Когда отмечают вознесение господне. Что означает праздник Вознесение Господне? История праздника? Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Церковь в этот день вспоминает евангельские события, связанные с последним моментом пребывания Иисуса на земле после его Светлого Воскресения — в это время Спаситель завершает дела, ради которых пришел на землю и возносится к своему Отцу.

События Вознесения

Как повествует Евангелие, на сороковой день Христос собрал апостолов в Иерусалиме и вывел их из города на гору Елеонскую, где повелел им не расходиться, сказав "вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым". Затем Иисус, благословив учеников вознесся на небо.

Когда светлое облако скрыло Спасителя от учеников, им явились два ангела, сказав, что Господь снова придет на землю так же, как видели Его восходящим на небо. Апостолы поклонились вознесшемуся Христу и возвратились в Иерусалим, где рассказали об увиденном.

© photo: Sputnik / Б. Криштул

Репродукция иконы художника Иова Кондзелевича "Вознесение" (1698-1705)

Тогда люди поняли, что смерть — это не печаль, а переход души в другой мир, где ее ожидает Господь, который избавит от пороков и соблазнов. Именно открытые небеса дают верующим надежду на искупление грехов и обретение в конце пути дома в Царствие Божием.

История и значение праздника

Празднование данного дня берет свое начало с самой глубокой древности, но как великий праздник отмечается с IV века. Согласно книге Деяний святых апостолов, Иисус после своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся своим ученикам и говорил им о Царствии Божием.

Празднику Вознесения Господня в православном мире уделяется особенное значение. В этот день просят прощения за обиды и совершенные грехи. За сутки до праздника во всех храмах проводится всенощное бдение.

Грузинская церковь, как и весь православный мир, отмечает этот великий день — праздничная служба состоится во всех православных храмах Грузии.

Число "40" также не случайно — во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. Сорок дней Бог посылал дожди во время пребывания Ноя в ковчеге, сорок лет длился поиск земли обетованной.

По закону Моисееву в сороковой день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. В сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.

Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Вознесением завершается широкое празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также "отданием Пасхи".

На горе, на большом камне, на котором стоял Христос, остались следы его ног. Один из следов был вырублен и увезен как драгоценная святыня, но второй пребывает там и поныне. По учению Церкви, Вознесением завершилось земное пребывание и служение Бога-Сына.

Праздник имеет большое значение, потому что он дает всем христианам надежду на вечную жизнь.

В молитвах перед иконой "Вознесение Господне" люди просят Спасителя о помощи в укреплении духовных сил, а также о том, чтобы Господь помог правильно расставить жизненные приоритеты между телесным и духовным.

Молитва Вознесению Господню

"Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца!

В сей "ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения" Твоего "земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари", человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще:

Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?!

Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть,

здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха.

Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи,

оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире,

возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити,

но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем,

дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем

и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь".

Приметы, обычаи, поверья

Вознесение Господне издревле считался последним весенним праздником — он был связан с множеством примет, так как попадал в самый разгар полевых работ. Поэтому земледельцы внимательно относились к изменениям погоды, так как это могло подсказывать, каким будет результат их труда.

Например, дождь на Вознесение является предвестником скромного урожая и хворей домашних животных. Но если дожди продолжались несколько дней, люди надеялись, что беды пройдут стороной.

С Вознесения Господнего погода перестает быть изменчивой и дарит только теплые, солнечные дни. Если в этот день стоит теплая погода, люди ходят купаться в водоемах. Считается, что после купания никакая хворь не возьмет.

Как и в другие религиозные праздники, в этот день запрещено шить и вязать, заниматься тяжелой работой по дому. Время праздника предназначено для молитв, прощения обид, духовного самопознания. Сам же труд не запрещается в том случае, если не мешает человеку посетить церковь и обратиться к Богу.

Ночь перед праздником называют соловьиной. Считается, что трели соловья возвещают о Вознесении Господнем, поэтому ловить этих птиц в этот день нельзя — большой грех.

Те, кто хочет быть красивыми и здоровыми, в старые времена в этот день собирали утреннюю росу, пили ее и умывались. По преданиям, роса — это слезы земли об Иисусе Христе, который в этот день покидает ее.

© photo: Sputnik / Юрий Артамонов

Именно в праздник Вознесения знахари ходили на заготовку лекарственных трав, так как считалось, что все целебные растения, собранные в этот день, обладают необычными свойствами, что их сила возрастает.

Вообще люди верили, что все, что в этот день попросить у Бога — исполнится. Но нельзя просить о богатстве, достатке — просить о деньгах можно только, если они нужны на лечение больного. Господь пошлет столько денег, сколько понадобится для него.

Вознесение Господня считается последним весенним праздником. Спустя 10 дней после Вознесения Господня православный мир отметит еще один двунадесятый праздник — Троицу или День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа).

Его празднуют на пятидесятый день после Пасхи, а знаменует он сошествие Святого Духа на апостолов Христа. В 2018 году День Святой Троицы верующие отметят 27 мая.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Праздник Вознесение Господне или Вознесение относится к событиям, описанным в Новом Завете.

Празднование назначено в честь восхождения воскресшего Иисуса Христа на небеса и его обещания о втором пришествии на землю.

Говоря об этом христианском празднике, мы называем его кратко Вознесением, в то время как существует правильное название: Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Праздник напоминает нам о событиях, начавшихся на Пасху или в день Светлого Христова Воскресения.

Воскресши из мёртвых, Спаситель путешествовал по земле и являлся своим ученикам. Но бывшие ученики не сразу узнали Христа и не последовали за ним.

Позднее, увидев, что Христос благословил и преломил хлеб по установленному им самим христианскому правилу, ученики распознали своего учителя, но так и не успели изучить его наставления о Царстве Божием - Иисусу пора было отправляться на небеса.

На сороковой день пребывания среди людей Христос попрощался со всеми и отправился к Елеонской горе, где и произошло его Вознесение.


Утверждают, что на этой горе остался след от ноги Иисуса, оставленный им в момент Вознесения к небу. Знаменитый камень с отпечатком хранится сейчас в Иерусалиме в часовне Вознесения.

По своей важности Вознесение Господне относится к двунадесятым праздникам или к двенадцати главным христианским праздникам. Вознесение наступает на сороковой день от Светлой Пасхи и всегда приходится на четверг.

Праздник длится десять дней и заканчивается празднествами в честь Святой Троицы (или Пятидесятницы).

В среду, накануне праздника, служится всенощная и выполняется обряд отдания Пасхи. В четверг проводится торжественная литургия, которая заканчивается чтением раздела Нового Завета, где написано о событиях Вознесения Господня.


В этот день все радуются, пекут прямоугольные пироги с луком, украшают их перекладинами в виде символической лесенки - пути Христа на небеса. Также принято поминать умерших предков блинами, варёными яйцами или яичницей. На праздник Вознесения Господня произносят специальные молитвы - люди обращаются к Господу с просьбами о помощи, веруя в его мощь и силу.

В 2015 году Пасха попадает на 12 апреля, а Вознесение - на 21 мая. Считается, что после Вознесения Христова наступает летняя тёплая погода. В прежние времена к Вознесению приурочивали праздник «Проводы весны»: люди веселились от души, пели песни о весне, ходили друг к другу в гости, украшали зеленью свои дома и улицы.

Как и в другие православные церковные праздники, на Христово Вознесение нельзя шить, вязать, убирать в доме и выполнять тяжёлую физическую работу. Нельзя просить у Всевышнего большого богатства или требовать мести за нанесённые кем-либо обиды.

На день Вознесения Господа Бога в церквях перестают петь «Христос воскресе» и начинают новое песнопение о Вознесении его на небо.

На сороковой день после своего чудесного Воскресения Христос покинул нас, но это не повод для печали. Смысл праздника заключается не в прощании людей с Иисусом, а в обретении веры и надежды.


Как и проповедовал Иисус Христос, душа каждого человека через сорок дней после смерти телесной обязательно попадёт на небеса, где существует другая жизнь - вечная и праведная.

Вознесение Господне, или, на латинском языке, ascensio, является событием из истории Нового Завета. В этот день Иисус Христос вознесся на небо, полностью завершив свое земное существование. В честь этого религиозного таинства был установлен праздник.

Он привязан к Великой Пасхе, поэтому его отмечают не в определенную дату, но строго на 40-й день после Воскресения Господня. Во многих странах мира этот святой день является выходным и государственным праздником.

Вознесение Господне - это один из двенадцати в православии. Что значит этот день? Почему христиане празднуют конец земной жизни Христа? О священном дне, его значении и пойдет речь в статье.

Праздник и его истоки

Это так называемый Господский праздник, то есть он связан с Господом Иисусом Христом. Его воскрешение свидетельствовало о том, что подошла к концу его земная жизнь. Но еще 40 дней он продолжал общаться со своими учениками, благословлял их на благие дела, давал им советы.

То есть, по сути, мы на сороковой день после смерти Иисуса Христа вспоминаем его и трагические события распятия.

В этот день собрал Христос апостолов на горе Елеон, благословил их и поднялся на небо. В Новом Завете в (глава 1:9-11) так описываются эти события:

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».

История Вознесения Господня описана в Деяниях святых апостолов, в Евангелие от Луки, в конце Евангелия от Марка.

После чуда Вознесения ученики его вернулись в Иерусалим счастливые и радостные, так как это событие не является днем утраты Всевышнего, а является символом преображения и восхождения всех людей в Его Царствие.

Иисус занял место по правую руку от Бога Отца и с тех пор постоянно присутствует на Земле.

Через десять дней после Вознесения Святой Дух спустился к апостолам, и дал им силы проповедовать христианскую веру среди людей. В этот день отмечается Пятидесятница (50-й день после Великой Пасхи).

История празднования

Практически до V века Вознесения и Пятидесятница были единым праздником. Это был период в календаре, который называли «Радостнейший». Но позже Пятидесятница стала отдельным праздником. Первые упоминания об этом встречаются в проповедях Иоанна Златоуста, а также у святителя Нисского Григория.

Традиция празднования

Так как праздник Вознесения посвящен Господу, то во время богослужений священнослужители облачены в белые одежды, символизирующие Божественный свет. Празднование включает в себя один день предпраздненства и восемь дней попраздненства.

За день до праздника проводится во всех храмах чин «отдания» Пасхи. В День Вознесения Христа служится торжественная литургия, а пока звонят колокола, читается та часть Евангелия, которая посвящена этому событию. Окончание праздника (длится 10 дней) наступает в следующую пятницу (то есть в пятницу седьмой недели после Великой Пасхи). В этот день читаются те же молитвы и песнопения, которые совершали на богослужении Вознесения Господня.

Иконы в честь святого религиозного события

Все иконописцы придерживаются четкой иконографии при описании таинства Вознесения Христа. На иконе всегда изображаются двенадцать апостолов, между которыми стоит Богородица. Иисус Христос возносится на небеса на облаке, в окружении ангелов. На некоторых иконах на Елеонской горе запечатлен след ноги Христа.

Самая известная икона принадлежит кисти Рублева Андрея. Он создал ее для Успенского собора города Владимира в 1408 году. Написал он святой образ Христа в соответствии с историей Нового Завета. В настоящее время икона находится в Третьяковской галерее.

Вознесенские храмы

На месте таинства, на был возведен в IV веке храм, но в 614 году он был разрушен персами. Считается, что именно он послужил образцом для Скалы Купола, мусульманского святилища. В часовне Вознесения хранится отпечаток стопы. Верующие считают, что оттиск этот принадлежит Христу.

На Руси издавна почитался христианский праздник Вознесение Господне. В честь него освящали монастыри и храмы. Самые знаменитые из них:


  • Храм Вознесение Господня «Большое Вознесение» расположен у Никитских ворот. В этой местности существовала деревянная церковь, первые упоминания о которой относятся к 1619 году, в 1629 году она сгорела. В конце XVII века царица Кирилловна приказала построить каменный Вознесенский храм, который был расположен чуть западнее современного строения. Племянник Потемкина Г. А. - Высоцкий В. П. после смерти дядюшки в конце XVIII век дали священнику Антипе доверенность и деньги на строительство нового, более величественного храма. Проектирование поручили архитектору Козакову М. Ф. В 1798 году началось строительство трапезной с двумя пределами. Но во время пожара 1812 года недостроенное помещение полностью сгорело, поэтому строительство было завершено только в 1816 году. Здесь состоялось венчание Пушкина Александра Сергеевича с Гончаровой Натальей. Строительство всего храмового комплекса было окончено в 1848 году. Иконостасы выполнены были архитектором Быковским М. Д. в 1840 году.

Официальное название - «Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами», в народе закрепилось наименование «Большое Вознесение», в отличие от более старой церкви «Малого Вознесения».

Прихожанами «Большого Вознесения» были многие представители интеллигенции того времени и дворян. Здесь отпевали Щепкина М. С., Ермолову М. Н. В храме погребены были сестры Потемкина Г. А. Здесь Шаляпин Федор читал «Апостола» при венчании своей дочери. В 25 году XX века в этом храме совершил свое последнее богослужение патриарх Тихон.

В 30-е годы церковь закрыли, а в здании разместились гаражи. Иконы жгли прямо в храме, стенную роспись закрасили, соорудили межэтажные перекрытия. В 1937 году снесли колокольню (строение XVII века). С 1960-х годов в здании размещалась лаборатория Энергетического института имени Кржижановского. В 1987 году ее убрали и планировали оборудовать здесь концертный зал. Но планам не суждено было сбыться. В 1990 году здание передали церкви. Начались реставрационные работы, во время которых был обнаружен фундамент колокольни, снесенной в 1937 году. На этом месте в 2004 году была построена новая 61-метровая колокольня, по проекту архитектора Журина О. И. С 2002 по 2009 год шла реставрация фасада, были восстановлены трапезная и лестница со стороны улицы Малая Никитская, а также ограда. В настоящее время регулярно проводятся в храме Вознесения Господня службы и действует Воскресная школа.

Старообрядческие Вознесенские храмы

Старообрядцы продолжают древнеславянскую традицию строительства храмов во имя Вознесения Христа. В настоящее время праздник чтят общины старообрядческой Православной церкви в поселке Баранчинский Свердловской области, в селе Новенькое Ивнянского района Белгородской области, в городах Тыргу Фрумос, Тульча. В честь Вознесения Господня храмы освящены в США в городе Вудбурна и в Литве в местечке Турмантас, Зарасайский район.

Народные традиции

Праздник за многие века существования христианства на Руси вобрал в себя как аграрные, так и языческие обычаи. Сложились народные верования и приметы, которые не имели никакого отношения к религиозному смыслу праздника, но хорошо иллюстрировали отношение народа к Святому дню и обычаи русских крестьян.

С этого дня в народе считается, что весна переходит в лето. Под вечер разжигали костры, как символ лета, водили хороводы, начинали совершать обряд «кумления» - это старинный славянский обряд, после которого покумившиеся становились близкими людьми, как сестры или как братья.

На этот день пекли пироги и «лесенки», на которых обязательно должно было быть семь перекладин (семь небес апокалипсиса). Их освящали в церкви, а затем сбрасывали с колокольни. Так люди гадали, если все ступеньки целы, то человек ведет праведную жизнь, а если лестница разбилась на мелкие кусочки, то грешную.

С лесенками также ходили в поле, где молились и бросали их в небо, чтобы урожай рос высоко.

Также в поле обязательно украшали березы, которые оставались в таком убранстве до конца жатвы. Вокруг них устраивали гулянья, кидали вареные яйца и просили Христа помочь в росте урожая.

В народном календаре этот день считается днем поминовения умерших предков и родителей. Чтобы их помянуть и умилостивить, пекли блины, жарили яичницу, а затем все съедали либо в поле, либо дома.

Смысл Вознесения Господня

Протоирей, настоятель храма Александра Невского Фомин Игорь так разъясняет смысл данного религиозного действа. Он говорит, что Вознесением своим на небо Христос наставляет каждого из нас. Он осуществляет это через апостолов, своих учеников. Они стали свидетелями этого таинства. До своего Вознесения Иисус Христос сорок дней являлся им, укрепляя их веру и даруя им опору и надежду на Царствие Небесное. И своим уходом Христос ставит точку в своей человеческой форме существования и возносится на Небо. Его жертва искупления оканчивается. Но Господь не оставляет нас одних. Христос посылает Духа Святого, который сопровождает и утешает нас. заключается в смысле следующего религиозного праздника - Пятидесятница, который православные отмечают через 50 дней после Пасхи.

Вознесение Господне особо почитается верующими. Это один из 12 главных православных праздников. Что же можно делать в этот день и что строго запрещено?

  • Произносить религиозное приветствие «Христос Воскрес!», так как из храмов в этот день выносят Плащаницу.
  • Заниматься грязной или тяжелой работой.
  • Ссориться с близкими и другими людьми.
  • Думать о плохом. Лучше всего вспомнить в этот день всех умерших родственников и знакомых.
  • Бросать мусор и плевать, так как можно попасть в Иисуса Христа, который может проходить мимо в любом облике.

Кроме запретов, есть предписания того, что можно делать в этот день. Религиозные традиции тесно переплетаются с народными, поэтому приметы играют очень важную роль.

Можно делать:

  • Ходить в гости к родным и близким, в народе это называется «ходить на перепутье».
  • Сохранять в душе мир и спокойствие.
  • Печь блины, булки, пироги. Приготовить любое блюдо из яиц.
  • Радоваться и веселиться.

В праздник верили примете: если в этот день хорошая погода, то вплоть до Дня святого Михаила (21 ноября) будет тепло и сухо. Если шел дождь, то будет неурожай и болезни.

В Вознесение Господне девушки гадали, заплетая в косу веточки березы. Если они до Троицы (то есть 10 дней) не завянут, значит в этом году быть свадьбе.

Утром обязательно собирали лечебные травы, считалось, что они обладают чудотворной силой и способны излечить даже от самой запущенной болезни.

Что обязательно необходимо сделать в этот день

  • Попросить помощи у Господа. Считается, что в этот день он слышит каждого и все, о чем его просят. Необходимо помолиться и попросить то, что жизненно необходимо. Однако богатства и денег лучше в этот святой день не просить, если только они не нужны для выживания или на лекарственные препараты.
  • Испечь специальные булки, печенье или пироги «Лестница». Их обязательно следует освятить в церкви. Считается, что они после этого становятся оберегом для дома и семьи. Эту выпечку хранят за иконами.
  • Помянуть всех умерших родственников и знакомых. Необходимо пожарить блины и отварить яйца и посетить кладбище, если есть такая возможность.
  • Раздать милостыню. Это может быть одежда, обувь, еда - не важно, главное отдать что-то неимущим.
  • Умыться утренней росой. Считается, что она обладает чудотворной силой, помогает девушкам сохранить красоту, а старикам дарит здоровье и силы.
  • Необходимо задуматься о вере, себе, доброте, мире.
  • Помолиться Господу Богу, считается, что в этот день Он прощает даже самых больших грешников. Принято в честь Святого праздника читать Тропарь, Кондак и Величание.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

[Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, обрадовав учеников обещанием Святого Духа, после того, как Твое благословение утвердило их в вере, что Ты - Сын Божий, Искупитель мира].

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив земнородных с небожителями, Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею и взывая к любящим Тебя: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»]

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Перевод с церковно-славянского на русский язык:

[Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение]

Даты празднования Святого дня в ближайшие годы

Православные христиане отмечают Вознесение на сороковой день после Великой Пасхи, всегда в четверг. В 2018 году праздник выпадает на 17 мая, через год все православные его будут отмечать 6 июня, в 2020 году - 28 мая, а через год - 10 июня.

В Интернете можно найти огромное количество заговоров и обрядов, которые рекомендуют проводить в этот святой день, но лучше этого никогда не делать. Возможно, желаемого результата и удастся достичь, но кара за этот грех падет не только на самого человека, но и на его детей и внуков. Церковь запрещает такие действия, поэтому не стоит ради славы и богатства брать грех на свою душу.

Вознесение Господне. Событие праздника

После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).

«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе ». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:

И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.

Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв.

Вознесение Господне. История праздника

Изначально празднование Вознесения и не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).

Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон - в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.

Вознесение Господне. Богослужение

Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. Вечером в среду начинается праздничная служба, структура ее схожа с прочими двунадесятыми праздниками . Тексты песнопений описывают восхождение Господа на небо и встречу Его ангелами, а также поясняют символический смысл события праздника:

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

За вечерней службой читаются также три паремии - отрывки из ветхозаветных книг, содержащих пророчества о Вознесении Господа. В первой паремии (Исаии II, 2-3) содержится пророчество о горе́ дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим; во второй (Исаии LXII, 10-12, LXIII, 1-3, 7-9) предска­зывается о величии и славе Спасителя; в третьей (Захар. 14, 1, 4, 8, 11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царем над землею:

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

На Утрени читаются два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

————————

Библиотека Русской веры

С праздником Вознесения Господня совпадает иногда день памяти великого святого. На этот случай в богослужебном Уставе имеются указания, как совместить обе службы.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

В ознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, рaдость сотвори1въ ўчн7кHмъ свои1мъ њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, и3звэщeніе пріє1мше ћвэ бlгословeніz рaди, ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9іи и3збaвитель мjру.

Русский текст

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставив радость через обещание им Св. Духа, и заверив (утвердив) их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Е $же њ нaсъ соверши1въ смотрeніе, и3 ћже на земли2 соедини1въ с8 нбcными, вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, и3 никaко же tлучazсz, но пребывaz не tстyпнw, и3 вопіS лю1бzщимъ тz, ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никто2 же на вы2.

Русский текст

Совершив наше спасение, Христе Боже наш, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небеса, но не покинул и земли, неотступно пребывая на ней и взывая любящим Тебя: «Я с Вами, никто против вас».

Вознесение Господне. Народные традиции

Вознесеньев день - последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, - тут ей и конец пришел!» - говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится - на отдых в рай пресветлый просится!» - можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна - красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день - прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне - до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется - за работу в поле примется!» - гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами.

По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает - ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.

По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают - Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».

«Веселятся небеса,
И радуется земля
Вкупе с человеки,
Всегда и вовеки,
Все ангелы, архангели,
Небесных силы,
Апостоли, пророцы
С мученики святыми,
С преподобными со всеми,
Угодники Господни!» -

воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.

«Вознесыся на небеса, Боже!
Милость Твою кто изрещи може?
Уста Твоих верных
О безсмертных
Не могут вещати.
О чудеси, на небеси и в мори!
Славы Твоея полна земля, горы,
Холмы торжествуют,
Ликоствуют,
Зрят Господню славу.
Масличная гора веселится,
Егда Господь в небо возносится»…

На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье - хлебные «лесенки. Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.

Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее - по площадям, вокруг церквей.

Вознесение Господне. Иконы

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий - резная планкетка из слоновой кости.

В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху - Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.

В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма - на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а…».

В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков - в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», - прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.

В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.

В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.

На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника - радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Храмы во имя Вознесения Господня

Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь , в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря - Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них - супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова - жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна - мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.

Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.

Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.

Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня

Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и . В США - Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.

В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Брянской области.

Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве - (Некрунской) и .

Вознесение Господне - один из самых главных церковных праздников, который издревле отмечается на 40-й день после Пасхи.

Вознесение Господне - это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу. Воскрешение Иисуса стало знаменованием, что его земная жизнь подошла к концу. Но он не сразу отправился на небеса, а еще 40 дней общался со своими учениками в образе человека. Иисус давал им советы и благословлял апостолов на будущие свершения.

В этот день мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них - к Пятидесятнице. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил их и - как был, во плоти - вознесся на небо. Новый Завет так пишет об этом событии:

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)

Когда празднуется Вознесение

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи, Воскресения Христова, поэтому праздник всегда приходится на четверг.

События Вознесения

Вознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка.

После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы - когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру.

Но это произойдет позже - через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима - Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо.

В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» - они возвестили грядущее Второе пришествие Христа:

Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)

После этой удивительной - радостной - разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля - Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.

История празднования Вознесения

До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году - это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» - радостнейший период.

Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Особенности богослужения праздника Вознесения Господня

Праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей - белого цвета.

Иконы Вознесения Господня

У икон, изображающих Вознесение Господне, есть четкая иконография , которой придерживаются все иконописцы. На иконе праздника изображаются все двенадцать апостолов, между которым - в центре - стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Христос возносится в облаке, окруженный ангелами. На некоторых иконах есть интересная деталь - на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги.

Народные традиции празднования Вознесения

За века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни - все это переплелось с церковным смыслом праздника. При этом, конечно, оставались и такие народные традиции, которые имели мало отношения к церковному смыслу праздника, но могут много рассказать об обиходе русских крестьян, их отношении к святому дню.

Храм Вознесения Господня в Коломенском

Храм Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся в столице памятников эпохи Ивана Грозного. Находится в Южном административном округе Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.

Храм был построен в 1532 году по повелению Василия III. По легенде, поводом послужило рождение у царя долгожданного наследника - Ивана IV, будущего Грозного.

Это первая шатровая церковь на Руси. Ее строительство положило начало уникальному храмовому стилю, который просуществовал до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Существует версия, что строили Вознесенский храм итальянские архитекторы, возможно, Петр Францизск Ганнибал, или, как его называли в России, Петрок Малый, который прибыл в Москву в 1528 году.

В советские годы храм вместе с остальными памятниками Коломенского передали в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Вновь освятили храм 8 декабря 2000 года. С 1994-го ему присвоили статус храма Патриаршего подворья. В 2007 году завершилась длительная реставрация церкви.

Смысл Вознесения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

В день Вознесения наш Господь Иисус Христос наставляет все человечество - и каждого из нас. И делает это через своих учеников - апостолов. Именно они стали свидетелями того, как Спаситель вознесся на небо спустя сорок дней после своего Воскресения.

Когда Господь в течение сорока дней является своим ученикам после креста и Воскресения, он тем самым укрепляет их веру, дает им опору, надежду на грядущее Царствие Небесное. А Вознесением Господь как бы ставит точку в деле домостроительства нашего Спасения. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Таким образом, Его подвиг искупления оканчивается – человек возврщен на Небо! Господь как бы ставит точку, но не оставляет апостолов, а значит и всех нас, одних. Христос говорит, что, если мы сердцем примем Вознесение, Он пошлет Духа Святого, который утешит нас. Это утешение - в празднике Пятидесятницы, который Церковь отмечает через несколько дней после Вознесения.

Молитвы Вознесению Господню

Каноны Вознесения написаны святым Иоанном Дамаскиным и святым Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу.

Тропарь Вознесения Господня

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак Вознесения Господня

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Канон Вознесению Господню

Тропарь, глас 4-й
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Глас 5-й

Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.
Припев: Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Воспоим вси людие, на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную: яко прославися.

Ходатая Богу и человеком Христа, лицы Ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победну: яко прославися.
Слава: Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему Боговидцу Моисею, от горы Елеонстей вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим: яко прославися.
И ныне: Пречистая Мати Божия, воплощеннаго от Тебе, и от недр Родителя не отступльшего Бога непрестанно моли, от всякаго обстояния спасти, яже созда.

Ирмос: Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшел еси Жизнодавче Христе ко Отцу, и вознесл еси род наш Человеколюбче, неизреченным благоутробием Твоим.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Чини Ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ужасахуся Ангельстии лицы, Христе, зряще Тя с телесем вознесшася, и воспеваху святое Твое Вознесение.
Слава: Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.
И ныне: Моли непрестанно, Чистая, произшедшаго от ложесн Твоих, избавитися прелести диаволи, поющим Тя, Матерь Божию.

Седален, глас 8-й
Вслед на облаки небесныя, оставив мир сущим на земли, возшел и сел еси одесную Отца, яко Единосущен Сему Сый и Духу. Аще бо и во плоти явился еси, но непреложен пребыл еси: темже чаеши совершения конец, судити грядый на землю миру всему. Правосуде Господи, пощади души наша, прегрешений оставление даруя, яко Бог Милостив, рабом Твоим.

Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Вознеслся еси во славе, Ангелов Царю, Утешителя нам от Отца послав. Темже вопием: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Яко взыде Спас ко Отцу с плотию, удивишася Ему Ангельская воинства, и возопиша: слава, Христе, Вознесению Твоему.
Слава: Ангельския силы горнейшим вопияху: врата возмите Христу нашему Царю, Егоже воспеваем вкупе со Отцем и Духом.
И ныне: Дева роди, и матерняя не позна: но Мати убо есть, Девою же пребысть, Юже воспевающе, радуйся Богородице, взываем.

Ирмос: Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе иного не знаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Исполнив веселия всяческая, Милостиве, к горним силам с плотию пришел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Ангельския силы вземлема Тебе видевше, врата, взываху Царю нашему, возмите.
Слава: Апостоли видевше возвышаема Спаса, с трепетом взываху Царю нашему: слава Тебе.
И ныне: Деву по рождестве поем Тя, Богородице, Ты бо Бога Слова плотию мирови родила еси.

Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Взыграшася апостоли, зряще на высоту днесь Зиждителя вземлема, упованием Духа, и страхом зовяху: слава восходу Твоему.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Предсташа Ангели, вопиюще Христе учеником Твоим: имже образом видесте Христа восходяща с плотию, паки приидет Праведный всех Судия.
Слава: Яко видеша Тя Спасе наш небесныя силы, на высоту вземлема с телом, взываху, глаголюще: велико Владыко, человеколюбие Твое.
И ныне: Купину Тя неопалимую, и гору, и лествицу одушевленную, и дверь небесную достойно славим, Марие славная, православных похвало.
Господи, помилуй. (Трижды.) Слава и ныне.
Кондак, глас 6-й
Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Икос
Яже земли на земли оставившии, яже пепельныя персти уступающии, приидите воспрянем, и на высоту возведем очи и мысли, вперим виды, вкупе и чувства, на небесная врата, смертнии, непщуим быти в масличней горе, и взирати на Избавляющаго на облацех носима. Отонуду же бо Господь на небеса востече, и тамо даролюбезны дары раздая апостолом Своим, утешив я яко Отец, и утвердих я, наставив яко сынов, и рече к ним: не разлучаюся вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На облацех света вознесыйся, и спасый мир, благословен Бог отец наших.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Возшедый во плоти к безплотному Отцу, благословен Бог отец наших.
Слава: Умерщвленное наше грехом естество взем, Твоему свойственному Отцу, Спасе, привел еси.
И ныне: От Девы рождся, Юже Богородицу соделал еси, благословен Бог отец наших.

Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына, и Бога, и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Во двою существу возлетевшаго Жизнодавца Христа на небеса со славою, и Отцу соседящаго, священницы пойте, людие превозносите во вся веки (Дважды).
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
От работы идольския тварь избавившаго, и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем, и Тебе превозносим во вся веки.
Слава: Своим схождением низложившаго супостата, и Своим возшествием вознесшаго человеки, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.
И ныне: Херувимов превысшая явилася еси, Богородице Чистая, во чреве Твоем сими Носимаго носившая: Егоже со безплотными, человецы славословим во вся веки.

Ирмос: Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе, Избавителя мира Христа Бога, апостоли видяще Божественно возвышаема, со страхом играюще величаху.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Твою обожившуюся плоть зряще, Христе, на высоте Ангели друг ко другу глаголаху: воистинну Сей есть Бог наш.
Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.
Тебе безплотных чинове, Христе Боже, на облацех вземлема видяще, взываху: славы Царю, врата возмите.
Слава: Тебе сошедшаго даже до последних земли, и человека спасшаго, и восхождением Твоим возвысившего, Сего величаем.
И ныне: Радуйся, Богородице Мати Христа Бога: Егоже родила еси, днесь от земли возносима со апостолы зрящи, возвеличала еси.

В церковном календаре мая есть важнейшая дата, которую мы просто не можем обойти вниманием. Это праздник Вознесение Господне. Поскольку он имеет большую значимость для верующих людей, редакция ХОЧУ традиционно публикует интересную информацию про Вознесение Господне в 2017 году, а также что можно делать и что нельзя делать на Вознесение Господне: моменты, которые нужно знать всем. Об этом читайте далее.

Вознесение господне история праздника говорит о том, что это один из 12 самых главных церковных праздников для христиан. Отмечается он на 40-й день после Пасхи. Вознесение Господне не имеет фиксированной даты, но всегда приходится на четверг. Праздник Вознесения Господня в 2017 году выпадает на 25 мая.

Евангелие говорит о том, что после воскресения Христос пребывал на земле еще 40 дней. Считается, что именно в этот день Иисус попал в Рай, и так закончил свой земной путь. В день Вознесения Иисус Христос собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Он благословил учеников и вознесся на небо. Так закончилось земное служение Бога-Сына. День Вознесения Господня таит в себе символизм: искупив страданиями и крестной смертью человеческие грехи, Христос в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и «предуготовил естество человека к принятию Святаго Духа». Поэтому каждый год, помня об обещании второго пришествия, все верующие отмечают праздник Вознесения Господня.

Ранее мы публиковали молитвы на Вознесение Господне, а также традиции и заговоры на Вознесение, с которыми вы можете ознакомиться по ссылке. Но ввиду того, что наши читатели активно интересуются тем, что нельзя делать на Вознесение Господне, мы публикуем информацию про запреты на Вознесение Господне.

Вознесение Господне: что нельзя делать в этот день

  • В этот день нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в Вознесение из храмов выносят Плащаницу.
  • Нельзя делать заниматься уборкой по дому и другую тяжелую работу. Лучше провести в тихом семейном кругу и в молитве
  • В Вознесение нужно соблюдать в душе мир и спокойствие. Постарайтесь не ссориться с близкими.
  • В Вознесение Господне нельзя думать о плохом. Вместо этого советуют вспомнить умерших родственников, восполнить с ними духовную связь.
  • В старину запрещалось плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».

25 мая Вознесение Господне, поэтому в этот день также есть предписания того, что можно делать на Вознесение Господне. Христианские традиции очень тесно переплетены с народными, поэтому приметы на Вознесение Господне также играют большую роль.

Что можно делать в Вознесение Господне

  • во многих регионах есть обычай ходить в этот день в гости по родным и знакомым - это в старину называлось «ходить на перепутье»;
  • соблюдать в душе мир и спокойствие;
  • накануне Вознесения «Христу на дорожку» пекут особые блины (их называют «Божья окутка», «онучки», «Христовы лапотки»), девушки водили хороводы, в церквях проводятся службы;
  • также прислушивались к погоде. Если на Вознесение Господне погода была хорошей, то такой продержится и до дня Святого Михаила (21 ноября). Дождь же предвещал болезни и неурожай.
  • не обходилось и без гаданий. Девушки заплетали в косы несколько веточек березы. И, если веточки не завяли за десять дней до Троицы, то в этом году ожидалась свадьба;
  • девушки собирали травы на рассвете, так как она в этот день считается целебной, а травы усиливают и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).

Теперь вы знаете про запреты и предписания на Вознесение Господне в 2017. Также рекомендуем прочесть информацию о том, когда Троица 2017.

Обложка: Майстерня Треті Півні

Вознесение Господне 2017: что обязательно нужно сделать в этот день

Вознесение Господне отмечается православной церковью на 40-й день после Пасхи. И припадает праздник на четверг. В 2017 году Вознесение отмечается 25 мая. И, несмотря на то, что это не выходной день, он имеет серию ограничений и примет, о которых стоит знать.

Попросить о помощи

Считается, что именно в этот день Господь слышит все просьбы и поэтому стоит молиться особенно ревностно, испрашивая то, что жизненно необходимо. Правда, денег и богатства лучше в этот день не просить. Исключение составляют случаи, когда деньги нужны на лекарство или для выживания.

Испечь «лестницу»


Пирог или печенье в виде лестницы (или как ее еще называют «лествицы») пекли на Вознесение наши предки. Считая, что после освящения в церкви эта выпечка становится оберегом для всей семьи. «Лестницу» хранили за иконами. А у наших предков была достаточно занимательная забава — бросать эту выпечку с крыши! Если печенье не раскрошилось, то перед вами святой человек. Чем больше же «лестница» разломалась, тем больше у человека грехов.

Помянуть усопших

В этот день также было принято поминать усопших родственников. Для этого жарились блины или готовились яйца. Приготовив небольшие гостинцы, вы также можете сходить на кладбище.

Раздать милостыню

Деньги, продукты или просто одежда — не важно, что вы отдадите неимущим, но сделать это надо непременно. Это гарантированно поможет сберечь мир в вашем доме.

Умыться росой

Считается, что роса на Вознесение обладает чудодейственной силой. Девушкам помогает сохранить красоту и молодость, а старикам дарует силы.

Работать

Великим грехом считается работа в этот день. Лучше посвятите его общению с родными и близкими. Также стоит остановиться и задуматься о себе, о вере, о добре.

Проводить обряды

Несмотря на то, что в Интернете сегодня можно найти немало обрядов и заговоров, которые рекомендуют проводить на Вознесение, лучше этого не делать. Желаемый результат – в виде денег, удачи, продвижения по карьере – вы, может быть, и получите, но откат в виде кары падет на детей. Потому что церковь не поощряет подобные действия.