Избирательные реформы в англии кратко. Избирательные реформы

Глава 25. Избирательные реформы в Англии XIX века

В первой половине XIX в. в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения (табл. 52).

Специфическими чертами английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов, периодичности проведения выборов т.е. английское избирательное право оставалось по своей сути средневековым. Основная масса депутатов нижней палаты Парламента выдвигалась от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

Некоторые из этих местечек считались «гнилыми», поскольку они были давно оставлены жителями, или там проживало несколько десятков жителей. Многие из подобных местечек относились к «карманным», т.е. они находились в собственности у крупного землевладельца. Пользуясь правилами открытого голосования владельцы собственности просто приказывали избирателям, за кого нужно проголосовать, в противном случае следовало наказание. Так в этом же составе нижней палаты 428 депутатов были заранее назначены (табл. 53).

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.

«Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» - - писал Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», т.2, разд.157 .

В конце XVII - - начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.

Анекдотической, но реальной была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса - - от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалования; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена (табл. 54).

В 1832 г. по инициативе вигов был принят Акт о народном представительстве , согласно которому маленькие избирательные округа «гнилые местечки», население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Таких «гнилых местечек» оказалось более 50-ти. Примерно 30-ти небольшим городам с населением менее четырёх тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте с двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Было высвобождено 143 депутатских места, которые перераспределили между новыми избирательными округами.

Помимо этого, в Акте 1832 г. были сформулированы общие цензовые ограничения для избирателей Великобритании. Допускалось до участия в выборах в палату общин парламента страны все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. И хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь незначительную часть населения (около 5 %). Кроме того, избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 было сокращено или изменено.

Некоторым значительным городам места в Палате общим были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли- копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - - в 50 футов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего земельной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.



Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830- -1840 гг. в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 футов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

Следующая реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 г. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии (Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др.), причем все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората (табл. 55).

Таблица 55.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX в. стало принятие Акта о народном представительстве 1884 г. и Акта о перераспределении мест 1885 г. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. До участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В Акте 1884 г. (ст.6) была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды: в месте постоянного проживания и в месте нахождения его земельной собственности. В Акте 1885 г. было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них.

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 футов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей - - посылал двух депутатов, большой - - свыше 65 тыс. - - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного согласования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

В первой половине XIX в. в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения (табл. 52).

Специфическими чертами английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов, периодичности проведения выборов т.е. английское избирательное право оставалось по своей сути средневековым. Основная масса депутатов нижней палаты Парламента выдвигалась от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

Некоторые из этих местечек считались «гнилыми», поскольку они были давно оставлены жителями, или там проживало несколько десятков жителей. Многие из подобных местечек относились к «карманным», т.е. они находились в собственности у крупного землевладельца. Пользуясь правилами открытого голосования владельцы собственности просто приказывали избирателям, за кого нужно проголосовать, в противном случае следовало наказание. Так в этом же составе нижней палаты 428 депутатов были заранее назначены (табл. 53).

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.

«Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» - писал Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», т.2, разд. 157 .

В конце XVII - начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.


Анекдотической, но реальной была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса - от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалования; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена (табл. 54).

В 1832 г. по инициативе вигов был принят Акт о народном представительстве , согласно которому маленькие избирательные округа «гнилые местечки», население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Таких «гнилых местечек» оказалось более 50-ти. Примерно 30-ти небольшим городам с населением менее четырёх тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте с двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Было высвобождено 143 депутатских места, которые перераспределили между новыми избирательными округами.

Помимо этого, в Акте 1832 г. были сформулированы общие цензовые ограничения для избирателей Великобритании. Допускалось до участия в выборах в палату общин парламента страны все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. И хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь незначительную часть населения (около 5 %). Кроме того, избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 было сокращено или изменено.

Некоторым значительным городам места в Палате общим были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли- копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - в 50 футов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего земельной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.

Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830- -1840 гг. в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест.

Был снижен имущественный ценз до 5 футов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

Следующая реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 г. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии (Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др.), причем все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората (табл. 55).

Таблица 55.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX в. стало принятие Акта о народном представительстве 1884 г. и Акта о перераспределении мест 1885 г. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. До участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В Акте 1884 г. (ст.6) была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды: в месте постоянного проживания и в месте нахождения его земельной собственности. В Акте 1885 г. было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них.

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 футов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ - от 15 до 65 тыс. жителей - посылал двух депутатов, большой - свыше 65 тыс. - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного согласования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Победившие на выборах депутаты от округа определились теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании. В 1872 г. в связи с утверждением принципа обязательного начального образования в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно, же, в большей степени отвечало идее свободной демократии. До этого голосование было открытым и письменным. Хотя применение бюллетеней и закрытость голосования одновременно открывали дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

Почти двести лет после Реставрации Стюартов в 1660 г. вплоть до первой половины XIX в. в Англии не происходило заметных демократических движений с самостоятельной платформой и политическими требованиями. С этим были связаны и низкие темпы демократических преобразований в правовом английской государстве, и ускоренные темпы давно назревавших реформ на протяжении XIX века.

Конструирование парламентской монархии в Англии было бы невозможно без ее остова, каковым стал принцип независимости, как структурной, так и финансовой, парламента и принцип его верховенства в политической системе.

Реформа избирательного права и прежде всего системы парламентских выборов происходила в несколько этапов (1832, 1867, 1884, 1885, 1911, 1918, 1928 гг.) и привела в итоге к следующим результатам: поэтапное снижение и затем отмена имущественного и образовательного цензов на парламентских выборах; введение тайной подачи голосов; переход к нарезке единообразных избирательных округов; ужесточение наказаний за преступления против избирательной системы.

Общая характеристика средневековой избирательной системы. Основную массу депутатов Палаты общин (467 из 658) «выбирали» жители мелких городов и деревень – «парламентских местечек», в разное время и по разным причинам получивших эту привилегию. Было две категории таких местечек: 1) «гнилые местечки» – старые, давно оставленные и опустевшие деревни и сельские поселения, в которых могло насчитываться иногда лишь несколько десятков жителей; 2) «карманные местечки» – деревни и мелкие города, принадлежавшие крупным лендлордам, которые, пользуясь тем, что голосование на выборах было открытым, заранее указывали избирателям, за кого они должны голосовать, и наказывали за непослушание выселением.

Другой отличительной чертой средневековой избирательной системы Англии было несоответствие между количеством избирателей и числом избираемых ими в своих округах депутатов. Так, в некоторых местечках избирателей было не более 3-4 человек, а в других избирательное право принадлежало лишь мэру и его советникам. В среднем на одном местечко приходилось 12 избирателей и 2 депутата, в то время как, например, 500 тыс. жителей Лондона посылали в парламент всего 4 депутата, а 165 тыс. жителей графства Корнуэллс – лишь 44 депутата. Кроме того, депутатские места нередко служили предметом откровенного торга, и их покупали за весьма значительную сумму в 2 тыс. ф.ст.

Избирать и быть избранными могли только лица, достигшие 30-летнего возраста с доходом не менее 2 ф.ст. в год и обладавшие недвижимостью. Демократичности выборов мешали помимо цензов открытая подача голосов и засилье в парламенте сельской аристократии, а не городских буржуа с их либеральными взглядами (на 90 депутатов, избиравшихся в городах, приходилось 398 депутатов из графств).


Первые шаги на пути преобразований средневекового избирательного права были предприняты в сер. XVII в. Так, в соответствии с положениями «Орудия управления» 1653 г. О. Кромвель осуществил в сущности первую парламентскую реформу Англии. Количество мест в Палате общин изменилось (вместо 488 стало 460); заметно увеличилась доля депутатов из быстро растущих городов за счет сокращения сельских делегатов; местные шотландский и ирландский парламенты были упразднены, и английский парламент впервые стал общебританским (400 депутатов избиралось в Англии и Уэльсе, по 30 – в Шотландии и Ирландии). Создание единого общегосударственного законодательного органа вместо трех прежних было в условиях ломки феодальной и региональной ограниченности вполне прогрессивным шагом. Традиционно О. Кромвеля обвиняют в установлении высокого имущественного ценза на парламентских выборах (200 ф.ст. годового дохода). Но на самом деле за столь высокой цифрой стояла поправка на присущее революциям и гражданским войнам обесценивание денег (инфляцию). Кромвель по сути дела восстановил ценз, существовавший накануне революции, и отстранил таким образом от участия в выборах всех низко- и среднеоплачиваемых подданных. К тому же в конституции 1653 г. уже не говорилось о земельном цензе и всем англичанам, сражавшимся за «божье дело», были даны избирательные права. Лорд-протектор просто не мог оставить политически бесправными ветеранов-«железнобоких», которым он был многим обязан.

В ходе Реставрации Стюартов и в период правления Карла II вместо кромвелевского избирательного права была снова введена архаичная средневековая система с ее громоздкостью, земельным цензом, засильем духовенства и светской аристократии в парламенте. Прекратились регулярные ежегодные перевыборы Палаты общин, введенные конституцией 1653 г. За 25-летнее правление Карла II парламентские выборы состоялись лишь дважды – в 1661 и 1679 гг., причем первый их этих парламентов, прозванный «кавалерским» (сторонники короля получили в нем большинство мест), работал в течение долгих 17 лет. Кроме того, произошло восстановление парламентов в Шотландии и Ирландии.

Затем в Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г., а также в уточнявших их актах 1696 и 1711 гг. в Англии была утверждена строго ограниченная монархия с номинальной королевской властью, с верховенством парламента, который стал именоваться «всемогущим», и ответственным перед ним правительством. Билль о правах узаконил такую ключевую демократическую свободу, как свобода парламентских дебатов. Запрещалось преследование англичан за любые ходатайства и жалобы, обращенные к депутатам парламента или к монарху.

В начале XIX в. рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии «вигов» приблизили проведение давно назревавшей избирательной реформы, которая была осуществлена в три этапа: 1832, 1867 и 1884-1885 гг.

В целом, избирательные преобразования XIX века в Англии проводились в двух основных направлениях: 1) перераспределение избирательных округов путем лишения представительства определенных «гнилых местечек» и сокращения квоты для других фиктивных избирательных округов; 2) расширение круга субъектов избирательного права, в том числе за счет изменения или отмены избирательных цензов.

Акт о народном представительстве 1832 г. В преамбуле этого Акта были перечислены основные цели первого этапа избирательной реформы: 1) лишение большинства незначительных местечек права посылать депутатов в парламент; 2) предоставление такой привилегии большим и густонаселенным городам; 3) увеличение числа найтов (рыцарей-дворян), посылаемых в парламент от графств; 4) распространение права участия в выборах на многих подданных его Величества; 5) уменьшение расходов на избирательные кампании.

В ст. I – IV Акта 1832 г. закреплялось перераспределение избирательных округов на основе новой градации «парламентских местечек» в зависимости от численности населения (например, список «А» – менее 2 тыс. жителей, список «В» – 4 тыс. жителей и т.д.). При этом «местечки» из списка «А» (всего 56) лишались права посылать депутатов, из списков «В» (30) и «D» (20) сохранили право посылать только одного депутата.

В ст. XVIII – XXVII Акта 1832 г. сдержались отдельные избирательные цензы, дававшие в совокупности право участия в парламентских выборах: поло-возрастной ценз (мужчины с 21 года), ценз оседлости (6 месяцев), имущественный ценз (годовой доход не менее 10 ф.ст.), ценз в виде уплаты налога на бедных, а также обязательное требование о внесении в списки избирателей. В избирательных округах графств для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось в течение 6 месяцев фактически владеть арендуемой землей, фригольдом, копигольдом или получать ренту с земли. Важным условием было также то, что фригольд или иное держание использовалось не менее 60 лет и чистый годовой доход у держателя составлял не менее 10 ф.ст., а у краткосрочного арендатора (аренда на 5, 10, 30 лет) – не менее 50 ф.ст. В избирательных округах городов и «местечек» для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось наличие владения в течение 12 месяцев в пределах города недвижимостью на праве собственности или аренды, приносящей доход не менее 10 ф.ст. Также необходимо было проживать в пределах города или местечка в течение 6 месяцев до внесения в списки избирателей.

Несмотря на все эти преобразования и попытки расширения электората, по результатам реформы 1832 г. избирательное право получила всего лишь 1/22 часть населения Англии (376 тыс. из 12 млн. подданных).

Акт о народном представительстве 1867 г. Этот Акт наряду с очередным перераспределением депутатских мест (все «местечки» с населением менее 10 тыс. жителей были лишены возможности избирать парламентариев) предусмотрел дальнейшее расширение избирательного корпуса, распространив избирательное право в городах на арендаторов (нанимателей) квартир, если стоимость найма в год без меблировки составляла не менее 10 ф.ст. Условиями получения права голоса владельцами отдельного жилья (строения) были ценз оседлости не менее 12 месяцев, уплата местных налогов и сборов на бедных. Все это вновь увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. Кроме того, в графствах имущественный ценз для всех владельцев земли или имения был снижен до 5 ф.ст. чистого годового дохода.

В связи с введением порядка регистрации избирателей, а также тайного голосования в 1872 г., требовавших применения новых методов воздействия на избирателей, возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Они помогали избирателям вносить фамилии в избирательные списки, представляли их интересы в суде, а со временем стали вести агитационную работу.

Акт о народном представительстве 1884 г. Либеральный кабинет Гладстона провел третью по счету избирательную реформу. В феврале 1884 г. премьер-министр внес в Палату общин соответствующий билль, принятый подавляющим большинством голосов. Однако Палата лордов отклонила этот законопроект под предлогом, что Кабинет министров должен сообщит парламенту свои планы относительно распределения избирательных округов. Консерваторы опасались, что реформа будет проведена исключительно в интересах «вигов». Обе партии хотели провести ее таким образом, чтобы оказаться в наиболее выигрышном положении.

Но на внеочередных парламентских выборах 1884 г. либеральная партия, умело использовавшая народное возмущение обструкцией избирательного билля Палатой лордов, победила. Законопроект Гладстона был повторно внесен в парламент. В межпартийные распри решительно вмешалась королева Виктория, которую встревожил тот факт, что в стране начинается мощное движение за упразднение Палаты лордов. По предложению королевы состоялась встреча Гладстона и лидера «тори» лорда Солсбери, во время которой были урегулированы основные разногласия. После этого билль о реформе без особых затруднений прошел через парламент и в декабре 1884 г. стал законом.

В результате преобразований 1884 г. число избирателей достигло 5 млн. жителей. Возможность вотировать в графствах была предоставлена лицам, арендовавшим немеблированные квартиры за плату не менее 10 ф.ст. в год. В целом, после третьего этапа избирательной реформы право голоса на парламентских выборах получили следующие категории лиц:

1) все владеющие в течение 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей недвижимостью, приносившей годовой доход в 10 ф.ст., при условии проживания в избирательном округе 6 месяцев и уплаты всех налогов;

2) наниматели или собственники жилых домов, уплатившие налог на бедных;

4) квартиранты, платившие за пользование жильем не менее 10 ф.ст. и проживавшие не менее 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей;

5) привилегированные горожане с правом голоса, основанном на старинных статутах и королевских грамотах. Они имели дополнительную привилегию «множественности голосов», т.е. во время выборов могли вотировать во всех местах, где находилось имущество, обеспечивавшее им электоральный ценз. В целом, около 1/10 части жителей Англии обладало более чем одним голосом на выборах в парламент. Кроме того, можно было совмещать голосование в университетском округе, если избиратель окончил университет и ежегодно уплачивал особый взнос, наряду с голосованием в том месте, где он имел общую электоральную квалификацию.

Анализ избирательного закона 1884 г. показывает, что права голоса по-прежнему не имели женщины, мужчины моложе 21 года, а также лица, которые в течение 12 месяцев получали помощь от прихода, и подданные, не отвечавшие цензу оседлости.

Избирательная система Англии строилась как мажоритарная система относительного большинства. В 1884 г. был прекращен эксперимент с «треугольной пропорциональной системой» выборов. Мажоритарная система поддерживала существование в стране двухпартийной системы, соответствовала тенденции усиления правительственной власти, и в то же время позволяла искажать волю избирателей.

Следующим этапом парламентской реформы стало создание в 1885 г. новых избирательных округов. Ранее депутаты избирались от городов и графств в целом, как от особых юридических учреждений. После закона 1885 г. избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. жителей выбирал 1 депутата, от 50 до 65 тыс. жителей – 2 депутатов, от 65 тыс. жителей и более – 3 депутатов.

Глава 25. Избирательные реформы в Англии XIX века

В первой половине XIX в. в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения (табл. 52).

Специфическими чертами английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов, периодичности проведения выборов т.е. английское избирательное право оставалось по своей сути средневековым. Основная масса депутатов нижней палаты Парламента выдвигалась от маленьких городов и деревушек, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

Некоторые из этих местечек считались «гнилыми», поскольку они были давно оставлены жителями, или там проживало несколько десятков жителей. Многие из подобных местечек относились к «карманным», т.е. они находились в собственности у крупного землевладельца. Пользуясь правилами открытого голосования владельцы собственности просто приказывали избирателям, за кого нужно проголосовать, в противном случае следовало наказание. Так в этом же составе нижней палаты 428 депутатов были заранее назначены (табл. 53).

Парламент конституционной монархии унаследовал исторические принципы избирательного права, сложившиеся еще в период сословной монархии. По существу, право посылать депутатов в Палату общин принадлежало не гражданам, а их корпорациям - - территориальным (сельским), городам, университетам. Такое архаичное избирательное право приводило к значительному неравенству даже между теми категориями граждан, которым это право вообще было предоставлено.

Такое несоответствие рассматривалось как важный изъян избирательной системы уже в XVII в.

«Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет… одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха, а этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами» - - писал Джон Локк в работе «Два трактата о правлении», т.2, разд.157.

В конце XVII - - начале XIX в. избирательное право по-прежнему регулировалось законом 1414 г. Правом посылать представителя в Палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (подтверждено в 1746 г.) и проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса bourg (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения.

Анекдотической, но реальной была ситуация с местечками Гатон и Олд Сарум, в каждом из которых один избиратель посылал двух депутатов. Однако и такой простоты нередко хватало для полного состава Палаты: в конце XVIII в. нередки были газетные объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов (вступление в Палату общин, помимо всего, требовало уплаты значительного взноса - - от 2 до 5 тысяч фунтов, к тому же депутаты не получали жалования; это делало их еще более зависимыми от денежного мешка ленд-лордов или корпораций).

Правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 г. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения королевства реформа была проведена (табл. 54).

В 1832 г. по инициативе вигов был принят Акт о народном представительстве , согласно которому маленькие избирательные округа «гнилые местечки», население в которых составляло менее двух тысяч человек, лишались представительства в палате общин британского парламента. Таких «гнилых местечек» оказалось более 50-ти. Примерно 30-ти небольшим городам с населением менее четырёх тысяч человек были уменьшены квоты представительства в парламенте с двух депутатов до одного. Еще часть городов после реформы взамен четырех депутатских мандатов получила по два. Было высвобождено 143 депутатских места, которые перераспределили между новыми избирательными округами.

Помимо этого, в Акте 1832 г. были сформулированы общие цензовые ограничения для избирателей Великобритании. Допускалось до участия в выборах в палату общин парламента страны все мужское население, достигшее 21 года, обладавшее цензом оседлости в шесть месяцев, уплачивавшее налог на бедных и имевшее 10 фунтов стерлингов дохода с земельного участка в графстве либо с недвижимости в городе. И хотя избирательный корпус по реформе удвоился, он по-прежнему составлял лишь незначительную часть населения (около 5 %). Кроме того, избирательная реформа 1832 г. отказалась от представительства корпораций и перешла к территориальному представительству населения, проживающего в городах. Общее количество мест в Палате общин оставалось прежним, но было сделано перераспределение: 56 «гнилых местечек» были полностью лишены представительства, еще для 72 было сокращено или изменено.

Некоторым значительным городам места в Палате общим были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы: достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз: правом избирать обладали впредь собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли- копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом - - в 50 футов. В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть предпринимателей, служащих, интеллигенции, а также рабочего класса (ставшего земельной социальной силой страны после промышленного переворота) были лишены парламентского представительства и влияния на политику.



Более радикальной стала избирательная реформа 1862 г. На ее проведение значительное влияние оказало чартистское движение 1830- -1840 гг. в программах и хартиях которого важное место занимало требование всеобщего мужского избирательного права. В ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства и, напротив, увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 футов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было существенно увеличено. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось имевшим ученые звания («master»).

Следующая реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 г. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии (Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др.), причем все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората (табл. 55).

Таблица 55.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX в. стало принятие Акта о народном представительстве 1884 г. и Акта о перераспределении мест 1885 г. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. До участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В Акте 1884 г. (ст.6) была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды: в месте постоянного проживания и в месте нахождения его земельной собственности. В Акте 1885 г. было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них.

В итоге избирательной реформы 1884 г. было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 футов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались возможностей служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей - - посылал двух депутатов, большой - - свыше 65 тыс. - - трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного согласования» (существовавший ранее и весьма показательный): избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Принцип сохранился только для университетов.

Классовая структура общества . В конце XVIII - начале XIX в. в Великобритании происходит бурное развитие промышленности, результатами которого стали исчезновение мелких ремесленных производств, появление индустриальных центров. Промышленный переворот породил и аграрную революцию. Мелкую аренду земли вытеснило крупное капиталистическое фер­мерство.

Итак, промышленный переворот и аграрная революция сущест­венно изменили классовую структуру общества. В деревне, по сути, существовали три класса: лендлорды, арендаторы и батраки. В го­роде сформировались класс промышленной буржуазии и класс про­летариев.

Политическая система в начале XIX в. К XIX в. в Англии сложилась довольно развитая политическая система. Изменения в классовой структуре общества отразились и на социальной базе основных политических партий - тори и вигов. Тори были парти­ей помещиков и финансовой буржуазии, носителями исторической традиции, консерватизма. Принимая новое, они стремились сохра­нить по возможности больше старого. Виги представляли интере­сы промышленной буржуазии. Борьба за власть между тори и ви­гами отражала борьбу за политическое господство между про­мышленной буржуазией, с одной стороны, и лендлордами, объединившимися с торгово-финансовой буржуазией, - с другой.

Борьба за избирательную реформу. После окончания наполе­оновских войн экономика Англии переживала временный спад. Экспорт товаров из Англии значительно уменьшился, а это приве­ло к сокращению их производства и к росту безработицы.

Кроме того, упали цены на хлеб и другие сельскохозяйствен­ные продукты. Лендлорды опасались, что ввоз хлеба из-за грани­цы еще больше снизит цены и приведет к падению земельной ренты. Стремясь обеспечить себе и впредь получение больших до­ходов, лендлорды настояли на принятии в 1815 г. парламентом хлебных законов, запрещавших ввоз хлеба в Англию, если цена на зерно в этой стране упадет ниже 80 шиллингов за квартер (четверть, равная 1,1012 дм 3). В дальнейшем парламент снизил предельную цену зерна до 66 шиллингов за квартер. Доступ хлеба в Англию из других стран оставался фактически закрытым. Про­мышленные и сельскохозяйственные рабочие стали бороться про­тив хлебных законов, надеясь, что их отмена приведет к удешев­лению хлеба. Английская промышленная буржуазия также враж­дебно относилась к этим законам, поскольку высокие цены на хлеб мешали дальнейшему снижению заработной платы рабо­чих и обогащали лендлордов, укрепляя тем самым их господство в парламенте.

Англия была охвачена народными волнениями, в которых участ­вовали рабочие, батраки, разоряющаяся мелкая буржуазия. В 1817 г. правительство временно приостановило действие Хабеас корпус акта и применило репрессии. Но когда в следующем году этот закон снова вошел в действие, народные волнения возобнови­лись.

Мелкая буржуазия и рабочие требовали демократизации полити­ческого строя и введения всеобщего избирательного права. Движение за избирательную реформу поддерживала и промышленная буржуазия.

Избирательная реформа 1832 г. и ее значение. В 20-е годы с появлением новых рынков сбыта в Южной Америке оживилась торговля и начался рост производства в ряде отраслей. Стала расти зарплата. Был проведен ряд реформ. В частности, в 1824 г. отменили закон, запрещавший союзы рабочих. В результате стали появляться тред-юнионы - объединения рабочих по их специаль­ностям для выработки общих условий труда, оказания помощи членам союза.С конца 20-х годов вновь начинается движение за избиратель­ную реформу. Первый удар по старой избирательной системе был нанесен в 1829 г., когда в парламент и к государственным долж­ностям были допущены католики. Следующий билль о парламент­ской реформе был подготовлен в 1830 г. вигами. Это был весьма умеренный проект, в котором главное внимание уделялось вопросу о перераспределении мест: лишь крупная и средняя буржуазия могла претендовать на места в парламенте. Однако тори назвали проект революционным и не пропустили его. Проведение рефор­мы стало возможным лишь благодаря активным действиям рабо­чих, которые вышли на улицу с оружием, готовые сражаться за избирательную реформу. Палате лордов пришлось уступить, и в июне 1832 г. Билль о реформе был утвержден.

Закон о парла­ментской реформе лишил 56 «гнилых местечек» права представи­тельства в парламенте, а 30 «гнилых местечек» могли впредь по­сылать в парламент по одному депутату вместо двух. Крупные промышленные города получили право парламентского представи­тельства. Таким образом, в результате реформы мандаты были пе­рераспределены.

Закон о реформе предоставил избирательное право мужчинам, достигшим 21 года, уплачивающим налог на бедных и имеющим недвижимость (в графствах - землю, в городах - строение), дающую не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода. В результате реформы право голоса получили земельные аренда­торы (до того времени лишенные избирательного права), имею­щие годовую ренту не менее 50 фунтов стерлингов. Установлен был и ценз оседлости - 6 месяцев.

В результате реформы число избирателей увеличилось до 652 тыс. Однако рабочие и мелкая буржуазия, так упорно боров­шиеся за избирательные права, не получили их. Не было ликвидировано неравенство избирательных округов, и сохранялось открытое голосование. Парламентская реформа 1832 г. обеспечила представи­тельство в парламенте промышленной буржуазии. Эта реформа яви­лась результатом компромисса землевладельческой аристократии и промышленной буржуазии.

Реформа 1832 г. была значительным событием в жизни Англии. Она покончила с феодальными традициями представительства и спо­собствовала превращению палаты общин в буржуазный парламент. Реформа обеспечила доступ промышленной буржуазии в парламент, включив, таким образом, ее в компромисс с аристократией.

Измене­ния в составе палаты общин позволили кабинету окончательно изба­виться от королевской зависимости, так как стоящая за спиной ко­роля аристократия не могла обеспечивать кабинету необходимое большинство в палате общин. В это время корона лишилась послед­них остатков власти, и королевская прерогатива была фактически передана кабинету. Произошло укрепление принципа ответственности правительства, выработанного в XVIII в.: министерская власть меха­нически переходит в руки той партии, которая располагает парла­ментским большинством. Уступая место лидерам нового большин­ства, кабинет занимает положение руководителя парламентской оп­позиции. В связи с понятием ответственного правительства в этот период сложился принцип, определяющий положение короны: ко­роль царствует, но не управляет. Это условное, неписаное правило является важнейшей основой английского парламентаризма.

Важным следствием реформы 1832 г. стало преобразование политических партий. Прежние названия партий потеряли смысл, и тори переименовались в партию консерваторов, виги - в пар­тию либералов. С течением времени либерализм и консерватизм превратились в мощные политические течения, ознаменовавшие целую полосу развития буржуазного общества и государства.

Чартистское движение. Реформа 1832 г. не удовлетворила тру­дящихся Великобритании, принимавших активное участие в борьбе за ее проведение. В 1836-1838 гг. экономика Англии вновь была потрясена кризисом перепроизводства, который вызвал новое ухуд­шение положения рабочих. Это послужило толчком к возникнове­нию в Англии политического рабочего движения - чартизма.

В 1836 г. в Лондоне была создана ассоциация рабочих, кото­рая выдвинула следующие требования: 1) всеобщее избирательное право для мужчин, достигших 21 года и проживших в данном приходе не менее 6 месяцев; 2) отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента; 3) равное представительство и уравнение избирательных округов; 4) ежегодные выборы в пар­ламент; 5) вознаграждение труда депутатов; 6) тайное голосова­ние. Эти требования были очень популярны среди рабочих, счи­тавших, что, завоевав всеобщее избирательное право, они смогут добиться коренного изменения условий их труда и жизни.

Кроме рабочих, за демократизацию политического строя вы­ступали и буржуазные либералы.

Участники движения решили предъявить парламенту свои тре­бования в виде петиции о народной хартии (чартер), что и дало название всему движению.

В 1838 г. чартисты выработали первую национальную петицию о народной хартии, содержавшую шесть требований, выдвинутых Лондонской ассоциацией рабочих. Палата общин отвергла эту пе­тицию, применив репрессии к участникам движения. Осенью 1839 г. начался временный спад чартистского движения.

Начало 40-х годов отмечено новым подъемом чартизма, сопро­вождавшимся усилением революционных настроений среди рабо­чих. В мае 1842 г. чартисты внесли в парламент вторую петицию о народной хартии, которую подписали 3,3 млн человек. Основу этой петиции составляли те же шесть требований, которые содер­жались в первой петиции о народной хартии. Английский парла­мент отверг и эту петицию.

В третий раз чартисты пытались штурмовать парламент в 1848 г. Они решили 10 апреля 1848 г. подать в парламент пети­цию и провести в тот же день в Лондоне в ее защиту массовую на­родную демонстрацию. Но правительство, призвав войска, сорвало проведение демонстрации. В июле 1848 г. парламент в очередной раз отверг петицию о народной хартии, а правительство перешло к массовым репрессиям против чартистов. Вскоре экономический подъем снял остроту многих социальных проблем, и чартистское движение сошло на нет.

Чартизм сыграл важную роль в истории Англии. Политические реформы последующих десятилетий были вызваны в известной мере борьбой рабочего класса.

Борьба за новую избирательную реформу . В 50-60-е годы XIX в. утвердилось политическое господство промышленной бур­жуазии в форме классического буржуазного парламентаризма. Па­лата общин к середине XIX в. оттеснила на второй план палату лордов и свела к минимуму политическое влияние королевской власти. Однако в результате реформы 1832 г. в парламент полу­чила доступ лишь верхушка промышленной и торговой буржуазии, которая не была заинтересована в коренной ломке унаследован­ных еще от Средневековья законов и обычаев.

В конце 40-х годов XIX в. в партии консерваторов произошел раскол, что привело к ее упадку, и на длительное время у власти укрепились либералы. Эту партию возглавляли крупные государ­ственные деятели, которые умели своевременно идти на необходи­мые уступки широким слоям средней и мелкой буржуазии. Тем не менее они упорно сопротивлялись дальнейшему расширению изби­рательного права.

В борьбе за избирательную реформу объединились разнород­ные силы. Буржуазия, став мощной экономической силой, пришла к решению взять в свои руки всю полноту политической власти в стране, расширив рамки первой парламентской реформы.

С поражением чартистского движения рабочее движение в Ве­ликобритании на некоторое время потеряло самостоятельность и было направлено в русло легальной борьбы за чисто экономиче­ские требования. Тред-юнионы надеялись, что увеличение числа рабочих-избира­телей усилит их влияние на палату общин, которое обеспечит эф­фективность экономической борьбы с предпринимателями. При этом политические права рабочих не связывали с их досту­пом в парламент.

Обе партии, напуганные народным движением, понимая необ­ходимость проведения реформы, оспаривали друг у друга инициа­тиву ее осуществления. В конце концов был принят проект, пред­ложенный главой консервативного кабинета Б. Дизраэли, с по­правками, выдвинутыми радикальной частью либералов.

Избирательное реформа 1867. Реформа 1867 г. предусматрива­ла новое перераспределение депутатских мест: 11 «местечек» были совсем лишены права выбора депутатов в палату общин, а 35 «местечек» сохранили право выбора лишь одного депутата. Освободившиеся мандаты были переданы крупнейшим промыш­ленным городам и графствам.

Новый закон значительно изменил избирательное право жите­лей городов: оно предоставлялось всем владельцам или съемщи­кам домов, уплачивающим налог в пользу бедных, и квартирона­нимателям, уплачивающим в год не меньше 10 фунтов стерлингов арендной платы (при цензе оседлости один год).

Наиболее важным новшеством реформы была оговорка о том, что непосредственным плательщиком налогов в пользу бедных считается и тот, кто этот налог, как все многочисленные нанима­тели небольших квартир, вносит не сам, а через своего домовла­дельца, который до сих пор рассматривался как единственный на­логоплательщик. Благодаря этому в избирательные списки попада­ли не только домовладельцы, но и все их жильцы. Таким образом, избирательные списки расширились за счет мелкой буржуазии, ремесленников и рабочих.

В результате реформы 1867 г. общее число избирателей уве­личилось больше чем на миллион. Однако 2 / 3 мужского населения Англии (основная масса рабочих, не говоря о женщинах) по-прежнему были лишены избирательных прав. До 1872 г. со­хранялось открытое голосование. Сохранялось и старое, неравно­мерное распределение избирательных округов.

Реформа 1867 г. подвела итог тридцатилетнего пути развития английского конституционализма, который вел к росту реальной политической власти промышленного капитала.

Путем избирательных реформ произошло перераспределение власти внутри правящей элиты, и промышленная буржуазия при­шла к власти эволюционным путем, без каких-либо серьезных по­трясений. Либералы и консерваторы укрепили свои позиции и не допускали взрывоопасной ситуации.

Конец XIXвека.

Политические партии. Политическую систему Великобритании составляли две крупные партии - либералов и консерваторов, поочередно сменявшие друг друга у власти. Обе партии представ­ляли интересы имущих классов, и в их политике не было принци­пиальных отличий, но по своему классовому составу они различа­лись.

Либералы представляли интересы главным образом крупной буржуазии, пользовались поддержкой мелкой буржуазии и оказы­вали значительное влияние на верхушку рабочего класса.

До 80-х годов XIX в. консервативная партия уступала либера­лам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном на зе­мельных собственников, крупных фермеров и англиканскую цер­ковь.

Временем расцвета английского либерального государства можно назвать 70-е годы XIX в. Находясь у власти более 10 лет, либералы осуществили ряд реформ, стремясь привлечь на свою сторону голоса массового избирателя.

Конец XIX в. ознаменовался активизацией рабочего движения и ростом численности тред-юнионов за счет появления новых отрас­лей производства и соответственно новых слоев рабочих. Между тем действующее законодательство лишало союзы рабочих прав юриди­ческого лица и делало невозможной поддержку бастующих рабочих со стороны тред-юнионов. Однако после реформы 1867 г. борьба за голоса рабочих привела к признанию тред-юнионов. В 1871 г. либералы провели закон, разрешивший тред-юнионам являться в суд в лице своих представителей. В 1875 г. консервативный кабинет осуществил ряд уступок рабочим: был легализован коллективный до­говор и перестала быть уголовно наказуемой помощь как таковая бастующим со стороны тред-юнионов и их организаций.

В 1906 г. была образована лейбористская партия Великобрита­нии, которая, в сущности, представляла собой федерацию различных организаций: тред-юнионов, независимой рабочей партии, соци­ал-демократической федерации и др. Целью этой партии было про­ведение в парламент собственных депутатов. Решающее влияние в новой партии приобрели мелкая буржуазия и рабочая аристокра­тия. В 1906 г. лейбористы впервые завоевали 29 мест в парламенте. Первоначально лейбористы представляли лишь левое крыло либера­лов. Но впоследствии они образовали постоянную самостоятельную фракцию, конкурировавшую с либералами и консерваторами.

Избирательные реформы конца XIX в . В конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на демократизацию изби­рательного права.

В 1872 г. либеральное правительство, стремясь покончить с весьма распространенной практикой подкупа избирателей, про­вело закон о тайном голосовании. Однако эта мера имела незна­чительный успех. Законом 1883 г., который ограничивал избира­тельные издержки и обязывал избирательных агентов к публичной отчетности, был установлен перечень избирательных преступлений и усилено наказание за них.

В 1884-1885 гг. была проведена третья избирательная рефор­ма, призванная исправить недостатки первых двух реформ, в част­ности устранить пестроту избирательных цензов.

Законом 1884 г. в городах отменялся имущественный ценз, а в графствах право голоса получили мелкие арендаторы на условиях, предъявляемых городским жителям реформой 1867 г. В результате этой реформы число избирателей было увеличено вдвое.

Закон 1885 г. произвел новое перераспределение мест: 105 «местечек», имевших менее 16 тыс. жителей, лишились са­мостоятельного представительства; города с населением менее 57 тыс. жителей получили по одному месту; более крупным горо­дам число мандатов было увеличено. Города и графства были раз­делены на округа (округ охватывал 50-54 тыс. жителей), выби­равшие по одному депутату.

Реформа 1884-1885 гг. не устранила многих существенных недостатков избирательной системы: сохранялась диспропорция между числом избирателей и количеством мандатов; лица, зани­мавшие в нескольких округах помещения, дающие право голоса, получали несколько голосов, тогда как значительная часть населе­ния не имела избирательных прав. Кроме того, был сложным по­рядок регистрации избирателей. Выборы происходили не в один день по всей стране. Депутаты не добивались вознаграждения. Сохранялась мажоритарная система выборов: если кандидаты не добивались абсолютного большинства, побеждал тот, кто получал относительное большинство.

Реформы местного управления и суда. Следующий этап ре­форм связан с партией консерваторов. В 1888 г. они провели ре­форму местного управления в графствах, распространив на них систему самоуправления, установленную в 1835 г. в городах. Соз­данным в графствах выборным советам была передана вся адми­нистративная власть. За мировыми судьями сохранились лишь су­дебные функции. В приходах с населением более 300 жителей также создавались выборные советы. В результате реформы мест­ное самоуправление перешло от аристократии к буржуазии.