История царя соломона краткое содержание. Как он пришёл к власти. Правитель Иудеи и царица Савская


Имя: Соломон (Solomon)

Дата рождения: в 1011 году до н. э

Дата смерти: в 928 году до н. э

Возраст: 62 года

Место рождения: Иерусалим

Место смерти: Иерусалим

Деятельность: Царь Израильского царства

Семейное положение: был женат

Царь Соломон - биография

Имя Соломон, Шломо, то есть «мирный», под которым сын вошел в историю, было дано ему матерью. Другим его именем, которое ему при рождении дал пророк Нафан, было Иедидиа - «любимец Бога».

Людей, которые не вполне заслуженно прослыли великими мудрецами, в истории немало. Но только Соломон, царь Израиля, хотя и совершил множество грехов, умудрился стать еще и святым сразу трех религий.

Соломону сказочно везло. Начать с того, что от подавляющего большинства его современников не осталось даже имен, а о его жизни и делах мы знаем едва ли не всё. Ведь повествующие о нем книги Царств вошли в состав Священного Писания. хотя ничего особенно святого в них нет. Вот что, например, рассказывается там о событиях, предшествовавших рождению маленького принца Соломона в семье царя Давида:

«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею».

Чтобы отделаться от мужа красавицы, царь Давид велел отослать его в военный поход и дал инструкцию; «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». Когда Урин погиб, царь смог жениться на Вирсавии, и в положенный срок у них родился сын.

Вероломный поступок царя скрыть не удалось, и в Иерусалиме разразился скандал. Пророк Нафан открыто проклял дом Давидов, обрекая его на братоубийственные раздоры. Кроме того, он предсказал, что рожденный Вирсавией младенец умрет. Так и случилось. Давид после этого покаялся перед Господом, и Нафан объявил, что он прощен. Скоро прекрасная Вирсавия родила второго сына, названного Соломон, или Шломо, - от слова «шалом», то есть мир.

Имя это было выбрано не случайно: мир был главным, о чем мечтал тогда царь, измотанный борьбой с воинственным народом филистимлян и прочими врагами, внешними и внутренними. К моменту рождения царевича, в середине 900-х годов до нашей эры, царство, которое называли то Израильским, то Иудейским, занимало меньше половины территории нынешнего Израиля. За каждый клочок земли приходилось сражаться, нередко истребляя всех его жителей. К примеру, завоевав страну аммонитян, Давид «положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи».

Ко времени появления на свет Соломона у сорокалетнего царя Давида от разных жен было уже два десятка отпрысков. Естественно, они без восторга восприняли еще одного наследника, да и друг к другу относились далеко не по-братски. Вскоре после рождения Соломона его старший брат Амнон изнасиловал родную сестру Фамарь, отец простил его. но другой брат, Авессалом. вступился за честь сестры и приказал своим слугам зарезать Амнона. После этого царевич бежал в соседнюю страну, но через три года Давид простил его и даже объявил официальным наследником.

Но Авессалом не хотел ждать - он давно считал себя достойным трона, ибо был самым сильным и красивым юношей в Израиле. Библия пишет, что его роскошные волосы, когда он раз в год состригал их, весили двести сиклей - 2,4 кг Очаровав или подкупив щедрыми дарами многих израильтян, он в один прекрасный день объявил себя царем. Давид, не желая воевать с сыном, отправился со своей гвардией за Иордан, но Авессалом решил избавиться от отца раз и навсегда. Он со своими сторонниками догнал Давида в Ефремовом лесу, и отцу пришлось начать сражение. Его закаленные бойцы быстро обратили неопытных воинов Авессалома в бегство. Сам царевич, убегая, запутался волосами в ветвях дерева и был пронзен стрелами.

На этом тревоги царя не кончились - теперь на трон стал претендовать следующий по старшинству сын, Адония. Кроме того, в Израиле, северной половине царства, поднял восстание некий Савей, а с запада опять напали филистимляне. Давид снова одолел всех врагов, но ему было уже под семьдесят, и его железное здоровье - в юности он одним броском камня сразил великана Голиафа - сильно ослабло. Ночами он никак не мог согреться, и старейшины нашли для него красивую девицу по имени Ависага. чтобы она согревала царя ночью. - но он, поясняет Библия, «не познал ее».

Похоже, со здоровьем у Давида было совсем неважно. Осознав это, его приближенные разделились на две группировки: главнокомандующий Иоав и первосвященник Авиафар хотели посадить на трон Адонию, а пророк Нафан и Вирсавия, которая до сих пор владела сердцем царя, поддерживали Соломона. Адония, уверенный в победе, уже назначил свою коронацию, но Вирсавия проникла в покои царя и напомнила тому данное ей обещание: «Не клялся ли ты, господин мой царь, рабе твоей, говоря: «Сын твой Соломон будет царем после меня»? Почему же воцарился Адония?» И Давид назначил своим преемником 18-летнего Соломона.

Адония, узнав о том, что все его интриги, чтобы стать царем, были напрасны, побежал, опасаясь расправы, в храм и ухватился за рога жертвенника, сделанного в виде бычьей головы, - это означало, что он просит защиты у Бога. Его простили, но скоро Давид умер, и Адония опять попытался пробраться к власти. Тут терпение Соломона кончилось, и он велел верному генералу Ванею убить Адонию. Заодно был убит Иоав, хотя он тоже пытался найти убежище у жертвенника. А вот первосвященника Авиафара Соломон пощадил, сказав ему: «Ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя».

«И сел Соломон на престоле Давида, отца своего», - лаконично пишет Библия. Во время коронации новый первосвященник Садок помазал священным миром лоб царя, одетого в льняное платье, расшитое золотом, и алый плащ. Левиты в это время пели псалом: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Как водится, народу раздавали хлеб и мясо жарившихся тут же барашков. Когда торжества кончились, пришла пора заняться делом.

Было создано правительство в составе Ваней, министра финансов Адонирама, министра двора Ахисара и министра полиции Азарии. С ними царь и начал проводить свои преобразования, о которых мы, как ни странно, почти ничего не знаем. Библия - не учебник истории, и ее составителей прежде всего интересовали нравоучительные рассказы и чудеса. Первого в жизни Соломона хватало, а второе в изобилии приписали ему легенды.

Первое чудо случилось уже в начале правления - как было принято, Соломон отправился в святилище в Гаваоне и заночевал там, и Бог, явившись ему во сне, спросил: «Что дать тебе?» Царь попросил для себя мудрости, и Всевышнему это так понравилось, что он дал Соломону не только мудрость, но также богатство и славу: «Так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе».

Свою мудрость царь доказал, женившись на дочери египетского фараона: это прекратило многолетнюю вражду иудеев и Египта, зародившуюся во времена Моисея. Царевна родила Соломону дочерей, получивших египетские имена Басемат и Тафат. Правда, первой женой царя стала все-таки не она, а Ависага, согревавшая его отца, - должно быть, молодые люди сблизились еще при жизни Давида.

Библия говорит: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян». В отличие от Давида, царь практически не вел войн, но при этом сумел расширить территорию Израиля от Нила до Евфрата.

Чаще всего это делалось путем браков: он женился на дочерях соседних царьков, после смерти которых - иногда ловко подстроенной, - прибирал их владения к рукам. Поскольку тогдашние «цари» были всего лишь старейшинами кочевых племен или крохотных городков, и в одной Палестине их было человек триста, гарем Соломона непрерывно разрастался. По утверждению Библии, у него было семьсот жен и триста наложниц.

Мудрость царя проявилась и в том. что он решил сплотить свой народ общим делом - а именно строительством нового грандиозного храма, куда предполагалось поместить ковчег Завета (арон ха-брит) - величайшую святыню, внутри которой хранились скрижали, полученные Моисеем от самого Господа. Давид перенес ковчег из Гаваона в Иерусалим и хотел построить для него достойное вместилище, но не успел. Теперь Соломон заключил договор с царем финикийского Тира Хирамом, в стране которого росли знаменитые на весь Ближний Восток ливанские кедры.

В обмен на кедровую древесину он обязался каждый год давать Хираму большое количество масла, мяса и зерна. В Тир были посланы 30 тысяч человек, которые заготавливали древесину; еще 150 тысяч жителей Израиля добывали в горах камни и переправляли их в Иерусалим. Возводить храм заставили практически всех здоровых мужчин. Стройка длилась 7 лет, и с ней связана знаменитая легенда о главном каменщике, которого звали то ли Хирам, как царя, то ли Адонирам, как Соломонова министра. Он отказался раскрыть секреты своего ремесла и за это был убит. Наследники Хирама якобы основали дня защиты тайн братство «вольных каменщиков» (франкмасонов), сделав его эмблемами циркуль, угольник и отвесные инструменты мастера и в то же время орудия его убийства.

Достроенный храм представлял собой громадное здание, в котором, по мнению богословов, могли поместиться до 50 тысяч молящихся, В центре храма располагалась «святая святых» (Давир), где на каменном пьедестале установили ковчег, охраняемый позолоченными статуями херувимов - не ангелочков, а крылатых быков высотой пять метров. Храм был разрушен в 586 году до н.э. вавилонским царем Навуходоносором II, но перед этим ковчег таинственнно исчез.

Любители тайн ищут его до сих пор, как и другой ковчег, Ноев. Новый храм был построен после возвращения евреев из вавилонского плена, но тоже был разрушен, на этот раз римлянами. От него сегодня осталась одна стена - знаменитая Стена Плача, а из всех сокровищ Соломона, перечисленных в Библии, сохранился лишь золотой гранат, который царь подарил первосвященнику Садоку.

Израиль при Соломоне богател благодаря земледелию и торговле. Годовой доход царя составлял 666 талантов -почти 23 тонны золота. Царский двор каждый день потреблял «тридцать коров (кор = 220 литров) муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки, десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайгаков, и откормленных птиц». «Серебро во дни Соломоновы считалось ни за что», -утверждает Библия.

При раскопках в Иерусалиме найдено много чашечек для косметики, зеркал, шпилек дпя волос, кувшинов для импортных благовоний - это доказывает, что придворные дамы зорко следили за модой. В пограничном городе Мегиддо археологи нашли громадные конюшни - похоже, Соломон организовал поставку лошадей из Азии в Египет, где в них остро нуждалась армия фараона. Царь наладил добычу и переплавку меди, а также построил большой флот, который каждые три года плавал в страну Офир, привозя оттуда золото и деревесину ценных пород.

Ученые до сих пор спорят, где находился этот Офир и какое отношение к нему имеет знаменитая царица Савская (Шеба), прибывшая к Соломону «с весьма большим богатством», желая «испытать царя загадками». Древнее царство Саба находилось в Йемене, в Эфиопии царицу считают своей землячкой, но Библия намекает, что она прибыла именно из Офира. Царица явилась испытать мудрость Соломона и пришла в такое восхищение, что вручила ему все привезенные с собой богатства.

Библейский рассказ на этом кончается, но легенды гласят, что прекрасная Шеба, или Билкис, - так она зовется в Коране - полюбила царя, и они не поженились только потому, что ноги царицы - или даже вся она - были густо покрыты волосами. Это не помешало, однако, царице родить Соломону сына Менелика, который будто бы основал династию эфиопских негусов,. В одной из церквей Эфиопии, по слухам, до сих пор хранится ковчег Завета, который царица увезла с собой, - может, поэтому он и исчез из Иерусалима?

Войн и других славных деяний, помимо строительства Храма, Библия за Соломоном не числит - возможно, это и было главным свидетельством его мудрости. Зато царь занимался интенсивным литературным творчеством: «И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах. .. и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах». Последние слова.
неверно понятые, породили позже веру в то, что Соломон понимал язык зверей и птиц.

Сохранилось множество преданий - иудейских, христианских, мусульманских - о мудрых деяних Соломона. Самое знаменитое гласит, что, когда две женщины поспорили из-за ребенка - каждая уверяла, что она его мать, - царь велел рассечь мальша пополам и дать каждой по половине. Та, что в ужасе закричала: «Отдайте ей, только не убивайте!» - и была признана родной матерью. Не менее известна история о кольце с надписью: «Все проходит», которое подарил Соломону один мудрец. Он сказал: «В тяжелую минуту посмотри на это кольцо, и ты утешишься».

Царь так и поступал, но однажды. взглянув на кольцо, он только больше рассердился и сорвал его с пальца, чтобы швырнуть в пруд. Тогда на внутренней стороне кольца он прочел надпись: «И это пройдет». Иногда эту историю продолжают: состарившись, царь горевал, сознавая, что кольцо говорит правду, и вдруг заметил еле заметную надпись на его ребре. которая гласила: «Ничто не проходит».

Немало таких историй содержится в библейских книгах Притчи Соломона и Премудрость Соломона, автором которых считают царя, хотя, скорее всего, это продукт коллективного творчества. Вряд ли принадлежит ему и другая книга -знаменитый Екклесиаст («Говорящий в собрании»). Горькие раздумья о тщете всего сущего могли, конечно, принадлежать состарившемуся царю, но ученые нашли в книге персидские и арамейские слова, доказывающие, что она написана несколькими веками позже.

Соломону приписывают и «Песнь песней» («Шир ха-ширим») - великую книгу о любви, которая в благочестивом толковании трактуется как любовь к Богу. Но так ли это? «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Шлаадской... Как лента алая губы твои, и уста твои любезны: как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими... Два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями».

Да, Соломон мог написать такое одной из своих возлюбленных, но обращать подобную возвышенную эротику к Всевышнему вряд ли решился бы. К тому же половина «Песни песней» написана от лица девушки - скорее всего, это сборник старинных свадебных песен, мудро включенных в Библию и благодаря этому сохранившихся на благо всех влюбленных.

Уже в Средние века Соломону приписали множество других сочинений - большей частью оккультных и магических. Астрологи и алхимики, чтобы не быть обвиненными в ереси, объявили царя, признанного святым, своим покровителем. Он якобы имел чудесный трон, охраняемый золотыми животными, ковер-самолет и перстень с выгравированным на нем тайным именем Бога -с его помощью можно было повелевать ангелами и демонами. Пятиконечную звезду, или пентаграмму, прозвали «печатью Соломона» - по преданию, он становился в ее центр, когда вызывал духов.

Один из экспериментов кончился печально: демон Асмодей забросил царя в пустыню. откуда тот сумел выбраться лишь через три года, пока нечистый, принявший его облик, правил вместо него. В исламских преданиях Соломон (Сулейман ибн-Дауд) более удачлив: он повелевает целой армией джиннов, а непослушных, таких как любимый советскими детьми джинн Хоттабыч из книги Лазаря Лагина. сажает в кувшины.

На деле могущество Соломона было не столь велико. Доходы царя с некоторых пор не покрывали расходов. Задолжав тирскому правителю Хираму громадную сумму, он был вынужден отдать ему 20 городов. Задавленное податями население роптало - особенно израильтяне, которые были многочисленнее жителей Иудеи, но гораздо беднее. Их земляк Иеровоам, занимавший видный пост в царской администрации, поднял мятеж, а потом бежал в Египет, где его радупшо принял фараон Сусаким. Другой угрозой был разбойник Разон, который захватил Дамаск и стал там царем, постоянно нападая на северные израильские земли.

Не меньше хлопот Соломону доставляли многочисленные жены. И дело было не в том, что они, как это нередко случалось в царских гаремах, интриговали. продвигая в наследники своих детей. Соломон был не так плодовит, как его отец: мы знаем только одного его сына -Ровоама. сына Наамы Аммонитянки. Это решало проблему наследования, но возникла другая проблема, о которой пишет Библия: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему...

И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской... Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам». Похоже, царь решил, что служение родным божествам отвлечет его благоверных от интриг, но для служителей храма это был не аргумент.

Они донесли до Соломона вердикт разгневанного Бога: «За то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе. Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему». Царь печалился, но решил не огорчать обольстительных чужестранок - они были его последним утешением в старости, полной огорчений и недугов. Старость в те времена наступала рано - Соломон скончался, когда ему было только 62 года. Согласно еще одной легенде, он велел не хоронить его до тех пор, пока черви не начнут точить его посох, сделанный из сикоморы. Когда это случилось, его признали мертвым и похоронили в богатой гробнице на горе Сион рядом с Давидом.

После смерти царя вернувшийся Иеровоам поднял в Израиле восстание. Законный наследник Ровоам сохранил власть только над Иудеей с Иерусалимом. Израильское царство разделилось надвое, и обе части погрузились в хаос дворцовых переворотов, мятежей и иностранных нашествий. На этом фоне правление Соломона казалось особенно мирным и счастливым - потому-то царя и стали считать непревзойденным мудрецом.

Сам он вряд ли бы согласился с таким определением и, глядя на неутешительные итоги своего правления, вполне мог бы произнести печальные слова, вложенные в его уста автором книги Екклесиаста: «Предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это -томление духа: потому что во многой мудрости много печали: и кто умножает познания, умножает скорбь».

Легендарный Соломон (1011-928 гг. до н. э.) - третий еврейский царь, сын Давида от Вирсавии. При нем Израиль достиг вершины своего влияния и могущества. После окончания царствования Соломона (965-928 гг. до н. э.) в стране наступил период междоусобиц и распада некогда единого государства. Этот монарх прославился собственной мудростью и справедливостью. Главным его достижением считается строительство на Храма, о котором так мечтал праведный Давид.

Приход к власти

Соломон был одним из младших сыновей своего отца, что не помешало влиятельному пророку Натану выделить его среди других детей Давида. Способный мальчик вырос достойным мужчиной. Формально он не числился наследником престола, однако цепочка из нескольких событий привела к тому, что именно он стал царем Израиля.

После смерти двух старших сыновей Давид обещал своей любимой супруге Вирсавии передать трон Соломону. Такое решение не понравилось Адонии. Этот сын Давида, ставший старшим вследствие кончины Авшалома и Аммона, решил не подчиняться воле отца. Его поддержали несколько влиятельных людей, в том числе первосвященник Эвьятар и военачальник Йоав. На стороне Соломона оставался пророк Натан.

Партия Адонии открыто объявила о его претензиях на власть и стала собирать новых сторонников. Тем временем умирающий Давид повелел помазать на царство Соломона (о чем гласит о царе Соломоне). После совершения священного ритуала народ присягнул наследнику. Адония, испугавшись мести брата, укрылся в святилище, но вышел оттуда, когда новый правитель пообещал сохранить ему жизнь.

Вскоре умер Давид. Адония убедил Вирсанию попросить сына разрешение на его брак с Ависагой - одной из наложниц покойного отца. Согласно древним законам, такой брак давал право на престол. Царь Соломон, биография которого показывает пример дальновидного политика, понял замысел мятежного брата и приказал убить его самого и некоторых его высокопоставленных приспешников. Это был единственный случай, когда монарх разрешил смертную казнь.

Внешняя и внутренняя политика

Одержав победу над династическим конкурентом, Соломон приступил к полноценному правлению Израилем. Он поспешил подружиться с Египтом. Женившись на дочери фараона, иудейский монарх получил в приданное город Гезер. Царствование Соломона также ознаменовалась продолжением дружбы с финикийским государем Хирамом, имевшим хорошие отношения еще с Давидом.

Правитель иудеев любил лошадей и распорядился создать первую иудейскую кавалерию. Соседние цари и прибыльная торговля давали большие доходы. Соломон тратил их с размахом, во всем стараясь достичь величия. Его грандиозные предприятия ложились тяжелым бременем на простое население. Из-за этого у власти начался конфликт с коленами Менаше и Эфраима. История царя Соломона, при всей грандиозности его личности, отличалась и его собственными ошибками. Принуждая строптивые племена усерднее работать, властитель усиливал их сепаратные настроения. Отчасти именно по этой причине распад Израиля после смерти Соломона стал естественным и логичным итогом внутреннего иудейского конфликта.

Возведение Храма

Каким бы противоречивым ни был царь Соломон, биография этого монарха древности больше всего известна благодаря строительству Храма. Еще его отец Давид покорил принадлежавший иевусеям Иерусалим и перенес туда Ковчег Завета. Он же вместе с судьями из Синедриона подготовил план будущего Храма. Давид не успел осуществить строительство главного религиозного сооружения иудеев и завещал исполнение этого замысла своему сыну.

Царь Соломон, биография которого представляет собой пример одного из лучших дипломатов древности, прежде чем начать возводить Храм, заручился поддержкой иностранных специалистов. Правитель финикийского города Тира Хирам посодействовал ему, прислав в Иерусалим многих ремесленников и плотников (в том числе своего лучшего зодчего Хирама Абиффа).

Из Ливана поставлялись строительные материалы: песчаник, кипарисы, кедры. Камни обтесывались каменотесами как Хирама, так и Соломона. Медь, необходимая для утвари и храмовых колонн, добывалась в медных копях Идумеи, на юге Израильского нагорья. В строительстве было задействовано почти 200 тысяч рабочих.

Завершение строительства

Строительство Храма продолжалось семь лет и завершилось в 950 году до н. э. На празднование, посвященное его торжественному освящению и продолжавшееся две недели, прибыли старейшины всех родов и колен. В Храм был перенесен после чего царь зачитал молитву. Строительство стало делом общенародной важности. Оно превратилось в олицетворение объединения всего Израиля.

Храм задумывался как часть комплекса, в который входил в том числе и царский дворец. Это величественное здание доминировало над всеми постройками Иерусалима. Отдельный вход соединял культовое сооружение с дворцом Соломона. Весь комплекс строился еще девять лет.

Идолопоклонничество

Согласно Торе, к Соломону дважды являлся Бог. В первый раз это случилось во время одного из жертвоприношений. Царь Соломон, биография которого характеризует его как умного правителя, попросил у Бога мудрости и таланта править собственным народом (что и было ему дано).

Во второй раз откровение произошло уже после строительства Храма. Бог пообещал взять род Давида под свое покровительство, если народ не отпадет от Соломона. Однако ближе к старости царь стал терпимо относиться к языческим культам. Современники связывали эту перемену с влиянием иноплеменных жен монарха. На Масличной Горе Соломон даже построил капище для Молоха и Кмоша - чужих иудеям богов. Такой поступок вызвал недовольство многих ревностных к вере евреев. За это Бог отнял власть над Израилем у сына Соломона, что привело к распаду страну.

Правитель Иудеи и царица Савская

Жизнеописание Соломона связано с легендарной фигурой Древнего Востока - царицей Савской. Эта женщина правила аравийский государством Саба. Прослышав о славе и мудрости иудейского царя, она прибыла в Иерусалим для того, чтобы испытать того загадками. Этот визит подробно описан в Ветхом Завете.

После дружеского посещения правительницы Сабы в Израиле начался период процветания и благоденствия. Некоторые исследователи считают, что Соломон имел с царицей любовные отношения. От этой связи вели свое происхождение императоры Эфиопии. Их династия называлась Соломоновой.

В Европе интерес к сюжету взаимоотношений царя Израиля и царицы Савской оживился в эпоху Ренессанса. Легендарной правительнице были посвящены фрески знаменитого художника Пьеро делла Франчески. В литературе царица Савская попала в произведения Бокаччо, Генриха Гейне, Гюстава Флобера, Редьярда Киплинга и многих других писателей.

Шестиконечная звезда

Чтобы подчеркнуть свое почтение к покойному отцу, иудейский царь сделал его знак государственным символом и печатью. Так появилась знаменитая шестиконечная звезда Соломона. В Средние века ее также связывали с оккультной пентаграммой и мальтийским крестом, использовавшимся рыцарями иоаннитами.

Звезда Соломона применялась в алхимии, магии, Каббале и других мистических практиках. Иудейский царь носил кольцо-печатку, на которой был изображен этот древний символ. С помощью могущественного артефакта Соломон подчинил 72 джинна - огненных демонов пустыни. Звезда была его военным талисманом. Соломон не расставался с ним ни в одной битве.

Мудрость и смерть Соломона

Важным воплощением стало его творчество. Историки считают, что он был автором нескольких ветхозаветных книг, являющихся важными частями Библии. При жизни Соломон озвучил больше тысячи притчей, часть из которых легла в основу Книги притчей Соломоновых. Это произведение стало 28-й частью Танаха. Также авторству Соломона принадлежит Книга песни песней и Книга Екклесиаста.

Смерть царя Соломона наступила в 928 году до н. э на четвертом десятке его правления. Приближенные, не поверив кончине старца, не хоронили усопшего до тех пор, пока черви не начали поедать его посох. В арабских источниках Соломон называется Сулейманом и считается предтечей пророка Мухаммеда.

Определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9 -10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32 -40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6 -16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1 -9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии . Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф ; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12 -35).

В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон , где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7 -9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

"сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; [...] и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои " (3 Цар. 3, 11 -14).

Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16 -28).

Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30 -31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24 -25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства , которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1 -3; 2 Пар 9, 1 -12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания .

Расцвет царства Соломонова

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1 -7). Всё государство, за исключением удела Иуды , было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7 -19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14 ; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.

Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме . Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта , на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51 ; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54 -55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17 -19; 2 Пар 8, 2 -6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре , Мегиддо , Бефсамисе , Тель-Бет-Мирсиме , Газере . Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1 -9; 2 Пар 7, 11 -22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки , среди них были моавитянки , аммонитянки , идумеянки , сидонянки и хеттеянки , - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте , Милхому , Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1 -10).

Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11 -13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29 -39).

Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон , но и внутренний - Иеровоам . Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет . Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена . Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского , "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона " . Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий , хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах " .

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42 -43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму , но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) , которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между и приблизительно годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют - годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение годом, воцарение - годом, а кончину и раздел царства - годом до н.э. . Дубнов считает что Соломон прожил 64 года . Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского . Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий , утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил .

Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия . Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16 -19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон , гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи , Премудрость , Екклесиаст и Песнь Песней . Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона . Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь , по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

"Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него [...] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога " (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля , Сифа [...] Давида и Соломона " (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с века - во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью - часто: "Слыши, сыне, наказание отца твоего" (Притч 1, 8); "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой "макет" построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона - в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад . Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца - так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего

; араб. سليمان ‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в -928 г. до н. э. , в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в -965 г. до н. э. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма .

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»). Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией . В Аггаде царю Соломону приписываются также имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

Библия является основным источником, который используется для обоснования историчности существования Соломона как реальной личности. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий . За вычетом библейских рассказов, записанных спустя более чем 400 лет [ ] после смерти Соломона, никаких исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой . По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма , разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями . Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век ». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум .

Приход к власти

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3Цар. ), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (т.к. Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно. Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде , это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря . Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох . Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен. Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя . Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян , арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское).

Соломон в исламе

Образ в искусстве

Образ царя Соломона вдохновлял многих поэтов и художников: так, немецкий поэт XVIII в. Ф.-Г. Клопшток посвятил ему трагедию в стихах, художник Рубенс написал картину «Суд Соломона», Гендель посвятил ему ораторию, а Гуно - оперу. А. И. Куприн использовал образ царя Соломона и мотив «Песни песней» в своей повести «Суламифь » (1908). По мотивам соответствующей легенды был снят пеплум «Соломон и царица Савская » (1959).

См. также

Напишите отзыв о статье "Соломон"

Примечания

Преемник:
Иеровоам I
Иеров‘ам
Иудейский царь Преемник:
Ровоам
Рехов‘ам

Отрывок, характеризующий Соломон

– Господин адъютант, защитите. Что ж это? – кричала лекарша.
– Извольте пропустить эту повозку. Разве вы не видите, что это женщина? – сказал князь Андрей, подъезжая к офицеру.
Офицер взглянул на него и, не отвечая, поворотился опять к солдату: – Я те объеду… Назад!…
– Пропустите, я вам говорю, – опять повторил, поджимая губы, князь Андрей.
– А ты кто такой? – вдруг с пьяным бешенством обратился к нему офицер. – Ты кто такой? Ты (он особенно упирал на ты) начальник, что ль? Здесь я начальник, а не ты. Ты, назад, – повторил он, – в лепешку расшибу.
Это выражение, видимо, понравилось офицеру.
– Важно отбрил адъютантика, – послышался голос сзади.
Князь Андрей видел, что офицер находился в том пьяном припадке беспричинного бешенства, в котором люди не помнят, что говорят. Он видел, что его заступничество за лекарскую жену в кибиточке исполнено того, чего он боялся больше всего в мире, того, что называется ridicule [смешное], но инстинкт его говорил другое. Не успел офицер договорить последних слов, как князь Андрей с изуродованным от бешенства лицом подъехал к нему и поднял нагайку:
– Из воль те про пус тить!
Офицер махнул рукой и торопливо отъехал прочь.
– Всё от этих, от штабных, беспорядок весь, – проворчал он. – Делайте ж, как знаете.
Князь Андрей торопливо, не поднимая глаз, отъехал от лекарской жены, называвшей его спасителем, и, с отвращением вспоминая мельчайшие подробности этой унизи тельной сцены, поскакал дальше к той деревне, где, как ему сказали, находился главнокомандующий.
Въехав в деревню, он слез с лошади и пошел к первому дому с намерением отдохнуть хоть на минуту, съесть что нибудь и привесть в ясность все эти оскорбительные, мучившие его мысли. «Это толпа мерзавцев, а не войско», думал он, подходя к окну первого дома, когда знакомый ему голос назвал его по имени.
Он оглянулся. Из маленького окна высовывалось красивое лицо Несвицкого. Несвицкий, пережевывая что то сочным ртом и махая руками, звал его к себе.
– Болконский, Болконский! Не слышишь, что ли? Иди скорее, – кричал он.
Войдя в дом, князь Андрей увидал Несвицкого и еще другого адъютанта, закусывавших что то. Они поспешно обратились к Болконскому с вопросом, не знает ли он чего нового. На их столь знакомых ему лицах князь Андрей прочел выражение тревоги и беспокойства. Выражение это особенно заметно было на всегда смеющемся лице Несвицкого.
– Где главнокомандующий? – спросил Болконский.
– Здесь, в том доме, – отвечал адъютант.
– Ну, что ж, правда, что мир и капитуляция? – спрашивал Несвицкий.
– Я у вас спрашиваю. Я ничего не знаю, кроме того, что я насилу добрался до вас.
– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.
Кутузов избрал этот последний выход.
Французы, как доносил лазутчик, перейдя мост в Вене, усиленным маршем шли на Цнайм, лежавший на пути отступления Кутузова, впереди его более чем на сто верст. Достигнуть Цнайма прежде французов – значило получить большую надежду на спасение армии; дать французам предупредить себя в Цнайме – значило наверное подвергнуть всю армию позору, подобному ульмскому, или общей гибели. Но предупредить французов со всею армией было невозможно. Дорога французов от Вены до Цнайма была короче и лучше, чем дорога русских от Кремса до Цнайма.
В ночь получения известия Кутузов послал четырехтысячный авангард Багратиона направо горами с кремско цнаймской дороги на венско цнаймскую. Багратион должен был пройти без отдыха этот переход, остановиться лицом к Вене и задом к Цнайму, и ежели бы ему удалось предупредить французов, то он должен был задерживать их, сколько мог. Сам же Кутузов со всеми тяжестями тронулся к Цнайму.
Пройдя с голодными, разутыми солдатами, без дороги, по горам, в бурную ночь сорок пять верст, растеряв третью часть отсталыми, Багратион вышел в Голлабрун на венско цнаймскую дорогу несколькими часами прежде французов, подходивших к Голлабруну из Вены. Кутузову надо было итти еще целые сутки с своими обозами, чтобы достигнуть Цнайма, и потому, чтобы спасти армию, Багратион должен был с четырьмя тысячами голодных, измученных солдат удерживать в продолжение суток всю неприятельскую армию, встретившуюся с ним в Голлабруне, что было, очевидно, невозможно. Но странная судьба сделала невозможное возможным. Успех того обмана, который без боя отдал венский мост в руки французов, побудил Мюрата пытаться обмануть так же и Кутузова. Мюрат, встретив слабый отряд Багратиона на цнаймской дороге, подумал, что это была вся армия Кутузова. Чтобы несомненно раздавить эту армию, он поджидал отставшие по дороге из Вены войска и с этою целью предложил перемирие на три дня, с условием, чтобы те и другие войска не изменяли своих положений и не трогались с места. Мюрат уверял, что уже идут переговоры о мире и что потому, избегая бесполезного пролития крови, он предлагает перемирие. Австрийский генерал граф Ностиц, стоявший на аванпостах, поверил словам парламентера Мюрата и отступил, открыв отряд Багратиона. Другой парламентер поехал в русскую цепь объявить то же известие о мирных переговорах и предложить перемирие русским войскам на три дня. Багратион отвечал, что он не может принимать или не принимать перемирия, и с донесением о сделанном ему предложении послал к Кутузову своего адъютанта.
Перемирие для Кутузова было единственным средством выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона и пропустить обозы и тяжести (движение которых было скрыто от французов), хотя один лишний переход до Цнайма. Предложение перемирия давало единственную и неожиданную возможность спасти армию. Получив это известие, Кутузов немедленно послал состоявшего при нем генерал адъютанта Винценгероде в неприятельский лагерь. Винценгероде должен был не только принять перемирие, но и предложить условия капитуляции, а между тем Кутузов послал своих адъютантов назад торопить сколь возможно движение обозов всей армии по кремско цнаймской дороге. Измученный, голодный отряд Багратиона один должен был, прикрывая собой это движение обозов и всей армии, неподвижно оставаться перед неприятелем в восемь раз сильнейшим.
Ожидания Кутузова сбылись как относительно того, что предложения капитуляции, ни к чему не обязывающие, могли дать время пройти некоторой части обозов, так и относительно того, что ошибка Мюрата должна была открыться очень скоро. Как только Бонапарте, находившийся в Шенбрунне, в 25 верстах от Голлабруна, получил донесение Мюрата и проект перемирия и капитуляции, он увидел обман и написал следующее письмо к Мюрату:
Au prince Murat. Schoenbrunn, 25 brumaire en 1805 a huit heures du matin.
«II m"est impossible de trouver des termes pour vous exprimer mon mecontentement. Vous ne commandez que mon avant garde et vous n"avez pas le droit de faire d"armistice sans mon ordre. Vous me faites perdre le fruit d"une campagne. Rompez l"armistice sur le champ et Mariechez a l"ennemi. Vous lui ferez declarer,que le general qui a signe cette capitulation, n"avait pas le droit de le faire, qu"il n"y a que l"Empereur de Russie qui ait ce droit.
«Toutes les fois cependant que l"Empereur de Russie ratifierait la dite convention, je la ratifierai; mais ce n"est qu"une ruse.Mariechez, detruisez l"armee russe… vous etes en position de prendre son bagage et son artiller.
«L"aide de camp de l"Empereur de Russie est un… Les officiers ne sont rien quand ils n"ont pas de pouvoirs: celui ci n"en avait point… Les Autrichiens se sont laisse jouer pour le passage du pont de Vienne, vous vous laissez jouer par un aide de camp de l"Empereur. Napoleon».
[Принцу Мюрату. Шенбрюнн, 25 брюмера 1805 г. 8 часов утра.
Я не могу найти слов чтоб выразить вам мое неудовольствие. Вы командуете только моим авангардом и не имеете права делать перемирие без моего приказания. Вы заставляете меня потерять плоды целой кампании. Немедленно разорвите перемирие и идите против неприятеля. Вы объявите ему, что генерал, подписавший эту капитуляцию, не имел на это права, и никто не имеет, исключая лишь российского императора.

Царь Соломон – правитель Израильского царства в 965-928 гг. до н. э. До этого 2 года являлся соправителем своего отца Давида . Проявил себя мудрым государственным деятелем. При нём израильская держава достигла наивысшего богатства и могущества. В то же время следует заметить, что никаких исторических доказательств, указывающих на существование этого человека – нет.

Информация о Соломоне содержится только в библейских рассказах. Причём изложены они на 400 лет позже его правления. Однако многие специалисты считают, что данная личность действительно жила в X веке до н. э. С её именем связывают возведение Иерусалимского храма, который являлся религиозным центром еврейского народа вплоть до I века н. э. До 622 года до н. э. в нём хранился ковчег завета .

С именем этого царя также связывают строительство нескольких городов. Его царствование характеризуют как «золотой век». Самому же владыке приписывают множество достоинств и могучий интеллект. Его считают автором таких книг Ветхого Завета как «Книга Притчей Соломоновых», «Книга Екклесиаста или Проповедника», «Книга Песни Песней Соломоновых».

Кратко о царе Соломоне

Отцом Соломона был царь Давид, а матерью Вирсавия. К концу своего правления Давид попал в немилость к Богу. К нему пришёл пророк Нафан и посоветовал передать власть Соломону, у которого был наставником. В то же время на царскую корону зарился 4-й сын Давида Адония. Он вступил в преступный сговор с военачальником Иоавом и первосвященником Авиафаром. Поддерживаемый ими провозгласил себя наследником престола.

Самозванец даже назначил коронацию, но Нафан и Вирсавия восстановили против него немощного и старого Давида. Адония вынужден был бежать из Иерусалима и вскоре раскаялся в чрезмерной гордыне, охватившей его. После этого Соломону уже никто не препятствовал взять власть в свои руки. Он не тронул Адония, но казнил Иоава и лишил священства Авиафара. В преддверии коронации Бог наделил молодого наследника мудростью в обмен на верное служение ему.

В отличии от Давида царь Соломон не вёл завоевательные войны. Израильское царство итак имело очень большую территорию, поэтому проводимая политика была направлена на дружбу с соседями, а не на военную экспансию близлежащих земель. К тому же по землям Израиля проходил торговый путь, связывающий Древний Египет с городами Передней Азии. Это был очень серьёзный источник дохода, а поэтому государственная казна никогда не оставалась пустой.

Именно на полученные от купцов деньги были построены новые города и возведён Иерусалимский храм. Большую роль в процветании государства сыграли дружеские отношения с царицей Савской. Правила она государством Саба. Находилось оно на Аравийском полуострове в тех землях, в которых сейчас находится Йемен. Тут следует заметить, что по сей день неизвестно, существовала ли в действительности эта женщина, но её визит к Соломону описан в Ветхом Завете.

Правительницу благодатных земель заинтересовал умный царь, правивший далеко на севере, а поэтому царица Савская, которой, как и любой женщине, было присуще любопытство, решила встретиться с этим человеком. Прибыла она в Иерусалим под предлогом «испытать его загадками». Увидела она жизнь израильтян своими глазами и убедилась в мудрости Соломона. Он же «дал гостье всё, что она пожелала».

После этой встречи, как утверждается в Ветхом Завете, Израильское царство стало ещё более благополучным и процветающим. Видимо царица играла не последнюю роль на Ближнем Востоке, а поэтому её рекомендации привлекли в Израиль большое количество богатых людей.

Данный визит породил легенду о любовной связи царя Соломона с царицей Савской. Легенда легендой, но принявшие христианство правители Эфиопии создали Соломонову императорскую династию. Она, якобы, вела свой род от Менелика, родившегося от связи царя Израиля и царицы Саба. Мальчик появился на свет через год после того, как женщина посетила Иерусалим. Это пример того, что любую легенду можно облечь в выгодную для правящей группы людей идеологическую догму.

Испытание успехом и славой достойно выдерживают только единицы. Царь Соломон к этим единицам не относился. В «Третьей книге Царств» Ветхого Завета, в главе 11 написано: «И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце. Во время старости Соломонова, жёны склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу». Далее сказано, что царь построил языческое капище Хамосу и другим языческим богам, которым поклонялись его чужестранные жёны, имевшие на владыку огромное влияние.

Вполне естественно, что Бог прогневался на израильского царя. Он пообещал много горя нарду Израиля, но лишь после того, как прекратится царствование Соломона. Тут дело в том, что Господь обещал процветание Израилю, пока нынешний царь здравствует.

На 40-й год своего правления грозный владыка скончался. По легенде он умер в тот момент, когда наблюдал за возведением нового алтаря. Много дней придворные не хоронили тело, так как полагали, что царь может ожить по воле Бога. Но когда процесс разложения стал очевидным, останки предали земле. Сразу же после этого началось стремительное обнищание процветающего Израильского царства.

На трон после смерти царя Соломона взошёл его сын Ровоам. И сразу же по стране прокатились народные восстания. Северные области отделились и образовали новое Израильское царство. А у Ровоама осталось только Иудейское царство. Новый царь попытался вновь объединить земли в единое государство, но пророк Самей объяснил, что это является божьим наказанием за грехи его отца. Так закончилась история могучего Израильского государства, которое перестало существовать по причине грехов его правителей .