Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка. Что такое «завет церкви»? Храм в Священном Писании

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») - архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) - (дом) Господа.

Фото – Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также “церковью,” слово, происшедшее от греческого “кириакон” что значит: “дом Господень”.

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев “по домам” (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые “катакомбы Каллиста.” Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название “кубикул.” В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения “крипты” представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть “капеллами” или “церквами.” В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», - говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни,а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в-третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святое святых,» «святилище» и «двор,» так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно «церковь,» и притвор.

Алтарь

Важнейшая часть христианского храма есть алтарь. Наименование алтарь
происходит от латинского alta ara - возвышенный жертвенник. По обычаю древней
Церкви алтарь помещался всегда в полукружии на восточной стороне храма.
Христиане усвояли востоку высшее символическое значение. На востоке был рай, на
востоке соделано спасение наше. На востоке восходит вещественное солнце, дающее
жизнь всему живущему на земле, на востоке же взошло и Солнце Правды, дающее
вечную жизнь человечеству. Восток всегда признавался символом добра, в
противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых
духов. Сам Господь Иисус Христос олицетворяется под образом востока: «Восток имя
ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк
Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах
всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило).
Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на
западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай,
где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую
горницу, где установил Господь Таинство Причащения.

Алтарь есть место одних
священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
праздники три поясных поклона.

Святой престол

Главную принадлежность алтаря составляет
святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель.
Он именуется также
«жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
адом.

Антиминс

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
«вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы.
Ряд известий
об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
«сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
«илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Ковчег

Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

Киворий

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели
ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина,
поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она
символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой
приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную
Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам,
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Дискос – (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое
или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец,» то
есть та часть просфоры, которая на Литургии претворяется в Тело Христово, а
также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале Литургии. Дискос
символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а
вместе с тем и гроб Христов.

Потир

Потир или чаша (от греческого «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале Литургии в эту чашу
вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на Литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Люди по-разному относятся к храмам. Одни приходят в них регулярно, другие совсем не заглядывают, а третьи прибегают в тех случаях, когда случилось несчастье, а надежда остается только на Бога.

Но независимо от того, ходим мы в храм или нет, для каждого из нас это сооружение является священным и выступает своего рода связующей нитью между нами и Господом.

В понятие «храм» заложено праславянское слово «chormъ» , что означает «дом вообще». В древние времена в таком строении собирались жители поселения для поклонения божествам и проведения сакральных обрядов. У праславянских народов (индоевропейцев) храм считался общим домом, куда мог прийти каждый человек для совершения ритуалов.

В последующем, когда славяне отделились от индоевропейской группы и начали исповедовать христианство, храмом стали называть культовое строение для собрания верующих.

В современное время под храмом понимают религиозное здание для совершения богослужений. В каждой религии оно имеет свои отличия. Например, среди православных храм – это сооружение, в котором стоит алтарь и проводится освящение вина и хлеба. Иудеи признают только один храм – Иерусалимский, который когда-то возвышался на Храмовой горе в Иерусалиме.


Сегодня на его месте находится мусульманское святилище Купол Скалы, поэтому фактически в иудаизме храмов не существует, поскольку синагоги к таковым не относятся. В исламе тоже нет храмов, так как их заменяет мечеть, а вот в индуизме храмом называют строение, в котором располагается мурти – священная статуя или изображение Бога.

Для христиан храм выступает своего рода частицей неба на земле, местом особого пребывания Господа, где можно с ним пообщаться, вознести молитвы и попросить милостей. В храм люди приходят по наитию, непреодолимому желанию или для того, чтобы принять участие в церковных службах в честь празднований или в дни скорби. При входе в культовое строение нужно перекреститься и прочитать особую молитву, а внутри – найти свободное место и совершить три поклона.

Если в данный момент нет богослужений, можно подойти к центральной иконе, приложиться к ней губами и произнести молитву. Также в храме принято ставить свечи за здравие живых и упокой душ мертвых.

Для заупокойных свечей предусмотрен специальный канонник, над которым находится малое распятие. В храме нужно причащаться и .


Чтобы получить благословение батюшки, следует подойти к нему и сложить ладони в виде креста, а затем поцеловать правую руку священника.

Храм – это священное место, где не приветствуется богохульство и злословие. При посещении культового строения нельзя громко разговаривать, пожимать руку знакомым и помещать руки в карманы.

Не рекомендуется ходить из одного конца здания в другой перед священником, ведущим службу или читающим молитвы. Приходить в храм нужно в скромных одеждах. Девушкам нельзя надевать мини-юбку, слишком открытые блузки, шорты или брюки. Замужние женщины должны входить в храм только с покрытой головой.

Запрещается приводить в священное место домашних животных, а, находясь возле храма, нельзя курить и распивать спиртные напитки.

Хотя в большинстве случаев церковь и храм выступают синонимами, замещать эти понятия одно на другое можно не всегда. Назначение храма – это предоставление прихожанину места, где он может помолиться и побыть наедине с Богом.

Церковь не только создает благоприятные условия для молитвы, но и занимается воспитанием верующих, их наставлением на путь истинный. В архитектурном отношении храмом считается здание с тремя и более куполами, тогда как в церкви куполов менее трех, а иногда нет вовсе.

Кроме этого, в храме может находиться несколько престолов для проведения литургий, а в церкви – всего один.

Главное отличие собора от храма – его статус. Собором принято называть главенствующее культовое сооружение города или здание, играющее важную роль в жизни прихожан. В населенном пункте может быть несколько храмов, но не все они являются соборами.


По архитектуре собор выделяется большей монументальностью, особенным внутренним оформлением. Литургии в нем проходят каждый день, причем читает их епископ либо другое высшее духовное лицо, в храме же литургии могут идти как ежедневно, так и только по воскресеньям.

«Я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее» (Мтф. 16:18)

В книге «Деяния Апостолов» мы видим, как Божья церковь родилась, росла и развивалась. Рождение церкви ознаменовалось тем, что Дух Святой был излит на верующих так, как никогда прежде, и Церковь получила задание от Господа - проповедовать Евангелие по всей земле.

Церковь – слово, которое все чаще и чаще мы начинаем использовать в нашей жизни. В России для нас оно обычно ассоциируется с храмом, свечами и иконами. Напротив, собрания христиан, проходящие в зданиях кинотеатров, дворцов культуры, где нет куполов и лампад, нам сразу же представляется, как что-то аномальное, сектантское, не истинное.

Чем же на самом деле является Церковь? Какой она должна быть? Кем она основана и зачем? На эти вопросы можно найти авторитетный ответ только в Библии – Божьем откровении для человека.

До прихода на Землю Господа Иисуса Христа Церкви не было. Это можно определенно сказать на основании следующих соображений:

Христос сказал: «Создам Церковь Мою», значит в то время, когда Он произносил эти слова, Церковь еще не была создана: ее еще не было.

Апостол Павел говорит пресвитерам Ефесской Церкви, что «Иисус приобрел Церковь», то есть, до Христа Церкви никто не приобретал.

«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею» (Деян. 20:28).

Причина «создания» Церкви кроется в любви Божией: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее» (Еф. 5:25). Итак, мы видим, что «автором» и создателем Церкви не был человек. «Автором» Церкви является Сам Бог.

Чтобы лучше понять, что такое Церковь, рассмотрим сначала происхождение и значение этого слова. Греческое слово «экклесиа», также переводимое как «церковь», образовано приставкой «эк», означающей «вовне», и глаголом «калео» - «призывать» (Новый Завет был написан на греческом).

Обычно это слово использовалось для обозначения собрания людей, на котором обсуждались общие для них дела и решались важные для всех вопросы.

С появлением и распространением христианской веры это слово – «экклесиа» стали употреблять для обозначения собрания верующих в Господа Иисуса Христа, как Спасителя и Искупителя.

В Новом Завете слово «экклесиа», помимо узкого значения, относящегося к конкретной группе людей (поместной церкви), приобретает дополнительное значительное содержание, оно становится термином, обозначающим Божий народ в целом (Вселенскую Церковь).

Важно понять, что слово " Церковь " имеет отношение не к зданию, а к людям, собранным Богом в определенном месте и с определенной целью.

Где бы ни собирались христиане для поклонения Богу - в специальных зданиях, в своих домах или арендованных помещениях - само их собрание является Церковью. То есть, выражение "ходить в Церковь" означает "ходить в собрание христиан".

В книге Деяний Апостолов мы можем видеть, как Божья Церковь родилась, росла и развивалась. Рождение Церкви ознаменовалось тем, что Дух Святой был излит на верующих так, как никогда прежде, и Церковь получила задание от Господа - проповедовать Евангелие по всей земле.

В книге «Деяния апостолов», во второй главе, с 42 по 47 стихи написано о том, что Церковь - это место, где проповедуется Слово Божье на понятном и доступном народу языке. Благодаря этому, верующие могут познавать Бога и Его волю для своей жизни.

Все, что совершал Иисус, когда Он ходил повсюду, теперь совершают его ученики. В Евангелие от Марка 16:20 сказано: «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями».

Исцеление от различных болезней, духовное и физическое восстановление – это то, что должно присутствовать в Церкви, где живет Дух Божий (Иак. 5:13-18).

Церковь – это люди, верующие в Иисуса и близко связанные друг с другом любовью Господа. Мы можем видеть из Писания, что отношения в семье являются прообразом отношений верующих в Церкви, поэтому мы являемся братьями и сестрами во Христе, имея одного Отца Небесного;

Церковь – это место взаимопомощи. В ней люди учатся служить друг другу, а также помогать нуждающимся в этом мире. В поместной Церкви существует множество служений для осуществления этой цели

Мы видим, что посещение Богослужений два раза в год - на Рождество и Пасху - не было в духе первых христиан. Здесь же рассказывается о том, что в Церкви верующие постоянно собирались в домах друг у друга для молитвы и изучения Слова Божьего, а также, просто, для дружеского общения за столом.

Церковь – это единый народ Божий. Библия говорит о ней, как о Теле Христовом. Верующие – части этого тела. Как в физическом теле часть не может жить отдельно от всего тела, так и в духовном мире.

Это жизненно необходимо для каждой части Тела Христова: чтобы сохранить живую веру в Господа и любовь - быть соединенным с другими частями Тела. Церковь – это не то место, куда надо ходить. Церковь – это то, частью чего нужно являться (Ефес. 1:22; 1Кор.12:27).

Также удивит многих то, что здесь говорится, что церковь – это то место, где преизобилует радость, простота и веселье. (1-е Фес. 5:16)

Церковь – это место прославления и поклонения Богу. Библия учит, что мы можем прославлять Бога во время богослужений на различных музыкальных инструментах. Петь Ему с радостью, восклицанием, хлопая в ладоши и даже танцуя перед Ним (см. Псалмы 97,150. Здесь "хвалить с ликами" – буквально переводится «Славить Бога в танцах»).

Ну и, конечно же, молитва – это то, что было неотъемлемой частью жизни первой Церкви и остается таковой и теперь. «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» (Мар.11:17)

Церковь Христа является «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). Она ведет непрестанную борьбу с силами дьявола. Победа в этой борьбе по обетованию Господа останется на стороне Церкви: «врата ада не одолеют ее».

Один из главных факторов, чем Церковь отличается от других земных организаций, есть то, что Иисус является ее главою. Он – Бог, Он наполняет Церковь Своим присутствием.

В Евангелие от Матфея, в 20-м стихе 18-ой главы говорится: «Где двое или трое собрались во имя Христа (в храме, на улице или на кухне, не имеет значения), там и Иисус посреди них».

Поэтому, когда мы, кто любит Господа, приходим на собрания верующих, то получаем вдохновение, утешение и исцеление, ответы на наши нужды. Там текут потоки жизни, радости и силы потому, что Христос – есть Бог и Он пришел на эту землю, чтобы дать нам жизнь с избытком (Ин.10:10).

Он открыл нам двери для познания Бога. Он заплатил сполна за наши грехи на Голгофе около 2000 лет назад. Он не перестает любить людей и сейчас.

Важно, чтобы каждый знал, что он может стать частью Церкви не через особые ритуалы, а через духовное рождение, которое от Бога.

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:3-5). Это происходит, когда человек всем сердцем раскаивается в грехах, обращается от старого пути и признает Иисуса Господом, он рождается свыше и получает мир с Богом.

Следующим важным шагом является присоединение к Церкви. Как новорожденный младенец не может выжить без заботы и любви своей семьи, своих близких, так и «новорожденный» христианин нуждается в заботе и помощи своей духовной семьи - Церкви, чтобы хранить веру и возрастать духовно.


ВВЕДЕНИЕ

Профессиональные спортивные клубы часто включают пункты об ответственности за поведение своих игроков вне поля. Таким образом, они могут штрафовать, садить на скамейку запасных и даже увольнять игроков, пятнающих репутацию клуба своим безнравственным поведением (например, устраивая пьяные дебоши).

В 1980х годах компания IBM имела очень строгий дресс-код для своих торговых представителей: темный костюм, белая рубашка, темный галстук. Компания хотела, чтобы IBM ассоциировалась с профессионализмом у всех своих клиентов.

Эти два примера подчеркивают важность того, как наши публичные заявления и репутация соотносятся с тем, как мы в реальности живем. Если репутация важна в мире бизнеса и спорта, то она тем более важна для совместной жизни церкви и жизней отдельных христиан. Соответствует ли наша жизнь тому, что мы проповедуем?

Иаков предупреждает нас, что «если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иакова 1:26).

Другими словами, если вы заявляете о своей вере в Христа, но в вашей жизни нет коренных изменений, то стоит серьезно задуматься о подлинности такой веры. Иоанн говорит: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1 Иоанна 2:3). То, как мы живем, имеет значение. В этой статье мы посвятим внимание тому, как мы живем, будучи членами поместной церкви.

ЧТО ТАКОЕ «ЗАВЕТ ЦЕРКВИ»?

Завет церкви можно описать пятью разными способами.

  • Завет церкви – это обещание. Обещание Богу, поместной церкви и себе.
  • Завет церкви – это свод того, как мы договорились жить. Если наше вероисповедание – это хороший свод того, во что мы верим, то наш завет церкви – это свод того, как мы договариваемся жить. А еще важнее – это свод того, как Бог повелевает нам жить. Завет не включает абсолютно каждое повеление Библии, но дает хорошее обобщение того, что значит жить как последователь Христа.
  • Завет церкви – это знак посвященности. Посвященности Богу, Его церкви и личной святости.
  • Завет церкви – это заявление о нравственности. Историк Чарльз Де Виз писал: «Завет церкви – это ряд письменных обетов, основанных на Библии, которые члены церкви добровольно дают Богу и друг другу. Эти обеты отражают основные моральные и духовные обязательства и практику их веры» (Заветы баптистских церквей, стр.8). По сути завет церкви подразумевает, что членство включает в себя взаимную подотчетность христиан друг другу в различных аспектах жизни в согласии с их общим пониманием Писания.
  • Завет церкви – это библейский стандарт. Завет церкви полезен в случаях церковной дисциплины. Как члены церкви, мы побуждаем друг друга к жизни в святости и увещеваем братьев и сестер, упорствующих в грехе.

ОТКУДА ПОЯВИЛИСЬ ЗАВЕТЫ?

Уяснив, что такое завет церкви, давайте разберемся, откуда он пришел. Библия не дает поместной церкви прямого повеления иметь письменный завет. Мы видим примеры заветов между Богом и человеком, а также между людьми, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Моисей передает завет от Бога народу Израиля. Так же поступают и Ездра с Неемией. В НЗ мы читаем, что «Христос есть ходатай нового завета», который Он заключил через Свою смерть и воскресение. Главным образом, заветы церкви исходят из понимания того, что поместные церкви должны состоять из рожденных свыше членов. Мы называем это возрожденным членством в церкви.

В 16 веке вследствие Реформации мужчины и женщины начали покидать Римскую Католическую церковь из-за важности вновь открытой доктрины спасения лишь через веру в Христа. Крещение и членство перестали быть необходимыми для спасения. Членство в церкви перестало быть гражданским долгом и частью воспитания. Они стали тем, чем должны были быть – откликом веры на истины Евангелия. Через веру мы получаем самые удивительные призвания: быть детьми живого Бога, послами Христа, царским священством. Мы становимся носителями Божьего имени среди народов мира. Послушайте Божьи слова об этом: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что Я Господь, говорит Господь Бог, когда явлю на вас святость Мою перед глазами их» (Иез. 36:23). Мы призваны быть живым свидетельством Божьей святости!

В противовес библейской картине я хочу дать вам 2 примера того, как современные церкви пренебрегают защитой возрожденного членства. Первый – это когда церкви, движимые благим желанием позаботиться о детях своих членов, соглашаются крестить детей и подростков, в которых очень сложно различить подлинность новой жизни. Зачастую, из-за благого желания угодить родителям, дети проходят крещение в «одностороннем порядке» — без возможности для церкви увидеть плод Духа в их жизни. Обычным явлением бывает и то, что крещенные дети не становятся членами церкви. Получается, что с одной стороны церковь через крещение заявляет, что они представители Христа на земле, а с другой – не дает им ответственности перед другими членами церкви.

Точно так же, без злого умысла, мы можем поступать и со взрослыми. Мы обещаем им изменения в жизни, улучшения на работе и в браке, если только они «примут Иисуса в свое сердце». Кто не захочет такого быстрого и безболезненного бартера? Человек повторяет «молитву покаяния» и его с радостью крестят и принимают в членство церкви без должного разъяснения Евангелия и проявления плодов покаяния и веры в Христа. В обоих случаях мы побуждаем людей к уверенности в собственном спасении без видимого основания, проявленного в измененной жизни. Таким образом, мы не только не оказываем им духовного блага, но более того, способствуем духовному самообману – тому, что дьявол желает каждому из нас.

Церковь призвана жить и поступать по-другому. Когда человек соглашается с заветом церкви, он соглашается быть подотчетным всем другим членам своей церкви. В то же самое время, он соглашается заботиться и держать в подотчетности этих же людей. Быть подотчетным означает то же самое, что и «быть ответственным за кого-то» . Завет церкви, не предполагающий такой ответственности, становится бесполезным документом.

ПИСАНИЕ ПОДЧЕРКИВАЕТ НАШУ НУЖДУ В ПОДОТЧЕТНОСТИ

  • Прочитайте Мф. 18:15-17 – У нас нет разрешения на грех. Более того, если мы пребываем в грехе, то рискуем подтвердить то, что никогда не имели новой жизни от Бога. Матфея 18 дает нам инструкцию того, как поступать с нераскаянным грешником.
  • Прочитайте 1 Кор. 5. Если бы община в Коринфе позволила этому мужчине оставаться членом церкви, то он сам и наблюдающий мир могли бы думать, что человеком может быть христианином и одновременно предаваться сексуальному разврату. Более незрелые члены церкви также бы пострадали, а репутация церкви была бы утрачена.

В церкви всегда будет грех, потому что все мы согрешаем. Сейчас мы говорим о том, как поступать с людьми, чьи жизни характеризуются грехом. С людьми, которые выбирают грех вместо Бога и Его Слова и которые оправдывают свой грех вместо того, чтобы покаяться и просить Бога о прощении. Цель подотчетности – это не осуждение неверующих людей, у церкви никогда не было такой задачи. Цель подотчетности – это защитить самих себя от заблуждений касательно собственного духовного состояния и защитить свидетельство церкви перед миром от тех, кто устами исповедует Христа, но сам живет, как неверующий. Мы хотим восстановить таких людей к истинным отношениям с Богом и семейному общению с Его церковью.

Что в таком случае нам следует ожидать от нашего завета церкви? Во-первых, он должен быть библейским, то есть исходить из Писания. Во-вторых, в центре внимания должна быть вся община верующих, то есть завет должен быть совместным, а не частным. И, наконец, лучше, чтобы завет был довольно коротким.

ЧТО ГОВОРИТ НАШ ЗАВЕТ ЦЕРКВИ?

Для большей ясности мы разделили завет нашей церкви (баптистской церкви на Капитолийском холме – Capitol Hill Baptist church) на 3 части: введение, обеты и благословение.

Введение

Не стоит бегло просматривать введение, чтобы побыстрее добраться до центральной части завета. Введение содержит богатый смысл. Приведу вам 3 примера:

a . Во-первых, завет должен заключаться христианами. Мы взяли слова Иисуса из вступительных стихов Евангелия от Марка и начали свой завет с того, что он заключается теми, кто «покаялся и верит» в Господа Иисуса Христа.

b . Во-вторых, завет должен заключаться крещенными христианами. Завет церкви должен заключаться теми, кто был крещен «по исповеданию веры». Другими словами, теми, кто был крещен как верующий.

c . В-третьих, завет может выполняться лишь с Божьей помощью – «уповая на Его милосердную помощь». Всякая способность исполнять завет нашей церкви дана нам Святым Духом, ничто не исходит от нас самих. Это означает то, что мы всё можем в Иисусе Христе, а также то, что нет ни единой причины для собственной гордости. Вся слава и честь воздается одному лишь Богу.

Обеты

a . Мы будем трудиться и молиться за единство Духа в союзе мира. Мы должны молиться, чтобы Божий мир пребывал во всей церкви. Мы должны молиться, чтобы Святой Дух направлял нас единым строем, будь то на воскресном богослужении или на собрании членов. Единство – это хрупкая вещь.

b . Мы будем идти вместе, имея братскую любовь, и преданно увещевать друг друга, если возникнет такая необходимость . Разделяем ли мы бремя друг друга? Проявляем ли мы внимание друг ко другу? Увещеваем ли мы друг друга, когда видим грех? Побуждаем ли друг друга к святости? Делаем ли мы все это для людей, которые не похожи на нас? Недостаточно заботиться лишь о людях вашей национальности, культуры и социального статуса. Проверьте, насколько культура вашей церкви соответствует библейскому видению о поместной церкви.

c . Мы не будем оставлять совместного собрания. Христиане не собираются вместе просто для того, чтобы получить благословение. Мы собираемся вместе для того, чтобы прославить Бога, получая назидание из Библии, молясь и служа вместе, вместе воздавая хвалу Господу. Через всё это невеста Христа готовится к встрече со своим женихом. Мы не собираемся для простого удовлетворения наших нужд и потребностей и не являемся стационарным собранием Билли Грэмма для благовестия. Постоянное посещение собраний церкви жизненно важно, потому что является первым шагом для отношений подотчетности. Если вы перестаете посещать церковь регулярно (по причине переезда, болезни, либо просто решили присоединиться к другой церкви), то СКАЖИТЕ КОМУ-ТО ОБ ЭТОМ. . . лучше всего — пастору. Непосещение – это либо дверь ко греху, либо отражение греха в жизни.

d . Мы не будем оставлять обычая молиться за себя и за других. Мы должны лично молиться, чтобы Бог взращивал нас во Христе. Мы должны молиться, чтобы Он укреплял нас для Его труда. Мы должны молиться за Его водительство. Мы должны молиться, чтобы Бог работал в других членах церкви. Для этой цели в нашей церкви есть справочник членов, доступных для всех членов церкви. Мы призываем членов нашей церкви молиться за людей, по одной странице справочника каждый день.

e . Мы постараемся воспитать тех, кто доверен нашему попечению, в учении и наставлении Господа … Это относится к нашим детям, а также к братьям и сестрам, за которых вы молитесь. Мы заключаем совместный завет для того, чтобы быть частью жизней друг друга. Ученичество и духовное наставничество должны быть нашей ежедневной целью.

f . Являя пример чистоты и любви, достигать спасения наших родных и друзей. Часть нашей жизни должна включать благовестие нашим родственникам и друзьям. Проповедь Евангелия настолько важна, что мы включаем ее в свой завет для того, чтобы вдохновлять друг друга в свидетельстве о нашей вере.

g . Мы будем радоваться друг за друга. Иногда мы чувствуем себя лучше, когда у наших друзей что-то не получается. Это плохо и неправильно. В мире зависти, ревности и жадности мы призваны радоваться счастью других и прославлять Бога за это. Возможно, это один из самых сложных для исполнения обетов. Без Божьей благодати мы не сможем этого сделать из-за собственного эгоизма и гордости.

h . Будем нести бремена и скорби друг друга. Бог не создал нас для того, чтобы проходить испытания в одиночку. Обетование в Галатам 6 говорит, что Бог заботится о нас через других братьев и сестер. Одно из самых сильных свидетельств этому миру – это то, как христиане верно служат друг другу.

i . Мы мире, отвергая нечестие и мирские похоти. Мы заключаем завет друг с другом, потому что нуждаемся в помощи в нашем хождении с Богом.

j . Мы будем совместно трудиться для продолжения верного евангельского служения в этой церкви. Каждый член играет важную роль в поддержании церкви через молитву, приверженность библейскому учению, финансовую и другую поддержку.

k . Распространение Евангелия среди всех народов. Один из самых очевидных способов достижения этой цели – это личное благовестие неверующим людям. Мы все призваны к этому Писанием, что также отражается и в нашем завете. Я думаю, что наш завет призывает к содействию этой миссии и другим способом. Бог показывает, кем Он является, через церковь. По благодати Господа мы несем совместное свидетельство Божьей святости и любви. Поэтому через то, как мы служим вместе и любим друг друга Бог являет истины о Себе заблудшему миру. В Иоанна 13:34 мы видим план благовестия Иисуса: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Поймите суть: мы не просто кучка людей, которые собираются в одном месте. Бог желает, чтобы мы были одним телом! Церковь становится явлением Его славы и инструментом благовестия.

l . Переехав в другую местность, мы как можно скорее присоединимся к другой церкви. Членство не означает особой ностальгии по вашей первой церкви. Членство подразумевает объединение с группой христиан в том месте, куда Бога вас физически поместил. Если вы переезжаете в другой город, вам обязательно следует перенести ваше членство в новую церковь. Мы все жаждем встречи со своими христианскими друзьями из других городов и стран, но до этой встречи мы будем посвящать себя служению Царству через свои поместные церкви.

Благословение. Эти слова вам знакомы – мы заканчиваем ими каждое богослужение. Они взяты из 2 Кор. 13:14. Мы народ, который имеет благодать Иисуса Христа, спасительную любовь нашего Небесного Отца, единение с Его Сыном и единство со всей Божьей семьей через Святого Духа.

Заключение.

В заключение, еще два комментария о завете церкви. Во-первых, наш завет должен быть вызовом . Во-вторых, наш завет должен служить утешением .

a.Наш завет церкви является вызовом просто потому, что иногда бывает сложно жить благочестивой жизнью. Также он является вызовом потому, что каждый член церкви несет ответственность за жизни других верующих. Подотчетность – это «дорога с двусторонним движением». Это серьезная ответственность. Не та ответственность, которую мы чувствуем за близких друзей, но ответственность, которая исходит из наших слов перед лицом Бога: «Я люблю тебя и буду ободрять тебя в твоем духовном росте». Это по истине серьезный вызов.

b. Этот завет не просто наш вызов друг другу становиться более зрелыми христианами. Наш завет также дает утешение. Утешение от знания того, что о вас заботятся и молятся – несовершенным образом, но верно. Утешение от того, что, присоединившись к церкви и заключив завет с другими верующими, у вас теперь есть братья и сестры, которые подадут руку, когда вы падаете. У вас есть братья и сестры, которые будут бежать марафон веры вместе с вами, молясь о вас и служа вам. Братья и сестры, которые заботятся о вашем духовном состоянии и, если вы нарушаете свой завет последователя Христа, то они будут увещевать вас возвратиться. Если вы будете упорствовать в грехе, они сделают всё, что смогут, чтобы вы не пребывали в самообмане и осознали всю тяжесть греха. Это то идеальное видение, к которому мы стремимся.

c. “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”.

_____________________________________________________________________

Завет баптистской церкви на Капитолийском Холме

Согласно упованию нашему в то, что мы были приведены Божественной благодатью к покаянию и вере в Господа Иисуса Христа, и, отдавши себя Ему, а также крестившись по исповеданию веры нашей во имя Отца и Сына и Святого Духа, мы ныне уповаем на Его милосердную помощь, в знак чего торжественно и радостно обновляем наш завет друг с другом.

Мы будем трудиться и молиться за единство Духа в союзе мира.

Мы будем идти вместе, имея братскую любовь, как прилично членам Церкви Христовой, на деле являя сердечную заботу и предупредительность в отношениях, и преданно увещевать друг друга, если возникнет такая необходимость.

Мы не будем оставлять совместного собрания, а также обычая молиться за себя и за других.

Мы постараемся воспитать тех, кто доверен нашему попечению, в учении и наставлении Господа, и, являя пример чистоты и любви, достигать спасения наших родных и друзей .

Мы будем радоваться друг за друга и стремиться с нежностью и состраданием нести бремена и скорби друг друга.

Посредством Божественной помощи мы будем стремиться жить надлежащим образом в мире, отвергая нечестие и мирские похоти, помня, что как мы были добровольно погребены в крещении и воскрешены из символической могилы, так теперь на нас возложена особая ответственность жить обновленной и святой жизнью.

Мы будем совместно трудиться для продолжения верного евангельского служения в этой церкви, поддерживая ее поклонение, таинства, дисциплину и учение. Мы будем доброохотно и регулярно жертвовать на поддержку служения, издержки церкви, помощь бедным и распространение Евангелия среди всех народов.

Переехав в другую местность, мы как можно скорее присоединимся к любой другой общине, в которой сможем придерживаться духа этого завета и принципов Священного Писания.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами. Аминь .

Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо , т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол , который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник . Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.