Что означает слово самаритянин. При арабской власти. В период Крестовых походов

  • архим.
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Библейский словарь Нюстрема
  • свт.
  • прот.
  • * Библейский словарь Геце
  • Самаря́не - название народа, сформировавшегося в результате этнического смешения племен с евреями, населявшего территорию, границы которой соответствовали территории «Северного царства», образовавшегося после смерти царя Соломона в результате распада единого Израильского государства на два самостоятельных царства: Израильское (Северное) и Иудейское (Южное).

    Первым правителем Северного царства был Иеровоам (). Для того, чтобы его подданные не посещали Иерусалимский храм, он установил в двух городах, Дане и Вефиле, по золотому тельцу, устроил капище, незаконно поставил священников, ввёл богопротивные ритуалы и приобщил своих подданных к язычеству (). Так административное разделение единокровного еврейского народа усугубилось религиозным расколом.

    При царе Амврии на горе Семерон, купленной у Семира, был построен город, который, по имени владельца горы, получил название Самария ().

    Этот город имел статус столичного и представлял собой хорошо укрепленную, мощную крепость. При Ассирийском царе Салманассаре Самария была осаждена, и затем, не выдержав трехлетней осады, пала. Город был разграблен и разрушен, а сыны Израиля пленены и высланы из своей страны. Местные земли заполнились переселенцами, инородцами. Все живущие на той территории стали именоваться Самарянами. Впоследствии к ним был отправлен один из плененных еврейских священников, чтобы научить «закону той земли» (). Так грубые языческие верования колонистов столкнулись с верой в «Бога евреев».

    Относясь к Единому и Истинному Богу как к одному из многих богов, и даже как к главному местному божеству, Самаряне продолжали поклоняться кумирам, оставаясь, по сути, язычниками.

    Когда много десятилетий спустя Самаряне, желая участвовать в восстановлении разрушенного Иерусалимского Храма совместно с возвратившимися из Вавилонского плена представителями бывшего Иудейского царства, обратились к Зоровавелю, то заявили, что они являются почитателями Бога Израилева, и получили отказ (). После этого между Иудеями и Самарянами усилилась вражда.

    Самаряне признавали Пятикнижие Моисея за и ожидали Пришествия Мессии (). Тем не менее, их учение далеко отстояло от официального иудаизма. Один из центральных вопросов разногласия касался того, где должно поклоняться Богу (). Недоверие по отношению к Самарянам со стороны Иудеев было настолько огромным, что и само слово «Самарянин» нередко произносилось как бранное. Собственно, этим и объясняется вопрос Самарянки Христу: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» ().

    Посылая апостолов на проповедь, Господь заповедовал им: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (). Но это не значит, что Его личное отношение к Самарянам отличалось чрезмерным негативизмом. Напротив, объясняя законнику, кто является ближним, Спаситель поставил в пример не священника, не левита, а милосердного Самарянина (). Нечто похожее произошло в случае исцеления десяти прокаженных, из которых только один очно выразил чувство благодарности Сыну Божию, услышав в ответ: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». И это был Самарянин ().

    В отличие от упорствовавших в заблуждении Иудеев, многие Самаряне с радостью восприняли Евангельскую проповедь и последовали за Христом ().

    03.05.2015 г.|Сторчевой С.В.

    Кто такие самаряне?

    Среди палестинских иудеев существовала народность, получивших наименование самаритяне. Они искренне верили, что Мессия будет Спасителем мира, как это видно из беседы Христа с самарянкой (Ин.4 гл.). .....

    Среди палестинских иудеев существовала народность, получивших наименование самаритяне. Самаряне признавали только Пятикнижие Моисея, а также у них был храм на горе Гарезим. В ожидании Мессии самаряне стояли ближе, чем иудея. Они искренне верили, что Мессия будет Спасителем мира, как это видно из беседы Христа с самарянкой (Ин.4 гл.).

    Самаритяне (самаряне) - народность, образовавшаяся в Цент. Палестине (зап. часть современной Иордании) после захвата г. Самарии Саргоном II (722 до н.э.), от смешения вавилонских и арамейских колонистов с остатком израильского и хананейского населения. Переселенцы восприняли иудаизм и поддерживали тесные связи с Иудейским царством до разрушения Иерусалима вавилонянами и т.н. «Вавилонского пленения» (586 до н.э.). После возвращения иудеев из вавилонского плена произошел разрыв между самарянами и иудейской теократической общиной. Самаритяне основали особый храм на горе Гаризим (ок. Сихема, совр. Наблуса). Раннее христианство стремилось к сближению с самаритянами. Автономия общины самаритян сохранялась вплоть до 6 в. н.э., когда она была ликвидирована византийским императором Юстином II.

    А сама Самария - это город, основанный около 875 до н.э. израильским царем Омри, заселен, ханаанеями и превращена в автономную общину, находившееся до 40-х гг. 9 в. до н.э. в союзе с Израильским царством. При царе Иегу (ок. 842 до н.э.) стал столицей Израильского царства, после захвата Саргоном II (722 до н.э.) был заселен самаритянами, в 107 до н.э. разрушен иудейским царем Иоанном Гирканом, в 60-х гг. до н.э. восстановлен римлянами и переименован Иродом в Себаста (ныне Себастия).

    Самаряне

    Самаряне в НЗ - это народ, возникший в результате этнич. смешения евреев, населявших Северное, т.е. Израильское, царство, с переселенцами из разных областей ассир. империи (4Цар 17:24; Езд 4:9,10) , к-рые заселили города Самарии, после того как израильтяне были уведены в плен. По приказу ассир. царя один из плененных священников был возвращен в Самарию, чтобы учить языч. переселенцев бояться и почитать Господа (4Цар 17:27 и след.) , при этом от них не требовали отказаться от их прежних богов. Реформа Иосии (см. Иосия), затронувшая и область прежнего Северного царства, не имела здесь длит. действия. После возвращения евреев из вавил. плена С. выразили желание участвовать в восстановлении Иерусалимского храма, но евреи отказали им в этом (Езд 4:2 и след.) , вероятно, из-за того, что С. поклонялись идолам и не были чистокровными израильтянами. С этого времени между иудеями и С. началась вражда. С. построили себе храм на горе Гаризим. Когда это произошло, неизвестно; этот храм был разрушен Иоанном Гирканом (см. Маккавеи) после смерти Антиоха VII (128 г. до Р.Х.) и с тех пор не восстанавливался. Поскольку С. признавали Пятикнижие Моисея как Свящ. Писание, то в этом храме они, вероятно, поклонялись Господу. Главный спор между евреями и С. во времена Иисуса возник в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу - в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин 4:20; ср. Лк 9:25 и след.) , иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единств. святилищем Господа. При всех противоречиях с офиц. иудаизмом С. нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк 17:15,16; Ин 4) , чем жители других областей; именно среди С. появились первые христиане-не евреи (Деян 8:5-25; 9:31) . Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк 10:33-35) смог исполнить заповедь любви (Лев 19:18) , т.к. не был, подобно иуд. священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев 21:1) и предписаниями об их исполнении. Сегодня в Наблусе, близ древнего Сихема, проживают несколько сотен С., зарабатывающих на жизнь мелкой торговлей и ремеслами. Они ежегодно празднуют на горе Гаризим Пасху и другие предписанные в Лев 23 праздники. Самарянское см. Пятикнижие Моисея имеет совсем немного существ. расхождений с Масоретским текстом; так, напр., во Втор 27:4 название "Гевал" заменено на "Гаризим". В остальных же прим. 6 тыс. случаях отклонения от текста незначит., многие из них согласуются с Септуагинтой. Т.о., оба варианта восходят к одинаковым или родств. первоисточникам. С. утверждают, что располагают рукописью Пятикнижия "от 13 года господства сынов Израилевых над землей Ханаана" (т.е. от 13-го года после завоевания), тем не менее можно констатировать лишь то, что текст самарянского Пятикнижия Моисея, видимо, был окончат. установлен прим. в 400 г. до Р.Х., до окончат. разрыва между евреями и С. В этой связи исследователи указывают на текст Неем 13:28 : упомянутый здесь зять Санаваллата, будучи изгн. из Иерусалима, мог взять с собой одну из рукописей Пятикнижия.


    Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

    Смотреть что такое "Самаряне" в других словарях:

      Иудеи, оставшиеся в Палестине во время вавилонского пленения и смешавшиеся с поселенными там язычниками. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. САМАРЯНЕ, САМАРИТЯНЕ … Словарь иностранных слов русского языка

      - (самаритяне), религиозная община, появившаяся в Палестине после падения Израильского царства (722 до н.э.). Самаряне потомки уцелевших израильтян и иноземцев, переселенных в Палестину ассирийскими завоевателями. Когда евреи возвратились из… … Энциклопедия Кольера

      Под именем С. (Σαμαρειται) разумеется народ, занявший область десятиколенного израильского царства после разрушения его ассириянами. Имя С., происшедшее от главного города разрушенного царства (см. Самария), усвояется этому народу в новозаветных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      самаряне - А. В Ветхом Завете смешанный народ, поселился в Самарии: 4Цар 17:24 поклонялись многим богам: 4Цар 17:25 33 хотели помочь при постройке храма: Езд 4:1,2 предложение отклонено: Езд 4:3 пытались препятствовать постройке храма: Езд 4:4,5,24; Езд 5:3 … Библия: Тематический словарь

      Самарянский раскол был смесью иудейства и язычества. Самаряне принимали пятикнижие Моисеево, верили в единого Бога и ожидали Мессию. Богослужение их в храме на горе Гаризин имело отличие от богослужения, совершавшегося в храме Иерусалимском.… … Справочник по ересям, сектам и расколам

      Самаритяне на горе Гризим в праздник Шавуот,2006 Самаритяне (самаряне) (ивр. שומרונים‎ «шомроним») народ, живущий в Израиле, в квартале Неве Пинхас города Холон (пригород Тель Авива) и в квартале Кирьят Луза (Неве Кедем) города Шхем (Наблус) у… … Википедия

      Самаряне - (4 Цар 17:29), жители провинции Самарии, смешанный народ, большею частью, языческого происхождения, о котором говорится в 4 Цар. 17:24 и дал. После падения города Самарии в 721 г. до Р.Хр. и увода ее жителей в плен, ассирийский царь перевел людей … Словарь библейских имен

      Самаряне - особый народ, к которому иудеи относились весьма пренебрежительно и враждебно из за их сомнительного происхождения, непостоянства в вере и трусости. Однако многие самаряне ожидали Мессию и уверовали во Христа … Православная энциклопедия

      Самар’яне народ, образовавшийся из смешения колонистов, переселенных Саргоном в покоренную им Самарию (4Цар.17:24), с незначительными остатками местного израильского населения (2Пар.30:6 ,10,18; 2Пар.34:6 ,9; Иер.41:5). Вначале они ревностно… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

      Одна из групп Истинно православных христиан.

    В далекие времена, в период 887-859 годов до н. э., в северной части Иудеи располагалось и процветало государство Самария. Можно предположить, что самаритянин - это житель данной страны. Но слово "самаритянин" имеет и другое значение. В американском словаре оно толкуется как "человек, бескорыстно помогающий другим". В английском языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

    История о самаритянине

    В одной из притч повествуется о том, что Иисус Христос еще в период своей жизни на земле призывал людей работать с ним, спасая ближних. Он утверждал, что впоследствии такие люди унаследуют его небесный дом. Один из священников, желая испытать Иисуса, спросил: «Как можно заслужить вечную жизнь и кто наш ближний?» На его вопрос Иисус рассказал притчу.

    Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему.

    Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина.

    Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным. В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самаритянин.

    «Возлюби ближнего своего…»

    Священник и левит, не оказавшие помощи пострадавшему, считали себя праведниками. На самом деле они относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой».

    Описанный случай показывает, что самаритянин - это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно. И, как смог, помог пострадавшему. К сожалению, в нашей жизни встречается немало случаев, когда проходят мимо человека, которому нужна экстренная помощь. Часто принимают за пьяного лежащего на тротуаре: а у него, возможно, сердечный приступ. Вовремя принятое лекарство может спасти ему жизнь.

    Не проходите мимо

    Черствость и равнодушие позволяют пройти мимо человека, нуждающегося в помощи и поддержке. Происходящее вокруг нас сегодня свидетельствует о том, что многие не читают Библию. Потому и не представляют себе, кто это такой - добрый самаритянин, притча о котором рассказана Иисусом.

    Последователи Христа в православии и представители других религий призывают человечество к миру и добру. Они утверждают, опираясь на Библию, что человек, творящий добро, будет иметь вечную жизнь в небесном царстве. Каждый понимает эти слова по-своему и относится к ним по-разному. Но заложенный в них призыв творить добро является движущим фактором общественного развития. На данную тему существует много легенд, правдивых историй и притч. Самаритянин - это персонаж одной из них.

    Свидетели истории

    В настоящее время в Израиле, на территории бывшей Самарии, остались развалины, напоминающие о великолепии и богатстве города, где жил добрый самаритянин. Многочисленным паломникам и туристам, посетившим вспоминается библейская заповедь: «Тот, кто делает добро другим, сам становится духовно богаче и сильнее». Самаритянин - это добрый, отзывчивый человек. Его сердце наполнено любовью и милосердием. Он оказывает бескорыстную помощь нуждающимся людям.

    Человеческая память устроена так, что хорошо хранит злые деяния. Мы прекрасно знаем биографии Гитлера, Сталина, Калигулы и других кровавых тиранов. Но мало кто может вспомнить настоящее имя того, кто вошел в историю под прозванием «добрый самаритянин». Что означает данное выражение, стало известно благодаря Библии.

    Притча о добром самаритянине

    Среди назидательных историй, поведанных Иисусом Христом простому народу, выделяется сказ о милосердном обитателе области Самарии .

    Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться о способах обрести вечную жизнь. Иисус ответил, что достаточно жить в любви с ближними. Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни:

    • Героем притчи является еврей, пешком преодолевавший дорогу в Иерихон;
    • Но на пути ему попались бандиты, которые ободрали его до нитки и оставили умирать посреди дороги;
    • Несчастный долгое время лежал на оживленном пути, но никто не помогал ему. Что обычный благопристойный еврей, что священник не находили в себе жалости к нему;
    • Но помощь подоспела от одного из оказавшихся в здешних краях самарян (их евреи считали давними врагами). Тот не пожалел последних денег ради помощи умирающему.

    Таким образом Иисус продемонстрировал законнику необходимость помогать любому оказавшемуся в беде. И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.

    Кто такие самаритяне?

    Сегодня самаритяне представляют собой малый народ численностью не более тысячи человек. Они живут на территории Израиля в мире и спокойствии с титульной нацией евреев.

    Но две тысячи лет назад эти оба народа имели немало поводов для нелюбви друг к другу:

    • Название этническая группа получила по городу Самария, что был последней столицей Израильского царства. Они были насильно переселены туда ассирийцами;
    • Оказавшись на иудейской земле, народ воспринял местные обычаи, но не забывал и свои;
    • Проблемы с ассимиляцией вызывали конфликты с евреями, иногда перераставшие в открытые столкновения;
    • К 539 году до н. э. народы по обе стороны от Ханаана окончательно обособились;
    • Александр Македонский после завоевания Ближнего Востока решил воспользоваться местными конфликтами и помогал национальным меньшинствам в борьбе за свои права. Так при участии македонской администрации был построен самаритянский храм;
    • Римляне продолжили политику разделения и властвования. Они предоставили противникам иудеев широкую автономию и вынудили их принять язычество;
    • В последующие века численность народа заметно упала из-за исламизации.

    Закон доброго самаритянина

    Под этим условным названием в США известен комплекс нормативно-правовых актов, касающихся помощи пострадавшим до приезда спасателей.

    Практически каждый штат имеет собственный извод закона, но все они базируются на принципах здравого смысла :

    • Человек обязан помогать пострадавшему только в том случае, если их связывают семейный узы, он является лечащим врачом или виновником бедственного положения. Во всех остальных случаях закон оставляет право спасения на усмотрения каждого гражданина;
    • Если прохожий решил добровольно подойти к пострадавшему, то он не имеет права покидать место происшествия до приезда «скорой». Единственное исключение: опасность для жизни самого помощника;
    • Успешное спасение чужой жизни не подлежит оплате, даже если действия производил квалифицированный специалист;
    • При прочих равных условиях «самаритянин» не несет ответственности за возможную потерю здоровья в результате медвежьей услуги;
    • Мнение пострадавшего имеет значение. Если он явным образом выразил желание не принимать помощь, то нарушение его волеизъявления будет караться по всей строгости закона.

    Культурное восприятие

    Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом. Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен:

    • Рембрандт;
    • Винсент Ван Гог;
    • Эме Морот;
    • Доменико Фетти;
    • Иоганн Карл Лот;
    • Джордж Фредерик Уоттс;
    • Джакомо Конти;
    • Ян Вейнантс.

    Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа:

    Рембрандт ван Рейн, один из величайших мировых живописцев, не мог обойти вниманием известный библейский сюжет. В 1633 году он явил миру полотно о любви человека к ближнему:

    • Передний план целиком занимает лошадь, которую прислуга удерживает за уздечку;
    • Еще один слуга помогает умирающему взойти по лестнице в помещение;
    • У входа стоит состоятельный мужчина, в котором можно узнать добродетеля. Он вручает владельцу дома динары как плату за заботу о пострадавшем;
    • В левом краю картины можно увидеть молодого человека в шляпе с оперением;
    • В его сторону и смотрит несчастный. Выражение лица его говорит о том, что он едва понимает, где оказался. Согласно популярному прочтению иудей полагает, что попал в лапы главаря растерзавших его разбойников;
    • По словам критиков, образ еврея наиболее точным образом передает положение человека, обеспокоенного за свою жизнь. Ни до, ни после художникам не удавалось так живописать выражение беспомощности на лице;
    • На правом конце полотна безучастная служанка берет воду из колодца.

    Спустя несколько лет Рембрандт написал еще один вариант картины.

    Выражение «добрый самаритянин»

    Фраза стала крылатой и используется для обозначения того, кто готов пожертвовать самым последним ради абсолютно незнакомого человека . Именно это значение отражено в названии некоторых больниц, госпиталей и благотворительных организаций.

    Нередко выражение используется в переносном значении, в отношении тех, кто выставляет свою «доброту» напоказ.

    Богословская наука лишена подобных одномерных толкований легендарной притчи:

    • Греческий философ Ориген интерпретирует ее как спасение Адама Иисусом, что говорит о неизбежности Второго Пришествия. Прошедший мимо священник олицетворяет бессердечный закон, защищающий власть имущих;
    • Августин предложит еще более символическое толкование: Иерихон олицетворяет вечную жизнь, прошедшие мимо - Ветхий Завет, хозяин дома (где приютили пострадавшего) - Апостола Павла. По мнению современных философов, такая трактовка признается «мешаниной», не имеющей к оригинальному посылу никакого отношения;
    • Одна из ведущих фигур Реформации Жан Кальвин полагал, что история говорит о наличии врожденных обязательств между всеми людьми на земле.

    Библия является фундаментом Западной цивилизации. Культура любой страны, принявшей христианство, содержит многочисленные отсылки к ближневосточному фольклору. Так, для обозначения бескорыстного человеколюбия говорят: «добрый самаритянин». Данное выражение, одинаково хорошо понимают как в Нью-Йорке, так и в Москве.

    Видео: откуда это пошло, притча

    В этом ролике Анна Свиридова расскажет притчу о добром самаритянине, как важно помогать малознакомым людям: