Хронология берсерка. Версии о «боевой ярости» берсерков и распространенные мифы. Исторические свидетельства о берсерках

Есть такие произведения как в аниме, так и в других областях искусства обязательные для просмотра, прочтения и т. д. не смотря на явное наличие в них всевозможнейших недоработок, упущений и других, как объективных, так и субъективных минусов! Так что же делает их столь примечательными и неукоснительно взывает к повышенному к ним вниманию? Чаще всего это либо сюжет, либо герои. С последними на первый взгляд проще: зритель может увидеть в ком-то из них себя, отожествляя себя с ним, потому-то и остро сопереживая всем его жизненным перипетиям. Или наблюдать со стороны за персонажем, диаметрально противоположенным его внутреннему Я, также с интересом ввиду его антиподности и дистантализации от себя! С сюжетом несколько сложнее – есть, конечно, набор сюжетов еще с древних времен актуальных в той или иной степени любому человеку, так и нот всего 7 и это вовсе не означает что, вся музыка это просто набор одного и того же в различных сочетаниях! Талантливый автор, варьируя вечные вопросы, может, создать такую гамму чувств которых подчас кажутся истинно общечеловеческими: Кто мы? Куда идем? Чего потребует от нас судьба в процессе движения по пути от рождения до смерти, что зовется жизнь? И какой ценой будет оплачена эта дорога? И Берсерк потому-то и привлекает многих сочетанием сюжета и в тоже время наличием харизматичных персонажей, которые себе эти вопросы и задают! Ни техническая сторона вопроса анимации, не особо тщательно проработанные аспекты тактики, стратегии, исторической достоверности, детализации и масса других вещей не являются положительной стороной представленного аниме, но, тем не менее, посмотреть Берсерка любому анимешнику жизненно необходимо, как и просмотр вечно живого трупа Евы! Почему – да из-за тех же героев и сюжета! Вы посмотрели, и Вас не впечатлило?! - не чего страшного авторы и все остальные это переживут! Напротив Вам неописуемо понравилось и теперь Вы готовы с пеной у рта доказывать его значимость и великолепие?! - не спешите предавать анафеме сомневающихся! А просто дайте посмотреть это тем, кто еще не видел! И не забудьте дать совет: смотреть это надо одному и лучше, не спеша, все тщательно обдумывая! Теперь мои мысли вслух - мне этот сериал напомнил романы Дюма: дворцовые интриги за спиной и сражения на поле битвы, честные убийцы и лидеры- идолы которые кажутся совершенными людьми, но несут в себе под личиной высоких идеалов тьму своих черных душ. Амбиции как слабость ущербного духом и искренность, и прямоту того, кто прошел через многое, но не стал воплощением зла, не смотря на убийство в бою сотни человек! Люди, поверившие в чужую мечту и принесенные в жертву жажде власти и так до конца не разглядевшие, что скрывалась за этой мечтой! Самый большой плюс Берсерка в неоднозначности ГГ.! Любил ли Гриффис Гатца или просто тосковал по равному рядом? Так ли платонически его чувства? Год страданий или же жалость к нему, некогда бывшего живым Костром для очень многих, а теперь беспомощного калеки превратила его в Темного Короля? Мрак внутри или ревность к Гатцу заставила насиловать Каску на глазах у Гатца, а не просто убить как остальных? Так ли глуп Мясник Гамлет, (Гатц) успевающий не только орудовать мечом, но и задавать себе самые главные в жизни вопросы? Так ли умен Гриффис забывший, что цели не когда не оправдывают средства! А Каска просто ли наивная дура, как пытаются некоторые представить, а может самоотверженный человек готовый принести себя в жертву ради другого? Так это или нет? Пусть каждый сам попытается найти ответы на эти и другие вопросы! Во время пока я сидел за монитором, у меня больше вызывали интерес внутренние конфликты непосредственно вне боев, чем сами массовые забои. Пейзажи и ландшафты по началу просто возмутили плохим качеством, но к середине сериала создатели если и не реабилитировались, то доказали, что более-менее удобоваримое в качестве фона создать смогли! Технология анимации Застывшей Рамы напрягала в некоторых моментах, но в целом терпимо. Захват крепости и битва с красными рыцарями еще один камень в огород авторов! В течение всего сериала более-менее неожиданные интригующие повороты в ходе повествования немало порадовали и заставляли закрывать глаза на упомянутые и всеми избитые пресловутые ляпы! Финал - этакая смесь психоанализа и инфернального мистицизма (Аллегории и гиперболу, как рабочий инструмент творца искусства еще не кто не отменял.) 25 серия живо напомнила классику мистики и хентая Уроцукидодзи (Тупо переведенной как «Легенде о Сверхдемоне») Нет цитатности нет, а есть ассоциации и щупальца тут не причем! Хотя с первой серии стало понятно, что Гриффис поставит всех остальных на край бездны, но как он к этому пришел вот, что показано интересно! Многочисленные положительные аспекты вытянули не менее не редкие для сериалов 90-х проблемы с графикой! Музыка весьма и весьма не плоха, хотя иногда ее мало. Редчайший случай, когда первоначально совершенно не понравившийся опенинг, я не проматывал! А эндинг то, что надо! и это типично! Сейю поработали на славу - браво! Все это в купе позволило создать своеобразную атмосферу то безысходной мрачности, то яркого на фоне кромешной тьмы огонька свечи! Не шедевр из-за отсутствия идеального качества художественного исполнения, но обязателен к просмотру!
P.S так как достать мангу для меня проблематично, хотелось бы спросить тех кто ее читал, ряд вопросов: правильно ли я понял, что Гатца спас некий конкурент Божественных Рук, описанный более подробно в манге и уж не Зодд ли это? Так же вскользь в отзывах упоминалось о разговоре Гриффисса с богом, и о каком-то плане мироустройства Вселенной, кто в курсе напишите подробнее, уж будьте любезны! Сам Гриффис вызвал демонов или они ждали подходящего момента-КОГДА ВРЕМЯ ПРИДЕТ? Что дальше случилось с 13-го по 28? том не доступной по ряду причин мне манги? Гатц ли отомстит Гриффису, убив его или же все намного сложнее? Опять таки, что за изнасилование Гатца в детстве? За что так невзлюбила королева Гриффиса? Догадывалась, что он метит на престол, окручивая Шарлоту, презирала и боялась выходца из простолюдинов? Что за разговоры о двойственной природе ангелов-темных богов? Проведите ликбез, с нетерпением буду ждать ответов на поставленные вопросы!

У древних германцев и викингом берсерком именовался воин, отличительными чертами которого являлось безупречное воинское искусство, отсутствие доспеха, ритуальная медвежья шкура на плечах и, вероятно, способность вводить себя в состояние измененного восприятия (боевой транс). Берсерки носили исключительно медвежьи шкуры, воины в облачении из волчьих шкур назывались ульвхендарами (или вульфхендарами), это принципиально иной воинский культ, также бытовавший на Севере Европы в раннем средневековье.

Слово «берсерк» (иногда - берсеркер) происходит от древнескандинавской формы «berserkr», которая получена сращением основ «ber» (что значит «медведь», собственно в Древней Руси медведя также называли бером) и «serkr», что переводится как «шкура» или «ткань». Некоторые лингвисты выдвигают версию о том, что «ber» в древнескандинавском также может означать «голый».

Таким образом, слово «берсерк» («берсеркер») дословно означает «медвежья шкура» или «без одежды». Оба варианта отлично описывают викингских берсерков, ведь согласно дошедшим до нас историческим свидетельствам они не носили доспеха и зачастую даже рубах, покрывая плечи и голову шкурой медведя. В традиционном английском языке форма «berserkr» приобрела вид «berserk», сегодня это слово переводят как «яростный».

Считается, что перед боем викинг берсерк (фото изображений с археологических находок представлено ниже) воздавал хвалу Одину и получал его благословение. Нет ни одной однозначно доказанной гипотезы о том, употребляли ли норманнские берсеркеры какие-то фармакологические препараты. Многие исследователи полагают, что речь тут может идти об отварах и настойках из галлюциногенных грибов, либо трав и корневищ, которые могли выполнять роль мощных стимуляторов.

Исторические свидетельства о берсерках

Многие исследователи сходятся во мнении о том, что скальдическая поэзия в существенной мере приукрашивает образ берсерка, и тут нужно отметить, что в традиционных эддических текстах нет никаких упоминаний об этих неистовых воинах. Впервые берсерк появляется в саге «Глимдрапа», которая была написана знаменитым скальдом Торбьёрном Хорнклови, который жил в Норвегии в IX веке. Это эпическое произведение повествует о военных походах норвежского короля Харольда I Прекрасноволосого, само же упоминание о викинге берсерке встречается в описании легендарной битвы при Хафсфьорде (872 год).

В «Круге земном», эпическом собрании саг Снорри Стурлусона, также встречается оборот «впасть в ярость берсерка». Этот оборот Снорри использует, описывая скандинавских воинов, которые «впадали в ярость, кусали щиты и слой могли быть сравнимы с медведями». Далее Снории указывает, что «такого викинга нельзя было одолеть ни сталью, ни огнем».

Важнейшее и весьма интересное описание викинга берсеркера приведено в «Германии» Тацита. В XXXI главе он пишет, что воины берсерки готовились к своей роли с детства, им нельзя было отращивать волосы и бороду до совершеннолетия. Затем будущие берсеркеры должны были ходить с распущены волосами до тех пор, пока не повергнут своего первого врага. Также каждый из «воинов Одина» носил железное кольцо, которое он мог снять только после первого убийства, и лишь тогда его признавали как берсерка. Тацит также упоминает, что у норманнов берсерки всегда составляли первый ряд атакующего строя.

При этом Тацит не использует само слово «берсерк», его он заменяет формой «harier» (этимология неясна), что, в общем-то, понятно, ведь «Германия» писалась в I веке нашей эры, когда формы «berserkr» могло еще не существовать в скандинавском языке. Тацит, описывая неистовых германских воинов, говорит о том, что они были «упрямы и дики», носили черные щиты, а их тела были «искусно раскрашены». По свидетельствам Тацита берсеркеры нападали на врагов молниеносно и неожиданно, выбирая самые темные ночи, чтобы вселять в них страх.

Полумифический датский король Хрольф Краки, герой многих скандинавских и англосаксонских саг, неоднократно появляется на страницах произведений в окружении своих телохранителей-берсерков. Вообще, мотив элитарности викингов берсерков прослеживается во многих сагах, они часто выступают чем-то вроде личной гвардии конунга. Об этом упоминает и А.Н. Толстой в своей эпопее «Петр Первый», в частности, он пишет, что берсеркер значит «одержимый бешенством». Толстой поясняет, что берсеркеры - это воины, которые выпивали настойку из мухомора и становились настолько жестоки и свирепы, что их начинали опасаться даже сами скандинавы, а потому в войске конунга Канута у берсерков был собственный корабль.

Важно отметить, что норманны берсерки, по всей видимости, не могли адаптироваться к мирной жизни. «Сага об Эгиле», «Сага о Гисле», «Сага о Ньяле» и множество других скальдических произведений повествуют о том, что вне воинского круга берсеркеры становились убийцами, маньяками, грабителями и насильниками.

В XII веке после окончательной христианизации Скандинавии культ берсеркеров пошел на убыль и упоминания о неистовых воинах постепенно исчезают. Вероятно, это связано в том числе с законодательным актом, который был принят в Исландии в 1123 году. Этот закон запрещал носить медвежьи шкуры, также в нем указывалось, что человек, которого увидят «в бешенстве берсерка» будет наказан трехлетним изгнанием.

Версии о «боевой ярости» берсерков и распространенные мифы

Как уже упоминалось, основной гипотезой, принятой сегодня в научной среде, является версия о том, что викинги берсерки (картинки по мотивам этого образа представлены выше) употребляли психотропные настойки, в частности - на основе мухоморов. В связи с этим некоторыми исследователями высказывается мнение о том, что после приема такой настойки берсеркеры в буквальном смысле сходили с ума, ощущая себя непобедимыми, но когда действие препарата проходило, воины вполне очевидно испытывали жестокую ломку. Для того, чтобы минимизировать негативные ощущения, настойку выпивал лишь один из берсерков, а остальные затем пили его мочу, в которой также находились действующие вещества, но уже в меньшей концентрации и без токсинов.

Также существуют версии, согласно которым викинги берсеркеры не употребляли никаких средств, а их «боевая ярость» является следствием врожденного заболевания, возможно - психического и передающегося по наследству. Согласно этой гипотезе, берсеркеры могли быть подвержены тяжелым формам истерии.

Есть и другие версии, согласно которым особое состояние берсерков объясняется направленной медитацией. Воины могли сознательно вводить себя в боевой транс посредством особых практик психологического и духовного плана. В этом смысле ближайшим аналогом является боевой транс бойцов муай-тай, эта практика называется «рам муай» и имеет древние корни.

Однако нужно понимать, что все это - лишь гипотезы, и ни одна из них не имеет четкого подтверждения. Точно также некоторые исследователи высказывают версию о том, что воин, который хотел стать берсеркером, должен был в поединке победить дикого медведя. И хотя данное предположение достаточно эпично и в целом отвечает духу викингских воинов, нет ни одного исторического факта или свидетельства, который мог бы это подтвердить.

Таким образом, о культе викингов берсеркеров мы знаем не так уж много, хотя этот образ пользуется большой популярностью в массовой культуре. Нам не известно, использовалось ли берсеркерами какое-то особое оружие, проводились ли ими какие-то ритуалы и была ли это полноценная воинская субкультура или на самом деле не существовало понятия «профессиональный берсерк». Одно нам известно точно - это были великие воины, которые обладали исключительной храбростью и великолепно владели воинским искусством.

И тут достаточно привести всего один факт: согласно «Англосаксонской хронике» в битве при Стамфорд-Бридже (1066 год) во время переправы армии англичан через мост, их натиск на протяжении нескольких часов сдерживал всего один воин. В итоге, скандинав был убит, однако он дал королю Харальду достаточно времени, чтобы выстроить войско в боевой порядок, и при этом сумел убить 40 англичан. Несмотря на то, что данные об этом воине и самом ходе сражения разнятся, многие исследователи склонны полагать, что речь тут шла как раз о берсерке. Вероятно - о последнем берсерке, ведь с поражением Харольда Сурового при Стамфорд-Бридже фактически закончилась «эпоха викингов».

Берсеркер

Бе́рсерк (бе́рсеркер ) - воин , посвятивший себя богу Одину , перед битвой приводивший себя в ярость.

В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс. Сыновья конунга Канута - берсерки - плавали на отдельном драккаре, так как сами викинги их боялись.

Этимология

Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь» , так и «голый» ; -serkr означает «шкура» , «рубашка» ). Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в г.

Лишь подобные воины могли продолжить традицию берсерков.

В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: Бёдвар Бьярки, Хьялти Хохгемут, Цвитсерк Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг.

Но берсерки не могли быть только у конунга Харальда Прекрасноволосого. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier » и которые несут все признаки берсерков, это было 800 лет до битвы при Боксфьорде:

В играх

Смотри также

Ссылки

  • В. А. Косарев. Гнев Геракла (сопоставление мифа о бешенстве Геракла и боевого неистовства берсерков)

Wikimedia Foundation . 2010 .