Индеец большой. Дикие племена. Индейцы Америки, о которых вы могли не знать

Территория Племена
Северная Америка Субарктическая зона алгонкины, кри, оджибва, оттава
Северо-восточные леса гуроны, ирокезы, миами, могикане, шауни (текумсе)
Юго-восточные леса чероки, чоктау, лемент, ноупвел, натчези, семинолы
Великие равнины черноногие, чейенны, команчи, пауни, сиу, лакота
Северо-западное побережье чинук, тлинкиты, цимшиан
Пустыни юго-запада апачи, навахо, пуэбло, хопи, мохавэ, шошоны
Центральная Америка майя , тольтеки, ольмеки, ацтеки , киче
Южная Америка инки (кечуа, аймара), гуарани, мапуче, шипибо, конибо

Томагавк из рога оленя на протяжении всей истории индейцев служил символом доблести мужчины-воина. Это топорик с длинной рукояткой. Конструкция томагавка претерпела эволюцию. Наиболее древней формой этого оружия ближнего боя был томагавк из рога оленя-карибу. В короткий спиленный отросток такого рога вставлялось кремневое острие, а позднее металлическое лезвие. Длинный отросток служил рукоятью. Нижняя её часть украшалась бахромой из замши. Позднее рукоятка делалась из дерева, украшалась по традиции бахромой, а в верхний конец вставлялось металлическое лезвие. Когда индейцы Прерий познакомились с европейцами, те стали подносить в подарок вождям томагавки, совмещённые с трубкой мира.

Трубка мира - священный предмет, украшенный перьями орла, которые символизировали благоденствие и благополучие. Наиболее древние ритуалы, в которых использовалась трубка мира, были посвящены культу плодородия. Индейцы собирались вместе и рассаживались по кругу. Наиболее почитаемый человек - военный предводитель, вождь или старейшина - раскуривал священную трубку, делал несколько затяжек и передавал сидевшему рядом воину. Тот делал несколько затяжек и передавал соседу. Так трубка обходила всех участников церемонии по кругу, объединяя их. Дым поднимался к небу, символизируя грозовые облака. Участники церемонии призывали их пролиться дождём. Дождь, благополучие и мир были тесно связанными понятиями. Поэтому, когда индейцы заключали мирные соглашения, прекращали военные действия, они совершали ритуал, аналогичный ритуалу вызывания дождя. Европейцы, воевавшие с индейцами и не раз наблюдавшие ритуалы во время церемоний заключения перемирия, так и назвали священную трубку - трубка мира.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.


Атапаски - собирательное название индейцев этого обширного района, которые принадлежат к различным племенам: кучинам, коюконам танайна, иналикам и многим другим. Охотники и рыболовы. Фауна края разнообразна: олени, карибу, лоси и др., потому охота преобладала над рыболовством. Вход в дома как правило был обращен к реке, а поселения вытягивались вдоль берега. Дома рубили из бревен. Зимнее жилище имело куполообразный свод, углубленный в землю, и было покрыто шкурами животных, в центре находился очаг, по краям нары. Пол застилали ветками, а вход вел через короткий тоннель. Посуду изготавливали из дерева, рога, травы и бересты. Атапаски носили одежду из хорошо выделанной замши, приготовленной из лишенной меха оленьей шкуры. Рубашки из замши украшали бахромой из замши, вышивкой оленьим волосом. Покрой мужских и женских рубах был одинаков. Подол чаще имел заостренные очертания, его край украшали бахромой, края одежды орнаментировали, оставляли там мех или бахрому: это были обереги. Костюм дополняли замшевые штаны и особая обувь - мокасины.

Тлинкиты - жители северо-западного побережья от Якутат на севере до р.Колумбии на юге, вели образ жизни охотников и рыболовов. Кроме тлинкитов на побережье проживали чугачи, квакиутль, тсишман и другие индейские племена. Их деревни располагались по берегам лагун, озёр или рек. Дома также как у алгонкинов обращены были входами к воде и выстраивались в линию. Тлинкиты были искусными воинами и даже имели деревянные доспехи. Орудия охоты и оружие делали из камня, кости, раковин. Тлинкитам была известна холодная ковка самородной меди. Из меди делали в основном украшения и кинжалы. Охотились при помощи гарпунов, стрел, копий. Виртуозно владели техникой обработки дерева. У них были свёрла, тесла, топоры из камня, деревообрабатывающие и другие инструменты.

Они умели пилить доски, резать фигурные скульптурки. Из дерева они изготовляли дома, каноэ, рабочие инструменты, скульптуру тотемные столбы. Искусство тлинкитов отличаю еще две особенности: многофигурность - механическое соединение разных образов в одном объекте, и полиэйконичность - перетекание, подчас зашифрованный, скрытый мастером плавный переход одного образа в другой. Проживая в дождливом и туманном климате морского побережья, тлинкиты делали специальные накидки из волокон травы и кедрового лыка, которые напоминали пончо. Они служили надежным укрытием от дождя. В основе религиозных представлений лежали представления о духах-помощниках. Верили в существование духов-покровителей ремесел, охотников, персональных духов-помощников шаманов. Индейцы верили, что после смерти душа умершего переселяется в тело животного, которое почиталось как тотем. Тотем - это индейское понятие, которое происходит от записанного европейскими миссионерами слова индейцев оджибве «ото-те-ман».

Индейцы прерий (от канадских провинций Альберты и Саскачевана до Техаса). Тетон-дакота, сиу, команчи, киова, манданы - с представителями этих индейских племён первым повстречались американские торговцы и охотники на просторах Великих равнин. Всё племена говорили на разных языках и не понимали друг друга. Чтобы общаться, они изобрели язык жестов и рисунчатое письмо, знаки которых понимали все индейцы Прерий. Охота была в основном мужским занятием. Олений и лосей мужчины выслеживали, притаившись в зарослях кустарника или в мелколесье. Чаще всего это была индивидуальная охота. Коллективная охота на бизонов в летнее время. Стойбище охотников состояло из нескольких групп, члены которых были меж собой в родстве. Браки заключались между членами удалённых друг от друга групп. Племя объединило нескольких стойбищ.

Свои переносные жилища - типи - обитатели таких стойбищ устанавливали по кругу. Каждая семья ставила типи на определённом месте в этом кольце, которое было обусловлено степенью участия в общественной жизни. Типи - коническое сооружение из жердей, покрытое 8-12шкурами бизонов. Шкуры искусно выделаны и сшиты. Внешняя сторона покрышки типи обычно украшалась росписью. Это особая форма мнемонического письма. Рисунки, которые покрывали нижний край покрышки типи, делали женщины. Эта форма искусства передавалась от матери к дочери и была очень древней. Рисунки архаичные, плоскостные, в композициях отсутствует перспектива, наиболее значимые изображения выделялись крупными размерами.

Фигуры всадников с копьями, облачённые в пышные перьевые уборы, изображения пеших воинов, собак, животных столь обобщенны, что напоминают знаки-символы. В центре типи располагается очаг, дым от которого выходит через дымовое отверстие. Отверстие можно в случае плохой погоды закрыть шкурой. Нижний край покрышки приваливали камнями или пришпиливали к земле с помощью костяных или деревянных колышков. Летом его приподнимали, чтобы проверить помещение. В типи уютно и тепло в зимнее время, порой немного душно от дыма. Во время перекочевок колья типии складывали ни V-образную волокушу, которую тащила собака или лошадь.

Власть осуществлялась вождями нижнего и высшего звена. Принятие решений определялось соглашением среди высших вождей. Вожди и заслуженные воины образовывали сообщества, которые назывались мужскими союзами, куда принимали с учётом воинских заслуг кандидата. Высоко ценились воинская доблесть и щедрость. Индейцы прерий были прекрасными воинами. После прихода европейцев индейцы Прерий быстро освоили верховую езду. Лошадь стала неотъемлемой частью военного снаряжения.

Воинственный нрав и овладение лошадьми сделало племя Дакота агрессивным народом. Воины были вооружены, луками и стрелами. Мобильность и связанная с нею быстрота передвижения были наиболее важными чертами их культуры, так именно мобильность определяла для них возможность на обширных пространствах Великих равнин. Особо престижными считались подвиги мужчин. Индеец мог накапливать военные «бонусы». Престижным считалось смело посмотреть в глаза врагу подхватить винтовку из выпавшего из седла врага, украсть лошадь врага, незаметно пробравшись в его деревню, снять скальп с головы поверженного врага.

Керамика была слишком тяжела для кочевой жизни, поэтому для приготовления пищи использовались шкуры животных. Шкуру растягивали на палочках, наливали воду и бросали внутрь раскалённые камни. В кипящую воду помещали куски парного мяса, которое не нужно было долго варить.

Искусство выделки кожи которой делали одежду, передавалось по наследству по женской линии. Свежую шкуру бизона растягивали на земле мехом вниз. С помощью скребков из рога лося, с лезвием из железа или камня, женщины очищали поверхность от мездры. Если шкура предназначалась для изготовления одежды, снимался мех. Затем шкуру вымачивали или зарывали во влажную землю. После этого ее смягчали маслом или смазывали обрабатываемую поверхность мозгом бизона. Далее счищали остатки мездры и коптили над дымом. Копченые шкуры приобретали коричневый оттенок. Индейцы умели изготавливать и восхитительно белые шкуры. Более мягкие шкуры лосей шли на шитье одежды.

Мужской костюм индейцев состоял из кожаного тюрбана, безрукавки, замшевших легинсов, мокасин и рубахи из шкуры бизона. Он дополнялся нагрудником из костей крыльев сокола, скреплённых кусочками кожи бизона - церемониальным украшением. Женщины носили прямого покроя рубахи до колена, легинсы, мокасины. Рубахи шили, сложив две шкуры бизона хвостами вниз. Поэтому в нижней части женских рубах образовывался характерный мыс. Нижнюю часть таких рубах и швы декорировали бахромой из замши, которая символизировала мех бизона.

Вождя можно было легко узнать по накинутой на плечи шкуре бизона с великолепной зимней шерстью, украшенной перьями совы и шумящими подвесками. На шее - украшение из когтей медведя гризли. Волосы вождя были приглажены и покрыты охрой (как и лицо), в них были вплетены гильзы от патронов к винтовке. Выдающиеся воины и вожди носили высокие головные уборы из перьев, которые часто украшались и рогами бизона - символом могущества. Орлиное перо считалось наделенным магической силой и рассматривалось как амулет. В головном уборе вождя, длина перьев которого достигла 68 см, располагалось несколько десятков таких перьев.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П. Этногенез. М, 1986.

Белик А.А.,Резник Ю.М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение). - М.: «Наука»,1998.

Бонгард-Левин Г.М., Гратовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - М.: «Мысль», 1983.

Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. - М.: «Мысль», 1990.

Вавилов Н.И. Пять континентов. - М.: «Мысль», 1987.

Глазами этнографов. - М.: «Наука», 1982.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 2002.

Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. Соч., Т.5. М., 1953.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л. 1991

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М., 1997.

Моуэт Ф. Люди оленьего края. Отчаявшийся народ. Иркутск, 1988.

Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: «Высшая школа», 2000.

Сегеда С.П. Основи антропологiї. Київ, 1995.

Стингл М. Индейцы без томагавков.- М.: «Прогресс», 1984.

Страны и народы. (в 20 томах). М.: «Мысль», 1078-1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М.: Изд-во МГУ, 1964.

Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990.

Фальк-Ренне А. Путешествие в каменный век. - М.: «Наука», 1986.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. - М.,1988.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М.: «Наука», 1985.

Этнография. Под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. - М.: «Высшая школа», 1982.

Янковский Н.К., Боринская С.А. Наша история, записанная в ДНК // Природа, 2001 - № 6.

Индейцы - это коренные жители территории Америки, проживающие до прихода европейцев и после них. Первооткрыватель данных земель Христофор Колумб в конце XV века, сделал ошибочное представление об индейцах, возомнив их, обитателями Индии. Переселение американоидной расы началось 70 тыс. лет назад до н.э. из северо-восточных земель Азии. Северная часть Америки начисляла 400 тыс видов индейцев.
Каждое племя имело свой язык речи и у некоторых видов народа он состоял из произношения жестов, и сигналов. Письменность представляла из себя вид пиктограмм - информация, нанесённая на объектах в виде рисунков и символов.
Главным атрибутом индейцев служил вампум - цилиндрическое украшение, надетое на обвязанные шнуры. Такой необычный объект одновременно служил в качестве украшения, денежной единицы и источника информации. Для донесения важной информации, посыльный доставлял на большие расстояния вампум, на котором наносились символы в виде пиктограмм. Их могли хорошо расшифровывать мудрые вожди и старцы.
Одежда индейцев представляла из себя невообразимо красивые наряды из ярко-пёстрой одежды и украшений. Изящные перья служили главным отличием и коренной американский народ, нельзя было спутать ни с кем с другим. Многочисленное количество таких переплетённых между собой разноцветно-белых полосок, имели право носить, только мудрые вожди и старцы. На боевые вылазки и охоту, воины раскрашивали свои лица красно-белой краской. В сочетании с головными уборами и необычными причёсками, индейский народ приобретал уникально впечатляющий, внешний вид.
Основным занятием индейцев являлась охота, земледелие, сельское хозяйство и собирательство. Благодаря коренным американцам, у европейцев зародились ценные для приготовления в пищу культуры картофеля, кукурузы и прочих зернистых, кабачковых и бобовых растений.
Главным оружием индейцев являлся лук и томагавк. После прихода европейцев на новые земли, в арсенале индейцев появилось огнестрельное оружие и лошади. Это значительно облегчало и ускоряло охоту за добычей, особенно на бизонов.
Девушки занимались вышивкой различной материи с невообразимо изящными узорами и риcунками. Мужчины мастерили различные приспособления и фигуры из дерева. Глядя на такое искусство, можно было бесконечно восхищаться творимым ремеслом.
Cамым распространённым блюдом был пеммикан, который представлял из себя вид каши. Его умели готовить только женщины и в нём имелось очень много полезных для организма веществ.
Религия у индейцев была связана с духами. В качестве священников служили шаманы. Они могли подолгу плясать с бубнами вокруг костров, отгоняя зло и прочий отрицательный негатив.

Курительная трубка индейцев


Истории курительной трубки насчитывается около 3000 лет . Её основателями являются индейцы Америки . Её жители глубоко обосновали культуру выращивания табака и изготовление трубок. Материалом изготовления служила глина, камень, а позднее и дерево. Конструкция и форма трубок - это целое произведение искусства, где выделяется их изящное ремесло изготовления. В древности они выделывались длинной формы, что требовало от мастера ещё более сложной инженерии. Дизайн рукоделия, мог выполняться в различных формах фигур людей, животных и фантастических существ. Конструкция трубок могла дополняться разнообразными украшениями, в которые входили воск, красители и красный камень под названием катлинит .

Ирокезы


Ирокезы - это индейские племена Северной Америки и Канады, которые проживали в средние века и Новое время. Данные племена были враждебными ко всем остальным и больше вели независимый образ жизни. Проживающие рядом схожие соседи, такие как: кайюга , мохоки , онайда , онондага и сенека , cвоим сплочённым объединением образовали Лигу (Конфедерацию) Ирокезов в 1570 году .
Жилища представляли из себя большие, вытянутые в ширину дома, похожие на переплетённые длинными ветками здания. Они изготавливались из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. Поселения надёжно ограждались защитными преградами в виде палисадов и частоколов в длину 4,5 метра .
Главными занятиями ирокезов являлось рыболовство , охота и земледелие . На плодородных полях высаживали кукурузу , маис , бобы и тыкву . Индейские жители были искусными мастерами по дереву. Талантливые умельцы конструировали различные деревянные атрибуты и плели корзины.
Одежда ирокезов изготавливалась из оленьих шкур и дублёных кож. Толстый материал прекрасно согревал в холодную погоду меняющегося климата. На ногах носили собственно изготовленную обувь под названием мокасины . После контактов с европейцами одежда незначительно стала меняться на западноевропейскую. Её завозили купцы и торговцы, которые успешно производили обмен с индейскими племенами. В скором времени в состав одежды входил сукно и ситец, а позднее шёлк и бархат. Последние два материала использовали в качестве украшений и одевались чаще всего в праздники.
Арсенал вооружения ирокезов состоял из луков , дротиков , cтрел , ножей , томагавков и металлических топоров . Рукоятки украшались резьбой и другими расписными узорами. В ранний исторический период племена одевали деревянные доспехи и щиты . Необходимость таких доспехов отпала, когда появилось огнестрельное оружие. Ирокезы первыми из всех американских племён поняли преимущество мушкетных ружей и пушек. Поэтому они успешно восприняли в свой состав вооружения данное пополнение этих грозных орудий.
Племена ирокезов были хорошими танцорами. На торжественных церемониях, для плясок, собиралось огромное количество людей. Для музыкального ритма использовали различные инструменты. Ими служили погремушки, палки, флажолеты, трубки, свистки и барабаны. Все они изготавливались из панцирей, копыт и перьев животных, а также из различных фруктов растений.
Невероятным отличием ирокезов служила их причёска. Собранный пучок волос в центре головы взъерошивали и украшали различными яркими перьями. Характерный имидж в более поздний период мог измениться и длинными волосами.
Первыми европейцами, вошедшие в контакт с ирокезами являлись англичане и французы в XVI веке, которые проводили исследования земель. Но самые хорошие торговые отношения у племён сложились с голландцами в XVII веке. Бобровые шкуры пользовались огромным спросом в Европе, тем самым наставляя ирокезов на войну с другими территориями для пополнения запасов данной добычи. Голландцы снабдили ирокезов хорошим огнестрельным вооружением, благодаря которому они приобрели мощную силу в составе содружества.

Ирокезы очень хорошо ориентировались в лесных местностях, могли хорошо маскироваться и бесшумно передвигаться. В любой стычке с врагом, где был лес, они выигрывали. Тихое отступление и внезапное нападение, являлось самым распространённой тактикой для боя. Многие историки описывают ирокезов как самых злобных и агрессивных воинов, незнающих пощады к своим врагам.

В VIII столетии эти индейские племена вытеснили французов с Нового Света, переняв сторону англичан. Это одна из причин проигрыша Франции в борьбе за колонии в Северной Америке. В войне за независимость ирокезы также были на стороне Англии, но проиграли её, уступив место новой нации бледнолицых американцев.


Гуроны

Племена гуронов проживали в средние века на территории Северной Америки . Их отличительной особенностью, представлял облик взъерошенного хохолка волос в задней части головы. Первоначальная численность составляла 40 тысяч человек до той поры, пока индейское племя не охватили войны и эпидемии болезней. Значительное количество жителей было сокращено в результате ожесточённых войн против ирокезов. В конечном итоге данное племя было так истреблено, что к концу XIX века их численность составляла всего лишь 240 человек .
Основным занятием гуронов являлось скотоводство, охота, земледелие, рыболовство, изготовление кожаных изделий. Данное племя участвовало в успешной торговле с другими недалёкими поселенцами.
Жилища гуронов представляли из себя достаточно просторные здания шириной 12 метров и высотой 8 м . В состав постройки входил материал хвойных деревьев, коры вяза и ясеня. Cтены строений были переплетены горизонтальными и вертикальными перегородками, соединяющие концы различного материала, входившими в состав архитектуры. Форма была в виде аркообразных фигур. Внутри было просторно и уютно. На каждую семью предоставлялась 1 комната с общим коридором. В зданиях могли располагаться отдельные отсеки для хранения запасов полезных ресурсов. Ими могли служить зерно и дрова. В поселении могло находиться самое основное здание большого размера. В нём располагался совет вождей, в котором решались важные вопросы урегулирования различных обстановок.
В ходе уменьшения численности в XIX веке , племена гуронов начали переселяться из Северной Америки в русскую Сибирь, а позднее и в Беларусь. Поэтому у некоторых народов этой нации, имеются корни сего индейского племени.

Могикане

Могикане являлись одни из самых крупных племён, входившие в состав конфедерации под названием алгонкины . Племена населяли большие деревни на местах современного Нью-Йорка.
Могикане занимались охотой , земледелием , рыболовством и собирательством . Это были единственные племена с демократической формой правления. Управление осуществлялось вождями, которое передавалось в наследие следующему поколению. Иногда старцев назначал специальный, всеобщий совет.
В первой половине XVII века могикане, как и многие индейские племена, были втянуты в бобровые войны с мохоками. Это сподвигло значительное оттеснение племён в начале 1600-х гг ., но позднее могикане вновь вернулись на свои прежние земли. Долговременные войны и болезнь оспы унесла жизни множества индейцев. Поэтому численность могикан значительно сократилось и привела к упадку.
Во время колониальных войн могикане были на стороне французов и англичан, но во время противоборства за независимость Америки, встали на сторону последних. Выдающийся вождь Хендрик Опомут наставил индейский народ воевать на стороне бледнолицых повстанцев. Но после завершения войны белые американцы в большом количестве заселили земли, принадлежавшие могиканам. Поэтому краснокожему народу пришлось переселиться на северные земли штата Висконсин, куда их пригласили дружественные ирокезы онайда .

Ботокудо

Ботокудо - это племена индейцев Южной Америки , которые проживали в восточной части Бразилии. Их главной отличительной особенностью являются большие кольца, вдетые в губы и уши. Огромный диск сооружали из специального растения под названием "Хорисия Вентрикоса ". Такой достаточно жуткий вид ботокудо, значительно пугал европейцев. К тому же их уровень жизни был воспринят португальцами ужасающим и неадекватным. Они для них больше напоминали звериных обезьян, чем культурного человека. Это способствовало значительному уничтожению и вытеснению Южноамериканских племён в глубь Бразилии.
Ботокудо имели развитую мускулатуру, широкие и плоские лица и маленький нос с широкими ноздрями. Внешность этих индейцев больше походит на монголоидную расу. К тому же сами жители этих племён, считают некоторых китайцев своей родственной расой.
Культура ботокудо не насыщенна богатой культурой. Они не носили практически никакой одежды и занимались кочевым образом жизни. Главным занятием была охота и собирательство. Оружие представляло из себя вид тонких копий, которые изготовлялись из тонких веток деревьев. Как и у многих племён имелся лук со стрелами.
Жилища представляли из себя вид шалашей, собранных из ветвей и древесины. Их высота была существенно низкой и не впечатляющей. Размер не превышал 1,5 метра .
У ботокудо имелся музыкальный инструмент в виде бамбуковой флейты. По их обычаям, игра на ней, отпугивала злых духов. Поклонялись южные индейцы Солнцу, которое по их размышлениям приносило добро. Луна же, представлялась источником негатива и зла. Во время затмений и ураганов, племена ботокудов стреляли из луков в небо, из собственных соображений таким образом отпугнуть тьму.

Инну


Инну представляли из себя индейцев, жившие в средние века на территории полуострова Лабрадор в канадских землях. Cеверное обитание позволило этому народу проявлять закалённую стойкость к холоду. Местность проживания находилась среди сосновых и еловых лесов, каменистых равнин, рек и озёр. Такое стратегическое положение, позволяло инну, сохранять свою безопасность от захватчиков и агрессоров.

Народы инну были успешными охотниками и рыболовами . Шесть зимних месяцев они усердно охотились и вели кочевой образ жизни, а при наступлении лета, разворачивали свои лагеря, где наступал оседлый покой. Они заботились о запасе продовольствия на будущее время. Добыча обрабатывалась и отправлялась на хранение. Охота на множество видов пушных зверей, позволяло инну, изготавливать очень красивые меховые и кожаные изделия с одеждой.

Cобирательство , тоже было достаточно разнообразным. Множество видов фруктов и ягод (черники, малины, земляники, вишни, дикого винограда и яблок) входило в состав рациона питания. Племя также добывало кленовый сок из многочисленных канадских деревьев.

Инну были хорошими торговцами пушного материала. Охота на большое количество видов зверей на территории Канадских земель, приносила данному индейскому племени отличную прибыль.

Жилищем инну служили конусообразные вигвамы. Они накрывались оленьими шкурами либо берестой. Всё зависело от погодных условий проживания той или другой местности. Их высота могла достигать 4 c лишним метра . Пол покрывался еловым покрытием из лапника и иногда мог дополняться ещё одним настилом из медвежьих шкур. Нижняя часть пола располагалась таким образом, что ноги отдыхающего человека были приподняты к центру очага, для ещё более удобного комфорта. Внутри вигвама было очень тепло даже при сильных морозах. В нём могло помещаться и проживать до 20 человек племени.

Оленья шкура была универсальным материалом. С помощью неё изготавливалось много полезных атрибутов для хозяйства. Из неё инну делали даже корзины, сумки и рубашки.

Посуду и сосуды для жидкостей изготавливали из берёзы и ели. Индейцы были большими любителями курительных трубок. Материалом для изготовления являлся сланец, песчаник и ель. Иногда трубка могла покрываться украшением из бисера.

Основным средством передвижения у инну являлось каноэ и деревянные плоты из брёвен. Но помимо этих двух видов транспорта, у северного народа ещё имелись снегоступы (лыжи) и тобогганы (санки). C их помощью, инну беспрепятственно могли преодолевать снежную преграду.

Религия индейцев представляла из себя верования в духов, которые по верованиям инну, повелевали над животными. Тем самым, жители выражали огромное уважение к своему владыке за добытую пищу и урожай.

Тлинкиты

Тлинкиты являлись обитателями Канады и юго-восточной Аляски . Эти индейцы отличали себя от других племён, относив себя к северо-западной культуре. Их численность в средние века составляла 10000 человек .
Главными занятиями тлинкитов была рыбалка и охота . Для рыболовства у племён было множество сооружений, включая разнообразную оснастку, такую как: сачки , крючки , гарпуны , остроги , дубинки и ловушки для рыб. Во время таких занятий индейцы делали временные жилища в виде шалашей. Земледелие до прихода европейцев отсутствовало. Зато тлинкиты умели изготовлять железо и были отличными умельцами по дереву. Из древесины индейцы вырезали красивые столбы, украшения, посуду, циновки, выделывали мебель, сооружали корзины. Была также развита торговля одеждой, мехами и шкурами.
Одежда у тлинкитов была изящной и разнообразной. Она подразделялась на летнюю и зимнюю. Даже летом индейцы надевали меховые накидки, а в холода к ним добавлялись штаны и мокасины. Самым ценным материалом являлась шкура бобра, сурка и волка. Куницу имели право носить только вожди и старцы. Одежда украшалась расписным орнаментом, как и маски с головами зверей, которые очень любили надевать тлинкиты. Такие маски могли быть надеты в случае боевых схваток и противостояний с врагами, и неприятелями. Эти головные накидки, служили пожалуй, главной отличительной особенностью внешнего вида юго-восточных индейцев.
Пищевой рацион тлинкитов был богатым и насыщенным. В него входили очень полезные питательные вещества жира, мяса диких животных, моллюсков, водорослей и различной рыбы.
Тлинкиты были воинственными и смелыми. Нередко на многочисленных каноэ они отправлялись в военные походы. В арсенале вооружения имелись луки со стрелами , кинжалы и палицы . Их тела защищались деревянными доспехами и шлемами. Поначалу племена были враждебно настроены на прибывших европейских колонизаторов, включая русских. Позднее, отношения с белыми людьми улучшились и даже началась торговля.
Религия тлинкитов была загадочной, таинственной и мистической. Cреди индейского народа было множество магов и шаманов. Самым магическим числом была 4, поскольку эта цифра ассоциировалась с 4-мя сезонами и 4-мя сторонами света.


Одшибве

Одшибве - это индейский народ, заселивший просторы Cеверо-Восточной Америки в средние века. Население племён вело осёдлый образ жизни и проживали отдельными группами до 50 человек . Одшибве состояли в союзе "Трёх огней ", в которые входили племена потаватоми и оттава. Данное триединство воевало с ирокезами и сиу. Одшибве являлись самыми сильными индейскими племенами. Они долгое время контролировали свои владения и могли cамостоятельно завоёвывать новые земли. Позднее пришли французы и примкнули к одшибве в качестве союзников. Cнабдив и показав им новое огнестрельное оружие, французы значительно помогли племенам окончательно изгнать сиу из своих владений.
Одшибве занимались охотой , рыболовством , собирательством и земледелием . Сбор урожая кукурузы, риса и овощей были самыми основными занятиями племени. В XVII веке была развита торговля пушниной с европейцами. Жилищами служили конусообразные вигвамы. Их строили из древесины берёзы, вербы и можжевельника. Племена одшибве были хорошими художниками и дизайнерами. Cвои жилища они украшали расписными символиками математических, астрономических и прочих геометрических знаков. Такие высеченные зарисовки можно было встретить даже на камнях.
У племён одшибве был развит шаманизм и верование в духов. Шаманы успешно приобретали навыки лечения различных заболеваний, обучаясь друг у друга.
Захоронения людей происходили в специально построенных маленьких домиках, которые обозначались специальной символикой.

Население племени были отличными земледельцами, искусными мастерами по дереву, обработки кожи, выделыванию ковров. Оттава могли изготавливать различные медицинские препараты. Важным источником выделок являлась берёзовая кора, с помощью которой сооружались вигвамы и водные каноэ. Обработке земли отводилась большая роль. Оттава выращивали подсолнечник, тыкву, бобы, маис. На водных реках рос дикий рис, который собирали на коноэ и употребляли в пищу. После земледелия индейцы занимались охотой и рыболовством.

Индейцы Сиу проживали на территории Северной Америки в районах рек Миссисипи и Скалистых гор . Основными занятиями были охота , рыболовство , собирательство , земледелие , строительство , торговля и рукоделие . После освоения лошади, охота на бизонов значительно улучшилась. Это крупное животное было огромным по своим размерам и приносило cолидную добычу мяса. Как и у других индейских племён, у сиу была хорошо развита торговля пушниной. Они могли хорошо сооружать морские виды передвижения, такие как плоты и кожаные лодки. На коже опытные умельцы наносили живописные орнаменты и шили бисером.
Сиу умели хорошо воевать, война была их основным увлечением. В силу этого, в арсенале холодного и стрелкового вооружения, находилась богатая разновидность атрибутики. Помимо лука, стрел, ножей и копий, в состав арсенала входили томагавки с различным видом наконечников для ближних атак врага.
Cиу носили всем известные кожаные ленты на голове. Перья в них могли втыкать только те воины, которые совершили великий подвиг. Их раскрашивали чёрными и красными оттенками. Вожди носили целый сгусток многочисленных перьев, пронизывающийся по всей длине затылка и спины тела. На шее индейцы носили разнообразные амулеты и украшения. Они в каком-то роде служили защитой и лекарством от различного негатива. Одежда индейцев представляла из себя рубахи и штаны, украшенные бахромой из многочисленных висячих полосок.
Жилища у народов сиу были самыми разнообразными и заманчивыми. К ним относились круглые глиняные постройки, землянки, шалаши, жилища покрытые из коры деревьев. В середине жилища всегда отводилось место для костра,а наверху сооружался дымоход.
Как и у других индейских племён, у сиу был развит шаманизм и верование в духов. Часто ритуалы сопровождались жёсткими самоистязаниями, но без человеческих жертвоприношений. В праздники, проводились глобальные пляски, в которых могли приглашаться гости. В центр ставилась символика в виде солнца, с хороводом вокруг неё.

Какие пытки обожали ирокезы? Какое племя в Северной Америке было самым развитым? Как вождь-партизан апачей стал шоуменом? Правда ли, что предки Обамы и Джонни Деппа - индейцы чероки? Мы расскажем обо всем этом, и даже больше.

Ирокезы

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

В каком-то смысле ирокезы создали прообраз современных Штатов: их конфедерация из пяти племен обладала сложной, развитой и при этом демократичной системой управления. А самое интересное - у ирокезов был матриархат, и это действительно необычно для индейцев. После свадьбы мужчина уходил в семью жены и брал ее фамилию; женщины заседали в совете конфедерации и вообще без всякого преувеличения решали судьбу племени.

Современный дед-ирокез

При этом к приходу европейцев матриархат уже испытывал кризис: воины и воинская элита стремительно набирали силу и власть. К концу XVII века ирокезы, которые и так не были пацифистами и воевали со всеми подряд, пошли в мощное наступление. Изначально они проживали на востоке Великих Озер, но после череды успешных кампаний заняли все прилегающие территории. Ирокезы хотели стать монополистами в торговле мехом и действовали очень жестко.

Ирокезы до завоеваний (отмечены розовым) и после (отмечены оранжевым)

В захватнических воинах они активно использовали геноцид и просто убивали всех, кто занимал соседние земли. Любимая тактика ирокезов - ворваться на территорию противника во время уборки урожая, начать убивать женщин, а когда мужчины племени поспешат на помощь, напасть из засады.

Ирокезы также прославились тем, что активно использовали пытки и «развлечения с пленными». Их любимая игра-казнь выглядела так: голова еще живого человека привязывалась к туго натянутой ветке, а потом ему резко перерубали горло. Ветка работала как праща и закидывала голову довольно далеко. Если бы олимпийские виды спорта придумали ирокезы, то это была бы коронная дисциплина.

Интересные факты:

    Ирокезы не носили соответствующую прическу - она была родовой только для одного племени конфедерации, мохоков.

    Название «Канада» происходит из языка северных ирокезов и означает «Село».

    Ирокезы всегда ставили не на тех парней: их союзниками всегда была та нация, которой суждено было проиграть войну. Сначала голландцы, потом французы, а во время войны за независимость США - британцы. Быть союзником ирокезов - плохая примета.

Гуроны

Гуроны - ближайшие соседи и родственники ирокезов и, как следствие, - их самые главные враги. Гуроны не отставали от ирокезов: у них существовала конфедерация племен, и они тоже мечтали стать монополистами в торговле мехом. Гуроны были не дураки повоевать, но на фоне своих врагов выглядели как хиппи: они были практически вегетарианцами, ели в основном маис и бобы, а по праздникам - мясо ритуально приготовленных собак.

Гуроны сделали ставку на французов, и поначалу это дало им преимущества, но в результате обернулось катастрофой. Во-первых, французы с неохотой давали индейцам огнестрельное оружие, а во-вторых, в ходе активной миссионерской деятельности принесли болезни.

В результате эпидемия чумы или оспы унесла жизни половины гуронов, начался тотальный коллапс и массовый голод. Этим воспользовались ирокезы - они вырезали остатки соседей, заняв их земли. Гуроны практически исчезли с лица земли, конфедерация некогда крупнейшего племени была уничтожена, и они были вынуждены бежать кто в Канаду, кто далеко на юг, в прерии.

Гравюра: укрепленный поселок гуронов

Интересный факт:

Гуроны славились как мастера обороны, они строили довольно серьезно укрепленные крепости с вышками и галереями и быстро поняли пользу аркебуз в обороне форта.

Чероки

Военная раскраска чероки

Индейцы чероки входили в группу так называемых «пяти цивилизованных племен»: они очень долго и упорно воевали с европейцами, но в результате приняли христианство, переняли их культуру и преуспели в фермерстве и ремеслах. К сожалению, правительство США, еще недавно лояльное этому племени, насильно выселило их на неплодородные земли.

Во время миграции погибло множество чероки, а по прибытии они обнаружили себя на пустошах почти без средств к существованию. Эта история получила у индейцев название «Дорога слез» .

Современные чероки

Чероки создали собственную уникальную письменность, взяв идею у европейцев. Вождь Секвойя, понявший силу написанного слова, но не владевший грамотой, разработал собственную буквально с нуля. Более того, он провел кампанию по распространению своей письменности, и уже на его веку около 90% всех взрослых чероки умели читать и писать.

Интересные факты:

    Большинство записей Секвойи не сохранились, так как их сожгла его жена, искренне убежденная в том, что ее муж одержим злыми духами.

    Известные люди, в которых течет кровь чероки: Барак Обама, Джонни Депп, Квентин Тарантино, Элвис Пресли и даже Джими Хендрикс.

Пуэбло

Современные пуэбло являются потомками старинного и пришедшего в упадок народа анасази , который особенно интересен тем, что был довольно цивилизованным, в отличие от большинства североамериканских индейцев. Начав оседлую жизнь в VIII веке, уже к X-XII векам они испытывают культурный взлет, строят поразительные крепости и поселения в скалах и проявляют себя как прекрасные торговцы и земледельцы.

Однако золотой век анасази прошел, и выяснилось, что их культура возникла в очень неудачное время: за климатическим пиком произошел резкий спад, и местность из цветущей превратилась в пустынную. Древние пуэбло пришли в упадок, были атакованы кочевыми племенами и оказались практически уничтожены. Судя по раскопкам, голод привел к массовому каннибализму, а умерших было столько, что некому было их хоронить.

Интересные факты:

    Пуэбло строили хорошо защищенные каменные башни. Индейцы навахо переняли эту технику и сами начали возводить такие башни, которые теперь носят название «пуэблито» . Разрушить их проблематично даже из пушек, в чем убедились испанцы.

    В стратегии American Conquest (от создателей тех самых «Казаков») пуэбло не строят отдельные здания - вместо этого у них есть один пятиэтажный хорошо укрепленный город-крепость, что, в общем-то, исторически достоверно.

Апачи

Апачи - типичные индейцы Великих Равнин. С появлением европейцев они очень быстро поняли преимущества верховой езды и активно использовали ее для охоты на бизонов. Кстати, ирония в том, что лошади происходят именно из Америки, однако к приходу туда человека в этой части света они уже успели исчезнуть. Так что европейцы, сами того не зная, привезли коней на историческую родину.

Апачи были непримиримыми борцами с европейцами и попортили много крови колонизаторам. Достаточно сказать, что символом всего индейского сопротивления стал именно предводитель апачей Джеронимо . Уже после того, как сопротивление индейцев было сломлено, он продолжал вести партизанскую войну и делал это долгих 25 лет. В конце концов ему пришлось сдаться властям США, но те не казнили его, а сделали чем-то вроде бренда. Джеронимо возили по выставкам, он раздавал свои фотографии, много позировал для фотографов и даже заимел собственного биографа.

Джеронимо

Интересный факт:

В конце XIX - начале XX веков во Франции существовала криминальная субкультура, «апаши» , названная так в честь апачей. Кроме стандартного разбоя, хулиганства и дебошей они отличались тем, что создали свой собственный узнаваемый стиль. Апаши носили особую одежу - красные пояса, жеваные рубахи и желтые сапоги - у них были свои жесты, особые татуировки и так далее.

Они же создали свое собственное фирменное оружие: кастет, совмещенный с ножом и револьвером, который на самом деле оказался редкостным хламом. Другое их изобретение - собственный танец, названный в честь них же. Танец «Апаш» отличался буйством и метафорически изображал одновременно соитие и драку между мужчиной и женщиной.

Апачи-индейцы Апачи-французские гопники

Конечно, мы не упомянули очень много интересных племен и историй. К примеру, пришлось упустить всю центральную и южную Америку, восстание индейцев под предводительством Понтиака , а также множество фактов о религии и современном состоянии индейцев и многое, многое другое. Тема слишком необъятна для одной статьи, но мы обещаем когда-нибудь вернуться к ней и рассказать не меньше удивительного.

Восточные индейцы проживали на территории между Великими озерами на севере, Миссисипи на западе, Мексиканским заливом на юге и Атлантическим океаном на востоке. Северная часть этой территории принадлежала в период прихода европейцев различным племенам алгонкинской языковой группы.

На побережье Атлантики алгонкинские индейцы занимались рыболовством, в других местах возделывали кукурузу или фасоль. Для алгонкинских индейцев главным источником существования являлся дикорастущий в воде рис. Одно из этих алгонкинских племен, живущих у Верхнего озера, вписало золотыми буквами свое имя в историю национально-освободительной борьбы индейцев Северной Америки. К алгонкинским племенам относилось и . Важная роль принадлежала в индейских войнах также представителям других, говорящих по-алгонкински племен, объединившихся в XVII веке в Повхаттанскую конфедерацию. Именно с этими индейцами сталкиваются и ведут борьбу первые британские поселенцы.

В лесистой северной части востока нынешних США мы встречаемся с еще одной группой воинственных индейских племен - ирокезами. Эти индейцы занимались сельским хозяйством (выращивали кукурузу, подсолнух, арбузы, горох и фасоль), охотой на лесных зверей (лосей, бобров и особенно на оленей). Говорящие по-ирокезски племена (онейда, сенека, могауки, каюга, онондага) создали во второй половине XVI века самое сильное объединение в истории Северной Америки - Лигу ирокезов, к которой в 1722 году присоединилось еще шестое, проживающее южнее, племя ирокезской языковой группы тускарора.

Ирокезская лига, что удивительно, в главных антиколониальных боях североамериканских индейцев активно не участвовала. Заслуга в этом, конечно, принадлежит вождю умеренных взглядов Тайенданеге (белые называли его Джозеф Брант), по происхождению могауку.

Благодаря этому обстоятельству ирокезы до сих пор живут на своей первоначальной родине.

А многие ирокезы, особенно многочисленные сенека, проживают сегодня в крупнейшем городе Америки Нью-Йорке.

На юге восточной части Северной Америки во времена прихода белых жили менее воинственные племена, к которым судьба была жестока. Почти все здешние индейцы, за исключением остатков , вынуждены были отправиться в первой половине XIX века в ссылку за Миссисипи или были полностью уничтожены.

Большинство юго-восточных племен принадлежали к мусконской языковой группе (чикасавы, крики, чоктавы, алабама и другие). Эти индейцы были прекрасными земледельцами, жили в отстроенных крупных деревнях, поддерживали торговые отношения с отдаленными областями Северной Америки и Мексики.

Из немусконских племен юго-востока необходимо вспомнить хотя бы живших в Джорджии и Каролине «двоюродных братьев» ирокезов - племя чироков. Эти индейцы в XIX веке создали первую свою письменность, печатали индейские книги и газеты, создали парламент и т. д. Однако и они были в первой половине XIX века изгнаны за Миссисипи.

Индейцы прерий

Индейцы прерий, которые с наилучшей стороны показали себя в индейских войнах, в период прихода первых европейцев в Северную Америку, собственно, тогда еще не проживали в своих столь знаменитых прериях. Вначале мы должны сказать, что представляют собой эти прерии.

Это - бесконечные, немного холмистые степи, поросшие бизоньей травой. Эта бизонья трава была основным кормом многочисленных стад бизонов, и бизон, в свою очередь, стал позднее основным источником пропитания, а также «одеждой» и «обувью» индейцев прерий.

Эта бесконечно обширная территория, расположенная приблизительно между северной границей нынешних Соединенных Штатов, рекой Миссисипи и Скалистыми горами, в доколумбовый период была недоступной для пешего индейца. Но как только - где-то в семнадцатом веке - индейцы, жившие до этого времени на краю североамериканских прерий и занимающиеся примитивным земледелием (например, чейенны), или охотой (как киовы или популярные команчи), получили лошадей, они смогли начать обживать свои прерии, кочевать, охотиться на бизонов.

Так вот в семнадцатом веке здесь и зарождается самая младшая индейская культура Северной Америки, культура прерий, а вместе с ней формируется и новый житель этих бесконечных степей - индеец прерий. Постепенно североамериканские прерии делят между собой члены ряда племен. Это, прежде всего, представители многочисленной семьи языков сиу. Кроме собственно племен сиу, к этой языковой группе принадлежат еще ассинибойны, манданы, известные понка, омаха и осага. Из говорящих по-алгонкински племен в прериях жили чейенны, атсины и вайомингские арапаги.

Индейцы прерий являются творцами большинства предметов, изобретение которых мы по незнанию приписываем всем североамериканским индейцам.

Это они создали и носили роскошные украшения из перьев на лбу, строили свои жилища из бизоньей кожи, это они изобрели известную конскую повозку - травотс, носили знаменитые леггинс - кожаные сапоги; это они одевались в знаменитые кольчуги и праздничные, украшенные рисунками, плащи тоже из бизоньей кожи.

Именно они придумали особенный индейский лук, усиленный жилами, использовали томагавки - военные топоры.

Близки к ним по культурным традициям представители большинства сегодня немногочисленных племен, живущих за западными границами прерий, прежде всего на высоких равнинах в сегодняшних штатах Юта и Невада, далее - в бассейне Колорадо и, наконец, в густых, покрытых хвойным лесом областях, прилегающих к прериям на их северо-западных границах (сегодняшние американские штаты Айдахо, Монтана, восточная часть Орегона и штата Вашингтон).

Индейцы Юго-Запада

В этой области, которую составляют нынешние американские штаты Аризона и Нью-Мексика, живут знаменитые воины апачи, населяющие сегодня в количестве 12 000 человек четыре резервации (Хикарилья-Апачи, Мескалеро- Апачи, Форт-Апачи и Сан-Карлос).

Во времена прихода европейцев апачи были преимущественно полукочевыми охотниками. Ближайшими родственниками апачей являются - также принадлежащие к атабаской языковой семье - их соседи навахи, сегодня по численности намного превышающие другие индейские народы Северной Америки (более 100 000 человек) и проживающие опять-таки в самой крупной индейской резервации Соединенных, Штатов.

Навахи, прежде всего, хорошие скотоводы. Они содержат овец и крупный рогатый скот. В Америке высоко ценятся их прекрасные бирюзовые украшения.

На юге Аризоны, в полупустынной области на границе с Мексикой, проживает около 20 000 индейцев из племен папаго и пима, принадлежащих к языковой группе пама; на западе этой области, по течению реки Колорадо,- несколько небольших индейских племен языковой группы юма. И, наконец, на юго-западе в ряде деревень живут известные пуэбло - оседлые земледельцы, выращивающие кукурузу, арбузы и другие культуры, часто на орошаемых полях, расположенных террасами.

В деревне пуэбло - всего один дом в несколько этажей, построенный из глины и камня. В разных комнатах живут отдельные семьи. Это и есть новомексиканское жилище -«пуэбло».

Известное пуэбло Зуньи занимают почти три тысячи человек, относящихся к одной языковой группе. В языковом отношении большинство пуэбло относится к группе тано и керес. Индейцы хопи, имеющие три замка в скалах - «месы» - в Аризоне, принадлежат к шошонской языковой группе, то есть близки знаменитым команчи.

Индейцы калифорнии и северо-западного побережья

Калифорнию населяло множество малочисленных индейских племен самых различных языковых групп. Культура индейцев Калифорнии и северо-западного побережья Тихого океана (нынешних североамериканских штатов Орегон и Вашингтон) была гораздо более примитивной, чем культура всех других индейских групп Северной Америки.

Здешние индейцы добывали себе пропитание, собирая плоды и семена дикорастущих растений, жили в полуподземных хижинах землянках. Племена, живущие непосредственно на побережье, занимались еще ловлей рыбы и морских моллюсков. Многочисленные племена тихоокеанского побережья в XVII-XIX веках полностью вымерли.

Сегодня здесь осталось около тридцати индейских племен и небольших групп, из которых только диегено, принадлежащие к языковой группе юма, насчитывают 9000 человек. Другие здешние племена имеют лишь по несколько семей.

Для нас 9 мая – это, конечно, прежде всего день Великой Победы. Но это не единственный праздник, отмечаемый в мире в этот день. Например, в США 9 мая – день индейцев. Как же живется индейцам в современной Америке?

Американские индейцы добились многого, отстаивая свои права на земли и полноценную роль в обществе. Но, из-за долгого истребления коренных американцев пострадала целостность их культуры. В наши дни индейцы всеми силами стараются сохранить и возродить свои традиции и язык. Старшее поколение борется за то, чтобы их дети и внуки могли совмещать современный образ жизни и культурные традиции своего народа.

Индейцы очень хорошо осознают свою духовную связь с предками, обращаются к ним за помощью и поддержкой. Для индейцев нет смерти отдельного человека: предки живут в них, а они будут продолжать жить в потомках.

(Всего 19 фото)

1. Одной из традиций индейцев является встреча различных племен раз в год на празднике «Пау Вау», во время которого представители каждого племени садятся в круг и поют межплеменную песню. На фото: Парни из Сейнт Пол, штат Миннесота, во время ежегодного праздника Кий-Йо Пау-уау в одном из университетов Монтаны в городе Миссула, штат Монтана.

2. Пока родители заняты своими делами во время ярмарки племени Кроу, юные индейцы развлекаются тем, что ныряют в реку Литл Бигхорн, около которой в 1876г. происходило легендарная битва между индейцами и кавалеристами США. Битва закончилась тем, что индейцы уничтожили 5 напавших на них рот американского полка.


3. Даже юные умеют легко управляться с лошадьми. На фото: Юные члены племени купают лошадей в реке Литл Бигхорн, во время ярмарки Воронов в Кроу Эджкенси, штат Монтана.

4. Место закладки фундамента одного из корпусов университета, который будет заниматься исследованием культуры коренных народов Америки, освещается на местный лад и посыпается табаком.

5. Шаманизм и тотеизм остались лишь у племен, которые живут в малодоступных районах США. В настоящее время среди верующих индейцев в большей степени распространены католики, мормоны, адвентисты и пятидесятники. На фото: Дженис Сингер во время службы пятидесятников в Резервации племени Воронов.

6. Общая численность коренных американцев по данным на начало 21 века превышает 60 млн. человек, что не так уж и мало. Но встреча соплеменников на дороге все равно может считаться поводом, чтобы остановиться и поговорить. На фото: Клинтон Бёрд достает сигарету, чтобы угостить своего друга Кортни Стюарта и обсудить новый центр кузовного ремонта автомобилей в их районе.

7. Очень живописна природа мест резерваций индейцев. Создается ощущение, что пейзажи остались такими же, какие были до прихода белого человека. На фото: Лошади племени недалеко от места битвы при Литл Бигхорн.

8. Из поколения в поколение передается искусство изготовления национальных одежд индейского народа. На фото: Ревонна Джой Аламо ждет, пока ее отведут обратно в лагерь после ярмарочного парада.

9. Для сохранения языка часть предметов в школе может преподаваться детям на индейском. На фото: Ученица школы языкового погружения во время занятия в Арли, штат Монтана.

10. Традиционные конкурсы танцев, костюмов и различные состязания на ярмарке во время праздника «Пау Вау» помогают сохранить культурное наследие индейцев. На фото: Юные танцоры выстроились в ожидании оценки их танцев во время празднования Кий-Йо Пау-уау.

12. А мамы для своих чад готовы стараться изо всех сил. И в костюмах маленьких индейцев может присутствовать много ручной работы. На фото: Бобби Сокс, Скользящая по льду, готовит своего внука к параду.

13. Ярмарочное родео – зрелище захватывающее, в котором решаются участвовать только настоящие смельчаки. На фото: Бык сбросил со своей спины Мисио Флореса во время ярмарочного родео, едва выскочив из ворот.

14. Праздничный стол даже у индейцев - участь прекрасного пола. Пока готовятся индейские и не очень индейские блюда есть возможность завести женский разговор.

15. Индейцы совсем не собираются отказываться от всего нового, что может предоставить им современное общество. На фото: Шестилетняя Маэ Биг Мэн слушает музыку и играет с куклой, сидя на крыльце своего дома, а ее сестра осваивает схемы вышивки крестом , в городе Нардин, штат Монтана.

16. И главное их достоинство - умение поддержать родственные и дружеские связи, традиции и обряды в современном суетливом мире. На фото: Семьи, друзья и родственники Скота Рассела по клану собрались на праздник у Кроу Эдженси во время выборов главного представителя племени, штат Монтана.

19. Выдержка и внутренняя сила и умение чувствовать внутреннюю связь со своим родом, которая воспитывается в юных индейцах с детства, помогает им успешно выступать не только в классических, но и в современных видах спорта. На фото: Николас Баррера и Тим Лусеро в местном скейт-парке города Биллингз, штат Монтана.