Икона Всех Святых – универсальный образ для моленья. Написание мерной иконы

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Эта икона очень сильная. Она помогает в различных, часто очень сложных делах. Икону Всех Святых, фото и их значение желательно иметь в каждом доме, чтобы читать перед ней различные молитвы. Но, если нет возможности приобрести крупную и качественную икону, . Вот в чём помогают святые, изображённые на иконе.

Кому и когда молиться

На иконе есть . Он считается самым главным надо всеми ангелами, поэтому ему нужно молиться, если вы хотите, чтобы ваш собственный ангел-хранитель стал более сильным и крепким. Также Архангел Михаил является стражем рая, не пуская в него никого, кто может навредить человеческой душе. Считается, что на страшном суде он будет одним из главных помощников Бога, разделяя людей на добрых и падших. Поэтому тем, кто хочет попасть в рай, стоит молиться именно ему. Считается, что Архангел Михаил помогает побороть страсти, мешающие душе попасть в рай, будь то пьянство, наркомания или разрушительная страсть женщины к мужчине, который ею пользуется.

Также на иконе Всех Святых есть . Эта святая помогает при различных женских болезнях, способствует счастливой семейной жизни. Её дни отмечают 22 ноября и 2 мая. Она при жизни обладала пророческим даром и могла предсказывать события, не имея физического зрения. К ней обращаются в молитвах, чтобы пролить свет на какую-то жизненную ситуацию, удачно жениться или выйти замуж, а также о благополучии детей. Помогает святая Матрона в болезнях, решении различных бытовых вопросов.

Также на иконе есть лик преподобного Иоанна Крестителя . Этот святой считается одним из самых сильных, так как крестил самого Иисуса Христа. Он является покровителем водной стихии, помогает в душевных и телесных недугах, лечит от пьянства и страстей. День его отмечают 7 июля. Его ещё называют день Иоанна Купалы. Считается, что после этого праздника начинается открытие купального сезона. Иоанну Крестителю молятся в трудных ситуациях, душевных болезнях и об избавлении от пьянства или наркомании, различных душевных переживаний.

Покровителем крестьян и сельского хозяйства, а также защитником от войн и различных конфликтов считается святой . Ему принято молиться от нашествия врагов, для хорошего урожая, а также для удачи в путешествиях по суше. Дни празднования памяти этого святого – 12 сентября и 6 декабря. Молиться ему можно в различных трудных ситуациях, связанных с земледелием и военной службой.

Если вы страдаете перееданием, пьянством и не можете избавиться от жадности и различных форм материальной зависимости, стоит помолиться святому мученику Вонифатию . Его день - 1 января, как раз после Нового года. Этот святитель помогает многим в избавлении от греха пьянства, а также переедания, обжорства, зависимости от материальных благ и алчности, азартных игр.

Если посмотреть икону Всех Святых, на фото и их значение, то там можно найти святую Анастасию Узоразрешительницу , которой молятся от опасности тюремного заключения или о тех, кто там находится в настоящее время. День её памяти церковь отмечает 4 января. При своей жизни она помогала христианам, которые были заточены в темницу, за что и была сама жестоко казнена. Однако она считается покровительницей людей, которым грозит суд, тюрьма и которые там сидят, пусть даже и за справедливые согрешения.

Если вам нужна победа на экзамене, в суде, в различных обстоятельствах, стоит обратиться к иконе Георгия Победоносца. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых. Георгий победил опасного аспида, который наводил ужасы на различных людей. Имя этого святого очень известно. Считается, что он помогает в различных неблагоприятных обстоятельствах, болезнях, победах не только в гонке на выживание, но и над собственными страстями и пороками. День его памяти церковь празднует 23 ноября и 6 апреля. Святой способствует победам в различных сферах жизни. Ему молились солдаты и перед отправкой в горячие точки, и обычные люди перед экзаменами, судебными разбирательствами и во многих других ситуациях.

Если вы хотите мира в семье, добрых отношений без ссор и скандалов, лучше всего молиться Гурию, Самону и Ававу. Эти мученики изображены на иконе, и они помогают в различных трудных ситуациях. Их день памяти приходится на 28 ноября. Считается, что они помогают в различных житейских нуждах, а также способствуют семейному благополучию в доме.

Считается одним из самых почитаемых русских святых. Его праздник принято отмечать 14 июня и 2 января. Он при своей жизни помогал в различных проблемах, обладал даром прозорливости, видел будущее и получал множество писем, на которые давал советы и ответы, помогающие в жизни каждому адресату. Поэтому ему молятся при различных недугах, болезнях в семье. Святой помогает и в решении бытовых вопросов, может подсказать, какое принять правильное решение. Ему можно молиться по любому вопросу, и он всегда помогает, пусть и не сразу.

При любовных неудачах, когда происходят супружеские измены и различные неприятности на личном фронте, стоит обратиться к образу Ксении Петербуржской , дни памяти которой приходятся на 6 февраля и 6 июня. Она помогает в различных вопросах, которые касаются семейной жизни, благополучия детей и многого другого. Также она способствует избавлению от пьянства, наркотической и любовной зависимости.

Считается одним из самых любимых в народе святых. Дни его памяти приходятся 19 декабря и 6 мая. Есть Николай Вешний и зимний. Прообразом американского Санта Клауса стал именно этот святой, которого одинаково почитает и православная, и католическая церкви. Молиться Николаю стоит путешественникам, тем, кто служит в армии, находится в море, самолёте, а также при различных бытовых сложностях, финансовых неудачах и долгах. Считается, что этот святой дарит людям радость и помогает всем, кто искренне его просит, в различных делах и начинаниях.

Также на иконе Всех Святых изображён , день памяти которого церковь отмечает 18 июля. Этот святой помогает детям в учении, взрослым – в приобретении жизненных знаний, житейской мудрости, а также в различных вопросах. Ему молятся и в судебных разбирательствах, также в семейных конфликтах, ситуациях, если кто-то ведёт себя очень высокомерно и гордо.

9 августа начинают праздновать день Пантелеймона Целителя – он помогает от различных заболеваний, способствует приобретению здоровья телесного и душевного. Его лик тоже есть на иконе Всех Святых.

2 августа – день памяти Илии Пророка . Он помогает от наводнений, стихийных бедствий и различных неприятностей, связанных с водой. Однако в этот день уже нежелательно купаться, так как есть опасность простуды. Илия Пророк помогает и в решении трудных жизненных ситуаций, конфликтов и ссор, а также, если трудно найти выход.

Также на иконе есть изображения Серафима Саровского, мученицы Варвары, Спиридона Тримифунтского , который помогает в решении финансовых вопросов и в бизнесе. День празднования Серафима Саровского приходится на 1 августа. Он помогает в решении многих жизненных вопросов, исцелении болезней. День Варвары празднуют 17 декабря, а праздник Спиридона отмечают 25 декабря. В эти дни принято молиться ему, чтобы привлечь финансовую удачу и принять правильное решение.

Ну а день иконы Всех Святых отмечают 12 июля. В этот день человек с любым именем в крещении может просить перед иконой о чём угодно. Правда, и на это есть ограничения.

О чем не стоит молиться

Икона Всех Святых, фото и их значениепомогают в различных вопросах - от бытовой неприятной ситуации до излечения тяжёлой болезни. Однако помните, что не стоит обращаться с просьбой, которая противоречит христианским законам и принципам. Например, отбить чужого мужа, убрать человека с должности, разбить пару, пожелать кому-то зла. Всё это вредит человеческой душе и может привести вас к неприятностям. Также икона может не помогать, если ему суждено пройти через какое-то . Или для того, чтобы он со временем вышел на светлый путь.

До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей.

Вспоминаем семь принципов чтения икон .

СНИЗУ ВВЕРХ

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба - таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это - граница между нашим миром и миром, представленным в иконе - духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу - тоже символичное растение.

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом - чаще всего красным. Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход - дался кровью…

ВНИМАНИЕ К ФОНУ

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное - говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета - самые «высокие» в византийской традиции. Белый цвет - цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет - цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению - на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси - то, среди чего жил этот святой.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах. Этот цвет - серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, «для красоты», серый цвет не нужен.

Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах - мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет - это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном - знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.

Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.

РАСШИФРОВКА АТРИБУТОВ

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие.

Преподобные - четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.

Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто - с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.

Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

ПОНИМАНИЕ ФИГУР

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое - нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник - с Вечностью и так далее.

Круг - фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

ПЕРСПЕКТИВА И СТОРОНЫ

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, - центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой - так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая - с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники - справа, а не наоборот.

ЦЕНТР ИКОНЫ

В центре иконы обычно изображается самое главное - то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. «Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», - пишет один из исследователей.

Екатерина Оаро

Святые отцы называли икону Евангелием для неграмотных. Однако икону нельзя воспринимать как простую иллюстрацию к святому писанию. Многие через нее обращаются к Богу и святым покровителям. Именно поэтому сложился определенный канон - как правильно писать иконы. Особое внимание иконописцы уделяют изображению лиц и, конечно, жестам, ведь они имеют большое значение и несут определенный смысл.

23 октября 787 года Вселенский собор установил порядок почитания икон, сохранившийся до наших дней. До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы

1. СНИЗУ ВВЕРХ

Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно.

В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным.

В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным.

Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью… 2. ВНИМАНИЕ К ФОНУ

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так.

В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий.

Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции.

Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю.

Золотой цвет — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью.

С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов.

Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры ; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни ; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище.

Есть известная икона Иоанна Шанхайского , на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.

3. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах.

Этот цвет — серый, цвет , получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, «для красоты», серый цвет не нужен.

Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах — мученики.

Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет — это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном — знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.

Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.


4. РАСШИФРОВКА АТРИБУТОВ


Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. «Русская семерка»уже касалась этой темы, например, в материале об иконе «Неопалимая купина». Какие же самые частые атрибуты святых на иконах?

Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились.

Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им.

Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами.

Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие.

Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.

Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто — с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.

Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора , вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

5. ПОНИМАНИЕ ФИГУР


Фигуры на иконах тоже символичны.

Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире.

В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли.

Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется» , например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) - символ Божественной славы.

Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой — так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика.

Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем).

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует.

Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является евангелие.

Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. «Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», — пишет один из исследователей.

источник http://mi3ch.livejournal.com/

От канона до беспредела

Слово «канон» по-гречески буквально означает «тростник». В древности из тростника делали мерные палки, которые использовались при землемерных работах. Со временем это слово стало обозначать вообще норму, меру, стандарт. В иконописании канон окончательно утвердился и оформился после эпохи иконоборчества. Определение каноничности образа дано правилом Пято-Шестого Собора. 82 правило ознаменовало переход от раннехристианских символов к символическому реализму восточнохристианского иконографического канона.

Для канонической иконы характерны:

1. Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Портретные черты изображаемых святых могут быть весьма условны. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты едва намечены - ровно настолько, чтобы образ был узнаваем, чтобы он вычленялся из общего сонма. К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности.

2. Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем пред иконой человеке - идея изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний. В обратной перспективе удаляющиеся предметы увеличиваются в размере, в то время как в реальности, т.е. в прямой перспективе они уменьшаются.

С помощью обратной перспективы существенно облегчается решение одной из самых сложных задач начальной стадии искусства Иисусовой молитвы - соединение ума с сердцем. Существует две принципиально различающиеся формы зрительного восприятия. Первое из них - обычное восприятие, которое состоит в том, что глазные оси фокусируются в одной воспринимаемой точке. Типичным примером такого восприятия является чтение печатного текста. Второй формой является панорамное восприятие. В отличие от дискретного оно представляет собой цельное восприятие всего зрительного поля. При таком восприятии напряжение с фокусированных глаз снимается.

Наблюдение за взаимосвязью зрительной и сердечной деятельности обнаруживает, что расслабленному состоянию глаз соответствует сердечное восприятие.

Геометрия обратной перспективы в иконе настраивает зрение на панорамное восприятие, ее расходящиеся оси приводят глаза в расслабленное состояние, в результате икона воспринимается сердцем.

3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Преображенный мир иконы не имеет внешнего источника света, в ней все наполняется внутренним свечением. Фон в ней всегда ровный по цвету и свету, поэтому он исключает иллюзию перспективы и не пробуждает чувства пространства. Слово «фон» переводится с греческого языка как «свет», он символизирует свет духовного мира.

4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства.

5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и учеников павших «на лица свои» (Мф. 17,6), и их же, спускающихся с горы. Чтобы исключить чувство движения, которое связано с чувством времени, композиция иконы чаще всего строится статичной. Если движение невозможно исключить, тогда оно изображается нереальным.

Каждое душевное чувство человека связано с каким-либо представлением физического мира, основу которого оставляет время, движение и пространство. Если эти категории исключить из композиции иконы, то она преобразуется в очень условное представление, которое не пробуждает чувства реальности изображаемого мира и связанные с ним душевные чувства. Икона, написанная по канону, являет духовный мир, при этом характер его изображения в иконе облегчает процесс погружения в него сознания. Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения.

Икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико-каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

Леонид Денисов, духовный писатель и церковный деятель первой половины ХХ века, в статье «Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?» приводит следующие признаки православного иконописного канона:

1. Верность композициям, унаследованным от христианской древности, если они не заключают в себе ничего противного православной догматике и каноническим постановлениям;

2. Соблюдение церковно-исторических и археологических указаний применительно к изображению построек, костюмов и утвари;

3. Сохранение этнографических (в типах лиц) и географических (в пейзаже) особенностей данной местности и эпохи;

4. Точное и неуклонное изображение общеизвестных символических признаков, присутствием которых до некоторой степени свидетельствуется православие иконы.

Рассмотрим подробности иконографии Божией Матери. Образ Богоматери, принятый как канонический в православном искусстве мы видим уже в VI - VII веках на синайских иконах, в мозаиках Рима и Равенны. Для православного образа Богоматери характерны определенные цвета одежд - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. Важная деталь одеяния Богородицы - поручи (нарукавники). Поручи - деталь облачения священников на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в Ее лице - всей Церкви) Первосвященнику Христу. На челе и плечах Богородицы изображаются три золотые звезды в знак того, что Богородица пребывала Девою до Рождества, в Рождестве и после Рождества.

Существует пять основных типов изображений Божией Матери: «Оранта» («Молящаяся»), «Одигитрия» («Путеводительница»), «Елеуса» («Умиление»), «Панахранта» («Всемилистивая») и «Агиосортисса» («Заступница»). Все многообразие существующих икон Богоматери сводится именно к этим пяти основным типам.

Давайте рассмотрим, удовлетворяют ли этим требованиям те новоявленные иконы, которые так активно распространяются в среде православных.

Специалист по иконографии священник Борис Михайлов в статье «Иконография чутко реагирует на состояние церковного сознания», опубликованной в газете «Церковный вестник», отмечает, что многие новые иконы Пресвятой Богородицы не отражают всей глубины православного богословия и вместе с тем свидетельствуют о невоцерковленности некоторых современных иконописцев.

Так, в последние годы широко распространяется по России псевдоикона «Воскрешающая Русь». Поводом к написанию этого изображения стало видение жительницы города Пятигорска Ольги Павленко. В соответствии с видением, на образе женщина в белом одеянии, в которой поклонники псевдоиконы предлагают видеть Пресвятую Богородицу, разбрасывает крестики. Маленькие существа, изображенные внизу, по-разному относятся к этим летящим крестикам. Одни принимают их и просветляются, другие в ужасе убегают, а третьи - превращаются в темные комочки.

На лжеиконе центральная фигура изображается в белых одеждах, что совершенно нехарактерно для православной иконографии Богоматери. Напротив, в оккультных сектах такое изображение встречается довольно часто. Достаточно вспомнить времена «Белого братства», когда уличные столбы были «украшены» плакатами с изображением женщины в белом балахоне с надписью «Мария Деви Христос».

Некий иеромонах Корнилий в брошюре «О Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Воскрешающая Русь» утверждает: «Покров Божией Матери - это Богородичное Воздвижение Креста, ибо, что для Господа Крест, то для Пречистой Его Матери - Покров»? «»Воскрешающая Русь» - Преображение Богородицы», - еще одно «богословское открытие» иеромонаха Корнилия. Что это такое - вразумительно не может объяснить никто. Но нелишне вспомнить, что одно из наименований секты «Богородичный Центр» - «Церковь Божией Матери Преображающейся», которое было официально зарегистрировано в июне 1991 года. Неудивительно, что это изображение пользуется популярностью у представителей секты богородичников.

По учению сектантов, от Персоны (в видении О. Н. Павленко, ныне возомнившей себя «священнослужительницей церковной») исходит некая энергия, которую сектанты называют «чудесное света излучение». Эту энергию символизируют брошенные вниз крестики. Она, в соответствии с «видением» Павленко, целительна для тех людей, кто принимает крестики (люди эти светлеют), и та же самая энергия (ведь не может из одного источника одновременно истекать живая и мертвая вода) губительна для остальных. В одной из анонимных брошюр, посвященных псевдоиконе «Воскрешающая Русь» говорится, что: «кто не принял крестик, был наподобие таракана», «кто же уклонялся или убегал от крестика, видимым образом умалялся в росте, чернел, превращаясь в кучку мерзостей». И такую «икону», на которой человек - образ и подобие Божие представлен как «кучка мерзостей» требуют объявить православной и каноничной.

Все это не только противоречит учению Православной Церкви о Божьей Матери, а является страшным кощунством. Нельзя даже предположить, что от Богородицы в принципе может исходить нечто такое, что (по словам составительницы «акафиста» в честь псевдоиконы Г. Андриановой) способно «скукожить» человека, будь он первым грешником. Сектанты, таким образом, вместо прославления Царицы Небесной возводят на Нее хулу. Само изображение является ложным по отношению к Пресвятой Богородице. То излучение, о котором они говорят в «акафисте», есть излучение лжи.

В околоцерковных кругах существует укоренившийся предрассудок, что демоны не могут являться в облике Пресвятой Богородицы, потому что, якобы, Сам Господь запретил это делать силам нечистым. Однако святитель Игнатий Брянчанинов в работе «О сновидениях» говорит: «Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни».

Ольга Павленко является т.н. «народным целителем», а по сути дела просто экстрасенсом, прикрывающимся православием. Видения «святых», повелевших «лечить людей», институт нетрадиционной медицины Я. Гальперина, международные слеты целителей, «космическая зарядка» по набору энергии, коллективное «молитвы за Россию» на фоне медитаций, «изгнание бесов» из людей - все это, очевидно, и привело О. Павленко к новым, «православным» обольщениям, к «особому служению» у «богородицы».

Одним из аргументов, приводимых сектантами в пользу чудотворности лжеиконы, является ее мироточение, и источаемые ею «чудеса». Но обратимся к творениям святых отцов, всегда ли чудотворения имеют божественное происхождение? Сам Господь говорил предупреждал об опасности обольщения ложными чудесами: «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.» (Мф.24.24). Святитель Игнатий Брянчанинов в своем труде «О чудесах и знамениях» пишет: «Неведение и плотское мудрование, увидев эти удеса, нисколько не остановятся для размышления: немедленно примут их по сродству духа своего с духом их, по слепоте своей, признают и исповедуют действие сатаны величайшим проявлением силы Божией. (…) Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они - чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта».

Именно такие бессмысленные, нелепые «чудеса» и происходят по молитвам к псевдоиконе «Воскрешающая Русь». Для православного человека ссылки на чудеса, пророчества и мироточения не могут быть единственным критерием истинности, поскольку многообразные необычные явления происходят и у сектантов, и у магов, и у язычников. В Бурятии есть статуя Будды, источающая молоко, а у «богородичников» мироточат статуи.

Для поклонников лжеиконы критерием истинности тех или иных «чудес» служит радостное, восторженное чувство, испытывемое при этом. По мнению же Святых Отцов это является признаком прелестного состояния. «Отвергай приходящую радость рукою смирения, да не обольстишься». (Лествица 7:57) «Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва приятная Богу - смирение сердца, сокрушение духа. С гневом отвращается Бог от жертвы, приносимой с самонадеянностью, с гордым мнением о себе, хотя бы эта жертва была всесожжением» (свт. Игнатий Брянчанинов «О любви к Богу»). Лжедуховность обычно стремится привлечь к себе внимание лжечудесами.

Если изображение, именуемое «Воскрешающая Русь», иногда принимает некое подобие канонической иконы (только потому, что за основу берется иконография Покрова Божией Матери), то такие образы, как «Дары Дающая», «Самодержавная», «Яко орля крылья», с православным каноном не имеют ничего общего. При этом два последних в кругу их ревностных почитателей именуются «царскими» или «монархическими». До этого все иконы считались просто православными, теперь они, видимо, стали делиться по партийному признаку. Раз есть иконы «царские», значит, в скором будущем можно ожидать появления икон «аристократических», «интеллигентских» и «рабочее - крестьянских»…Все эти изображения остаются чуждыми православному иконографическому канону.

В труде Л.А Успенского «Богословие иконы православной церкви» читаем: «Иконописный канон есть известный принцип, позволяющий судить, является ли данный образ иконой или нет. Он устанавливает соответствие иконы Священному Писанию и определяет, в чем заключается соответствие, то есть подлинность передачи божественного Откровения в исторической реальности тем способом, который мы называем символическим реализмом. Основным критерием, предъявляемым к образу, является его литургичность. Критерий литургичности неотделим от истины Боговоплощения и Искупительной Крестной жертвы Спасителя».

На изображении, именуемом «Дары Дающая» мы видим Матерь Божию в архиерейском облачении с евхаристической чашей в руках - то есть она предстает здесь как священница, а точнее «архиерейша». Изображение Бога Саваофа, которое мы видим в верхней части композиции, является также неканоничным, и было отвергнуто на Большом Московском Соборе 1665 года. Самочинная «икона» напоминает католическое изображение Cвятой Троицы в виде Бога Отца как старца, Бога Сына как Христа и Святого Духа в виде голубя. Богородица заняла в образе этой «троицы» место Христа- то есть уподоблена Богу и представлена как некая «богиня». Это настоящая ересь в духе «Богородичного Центра». Богородица вытеснила Христа (а это является марионитской ересью, разоблаченной еще Иоанном Дамаскиным).

Кроме того, реалистичность, с которой выполнено данное изображение, не свойственна православным иконам. Чувство пространства в восприятии окружающего мира у человека развито очень остро. Имя Господа пробуждает духовные чувства, которые имеют сверхтонкий характер, поэтому, чтобы их осознать, необходимо предварительно исключить грубые душевные чувства, которые возникают при восприятии чувственной живописи.

Если художник строит реалистичную композицию по законам прямой перспективы, то взгляд фокусируется и сердечное восприятие прекращается. Такое восприятие дает простор образному мышлению, фантазиям в поисках ярких душевных переживаний, а это уже является неуправляемой стихией страстей. Молитва в данном случае будет только пробуждать, и укреплять страсти, уводя в духовную прелесть.

Может возникнуть вопрос, как же быть с известными, почитаемыми Церковью иконами типа «Нечаянная радость» или «Азовская», которые также выполнены в живописной манере и пространство в которых практически иллюзорно? По этому поводу известный богослов Леонид Успенский писал следующее: «Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских истин в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен». (Л. Успенский. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989 г.,С. 410.)

Изображения, именуемые иконами Божией Матери «Самодержавная» и «Яко орля крылья» очень схожи между собой. На обеих Богородица предстает на фоне двуглавого орла. Этот образ также не нов, он заимствован из оккультной каббалистической символики. Главным критерием, по которому почитатели этих изображений относят их к числу православных, является обилие чудотворений от них исходящих. Так, например, как сообщает почитательница псевдоиконы «Яко орля крылья» Ирина Давыдова, когда эту псевдоикону несли крестным ходом по Москве, то она являла чудеса, укрывала от гонителей, вразумляла и просвещала. Так и хочется добавить - и даже показывала фокусы. Как уже говорилась ранее для истинно православного обилие чудес это лишь очередной повод задуматься об их источнике.

Обе иконы были написаны в конце XIX века неизвестным художником по заказу князя Шаховского и до недавнего времени пребывали в храме, находившемся на территории имения князей Шаховских (храм Преображения Господня в селе Верзилово Ступинского района Московской области). Затем - по распоряжению благочинного - они были сняты, и на их место было установлено Распятие.

На иконе «Самодержавная» Богородица изображена в царском одеянии с короной на голове, восседающей на фоне двуглавого орла, в окружении святых.

Почитатели иконы дают достаточно вольную трактовку сюжета иконы: «Матерь Божия утверждает Царский престол, показывая тем самым, что истинное Православие возможно только при Самодержавной власти. У Божией Матери пояс в виде креста - в этом видно указание и нам распинаться за Царя-Батюшку. Радуга вверху - множество мира, примирение Бога с человеком. Несмотря на то, что икона написана в реалистичной манере, все же представляется, что рассматривать изображенное на ней необходимо через понимание символов». (Ирина Давыдова. «Гонимые святыни»). Сложные аллегории обычно вводят в язык живописи мистические учения и секты, православным же сознанием излишняя аллегоризация однозначно воспринимается как профанация святыни.

Но, если в иконе нарушены каноны, тогда, в лучшем случае, она становится живописным произведением на религиозную тему, которое пробуждает душевные чувства. Но для православного христианина любые душевные чувства являются формой проявления страстей, с которыми нужно вести постоянную борьбу.

Много полемики вызывают также вопросы иконографии новомучеников, и в частности царственных мучеников. Повсеместно растет их почитание, тиражируются во множестве их иконы, но, к сожалению, в большинстве - с нарушениями иконописных канонов. Особенно много нарицаний вызывают иконы, на которых царь-мученик поименован как, поскольку прямое именование его на иконах «искупителем» является непозволительной ересью. Для православных христиан искупитель может быть один - Господь Иисус Христос. На Голгофском Кресте искуплены все наши грехи, заглажены все беззакония, поэтому ни о каком искуплении грехов смертными людьми речь идти не может.

Совершенно справедливо, что человек, искренне считающий императора «искупителем», не может быть христианином, ибо тем самым он считает, что дело Господа было неудачно и потому нуждается в дополнении. Голгофа не смогла спасти русский народ, и Богу потребовалась еще одна жертва, которую Он принял в лице царя». Это означает, что «человек может быть спасен человеком же, причем Христос становится явно ненужным.

Изображения эти низкого художественного уровня, порой даже отталкивающе некрасивы. Рассмотрим для примера одну из таких икон святого мученика царевича Алексия. Во-первых, это изображение реалистично, можно даже сказать натуралистично, что уж совсем неприемлемо для православной иконы. В древней традиции статус иконы для поклонения и почитания, усваивается написанному образу в первую очередь не через портретную схожесть, а через надписание святых.

Особенно отталкивающе выглядят натуралистично написанные руки. Это руки человека явно преклонного возраста. Лик цесаревича тоже вызывает недоумение, если эту гримасу со странной полуулыбкой вообще можно назвать ликом. Иконографический канон ориентирован на обобщенный образ, в котором портретное сходство просто преображается путем отсечения случайных черт и приведением к единству соборных черт святости. В ликах святых явлен образ Богоподобия. Святые, достигшие Царствия Небесного, избавились от страстей и пороков, поэтому лики их выражают полное бесстрастие, покой и безмятежность. В лике святого иконописец стремится запечатлеть прежде всего Того, Чьим образом тот является, все же, что от плоти, - является несущественным. Еще Дионисий Ареопагит говорил о том, что в священных изображениях должно присутствовать сходство и несходство. Сходство для того. чтобы оно было узнано; несходство для того, чтобы подчеркнуть, что это подобие, как бы иносказание, но не зеркальное отображение.

«Икона - не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем - икона может служить лишь символическим его изображением. Что означает в этом изображении истонченная телесность? Это - резко выраженное отрицание того самого биологизма, который возводит насыщение плоти в высшую и безусловную заповедь.» (Князь Е.Н. Трубецкой. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск,1991. - С.16.)

Облик цесаревича на указанной иконе никак не вписывается в православные каноны. Полуулыбка, никак не идущая к облику православного святого, видимо, заимствована с католических изображений. «В католических иконах нет метафизического трагизма. Там трагизм земных, душевных человеческих переживаний. А чаще всего другое - человеческая чувственность, то, что обращено к земле и принадлежит земле. Эта душевная чувственность и сентиментальность католических икон воспринимается подсознанием человека как возможность примирения с Богом без покаяния, без изменения себя. Улыбающееся выражение иконы действует как усыпление грешника, как капитуляция и примиренчество с грехом.

Лик и руки иконописец, как правило, выписывает с особой тщательностью, потому что они несут большую смысловую нагрузку. В данном случае именно они свидетельствуют о неправославном характере изображения.

Наиболее догматически верной представляется вариант иконографии царственных мучеников, предложенный О.В. Губаревой. Царская семья изображается на фоне Феодоровского Государева собора в Царском Селе. В центре композиции, на золотом фоне, знаменующем собою свет Небесного Иерусалима, находится государь с крестом в руке, в царских одеждах и в мантии. На голове его шапка Мономаха. Место его, как всеобщего главы, - в центре иконы и выше других. Персты правой руки его, учитывая особенность царского служения, сложены в отеческом благословении. С двух сторон от государя - члены его семьи, в царских одеждах, в мученических плащах и с крестами. У царицы, как венчанной вместе с Николаем II на царство, на голове корона. У царевен - головы покрыты платками, из-под которых видны волосы. Второй план в иконах обычно - символический, поэтому фигура Николая II вписана в изображение храма - (так часто на иконах изображается Христос), потому что всякий царь является образом своего царства. Храм - это образ телесной храмины государя, мистически вбирающей в себя весь собор подданных, за которых он пострадал и теперь молится на небесах. Феодоровский собор строился государем на свои средства, был молельным храмом его семьи и в архитектурном замысле воплотил представления Николая II о Святой Руси и соборной государственности, возродить которую он стремился. Это очень естественно вписывается в художественно-символическую структуру иконы. Множество архитектурных деталей и две открывающиеся по бокам пристройки: колокольни и крыльца царского входа, - помогают подчеркнуть соединенность всех предстоящих в центральной фигуре государя. Он стоит по оси купола храма, как глава всех, на возвышении, символизирующем престол: и царский, и жертвенный. Небольшая главка рядом с офицерским входом, оказывающаяся над образом царевича Алексея, становится знаком, выделяющим его как наследника престола. Этот образ, конечно, может не быть единственным, но представлен здесь как пример канонически верный.

Совершенно отдельную группу представляют собой неканонические иконы неканонизированных святых (Григорий Распутина, Иоанна Грозного, митрополита Иоанна Снычева, о. Николая Гурьянова и даже Игоря Талькова).

Эти иконы могут быть выполнены в разной манере - более или менее «псевдоправославной». Объединяет их одно - сюжеты их не имеют с Православием ничего общего, поскольку, как мы уже говорили, каноничность и иерархичность - это два основания Православия. Иконы именуются православными, если «они не заключают в себе ничего противного православной догматике и каноническим постановлениям».

Наиболее веским аргументом в защиту своих икон их почитатели считают обилие источаемых ими чудес. Но чудо не является лучшим способом проповеди. «Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно. Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть вешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению «тайн домостроительства Божия о спасении людей». (Л.Успенский. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989 г., С. 410)

Бог ищет любви человека, произвольного, а не принужденного, хотя бы и чудесами, следования за Ним. Лжедуховность же, напротив, обычно стремится привлечь к себе внимание лжечудесами. Поэтому в данном случае множество чудесных явлений скорее свидетельствует о том, что автор их - князь тьмы, а написание подобных образов и почитание их является кощунством и антицерковным действием.

Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели… Человеки… потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному… Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Беседа «О чудесах и знамениях»).