Какой акафист читают на похвалу пресвятой богородицы. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Похвала Богородице – особый день в церковном календаре. Он всегда отмечается в пятую седмицу Поста , в субботу,

которая выделяет ее из всех великопостных суббот и называется Похвальной или Акафистной.

Похвала Богородице — день, имеющий свою историю. Отличается он, прежде всего, своим богослужением.

В этот день, накануне вечером в пятницу (день по церковному календарю начинается с вечера), во всех православных храмах поется особый гимн Богородице, получивший название Ак а фиста

или неседальной песни, а суббота получила название «Похвальной» или «Ак а фистной».

Неседальная, потому что Ак а фист слушают стоя, в отличие, например, от кафизм Псалтири, которые можно слушать сидя. Но в силу того, что в православных храмах вообще не принято сидеть, то в обиходе «неседальность» потеряла свою актуальность.

Разве что в монастырях можно увидеть специальные стулья с откидывающимися сидениями, позволяющими монахам за богослужением то сидеть, то вставать, потому что монашеское богослужение очень длинное.

Но прежде хочу сказать вообще о пятой неделе . Она означает практически конец Великого Поста, его завершение. Думаю, что это связано с особенностями богослужений на пятой седмице, которые как бы завершают и ставят точку, хотя еще предстоит шестая неделя.

Начинается Пост (на первой неделе) с чтения канона Критского, на пятой неделе – канон прочитывается опять, но уже сразу весь, в отличие от первой седмицы, на которой он читается в четыре приема. Так второе чтение словно зацикливает движение по дороге Поста.

Кроме того, к канону присовокупляется житие Марии Египетской. Поэтому в силу длительности вечернего богослужения в среду, на котором второй раз читается весь Великий Канон и житие святой, оно получило название «Андреево стояние».

Но в пятую субботу народ возносит похвалу Богородице не только в память о событиях, в честь которых была сложена неседальная песнь, но и как знак благодарности Богородице за то, что помогала идти по сложному великопостному пути и обращается к Ней с просьбой помочь закончить Пост достойно.

Следующая, шестая неделя завершает Пост входом Господним в Иерусалим или по-народному — вербным воскресением. В шестую неделю заканчиваются великопостные соборования, в шестую неделю моют и убирают храмы, горницы и квартиры, в шестую неделю готовятся встретить страстную седмицу, чтобы ничто не отвлекало на земные дела.

Итак, пятая неделя подходит к концу, как и сам Великий Пост. Но несколько слов об истории возникновения Акафиста и самом Акафисте, который поется в день Похвалы Богородице. Об этом надо сказать, потому что по примеру и образцу этого Акафиста сегодня сложено уже несколько сот таких песен.

Итак, пятая неделя подходит к концу, как и сам Великий Пост.

Икона «Похвала Богородице с Акафистом»

Фреска Московского Кремля о войне Константинополя 860 года

В память о Заступнице Усердной и установлен этот праздник. Акафист Богородице – лучший из всех созданных позднее акафистов. Это Акафист акафистов.

Не все они удачны и не все наполнены таким же высоким духовно-богословским смыслом как этот, самый первый и образцовый.

В царской России даже была создана специальная комиссия, отбиравшая акафисты как пригодные или не пригодные для богослужения и чтения в храмах, настолько их было много. Но первый Акафист – это действительно жемчужина православной поэзии.

Состоит он из 24 стихов, по количеству букв греческого алфавита: каждый стих начинается с определенной буквы. К сожалению, в русском переводе эта особенность Акафиста утрачена, как утрачен и особый ритм песни, уловимый только в греческом варианте. Но именно он делает Акафист поэтическим произведением.

Вторая особенность – разделение всех стихов-строф на две чередующиеся группы: первый стих – конд а к, второй – и кос. Конд а к – это византийский гимн, созданный Романом Сладкопевцем . Поначалу кондаки были длинными, объединявшиеся в целые поэмы. Они имели свой рефрен, повторяющийся в каждой строфе. Позднее кондаки в силу длительности были заменены канонами.

Первый кондак Акафиста Богородице – это своего рода вступление, которое имеет особое значение: в силу своей торжественности первый кондак поется почти на всех службах, заканчивая собой первый час. Он же является кондаком праздника Благовещения. Эту песнь знают почти все прихожане и подпевают ее во время богослужения в храмах.

Заканчивается первый кондак Акафиста радостным приветствием архангела Гавриила

«Радуйся, Невесто Неневестная».

Но все последующие кондаки заканчиваются словами из Псалтири «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия». Тринадцатый кондак, заключительный, читается трижды. Он как бы подводит итог всему песнопению.

И кос – это строфа, восхваляющая событие или святого и несет основную содержательную нагрузку. Заканчивается и кос многократными приветствиями, обращенными к воспеваемому лицу. Каждое из них начинается словом «Радуйся», а последнее приветствие

«Радуйся, Невесто Неневестная»

повторяется во всех икосах. Содержательно в икосах возвеличивается Богородица и ее подвиг Боговоплощения. Кондак и первую часть икоса, до приветственных слов, читает священник или канонарх, вторую – поет хор.

Для примера, возьмем первый и кос Акафиста Богородице и покажем видео с записью исполнения первой части Акафиста в храме:

«Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная».

Весь Акафист заканчивается повторением первого Икоса и первого Кондак а , но читаемых в обратном порядке. Последняя часть — молитва тому святому, которому посвящен Акафист. В данном случае – молитва Богородице.

Особенность богослужения в Субботу Похвалы в том, что Акафист читается не весь сразу, как, например, бывает на молебнах, а по частям, каждая из которых начинается первым кондаком «Взбранной Воеводе». Всего четыре части. С началом каждой части все священники выходят из алтаря на середину храма, а наиболее благочестивые прихожане становятся на коленочки.

А теперь к истории возникновения праздника. Акафист относится к VII веку и написан диаконом Великой церкви Георгием Писидийским, как утверждает большинство. Потом был написан в честь праздника канон и благодарственные молитвы Богородице.

Праздник был утвержден только в IX веке в честь неоднократного заступничества Пречистой за Константинополь. Сначала от персов и скифов (666 год), объединившихся для покорения византийской столицы,

потом, спустя 36 лет – от сарацин-агарян, осадивших Константинополь на семь лет, и наконец, в третий раз – от тех же агарян при Льве Исавре.

Все три раза народ усиленно молился в о Влахернском храме Богородицы , где находились Ее риза и пояс. Патриархи с Богородичными иконами обходили вокруг стен города и прикладывали ризу Богородицы к морю. Оно отвечало бурей и гибелью врагов.

Тина Гай

В этот день мы празднуем акафист (неседальное пение) Пресвятой Владычице нашей Богородице по следующей причине. В годы самодержавного правления в Византии императора Ираклия персидский царь Хозрой , видя, что греческое государство ослаблено после царствования тирана Фоки , послал одного из своих воевод, по имени Сарвар, с многотысячным войском, чтобы покорить себе все восточные провинции империи. Хозрой пытался сделать это и раньше, погубив около ста тысяч христиан, которых иудеи выкупали у него и убивали.

Главный воевода Сарвар, захватив весь Восток , достиг самого Халкидона , который теперь называется Ускюдар. Царь Ираклий из-за оскудения золотых запасов переплавил церковные священные сосуды на монеты для большей и совершеннейшей расплаты. Придя по Черному морю в персидские страны, он покорил их, совершенно победив Хозроя с остальными войсками. Вскоре Сирой, сын Хозроя, предав своего отца, захватил власть и, убив Хозроя, заключил союз с царем Ираклием. Но аварский каган , правивший и скифами , узнав, что царь отплыл по Черному морю, - нарушив мир с греками, привел стотысячное войско и подошел к Константинополю с западной стороны, произнося богохульства (и угрозы). Внезапно все море наполнилось кораблями, а земля - бесчисленными пешими и конными воинами.

Патриарх Константинопольский Сергий утешал людей, увещая не терять (надежды) и не ослабевать, но от души возложить все упование на Бога и на Матерь Его Пречистую Богородицу. Патриций по имени Бон, бывший тогда градоначальником, в свою очередь, готовил все необходимое для обороны. Ибо подобает нам с помощью Божией и самим делать все возможное. Патриарх же со всем народом, взяв святые иконы Богоматери, обходил город по верху стен, тем самым укрепляя их. Так как Сарвар подошел с востока, а каган - с запада, чтобы сжечь окрестности города, то патриарх (снова) обходил по стенам, неся Нерукотворный Образ Христа, Честное и Животворящее древо (Креста) и честную ризу Богоматери. Скифский каган с суши осаждал стены Константинополя с бесчисленным множеством до зубов вооруженных воинов. Врагов было столько, что один грек сражался с десятью скифами. Но непобедимая Воевода помогла весьма немногочисленным воинам, оказавшимся в Ее храме, именуемом «Живоносный Источник», разгромить превосходящих их числом врагов. С этих пор греки, ободрившись и возрадовавшись, помощью Непобедимой Воеводы - Божией Матери все время совершенно их побеждали. Попытавшись заключить мир, горожане были отвержены. Каган ответил им: «Не обманывайтесь о Боге, в Которого веруете, потому что завтра я все равно возьму ваш город». Услышав (об этом), горожане простирали руки к Богу (в молитве).

И вот, сговорившись, каган и Сарвар с суши и с моря устремились на город, желая захватить его хитростью, но столько их воинов было убито греками, что живые не успевали сжигать мертвых. Моноксилы , наполненные воинами, вместе со всеми вражескими кораблями разбились в бухте, называемой Золотой Рог, напротив храма Богоматери во Влахернах, когда на море внезапно поднялась страшная буря, и оно расступилось. Так было явлено преславное чудо Пречистой Богоматери: врагов выбросило на берег моря во Влахернах, и жители, быстро открыв городские ворота, всех их сразу перебили, причем даже женщины и дети мужественно устремились на них. Военачальники же их бежали, плача и рыдая.

А боголюбивые люди Константинополя, воздавая благодарение Богоматери, всю ночь воспевали Ей неседальное пение (акафист) за то, что Она сохранила их и чудесною силою сотворила победу над врагами. С тех пор в воспоминание столь дивного чуда Церковь и приняла такой праздник, чтобы возносить хвалу Божией Матери в этот день, когда Ею совершена победа. Неседальной же (песнь) названа потому, что константинопольский клир и весь народ тогда воспевали ее стоя.

По прошествии тридцати шести лет, в царствование Константина Погоната , агаряне снова, придя с бесчисленным войском, напали на Константинополь и воевали против него семь лет. Когда они зимовали в Кизических странах, то многие из них погибли. После этого, отказавшись от войны и возвращаясь со своим войском, все они, по молитвам Пречистой Богоматери, утонули в море, называемом Силео.

И в третий раз, при императоре Льве Исавре , снова агаряне , численностью свыше ста тысяч, вначале разорили Персидское царство, а затем Египет и Ливию. Пройдя Индию, Эфиопию и Испанию, они наконец подплыли к Царьграду на 1800 кораблях. Окружив город, агаряне предполагали тотчас его разорить. Городские священнослужители, неся святое древо Честного и Животворящего Креста и честную икону Богоматери Одигитрии, обходили город по стене, со слезами молясь Богу.

Арабы же решили разделиться на две части таким образом: одни воевали с болгарами, и пало их там более двадцати тысяч, а другим, оставшимся для наступления на Царьград, преградила путь цепь, протянутая от Галаты до стен Константинополя. Когда они доплыли до некоторого места, называемого Сосфен, там подул северный ветер, и многие их корабли разбились и погибли, а на оставшихся начался такой сильный голод, что (агаряне) стали поедать человеческие тела и нечистоты. Затем, пустившись в бегство и достигнув Эгейского моря, они со всеми своими судами сгинули в морской глубине, ибо сильный град, выпавший с неба, вызвал волнение на море и пробил корабельную смолу. И так погибло это бесчисленное множество военных кораблей, только три осталось, чтобы поведать (о случившемся).

В честь всех этих дивных чудес Пречистой Богоматери мы и празднуем сегодняшний праздник. Неседальный (акафист) получил свое название от того, что тогда всю ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Христе Боже, молитвами Пречистой Твоей Матери, Непобедимой Воеводы, избавь нас от находящих со всех сторон искушений и помилуй нас, ибо Ты один Человеколюбец.

Тропарь Субботы Акафиста, глас 8

Византийский император Фока царствовал с 602 по 610 гг. Отличался крайней жестокостью.

Кесарию Каппадокийскую, Сирию, Иерусалим, Ливию и Киренаику.

Предместье Константинополя.

Каган - вождь хазар, аваров, скифов и др. народов.

Славянами.

Моноксила (греч. monoksilon) - судно, выдолбленное из одного ствола.

Константин Погонат - Византийский император с 668 по 685 гг.

Лев III Исавр - Византийский император, царствовавший в 717-741 гг.

Галата - пригородная слобода на другой стороне Константинопольского пролива.

Проповеди

  • Игумен Нектарий (Морозов).
  • Протоиерей Александр Шаргунов .
  • Иеродиакон Никон (Париманчук).

Толкование Евангелия

  • Протоиерей Александр Шаргунов.

Вопросы священнику

  • Иеромонах Иов (Гумеров).
  • Иеромонах Иов (Гумеров).

Записи богослужений

Отныне будут ублажать Меня все роды.

Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.

На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, если будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк, 11, 28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов. «Все они, - читаем в книге Деяний святых Апостолов, - единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (1, 14). Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становиться тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У той, которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк. 2, 19). Проповедники Евангелия получали и напоминание божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, пребывает с Ней духовно.

Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времен прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери - это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она - наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.

Но, дорогие отцы, братья и сестры, ублажая Божию Матерь и спрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви? Ублажая Приснодеву, храним ли мы девство, целомудрие, чистоту? Прославляя глубокую в смирении, не останемся ли мы в гордости, не почтит ли нас червь самомнения, тщеславия, зависти? Ублажая в этом святом храме Божию Матерь и нашу Небесную Матерь, не поступаем ли мы противно дома? Не оскорбляют ли дети священных имен своих родителей непочтением к ним, невниманием, или, не дай Бог, дерзостью, грубостью? Исполняют ли сами родители должным образом свои обязанности к детям, к другим людям? Не заглушает ли волна страстей в нашем сердце славословия наших уст? По словам великого отца Церкви VI столетия святого Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери.

Будем же стараться быть всегда истинными православными христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет нашей верной Споспешницей и теплой о нас Молитвенницей.

«Радуйся… Мати Дево… всемирное чудо и слышание».

Из книги «Идите и научите»,
профессора К.Е Скурата

Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари».

И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо?

Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией — славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути. Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову. Но есть Одна в роде человеческом — Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте.

Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается. Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она больше любит, чем родная мать своих детей.

Божия Матерь не есть некая богиня, которой мы поклоняемся, как говорят иногда наши недоброжелатели. Ее совершенное смирение не имеет ничего общего с языческими богами, олицетворяющими силы природы и особенно плодородия. Исключаются все искушения околоцерковного богословия приписать Ей то, что принадлежит одному Богу. Ибо Матерь Творца остается Его творением.

Она более, чем кто-либо из всех творений, самым глубочайшим образом сознает Свое «ничто» без Бога. Ту тайну, о которой святитель Филарет Московский говорит, что тварь поставлена Богом над бездною небытия под бездною милосердия Божия. Матерь Спасителя мира, Она более всех открыта присутствию и действию Своего Творца. Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения. Она первая в роде человеческом, искупленная Кровью Христовой. Но и каждый из нас, и все мы вместе призваны стать самыми верными причастниками Благой Вести.

В обращении Архангела и в нашей постоянной молитве к Божией Матери: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» — вдохновение Духа Святаго. «Господь с Тобою» — значит, с нами. Не таково ли благословение священника за Божественной литургией, раскрывающей чудо Воплощения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Это начало нашего Нового Завета с Богом.

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся», — воспеваем мы на великом повечерии. И Младенец в Вифлеемских яслях — «Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог». И по Воскресении Господь скажет Своим ученикам: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века».

Похвала Пресвятой Богородицы считается тёплым, радостным и невероятно добрым событием, которое приходится на субботу пятой недели Великого поста. Этот день целиком и полностью посвящён восхвалению Владычицы, которая трижды избавила Константинополь от разрушительной атаки многочисленных врагов (в 626 году – авары, в 677 году – персы, а в 717 году – арабы).

Поводом установить торжество в субботу Акафиста послужило неожиданное нападение на Константинополь вражеского флота. Точная дата происшествия нигде не была указана, но известно точно, что это период, примерно, от начала 6-го по середину 9-го века. В те времена положение верующих греков было катастрофичное. Собравшись вместе, они помолились Богу и Пресвятой Богородице, чтобы она помогла им в трудную минуту. Молясь, они обошли крестным шествием весь город, а приблизившись к морю, случилось невероятное событие. Священник, который руководил процессией, погрузил в солёные волны одеяния Божией Матери. Море, которое до этого было совершенно тихое и спокойное, вдруг превратилось в тёмную и страшную пучину, сотрясаемую громовыми перекатами. Все вражеские корабли, пребывавшие возле Константинополя, стремительно пошли ко дну.
Ставшие свидетелями чудесного спасения, все жители в знак благодарности пошли в Влахернский собор и возгласили Богоматери триумфальную и неседальную песню. С тех пор, в субботу 5-й седмицы Великого поста (которая в 2015 году припадает на 28 марта), решили проводить торжественную службу в честь Пресвятой Девы. Стоит отметить, что в стенах Влахернского собора была найдена чудотворная местная икона Божьей Матери, которую создал святейший евангелист Лука. Также здесь были найдены предметы, которые неразрывно связаны с её земным бытием – риза и кожаный пояс.

Сначала торжество акафиста проводили в Константинополе (Влахернский храм), но через несколько лет его внесли в уставы монастырей преподобного Саввы Студийского, а далее и в церковные учебники для богослужения. После этого Похвала Пресвятой Богородицы стало всеобщим праздником всей Восточной Церкви.

Что такое Акафист? Это всеобщая священная похвала Божьей Матери, воспеваемая ежегодно во всех православных церквях. Интересно то, что на всех других обрядах, которые посвящены ей, мы можем сидеть, а в Субботу Акафиста обязаны слушать похвалу стоя. Сам акафист насчитывает 24 гимна и песен, среди которых двенадцать кондаков и столько же икосов, которые располагаются аналогично алфавиту греческой азбуки.
Каждый гимн начинается из той буквы, которая идёт по порядку в алфавите, а каждый кондак завершают восклицанием «Аллилуия!». Соответственно, все икосы завершают архангельским приветствием «Радуйся!». Главной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Божьего Сына. Многие считают данную службу предшественником грандиозного торжества под названием «Благовещение Пресвятой Богородицы».
Проходит Похвала Пресвятой Богородицы следующим образом – во время обряда акафист прочитывают целиком, но разделяют воспевание на четыре сегмента, каждый раз по три икоса и три кондака. Все песни начинаются и завершаются кондаком Взбранной Воеводе. Во время службы все священнослужители облачены в одеяния голубой расцветки, что придаёт ей особый статус и торжественность.

Божия Матерь – это помощница и заступница всего человечества. Восхваляя Богородицу в Субботу Акафиста, мы выражаем свое смирение, благодарность и послушание. Каждая Ваша молитва к Божией Матери, которая провозглашается от всей души, будет услышана.