Формы и виды власти политическая власть. Основные функции, формы и уровни политической власти. Виды политической власти

Понятие власти и виды власти

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти.

1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.

2. Власть принуждающая. Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.

3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.

4. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.

5. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

6. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда А владеет информацией, способной заставить Б увидеть последствия своего поведения в новом свете.

Испанский политолог Ф. Лорда-и-Алайс в своей работе анализирует экономическую, военную, информационную власти и власть страха (фобократию). При характеристике экономической власти (плутократии) он отмечает, что она представляет собой богатство, превращенное в орудие господства в обществе. Экономическая власть - это власть, основанная на богатстве. Ее главное средство – деньги. В настоящее время, отмечает автор, экономическая власть достигла исключительной силы консолидации. Экономическая власть как таковая и сама по себе не прибегает к насилию, однако она способна беззастенчиво попирать все божественные и человеческие нормы. Она как бы остается за занавесом, однако в значительной степени диктует поведение действующих лиц на общественной сцене.

Политическая наука преимущественно исследует политическую власть.

«Власть» и «политическая власть» не являются синонимами. Политическая власть является разновидностью власти. Она охватывает все виды властных отношений в сфере политики. Она выражает способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики. Политическая власть представляет собой специализированный, организационно-правовой, институционализированный тип власти. Как пишет французский политолог Ж. М. Денкен, эта власть осуществляет специализированные функции, которые имеют политический характер: она осуществляет политический выбор и обнаруживает коллективную волю, которая противопоставляется индивидуальным волям. Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Специфика политической власти выражается в следующем:

  • она формируется путем делегирования части прав и полномочий как «наверх», так и «вниз»;
  • всегда мобилизует на достижение каких-то целей;
  • решает проблему согласия, учитывая то обстоятельство, что общество разделено различными интересами;
  • основана на маневре, диапазон которого определяется согласием или борьбой;
  • требует концентрации прав и воль людей в государственных органах, политических партиях и т. д., т. е. в субъектах политической власти, через которые она и реализуется.

В современной политической науке можно обнаружить и другой перечень особенностей политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Довольно остро в науке стоит вопрос о соотношении политической и государственной власти.

Мы не согласны с К. С. Гаджиевым, что «государство является главным и единственным носителем политической власти». Во-первых, потому что субъектами (акторами) политической власти могут являться: государство; политические партии и организации; правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления); групповое и индивидуальное лидерство; личная власть; отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдума и даже толпа (охлос). Множество субъектов власти позволяет говорить, по крайней мере, о двух разновидностях политической власти: государственной и общественной.

Во-вторых, в условиях первобытно-общинного строя политическая власть (князя, старейшины) уже существовала, но не было государственной власти, реализация которой предполагает специальный, обособленный от общества аппарат.

Польский политолог Е. Вятр выделяет характерные черты государственной власти: «Эта власть осуществляется с помощью обособленного аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет, и имеет возможность обратиться к средствам организованного законодательного институированного насилия. Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти – является политической властью в ее наиболее развитом виде».

Традиционно выделяют следующие отличительные черты государственной власти:

  • легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
  • верховенство, обязательность решений для всего общества и, соответственно, для других видов власти;
  • публичность, т. е. всеобщность и безличность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
  • моноцентричность, т. е. наличие одного центра принятия решений;
  • обладание всеми ресурсами власти одновременно и наличие возможности использовать их в различной степени, в зависимости от сложившейся ситуации во властных отношениях.

Особой формой власти является общественная власть. Она формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.

М. Дюверже выделяет три этапа эволюции форм власти:

1 этап: Власть анонимна, т. е. распределена среди членов рода и племени; проявляется в совокупности верований и обычаев, жестко регламентирующих индивидуальное поведение; не имеет политического характера.

2 этап: Власть индивидуализирована, т. е. власть сконцентрирована в руках вождей, групп (власть вождей, старейшин, императоров).

3 этап: Власть институциализирована, т. е. опирается на специальные институты, осуществляющие ряд функций: выражение общих интересов; управление; обеспечение социального мира и порядка и т. п.

Дополняя типологию М. Дюверже, можно сказать о четвертом этапе, который протекает в наше время, - власть «надгосударственная», представленная законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население десятка европейских стран.

Власть как социальное явление выполняет ряд функций. Основные функции политической власти в социальной системе возникают, формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений.

Одна из важнейших функций политической власти заключается в сохранении социальной целостности через выстраивание приоритетов, соответствующих ценностям данной культуры, и жесткое следование им; через реализацию потребностей и интересов социальных групп, осуществляющих властные функции.

Другая функция заключается в осуществлении регулирования социальных отношений, поддержании стабильности функционирования социального организма.

Первые две функции тесно взаимосвязаны, что позволило французскому политологу Ф. Бро утверждать, что любая политическая власть имеет своей задачей «обеспечить порядок … сохранить статус-кво общества, реформировать его или революционизировать».

Французский политолог А. Турен отмечал, что накопление и концентрация национальных ресурсов также является функцией власти. Он отмечал, что: «Политическая власть есть средство от «спонтанности» потребления к «искусственности» накопления».

Одним из параметров оценки власти является её эффективность. Об эффективности власти судят по тому, в какой мере она осуществляет свои функции. Можно сформулировать следующее определение эффективности власти: это способность выполнять свои задачи и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.

В современной политологической литературе выделяют следующие критерии эффективности власти:

  • достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
  • наличие общенационального согласия по вопросу о целях и путях развития данного общества;
  • сплоченность и стабильность властвующей элиты;
  • рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
  • организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
  • наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжения властных структур;
  • действенность системы самоконтроля власти, одним их показателей которой является ее авторитет;
  • адекватное отражение интересов тех социальных групп, на которые власть опирается, вместе с увязыванием их с интересами общества как целого.

Прочность политической власти, ее авторитет зависит от того, насколько успешно она справляется с задачей регулирования социальных отношений в обществе. Политическая власть встроена в систему управления. Социальное управление – это целенаправленное воздействие политической системы на развитие общества. Оно состоит их двух частей: самоуправление, когда регуляция системы осуществляется без постороннего вмешательства, и властное управление, когда регуляция системы осуществляется за счет принуждения, подчинения. Различия между управлением и властью нам видится в том, что управление, используя властный механизм, ориентируется на процесс, а власть - на результат.

Наиболее часто употребляемой является разделение форм осуществления власти: законодательной, исполнительной и судебной.

В зависимости от широты распространения властных отношений можно выделить:

  • мегауровень – международные организации, наделенные властными полномочиями (ООН, НАТО и др.);
  • макроуровень – центральные органы государства;
  • мезоуровень – нижестоящие органы государственной власти;
  • микроуровень – власть в первичных органах самоуправления и т. д.

Другим основанием для типологизации политической власти является положение М. Вебера о трех типах господства: традиционном, легитимном, харизматическом.

Традиционная власть основывается на убеждении в священном, непререкаемом характере традиций, нарушение которых ведет к тяжелым магико-религиозным последствиям. Вся деятельность человека нацелена на воспроизводство общности, на обеспечение стабильного порядка, устраняющего хаос и нестабильность. Власть персонализирована и предполагает личную преданность подданных и слуг правителю.

Харизматическая власть базируется на вере в «сверхъестественные», «внеповеденческие» способности лидера. Его авторитет основан на вере в способность данного человека брать на себя ответственность и решать все вопросы чудодейственным способом.

Легальная власть опирается на законы, правила и нормы; управление здесь обусловлено знанием и четким соблюдением норм, регламентирующих властную деятельность, их активным использованием для достижения поставленных целей.

Ж. Т. Тощенко предлагает свой подход к классификации форм политической власти. Специфика его подхода заключается в том, что осуществляется анализ реальных специфических характеристик, достаточно четко выражающих особенности данной формы власти; достаточно четко выявляется субъект власти; характеризуются основные мировоззренческие установки, цели и намерения представителей той или иной формы власти, что позволяет через призму идеологии выявить политическую ориентацию, возможности сохранения соответствующих властных структур, их жизнеспособность и устойчивость ко всяким потрясениям и тенденциям дезорганизации; выявляется политическая конструкция государственных и иных органов; описываются особенности взаимоотношений правителей и управляемых; позволяет определить состояние, тенденции и проблемы политического сознания и поведения, понять их сущностные и специфические формы выражения.

Он выделяет «вечные» и специфические формы власти. К первым он относит демократию, олигархию, ко вторым – охлократию, милитократию, идеократию, аристократию, монархию, этнократию, теократию, технократию. Рассмотрим более подробно каждую из названных форм .

Демократия – одна из основных форм общественно-политического управления, организации государства и политических движений (более подробно см. Глава 9).

Олигархия. Ее основные характеристики: осуществление небольшой группой (социальным слоем) политического и экономического господства в обществе, проявление корпоративности в самой высокой степени, прямое или косвенное воспрепятствование выборам властных органов и замена их назначениями, формирование монопольных прав и полномочий, принадлежащих только этой социальной группе, спонсирование, приватизация, скупка государственного аппарата. Олигархические тенденции характерны практически для всех современных государств.

Охлократия (власть толпы). По своей сути данная форма власти означает:

1) Власть социально-политических групп, использующих популистские настроения и ориентации населения в крайне примитивных формах, что создает условия для произвола и бесправия во всех сферах общественной жизни.

2) Охлократия создает ситуацию беспорядков, мятежей, погромов, пробуждающих низменные устремления, бессмысленные разрушения, безрассудные убийства и произвол, попрание всех гарантий жизни человека. Охлократия часто вступает в свои права в переходный период, в критические для общества периоды.

Милитократия. Одной из современных форм милитократии является хунта. Это форма власти, когда власть принадлежит военным, особым военизированным объединениям и организациям, осуществляющим власть в стране. Основными чертами хунты являются: массовый политический террор, насильственные методы управления страной и обществом.

Идеократия. Форма власти, при которой решающую роль имеют теории и концепции, оправдывающие заранее выдвинутые идеи и выводы. Идеократическим государством был Советский Союз.

Аристократия. Трактовка аристократии менялась по мере развития человечества. Под ней понимали: 1) форму правления, означавшую власть привилегированных групп общества; 2) часть социальной структуры общества, которая включала в себя людей, занимающих авторитетное положение в обществе, обладающих властью, богатством, влиянием; 3) людей, характеризующихся устойчивыми высоконравственными установками и целями, воспитанных в строго заданном алгоритме норм морали и предписанных правил. В настоящее время аристократия как форма власти стала отождествляться с консерватизмом.

Монархия – одна из древнейших форм управления, когда абсолютная власть сосредотачивается в руках одного лица, власть которого передается по наследству. Монархия на различных этапах меняла свои формы. В целом все монархии оказывались достаточно неустойчивыми образованиями, которые распадались под ударами как внутренних, так и внешних сил.

Этнократия – форма политической власти, при которой осуществляется управление экономическими, политическими, социальными и духовными процессами с позиций примата интересов доминирующей этнической группы в ущерб интересам других наций, народностей, национальностей. Ее суть проявляется в игнорировании прав национальных (этнических) групп народов при решении принципиальных вопросов общественной жизни, когда реализуется одностороннее представительство интересов господствующей нации, а не интересы человека, социальных групп независимо от этнического происхождения, религиозной и классовой принадлежности.

Ж. Т. Тощенко выделяет следующие сущностные черты этнократии:

  • этнократия выпячивает этнический интерес, преувеличивает его, ставит на первое место среди других возможных ценностей;
  • противостояние интересов нации и интересов личности этнократией поддерживается не стихийно, а сознательно, с преувеличением существующих противоречий, с героизацией этнического противостояния, его возвышением и даже попытками обожествления;
  • этнократия всегда использует образ мессии, вождя, фюрера, который наделяется сверхчеловеческими качествами, концентрирует в себе понимание сути и тайных помыслов своего народа;
  • одна из главных целей этнократии – показать окружающим государствам величие данного народа, показать его роль и значение;
  • экономическая, социальная, культурная сфера ставятся в подчинение главной цели – властвование над другими народами;
  • этнократические режимы заинтересованы в конфликтах, в ненависти, в поддержании социальной напряженности;
  • этнократия проповедует непримиримость.

Можно выделить следующие типы этнократии.

1. Расизм, который в своей первооснове опирается на идею деления народов на высшие и низшие. Расистская власть добивается чистоты расы, сопротивляется попыткам достижения равенства между народами, устанавливает на законодательном уровне ограничения и запреты для «низших» народов.

2. Фашизм, который открыто провозгласил этнические критерии в определении политики и организации общественной жизни.

3. Шовинизм, который характеризуется чрезмерный до недоразумения патриотизм с ориентацией на военную силу, ультранационализм с элементами авторитаризма.

4. Национализм, который выступает как политика, социальная практика, идеология и психология процесса подчинения одних наций другим, как проповедь национальной исключительности и превосходства.

5. Сепаратизм (политический), который понимается как:

  • движение и акции за территориальное отделение той или иной части государства в целях создания самостоятельного государства;
  • широкую, практически неконтролируемую автономию части государства на основе национально-языковых или религиозных признаков.

6. Фундаментализм. Данный тип этнократии выступает как крайне консервативное течение, в котором тесно переплетаются националистические и конфессиональные притязания, выражением которых становятся общественно-политические и религиозные движения и организации, демонстрирующие свою приверженность правоконсервативным идейно-политическим взглядам. (В настоящее время внимание ученых и политиков сосредотачивается на исламском (мусульманском) фундаментализме).

7. На современном этапе исторического развития наблюдается тенденция вовлечения во властные отношения представителей различных религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддерживания власти. Это позволило Ж. Т. Тощенко выделить такую форму власти как теократию.

Основными признаками теократической формы политического управления являются: религиозно-правовая регламентация всех сторон общественной и государственной жизни, осуществление судопроизводства по нормам религиозного права, политическое лидерство религиозных деятелей, провозглашение религиозных праздников государственными, притеснение или запрещение других религий, преследование людей по религиозным мотивам, активное вмешательство религии в сферу образования и культуры. В теократических обществах устанавливается тоталитарный контроль за поведением, образом жизни личности, ибо статус личности определяется принадлежностью лица к религии и ее институтам.

В ХХ - XXI вв. наблюдается все возрастающее влияние науки и техники на политические отношения. Следствием этого является надежда многих обывателей на то, что с помощью новых научных дисциплин, новой техники, новых людей (технократов) будут разрешены проблемы и противоречия человеческой жизни. Технократические социальные и политические концепции, претендующие на принципиально новую конструкцию общества, базирующуюся на максимально механизированной технологии и эффективной организации промышленности, появились в конце XIX в. Одним из источников их формирования были реальные достижения Великобритании, США, Германии в экономике, в создании нового облика общества. Другим источником создания теории технократии стало движение прогрессистов (У. Липпман, Г. Кроули и др.), которые выступали за установление нового общественного порядка в виде централизованного общенационального управления под руководством экспертов, знающими технологию «социальной инженерии». Третьим источником является технико-организационная теория «научного менеджмента», представителем которого был Ф. Тейлор. Он доказывал, что главной фигурой общества является профессионал, который руководствуется научным способом решения любой проблемы в области промышленности, что на его взгляд, можно и нужно перенести в управление страной и государством.

Именно на основе идей прогрессивизма, социальной инженерии и научного менеджмента основатель технократизма, как политического течения, Т. Б. Веблен, делает следующие выводы:

  • анархия и неустойчивость современного общества являются результатом управления государством политиками;
  • стабилизация общества и придача ему положительной динамики возможно только путем передачи руководства всей экономической жизнью и управления государством техникам;
  • необходимо противопоставить власть технократии власти «денежного мешка».

Ж. Т. Тощенко делает вывод, что технократия означает:

  • 1) управление (в широком смысле слова) всеми общественными процессами профессионалами-специалистами на основе тех закономерностей и принципов, которыми руководствуются в мире техники, технологии, науки;
  • 2) специфическую форму политической власти, при которой используются методы управления техникой и технологией и которые переносятся во властные отношения, на государственную власть;
  • 3) обладание политической властью техническими специалистами и руководство ими жизнью любого индустриального общества.

Политическая власть -- способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Политическая власть имеет двойственную природу, т.к выполняет действительно законодательную функцию и представительную, абстрактно-политическую функцию.

Основные черты политической власти

  • - Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
  • - первичные -- крупные социальные группы со своими интересами,
  • - вторичные -- органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита,
  • - закрепление в законах полномочий субъекта правления,
  • - чёткий механизм реализации решений политической власти на практике,
  • - принцип (функционального) разделения власти,
  • - легитимность власти:
  • - легальность (законное основание для власти)
  • - лояльность (поддержка власти обществом)
  • - суверенитет, что означает независимость и неделимость власти,
  • - авторитетность власть, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества,
  • - принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие),
  • - всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах. Всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.
  • - Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны,
  • - Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра (системы властных органов) принятие решений,
  • - Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть, как и любая власть, означает способность и право одних осуществляют свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:

Верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

Основными элементами власти являются её субъект, объект, а также средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание отношения через:

  • -приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
  • -подчинение как поведение частной воли власти :
  • -наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания господствующей воли;
  • -нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношения к нему объекта (исполнителей) - второго важнейшего элемента власти. Власть - всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожения до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным - меры уголовного и административного воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно информационные .

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые.).

Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и д.р.)

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и д.р.

Силовые ресурсы - это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает ресурсы.

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам(формам); господство, руководство, организация и контроль.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства но и в других составных частях социально - политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

В политологии выделяются следующие базовые компоненты структуры общения в рамках государственно-публичной власти:

  • -агенты;
  • -ценности;
  • -способы (инструментально-институционные) и
  • -ресурсы

Взаимодействие между ними и определяет,всю палитру отношений,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила», «контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и «давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие», и т.д.

Таким образом, отношения «господства и подчинения» агентов власти составляют центральное звено механизма социального общения между людьми, при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений легитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом взаимодействия людей в обществе.

Коснёмся институциональной основы структуры власти, в основании которой лежит принцип разделения властей. Оно опиралось на мощную традицию обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма при принятии решений. Однако в древние и средние века идея равновесия сводилась к вопросам: кто правит, как властвующий учитывает интересы всех, кто может влиять на власть.

Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как систему контроля и равновесия. Получается, что каждая власть обладает своей сферой полномочия, закрытой для других, но влияет и на смежную сферу, так как есть вопросы совместного ведения.

Законодательная власть.

Она основывается на принципах Конституции и верховенство права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституций, правами человека.

Законодательные органы и другие органы власти (судебные и исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного представительства и свободных демократических выборов. В демократических государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух палатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности.

Исполнительно - распорядительная власть.

Она отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Если учесть, что это власть осуществляет свою деятельность преимущественно за «закрытыми» дверями, то при отсутствии надлежащих сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную и судебную власти. Исполнительно - распорядительная деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких либо обязанностей, если это не предусмотрено законом её сдерживание достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной властью.

Судебная власть.

Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направление её развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную, статус человека, обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами - норма правового государства. Суд призван быть защитником права пресекая правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную. Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только подзаконных актов, но и самих законов.

Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться подробнее, являются её ресурсы. К основным ресурсам обществ, можно отнести темы материальные предметы и духовные блага, которые способны - во - первых, удовлетворять потребностям и интересам людей, представляя определенную ценность социальных отношениях и, во - вторых, повышать потенциал влияния и силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских политологов, власть есть, прежде всего, контроль и распределения ресурсов общества, а политика, соответственно, - сфера обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.

Разновидности власти:

-Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

  • -затраты на управление меньше
  • -чувство общности среди людей
  • -слабая восприимчивость к новому

Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией на политический порядок.

-Рационально - правовая власть.

Источник её законности состоит в том, что она опирается на общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например, в результате выборов.

Экономическая власть

Для того, чтобы состоялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у объекта, но нет у субъекта, при этом субъект нуждается в этом богатстве.

Харизматическая власть

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект. Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее. Именно из-за самой специфики харазматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

  • -Лидер сам назначает себе преемника. В этом случае народная любовь и доверие переносятся на «продолжателя дела».
  • -Харизма института («не человек красит место, а место человека»), позволяет лидеру стать таковым, заняв должность главы государства (президент США). Также распространена харизма организации, которая подразумевает безоговорочную поддержку населением всех членов той или иной организации (КПСС, КПК и т. п.).
  • -Харизма семейства представляет собой очень редкий вариант передачи властных полномочий. В этом случае государством управляют члены одного рода или династии. В современном мире эта практика существует, в основном, в восточных странах. Самый яркий пример -- правление семьи Ганди в Индии.

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

  • - эффективность управления (особенно во время кризиса),
  • - практическая безотчётность и безконтрольность.

Авторитет носителя харизматической власти - это авторитет какого - то необычного личного дара - харизмы. М. Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров, как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р.

Фобократия (лат. «Власть страха ») -- это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе -- только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

Следует иметь в виду, что в реальной политической жизни едва ли можно найти какие - то «чистые» типы, связанные только с одной из форм легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями и влияниями.

Всем известно назначение государственной власти. Однако далеко не каждый знает, как именно она функционирует. В чем Существуют ли наиболее оптимальные для общества? Попытаемся во всем разобраться в нашей статье.

Что такое власть?

Власть существовала на всех этапах человеческого развития. Еще в первобытнообщинном строе формировались отношения руководства и подчинения. Такой тип взаимодействия выражал потребности людей в организации и саморегуляции. При этом власть — это не только механизм регулирования общества, но и гарант целостности определенной группы людей.

В чем главная особенность политической власти? Мыслители разных времен имели свое мнение на этот счет. Например, говорил о стремлении достичь блага в будущем. был более пессимистичен, а потому находил во власти стремление подчинять себе подобных. Бертран Рассел определял отношения руководства и подчинения как производство намеренных результатов. Однако все ученые сходятся в одном: власть имеет естественный характер.

Объекты и субъекты

Вопрос о том, в чем главная особенность политической власти, нельзя рассматривать без определения основных компонентов понятия. Известно, что любая власть есть соотношение господства и подчинения. Оба вида отношений реализуют субъекты политической власти: социальные общности, и само государство. Народ влияет на власть лишь косвенным образом. Происходит это путем выборов. Лишь в редких случаях могут быть созданы "низовые" институты, которые берут всю власть в свои руки.

Государство реализует большую часть политических полномочий. В аппарат власти входят правящие партии, бюрократическая элита, группы давления и прочие институты. Характер и сила государственных функций зависят от режима политической власти. Для исторических эпох были характерны разные режимы. Каждый из них следует разобрать.

Виды власти

Политическим режимом называют вид государственного управления, совокупность методов, форм и приемов реализации господства и подчинения. Сегодня в большинстве стран царит демократия - режим, при котором источником власти признается народ. Обычные люди опосредованно участвуют в осуществлении государственной власти. Путем голосования формируется государственная власть, которая работает в согласии с народом.

Противоположностью демократии является авторитаризм. Это режим, при котором вся полнота государственной власти находится в руках одного человека или группы лиц. Народ не принимает никакого участия в государственных делах. Российскую империю XVIII-XX вв. вполне можно назвать авторитарным государством.

Ужесточенной формой авторитарного режима называют тоталитаризм. Государство не только полностью подчиняет себе народ, но и вмешивается во все сферы общественной жизни. Присутствует полный контроль со стороны власти над каждым человеком. История знает много примеров политической власти тоталитарного характера. Это гитлеровская Германия, сталинский СССР, современная Северная Корея и т. д.

Полное безвластие и отсутствие политического режима характерно для анархии. Анархический строй устанавливается после революций, войн или других общественных потрясений. Как правило, господствует такой строй недолго.

Функции

В чем главная особенность политической власти? Рассмотрев основные государственные режимы, можно с уверенностью заявить: это построение отношений господства и подчинения. Такие отношения по-разному проявляются и могут иметь непохожие цели. Однако принцип власти всегда один: подчинение одной группы лиц другой.

Власть, какой бы она ни была, имеет примерно одинаковые функции. Первой и главной особенностью государства является наличие у него полномочий управления. С его помощью власть претворяет свои планы в жизнь. Следующая функция именуется контрольно-надзорной. Власть следит за качеством своего управления, а также за тем, чтобы никто не нарушал ее порядки. Для реализации функции контроля создаются правоохранительные органы. Третья функция - организаторская. Власть формирует отношения с гражданами и общественными организациями для достижения взаимопонимания. Наконец, последняя функция именуется воспитательной. Власть зарабатывает себе авторитет, заставляя граждан быть послушными.

Легитимность власти

Любая власть должна быть законной. Более того, она должна быть признана народом. В противном случае возможны конфликты, революции и даже войны. История хранит в себе множество примеров политической власти, которая была разрушена народом из-за отсутствия признания и компромисса.

Как власть становится легитимной? Здесь все просто. Народ сам должен наделить полномочиями лиц, которым впоследствии будет подчиняться. Если же человек или группа людей захватят власть не по воле народа, то случится катастрофа.

Итак, какими же особенностями обладает политическая власть? Это наличие четкой структуры, аппарата управления, легитимности и легальности. Любая власть должна служить только на благо народу.

Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

— способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Структурные элементы власти

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

Основные признаки политической (государственной) власти

Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

Легитимность политической власти

- политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

Власть и властные отношения

Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

Источники власти:

  • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
  • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
  • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
  • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
  • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
  • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Необходимость власти

Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Из теории и практики мы знаем о большом разнообразии типов и форм государств. Но все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государства являются:

♦ наличие публичной власти;

♦ суверенитет;

♦ территория и административно-территориальное деление;

♦ правовая система;

♦ гражданство;

♦ налоги и сборы.

Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления - органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли:

Органы безопасности и полиция (милиция);

Суды и прокуратура;

Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Особенности публичной власти:

◊ отделена от общества;

◊ не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла­стью в догосударственный период);

◊ чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не­редко самого аппарата управления;

◊ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

◊ опирается на писаное формализованное право;

◊ подкреплена принудительной силой государства.

Наличие специального аппарата принуждения . Только госу­дарство имеет суд, прокуратуру, ор­ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ­ственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.

Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю­чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отно­шениях.

Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Разделение населения на территории

Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду. В условиях государ­ства население разделено по признаку проживания на опреде­ленной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоян­ным перемещениям людей.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

Государство - единственная организация власти в масшта­бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определен­ную связь с государством, становясь его гражданином или под­данным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Сущность государства заключается в том, что:

~ это территориальная организация людей:

~ этим преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.