Илон Маск – изобретатель, бизнесмен и человек, меняющий жизнь к лучшему. История успеха элона маска Илона маска

Илон Маск - выскочка. Илон Маск - гений. Илон Маск - просто талантливый менеджер. У кого-то он вызывает зависть, другие хотят походить на него. Все как обычно, когда речь идет об известном и успешном человеке. Мало кто помнит, где истоки, в чем правда, а в чем ложь: существующая информация, которая касается конца 1990-х - начала 2000-х, окутана каким-то странным туманом. Именно тогда, как принято считать, «все и началось».

Знакомым с биографией Маска известно, что родился он в 1971 году в ЮАР, однако родную страну покинул еще в молодости. Его мать - из Канады - была на тот момент моделью и профессиональным диетологом, отец - инженером-электронщиком. Может, именно он и повлиял на будущее сына, так как после развода родителей в 1979 году Илон и его младший брат Кимбал решили остаться с папой.

В 2015 году Эррол Маск, отец Илона, дал интервью журналу Fortune. В нем Маск-старший уверял, что сына интересовали в первую очередь книги, а не отвлеченные беседы о спорте или подобные темы. «Он был интровертом-мыслителем», - рассказал Эррол. Родители нередко идеализируют своих детей, тем более когда те действительно смогли добиться многого.

Изгой

По словам старосты школы, в которой учился Илон, будущий миллиардер состоял в компьютерном клубе учебного заведения. Вероятно. Оказалось, что в юности Маск был весьма неприметным, особой активности в общих мероприятиях не проявлял, а друзей среди других школьников у него было, мягко говоря, мало - один раз мальчик даже попал со сломанным носом в больницу, после того как его избили местные хулиганы-заводилы. Когда читаешь о детстве Илона, может сложиться образ заучки, которого никто не замечает, а если видит - норовит дать подзатыльник. Как оно было на самом деле, никто уже не признается.

В возрасте примерно 9-10 лет Маск получил в свое распоряжение только вышедший на рынок компьютер Commodore VIC-20 с обучающим курсом, рассчитанным на полгода. Пытливый ум помог разобраться в основах программирования за три дня. В 12 лет Илон написал игру, которую умудрился продать компьютерному журналу за $500 (сегодня это чуть более $1,2 тыс. с учетом инфляции). Blastar скорее ужасна, тем не менее упоминание о ней появилось на страницах издания PC and Office Technology. «Банальная, но все равно лучше, чем Flappy Bird», - заявил Маск, уже став миллиардером.

Путь в Кремниевую долину

Когда Илону стукнуло 17 лет, он иммигрировал в Канаду - ведь ЮАР не та страна, где можно получить хороший старт для технологической карьеры. «Кремниевая долина была для Маска как Земля обетованная», - пишет один из биографов. А другой источник называет совершенно банальную причину - ни Илон, ни его младший брат Кимбал не желали отбывать обязательную воинскую повинность в стране, где родились. Тем более там царил апартеид. Согласно другой версии в Канаду юный Маск отправился на собственно заработанные деньги и без согласия на то родителей, но также из-за нежелания служить. Наконец, наиболее романтичный вариант - Илон поехал покорять мир.

Илон Маск во время учебы в Канаде

Здесь будущий бизнесмен не задержался надолго и через пару лет перевелся из канадского вуза в Университет Пенсильвании в США. Затем была предпринята попытка поступить в Стэнфорд. Она оказалась безуспешной, поскольку очень хотелось работать.

Еще будучи студентом, Маск задумался о том, кем и чем он хочет стать. Отправной точкой для него оказался вопрос: «Что окажет наибольшее влияние на будущее человечества?» Ответ состоял из списка, в котором перечислялись: интернет; устойчивая энергетика; исследование космоса и, в частности, возможность создания постоянных колоний вне Земли; искусственный интеллект; перепрограммирование ДНК. Об этом Илон рассказал в одном из радиоинтервью StarTalk несколько лет назад. Слова, впрочем, воспринимаются с долей недоверия - с трудом можно представить, как полтора-два десятка лет назад Маск составляет столь продвинутый список. Впрочем, не все ограничены потребностями типа «новая машина, дом и много денег»...

Начать Илон решил с энергетики, что и привело молодого человека в Стэнфорд, где он попытался заняться изучением суперконденсаторов. Параллельно Маск занимался написанием ПО, ориентированного на интернет, да составлял бизнес-планы. В 1995 году Netscape был на коне, недавно начал свою работу Amazon, а приятель Илона Адео Ресси запустил в 1994 году городской сайт Total New York и нарадоваться не мог своему детищу (которое позже было продано корпорации AOL). Вокруг как грибы появлялись новые компании и предприятия, которые сегодня называют не иначе как стартапы. Билл Гейтс по телевизору в шоу Дэвида Леттермана вещал о будущем интернета. Сам Маск, «будучи в тренде», использовал телефонный справочник, купленный на CD, для создания сайта-каталога предприятий и организаций, но чего-то ему не хватало.


Амбициозный юарец эмоционально заболел - на него начал наваливаться «синдром упущенной выгоды». А ведь еще не заработал Google. Кроме того, Илон якобы серьезно задолжал по студенческому кредиту. Надо было что-то делать!

PayPal

Однако чем ближе к общему признанию, тем больше противоречий появляется в биографии Маска. Но вот «звездный мальчик» родился - одновременно с компанией Zip2, примитивным по нынешним меркам «городским гидом» в сети, современной заменой тех самых «Желтых страниц». Идея была не нова и, вероятно, позаимствована у Адео Ресси с его уже существующим проектом.

После двух дней в Стэнфорде Илон покидает университет и отдает все силы Zip2, основанной совместно с братом. Говорят, Маск жил прямо в офисе, не упуская ни минуты рабочего времени. Проект успешно развивался, пока в 1999 году его не купила Compaq за $307 млн, что принесло 27-летнему Илону $22 млн.

Здесь все оказалось не слишком гладко. Дело в том, что в 1998-м Zip2 намеревалась объединиться с конкурентом в лице CitySearch и сумма сделки оценивалась в те же $300 млн. Платформа Маска должна была раствориться в новом предприятии, что, видимо, не устроило IT-бизнесмена. По неофициальным данным, соглашение в последний момент в одностороннем порядке разорвал именно будущий основатель SpaceX.

В любом случае, как только Илон избавился от Zip2, он оказался вовлечен в новый стартап - X.com, ставший впоследствии частью одной из крупнейших электронных платежных систем. Проект планировался как финансовая платформа, что-то вроде продвинутого онлайн-банка. А необычное имя? Звучит красиво, ни к чему конкретно не обязывает. Хотя кому-то буква «X» навевала мысли о порноиндустрии.

На запуск стартапа пошли деньги, вырученные от продажи Zip2, а также сторонние инвестиции. В том же здании, где находился офис новой компании, разместилась еще одна фирма со сходным родом деятельности - Confinity. И если вначале они уживались мирно, то позже стало очевидно - это прямые конкуренты. Рынок был огромен, и сегодня, вероятно, проекты смогли бы поделить сферы влияния. Однако X.com и Confinity решили слиться. В первой работало больше сотрудников, клиентская база была объемнее, темпы роста фиксировались высокие. Для основателей Confinity, которая опережала компанию Маска разве что по количеству пользователей eBay, это стало решающими факторами.

В марте 2000 года X.com приобрела Confinity. Сделка произошла после конфликта Илона с тогдашним президентом основанной им компании Биллом Харрисом, не разделявшим оптимизм Маска в отношении слияния. Стоит отметить, что Харрис уже тогда имел весьма продолжительный опыт работы в IT-сфере и поддерживал Илона со времен Zip2. В то же время один из бывших сотрудников X.com и PayPal как-то написал, что Харрис был хорошим финансистом (помог привлечь $100 млн инвестиций), однако не слишком выдающимся CEO. В итоге он покинул новообразованную компанию.

Свято место пусто не бывает, и во втором квартале 2000 года место Харриса занял Маск. Однако пробыл он на посту топ-менеджера лишь до осени того же года. Из-за разногласий с членами правления Илон лишился звания CEO. Одной из причин ухода якобы стал конфликт на почве выбора серверной платформы - Маск был против бесплатной Unix и требовал перейти на решение от Microsoft.

Кстати, Илон в чем-то походит на Стива Джобса, уволенного в свое время из Apple, - Маск переживал подобное и в Zip2, и в PayPal. Из последней его уволили, когда бизнесмен летел к месту отдыха: по его словам, это должен был быть первый отпуск за долгие годы.

В 2001 году объединенное предприятие назвали PayPal - по имени одного из продуктов Confinity. Теперь всем руководил Питер Тиль, сооснователь последней.

Ну а на момент приобретения PayPal компанией eBay в 2002-м за $1,5 млрд, у Илона имелся 11-процентный пакет акций финансовой платформы. Профит!

Мечта о космосе перестает быть мечтой. Рождение SpaceX и Tesla

Деньги есть, идеи тоже. Причем идеи давние, а не придуманные на ходу. Первым «долгоиграющим» проектом Маска стала не Tesla, как могут предположить многие, а SpaceX. Марсом и космосом Илон грезил давно (корабли SpaceX не случайно получили название Falcon - в честь «Тысячелетнего сокола» из «Звездных войн»), поэтому и приступил к реализации мечты, основав Space Exploration Technologies Corporation. Зачем? Чтобы построить свой космический корабль для полета к Красной планете, отправить туда «парник» и устроить «марсианский оазис».

Маска не останавливали слова друзей и коллег, которые отговаривали его от начатого дела. До успеха, который и сейчас выглядит несколько шатким с финансовой точки зрения, пройдет очень много времени. Ведь о SpaceX всерьез заговорили лишь в 2008 году: тогда Falcon 1 стала первой частной ракетой на жидком топливе, добравшейся до орбиты Земли и доставившей туда полезный груз. До того момента к проекту Илона относились с недоверием. А вот между 2002 и 2008 годами в истории компании образовалась дыра. В 2003-м, например, о молодом бизнесмене осторожно и с долей иронии писала газета The Los Angeles Times. Автор материала не мог определиться: технологический ли гений Маск или очередной Дон Кихот.

На звезды тогда смотрел не только Илон. В 2004 году Virgin Galactic и некоторые другие компании весьма оптимистично видели будущее космического туризма, собираясь года через 3-4 наладить регулярные коммерческие запуски «простых смертных» туда, где не летают самолеты. Как известно, реальность внесла серьезные коррективы.

Основанная Маском SpaceX активно вела разработку технологии, рассказывая как о достижениях, так и о провалах. Компоненты ракеты-носителя развалились во время испытаний из-за просчетов? На сайте проекта появляется новость: «Топливный бак деформировался из-за неисправности клапана». Вторая подряд проблема? Снова «фейл»? Пятый перенос сроков? Под сообщениями о неудачах Илон подписывается своим именем. Пошла «белая полоса»? Об этом все узнают в то же мгновение из первых уст.

Возникает чувство, что все придумал и реализовал один-единственный человек - сам Маск. Очевидно, что это не так. Простой пример: разработкой двигателей серии Merlin занимался Том Мюллер, работодателем которого до определенного момента выступала компания TRW. Здесь главный инженер входил в команду, создававшую мощнейший TR-106. Однако не всем был доволен Мюллер, который считал, что его не ценят, а идеи не используют. Как итог - разработка крупнейшего в мире ракетного двигателя на жидком топливе в частном гараже. Гараже, Карл! Что сделал Илон? Позвал Мюллера в 2002 году на работу. Сейчас инженер занимает пост технического директора в SpaceX. Маск избрал интересный подход к поиску топов, поэтому и люди в компании появлялись не случайные и по-своему интересные. Увлеченные специалисты, которым позволяют реализовать себя, ищут таких же, и все вместе они делают так, чтобы их детище - компания и ее проекты - развивались.

Когда с момента основания SpaceX прошло совсем немного времени, Илон приступил к реализации очередной своей идеи фикс. Либо просто загорелся чем-то новым. В 2004 году он, уже будучи в совете директоров Tesla, стал инвестором этого стартапа Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга, основанного годом ранее. Бизнесмен увидел перспективность проекта и вложил в него деньги. При том что главной целью основателей Tesla было не создание полностью электрического средства передвижения, а лишь поиск эффективных технологий, которые позволят сократить потребление нефти. Говоря проще - сделать «зеленый» автомобиль.

История линейна, когда она стала фактом, а до того момента все может пойти в любом направлении. Это к вопросу о том, продолжила бы Tesla существование без денег Маска или нет. Может, к 2017 году о ней бы уже все забыли? Или, наоборот, компания захватила бы автомобильный рынок, как Apple или Samsung - мобильный? Сегодня в Tesla Motors Илона официально считают сооснователем - на то, судя по всему, есть причины, и стороннее мнение вряд ли кого-то волнует. Как итог, Tesla пошла по стопам Chrysler, которая в 1925 году стала «последним успешным автостартапом в США», а те, кто выходил на рынок с электрокарами, вообще не добились серьезного успеха.

Свою роль в создании Roadster - коммерческого первенца Tesla - сыграл автомобиль AC Propulsion tzero. Якобы именно его силовой блок использовался в прототипе автомобиля Маска. Внешний вид «подарил» Lotus, так как Илон был одержим британскими спорткарами. Уже в 2006 году был представлен Tesla Roadster, выпуск же массовой версии длился с 2008 по 2012 год. Именно Маск стал человеком, который смог привлечь все необходимые для реализации проекта инвестиции. Так было в 2004 году, в 2005-м, 2007-м, 2009-м - десятки миллионов долларов появились благодаря Илону. В 2007 году компанию покинул один из ее основателей - Мартин Эберхард. Предприятие ненадолго возглавил израильский бизнесмен, сокративший штат на 10% и добившийся прибыльности Tesla. В 2008-м его заменил Маск.

Где-то в этот период Tesla и SpaceX уже создают впечатление крепнущих компаний - у них появляются коммерческие продукты и доказательства того, что время было потрачено не зря. Свои коррективы внес финансовый кризис, который не затронул разве что лемуров Мадагаскара. Илон, сравнивший происходящее с периодом Великой депрессии, уволил еще четверть сотрудников компании, а также анонсировал перенос выпуска первой Model S. «Есть и положительный момент: у нас появилось время сделать ее еще лучше», - сказал бизнесмен.

Почти крах и миллиардные контракты

В 2008 году компании грозило банкротство, однако Маск смог избежать этого, а спустя пару месяцев, весной 2009-го, в штаб-квартире SpaceX был выставлен прототип Model S. Прошедший же год Илон описывал как худший в своей жизни: Tesla теряла деньги, а SpaceX не могла запустить Falcon 1…

На этот период пришелся переломный момент в новейшей истории SpaceX и Tesla: несмотря на всю критику и преграды, в том числе финансовые, проекты выстояли. А тут еще подоспел контракт с NASA на $1,6 млрд. Кроме того, народ активно оформлял предзаказы на Model S, в проект уверовала Daimler AG, прикупившая за смешные теперь $50 млн 10% Tesla (сегодня доля оценивается в миллиарды долларов). Прибыльность, к слову, по крайней мере у Tesla, до сих пор остается под большим вопросом - однако это не останавливает Маска.

Элон Маск — американский предприниматель, инженер. Принимал участие в создании платежной системы PayPal, которая в 2002 году была продана EBay за $1.5 млрд. Возглавляет совет директоров SolarCity и Tesla Motors. Согласно Forbes, состояние Маска равно $2.4 млрд.

Краткая биография

Маск родился в Претории в 1971 году. Место, где родился Элон Маск, это административная развитый научный город. Там жили его отец инженер и мать — бывшая канадская модель, которая позднее работала диетологом. В семье было трое детей.

В 10 лет Маску дарят первый компьютер, и уже в 12 лет он продает свою первую игру за $500. Полученные деньги подросток вкладывает в фармацевтическую компанию, за которой следил в газетах. Позднее он продал акции за несколько тысяч долларов. В 17 лет на эти деньги Маск переезжает в Канаду, где узнает, что такое бедность. Например, он старался прожить на $1 в день, не заработав при этом расстройство желудка.

В 1992 Маск переезжает в США и поступает в Университет Пенсильвании, где изучает физику и бизнес. Докторскую он пишет в Стэндфордском университете, но лекции не посещает. Вместе с друзьями-студентами будущий предприниматель основывает компанию Zip2. В 1999 гду она была выкуплена Compaq Computer за $307 млн, из которых Маск получает $20 млн. На них он покупает самолет McLaren F1 и переезжает в кондоминиум.

Солнечная электростанция каждому

Элон Маск, биография которого полна удивительных событий, основывает X.com в 1999 году. В 2001 году компанию переименовали в PayPal, которая через год была продана за $1.5 млрд. Предпринимателю принадлежало 11.7% акций.

В 2006 году Маск открывает SolarCity, компанию, владельцем и инженером которой он является и сейчас. Компания занимается монтажом небольших электростанций для личного пользования на крышах домов и компаний. Однако главная идея в том, чтобы не создавать электростанции самостоятельно, а сдавать их в долгосрочный лизинг. Клиент может посчитать выгоду от использования такой электростанции и практически бесплатно получает персональную солнечную электростанцию. Покупателями, как правило, выступают обычные американцы.

Элон Маск, биография которого содержит и взлеты, и падения, попал в точку с инновационной идеей. В наше время компания растет быстрее конкурентов. В её распоряжении более 30 операционных центров в США, новый покупатель каждые пять минут и огромная очередь тех, кто хочет пользоваться солнечной энергией. SolarCity уже установила такие панели на несколько десятков тысяч зданий и считается самой крупной фирмой в данном сегменте.

Путь к колонизации Марса

Элон Маск, биография которого учит не сдаваться, открывает ракетостроительную компанию SpaceX в 2002 году, главной целью которой является сокращение расходов на полеты в космос и Компания уже разработала несколько космических ракет и космический корабль Dragon.

В 2010 Dragon был первым кораблем, удачно запущенным, выведенным на орбиту и возвращенным обратно. Позднее, в 2015, он стал первым кораблем, пристыкованным к международной космической станции.

В 2006 году компания выиграла конкурс NASA по доставке грузов на космические станции и получила призовой фонд в $278 млн. На данный момент уже совершено пять удачных полетов.

Прочие достижения и награды

В 2010 году акции компании Tesla Motors, которая ни разу не показывала прибыли со времени основания, были размещены для публичной продажи. Однако предложение оказалось настолько удачным, что в первый день торгов цена на акции взлетела на 41%. Forbes назвал их самыми доходными акциями года.

Множество наград было присвоено за то, что изобрел Элон Маск. В 2008 году Маск был включен в список 75 самых влиятельных людей года по версии журнала Esquire. В 2011 году получает премию Хайнлайна за выдающиеся достижения в коммерциализации космоса. В том же году Forbes добавил его в список 20 самых влиятельных молодых руководителей.

Элон Маск является вторым бизнесменом, который создал три компании стоимостью больше $1 млрд. Многие пытались повторить подобный успех. Кажется, что предприниматель живет по другим правилам. Однако, бизнесмен и не скрывает, что существует несколько простых пунктов, которым он следует.

Задавайте правильные вопросы

В подростковом возрасте Маск читал очень много философской и религиозной литературы. Однако наибольшее влияние на него оказала книга «Автостопом по галактике». По словам предпринимателя, он понял, что нужно задавать правильные вопросы. Когда Маск поступил в колледж, то думал, как именно хочет повлиять на судьбу человечества. Там он и решил, что будет заниматься переселением людей с Земли на другие планеты. Бизнесмен решил, что сделает все возможное, чтобы внести свой вклад в эту отрасль. И занялся поиском денег.

Препарируйте реальность

Элон Маск, биография которого учит не быть как все, считает, что инновациям мешает способность людей мыслить аналогиями. Поэтому они не создают новое, а пытаются улучшить существующее. Предприниматель считает, что нужно препарировать реальность до основания и создавать что-то принципиально другое.

Например, космос кажется недоступным для бизнеса. Для его освоения нужен огромный бюджет. Однако Маск уверен, что затраты можно сильно сократить, если поставить новую цель полетов. Поэтому он основал SpaceX, целью которой является колонизация. Бизнесмен говорит, что если нужно переселить население Земли на другую планету, нужно делать это экономно.

Я не думаю, что он врет, но не верю ему

В 2012 году Маск выразил уверенность в том, что через несколько десятков лет все автомобили будут электрическими. Он начал работать в этом направлении и в 2008 году выпустил первый электрический автомобиль, вышедший в серийное производство. Аналитики, однако, скептически относятся к заявлению Маска, что предпринимателя абсолютно не смущает.

Маска часто сравнивают со Стивом Джобсом. Последний пользовался термином «поле искажение реальности», убеждая себя и остальных, что невозможное возможно. Коллеги Маска уверяют, что он подбирает факты так, чтобы они соответствовали его реальности. Многие говорят, что предприниматель вроде и не врет, но поверить ему невозможно.

Его компания Tesla Motors часто оказывалась на грани банкротства, хотя и добился восхитительных успехов в бизнесе Элон Маск. Биография "Тесла"-создателя показывает, что предприниматель всеми способами старался держать компанию на плаву. Со временем все становилось лучше. По мнению бизнесмена, мир слишком сильно зависит от нефти. Это приводит к изменению климата, и Маск верит, что использование электричества исправит ситуацию.

Одним из достижений компании является решение Gemeral Motors создавать Chevy Volt. Это небольшой автомобиль с возможностью электрической зарядки. В режиме электромобиля он может проехать 65 км. Во время выпуска 33 тыс. человек записались в очередь на покупку этой машины.

Элон Маск, фото которого всегда жизнерадостные, стал успешным, воплощая безумные на первый взгляд идеи. Он не только стал независимым и обеспечил семью, но и вошел в историю. Предприниматель стремится изменить жизнь к лучшему и работает над проектами, которые в будущем могут спасти человечество.

Однако на данный момент он доволен тем, что с его помощью произошло много изменений в сфере энергетики, автомобилестроения и ракетостроения.

Маск даже снимался в кино. В 2008 году вышел фильм «Железный человек», прототипом которого стал Элон Маск. Позднее, в 2013 году, он сыграл небольшую роль в «Мачете убивает», однако его имени нет в титрах. Также сыграл самого себя в 9 серии 9 сезона сериала «Теория Большого Взрыва».

2018 год уже стал худшим в истории. Производитель электрокаров до сих пор не может выйти на заявленные производственные мощности, квартальные убытки растут рекордными темпами, репутация трещит по швам, инвесторы негодуют, а эксцентричное поведение Маска только подливает масла в огонь. Теперь его пытаются засудить акционеры и британский водолаз, а Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) что-то вынюхивает на предмет финансовых манипуляций. Главный новатор современности всерьез рискует попасть под гражданское, а то и уголовное преследование. Как Илон Маск тянет собственную компанию на дно - в материале .

Твиты крутятся - лавэха мутится

В начале августа по всему интернету мгновенно разлетелась новость о том, что Маск собирается все акции Tesla и превратить ее в частную компанию. Об этом предприниматель легко и непринужденно сообщил в своем Twitter, добавив, что «финансирование обеспечено». По словам Маска, он был готов заплатить за каждую акцию Tesla 420 долларов, что превышало текущее на тот момент рыночное предложение примерно на 15 процентов. Заявление главы компании мгновенно спровоцировало ажиотаж на рынке ценных бумаг, поскольку желающие подзаработать на разнице цен кинулись скупать акции Tesla, в результате чего котировки выросли на семь процентов.

Чуть позже в тот же день глава Tesla подогрел ситуацию, сообщив, что не будет продавать свой пакет и для верности еще раз повторил свое предложение. В итоге NASDAQ даже была вынуждена на какое-то время приостановить торги акциями Tesla, а на момент их закрытия котировки акций компании прибавили в общей сложности 11 процентов. По подсчетам , на паре постов в Twitter Маск заработал 1,4 миллиарда долларов. Правда, через несколько дней объявились те, кто деньги, наоборот, потерял.

«Шортисты», или акционеры Tesla, играющие на понижение, потеряли на скандальном твите Маска в сумме более миллиарда долларов. Некоторые из них объединились для обращения в суд. Истцы утверждают, что глава Tesla нарушил законодательство о ценных бумагах, а его заявление об обеспечении финансирования вывода компании с биржи недостоверно. Иными словами, недовольные акционеры уверены, что Маск преследовал одну единственную цель: толкнуть акции вверх. Однако действия главы компании не понравились не только «шортящим» акции Tesla инвесторам - достоверность его слов и Комиссия по ценным бумагам США.

Ловко соскочил

Свою инициативу Маск объяснил тем, что превращение в частную компанию помогло бы успешному развитию Tesla. Он отметил, что статус публичной компании скорее вредит ее продвижению, в частности, из-за необходимости обнародования квартальных финансовых отчетов и колебаний курса акций. Однако как всегда громкие заявления предпринимателя вылились почти в недельное молчание. 13 августа Маск обнародовал обновление, заявив, что компанию готов выкупить Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии (PIF), у которого уже есть пятипроцентный пакет акций. Тем самым он подтвердил информацию источников , сообщавших ранее о заинтересованности Эр-Рияда в Tesla.

Правда, уже 17 августа в интервью Маск сообщил, что выдал желаемое за действительное. По словам источников, переговоры с представителями фонда вселили в бизнесмена уверенность в поддержке начинания, но саудовцы в итоге не подтвердили заинтересованности в приватизации Tesla. Одновременно в СМИ слухи, что PIF ведет переговоры с конкурентом американской компании - китайским стартапом Lucid Motors, а выкуп Tesla может профинансировать Space X. Правда, откуда у другой компании Маска 66 миллиардов долларов - столько потребуется для выкупа без учета пакета CEO компании - не уточнялось.

Еще через несколько дней Маск объявил, что все останется как есть - Tesla не будет частной. «Исходя из отзывов, которые я получил, очевидно, что большинство нынешних акционеров Tesla считают, что нам лучше оставаться публичной компанией», - говорится в сообщении, размещенном в официальном блоге производителя электромобилей. По словам Маска, он и раньше знал, что процесс преобразования в полностью частную компанию будет сложным, но после консультаций понял, что он окажется «еще более затратным по времени и сбивающим с толку».

А воз и ныне там

Помимо новых разбирательств о себе дают знать и старые проблемы компании - а именно ее убыточность и трудности на производстве. Отказавшись от идеи делать Tesla частной, Маск признал, что уход с биржи помешал бы увеличить производство электромобилей Model 3, что на сегодняшний день остается приоритетной задачей. Tesla подкралась к объему выпуска Model 3 в пять тысяч машин в неделю на полгода позже обещанного срока - по состоянию на 31 августа еженедельно с конвейера сходят 4588 электромобилей. Маск обещал добиться такого уровня производства еще в конце 2017 года. Более того, по итогам второго квартала 2018 он заявил о планах выйти на уровень производства шести тысяч Model 3 в неделю к концу августа - и снова слова на ветер.

В начале августа компания отчиталась о финансовых результатах за апрель-июнь 2018 года. И хотя совокупная выручка Tesla выросла до четырех миллиардов долларов против 2,79 миллиарда годом ранее и опередила ожидания аналитиков в 3,29 миллиарда, убытки компании также подросли. Чистый убыток за второй квартал составил 717,5 миллиона долларов по сравнению с 336,4 миллиона долларов за аналогичный период 2017 года. Но Илон Маск все равно заверил инвесторов, что уже до конца 2018 года компания выйдет на устойчивую прибыль и начнет возвращать долги. Он также извинился перед аналитиками за их прошлую беседу: тогда Маск на «тупые» вопросы и заявил, что ему скучно. А Bloomberg похвалил бизнесмена, написав, что он ведет себя как «настоящий CEO», но в обещания Маска верится с трудом.

Чувак, ты очень странный

На проблемы финансового и производственного характера накладывается экстравагантное поведения главы компании. Последнее время Маск не вылезает из скандалов и уже приобрел славу одиозной фигуры. Теперь с ним судятся не только акционеры Tesla, но и спасавший тайских детей из затопленной пещеры британский дайвер, которого миллиардер бездоказательно «педофилом». Такую реакцию у предпринимателя вызвало то, что водолаз Верн Ансворт раскритиковал мини-субмарину, которую собрали инженеры Space X специально для спасательной операции. По словам Ансворта, у подлодки, которая являлась не чем иным, как пиар-ходом, не было ни единого шанса добраться до детей, заблокированных в пещере. В итоге он заключил, что Маск может засунуть себе эту подлодку куда подальше.. Сам бизнесмен как главный акционер потерял почти 300 миллионов долларов после разборок в Twitter. Он также вступил в словесную перепалку еще с парой подписчиков. Один из них заявил, что Маск выкачивает деньги со всего мира ради своих проектов. На это инженер ответил, что, в отличие от автора вопроса, он создал рабочие места для 300 тысяч человек, и полюбопытствовал, чем может похвастаться подписчик.

В своем Twitter предприниматель то о банкротстве Tesla из-за продажи пасхальных яиц, то из-за краденого рисунка единорога. С точки зрения степени эксцентричного поведения в соцсетях глава Tesla может запросто конкурировать с президентом США . Особенно их роднят склочные отношения со средствами массовой информации. Например, в июле Маск развернул травлю против журналистки Business Insider Линетт Лопес, по словам которой Tesla списывает около 40 процентов сырья на металлолом, а в Model 3 установлены дефективные аккумуляторы. До этого инженер

Илон (употребляется также ошибочный вариант Элон) Рив Маск – канадско-американский предприниматель, новатор, инженер-изобретатель, бизнес-магнат, инвестирующий в грандиозные инновационные проекты.

Основатель и глава компаний SpaceX и Tesla Motors, соучредитель SolarCity и PayPal , этот техномессия, как его часто называют в прессе, лично участвовал в разработке новых технологий в альтернативной энергетике, конструировании экологичных электромобилей и экономичных солнечных электростанций.

Он занимался вопросами создания искусственного интеллекта сверхчеловеческого уровня OpenAI, концептуальной высокоскоростной (вдвое быстрее самолета) транспортной системы Hyperloop, проектированием космических кораблей, призванных воплотить в жизнь его главную цель – создание человеческой колонии на Марсе.

Признанному гению нашего времени присущи такие личностные качества, как настойчивость, хорошо развитое критическое мышление, точный анализ событий и собственных поступков, высокое трудолюбие и работоспособность. Достоверно известно, что Маск посвящает работе до ста часов в неделю.


Издание Forbes поместило Маска на 21-е место в списке самых влиятельных людей мира, причем он оказался одним из самых молодых персон в этом рейтинге, уступив в этом параметре лишь основателю Фейсбука Марку Цукербергу, создателям Google Сергею Брину и Ларри Пейджу, северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну и изобретателю сервиса Uber Трэвису Каланику.

По данным за январь 2018 года состояние Илона Маска оценивалось в $20,9 миллиарда, что делает его 53-м по счету в рейтинге самых богатых людей мира.

Детство и семья

Илон Маск появился на свет 28 июня 1971 года в Претории, одной из трех столиц ЮАР. Он был старшим из троих детей в семье родившегося в ЮАР англичанина-инженера Эррола Маска и модели и эксперта в области диетологии канадско-британского происхождения Мэй Маск.


У Илона имеется младший брат Кимбел, родившийся в 1972 году, и сестра Тоска 1974 года рождения. Кимбел, хоть и не так успешен, как его старший брат, но все же сколотил миллионное состояние на ресторанном бизнесе, а Майя стала кинопродюсером.


После развода родителей в 1980 году Илон и его брат с сестрой остались жить с отцом в пригороде Претории. Мать он видел редко. У Эррола было несколько домов, ферма с чистокровными жеребцами и яхта.


Семья очень много путешествовала: поездка могла начаться в Европе, потом они летели в Гонконг, попутно посетив Штаты. Так как у отца Илона была лицензия пилота, порой он брал в аренду самолет, когда летал куда-то по работе, и брал с собой детей. Так в детстве Илон побывал в изумрудной шахте – глава семейства помогал оборудовать забой. Уже в зрелом возрасте Илон тоже получил лицензию пилота, но на это хобби у него попросту нет времени.


Илон рано научился читать и большинство свободного времени проводил за книгами. В 3 года он огорошил отца вопросом: «Где начинается и где заканчивается мир?». Мальчик рос интровертом, избегал сверстников и не очень хорошо ладил с людьми. В частной школе для мальчиков, куда он ходил, ему часто приходилось сносить издевательства одноклассников. Как-то раз его избили до потери сознания и госпитализации.


В 9 лет Илон получил в подарок свой первый компьютер – Commodore VIC-20. Он самостоятельно изучил популярные в те годы языки программирования и увлекся созданием программ. В 12 лет он сам написал на бэйсике видеоигру-шутер Blastar, которую продал за 500 долларов изданию PC & Office Technologies, которое опубликовало код в одном из выпусков.

Игра, разработанная 12-летним Илоном Маском

Образование

В 1988 году Маск окончил школу, поступил в Университет Претории, но из-за политической нестабильности в ЮАР перед самым 18-летием перебрался в Канаду. Так как его мать уроженка Канады, Илон тоже оформил гражданство этой страны. Здесь начался самый странный период его жизни: Илон поступил на бакалавриат в Королевский университет Кингстона (Онтарио), при этом сменил множество работ в разных уголках Канады, и о каждой из них ему было что рассказать.


Сначала он собирал фрукты и носил корзины с зерном на ферме у своих родственников в Уолдеке, потом устроился лесорубом в Ванкувере. За резку бревен бензопилой ему платили сущие копейки. Уволившись, он встал на биржу труда и попросил подыскать работы с зарплатой получше, и его устроили… уборщиком котельной на лесопилке. За 18 долларов в час (на самом деле, это были хорошие деньги для 1989 года) он ползал по полу в костюме из жаропрочного, но токсичного материала, выгребая мусор при экстремально высокой температуре.

В это время в Канаду переехал и его младший брат. Объединившись, Илон и Кимбел решили обрасти полезными знакомствами. Всеми правдами и неправдами они находили телефоны преуспевающих предпринимателей и обзванивали их, приглашая пообедать. Одним из тех, кто согласился, был глава Банка Новой Шотландии Петер Николсон. Впечатленный настойчивостью молодых людей, он познакомился с ними лично и решил взять Илона, как более одаренного из братьев Маск, под свое крыло. Илон проработал в его банке целое лето, получая, впрочем, меньше, чем в котельной – 14 долларов в час.


В 1992 году Маск перевелся в Университет Пенсильвании, расположенный в американском штате Филадельфия. Он обучался параллельно на факультете искусств и науки и в Уортонской бизнес-школе при университете. Пробыв в университетских стенах на год дольше, чем обычные студенты, в мае 1997 года он получил сразу две бакалаврские степени: по физике и экономике.

Во время учебы в Пенсильванском университете Маск подружился с будущим основателем TheFunded Адео Ресси. Приятели арендовали дом с десятью спальнями и превратили его в подпольный ночной клуб, пользовавшийся большим успехом у студентов. Пока все напивались, Маск оставался трезвым, чтобы следить за порядком. Зато за одну ночь он мог заработать столько денег, чтобы покрыть месячную аренду этого гигантского особняка. Все остальное он тратил на оплату колледжа.


В 1995 году 24-летний Илон переехал в Калифорнию, где стал аспирантом легендарного Стэнфордского университета, чтобы получить докторскую степень по физике. Но всего через 2 дня он передумал и решил и дальше работать над своими разработками. У него было много амбициозных идей из сфер IT, возобновляемой энергетики и покорением космоса.

Первые бизнес-проекты

В 1995 году в партнерстве со своим братом Кимбелом и бизнес-коучем Грегом Каури Илон учредил свою первую компанию – сайт формата «Желтых страниц» Zip2, специализировавшийся на разработке карт и каталогов для онлайн-изданий. Стартовый капитал, $28 тысяч, ему предложил отец, но Илон отказался их брать. Маск трудился с раннего утра до позднего вечера и жил в арендуемом офисе, чтобы экономить на аренде жилья и все деньги вкладывать в компанию.


Его настойчивость и упорство окупились сторицей. Интернет переживал тогда период бума, и в 1999 году братья продали свой стартап за $307 млн. наличными (и $34 млн ценными бумагами) поисковику AltaVista, приобретенному впоследствии Compaq. Илон, которому к тому моменту принадлежало всего 7% компании, заработал на продаже 22 миллиона долларов.


12 миллионов от этой суммы Маск инвестировал в онлайн-банк X.com, полагая, что за электронными платежными системами будущее. В 2001 X объединились с конкурентной компанией Confinity. Новое предприятие получило название PayPal. Как держатель большинства акций (и воспользовавшись конфликтом в Совете директоров после слияния) Илон Маск занял место главного исполнительного директора PayPal’а.


В 2002 году, вопреки советам Маска, Совет директоров одобрил продажу PayPal торговому гиганту eBay за $1,5 миллиарда. За вычетом налогов Маск получил $180 млн. Теперь у него было достаточно средств, чтобы заняться своими планами относительно солнечной энергии и космоса.

Создание SpaceX

Еще в 2001 году Маск разработал проект по созданию экспериментальной теплицы на Марсе, которая положила бы начало замкнутой и самостоятельной экосистеме на реголите, что в перспективе помогло бы при колонизации Красной планеты. Он надеялся вернуть общественности интерес к космической индустрии, который серьезно снизился после распада СССР и прекращении космической гонки между двумя сверхдержавами.

В октябре 2001 года вместе с Адео Ресси и инженером космического оборудования Джимом Кантреллом Маск съездил в Москву. Целью поездки была покупка восстановленных баллистических межконтинентальных ракет «Днепр», которые были нужны ему для экспериментов с доставкой груза в космос. Они встретились с авиаконструктором Семеном Лавочкиным и руководством Космотранса – компании, разработавшей эти «Днепры». Однако покупка сорвалась – Илону отказались продавать ракеты, сочтя его недостаточно опытным в этом деле. Не удалась и вторая попытка – через полгода Маск снова попробовал купить ракеты, и ему разрешили купить одну за $8 млн.

История SpaceX и ракеты Falcon-1

Цена показалась Илону неразумной. Он отказался, а во время полета домой в голову изобретателя пришла идея: он может основать компанию, которая обеспечила бы его такими же ракетами, а то и лучше. По подсчетам выходило, что себестоимость одной ракеты при производстве составит всего 3% от той цены, которую запросили в Космотрансе. Кроме того, он намеревался сократить стоимость каждого запуска на 70%, используя многоразовые носители.


В мае 2002 года состоялось открытие компании Space Exploration Technologies («Технологии для космических исследований») или, сокращенно, SpaceX. Маск вложил в предприятие $100 млн., затем привлек ряд крупных инвестиций от агентства Минобороны США DARPA, компаний SpaceDev, Celestis, ATSB и других. Первые две модели ракетоносителей: легкий носитель Falcon- 1 и носитель средней тяжести Falcon-9 («Сокол-1» и «Сокол-9»). Название – отсылка к «Тысячелетнему соколу», кораблю Хана Соло из «Звездных войн». Первый же летательный аппарат, разработанный в компании Маска, назывался Dragon.


В 2006 году NASA заключила с SpaceX 1,6-миллиардный договор по отправке 12 партий грузов на МКС. В сентябре 2008 года году впервые в истории ракетоноситель, разработка и создание которого финансировались из частных источников, успешно доставил груз на орбиту Земли. Это был Falcon-1. Илон поставил на карту почти все – если бы запуск прошел неудачно, компания, скорее всего, прекратила бы существование. 4 июня 2010 года состоялся успешный запуск Falcon-9. 25 мая 2012 года Dragon, запущенный в космос ракетоносителем Falcon-9 ,впервые пристыковался к МКС. В этом же году компания Маска получила первый коммерческий заказ: запуск спутника Intelsat с помощью в тот момент еще находившейся в разработке ракетой Falcon Heavy.


22 декабря 2015 года Falcon-9 впервые совершил вертикальную посадку на посадочное место космодрома на мысе Канаверал. До этого ракета дважды падала в Атлантический океан, но третья попытка оказалась удачной и открыла новую веху в истории покорения космоса – вторичное использование носителя означало колоссальную экономию.

Первая успешная посадка Falcon 9 (закулисье)

В феврале 2018 года SpaceX совершила еще один прорыв: ракета Falcon Heavy, предназначенная для транспортировки многотонных грузов (в случае с доставкой груза на орбиту Земли носитель мог выдержать более 60 тонн), вывела в космос автомобиль Tesla Roadster с установленной камерой, фиксирующей все происходящее вне кабины.

Значние запуска Flacon Heavy для человечества

Запуск прошел успешно, однако при посадке центральный из трех ускорителей не смог сбросить скорость и рухнул в океан. Два боковых ускорителя приземлились точно в назначенное место.

Другие проекты Илона Маска

В июле 2003 года Маск вложился в компанию Tesla Motors, только что основанную изобретателями Мартином Эберхардом и Марком Трапеннингом и позиционировавшуюся как пионер среди производителей серийных электрокаров.


Маск лично принимал участие в разработке спортивного электрокара Tesla Roadster на основе английского Lotus Elise. По инициативе изобретателя был существенно минимизирован вес модели, усовершенствован отсек батарей, внедрены новые элементы дизайна в конструкцию фар. За эту работу Илон получил премию в области экологии Global Green-2006 и нашел инвесторов, вложивших в «Тесла» $100 млн.


Несмотря на сложности в развитии бизнеса и просчеты, которые вынудили Илона уволить часть сотрудников, компания избежала банкротства благодаря 50-миллионным инвестициям немецкой автокорпорации Daimler, а также предоставление Tesla льготного займа по инициативе Минэнерго США.

Успех Tesla подстегнул «электросегмент» автомобильного рынка: каждая уважающая себя автомобильная компания начала разработку собственного электрокара или по крайней мере гибрида. В 2010 году Tesla стала первой за более чем 50 лет американской автомобильной компанией, вышедшей на IPO (до этого в 1956 году это сделал Ford).

Финансовому успеху предприятия способствовал выпуск седана премиум-класса S. Заинтересованность общественности разработкой миллиардер спровоцировал участием в дебатах с корреспондентом New York Times. Он заявил, что через 20 лет более 50% сходящих с конвейера автомобилей будут оборудованы электрическом двигателем. В результате только за первую половину 2013 года было продано 10,5 тысяч Tesla S.

Когда Генри Форд создал дешёвые и надёжные автомобили, люди сказали: "Нет, спасибо. Чем плохи лошади?". Форд рискнул всем, и это сработало.

Успешный предприниматель занимается так же развитием станций подзарядки электрических транспортных средств, работа над которыми ведется под эгидой проекта SolarCity, основателями которого стали его двоюродные братья.


Предприятие специализируется на установке солнечных электрических станций как для производства, так и для домашнего использования. Это в том числе и платформы для подзарядки автомобилей Tesla, и домашние станции для преобразования солнечной энергии. К началу 2018 года капитализация SolarCity оценивалась в $3 миллиарда.

Конференция Илона Маска

В августе 2013 года Маск представил план создания грандиозной транспортной сети Hyperloop («Гиперпетля»). Проект представлял абсолютно новый вид транспорта, который был бы в 2 раза быстрее самолета, питался энергией солнца и не привязывался к конкретному расписанию, а отправлялся в путь с короткими интервалами, как составы метрополитена.


Hyperloop представлял собой замкнутую надземную магистраль из двух труб, параллельных друг другу, с гигантскими солнечными батареями на протяжении маршрута. Обещалось, что трасса свяжет Сан-Фрациско и Лос-Анджелес: расстояние между городами составляет 560 км. Маск пообещал, что данный маршрут его изобретение покроет на 35 минут, и оценил стоимость проекта в $6 миллиардов.

Принцип работы Hyperloop

Впрочем, сам заниматься реализацией Hyperloop Маск не собирался (хотя впоследствии SpaceX и Tesla совместными усилиями создали капсулу, продемонстрировавшую скорость 355 км/ч). В итоге дальнейшими разработками занялась компания Hyperloop Transportation Technologies, функционирующая силами инженеров-волонтеров и краудфайндинга, а также Virgin Hyperloop One. Последняя в декабре 2017 года провела испытания модели вакуумной капсулы, которая разогналась до 387 км/ч.

Миллионер-изобретатель не раз призывал общество к контролю исследований в сфере искусственного интеллекта и нейросетей. Он убежден, что ИИ представляет угрозу для человечества, так как рано или поздно машины получат слишком большую власть над людьми.

Роль домашнего животного для машин - вот будущее человечества.

Тем не менее, в 2016 году Илон основал нейротехнологическую компанию Neuralink. Планировалось, что ее сотрудники будут заниматься лечением заболеваний головного мозга (в краткосрочной перспективе) при помощи нейроинтерфейсов и «улучшению людей» посредством создания связи между мозгом и компьютером. Маск пообещал создать к 2027 году так называемое «нейронное кружево» – микроимпланты, улучшающие когнитивные способности.

Илон Маск в кино

Как и многие знаменитые миллиардеры (вспомнить хотя бы появление Дональда Трампа в фильме «Один дома»), Илон Маск иногда мелькает в популярных телепроектах. Даже в тех, где над ним подтрунивают.


Так, основатель SpaceX появился в мультсериалах «Симпсоны» (серия «Маск, который упал на землю») и «Южный парк» (серия «Handicar»), а также в трэш-боевике «Мачете убивает» с Дэнни Трехо .


Также он сыграл камео во второй части «Железного человека» с Робертом Дауни-младшим (собственно, Илона часто называют прототипом главного героя фильма, изобретателя Тони Старка). В роли самого себя он появился и в сериалах «Теория большого взрыва» и его предыстории «Детство Шелдона». В одной из серий последнего забавно обыгрывается история создания «многоразового» носителя Falcon.

Илон Маск в «Теории большого взрыва»

Бизнесмену, который стремится открыть эпоху доступного космического туризма, принадлежал учебно-тренировочный реактивный самолет чешского производства Aero L-39. Затем он приобрел модель Dassault Falcon 900, который был использован в 2005 году во время съемок картины «Здесь не курят». Миллионер выступил не только продюсером этого фильма, но и сыграл в нем эпизодическую роль пилота, открывающего дверь капитану в исполнении знаменитого Роберта Дюваля. Маск являлся также владельцем авто-субмарины Wet Nellie (создана на основе Lotus Esprit из фильма «Шпион, который меня любил» о британском агенте 007 Джеймсе Бонде).


Сестра Илона, кстати, занимается кинематографом – ей принадлежит кинокомпания Musk Entertainment.

Личная жизнь Илона Маска

Миллиардер и филантроп, подаривший $10 миллионов на изыскания средств контроля над искусственным интеллектом, был дважды женат.


Первую свою супругу Жюстин Уилсон он встретил во время учебы в канадском университете. Она старше Маска на год – может, поэтому при знакомстве он не произвел на нее должного впечатления, но смог заслужить его после. После окончания университета их дороги на время разошлись, но в 2000 году пара поженилась.


В 2002 году в семье родился мальчик Невада Александр Маск, который умер от синдрома внезапной детской смерти в 10 недель. После этого Илон на время «ушел в себя». В 2004 году пара попробовала родить детей методом ЭКО. Как итог, на свет появились близнецы Гриффин и Дэмиан. В 2006 году Жюстин снова стала мамой – вновь через процедуру ЭКО. На этот раз в семье Илона родились тройняшки Ксавье, Саксона и Кайя.


Со временем отношения в семье стали портиться. Предприниматель много времени проводил на работе и мало с семьей. В 2008 году Жюстин подала на развод. Бывшие супруги поддерживают отношения и воспитывают детей совместно.

Миллиардер не раз сетовал на нехватку времени на женщин: «Я могу выделить 5-10 часов в неделю для женщины… 10 часов внимания – это нормально? Этого будет хватать женщине?».

Второй раз бизнесмен женился в сентябре 2010 года. Его избранницей стала английская актриса Талула Райли, с которой он начал встречаться вскоре после развода. Именно этой девушке пресса приписывает роль «коварной красотки», которая увела бизнесмена из семьи. Но история их любви не была гладкой.


Через полтора года после свадьбы Маск подал на развод с Талулой. Летом 2013 года они вновь поженились, дав отношениям второй шанс. В декабре 2014 года Илон вновь развелся с супругой, а через полгода аннулировал свое решение. Наконец, в марте 2016 года пара все-таки решила разойтись окончательно «по обоюдному согласию».

Около года Илон встречался с актрисой Эмбер Херд , только что пережившей тяжелый бракоразводный процесс с Джонни Деппом . В августе 2017 года они расстались.


«Эмбер постоянно врала Илону. Говорила, что провела ночь дома, хотя на самом деле отрывалась в клубе. Когда она отправилась на съемки в Австралию, то вела себя так, будто у нее нет бойфренда. Но во время шопинга она не гнушалась использовать кредитку Илона», – утверждал близкий к миллиардеру источник изданию Metro.

В мае 2018 года Маск появился на публике с новой избранницей – 30-летней певицей Граймс (настоящее имя Клер Буше). Они вместе посетили ежегодный бал The Met Gala в Нью-Йорке. Пара познакомилась в интернете: Маск хотел твитнуть фразу «Василиск рококо», совместив название мысленного эксперимента о виртуальной реальности «Василиск Роко» и архитектурного стиля рококо, но оказалось, что ее уже использовала Граймс в одном из своих клипов. Они начали общаться, потом пользователи заметили странные комментарии Маска в твиттере Граймс (про то, что кометы на самом деле сделаны из кокаина).


Рабочая неделя Илона Маска строится примерно так. В понедельник он просыпается в своем особняке в Бель-Эйр (фешенебельный район Лос-Анджелеса) и едет в центральный офис SpaceX, расположенный в Хоторне. Он ночует на рабочем месте, а вторник на частном джете летит в Пало-Альто – сердце Кремниевой долины, где расположен головной офис Tesla. В четверг Маск возвращается в Лос-Анджелес и инспектирует SpaceX. При этом не меньше 4 раз в неделю он общается со своими сыновьями.


Предприниматель стал основателем благотворительного фонда своего имени. Он жертвует часть своего состояния на ликвидацию последствий стихийных бедствий (урагана в Алабаме, цунами в японском городе Сома).

Илон Маск сейчас

Главной целью Илона Маска остается создание человеческой колонии на Марсе. В интервью 2011 года он заявил, что первые поселенцы отправятся на Красную планету в течение следующих двух десятилетий. К 2040 году, предсказывает Маск, на Марсе будут жить 80 тысяч человек.

Продолжается работа над BFR – Big Falcon Rocket – ракетой-носителем и космическим аппаратом с полезной нагрузкой в 150 тонн. Предполагается, что BFR заменит предыдущие поколения Falcon и станет основным инструментом для транспортировки грузов и людей на Марс.

Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Ранние годы и детство Илона Маска

Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера Илона Маска

Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

Илон Маск и SpaceX

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

«Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

Tesla Илона Маска

В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

Tesla Model S (Фото: tesla.com)

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

Tesla Model X (Фото: tesla.com)

В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Hyperloop Илона Маска

В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

Общественная деятельность Илона Маска

Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

«Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

«Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

Доходы Илона Маска

В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

Илон Маск в кино

Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

Кадр из фильма «Железный человек-2»

Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

* High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.