Гессен, Сергей Иосифович — Электронная энциклопедия ТГУ. Гессен сергей иосифович

Семья

Сын ссыльного студента юридического факультета Санкт-Петербургского университета, впоследствии одного из лидеров кадетов, адвоката и публициста, депутата 2-й Государственной думы, редактора газет “Право” и “Речь”, белоэмигранта, издателя “Архива русской революции” Иосифа Владимировича Гессена (1865–1943). Мать – Анна Ивановна, дочь хозяина квартиры, где жил во время ссылки И.В. Гессен. Сводными братьями С.И. Гессена (по отцу) были журналист и публицист, сотрудник редакции газеты “Новое русское слово” Владимир Иосифович Гессен (1901–1982); переводчик Георгий Иосифович Гессен (1902–1971). С.И. Гессен был женат (до 1936) на Нине Лазаревне Минор, она погибла в нацистском концлагере в годы Великой Отечественной войны. Сын Евгений (1910–1945), поэт, член содружества молодых поэтов “Скит”, погиб в Освенциме. Сын Дмитрий (1916–2001), польский славист.

Обучение и начало научной деятельности

С.И. Гессен окончил 1-ю Санкт-Петербургскую гимназию (1905) и поступил на философское отделение Гейдельберского университета (Германия). В 1906–1909 гг. учился в Оренбурге (Бавария). Участвовал в семинарах профессоров Ф. Майнеке (новейшая история), Г. Шульце-Геверниц (политическая экономия), И. Кона (философия и психология). В 1908 г. занимался в кружке под руководством профессора Г. Риккерта и закончил работу “Об индивидуальной причинности”. В марте 1909 г. получил степень доктора с отличием. После возвращения в Россию участвовал в работе Философского общества вместе с Ф. Степуном, А. Введенским, Н. Лосским, И. Лапшиным, С. Франком, Л. Габриловичем. Редактировал философский журнал “Логос”. Весной 1910 г. был допущен к магистерскому экзамену на историко-философском факультете Санкт-Петербургского университета. В 1910–1914 гг. выезжал с научной целью во Фрейбург и Швейцарию. Писал рецензии для “Логоса” и сборника “Новые идеи в философии”, издал книгу Г. Риккерта “Наука природы и наука культуры”. В 1913 г. сдал магистерский экзамен. В 1914 г. начал преподавательскую деятельность в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета. Начало Первой мировой войны застало его вместе с семьей в Гейдельберге. С.И. Гессен был интернирован, но с помощью М. Вебера получил разрешение на выезд в Швецию. Он продолжил преподавание в Петроградском университете и женской гимназии М.Н. Стоюниной, в мужских и женских классах Петер-Муле при лютеранском приходе. Читал логику, психологию, педагогику, историю педагогики, работал над книгой по философии И. Канта. Хотя С.И. Гессен и порвал с марксизмом, но был, по его словам, на стороне социал-демократической группировки Г.В. Плеханова (“Единство”), написал брошюру “Свобода и дисциплина” и имел встречу с Плехановым.

В Томске

Летом г. С.И. Гессен был приглашен для работы в Томский университет в качестве профессора кафедры философии и логики на историко-филологическом факультете . 6 ноября г. С.И. Гессен прочел при переполненной студентами аудитории первую лекцию, посвященную науке. С 20 октября г. – исполняющий обязанности декана факультета. Преподавал курсы: “Логика”, “Основы теоретической философии (логика и теория знания)”, “История греческой философии”, “Введение в философию нравственности и права”, “Этика и философия права”, “Философия Канта”, “Основы педагогики”. Вел просеминарий по философии (гносеология и этика Канта). Его лекции собирали большую аудиторию и пользовались популярностью. Кроме студентов-историков и филологов, его слушали юристы и медики, учителя Томска. С.И. Гессен вел также семинарские занятия, читал лекции по педагогике на учительских курсах, в Учительском университете. В сентябре г. выступил с проектом открытия при Томском университете педагогического института. Томск, по словам С.И. Гессена, оставил неизгладимый след в его научном развитии. Изданные им в эмиграции “Основы педагогики” (Берлин, 1923) были детальной разработкой конспекта лекций, читанных в Томске. Там же С.И. Гессен изучал труды Аристотеля, Галилея и теорию относительности Эйнштейна, выступил с докладом в Обществе физиков при Томском университете и имел беседы с будущим академиком В.Д. Кузнецовым . В этот же период С.И. Гессен развил и обосновал концепцию так называемого “демократического социализма” как четвертого этапа в развитии современного государства: абсолютизм; либерализм; новый или демократический либерализм; социализм, реализующий во всей полноте идеи прав человека и его свободу. Летом г. С.И. Гессен командируется в Москву и Петроград для подбора недостающих кадров преподавателей для историко-филологического факультета , а также пополнения библиотек и лабораторий учебными пособиями.

В Петрограде

В конце 1921 г. С.И. Гессен был избран на кафедру педагогики историко-филологического факультета Петроградского университета. Он преподавал также курс “Введение в философию” в Педагогическом институте им. А.И. Герцена. Вскоре С.И. Гессен эмигрировал.

В эмиграции

Сначала С.И. Гессен оказался в Финляндии, затем в Германии, Чехословакии и с г. в Польше. Преподавал и занимался научной работой. В Берлине С.И. Гессен был профессором Русского научного института, редактировал журнал “Русская школа за рубежом”. Основная часть его работ написана в эмиграции. С.И. Гессен – оригинальный и всесторонний мыслитель. Он создатель концепции “трансцендентально-диалектического онтологизма, или метода полноты”, синтезирующего монизм с плюрализмом и стремящегося к воссозданию в познании утраченного всеединства объекта.

Оценка деятельности

По словам В.В. Зеньковского, С.И. Гессен – “самый яркий и философски наиболее одаренный” представитель трансцендентализма, философ, который “яснее и острее других выразил позицию трансцендентализма в сфере антропологии”. Трансцендентализм С.И. Гессена “своеобразно уживался с методами метафизики. Он задержался на пороге метафизического мышления”.

Труды

  • Очерки философской педагогики. Очерк 1-ый. Педагогика как наука: Предварительное определение образования // ЖМНП (Омск). 1919. № 1;
  • Пятилетка и школьная политика советской власти // Новый Град. 1931. № 1;
  • Трагедия зла (философский образ Ставрогина) // Путь. 1932. № 36;
  • Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. № 8.

Источники и литература

  • Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 102. Оп. 1. Д. 829. Л. 96;
  • Валицкий А. Предисловие и послесловие к публикации С. Гессена “Мое жизнеописание” // Вопросы философии. 1994. № 8;
  • Зеньковский В.В. Гессен С.И. (Некролог) // Возрождение. 1951. № 13;
  • Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2. Ч. 1;
  • Профессора Томского университета: Биографический словарь / Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996. Вып. 1: 1888–1917;
  • Некрылов С.А. Томский университет – первый научный центр в азиатской части России (середина 1870-х гг. – 1919 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. Т. 2;
  • Найбороденко Л.М., Фоминых С.Ф. С.И. Гессен в Томске (1917–1921 гг.). Томск, 2013.

ГЕССЕН, СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ (1887–1950), русский философ. Родился в Усть-Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии , в университетах Гейдельберга и Фрейбурга, где занимался под руководством Г.Риккерта, В.Виндельбанда, Б.Ласка. В 1910 защитил в Германии докторскую диссертацию Об индивидуальной причинности . Гессен поддерживал отношения с молодыми русскими и немецкими философами: Ф.Степуном, Б.Яковенко, Р.Кронером, Г.Мелисом и др. В этом кругу возникает идея создания международного журнала, посвященного проблемам философии культуры. Таким журналом стал «Логос» (1910–1914), в издании которого активное участие принимал Гессен. В 1913–1917 Гессен – приват-доцент Петербургского университета. В 1917–1920 – профессор Томского университета. В 1922 Гессен покидает Россию. С 1924 – профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переезжает в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи. Умер Гессен в Лодзи 2 июля 1950.

Глубоко усвоив принципы кантианского трансцендентализма, Гессен в своей философской антропологии и педагогической концепции (педагогика – «прикладная философия») стремился связать принципы «критической» гносеологии с определенной онтологической системой. «Личность обретается только через работу над сверхличными задачами...», утверждал Гессен в Основах педагогики. «Могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникаются тело и душа и которые просвечивают в них как задания ее творческих устремлений». В.В.Зеньковский отмечал близость позиции Гессена в данном вопросе принципам метафизики всеединства Вл.С.Соловьева. Однако и на онтологическом уровне свои права в системе Гессена сохраняет трансцендентализм. Об этом совершенно определенно свидетельствует его утверждение, что «мир не исчерпывается физической и психической действительностью; кроме физического и психического, есть еще третье царство – царство ценностей и смысла». «Царство ценностей и смысла» безусловно имеет трансцендентальный статус, вполне вписывается в контекст кантианского «критицизма» и принципиально отличается от основополагающих принципов онтологии всеединства. У Гессена изначально эмпирический субъект, приобщаясь к этим высшим ценностям, «созидает» себя как личность. В ряде работ Гессена рассматривались проблемы нравственной философии (в частности, его статьи о Ф.М.Достоевском и Вл.С.Соловьеве), теории права, закономерности общественного развития. Он отстаивал реальность и возможность «правового социализма», воспринимающего и развивающего либеральные и демократические ценности.

Sergius Hessen ; 16 августа , Усть-Сысольск - 2 июня , Лодзь) - русский философ -неокантианец, педагог , правовед, публицист, соредактор журнала «Логос» .

Биография

Родился в семье ссыльного юриста Иосифа Сауловича (впоследствии Владимировича) Гессена , который смог усыновить ребёнка только в 1894 году после принятия православия. Воспитывался отцом и приёмной матерью Анной Исааковной Блюменфельд .

С 1917 по 1921 год заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета , в 1921 году вернулся в Петроград.

В 1922 году эмигрировал в Прагу. С 1935 года преподавал в Варшаве, а после войны - в Лодзи, где был профессором истории педагогики Университета Лодзи .

Философия

Гессен соединяет принципы трансцендентализма с диалектическим методом , позволяющим связать независимые группы понятий. Допуская плюрализм в систематике понятий, Гессен утверждает, что подлинная иерархия понятий необходимо должна быть синтезом монизма и плюрализма на основе предложенного им диалектического «метода полноты», в соответствии с которым синтез частного и общего есть конкретность понятий, а их взаимная разъединённость - абстрактность. Метод полноты позволяет преодолеть умаление конкретности и диалектически развернуть монизм в плюрализм. Эмпирический субъект - это лишь возможность личности, сама личность созидается только через работу над сверхличными задачами и через приобщение к миру «сверхличных» трансцендентальных ценностей. Свобода предполагается в силу независимости духовной основы личности от эмпирической сферы, поэтому начало свободы в человеке трансцендентально. Свобода обнаруживается не как эмпирический факт, а как цель, волевое намерение. В соответствии с этим можно выделить ценности, которые воплощают в себе цели или задания. Они выступают в качестве культурных ценностей, выражаясь в практически реализуемых ценностях человеческой жизни. Свободные действия несут безусловную новизну и не могут быть просчитаны эмпирически. Этика и право дают механизмы реализации свободы, которые воплощают практическую интуицию воли - волезрение.

На основе данного понимания личности Гессен создаёт собственную философию образования. Свобода - это основа взаимоотношений учителя и ученика и предполагает не выбор между наличными путями, а созидание нового пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода. Поэтому в образовании дисциплина реализуется через свободу, а свобода через закон долга. Задача обучения состоит в таком овладении методом, который открывает возможность его самостоятельного применения. Преподавание не должно сводиться к трансляции фактологических знаний, сказанное всегда должно указывать на нечто большее, на другое ещё не высказанное знание. Цель образования в приобщении личности к культурным ценностям, открывающим новые возможности её самореализации. В ряде работ Гессен также рассматривал проблемы нравственной философии, теории права, закономерности общественного развития.

Семья

  • Жена (до 1936 года) - Нина Лазаревна Минор, дочь невропатолога Лазаря Соломоновича Минора , внучка казённого раввина Москвы Зелика (Соломона Алексеевича) Минора , племянница юриста и политического деятеля Осипа Соломоновича Минора . Депортирована в концентрационный лагерь Терезин в 1942 году , погибла в концлагере Малый Тростинец.
    • Сын - Евгений Сергеевич Гессен (1910-1945) - русский поэт, член содружества молодых поэтов «Скит»; погиб в Освенциме . Другой сын - польский славист Дмитрий Сергеевич Гессен (1916-2001) - участник Второй мировой войны , составитель «Большого польско-русского словаря» (М.: Русский язык, 1979) и посмертного собрания литературного наследия Соломона Барта (совместно с Лазарем Флейшманом , М.: Водолей, 2008).
  • Сводные братья (по отцу): журналист и публицист Владимир Иосифович (Осипович) Гессен (1901-1982), сотрудник редакции газеты «Новое русское слово»; переводчик Георгий Иосифович (Осипович) Гессен (1902-1971).

Основные труды

  • «Über Individuelle Kausalität: Studien Zum Transzendentalen Empirismus (Об индивидуальной причинности: исследования трансцендентального эмпиризма)», диссертация. Freiburg, 1909.
  • «Философия наказания» («Логос», 1912-1913)
  • «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» (1923)
  • «Монизм и плюрализм в системе понятий» (1928)
  • «Трагедия добродетели в „Братьях Карамазовых“ Достоевского» (1928)
  • «Проблема конституционного социализма» («Современные записки», 1924-1928)
  • Nicholas Hans, Sergius Hessen «Educational Policy in Soviet Russia». London: P. S. King & son, ltd., 1930.
  • «Leone Tolstoj». Volume 14 of Problemi della pedagogia , Avio, 1954.
  • // Новый Град. - 1931. - № 1. - С. 67-77
  • // Новый Град. - 1932. - № 3. - С. 60-71
  • // Новый Град. - 1932. - № 4. - С. 21-39
  • // Новый Град. - 1932. - № 5. - С. 56-67
  • // Путь. - 1932. - № 36. - С. 44-74
  • // Новый Град. - 1933. - № 6. - С. 42-59

Напишите отзыв о статье "Гессен, Сергей Иосифович"

Примечания

Ссылки

  • (рус.) . ТоВики . . - Страница с ТоВики. Проверено 24 мая 2012. .
  • (рус.) . Руниверс . . - Краткая библиографическая справка. Проверено 26 мая 2012. .
  • Сидорчук И. В., Ростовцев Е. А .

Отрывок, характеризующий Гессен, Сергей Иосифович

– Нельзя, нельзя! – проговорил оттуда испуганный голос. – Он стал ходить по комнате. Крики замолкли, еще прошло несколько секунд. Вдруг страшный крик – не ее крик, она не могла так кричать, – раздался в соседней комнате. Князь Андрей подбежал к двери; крик замолк, послышался крик ребенка.
«Зачем принесли туда ребенка? подумал в первую секунду князь Андрей. Ребенок? Какой?… Зачем там ребенок? Или это родился ребенок?» Когда он вдруг понял всё радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети. Дверь отворилась. Доктор, с засученными рукавами рубашки, без сюртука, бледный и с трясущейся челюстью, вышел из комнаты. Князь Андрей обратился к нему, но доктор растерянно взглянул на него и, ни слова не сказав, прошел мимо. Женщина выбежала и, увидав князя Андрея, замялась на пороге. Он вошел в комнату жены. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение, несмотря на остановившиеся глаза и на бледность щек, было на этом прелестном, детском личике с губкой, покрытой черными волосиками.
«Я вас всех люблю и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» говорило ее прелестное, жалкое, мертвое лицо. В углу комнаты хрюкнуло и пискнуло что то маленькое, красное в белых трясущихся руках Марьи Богдановны.

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.

Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.

Образовательная концепция С. И. Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем. Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры». Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С. И. Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса». Ключевые понятия его философско-педагогической концепции -цели и ценности. Одни цели названы С. И. Гессеном условными. Это те «цели - данности», допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т. д. Такие цели - «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития». С. И. Гессен развивает концепцию культуры как «деятельность, направленную на осуществление безусловных целей - заданий».

Рассматривая идентичность целей образования и целей культуры, С. И. Гессен выстраивает структуру образования, исходя из культурных ценностей: сколько культурных ценностей, столько должно быть и видов образования (нравственное, художественное, научное, религиозное, правовое, хозяйственное).

С. И. Гессен, осознавая кризисность состояния культуры, видит выход из него в обращении к общечеловеческим ценностям, ставшим основой его «педагогики культуры». Приобщение личности к высшим культурным ценностям через образование - вот тот путь, который поможет преодолеть кризис «критической эпохи». Особое место в педагогической концепции С. И. Гессена занимает проблема взаимоотношений внутренней свободы личности и внешней культуры. Развитие свободы в личности возможно через нравственное образование, задачи которого — отмена природного принуждения, «чеканка» темперамента в личность, воспитание внутренней силы свободы, что возможно «только через поставление личности сверхличных целей, в творческом устремлении, к которым растет ее устойчивая сила». На всех трех ступенях нравственного образования, а именно: аномия - гетерономия - автономия, реализующихся в таких формах деятельности, как игра - урок - творчество, следует избегать двух крайностей. Первая - преждевременное воспитание, в котором «предлагаемый ребенку внешний материал превосходит способность его усвоения, неизбежно воспитывает надломленных, безличных людей». Другая крайность - изолирование ребенка от культуры. Мудрое воспитание заключается в соразмерности внешнего материала внутренней способности ребенка к переработке этого материала. Искусство воспитателя - провести воспитанника между двумя крайностями.

Ценности (в терминологии С. И. Гессена - «цели-задания») в образовательной концепции преобразуются в конкретные задачи педагогической деятельности, ведущими среди которых можно считать развитие личности и приобщение к культурному процессу. Становление личности есть творческий процесс, где «оформляющим» началом выступает непрерывное и устойчивое действие человека. «Личность, - пишет С. И. Гессен, - есть рост, а для роста необходимо сохранение старого в новом». Основой последовательного и устойчивого действия человека должна стать единая задача, сформулированная ученым как «работа над сверхличными задачами», то есть осуществление «сверхличных» целей науки, искусства, права, религии, хозяйства через свободное творчество. Свобода, по мнению С. И. Гессена, есть «творчество нового, в мире дотоле He-существовавшего. Я свободен тогда, когда какую-нибудь трудную жизненную задачу, передо мной вставшую, разрешаю по-своему, так, как ее никто иной не смог бы разрешить». Анализируя свободное самоопределение личности, С. И. Гессен выводит ее основополагающую формулу: «будь свободен -> будь самим собой —> стремись к высшему, чем ты».

Творческое саморазвитие личности, по С. И. Гессену, может протекать в двух направлениях: первое направление «образовательное путешествие», или «духовное странствие», которое понимается С. И. Гессеном как «путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры, в течение которого деятельность человека приобретает все более характер творческого призвания, а круг его общения последовательно расширяется, вбирая в себя в пределе не только все нынешнее поколение в его настоящей творческой борьбе, но и прошлое и даже будущее человечество». «Духовными путями сообщения», облегчающими человеку его образовательное странствие, являются библиотеки, музеи, выставки, лекции и доклады в научных и профессиональных обществах. Второе направление - университетское (вузовское) образование, где научное исследование должно являться основной формой деятельности. Это неразрывное единство преподавания и исследования.

Система воспитания, предложенная С. И. Гессеном в «Основах педагогики», опирается на следующие принципы: учет личностных особенностей ребенка; последовательнось в проведении воспитательных действий; организация силы и авторитет; учет физиологических и возрастных особенностей ребенка; трудовой принцип в воспитании; целостность умственного и физического воспитания.

С. И. Гессен разрабатывает теорию национального образования, основываясь на следующих положениях:

Говорить о национальном образовании, в сущности, так же неправильно, как говорить о личном образовании, ибо личность есть «естественный плод образования», направляющего человека к сверхличным целям при сохранении. им его внутренней свободы;

Национальное образование не есть особый вид образования, а есть просто хорошее образование;

Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным, действительно созидающим, а не разрушающим нацию будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование, хотя бы оно и не заботилось специально о развитии национального чувства;

Нация, будучи органической частью единого человечества, существует как единство многообразия, как целостность, пронизывающая собой множество объединяемых ею частей, как живой синтез индивидуальных областей.

Основные педагогические сочинения: «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», Берлин, 1923; «Идеи трудовой школы и лабораторный план», Прага, 1923; «Педагогика Платона и современность», Берлин, 1923; «Образовательная политика в Советской России», совместно с Н. Ганцем (на англ. яз.), Лондон, 1930; «О противоречиях и единстве воспитания. Задачи педагогики личности» (на польск. яз.), Львов-Варшава, 1939; «Русская педагогика в XX веке» (на серб, яз.), Белград, 1939; «Структура и содержание современной школы» (на польск. яз.), Варшава, 1947.

Сергей Иосифович Гессен

Гессен Сергей Иосифович (1887-1950) - русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные педагогические работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, которое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, ее индивидуальности . Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 28-29.

ГЕССEH Сергей Иосифович - русский философ, публицист, соредактор журнала «Логос». После окончания 1-й Петербургской гимназии изучал философию в университетах Гейдельберга и Фрейбурга у В. Виндельбанда, Э. Ласка, И. Кона и Г. Риккерта, под руководством последнего защитил докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности» (1909). С 1913 преподавал философию в университетах Петербурга, Томска, Праги, Варшавы. Как философ Гессен сформировался в неокантианской атмосфере журнала «Логос», пропагандируя баденское неокантианство. Философское значение теории Риккерта видел в выработке гносеологического монизма формы, единственно способного обеспечить свободу и полноту эмпирических наук и согласовать требования эмпирии с требованиями философии. В статье «Мистика и метафизика» сформулировал понимание «метафизического мистицизма» как вида метафизики, возникающего там, где «нарушенные границы суть последние границы, которые отделяют область философии и культуры от сферы иррационального переживания и мистики» («Логос», 1910, № 1, с. 131). В 1925 в Праге была предпринята попытка возрождения «Логоса», вышел один номер, но философские интересы Гессена сместились в область философии права, философии воспитания. Педагогика рассматривается им как прикладная философия. Цель образования - не только приобщение к культуре человечества, но и формирование нравственной, свободной и ответственной личности. Хотя Гессен строит теорию нравственного и правового образования в отличие от теоретико-научного, однако различные виды образования объединены в системе национального образования. Педагогика Гессена движима целью показать практическую ценность философии и могущество личности, проникающей в духовные ценности культуры.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 518.

Гессен Сергей Иосифович (16(28).08.1887, Усть-Сысольск Вологодской губ. - 2.07.1950, Лодзь, Польша) - философ и публицист. Окончив юридический факультет Петербургского университета, Гессен продолжил образование в Германии, в Гейдельбергском и Фрейбургском университетах, где занимался под руководством В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Еллинека. В 1910 году защитил в Германии докторскую диссертацию «Uber die individuelle Kausalitat» («Об индивидуальной причинности»), в которой были развиты идеи Г. Риккерта, высказанные им в учении о «границах естественнонаучного образования понятий». В 1909 году Гессен входил в «гейдельбергское философское содружество», объединявшее немецких и русских философов-неокантианцев (таких, как Р. Кронер, Г. Мелис, Н. П. Бубнов, Степун), и участвовал в изданном им в Лейпциге сб. «Vom Messias Kulturphilosophische Essays» («О Мессии»); высказанные здесь идеи стали основой программы культурно-философской деятельности, реализованной созданием международного журнала по философии культуры «Логос», выходившего в России в 1910-1914 годы. Гессен принимал самое деятельное участие в редакционно-издательской работе журнала. С 1914 по 1917 годы - доцент Петербургского университета. В 1917 году он возглавлял кафедру философии и педагогики в Томском университете, некоторое время был директором Высших педагогических курсов. В 1921 году вернулся в Петроград, а в 1923 году эмигрировал из России. В течение 3 лет занимая кафедру педагогики в Русском высшем педагогическом институте в Праге, с 1935 года преподавал в ряде учебных заведений Варшавы, а после войны был профессором педагогики в университете в Лодзи, Гессен пытался построить систему философии, в которой органически сочетался бы присущий русской философской традиции онтологизм с немецким гностицизмом, но в силу разного рода обстоятельств (в частности, и по причине «боязни метафизики», отмеченной у Г. Зеньковского) не смог осуществить своего замысла. Наиболее существенный научный вклад он сделал в области философской антропологии и педагогики, понимаемой им (вслед за П. Нагорном) как «прикладная философия». Ее основой он считал учение о личности, созидаемой путем приобщения к сверхличным ценностям. «Могущество индивидуальности, - считал он, - коренится не в ней самой, не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается тело и душа и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений» (Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1923. С. 365). Становление личности - это, по Гессену, и путь к свободе, которая не дана человеку, а лишь задана. Большой интерес представляют литературно-критические статьи Гессена, посвященные творчеству Достоевского и В. С. Соловьева, в которых он рассматривал прежде всего нравственные проблемы добра и зла, долга и любви. «Будучи любовью к ближнему, - приходит он к выводу, - добро конкретно. Как вся земная жизнь в целом, так и каждый отрезок ее имеет отличающее его индивидуальное долженствование, которое может быть выполнено только в это невозвратное мгновение. Лови это мгновение своею любовью!» (Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов: Сб. статей. М., 1990. С. 372). Небольшое по объему, но богатое содержанием научное наследие Гессена пока остается малоизвестным у нас в стране и требует углубленной научно-критической разработки.

В. В. Сапов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 132.

Сочинения: Монизм и плюрализм в систематике понятий // Труды Русского Народного университета в Праге. 1928. Т. 1; Философия наказания//Логос. 1912-1913. Кн. 1-2; Мое жизнеописание // Вопросы философии, 1994. № 7-8; Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995; Избр. соч. М., 1998,

Литература: Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ // Новый журнал. Нью-Йорк. 1951. № 25; Сапов В. В. Сергей Гессен - русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. № 6; Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Философия наказания. М., 1913; Свобода и дисциплина. Пг, 1917;

Крушение утопизма. - «Современные записки». Париж, 1924, кн. 19;

Проблемы правового социализма. - Там же, 1925, кн. 23; Евразийство. -Там же, 1925, кн. 25;

Монизм и плюрализм в систематике понятий. - «Труды Русского Народного университета в Праге», 1928, т. 1;

Мировоззрение и идеология. - «Современные записки», 1935, кн. 57;

Мое жизнеописание. - «ВФ», 1994, № 7-8;

Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Литература:

Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ. - «Новый журнал». Нью-Йорк, 1951, № XXV;

Сапов В. В. Сергей Гессен - русский философ. - «Вестник Российской Академии наук», 1993, № 6.

Жуков В. Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2013.