День космонавтики.Интересные факты из жизни космонавтов. Самые интересные факты

12 апреля, День космонавтики, - памятная дата истории человечества. В этот день совершен первый полет человека в космос.

12 апреля 1961 года мир был потрясен сообщением ТАСС о том, что с территории Советского Союза выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком на борту, пилотируемый гражданином Союза Советских Социалистических Республик Ю. А. Гагариным.

Юрий Гагарин... Бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей великой Родины. Человек, покоривший небо. Человек, подвиг и улыбка которого покорили нашу планету.

12 апреля 1961 года. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Весенним утром мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли - гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.

Старт космического корабля "Восток-1"

108 минут длился первый космический полет. В наши дни, когда совершаются многомесячные экспедиции на орбитальных космических станциях, он кажется очень коротким. Но каждая из этих минут была открытием неизвестного.

Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия - космонавт.

Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт, прежде всего, должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. Так, десятикратная перегрузка означает, что космонавт, например, при собственном весе 80 кг ощущает свой вес равным 800 кг. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для человека, родившегося и живущего в условиях земной силы тяжести.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Каждый старт в космос - полет во враждебную для человека среду, где царят вакуум, невесомость, смертельные для человека излучения. И хотя в космическом корабле или на орбитальной станции космонавт защищен прочным непроницаемым корпусом, внутри для него созданы практически привычные для человека условия жизнедеятельности, непредвиденные аварийные ситуации могут возникать и на Земле при испытаниях космической техники, и в космосе, и при возвращении на Землю. Летопись пилотируемых космических полетов хранит не только героические, но и трагические страницы истории освоения космоса.

Космонавт должен превосходно знать космическую технику и безукоризненно владеть ею. Уже первые космические корабли обладали очень сложным техническим устройством. С тех пор космическая техника стала еще более сложной и совершенной, что предъявляет еще более высокие профессиональные требования к космонавту. Только идеальное взаимодействие космонавта с космическим кораблем может обеспечить полностью успешное выполнение программы полета.
Наконец, космонавт - это исследователь, и он должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой. А с каждым годом научные программы космических полетов становятся все шире и насыщеннее, научная аппаратура - все сложнее и разнообразнее.

После полета Юрия Гагарина каждый старт человека в космос становился новым шагом в освоении космического пространства. Удлинялись сроки полетов, расширялись программы научно-технических исследований и экспериментов, космонавты овладевали все более сложной космической техникой. Полет Германа Титова продолжался свыше суток, а Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, находилась в космическом полете почти трое суток.

Валентина Терешкова. Первая женщина в космосе.

В марте 1965 года Алексей Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение примерно 20 мин находился в открытом космосе.

Из космонавтов США наиболее известны Н. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз - экипаж космического корабля «Аполлон-11», который в июле 1969 года совершил полет к Луне с высадкой на ее поверхность. Н. Армстронг и Э. Олдрин стали первыми людьми, побывавшими на Луне.

В 70-е годы советская программа пилотируемых космических полетов была направлена на создание долговременных орбитальных станций со сменяемыми экипажами - магистрального пути человека в космосе. Доставляемые транспортными космическими кораблями «Союз» на орбитальные станции «Салют», советские космонавты совершили целый ряд длительных космических экспедиций. Так, полет космонавтов П. И. Климука и В. И. Севастьянова на корабле «Союз-18» и орбитальной станции «Салют-4» продолжался почти 64 суток. На базе орбитальной станции «Салют-6» был создан научно-исследовательский комплекс «Салют-6» - «Союз», который регулярно снабжался топливом и другими необходимыми материалами автоматическими грузовыми кораблями «Прогресс». На этом орбитальном научно-исследовательском комплексе советские космонавты Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко, В. В. Коваленок и А. С. Иванченков, В. А. Ляхов и В. В. Рюмин совершили рекордные по продолжительности космические полеты длительностью соответственно 96, 140 и 175 суток.

Союз-Апполон

В 70-е гг. успешно развивалось сотрудничество космонавтов различных стран непосредственно в космосе. В июле 1975 г. был выполнен совместный экспериментальный полет космического корабля «Союз-19», пилотируемого советскими космонавтами А. А. Леоновым и В. Н. Кубасовым, и космического корабля «Аполлон», пилотируемого американскими космонавтами Т. Стаффордом, Д.Слейтоном и В. Брэндом. В 1978-1980 гг. по программе «Интеркосмос» вместе с нашими космонавтами на советских космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» совершили полеты космонавты Чехословацкой Социалистической Республики, Польской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Народной Республики Болгарии и Венгерской Народной Республики.

Станция "Мир"

На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция «Мир», которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. Орбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонн научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет, но, возможно, она отработает намного больше намеченного срока.

Сегодня мы видим поразительные успехи космической техники: вокруг Земли обращаются десятки тысяч спутников, космические аппараты сели на Луну, Венеру и Марс, несколько космических аппаратов покинули пределы Солнечной Системы и несут на себе послания Внеземным Цивилизациям. Марсоходы «бороздят» поверхность Марса. Ко многим планетам Солнечной системы направлены исследовательские космические зонды. Астрономы делают потрясающие открытия благодаря находящимся в космосе различным по функциональности космическим телескопам.

О том, чтобы сделать его выходным днем, ФБА «Экономика сегодня» рассказывает своим читателям самые интересные факты о космосе, а также о том, как проходил полет первого человека в космическое пространство.

Как это было?

День космонавтики традиционно отмечается 12 апреля. Установленная дата связана с первым полетом человека в космос. В 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин стартовал с космодрома «Байконур» на космическом корабле «Восток-1» и впервые совершил орбитальный облет Земли. Предложил установить праздник второй летчик-космонавт СССР Герман Титов . Он обратился в ЦК КПСС. После этого вышел указ Президиума Верховного Совета СССР с соответствующим постановлением . Кстати, в этот же время отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. А в 2011 году на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днем полета человека в космос.

Шнурок Гагарина

Возвращения Юрий Гагарина из космоса ждал весь Советский Союз. За нашими победами следили и далеко за пределами СССР. Больше всего людям, конечно, запомнились кадры со встречи космонавта после первого полета. А точнее, его развязавшийся шнурок. На самом же деле, это был не шнурок, а болтающаяся тесемка подтяжки носков. Говорят, что из-за сползшего носка Юрия Гагарина по ноге очень больно била металлическая пряжка, однако советский космонавт дошагал по дорожке до «пункта назначения» под прицелом камер и взглядов миллионов не останавливаясь.

Как инженеры побороли космическую невменяемость?

До того, как Юрий Гагарин отправился в космос, никто и предположить не мог, каким именно образом человеческая психика может отреагировать на невесомость, космос, полное отстранение и одиночество. Но с гипотетической угрозой сойти с ума бороться было необходимо, как минимум, предусмотрев для этого специальные технические механизмы выявления психологического состояния человека. Так, для перевода корабля с автоматического на ручной режим управления была создана защита с вводом цифрового кода, который находился в запечатанном конверте. Предполагалось, что в состоянии невменяемости Юрий Гагарин не сможет открыть конверт и понять код. Правда, перед самым началом полета код ему все-таки сказали.

Во что превращаются слезы в космосе

Невесомость запрещает плакать

Многих людей по вполне понятным причинам интересует масса вопросов, связанных с тем, мол, а как оно там – в космосе. Например, некоторые пытаются узнать, могут ли космонавты ТАМ плакать. Отвечаем – не могут. То есть, в теории, конечно, да, тем более, если очень хочется, но слезы не стекают привычно вниз. Они остаются на глазах в виде маленьких шариков. Более того, плакать космонавтам не советуют вообще – слезы могут вызывать неприятное жжение и потом эти самые шарики приходится убирать руками.

Космический туалет

Некоторых сильно интересует весьма деликатный вопрос – туалет. Это на Земле кому-то тема может показаться нетактичной, а для невесомости людей этому специально учат. Программа предполетной подготовки предусматривает работу на «тренажере позиции». Космонавту необходимо занять правильное положение на стульчаке и при этом смотреть не в какую-то отстраненную точку, а на монитор. Картинка на экран выводится с камеры, установленной под ободком унитаза. Конструкция подразумевает специальные фиксаторы для ног и бедер. Они в невесомости удерживают тело в сидячем положении. Отходы из космического туалета удаляются с помощью мощных всасывающих наносов. Далее твердые отходы отправляются в специальные емкости для утилизации, а жидкие фильтруются до состояния чистой воды. Уборные, как в России, так и, например, в Америке, разработаны и произведены в РФ. Стоимость каждого из них приблизительно 19 млн долларов.

Путешественник во времени. Кто это?

Наш, российский космонавт Геннадий Падалка провел на орбите в совокупности 878 дней. Это мировой рекорд. Вместе с тем, Падалка успел поставить и другой рекорд. Именно он является «обладателем» самого продолжительного путешествия во времени среди жителей планеты. Согласно теории относительности, чем больше скорость, с которой движется объект, тем сильнее для него замедляется время. Благодаря космическим полетам Сергей Крикалев , например, на 1/45 секунды моложе, чем если бы он оставался все время на Земле.

Чем пахнет лунная пыль?


Чем пахнет лунная пыль?

Начитавшись Николая Носова с «Незнайкой на Луне», наслушавшись небылиц про космическое пространство, каждый второй ребенок задавался вопросом, как пахнет лунная пыль? Отвечаем – порохом. Чистоплотные американские астронавты пытались тщательно очистить свои скафандры, возвращаясь с Луны на корабль, но от лунной пыли было никуда не деться. Так было определено, что она источает своеобразный для космоса запах – запах земного пороха.

Почему перед полетом космонавты смотрят «Белое солнце пустыни»?

Традицией всех советских и российских космонавтов стал просмотр кинофильма «Белое солнце пустыни» перед полетом. Дело в том, что после гибели трех космонавтов корабля «Союз-11» экипаж «Союза-12» сократился до двух человек. Перед стартом они смотрели как раз этот фильм, а после удачной миссии заявляли, мол, товарищ Сухов буквально стал третьим членом экипажа.

Кто храпит?

Сон – это здоровье, здоровье космонавта – один из основополагающих факторов. Так что, помехи сну – враги космонавтики. Традиционная помеха – чужой храп, но только на Земле. Дело в том, что в невесомости захрапеть физически невозможно.

Силиконовая грудь и космос

Путешествие в космос как поездка, к примеру, в Финляндию, правда, очень-очень дорогая поездка – одна из давних фантазий людей. Много лет весь мир обсуждает, когда же эту мечту можно будет воплотить. Конечно, точных сроков мы не назовем, зато с уверенность можно сказать, что дамам с силиконовым бюстом поездка в космос заказана – в невесомости силикон имеет свойство взрываться.

10 интересных фактов из истории космонавтики, о которых вы не знали

Космонавт - одна из самых опасных профессий, доступных современному человеку. Но в абсолютных цифрах она таковой не выглядит: за 56 лет истории пилотируемой космонавтики и после более чем 500 полетов на низкую орбиту и к Луне известно всего 5 инцидентов, которые закончились жертвами. Такие цифры - результат того, что космонавтика также является одной из самых серьезных профессий, где свято чтут технику безопасности и понимают значение огромного количества предварительных проверок.

Космонавты учатся крайне долго, и совсем не факт, что вы когда-нибудь все же полетите в космос, а не останетесь на Земле в качестве инструктора или сотрудника ЦУП. Но то, что от работы космонавтов в некоторой степени зависит будущее человеческого вида и наша судьба в космосе, не значит, что и они не могут немного повеселиться. После небольшого исследования мы собрали забавные ситуации и истории о некоторых космических миссиях. В следующий раз, вглядываясь в звезды и удивляясь бесконечности возможностей космоса, разрешите себе немного посмеяться над этими интересными и иногда забавными моментами на пути к космическому просветлению человечества.

Непотопляемая Молли Браун и первая в истории космическая контрабанда

История мировой пилотируемой космонавтики официально началась с полета Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток». В 1961 году СССР совершенно заслуженно открыл «ачивку» «Доставить человека в космос». Первый американский астронавт побывает в космосе вскоре после Гагарина, а первые выходы в открытый космос Леонова и Уайта будут осуществлены с разницей всего в несколько месяцев.

Запуск «Джемини-3» стал большим шагом в космос для США: это был первый американский многоместный космический корабль с экипажем на борту. Для мировой космонавтики он стал первым пилотируемым аппаратом, совершившим орбитальный маневр. А еще - первым в истории средством доставки в космос контрабанды и первым (и пока единственным) кораблем для сэндвича с говядиной. Пилот капсулы Джон Янг втайне провез его на орбиту, потому что не мог терпеть дегидрированную еду. Факт вероломного преступления вскрылся уже в полете, когда Янг достал сэндвич из кармана и показал командиру Гриссому. Крошки после укуса летали по всей капсуле, идея оказалась неудачной, и Янгу пришлось спрятать его обратно в карман скафандра.

Пилот Джон Янг и командир Вирджил Гриссом в капсуле «Джемини-3». Фото: NASA



Что-то похожее должна была есть в полете команда корабля. Фото: NASA



Легендарный контрабандный сэндвич с говядиной, залитый в акриле. Сейчас хранится в Мемориальном музее Гриссома. Фото: Raymond K. Cunningham, Jr./Collectspace

Выходка Янга была встречена медиа и конгрессом крайне негативно. Политики посчитали, что 10 секунд, потраченные на бестолковое поедание сэндвича в орбитальном полете длиной всего 5 часов, - слишком дорогое развлечение для страны. Тем более тогда, когда в полете тестируется еда для будущих стартов к Луне. Но руководство NASA восприняло инцидент более спокойно, а Джон Янг в будущем даже стал участником экспедиции «Аполлона-10».

C полетом «Джемини-3» связана еще одна история. Командир экипажа Вирджил Гриссом настаивал на том, что его космический корабль должен иметь собственное имя. Так как первый корабль, на котором он летал, после посадки затонул в океане, Гриссом хотел официально назвать «Джемини-3» в честь хитового в то время мюзикла «Непотопляемая Молли Браун». Руководство NASA не поддержало идею по поводу названия, которое вообще подразумевает какое-либо затопление, и попросило придумать другое. В ответ Гриссом и Янг предложили «Титаник», на что, конечно, получили полный запрет называть капсулу хоть как-то. Официально ни один из кораблей программы «Джемини» так и не получил собственного имени, но при старте Гриссом сказал в эфир: «Ты в пути, Молли Браун!» - и кличка закрепилась в переговорах между диспетчерами. Американская космонавтика вернулась к практике придумывания имен для космических аппаратов только в программе «Аполлон», когда появилась необходимость различать между собой два пилотируемых элемента одного корабля: командный модуль и спускаемый лунный модуль.





Несмотря на то, что кличка «Молли Браун» не использовалась официально, после миссии были изготовлены вот такие патчи. Фото: NASA



И вот такие памятные медальоны. Фото: Heritage Auctions

Путающиеся стропы парашюта и корабль «Восток-2»

Космонавт - это человек, который садится в маленькую капсулу на бомбе размером с 15-этажный дом и полностью осознает драматизм этой ситуации. Любое неверное действие в полете вас убьет, а чтобы понимать, какое же действие будет неверным, космонавты и команда наземной поддержки днями проводят тренировки и испытания систем. А еще космонавты умеют с юмором относиться к своей работе и возможности возникновения такой ситуации, потому они чаще оказываются готовы к ней (конечно, благодаря тренировкам и испытаниям).

Герман Титов был одним из первых космонавтов, гордостью СССР и до сих пор остается самым молодым человеком, побывавшим в космосе (в 26 с небольшим лет). Его полет на корабле «Восток-2» был намного продолжительнее первого полёта в космос. В результате человечество узнало о негативном влиянии невесомости на вестибулярный аппарат. Или, если говорит простыми словами, о «космической болезни».

Корабли серии «Восток», в отличие от американских аналогов, имели одну существенную особенность: они не возвращались на поверхность вместе с космонавтами. Экипаж катапультировался из капсулы после торможения в плотных слоях атмосферы на 7-километровой высоте. Еще до полета, на предварительных тренировках у Титова были выявлены проблемы со стропами парашюта, которые путались после катапультирования. И это было немаленькой проблемой, которая абсолютно точно могла его убить.

Уже стоя возле капсулы на ракете Р-7, коллеги Титова в напутствие напомнили ему об инциденте на тренировках и в шутку отметили, что, если стропы запутаются в реальном полете, им «придется уволить его из космонавтов». Напутствие сработало: через 25 часов и 17 витков вокруг планеты Герман Степанович благополучно вернулся на Землю, а на месте его посадки сейчас установлена памятная стела.



Старт ракеты Р-7 и корабля «Восток». Кадр из советского документального фильма о полете Германа Титова «700 000 километров в космосе»



Космический корабль «Восток». Фото: РСЦ «Энергия»/ESA/Space.com



Одна из фотографий Земли из космоса с автографом Германа Титова

Космический туалет «Джемини-7» и немного туалетного юмора по пути к Луне

Вам может показаться, что самый жуткий кошмар, который заставляет просыпаться астронавтов и космонавтов по ночам, - это нечто вроде того, что вы могли видеть в фильме «Гравитация». Однако есть ситуации и намного более банальные, но не менее жуткие, чем столкновение вашего корабля с космическим мусором или станцией. Американским астронавтам Фрэнку Борману и Джеймсу Ловеллу пришлось пройти через такой бытовой кошмар.

В рамках полета «Джемини-7» экипаж должен был собирать свою мочу для последующего анализа. Но устройство для сбора несколько раз давало протечки. Несмотря на все усилия, команда так и не смогла собрать все парящие по капсуле шарики урины. Чтобы понимать драматизм момента, нужно знать, что обитаемый объем капсулы «Джемини» - 2,55 кубического метра. Астронавты застряли там на 13 суток и 19 часов при нулевой гравитации с летающими вокруг частичками собственной мочи. Позже, когда у них спрашивали об ощущениях от полета, экипаж сравнил его с двумя неделями, проведенными в мужском туалете. Очень маленьком туалете размером с субкомпактный легковой автомобиль, без уборщицы и освежителей воздуха.



Встреча «Джемини-7» и «Джемини-6А» на орбите. Фото: NASA



Земля и Луна с борта «Джемини-7». Фото: NASA



Приводнение «Джемини-7». Долгожданный свежий воздух уже близко. Фото: NASA

Транскрипция переговоров экипажей кораблей «Аполлон» и наземных служб были рассекречены еще в начале семидесятых, после окончания «космической гонки». С появлением и распространением интернета в них, конечно, традиционно нашли «доказательства» того, что экипажи слышали по радио сигналы НЛО, а NASA снова что-то скрывает. Но в них было и кое-что поинтересней - одна из величайших неразгаданных тайн человечества: кто же неудачно сходил в туалет в модуле «Аполлона-10» на шестой день полета?

Миссия «Аполлона-10» была последней экспедицией к Луне перед высадкой. В рамках полета команда корабля должна была повторить и еще раз проверить все операции, которые предстояло провести команде «Аполлона-11», кроме последнего этапа - непосредственно самой высадки на поверхность. На шестые сутки полета, за пять часов до включения двигателя для осуществления маневра возврата к Земле в командном модуле произошел пикантный разговор.





Транскрипция переговоров команды «Аполлон-10». Изображение: NASA



А кто это сделал?!

5:13:29:44 Командир: Оу, кто это сделал?

5:13:29:46 Пилот командного модуля: Кто сделал что?

5:13:29:47 Пилот лунного модуля: Что?

5:13:29:49 Командир: Кто это сделал? [Смеется.]

5:13:29:51 Пилот лунного модуля: Откуда это взялось?

5:13:29:52 Командир: Скорее, дайте мне салфетку. Тут в воздухе плавает д****о.

5:13:29:55 Пилот командного модуля: Я этого не делал. Это не мое.

5:13:29:57 Пилот лунного модуля: Я не думаю, что это мое.

5:13:29:59 Командир: Мое было более липкое. Выбросите это.

5:13:30:06 Пилот командного модуля: О, господи.

5:13:30:08 [Смех.]

Разобравшись с проблемой, команда вернулась к выполнению обычных обязанностей. Впоследствии, уже при полете к Земле экипаж несколько раз вспоминал инцидент с юмором, но больше такие ситуации не повторялись. Здесь стоит еще раз вспомнить о том, что космические исследования не только крайне опасны, но и очень сложны. И совершенно обыденные на Земле ситуации в космосе проявляются с другой стороны. Если сегодня у экипажа МКС есть сравнительно комфортный вакуумный туалет и конструкции, которые позволяют воспользоваться им без опасности загадить всю станцию, то у экипажей космических кораблей «Аполлон» и «Союз» такой роскоши не было.



Юджин Сернан, Джон Янг и Томас Стаффорд на фоне ракеты «Сатурн V». Фото: NASA



Командир экипажа Томас Стаффорд гладит нос игрушечного пса Снупи перед посадкой на корабль. Имя Снупи было кличкой лунного модуля «Аполлона-10». Фото: NASA



Земля с борта «Аполлона-10». Фото: NASA



Устройство для сбора «твердых» отходов человеческой жизнедеятельности. Фактически представляло собой пакет, закреплявшийся на нижней части тела. Специальная таблетка внутри предотвращала образование в пакете бактерий и газов. Фото: NASA

Вульгарный «Аполлон-10» и пьяный «Аполлон-8»

Полет «Аполлона-10» отметился в истории космонавтики не только туалетным инцидентом, но и рядом вскрывшихся проблем с космическим аппаратом, которые учли на Земле при подготовке следующего полета. После отделения лунного модуля на орбите у Луны и отработки совместного орбитального полета в программе модуля возник сбой, который на короткий срок сделал капсулу неуправляемой. К счастью, сбой не привел к бо́льшим поломкам, экстренной отмене миссии или жертвам. Частота пульса пилота Сернана поднялась до 129 ударов в минуту. А на те несколько минут, пока модуль бесконтрольно вращался, астронавты превратились в настоящих моряков и вспомнили каждое грязное слово, описывая лунную поверхность, появлявшуюся и исчезавшую в иллюминаторе. Когда команда благополучно вернулась на Землю, их ждал приветствующий баннер от коллег «Полет „Аполлона-10“ - только для взрослой аудитории».

«Аполлон-8» стартовал за пять месяцев до миссии «Аполлона-10» и был первым космическим кораблем, в рамках полета которого люди достигли другого небесного тела. А еще его полет пришелся на рождественскую ночь, которую команда провела на лунной орбите. Чтобы отблагодарить их за такую жертву на благо человечества, управление полетами включило в паек три миниатюрные бутылочки бренди на праздничный ужин. Это привело к неловким ситуациям в космосе. Сын одного из диспетчеров управления спросил, кто управляет кораблем, если они все выпившие. На что астронавт Уильям Андерс ответил: «Я думаю, в основном сейчас рулит Исаак Ньютон».



Транскрипция переговоров экипажа. Изображение: NASA


Одна из нераспечатанных бутылок бренди, летавших на «Аполлоне-8». Сейчас находится в личной коллекции Джеймса Ловелла - пилота командного модуля корабля. Фото: Heritage Auctions



Последняя ступень ракеты «Сатурн V» с борта «Аполлона-8». Фото: NASA

Достоверно известно, что NASA готовилось к рождественскому эфиру заранее, а среди личных вещей астронавтов также была Библия. После полета, уже на Земле экипаж в интервью рассказывал, что конкретных инструкций на этот счет для них не было и их просто попросили отметить вечер как-то «достойно». В результате астронавты начали зачитывать в эфир отрывки из Библии. Некоторые источники пересказывают историю о японском корреспонденте, который освещал из США полет «Аполлона-8». Тогда администрация NASA предупредила прессу, что в ящиках их столов будет по экземпляру Библии. Согласно легенде, корреспондент отблагодарил агентство «за оперативное предоставление расшифровки переговоров». Но документальных подтверждений этому, к сожалению, нет.

Космическая лодка «Союз ТМА-11»

Реальная посадка космического корабля - это не шутка, и она не похожа на посадку в фантастических фильмах. Эта часть космического полета, возможно, самая опасная и напряженная для команды. Спускаемый аппарат буквально врезается в плотные слои атмосферы, его поверхность нагревается до нескольких тысяч градусов, а экипаж может испытывать перегрузку до 9g. Во время посадки многое может пойти не так, как планировалось, и, даже если экипаж доберется до Земли целым и невредимым, существенное отклонение от расчетного места посадки чревато, например, встречей с дикой живностью или падением капсулы с высокого обрыва. Но иногда проблемы или комичные ситуации создают совсем не дикие животные.

Штатная посадка корабля «Союз ТМА-20М». Взрыв под капсулой - это работа шести двигателей мягкой посадки, срабатывающих на высоте 70 сантиметров от поверхности. Фото: Роскосмос

В такой ситуации во время возвращения с МКС в 2008 году оказался экипаж корабля «Союз ТМА-11»: Юрий Маленченко (Россия), Пегги Уитсон (США) и Ли Со Ен (Южная Корея). Один из пироболтов, перед посадкой разделяющих корабль на три части, не сработал, и «Союз» вошел в атмосферу с одним из модулей, болтающимся где-то на корпусе. К счастью, болт со временем сдался, но такого полета с раскаленным шаром по соседству было достаточно, чтобы ситуация целиком вышла из-под контроля. Корабль совершил крайне жесткую посадку, отклонившись от расчетной точки на 420 километров и существенно осложнив его поиски для наземных служб. А после посадки на местности начался пожар. Юрий Маленченко, крайне ослабленный полугодом в невесомости, смог выбраться наружу и повстречал двух местных жителей - казахов, привлеченных к месту посадки парашютом и дымом от горящей травы. Американский астронавт Крис Хэдфилд в своей книге «Руководство астронавта по жизни на Земле. чему научили меня 4000 часов на орбите» описывает эту встречу со слов Юрия.

«Вы откуда взялись?» - спросил один из них.

Юрий пытался объяснить, что они упали прямо из космоса, но их это, видимо, не сильно интересовало.

«Ладно, а что у вас за лодка? Откуда взялась лодка?» - спросил житель, не понимающий, как эта «плоскодонка» («Союз») может плавать в космосе.

Мужчины помогли космонавткам выбраться из капсулы, а Юрий Маленченко попросил их достать из корабля оборудование для радиосвязи, так как возвращаться в капсулу самому уже не было сил. «Нет проблем!» - вызвались помочь мужчины, забрались в «лодку» и… начали набивать карманы всем, что попадалось под руку. Юрий был слишком обессилен, чтобы вмешаться, но вскоре в небе показался первый спасательный вертолет и новые знакомые прекратили безобразничать.



Пожар вокруг места посадки корабля «Союз ТМА-11». Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин



Юрий Маленченко. Фото: novosti-kosmonavtiki.ru/А. Пантюхин

День космонавтики традиционно отмечается 12 апреля. Установленная дата связана с первым полетом человека в космос. В 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин стартовал с космодрома «Байконур» на космическом корабле «Восток-1» и впервые совершил орбитальный облет Земли. Предложил установить праздник второй летчик-космонавт СССР Герман Титов. Он обратился в ЦК КПСС. После этого вышел указ Президиума Верховного Совета СССР с соответствующим постановлением. Кстати, в этот же время отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. А в 2011 году на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днем полета человека в космос.



Шнурок Гагарина


Возвращения Юрий Гагарина из космоса ждал весь Советский Союз. За нашими победами следили и далеко за пределами СССР. Больше всего людям, конечно, запомнились кадры со встречи космонавта после первого полета. А точнее, его развязавшийся шнурок. На самом же деле, это был не шнурок, а болтающаяся тесемка подтяжки носков. Говорят, что из-за сползшего носка Юрия Гагарина по ноге очень больно била металлическая пряжка, однако советский космонавт дошагал по дорожке до «пункта назначения» под прицелом камер и взглядов миллионов не останавливаясь.

Как инженеры побороли космическую невменяемость?
До того, как Юрий Гагарин отправился в космос, никто и предположить не мог, каким именно образом человеческая психика может отреагировать на невесомость, космос, полное отстранение и одиночество. Но с гипотетической угрозой сойти с ума бороться было необходимо, как минимум, предусмотрев для этого специальные технические механизмы выявления психологического состояния человека. Так, для перевода корабля с автоматического на ручной режим управления была создана защита с вводом цифрового кода, который находился в запечатанном конверте. Предполагалось, что в состоянии невменяемости Юрий Гагарин не сможет открыть конверт и понять код. Правда, перед самым началом полета код ему все-таки сказали.

Во что превращаются слезы в космосе

Многих людей по вполне понятным причинам интересует масса вопросов, связанных с тем, мол, а как оно там – в космосе. Например, некоторые пытаются узнать, могут ли космонавты ТАМ плакать. Отвечаем – не могут. То есть, в теории, конечно, да, тем более, если очень хочется, но слезы не стекают привычно вниз. Они остаются на глазах в виде маленьких шариков. Более того, плакать космонавтам не советуют вообще – слезы могут вызывать неприятное жжение и потом эти самые шарики приходится убирать руками.

Космический туалет


Некоторых сильно интересует весьма деликатный вопрос – туалет. Это на Земле кому-то тема может показаться нетактичной, а для невесомости людей этому специально учат. Программа предполетной подготовки предусматривает работу на «тренажере позиции». Космонавту необходимо занять правильное положение на стульчаке и при этом смотреть не в какую-то отстраненную точку, а на монитор. Картинка на экран выводится с камеры, установленной под ободком унитаза. Конструкция подразумевает специальные фиксаторы для ног и бедер. Они в невесомости удерживают тело в сидячем положении. Отходы из космического туалета удаляются с помощью мощных всасывающих наносов. Далее твердые отходы отправляются в специальные емкости для утилизации, а жидкие фильтруются до состояния чистой воды. Уборные, как в России, так и, например, в Америке, разработаны и произведены в РФ. Стоимость каждого из них приблизительно 19 млн долларов.

Путешественник во времени. Кто это?
Наш, российский космонавт Геннадий Падалка провел на орбите в совокупности 878 дней. Это мировой рекорд. Вместе с тем, Падалка успел поставить и другой рекорд. Именно он является «обладателем» самого продолжительного путешествия во времени среди жителей планеты. Согласно теории относительности, чем больше скорость, с которой движется объект, тем сильнее для него замедляется время. Благодаря космическим полетам Сергей Крикалев, например, на 1/45 секунды моложе, чем если бы он оставался все время на Земле.

Чем пахнет лунная пыль?
Начитавшись Николая Носова с «Незнайкой на Луне», наслушавшись небылиц про космическое пространство, каждый второй ребенок задавался вопросом, как пахнет лунная пыль? Отвечаем – порохом. Чистоплотные американские астронавты пытались тщательно очистить свои скафандры, возвращаясь с Луны на корабль, но от лунной пыли было никуда не деться. Так было определено, что она источает своеобразный для космоса запах – запах земного пороха.

Почему перед полетом космонавты смотрят «Белое солнце пустыни»?
Традицией всех советских и российских космонавтов стал просмотр кинофильма «Белое солнце пустыни» перед полетом. Дело в том, что после гибели трех космонавтов корабля «Союз-11» экипаж «Союза-12» сократился до двух человек. Перед стартом они смотрели как раз этот фильм, а после удачной миссии заявляли, мол, товарищ Сухов буквально стал третьим членом экипажа.

Кто храпит?
Сон – это здоровье, здоровье космонавта – один из основополагающих факторов. Так что, помехи сну – враги космонавтики. Традиционная помеха – чужой храп, но только на Земле. Дело в том, что в невесомости захрапеть физически невозможно.

Силиконовая грудь и космос
Путешествие в космос как поездка, к примеру, в Финляндию, правда, очень-очень дорогая поездка – одна из давних фантазий людей. Много лет весь мир обсуждает, когда же эту мечту можно будет воплотить. Конечно, точных сроков мы не назовем, зато с уверенность можно сказать, что дамам с силиконовым бюстом поездка в космос заказана – в невесомости силикон имеет свойство взрываться.