Что такое нравственные ориентиры деятельности. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нужны ли они обществу? Из Ветхого Завета

«Идеал человека» - Понятие реальности вообще стало одним из самых неопределенных в наше время. Успех А. Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Исследование произведений различных жанров современной русской литературы. «Мы отважные герои очень маленького роста» . Любимыми героями ребят являются персонажи книг братьев А. и Б. Стругацких, С.Лукьяненко.

«Ценности человека» - Нравственный классный час. Пока человек живёт, он всегда о чём-то думает. Человек – неудачник – это человек, который… Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. Преуспевающий в жизни человек – это человек, который… Раскошь развращает. Минута откровения. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все.

«Духовное развитие» - Утверждает истину только доказательством; Все связи человека с миром. Помогает в духовном развитии увидеть «диалектику души»; Создает огромные ценности в произведениях живописи, музыки, архитектуры и литературы. Все многообразие объективной реальности; Религия как источник духовного развития. Стимулирует развитие познавательных возможностей, творческих способностей;

«Мораль тест» - 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. по теме «Личность и моральная ответственность». 3. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» В. А. Сухомлинский.

«Этическая мораль» - Понятие этики. Понятие морали. Тема 2 Этика товароведной деятельности. Особенности морали. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Высшие нравственные ценности. Нормы морали. Этическая культура сервиса. Цель этики. Этическая культура. Задача этики.

«Ценности» - Модель иерархии ценностей. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Ценности меняются вместе с развитием общества. Ценности-цели и ценности-средства Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития.

Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Источником моральных норм являются заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Фундаментом главного общечеловеческого нормативного морального требования является «золотое правило» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности -положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины « антиценности » или «отрицательные ценности ». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Деятельность как способ существования людей.

Деятельность - присущий только человеку способ отношения к окружающему миру, изменение и преобразование мира в интересах человека. В ходе деятельности человек создает «вторую природу»- культуру.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность человека имеет сходство с активностью животных, однако существуют следующие принципиальные различия:

1)результатом деятельности является изменение природы(активность предполагает только лишь приспособление к условиям природы);

2)человеку присуще целеполагание в деятельности, он учитывает опыт предыдущих поколений(животное выполняет генетически заложенную программу. Активность животного целесообразна, направляется инстинктами);
3)человек использует в процессе деятельности орудия труда(животное же использует уже готовые природные материалы)

4)деятельность носит творческий, продуктивный, созидательный характер(активность же- потребительский).

Структура деятельности.

Виды деятельности : практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (учебно-познавательная, научная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Субъект- это тот, кто осуществляет деятельность(человек, коллектив, общество).

Объект- это то, на что направлена деятельность.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.(подробнее в билете 17).

Действия- процессы, направленные на реализацию поставленной цели.

Цель- осознанный образ результата, на получение которого направлена деятельность.

Средства и методы- все, что используется в процессе деятельности для достижения цели. Средства бывают материальные и духовные.

Результат- реализованная на практике цель. Результат бывает материальный(предметы, здания) и идеальный(знания, произведения искусства)

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования - бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

Мотивы деятельности.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Мотивами могут являться:

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Виды деятельности.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.

Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического развития ребенка преобразуется в разные виды:

предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);

ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их значениями, игра может быть организована и между детьми);

игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение).

Учебная деятельность - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений .

Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности -- создание у ребенка сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений, навыков. Активными носителями общественного воздействия на развитие ребенка выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение с целью присвоения им общественного опыта через процессы обучения и воспитания .

Обучение - процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков.

Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей.

Трудовая деятельность - это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека .

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Деятельность и общение.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта и с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности - воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения - то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий - добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

ВАРИАНТ 1.

1. Главной задачей духовно – теоретической деятельности является

2) сохранение духовных благ

2. Культура в наиболее широком смысле слова означает

1) уровень воспитанности отдельной личности

2) образ жизни и стандарты поведения группы людей

3) созданные человечеством материальные и духовные блага

4) совокупность произведений изобразительного искусства

3. Верны ли следующие суждения?

А. Там, где невозможно по тем или иным причинам познание, нередко открывается широкое поле деятельности для веры.

Б. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.

4. Наукой о морали, нравственности является

1) этика;

2) экзистенция;

3) эстетика;

4) эклетика.

5. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
1) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;
3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

6. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется
1) категорическим императивом
2) «золотым правилом нравственности»
3) научным мировоззрением
4) духовной потребностью.

7. Верны ли следующие суждения?

А. Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на удовлетворение духовных потребностей людей.

Б. Мода не оказывает на духовное потребление никакого большого влияния.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

8. Верны ли следующие суждения?

А. Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной.

Б. Духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую

народом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

9. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

1) идеал; 2) ценность; 3) право; 4) религия.

10. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного;
2) добра и зла;
3) абсолютного и относительного;
4) идеального и материального.

Часть В.

В1. Вам представлена учреждения, которые способствуют сохранению и распространению духовных ценностей, но одно из них является исключением из данного списка.

Архив, музей, администрация, школа, СМИ, библиотека.

В2. Выполните соотнесение.

Термин

Определение

1. Духовное потребление

А. Личностное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований.

2. Ценности

Б. Одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы, социальной общности людей, тех или иных личностей.

3. Долг

В. То, что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей.

4. Моральная оценка

Г. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

5. Идеал

Д. Процесс удовлетворения духовных потребностей людей

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «нравственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о нравственности.

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

Часть С.

<...> <...> <...> <...>

(С.Э. Крапивенский)

С1 . Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2.

С3.

Духовный мир человека и деятельность.

ВАРИАНТ 2.

Часть А. Выберите правильный ответ.

1. Основной задачей духовно-практической деятельности является

1) производство духовных благ

2) изменение сознания людей

3) потребление духовных ценностей.

4) распределение духовных ценностей

2. Верны ли следующие суждения?

А. Мировоззрение представляет собой взгляд человека на мир в целом.

Б. Мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему миру.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

3. Наукой о морали, нравственности является

1) этика; 2) экзистенция;

3) эстетика; 4) эклектика.

4. Качество духовного потребления зависит от

1) культуры субъекта деятельности;

3) исследования социологов

4) организации досуга

5.Понятие «духовная культура личности» включает в себя

1) сложившиеся в обществе стандарты поведения в политической жизни;

2) представления человека о самом себе, о своем предназначении в мире;

3) религиозные верования т ритуалы, отличающие одну конфессию от другой

4) научные знания, накопленные человечеством за весь период его существования.

6. Верны ли следующие суждения?

А. Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека.

Б. Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому

себе, по всем видам своей деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

7. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

1) долга; 2) совести;

3) чести; 4) достоинства.

8. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:
1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;
2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;
3) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

9. Понятие категорического императива было сформулировано

1) Д. Дидро;

3) Г.Ф. Гегелем;

2) И. Кантом;

4) К. Каутским

10. Верны ли следующие суждения.

А. Без совести нет нравственности.

Б. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Часть В.

В1. Вам представлена классификация типов мировоззрения, но один из них не относится к данной классификации. Выпишите лишний термин в виде ответа.

Теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, мироцентризм.

В2. Выполните соотнесение

Термин

Определение

1. Духовное производство

А. Системообразующее начало нравственных понятий.

2. Идеал

Б. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

3. Добро

В. Деятельность людей по созданию духовных ценностей.

4. Убеждение

Г. Совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

5. Менталитет

Д. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

В3. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об мировоззрении.

В4. Заполните пропуски в таблице. Запишите ответ в виде

Вопросы

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Научное мировоззрение

Характерные черты

А.

Г.

Ж.

Сильная сторона

Б.

Д.

З.

Слабая сторона

В.

Е.

И.

Варианты ответов:

1.опирается на непосредственный жизненный опыт человека.

2. человек еще не занял в научном мировоззрении преобладающего места.

3. нетерпимость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки

4.основой являются религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой культуры: Библия, Коран, Талмуд и т.д.

5. мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры.

6. основана на научной картине мира, на обобщенных итогах достижений человеческого познания

7. возникает стихийно в результате практической деятельности человека

8. тесная связь с мировым культурным наследием.

9. обоснованность, реалистичность, связь с производственной и социальной деятельностью людей.

Часть С.

Прочтите текст и выполните задания С1-С3.

«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой воз­вышенной <...> Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными <...>; здесь разверты­вается производство идей <...>; здесь в значительной степени про­исходит и их потребление <...>

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляет­ся духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде все­го, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политиче­ской, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завер­шенным, как только получены новые идеи, прикладные и фунда­ментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве матери­альном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть прой­ти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуще­ствляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просве­тительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства - про­изводство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относи­тельно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное об­стоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент».

(С.Э. Крапивенский)

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направ­ленной на совершенствование экономической, социальной и по­литической сфер общественной жизни.

Вариант № 1.

1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:

а) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке;

б) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями;

в) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

г) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.

2. Наукой о морали, нравственности является

3. Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств, называется

б) «золотым правилом нравственности»

в) научным мировоззрением

г) духовной потребностью.

4. Соврешенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях

5. Мыслители, обосновавшие нравственный идеал как универсальный закон природы

г) Аристотель, .

1. Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют.

2. Учение о ценностях.

3. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью.

4. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

1. Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – …

2. Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно – …

3. Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры – …

4. Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки –

Задание:

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

8. Не укради.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Вдову и сироту не обижай».

Индуистские принципы йоги.

1. Ахимса

2. Сатья

3. Астейя

4. Апарибраха

5. Брахмачарья

Из Корана.

Тесты «Нравственные ориентиры деятельности».

Вариант № 2.

1. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

а) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;

б) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий;

в) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов;

г) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной действительности.

2. Центральными в этике являются понятия

а) общего и частного;

б) добра и зла;

в) абсолютного и относительного;

г) идеального и материального.

а) Д. Дидро;

б) И. Кантом;

г) К. Каутским

4. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией

5. Мыслители – сторонники социального происхождения морали

а) Фома Аквинский, Августин Блаженный;

б) Пифагор, Гераклит, Дж. Бруно, Спиноза;

в) Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер, Дж. Милль;

г) Аристотель, .

Работа с понятиями. Венгерский кроссворд.

Найдите здесь понятия, к следующим определениям:

Точка зрения, согласно которой моральные критерии относительны и зависят от обстоятельств, времени или людей, которые их применяют. Учение о ценностях. Одно из направлений в этике, возникшее в античной философии и представленное именами Демокрита, Сократа и Аристотеля; основным мотивом в поведении человека считает стремление к счастью. Отрицание всех положительных идеалов и любых поведений морали вообще.

Закончите предложения.

Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире – … Тип мировоззрения, который возникает в жизни человека в процессе его личной практической жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно - … Источником этого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд, Коран и другие произведения мировой духовной культуры - … Мировоззрение, прочно обоснованное достижениями науки - …

Задание: Ознакомьтесь с заповедями мировых религий. Отметьте идеи, одинаковые или сходные для всех мировых религий: призыв к миру; о помощи нуждающимся; о справедливости; о богатстве; о добре.

Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем.

Мировые религии о морали.

Христианские заповеди.

1. Я есть Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов, кроме меня.

2. Не делай себе кумиров ни на небе, ни на земле, ни под землей; и не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

4. Суббота (день покоя) посвяти его Господу Богу твоему.

5. Почитай своих отца и мать.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй, не изменяй любви и верности, сохраняй чистоту мыслей и желаний.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй, не лги.

10. Не завидуй чужому добру.

Библия, Книга Исход, гл. 20

Суть этих заповедей Иисус Христос изложил так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Евангелие от Матфея, гл. 22

Из Ветхого Завета.

«Почитай своих отца и мать. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

«Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его».

«Вдову и сироту не обижай».

«Если найдешь вола врага твоего или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним».

«Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».

«Блажен, кто помышляет о бедном!»

«Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».

«Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступитесь за вдову».

«И будет Он [Бог] судить народы…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать»

Индуистские принципы йоги.

Пять обетов Сдержанности – Йама, которые составляют Великий обет – Маха-вратам.

1. Ахимса – не-насилие, не-убийство, не-причинение вреда всему живому в делах, чувствах, словах и мыслях, любовь ко всему сущему.

2. Сатья – правдивость, искренность в делах, чувствах, словах и мыслях.

3. Астейя – не-воровство, не-присвоение чужого.

4. Апарибраха – не-накопительство лишнего, отказ от второстепенного ради главного.

5. Брахмачарья – воздержание, контроль за всеми желаниями, эмоциями, мыслями.

Пять главных обязанностей правоверных мусульман. Пять столпов веры.

1. Верить, что есть только один единый Бог – Аллах, а Мухаммед – его Пророк.

2. Совершать намаз (молиться) 5 раз в день.

3. Соблюдать главный пост с рассвета до заката в течение священного месяца Рамадан всем, кроме малых детей и больных.

4. Тратить пятую часть своего дохода на милостыню.

5. Совершить хотя бы раз в своей жизни хадж – паломничество (путешествие) в святые места – Мекку и Медину.

Из Корана.

«Поистине, Аллах любит делающих добро, сдерживающих гнев, прощающих людям».

«Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха того, что вы нарушаете справедливость. Будьте справедливы».

«А родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу, и другу, и путнику».

«Праведники кормят бедняка, сироту и пленника».

«И не говорите тому, кто предложит вам мир: «Ты неверующий»».

«Кто богат, пусть будет воздержан».

«Не будьте неумеренны. Он [Бог] не любит неумеренных».