Как пользоваться красками для ткани: разные виды и приемы. Большая энциклопедия нефти и газа

Сегодня для окрашивания тканей, кожи и разных изделий используют натуральные и искусственные вещества. Из-за технологической сложности и экологической опасности промышленность отказывается изготавливать натуральные краски, отдавая предпочтение дешевым и безопасным синтетическим пигментам. К этой группе относятся анилиновые краски. Где они применяются и насколько безопасны для здоровья - описано в этой статье.

Что являют собой анилиновые красители

Это которые возникают в результате окисления анилина или его солей. Основной компонент, анилин, был получен сначала из натурального индиго, а затем путем химического синтеза. Ученые выявили, что на его основе можно получать яркие краски, которые отлично подходят для окрашивания многих изделий.

Первый анилиновый краситель синтезировали из каменноугольной смолы в 50 гг. XIX века. После некоторых исследований удалось получить другие популярные красители: ярко-фиолетовый мовеин, фуксин и уже в конце XIX века органическая химия умела создавать черный, желтый, голубой, оранжевый, красный и другие красители.

Анилиновые красители широко применяются в медицине при клинико-лабораторной диагностике и для лечения некоторых заболеваний. Но наиболее часто они используются в текстильной промышленности для окраски тканей.

Для чего применяют анилиновые краски

Анилиновые красители легко растворяются в воде и обычно применяются для непосредственного окрашивания натуральных волокон растительного происхождения (лен, хлопок), животного (шелк, шерсть), искусственных тканей (вискоза), некоторых видов синтетических и смешанных материалов. Кроме того, эти краски иногда используют для окраски бумаги, кожи, овчины.

Красители для ткани

Эти красители придают тканям насыщенные яркие оттенки. Но, к сожалению, они чувствительны к солнцу и довольно быстро выгорают. Также рисунки, сделанные анилиновыми красками, очень портятся от воды. Современные производители красок для тканей постоянно работают над этими недостатками и начали выпускать более качественные красители. Но все же некоторая степень чувствительности к воде и солнечным лучам осталась.

Анилиновые красители для тканей можно свободно найти в продаже. Их производят многие химзаводы России и Украины. Самые известные производители этих красок - Центр Давыдова и московское предприятие «Гамма». Они выпускают анилиновые краски в виде концентрированного раствора, который практически готов к непосредственному нанесению на ткань. Также некоторые предприятия производят анилиновые краски в виде порошков. Такой тип красителя требует предварительной подготовки и запаривания.

Работать анилиновыми красителями на ткани очень удобно. Дело в том, что они долго высыхают, поэтому художник имеет возможность подправить рисунок, разбавить слишком насыщенный цвет или убрать не получившиеся детали. Для этого достаточно нанести немного воды и размыть окрашенное место. Переносить анилиновый раствор на ткань рекомендуется мягкими кистями.

Анилин быстро растекается, создавая абстрактные рисунки без четких контуров. По желанию художника к красящей жидкости можно добавить трагантовый клей в соотношении 1:3. В качестве альтернативы можно загрунтовать ткань желатиновым раствором. После такой предварительной обработки рабочей поверхности анилиновые краски растекаться уже не будут.

Анилиновые краски для кожаных изделий

Для окраски кожи также существует большой выбор анилиновых красителей разной цветовой гаммы. Если кожа целостная и не имеет дефектов, ее можно окрашивать в любой цвет. Перед окраской поверхность кожи ничем не обрабатывают, так как после пигментации могут появиться пятна. Плохую кожу с заметными пятнами лучше красить в черный цвет.

Анилиновые красители для кожи делятся на основные и кислотные. Для обработки изделия можно использовать только один тип. Смешивать основные и кислотные краски нельзя.

Красители для пряжи и шерстяных изделий

Анилиновые красители для шерсти пользуются большой популярностью как для покраски тканей, так и для декорирования готовых изделий. Окрашивание проводят согласно инструкции, используя эмалированную посуду. В готовый раствор добавляют немного уксусной эссенции, а в некоторых случаях и поваренную соль.

Шерсть перед покраской следует тщательно почистить. Если есть загрязнения, изделие нужно постирать и хорошо прополоскать.

Нередко анилиновые краски покупают для восстановления цвета шерстяной пряжи. Для этого из нити связывают не очень плотные мотки и нанизывают на один шнур, за который можно будет переворачивать и вынимать обрабатываемую пряжу.

Сразу после завершения всех этапов окраски шерстяное изделие надо осторожно отжать и расстелить на горизонтальной поверхности.

Бывают случаи, когда шерсть окрашивается неравномерно. Чтобы исправить этот дефект, можно приготовить раствор нагреть его до 50 º-С и поместить туда окрашенную вещь на полчаса.

Безопасность для здоровья

Изделия, окрашенные анилиновыми красителями, безопасны для человеческого здоровья. Но работа с концентратом или порошками требует особой внимательности и аккуратности, поскольку они содержат ядовитые вещества.

Так, во время работы с анилиновыми красками следует придерживаться таких мер безопасности:

  1. Емкости с красителями должны быть плотно закрытыми.
  2. Во время работы с красками всегда нужно надевать резиновые перчатки.
  3. При использовании порошковых красителей работать в респираторе.

Посуду и другие предметы, которые использовались в процессе окраски, лучше выбросить.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Покраской тканей человечество занималось с давних времен. Самым простейшим способом было оставить материал на ночь в чане с отваренными листьями или корневищами различных растений. Получавшиеся при этом грязно-желтые и коричневые оттенки назывались цветами бедноты из-за их доступности.

Богатые и знатные люди предпочитали в нарядах и интерьере яркую расцветку. Так, редкий пурпур повсеместно считался прерогативой царских династий.

Окрашивание тканей используют в различных отраслях:

  • Мебельной промышленности. Уникальная обивка дивана или стульев часто является предметом гордости хозяев.
  • В fashion индустрии. Каждый год модельеры демонстрируют нам с подиумов модные цвета нового сезона.
  • Создании предметов интерьера. Различные панно, скатерти, картины, гардины вносят свою изюминку в дизайн помещения.

В домашних условиях нередко вылинявшей или потёртой вещи дают новую жизнь с помощью красок. Рукодельницы используют различные пигменты для росписи декоративных салфеток и аксессуаров к одежде.

Виды красителей

Прошли те времена, когда в Иране за ввоз искусственных красителей отрубали правую руку. Теперь даже на родине растения индиго активно синтезируют синий пигмент для окраски джинсовой ткани.

По своему составу принято разделять красители на:

  • Акриловые
  • Анилиновые
  • Штемпельные
  • Пластизольные
  • Натуральные

Выбор определенной краски зависит от цели использования и состава материала. Для однородного окрашивания лучше всего подойдут натуральные и анилиновые красители, а для рисования на ткани – светящиеся и акриловые.

Акриловые краски

Наиболее популярными для шелка, шерстяных и хлопковых тканей на сегодняшний день являются акриловые красители. Ими удобно наносить как небольшие точечные изображения, так и создавать целые шедевры. Эффектные панно, небольшие салфетки или оригинальные кофточки могут стать предметом вашей гордости.

Техника росписи акриловыми красками идентична рисованию акварелью или гуашью. Нанесите на ткань изображение карандашом или специальным маркером, а затем воспользуйтесь кистью из натурального ворса. Чтобы не выходить за границы рисунка воспользуйтесь бесцветным контуром.

Для рисования на ткани используют акриловые краски на водно-дисперсионной основе. Они не имеют запаха и хорошо разводятся водой. После полного высыхания они становятся водостойкими и несмываемыми с ткани. Правда, во избежание появления разводов, стирать такие вещи рекомендуется вручную, при температуре воды не выше 40 градусов.

Выпускают акриловые красители в следующих видах:

  • В тюбиках. Наиболее экономный форм-фактор. Позволяет надолго сохранять свежесть краски.
  • В баллончиках. Аэрозольная краска используется для окрашивания больших участков ткани. Следует учесть, что сам материал приобретает при этом жесткость и перестает растягиваться.
  • Спрей. В отличие от аэрозольного, краситель разбрызгивается капельным путем. Не является взрывоопасным, поскольку внутри отсутствует давление.

Лучшие производители акриловых красок:

  • Simplicol (Симпликол)
  • Decola (Декола)
  • Marabu (Марабу)
  • Dylon (Дилон)

Анилиновые краски

Данная разновидность красителей выпускается в виде порошка или жидкости. Подходит для однотонного окрашивания натуральных тканей.

Как правило, плохо поддаются перекрашиванию синтетические ткани или смешанные, имеющие в составе более 60% искусственных нитей.

Стандартная последовательность работы с данными красками такова:

  1. Пигмент растворяют в большом объеме жидкости. Пропорция составляет 1:30 или 1:40 по отношению к весу окрашиваемой ткани. Так, для футболки весом 100 гр. используют 3-4 литра красящей жидкости.
  2. Ткань погружается в состав и проваривается при температуре 95 градусов. Чем дольше процесс – тем темнее будет окрас.
  3. В конце варки добавляется 2-5 ст. л. соли для закрепления краски.
  4. Если вы красите шерсть – добавьте в воду еще пару ложек уксуса. Если хлопковую ткань – то соду.
  5. Не забудьте сполоснуть вещь после окраски. Следующие 3-4 стирки ткань может линять, поэтому стирайте ее отдельно от светлых и марких вещей.

Приведенный вариант окрашивания напоминает стиль батик. Анилиновыми красителями можно добиться и других эффектов на ткани:

  • Градиент. Ткань постепенно опускают в чан с красителем спустя равные по времени промежутки. Тогда находящийся полчаса на окраске участок материала будет темнее того, который пробыл в жидкости всего 10 минут.
  • Разводы. В 90-х годах таким способом в домашних условиях красили джинсы. Ткань скручивают, как если бы хотели выжать, и перевязывают веревкой. В таком виде материал подвергается провариванию.
  • Узелковое. Небольшие пуговицы или монеты накрываются тканью и обматываются нитками. После окраски на материале остаются характерные следы в виде лучиков.

Штемпельные краски

Штемпельные краски применяют в гостиничном бизнесе и прачечных для маркировки постельного белья, полотенец и других расходных материалов из ткани. Химический состав их разнообразен:

  • На спиртовой основе. Быстро сохнет. Выдерживает действие отбеливателей и кипячение.
  • На водно-глицериновой основе. Быстро впитывается, не пачкает руки. Выдерживает температуры до 70 градусов. Часто используемый цвет – черный.
  • На масляной основе. Стойкая краска. Сохнет медленно после нанесения.
  • Бесцветные. Невидимы при обычном освещении. Проявляют себя под воздействием ультрафиолета. Используют для скрытой маркировки.

Пластизольные краски

Светящиеся рисунки на одежде и кроссовках часто встречаются у людей, тусующихся в клубах.

Уникальные изображения наносятся специальными флуоресцирующими красками на основе пластизола.

В продаже имеются следующие виды:

  • Светящиеся в темноте и под УФ-излучением.
  • Светящиеся только под воздействием УФ-излучения.

Также различают видимые и невидимые краски. Последние при дневном освещении имеют белый колер, а в темноте светятся голубым, желтым, зеленым или другим цветом.

Натуральные краски

Перечень натуральных красителей очень широк:

  • Шелуха лука
  • Овощные, ягодные и фруктовые соки
  • Листья крапивы
  • Куркума
  • Цедра апельсина или лимона
  • Листья гречихи
  • Пижма
  • Кора дуба
  • Шишки ели
  • И т.п.

Основное достоинство такого окрашивания – это его экологичность. Если вы страдаете любыми видами аллергий, не стоит рисковать и пользоваться синтетическими красителями. Воспользуйтесь природными пигментами, чтобы преобразить свои вещи.

Технология окрашивания очень напоминает работу с анилиновыми красками. Только не следует доводить воду до кипения. Достаточно протомить ткань в настое при 50-60 градусах.

Предпоследний этап – это закрепление пигмента. Его проводят с помощью однопроцентного раствора из следующих протрав:

  • Железоаммониевые квасцы
  • Бихромат калия
  • Сернокислая медь
  • Алюмокалиевые квасцы
  • Двухлористое олово

В приготовленной жидкости следует выдержать материал около 25 минут, а потом выполоскать в слабокислом растворе уксуса.

), Фрицше и Зинин (1826, 1840, 1841 - вначале из натурального индиго , затем химическим синтезом). Оказалось, что на его основе можно получать органические соединения , обладающие яркой и разнообразной окраской , и пригодные для окрашивания.

В конце XIX века, следуя запросам промышленности, стремительно развивалась органическая химия, были созданы анилиновый чёрный , голубой , жёлтый, оранжевый и другие красители .

Анилино-красочная промышленность позволила отказаться от дефицитного и дорогого природного сырья (индиго , марена , кошениль , пурпур). Первоначально анилиновые красители использовались в основном в текстильной промышленности, и в 1913 г. их потребление составило 11,9 тыс. т. Производство было сосредоточено преимущественно в Германии и России - так, в России в 1913 г. было произведено около 8,5 тыс. т.

Со временем понятие «анилиновые красители» стало употребляться неправильно, его распространили на органические синтетические красители вообще.

Анилиновые красители широко использовались в промышленном производстве с 1860-х гг., несмотря на то, что многие из них непрочны, разрушаются от воздействия света и воды. Исключением является очень стойкий краситель - анилиновый чёрный.

Химия красителей

Аналитическая химия

Применение

Окраска тканей

Пищевые красители

В медицине

В медицине используются некоторые анилиновые красители (фуксин, бриллиантовый зелёный), метиленовый синий, метиловый фиолетовый, этакридин.

В клинической практике разрешены к применению:

В клинической лабораторной диагностике :

  • Метиловый фиолетовый , а также генциан-виолет - основной краситель по Граму
  • Карболовый фуксин - основной краситель на определение КУМ (Метод Циля - Нельсена)
  • Метиленовый синий - дополнительные красители

Безопасность применения анилиновых красителей

Напишите отзыв о статье "Анилиновые красители"

Примечания

Литература

  • Гроссе Э., Вайсмантель X.

Отрывок, характеризующий Анилиновые красители

– Нут ка, куда донесет, капитан, хватите ка! – сказал генерал, обращаясь к артиллеристу. – Позабавьтесь от скуки.
– Прислуга к орудиям! – скомандовал офицер.
И через минуту весело выбежали от костров артиллеристы и зарядили.
– Первое! – послышалась команда.
Бойко отскочил 1 й номер. Металлически, оглушая, зазвенело орудие, и через головы всех наших под горой, свистя, пролетела граната и, далеко не долетев до неприятеля, дымком показала место своего падения и лопнула.
Лица солдат и офицеров повеселели при этом звуке; все поднялись и занялись наблюдениями над видными, как на ладони, движениями внизу наших войск и впереди – движениями приближавшегося неприятеля. Солнце в ту же минуту совсем вышло из за туч, и этот красивый звук одинокого выстрела и блеск яркого солнца слились в одно бодрое и веселое впечатление.

Над мостом уже пролетели два неприятельские ядра, и на мосту была давка. В средине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий.
Он, смеючись, оглядывался назад на своего казака, который с двумя лошадьми в поводу стоял несколько шагов позади его.
Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам, и ему ничего не оставалось, как улыбаться.
– Экой ты, братец, мой! – говорил казак фурштатскому солдату с повозкой, напиравшему на толпившуюся v самых колес и лошадей пехоту, – экой ты! Нет, чтобы подождать: видишь, генералу проехать.
Но фурштат, не обращая внимания на наименование генерала, кричал на солдат, запружавших ему дорогу: – Эй! землячки! держись влево, постой! – Но землячки, теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, шумные, невысокие волны Энса, которые, сливаясь, рябея и загибаясь около свай моста, перегоняли одна другую. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из под киверов лица с широкими скулами, ввалившимися щеками и беззаботно усталыми выражениями и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи. Иногда между однообразными волнами солдат, как взбрызг белой пены в волнах Энса, протискивался между солдатами офицер в плаще, с своею отличною от солдат физиономией; иногда, как щепка, вьющаяся по реке, уносился по мосту волнами пехоты пеший гусар, денщик или житель; иногда, как бревно, плывущее по реке, окруженная со всех сторон, проплывала по мосту ротная или офицерская, наложенная доверху и прикрытая кожами, повозка.
– Вишь, их, как плотину, прорвало, – безнадежно останавливаясь, говорил казак. – Много ль вас еще там?
– Мелион без одного! – подмигивая говорил близко проходивший в прорванной шинели веселый солдат и скрывался; за ним проходил другой, старый солдат.
– Как он (он – неприятель) таперича по мосту примется зажаривать, – говорил мрачно старый солдат, обращаясь к товарищу, – забудешь чесаться.
И солдат проходил. За ним другой солдат ехал на повозке.
– Куда, чорт, подвертки запихал? – говорил денщик, бегом следуя за повозкой и шаря в задке.
И этот проходил с повозкой. За этим шли веселые и, видимо, выпившие солдаты.
– Как он его, милый человек, полыхнет прикладом то в самые зубы… – радостно говорил один солдат в высоко подоткнутой шинели, широко размахивая рукой.
– То то оно, сладкая ветчина то. – отвечал другой с хохотом.
И они прошли, так что Несвицкий не узнал, кого ударили в зубы и к чему относилась ветчина.
– Эк торопятся, что он холодную пустил, так и думаешь, всех перебьют. – говорил унтер офицер сердито и укоризненно.
– Как оно пролетит мимо меня, дяденька, ядро то, – говорил, едва удерживаясь от смеха, с огромным ртом молодой солдат, – я так и обмер. Право, ей Богу, так испужался, беда! – говорил этот солдат, как будто хвастаясь тем, что он испугался. И этот проходил. За ним следовала повозка, непохожая на все проезжавшие до сих пор. Это был немецкий форшпан на паре, нагруженный, казалось, целым домом; за форшпаном, который вез немец, привязана была красивая, пестрая, с огромным вымем, корова. На перинах сидела женщина с грудным ребенком, старуха и молодая, багроворумяная, здоровая девушка немка. Видно, по особому разрешению были пропущены эти выселявшиеся жители. Глаза всех солдат обратились на женщин, и, пока проезжала повозка, двигаясь шаг за шагом, и, все замечания солдат относились только к двум женщинам. На всех лицах была почти одна и та же улыбка непристойных мыслей об этой женщине.
– Ишь, колбаса то, тоже убирается!
– Продай матушку, – ударяя на последнем слоге, говорил другой солдат, обращаясь к немцу, который, опустив глаза, сердито и испуганно шел широким шагом.
– Эк убралась как! То то черти!
– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.
– Несвицкий! Несвицкий! Ты, г"ожа! – послышался в это время сзади хриплый голос.
Несвицкий оглянулся и увидал в пятнадцати шагах отделенного от него живою массой двигающейся пехоты красного, черного, лохматого, в фуражке на затылке и в молодецки накинутом на плече ментике Ваську Денисова.
– Вели ты им, чег"тям, дьяволам, дать дог"огу, – кричал. Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая невынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькою рукой.
– Э! Вася! – отвечал радостно Несвицкий. – Да ты что?
– Эскадг"ону пг"ойти нельзя, – кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного, кровного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста и, казалось, готов был перепрыгнуть через перила моста, ежели бы ему позволил седок. – Что это? как баг"аны! точь в точь баг"аны! Пг"очь… дай дог"огу!… Стой там! ты повозка, чог"т! Саблей изг"ублю! – кричал он, действительно вынимая наголо саблю и начиная махать ею.
Солдаты с испуганными лицами нажались друг на друга, и Денисов присоединился к Несвицкому.
– Что же ты не пьян нынче? – сказал Несвицкий Денисову, когда он подъехал к нему.
– И напиться то вг"емени не дадут! – отвечал Васька Денисов. – Целый день то туда, то сюда таскают полк. Дг"аться – так дг"аться. А то чог"т знает что такое!
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий.
Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому.
– Нельзя, в дело иду! выбг"ился, зубы вычистил и надушился.
Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.
– Нарядные ребята! Только бы на Подновинское!
– Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой.
– Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца.
– Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит!
– То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком.
– Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар.

Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска.

Cтраница 2


Анилин, фениламин, аминобензен, аминобензол C6H5 - NH2 представляет один из важнейших продуктов химической промышленности, как исходное вещество для получения красок (азокраски, анилиновые краски), взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, душистых веществ и пр.  

Анилиновое печатание о Вильяму Виллису основано на том, что на еосвещенных местах бумаги, покрытой двухромо-окислым калием и фосфорной к-той, при прояв-ении посредством паров анилина образуют-з анилиновые краски, дающие четкий рисунок мтеного, синего или красного цветов, в то вре-я как на освещенных местах копии краски не Зразуются и фон остается белым.  

Анилин находит обширное применение в производстве красок, из которых ранее других была получена краска, известная под названием фуксина. Анилиновые краски, получаемые окислением смеси анилина и толуидина, относятся к классу трифенил-метановых красителей.  

Анилин находит обширное применение в производстве красок, из которых ранее других была получена краска, известная под названием фуксина. Анилиновые краски, получаемые окислением смеси анилина и толуидина, относятся к классу трифенилметано-вых красителей.  

Бакелиты и подобные им вещества получаются конденсацией альдегидов (чаще формальдегида, реже фурфурола) с фенолами, иногда нафтолами. Кроме того в состав их в большом количестве входят наполнители, затем анилиновые краски и др. вещества. Из первоначального продукта конденсации (так называемый продукт А), растворимого в органических растворителях, готовятся бакелитовые лаки.  

Видимые частицы карандаша необходимо по возможности скоро удалить из конъюнктивального мешка, а прокрашенные и омертвевшие участки ткани иссечь в пределах здоровых тканей. Конъюнктивальный мешок обильно орошают 3 - 5 % раствором танина, нейтрализующим и обесцвечивающим анилиновые краски, до тех пор, пока промывная жидкость не станет достаточно прозрачной. После этого закапывают в глаз 30 % раствор альбуцида и закладывают 10 % альбуцидную или 5 % синтоми-циновую мазь.  

Соединения этого класса служат исходным материалом для получения ряда важных веществ, в частности различных красителей. Вследствие этого название первого члена из ряда ароматических аминов, анилина, настолько тесно связано с производством синтетических красителей, что термином анилиновые краски обозначают вообще все красители из каменноугольного дегтя.  


Учитывая, что этиловая жидкость весьма ядовита, добавлять ее в топливо в количествах, больше указанных, не рекомендуется из-за опасности отравления организма персонала, обслуживающего двигатели. Чтобы иметь возможность (в связи с токсичностью) отличать этилированный бензин от обычного, в состав этиловой жидкости вводят красители (обычно анилиновые краски), в результате чего этилированный бензин оказывается подкрашенным.  

Наиболее яркий пример применения отходов дает химическая промышленность. Она потребляет не только свои собственные отходы, находя для них новое применение, но также отходы самых разнообразных других отраслей промышленности и превращает, например, раньше почти бесполезный каменноугольный деготь в анилиновые краски, в ализарин, а за последнее время также в медикаменты.  

Наиболее яркий пример применения отходов дает химическая промышленность. Она потребляет не только свои собственные отходы, находя для них новое применение, но также - отходы самых разнообразных других отраслей промышленности и превращает, например, раньше почти бесполезный каменноугольный деготь в анилиновые краски, в ализарин, а за последнее время также в медикаменты.  


Огромное большинство бактерий совершенно бесцветны и прозрачны. Чтобы сделать бактерии видимыми, их окрашивают. Для этого применяют анилиновые краски, которые прочно удерживаются протоплазмой клетки.  

Ортохроматические и панхроматические пластинки получаются путем обработки обыкновенных пластинок раствором анилиновой краски. Таким образом эмульсия становится чувствительной к таким цветным лучам, которые являются для данного красящего вешества дополнительными. Применяемые для указанных целей анилиновые краски называются оптическими сенсибилизаторами.  

Гидродинамические характеристика определялись трас-серным методой, внддк горой служил краситель (родамин 6Ж, анилиновые краски) - его концентрацию на выходе из модели измеряла на ФЖе. На моделях были отрабтаны наиболее рациональные конструкции внутреннего оборудования отстойников. После этого в НГДУ Юганск - нефть был осуществлен м: нтак внутреннего оборудования промышленных отстойников на базе двухсоткубовых емкостей. Последний представляет собой практически полую емкость. Входное устройство выполнено в виде вертикальной трубы, опущенной почти до дна були-та. На некотором расстоянии от нее установлена невысокая верти - калышл перегородка. Вывод нефти осуществляется через верхний патрубок на противоположном конце аппарата.  

Желаете разнообразить свой гардероб, поэкспериментировать с выцветшими футболками или восстановить любимые вещи, которые потеряли былую привлекательность? Решить эти задачи помогут специальные краски для ткани. Они дают проявить фантазию, создать уникальный образ и собственный стиль. Такие краски несложно использовать дома, нужно лишь знать основные правила и нюансы.

Какие типы тканей поддаются окрашиванию

Наиболее покладисты в этом отношении материалы из натуральных волокон: шелк, хлопок и шерсть. Поддаются окрашиванию в меньшей степени ткани из смешанных волокон. Хуже всех окрашивается полиэстер, так как его волокна почти не впитывают пигмент. В результате цвет ткани получится бледным и сойдет при стирках.

Совет! Если потеряла вид куртка из синтетического материала, для покраски лучше ее отдать в химчистку. Специалисты используют профессиональные окрашивающие средства, которые оказывают воздействие только при строгом соблюдении температурного режима и особых условий.

В домашней обстановке без особого усилия поменяют цвет и оттенок платья, футболки, рубашки, юбки и полотенца. Большой популярностью пользуются раскрашенные джинсовые изделия.


Все красители делятся на следующие виды:

  • анилиновые;
  • акриловые;
  • натуральные;
  • пластизольные;
  • штемпельные.

Краску необходимо выбирать исходя из ожидаемого результата и состава волокон ткани. Анилиновыми и натуральными красителями выполняют обработку для получения однотонного окрашивания. Для росписи по ткани отлично подойдут акриловые или светящиеся краски.

Анилиновые красители

Такой тип несмывающейся краски производится в виде жидкости или порошка. Применяется для однородного окрашивания тканей из натуральных волокон.

Обычно плохо меняет цвет синтетика, а также смешанные материалы, в составе которых количество искусственных волокон превышает 60 процентов.


Порядок действий при работе с анилиновыми красителями следующий:

  1. Колер разбавляют большим объемом воды в соотношении 1/30 или 1/40 к массе материала. Например, для полотенца весом 100 граммов можно применить 3 или 4 литра красящего раствора.
  2. Ткань полностью погружают в жидкость и варят при 95 градусах. Если кипятить дольше, то окрас получится ярче.
  3. Для закрепления цвета в последний момент необходимо добавить 2-5 столовых ложек поваренной соли.
  4. При окрашивании шерстяного изделия надо дополнительно добавить в воду две ложки уксуса. Для хлопка - пищевую соду.
  5. Закончив процесс окраски, изделие следует сполоснуть в прохладной воде. При первых трех стирках вещь, скорее всего, будет линять, поэтому лучше стирать ее отдельно.


Описанный метод - это окрашивание в стиле батик. Можно прийти и к другому результату, работая анилиновыми красками:

  1. Градиент . Материал через равные промежутки времени постепенно опускается в емкость с красящим веществом. Тогда погруженная в краску на более длительное время часть ткани будет на пару тонов темнее, чем та, которая погрузилась значительно позднее.
  2. Разводы . Материал скручивают руками, как при выжимании, и крепко связывают шнуром. В таком виде ткань кипятится в красящем растворе.
  3. Узелковый рисунок . Монеты или пуговицы заворачивают тканью, обматывают нитью, и материал подвергается кипячению в краске. В результате получается характерный рисунок в виде лучей.

Акриловые красители

Подходят лучше других для росписи хлопковых, шерстяных и шелковых тканей. Ими удобно создавать как точечные рисунки, так и настоящие шедевры. Оригинальная красочная одежда подчеркнет вашу индивидуальность.


Техника рисования несмываемой аналогична работе с гуашью или акварелью. Сначала нужно нанести на материал контуры карандашом или , потом воспользоваться натуральной кисточкой.

Для росписи тканей применяют акриловые красители, имеющие водно-дисперсионную основу. Они хорошо поддаются разведению водой, запаха не имеют, а когда полностью высыхают, то становятся несмывающимися. Однако, во избежание разводов, такой одежде показана бережная ручная стирка при нагреве воды не более 40 градусов.

В продаже акриловые краски представлены в баллончиках, тюбиках и в виде спрея.


Самые качественные акриловые красители выпускают производители:

  • Decola ;
  • Dylon ;
  • Simplicol ;
  • Marabu .

В природе множество растений, способных придать волокнам ткани яркий оттенок:

  • овощные соки;
  • фрукты и ягоды;
  • луковая шелуха;
  • куркума;
  • кора дуба;
  • кофе;
  • лимонная и апельсиновая цедра;
  • лист крапивы;
  • и многие другие.


Главным их преимуществом является экологическая безопасность. Если вы подвержены аллергическим реакциям, то не стоит применять синтетические красящие средства. Вокруг так много природных пигментов, которые помогут преобразить ваши вещи!

Методика окрашивания аналогична работе с анилиновыми красителями для ткани, разница в том, что водный раствор до кипения не доводится. Достаточно нагреть его до 60 градусов и подержать в нем вещь.

Процесс закрепления цвета выполняется с помощью 1%-го водного раствора следующих веществ:

  • меди сернокислой;
  • квасцов железоаммониевых или алюмокалиевых;
  • калия бихромата;
  • олова двухлористого.

В подготовленном растворе необходимо выдержать ткань примерно 25 минут, после этого прополоскать в слабом растворе уксусноВ клубах зачастую можно встретить людей со светящимися рисунками на кроссовках и костюмах. Необыкновенные изображения создаются особыми флуоресцирующими красками, основой которых является пластизол.


В продаже представлены такие разновидности:

  • светятся в темноте, а также под воздействием ультрафиолетового излучения;
  • светятся только в ультрафиолетовом излучении.

Бывают также невидимые и видимые краски. Первые при дневном свете выглядят белыми, а в темноте начинают излучать желтый, голубой, зеленый и другие цвета.

Краски штемпельного типа

Используются в прачечных и гостиницах для проставления маркеров на постельном белье, полотенцах и других тканевых расходных материалах. Они разнообразны по химическому составу:

  • на основе спирта - характеризуются быстрым высыханием и стойкостью к кипячению и даже отбеливанию;
  • на масляной основе - достаточно стойкие, но процесс высыхания проходит медленно;
  • водно-глицериновые - впитываются мгновенно, не мажутся, выдерживают нагрев до 70 градусов, часто - черного цвета;
  • бесцветные - при нормальном освещении незаметны, проявляются под УФ-излучением, применяются для скрытого маркирования.

Процесс окрашивания тканей очень увлекателен и придаст вашим любимым вещам неповторимый вид.