Какие существуют проблемы у подростков. Какие проблемы свойственны подростковому возрасту. Психологические проблемы у подростка. Найти и обезвредить

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями, в преддверии учебного года, мы бы хотели рассказать.

В жизни каждого ребенка наступает период, когда он впервые задается вопросом: «Кто я? Чего я хочу от жизни? Кем я хочу стать?». Вопросы растут в геометрической прогрессии, и в жизни наступает время поиска ответов. За короткий отрезок времени - с 11-ти до 16-ти лет ребенок делает огромный шаг в развитии и становится подростком. В это время кардинально меняется не только психика подростка, но и его гормональное и физическое состояние. Подросток становится уязвимым и без должной поддержки не в состоянии справиться со становлением своей личности самостоятельно. Начинается период внутренних конфликтов с самим собой, спутниками которых является частая смена настроения, поиск новых друзей и увлечений, а также появление агрессии. В этот период начинаются проблемы подростков с родителями. Причиной этого являются такие внутренние противоречия ребенка:

· подросток считает себя взрослым, хотя по своим реальным силам еще остается ребенком. Главное противоречие здесь кроется в формуле: «я взрослый, поэтому другим взрослым я не доверяю»;

· ребенок отстаивает свое право на роль уникальной и неповторимой личности, и тут же стремится «быть как все»;

· подросток стремится принадлежать к той или иной социальной группе и быть её полноправным членом. Однако подростковые группы - самые закрытые и новичкам туда почти не попасть. Отсюда начинает свое развитие одиночество подростка и трудности в общении со сверстниками и социальным окружением.

Из этих противоречий произрастают все основные проблемы подростков: семейные, половые, и проблемы в поведении.
Чтобы понять, как помочь ребенку с ними справиться рассмотрим наиболее распространенные проблемы.

1. Ребенок перестал разговаривать с родителями и стал скрывать свои проблемы.

Подросток очень хочет отделиться от взрослых, быть самостоятельным и независимым. Этот бунт заложен в его природе. Семья не престает играть огромную роль в жизни ребенка, подростку важно мнение родителей и других взрослых, но в то же время он хочет самостоятельности. Часто подросток не знает, как попросить совета у взрослых, думая, что тем самым он опустится в глазах родителей и снова встанет на ступень детства. Не мешайте ребенку, прощупывать границы возможного. Проявите внимание к ребенку, объясните, что не собираетесь его осуждать, ругать, обвинять в чем-либо, но и не приставайте с расспросами, просто покажите, что у него есть свое внутреннее неприкасаемое пространство, но вы всегда рядом.

2. У подростка снизилась успеваемость.

Так как основным видом деятельности подростка является общение, то именно от этого зависит успеваемость ребенка в школе. Так, например, при ухудшении отношений со сверстниками успеваемость подростка стремительно падает и, наоборот, чем лучше отношения с ровесниками, тем выше уровень успеваемости.

Кроме того, в начале подросткового возраста появляются первые сексуальные влечения и интересы, и происходит отмирание предыдущих, детских интересов, с этим также связано падение успеваемости и снижение общей работоспособности. Но благодаря этому подросток формирует новую систему интересов, в которую входит повышенный интерес к психологическим переживаниям других людей, а также самого себя. Ребенок начинает задумываться о своем будущем и создает свою некую воображаемую действительность, мечту.

3. Подросток связался с «плохой компанией».

Огромное значение подростки уделяют выделению себя как отдельного, уникального члена общества. Попытки выделиться из «серой массы» могут привести ребенка к совершению асоциальных действий.

Подростки стремятся в кратчайшие сроки расширить границы собственного личного опыта, они ищут приключения, и, зачастую, не признают свое поведение отклоняющимся от нормы. Они считают это абсолютно нормальным, так как очень увлечены собой и не умеют пока еще адекватно оценивать ситуации и собственные возможности.

Причиной отклонений в поведении подростков может также стать непонимание со стороны родителей и сверстников, безнадзорность, дефицит общения внутри семьи, попустительство со стороны близких и даже отрицательная оценка ребенка родителями его друзей.

Если подростку кажется, что он всеми отвергаем, а потребность к самоутверждению неудовлетворена, то ребенок ищет себе компанию за территорией школы. Часто такие компании называют «уличными», про них говорят, что «ребенок попал в плохую компанию». Подростку необходимо доказать себе и окружающим, что он взрослый, и, как у каждого взрослого, у него есть друзья. В этой компании ребенок может компенсировать свои личностные неудачи в школе.

4. Подросток перестал выходить на улицу.

Переходный возраст - очень сложный период для самого ребенка. Изнутри его разрывает буря эмоций, с которой он не всегда в состоянии справиться. Некоторые дети уходят в себя, начинают увлекаться чтением, фильмами, много времени проводят в Интернете и в социальных сетях - это нормально. Не все подростки проводят все время, гуляя на улице. Некоторым необходим покой для того, что найти свое «я».

5. Почему подросток недоволен своим внешним видом?

Подростки очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с их субъективной нормой внешности, поэтому преувеличивают и выдумывают телесные недостатки. «У меня некрасивые пятки», - это нормальная фраза обычного подростка. Будьте терпеливы к таким недовольствам, к попыткам изменить свою внешность - все это необходимо для того, чтобы подросток осознал собственную уникальность и стал адекватно оценивать себя.

6. Подросток постоянно думает о противоположном поле.

Огромную роль в жизни подростка играют сексуальные интересы.

Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма. С этим связана половая идентификация подростков. Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.

Одной из причин появления конфликтов в этом возрасте является именно половое созревание. Прилив сексуальной энергии расшатывает внутреннее равновесие, а это вызывает дисбаланс в психическом состоянии подростка.

Итак, если у вашего ребенка начался переходный возраст, наберитесь терпения и старайтесь спокойно воспринимать все изменения в поведении и характере подростка. Все, что будет происходить с ним в ближайшие годы, имеет физиологическое и психологическое объяснение, и ваш ребенок не виноват в том, что внутри него разгорается буря. Просто будьте рядом, пытайтесь скруглять углы и не идти на конфликты, примите его желание казаться взрослым, и разговаривайте, как можно больше разговаривайте с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не слушает. Поверьте, слушает и прислушивается, просто не подает виду.

Как помочь подростку справиться с кризисом взросления

1. Создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте Вашего подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий. Избегайте в общении с подростком иронии, бестактных замечаний. Известный семейный терапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

2. Будьте терпеливы и терпимы общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс.

3. Интересуйтесь мнением подростка, постарайтесь взглянуть на мир его глазами, попытайтесь найти с подростком общий язык.

4. Дайте возможность подростку почувствовать себя полноправным членом семьи с мнением, которого считаются.

5. Формируйте привычку и потребность разговаривать с родителями «по душам», доверять секреты. Никогда не используйте откровенность подростка против него, не спешите с оценками и советами, умейте терпеливо и безоценочно выслушать и посочувствовать.

6. Будьте готовы пересмотреть и обсудить с подростком ограничения и запреты, которых вы придерживались раньше, предоставьте ему больше самостоятельности.

5. Проявите интерес, заинтересуйтесь увлечениями вашего подростка, постарайтесь найти в них что-то интересное для себя. Не критикуйте, не игнорируйте и не высмеивайте не понятные вам увлечения подростка.

6. Используйте стремление подростка к самоутверждению, предоставьте ему позитивные возможности для самореализации.

6. Планируйте и проводите совместный досуг.

7. С уважением и интересом отзывайтесь о друзьях подростка, не критикуйте их, предоставьте возможность подростку приглашать своих друзей в гости, это даст вам возможность узнать больше о круге общения вашего ребенка. Чаще разговаривайте с подростком о его друзьях.

8. Искренне интересуйтесь переживаниями и проблемами подростков, демонстрируйте ваше уважение и признание их личности, индивидуальности.

9. Научите подростка самостоятельно решать возникающие проблемы, а не игнорировать их.

10. Формируйте привычку ставить цели, планировать свои действия для достижения поставленных целей.

11. Предоставьте возможность подростку самостоятельно оформить собственное пространство (комнату), выбрать стиль одежды. При необходимости помогите подростку в поисках собственного стиля в одежде, прическе и т.д.

12. Уважайте личное пространство подростка, стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате, так как ему удобно.

13. Делитесь своими переживаниями с подростком, обращайтесь к нему за помощью и советом, говорите о том, как важна для вас его поддержка.

14. Будьте для подростка примером достойным подражания, найдите способы поддержания и укрепления своего авторитета ненасильственным способом. Будьте другом для своего взрослеющего ребенка.

15. Общаясь с подростком, чаще вспоминайте себя в этом возрасте, возможно, вам станут понятнее его переживания и поступки.

Подростковый возраст не только тяжелое испытание, но и период больших перемен, которые могут компенсировать ранние детские проблемы: возможность преодолеть застенчивость, понять внутреннюю ценность себя, научиться общаться и выстраивать отношения со сверстниками.

Проблемы в жизни подростка - явление неизбежное. И только в ваших силах, уважаемые родители, облегчить ребенку поиски самого себя и помочь преодолеть эти проблемы. Как бы ни вел себя подросток, прежде чем наказывать его, встаньте на его место и постарайтесь понять как ему сложно в этот период. Пусть не сразу, но ребенок оценит вашу поддержку и будет вам благодарен всю оставшуюся жизнь.

Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, что прививали им дома. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют родителей, но их меньшинство. О наиболее типичных проблемах современных и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года Правмиру рассказал психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при Московском городском психолого-педагогическом университете Петр Дмитриевский.

Проблемы современных детей

родился в 1975 году в Ленинграде. В 1999 окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского в федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководит подростковым приходским клубом при храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на факультете гештальт-терапии с детьми и семьей МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» при МГППУ.

— Петр, на какие проблемы своих детей-подростков чаще всего жалуются родители, обращающиеся в ваш центр?

— Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен.

Мы пытаемся разобраться, почему подросток стал менее любопытным к миру. Иногда после одной или нескольких бесед оказывается, что любопытство осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.

Конечно, интернет очень сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером. Выясняем, что именно ищет подросток в интернете, в компьютерных играх — иногда ситуация сразу смягчается и члены семьи находят общий язык, а иногда проблема оказывается даже серьезней, чем представляли себе родители. В этих случаях требуется продолжительная и кропотливая работа с семьей.

Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.

Еще одна частая проблема, с которой к нам обращаются родители – сложности их ребенка в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у детей стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически очень крепких ребят, которым из-за своей импульсивности трудно регулировать свое поведение. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут удержать себя в рамках. Их поведение создает дискомфорт и сверстникам, и учителям, но оно и им самим мешает.

У нас есть специальные группы, где в течение двух месяцев при модераторстве двух психологов ребята через череду игр и упражнений учатся выстраивать отношения со сверстниками. На первых занятиях многие зажаты, боятся, что если они поделятся своими переживаниями, другие их отвергнут. Но занятия помогают им стать более открытыми, что очень важно для общения со сверстниками.

Участие в группе дает подростку отличную возможность научиться выстраивать доверительные отношения, замечать манипуляции и обходиться с ними, избавляться от стереотипов в отношении себя и других, договариваться в ситуации конфликта.

Особенности возрастной психологии

— А не связана ли зажатость подростка, его нелюдимость с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при нынешнем ритме жизни такое внутреннее одиночество нередко и во внешне благополучных, обеспеченных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, в секции, кружки, ни в чем ему не отказывают, но так устают на работе, что даже в выходные не находят сил пообщаться с ним, не интересуются его внутренним миром.

— Бывает и такое, причем я не думаю, что это примета именно нашего времени. Близкие отношения – и между супругами и между родителями и детьми — всегда требовали душевных усилий, а людям инстинктивно свойственно избегать напряжения. И чем больших усилий требует общение с другим, тем чаще у людей возникает желание уклониться от этого общения.

С подростком просто не бывает – у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями, и по-человечески можно понять родителей, которые, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают. А загруженность работой вроде бы уважительная причина – для него же и стараются.

На самом деле бегство от проблем зачастую лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая такую особенность возраста, как желание приобрести больше самостоятельности. Желание естественное – в 12-13-14 лет большинству становится интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но признавая право подростка на автономию, поиск собственного пути, своей философии, своего круга знакомств, важно помнить, что он, хоть сам этого может не осознавать, нуждается в поддержке родителей и в столкновении с границами, выстроенными родителями.

Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание подростка нельзя свести к поддержке и нежным словам – не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории предполагает ответственность и необходимость достижения договоренностей. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.

— В начале года всех потрясли несколько подряд . Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей есть серьезные проблемы.

— По наблюдениям известных мне суицидологов значительного всплеска самоубийств не было, просто СМИ в течение нескольких дней активнее освещали такие трагические случаи. Это и правда рискованно, потому что подросткам свойственно подражание.

Не могу утверждать, но вполне допускаю, что кто-то из подростков не решился бы на последний роковой шаг, если бы не услышал о самоубийстве другого в новостях. Но что бы ни послужило причиной самоубийства, оно никогда не совершается спонтанно. Любой психиатр вам скажет, что от суицидных мыслей до их осуществления проходит время.

Поэтому если родители и учителя после трагедии говорят, что они ничего не замечали, их, конечно, жалко (особенно родителей!), но надо было приложить определенные усилия, чтобы совсем не заметить у ребенка признаков душевного кризиса. В семье иногда это сложно, и тогда важно, чтобы подростка могли подстраховать взрослые в школе.

Вот почему, в том числе, необходимо налаживать психологические службы. Пока же, по моим наблюдениям, даже в тех школах, где есть психологи, они завалены диагностической работой. То есть они должны проводить много тестов на выявление различных особенностей в классах и давать рекомендации учителям – таковы требования к ним.

Я думаю, что некоторые из этих рекомендаций для работы с определенной группой могут быть полезны и эффективны, но при таком понимании работы у психолога совсем не остается времени на индивидуальную работу с подростком, помощь конкретному ученику в прохождении трудностей. Тем более нет на это времени у учителей – учебные программы усложняются, а количество часов, отведенных на предмет, часто остается прежним. Поэтому учителя полностью сосредоточены на передаче знаний, и у них не остается времени на выстраивание с подростками отношений, при которых возможны обмен жизненным опытом и поддержка.

Естественно, я не обобщаю. Есть и педагоги с большой буквы, которые становятся для своих учеников не просто предметниками, но и старшими друзьями, мнение которых авторитетно для подростков, и психологи, вникающие в переживания каждого ученика, помогающие ему найти взаимопонимание с учителями, родителями.

Но, конечно, хотелось бы, чтобы таких специалистов становилось больше в современной российской школе. Некоторые учебные заведения обращаются и к поддержке внешних специалистов. Центр «Перекресток» активно сотрудничает со многими школами, наши психологи проводят там и групповые занятия, и индивидуальные консультации.

—— Часто ли у детей желание замкнуться, отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе? По своему детству помню, что многие учителя на тех, кто не успевал по их предмету, сразу ставили крест. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы.

— Вы затронули очень актуальную проблему. В психологии даже есть термин «стигматизация», означающий наделение человека уничижительным ярлыком, в результате чего он сам может поверить в свою никчемность.

Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Есть школы, в которых практикуется индивидуальный подход к каждому ребенку, но их до сих пор не так много. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы с более сложными детьми. И вот вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ребенку, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений – надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, несмотря на свою безнадежность, она широко распространена в российских школах.

Родители обычно в таких ситуациях впадают в одну из двух крайностей. Либо они безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым с ними фронтом давить на подростка, либо, наоборот, говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны, но, пожалуй, меньшее из двух зол — когда родители защищают «хорошего» ребенка от «плохих» учителей.

Поддержка взрослых ребенку необходима, поэтому лучше такая поддержка, чем никакой. Конечно, более по-взрослому было бы садиться и подробно разбираться в конфликте: в чем претензия учителя, в чем недовольство подростка? Если разговор пойдет в таком ключе, недалеко и до обнаружения общих целей и достижения ясных договоренностей между конфликтующими сторонами.

А если поддержки нет, велика ли вероятность, что подросток замкнется или даже уйдет из дома?

— Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит этого в социально приемлемых формах, будет искать в виртуальной реальности или в асоциальных группах. Некоторые действительно связываются с дворовыми криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно – они не нюхают клей, не воруют автомагнитолы из машин, но для психики это все равно риск.

— Но ведь и до появления интернета были дети, предпочитавшие играм со сверстниками уединение. В том числе многие святые, например, . Понятно, что монашество – путь для немногих, и нельзя на него ориентировать обычного ребенка, но, например, в советском атеистическом обществе некоторые дети проводили все время за книгами или математическими задачами. И некоторые из них реализовались в науке. Таких детей, конечно, тоже меньшинство, но они есть. Правильно ли навязывать им стереотипы? Не ломаем ли мы их таким образом?

— Я вполне допускаю, что такие дети есть, и, конечно, ломать их неправильно. Вообще психологи сегодня стараются отходить от клише «норма-отклонение». Но в моей практике, пока недолгой, я сталкивался именно со случаями, когда у подростка есть потребность в общении, которую он не смог реализовать в силу отрицательного опыта. То есть его замкнутость была не органичным выбором, а следствием неудач, породивших определенные установки. Видимо, в тех случаях, о которых вы говорите, родители не обращаются за нашей помощью.

И все же я думаю, что зависание в интернете может быть вреднее многочасового чтения или увлечения точными науками. Естественно, нельзя согласиться с теми, кто видит в интернете только зло. Интернет дает быстрый доступ к информации, возможность регулярно общаться со сверстниками из других городов и стран, практиковаться в иностранном языке, расширять знания по другим предметам. Но использование интернета имеет и свои риски. Пока рано делать обобщающие выводы – эти риски только начинают изучаться, но уже есть какие-то наблюдения.

Например, можно с уверенностью сказать, что когда интернет становится главным, а то и единственным средством общения, у пользователя ухудшается умение быть в отношениях с реальными людьми. Подросткам, которые приходят на наши группы (а большинство из них как раз все свободное время проводят в сетях), очень трудно разобраться в эмоциях собеседника. Они прекрасно ориентируются в текстах, но не могут узнать что-то новое о человеке по его взгляду, интонации. Да и слышат они плохо – не привыкли к живому диалогу. Кроме того, им сложно удержать внимание на чем-нибудь одном – ведь интернет позволяет быть одновременно в нескольких окнах: музыка, видео, переписка, форум. В режиме многозадачности они чувствуют себя как рыба в воде, но сосредоточиться на одной задаче им непросто.

Этим же интернет существенно отличается от книги. Чтение книги – полезное времяпрепровождение (разумеется, если книга хорошая), развивающее, вряд ли чем-то заменимое, но все же однообразное, сводящееся к получению и усвоению текстовой информации. Людей, которым это занятие может заменить все остальное, не так много. В интернете же есть и тексты, и видео, и музыка, и картинки, и общение, и возможность для творчества. Получается, что очень многие потребности в информации, общении, развлечениях можно удовлетворить, не отходя от монитора.

Поэтому детей, зависающих в интернете, гораздо больше, чем книжных домашних детей, не стремящихся к общению. У большинства этих детей есть потребность в общении, просто реальному общению они предпочитают виртуальное. По мере того, как будут проводиться новые исследования, мы будем лучше понимать, как следует переживать этот очередной цивилизационный сдвиг, сравнимый с изобретением книгопечатания или началом использования огня, и какие риски для развития психики несет распространение интернета и компьютерных игр.

Преодоление психологического кризиса

—— Традиция психологической помощи в России только складывается. Может быть, поэтому некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами ребенка, сразу ведут его к психиатру?

— Да, такие случаи бывают. Родители чувствуют свое бессилие в каких-то моментах воспитания подростка и острое желание как можно быстрее преодолеть этот кризисный момент. Проще всего в этой ситуации привлечь какую-то внешнюю силу. Для одних это психиатр, для других – кадетский корпус, но логика одинаковая: вместо того, чтобы выходить на диалог, применить силу в виде таблетки или военизированной структуры («Там-то из тебя сделают человека!»).

Хочу, чтобы меня правильно поняли – я не против кадетских корпусов. Есть ребята, которым это подходит. Если у ребенка есть интерес к военизированным играм, строгой структуре, ясным задачам, желание быть в команде, наверное, в кадетском корпусе ему будет интересно. Но я категорически против кадетского корпуса как репрессивной меры родителей, когда интересы и особенности ребенка вообще не учитываются. А такой вариант решения проблем приходит в голову родителям, пожалуй, не реже, чем идея о визите к психиатру. В отчаянии родители решают «спихнуть» подростка в жесткую иерархическую систему — раз он отказывается подчиняться им, пусть подчиняется чужим дядям. В подростковом возрасте очень важно приобретать опыт партнерских отношений, а такая воспитательная мера этому не способствует.

С последствиями таких мер я пока не сталкивался – на моей памяти и в моей практике было несколько случаев, когда родители в результате бесед со мной или моими коллегами отказывались от идеи отдать свое чадо на перевоспитание в кадетский корпус и находили решение проблемы в переговорах и прояснении взаимных обид.

— А с последствиями лечения у психиатра, когда в этом не было необходимости, сталкивались?

— Чаще бывает, что ребенку, который с подачи родителей наблюдается у психиатра и принимает лекарства, медикаментозное лечение в данный момент действительно нужно, но в сочетании с психотерапевтической работой. Такое сочетание необходимо не только детям, но и взрослым, если речь идет не о тяжелой психической патологии и интеллект у человека сохранен. Ну а в российской психиатрии часто упор делается именно на медикаментозное лечение.

Но мы, конечно, не ставим под сомнения назначения врача. Последнее дело – вступать в конкуренцию со специалистом в другой области, гораздо важнее встроиться в ситуацию, которая сложилась до прихода семьи к нам. Все-таки случаи, когда врач ошибочно прописывает ребенку психотропные препараты, редки. Просто лучше медикаментозное лечение и психотерапевтическую помощь начинать одновременно.

И, кстати, если родители сначала приводят ребенка к нам, так и происходит. Мы же видим, если ребенку нужна не только наша помощь, но и врачебная – психологов этому учат, и, не отказываясь работать с семьей, рекомендуем родителям показать его психиатру. У нас есть знакомые детские психиатры, в чуткости и квалификации которых мы уверены. Поэтому правильнее, на мой взгляд, не тащить ребенка сразу к психиатру, а сначала прийти вместе с ним к психологу. За исключением, конечно, случаев, когда психические отклонения очевидны. Но это отдельная тема. В центре «Перекресток» работают с подростками, у которых нет тяжелых патологий.

— Многие верующие люди, в том числе и священники, рассказывали, что в переходном возрасте их дети начинали бунтовать, переставали ходить в церковь. Опытные духовники советуют в таких случаях принимать этот бунт как свершившийся факт, не принуждать ребенка к хождению в храм, а молиться за него, уповая, что с Божьей помощью он через какое-то время сам вернется к церковной жизни. И некоторые действительно возвращаются. Но большинство-то православных родителей – неофиты, а неофитам несвойственно прислушиваться к советам духовно более опытных людей, зато свойственно желание, чтобы все было по правилам, благочестиво. Не знаю, правда, обращаются ли люди с такими проблемами в ваш центр – ведь неофиты, мягко говоря, с большим подозрением относятся к психологии.

— Тем не менее эта проблема мне как раз хорошо знакома. Вы правы – сюда на моей памяти с такими проблемами никто не приходил, но я еще с 1999 года руковожу подростковым приходским клубом при храме Космы и Дамиана в Шубине. И вот там с такими случаями сталкивался не раз.

Мы уже обсудили с вами, что в переходном возрасте ребенок начинает самоутверждаться, хочет быть взрослым, самостоятельным. И многие в период этого самоутверждения отвергают ценности, которые им прививали родители. Соответственно дети из верующих православных семей начинают бунтовать против Церкви и христианства как главной ценности их родителей.

Как любая сложно контролируемая ситуация, антицерковный бунт детей может привести родителей в замешательство, растерянность. И здесь также бывают попытки решить проблему с помощью привлечения жесткой внешней структуры, в данном случае – религиозно-аскетической. Изначальная цель такой практики – способствовать духовному росту человека, делать его жизнь богаче, интереснее, свободнее, но ревностные не по разуму родители и ее могут использовать для «воспитания» отбившегося от рук ребенка.

По-человечески переживания родителей, страх за своих детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны. И у родителей всегда есть выбор: либо оказывать поддержку и наблюдать, как ребенок иногда радуется жизни, а иногда получает и негативную обратную связь, испытывая боль от своих ошибок, либо пытаться загнать его в какую-то клетку, где, скорее всего, не будет ошибок, но невозможен и творческий рост.

При всей бесперспективности второго варианта многие родители из-за страха за будущее предпочитают именно его. Если говорить о переживании верующими родителями антицерковного бунта, то я помню случаи, когда люди пытались силком потащить ребенка на исповедь, либо отправить в православный лагерь с жесткой дисциплиной в надежде, что там он научится регулировать свое повеление.

Как правило, этого не происходит, подросток все равно находит способ обойти сдерживающие механизмы, продолжает собственные мировоззренческие искания, осмысляет свои отношения с Богом. Если же он не находит возможности для такого осмысления, то, бывает, жестко рвет отношения. Такие подростки либо идут на открытый конфликт, либо, что хуже, уходят в скрытую оппозицию, когда внешне все атрибуты на месте (платочки, смиренный взгляд, елейный голосок), но при первой возможности идут в еще больший «разнос», чем их товарищи, бунтующие открыто. Любое игнорирование взрослыми потребностей подростка, в том числе и потребности в выстраивании своих смыслов, своей философии, ведет к психологическим проблемам.

О современных подростоках и их родителях

— Митрополит Антоний Сурожский говорил, что часто люди составляют проект, которому должен соответствовать другой человек. Например, родители заранее знают, в чем счастье их детей. Часто ли причиной конфликтов поколений и отчуждения детей становится их несоответствие родительскому сценарию?

— Мне кажется, у любого нормального родителя есть какие-то представления и идеи о том, что должно получиться из его ребенка. Совсем без таких представлений воспитывать детей невозможно. Невозможно требовать от родителей стопроцентной спонтанности и радости от любого самовыражения ребенка. Хорошо, что есть идеи – они задают какие-то семейные традиции.

Но все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с ребенком не соответствует родительским ожиданиям. Вот если родители не хотят гибко реагировать на эту данность, возникают сложности, иногда приводящие к серьезным конфликтам.

Лучше сразу разобраться в причинах такого несоответствия. Дело может быть не только в ребенке – родителям хорошо бы понять мотивы, по которым у них сложились именно такие представления о воспитании. Ведь не секрет, что иногда первичной бывает не любовь к ребенку, а желание что-то доказать маме или подругам.

А иногда проблемное поведение подростка является следствием, реакцией на то, что происходит кризис в родительской паре. Вот и надо постараться понять, где выяснения отношений с родственниками и знакомыми, а где судьба ребенка, которая, надеюсь, дороже всех обид и конкуренции. Здесь может помочь визит к семейному психологу, исследование происходящих в семье событий.

Может быть, не совсем подходящее сравнение, но мне вспомнилось, как у Куклачева спросили, почему у него все так хорошо получается. И он ответил, что всегда следит, у какой кошки к чему есть предрасположенность, и он за этим следует, а не мучает животное в угоду своим идеям. По-моему, для воспитания человека такой принцип тем более подходит. Если родители чутко следят за интересами и способностями ребенка, больше шансов, что он будет развиваться гармонично.

— Родители сами были детьми, подростками. Почему же им часто не удается понять, что проблемы их детей связаны с возрастом? Забыли о своем детстве или наша информационная эпоха породила новые проблемы?

— Оба фактора играют роль. Многое из своего детства действительно с годами забывается. Довольно часто мама, жалуясь на ребенка, говорит, что в ее детстве ничего подобного не было, а когда начинаем с ней беседовать, выясняется, что и конфликты с родителями у нее случались, и в рискованные ситуации попадала. Когда мама это вспоминает, сама себе удивляется. Мифы относительно своего прошлого, конечно, мешают наладить диалог с детьми, понять их проблемы.

Но и контекст изменился. Если 200 лет назад люди из поколения в поколение жили примерно одинаково, одним укладом, то сейчас цивилизационные сдвиги происходят в течение жизни одного человека. В этом смысле родители и дети живут буквально в разных цивилизациях – на одной территории, но способы организации жизни у них сильно отличаются. Тем не менее есть вещи, объединяющие людей из разных цивилизаций. Например, еда или поездка на море. Вещи довольно приземленные, но через них можно прийти к совместным более глубоким интересам. Только для того чтобы встреча поколений произошла, и от взрослых и от подростков требуются творческие усилия. В этом вызов времени.

Еще одна особенность нынешней эпохи состоит в том, что авторитарная система воспитания, возможно, подходила для советской цивилизации, но если так воспитывать ребенка сегодня, похоже, ему в современном мире будет сложно. Сейчас чтобы быть успешным, нужно уметь гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?

Беседовал Леонид Виноградов

Одна из самых частых тем для обсуждения в интернете - проблемы подростков. И я, и мои друзья часто с этим сталкивались, поэтому я надеюсь, что эта статья поможет другим современным подросткам что-то исправить в своей жизни. Одна из самых главных подростковых проблем - ссоры и споры со взрослыми. Так что сначала нужно для начала разобраться, что за ней стоит.

Проблема № 1 - мы уже не дети.

В период, который обычно называют подростковым возрастом (а это примерно от 12 до 18 лет), человек очень сильно меняется. Он взрослеет, начинает понимать себя, прислушиваться к себе, из ребёнка превращается во взрослого. И именно в этом возрасте ребёнок учиться жить отдельно, самостоятельно заботиться о себе и о своём окружении. Из-за этого чадо и отдаляется. Он уже вырос из того возраста, когда за ним ухаживают, но ещё слишком мал, чтобы полностью обеспечивать себя. Мы уже хотим казаться взрослыми, но для родителей мы всё ещё остаёмся детьми - вот суть проблемы для подростка . Но как с этим справиться?

  1. Первым делом нужно понять, что ссоры и споры ни к чему не приведут. Общаться нужно спокойно, без переходов на повышенные тона.
  2. Во-вторых: не старайтесь задеть или обидеть. Не сравнивайте ни детей, ни родителей: "А вот Настя...", "А вот тётя Лена...". Это неприятно и обидно, пользы это не приносит, а вот человек начинает искать проблему и думать, что он какой-то не такой, неидеальный и неправильный. Если мама ещё может проглотить обиду, то подросток начитает думать, что он плохой и родители его не любят. Если говорите про своего ребёнка, обращаете внимание только на его поступки, а не на то как дела обстоят у других.
  3. Третье: попытайтесь найти общее решение проблемы поведения подростка. То есть реально нужно услышать мнение родителя и подростка. Поговорить. Мы уже достаточно взрослые, чтобы понять. Но и общайтесь с нами как со взрослыми, а не отчитывайте, как маленьких детей.

Проблема №2 Когда родители жалуются на нас.

Представим себе ситуацию, когда взрослые при подростке начинают жаловаться на него кому-нибудь постороннему. Знакомо, правда? Жалуются много кому: друзьям, учителям, родственникам и знакомым в магазине и в гостях. Почему это происходит?

Я могу выделить две проблемы:

  1. Когда родители хотят поддержки со стороны. По сути, это жалоба даже не совсем на подростка, а на усталость родителя в общем. Взрослому тоже хочется, чтобы его утешили и поддержали. Даже мы это понимает иногда! Но вот то, что вы жалуетесь нам, подросткам, очень обидно!
  2. Второй: когда родитель хочет подтвердить своё мнение. Преподносится это обычно так: "Вот, даже тётя Лена согласна, что две тройки - это очень плохо!". Ну круто что она согласна. Поверьте, мы тоже в курсе, что пять получить лучше, чем три. Может лучше стоит разораться почему так вышло?

И в том, и в другом случае, это большая проблема, особенно, когда это говорится прямо при подростке. Не делайте так, пожалуйста! Если устали- скажите об этом прямо. Или хотя бы задумайтесь, почему вы так хотите пожаловаться тому ЧУЖОМУ человеку на своего РОДНОГО ребёнка. Самым лучшим выходом я считаю просто не выносить из дома семейные ссоры. Если вы поссорились, это только ваше дело, ваши эмоции и посвящать в них кого-то ещё вовсе не нужно. Решите всё дома, наедине, спокойно.

Проблема № 3 - карманные деньги подростка.

Дальше хочу рассказать ещё об одной проблеме, которая, кстати, является отличным примером поиска совместного решения вопроса. Подрост ок просит больше, чем ему дают . Мама и дочка спорят из-за денег. Дочка хочет купить себе какую-то вещь, но ей не хватает средств. Она считает, что ей должны давать больше карманных. Мама думает, что эта вещь не слишком нужная и нельзя давать дочери слишком много, так как этим она её балует.

Вот несколько выходов из этой проблемы:

  1. Отличный вариант - обучение подростка обращению с деньгами . В начале ребёнку выдаётся небольшая сумма на карманные расходы. Затем, по мере взросления дочки, или, когда подросток учится лучше обращаться с финансами, в эта сумма возрастает и в неё мама начинает включать украшения, аксессуары, канцелярские принадлежности, подарки для родственников и друзей.
  2. Альтернативный вариант решения вопросов с финансами : вместо карманных денег подросток находит подработку, которая снабжает её карманными деньгами на мелкие расходы. Это может быть несложная работа, но ребёнок будет иметь свои собственные деньги.


Родители, вот ещё комментарии к теме карманных расходов - пожалуйста, прочитайте их и никогда так не делайте. Этими действиями вы ужасно обижаете подростка !

  • Если вы даёте своему ребёнку деньги, не отбирайте их назад!

    Это очень обидно для подростка, когда деньги, которые тебе дали, забирают назад. Если уж вы договорились о том, что будете давать средства, постарайтесь хотя бы сократить сумму из-за провинности, а не забирать у подростка назад то, что дали. Представьте, вам выплатили зарплату на работе. Вы решили купить платье, заправить машину, сходить на концерт - да все что угодно. А к вам приходит ваш шеф и говорит: «У нас возникли проблемы, эту сумму нужно вернуть обратно». Что вот вы почувствуйте?

  • Если вы дали деньги подростку, это теперь его и точка.

    Предоставьте нам самим решать, на что мы их потратим, будем ли копить, или потратим в первый же день. Вам же никто не указывает как распоряжаться ВАШИМИ средствами. Не хотите давать деньги, лучше уж не давайте вообще. Это очень обидно для нас. Подростковые интересы другие, помните об этом

  • Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочка научились обращаться с финансами, предоставьте полную свободу в этом деле!

    Как часто от родителей звучат фразы: "Ну вот, купила ерунду какую-то, лучше б вон пенал себе новый купил, этот вон уже страшный какой", "Копишь? На что это ты копишь, интересно мне знать? Ну это ж игрушкам только для детей!". А ещё хуже получается, если подросток вас послушал, купил на свои деньги то, что считали нужным вы. А потом, в ответ на свою просьбу получает: "Ну уж нет, не куплю эту фигню! У тебя деньги были, вот бы и оставила!". Это очень неприятно, поверьте.

Проблема №4 «А вот я в твоём возрасте…»

Есть пункт, который можно было бы причислить ко второму, но мне хочется поговорить про него отдельно. Признайтесь, дети, подростки, взрослые, сколько раз в своей жизни вы слышали: "А вот я в твоём возрасте...". Дальше за этой фразой обычно следует повествование о нелёгком детстве и подростковом возрасте родителя и вывод: твои родители вон как пахали, а ты всё ленишься! Ну признайтесь, почти все это слышали, и не один раз. Так вот, дорогие родители подростков, теперь к вам. Не говорите так, пожалуйста . Вы сравниваете нас с вами, но абсолютно забываете, сколько между нами лет! Вы жили в других условиях, в другом времени. У вас своё время, своя жизнь, а у нас своя. Мы не видели вашего прошлого, мы не жили в нём и просто не знаем, как можно жить по-другому. А вы не подростки сейчас и не живёте в нашем современном мире! У нас тоже не всё так просто!

Проблема №5: реализация родителя через своего ребёнка.

По сути, это очень связано с «А вот я в твоём возрасте». Такое случается, когда маме или папе чего-то очень хотелось, когда он был подростком, но не было возможности это осуществить. И вот теперь, когда у них уже есть свои дети , они пытаются дать то, чего не успели попробовать сами, при этом начисто забывая, возможно, это вовсе не интересно! А когда начинается протест, в ответ мы слышим - что? Правильно: "Ты ещё и возмущаешься? Да ты радоваться должен! Я в твои годы очень хотела играть на пианино, но не могла решить этой проблемы. А ты можешь!". Это ужасно слышать в подростковом возрасте! И это абсолютно неправильно. Вы хотели играть на скрипке? А вот ваш сын хочет ходить на футбол. Вы хотели учить немецкий? А ваша дочь хочет учить французский. Современная реальность другая, а ваш ребёнок - другая личность. И это важно понимать.

Мы не копия своих родителей, мы совсем другие люди.

Мы, подростки, можем не хотеть заниматься вашим любимым делом и это абсолютно нормально. А лишние занятия не добавят радости, а только займут время. Сюда же можно отнести и другие увлечения, другие вкусы, другой стиль одежды и поведения. Современный мир другой. И это абсолютно нормально!

Вместо заключения.

Здесь я рассказала о проблемах современных подростков. О том, что нас задевает, обижает. Я поделилась своим мнением, как вы можете нам помочь. Знаете, есть ещё много подростковых трудностей - уроки, не хватает времени, ты всегда кому-то что-то должен, но это всё мелочи, если вы понимаете нас!

Родители, любите своих детей! Это главное решение проблемы. Старайтесь понять подростка. Не ругаться, а договориться, не просто запрещать, а объяснять, почему вы против. Не думайте, что нам, подросткам, не нужна забота - мы нуждаемся в родительской любви и ласке, как никто. Мы же всё таки дети. Если вы хотите сделать нас счастливыми, любите нас такими, какие мы есть! Мы другие. Мы люди. Мы хотим быть сами собой. Но для нас важна ваша поддержка, даже если кажется, что подростку всё равно. Это не так! Мы вас тоже очень любим! Ведь дети и родители - это семья, родные и близкие люди.

Как может помочь тренинг-центр К.О.Т.

Мы понимаем трудности ребят и родителей, знаем их "изнутри" и со всех сторон. Именно поэтому здорово, когда дети начинают посещать . У них меняется взгляд на жизнь, отношения с родителями. Интересно, когда происходит так - подросток, который посещает тренинги, уговаривает родителя пойти на со словами - я тоже хочу чтобы ты понял!!! И результат тогда превосходит все ожидания:)

Если для вас актуален вопрос отношений между детьми и родителями, ждём на наших тренингах!

Хотите помочь Вашему ребенку стать счастливее?

Скачайте бесплатно книгу 7 ошибок современных родителей!

20 минут чтения могут изменить Ваши отношения с в лучшую сторону!

Мир современного подростка и его проблемы.

Вступление.

Переходный возраст – один из сложнейших возрастов в жизни, время, с которым нельзя никак справиться - его нужно просто пережить. Про него сказано очень много, и, скорее всего, будет сказано еще больше. Я выбрала эту тему, прежде всего, потому, что сейчас я сама – подросток и мне близки те же проблемы, потому, что именно от нашего поколения зависит то, какой будет наша планета через двадцать лет.

Моей целью было выявить основные проблемы именно современного подростка, то, что актуально в данный момент. Для этого я провела несколько опросов, результаты которых будут представлены в работе. А также попыталась найти ответ на вопрос:

Как же родители и сами подростки могут если не смягчить подростковый возраст, то хотя бы сделать так, что бы этот возраст потом не оставил тяжких последствий на протяжении всей жизни.

1. Основной проблемой, которая актуальна именно для нашего времени является изобилие информации.

Компьютеры и Интернет, обилие литературы, музыки – всё это дезориентирует человека, особенно подростка.

Перед ним сотни дорог, и он думает, что все знает о жизни. Юношеский максимализм проявляет себя, но давайте задумаемся, а что действительно знает подросток в этом море информации? Чаще всего его знания неглубоки.

С появлением современных технологий, Интернета и компьютера, проблемы углубились. Даже такое изобретение человечества, как Интернет часто приносит вред. (слайд Влияние интернета на подростка)

Основная проблема сети Интернет в том, что он не имеет границ. Там можно делать, все что хочешь, и никто за это не накажет – появляется иллюзия вседозволенности. И ничто не ограждает подростков от информации, которую им знать совершенно незачем.

Где гарантия, что завтра двенадцатилетнее чадо не зайдет в клуб наркоманов и узнает о наркотиках именно с их слов, не войдет в секту?

Там можно представляться, кем хочешь, писать что хочешь, там очень много полезного, но много и негативного. А ведь обилие информации сыплется на нас не только из Интернета, но и из книг, из газет, из слов знакомых. Взрослым людям сложно воспринимать эту информацию, которую никто не фильтрует, а какого подросткам?

Ситуация усугубляется еще и тем, что у них нет четких планов на жизнь. В советское время для подростков-пионеров все было четко и понятно. Юноша или девушка, окончив школу, поступали в институт, а затем – на работу. Каждый знал, что будешь плохо учиться – пойдешь на завод, и целью каждого было получать хорошие отметки. Была четкая система ценностей, все понимали, «что такое хорошо и что такое плохо», и старались быть похожими на своих родителей. Пьянство и лень нигде не были в почете.

2. Сейчас происходит страшная вещь – изменение системы ценностей. Моральные ценности изменились даже у многих взрослых людей, сейчас все уверены, что можно любого добиться с помощью денег, а что говорить о подростках?

Они и так толком не разобрались в жизни, и вместо нормальных, здоровых ценностей – учеба, карьера, спорт, любовь – им предлагают «лёгкую» систему, которая не несет никакой пользы, а наоборот, вредна.

Когда малолетние подростки прыгают с крыши, пытаясь доказать друг другу, кто самый смелый, - это полбеды. Настоящий ужас начинается, когда у юноши или девушки становится нормальным прогуливать школу, не делать уроки, курить и пить – сначала пиво на лавочке, а потом, возможно, и кое-то покрепче. Ошибку свою они поймут потом, но тогда уже будет поздно, и они увлекут за собой еще много «наивных» подростков. А еще хуже – вот так постепенно привыкнут и уже не смогут заставить себя образумиться, принеся в жертву этой «легкой» системе ценностей здоровье и саму жизнь.

Подростки уверены, что в будущем смогут получить профессию и образование. Или..просто не задумываются о будущем? И не стоит думать, что подростки – такие плохие и напрочь тупые. Они – те же люди, но люди, которые «заблудились» в мире, подсознательно выбрав легкий и предпочитаемый путь, пошли на поводу у стада, сами заставили себя считать, что курить и прогуливать – круто.

И любой подросток, даже самый «запущенный», может мыслить здраво и логично, хочет, чтобы у него в будущем была своя семья и хорошо оплачиваемая работа. И каждый понимает, чем показная «крутость» вредна, и, наверное, очень мало кто из таких подростков захочет, чтобы его дети росли такими же, как и он.

Большинство подростков отличается повышенной конформностью – они очень сильно зависят от мнения окружающих людей, в частности, своих друзей. Слушают музыку «такую же, как все», даже носят одинаковую одежду – достаточно вспомнить про неформальные группы. И, когда «так называемые друзья» говорят «Попробуй, это круто!», не всякий может отказаться. Вступает страх прослыть трусом, отличиться от толпы или стать чужим в своей группе. Вот и пробуют сегодняшние подростки пить-курить, привыкают к этому очень быстро.

Я проводила опрос и среди 7 классов на вопрос «Почему ты любишь свой коллектив ?»

· на первом месте стоял ответ «С ними весело, интересно».

· на втором - «Они всегда поддержат в трудную минуту, я могу им доверить свои секреты». И очень многие подростки, если в семье нет доверительной атмосферы, пойдут рассказывать секреты именно друзьям.

А вот всегда ли их друзья такие верные и надежные, как им кажется? В группе подросток чувствует себя своим, и к друзьям иногда прислушивается сильнее, чем к родителям, так как ему кажется, что родители его просто не понимают.

И родительские подозрения, что подросток попадет в плохую компанию, очень часто бывают обоснованны. Но как сделать так, чтобы ребенок не попал под плохое влияние, сохранил своё мнение и не поддался на провокации? Ведь это зависит, прежде всего, от родителей.

О доверительной атмосфере в семье сказано уже очень много, но, может быть, многие родители замечали, что в 12-14 лет ребенок становится отчужденней, реже рассказывает о событиях в школе, чаще молчит. И даже если в семье сохранена та самая хорошая атмосфера, он от семьи отдаляется.

Если в шесть лет ребенок был уверен, что родителей надо слушаться, в одиннадцать он видит, что вот, кто-то ослушался, ничего не произошло…и малышу закрадывается в голову вопрос – а почему, собственно, надо слушаться?

А чуть позже у подростков в группе появляются свои правила, согласно которым если боишься – трус, если плачешь и жалуешься – тоже. Почему подростки прыгают с гаражей, ходят по стройкам – ведь все понимают, что это опасно? Им важен риск – и не только, они создают для себя подобие критической ситуации для выявления собственного Я. Если Я могу умереть, разбиться – значит, Я есть. Тут же выявляются и характеристика самого себя – какой Я? Если преодолел страх, не испугался, не закричал, - Я смелый, если побоялся идти – трус. Ты сам оцениваешь себя, тебя оценивают другие. Понемногу становится постыдным и жаловаться родителям.

Опять же, как бы родители не пытались понять подростка, им это не всегда удается. И не всем подросткам нравится, когда их пытаются понять, но не понимают, они чувствуют фальшь и остерегаются ее. Родителям кажется, что им все понятно, но на самом деле для большинства родителей компания подростка и отношения в ней – темный лес.

Так, может быть, нужно занимать подростка как угодно, начинать его контролировать, от греха подальше?

В 12-14 лет дети уже считают себя взрослыми, и им не нравится, когда их кто-то контролирует. Взрослые тоже не любят, когда их активно принуждают, так почему это должно нравиться детям? Были случаи, когда дети убегали из дома, выражая, таким образом, свой протест.

Но еще хуже, когда родители мало занимаются ребенком и предоставляют ему полную свободу. Подростки сами это понимают и осознают.

Я проводила опрос среди седьмых классов. Одноклассникам был предложен вопрос, какие родители вам бы больше понравились:

А - те, которые предоставляют вам полную свободу и совсем не интересуются вашими делами,

Б - те, которые интересуются вами, внимательны к вам, но многого не позволяют, многого от вас требуют и пытаются постоянно занять ваш досуг.

Большинство выбрали вариант Б. Школьники сами это понимают, и им бы хотелось больше общаться с родителями. И именно от родителей они все-таки ожидают помощи.

С этим выводом согласна и я. Именно родители, окружающие его люди помогут ему справиться с подростковым возрастом. Универсальной системы здесь просто не существует, каждый подросток индивидуален.

И только сами подростки могут пережить этот возраст, набить свои шишки и постараться не наделать глупостей, за которые потом будет стыдно всю жизнь.

Но кто-то должен помочь юному человеку сориентироваться в этом огромном и непонятном для него мире, дать ему правильные целевые установки, чтобы он сам знал, чем чреват риск, и самое главное – быть рядом в этот трудный для него период. Это осознают и сами подростки. Поймите нас и помогите нам справиться со своими проблемами.

Родители, чьи дети вступают в подростковый период, с ужасом опасаются внезапных изменений в поведении ребенка. Психологи и педагоги заверяют, что пути решения проблем подростков существуют, но не все мамы и папы достойно выдерживают этот сложный период.

У школьника нет реальных проблем, но он может создавать их для окружающих. Если бы родители и школа не обращали внимания на изменения в характере подростков, они и не чувствовали себя одинокими и не пытались показать свою независимость и индивидуальность вопреки всему.

Большая часть проблемных ситуаций легко решаются путем мирных переговоров. Но родители упорно продолжают воспитывать и направлять выросшего ребенка. А тот начинает настойчиво противиться этому.

Если попробовать конкретизировать проблемы подростков, то сразу видно, что они у каждого свои и не встречаются у всех поголовно. Странное поведение может зависеть от ситуации, половой принадлежности, характера, личности, воспитания и среды общения ребенка.

Специалисты выделили самые распространенные:

Если подросток проводит время с друзьями, которые создали музыкальную группу или увлекаются определенным видом спорта – это не так страшно. Опасно, что дети после 12-13 лет испытывают желание попробовать сигареты, алкоголь, наркотики, и считают привлекательными компании, где подобные занятия модны. Стремление быть «как все» приводит к тому, что употребление запрещенных продуктов происходит против желания человека.

  1. Осознание своей половой принадлежности.

Конечно, дети уже знают о различиях мальчиков и девочек, но именно в подростковом возрасте они осознают свое влечение к противоположному полу. Могут происходить связи с ровесниками и друзьями «постарше», появляется активная мастурбация. Девственность воспринимается чем-то постыдным, из-за чего особенно страдают мальчики.

  1. Трудности в общении.

Распространение социальных сетей в последнее десятилетие усилило определенные проблемы подростков, связанных с установлением взаимоотношений с окружающими. Неумение общаться в живую приводит к скрытности, замкнутости, а после и к депрессии. Ребенок много времени проводит в интернете, в компьютерных играх, не желает идти на контакт.

  1. Желание самоутвердиться в обществе.

Главным источником девиантного поведения является стремление отстоять свою индивидуальность и независимость. Чужое мнение и советы взрослых вызывают у тинейджера ярость и негодование.

Причины появления проблем у подростков

Понять, когда начнется сложный период у ребенка невозможно. Кроме того, кто-то переживает его ярко и болезненно, а кто-то не доставляет неприятности окружающим. Первые признаки могут появиться как в 11, так и в 16 лет. Резкие перепады настроения, изменения во внешности, грубость, агрессия, воровство, желание уйти из дома и оставить школу – далеко не полный список, с чем могут столкнуться взрослые. Из спокойного доброжелательного ребенка, подросток превращается в озлобленного и жестокого человека.

Что же вызывает такие изменения?

  • Причиной этого может быть ошибки в воспитании сына или дочери. Излишняя строгость или вседозволенность негативно сказываются на подростке. Родители воспринимаются, как своего рода ограничители пространства для тинейджера. Они создают ему преграды во взрослую жизнь.
  • На самом деле проблемы возникают из-за изменений в гормонах человека. Происходит изменение во внешности, меняется голос, появляются половые признаки. Подсознательный страх и непонимание, как жить дальше с этими изменениями и вызывают протест. Не всегда подростка устраивает отражение в зеркале. Большие уши, наличие прыщей, появление волос на теле пугает и раздражает его.

На что обратить внимание, воспитывая подростка

  • Первый опыт общения человек получает в семье. Именно на основе семейных ценностей формируется характер и поведение. Современные родители очень много времени уделяют работе, поэтому дети часто чувствуют себя недолюбленными. Обилие игрушек и гаджетов занимает свободное время ребенка, но не заменяет ему человеческого общения. В семье, где регулярно обсуждают события, которые произошли с сыном или дочерью, редко возникают проблемы.
  • Влияние улицы и интернета помогает подростку создать неправильную систему ценностей, где родители оказываются далеко не в выигрышном свете. Насильно лезть с советами опасно. Это еще больше отдалит ребенка, который будет воспринимать желание помочь, как посягательство на личную жизнь.

  1. Постарайтесь создать комфортные условия в доме. Наступит момент, и ребенок снимет плакаты со стен или снимет странную одежду. Друзья обретут нормальный вид. Переживите это, как должное, не испортив отношение с ребенком.
  2. Постарайтесь стать другом. Не выпытывайте, не настаивайте, а старайтесь быть рядом в сложный момент.
  3. Не сравнивайте тинейджера со сверстниками. Это только понизит его самооценку. Ребенок должен знать, что он для вас самый любимый и самый лучший.
  4. Не унижайте его новых друзей и не вступайте с ними в открытый конфликт. Конечно, в пределах разумного. Вытащить из логова наркоманов нужно срочно, а вот осуждать музыкальное направление или увлечения, не разобравшись, не стоит. То же касается и первой влюбленности. Не важно, нравится вам избранник или нет – дайте подростку самому «набить шишки».
  5. Найдите время для общения. Предложите совместное занятие, которое понравится ребенку, пригласите его друзей.

Вспомните, что недавно вы также переживали подобное. Уважайте индивидуальность ребенка, дайте возможность решать самому, снимите замок с клетки, и он не захочет вас огорчать.

Сложные ситуации у подростков случаются часто. Смиритесь с этим, а вот сдаваться необязательно. Пути решения есть, и они несложные. Помогите ребенку пережить этот период достойно.