Картотека (средняя группа) на тему: Игры. Милой моей бабушке будет угощенье. Подвижная игра «Кто скорее соберет?»
психологические упражнения для тренингов
Игра «Совушка»
Цель : формирование стереотипа правильной осанки, предупреждение нарушения осанки, развитие связной устной речи.
Количество игроков : 6-15 человек.
Инструкция . Выбирается водящий – совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 метра – это гнездо совушки. В круге стоит совушка, принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая. Игроки берутся за руки, образуя вокруг совушки большой круг. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят:
Ах ты, совушка - сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидишь,
Ночь летаешь, днем ты спишь.
Подается команда:
День наступает,
Все оживает!
Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит:
Ночь наступает,
Все засыпает!
Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка не правильная. Через 3-6 секунд дается команда «День!» - и игра продолжается.
Как только совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а бывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались совушке, и совушка, поймавшая наибольшее количество мышек.
Методические указания . Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:
- «Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.
- «Пистолет»: полуприсед на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад.
- «Флюгер»: полуприсед, руки в стороны ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо.
- «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.
Построение детей в круг с помощью учителя
а) Общеразвивающие упражнения с мячом:
1. «Покажи мяч». Исходное положение - ноги врозь, мяч опущен. Мяч вперед – ноги вместе, опустить мяч (4 раза).
2. «Не потеряй мяч». Исходное положение - сидя на коленях, обвести мяч вокруг себя влево, затем вправо (2-3 раза).
3. «Ударь по мячу». Исходное положение - лежа на животе. По очереди ударять по мячу левой и правой рукой, руки прямые, 5 ударов по мячу (4 раза).
4. «Потрогай ногой». Исходное положение - ноги слегка расставить, мяч на полу. Поднять ногу, осторожно коснуться ею мяча, вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
5. «Веселый мяч». Исходное положение - ноги слегка расставить, мяч опущен; 6-8 подпрыгиваний, подняв мяч на уровень груди. Повторить 2 раза.
6. Упражнения на равновесие. (с мешочком соли).
Учащиеся рассказываю правила игры уже изученных игр (проверка домашнего задания) и организовывают игру.
"Совушка"
Подготовка. Из числа играющих выбирается "совушка". Её гнездо - в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка" в гнезде.
Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.
Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.
Правила игры:
1. "Совушке" запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному - вырываться. 2. После двух-трёх выходов "совушки" на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.
1-й этап – «Перейти болото»
На прямой от линии старта до разворота раскладываются три-четыре обруча («островки») в шахматном порядке. Участники по одному по очереди должны перейти болота по «островкам», вернуться назад и передать эстафету следующему участнику. Все участники команды должны пройти «болото».
2-й этап – «Катись, колечко, до моего крылечка»
В команде по одному обручу. Ребята должны по очереди катить обруч, толкая его вперед одной рукой до разворота и обратно. Стараться, чтобы обруч не падал на пол.
3-й этап – «Кузнечики»
В команде по одному обручу. Каждый участник команды по очереди должен, перепрыгивая через обруч, дойти до разворота, вернуться назад бегом и передать эстафету следующему.
4-й этап – «Переправить команду на другой берег»
В команде один обруч. Первый участник с обручем (держит его на линии талии) стоит напротив своей команды на расстоянии 8–10 м от нее. По команде учителя участник с обручем бежит к своей команде, берет в обруч одного участника команды и возвращается с ним на «свой берег». Первый остается на «берегу», а второй участник с обручем бежит за следующим участником, берет его в обруч и возвращается с ним на «берег». Сам остается на «берегу», а третий бежит за четвертым и так, пока вся команда не переправится на противоположный «берег».
5-й этап – «Перекати-поле»
В команде один обруч и один мяч. Участники по очереди двигаются спиной вперед и с помощью обруча ведут мяч до конуса, возвращаются назад и передают эстафету следующему.
П/и «Мышеловка»
Цель игры : Совершенствовать координацию движения и ловкость.
Ход игры: играющие делятся на две неравные группы. Меньшая группа детей, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, всё поели,
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из неё. По сигналу воспитателя «Хлоп» стоящие по кругу дети опускают руки, приседают – мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
м/п «У кого мяч?»
Цель игры: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствиями с правилами.
Ход игры:
Играющие образуют круг, выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные дети плотно подвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому – либо мяч (диаметром 6-8 см.), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он произносит: «Руки!» - и тот, к кому обращаются, должен выставить обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а игрок, у которого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется.
п/и «Ловишка» (с ленточками)
Цель : Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге с увертыванием, в ловле и в построении в круг.
Ход игры: Играющие строятся по кругу, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга - ловишка. По сигналу «Раз, два, три - лови» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки отходит в сторону. По сигналу «Раз, два, три - в круг скорей беги!», дети строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточки, то есть проиграл, и подсчитывает их. Ловишка возвращает ленточки детям. Игра начинается с новым водящим.
Правила: Ловишка должен брать только ленту, не задерживая играющего. Играющий, лишившийся ленты, отходит в сторону.
п/и «Фигуры»
Цель: Воспитывать творческие способности.
Ход игры: По сигналу воспитателя все дети разбегаются по площадке (залу). На следующий сигнал все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую – либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры оказались наиболее удачными.
м/п «Найди и промолчи»
Цель: Развивать у детей внимание.
Ход игры: Воспитатель заранее прячет какой – либо предмет и предлагает детям найти его. Тот, кто увидел предмет, подходит к воспитателю и тихонько сообщает о находке. Педагог отмечает ребят, оказавшихся самыми внимательными.
п/и «Мы веселые ребята»
Цель : .
Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проводится вторая черта. В центре площадки находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три – лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2 -3 перебежек выбирается другой ловишка. Игра повторяется 3-4 раз.
Указания. Если после 2 – 3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка
п/и «Удочка»
Цель: Совершенствовать координационные способности, укреплять мышцы ног.
Ход игры: Играющие стоят в кругу, выдержит центре круга воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом (землей), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав мешочком 2-3 круга, воспитатель делает паузу, подсчитывает количество задевших за мешочек и дает указания по выполнению прыжков.
п/и «Быстро возьми»
цель: Улучшить быстроту реакции на сигнал.
Ход игры: Дети образуют круг и по сигналу воспитателя выполняют ходьбу или бег вокруг предметов (кубики, шишки, камешки), которые должны быть на один или два меньше, чем детей. На сигнал: «Быстро возьми!» - Каждый играющий должен взять предмет и поднять его над головой. Тот, кто не успел поднять предмет, считается проигравшим.
п/и «Пустое место»
Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве и скорости
Бега.
Ход игры: Играющие становятся в круг, поставив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит: Вокруг домика хожу
И в окошки я гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу.
После слова «постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?». Водящий называет свое имя. Стоящий в кругу спрашивает:«Зачем пришел?». Водящий отвечает:«Бежим на перегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в круге; опоздавший становится водящим, и игра продолжается.
м/п «Классы»
Цель: Учить детей прыгать в длину.
Ход игры:
На асфальте нарисованы классики (5 - 6).
Ребенок берет плоский камешек и бросает его в первый класс. Потом прыгает на двух ногах в первый класс, поднимает камушек и прыгает назад. Бросает камушек во второй класс, а сам прыгает сначала в первый класс, а из него во второй. Так же само поднимает камушек и прыгает через первый класс. Затем бросает в третий класс и так дальше, пока не выйдет за линию класса. После этого начинают прыгать остальные дети. Когда очередь подойдет снова к первому ребенку, он берет свой камушек и бросает в тот класс, в который раньше не попал. Так по очереди играют все дети. Выигрывает тот ребенок с группы, который пройдет все классы первым.
п/и « Не попадись»
Цель: Развивать ловкость и координацию движения.
Ход игры: Играющие располагаются вокруг шнура, выложенного на полу в форме круга. В центре круга двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и обратно из круга по мере приближения ловишек. Игрок, которого успели «запятнать», получает штрафное очко. Через 50 сек. Игра останавливается, подсчитываются проигравшие, игра повторяется с новыми водящими.
п/и «Перелет птиц»
Цель: Закреплять лазание по гимнастической лестнице.
Ход игры: На одном конце зала находятся дети – «птицы». На другом конце зала – пособия, на котором можно «взлететь» (гимнастические скамейки, кубы и т.д.) – «деревья».
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - дети, размахивая руками, как крыльями, разбегаются по всему залу; на сигнал: «Буря!» - бегут к возвышенностям и прячутся там. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась!», дети спускаются с возвышенности и снова разбегаются по залу («птицы продолжают свой полет»). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей, особенно при спуске с гимнастической стенки.
м/п «Не оставайся на полу»
Цель: Развивать умение действовать по словесному сигналу, быстро ориентироваться в обстановке.
Ход игры: Выбирается водящий – ловишка, который бегает вместе с детьми по всему залу (площадке). Как только воспитатель произнес: «Лови!» - все убегают от ловишки и стараются забраться на какое – либо возвышение (скамейку, куб, пенек и т.д.). Ловишка старается осалить убегающего до того, как они успеют встать на возвышение. Дети, до которых ловишка дотронулся, отходят в сторону. По окончанию игры подсчитывается количество пойманных игроков и выбирают другого водящего. Игра возобновляется.
п/и «Мяч водящему»
Цель: Развивать ловкость и быстроту реакции, умение играть в коллективе.
Ход игры: Играющие распределяются на 2-3 команды. Каждая команда строится в круг, в центре каждого круга находится водящий с мячом в руках. Водящие перебрасывают мяч игрокам своего круга поочередно и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков, то водящий поднимает его над головой и говорит «Готово!». Чья команда быстрее.
п/и «Гуси – лебеди»
Цель: воспитывать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием.
Ход игры: На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала), в котором живет волк, остальное место – луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.
ПАСТУХ: Гуси, гуси!
ГУСИ:(останавливаются и отвечают хором). Га, га,га!
ПАСТУХ: Есть хотите?
ГУСИ: Да, да, да!
ПАСТУХ: Так летите!
Гуси: Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
ПАСТУХ: Так летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух.
м/п «Летает – не летает»
Цель: Развивать умение распределения внимания, учить сосредоточенности.
Ход игры: Дети стоят по кругу, в центре воспитатель. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Например, воспитатель говорит: «Самолет летает, стул летает, воробей летает» и т.д. Дети должны поднять руки вверх, если назван летающий предмет.
п/и «Затейники»
Цель: Развивать двигательную активность детей.
Ход игры: Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо и влево, произнося:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так………..
Дети останавливаются, опускают руки; затейник показывает какие-нибудь движения, и все игроки должны его повторить.
п/и «Пожарные на учении»
Цель: Закреплять умения лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек.
Ход игры: Дети строятся в четыре колонны лицом к гимнастической стенке – это пожарные. На каждом пролете гимнастической стенке на одинаковой высоте (на рейке) подвешиваются колокольчики.
По сигналу воспитателя: «Марш!» - дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней, звонят в колокольчик, спускаются вниз и возвращаются в конец своей колонны. Воспитатель отмечает ребенка, который быстрее всех выполнил задание. Потом снова подается сигнал и бежит следующая группа детей и т.д.
Цель: Развивать внимательность, активность сенсорных систем.
Ходж игры: Игроки стоятся в круг, в центре круга – водящий с завязанными глазами. К водящему подходит один из детей, водящий на ощупь должен узнать своего товарища. Игра продолжается 5-6 раз, каждый раз выбирается новый водящий.
п/и «Мороз Красный нос»
Цель: Воспитывать быстроту и ловкость
Ход : На противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются
В одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:
Я Мороз Красный нос.
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Играющие отвечают хором:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороза» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывают количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
п/и «Охотники и зайцы»
Цель : Воспитывать ловкость
Ход: Из числа играющих выбирается охотник, остальное дети – зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из _ за кустов и прыгают (на 2-х ногах, на правой или левой – кто как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2-2 мяча). Зайцы, в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но выбирается не из числа пойманных.
п/и «Смелые воробышки»
Цель : Воспитывать быстроту и ловкость
Ход: Дети строятся в круг, перед каждым играющим два снежка. В центре круга водящий – кошка. Дети изображают воробышка и по сигналу воспитателя прыгают в круг через снежки и прыгают обратно из круга по мере приближения кошки. Воробей, которого коснулась кошка. Получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через некоторое время воспитатель останавливает игру и, подсчитывает количество «осаленных»; выбирается новый водящий.
п/и «Хитрая лиса»
Цель: Воспитывать быстроту и ловкость
Ход: Играющие стоят в кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором 3 раза (с небольшим интервалом) спрашивают (сначала тихо, потом громче) : «Хитрая лиса, где ты?» После третьего вопроса хитрая лиса быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит:«Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагиваясь рукой). После того как лиса поймает 2-3 ребят и отведет их в свой дом, воспитатель произносит: «В круг!». Игра возобновляется.
м/п «Школа мяча»
Цель : развитие ловкости, быстро реакции, внимания
Цель: Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками. Играющий выполняет задание движения по порядку. Успешно справившись с одним, он переходит к следующему. Если ребенок, допустил ошибку, он передает мя x другому. При продолжении игры он начинает с того движения, в котором ошибся.
п/и «Медведи и пчелы»
Цель: Воспитывать быстроту и ловкость
Ход: На одной стороне зала находится улей, а на противоположной стороне луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышенности (это может быть гимнастическая скамейка, стенка и т.д.)) летят на луг за медом и жужжат. Пчелы улетают, а медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (взлетают на возвышенность) лакомятся медом. Как только воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевшие спрятаться пчелы жалят (дотрагиваясь рукой). Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после ее повтора дети меняются ролями.
п/и «Совушка»
Цель: Формировать творческое воображение
Ход: На одной стороне зала обозначается гнездо совушки. В гнездо помещается водящий – совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков – разлетаются по всему залу. Через некоторое время воспитатель произносит:«Ночь!» - и все играющие останавливаются на месте в тех позах, в которых застала ночь. Совушка вылетает из своего гнезда, машет крыльями и смотрит, кто шевелится. Тот, кто пошевелился, сова уводит в свое гнездо. Воспитатель произносит:«День!» - и бабочки, жучки, птицы оживают и опять начинают летать, кружиться. После двух вылетов совы на охоту подсчитывается количество пойманных и выбирается новый водящий.
п/и «Парный бег»
Цель: Учить бегать парами
Ход: «Перемени предмет». Дети (два ребенка, у каждого в руках кубик) по сигналу педагога бегут до обруча (35 м), меняют кубик на мяч и возвращаются назад к команде. Передают мяч следующим игрокам. Следующие дети меняют мяч на кубик. Задача для детей: как можно быстрее поменять один предмет на другой.
м/п «Кто скорее доберется до флажка»
Цель: совершенствовать умение ползать на
четвереньках и умение ориентироваться
в пространстве
Ход: все играющие сидят на стульях. На расстоянии 5-6 шаговот края площадки проводится черта, за которой становится 4-5 детей. На противоположной стороне площадки на расстоянии 18 – 20 шагов черты против каждого ставят стул, на который кладут флажок. Стулья стоят на одной линии. По сигналу воспитателя дети бегут к флажкам, берут их, поднимают вверх, потом кладут обратно. Воспитатель отмечает, кто из детей раньше других поднял флажок. Затем все бежавшие садятся на стулья, а на их место становятся за черту следующие 4-5 человек. Игра заканчивается когда все дети пробегут по 1 разу до флажка.
п/и «Гори, гори ясно!»
Цель: Развивать быстроту и ловкость
Ход: Игроки стоят в колонну по два, держась за руки, впереди колонны – водящий. Дети хором говорят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
По окончанию слов игроки последней пары опускают руки и бегут в начало колонны – один справа, другой слева от нее. Водящий пытается запятнать одного из игроков, прежде чем тот успеет взяться за руки со своей парой. Если водящий запятнал игрока, то он становится с ним в пару впереди колонны.
м/и «Попади в обруч»
Цель: Развивать глазомер и точность двигательных действий
Ход: Участвуют 3 команды, построение детей в колонну за линией броска лицом к стене (3-4 м. от линии броска). Напротив каждой команды на полу лежит обруч (1,5-2 м. от линии броска). Первые игроки держат в руках мяч. По сигналу первые игроки бросают мяч о стену так, чтобы, отскочив, он попал в обруч, затем к ним в руки. Поймав мяч, дети передают его следующему, а сами становятся в конец колонны. За каждый точный бросок команде начисляется одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
п/и «Бездомный заяц»
Цель: Улучшать быстроту реакции на звуковой сигнал
Ход: Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки (дома), и каждый встает в него.
«Бездомный заяц» убегает, а «охотники» его догоняют. «Заяц» может спастись от «охотника», забежав в любой кружок; тогда «заяц», стаявший в кружке, должен сейчас же убегает, потому что теперь он становится бездомным и «охотник» будет ловить его. Как только «охотник» поймал (осалил) зайца, он сам становится «зайцем», а бывший «заяц» - «охотником».
п/и «Карусель»
Цель: развивать у детей ритмичность движений и
Умение согласовывать их со словами
Ход: Дети образуют круг, держась за шнур право рукой, идут по кругу сначала медленно, потом быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом, произносимым вслух:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом кру-гом, кру-гом,
Все бегом, бегом, бегом.
После того как дети пробегут 2-3 круга, воспитатель организовывает их и подает сигнал к изменению направления движения. Играющие поворачиваются кругом и, перехватив шнур другой рукой, продолжают ходьбу и бег. Затем педагог вместе с детьми произносит:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз – два, раз – два,
Вот и кончилась игра.
Движение «карусели» постепенно замедляется. На слова «Вот и кончилась игра!» дети останавливаются.
м/п «Сбей кеглю»
Цель: Тренировать меткость, укрепление мышц рук
Ход: Игроки стоят в шеренгу за стартовой линией по 6-8 человек. По сигналу дети меняют снежки, стараясь сбить кегли (расстояние 4-5 м. от стартовой линии). Отмечаются игроки, которым удалось попасть по мишеням.
п/и «С кочки на кочку»
Цель: развивать умение прыгать на двух ногах с
продвижением вперед
Ход: Воспитатель выкладывает плоские обручи в шахматном порядке (по 6 штук в две линии). Играющие строятся в две колонны и по команде выполняют прыжки на двух ногах из обруча в обруч. Дистанция между детьми в прыжках в 2-3 обруча, в целях предупреждения травм. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильною
п/и «Встречные перебежки»
Цель: Закрепить умение детей бегать на перегонки
Ход: Группа делится пополам. Играющие становятся на противоположных сторонах площадки за линиями в шеренгу на расстоянии не менее оного шага друг от друга. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, желтые. По сигналу воспитателя «синие», дети с синими ленточками бегут на противоположную сторону. Стоящие напротив дети протягивают вперед ладошки и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону площадки, останавливается за чертой, поворачивается и поднимает руку вверх. И т. д.
п/и «Серсо»
Цель: Развить внимание, глазомер, координации
движений, меткость
Ход: Двое детей становятся друг против друга на небольшом расстоянии (2-3 м). Одни из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку.
При большом числе участников дети, разделившись на пары, становятся друг на против друга на расстоянии 3-4 м. У одного из них (по договоренности) в руках палка, у другого – палка и несколько колец (вначале 2, позже 3-4). Последний надевает на кончик палки кольца и пускает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца на свою палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймал больше число колец.
п/и «К&
Правила движения:
Сегодня будем играть в игру «Два Мороза». На противоположных сторонах площадки – два дома, здесь живут дети. Между домами по середине стоят два мороза. Один Мороз – Красный нос, другой Мороз – Синий нос. По сигналу воспитателя: «Начинай» - оба мороза говорят:
Мы два брата молодые
Два Мороза удалые
Я Мороз – Красный нос
Я Мороз – Синий нос
Ну-ка кто из вас решиться
В путь – дорожку опуститься.
Все играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам Мороз!
После слов «Мороз» все перебегают в дом на противоположной стороне, а Морозы стараются их поймать.
Распределение ролей:
За окошком Мороз
Нос смотри не отморозь
Снег блестит на дороге
Раз, два, три водить тебе. (считалка).
Ход игры:
Начинаем игру.
«Не ветер бушует над морем,
Не с гор побежали ручьи.
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои».
Дети, будьте ловкими и постарайтесь не попасть в руки Мороза.
Дозировка: 3-4 раза.
Окончание игры:
А теперь подсчитаем, какая пара Морозов заморозила больше число играющих. Все играли хорошо, Морозы оказались ловкими.
Подвижная игра «Совушка»
подготовительная группа
Программное содержание:
1.Упражнять детей в легком беге с увертыванием, действуя по сигналу.
2. Развивать быстроту, ловкость, увертливость.
3. Воспитывать желание играть дружно, с интересом.
Пособие для игры:
Полумаски «Совушка», «жучки», «бабочки».
Сбор детей на игру :
Прилетела к нам сова
Умная голова.
На детей глядит –
Играть велит.
Создание интереса:
Ах ты, Совушка – сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела –
Во траву свалилася
В яму покатился!
Объяснения правила игры:
Начинаем игру «Совушка». Птички, жучки, бабочки летают в ходе чтения стиха: «В лесу…». После слов «Как полетит» убегают от совы – вышла на охоту.
Распределение ролей:
Считалка:
Пой-ка, подпевай-ка,
Пять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Ну, а это – Совушка,
Сонная головушка.
Ход игры :
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
Дозировка: 3-4 раза.
Окончание игры :
Вот мы и поиграли в интересную игру «Совушка». Много бегали, прыгали. Молодцы, внимательно слушали и выполняли сигналы совы. Вам понравилась игра?
Русская народная игра «Уголки»
подготовительная группа
Программное содержание:
1. Развивать внимание детей и умение двигаться в пространстве.
2. Умение действовать в соответствии с правилами игры, запоминать слова необходимые в ирге.
Сбор детей на игру:
«Колокольчик всех зовет
Колокольчик нам поет
В уголке играть идем!»
Создание интереса:
В гости к нам ребята пришел Петрушка. Он говорит: «Здравствуйте ребята. Знаете откуда я сейчас иду? Я был у своей бабушки, и она мне показала очень интересную игру. Эта игра мне понравилась и я решил с вами в нее поиграть она старинная, моя бабушка когда была маленькая, играла в эту народную игру, которая называется «Уголки». Давайте поиграем! Вот народная игра,
Собирайся, детвора!
А Петрушка с чудесами
Поиграем вместе с вами.
И игру вам объяснит,
И в игре всех рассмешит.
Объяснение содержания игры:
В игру «Уголки» будут играть пять человек. Один, из них будет водить, а четверо встанут в уголки квадрата, который начерчен на асфальте. Водящий подходит к одному из участников и говорит: «Кумушка дай ключи!» Стоящий в углу отвечает: «Иди, вон там постучи!» Пока водящий отвернулся и не видит остальные игроки перебегают из угла в угол. Если же водящий успеет занять чей то угол, то на его место встает игрок который остался без угла.
«Будь хитрее чем всегда,
Не давай занять угла!».
Распределение ролей:
Играть будем по пять человек: сначала одна группа потом вторая группа.
Ход игры:
Давайте с помощью считалки выберем ведущего:
«Пчелы в поле полетели
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы, на цветы.
Мы играем – водишь ты!»
Итак, у нас водит Миша. Все остальные встали в свои уголки. Миша подходит к одному играющему и говорит слова. Тот ему отвечает. А пока Миша отворачивается дети перебегают из угла в угол. Затем в ходе игры ведущие меняются.
Дозировка: 4 раза.
Окончание игры:
«Вот и кончилась игра,
Всем идти домой пора
Завтра мы придем опять
Будем в уголки играть».
Подвижная игра «Горелки»
подготовительная группа
Программное содержание:
1. Упражнять детей в беге по сигналу.
2. Развивать внимание, увертливость.
3. Воспитывать интерес к игре, взаимопомощь.
Сбор детей на игру:
На лужок пришли бельчата,
Медвежата, барсучата.
На зеленый на лужок
Приходи и ты, дружок.
Создание интереса:
Дети, послушайте меня и скажите, в какую игру мы сейчас будем играть:
Дети парами стоят,
Слова песни говорят
Мальчик впереди стоит,
Он в игре пока «горит».
Кого он рукой достанет,
Тот тогда с горелкой встанет.
Будет в паре с ним стоять,
А другому догонять.
В какую игру мы будем играть? Догадались?
Объяснение содержания игры:
Правила движения:
Тогда сейчас мы выберем «горелку», а сами встанем парами. «Горелка» встанет впереди, мы будем говорить слова, а горелка будет глядеть вверх. По сигналу дети последней пары разбегутся в разные стороны, а «горелка» их будет ловить. Но если детям удастся взяться за руки, «горелка» им не страшен. Если «горелка» поймал одного из ребят, то они встают в начале колонны, а тот, кто остался «горит». Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
Распределение ролей:
Раз, два, три, четыре, пять:
В горелки будем мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы,
А горелкой будешь ты.
Ход игры:
Остальные дети строятся парами. «Горелка» впереди пар на два шага. Дети говорят нараспев слов:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи,
Да едят калачи,
Птички летят.
Колокольчики звенят.
- «Горелка» смотрит на небо, а дети последней пары отпускают руки и бегут по разным сторонам колонны. Когда они поравняются с «горелкой»,дети громко кричат:
«Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь».
- «Горелка» догоняет одного из ребят. Если он не поймал, то он «горит» во второй раз. А играющие поют ему песню:
Огарушек, Огарушек!
Стань на черный камушек
Плохо стоишь,
Совсем сгоришь!
Если «горелка»поймал одного из ребят, то он встает с ним впереди колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Дозировка: 4-5 раза
Длительность: 8-10 мин.
Окончание, игры, подведение итогов:
Вот, мы с вами поиграли,
Вы как будто не устали?
Что ж придется нам тогда,
Поиграть еще раз – два.
В конце игры:
Все вы хорошо играли,
Не стояли, не молчали,
Быстро бегали, смеялись,
Вдоволь, верно, наигрались.
Подвижная игра «Коршун и наседка»
подготовительная группа
Программное содержание:
1. Упражнять детей в беге колонной.
2. Развивать у детей сообразительность, ловкость,
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Сбор детей на игру:
Зазывалка:
Ой, ду-ду всех ребяток соберу
Детки все сюда идите
Поиграть со мной хотите?
Ребятки послушайте загадку и скажите про кого она.
Клохочет, Клохочет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Правильно, это курочка.
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло!
Объяснения правила игры:
Во время игры наседка не должна хватать коршуна руками, она может только перегородить ему путь. Коршун вылетает из гнезда только после слова воспитателя «коршун»
Распределение ролей:
Коршуна и наседку мы выбираем по считалке, а остальные будут цыплятами.
Мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Ход игры:
Цыплята становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди за наседкой. На противоположной стороне площадке очерчиваем кружок - это будет гнездо коршуна. По сигналу «коршун» он вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка распускает крылья защищает своих цыплят, не дает схватить цыпленка. Пойманного цыпленка коршун отводит к себе в гнездо. Игра возобновляется с новым коршуном и наседкой.
Окончание игры:
Все ребята играли хорошо, и дружно.
Подвижная игра «Передай мяч»
Подготовительная группа
Программное содержание:
1. Упражнять детей в передаче мяча, в повороте корпуса вправо и влево, в метании в подвижную цель, в беге с увертыванием, закрепляют навык построение в круг.
2. Развивать у детей умение выполнять движения ритмично, развивать ловкость, выдержку.
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Сбор детей на игру:
Зазывалка:
Ой, ты бубен наш играй.
Всех ребяток созывай
Вы ребятки не стесняйтесь
И в кружочек собирайтесь!
Создание интереса:
Дети, послушайте стихотворение про мяч:
Вот красивый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь.
Ты по кругу пробегись,
И на Оле остановись.
А теперь мы поиграем в игру «Передай мяч».
Объяснение и содержание игры:
Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг друга. Воспитатель дает первому из играющих мяч. По слову воспитателя «начинай» дети начинают передавать мяч друг другу в одно направление. При этом все играющие хором говорят слова (четверостишие). В конце четверостишия слово «Я». Тот у кого на слово «Я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорят: «Раз. Два, три-беги». Все дети разбегаются, а все стоящие в кругу бросают мяч в убегающим. По слову воспитателя «в круг беги скорей» дети становятся в круг.
Распределение ролей:
«Мой, веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь,
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой».
Ход игры:
Дети, встаньте в круг. Я говорю «начинай» передавай мяч друг другу в одном направлении произносите слова:
«Раз, два, три: мяч скорей бери!
Четыре, пять, шесть! Вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять! Бросить, кто умеет! Я!
Саше попалось «Я»! Выходи на середину, говорит: «Раз, два, три – беги». Все разбегайтесь, а ты Саша бросай мяч. Смотрите, Олю мячом задело. Я говорю, «в круг скорей беги» дети продолжают играть. А Оля выходит из игры на время. Игра продолжается.
Окончание игры. Подведение итогов:
Молодцы. Ребятки, хорошо играли, весело!
Подвижная игра «Лягушка и цапля»
подготовительная группа
Программное содержание:
1. Упражнять детей в прыжках в высоту с места.
2. Развивать умение действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
3. Воспитывать интерес к игре.
Сбор детей на игру:
Зазывалка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Перестали все кричать,
Быстро встанем мы в кружочек,
Прозвенит в руках звоночек,
И начнется вот тогда,
Наша новая игра.
Создание интереса:
Если вы отгадайте эти загадки, то сможете мне назвать игру:
Живут они в болоте,
Прыгают, как кошки
Любимое их лакомство-
Комары да мошки. (Лягушки)
На одной ноге стоит.
Себя тревожить не велит
Длинный клюв, как штиль у ноты,
Место жительство – болото.
Лягушек любят есть она.
А как красива и стройна! (Цыплята).
Объяснение содержания игры:
В середине площадки очерчивается квадрат или прямоугольник со сторонами в 4-6 м. это «болото», где живут «лягушки». В углах квадрата вбиваются колышки или кладутся кубики так, чтобы высота колышка или кубиков над землей составляла 10-15см.
Ход игры:
По сторонам квадрата протягивается веревка к концу каждой веревки привязан груз (мешочек с песком). Концы веревки кладутся на кубики или колышки. В одном из углов площадки очерчивается « гнездо цапли». Лягушки живут в болоте, а цапля – в своем домике. Когда я скажу «цапля», то она, высоко поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. А лягушки, спасаясь от цапли, должны выскочить из болота, прыгая через веревку любым способом, отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега – лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, они временно выбывают из игры (пока не смениться цапля). Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала., она возвращается после к себе в дом. Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2-3 лягушки.
Правила игры:
1. Цапля может ловить лягушек только в болоте.
2. Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку.
3. Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной.
Распределение ролей:
Дети, вы сейчас сами выберете цаплю по считалке, которую вы знаете, а остальные будут лягушками – они стоят или прыгают в болото (кто-то один говорит считалку).
Окончание игры, подведение итогов:
Дети, как называется игра, в которую мы сегодня играли? Понравилась вам она? Интересно вам было играть в нее? Мне очень понравилась, как вы все сегодня играли, были очень внимательными, ловкими, все правила соблюдали, играли, хорошо и дружно. Молодцы!