Ходят ли на кладбище в пасхальное воскресенье. Можно ли на Пасху ходить на кладбище? История традиции нарушать традицию

Можно ли ходить на кладбище на Пасху и поминать усопших? Этот вопрос волнует многих, а что говорит церковь: Читайте ответ священника.

Скоро православные люди будут праздновать Светлое Христово Воскресение – праздник Пасхи. В этот день, по традиции, едят куличи и крашенные яйца, а многие также ходят на кладбище, чтобы поминать усопших родственников. Эта традиция сложилась много лет назад, но сейчас церковь говорит, что ходить на Пасху на кладбище нельзя.

Но с другой стороны, власти во многих городах России специально пускают на Пасху на кладбище дополнительные автобусы. Вроде бы и не хочешь, а тебя будто подталкивают! Так можно ли ходить на кладбище на Пасху? А если нельзя, то почему?

Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь

Православные священники на самом деле не одобряют посещений кладбища на Пасху, объясняя это тем, что самый светлый для верующих праздник не должен быть омрачен оттенком скорби. В Пасхальную неделю в церквях не поминают усопших, в Светлую Седмицу не служат панихиды. А для умерших в праздничную неделю даже устраивают отпевание по особому чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Ответ священника. А вот протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области, в православном журнале «Фома» дает следующий ответ на этот вопрос: «С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение - это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога - все живы. Пасха - день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды».

«Когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения», — говорит Иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на подобный вопрос на портале «Православие.ру ».

Почему появился обычай ездить на Пасху на кладбище

По этому вопросу есть несколько мнений.

Некоторые считают, что обычай ходить на кладбище на Пасху зародился еще до Октябрьской революции. В небольших деревнях погосты располагались рядом с церквями, а церкви были далеко не во всех селах. Верующие за много километров приходили пешком на ночную службу, приносили угощения. А наутро, так как уже прошли большое расстояние, заодно посещали могилы родственников.

Другие считают, что традиция ездить на кладбище на Пасху появилась уже в безбожное Советское время.

Ответ священника. «За участие в Пасхальном богослужении или просто за освящение пасхального кулича и яиц человек запросто мог получить выговор на службе, лишиться очереди на квартиру, потерять должность. Поэтому вместо храма люди стали в день Пасхи посещать могилы своих родных, тем более что традиционно в России кладбище было расположено неподалеку от церкви. Это было, своего рода религиозное диссидентство, когда верующий человек, лишенный возможности посещать храм, все же отмечал, как мог, отнятый у него церковный праздник, – так пишет в журнале «Фома» Сергий Архипов.

Когда ходить на кладбище и поминать усопших, если не на Пасху?

Церковь говорит, что поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи – в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует.



Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника на этот важный вопрос у многих верующих людей вызывает изумление. Как ни странно, но многие даже не знают о том, что на Пасху с точки зрения православной религии, ездить на кладбище совершенно неправильно.

Это даже считается большим грехом, потому что, светлый праздничный день, первый, в череде последующих сорока праздничных дней, нужно провести среди своей семьи и в кругу близких родственников, которые еще живы. Пасха – это, первую очередь, праздник живых. Что нельзя делать в

Откуда пошел запрет

Нужно сказать, что традиция ходить на кладбище именно на Пасху появилась у верующих в советское время. Тогда, как известно, религия была под запретом, традиции не передавались из поколения в поколения, а часто обратиться за советом, что и когда делать правильно, просто было не к кому. Следовательно, в этот период люди, которые верили в Бога, пытались хоть как-то сохранять традиции: как умеют.

Чтобы хоть как-то отметить Пасху, люди стремились в этот день обязательно посетить кладбище, чтобы там спокойно разделить свою радость с уже усопшими родными людьми. Они хотя бы точно не сдадут КГБ и не напишут жалобу. Но, сейчас, когда религия снова в почете и каждый человек, который тянется к Богу, имеет возможность обо всем узнать, спросить, правильно соблюдать ритуалы, должно помнить о том, что Пасха – это светлый праздник, это праздник живых людей.




В день Пасхи отмечается факт того, что Иисус Христос воскрес из мертвых и в этот день нужно
думать только о чем-то хорошем, радоваться. Радоваться тому, что Иисус Христос воскрес и тем самым доказал, что нет смерти, есть только переход в жизнь вечную, в Царствие Божие. Пасха является именно праздником жизни, но никак не смерти. В течение следующих нескольких недель будет специально выделенный для этого день, когда нужно со светлой новостью отправляться на кладбище. Но делается это не в саму Пасху.

Когда идти на кладбище в честь Пасхи

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника уже получили. Теперь рассмотрим точно, какой же день специально в церковном календаре выделен, чтобы со светлой новостью о Воскресении Христовом отправиться на Пасху. Тут речь идет о вторнике, втором вторнике после праздника. То есть, не в Пасхальную седмицу, а сразу после нее. Это большой поминальный день в течение православного года, у него даже имеется свое специальное название – Радоница или Радуница. В некоторых странах в этот день установлен официальный выходной день. Варианты, .

Нужно также понимать, что для нас люди, которые лежат на кладбище – мертвые, а вот для Христа каждая душа, вне зависимости от того, живет тело или нет, является живой. Так что, большой разницы для Господа, с чем хочется похристосоваться человек: с живым родственником или мертвым, в принципе, не существует.

О церковных канонах

Нужно отметить по поводу того, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника, что строгих запретов по церковным канонам тут, конечно, не существует. Если человек хочет думать об усопших людях и поминать их в Пасху, то никто этого не запретит. Но тут следует помнить о том, что по возможности лучше отложить поминание до специально выделенного для этого дня.




В некоторых источниках сегодня можно найти информацию о том, что обычай ходить на кладбище на Пасху появился задолго до Октябрьской революции. В царской России многие предки жили в сельской местности, дороги там были плохие. Храм же, как правило, строились рядом с кладбищем. Так что, чтобы дважды в одно и то же место далеко не ходить, многие сразу после пасхальной службы заходили на могилки предков, чтобы положить там по крашеному яйцу и поздравить умерших родственников с праздником Пасхи Христовой. Многие считают, что традиция посещать кладбище на Пасху сложилась именно таким способом.

Все таки, если почитать современную церковную литературу или поговорить со священником, там будет отмечено, что в саму Пасху не стоит идти на кладбище. Этот праздник не является днем скорби, нужно радоваться и веселиться в Пасху. Тем более что теперь, после длительного Великого поста, это наконец-то можно делать. Стоит помнить, что уже во второй вторник после Пасхи, будет день Радоница. Именно в этот день нужно отправляться на кладбище, чтобы сообщить покойным родственникам, друзьям и близким о том, что Христос Воскрес из мертвых. Отличный способ, .

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника говорит о том, что лучше всего этот поход отложить до специального поминального дня. Хочется напомнить, что на кладбище, согласно православной традиции, не нужно нести еду: мертвым людям, у которых жива только душа, человеческая пища не нужна. Однако с собой на кладбище можно взять окрашенное яйцо как символ Пасхи и вечной жизни после смерти.

Хотя церковный календарь для посещения кладбищ выделяет , некоторые люди отправляются на погост и в дни самих праздников. Многим хочется посетить кладбище именно на Пасху. Насколько это правильно, и можно ли на Пасху ходить в кладбище?

Почему на Пасху нельзя идти на кладбище?

Как известно, второе воскресенье после Светлого праздника Пасхи – Радоница. В этот день нужно посещать кладбища и поминать усопших.

Воскресение Господне и вся последующая после него неделя являются праздничными днями. В это время нужно веселиться и радоваться, а не думать о грустном. Вот почему на Пасху не стоит ходить на могилу умерших близких.

Откуда появилась традиция ходить на кладбище на Пасху?

Дело в том, что в 16 веке в России церкви строились не в каждой деревне. Храмы возводили в больших селах, а деревенские жители ездили туда на Пасху, чтобы отстоять службу и освятить еду. Зачастую и кладбище располагалось неподалеку от церкви.

Отстояв службу в храме, люди не шли сразу домой, так как дорога в родную деревню была неблизкой. И поэтому они шли на могилы своих родственников. Там, разложив освященную еду, они кушали и разговаривали. Так происходило из года в год.

С приходом Советской власти церкви и монастыри стали повсеместно разрушать. Многие люди запомнили традицию ходить на кладбище на Пасху, и начали считать её христианской. На самом деле это не так.

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище: ответ священника

В священных книгах нет строгого и прямого запрета на то, что на Пасху нельзя идти на кладбище. Но священнослужители сходятся во мнении, что в этот день на погост ходить не стоит. Ведь для этих целей существуют специально отведенные дни. Только в период Великого поста, длящегося 48 дней перед Пасхой, выпадает три родительских дня для посещения погоста. Вторая суббота после Пасхи – следующий подходящий день.

У христиан есть традиция посещать могилы в определенные дни. Если человек верующий, соблюдает Великий пост и живет по церковным законам, то ему не стоит ходить на кладбище на Пасху. Если же вы верите только формально, то при желании можете посетить могилы умерших близких. Ведь это не считается большим грехом.

Если же вы все-таки хотите посетить кладбище в этот день, то перед этим сходите в храм на службу, и только после этого направляйтесь на кладбище. Не стоит в этот день плакать и горевать на могилах. Ведь Пасха – день, когда нужно радоваться и веселиться.

Видео: Можно ли на Пасху ходить на кладбище?

МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК

Для иудеев, а позже и для отделившихся от них христиан, Пасха всегда была светлым праздником. Сначала однокоренными для Пасхи словами обозначались два важных для еврейской истории события. Первое из них – десятая «египетская казнь», когда мор прошел по всем домам, поразив всех первенцев у людей и скота, миновав только еврейские семьи. Второе – исход евреев из Египта. Слово «пасха» связано с термином «пасах», которое на иврите обозначает «миновал», «прошел мимо». В любом случае, слово несло положительный оттенок для еврейского народа еще в Ветхозаветной истории.

Позже, когда, в соответствии с библейской историей, на дату празднования исхода евреев выпало Воскресение Христово, Пасха стала ассоциироваться именно с ним: более того, не все наши современники, причисляющие себя к христианам, знают о «египетских казнях» и исходе из Египта как раз на праздник Пасхи. Хотя, конечно, для христиан и неевреев именно этот аспект Пасхи и является основным: более того, это самый древний и один из самых радостных праздников в этой конфессии – наряду с Рождеством и Благовещением.

Именно поэтому церковь считает греховным предаваться мрачным и грустным мыслям об усопших в тот день, который у верующих должен ассоциироваться как раз с победой над смертью.

Еще одна причина, почему визит стоит отложить, заключается в том, что обычно мы убираемся на могиле при посещении кладбища, а в Пасху, как и в прочие церковные праздники, делать этого нельзя.

Откуда появилась традиция ходить на кладбище в Пасху

Но почему же все-таки сложилось так, что наши бабушки-дедушки и родители упорно верят, что именно на Пасху нужно отправляться на кладбище для уборки и поминовения? Дело в том, что в советские времена излишняя религиозность, как известно, не одобрялась – как минимум. Храмы были закрыты, а кладбища – открыты. И верующие пытались сохранить какую-то обрядовость так, как умели и могли; возможно, единственным решением было как раз посещение кладбища в этот день: тогда встречались с живыми родственниками и могли помянуть ушедших.

Теперь, когда на Пасху можно смело отправляться в храм, именно это и стоит делать – хотя по старой памяти люди старших поколений все еще упорно тянутся на кладбища. Делать этого не стоит: для этого есть специально отведенные дни.

Кстати, есть также мнение, что обычай посещать кладбище в Пасху сложился еще до запрета на храмы, то есть до Революции: в сельской местности храмы и погосты часто располагались рядом, поэтому люди просто шли к усопшим сразу после Пасхальной службы.

Когда отправиться на кладбище в честь Пасхи?

В первую очередь для того, чтобы нанести визит усопшим с вестью о том, что Христос Воскрес, есть Радоница: вторник Фоминой (следующей после Пасхальной) недели. Вопреки устоявшимся традициям, не стоит нести на могилу еду и тем более водку, как это любят делать в России; однако окрашенное в красный цвет яичко принести можно и нужно – оно является символом Воскресения и победы жизни над смертью.