гафт шутил, что мечтал пожить богато, но ему так и не удалось. Разбалованная родителями Инна была яркой девушкой, но с тяжелым своенравным характером, развелись они к началу 80-х.


С тестем и тещей отношения у актера сразу не заладились:

Как-то за обедом я спросил: «Можно мне еще цыпленочка?» А мне говорят: «Когда будете нормально зарабатывать, тогда и получите цыпленочка». И я ушел из этого дома навсегда. Почему-то в СМИ пишут, что моя вторая жена была балериной, нет, она вообще не работала нигде, разве что машину водила неплохо. Балериной была наша с ней дочь Оля.

Тема о дочери всегда была для Гафта болезненной. Он винил себя в ее смерти, поскольку Ольга (1973 г.р.) мечтала о карьере драматической актрисы, но отец, хоть и занимался с ней до поступления, не стал «проталкивать» дочку в театральный вуз. По его мнению, это могло искалечить ей дальнейшую судьбу.


А потом у девушки случилась несчастная любовь, мама вместо поддержки стала называть ее неудачницей, папы рядом не было. В 2002 году Ольга покончила с собой. Гафт слег и три года болел после ее смерти. Но это случилось гораздо позже, а тогда, разведясь с матерью Оли, Валентин долгое время жил один, заводил романы, но не семью.

Гафт, который гуляет сам по себе

Одной из пассий актера была виолончелистка Алла, которую Гафт называл «хорошей женщиной, но странной». Странность заключалась в патологической ревности дамы. Некоторое время Валентин терпел и объяснял, что нет у него никаких романов, но публичный скандал, который виолончелистка закатила на премьере картины «Ночные забавы», где актер играл постельную сцену с героиней

Через многие годы после съемок Гафт, живущий один, остановил взгляд на телевизионной передаче о женских счастливых и несчастливых судьбах, участницей которой была Остроумова. После нескольких ее реплик он понял, насколько женщина одинока. И стал активно готовить их встречу. Будучи приглашенным на частную вечеринку, он устроил так, чтобы там присутствовала и Ольга.

Помню, чтобы ее заинтересовать, я не нашел ничего умнее, чем сказать: «Посмотрите, какие у меня мускулы!» Наверное, она подумала что я идиот. Потом я ее провожал, пешком, было прохладно, свой пиджак я накинул ей на плечи… В Ольге есть та простота, которая называется божественной чистотой.

Взрослые, состоявшиеся в профессии люди, они не торопились. Ухаживания Гафта заняли длительный период. А поженились и вовсе в больнице, где Валентину Иосифовичу сделали серьезную операцию. В их жизни все было необычно, такая же была и свадьба.

История любви Ольги Остроумовой и Валентина Гафта

С Ольгой актер буквально ожил, очень быстро пошло выздоровление. Жена настояла, чтобы он крестился в православие, взяла на себя все домашние и бытовые хлопоты. Как сознавался Гафт в одном из интервью, благодаря Остроумовой и ее детям, Ольге и Михаилу Левитиным, у него появилась большая и дружная семья. Их и внуков актер полюбил как своих. А уж когда Валентин Иосифович вошел в собственную просторную квартиру (первую в его жизни), то отпустил шутку про дом-музей Гафта.

Эпиграммы, стихи и проза

Чтобы иллюстрации к стихам согласился делать Михаил Шемякин, мало быть поэтом. Многогранность и неравнодушие Валентина Гафта, его мужество и смелость покорили художника, и мир увидел поистине шедевр: метафизический сюрреализм Шемякина очень точно отражал «Ступени» – книгу стихов актера, не считающего себя поэтом.

Гафт относился к этой грани своего таланта очень придирчиво, даже с усмешкой рассказывал, что сочинять стал из-за обещания одному из друзей. Но стихи Валентина Иосифовича истинные ценители поэзии называют гениальными.

Валентин Гафт читает стихи

Когда же автор представил в «Современнике» на суд зрителей собственную пьесу «Пока существует пространство», театральный мир заговорил о постановке в самых разных интонациях – от восторга до полного неприятия. Гафт сам играл в необычном спектакле, который назвал исследованием о том, что такое любовь:

Любовь вырабатывает лучшие качества в человеке, очищает. Особенно это ясно, когда у тебя жизнь прошла, когда понимаешь больше и чувствуешь острее. Любовь сокращает дорогу к вере – как религия», – объяснял актер в интервью.

И в эпиграммах съел живьем.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьем.

Валентин Гафт сейчас

2019 год выдался тяжелым для актера и его семьи. Летом Валентин Иосифович перенес тяжелый инсульт, его госпитализировали в реанимационное отделение одной из клиник Москвы. Через некоторое время Гафту стало лучше, он переехал в реабилитационный центр. Семья весьма сдержанно комментирует вопросы журналистов о самочувствии, некоторое время распускались слухи, что Ольга Остроумова не пускает к мужу друзей.


Тем временем в начале 2020 года в арт-фойе «Современника» начала действовать оригинальная экспозиция «Нельзя искусственно страдать». Молодые театральные художники создали пространственные произведения на основе стихов и эпиграмм Валентина Гафта. Нашло в ней свое отражение и самое первое стихотворение гениального актера и поэта под названием «Капелька дождя»:

К земле стремится капелька дождя,
Последнюю поставить в жизни точку…
И не спасут ее ни лысина Вождя,
Ни клейкие весенние листочки.
Ударится о серый тротуар,
Растопчут ее след в одно мгновенье,
И отлетит душа, как легкий пар,
Забыв навек земное притяженье.

Валентин Иосифович Гафт. Родился 2 сентября 1935 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве, в еврейской семье выходцев из Полтавской губернии (Прилуки).

Отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969), участник Великой Отечественной войны, работал адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте.

Мать - Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Ещё в школе Валентин начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, Гафт встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров хотя и удивился, но не отказал и даже помог советами.

В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ, мастерская В. О. Топоркова. Дебютировал на сцене Театра имени Моссовета, получив рекомендации от Д. Н. Журавлёва, среди его работ: Второй сыщик (ввод) - «Лиззи Мак Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха»; «Король Лир» Уильяма Шекспира; Сын - «Корнелия» по пьесе М. Чорчолини; Зайчик - «Выгодный жених» по пьесе братьев Тур.

В 1958 году играл на сцене Театра Сатиры: Учёный - «Тень» по одноимённой пьесе Е. Шварца.

Далее служил в Московском драматическом театре, играл в спектаклях: «Бесплодные усилия любви»; «Третья голова» по пьесе Марселя Эме; Том - «Барба» по пьесе Я. Масевича; Гога - «Аргонавты» по пьесе Ю. Эдлиса; «Жив человек» В. Е. Максимова; «Визит дамы» Ф. Дюрренматта.

В 1965-1966 годах - актер Театра им. Ленинского комсомола: Евдокимов (ввод) - «104 страницы про любовь» по пьесе Э. Радзинского; Маркиз д’Орсиньи - «Мольер» по пьесе М. Булгакова.

Через некоторое время перешёл в Театр на Малой Бронной, среди его работ: Солёный Василий Васильевич, штабс-капитан - «Три сестры» по пьесе А. П. Чехова; Колобашкин - «Обольститель Колобашкин» по пьесе Э. Радзинского.

С 1969 года - актёр театра «Современник».

Работы Валентина Гафта в театре «Современник»:

1970 - Адуев-старший (ввод на роль М. Козакова) - «Обыкновенная история», инсценировка В. Розова по роману И. А. Гончарова, режиссёр Галина Волчек;
1970 - Стеклов-Нахамкес (ввод на роль М. Козакова) - «Большевики», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Олег Ефремов, Галина Волчек;
1971 - Мартин - «Свой остров», по пьесе Р. Каугвера, режиссёр Галина Волчек;
1971 - Гусев - «Валентин и Валентина», по пьесе М. Рощина, режиссёр Валерий Фокин;
1973 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия», режиссёр Георгий Товстоногов;
1973 - Жгенти - «Погода на завтра», по пьесе М. Шатрова, режиссёры Галина Волчек, И. Райхельгауз, Валерий Фокин;
1974 - Лопатин - «Из записок Лопатина», по пьесе К. Симонова, режиссёр И. Райхельгауз (существует ТВ версия спектакля);
1976 - Фирс - «Вишнёвый сад», по одноимённой пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек;
1977 - Кухаренко - «Обратная связь», по пьесе А. Гельмана, режиссёры Галина Волчек, М. Али-Хусейн;
1978 - Генрих IV - «Генрих IV», по пьесе Л.Пиранделло, режиссёр Лилия Толмачёва;
1980 - Горелов - «Спешите делать добро», по пьесе М. Рощина, режиссёр Галина Волчек;
1981 - Людовик XIV - «Кабала святош», по пьесе М. Булгакова, режиссёр Игорь Кваша;
1982 - Вершинин - «Три сестры», по пьесе А. П. Чехова, режиссёр Галина Волчек;
1983 - Городничий - «Ревизор», по пьесе Н. В. Гоголя, режиссёр Валерий Фокин;
1984 - Джордж - «Кто боится Вирджинии Вульф?», по пьесе Э. Олби, режиссёр Валерий Фокин (существует ТВ-версия спектакля 1992 года);
1986 - «Дилетанты» - авторский вечер артистов театра;
1988 - Бостон - «Плаха», по роману Ч. Айтматова, режиссёр Галина Волчек;
1989 - Рахлин - «Кот домашний средней пушистости», по пьесе В. Войновича и Г. Горина, режиссёр Игорь Кваша;
1992 - Лейзер - «Трудные люди», по пьесе Й. Бар-Йосефа, режиссёр Галина Волчек;
1992 - Миранда - «Смерть и дева», по пьесе А. Дорфмана, режиссёр Галина Волчек;
1994 - Хиггинс - «Пигмалион», по пьесе Б. Шоу, режиссёр Галина Волчек;
1998 - Кукин - «Аккомпаниатор», по пьесе А. Галина, режиссёр Александр Галин;
2000 - Валентин - «Уйди-уйди», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Николай Коляда;
2001 - Глумов - «Балалайкин и К°», пьеса С. В. Михалкова по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (2-я редакция), режиссёры В. Гафт, Игорь Кваша, Александр Назаров;
2007 - Он - «Заяц love story», по пьесе Н. Коляды, режиссёр Галина Волчек;
2009 - Сталин - «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В. Гафта, режиссёр Роман Виктюк;
2013 - Веллер Мартин - «Игра в джин», по пьесе Дональда Л. Кобурна, режиссёр Галина Волчек.

В 2001 году на сцене «Современника» состоялся режиссёрский дебют Гафта. Вместе с И. Квашой и А. Назаровым он возобновил спектакль «Балалайкин и Ко», по роману М. Салтыкова-Щедрина, где вновь, как и четверть века назад, выступил в роли Глумова.

В кино дебютировал в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических убийц).

Успех пришел к Валентину Гафту благодаря сотрудничеству с режиссёром . Актера называли одним из самых любимых артистов Рязанова. В 1979 году на экраны вышла комедия «Гараж», в которой Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, а фразы его героя ушли в народ.

Валентин Гафт в фильме "Гараж"

В 1980 году вышел рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играл полковника Покровского.

Валентин Гафт в фильме "О бедном гусаре замолвите слово"

В 1987 появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 1990-х зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». В конце 1990-х актёр сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».

Валентин Гафт в фильме "Небеса обетованные"

Среди других заметных работ - рольлакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!», Аполлона Митрофановича Сатанеева в комедии «Чародеи», в новогодней сказке «Сирота казанская» Владимира Машкова, в ленте Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!», где он сыграл полковника Виноградова.

Валентин Гафт в фильме "Анкор, ещё анкор!"

Валентин Гафт - мастер эпиграммы.

Автоэпиграмма Гафта:

Гафт очень многих изметелил
И в эпиграммах съел живьём.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьём.

Эпиграммы про Валентина Гафта:

У Гафта нет ума ни грамма,
Он весь ушёл на эпиграммы. (Михаил Рощин )


Гафт - не прибор и не фигура,
Не городок в глухой тайге.
Гафт - это аббревиатура:
Короче, что-то, что на Гэ... (Михаил Рощин )

На Гафта? Эпиграмму?
Ну уж нет!
Ведь от него же никуда не скроешься.
А Гафт, хоть он актёр, а не поэт,
Так припечатает, что не отмоешься... (Александр Иванов )

Общественно-политическая позиция Валентина Гафта

В январе 2010 года Валентин Гафт вошёл в состав группы известных российских деятелей культуры, среди которых были также Елена Камбурова, Сергей Юрский, Инна Чурикова и Андрей Макаревич, которая обратилась к властям с предложением о введении поста уполномоченного по правам животных.

В 2015 году Министерство культуры Украины включило Гафта в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны». Актёр связал этот факт с публикацией в сети от его имени стихотворений с критикой в адрес российских властей, авторство которых он опроверг. Позже в интервью Валентин Гафт назвал себя «путинцем». Он заявил, что доверяет российскому телевидению и государству, считает передачу Крыма Украине несправедливой и возлагает ответственность за войну в Донбассе на Киев. После этого артист был включён в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины.

«Просто обидно и противно, потому что это не способ борьбы. Украине надо быть умнее, не запрещать картины, кто бы их ни делал. Они нашли там что-то такое, что им стыдно, какую-то правду про себя», - заявил в ответ Гафт.

Валентин Гафт в программе "Временно доступен"

Рост Валентина Гафта: 187 сантиметров.

Личная жизнь Валентина Гафта:

Трижды был женат.

Первая жена - манекенщица и артистка Елена Изоргина. Брак быстро распался - Изоргина влюбилась в киноведа Даля Орлова.

Вторая жена – балерина Инна Елисеева. По словам артиста, в браке с ним Инна была домохозяйкой, ее родители принадлежали к партийной элите. С Елисеевой Гафт развелся в начале 1980-х. У них родилась его единственная дочь Ольга - она покончила жизнь самоубийством в 2002 году, что было огромным потрясением для актера.

Третья жена - актриса . Познакомились еще на съёмках рязановской комедии «Гараж», но отношения начались значительно позже. В браке с 1996 года. Валентин Гафт с 10-летнего возраста воспитывал сына актрисы от предыдущего брака Михаила. Под влиянием жены крестился в православие.

Валентин Гафт и Ольга Остроумова

У актера есть внебрачный сын Вадим. Впервые он увиделся с ним в ток-шоу на Первом канале в октябре 2014 года. Родила его московская художница Елена Никитина. Они познакомились, когда он еще не был суперзвездой на одном из театральных вечеров. Понравились друг другу, начали встречаться. Но когда Елена забеременела, Гафт ушел и пропал из ее жизни. А через три года они случайно встретились на улице. Елена сказала, что родила сына, которого назвала Вадимом. Валентин Иосифович попросил фотографию мальчика, спрятал ее во внутренний карман пиджака... А через год Елена с маленьким сыном и мамой улетели в Бразилию, где обосновалась ее сестра, вышедшая замуж за иностранца.

Вадим, который пошел по стопам Гафта и работает в бразильском театре актером. Тогда же Вадим рассказал, что у Гафта есть внук Валентин, который родился с ним в один день.

Валентин Гафт сейчас

Фильмография Валентина Гафта:

1956 - Убийство на улице Данте - Руже
1958 - Олеко Дундич - сербский солдат
1960 - Русский сувенир - Клод Жерар, французский композитор
1960 - Нормандия-Неман - Милле
1961 - Подводная лодка - Джим Темпл
1965 - Мы, русский народ - Боер
1966 - Два года над пропастью - офицер в ресторане
1967 - Первый курьер - жандармский офицер
1968 - Интервенция - Длинный, французский солдат
1968 - Новенькая - Константин Фёдорович, тренер сборной
1968 - Калиф-аист - Кашнур, волшебник
1969 - Жди меня, Анна - клоун
1969 - Семейное счастье (киноальманах, новелла «Мститель») - приказчик в магазине оружия
1970 - Удивительный мальчик - доктор Капа
1970 - Дорога на Рюбецаль - Апанасенко
1970 - О любви - Николай Николаевич, муж Веры
1971 - Ночь на 14-й параллели - Дмитрий Степанов
1971 - Разрешите взлёт! - Азанчеев
1971 - Человек с другой стороны - Андрей Извольский
1971 - Заговор - Кейси
1973 - Семнадцать мгновений весны - Геверниц, сотрудник Даллеса
1973 - Цемент - Дмитрий Ивагин
1974 - Таня - Герман Николаевич Балашов
1974 - Жребий - Иннокентий Жильцов
1974 - Иван да Марья - казначей
1974 - Москва, любовь моя - балетмейстер
1974 - Чудо с косичками - собеседник
1975 - Ольга Сергеевна - Троянкин
1975 - Здравствуйте, я ваша тётя! - Брассет, дворецкий
1975 - На всю оставшуюся жизнь - Крамин, парализованный младший лейтенант
1975 - Из записок Лопатина - Лопатин
1976 - Бешеное золото - Гораций Логан
1976 - Дневной поезд - Игорь
1976 - Повесть о неизвестном актёре - Роман Семёнович Знаменский, режиссёр
1977 - Девочка, хочешь сниматься в кино? - Павел, режиссёр
1977 - Почти смешная история - попутчик в поезде, снабженец
1977 - Схватка в пурге - грабитель-рецидивист Чужак
1978 - Кентавры - Андрес, заговорщик
1978 - Короли и капуста - Фрэнк Гудвин, «Малыш»
1978 - Игроки - Степан Иванович Утешительный
1979 - Гараж - Валентин Михайлович Сидорин, председатель правления гаражного кооператива, ветеринар
1979 - Мужчины и женщины - Георгий
1979 - Сегодня и завтра - Рассолов
1979 - Утренний обход - Алик
1979 - Циркачонок - Жорж
1980 - О бедном гусаре замолвите слово - полковник Иван Антонович Покровский, командир кавалерийского полка
1980 - Чёрная курица, или Подземные жители - Дефорж, учитель французского / Король
1980 - Три года - Ярцев
1982 - Если враг не сдаётся... - Штеммерманн, немецкий генерал
1982 - Похождения графа Невзорова - текст от автора за кадром
1982 - Суббота и воскресенье (к/м) - психолог
1982 - Таможня - Владимир Николаевич Никитин, начальник группы досмотра
1982 - - Аполлон Митрофанович Сатанеев, заместитель директора института НУИНУ
1983 - Гонки по вертикали - Лёха Дедушкин, вор-рецидивист по кличке «Батон»
1984 - Восемь дней надежды - Игорь Артемьевич Белоконь, директор шахты
1985 - Контракт века - Смит, агент ЦРУ
1985 - Про кота... - Людоед
1986 - Год телёнка - Валериан Сергеевич
1986 - Мой нежно любимый детектив - Лестер, инспектор
1986 - По главной улице с оркестром - Константин Михайлович Виноградов, музыкальный аранжировщик
1986 - Фуэте - Поэт
1987 - Забытая мелодия для флейты - Одиноков
1987 - Путешествие мсье Перришона - майор Матье
1987 - Визит к Минотавру - Павел Петрович Иконников, сотрудник серпентария
1987 - Время летать - Виктор
1987 - Жизнь Клима Самгина - Валерий Николаевич Трифонов, офицер-пьяница
1988 - Воры в законе - «авторитет» Артур
1988 - Аэлита, не приставай к мужчинам - Василий Иванович Скамейкин
1988 - Дорогое удовольствие - Вильям Тер-Иванов
1989 - Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным - Лаврентий Павлович Берия
1989 - Визит дамы - Альфред Илл, разорившийся лавочник
1990 - Самоубийца - конферансье
1990 - Футболист - Норов
1991 - Небеса обетованные - Дмитрий Логинов, предводитель нищих бомжей по прозвищу «Президент»
1991 - Затерянный в Сибири - Лаврентий Павлович Берия
1991 - Ночные забавы - Михаил Фёдорович Езепов, любовник Анны, начальник Силина
1991 - Террористка - Виктор
1992 - Анкор, ещё анкор! - Фёдор Васильевич Виноградов, полковник
1993 - Хочу в Америку - Эпштейн
1994 - Мастер и Маргарита - Воланд
1994 - Я свободен, я ничей - Чесноков
1996 - Карьера Артуро Уи. Новая версия - Актёр
1997 - Сирота казанская - Павел Оттович Брумель, фокусник
1999 - Небо в алмазах - заместитель министра
2000 - Старые клячи - Дубовицкий, генерал
2000 - Дом для богатых - Роман Петрович
2000 - Нежный возраст - Саледон-старший
2001 - Часы без стрелок
2002 - По ту сторону волков - Игорь Алексеевич Голощёков, врач
2003 - Дни ангела - Виктор Зуев
2003 - Каждый взойдёт на Голгофу - дядя Саша
2004 - Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь - Олег Константинович, вице-дедушка
2004 - Всё начинается с любви
2005 - Девять неизвестных - Виктор Севидов, миллиардер
2005 - Лебединый рай - Гришин
2005 - Мастер и Маргарита - первосвященник Каифа; человек во френче
2006 - Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя - Борис Глебович Перловский, политтехнолог
2007 - 12 - 4-й присяжный
2007 - Ленинград - режиссёр театра
2009 - Осенние цветы - Альфред
2009 - Притяжение - Александр Николаевич
2009 - Книга мастеров - волшебное зеркало
2010 - Утомлённые солнцем 2: Предстояние - еврей, заключённый Пимен
2010 - Семейный дом - Василий Петрович Швец, сосед Соколовых
2011 - Морпехи - Лазарь Семёнович Гольдман, врач-гинеколог
2011 - Жизнь и приключения Мишки Япончика - Мендель Герш
2013 - Студия 17 - Андрей Иванович Дорохов советский режиссёр
2013 - Ёлки 3 - Николай Петрович, одинокий пенсионер
2013 - Путь лидера. Огненная река. Железная гора - Аркадий Иосифович Преображенский
2014 - История одной старушки - Гавриил Моисеевич Фишман
2014 - Разрывая замкнутый круг - Аркадий Иосифович Преображенский, профессор Карагандинского университета
2015 - Млечный путь

Озвучивание мультфильмов Валентином Гафтом:

1973 - Как кошка с собакой
1977 - Праздник непослушания
1978 - Почтарская сказка
1981 - Пёс в сапогах - Благородный
1982 - Рождение Геракла
1987 - Волшебные колокольчики - Король
1987 - Белая цапля
2008 - Новые приключения Бабки Ёжки - Ворон
2012 - От винта - Бывалый - штурмовик Ил-2

Литературное творчество Валентина Гафта:

Стих и эпиграмма (1989)
Валентин Гафт (1996, совместно с художником Н. Сафроновым)
Я постепенно познаю (1997)
Жизнь - театр (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым)
Сад забытых воспоминаний (1999)
Стихотворения, воспоминания, эпиграммы (2000)
Тени на воде (2001)
Стихотворения. Эпиграммы (2003)
Красные фонари (2008)

На лирические стихи «Я и ты» написана песня (муз. Брендон Стоун), исполняет Сати Казанова



Валентин Иосифович Гафт появился на свет в Москве в сентябре 1935 года. Его родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафты были выходцами из Украины. Отец работал адвокатом, мама занималась домашним хозяйством. В 1941-ом Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым. Жилище семьи Гафтов располагалось на известной столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре». Тем не менее, на этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.


Гафт увлёкся театром очень рано. Впервые он попал на спектакль в 4 классе. Это была постановка «Особое задание». 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Он поначалу даже не понял, что на сцене играют. Лишь несколько позже, участвуя в школьной самодеятельности, он осознал, что такое актёрское ремесло. Театр и его особый мир настолько увлёк юного Гафта, что в старших классах он уже чётко осознавал, кем будет во взрослой жизни. Валентин Иосифович очень тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз. Но при этом сильно сомневался в своих актёрских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актёр Сергей Столяров. Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошёл к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал. Именно его советы помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошёл во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ его взяли сразу же. Родители узнали о поступлении сына лишь тогда, когда он был зачислен в театральный вуз.


В 1957 году Валентин Гафт окончил школу-студию, получив основы актёрского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие мэтры отечественного кинематографа. После окончания вуза Валентин Гафт не сразу попал на работу в театр. Помог ему Дмитрий Журавлёв, известный советский актёр и Лауреат Сталинской премии. Начинающего артиста взяли в Театр имени Ленсовета. Но здесь Гафт продержался лишь год. Предлагаемые роли были настолько незначительными, что Валентин Иосифович понял: надо искать место, где он сможет развивать актёрское мастерство, а не прозябать за кулисами. И снова молодому актёру помогли. На этот раз актёр Эраст Гарин предложил Гафту попробовать свои силы в Театре сатиры. Но и тут артист не задержался надолго. Лишь через несколько лет Валентин Иосифович снова вернётся на эту сцену, чтобы сорвать овации зрителей своей звёздной ролью графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поиск «своего» театра продолжился. Несколько лет Валентин Гафт выступал на сцене театра на Малой Бронной. Ещё какое-то время артист трудился в театре Андрея Гончарова на Спартаковской.


Первый успех и настоящее счастье от работы Валентин Гафт почувствовал в 1964-ом, когда попал в театр имени Ленинского Комсомола (сейчас «Ленком»), которым руководил Анатолий Эфрос. Именно тут он почувствовал, что такое творчество и вдохновение. Впервые молодой актёр узнал, какое волнение и радость переполняют артиста, когда его игру провожают овациями. На этой сцене Гафт выступал 5 лет. В 1969 году Валентин Иосифович перешёл в «Современник», куда его пригласил Олег Ефремов. Здесь Гафт наконец почувствовал себя так, будто вернулся в родной дом. На этой сцене сыграны лучшие роли артиста. Здесь он блистал в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К» , «Спешите делать добро» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Сотрудничество с режиссёром театра Галиной Волчек оказалось очень плодотворным и долгим. Валентин Иосифович Гафт и сегодня ведущий актёр «Современника».


Кинематографическая биография Валентина Гафта развивалась постепенно. Успех пришел не сразу. До конца 1960-ых актёру предлагали незначительные и невыразительные роли, эпизоды. Дебют состоялся в 1956-ом в картине «Убийство на улице Данте». Здесь Гафт мелькнул в крошечном эпизоде. Видимо, внешность артиста не очень вписывалась в образ советского киногероя. Долгое время его звали на роли разнообразных злодеев и отрицательных персонажей.

Всё изменилось в 1970-ых. Валентину Иосифовичу начали предлагать первые яркие роли. В картине «Ночь на 14 апреля» он сыграл Стюарта, а в 1975-ом Лопатина в телевизионном спектакле «Из записок Лопатина». Успех, огромный и безоговорочный, пришёл к Валентину Гафту после его сотрудничества с легендарным режиссёром Эльдаром Рязановым. Более того, Гафта называют одним из любимых артистов Рязанова, которых он регулярно приглашал играть в своих фильмах. Фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Соответственно, и все актёры, игравшие в этих лентах, стали звёздами первой величины. В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова «Гараж». В этом фильме Валентин Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, чьи фразы вскоре становятся афоризмами. В следующем году выходит рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играет полковника Покровского. В 1987 появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 1990-ых зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». А в конце 1990-ых актёр сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».


Но не только творения великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. У него есть и другие запомнившиеся зрителям прекрасные роли. Он сыграл лакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Многие поколения отечественных зрителей и сегодня с удовольствием смотрят чудесный новогодний фильм «Чародеи», где Гафт появился в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева. Ещё одна новогодняя сказка – «Сирота казанская» Владимира Машкова, где Валентин Иосифович – один из трогательных «пап» Насти, заслуженный фокусник. Трагичная роль досталась актёру в ленте Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!», где он сыграл полковника Виноградова. А ещё Валентин Гафт известен своими талантливыми и острыми эпиграммами. Так, однажды он посвятил строки Армену Джигарханяну: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян». И Лие Ахеджаковой: «Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова».


Валентин Гафт был женат трижды. Первой его супругой оказалась манекенщица и артистка Елена Изоргина. Этот брак окончился быстро. Вторая супруга – балерина Инна Елисеева – подарила Валентину Иосифовичу его единственную дочь Ольгу. Она трагически умерла, покончив жизнь самоубийством в 2002 году. Гафт переживал эту трагедию очень долго и тяжело. Выйти из затяжной депрессии помогла артисту его третья супруга, артистка Ольга Остроумова. Впервые Гафт встретился с Остроумовой на съёмках рязановской комедии «Гараж». Но роман начался гораздо позже, в 1996 году. Под влиянием Ольги Остроумовой Гафт принял православное крещение. Сына Остроумовой Мишу Валентин Иосифович воспитывал с 10-летнего возраста, став мальчику почти родным отцом.

Фильмография

«Гараж»
«О бедном гусаре замолвите слово»
«Чародеи»
«Визит к Минотавру»
«Забытая мелодия для флейты»
«Анкор, еще Анкор!»
«Небеса обетованные»
«Старые клячи»
«По ту сторону волков»
«Карнавальная ночь 2»
«Сирота казанская»
Материалы взяты из открытых источноков

БИОГРАФИЯ ВАЛЕНТИНА ГАФТА

Советский актер театра и кино Валентин Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве. Его детские годы прошли на улице Матросская Тишина, на которой располагались самые разные по духу учреждения. Напротив дома семьи Гафтов располагалась психиатрическая лечебница, немного левее - студенческое общежитие и рынок, правее - тюрьма. Как говорил сам Гафт: «Весь мир в миниатюре». Отец Иосиф Рувимович (1907-1969) был адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте. Участник Великой Отечественной войны он был гордым и волевым человеком. Мама, Гита Давыдовна (1908-1993), была домохозяйкой. Именно она привила сыну любовь к порядку и организованность. Роковой день 21 июня 1941 года навсегда остался в памяти Вали. Ведь именно в тот день он с родителями должен был отправиться на Украину, в город Прилуки. Повинуясь стечению обстоятельств, родители поменяли билеты на 22 июня. На следующий день маленький Валя вместе со всей страной услышал выступление Молотова по радио. Началась Великая Отечественная Война. Проводы отца, а следом и двоюродного брата запомнились Валентину на всю жизнь.

Первый раз Гафт посетил детский театр в четвертом классе. Шла пьеса Сергея Михалкова «Особое задание». Первое время он думал, что все происходящее на сцене, это реальность. Желание самому попробовать себя в роли актера пришло немного позже. В школьной самодеятельности ему приходилось играть женщин и девушек, потому что в школе учились одни мальчишки. В связи с тем, что театром Валентин Гафт увлекся еще будучи школьником, после выпускных экзаменов он направился в Школу-студию МХАТ. Поступить с первого раза ему помог Сергей Дмитриевич Столяров. Дело происходило так. За несколько дней до экзамена, Валентин Иосифович направлялся через парк «Сокольники» домой. Внезапно на своем пути он увидел степенно вышагивающего человека. Гафт сразу узнал в нем своего любимого актера - Столярова. Не решаясь упустить такой шанс, он решил попросить совета у известного человека. Осмелившись, он подошел к Столярову и сказал: «Извините меня, пожалуйста, но я поступаю в Школу-студию МХАТ и очень волнуюсь. Не могли бы вы меня послушать?» В первую минуту знаменитый актер оторопел, но потом взял себя в руки и сказал: «Послушать я вас могу. Но только не здесь». «Где же», - осмелился Гафт. «У меня дома. Приходите ко мне завтра, предварительно позвонив», - и Столяров написал на клочке бумаги номер своего домашнего телефона. Советы Сергея Дмитриевича не прошли даром. МХАТ принял его с первой попытки. На курсе вместе с ним учились Олег Табаков, Евгений Урбанский, Игорь Кваша, Майя Менглет, Михаил Козаков. Дебют в кино состоялся в бессловесной роли в фильме «Убийство на улице Данте». Почти в это же время Гафт играл в эпизодической роли в романтической драме «Поэт». Реакция родителей на артистическую деятельность сына была своеобразная. Во время учебы в школе-студии МХАТ отец не раз спрашивал его: «Ну, какой ты артист? Вот, Миша Козаков, - у него и бабочка есть и костюм, а ты что? Вот каким должен быть артист!» Реакция Гиты Давыдовны была поистине материнской. Увидев его в спектакле «Женитьба Фигаро», она сказала: «Валя, ну какой же ты худой!».

В 1957 году Валентин окончил Школу-студию МХАТ. Его долго не брали на работу. Знаменитый чтец Дмитрий Журавлев не смог остаться равнодушным к судьбе молодого артиста и помог ему устроиться в театр имени Моссовета. Гафт проработал там около года и ушел из-за того, что роли, которые предлагали играть, ему не нравились. Некоторое время спустя Эраст Гарин предложил работу в Театре сатиры. И здесь Валентин Гафт не смог долго продержаться, его выгнали, но на этом общая история Театра сатиры и Гафта не закончилась. Несколько лет спустя, он сыграл на этой сцене одну из своих лучших ролей - графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эту роль впоследствии играл Александр Ширвиндт. Несколько лет Гафт посвятил работе в театре на Малой Бронной, потом новый виток и переход к А. А. Гончарову в театр на улице Спартаковской. 1964 год стал новой страницей в жизни Валентина Гафта. В этот год он пришел в театр имени Ленинского Комсомола к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь актер впервые по-настоящему раскрылся, появились интересные творческие работы, лучшие спектакли этого театра стали театральной классикой. В 1969 году Олег Ефремов приглашает его в театр «Современник». Он стал его родным домом. Многими ролями он обязан режиссеру театра Галина Волчек. Здесь он сыграл свои лучшие роли: Лопатин в «Из записок Лопатина», Глумов из «Балалайкин и К», Горелов из «Спешите делать добро», Джордж из «Кто боится Вирджинии Вулф?».

Кино долгие годы не принимало Гафта, ему предлагали лишь эпизодические или маловыразительные роли. До конца 60-х у его не было ярких, запоминающихся ролей на киноэкране. Валентин Гафт осознавал это и говорил, что кино его не баловало. В большей степени он объяснял это своей нерусской внешностью. На тот момент советский киногерой имел немного другой образ. Прошли годы и у Валентина Гафта стали появляться первые серьезные роли. В 70-х годах это была роль Стюарта в политической драме «Ночь на 14 апреля». В 1975 году он отметился в роли Лопатина в телепостановке спектакля «Из записок Лопатина». Незабываемая роль Брассета в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя». Настоящее признание Валентин Гафт получил после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Все роли, сыгранные под руководством этого знаменитого режиссера были лучшими в биографии актера. Председатель гаражно-строительного кооператива Сидоркин, отец-командир, бюрократ и служака из Министерства свободного времени, вожак бомжей по кличке «Президент» - все эти роли были сыграны одним человеком - Валентином Иосифовичем Гафтом.

Подробности Создано: 21.12.2017 21:36 Обновлено: 26.12.2017 20:32

Валентин Гафт - обаятельный актер и автор жестких эпиграмм. Он сыграл множество ролей в советских и современных российских кинофильмах. Но большинству телезрителям запомнились его яркие роли из картин Эльдара Рязанова - "Гараж" и "О бедном гусаре замолвите слово...".

Он был всегда трудолюбивым и напористым человеком, поэтому много достиг в жизни. Его путь был нелегок и тернистым, ведь было много разочарований, особенно в личной жизни. Но несмотря на это, он стал знаменитым и всеми любимым актером, и только в зрелом возрасте наконец-то нашел свою настоящую любовь.



Биография

Как утверждают источники, маленький Валентин появился на свет 2 сентября 1935 года в огромном городе - Москва. По гороскопу Дева - дисциплинированный, трудолюбивый и высокоинтеллектуальный человек. Родители Валентина по национальности - евреи.

В детстве

Никакого отношения к искусству семья мальчика не имела. Как утверждают СМИ, папа, Иосиф Рувимович, работал прокурором, а мама, Гита Давыдовна, не имела образования вообще, но много читала и обожала театр. Семья на то время проживала в коммуналке на улице Матросская Тишина. Здесь было много известных учреждений: психиатрическая больница, тюрьма, рынок и студенческое общежитие МГУ.

Детство мальчика проходило в военное время. Много его родственников и даже сам отец ушли на фронт. А когда война закончилась мало кто из них вернулся домой. Для него большой радостью было то, что его папа, хоть и раненый, но остался живым.

В молодости фото



Поговаривают, что в школе парень учился не очень хорошо, поэтому еще в те годы твердо решил, что станет артистом. Ведь тогда ему казалось, что играть на сцене проще простого. Свой первый опыт получил выступая в школьных спектаклях, где он играл преимущественно женские роли. А все потому, что школа была мужская, и их играть было некому.

Когда прозвенел последний школьный звонок, тайком от родителей, парень подал документы сразу в два театральных ВУЗа. Первым учебным заведением было Щукинское училище , а вторым - Школа-студия МХАТ . Но удалось ему пройти конкурсные испытания только во втором ВУЗе и то, благодаря помощи известного актёра Сергея Столярова (снимался в кинофильме "Цирк"). Валентин сам к нему подошел и попросил помощи: правильно продекламировать басню "Любопытный". Столяров пожалел парня и не отказал. После это, Валентин считал его своим первым учителем.



Карьера

В 1957 году, после окончания учебы, его сразу же приняли на работу в Театр им. Моссовета . Здесь он дебютировал, но надолго не задержался. Поговаривают, что его оттуда выгнали.

На сцене театра



Дальше сменил еще несколько театральных сцен, но все его работы были обычными и не совсем успешными. Ходят слухи, что он часто путал партнерш на сцене, задевал декорации и его игра выглядела совсем нелепо. И только в "Ленкоме" , куда он попал на работу в 1964 году, Валентин начал по-настоящему удачно выступать. Наконец-то Гафт почувствовал любовь зрителя: получил свои долгожданные овации и восхищения в их глазах.



Начиная с 1969 года, по приглашению Олега Ефремова, стал регулярно выступать на сцене театра "Современник ". Здесь он чувствовал себя как дома, поэтому играет на его сцене до сих пор.

Спектакль "Игра в Джин"



Фильмография

Как утверждают источники, будучи еще студентом-второкурсником он попал на съемки кинофильма "Убийство на улице Данте" (1956). Эму предоставили маленькую эпизодическую роль с которой он из-за ступора не смог поначалу справиться. О своем поражении, на первых в его жизни съемках, актер помнит до сих пор.

Кадр из фильма "Убийство на улице Данте"


В 70-х годах он играл уже более яркие и узнаваемые роли. Но по-настоящему знаменитым стал, только после выхода на телеэкраны кинофильмов режиссера Эльдара Рязанова. Первой из них стала картина "Гараж" (1979), где он сыграл роль председатель гаражного кооператива и ветеринарного врача Сидорина.

"Гараж"



В общей сложности его фильмография насчитывает свыше 100 кинофильмов. Также он принимал участие в телеспектаклях, дубляжах, озвучивании мультфильмов и радиопостановках.

Фильмы с его участием:

С 1956 по 1969 годы: "Русский сувенир", "Подводная лодка", "Первый курьер", "Новенькая", "Интервенция" и другие;

"Интервенция"


С 1970 по 1989: "Удивительный мальчик", "Ночь на 14-й параллели", " Семнадцать мгновений весны", "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Короли и капуста", "О бедном гусаре замолвите слово", "Бешеное золото", "Схватка в пурге", "Чародеи" и другие;

"Короли и капуста"


С 1990 по 2009: "Небеса обетованные", "Мастер и Маргарита", "Сирота казанская", "Дом для богатых", "Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя", "Притяжение" и другие;

"Мастер и Маргарита"


С 2010 по 2016: "Утомлённые солнцем 2: Предстояние", "Жизнь и приключения Мишки Япончика", "Ёлки 3", "Разрывая замкнутый круг", "Млечный путь и другие".

"Утомлённые солнцем 2: Предстояние"


Интересные факты

Его рост - примерно 187 сантиметров, а вес - около 75-80 килограмм . За всю свою творческую карьеру он получил множество наград и званий.



Он считается мастером короткой эпиграммы , которые он посвятил не только себе, но многим известным людям. Представляем вашему вниманию, некоторые из них:



Личная жизнь: его жены и дети

Как утверждают источники, Гафт имел большой успех не только в творчестве, но и среди женщин. В молодости он им безумно нравился. За всю свою жизнь был трижды женат и только в последнем браке ощутил настоящую любовь и умиротворение.



О его первой жене в сети мало информации. Известно лишь то, что она была очень красивая, звали ее Алена Изоргина и была она одной из первых советских манекенщиц. Валентин ее очень любил, но прожили они вместе очень короткое время.

Изоргина пропадала все время на работе за границей, а Валентин в это время только искал себя. Они делили маленькую однокомнатную квартиру с тещей и такая тесная жизнь для красавицы оказалась не выносимой. Она нашла другого и ушла от своего супруга.

Гафт и Алена Изоргина



Второй женой стала балерина Инна Елисеева . В этом браке у их появилась дочь Оля . Но даже совместный ребенок не сумел удержать этот брак, ведь у Инны был очень сложный характер.

Вначале 80-х они расстались, нанеся большую душевную травму ребенку. Оля также стала балериной, как и ее мать, и Валентин все время поддерживал с ней теплые отношения. Но это не смогло компенсировать ей той родительской заботы в которой она нуждалась.

В 2002 году случилась непоправимая трагедия: Оля окончательно поссорилась с мамой и совершила самоубийство. Инна прожила всего на несколько месяцев дольше и ушла вслед за ней. Гафт очень тяжело перенес смерть единственной и родной доченьки. Облегчить душевную боль смогла только третья жена.

Валентин и его дочь Оля



С третьей женой - Ольгой Остроумовой он живет в счастливом браке по сегодняшний день. Она также актриса и на 12 лет его младше. В творческих кругах и среди знакомых их называют идеальной парой.

Как утверждают СМИ, они расписались в ЗАГСе 17 июля 1996 года, но знали друг друга гораздо раньше. Впервые увиделись на съемочной площадке кинофильма "Гараж", но тогда она была замужней женщиной.

Актер и его любимая жена Ольга Остроумова


У Ольги есть сын Михаил и дочь Ольга от предыдущего брака. Валентин начал воспитывать мальчика, когда ему было всего лишь 10 лет, а Оля была уже более взрослая. Он легко нашел общий язык с детьми, у них сложились отличные отношения и они считают его практически своим родным отцом. На сегодняшний день дети пошли по стопам родителей (работают в сфере искусства) и подарили им внуков: Захара, Полину и Фаину.

Счастливая семья



В сети ходят также слухи о его неофициальных отношениях с художницей Еленой Никитиной и внебрачном сыне Вадиме. Якобы эти отношения завязались еще в то время, когда Валентин был никому не известен. Они встретились, когда ей было 31, а ему 36 на одном из театральных вечеров. Затем закрутился красивый роман, а когда Елена сообщила Гафту, что беременна, он ушел из ее жизни навсегда.

Девушка осталась совсем одна и ей ничего не оставалось, как уехать за границу в Бразилию. Там жила ее родная сестра, которая вышла замуж за местного жителя. Ирина долгие годы не была на родине, поэтому ее сын Валентин с отцом вовсе не общался.

Отец и сын


Их встреча состоялась спустя 43 года в России в телевизионном эфире. Они очень многое обсуждали за кадром и Гафт даже просил прощения, за то, что долгие годы отсутствовал в его жизни. У Валентина также есть сын и назвали его в честь деда - Валентином. Пока, что внук-подросток с ним незнаком.