Другие формы обучения в современной школе. Урок как основная форма организации обучения
Еще пару десятков лет назад про возможность даже мыслей не могло возникнуть. Все шли по протоптанной дорожке сначала в детский сад, затем в школу. Сегодня возможностей и способов обучения гораздо больше. Современные дети сильно отличаются от нескольких предыдущих поколений. Именно поэтому система образования постепенно пересматривает не только материал, который преподают в школе, но саму форму подачи этого материала.
Основные формы обучения в начальной школе
Как и ранее, активные формы обучения в школе остаются наиболее востребованными. Конечно, обучение на расстоянии все чаще становится альтернативой для деток с особенными потребностями (речь идет о разного рода заболеваниях или врожденных патологиях, в том числе и психического характера), но по возможности родители стараются выбирать очную форму обучения в школе.
- При фронтальном способе подачи материала весь класс работает над одной задачей, материал при этом излагает учитель в классе. В большей степени эффективность работы зависит от умения учителя заинтересовать класс и вовлечь всех в работу. Недостатком такой формы обучения в начальной школе является то, что она не учитывает индивидуальные особенности каждого ученика.
- При групповом обучении преподаватель управляет познавательной деятельностью нескольких учеников. Эти группы могут быть нескольких типов: весь класс делят на отдельные группы и каждой дается конкретное задание, ее могут создавать на время выполнения задания или для постоянной работы. Здесь важно учитывать одинаковые наклонности учеников при создании групп, уровень и навыки.
- Есть индивидуальная работа каждого ученика. В данном случае одно задание учитель выдает каждому ученику. В отдельных случаях при его составлении учитываются уровень и возможности каждого учащегося. К в школе можно отнести и экстернат, но здесь важно учитывать способности ребенка, ведь нагрузка будет в два раза больше.
По сути, эти приемы используются преподавателями много лет. Разница лишь в новых способах донести материал для учеников. Нетрадиционные формы обучения в школе условно можно разделить на две группы. В первом случае основной формой остается урок, но при этом преподаватель информацию предлагает в более доступных и занимательных для детей видах: заполнение карточек или кроссвордов, рефераты или ролевые игры.
Во втором случае урок перестает носить традиционный характер. Вместо классической лекции преподаватели используют более интересные формы обучения в школе: уроки в виде конференций, круглых столов или дискуссий.
Заочная форма обучения в школе
Не так давно при словосочетании "заочная форма обучения в школе" на ум приходила только вечерняя школа. Сегодня получать образование дома или на расстоянии можно несколькими способами. Среди новых форм обучения в школе наибольшую популярность получили следующие:
- интерактивное телевидение;
- компьютерные телекоммуникационные сети;
- тандем компакт-дисков и сети Интернет.
Домашняя форма обучения в школе чаще всего осуществляется по средствам электронной почты, телеконференций или через сеть Интернет. Среди остальных форм обучения в школе эта имеет ряд характерных преимуществ. К ним в первую очередь относятся обучение в удобное для ученика время, каждую часть материала он сможет учить ровно столько, сколько ему действительно необходимо.
Такие формы обучения в современной школе позволяют получать образование на любых расстояниях от школы, избежать ряда проблем социального характера. К сожалению, прогрессивные формы дистанционного обучения в школе потребуют от ученика ряда навыков работы в сети, а от родителей обеспечения определенной материальной базы.
история развития форм организации обучения.
классно-урочная система обучения (со).
лекционно-семинарская со.
урок как пед. система.
Еще одним элементом дидактической системы является форма организации обучения. В философском словаре «форма» (лат.) – 1) внешнее очертание, 2) способ существования и выражение содержания, 3) устройство, структура. Все эти аспекты находят свое отражение и в дидактическом понятии формы. Форма обучения понимается как конструкция цикла обучения, реализуемая во взаимодействии педагога и обучаемого по освоению содержания. Таким образом, форма обучения – это вариант композиционного построения отрезка обучения, обозначающий внешнюю сторону организации (кто, когда, где и как обучается). Будучи внешней характеристикой дидактического процесса, форма, однако, напрямую связана с целью, содержанием, методами и средствами обучения. В основу классификации форм обучения положим следующие признаки:
количество и состав обучаемых
место обучения
продолжительность учебной работы.
В связи с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация позволяет упорядочить формы обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки:
количество обучаемых
соотношение индивидуальных и коллективных видов работы
степень самостоятельности и специфика пед. руководства.
В связи с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система.
Система индивидуального обучения оформилась еще в первобытном обществе и просуществовала до начала 18 века. Суть ее заключается в передаче информации от старших к младшим. При индивидуальном обучении педагог, занимаясь с обучаемым, непосредственно или косвенно помогает ему в самостоятельном освоении материала. Индивидуальное обучение доминирует при семейном обучении. Начиная с 16 века индивидуальное обучение трансформируется индивидуально-групповое. При такой системе педагог занимается с группой детей, с каждым из которых работает по индивидуальной программе, т.е. учитель обучает 10-15 учеников разного возраста и разного уровня подготовленности, находящихся в одном помещении, но по очереди работает с ними. Данная форма обучения позволяла ученикам начинать учебный год в разное время и осваивать учебный материал разными темпами. В качестве исключения педагог организовывал всю группу для совместной работы. Уже к концу 16 века становится очевидной неэффективность индивидуально-групповой формы обучения. Более совершенной системой стала классно-урочная, описанная в начале 17 века великим чешским педагогом Яном Каменским в его книге «Великая дидактика».
Классно-урочная система характеризуется следующими признаками:
постоянный состав группы (классов), объединяющих приблизительно одного уровня подготовленности и возраста учащихся
наличие учебных планов и программ, регламентирующих содержание образования в каждом классе
строго определенное расписание занятий
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы
ведущая роль учителя
систематическая проверка и оценка домашних заданий
основная единица занятий (урок) посвящена изучению одной темы
В последствие теория урока дорабатывалась в трудах таких известных ученых педагогов, как Ушинский (организационное строение уроков, типология уроков), Дистервег (принципы и правила обучения). Таким образом, классно-урочной системе более 420 лет. И на протяжении всего этого времени урок модифицировался по двум направлениям: 1) по количеству обучаемых, 2) по аспектам управления. В конце 19 столетия сформировалась так называемая система взаимного обучения (авторы – англ. ученый Ланкастер и священник Белль), которую еще называют белль-ланкастерская система. Суть этой системы заключается в следующем: одновременно можно было обучать до 600 учеников. Изначально под руководством учителя обучаемые получали теоретические знания, а затем под присмотром монитов (помощников) получали спец. знания и инструкции, готовились самостоятельно. В последствие отчитывались перед учителем. Такая система позволяла при малом количестве учителей обучать большее количество учеников.
В конце 19 века на базе той же классно-урочной системы появляется форма избирательного обучения, которая известна под двумя названиями: ботавская система в США и мангеймская система в Западной Европе (Германия). Сущность этой системы заключается в том, что одну часть занятий учитель проводит с классом, а вторую часть индивидуально, если учащийся в них нуждается. На индивидуальном занятии учителю могли помогать более сильные ученики. Положительным является то, что учащиеся дифференцируются на сильных, слабых и среднеуспевающих. Недостаток – учитель в своей работе ориентируется на среднего ученика. Но к 20 веку выделилась индивидуальная форма обучения, которая впервые была применена Еленой Паркхерс в американском городе Дальтон и получила название Дальтон план. Уроки отменялись. Обучаемые получали письменные задания, консультации у учителя и индивидуально должны были их выполнить. Педагог консультировал, организовывал мастерские. Получалось, что расписания не было. Опыт показал, что не все учащиеся могут обучать без педагога и поэтому дальтон план не получил широкого распространения.
В 20-е годы в СССР получила развитие модификация дальтон – бригадно-новый метод. Бригада получала задание, педагог консультировал, а затем командир следил за выполнением этих заданий. Оказалось, что не давались систематические задания, а, как правило, активисты выполняли задания, а двоечники могли «отсидеться», и за высокий результат всей бригадой получали 5. В 1932 году этот метод был запрещен.
Лекционно-семинарская система зародилась с возникновением первых университетов (10-11 века), но с тех пор не претерпела никаких изменений. В рамках лекционно-семинарской системы выделяются занятия, направленные на теоретическую подготовку студентов (лекции, семинары) и формы обучения, направленные на практическую подготовку – практикумы, курсовые и дипломные работы. Лекционно-семинарская система сопровождается зачетами и экзаменами. Выделяются требования в современной лекции:
гуманистическая направленность материала
научность и информативность
доказательность и аргументированность изложения
образность примеров, фактов
эмоциональное изложение материала
необходимость активизировать мыследеят-ть слушателей
методическая обработка материала
использование технических средств обучения и различных дидактических материалов
Лекция бывает разных видов: вводная, обзорно-повторительная в конце курса или темы, обзорная систематика большого материала, информационная (ежедневная). В настоящее время предпринимаются попытки нетрадиционных форм лекций. В 60-х г.г. XX столетия была предпринята попытка модификации лекционно-семинарской системы Трампом, который предложил организацию занятий в 3 этапа:
высококвалифицированный преподаватель перед большой аудиторией (100-150 человек) с использованием технических средств читает лекции. Такие занятия занимают 40 % времени.
40 % учебного времени огромная группа разбивается на группы по 20 человек, и ассистенты отрабатывают наиболее трудные и узловые моменты материала.
Обучаемые самостоятельно выполняют эти задания. В американской системе этот план до сих пор широко распространен.
Урок является основной формой обучения в средней школе. Урок – форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную или другую виды деят-ти обучаемых с учетом их особенностей, используя методы, средства и формы работы, необходимые для того, чтобы все ученики овладели изучаемым материалом. Наиболее употребляемой типологией урока является классификация по дидактической цели (автор Есипов):
Урок владения новыми знаниями
Урок закрепляемого материала
Урок повторения
Урок систематизации и обобщения нового материала
Урок оценки и проверки
Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач.
Структуру типичного комбинированного урока составляет:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Опрос по пройденному материалу
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Домашнее задание.
На уроке обязательно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Учитель руководит самостоятельной работой учащихся. Формы организации обучения сопровождаются соответственными формами контроля – контрольные работы, зачеты, экзамены.
Формы обучения в школе отражают внешнюю организацию взаимодействия педагога и обучающихся и осуществляются в определенном порядке и режиме.
Передовая педагогическая практика накопила огромный арсенал Попытки классифицировать формы обучения позволяют исследователям выделять более десяти классификаций по различным параметрам.
Так, способ получения образования предполагает несколько форм: очную, заочную, вечернюю, экстернат.
Наиболее обширной является классификация, в основе которой лежит Различают индивидуализированные и коллективные системы обучения. Одни из них были популярны в свое время, другие стали традиционными и считаются основными.
Классно-урочная система, теоретически обоснованная Я.А.Коменским, общепризнана во всем мире и лидирует в организации школьного образования на протяжении нескольких веков. Она предполагает постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовки, обучение которых происходит в соответствии с распределенным по годам и урокам учебным материалом по отдельному предмету. Уроки по школьным предметам чередуются в соответствии с расписанием. Достоинством классно-урочной системы является четкая структура, экономичность, возможность организации учебно-воспитательного процесса в постоянном коллективе учащихся. Недостатками системы считаются малая индивидуализированность образования, замкнутость в определенном организационном пространтсве.
Формы обучения постоянно становились объектом экспериментов и исследований педагогов-реформаторов, которые стремились повысить эффективность классно-урочной системы.
В основе белланкастерской системы (Англия) лежит идея взаимного обучения учеников.
Мангеймская система, сложившаяся в Европе в 20 годы ХХ века, ориентировалась на дифференциацию по способностям школьников (классы формировались на основании экзаменов и сильным, средним, слабым достижениям учеников).
Батавия-план - система организации обучения, при которой с классом работали два преподавателя, распределявшие между собой фронтальную и индивидуальную работу с учениками.
В дальнейшем популярность приобретали активные формы обучения. Так, Дальтон-план (США) был направлен на активное самостоятельное освоение учащимися школьной программы по заданиям учителя, используя работу в мастерских, лабораториях.
Бригадно-лабораторное обучение в отечественной педагогике в 20 годы ХХ века до 1932 года стало своего рода модификацией Дальтон - плана.
Идеи гибкого распределения учебного времени и выбора индивидуальной формы обучения легли в снову плана Трампа (50-е годы 20 века). Эта система включает огранизацию лекций в больших группах учащихся (100 человек, 40% учебного времени), огранизацию работы в малых группах (10-15 человек, 20% времени), индивидуальной работы учащихся в школьных кабинетах (40% времени).
Формы обучения постоянно развиваются в соответствии с передовыми педагогическими концепциями и современными требованиями к школьному образованию.
Какие существуют формы обучения в школе?
Со временем меняется не только материал, предусмотренный школьной программой, но и форма его подачи. Сегодня родители, исходя из индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка, могут сами выбирать форму обучения для него.
Очная форма обучения
По факту присутствия обучающегося на уроках обучение в школе происходит по очной форме обучения
.
Кому подходит очная форма. Методы обучения
Если ребенок здоров, подготовлен к школе, он общительный и самостоятельный, то ему подойдет стандартная форма занятий. Это самый привычный и распространенный вид обучения: дети приходят в школу, где в классах с ними занимаются учителя.
Классифицируются формы очного обучения по таким параметрам:
По численности учеников: коллективная, групповая, парная, индивидуальная формы обучения.
По месту проведения занятий: школьная – это уроки, обучение в мастерских и на пришкольной территории.
По времени обучения: обычный урок – 35-40 минут
. В соответствии с санитарными нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15
По дидактическим целям: занятия теоретические, комбинированные и практические; занятия для проверки степени усвоения детьми материала.
Очная форма организации процесса обучения предусматривает использование пяти методов проведения занятий:
Фронтальный, Парный, Групповой,Коллективный, Индивидуальный.
Каждый из указанных выше методов дополняет еще один – метод домашних заданий. Он помогает эффективно закрепить пройденный материал, предусматривает выполнение заданий самостоятельно или с помощью родителей.
Надомное образование
Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие ребята, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Ребята тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.
В нашей школе обучение на дому может осуществляться по необходимости (по медицинским показаниям), и по желанию родителей (законных представителей).
Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.
Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (35-40 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка. Учителям, конечно, удобнее захватывать несколько уроков за один раз, поэтому в большинстве случаев в день у ребенка не больше 3 предметов. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:
для 1-4 классов — 8 уроков в неделю;
для 5-8 классов — 10 уроков в неделю;
для 9 классов — 11 уроков в неделю.
В школе разработано Положение о надомном обучении.