Как развить в аналитические способности. Аналитический склад ума. Плюсы и минусы. Аналитические способности и способы их развития

Школа Юрия Окунева

Приветствую вас, дорогие друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Всегда ли вы достигаете поставленных целей? Следуете ли четкому плану реализации своей мечты? Обдумываете ли вы каждый шаг или предпочитаете действовать наобум? Поговорим о том, как развить аналитическое мышление – наличие этой способности является главным условием успешности многих бизнесменов и политиков.

«Логическое мышление», «аналитические способности» — как часто мы слышим эти словосочетания. Например, при приеме на работу становится модным выяснять наличие аналитических наклонностей у соискателя.

А сможете ли вы объяснить, что такое «аналитика»?

Стало быть, аналитическое мышление – это способность анализировать (ситуацию, явление) путем деления целого на части, сравнения и обобщения.

Конечно, работник, умеющий анализировать ситуацию и принимать рациональные решения, для работодателя более выгоден, чем тот, кто привык работать по указке.

С младых ногтей

Хотим мы этого или нет, но аналитически мыслить нам приходится практически на каждом шагу. В школе целый ряд изучаемых точных наук, таких как математика, физика, геометрия, строится именно на развитии навыков анализа.

Да и остальные предметы, например, географию, не так-то просто учить, если не использовать приемы аналитики. Чтобы вызубрить теоретическое определение, нужно его разобрать «по косточкам», осмыслить, сравнить с прочитанным ранее. Только в этом случае новый материал хорошо и прочно усвоится.

В повседневной жизни дома и на работе мы постоянно имеем дело с задачами, которые требуют умения анализировать.

Квартирный вопрос

К примеру, такая ситуация. Молодая семья живет в одной квартире с родителями, мечтая о своем доме. Вопрос: как его приобрести?

  • Можно взять ипотеку, но тогда придется долго отрабатывать большую сумму денег.
  • Другой вариант – родить сначала первого, а потом второго ребенка, купить жилье, используя средства материнского капитала.
  • Третий вариант – попросить помощи у родственников. В этом случае родственники должны найтись достаточно богатые и сердобольные, что одномоментно встречается крайне редко.
  • Четвертый купить участок земли рядом с городом, построить вагончик 3×6 метров с двух зарплат и начать жить. Каждый год пристраивать такую же площадь, до полного удовлетворения масштабами и комфортностью жилища. «С милым рай и в шалаше».
  • Пятый, шестой и седьмой – придумайте сами.

Чтобы выбрать оптимальный выход из ситуации, молодым придется взвесить все «за» и «против», сравнить и выбрать из всех зол наименьшее. Если они хорошенько продумают ситуацию и составят реальный план действий, то наверняка справят новоселье очень скоро.

Замечу на полях, что формулировка вопроса на 50% определяет ответ. В нашем примере, варианты по аренде жилья даже не рассматривались.

Алгоритм аналитика

Существует ли универсальный механизм, порядок действий, позволяющий правильно принять решения в любой конкретной ситуации, используя аналитическую способность мышления?

Пожалуй, существует:

  1. Формулируем цель, как можно более четко и конкретно.
  2. Делим ситуацию на части или определяем возможные направления для поиска ответа, точки зрения на проблему.
  3. Ищем варианты решений в каждом из получившихся направлений.
  4. Если информации недостаточно, Недостающие «кусочки» пытаемся домыслить, основываясь на интуиции и законах логики, или найти в доступных источниках.
  5. Оцениваем и сравниваем получившиеся результаты. При необходимости комбинируем.
  6. Выбираем наиболее перспективное направление или решение.

Суть алгоритма проста: собрать как можно больше информации, проанализировать и сделать выводы, выбрав эффективное решение. Но часто ли мы в жизни пользуемся подобной схемой?

Одни из нас делают это постоянно – как правило, это люди, у которых развит аналитический склад мышления. Другие вообще себя не утруждают никакими анализами и выводами, а просто реализуют первый пришедший в голову вариант.

И проблема не в том, что первые – «хорошие», а вторые — «плохие». Просто мышление у всех у нас разное. Как определить, развиты ли ваши аналитические способности?

Речевой тест

В речи человека очень хорошо проявляется тип мышления. Склонность к аналитике можно определить по таким признакам:

  • Четкая, внятная речь;
  • Хорошо выстроенная последовательность высказываний, законченность фраз;
  • Наличие смысловых блоков, структурированность;
  • Умение вести логическую линию выступления, не отвлекаясь на детали и не уклоняясь в сторону;
  • Умение задавать наводящие вопросы собеседнику или аудитории, чтобы подвести к нужной теме;
  • Присутствие в разговоре логических связок «при этом», «в случае если», «кроме того» и так далее;
  • В конце речи или разговора – краткое подведение общих итогов и выводов.

Если по многим пунктам данного списка вы узнали себя и свой способ говорить – это хороший знак, вы – человек-аналитик. Если не узнали вообще – не расстраивайтесь. Способности к анализу можно в себе развить.

Развиваем умение анализировать

В детском возрасте

Школьное обучение включает в себя огромное количество методов развития аналитического мышления детей. Все точные науки, изучаемые на уроках, построены на анализе. Другие предметы также используют элементы аналитики.

Например, чтобы написать сочинение по литературе, нужно уметь подвергнуть анализу прочитанное произведение; чтобы хорошо разбираться в предмете история, нужно также уметь анализировать и давать оценки историческим событиям.

Вывод: повышайте интерес своего ребенка к учебе, не ленитесь проверять, как он выполнил домашние задания.

Очень хорошо будет завести в семье традицию разгадывать всем вместе логические головоломки, ребусы, шарады, периодически устраивать шахматные состязания.

Компьютерные игры – квесты и стратегии – тоже неплохо развивают способности к аналитике. Конечно, при условии, что ребенок не будет просиживать за монитором с утра до вечера.

Взрослым подойдут такие упражнения:

  • Моделировать различные жизненные ситуации и разбирать их с точки зрения анализа. Пример такой ситуации был приведен в первой части этой статьи;
  • Подружиться с играми шахматы и маджонг;
  • Побольше читать. Книги классиков заставляют наш разум работать, в первую очередь, аналитическим образом;
  • Вести ежедневник, в котором регулярно записывать текущие цели и задачи, а также фиксировать полученные результаты;
  • При просмотре телепередач и новостных выпусков подвергать критике всю новую информацию, стараться давать свою личную оценку событиям и фактам.
  • Использовать онлайн-приложения для развития логики. Великолепные возможности для этого предоставляет сервис Брайнаппс . Подойдет как взрослым, так и детской аудитории.

Выводы

Аналитическое мышление – это в первую очередь умение находить самые быстрые и эффективные решения любых жизненных задач. Развивая данный навык, мы учимся экономить свое время и силы, а значит, добиваться наибольших достижений с наименьшими затратами. Единственное, что для этого требуется сделать – заставить свои мозги работать на полную мощность.

Развивайтесь, друзья! И будьте первыми!

На этом подведем черту. Оставляйте комментарии, делитесь впечатлениями и новой информацией с друзьями, не забывайте подписаться на новости блога.
Всего доброго! С уважением, Юрий Окунев.

У людей со склонностью к анализу верхнее векослегка приспущено . У людей же со склонностью к мгновенным действиям верхнее веко едва видно .

Таким был, например, Эндрю Джексон, который нанес поражение англичанам в скоротечной баталии при Новом Орлеане с помощью пиратов. Его портрет изображен на двадцатидолларовой купюре.

Эти люди прекрасно могут понять для себя и объяснить другим возможные причины и следствия тех или иных событий.

Человек со слабо выраженными аналитическими способностями, более порывистый, как правило, ломиться напролом, не слишком затрудняя себя размышлениями. Из таких людей получаются хорошие медсестры или санитары – они бросаются вперёд и вытаскивают раненого из машины, готовой взорваться, не раздумывая, как это можно было потерпеть аварию на скорости 25 км в час.

Сильные аналитические способности

Слабые аналитические способности

Как вести себя с людьми с аналитическим складом ума?

Прежде чем просить их что-либо сделать, сообщите им все исходные данные.

Им нужно объяснять что-то только один раз.

Аналитический склад ума

С людьми, склонными к мгновенным действиям, нужно вести себя следующим образом:

Не раздражать их пространными объяснениями.

Ожидать быстрой, непосредственной реакции с их стороны.

Стараться использовать то, что такие люди будут идти напролом до тех пор, пока не получат желаемого (хотя иногда это может показаться и безжалостным).

Слабые аналитические способности.

Обаяние.

Те, у кого глаза ясные, блестящие, привлекают к себе любого. Они всегда оживлены и энергичны.

Люди же с тусклыми глазами ведут скорее всего тусклую жизнь, с ними рядом быть неинтересно.

К счастью эта черта относится к тем, которые можно в себе выработать. Поглядите на себя в зеркало и подумайте о том, что вы больше всего любите, и ваши глаза сразу же заблестят. Вы увидите, что они излучают обаяние, магнетизм, шарм. Ведь наши глаза – «зеркало души».

Таких людей хорошо назначать на должности, где нужно обладать даром сходиться с другими людьми.

Что делать, если у человека нет шарма и обаяния?

Радуйтесь, что это не вы.

Идя к нему, прихватите с собой хорошую книгу.

Такие люди «расцветают», если заговорить с ними о том, что они любят.

6. Серьёзность.

В жизни каждого человека есть место и для смешного, и для трагического, но серьёзные люди с глубоко посаженными глазами , похоже, во всем видят только серьёзную сторону. Так же серьезно они относятся и к себе. Окружающие это чувствуют и пытаются возложить на них ответственность, несмотря на их возраст. Жизнь такие люди принимают со всей серьёзностью. Они больше любят наслаждаться чужим юмором, чем смешить сами.

Не ожидайте проявлений юмора.

Ставьте серьезные задачи.

Опирайтесь на его чувство ответственности.

Люди, у которых глаза сидят неглубоко, более раскрепощены, оживлены и не столь сосредоточены. Практически все они отличаются беззаботностью и гораздо легче меняют будничное настроение на праздничное.

Ваши шутки найдут отклик.

Вы можете вести себя более свободно.

Озабоченность.

Озабоченность проявляется во взгляде. Когда на человека что-то давит, ему не по себе, можно заметить «стеклянный взгляд». Глаза могут быть и налиты кровью, воспалены. Кожа и глаза при этом сухие, блестят.

Не принимайте его поступки близко к сердцу.

Подождите со своими предложениями некоторое время.

Сделайте всё от вас зависящее, чтобы помочь этому человеку выйти из этого состояния, будьте обходительны.

Обратное состояние – полное согласие с собой и расслабленность – проявляется в спокойном, приятном взгляде, веки слегка увлажнены.

8. Предрасположенность к несчастным случаям.

Можно наблюдать определённую зависимость между предрасположенностью к несчастным случаям и тем, что ось одного взгляда проходит выше оси взгляда другого.

Быть сверхосторожным при вождении автомобиля и т.д.

Меланхолия.

Печальный, меланхолический взгляд бывает тогда, когда под радужной оболочкой видна полоска белка. Это свидетельствует о наличии у данного человека некой нерешенной проблемы.

Предоставьте ему возможность разрядиться. подскажите кто бы мог помочь.

Не следует ожидать от него искреннего веселья.

Не стоит принимать такого человека на работу или заводить с ним роман до тех пор, пока он не решит свои проблемы; в противном случае его проблемы станут и вашими тоже.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Если выбранная профессия соответствует складу ума, человек достигает небывалых высот в карьере, ему легче дается достижение целей, заслуги становятся более значительными.

  1. Гуманитарный. Перед принятием решения человек сначала все представляет и пытается прочувствовать. Здесь в познании окружающего мира преобладает эмоциональный способ. Изучая любое явление, индивид все пропускает через себя. Обладатели гуманитарного склада ума - больше теоретики, чем практики.
  2. Синтетический – универсальный склад ума. Люди, как правило, обладают хорошими способностями к постижению и математических, и гуманитарных наук. Перевес может идти в одну из сторон, в этом случае необходимо пройти специальный тест на профпригодность.
  3. Аналитический склад ума. Он характеризуется непрерывной мыслительной работой мозга. Дает умение соединять звенья в логические цепочки мыслительного процесса и правильно рассуждать.

Остановимся более подробно на последнем.

Аналитический склад ума – что это значит?

Аналитические способности – это искусство логически мыслить и грамотно излагать свои идеи. Человек с этим типом мышления способен собрать все факты, произвести их анализ и выложить из них цепочку, ведущую к правильному умозаключению, приводящую к наиболее точному выводу.

Аналитический склад ума – что это? Это не просто умение рассуждать и высказывать свое мнение - нужно выстроить логическое умозаключение. Обычно размышляющий человек на любые повороты судьбы реагирует эмоционально, подключая интуицию, что не подчиняется логике. Эмоции отличны от логических научных знаний. Индивид, мысли которого имеют яркую эмоциональную окраску, поддающийся инстинктам, не может выстроить факты в нужном направлении безошибочно. Это и есть нелогичное мышление, отсюда разрозненность мнений об одном и том же событии.

Нет, это не говорит о том, что люди с аналитическим мышлением не подвержены эмоциям и инстинктивному поведению. Их мозг так устроен, что в принятии решения, обработке и анализе фактов, они не подключают эмоции и интуицию. И все же аналитический склад ума – что это значит?

Раскроем суть термина

Простыми словами, это природный дар, но его можно развивать. Только сначала стоит определиться, нужно ли это вам. Как правило, аналитический склад ума необходим людям, которые занимаются наукой, писательской деятельностью, медициной, различными расследованиями, адвокатам, бухгалтерам, политологам и так далее. Продукт их труда будет исследоваться другими людьми, поэтому результат должен быть безупречным и безошибочным.

Таким образом, мы приоткрыли занавес в вопросе, что означает аналитический склад ума. Допустим, вы решили развить эти способности, разберемся, как это сделать. А, может, они уже есть? Как их распознать?

Аналитический склад ума – что значит и как определить?

Существует множество тестов. Но уповать на то, что будет стопроцентный результат, не стоит, потому что, имея математический склад ума, вы успешно пройдете задания с задачками, а вот прорехи в знаниях русского языка дадут неутешительную оценку уровню ваших аналитических способностей. Универсальных тестов нет. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который пошагово поможет разобраться в этом вопросе.

Попробуйте определить их наличие на примере простого практического занятия. Необходимо взять любой текст и попробовать разбить его на фрагменты, уловить идею, распознать замысел каждой части, почерпнуть для себя что-то новое. Если во время проведения тренинга возникли какие-либо затруднения, аналитические способностями нуждаются в развитии.

Как это сделать?

Простыми словами, нужно тренировать мозг. Левое полушарие – это наша логика, аналитические способности. Поэтому, чтобы его усилить, нужно трудиться над увеличением нагрузок на правую часть тела. Это физические упражнения, и, конечно же, решение различных задач.

Правое полушарие – наши эмоции, интуиция. Отвечает за фантазию. А чтобы развить эту часть, нужно включать все мыслительные процессы при выполнении заданий.

Необходимо ежедневно трудиться. Есть упражнения, которые помогут выстроить, проследить и сравнить свой мыслительный процесс с путем мышления другого человека.

  1. Выслушав мнение оппонента, не совпадающее с вашим, постарайтесь мысленно разделить его точку зрения и выстроить события таким образом, чтобы логическая цепочка привела к выводам, схожим с его умозаключениями. Так вы сможете определить шероховатости в его изложении позиции, а возможно, найдёте ошибки у себя.
  2. Проводите анализ любой ситуации. Придумайте много вариантов выхода из нее, несколько возможных благоприятных решений.
  3. Читайте романы и детективы, где на полпути постарайтесь вычислить преступника.
  4. Решайте логические и математические задачи, головоломки, ребусы, разгадывайте кроссворды. Это занимательно, увлекательно и полезно.
  5. Просматривайте познавательные телепрограммы, ролики в интернете по географии, истории, какие-то научные каналы. Вслушивайтесь в политические дебаты. Следите за диалогом, как выстраивается речь, какие приводятся аргументы.
  6. Играйте в шахматы, шашки, бильярд.

Натренированный аналитический склад ума – это как естественный мыслительный процесс, при котором вам не приходится напрягать мозг. Не прослеживается никакой интеллектуальной нагрузки. Тогда можно считать, что вы приобрели этот уникальный дар.

Что еще поможет в развитии аналитических способностей?

Существует масса специальных тренингов, которые помогают в этом. Там предлагаются модели ситуаций, из которых нужно найти выход, предложить ее решение. И уже на основе ответа идет коррекция его поведения, специалист производит работу по развитию мышления. Занятия протекают интересно и непринужденно.

Успешно практикуются ролевые игры-импровизации. Времени на обдумывание решения не дается. Нужно описать свои мысли сиюминутно. После чего производится коллективный анализ.

Если не получается посещать тренинги, можно позвать в гости друга с аналитическим мышлением, вместе с ним проделав то же самое упражнение.

Можно заниматься и самостоятельно в полной тишине. Необходимо в мыслях спроецировать какую-то ситуацию, придумать из нее выходы. После чего нужно проводить анализ своего мыслительно процесса и совершенных в воображении действий. Можно практиковаться с друзьями.

Итак, мы разобрались с понятием «аналитический склад ума», и что это значит. Забывчивым личностям, которым тяжело сосредоточиться и довести дело до конца, необходимо развивать память, совершенствовать умственную деятельность.

Как же ее улучшить? Советы специалистов:

  • Необходим здоровый, полноценный сон, не менее семи часов, а при сильных нагрузках нужно выделять время для отдыха и днем.
  • Не стоит приступать к трудовому процессу сразу после еды, необходим небольшой перерыв.
  • Вместо чашки кофе лучше сделать утреннюю зарядку. Это заряд бодрости и энергии.
  • «Напоминание». Это упражнение позволит задействовать все виды памяти, если постоянно вспоминать и прокручивать в голове, а также проговаривать вслух, допустим, план дел на день.

Способность к анализу

В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также – личностные особенности. Популярный пункт – наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:

Аналитические способности – это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.

Аналитический склад ума – это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть – обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.

Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:

Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое – дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.

Для каких специалистов важны аналитические способности?

Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос – достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте bidbi.ru. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями. Более всего это ценится в таких профессиях, как:

Аналитики или аудиторы;

Специалисты по программному обеспечению.

Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль – прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.

Возможно ли построить карьеру без таких способностей?

Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное – стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.

Прежде чем развивать какие-либо способности – необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума – тест. Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике – достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:

«Почему я принял такое решение?»

«Какие последствия моего выбора?»

«Можно ли было поступить по-другому?»

«Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»

Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.

Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.

Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?

На самом деле – опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет – тогда соискатель должен сам принимать решение.

Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?

В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше – оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.

Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».

Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.

Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.

Коммуникабельность без анализа

Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности, несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.

Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден – развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!

  • Следующая:Умение работать в команде
  • Предыдущая:Лояльность

Еще в этой категории

Сообщить о нарушении

HTML код (сайт, блог):

Платные услуги

  • Пока нет информации

Новые

Все права защищены!

Все логотипы и торговые марки на сайте BIDBI.ru являются собственностью их владельцев.

ИспользованиеБИДБИ или подача объявлений на сайте означает принятие условий пользовательского

Аналитические способности

Аналитические способности - это умение анализировать различные жизненные явления, причем не вольно, а строго используя логические методы, абстрагируясь от мелких, незначащих деталей. Нередко люди, наделенные талантами, абсолютно не используют их в своей реальной жизни, в то время как менее талантливые, но более настойчивые, как правило, добиваются успеха. Аналитические способности – это тоже своего рода талант, и его можно развивать, давая себе пищу для ума.

Как проверить аналитические способности?

Для того чтобы проверить, насколько вы способны к самостоятельному анализу, зачастую требуется только пройти тест на аналитические способности – любой из тех, что вы можете найти в сети. Проверить себя можно и более легким путем.

В обычной жизни, анализируя действительность, человеку нужно рассматривать все обстоятельства по частям, отдельно друг от друга, сравнить варианты, их плюсы и минусы, и только после этого сделать общий вывод. Проверить себя можно, взяв любой учебный текст и поработав с нимминут.

Главный прием понимания учебного текста – это способность задавать к нему вопросы. Если развитие аналитических способностей у вас на высоком уровне, то вы легко сможете: разбить текст на смысловые части, сформулировать его общую главную мысль и получить из него некие новые знания. Если это вам удалось легко, значит, аналитической деятельностью вы владеете, а если возникли сложности, значит, эту область стоит развивать.

Как развить аналитические способности?

Сейчас можно запросто выбрать один из тренинг-центров, где вас готовы обучать не только аналитическим способностям, но и успешности, предпринимательскому искусству и согласию с собой. На таком тренинге вам, скорее всего, предложат задачи на аналитические способности, причем в виде ситуации, на которую вам нужно быстро отреагировать. Обучение в таком ключе проходит интересно, легко и дает отличные результаты.

Впрочем, не в каждом населенном пункте можно найти такой центр. Можно и самостоятельно придумывать различные спорные ситуации и находить из них выходы, а также представлять себе, как они скорее всего будут развиваться дальше. Это лучше всего делать в паре с единомышленником, так и эффект будет лучше, и заниматься интереснее.

Кроме этого можно пойти совсем простым путем и решать логические задачки, которые также хорошо способствуют развитию аналитических способностей. Например:

  1. Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 м канавы. Сколько потребуется землекопов, для того чтобы выкопать 100 м канавы за 100 часов? (ОТВЕТ: столько же).
  2. Люди, приезжавшие в одну деревушку, часто удивлялись местному дурачку. Когда ему предлагали выбор между 50-центовой монетой и пятидолларовой купюрой, он всегда выбирал монету, хотя она стоит вдесятеро меньше купюры. Почему он никогда не выбирал купюру? (ОТВЕТ: ему бы перестали давать деньги).

Решая таки задачи регулярно, вы легко разовьете в себе желаемое качество личности.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Аналитические способности и способы их развития

Что такое аналитические способности? Когда мы считаем, что у человека аналитический склад ума, это подразумевает, что его рассуждения отличаются логичностью и структурированностью. Такое мышление позволяет собрать все полученные факты, проанализировать их, выстроить четкую последовательную цепочку и сделать выводы, которые в большинстве случаев окажутся верными. Таким образом, аналитические способности – это талант логично мыслить.

Аналитические способности – это дар природы или результат тренировок?

Опытные педагоги с уверенностью скажут, что особенности мышления проявляются еще в раннем детстве. Кто-то из малышей с удовольствием сочиняет сказки и небылицы, а кто-то впадает в ступор, услышав задание нарисовать фантастическое животное. В школе аналитику легко даются точные науки (алгебра, физика), а вот на уроке литературы учитель может быть крайне недоволен таким учеником. Аналитические навыки – это способность вычислять связи между предметами и явлениями (даже если они не очевидны), дифференцировать важные и второстепенные детали, применять методы дедукции (от общего к частному) и индукции (наоборот, от частного к общему).

Работодатели и HR-специалисты ценят наличие аналитического склада мышления у соискателей. Если у человека развиты аналитические способности, гарантировано, что это поможет ему в профессии маркетолога, логиста, экономиста, специалиста IT-сферы и др. Безусловно, аналитический склад ума – это генетическая особенность каждого конкретного человека. Но навыки построения логичной мыслительной цепочки и анализа любой ситуации можно и нужно развивать.

Как развить аналитический склад ума

Чтобы научиться мыслить логически, необходима постоянная тренировка. Как наше тело постоянно требует физической активности, так и наш мозг нуждается в «задачках». Можно использовать способы тренировки, которые приведены ниже. В любом случае, даже если заниматься ежедневно по несколько минут, есть шанс натренировать свой мозг и развить в себе необходимые навыки.

Многие спрашивают, какого результата можно достигнуть, получится ли у типичного гуманитария стать человеком с потрясающим аналитическим мышлением? Прежде всего, необходимо учитывать два фактора:

  • уровень развития навыка до начала занятий;
  • потенциал (предельный уровень), который определяется генетическими особенностями.

Выше головы не прыгнуть, но значительно улучшить логическое мышление и раскрыть свой природный потенциал может каждый. Итак, как развить аналитические способности?

Шаг 1. Используйте любую возможность для урока

В разговоре с людьми, имеющими отличную от вашей точку зрения, старайтесь выстроить имеющиеся факты так, чтобы получившиеся выводы были схожи с выводами вашего оппонента. Со временем вы научитесь находить несостыковки как в ваших, так и в чужих рассуждениях и прийти к истине.

Анализируйте все, что с вами происходит. Представляйте различные варианты исхода тех или иных событий в зависимости от вашего действия или бездействия, предполагайте несколько вариантов развития ситуации.

Шаг 2. Тренируйтесь

Как развить аналитический склад ума с помощью книг? Читайте детективы! Идеально для этих целей подходят классические романы о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, миссис Марпл. Пытайтесь вычислить преступника вместе с сыщиком, выстраивая логические цепочки. Еще один увлекательный способ развить аналитические способности – ежедневно решать задачи из сборников «Занимательной математики».

Шаг 3. Стройте логические цепочки

Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики. Например, задание: определить число детских дошкольных учреждений в вашем городе за 20 минут, при условии, что достоверного ответа на вопрос вы не знаете, а также не будете пользоваться интернетом, справочниками и помощью знакомых для решения этой задачи. Ставьте задачи и пытайтесь решить их с помощью логики.

Возможные варианты решения:

  • численность населения города;
  • процент детей дошкольного возраста;
  • процент детей, не посещающих ДДУ;
  • среднее количество детей в группе;
  • среднее число групп в детском саду;
  • число детских садов в городе.

Стандартный алгоритм решения любой задачи

  1. Поставьте цель.
  2. Соберите максимум информации.
  3. Определите первичные связи.
  4. Предположите варианты развития событий, создайте рабочую гипотезу.
  5. Проверьте гипотезу.
  6. Действуйте.

Люди с аналитическим складом ума отличаются способностью решать большое количество логических задач, не испытывая при этом особой интеллектуальной нагрузки. Если для вас выстраивание алгоритмов и установление связей между предметами стало развлечением, а не тяжелой умственной работой, считайте, что вы развили у себя способности к аналитике. В видео представлены некоторые упражнения.

Развитие аналитических навыков

Что такое аналитические навыки? Можно ли их развивать? Как применяются аналитические способности в решении практических задач? Как повысить эффективность работы, требующей аналитического подхода? Эти вопросы мы с вами рассмотрим в данной статье, основная цель которой - наметить конкретные шаги и определить инструменты, которые помогут вам быстрее и качественнее выполнять свою работу, применяя и развивая свои аналитические способности.

Давайте начнем с определения понятий.

Анализ (аналитический подход) это:

Выделение и изучение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

Игнорирование несущественных деталей

Определение взаимосвязей между выделенными значимыми компонентами

Аналитические навыки - способность применять аналитический подход для решения конкретных задач.

Необходимость применения аналитических навыков в таких видах деятельности, как наука, образование, разработка продуктов и технологий, стратегическое планирование, наверное, ни у кого сомнений не вызывает. А нужны ли это навыки, например, специалисту отдела маркетинга или менеджеру по обслуживанию клиентов?

Давайте рассмотрим такой пример.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «А»:

«Мы заказывали 20 упаковок продукта „Х“, а нам привезли только 15».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке, выясняет наличие продукта на складе. Да, все верно - заказ на 20 упаковок, привезли 15, продукт на складе есть. Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В отдел обслуживания клиентов поступает жалоба от клиента «B»:

«Мы заказывали продукт „X“, а нам привезли продукт „Y“».

Менеджер отдела проверяет информацию по заказу и по отгрузке. Да, все точно - заказан продукт «Х», привезли «Y». Менеджер извиняется перед клиентом, согласовывает условия дополнительной поставки. Проблема решена.

В обоих случаях проблема решена быстро, клиент «более или менее» доволен.

И никакие аналитические навыки не потребовались. Правильно? Правильно, но не совсем.

Показанное «оперативное» решение проблемы, может быть эффективным в краткосрочной перспективе. Но такой подход, не учитывающий причины возникновения проблемы, в долгосрочной перспективе оказывается совершенно несостоятельным. С такой моделью работы наш менеджер будет обречен на постоянное устранение ошибок отдела поставок. В то время как применение аналитического подхода поможет ему понять и устранить причины появления этих ошибок. Что приведет к снижению количества рекламаций и повышению качества обслуживания.

Таким образом, в любом виде деятельности применение аналитических навыков позволяет находить такие решения проблемы, которые устраняют саму причину ее возникновения.

Можно ли развивать аналитические навыки? Да, как и любые другие навыки.

Конечно, здесь нужно учитывать два фактора:

Текущий уровень развития навыка данного человека

Предельный уровень развития навыка (потенциал), задаваемый генетически

Чем больше разрыв между этими двумя уровнями, тем более результативными будут усилия по развитию навыка.

Мы с вами рассмотрим два основных подхода к развитию аналитических навыков и, соответственно, к повышению эффективности аналитической деятельности:

рис. 1. Два подхода к развитию аналитических навыков

Функцию упражнений могут выполнять любые профессиональные задачи, которые вы решаете с применением аналитического подхода. Это может быть составление бюджета, анализ продаж, планирование ассортимента.

Конечно, для развития аналитических навыков можно использовать и формальные упражнения. Например, одно из упражнений, которые мы используем на тренинге - «Логическая цепочка»:

Упражнение «Логическая цепочка»

Задание: определите количество общеобразовательных школ в вашем городе.

Время на выполнение - 20 минут.

Вам нужно составить логическую цепочку, звеньями которой будет информация, хранящаяся в вашей памяти или производные от нее данные. Никакими дополнительными источниками (книги, справочники, журналы, Интернет, телевизор, звонок другу.) пользоваться нельзя. Причем, лучше составить не одну цепочку, а несколько, и сравнить полученные оценки.

Возможный вариант цепочки:

Численность населения города

Какой процент составляют дети школьного возраста от общей численности населения

Среднее количество учеников в классе

Среднее количество классов в школе

Количество школ в городе

И, конечно, классический вариант упражнений для развития аналитических навыков - бизнес-кейсы.

Как видно из рис. 1, грамотное применение инструментов позволяет кардинально усилить природные способности и добиться выдающихся результатов.

Обзор инструментов мы с вами начнем с Алгоритма анализа ситуации.

Алгоритм анализа проблемной ситуации:

Цель, критерии выполнения

Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Варианты решений - Рабочая гипотеза

Проверка гипотезы - Информация

Давайте подробнее обсудим элементы алгоритма.

1 Цель, критерии выполнения

Прежде чем начинать исследование ситуации, необходимо определить, какова цель данного исследования, какой результат вы хотите получить. На этом этапе важно не только сформулировать цель, но и понять, каковы критерии ее выполнения, определить, с помощью каких индикаторов вы сможете узнать, насколько успешно выполняется поставленная задача.

Компания «Х» занимается производством и продажей продукции «Y».

Компания находится на грани банкротства - количество клиентов сократилось, объем продаж снизился, средств на счетах не хватает на текущие расходы.

Цель анализа: понять причины сложившейся ситуации, определить действия, необходимые для вывода компании из кризиса.

Критерии достижения цели: намеченные шаги должны обеспечивать определенные плановые показатели по таким параметрам, как:

Движение денежных средств (cash flow)

На данном этапе вы выполняете первую операцию, указанную в определении аналитического подхода - «разделение предмета, явления, проблемы на составные части».

Для компании «Х» из нашего примера можно выделить такие составляющие:

Теперь следует перейти к сбору информации, описывающей проблемную ситуацию, структурируя ее по выделенным направлениям.

Инструмент, который будет очень полезным на данном этапе - принцип MECE.

Принцип MECE - Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive

(Взаимно Исключающие, Совместно Исчерпывающие - ВИСИ).

Данный принцип требует, чтобы составляющие, которые вы выделяете при анализе проблемы, удовлетворяли двум условиям:

Между частями не должно быть пересечений (они должны быть взаимно исключающими)

Если сложить все части вместе, проблема будет описана полностью (части являются совместно исчерпывающими)

3 Модель ситуации: ключевые факторы, взаимосвязи

Цель данного этапа - создать упрощенную модель проблемной ситуации и перейти от хаоса огромного количества фактов с неопределенными взаимосвязями к системе с небольшим количеством понятных закономерностей.

От вас требуется из всего многообразия собранных фактов выделить наиболее важные с точки зрения выполнения поставленных задач. Ключевые факторы - это факторы, которые оказывают наибольшее влияние на критерии достижения цели (в нашем примере это влияние на оборот, прибыль и движение денежных средств).

4 Варианты решений -> Рабочая гипотеза

После построения модели проблемной ситуации вы готовы к тому, чтобы начинать поиск вариантов решений, которые приведут к достижению поставленной цели.

Например (для компании «Х»):

Повышение оборота можно получить за счет расширения ассортимента, снижения цены, улучшения качества продукта, расширения дистрибьюции, усиления рекламной поддержки и т. д.

Каждый вариант решения должен учитывать все критерии достижения цели, то есть, в нашем случае, кроме увеличения оборота должны выполняться условия увеличения прибыли и оптимизации движения денежных средств.

Из нескольких вариантов решения в качестве рабочей гипотезы следует выбрать один, наилучшим образом удовлетворяющий всем заданным критериям.

5 Проверка гипотезы -> Информация

На данном этапе вы предполагаете, что выбранная вами рабочая гипотеза - оптимальное решение для улучшения ситуации. Как это проверить? Нужно снова заняться сбором и обработкой информации, чтобы подтвердить или опровергнуть те предположения, на которых строится выбранное вами решение.

Если данные, которые вы получили на предыдущем шаге, соответствуют вашим ожиданиям, рабочая гипотеза становится результатом вашего анализа - вы определили набор действий, которые должны привести к достижению цели. Окончательной проверкой ваших рекомендаций будет применение их на практике и контроль ключевых параметров (оборот, прибыль, движение денежных средств).

Если полученные данные не соответствуют вашим ожиданиям, следует вернуться на шаг 4 (Варианты решений -> Рабочая гипотеза), снова рассмотреть возможные варианты, сформулировать следующую рабочую гипотезу и двигаться далее по алгоритму.

Еще один инструмент, повышающий эффективность аналитической работы.

Техника SWOT-анализа был предложена профессором Кеннетом Эндрюсом в 1963 году.

Аббревиатура расшифровывается следующим образом:

В качестве предмета SWOT-анализа может выступать компания, рабочая группа, предлагаемое решение и т. д.

рис. 2. Факторы SWOT-анализа

Силы и Слабости - это внутренние характеристики организации, на которые она может повлиять.

К внутренним факторам относятся:

Возможности и Угрозы связаны с характеристиками внешней среды, на них организация непосредственно повлиять не может.

К внешним факторам относятся:

SWOT-анализ предлагает вам готовую структуру для исследования.

Фактически, здесь уже выполнены две основные операции, указанные в определении аналитического подхода:

Разделение предмета, явления, проблемы на составные части

Выделение существенных частей, которые оказывают наиболее заметное влияние на рассматриваемые предмет/явление/проблему

От вас требуется только наполнить предложенную структуру конкретными данными и проанализировать полученную модель.

Удобный инструмент визуализации всего процесса анализа и особенно этапа выделения ключевых факторов и взаимосвязей.

Пример Логического дерева представлен на рис. 3.

Вы начинаете его строить сверху вниз, помещая в самый верхний прямоугольник цель анализа. Соответственно, каждый следующий уровень дерева - это направления/действия, которые вносят свой вклад в достижение поставленной цели.

рис. 3. Логическое дерево

Количество уровней по каждой ветви дерева определяется необходимой вам степенью детализации. Построив логическое дерево, вы получите не только наглядную модель для анализа, но и готовую схему для презентации его результатов.

В данной статье мы с вами кратко рассмотрели два подхода к развитию аналитических навыков и к повышению эффективности аналитической деятельности.

Конечно, инструменты, о которых мы поговорили - это лишь малая часть того, что успешно применяется в процессе анализа.

Более подробно ознакомиться с данной темой вы можете на сайте www.colloquium.ru

Итан Расиел, «Метод McKinsey». Москва, Альпина Бизнес Букс, 2005 г.

Современный мир переполнен информацией. Каждый предмет или явление могут быть названы (а у названия окажется масса синонимов и связанных с ним по смыслу понятий), измерены (по ряду принципов, в разных шкалах) и учтены (многократно). А потом предмет или явление могут быть по этому многообразию признаков и измерений сравнены с другими…

В результате, не умножая сущности (число предметов и явлений велико, но конечно), мы можем наблюдать бесконечную волну информации, порождаемую ими. Если ты считаешь, что решение проблемы избытка информации - это игнорировать все неинтересное и второстепенное, то аналитические способности, вероятно, не являются самой сильной твоей стороной. Если же обилие сведений тебя вдохновляет и интригует, ты полагаешь, что информация не бывает лишней, надо только привести ее в систему и всё тут же придет в гармонию, более того, у тебя уже есть пара идей, как систематизировать то, что окружающим кажется клубком бессвязных сведений - похоже, ты природный аналитик, и работа с информацией - это твое.

В свое время человек вырвался из природной среды, продублировав ее в своем сознании. Изобретение речи как уникального способа сохранения опыта и передачи впечатлений выделило человека среди других млекопитающих и позволило ему сделать рывок вперед в своем развитии, обогнать всех соседей по планете раз и навсегда. Сегодняшний день уникален тем, что мы переживаем новую ступень развития человечества в накоплении, передаче и обработке информации, и главенствующую роль в этом процессе занимают люди, обладающие способностями аналитического типа.

Задумайтесь: до недавнего времени любое действие человека было шагом в неизведанное, и все, на что он мог опираться - на небольшой собственный опыт и на традицию, сложившуюся в его местности.

Устное народное творчество пыталось передавать опыт поколений с помощью легенд и сказок, но сведения в них давались в настолько закодированном виде и настолько искаженными от многовекового пересказывания с переиначиваниями, что понять, что именно рекомендуется делать в каждом конкретном случае, могли только мудрые и посвященные (или те, кто ищет глубинный смысл даже там, где автор его не задумывал). Книгопечатание изобретено сравнительно недавно (впервые в X веке в Китае, потом в средневековой Европе), массово приобщаться к чтению (а тем самым к опыту человечества) люди начали гораздо позже (на начало XIX века в России грамотными были около 21% мужчин и не более 13% женщин, притом что под грамотностью понималось умение читать по складам). Теперь в кармане каждого школьника лежит телефон, мощность которого превышает возможности NASA времен отправки человека на Луну, и любой ученик может воспользоваться этой возможностью узнать всё обо всём посредством справочных и информационных ресурсов интернета (или проигнорировать это преимущество и продолжать "постить" "сМИшные картинки").

Именно аккуратность, точность и скрупулезность людей аналитического типа позволяет большинству из нас пользоваться компьютерными программами и интернет-браузерами, не задумываясь, как именно это работает. Если ты один из тех, кому интересны скрытые стороны движения информации, вероятно, аналитические способности перешли в разряд склонностей и оказывают влияние на твой выбор деятельности.

Аналитическому типу присущи способность воспринимать и удерживать в памяти значительные объемы информации, выраженной словах, знаках или символах, умение сосредоточить свое внимание на знаковом материале. Особый взгляд аналитического типа на знаковый материал предполагает, что он видит закодированную информацию предельно отчетливо, критично, он лучше других улавливает систему и смысл материала.

Исписанный нотный лист для него является музыкой, которую он может оценить и с «бумаги», огромные бланки бухгалтерской отчетности, плотно забитые цифрами, не заставляют его глаза разбежаться, а внимание рассеяться - он видит взаимосвязи и противоречия, способен не только быстро найти ошибку, но и понять, какого рода случайность ее вызвала, географическая карта для аналитического типа - это ключ к пониманию местности, для него не составит труда запомнить маршрут, потому что для него это не набор знаков, которые нужно запомнить и удерживать в памяти усилием, а связная информация, естественным и логическим образом сцепляющаяся с тем, что ему уже было известно.

В детском возрасте учащегося аналитического типа можно узнать по его особому, серьезному отношению к правилам и инструкциям. Он, в отличие от своих более легкомысленных сверстников, не только запоминает все упомянутые взрослыми "можно" и "нельзя", но и может обосновать каждый запрет или побуждение. Сам он нарушает правила крайне редко, поскольку испытывает при проверке системы на прочность значительно больше дискомфорта и тревоги, чем веселья и азарта.

Большинство людей, наделенных способностями аналитического типа, сохраняют свою приверженность правилам и будучи взрослыми. Многие из них не только крайне законопослушны сами, но и призывают к этому своих друзей, занимая в компании товарищей позицию "голоса здравого смысла". Некоторые из представителей данного типа находят себя в профессиональной деятельности, связанной с соблюдением правил, протоколов и инструкций, например, таким людям отлично дается делопроизводство, поиск и систематизация юридической информации, работа с важной документацией.

Обладатели аналитических способностей нередко много читают, их развлечения каким-то образом связаны с потреблением и переработкой информации. Например, многие из них любят кроссворды и головоломки. Если представителю аналитического типа нравится кино или музыка определенного направления, он смотрит или слушает огромные количества художественного материала, делается специалистом по излюбленному жанру, нередко систематизирует свои впечатления (составляет рейтинги и каталоги, разрабатывает системы сравнительных характеристик), также такие люди склонны к систематическому коллекционированию.

В работе со знаковыми системами находится место и юмору, и творчеству, но они, как правило, носят узкопрофессиональный характер. Переводчики создают игру слов, заставляющую улыбнуться коллег-переводчиков, программисты оставляют в коде специальные послания для коллег - программистов. В сущности, обладатели аналитических способностей представляют собой авангард современного человечества, и между представителями этого типа больше взаимопонимания, нежели между аналитиками и представителями других типов.

Проводя аналогию, можно сказать, что обладателю аналитических способностей и соответствующих развитых навыков общаться с людьми несведущими в знаковых системах и не интересующимися ими так же нелегко, как человеку, любящему чтение, находиться в среде людей неграмотных, не задумывающихся о том, чтобы выучить хотя бы алфавит. Это противоречие, а также глубокое непонимание того, почему окружающие ведут себя иррационально, нередко создает у людей, наделенных аналитическими способностями, затруднения с коммуникацией и социальной самореализацией.

Если ты задумываешься о карьере в области сбора, анализа, обработки и передачи информации, задай себе ряд вопросов:

  • Естественно ли для тебя длительное сосредоточение внимания, или ты человек живой и подвижный?
  • Если ты написал сочинение, велики ли шансы, что ты найдешь в нем все свои ошибки и недочеты с первого прочтения и исправишь их раньше, чем за проверку возьмется учитель?
  • Можешь ли ты кратко и точно, с указанием ориентиров, рассказать человеку, как добраться до места, в котором он никогда не был, или после твоих объяснений надежнее спросить дорогу еще у кого-нибудь?
  • Есть ли у тебя собственная система хранения личных вещей, книг, дисков, или ты предпочитаешь господствовать над хаосом?
  • Всегда ли ты можешь быстро вспомнить, каким образом решил задачу и восстановить ход своей мысли, если ты не зафиксировал ход решения письменно?

Занятия, которые помогут тебе развить аналитические способности: освоение языков программирования, изучение иностранных языков, систематизация интересной информации (создание расширенного каталога коллекции книг, фильмов, музыкальных альбомов и т.д), работа с базами данных, освоение различных компьютерных программ, решение нетривиальных математических задач, криптография.

Для того чтобы анализировать знаковые системы, необходимо не только обладать соответствующими способностями, это требует особых психофизиологических и личностных черт. Но, как бы то ни было, решающую роль в том, будешь ли ты успешен в этой сфере, играет мотивация. Если это твой путь, развивайся в нужном направлении и достигай профессиональных высот. Человек может добиться очень многого, если делает именно то, к чему лежит душа.


С.О. Кропивянская

Аналитические способности - одни из ключевых. Повсюду масса информации и она увеличивается в геометрической прогрессии. Даже если ваша сфера деятельности не связана с этим, навык будет полезным каждому человеку. Помимо прямой пользы, он приносит косвенную: развивает память и логику. Эти два параметра называются одними из первых, когда речь заходит об умственных способностях. Сегодня любому человеку важно уметь эффективно справляться с поступающей информацией и делать правильные выводы.

Не все способы развития аналитических способностей будут интересны лично вам. Однако вы можете выбрать наиболее подходящие и практиковать их каждый день.

Решайте математические задачи

Это один из лучших способов улучшения аналитических способностей. Математика очень логична, а математические проблемы и задачи структурированы.

  • Решайте задачи, связанные со счетом в уме.
  • Занимайтесь этим каждый день.
  • Решайте задачи из повседневной жизни и не пользуйтесь калькулятором.
  • Пройдите , чтобы повысить эти навыки.

Полюбите игры для мозга

Такие игры помогут повысить навыки работы мозга. К тому же это весело, а значит, пользы от упражнений будет еще больше.

  • Скачайте на свой телефон или планшет.
  • Разгадывайте кроссворды, судоку и логические паззлы.
  • Играйте в шахматы.

Присоединитесь к дискуссионному клубу или кружку для чтения

Грамотное обсуждение определенной темы помогает улучшить логические, аналитические способности, а также развить критическое мышление.

Книжный клуб - отличный способ обсудить одну и ту же книгу. Это прекрасно, когда один текст позволяет сделать несколько самых разных выводов. В конце концов, умение вести дискуссию также является навыком, помогающим развить аналитические способности.

Создайте большую базу данных

Чем больше вы читаете, изучаете и поглощаете, тем больше ваша база данных с информацией, с которой можно работать при необходимости.

  • Читайте самую разную литературу: философию, науку, религию, художественную.
  • Посещайте лекции и конференции.
  • Запишитесь в учебные классы в своем городе.

Выделите время на то, чтобы подумать

Формирование базы данных - прекрасная стратегия, но ее недостаточно. Нужно выделять время на то, чтобы переварить всю информацию и поразмыслить над тем, что вы узнали. Большинство людей, которые стремятся стать лучше, много читают, однако никогда не останавливаются и не анализируют прочитанное.

  • Вспомните в деталях, о чем была книга или статья.
  • Рассмотрите несколько способов решения одной проблемы. Почему один способ лучше другого? Докажите свою мысль.
  • Избегайте самого простого решения. Зачастую оно оказывается верным, но не откажите себе в удовольствии подумать о проблеме глубже и тщательнее.

Расширяйте мировоззрение

Этот процесс не должен прекращаться. Приучите себя к тому, что расширять мировоззрение нужно каждый день.

  • Думайте о других способах понимания мира. Рассмотрите его с политической, философской, научной и религиозной точек зрения.
  • Попробуйте понять те точки зрения, которые зачастую игнорируете.
  • Окружайте себя теми людьми, которые отличаются от вас.

Ищите связи

Несомненно, многие вещи в нашей повседневной жизни связаны друг с другом. Поняв и установив эти связи, можно осознать массу вещей и сделать разумные выводы.

  • Думайте о вещах в контексте причины и следствия. Уверены ли вы однозначно в том, что является первым, а что вторым? Иногда то, что считается следствием, на самом деле причина и наоборот.
  • Думайте о схожести вещей и событий, ищите аналогии, придумывайте .
  • Подумайте об истории человечества. Какие циклы, шаблоны и тенденции вы замечаете?

Обращайте внимание на детали

Общую картину нужно знать, но без понимания деталей нельзя сделать правильные выводы или взвесить все «за и против». Постоянно перемещайтесь между конкретным событием и ситуацией в целом.

Желаем вам удачи!