Храмы в горах. Обзор невероятных творений. Ближе к Богу - десять горных монастырей

В старинном буддийском храме Линъиньсы, расположенном в провинции восточного Китая Чжэцзян, был сформирован отряд для противостояния террористам. В отряд вошло 20 монахов и 27 обычных охранников.
Храм Линъиньсы, основанный в 4м веке, является местом паломничества буддистов и популярной туристической достопримечательностью. Каждый день на территории храма бывает около десяти тысяч посетителей, число которых резко увеличивается во время праздников.
Отряд самообороны был создан для защиты туристов и паломников после террористической атаки в Куньмине, когда было убито 29 человек и ранено 130. Тренировкой охранников занимаются представители китайского спецназа. Монахи днем занимаются буддийской практикой, а по ночам тренируются.
На территории Китая расположено множество древних монастырей и храмов, являющихся духовным и культурным наследием страны. О самых знаменитых монастырях Поднебесной мы расскажем ниже.

1. Монастырь Шаолинь.

Этот монастырь стал легендой как место возникновения знаменитого боевого искусства Китая – ушу. Поныне с этим местом связано множество древних легенд. Помимо своих боевых искусств, Шаолинь издревле известен как святыня китайского направления буддизма - чань-буддизма. Эта религия пришла в Поднебесную в 5м столетии. В конце 5го столетия в империю приехал Бато – монах из Индии. Он завоевал расположение императора и тот приказал заложить монастырь на горе Суншань, после чего отдал его Бато. Так был основан Шаолинь. Согласно легенде Бато лично выбирал место строительства монастыря, ведь форма Суншань похожа на лотос, имеющий особое значения для буддистов. Шаолинь превратился в форпост и святыню китайского буддизма, который быстро завоевал популярность в Поднебесной благодаря работе Бато. Закрепил славу монастыря другой индийский монах, который прибыл туда спустя тридцать лет после Бато. Звали его Бодхидхарма. Он считается основоположником направления чань-буддизм и создателем знаменитого кунг-фу Шаолиня. Монахи не только занимались развитием буддизма, но принимали активное участие в жизни страны. Наибольшего расцвета Шаолинь достиг в 14м столетии. С этим периодом связана легенда о 40 шаолиньских монахах, отправившихся на побережье Китая сражаться с японскими пиратами. Монахи зарекомендовали себя как стойкие бойцы, но однажды угодили в пиратскую засаду и были убиты. Запись об этих событиях есть на каменных стелах в монастыре. Помимо прочего монахи помогали обездоленным крестьянам, чем снискали любовь местных жителей. За свою историю монастырь пережил многое: пожары, нападения. Но монастырь каждый раз восстанавливался, подтверждая превосходство духа. В сегодняшнем Китае к монастырю относятся также уважительно: в 1979м г. было признано монастырское самоуправление.

2. Монастырь Сюанькун.

Этот знаменитый «висячий монастырь» расположен в шестидесяти пяти км. от древнего китайского города Датуна. Монастырь крепится на отвесных утесах ущелья Цзиньлун. Храм был сооружен, чтобы умиротворить речного дракона, который по поверьям обитает в реке Хунь, протекающей в ущелье. Благодаря своему уникальному местоположению монастырь смог сохраниться в первозданном виде на протяжении 1500 лет. Основан он был в 491м году, на пути паломничества, к священной даосской горе Хэншань из Датуна. Монастырский комплекс составляют сорок павильонов и залов. Часть помещений монастыря вырублена в утесах и крепится посредством деревянных балок и опор. Несколько секций монастыря – висячие, а самая нижняя часть монастыря опирается на кирпичную кладку. Сюанькун является образцом смешения различных культур и религиозных течений. Там наши точки соприкосновения три главные религии Поднебесной – буддизм, конфуцианство, даосизм. Первое, даосское, название храма было «Храм Сокровенной Пустоты». Позже он был переименован просто в «висячий монастырь», по своим архитектурным особенностям. Три секции монастыря посвящены разным религиям. Нижняя часть отдана божествам даосского пантеона, управляющим природными стихиями. Средняя часть принадлежит буддистским святым – трем Буддам, наиболее почитаемым в буддизме. Третья секция включает статуи трех духовных отцов трех религий Китая – даосского ученого Лао-Цзы, создателя конфуцианской философии Конфуция и статую Будды Гаутамы – основателя буддизма.

3. Монастыри хребта Уданьшань.

Окутанная легендами гора Удан, о которой упоминается во многих романах и трактатах, по преданиям была местом зарождения даосизма. Храмы, расположенные на пиках хребта причислены к культурному наследию Китая и мира. Хребет Уданьшань расположен в провинции Хубэй, возле Шияня. Он насчитывает 72 горных пика, 36 скал, 24 долины. Главный горный пик Тяньчжуфэн достигает в высоту 1,6 км. Уданшань – самый популярный храмовый комплекс Китая, после шаолиньского монастыря. Монастыри Уаншаня были средоточием даосского учения. В горах располагался первый даосский университет, где студенты обучались традиционной медицине и фармакологии. Первый храм даоссов в Уданшане – Храм Пяти Драконов, был основан в 3м веке. Всего, на протяжении столетий в горах было возведено 36 монастырей, 12 павильонов, 72 храма, 39 мостов, которые вместе образуют 33 храмовых комплекса. Много монастырей было уничтожено в период Культурной Революции. Однако позже, для привлечения зарубежных туристов, они были реконструированы. Самым популярным туристическим местом является архитектурный комплекс на горе Тяньчжу – Запретный город, включающий Золотой павильон – крупнейшее сооружение из меди в Поднебесной и несколько храмов.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Предлагаем вам снова прикоснуться к древней буддистской культуре и совершить очередное путешествие, на этот раз – в буддийские храмы в Китае.

Китайская архитектура, даже воплощенная по традиционным канонам буддизма, неповторима. Она вобрала в себя черты фасадов императорских дворцов с их легкой помпезностью и классических индийских храмов с простыми крышами в несколько ярусов. Сочетание этих двух стилей вылилось в китайские памятники буддизма – яркие, щедро украшенные барельефами, скульптурами и золотом.

Таких шедевров архитектуры и зодчества по всей стране – огромное количество, и перечислить их все довольно непросто. В этой статье мы составили список самых знаменитых, любопытных или необычных храмов Поднебесной с описанием. Вместе мы узнаем, где находится каждый из них, когда был основан, чем он примечателен и какая тайна за ним кроется.

Храм Неба

Китайцы называют его довольно просто – Тяньтань. Он был построен во времена правителя Юн Лэ из семейства Мин в первой половине 15-го столетия на юге столичного Пекина.

Своей известностью он обязан необычному по китайским меркам виду – с основанием в форме круга. Однако эта форма была выбрана неслучайно – она как нельзя лучше символизирует небо.

Другое название этого места – Храм мольбы о хорошем урожае. Сюда стекались люди перед летней страдой с обращениями к небу, к буддам о плодородии.

Это интересно! Целые поколения императоров каждый год в конце декабря – в день зимнего солнцестояния – приезжали в Тяньтань, обращаясь к небесам с мольбами об удачном лете и хороших посевах.

Заходя на территорию храма, посетители попадают в уютный парк, который носит одноименное название – парк Храма Неба. Он начинается с большого алтаря, открытого любому желающему. Дальше, к главному зданию, которое находится на севере, приводит широкая дорога – около тридцати метров в ширину.


Шаолинь

Наверное, самый знаменитый монастырь не только в Поднебесной, но и за ее пределами – . Поэтому мы не могли обойти его стороной.

Расположенный на горе Суньшань, он в названии имеет прямую отсылку к своему географическом местоположению, а именно переводится как «лесной храм на холме Шаоши». Его основателем считается Бодхидхарма, достигший этих краев в 5-м столетии по пути из родной Индии. Он был известен тем, что нес в массы китайскую версию учения дзен – .


Статуя Бодхидхармы

На месте будущего храма учитель обосновался на долгие девять лет. Вместе со своими учениками он занимался медитациями и физическими упражнениями, в основе которых лежала имитация поведения животных. Позже, спустя века, эта практика трансформировалась в искусство ведения боев без орудий, которое стали передавать преемникам в монастыре.

Местные монахи получили широкую славу благодаря своим способностям. Они участвовали во многих войнах, а также отстаивали собственную территорию. Но именно это послужило причиной тому, что к началу прошлого века Шаолинь был практически полностью разорен, а здания – разрушены.

Не желая «хоронить» древнее наследие своего государства, Правительство издало указ по восстановлению монастыря. Сегодня Шаолинь снова завоевал былую славу, сюда стекаются туристы со всего мира, желающие хотя бы одним глазком взглянуть на боевое искусство в действии.


Обучение же реальных бойцов проходит за высокими трехметровыми стенами. Их окружает памятный лес, засаженный в честь монахов, живших здесь. Кроме того, на территории теперь можно посетить музей и прикоснуться к огромному изваянию Будды.

Храм Нефритового Будды

Он был основан в Шанхае относительно недавно – в 1882 году. Основание храма связано со значимым в его истории событием – в этот год из Бирмы (нынешней Мьянмы) по морю привезли два изваяния Великого Учителя Шакьямуни.

Одно из них внушительных размеров – высотой два метра и весом три тонны. Оно выполнено из белого камня, инкрустировано драгоценностями и показывает Будду, погрузившегося в размышления. Другое изваяние имеет более скромные размеры, но изображает Будду, испытывающего состояние Пробуждения.

Сегодня эти статуи красуются в самом центре главного зала, который называют Домом Нефритового Будды.


Кроме того, оказавшись в шанхайском храме, следует также взглянуть на Зал небесных владык, Зал великого мудреца, залы созерцания и чтения священных писаний.

Сам фасад храма легко разглядеть издали – он ярко-желтый, а на крышу водружены многочисленные фигурки будд, божеств.

Храм Пяти пагод

В Пекине существует художественный музей, и он не совсем обычный, потому что расположился в здании Храма Пяти пагод, некогда крупного и могущественного. Также он известен под именем Храма Великого Пробуждения праведника.

Он был эпицентром распространения буддийской философии по китайским широтам, а с 1961 года стал признан национальным достоянием. Впрочем, и сегодня к нему рвутся паломники со всей страны, а потому святыня является одной из самых охраняемых в мире.

Стены храма строились в период правления семейства Мин. Изначально они были выполнены кирпичной и белой мраморной кладкой. Фасад щедро усыпан резной символикой, скульптурами в филигранном исполнении.

Но главная особенность этого храма, из-за которой он получил свое название следующая: в основе его стоят пять ступ. Четыре из них расположились в каждом углу прямоугольного фундамента, а пятая – в центре. За века непростой судьбы храм не раз менял свой внешний вид.


Храм Тысячи Будд

Говоря о красивейших храмах Китая, нельзя не упомянуть о пещерных постройках, которых в Поднебесной огромное множество. Одна из них – Цяньфодун, больше известная как Храм Тысячи Будд.


Его история насчитывает больше полутора тысяч лет. Появился он в пещерах близ провинциального городка современности Цзюхуа. Потребовалась смена десятка императорских семейств, чтобы довести строительство до конца.

На сегодняшний день тут сосредоточены древние постройки и важные артефакты, которым перевалило за добрую тысячу лет.

Цяньфодун оставил нам в качестве наследия:

  • 500 ступ;
  • больше 700 пещер;40 000 кв.м. священной земли;
  • драгоценные фрески;
  • статуи Будды;
  • иллюстрации, расписанные мантрами и рисунками божеств.


Любой желающий может приехать сюда сейчас, однако на осмотр может не хватить и нескольких дней – свыше двухсот пещер были уже отреставрированы.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Мы благодарны вам за то, что вы активно поддерживаете блог — рекомендуете наши статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписываетесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Путешествие в Утайшань

На Шанхай медленно, но неотвратимо накатывает волна весеннего тепла. Яркое солнце, пригревающее уже почти так, как в июльском Питере, заставило выбраться на улицу, похоже, все способное передвигаться население; даже кошки, затурканные китайцами в глубокое подполье, нынче порой выбираются на свет Божий и заводят по вечерам громкие заунывные песни. Одним словом, весна...

Трудно даже представить себе, что где-то на высоких горных перевалах еще вовсю царствует зима, а дороги покрыты кое-где снегом толщиной метра в полтора, и сообщение между некоторыми населенными пунктами прервано из-за этого на совершенно неопределенное время. Где-то возвышается на трехтысячеметровом пике монастырь, открытый всем ураганным ветрам и снежным бурям и отрезанный насовсем от внешнего мира - до короткого горного лета. А воздух в долинах чист и по-январски холоден, и только вода в каменистых речках, упрямо звенящая под слоем толстого льда, напоминает о том, что зима в Утайшань - не навсегда...

Давно нас притягивало к себе это место, но первый наш поход туда завершился крупной неудачей: стремясь сократить путь к цели, мы пренебрегли дорогами и пытались перевалить дветысячеметровый горный хребет напрямик, таща при этом на себе велосипеды и не позаботившись предварительно запастись ни едой, ни водой; но из-за внезапного снегопада и жестокого похолодания (на Утайшань зимой бывает и до минус сорока, хотя, к счастью, этого рекорда отрицательной температуры нам там на себе испытать не пришлось), многочасовой штурм хребта окончился тем, что мы повернули-таки назад, к теплу и людскому жилью... И вот, спустя больше года с момента этой неудачной попытки, мы решили возобновить наши старания, и добраться, в конце-то концов до знаменитых гор и храмов Утайшань...

Что же такое Утайшань? С точки зрения географии, это горный район в китайской провинции Шаньси, средняя высота которого составляет около двух тысяч метров над уровнем моря, а площадь, по официально принятым данным - 367 квадратных километров. "Утайшань" по-китайски - "Гора пяти помостов". И действительно, в этом районе расположено пять горных пиков, один из которых - Бэйтайдин (другое название - Едоуфэн), является высочайшей вершиной в северном Китае, его высота Ц 3078 метров. Ненамного отстали от своего собрата и четыре других вершины Утайшань - Наньтай, Дунтай, Ситай и Чжунтай - соответственно, Южный, Восточный, Западный и Центральный "Помосты". Впрочем, все эти четыре чуть-чуть не дотягиваются до признанного в альпинизме рубежа высокогорья (три тысячи метров)... Пять вышеупомянутых пиков окружают небольшую долину альпийского типа, в которой уютно разместился маленький городок (или большая деревня, это смотря на чей взгляд) под названием Тайхуай. Впрочем, этот населенный пункт получил свое теперешнее название всего лишь лет тридцать назад, а до тех пор именовался так же, как и весь горный район - "Утай".

С точки зрения истории и религии Утайшань - место просто исключительное. Во-первых, для китайского буддизма "Гора Пяти Помостов" - наиглавнейшая из четырех священных гор, остальные три - это Путошань в Чжэцзяне, Эмейшань в Сычуани, Цзюхуашань в Аньхое. Со времени появления в Китае учения Шакьямуни на Утайшань начали строиться буддийские монастыри (к настоящему моменту их насчитывается сорок восемь), гора считается официальным местом пребывания Манджушри (один из наиболее почитаемых в Махаяне бодхисаттв, олицетворение мудрости; изображается обычно в двух канонических позах - с мечом в руке, которым отсекает невежество и заблуждение, или сидящим на льве). Такие китайские императоры, как Канси, тяготевшие к буддизму, не раз совершали паломничества на Утайшань, совершая там молитвы и воскуряя благовония...

Во-вторых, для последователя буддизма вообще (то есть не обязательно китайского) существует несколько мест (числом также пять) для паломничества, которые (в идеале, конечно же) необходимо посетить в течение жизни. Это Потала в Тибете, Лумбини (место, где родился сам Шакьямуни), Раджагриха (город, где он проповедовал), Шамбала (впрочем, как туда попасть, понятно далеко не каждому), и, между прочим, уже знакомые нам горы Утайшань (за подробностями отсылаю любознательного читателя к специальной буддологической литературе)... Так что "Гора Пяти Помостов" обладает и известностью, и святостью, далеко не только для китайского буддиста. В настоящее время из нескольких известных течений буддизма на Утайшань безраздельно господствуют два - Цзинту (Учение Чистой Земли) и ламаизм. Что касается последнего, то на "Горе Пяти Помостов" можно встретить его и, так сказать, в чистом виде - встречаются храмы, где монахи - только тибетцы, и мирно существующим в комбинации с Цзинту в рамках одного и того же монастыря.

Справедливости ради отмечу, что горы Утайшань богаты не только монастырями ортодоксальных буддийских течений, но издавна являлись и прибежищем для отшельников-одиночек, нередко развивавших новые, синкретические (хотя в той или иной степени и сохранявших черты буддийской идеологии) религиозные учения. Так, довольно распространенная в 17-18 веках в Китае секта учения Лоцзяо зародилась именно в Утайшань.

Утайшань до сих пор является местом паломничества буддистов; большую их часть составляют, разумеется, китайцы, причем не только с материка, но и с Тайваня, из Гонконга и Макао, а также из других зарубежных стран. Приезжают, конечно, не только верующие, но и просто туристы. Каждый год Утайшань в среднем принимает до полумиллиона гостей. И такая популярность этого отдаленного горного района вовсе не случайна... Дело в том, что практически во всех городах и весях Китая имеются живописные буддийские и даосские монастыри, которые, само собой, являются самыми посещаемыми местами, привлекая к себе и верующих и туристов, и просто любопытных. Но между храмами, скажем, Пекина, и монастырями Утайшань существует огромная разница. Большинство буддийских и даосских святилищ в Китае, к сожалению, по большей части потеряли изначально присущий таким местам дух, превратившись в некое подобие музеев, основная задача которых - выкачивать деньги из доверчивых посетителей. Прекрасный пример такого вот "кастрированного" монастыря - Дачжунсы (Храм Большого Колокола) в Пекине; статуи будд и бодхисаттв были несколько лет назад безжалостно выброшены из главного зала за пределы храма, и долгое время валялись на его задворках рядом с общественным туалетом, а в главном зале, в качестве основной приманки для доверчивых туристов, был повешен огромный колокол (что для нормального буддийского монастыря - вещь совершенно дикая).

Не отстает в ремесле зарабатывания хлеба насущного и знаменитый Шаолинь в провинции Хэнань. Он неплохо отреставрирован и превращен, по сути дела, в обычный музей. Монахи его выполняют в основном функции смотрителей, религиозные ритуалы проводятся довольно-таки лениво и крайне формально, а сытые лоснящиеся физиономии обитателей монастыря говорят о весьма безбедной жизни последних; иногда вконец обнаглевшие монахи позволяют себе откровенно грубое и бесцеремонное обращение с посетителями. Процесс этот сам по себе естественный - во всем мире люди, зарабатывающие средства за счет туристического бизнеса, очень часто портятся и наглеют на глазах...

Но Утайшань - место особенное. Его сорок восемь монастырей как-то пока еще не очень подверглись общей меркантилизации (я думаю, что причиной этому - весьма короткий туристический сезон, всего три или четыре месяца в году); монахи там заняты в основном не сбором мзды с туристов, а своим прямым делом - молитвами, медитацией, песнопениями и воскурением благовоний. За все наше пребывание на Утайшань только в одном из храмов с нас (причем очень застенчиво) попросили заплатить за вход, в остальных же царствовал дух восхитительного буддийского пофигизма. Монахи, однако, повсюду были крайне вежливы и радушны; стоило задать какой-нибудь вопрос обитателям монастыря, как они тут же приглашали нас присесть и выпить чаю, отвечали нам подробно и охотно, без просьб с нашей стороны открывали для нас запертые залы, а также, бывало, просто молились за нас...

Имея в распоряжении всего несколько дней, мы, в целях сокращения времени, добирались до станции Шахэ из Пекина поездом, разобрав предварительно велосипеды и засунув их под вагонные сиденья. Судя по различным путеводителям по Китаю, написанным иностранцами (взять к примеру хотя бы знаменитое издание "Lonely Planet"), для многих поездка в таком поезде кажется экзотическим приключением - разумеется, изнеженные цивилизацией западные люди с трудом могут представить себе железнодорожный состав без душа, бассейна и спутникового телефона, а если кто-то вдруг начинает плевать им под ноги, то тут-то и начинаются "тяжелые испытания". "Lonely Planet" с благоговейным ужасом повествует об "отважных путешественниках-одиночках", которые осмеливались проводить в китайском "ин цзо" аж по двадцать с лишним часов, рискуя при этом чуть ли не жизнью. Смех, да и только...

Итак, мы выгружаемся на станции Шахэ, в темпе собираем наши велосипеды и отправляемся в путь - на Тайхуай. Впереди больше пятидесяти километров горной дороги - сначала вверх, на перевал, а затем вниз - в долину, где и расположен Тайхуай и откуда можно начать восхождение на высочайшую точку Утайшань - Бэйтайдин.

Пятьдесят километров в горах - совсем не то же самое, что аналогичное расстояние на равнине. Недаром альпинисты измеряют пройденный и предстоящий путь не в километрах, а в часах. Мы не альпинисты, но и в горном туризме иногда более уместны альпинистские стандарты измерения. Таким образом, наша дорога в Тайхуай заняла более десяти часов.

Серпантин уводит вверх, к перевалу, на высоту больше двух километров, извиваясь, внезапно меняя направление, сужаясь и зависая над глубокими пропастями. Чем ближе мы к перевалу, тем больше на дороге снега и льда. Темнеет, и обступившие дорогу вершины лишь смутно белеют над нашими головами. Но вот и перевал, и мы начинаем движение вниз, все более приближаясь к нашей цели, а также к ночлегу, ужину и заповеднику буддийской мудрости...

Утро встречает нас, как пелось в известной песне, прохладой. Горный воздух свеж и хрустально прозрачен. Над тайхуайской долиной разгорается ярко-голубое небо. Одним словом, погода вполне благоприятствует прогулке по буддийскому заповеднику...

Общепризнанный символ гор Утайшань - большая пагода монастыря Таюаньсы. Это ослепительно белое сооружение, выстроенное в форме огромной бутыли и возвышающееся над тайхуайской долиной на 75 метров, по одной легенде, опустилось на землю прямо с небес прямо в теперешнем своем виде; другая легенда говорит о том, что пагода была построена еще в третьем веке до нашей эры Ашокой (виднейшим индийским царем-покровителем и распространителем буддизма). На самом деле, нынешний свой облик Белая Пагода обрела в 1407 г. нашей эры, в эпоху правления Юнлэ (династия Мин). Первый же буддийский монастырь на этом месте появился где-то на рубеже начала нашей эры. Горные ветра раскачивают двести пятьдесят два колокольчика, висящие на пагоде и издающие мелодичный звон...

Мы осматриваем и другие храмы в центре Тайхуая, а затем переходим через небольшую речку на окраине городка и долго карабкаемся по заснеженной и обледеневшей лестнице в невысокую гору, на вершине которой расположен монастырь под названием Дайлодин. Он знаменит своими пятью статуями бодхисаттвы Манджушри, являющимися точными копиями тех изваяний, которые находятся в храмах на высочайших вершинах Утайшань (по монастырю на пике, по статуе Манджушри в монастыре).

Говорят, что цинский император Цяньлун, неоднократно приезжавший на Утайшань для совершения молитв и воскурения благовоний, ни разу не мог подняться на эти вершины, останавливаемый на половине пути ураганным ветром и сильным снегопадом. Однако, поскольку император крайне жаждал поклониться изображениям Манджушри, то призвал как-то монаха по имени Цинъюнь, жившего в храме на Чжунтае (Центральном Пике) и дал тому задание: в течение трех лет изобрести способ, который позволил бы его величеству воскурить благовония перед вышеупомянутым Манджушри на пяти вершинах, не поднимаясь при этом на сами вершины (император к тому времени был уже стар и навсегда оставил надежду забраться-таки наконец в гору). Говорят, что Цинъюнь только крякнул и почесал в затылке, но возражать императору не осмелился... Прошло два года, но ничего путного не приходило в голову бедному монаху. Но вот, как-то раз обходя вечером монастырь, он заметил молодого послушника, ворующего пищу с жертвенных столов перед буддами и бодхисаттвами. Реши Цинъюнь предать случай огласке, и послушника ждало бы тяжелое наказание; но он решил поступить иначе, обещав избавить воришку от ответственности, если последний в течение трех дней (!) придумает, как исполнить императорский приказ... И на третий день вороватый, но сообразительный послушник доложил Цинъюню следующее: нужно просто соорудить копии пяти Манджушри с пяти вершин Утайшань и поместить их все вместе в храм на ближайшей небольшой горе (по сравнению с пятью пиками - просто маленьком холме), да построить каменную лестницу к этому храму; императору же, забравшемуся по лестнице наверх, официально засчитать данный подвиг как восхождение на все (настоящие) вершины... Так его величество Цяньлун, на пятьдесят первом году своего правления (1786 г.), приехал в очередной раз на Утайшань и был крайне удовлетворен изобретенному для него способу поклонения Манджушри, по поводу чего и написал в Дайлодин (так назвали храм) стихотворение, которое я здесь приводить, ввиду его внушительных размеров, не буду. Такие вот они были, китайские императоры... Однако, хоть и невысока гора с храмом Дайлодин по сравнению с Пятью Помостами, но тайхуайская долина видна с нее как на ладони...

На окраине Тайхуая находится и храм Пушоусы - не просто монастырь, но женская буддийская семинария, одна из немногих в Китае. На Утайшань монастырь монастырю рознь, если иметь в виду материальное благосостояние. Есть храмы маленькие и весьма скромные, но к Пушоусы это не относится. Монастырский комплекс Пушоусы, обнесенный новенькими шестиметровыми (!) стенами из серого кирпича, напоминает скорее усадьбу богатого феодала. Если Таюаньсы заметен издали своей Белой Пагодой, то над Пушоусы также высится не маленькое сооружение, но это просто огромная труба новой котельной - монастырь имеет автономное паровое отопление (а также спутниковое телевидение и японские кондиционеры)...

Но громадные ворота гостеприимно распахиваются перед нами, и нас проводят прямо в зал приема почетных гостей, оборудованный получше, чем офисы некоторых фирм. Внутри господствует абсолютная, какая-то медицинская, чистота... Обитательницы монастыря не могут передавать или принимать предметы непосредственно из рук лиц мужского пола, поэтому опустевший термос мы ставим на пол, откуда его подхватывает монашка и отправляется за новой порцией кипятку. После примерно часовой дискуссии с настоятельницей о храмах Утайшань вообще и Пушоусы в частности, для нас устраивают персональную экскурсию по семинарии. Как мы замечаем, здесь в почете любой гость, а не только иностранный турист; нужно заметить, впрочем, что большинство посетителей составляют верующие паломники.

Никакого секрета в прекрасном финансовом положении Пушоусы, в общем-то нет: монастырь получает хорошую поддержку от состоятельных верующих спонсоров из Гонконга и с Тайваня...

Рассказ о храмах Утайшань можно было бы и продолжить, благо их там много - больших и маленьких, женских и мужских, гостеприимных и не очень. Но для этого пришлось бы написать не статью, а, пожалуй, целую книгу, да в нескольких томах...

Вершины этих скал отшельники облюбовали задолго до 10 века. Спали они в пещерах, а для молитв выкладывали себе площадки, которые так и назывались - «молельные места».

Время от времени отшельники собирались для проведения совместных богослужений, поскольку в христианстве есть виды таинств, которые провести в одиночку или трудно, или невозможно. Для этого они спускались церкви, расположенные в городах Фессалии (это историческая область Греции, где, в частности, по преданию, родился Ахилл) или в скитах у подножий скал.

В 13 веке после захвата Фессалии турками, спускаться в города стало опасно. Постепенно горные отшельники начали объединяться в горные общины. Одна из них состояла из 14 человек. Возглавляемые монахом Афанасием (беженец с горы Афон), они поселились на столпе Стаги (Капель), высотой в 613 метров над уровнем моря или 413 метров над городком Каламбака, занялись строительством, завели монастырские законы, которых монахи в целом придерживаются до сих пор, и назвали свою и около тысячи местных скал «Метеорами», что значит «парящие в воздухе».

Сегодня монастырь не один, их тут несколько. Самый богатый из них - большой монастырь Святого Стефана, добираться до которого и раньше было проще, чем до других монастырей, сегодня он преобразован в женский. Вообще забраться в монастыри Метеоры еще в первые десятилетия прошлого века было непросто: по шатким переставным тридцатиметровым лестницам, по канату, или в веревочной сетке. Эти сетки до сих пор нередко используются для снабжения монастырей, хотя почти сразу после второй мировой войны тут была построена дорога-серпатин - не автобан, но подобраться можно. А уж дальше - по подвесным мосткам, переброшенным через пропасти.

Вот почему сегодня аскетический образ местной жизни время от времени нарушается вторжением суетного, мирского. А потому настоящему отшельнику в полумонастырях - полумузеях делать нечего. Нужно искать новые места. Видимо, оттого из двадцати четырех монастырей Метеоры сегодня действует только шесть.

Ронгбук

У подножия ледника Ронгбук на высоте 5100 м над уровнем моря - всего на 200 метров ниже, чем северный базовый лагерь на склоне Эвереста - находится самый высокий в мире монастырь. Альпинисты, которые хотят подняться на Эверест с северной стороны, обязательно пройдут через Ронгбук, откуда открывается панорама на вершины Шишапангмы, Эвереста, Чо-Ойю и Гьячунг-Кан.

Как и монастыри Метеоры, этот монастырь был основан не на пустом месте. На протяжении четырех веков монахи и отшельники ставили здесь хижины, чтобы было где отдохнуть между медитациями. На стенах пещер, расположенных в окрестностях этой точки медитации - выше, ниже и в долине - можно увидеть вырезанные слова молитв, священных стихов и знаки.

Монастырь в 1902 году был основан ламой тибетской школы Ньингма, которая отличается тем, что в ней присутствуют элементы шаманства. Сегодня в нем обитает по разным подсчетам то ли тридцать монахов и тридцать монахинь, то ли двадцать монахов и десять монахинь. Чтобы это проверить, нужно сюда подняться. Сегодня это можно сделать и на автомобиле, который всего за три часа поднимет путешественников из долины от шоссе Дружбы до монастыря.

С давних пор и по сей день монастырь весьма активно посещается учениками и паломниками, в том числе из Непала и Монголии, проводятся здесь и специальные буддийские церемонии, хотя монастырь был разрушен дважды - в 1974 и 1989 году. После последнего пожара сейчас ведутся восстановительные работы, обновляется роспись, функционируют монастырские помещения и гостевой дом, есть даже небольшой, но уютный ресторанчик.

Монахи не очень рады тому, что альпинисты беспокоят дух гор, но всегда готовы помочь им, а также помолиться за их грешные души.

Сигирия

В середине 19 века на Цейлоне английский охотник на вершине 200-метровой горы обнаружил руины каменной постройки. Никто точно не знал, что это было за строение, но путешественники тех лет рассказывали, что своими глазами видели сохранившийся мраморный фонтан, окруженный садами и водоемами и выложенный драгоценными камнями. По преданиям и индийское достояние - дворец Тадж Махал, тоже был почти полностью выложен несметным количеством драгоценных камней, которые размеренно отколупывали злобные англичане и увозили к себе на родину. Правда это или нет - никто не знает, фотографий не сохранилось, но идея красивая.

Еще одно предание «открыло» нам историю легендарной Сигирии: Кассапа, старший сын царя, лишенный отцом власти, полагавшейся ему по праву, разгневался и убил несправедливого предка, и захватил власть в свои руки. И построил новую столицу, дворец-крепость на горе, напоминающей по форме спящего льва - символ Цейлона, где жил-поживал, добра наживал и врагов не боялся. Строил долго - целых 18 лет. Кстати, столько же - восемнадцать - осталось до наших дней и древних фресок, которых, предположительно, изначально было почти полтысячи. Когда из Индии с войны вернулся младший брат Кассапы, которому отец отписал престол, Кассапа решил с ним сразиться. Армия его не поддержала, и Кассапа перерезал себе горло, а его брат разрушил цитадель и вернул столицу на старое место. Эта версия сегодня числится официальной.

Увы, она не отвечает на вопрос: где же в этом дворце были комнаты, спальни, туалеты? Почему во дворце, центральной частью которого является прямоугольная платформа размером 13х7 м, нет никаких признаков остатков крыши - и это в регионе, где 8 месяцев в году господствуют ветер и муссонные дожди?

Археологи утверждают, что во 2 веке н.э. тут был монастырь, на территории которого по сей день сохранились остатки пещерных храмов, с остаткам росписей и надписей религиозного характера. Скорее всего, жившие в нем монахи были последователями учения Махаяна, в котором Будда из совершенного человека (таким его считали более старые течения буддизма) превратился в сверхъестественное существо, кроме того монах-махаянец мог прийти в монастырь на пару-тройку лет, а потом вернуться в мир - это совершенный нестандарт для ортодоксальных буддистов.

Кассапа поддерживал монастырь политически и финансовым образом, конечно же, бывал здесь, но жил в столице, которая оставалась на том же месте, что и при его отце. Смуту в описание его жизни и деятельности, а именно в хроники Махавамса, по-видимому, внесли авторы-летописцы, которые были приверженцами ортодоксального буддизма, что вполне объяснимо.

В пользу этой версии говорит и то, что во времена Кассапы Храм Зуба Будды оставался на своем месте - в старой столице, мало того, Кассапа построил в ней еще несколько значительных храмов, и, скорее всего, в ней же и жил, иногда наезжая в Сигирию.

Также в рамки версии вписываются изображение на фресках Сигирии богини Тары, матери всех Буд, одной из самых почитаемых теми, кто исповедует Махаяну.

Гереме

На высоте 1000 м над уровнем моря на Анатолийском плато в Турции находится Каппадокия. Извержения вулканов, которые происходили здесь десятки миллионов лет тому назад, превратили эти места в сказочный пейзаж: причудливые горы, холмистые долины, скалы необычных форм. Породы здесь мягкие, поэтому человеку было не сложно строить себе жилища внутри скал. Когда-то в этих сооружениях жили Симон, Георгий Победоносец, Василий Великий, Григорий Богослов - христианские святые. Область Каппадокии площадью примерно в 300 кв. км, называемая национальным парком Гореме, это настоящий музей под открытым небом.

Не всегда ясно, в честь какого именно праздника были освящены алтари местных храмов, поскольку их народные названия, как правило, отражают только внешнюю подробность сооружений. В «Змеином Храме» Григорий Победоносец с Феодором Стратилатом копьями поражают большого змея, в «Храме с сандалиями» можно увидеть две выемки в форме человеческих ног, находящихся у входа, в «Темном Храме» царит полумрак - тут всего одно крохотное окошко.

Гереме - крупнейший монастырский комплекс Каппадокии, куда в первые века христианства верующие бежали из Иерусалима и из других мест, спасаясь от преследований официальных властей. Именно из этих мест происходили сорок севастийских мучеников-христан, принявших мученическую смерть за веру во Христа в Севастии - эта часть территории бывшей Малой Армении сегодня принадлежит Турции.

Чтобы заставить их принести жертву языческим богам, и тем самым отречься от Христа, римский военачальник Агрикола поставил их в ледяное озеро. Сломавшийся имел шанс отгреться в бане, поставленной на берегу озера. Не выдержал только один каппадокиец, но умер он сразу, как только вбежал в баню. Один из римских солдат, пораженный силой веры мучеников, присоединился к христианам, их снова стало сорок, и все они погибли.

Сегодня в Гереме 10 церквей и часовен, построенных в 900-1200 годы в византийском стиле, а украшенных в уникальном каппадокийском.

Таксанг-лакханг

В восьмом столетии Гуру Ринпоче трижды посещал Бутан. В третий раз он прилетел в Бутан на Таксанг на тигрице, в которую превратилась его жена, и благословил его, как второй Кайлас. Чтобы подчинить злые духи тех мест, Ринпоче принял форму страшного Джордже Дролло - одной из восьми своих эманаций - и освятил бутанский Таксанг, как место для защиты Драхм, то есть нематериальных частиц, составляющих основу жизни.

«Таксанг» переводится, как «Тигриное Логово» и это была одна из тринадцати священных пещер, в которых в Тибете и Бутане проводились медитации. Ринпоче провел в пещере Таксанга четыре месяца, и не только укротил гневными мантрами злых духов, но и наполнил пещеру своими глубинными сокровенными мыслями.

Первый маленький храм был поставлен тут в 13 веке, а сегодняшний монастырский комплекс состоит из 10 гомп, то есть храмов для духовного обучения и медитаций, и так же расположен на той самой священной пещере.

Монастырь находится на скале высотой 3120 м, на 700 м над долиной Паро. Место это священное, наполненное драхмами, мыслями и эмоциями великих буддистов, таких как Миларепа или Шадбрунг, который сумел отделить бутанскую культуру от тибетской и фактически считается основателем Бутана, как государства. В 1998 году монастырь почти полностью сгорел, но уже на следующий день сюда пешком пришел король Бутана - поскольку другим образом сюда не добраться - чтобы узнать, какая именно нужна помощь.

Монастырь быстро и скрупулезно восстановили. Каждый бутанец считает, что раз в жизни должен побывать в Таксанге, когда будет к этому готов. Но не чаще - ни к чему беспокоить эти места. Кстати, это посещение достаточно опасное: последний километр пути проходит над краем пропасти. Редко, но, бывает, кому-то выпадает судьба так и не дойти до Таксанга.

Эмей-Шань

Эмей-Шань - одна из четырех наиболее священных для буддиста гор Китая. На ней было построено невероятное количество монастырей и храмов, как буддистских, так и дао, которые жили в мире согласии многие века. Годы культурной революции нанесли монашеским братствам серьезный урон и сегодня действуют только двадцать храмов, большинство из которых в удручающем состоянии.

Бодхистаттвой (то есть существом, который встало на путь превращения в Будду) здешних мест считается Самантабхадра, легендарный сподвижник исторического Будды, которого изображают верхом на трехголовом белом слоне и с цветком лотоса в руках. Улетел на своем белом слоне Самантабхадра именно с вершины Эмея, а потому гора Эмей-Шань стала местом его вечного пребывания. И потянулись сюда паломники-буддисты, и стали подниматься на Эмей китайские императоры, совершая ритуалы поклонения Небу и Земле, чтобы жизнь в Поднебесной была долгой и счастливой.

На вершине Эмея, на высоте 3077 м стоит прекрасно отреставрированный «Храм десяти тысяч лет»), построенный тут в первом веке, и реконструированный в девятом. Веками буддисты совершали сюда паломничество, и путь паломника был не близким около пятидесяти километров, пройти его нужно было, в частности, мимо обязательно мимо самой большой в мире каменной статуи Будды (71 метр), поставленной еще в 719 - 803 годах около городка Лешань в 30 км от Эмея. Сегодня туристы поднимаются на высоту 2500 м автобусе, и дальше на подъемнике. Но тот, кто у кого есть время не только на магазины и рестораны, кто хочет прочувствовать красоту этого места, по-прежнему поднимается на гору пешком.

Местные леса до сих пор полны обезьян. Наблюдая за ними, монахи из разных храмов придумывали свои стили борьбы, их много, но все они объединяются под названием школа Emei Wushu. Но монаха-воина сейчас тут увидеть трудно, зато по-прежнему несколько раз в год тут можно увидеть «ореол Будды» - это оптический феномен.

Сначала вокруг солнца возникает радужная корона, а потом человек, смотрящий на неё сторону вдруг начинает «видеть» Будду, принимая за него свою собственную тень с нимбом вокруг головы. Говорят, в прошлом, паломники, не знакомые даже с понятием «оптика», считали, что Будда зовет их за собой и прыгали вниз с отвесного склона.

Сюанькунсы в ущелье Хэн-Шань

С вершины самого высокого пика массива Хэн-Шань открывается вид, который создает впечатление, как будто вы достигли неба. На половине пути к вершине стоит павильон, на котором написано: «Упорно продолжайте путь, вы пока на половине пути. Исполнение ваших заветных чаяний близко, но вы должны принять вызов гор, чтобы добраться до их вершины». По теории дао пять первоэлементов, из которых состоит всё - металл, дерево, вода, огонь и земля - соответствуют и пяти направлениям на которых расположены Пять Священных гор, одна из которых Хэн-Шань.

Но не только даосисты почитают гору - внутри монастыря можно увидеть рядышком скульптуры Сакьямуни (Будды), Конфуция и Лаоцзы: тут мирно уживаются сразу три религии - буддизм, даосизм и конфуцианство. У подножья горы Хэншань находится храм Нанью площадью 9800 кв. м. Восемь даосских храмов на восточной стороне расположены симметрично восьми буддийским храмам на западной, что символизирует равенство этих двух религий.

В ущелье Хэншаньских гор находится знаменитый «висячий» монастырь Сюанькун-сы, прикрепленный к горе всего несколькими столбами. Со времени постройки, 491 года, он несколько раз был перестроен, реконструирован и, наконец, отремонтирован. Последний серьезный ремонт тут был проведен в 1900 году. Поэтому не все из более 40 залов и павильонов монастыря находятся в хорошем состоянии. Здания соединены друг с другом системой коридоров, проходов и мостов.

На горе Хэнь-Шань находилась пещера совершенствования великого божества времени Тай-Суй, которого называют еще и Великий князь года, Великий герцог или Великий князь Юпитер, противодействовать которому, как и искать его покровительства - прямой путь к несчастью. А следовать указаниям Великого герцога в повседневной суете очень сложно: «Не иметь мыслей и не прилагать усилий — первый шаг к постижению Дао. Не идти никуда и не делать ничего — первый шаг к обретению покоя в Дао. Не иметь точки отсчета и не следовать никаким путем — первый шаг к обретению Дао». А потому самый популярный амулет у даосиста - талисман, защищающий от гнева Тай-Суй.

Хэнь-Шань - символ долголетия, так почитаемого в Китае, поскольку оно было одной из целей совершенствования, поэтому мест для совершенствования тут было великое множество. До сих пор тут можно то здесь, то там наткнуться на надписи на камнях, отдельно стоящие скульптуры или стелы. Городские жители летом часто приезжают сюда на выходные просто погулять и отдохнуть, а осенью - посмотреть: правда ли дикие гуси, которые в Китае символизируют ян, мужественность, свет, святой дух, надолго задерживаются тут перед своим дальним перелетом.

Сумела

Современный турецкий городок Трабзон во временя Трапезундской империи при греках назывался Трапезундом, так его до сих пор и называют православные христиане. Неподалеку от Трапезунда со времен византийской империи сохранился скальный монастырь пресвятой Богородицы или Сумела (ударение на последнюю букву), что значит «на горе Мелас». В 5 веке монахи Варрава и Софроний в пещере горы Зигана наш чудотворную икону Божией Матери Панагию Сумелу, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при земной жизни Пресвятой Богородицы. Икона первоначально хранилась в Афинах, отчего называлась «Atheniotissa», но под угрозой уничтожения и была спрятана в пещере Зигана.

Сегодня эта икона называется также и Богоматерь Черной горы. В 412 году по просьбе тетки Варравы, Марии, был построен скальный монастырь, в котором каждый год 15 августа отмечался праздник иконы Панагии Сумелы, на который стремились попасть паломники. Монастырь был четырехэтажным с 72-мя кельями и с пристроенным пятым этажом - галереей, несущей охранную функцию, в монастыре была большая библиотека. Это был крупный, но не единственный монастырь в этих местах. Огромное их количество в окрестностях Трапезунда выполняли также и функции пограничных крепостей.

Когда в середине 15 века Трапезунд был занят султаном Фатих Мехметом, этот монастырь, как и церковь Святой Софии в Стамбуле он взял под свое личное покровительство, дарил им земли и золото. Другой султан, Явуз Селим, охотился в местных горах, и серьезно заболел, но был излечен монахами монастыря. Вернувшись в Стамбул в знак благодарности он подарил Сумеле земли, золото и золотой подсвечник в 1,5 м высотой. Султанs Ахмет III и Махмуд I, правившие поочередно в первой половине 18 века, оплачивали реставрацию уникальных фресок монастыря, которые, к слову сказать, не соответствуют каноническим. В 19 веке, когда число братьев было около ста, милостью очередного султана монастырю были переданы в собственность близлежащих деревень. Османские правители понимали уникальность монастыря и сами совершали сюда паломничество, причем по обычаю того времени к этой святыне подниматься в гору паломнику нужно было на коленях.

В 1919 году Греция объявила войну туркам, которые постепенно захватывали её земли, и в этой войне проиграла. Христиан массово истребляли, и чтобы прекратить эту бойню, было решено переселить турков из Греции в Турцию, а греков из Турции в Грецию - по религиозному принципу. История называет это «Малоазиатской катастрофой». Монастыь в те годы опустел, а икона Богоматери была вывезена в Грецию, сначала в музей, а позже передана в Каламбаку, селение, находящееся у подножия Метеорских скал, в храм Успения Пресвятой Богородицы, куда и едут паломники.

Но в несколько последних лет паломники снова стремятся попасть в Сумелу 15 августа. Местные власти дают на это официальное разрешение, но мелко пакостят, то затягивая выдачу разрешения позже 15 числа, то запрещая священнослужителям свершать паломничество в соответствующем одеянии. И, хотя тут ведутся реставрационные работы, проводятся они спустя рукава, и нередко глаза христианских святых на фресках выколоты ножом, как, впрочем, и в Гереме. И всё же нужно помнить, что за свою долгую историю монастырь несколько раз был разрушен до основания, и снова восставал из руин, и, по-прежнему, в месте, намоленном веками, бьет из земли святой источник.

Тенгбоче

Это еще один тибетский монастырь по дороге к Эвересту, находящийся на высоте 3860 м. Он стал известен миру благодаря сэру Эдмунду Хилари и шерпу Тензин Ногрею, первым людям, совершившими восхождение на Эверест в 1953 году. С тех пор монастырские места стали очень оживленными: примерно 30 тысяч человек в год бывают тут, чтобы насладиться красотами гор Тенгбоче.

А в 16 веке тут медитировал только лама Сангва Дорже, который прилетел отсюда по воздуху из монастыря Ринпоче и предсказал, что и тут когда-нибудь будет монастырь. На одном из камней монастыря до сих пор сохранились отпечатки его ног. Первые постройки были сделаны из дерева под руководством ламы Гулу, но землетрясение 1934 года их разрушило. Монастырь был восстановлен. Но электричество которое провели сюда в 1989 году стало причиной пожара, который снова уничтожил монастырь. На средства международных организаций новые здания монастыря были сделаны уже из камня и расписаны Тарке Ла, известным тибетским художником, на работы ушло всего четыре года.

Особенность монастыря Тенгбоче еще и в том, что здесь исповедуется особое течение буддизма, Ваджраяну, которая в Тибете считается венцом учения Будды. Это некая оккультная модификация буддизма, в которой достичь просветления можно не через достоинства человека, а посредством тайных мантр. Возможности этих мантр настолько серьезны, что к занятиям Ваджраяной монаху можно приступать только после того, как он овладеет Махаяной (смотри выше), чтобы свою силу использовать исключительно на просветление, а не на злоупотребление своими возможностями.

Темная история произошла тут холодной зимой 1962 года: монахи увидел, что вокур монастыря бродит холодный-голодный йети, которого совместными усилиями затащили на кухню и накормили. Как в результате от большого йети остался только его череп, который хранится в соседнем монастыре Кхумджунг, история умалчивает - может, еда не подошла, может, старый был. Скептики утверждают, что все шкуры йети при детальном обследовании оказываются шкурами с шеи гималайской горной козы, которые используются местными монахами как зимние шапки.

Тем, кто свой юбилей решит отметить не в ресторане, а в каком-нибудь горном буддийском монастыре, стоит не забывать, что все святыни нужно обходить по часовой стрелке. Тогда только от этого будет толк, а путешествие завершится удачно и в срок.

Таунг Калат

Гора Попа (потухший вулкан Таунг Калат высотой 737 метров) в Бирме - самое мощное святилище местных духов (натов). Наты не безымянны, у каждого своя история, и когда-то давным-давно это были вполне живые люди. Теперь их духи живут на высоте 1520 метров над уровнем моря. Гора эта - настоящий оазис, здесь находится более сотни источников окруженных зелеными зарослями (неспроста «Попа» - на местном языке означает «цветущая»), из которых с удовольствием пьют воду толпы местных макак.

Тот, кто хочет подняться в монастырь, который находится на вершине Таунг Калата, должен сказать спасибо буддийскому монаху У Кханди, построившему лестницу с 777 ступенями, и не роптать, что она не в самом лучшем состоянии - когда-то не было никакой. У Кханди также известен своим оригинальным способом подвижничества: летом он лежал в горячей воде, зимой - в холодной.

На Попу нельзя приносить с собой мясо, чтобы не злить натов, которым в средние века во время праздников полнолуния дважды в год приносили в жертву огромное количество животных, но не теперь, хотя паломники по-прежнему стекаются сюда оба раза в те же дни, не нарушая в этом семисотлетнюю традицию.

Кроме того, нельзя надевать на себя красное или черное, и нельзя ступать на священную землю в обуви. К монастырю поднимаются босиком.

Монастырь со стороны выглядит впечатляюще, как корона на вершине горы, но сам по себе находится в состоянии средней запущенности - для Бирмы это нормально, разве что Шведагон и Баган сказочно ухожены, но они не расположены на горе. С высоты, на которой расположен монастырь, видимость в хорошую погоду достигает 60 км, с одной стороны с высоты птичьего полета виден древний Баган, хотя рассмотреть отсюда больше пяти тысяч храмов и пагод-ступ, конечно, трудно, с другой - завораживающе глубокий каньон.

В древнем горном монастыре, в котором живёт чуть больше десятка монахов, среди нескольких паломников из Греции был священнослужитель. Его спросили: «Вот интересно, ребята, которые служат в этом монастыре, почти все, как на подбор - молодые, крепкие, красивые. В обычной жизни у них всё могло сложиться прекрасно. Что их заставило уйти от жизни мирской? Как они решились на это? Что, каждый ищет свою истину?». Священник подвел к старинной часовне. «Вот на этом самом месте с четвертого века и по сей день люди непрерывно обращаются к Богу с молитвами. Просят дать им веру. Любовь. Дать возможность быть ближе к истине - не своей, персональной, а твоей, моей, общей Истине. Ну, ты же понимаешь, что значит «намоленное место». И если сегодня не было бы здесь этих молодых ребят, связь времен могла бы прерваться. Вот почему они приходят сюда из Мира, вот почему незаметно для мира несут свое послушание. И вот почему у тебя есть возможность приезжать сюда - не в пустыню, не в чащу леса, а в монастырь, где тебя всегда примут. Для этих ребят такая служба Господу не тяжкий крест , а гордость и радость» - серьезный повод подумать о Жизни и Боге.