Диони́сий Закинфский. Церковь Св. Дионисия

Путешествие в сказку.

Монастырь Караискаки. Общий вид

«Я видел христиан такими, какими они должны быть» – блажен тот, кто может сказать это слово. Но так же верно и то, что всякий подлинно ищущий настоящести встретит тех, кто сумеет отвести его к Богу. Зная это я ждал возможности отправиться к всемирно известному греческому старцу Дионисию Каламбокасу, который окормляет около десяти обителей по всему миру от Греции и Норвегии до США и к которому приезжают люди со всей планеты, чтоб увидеть самую высокую красоту – человека-современника, открывающего древний и всегда такой новый путь к Богу.

Как поэт, я, конечно, не имею возможности просто так оплатить такое дорогостоящее путешествие, но у Бога припасено для нас много сюрпризов, отчего видеть, как Он ведёт путь нашей жизни, – зрелище всегда захватывающее. Так и в этот раз: стоило старцу ответить, что он нас ждёт (а ехал я со своей дорогой супругой и студенткой), как одна моя читательница из заграницы в благодарность за мои книги пообещала оплатить поездку для нас троих: меня, супруги и студентки.

Старец Дионисий сказал, чтобы мы в этот раз летели к нему в Грецию, в женскую обитель Караиска́ки. Караискаки – монастырь, посвящённый святому Георгию Победоносцу. Больше тысячи лет назад на этом месте подвизались отшельники, но уже в XII столетии был построен монастырь. В 1590 году Караискаки был сожжен и почти тотчас заново отстроен, и от этого времени тут остался маленький храм, где совершаются ежедневные службы и сохранилась чудесная роспись стен. С 3 ноября (в Греции это праздник перенесения мощей святого Георгия) 2003 года по приглашению митрополита Фессалиотисского и Фанариоферсальского за возрождение обители принялся старец Дионисий, который и привёз сюда с десяток высокообразованных монахинь с игуменьей, которая на греческий манер зовётся тут геронти́ссой.

Обитель Караискаки

В те первые годы сёстры нуждались во всём и для жизни не хватало самого элементарного, но дух радости, который всегда существует вокруг старца, давал силы сосредотачиваться не на финансовых трудностях, но на умножении красоты: все инокини имеют несколько высших образований и по благословению старца учатся в лучших университетах Афин и Европы, потому и послушания тут необычные. Инокини помогают совершать службы в храме, много учатся, пишут иконы, переводят духовные тексты, вышивают (а шитьё в Греции необыкновенно красиво), воспитывают маленьких школьниц, ухаживают за стариками и инвалидами, живущими в обители, принимают паломников со всего мира и открывают для других, что мы пришли в этот мир, чтобы обрести радость. Даже возделывание земли и выпас коз и овец тут вовсе не похожи на какие-то колхозные работы, но тоже совершаются перед лицом Высочайшего, и отсюда на все дела и занятия инокинь разливается свет. Кстати, в обители нет иконной лавки и не ведётся торговля, а свечи для единственного в храме подсвечника (стоящего на улице у входа в притвор) любой может взять сам из стоящего тут же ящика – это тут так же бесплатно, как жильё, прекрасные обеды для паломников и огромная забота сестёр.

По нашей просьбе нас научили варить греческий кофе, но каждый раз сёстры варили его за нас говоря: «Дайте нам что-то сделать для вас! Вы – наши радости!»

Потрясало и то, что каждый раз, когда нам нужна была помощь, ближайшие к нам инокини прерывали все свои послушания, чтобы только порадовать нас...

Но главное, зачем сюда едут люди, – это возможность увидеть старца...

Софроний Сахаров писал, что люди обычно боятся воли Божией, так как считают, что она отнимет у них свободу и растопчет их личность. Но когда мы через старцев и подвижников и вправду встречаемся с Богом, то тогда узнаём, что только тот, кто любит, на свободу не покушается. Узнаём и то, что Господь изначально готовил нам свет и счастье, а встреча с Ним несёт не боль, но превращает всё вокруг в ожившую сказку.

Каждому едущему к великим старцам своего века это придётся узнать на собственном опыте. Вспоминается Вениамин Федченков, который по пути на Валаам к старцу Никите Валаамскому мучился от ужаса, что тот обличит его во всех возможных грехах и разрушит всю его дальнейшую жизнь, но старец только помог Федченкову прийти к радости.

Знаю священника, который, впервые посещая старца Дионисия Каламбокаса, боялся, что провидец обвинит его в грехах и запретит быть священником, но на самом деле эта встреча принесла священнику утешение и вдохновение, которых он никогда не знал в такой мере раньше.

Старец Дионисий Каламбокас

Помню, как и я, когда впервые много лет назад ехал к старцу, то, как и все молодые люди, переживал, что старец скажет мне быть монахом, в то время как я так хочу найти любимого человека… Но искусство старца в том и состоит, чтобы каждого растить неповторимым образом, потому что Бог обо всех задумал особую красоту и старец помогает нам в эту красоту возрасти.

Беседа со старцем всегда протекает свободно и неожиданно. То есть мы не можем предугадать Господни слова, обращённые к нам через старца. Ведь Христос, как писал Льюис, «не ручной лев»… Важно, что если что-то кажется нам непонятным в ходе беседы, мы можем всегда переспросить, чтобы всё узнать и воспринять точно. Если что-то покажется нам неприемлемым, не нужно бояться сказать об этом, так как разговор со старцем протекает в нашей общей свободе и Христос через старца советует и открывает, но не принуждает.

И, конечно, ожидание беседы со старцем – это предвкушение подготовленного тебе Богом счастья, о котором ты ещё ничего не знаешь…

Забота старца и сестёр касается всего путешествия. Та,к ранним утром перед вылетом сестра Н. написала, как и на каких автобусах нам добираться из Афин в Карди́цу – город в центе Греции, в горах близ которого находятся три обители, окормляемые старцем Дионисием: Пе́тра, Караиска́ки и Красная Церковь. Когда мы где-то запутывались, то звонили инокиням, и те помогали нам сориентироваться и даже бронировали для нас билеты на автостанции.

Известно, что случай – это псевдоним Бога. Мы летели в Афины и в обитель святого Георгия 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца. Пилота самолёта тоже звали Георгий, и для нас это было неким знаком, что Там о нас думают…

Мы летели, а я думал, что Дух Святой даёт жизнь, но чтобы оценить это, надо иметь и опыт того, какую смерть несут в себе и вокруг всевозможные умники, формалисты, себялюбцы и вообще вся ложность человеческих отношений, которую преодолевают лишь рыцари Духа, подобные старцу и его ученикам.

Перед полётом я написал нескольким друзьям куда еду, и уже в Киевском аэропорту получил сообщение от иеромонаха А.: «Сегодня утром на Литургии случайно помянул вас как путешествующего и думал, что ошибся. Скажите старцу, что я хочу улететь к нему. Пусть помолится...»
Греция – горная страна. И когда едешь на автобусе и видишь все эти скалы так близко, то удивлённо говоришь: «Господи, как Ты всё это сделал?».

Вид из монастыря на горы и селения

А ощущение того, что этими дорогами ходили великие Платон, Сократ, Аристотель, Эсхил, Сапфо и Гомер, даёт пережить особую связь времён, и ты вдруг понимаешь, что живёшь и существуешь в истории… Когда мы будем путешествовать по Греции, то в знаменитых обителях Метеоры увидим необыкновенную фреску «Христос – Царь философов», где изображены античные мудрецы и Христос. Это знак того, что вся высокая мудрость античности и вся красота мира имеют источник в Боге как Едином Источнике всего, что Божественно...

Здесь везде тысячи туристов из множества стран. И когда едешь в одном автобусе с японцами, корейцами, неграми, немцами, сербами и англичанами, то становится понятнее Господня забота о всей земле, где каждый для Него – самый близкий, в какой стране и времени бы ни жил…

А такие люди, как старец Дионисий, учат этому вселенскому измерению сердца, куда должен и может вместиться мир…

Подъезжая к Караискаки я вспомнил слова датского философа Кьеркегора, замечавшего, что всё в мире интересует его в большей или меньшей мере, но если бы он узнал, что где-то существует рыцарь веры, то последовал бы за ним на край земли, что, собственно, и делают люди, приезжающие к старцу со всех концов планеты.

В город Кардицу мы приехали вечером, но сестра А. ждала нас и отвезла на машине в обитель, легко преодолев долгую и извилистую горную дорогу. В монастыре инокини расходятся по кельям в 21.00, а мы приехали в 22.00, однако нас ожидало прекрасное, разнообразное и искусно подобранное угощение, а затем тёплая беседа с привёзшей нас монахиней. Оказалось, что она много лет назад приехала к старцу из Петербурга, чтобы обрести Бога. В Питере она выучилась на филолога, и её любовь с юности – языки и книги. По благословению старца и здесь, в Греции, она окончила известнейший факультет классической филологии, охватывающий всю литературу Эллады, от Гомера и Платона до падения Константинополя в 1453 году. Причём факультет обучения она выбирала сама, так как можно было изучать ещё современную греческую филологию или лингвистику. Старец не мешал её выбору, а только просил сестру продолжить учёбу в Греции.

– Но ведь так каждому – поразился я, – старец помогает раскрыться в его неповторимости. Даже и в том, что все иноки и инокини, которых он учит, вдохновляемые им, получают образование в известнейших вузах Афин: кто юрист, кто филолог, кто врач, а кто агроном.

– Да, – согласилась сестра А., – каждый человек растёт в Духе неповторимо.

А старец – тот, кто помогает совершиться этому возрастанию в нас Бога, приводящему к тому, что каждый становится способен неповторимо умножать красоту.

В 6.00 в обители начинается утреня в храме. Сестры просили нас не идти на службу, а отдохнуть с дороги, но мы не хотели пропустить такое редкое для нас событие, как служба не греческом языке.

Священник в обитель приезжает не каждый день, а только в субботу, воскресенье и на праздники, и потому утреню совершали сами сёстры. (По церковным правилам любую службу, кроме Литургии, миряне и монахи могут совершать сами, имея специальное на то благословение.) Если представить себе афонскую службу, совершающуюся женщинами, то она бы велась именно так – ни напевы, ни чтение не отвлекают от той внутренней тишины, где совершается Встреча. Зная, что в храме находятся русскоязычные, сёстры часть утрени провели на церковнославянском. Хотел бы я, чтобы там, откуда мы родом, если в храм зайдёт, например, англичанин, клирос мог бы так же легко служить для него на английском…

Слушая то, что совершается в глубине молитв, я хотел перенести эту службу в свой город. Но потом понял, что для такой службы необходимы такие сёстры…

Выйдя из храма, мы познакомились с игуменьей обители, геронтиссой Мариа́м, приехавшей в Грецию из Германии. Геронтисса тепло обняла нас всех, поприветствовала и расцеловала. Рядом с ней мы чувствовали себя её радостью. Она поразила меня какой-то невероятностью доброго и мудрого благородства. Это была первая встреча с геронтиссой, но каждый раз она будет много удивлять нас отношением к людям. Так, я видел, как она служила сёстрам во время трапезы, как стеснялась пройти мимо паломников, чтобы не потревожить их беседу, с какой заботой она смотрит на людей и на мир вокруг. Как-то мы опоздали в трапезную на несколько минут и все сёстры с геронтиссой ждали нас, чтобы мы ни в коем случае не почувствовали себя лишними. Был случай, когда к трапезе опоздала монахиня и геронтисса с материнской нежностью ждала, пока та доест, и лишь тогда позвонила в колокольчик окончив трапезу.

Спустя несколько дней моя супруга скажет о геронтиссе старцу Дионисию, что Мариам «на всех людей смотрит как на старца». И Дионисий согласится, что в этом её секрет – давняя мудрость иноков первых веков заключалась в том, чтобы смотреть на всякого человека как на бога после Бога…

Видя Мариам я ещё раз оценил древнюю мудрость святых отцов, что игуменом в обители должен быть самый добрый и мудрый, а вовсе не строитель, администратор или дипломат, умеющий договориться со спонсорами.

Утро выдалось довольно прохладным, а мы не были готовы к такой переменчивой горной погоде, да и в Киеве, откуда мы улетали, ощущалась жара. Моя супруга вынесла из нашей комнаты одеяло, завернувшись в него. Она переживала, не станут ли её за это ругать, но геронтисса, увидав её изобретательность, стала выражать нам на немецком и английском языках радость, что нам не будет холодно. Мариам предложила пройти в беседку, откуда открывается необыкновенно красивый вид на окрестные горы и монастырь. Тотчас же инокиня Патрикия вынесла нам тёплую одежду (в которой мы ходили все эти дни), кофе и угощение.

– Вас постригли в честь святого Патрика Ирландского? – спросил я.

– Да! – радостно отвечала монахиня.

Прилетевшие со мной мои студентки и супруга принялись за кофе, а я расположился в беседке писать заметки о путешествии, и всё вокруг было радостью… Радостью и ещё одним напоминанием, что человек изначально был создан жить для других...

Приехавшим паломникам здесь не дают послушаний, так как каждый для монахинь – желанный гость, а не работник. А гостя не заставляют чистить свеклу или мыть посуду…

Приехавший ходит на службы, радуется природе, занимается творчеством или наукой (если он к этому склонен) и ждёт встречи со старцем. А вокруг всего этого – постоянная забота и доброта сестёр обители Караискаки…

Мои спутницы переживали, что им не дают послушаний, и сами просили чем-то помочь обители. Они несколько раз мыли тарелки после трапезы и один раз собирали клубнику. Но всё это было не обязанностью, а их вольным желанием ответить так на любовь сестёр.

Караискаки – монастырь в древнем понимании этого слова, который существует как семья людей, устремлённых к Богу, как общность надеющихся на Него. Может ли читатель, живущий на территории бывшего СССР, представить себе монастырь без иконной лавки? Обитель без бесконечных строительных работ и раздражённо-недовольных людей? А в общине святого Георгия это так. За все дни пребывания тут мы не видели ни одной раздражённой или неприязненной сестры, что само по себе является чудом и результатом небесной педагогики старца.

Эльф Леголас из сказки Толкина «Властелин колец» говорил о таких эльфийских местах: «Зло не живёт здесь. Его может только принести приходящий сюда...»

Караискаки совмещает в себе внутреннюю жизнь перед Небом и заботу о людях. Этот монастырь – свидетельство того, что если христиане и вправду решаются не заботиться о том, что им есть, что пить и во что одеваться, но ищут Бога, то Господь обязательно даст им всё, что нужно.

Вслед за старцем сестры обители усвоили удивительную способность – говорить с другими из своего покоя. Здесь, в горах, вдалеке от городов и машин, ты всегда один на один с Богом и Его миром, и никакой посторонний шум не отвлекает от беседы с Небожителем. И так, часто впервые, видишь, что весь мир – от птиц до деревьев – сотворён как повод для благодарности и молитвы.

Мы жили в обители, но старец ещё не приехал – он пока принимал людей в каком-то другом монастыре. Все знали, что скоро он приедет сюда. Между тем, люди всё прибывали. Гости из Питера, немцы из Германии, местные греки, какой-то священник из США – все они ждали встречи со старцем.

Как-то паломники из Питера попросили меня рассказать о старце. И мне вспомнились слова из «Повести о Ходже Насреддине», где об этом персонаже некая невеста говорит своему жениху: «Это необычный человек. С его приходом наша жизнь словно солнцем озарилась». И это – то, что делает другим старец: помогает им встретить Бога, а Господь умеет приводить людей к радости...

Здесь так заведено, что все стоящие в храме сёстры немного участвуют в клиросном чтении, просят читать молитвы с псалмами и многих приезжих, никогда не делая замечаний даже тем, кто допускает ошибки в чтении.

На утрене одного из дней нашего путешествия я думал, что слишком редко можно в мире встретить тех, кто хотел бы научиться быть людьми в полном смысле этого слова. А здесь, в Караискаки, мы встречаем такую чудесную редкость.

Различны пути людей на земле, но счастлив бывает лишь тот, кто желает жить для других…

После одной из служб я встретил приехавшего сюда немца, мы немного поговорили на английском, и я был сердечно тронут его приветливостью. Счастье знать, что люди на земле могут нести в себе небесную красоту, которой всегда так много в искренней улыбке и доброте.
Глядя на монахинь я думал, как много они переняли у старца способность дать другому почувствовать себя нужным.

На трапезе тут читаются наставления подвижников и отцов, причём язык чтения часто зависит от того, из какой страны приехали гости. Для нас читали на русском, но здесь могут звучать и английский, и немецкий, и греческий.

Так, мне очень понравилась прочитанная мысль, принадлежащая старцу Эмилиану Вафидису: если человек боязлив, но искренне любит Бога, то такому нужно припадать в молитве к Господу по всякой причине своей боязни.
Часто помощь старца заключается в том, чтобы дать страдающим людям посмотреть на ситуацию небесным взглядом, то есть понять, что всё в мире и с нами случается только по любви Божией, и научиться поступать в соответствии с этим знанием.

Старец Дионисий в духе древних учёных отцов всеми силами поддерживает в монахах тягу к знаниям и стремление познавать мир глубоко. Здесь не редкость несколько высших образований, причём часто в необычных сочетаниях. Так, одна инокиня, приехавшая сюда из России, окончила философский и агрономический факультет уже в Афинах. Слушая её рассказы о разных животных и растениях не перестаёшь удивляться, как её любовь ко всему живому сочетается со знанием – зачем и почему всё происходит в природе.

Как-то говоря с одной инокиней я процитировал строки писателя В. Войновича – и оказалось, что она читала этот роман. В другой раз я начал рассказывать стихи Пастернака, и монахиня подхватила мою декламацию. А ведь Войнович и Пастернак не самые известные авторы в Греции. Всё равно как если бы кто на улице моего города стал бы цитировать Мораитиди́са или Кавафи́са…

Служба в храме и молитва – это не только дыхание церкви, но и дыхание нашей доброты. Мало кто понимает, сколь драгоценна возможность дышать этим воздухом настоящести.

В Караискаки каждый день совершаются три службы. В 6.00 – утреня, после которой может быть Литургия. В 17.00 – короткая вечерня, после которой все собираются на трапезу, а к 18.30 – небольшое повечерие.

В 21.00 начинается время тишины, и инокини стараются до утра уже не говорить друг с другом, чтобы вечерняя тишина помогла беседе с Богом. На паломников, впрочем, это правило не распространяется, и если гость попросит любую из монахинь о помощи, ему тотчас помогут.

На трапезе все сидят вместе: геронтисса, инокини, гости, и для всех здесь готовят одинаковую пищу. В Караискаки по древней монашеской традиции гости с иноками вкушают одно и то же, так как единственно возможное в христианстве первенство – это первенство доброты.

Одна инокиня говорила нам, что старец помогает раскрыть каждому неповторимый аромат его души. В древнем «Послании к Диогне́ту» сказано: «Что в теле душа, то в мире христиане». В Караискаки среди всегда служащих другим и светлых монахинь ты можешь видеть, что это – так…

Здесь, в обители старца, собираются умнейшие люди. За эти дни мы общались с монахинями об астрономии и квантовой теории, об античной культуре Греции и Средневековье, о святых отцах и европейской этнографии...

Удивительно, что в монастырь к старцу приезжает кто-то один, а пользу получают многие родственники и друзья этого человека. Общаясь с о. Дионисием как-то просто и радостно понимаешь, что для этого человека нет тайн. Он с самого начала знает о всех людях, мыслях и ситуациях, которые складываются в твою жизнь. С огромным почтением он помогает тебе, твоим родным и друзьям, уже хорошо зная их проблемы и трудности, хотя ты вовсе ничего не говорил о них.

Старец примиряет враждующих и обиженных, помогает прощать и понимать другого, вносит мир, исцеляющий многолетние конфликты с людьми и нас самих. И всё это совершается в какой-то особенной радости, которая ни на миг не покидает тебя в его присутствии и ясно говорит, что перед тобой сейчас стои́т рыцарь Духа…

Рядом со старцем остро чувствуешь свою драгоценность для Бога.

8 мая 2018 г. в 20.30 мы сидели в трапезной сестринского корпуса. И тут к нам подошла сестра Антония с вопросом: «Кто из вас первым пойдёт к старцу?». Оказалось, что он приехал и начинает приём людей. Мы решили, что сначала пойдёт одна из моих студенток.

(У нее с юности проблемы с сердцем, а лекарство она забыла в Киеве.) Старец спросил, нужно ли, чтобы они прямо сейчас поехали в аптеку и достали необходимые препараты? Она ответила, что пока всё нормально. (И действительно, за две недели путешествия всё было хорошо.) Тогда старец добро сказал, что будет ругать её, что она забыла такое важное для неё лекарство. Когда она спросила, делать ли ей операцию на сердце, старец попросил её быть в полном послушании у лечащих врачей и выполнить все их рекомендации, так как только они могут решить, будет ли нужна операция или смогут её вылечить в американской клинике новейшими методами, которые уже существуют в медицине.

Потом старец поинтересовался:

– Как ваше сердце?

И она ответила:

– Оно сейчас поёт!

Старец накрыл девушку епитрахилью и благословил её саму и её родственников, а у неё в сердце в это время была такая радость, что хотелось прыгать, она вспоминала потом, как библейский пророк Давид в радости танцевал у Ковчега Завета.

Старец говорил с ней больше двух часов, утешая, радуя и вдохновляя. Он спрашивал её о родственниках, а иногда рассказывал о них сам, давая самые светлые советы, разъясняя что-то в её жизни и жизни её родных.

У всех нас было желание посмотреть Грецию, и старец сказал студентке, что завтра утром мы должны поесть задолго до общей трапезы, так как за нами приедет машина с водителем-экскурсоводом, нас отвезут в древние Метеоры – обители на скалах, существующие в Греции где-то с X века.

Студентка заметила, что привыкла к частому причащению, а тут, в Караискаки, из-за отсутствия постоянного священника Литургия служится реже, чем ей бы хотелось. Старец дал понять, что решит её вопрос.

И она выходила от старца радуясь, что она драгоценна Богу и что жизнь дана ей для радости...

А ночью в 00.04 пришла сестра Антония и сказала, что утром специально для студентки будет проведена Литургия, издалека приедет вызванный специально по случаю священник и всё будет служиться на церковнославянском языке. А вернуться нам будет нужно к 14.00 – и старец тогда примет меня и мою супругу.

Студентка потрясённо сказала, что ей ещё никто никогда не дарил Литургию... А потом добавила, что хотела бы привезти священнику из своего храма греческий ладан и купит его в Метеорах. На это сестра Антония улыбнулась:

– Зачем покупать? Ладан мы вам и так дадим сколько нужно...»

Студентка сказала:

– Несколько дней тут шел дождь, но я знала: когда Старец приедет – всё преобразится.

А я заметил, что Господь всегда являет Себя счастьем и радостью всем, кто, как моя студентка, этого заслужил…

В этом и величайшее чудо – мы, читавшие много раз, что Бог благ, через Старца касаемся торжества того, что Он – благ, и воочию видим, что путь добрых ведёт к добру.

Ведь старцы существуют, чтобы люди на опыте знали, какой прекрасный и милосердный у нас Господь...

Литургия действительно служилась на церковнославянском языке. В середине службы вошла опоздавшая паломница, а стульев уже не было (на службе все греки сидят). Тотчас игуменья Мариам встала из своей стасидии и начала искать место для только пришедшей женщины.

Монастырь учит принимать каждый день как подарок, а события дня и слова старца – как светлое откровение Господне о нашей жизни и росте нашей души.

И чем большим будет наше доверие Богу, тем свободнее Господь действует в нас.

В Метеоры нас везла на большой семиместной машине сестра Серафима, радостная и весёлая. В дороге мы говорили об античной культуре, о Средневековье и физике элементарных частиц. Серафима также заметила, что старец никого не пытается сделать похожим на себя и ни на кого не давит, но помогает каждому возрасти в Боге неповторимо, как из всех миллиардов людей свойственно лишь тебе одному…

Горы обителей Метеоры

Метеоры – не только древние обители, но и чудесные музеи, вход в которые платный. Сестра Серафима сама оплатила посещение для всех нас, и в этом тоже чувствовалась та красота отношения к другому, о которой авва Дорофей с удивлением писал: «Христос приходит к нам в образе человека; что сделаешь для человека – сделаешь для Христа...»

Старец Дионисий сказал нам вернуться в обитель к 14.00. Но я переживал и хотел скорее его увидеть, а потому спрашивал сестру Серафиму, можно ли приехать пораньше. Но она сказала, что нужно выполнить благословение.

Инокиня Серафима

Когда же мы к 14.00 подъезжали обратно к Караискаки, то увидели, что на дорогу несколько часов назад сошел горный обвал и техника, посланная из города, только успела расчистить путь к нашему приезду. То есть, вернись мы по моей просьбе раньше – нам пришлось бы несколько часов ждать, пока дорогу расчистят. Так мы ещё раз увидели драгоценную важность даже самых простых на первый взгляд слов и благословений старца…

Потом старец принимал нас с супругой. В разговоре с о. Дионисием каждый раз поражаешься тому, как он старается, чтобы всё светлое и высокое, что есть в человеке, выросло и принесло свои плоды на радость тебе самому и многим другим.

Старец заботится обо всём в твоей жизни: от тревожащих тебя мыслей до твоей причёски, от того, в какой школе лучше учиться твоему ребёнку, до вопроса о том, кто поможет нам добраться из обители в афинский аэропорт. Старец невероятно учён, он прекрасно разбирается и в текстах святых отцов, и в мировой философии и культуре, а его комментарии и мысли об этом помогают увидеть те грани истины, которые именно тебе нужны именно сейчас для твоего роста.

Каждый раз при встрече со старцем удивляешься его заботе обо всём, что для тебя драгоценно. О. Дионисий с равным вниманием интересуется всем, что касается тебя и всех твоих близких.

Невозможно забыть то внимание, с которым старец расспрашивал меня о написанных мною книгах, невозможно забыть ту чуткость, с которой он слушал мои стихи...

Всё время визита старец поил меня чаем и угощал сладостями, прежде спросив, желаю я чай или кофе?

Выйдя от старца, моя супруга скажет: «Как будто я была на приёме у короля и этот король был одновременно моей мамой...»

Но таков старец – человек, в присутствии которого ты понимаешь, что для Бога в твоей жизни нет и не было мелочей, что от начала мира Дивный Бог готовил нам только радость…

В конце двухчасовой беседы он сказал сестре Антонии, чтобы нас утром отвезли на автостанцию и помогли добраться домой, забронировав для нас все необходимые билеты на всех автобусах...

Потом он сказал мне по-русски: «Христос Воскрес!» Я ответил: «Воистину Воскрес!» Старец обнял меня, и я вышел...

Когда сидишь в своём доме и ходишь по улицам только своего города, то рассказы о других землях и о людях небесного сердца кажутся чуть ли ни сказкой. Но сто́ит выйти на дорогу, пройти путь и вернуться назад, как уже твои рассказы будут казаться сказкой знакомым.

– Что он там говорит, если в нашей округе нет ничего похожего? – посмеиваются над тобой соседи, но ты, вспоминая красоту встречных людей и мест, улыбаясь понимаешь, что не рассказал и половины того, что видел…

Артём Перлик
Фото Ольги Данченковой

Экскурсия на гору Олимп включала в себя посещение монастыря Преподобного Дионисия Олимпийского.
Мы направлялись от поселка Литохоро к смотровой площадке и сразу на выезде, посетили этот небольшой монастырь.

Несколько слов об основателе монастыря- Преподобном Дионисии.
Дионисий родился в конце 16 века в бедной семье в селенье Платина. Мальчик с детства тянулся к служению Господу, после смерти родителей, принял монашество и отправился на уединенное место в монастыри Метеор . Позже, в поисках еще большего уединения, много лет прожил на Святой Горе Афон.
Когда Дионисий достиг высокой степени просветления, он приехал в эти края и построил скит на горе Олимп. Позднее скит превратился в монастырь с храмом в честь пророка Илии.
Дионисий отличался особой мудростью и наставлял народ Македонии и Фессалии на путь праведный, за что почитался местными жителями.

Рассказывают о многих чудесах, которые сотворил святой Дионисий, получивший прозвище Олимпийский.

Дионисий прожил здесь долгую жизнь и после своей кончины был похоронен на Олимпе в притворе, устроенном в монастыре.

Монастырь Святого Дионисия не раз подвергался нападениям и разорению.


История этого монастыря трагична.
Вот один из многих фактов его 500-летней истории.
В годы Греческой революции 1821 года монастырь был осажден турками, разграблен и сожжен, в том числе погибла библиотека и многие реликвии. Игумен и 12 монахинь были повешены, а монастырь оказался заброшенным на несколько лет.

Или такой факт: монастырь был пристанищем для беженцев во время Македонского восстания, а в годы Второй Мировой войны монахи оказывали помощь Народно-освободительной армии Греции и скрывали партизан. Словом, это достаточно священное для греков место.


Но то, что можно увидеть сегодня - это новый монастырь, построенный сразу после окончания войны, так как старинный монастырь был взорван фашистами в 1943году. Новый монастырь расположен ниже по уровню и представляет собой церковь, колокольню, беседку, жилые помещения монахов и Музей. Монастырь окружен подобием крепостной стены.


Церковный Византийский Музей открыт для посещения, здесь можно увидеть разнообразную церковную утварь и подлинные византийские иконы. В музее фотографировать нельзя.
Там, также, хранятся частицы мощей святых.


В мужском монастыре сейчас живут 24 монаха и на территорию их проживания вход не разрешен.


Вход в монастырь свободный, а у входа можно зайти в небольшой сувенирный магазин.


Примета современного времени...


В 18 километрах от Литохоро на высоте около 900 метров находится, частично разрушенный, старый монастырь Святого Дионисия Олимпийского 16 века, где в настоящее время активно проводятся реставрационные работы. По словам нашего гида, его тоже можно посетить, но многое увидеть, пока, не удастся- все в строительных лесах и ремонтируется.


Экскурсия на Олимп была дополнена посещением нового монастыря Святого Дионисия Олимпийского и, на мой взгляд, только с экскурсией сюда и стоит приезжать. Другое дело, когда будет отреставрирован монастырь 16 века.
Тем не менее, и посещение новодела середины прошлого века нам было интересно, как и все в Греции.

Всем приятных путешествий.

Остров Закинф является третьим по численности населения (около 30 000 чел.) и площади (402 кв.км. с протяженностью береговой линии 123 км.) островом в Ионическом архипелаге. Остров имеет вид неправильного треугольника. Три четверти острова занимают горы: с юго-запада остров пересекает гора Врахьонас (756 м.), на востоке – Скопос.

Прекраснейший остров с потрясающей голубизной чистейшего моря, изобилующий древними храмами времен венецианцев и множеством монастырей, бережно хранящий свои святынями и чудотворные иконы, утопающий в зелени и благоухающий разнообразием цветов - Родина святого Дионисия Закинфского, покровителя острова, Андрея Кальвоса и Дионисия Соломоса, создавшего национальный гимн Греции.

Краткая история острова

Приблизительно в 16 веке до н.э. остров заселили ахейцы, пришедшие с Пелопоннесса. Затем история острова была связана с Афинами, затем со Спартой, а позднее с Македонией. В начале II века до н.э. Закинф захватили Римляне, но остров сохранил свою автономию. Во времена Византийской Империи жители острова подвергались множественным набегам и грабежам. Затем в результате войны Закинф с 1185 по 1479 г. входил в состав Сицилийского государства.

В 1485 г. Закинф захватили венецианцы и правили более 300 лет. Именно им остров обязан названием «Цветок Востока», получившим его не только благодаря ослепительной красоте природы и обилием цветов, но и благодаря стремительному развитию искусств, литературы и живописи (здесь зародилась особая Закинфская школа живописи), музыки и архитектуры.

В 1797 г. Закинф завоевывают французы и изгоняют венецианцев, а уже через год, в 1798 г. он оказывается в русско-турецкой оккупации. В 1800 г. образуется Государство Семи Островов, ставшее изо всей Греции первым независимым государством. Но остров остается столь лакомым кусочком, что войны за него не прекращаются и в 1807 г. Он опять переходит в руки французов, а уже в 1809г. переходит снова к англичанам, после чего становится столицей Государства Ионических Островов. Во время Греческого восстания 1821г, несмотря на сопротивление англичан, жители острова оказывали сущесственную помощь Греции. В 1864 г. Происходит окончательное воссоединение всех ионических островов с Грецией.

В 1953г. мощным землетрясением были уничтожены многие памятники архитектуры, но уже вскоре трудолюбивые жители острова восстановили большую их часть вновь в практически первозданном виде.

Святыни Закинфа

Напротив центрального порта находится самый известный храм, который построен в честь покровителя острова – храм святого Дионисия . Там же находятся и его мощи. 24 августа здесь собираются жители всего острова, паломники приезжающие со всей Греции, и из других стран, желающие торжественно почтить память святого.


Родился на острове Закинф в 1547 году. Его родители происходили из богатого и знатного рода венецианцев. В 1568 когда святому исполнился 21 год, он оставил все свое состояние младшим брату и сестре и принял монашеский постриг в Монастыре Строфадон с именем Даниил. В силу благодати Святаго Духа, почившей на нем, святой быстро поднялся по иерархическим ступеням и в 1576 году стал епископом Эгины и получил имя Дионисий, с 1577 года - архиепископом Эгинским, Порским и Гидрским. Все более и более людей стало прибегать к нему за советом и помощью видя его милосердие, любовь к ближнему в сочетании со смиренномудрием, духовым рассуждением и глубоким знанием богословия. Но через два года, избегая славы и похвал, святой вновь возвратился на Закинф, в монастырь Анафонитрии. В 1581 году святитель получил новое назначение от Патриарха Иеремии и стал викарным епископом Закинфа и председателем общины. Святой, как и прежде совершал таинства, рукополагал духовенство и исполнял все возложенные на него обязанности, но отказывался брать за это деньги. Это и послужило поводом для завистливых недоброжелателей и упрекнув в расточении казенных средств, святителя сместили. Во избежание скандала, молодой 34-летний Архиерей был назначен простым приходским священником храма святителя Николая. Но прихожане приняли его с радостью и честью, т.к. понимали, какое духовное сокровище они получили..
Особенно примечателен один случай, произошедший со святым. Однажды в ворота монастыря постучали. Пришедший был напуган и просил убежища. Оказалось, что пришедший - убийца. Он рассказал святому Дионисию что убил монаха не ведая, что перед ним брат убитого. Святой Дионисий восскорбел в душе о любимом брате, но не подал виду, лично разрешил убийцу от греха, дал денег и провизии и посадил на корабль до Пелопоннесса, дабы спасти от преследования. Впоследствии этот убийца стал монахом и окончил дни своей жизни в монастыре. 17 Декабря 1622 года после многолетниих трудов в возрасте 75 лет святой Дионисий в мире приставился ко Господу. Множество чудес и исцелений совершалось по молитвам святого и когда через три года были открыты его мощи – они оказались нетленными и издавали сильное благоухание Святой Дионисий был канонизирован в 1703 году. 24 августа 1717 года защитил остров от пиратов. И по ныне святой не перестает чудотворить и помогать обращающимся к нему с молитвой.

Храм святой Мавры в деревне Махерадо построен по типу простой базилики с высокой колокольней в венецианском стиле, высотой -37 м. Считается, что звон ее колоколов - самый мелодичный в Греции. Храм построен на месте чудесного обретения иконы св. Мавры. По преданию, икону святой, висящую на дереве, увидел пастух. Он принес ее в деревню, а вечером она оказалась на прежнем месте. Так повторялось до тех пор, пока на том месте не построили церковь в честь святой Мавры. Считается, что эта икона святой Мавры пришла сюда из Египта, из мест, где подвизалась святая. Церковь св. Мавры, - пожалуй самый известный истоический памятник острова. К сожалению, пожар 2005 г. уничтожил внутреннее убранство храма, которое представляло собой неповторимый образец церковного искусства: резьба по дереву, позолоченный деревянный иконостас работы мастеров Д. и А. Бэлети в стиле закинфского баррокко, изделия из серебра, замечательные по своей красоте и художественной ценности сюжеты из Ветхого и Нового Завета в лучших традициях эпохи Ренесанса, икона Богоматери – Госпожа Ангелов, - расписанная в византийском стиле А.Домисом, а также икона св. Мавры, вероятно написанная поверх старой - все это теперь редко где можно встретить.

К счастью, ведутся работы по реставрации первоначального облика храма. Престольный праздник - 3 Мая, но празднование проходит и первые 10 дней июля. Почитание святой и ее чудотворной иконы столь велико, что с празднованием этого события может сравнится по широте только презднование святого Дионисия, покровителя острова.

Церковь Панагии Фанеромени
– (Явления Пресвятой Богородицы) также была заново отстроена после землятрясения 1953 года в первоначальном виде.

В 25 морских милях от Закинфа находятся 2 маленьких островка – Строфады . Здесь императрицей Ириной в 1241 году был основан Преображенский монастырь , внешне больше похожий на замок из-за своей мощной башни, оберегавшей монахов от морских нападений. Когда-то здесь было 100 монахов. Там же подвизался и святой Дионисий, где и был похоронен в соответствии со своим желанием. (Мощи святого позднее были перенесены на остров Закинф).
На холме, откуда открывается панорамный вид, расположился женский монастырь Элевферотрия (Освободительница), основанный в 1962 Архимандритом Хризостомом, являющимся и по сей день духовником монастыря. Храмовый иконостас монастыря, которому уже около 300 лет был перенесен из разрушенной мощным землетрясении церкви, стоявшей на месте нынешнего монастырского храма. В храме находятся частицы мощей Вифлиемских младенцев, камушки и земелька со Святой Земли и Частица Креста с Гроба Господня. Снаружи монастырь напоминает замок, с чередующимися красно-белыми частями. Сейчас в монастыре подвизается 15 сестер во главе с Игуменией Магдалиной. Здесь можно приобрести прекрасные иконы и вышивку, выполненные самими сестрами.

Храм свт. Николая (Молу)
, выделяющийся своей необычной постройкой в венецианском стиле, был разрушен землетрясением и последовавшим за ним пожаром в 1953 году, вновь был отстроен в первоначальной своей красоте при помощи моряков. Изначально он строился на острове и только мостик связывал этот островной храм с Закинфом, но впоследствии этот островок соединили с сушей, сделав насыпь и укрепив ее. Таким образом, сейчас храм свт. Николая Молу относится к епархии острова Закинф и является непосредственной его частью.
Постройка храма датируется 17 веком. Он является старейшим зданием на «Площади Соломоса», построенный в стиле Возрождения, с колокольней, которую скорее можно отнести к Византийскому стилю.

Святой Иосиф родился в 1440 году в деревне Керамон на острове Крит, там же на Крите, в монастыре св. Иоанна Богослова в Ираклио, был пострижен в монашество. Благодаря своим исключительным духовным дарованиям, вскорости святой Иосиф был рукоположен в дьякона, принял иерейский сан и после кончины игумена монастыря, братия, видя его добродетели и нелицемерную любовь ко Господу, смирение и благоговение, поставила его игуменом. Посвятив всего себя Богу и управив жизнь свою по заповедям Спасителя, непрестанно упражняясь в монашеских подвигах поста и молитвы, стал избранным сосудом Духа Святаго, и старался помогать всем приходящим к нему. Преподобный мирно почил о Господе в монастыре св. Иоанна Богослова 22 января 1511г., где и был похоронен. Вскоре при открытии гробницы обнаружилось, что мощи святого нетронуты тлением и источают благоухание. Все же верующие, с любовью и благоговением прикладывавшиеся к мощам, получали исцеления, и распространилась слава о святом милостивом чудотворце, помогающем всем с верою прибегающим к нему. 29 Августа 1669, дабы святые мощи не были оскверенны турками, нападавшими на остров, иерей Антоний с благоговением перенес святые мощи Преподобного на остров Закинф в монастырь св. Иоанна. В 1915 году святые мощи с честью были перенесены во храм Вседержителя (Пантократора Гитани), где пребывают по сей день, подавая исцеления всем приходящим с верою.

Монастырь Пресвятой Богородцы Анафонитрия был основан в 15 веке на средства правителя островов Кефалонья и Закинф Леонардо и его супруги. Он известен тем, что здесь подвизался святой Дионисий. Монастырь ныне не действующий, но хорошо сохранился храм Анафонитрии – трехнефная базилика 15 в. со старинными фресками. Там же находится икона Пресвятой Богородицы, перевезенная из Константинополя сразу же после его завоевания турками. Особенно стоит отметить колокольню храма. К сожалению и ее не пощадило землетрясение, но много раз она предупреждала своим звоном жителей близлежащей деревни о надвигающейся угрозе. Монастырь Анафонитрия и по сей день является одним из самых посещаемых паломниками святых мест острова.

Музеи

Музей византийского и поствизантийского искусства, находящийся в столице острова городе Занте. содержит множество интересных экспонатов, самыми известными из которых являются жития святых, составленные жителями острова, а также экспонаты, датированные 12-18 вв.

В Музее Соломоса и Калвоса, который также находится в Занте представлены личные вещи этихвеликих поэтов. Так же на острове находится Музей Григориоса Ксенопулоса – известного драматурга и журналиста, хранящий в числе своих экспонатов множество его личных вещей, мебель и рукописи.

Морской музей находится в окрестностях города Занте, Бохали. Он славится лучшей в мире коллекцией византийских судов.
В очаровательной деревушке Пигадакья расположился Сельскохозяйственный музей Вердзайо. Его интересно посетить, т.к. он является точной копией традиционного сельского дома, обставленного и декорированного элегантными и оригинальными предметами обихода.

Ро-дил-ся в 1547 го-ду на ост-ро-ве За-к-инф в Иони-че-ском мо-ре, его пред-ки бы-ли ро-дом из Ве-не-ции. Был об-ра-зо-ван свя-щен-ни-ка-ми и сво-бод-но вла-дел гре-че-ским, ита-льян-ским и ла-ты-нью.

В 21 год он пе-ре-дал всё своё иму-ще-ство млад-ше-му бра-ту и сест-ре, а сам ушёл в мо-на-стырь. В 1568 го-ду он при-нял мо-на-ше-ство с име-нем Да-ни-ил. Мо-ло-дой мо-нах пре-успе-вал в по-сти-же-нии бо-го-сло-вия, его сла-ва как ду-хов-но-го ру-ко-во-ди-те-ля ста-ла рас-ти и рас-про-стра-нять-ся. В 1570 го-ду его ру-ко-по-ло-жи-ли в сан свя-щен-ни-ка.

Через несколь-ко лет ему пред-ло-жи-ли стать игу-ме-ном Стро-фа-дий-ско-го мо-на-сты-ря на за-пад-ном по-бе-ре-жье За-к-ин-фа, и он стал иеро-мо-на-хом За-к-инф-ским и Стро-фа-дий-ским.

В 1576 го-ду свя-той Ди-о-ни-сий стал епи-ско-пом, с 1577 го-да - ар-хи-епи-ско-пом Эгин-ским, Пор-ским и Гидр-ским. Он вёл стро-гую ас-ке-ти-че-скую жизнь, яв-ля-ясь жи-вым при-ме-ром и ду-хов-ным от-цом для мно-гих хри-сти-ан. Мно-же-ство лю-дей ис-ка-ли его со-ве-та. Од-на-ко свя-ти-тель спу-стя лишь два го-да по-сле ар-хи-ерей-ской хи-ро-то-нии от-ка-зал-ся от епи-скоп-ства, счи-тая, что уси-ли-ва-ю-щи-е-ся по-хва-лы в его адрес при-ве-дут к гор-дыне.

Он воз-вра-тил-ся на За-к-инф и сно-ва при-нял на се-бя управ-ле-ние мо-на-сты-рём. Был на-зна-чен ви-кар-ным епи-ско-пом За-к-инф-ским, но вско-ре за-пре-щён в слу-же-нии и низ-ве-дён до по-ло-же-ния про-сто-го сель-ско-го свя-щен-ни-ка.

Свя-той Ди-о-ни-сий до-стиг вы-сот про-ще-ния и че-ло-ве-ко-лю-бия. Од-на-жды че-ло-век при-шел к кел-лии свя-то-го с прось-бой укрыть его от пре-сле-до-ва-те-лей. Ко-гда Ди-о-ни-сий спро-сил о при-чине по-го-ни, че-ло-век от-ве-тил что он убил мо-на-ха, ко-то-рый ока-зал-ся бра-том свя-то-го. Свя-той Ди-о-ни-сий при-нял эти ве-сти с глу-бо-кой скор-бью, но не из-гнал убий-цу, укрыл его и не вы-дал в ру-ки пре-сле-до-ва-те-лей. Убий-ца глу-бо-ко рас-ка-ял-ся и впо-след-ствии так-же стал мо-на-хом.

Бо-лее 40 лет свя-той Ди-о-ни-сий пас сло-вес-ных овец ост-ро-ва За-к-инф. Пре-ста-вил-ся он 17 де-каб-ря 1622 го-да. По его прось-бе свя-ти-тель был по-хо-ро-нен в оби-те-ли, где он про-вел столь-ко лет.

Мо-щи, по-чи-та-ние, чу-де-са

Мо-щи его бы-ли про-слав-ле-ны нетле-ни-ем и бла-го-уха-ни-ем. Свя-ти-тель Ди-о-ни-сий был ка-но-ни-зи-ро-ван пат-ри-ар-хом Кон-стан-ти-но-поль-ским.

Во вре-мя пи-рат-ско-го на-па-де-ния в 1717 го-ду обе ру-ки свя-ти-те-ля бы-ли от-ре-за-ны пи-ра-та-ми, но его мо-щи бы-ли чу-дес-но со-хра-не-ны невре-ди-мы-ми. В 1717 го-ду мо-на-хи Стро-фа-дий-ско-го мо-на-сты-ря пе-ре-нес-ли мо-щи в Кал-ли-тер-ское по-дво-рье, чтобы впредь укрыть их от по-доб-ных на-бе-гов. Позд-нее во имя свя-то-го был воз-двиг-нут храм в об-ла-сти Ам-мос, вско-ре об-ра-щен-ный в мо-на-стырь, где и хра-ни-лись мо-щи свя-то-го до 1893 го-да, ко-гда все по-строй-ки бы-ли раз-ру-ше-ны зем-ле-тря-се-ни-ем, а мо-щи пе-ре-не-се-ны во вре-мен-ный храм. Меж-ду 1925 и 1948 го-дами был воз-ве-ден но-вый сей-смо-стой-кий храм, а в 1956 го-ду был воз-рож-ден мо-на-стырь, по-лу-чив-ший те-перь на-зва-ние Стро-фа-дий-ско-Ди-о-ни-си-ев-ско-го. Все мо-щи свя-то-го и по-ныне по-чи-ва-ют в этой оби-те-ли, в Ге-ор-ги-ев-ской ча-совне, в спе-ци-аль-но из-го-тов-лен-ной для них в 1829 го-ду се-реб-ря-ной ра-ке.

Свя-той Ди-о-ни-сий чтит-ся боль-шим чу-до-твор-цем. По-рой его гроб-ни-цу не мо-гут от-крыть. По-том, ко-гда это ста-но-вит-ся воз-мож-ным, об-на-ру-жи-ва-ет-ся, что его та-поч-ки стер-ты и за-пач-ка-ны, по-че-му их при-хо-дит-ся пе-ри-о-ди-че-ски сме-нять. За это чу-до свя-то-го на-зы-ва-ют «хо-дя-щим свя-тым», ко-то-рый про-дол-жа-ет хо-дить по ост-ро-ву, со-вер-шая чу-де-са.

Ко-гда гре-че-ский Ге-ор-ги-ев-ский храм в Нью-Йор-ке был раз-ру-шен во вре-мя тер-ак-та 11 сен-тяб-ря 2001 го-да, невре-ди-мы-ми в церк-ви оста-лись лишь две ве-щи - крест и бу-маж-ная ико-на свя-то-го Ди-о-ни-сия.

При-ме-ча-ние

Не вклю-чён в совре-мен-ный Ме-ся-це-слов Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.