Дневные суннат намазы. Намаз по шафиитскому мазхабу. Суннат-намазы

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Второй столп великого ислама является выполнением пятикратного намаза. Из слов Пророка (мир ему) становится понятным, насколько важна молитва для верующего, он также указал на достоинства намаза и как он влияет на жизнь мусульманина. На это указывают и слова самого Аллаха Всевышнего в Коране. Соблюдение пятикратного намаза - это обязанность мусульманина, а оставление является неверием, согласно достоверному хадису, который привели в своих книгах имам Ахмад, Тирмизи и Абу Дауд и другие. И это мнение Ахли Сунна по данному вопросу.

Кроме обязательных молитв, в исламе есть и дополнительные намазы, за которые обещана великая награда от Господа миров. Оставление таких молитв не считается большим грехом, но это порицаемое дело в религии. Чтобы знать, какие вообще есть дополнительные намазы, виды и их время, нужно взглянуть на сунну Посланника Аллаха (мир ему). В ней все предельно ясно и четко объясняется.

Ратибат намазы

Первый вид дополнительных молитв, который заслуживает особого внимания, - это ратибаты. Об их достоинствах Пророк (мир ему) в своем достоверном хадисе сказал, что их выстраивание станет причиной строительства дома в раю. Насчитывается 12 ракаатов в течение дня ратибат намазов. Особой сунной является читать до утренней обязательной молитвы два ракаата добровольно. Молитва читается в укороченном виде, и на нее не нужно очень много времени. Посланник Аллаха (мир ему) сказал, что эта молитва лучше этого мира и всего, что в нем находится. Поэтому не стоит ею пренебрегать.

Дальше идут 4 ракаата до обеденной молитвы и два после. По примеру Пророка (мир ему) видно, что во время прочтения этих ратибатов нужно в каждом ракаате после Фатиха читать любую другую суру. Также эти дополнительные намазы включают в себя выстраивание после закатной и вечерней молитв. Читаются они по 2 ракаата, в общем получится 12. Чтобы следование за Пророком было полноценным, нужно стараться выстаивать эти молитвы. Согласно хадисам от Посланника Аллаха, эти дополнительные намазы по сунне читаются дома, чтобы Господь Миров дал долю блага в дом верующего.

Ночная молитва тахаджут

Почти год тахаджут - молитва для Пророка (мир ему) и его сподвижников - была обязательной. Затем по своей милости Аллах ниспосылает суру, в которой делает ночной дополнительный намаз добровольным. Однако все равно Посланник Аллаха (мир ему) сам был постоянен в его выстраивании и побуждал к этому своих сподвижников. Есть достоверный хадис, где Пророк (мир ему) сообщает о нисхождении Милостивого Аллаха к ближнему небу. Это происходит в последнюю треть ночи, и в это время принимаются все мольбы верующих.

Дополнительный нужно читать по 2 ракаата и вслух, но не очень громким голосом. Пророк (мир ему) любил долгое выстаивание, практически пока не начинало светать. Читал длинные суры, тщательно выговаривая все звуки и делая паузы. Он говорил, что после пяти обязательных молитв по награде идет тахаджут. Праведные предшественники любили проводить ночи в намазе, ведь у них было совсем другое понимание религии. Они понимали истинную ценность этой молитвы.

Витр намаз

Витр - это то, чем завершался ночной дополнительный намаз. Название такое по причине нечетности ракаатов, их может быть от 1 до 11. Посланник Аллаха говорил, что читать витр - это обязанность, а кто оставляет его, тот не из его общины. Вот насколько он был требовательным к его совершению. Нужно добавить в этот дополнительный намаз ду’а кунут. Однако есть несколько мнений по поводу того, когда его нужно добавлять. Ханафиты каждый день читают кунут в витре, шафииты же во второй половине рамадана.

Отличием этой молитвы является то, что в ней есть особая последовательность. Тут есть дополнительные суры в намазе, на которые указывает сунна Пророка (мир ему). Так, в первом ракаате после Фатихи читается «аль-А‘ля», а во втором и третьем «аль-Кяфирун» и «аль-Ихляс». Хотя прочтение других частей Корана тоже разрешается.

Пророк строго запретил ложиться спать, не прочитав витр намаз. Сам он просыпался для ночной молитвы и заканчивал свой намаз одним ракаатом молитвы витр. Мусульманин, поступающий подобным образом, будет получать много блага за свое следование за Посланником Аллаха (мир ему).

Намаз духа

Этот вид намаза читается после того, как солнце уже поднялось и до того момента, когда оно будет в зените. Духа - это молитва в то время, когда человек наиболее погружен в мирские дела. Поминание Аллаха в такое время является очень поощряемым благодеянием, и награда за это велика. В некоторых преданиях от Пророка (мир ему) передается, что Аллах простит того человека, который прочитал молитву духа, даже если грехов, как пены в море. А в другом хадисе говорится о том, что в раю есть ворота Духа-намаз, и через них будут входить в рай те, кто был постоянен в нем.

Строгих указаний на число ракаатов нет, ведь это добровольная молитва. Однако передается, что Посланник Аллаха совершал 2, 4, а иногда 8 ракаатов. Каждый выбирает, сколько он хочет и может прочитать, ведь награду получит он сам. Выполнение этого намаза становится поводом довольства Аллаха, быть может, по причине именно духа раб войдет в рай.

Пророк (мир ему) сообщил, что тот, кто прочитает утреннюю молитву с коллективом, а затем останется в мечети, поминая Аллаха, и так пока солнце не будет высоко, потом прочитает намаз духа, тот получит награду, как за полноценные умру и хадж. И это великая возможность для мусульман!

Молитва таравих в священный месяц рамадан

Священный месяц рамадан - это особое время для мусульман. В этот период нужно особенно усердно отстраняться от грехов и стремиться совершить как можно больше благодеяний. Дополнительные намазы в исламе в рамадане занимают особое место, ведь награда за них увеличивается. Однако есть молитва, которую можно застать только в этом месяце. Это таравих намаз. Данная молитва читается каждый день после и до появления первых признаков зари.

Тому, кто будет читать таравих намаз, надеясь на награду Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи. Это примерный перевод хадиса от Пророка (мир ему). Это очень важная сунна как для мужчин, так и для женщин. Ее лучше читать с коллективом в мечети, но и дома тоже можно. Что касается числа ракаатов таравих намаза, то во времена Умара было установлено 20 ракаатов. Однако есть предания и об 11 ракатах, тут все зависит от желания людей, сколько они хотят благодеяний. Но при этом не стоит входить в крайности.

Во время намаза таравих желательно прочитать весь Коран за месяц священного рамадана. Истинно верующий получает огромное удовольствие от этой молитвы. Она также выступает фактором единения общины, ведь значение коллективного намаза невозможно переоценить.

Дополнительная молитва после омовения (тахиятуль вуду)

Совершив, как положено, омовение и прочитав специальное дуа в конце, человек становится ритуально очищенным. В этом состоянии можно обратиться к Господу Миров с любой мольбой. Однако в сунне Пророка (мир ему) есть слова о достоинстве намаза после омовения или тахиятуль вуду.

Посланник Аллаха (мир ему) как-то встретил одного из своих сподвижников, который был постоянен в совершении тахиятуль вуду. В хадисе передается, что Пророк (мир ему) спросил его о деянии, которое приближает сподвижника к раю. Передается, что были слышны шаги его в раю. Тогда сподвижник ответил, что всегда совершает два ракаата намаза после каждого ритуального омовения. Это предание отображает великое достоинство этой молитвы, и как это деяние любимо Аллаху.

Молитва приветствие мечети (тахиятуль масжид)

У каждого на свете есть свое право, и это касается и домов Аллаха. Исходя из того, как называется дополнительный намаз тахиятуль масжид, можно понять, что он напрямую связан с мечетью. Переводится он как "молитва приветствия мечети". Есть прямой приказ Посланника Аллаха, войдя в мечеть сразу не садиться, а совершить два ракаата намаза.

Есть много версий того, делается ли этот намаз всегда, или же есть время, когда его не нужно совершать. Сравнив все доводы, можно увидеть, что самым правильным мнением является первое. Пророк даже на своей пятничной проповеди остановился и заставил прочитать тахиятуль масжид одного из своих сподвижников. Настолько важным является этот намаз. Ведь пятничная проповедь занимает особое положение в исламе, и слушать ее должен каждый мусульманин. Это один из самых мощных доводов в пользу данного мнения.

Прошение помощи в делах через молитву истихора

Знания человека ограничены, и он часто не знает, как поступить в определенной ситуации. Однако Аллах всеведущ, и Он обладает бескрайними знаниями. Поэтому во всех делах, где есть сомнение, нужно просить помощи у самого Владыки Миров. В сунне Пророка (мир ему) есть такой замечательный намаз, как истихора. Эта молитва является обращением за помощью к Аллаху.

Истихора состоит из двух ракаатов, после которых нужно прочитать специальную мольбу. Содержанием этой мольбы являются восхваление Аллаха Всевышнего и озвучивание проблемы, которая заботит верующего. В мольбе мусульманин просит своего Господа о помощи в выборе и уповает на Него в этом вопросе. Такое отношение к делу позволяет снять напряжение. А далее следует помощь от Аллаха в виде лучшего варианта.

Прочитав намаз истихора, нужно посоветоваться с обладателями знания и поступать в соответствии со знаниями. Аллах обязательно найдет способ помочь своему искреннему рабу. Ведь есть обещание Всевышнего Господа в коране, а это уже много стоит.

Молитва при затмении

По сунне есть дополнительные намазы на многие случаи жизни. В случае солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему) читал добровольный намаз, а его пример - это лучшее руководство для верующего.

Совершать нужно этот намаз без азана и икомата, он чем-то похож на Отличием является, что не читается проповедь. Согласно намаз затмения читается как обычные два ракаата. А мнение шафиитских ученых - это совершение дополнительных земных поклонов, которые совершаются после прочтения суры «Аль-Фатиха». Читается Коран про себя при солнечном затмении, а при лунном - вслух. Можно читать как с джамаатом, так и индивидуально.

Данная сунна в наше время не очень распространена, но за ее оживление можно получить богатую награду. Ведь согласно хадису, тому, кто оживит сунну, запишется благодеяние ста шахидов.

Молитва тасабих

Еще одним намазом из числа дополнительных молитв является тасабих. Этой молитве Пророк (мир ему) научил своего дядю Аббаса и обрадовал верующих благоприятной новостью. Он сообщил, что будут прощены все прегрешения, если мусульманин совершит хотя бы один раз тасабих намаз.

В этой молитве произносятся следующие слова «Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар». Их нужно повторять по семьдесят пять раз, в каждом ракаате намаза. Сама молитва-тасбих читается в четыре ракаата. Главным отличием от других четырехракаатных намазов является только данная формула тасбиха, которая произностится практически во всех положениях.

Делается намерение на совершение добровольной молитвы в четыре ракаата. Потом нужно произнести такбир и прочитать дуа истигфар, после этого 15 раз нужно произнести вышеупомянутую формулу тасбиха. Далее читают суру аль-Фатиха и любую другую суру и пятнадцать раз произносят тасбих. После совершают поясной поклон, и в этом положении тасбих произносится десять раз. Затем выпрямляются из поясного поклона и снова десять раз произносят эту формулу тасбиха. Совершается земной поклон и десять раз произносится тасбих. Между земными поклонами и во время второго также произносят эту формулу по десять раз. В итоге один ракаат содержит семьдесят пять произношений тасбиха. Последующие ракааты читаются подобным образом. За всю молитву формула тасбиха повторяется триста раз.

Эта молитва может совершаться как с коллективом, так и в одиночку. Но имея в виду, что это добровольная молитва, лучше будет совершить ее одному. Вообще, добровольные молитвы предпочтительно делать не на людях, чтобы исключить элемент показухи.

Мы рассмотрели дополнительные намазы и их описание, теперь становится понятным, что милость Аллаха велика по отношению к людям. Каждый вид молитвы, указанный в сунне Пророка (мир ему), является величайшим богатством мусульманина. В зависимости от того, как называется дополнительный намаз и когда он совершается, нужно совершать его в соответствии с сунной. Если все условия соблюдены, человек может приближаться к Аллаху и получать за это огромную награду, величину которой знает только Всевышний. Известно одно: воздаянием за благодеяния будет рай. Для верующего что может быть лучше, чем прибывать в обители наслаждений и знать, что Аллах доволен тобой? Ведь добровольный намаз - лучший способ для довольства Всевышнего. По этой причине можно отдалиться от огня ада и войти в райские сады. Это успех, после которого нет успеха!

Хвала Всевышнему Аллаху, который создал этот чудный, удивительно красивый мир и тем самым проявил Себя, Свое величие и всемогущество, одарил людей Своими несметными богатствами, милостями и сделал следование Сунне (пути) любимого Пророка (мир ему и благословение) одной из самых главных милостей.

Самое совершенное благословение Аллаха и Его салам любимому пророку Мухаммаду, следование и повиновение которому является проявлением покорности Самому Все-вышнему Аллаху, и следование Сунне которого является признаком любви к Аллаху.

Благословение и салам Аллаха потомкам и сподвижникам Пророка (мир ему и благословение), которые старались довести Сунну Пророка до людей, не жалея ни жизни, ни средств, ни сил, и даже отказываясь от Родины.

Кого можно считать самым совершенным, самым счастливым и самым близким в Судный день к Пророку (мир ему и благословение) человеком? Конечно же, того, кто скрупулезно следует Сунне Пророка и кто во всех делах старается вести себя как он, того, кто унаследовал черты его характера.

Намазы-суннат (желательные, дополнитель¬ные намазы) занимали большое место в жизни Пророка (мир ему и благословение).

Достоинства намазов-суннат в общих чертах

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Из всех деяний, совершать которые позволил мусульманам Всевышний Аллах, самым лучшим является двух-или более ракаатный намаз. Пока раб Божий находится в намазе, его покрывает милость и благословение Аллаха». Этот хадис от Абу-Уммата приводят имам Ахмад и Тирмизи.

В достоверном хадисе от Савбани и Абу-Дардаа, приведённом имамом Ахмадом, Муслимом, Тирмизи и другими, говорится: “Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ты усердно совершай земные поклоны (суджда). Каждый раз, когда ты совершаешь земной поклон, Всевышний Аллах возвышает твои достоинства и прощает твои грехи ». («Канзуль-’уммал», т.7, стр.770).

Намазы-суннат подразделяются на два вида: 1) приуроченные к определённому времени или месту или обусловленные определённой причиной; 2) намазы-мутлак, т.е. те, которые можно совершать без всякой причины в любое время, за исключением периодов, когда нежелательно (карахат) совершать намазы. Намазы-мутлак мусульманин имеет право совершать и днем, и ночью, сколько он хочет. Намазы-мутлак совершаются как обычные, для них нет специального правила, времени, места, причины совершения, их можно совершить в любое время, кроме периодов, когда совершение намаза является карахатом, то есть нежелательным. Мы остановимся на намазах-суннат, приуроченных к определённому времени, месту или совершаемых по определенной причине. К ним относятся: ратибаты - намазы, совершаемые до и (или) после обязательного (фарз) намаза; истихараты - намазы, совершаемые для выбора решения; намазы, совершаемые для исполнения желания и другие.

Такие намазы в свою очередь также подразделяются на два вида: совершаемые коллективно (джамаатом) и индивидуально.

Следуя имамам, мы сначала, иншааллах (если Аллах даст), расскажем о намазах, совершаемых коллективно, то есть джамаатом.

Джамаатом лучше совершать:

заупокойные намазы (салату-ль-джаназати);

намазы, совершаемые во время затмения солнца или луны (салату-ль-хусуфи или салату-ль-кусуфи);

Эти намазы-суннат ценнее совершаемых индивидуально, даже если мы совершим их в одиночестве. Однако намаз-витр и ратибаты ценнее намаза-таравих.

Из намазов-суннат, совершаемых индивидуально, самым ценным является , за ним следует утренний ратибат, затем другие ратибаты и намаз, совершаемый после восхода солнца ( . Далее следуют намаз, совершённый после тавафа (обхода ), начала Хаджа, приветствия мечети - дома Аллаха (салату-т-тахиййати), а также намаз, совершаемый после омовения (салату-л-вуду’).

Вопрос:

Какова позиция шафитского мазхаба касательно желательных намазов, совершаемых после обязательных и перед ними (раватиб). Сколько их, какие из них более желательны (муаккада), а какие – менее (гейр муаккада)? Разъясните, на какие виды делятся желательные (мандуб) молитвы.

Ответ:

Для начала надо разобраться с терминологией и понять, что подразумевается под такими категориями, как «сунна» и «мандуб». То, что вы назвали сунной в своем вопросе, – это желательные молитвы, которые факихи называют «раватиб», т. е. желательные молитвы, совершение которых связано с совершением обязательных молитв. В шафиитском мазхабе все молитвы, кроме обязательных, называются «нафль» или «татавву», и их синонимами являются «суннат», «хасан», «мураггаб фих», «мустахаб» и «мандуб». Всё это в книгах мазхаба – синонимы, и их заменяют словами «нафль» или «нафиля».

Что касается желательных молитв, которые совершаются до и после обязательных, то их задача – устранить и смыть небольшие неточности или забывчивость, которая нападает при совершении обязательных молитв.

Так как вопрос касается не обязательных молитв, а желательных, то тут существует множество мнений. Мы всегда должны проявлять гибкость в этих вопросах и понимать, что наличие разных мнений – это милость для общины. Но, тем не менее, достоверное мнение в мазхабе (аль-кавль аль-мутамад) хорошо разъяснено в книге «Фатх аль-муин» учеником имама Ибн Хаджара имамом аль-Маллибари, рахимахуллах.

Наш мазхаб делит желательные молитвы на две группы:

1. Молитвы, которые желательно совершать с джамаатом, и это два праздничных намаза, кусуф и хусуф (намазы лунного и солнечного затмения), истиска (намаз испрашивания дождя) и таравих.

2. Намазы, которые желательно совершать индивидуально, такие, как раватиб, витр, зуха, намаз приветствия мечети (тахият масджид), истихара, намазы, совершаемые в Мекке (таваф и ихрам), намаз, совершаемый после омовения, аввабин (намаз между магриб и иша), тасбих и ташахуд.

Намазы-раватиб (ещё их называют «ас-сунан ар-ратиба маа аль-фараид», т. е. сунны, которые совершают вместе с обязательными молитвами) – это желательные молитвы (нафиля), которые совершают до или после обязательных молитв. Они, в свою очередь, делятся на два вида: раватиб муаккада и раватиб гейр муаккада.

Общеизвестно, что раватиб муакада – это 10 ракаатов (одним из смыслов и мудростей того, что таравих состоит именно из 20-ти ракаатов, является удвоение количества раватибов муаккада, чтобы получить большую награду в этот благодатный месяц; на самом деле, таравих – это тоже вид раватиба).

Итак, 10 раватибов муаккада:

Два ракаата перед субх;

Два ракаата до зухра;

Два ракаата после зухра;

Два ракаата после магриба;

Два ракаата после иши.

Раватиб гейр муаккада – это 12 ракаатов:

Два дополнительных ракаата перед зухром;

Два дополнительных ракаата после зухра;

Четыре ракаата перед асром (с двумя саламами);

Два коротких ракаата перед магрибом (в промежуток времени между азаном и икаматом)

Два коротких ракаата перед ишей (в промежуток времени между азаном и икаматом).

В итоге получается 22 ракаата каждый день.

Более корректное понимание значимости желательных молитв лежит не в терминах «сунн», «мандуб» или «нафль», как может показаться на первый взгляд. Все намазы по их значимости можно разделить на две группы:

1. Обязательные молитвы;

2. Желательные (нафль, татавву, суннат, хасан, муггараб фих, мустахаб, мандуб).

Намаз является одним из пяти столпов, на которых зиждется Ислам. Первое, что отличает мусульманина от остальных людей, после произнесения свидетельства единобожия, – это чтение молитвы. В достоверном хадисе говорится: «Намаз – самое важное дело и опора ислама» (передан Ахмадом, Ат-Тирмизи и др.). В некоторых мусульманских странах по человеку, который не молился при жизни, не совершается погребальная молитва. Это свидетельствует о трепетном, ответственном отношении уммы – общины мусульман – к данному обряду поклонения. Именно поэтому, как только пришло время, мусульмане спешат совершить молитву без промедления.

Время намаза

Как пришло в Коране, у любого салята есть предназначенное ему время. Мусульманин обязательно молится пять раз в день. Временные промежутки молитв подробно описываются в книгах по исламскому праву со ссылками на слова и действия Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Знание об особенностях и условиях намаза было передано Пророку через ангела Джибриля.

Пять намазов называются следующим образом:

  • Фаджр (рассветный намаз);
  • Зухр (обеденный намаз);
  • Аср (послеполуденный намаз);
  • Магриб (закатный намаз);
  • Иша (ночной намаз).

Салят не читается при восходе и заходе солнца, а также во время зенита.

Некоторые мусульмане полагают, что занятость на работе или учебе, нахождение в пути, болезнь, прогулка на улице или торговом центре могут служить оправданием для пропущенной молитвы. Однако это не так. Когда человеку затруднительно совершать некоторые действия (например, во время болезни или в дороге, в старости), для него предусмотрены облегчения: если невозможно читать намаз стоя, разрешено молиться сидя. Сложно сидеть - можно читать лежа, не получается лежа - читают глазами. Если человек не может делать знаки глазами, тогда совершает молитву сердцем. Но не оставляет ее. В пути можно сокращать 4-х ракяатные намазы до 2-х ракяатных (при выполнении определенных условий).

Если совершение молитвы вовремя предписано даже тем, кто не в состоянии пошевелить глазами, какие причины для пропуска времени могут быть у здоровых мусульман? Только такие, что не зависят от него: потеря сознания, сон, забывчивость (при условии, что человек проспал не специально и предпринял все возможное, чтобы не пропустить намаз - вовремя лег спать, поставил будильники и т.п.).

Если человек пропустил намаз, он восполняет его сразу, как только придет в сознание, проснется или вспомнит.

Важно совершать все молитвы вовремя, иначе есть риск, что они не будут приняты Всевышним. О халатном отношении ко времени, положениям солята Аллах предостерегает в Коране, упомянув пренебрежение к намазу наряду с лицемерием:

Горе молящимся, небрежным к своим молитвам, которые лицемерят ().

Каждый мусульманин боится быть похожим на лицемеров, ведь для них уготовлены худшие мучения. Поэтому верующие стремятся искоренить в себе присущие грешникам характеристики, стараясь совершать молитву как полагается и оберегая ее.

Обязательные намазы

Обязательные молитвы (фард) – это те, совершив которые человек получает награду, а за их оставление ему записывается грех. Рассмотрим подробнее, какие молитвы относятся к обязательным в Исламе.

Как было упомянуто ранее, мусульмане ежедневно совершают 5 молитв: утреннюю (состоит из двух ракяатов), полуденную (четыре ракяата), послеполуденную (четыре ракяата), вечернюю (три ракяата) и ночную (четыре ракяата).

Помимо ежедневных молитв, мусульмане должны выполнять следующие намазы:

  1. Пятничный (джума) намаз для мужчин. Читается в мечети с имамом, время его совершения приходится на полуденную молитву. Перед пятничным намазом, который состоит из двух ракяатов, имам произносит хутбу – проповедь. К выполнению салята джума верующих в пятницу призывает два азана. Совершивший джума, уже не читает полуденную молитву.
  2. Праздничные (Ид) намазы. Совершаются в дни двух великих исламских праздников – Жертвоприношения и Разговения, после того, как взошло солнце. Со времен Пророка все мусульмане собирались на открытых площадях для совместного совершения праздничных двухракяатных намазов, которым предшествовали увещевания – проповеди.
  3. Молитва при погребении (джаназа). Совершается по усопшему перед преданием тела земле. В этой молитве отсутствуют какие-либо поклоны. Для выполнения обязательства достаточно, чтобы салят-джаназа выполнила группа верующих. В случае если не окажется совершивших погребальную молитву, грех ляжет на плечи всей уммы.

Чтение перечисленных трех намазов осуществляется совместно – джамаатом. Во время намаза мусульмане выстраиваются в ряды за имамом и совершают все действия за ним. Порядок выстроившихся людей таков: сначала стоят мужчины, затем – дети. В дальней части зала молятся женщины-мусульманки. Смешивать мужские и женские ряды категорически запрещается, это противоречит целомудрию и скромности.

Для мужчины лучшим местом совершения коллективной молитвы считается первый ряд среди молящихся, худшим рядом является последний. Поэтому мужчины спешат на совместный намаз и остерегаются опоздания на него. Для женщин же, наоборот, предпочтительными являются последние ряды – там, где они находятся подальше от мужчин и поближе к выходу, что позволяет уйти незамеченными.

Суннат намазы

Помимо обязательных молитв, существуют желательные – суннат намазы. За их выполнение записывается награда, но за пропуск не будет греха. Суннат намазы, которые читаются до или после фард-намазов, называют «рауатиб». Их время соответствует времени выполнения обязательных молитв. К ним относятся:

  1. Два ракаята перед фаджром;
  2. Четыре ракяата до зухра;
  3. Два ракяата после зухра;
  4. Два ракяата после магриба;
  5. Два ракяата после иша

Хотя за пропуск салята рауатиб не будет греха, мусульмане стараются не пропускать их, потому что в Сунне пришло предупреждение относительно высокой степени и мудрости выполнения желательных молитв.

Дьявол – шайтан всеми способами стремится остановить верующего от совершения поклонения Всевышнему, и делает все возможное, чтобы мусульманин пропустил салят, или вовсе перестал молиться. Однако шайтану сложно заставить человека оставить сразу все намазы, поэтому он начинает с малого.

Когда мусульманин читает обязательные и дополнительные молитвы, то сатана побуждает его оставить сначала желательные. Если верующий поддается его наущениям, оставив рауатиб, он не заработает греха. Когда иман (вера) мусульманина повысится, он непременно возвращается к совершению суннат намазов.

Верующего, не читающего рауатиб, шайтан наущает сразу на пропуски фард-намазов, а оставление фард-намазов является куфром.

Таким образом, желательные молитвы – своеобразная защита для обязательных намазов, защита, которую сатане не удается быстро пробить. Поэтому первые мусульмане трепетно относились не только к фардам, но и суннатам: в истории передается, как они переживали, если по той или иной причине им приходилось пропустить желательные молитвы.

Витр

Ученые разошлись во мнениях относительно положения намаза Витр. Большинство посчитало этот намаз желательным – сунной, в то время как ученые ханафитского мазхаба назвали молитву Витр ваджибом.

Ваджиб, в соответствии с определением ханафитов, в обязательности ниже фарда, но выше сунны. Совершающий ваджиб мусульманин получает награду, оставляющий его – достоин наказания.

В переводе с арабского Витр звучит как «нечетный». Эта молитва состоит из нечетного количества ракяатов (в самой распространенной форме их три), в последнем читается дуа (молитва) Кунут. Витр-намаз совершают по прочтении молитвы Иша (после Витра до фаджра намазы уже не читают).

Нафиль намазы

По своему усмотрению мусульманин в течение дня может выполнять нафиль (дополнительные) молитвы. В Сунне приходят многочисленные примеры дополнительных салятов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Тахаджуд (ночной дополнительный намаз). Этот салят читают после совершения фарда и сунната Иша, до выполнения Витра (так как Витр – последний намаз за день). Читают его по два ракяата – до восьми в общей сложности.
  2. Истихара (просьба помощи). Этот салят читается, когда человек приступает к новой работе, либо стоит перед выбором, не зная, как правильно поступить. Прочитав два ракяата намаза, мусульманин произносит дуа-истихара, прося помощи у Аллаха. И, полагаясь на Всевышнего, делает выбор. Если для него он окажется благом – Аллах предопределит благой исход и успех, если же окажется злом – Всевышний убережет его и заменит лучшим.
  3. Духа (дневной намаз). Читается по два ракяата, время его – после восхода солнца до зенита.
  4. Истиска (молитва о дожде). Совершается в период засухи, индивидуально или группой (джамаатом) мусульман, на полях, в мечетях. После совершения двух ракяатов произносится молитва о ниспослании дождя.
  5. Кусуф и хусуф (молитвы затмения). Их читают при затмении солнца и луны, джамаатом в мечетях. В каждом из двух ракяатов дополнительно совершается по одному поясному поклону, после которого продолжается стояние. Мнение ученых относительно обязательности этого намаза разделилось (фард или сунна).

Положения намаза

Чтобы намаз был действительным, нужно знать определенные правила – как его читать, каковы условия. Рассмотрим некоторые положения, выполнение которых обязательно для принятия этого вида поклонения.

  1. Мусульманину и мусульманке;
  2. Достигшим полового созревания (детям читать намаз необязательно, однако в целях воспитания и привития любви к поклонению желательно обучать их намазам с семи лет);
  3. Находящимся в здравом уме (на умалишенных эта обязанность не возлагается).

Условия намаза

Для действительности поклонения, перед намазом необходимо выполнить следующие условия:

  1. Очистить тело, одежду, место молитвы от нечистот;
  2. Очиститься от осквернения, совершив малое или большое омовение;
  3. Покрыть аурат – части тела, которые нельзя открывать перед посторонними;
  4. Направиться в сторону киблы (Каабы в Мекке);
  5. Читать намаз, когда его время зашло;
  6. Иметь намерение совершить тот или иной салят.

Обязательные составляющие

Сам намаз состоит из действий, которые необходимо совершать в определенном порядке. В саляте должны быть следующие составляющие:

  1. Произнесение слов «Аллаху акбар» в начале чтения;
  2. Стояние;
  3. Чтение Корана;
  4. Совершение поясного поклона;
  5. Совершение земного поклона;
  6. Последнее сидение перед приветствием.

Порядок выполнения

  • После выполнения необходимых условий намаза, мусульманин произносит такбир тахрими (слова «Аллаху акбар»). После такбира человек не должен думать о мирском: нужно осознавать, что он находится в поклонении перед Всевышним. На замену мыслям о бренном мире приходит размышление об аятах Корана, словах поминания Аллаха.
  • Далее читается дуа аль-истифтах (слова, произносимые в начале намаза). Текст этого дуа приходит в разных вариациях – в зависимости от того, на какой хадис опирается мазхаб.
  • После дуа читают истиазу (слова защиты от шайтана) и басмалю («Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим). Далее произносится сура Аль-Фатиха, первая сура в Коране. В этой суре отображены главные основы Ислама, поэтому важно знать значение читаемых аятов.
  • За сурой аль-Фатиха следует чтение любой другой суры из Корана (достаточно прочитать три и более аята).

На этом стояние в первом ракаяте завершается.

  • После стояния и чтения Корана совершается поясной поклон, в котором произносятся слова поминания Аллаха.
  • Выпрямившись из поясного, нужно сделать земной поклон, в котором также произнести слова поминания – зикры. Важно, чтобы лоб и ступни касались земли, а локти, наоборот, не соприкасались с ней. Земной поклон нужно совершать на семь точек: лоб с носом, ладони, колени, подушечки пальцев ног. После первого земного поклона необходимо сесть, остановиться в этом положении, и снова совершить земной поклон.

На этом первый ракяат закончен.

  • Второй ракяат начинается со стояния, басмали и чтения Аль-Фатихи. После «Открывающей Коран» читается любая другая сура (желательно, чтобы она находилась в Коране после той, что читали в первом ракяате).
  • Далее действия повторяются: поясной поклон, выпрямление из него, два земных поклона с сидением между ними.
  • Завершив второй ракяат в двухракяатном намазе, человек не встает, а остается сидеть.
  • Во время последнего сидения читаются слова ат-Тахият, Салават (приветствие Пророку), дуа (большинство богословов говорит о молитве из Корана «Раббана», либо другом дуа на арабском языке).
  • Поклонение завершается салямом: сначала в правую, потом в левую сторону.

Трех- и четырехракяатный салят разнятся тем, что при их совершении не нужно читать Салават и дуа после второго ракяата: произнеся ат-Тахият, нужно встать на третий ракяат. В третьем и четвертом ракяате читается только сура Аль-Фатиха. Завершив четвертый ракяат, нужно совершить последнее сидение, которое описано выше.

После намаза желательно произносить тасбих (слова поминания Аллаха).

Как видно, совершение молитвы – дело несложное, однако великое по значимости и обещанной награде. Для чтения салята не нужно много времени, а необходимость его совершения держит мусульманина в тонусе, в состоянии чистоты – духовной и телесной.

Во время совершения молитвы читается Коран – лекарство для сердец. Сегодня доступно множество записей чтения сур для намаза, слушать которые можно совершенно бесплатно. Также для наглядности есть возможность скачать видео о намазе – и все становится еще проще.

Перед истинно верующим человеком не будет преград для осуществления дел, которые повелел Всевышний и которые Он любит. Нужно только начать, а Аллах не оставит без помощи верующих.

Вопрос. Мы видим в мечетях некоторых молящихся, не исполняющих сунну после первого азана в пятницу, а большинство исполняют этот намаз до фарда, как и после фарда. Поэтому прошу разъяснить шариатскую законодательность суннат-намазов до и после пятничного фард- намаза, да вознаградит вас Аллах.

Ответ.
После хвалы Аллаху, Всеодаривающему, Ведущему к истине.
Намазы делятся на две категории:
1. Фард-намазы - обязательные для исполнения каждому половозрелому мусульманину и мусульманке в здравом уме. Исполняющий получает воздаяние, не исполняющий - наказание, отрицающий его - неверие. Это пятикратная молитва: утренняя, обеденная, предзакатная, вечерняя и ночная.
2. Суннат-намазы. Исполнение - вознаграждение, но оставляющим наказания не предусматривается. Есть усиленная сунна , исполняемая вместе с фардом (раватиб): два ракаата перед утренним, четыре ракаата до и два после обеденного, два после вечернего, два после ночного и витр-намаз три ракааата. Есть не усиленные сунны : четыре ракаата до предвечернего, два до вечернего, четыре до ночного. Также есть сунны, связанные со временем и местом : тахаджуд-намаз читается до утреннего намаза, время духа-намаза вступает с восхода Солнца и до зенита, таравих-намаз в месяц Рамадан, намаз испрашивания дождя, лунного и солнечного затмений, при принятии решений, проблемах, перед путешествием, после свадьбы, приветствие мечети, два ракаата перед ихрамом, после тавафа и омовения и другие. Нафль-намаз исполняется в любое время.

Что касается пятничного намаза, то он имеет свои особенности и свои далили, так как он заменяет обеденный намаз. Он состоит из двух ракаатов фарда, перед которыми две хутбы, и после и до него читается сунна.

Сунна после фарда составляет четыре ракаата, минимум два и в этом нет разногласий, так как это усиленная сунна, которую исполнял Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует). Как приводит Муслим от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Тот из вас, кто будет молиться после джумга, пусть исполнит четыре ракаата". Также приводит Бухари и Муслим от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) после джумга исполнял два ракаата у себя дома".

Что же касается сунны, читаемой до джумга, то некоторые учёные не ограничивают её определённым количеством ракаатов, а говорят, что человек может исполнить до джумга столько ракаатов сколько считает нужным, как это делали сподвижники. Они старались пораньше прийти на джумга и тем самым заслужить больше воздаяний и читали столько ракаатов, сколько могли. Кто-то читал десять ракаатов, кто-то меньше, но когда выходил Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) из своего дома рядом с мечетью и поднимался на минбар, то сподвижники прекращали молиться дабы слушать хутбу, муедзин читал перед Ним азан и начиналась хутба. Как приводит Бухари от Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение в пятницу, очистившись должным образом, умастится маслами или благовониями, а после отправится в мечеть, не шагая по головам, будет молиться, сколько пожелает до появления имама и затем будет молча слушать, получит прощение от этой и до следующей пятницы". И в "Сахих Муслим" от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводится как Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение и отправиться на пятничный намаз, будет молиться сколько пожелает, молча будет слушать пока имам не закончит хутбу, а затем исполнит намаз за ним, тот получит прощение от этой и до следующей пятницы с запасом трёх дней ". Так же приводит Абу Дауд в своём "Сахих": "Ибн Умар (да будет ими доволен Аллах) читал много ракаатов до джумга и два ракаата после джумга у себя дома и говорил, что так же поступал и Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)". Так же Бухари приводит эти хадисы в разделе под заглавием "Молитвы до и после джумга", а учёные знают, что его заглавия это по сути его фикх. Приводится много других хадисов, указывающих на предписание суннат-намаза перед фардом джумга. Приводит Аль-Базар от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и четыре после джумга". И "Табарани" в "Золотой середине": "Посланник Аллаха исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга" . Передаёт Хаммад, что он слышал, как сказала София: "Я видела, как Сафия бинт Хайя исполняла четыре ракаата до выхода имама, затем два ракаата за имамом". Некоторые считают эти три хадиса слабыми, даже если это так, всё же при этом можно следовать слабым хадисам если они не противоречат более сильным, это правило известное всем учёным.

Абу Хурайра и Абу Суфьян передают от Джабира (да будет доволен ими Аллах):

Вошёл в мечеть Сулейк Аль-Гатфани когда Посланник Аллаха читал хутбу и Пророк спросил его:

Исполнил ли ты два ракаата прежде чем прийти в мечеть?

Тот ответил:

Пророк сказал:

Исполни два ракаата и не затягивай их.

Приводится Абу Дауд.

Это указывает на то, что это два ракаата сунны джумга, а не приветствие мечети, потому что Пророк спросил: "...прежде чем прийти в мечеть...". Намаз приветствия мечети не исполняется дома. И войдя в мечеть Сулейк сел, тем самым пропустив приветствие мечети. "...и не затягивай их", то есть прочитать скорее, чтобы слушать хутбу.

Что касается факихов, то ханафиты, шафииты и ханбалиты (по одному из мнений) считают необходимым читать сунну перед джумга аргументируя это хадисом, приведённым Бухари и Муслим в их "Сахих" от Абдулла бин Мугаффаль: "Между каждыми двумя азанами намаз". Повторил Он это три раза, и на третий сказал: "Тому, кто пожелает". "между двумя азанами" здесь имеется в виду азан и икамат. Это один из литературных способов арабского языка удвоение существительного как, например, две луны - Солнце и Луна, два родителя - отец и мать. Под "каждыми" подразумеваются все намазы в том числе и джумга, в которых есть азан и икамат, следовательно, между ними надо читать сунну. Во времена Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) читался лишь один азан, а Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил ещё один азан и теперь следует исполнять эту сунну между первым и вторым азаном, до выхода имама на хутбу. Приводится другой хадис Аттирмизи что Ибн Мас"уд (да будет доволен им Аллах) исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга. Опираясь на этот хадис, можно сказать, что подобное не является собственным иджтихадом Ибн Мас"уда, а только его следование Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует).

Маликиты и ханбалиты (по другому мнению) отрицают сунны перед джумга, аргументируя это хадисом, приведённом в обоих сахихах от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) о том, как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и после обеденного намаза, после вечернего намаза два ракаата у себя дома, после ночного намаза два ракаата и не читал сунну после пятничного намаза, а уйдя домой, исполнял там два ракаата. В этом хадисе Ибн Умар не упоминает о сунне перед пятничным намазом. На это я отвечаю так: Ибн Умар знал о том, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял перед джумга сунну и Ибн Умар не стал повторять сказанные многими доказательства.

От Абдулла бин Зубейр приводятся слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): "Перед каждым фард намазом - два ракаата". Приводит Ибн Хиббан в своём "Сахих" и это относится ко всем намазам, в том числе и к джумга.

Заключение.

После подробного изложения становится ясно, что намаз перед джумга - единое мнение учёных и все риваяты говорят об этом и все сподвижники следовали этому. Единственная разница в названиях, кто-то называет это сунной кто-то нафлем. Но аргументы в пользу первого мнения, тем более, что пятничный намаз заменяет обеденный, а перед ним и после читается сунна. И я считаю, (но лишь Аллах Всезнающий) что не надо оставлять этот намаз, как бы он не назывался, сунной или нафлем, дабы не упустить пророческую сунну, а следовать за сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). К тому же, намаз этот исполняется в дозволенное время, так зачем же лишаться этого воздаяния?!

Во многих мечетях я видел, когда все встают чтобы исполнить этот намаз перед джумга, но некоторые остаются сидеть, кто-то из них или сидит молча, или делает дуа, читает зикр или играет с телефоном, даже не подозревая, что именно в этих действиях множество ошибок с точки зрения шариата. Во-первых, своим сидением они разрушают единство мусульман и отделяются от них, нарочито показывая, что только им одним ведома истина, а все остальные заблуждаются. Подобное может привести человека к разрушительному самообольщению и показухе, да убережёт нас Аллах от этого. Ибо именно в поклонении категорически запрещено отделяться от мусульман.
Кроме прочего, они отрицают всё то, что все мусульмане считали хорошим и передавали из поколения в поколение, исполняя этот намаз. Этим довольны Аллах и Его Посланник, ведь это поклонение, а не прегрешение. Приводится как Абдулла бин Мас"уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Воистину Аллах посмотрел в сердца людей и выбрал Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и отправил Его со Своим Откровением, после ещё посмотрел в сердца людей и выбрал Ему сподвижников, и сделал их помощниками Его религии и везирами Его Пророка. То, что мусульмане считают благом, то и у Аллаха благо, а то, что считают скверным они, то и у Аллаха скверно".

Хадис сподвижника, хороший, приводится Ахмадом в "Муснад", Аль-Базар, Аттаялиси, Аттабарани, Абу Наим в "Украшение", и Аль-Байхаки.
Чтение же дуа или зикра во время молитвы причисляется к измышлению своего шариата, ибо нет на это ни сильного, ни слабого доказательства. Так и получается, что предписанное - отвергает, а не важное - ревностно исполняет.

Игра на мобильном телефоне во время чтения хутбы не только не принесёт воздаяния, но и является запрещённой.

Аллах Всезнающий и Мудрый, и не забудьте нас в своих молитвах к Нему.

Шейх Абдурраззак.